Мозговая атака, метод: описание, технология и отзывы. Метод мозгового штурма, или мозговой атаки: суть, правила и этапы проведения

Эпиляция 23.09.2019
Эпиляция

Многие люди часто сталкиваются с задачами, которые отнимают у них немало драгоценного времени. Приходится вычитывать массу литературы, смотреть видеоматериалы, спрашивать совета у друзей и т.д. Для быстрого решения проблемы проводят метод мозговой атаки.

Правила проведения мозговой атаки

1. Задача четко формулируется и записывается. Она выглядит в виде одного или нескольких предложений. Иногда ее разбивают на подзадачи. При этом используют специальные вопросы:

  • почему необходимо решить проблему;
  • кто и где должен это сделать;
  • каким образом и т.д.

2. Участники делятся на две группы: создателей идей и экспертов. Последние не предлагают решения, а оценивают уже предложенные. Это квалифицированные специалисты, которые обладают аналитическим складом ума.

3. Во время представления идеи ее генератора запрещено критиковать. Вместо этого создается дружеская атмосфера с шутками и простой формой изложения. За 30-45 минут участники должны получить максимальное количество идей.

4. Все предложения записываются на бумаге. Иногда для фиксации используют аудио, видеозапись. Эксперты сразу же или после перерыва проводят анализ предложенных идей и останавливаются над наиболее приемлемыми.

Метод обратной мозговой атаки

Данный метод очень часто используется на . Он осуществляется через выявление и устранение проблем уже существующих идей и решений. В роли объекта мозговой атаки может выступать изделие, сфера обслуживания, процесс и т.д. Задача обратной мозговой атаки должна содержать четкие ответы на вопросы, к примеру:

Составляется наиболее полный список недостатков рассматриваемой , которая подвергается критике. После этого участники размышляют над тем, как можно устранить каждый недостаток и каким путем это необходимо сделать.

Стоит отметить, что метод мозгового штурма и мозговой атаки позволяет отразить недостатки в полном объеме и полностью их устранить, отыскав наилучшие пути для усовершенствования исследуемой предметной области.

Мозговая атака позволяет разрешить существующую проблему в довольно сжатые сроки. При этом собираются наиболее активные и опытные участники. Общими усилиями они выявляют проблему и генерируют множество идей для ее разрешения.

Мозговая атака - метод, который сегодня пользуется невероятной популярностью. С его помощью можно найти альтернативные пути решения сложных задач. К тому же он позволяет личности раскрыть свой внутренний потенциал. Применяется данный метод чаще всего в больших коллективах на совещаниях, когда требуется прийти к какому-то определенному решению.

Мозговая атака - метод, который подразумевает, что все участники процесса будут проявлять выраженную активность. Ситуация, когда сотрудники одного предприятия по очереди высказывают свое индивидуальное мнение, позволяет каждому не оставаться в стороне и быть услышанным. В условиях современной действительности, когда у начальника часто отсутствует возможность уделять время каждому работнику, данный метод является просто находкой.

История и описание

Метод мозговой атаки (мозгового штурма) впервые появился в 1930 году, а описан он был значительно позднее - в 1953-м. Автор данной концепции - американский исследователь Алекс Осборн. В свое время этот ученый выступил в защиту свободного высказывания и рекомендовал свой метод преимущественно для правильного планирования любой предпринимательской деятельности. Мозговая атака до сих пор используется ведущими бизнесменами для организации и ведения дел. Отмечается ее полезность: производительность труда растет, прибыль увеличивается, новые идеи появляются как будто сами собой.

Суть метода мозговой атаки заключается в следующем: в зале совещаний собираются руководители и сотрудники. Озвучивается общая задачи, которая должна решиться в ходе собрания. Каждый из участников имеет возможность открыто выражать свою точку зрения, оспаривать концепцию партнера, обсуждать полученные результаты, строить дополнительные предположения. Со стороны создается впечатление, что коллеги намеренно противопоставляют друг другу разные концепции, чтобы выйти на новое понимание сути вещей.

Прямая мозговая атака

Это самый распространенный вариант, позволяющий быстро решить насущную проблему. Прямая мозговая атака подразумевает, что в ходе процесса будут обсуждаться наиболее значимые и актуальные вопросы, касающиеся внедрения тех или иных проектов, развития деятельности и т. д. Не многие современные руководители догадываются о том, что проводить обычные совещания, планерки и различные сборы можно, используя творческий подход. Стоит только немного внести разнообразие в скучное течение профессиональных будней, как сотрудники начинают сами генерировать сногсшибательные идеи. Руководителю остается только удивляться тому, где весь этот потенциал скрывался до сих пор. Применение данного метода позволяет улучшить взаимоотношения в устоявшемся коллективе, преодолеть различные психологические преграды и барьеры.

Обратная мозговая атака

Используется в том случае, когда определенная концепция оказалась по каким-то причинам невыгодной, зашла в тупик, и срочно требуется разработать новую. При этом подразумевается, что участники процесса будут активно оспаривать мысли друг друга. Здесь допустимы споры, вступления в полемику. Метод обратной мозговой атаки полезен в том случае, когда на предприятии имеются неразрешимые противоречия, требующие радикального вмешательства.

Сотрудники могут высказывать все, что они думают на самом деле, их свобода ничем не ограничивается. Вряд ли можно найти что-то столь эффективное и действенное, чем метод обратной мозговой атаки. Описание проблемы, сосредоточенное внимание к деталям сразу нескольких человек позволят вовремя и с наилучшей стороны подойти к решению вопроса.

Индивидуальная мозговая атака

Она может быть применена в том случае, когда человеку срочно требуется выйти на конкретный результат, но по каким-то причинам его постиг профессиональный кризис. Мозговая атака - метод, которым может пользоваться творческий человек в моменты временной потери продуктивности. Его уникальность заключается в том, что он эффективно действует даже на одного человека, находящегося наедине с собственными мыслями. Вы можете устраивать внутренние диалоги с самим собой и приходить к смелым, неожиданным решениям. Результат таких действий вскоре приятно удивит. Все, что требуется, - это позволить себе мыслить в ограниченном временном промежутке (скажем, длительностью по несколько минут), имея перед собой конкретную, четко сформулированную задачу. К сожалению, многие люди с самого детства привыкают мыслить распространенными стереотипами. Методы мозговой атаки позволяют преодолеть шаблонное восприятие мира и выйти на более высокий уровень мировоззрения.

Технология проведения

Данная концепция включает в себя три основных периода. Они должны осуществляться последовательно и с большим вниманием.

1. Формулировка идей. На данном этапе происходит формулирование цели, осуществляется сбор необходимой информации. Участники процесса должны быть осведомлены в том, какого рода информация им предлагается к размышлению. Все озвученные идеи, как правило, фиксируются на бумаге, чтобы не упустить ничего важного.

2. Формирование рабочей группы. Участники делятся на генераторов идей и экспертов. Первые - люди, имеющие развитую творческую направленность, фантазию. Они предлагают нестандартные способы в качестве решения проблемы. Эксперты обнаруживают ценность каждой выдвинутой идеи, соглашаются с ней или нет, мотивируя свой выбор.

3. Анализ и отбор предложений. Здесь уместна критика, активное обсуждение предложений. Сначала высказываются генераторы идей, после этого слово предоставляется экспертам. Предложения отбираются, основываясь на логическом выводе и креативности. Любой нестандартный подход приветствуется и потому рассматривается с особенным интересом.

Руководитель должен контролировать процесс, наблюдать за ходом обсуждения проблемы. В случае возникновения спорных моментов он обязательно вносит ясность, уточняет детали, направляет дальнейшее развитие мысли.

Дополнительные условия

Несмотря на возникающее желание молодых и перспективных руководителей сразу же начать пользоваться данным психологическим инструментом, здесь требуется грамотный подход. Нельзя использовать его слишком часто, в противном случае он потеряет элемент новизны и станет восприниматься сотрудниками как нечто обыденное и повседневное. Одним из главных условий проведения является внезапность использования. Участники не должны специально готовиться к совещанию, продумывать используемые ходы.

Руководителю необходимо знать общее направление беседы, но определить, в каком русле пойдет обсуждение он в любом случае окажется не в силах. Методы мозговой атаки тем и замечательны, что позволяют открыто выражать свою точку зрения. Люди при этом могут не быть привязанными к последствиям сказанного.

Метод мозговой атаки: отзывы

Участники данной концепции отмечают, что с ее использованием любые собрания проходят интереснее и продуктивнее. Метод напоминает одновременное включение сразу нескольких «лампочек», загорающихся в головах разных людей. Мозговой штурм позволяет принимать во внимание не только суждения профильных специалистов, а также смежные отрасти. Говоря иными словами, он охватывает многие спектры, помогает рассматривать одну и ту же ситуацию с разных сторон. Кроме того, и отношения в коллективе после внедрения метода становятся более открытыми, доверительными.

Вовлеченность в процесс

Обычно на совещаниях и планерках происходит «театр одного актера». Говорит один начальник, а подчиненные вынуждены слушать долгие монотонные нотации и соглашаться с ним. Это невероятно утомляет и нервирует последних. Личность сотрудников подавляется, оказывается втиснутой в тесные рамки служебных обязанностей. Иногда сотрудники по той или иной причине предпочитают не озвучивать возникающие в голове идеи, не стремятся к самовыражению.

В результате теряется мотивация работать «с огоньком», вкладывая душу в процесс. Метод мозгового штурма позволяет снять психологические зажимы и барьеры, дает возможность проявляться индивидуальности сотрудников. Будучи психологически вовлеченным в процесс, человек повышает свою продуктивность.

Творческий подход

Согласитесь, данную концепцию никак нельзя назвать повседневной и часто используемой. Больше всего к ней прибегают в том случае, когда вопрос требует какого-то неоднозначного решения. Большое распространение метод получил в творческих коллективах, там, где возникает потребность отойти от обыденности и погрузиться в решение Как правило, и позитивный результат не заставляет себя долго ждать.

Существует большое количество таких понятий, которые подразумевают под собой разное значение. Здесь как раз и пригодится метод мозговой атаки.

11 класс

Технология внедрения концепции Алекса Осборна может быть использована для организации занятий выпускников. В старшем звене учащимся часто предлагаются задания, способствующие пробуждению нестандартных идей. Это очень полезное приобретение, поскольку учитываются индивидуальные особенности личности, развиваются имеющиеся способности, укрепляются необходимые навыки. Чем больше свободы будет предоставлено для реализации возникающих в голове мыслей, тем более смелыми смогут стать начинания молодых исследователей. Метод предусматривает, что учащиеся будут сами стремиться к достижению поставленной цели. Отзывы участников сугубо положительные, так как подростки ценят внимательное отношение к ним.

Вместо заключения

Мозговая атака - метод, который обрел известность сравнительно недавно. Все больше руководителей выбирают использование нестандартного подхода в решении повседневных моментов.

Теоретические предпосылки. В основе обратной мозговой атаки лежит закон прогрессивной конструктив­ной эволюции ТО (см. п. 3 гл. 5). По этому закону переход к новым образцам техники происходит через выявление и устранение дефектов (недостатков) в существующем поколении ТО при наличии необходимого научно-техни­ческого потенциала.

Поэтому при создании любого нового значительно улучшенного изделия решаются две задачи:

выявление в существующих изделиях максималь­ного числа недостатков;

максимальное устранение этих недостатков во вновь разрабатываемом изделии.

Первая задача относится к постановке изобретатель­ских и проектно-конструкторских задач, вторая - к син­тезу нового технического решения. Первая задача ока­зывается не менее простой, поскольку необходимо выя­вить полный список недостатков, который состоит из двух частей:

недостатки, обнаруженные при изготовлении, эксплуа­тации, ремонте и утилизации выпускаемых изделий;

недостатки, которые возникнут в обозримом будущем у разрабатываемого изделия.

Таким образом, методы решения первой задачи должны обеспечивать не только выявление всех известных недо­статков, но и прогнозировать все будущие недостатки.

Гипотетически существует некоторый идеальный полный список недостатков, каждый из которых может быть устранен или учтен в новом изделии, в результате чего новое изделие будет реализовывать максимально воз­можный скачок для существующего научно-технического уровня. Поэтому наилучшее решение первой творческой задачи соответствует наибольшему приближению к та­кому идеальному списку недостатков.

Говоря иначе, полный список недостатков (незави­симо от причины их возникновения) должен отражать все возможные отклонения действительно существующего по­ложения от желаемого.

Область применения метода. Метод обратной МА ориен­тирован на решение первой творческой задачи, т. е. цель обратной МА заключается в составлении наиболее пол­ного списка недостатков рассматриваемого объекта, на который обрушивается ничем не ограниченная критика. Объектом обратной МА может быть конкретное изделие или его узел, технологический процесс или его операция, сфера обслуживания и т. д.

Обратная МА может быть использована при решении, например, следующих вопросов и задач:

уточнение постановки изобретательских и рационали­заторских задач;

разработка технического задания или технического предложения;

экспертиза проектно-конструкторской документации на любой стадии разработки (техническое задание, тех­ническое предложение, эскизный, технический или рабо­чий проект, экспериментальный или опытный образец);

оценка эффективности закупаемых изделий.

Формулировка задачи. Формулировка задачи для об­ратной МА должна содержать краткие и достаточно исчерпывающие ответы на следующие вопросы:

а) Что представляет собой объект, который требуется
улучшить?

б) Какие известны недостатки объекта, связанные с его
изготовлением, эксплуатацией, ремонтом и т. д.?

в) Что требуется получить в результате МА?

г) На что нужно обратить особое внимание?

Изложение по п. а) желательно сопроводить нагляд­ным эскизом, слайдами, кинофильмом, показом макета и натурного образца («лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»). Наиболее полно и объективно информа­ция по п. б) может быть собрана у изготовителей, поль­зователей, наладчиков и ремонтников.

По п. в) МА должна дать максимально полный спи­сок недостатков и дефектов у рассматриваемого объекта. Во время сеанса МА мы должны прозорливо угадать все будущие недостатки на 10-20 лет вперед, чтобы получен­ный полный список недостатков обеспечивал наиболее длительную конкурентоспособность созданного объ­екта.

По п. г) нужно указать, в каком направлении особенно цетерпимы недостатки и дефекты (например, прочность определенных деталей, надежность работы системы, эко­номия жидкого топлива, охрана окружающей водной среды и т. п.).

При составлении формулировки задачи следует также принять во внимание рекомендации п. 2 гл. 8.

Формирование творческой группы. Здесь остаются в силе рекомендации п. 2 гл. 8, кроме одного пожелания. В творческую группу необходимо включить технологов, наладчиков, ремонтников, эксплуатационников, работ­ников по сбыту и продаже.

Правила для участников сеанса МА. Эти правила со­впадают с правилами проведения прямой МА (см. п. 2 гл. 8).

Обязанности ведущего (руководителя) в сеансе МА. Совпадают с обязанностями, изложенными в п. 2 гл. 8. Для обеспечения непрерывности высказывания идей и полноты формируемого списка недостатков ведущему рекомендуется использовать следующий список вопросов:

У каких параметров объекта или его элемента ожи­даются отклонения от нормы?

Какие ожидаются трудности изготовления, сборки, контроля изделия или его отдельных узлов?

Какие могут возникнуть затруднения с материалами и комплектующими деталями и узлами в настоящее время и через 10-20 лет?

Какие ожидаются трудности энергоснабжения в дан­ное время и через 10-20 лет?

Какие неудобства в обслуживании или какие могут возникнуть ошибки оператора?

Могут ли возникнуть опасные моменты для пользова­телей и обслуживающего персонала?

Какие возможны трудности доставки и транспортиро­вания в настящее время и через 10-20 лет?


Организация проведения МА. Она совпадает с описан­ной в п. 2 гл. 8. Для стимулирования мышления на экране показывают отдельные предложения из межотраслевого, проблемно и объектно ориентированных списков недо­статков изделий и списков их параметров.

Запись и оформление результатов МА. Проводится в соответствии с рекомендациями п. 2 гл. 8. В дополнение выполняется классификация недостатков по родствен­ным группам. Могут быть выделены, например, следую­щие группы: основные функциональные требования, про* изводство, сбыт, эксплуатация, защита окружающей среды. Проводится ранжирование недостатков от самых больших (главных) до малых (второстепенных). Ранжи­рование можно выполнить также путем отнесения каж­дого недостатка к главным, средним или второстепенным недостаткам.

Если список недостатков составляется с целью после­дующего его использования в постановке и решении изобретательских или рационализаторских задач, то же­лательно еще составить таблицу анализа недостатков (табл. 30), где приведены примеры заполнения.

При составлении табл. 30 время, отведенное на состав­ление отредактированного списка идей (см. п. 2 гл. 8), может быть увеличено до 1-1,5 ч, а заполнение столбцов по следствиям проявления и причинам недостатков можно проводить с помощью дополнительной мозговой атаки.

Выбор учебно-тренировочных задач. При выборе сле­дует учитывать рекомендации п. 2 гл. 8, где также приве­дены темы для формулирования и решения учебных задач.

Как известно, развитие систем происходит в результате устранения возникающих внутри них противоречий. Различного рода противоречия могут не проявиться в явном виде и из-за этого могут выпасть из поля зрения проектировщиков новых систем на стадии их создания. Кроме того, ряд противоречий может выявиться только через некоторое время после начала эксплуатации системы. Поэтому при создании новой системы или отдельного изделия решаются две творческие задачи.

1. Выявляются имеющиеся или ожидаемые в ближайшей перспективе противоречия в существующей системе или техническом объекте.

2. Находятся пути устранения этих недостатков во вновь создаваемых системах и объектах.

Первая задача оказывается не менее простой, чем вторая, поскольку методы ее решения должны обеспечивать не только выявление всех известных недостатков, но и прогнозировать все будущие недостатки. Иначе говоря, полный список недостатков (независимо от причины их возникновения) должен отражать все возможные отклонения действительно существующего положения от желаемого. Для решения указанной задачи отечественным исследователем Е. А. Александровым был предложен метод обратной мозговой атаки (ОМА), который был в дальнейшем модифицирован Г.Я. Бушем. Этот метод называют иногда диалогом с деструктивной отнесенной оценкой.

Метод обратной мозговой атаки (ОМА) может быть использован при решении, например, следующих вопросов и задач:

Уточнение постановки изобретательских и рационализаторских задач;

Разработка технического задания или технического предложения;

Экспертиза проекта на любой стадии разработки;

Оценка эффективности закупаемых изделий;

Оценка эффективности принятия административных решений.

Эффективность проведения ОМА во многом зависит от четкости формулировки задачи. Формулировка задачи для ОМА должна содержать краткие и достаточно исчерпывающие ответы на следующие вопросы:

· Что представляет собой система, которую нужно улучшить?

· Какие известны недостатки системы, связанные с ее производством, функционированием, эксплуатацией, обслуживанием и утилизацией?

· Что требуется получить в результате проведения мозговой атаки?

· На что требуется обратить особое внимание?

Если формулировка задачи содержит очень специальные и не понятные для участников обсуждения термины, то необходимо сделать вторую общедоступную редакцию предварительной формулировки без специальных терминов.

В ряде случаев наиболее эффективным оказывается комбинирование методов прямой и обратной мозговой атак. Такую комбинацию можно использовать, например, для прогнозирования развития процессов. Для этого с помощью обратной мозговой атаки выявляют все недостатки существующего изделия или системы и выделяют среди них главные. Затем проводят прямую мозговую атаку с целью устранения выявленных главных недостатков и намечают пути совершенствования объектов данного класса. Для прогнозирования недостатков технического объекта проводят сначала прямую МА и подготавливают проекты наиболее перспективных решений, а затем проводят ОМА для выявления возможных недостатков этих решений.


Предусматривается поэтапное выполнение следующих процедур:

Формирование малых групп, оптимальных по численности и психологической совместимости;

Создание группы анализа проблемной ситуации, формирование

исходной изобретательской задачи в общем виде, сообщение задачи вместе с описанием деструктивной отнесенной оценки всем участникам диалога;

Генерирование идей по правилам прямой коллективной «мозговой атаки» (особое внимание обращается на создание творческой, непринужденной обстановки);

Систематизация и классификация идей. Изучаются признаки, по которым можно объединить комплексные идеи, и, согласно этим признакам, идеи классифицируются в группы. Составляется перечень групп идей, выражающих общие принципы, подходы к решению творческой задачи;

Деструктурирование идей, т.е. оценка идей на реализуемость в процессе «мозговой атаки». «Мозговая атака» на этом этапе направлена только на всестороннее рассмотрение возможных препятствий на пути к реализации выдвинутых идей;

Оценка критических замечаний, высказанных во время предыдущего этапа, и составление окончательного списка практически используемых идей. В список вносятся только те идеи, которые не были отвергнуты вследствие критических замечаний и контридей.

Наиболее эффективные результаты достигаются в случаях, когда все участники мозговой атаки рационально распределяются на следующие три группы: группу генерирования идей, группу анализа проблемной ситуации и оценки идей и группу генерирования контридей.

Этот метод поможет вам найти решения проблем при помощи комбинирования и так называемых обратных техник. Он расширит возможности мозгового штурма и позволит найти еще больше интересных идей.

Чтобы использовать эту технику, используйте два «обратных» вопроса: вместо того, чтобы спросить себя «Как можно решить или избежать возникновение проблемы?» спросите «Как я могу вызвать проблему?». А вместо вопроса «Как я могу достичь этих результатов?», задайте вопрос «Как я могу достичь противоположного эффекта?».

Как использовать технику обратного мозгового штурма

  1. Четко определите проблему, запишите ее.
  2. Переверните проблему и спросите себя «Как вызвать проблему и как вместо ее решения наоборот ухудшить?».
  3. Проведите мозговой штурм и найдите самые разные варианты ухудшения ситуации. Это достаточно веселый и свободный процесс, потому что внутренне вы будете ломать, а не строить. Не отвергайте никакие идеи на данном этапе, сгодится абсолютно все.
  4. Когда составлен список ухудшения проблемы, переверните их.
  5. Оцените свои идеи. Видите ли вы потенциальное решение? Видите ли вы признаки возможного решения?

Эта техника крайне эффективна в том случае, когда вы не видите очевидного решения проблемы.

Пример

Вы работаете в клинике и вам нужно найти способы повышения удовлетворенности ваших пациентов. Возможно, вы уже пытались найти эти способы в прошлом, но все это приводило к скепсису от ваших подчиненных относительно очередного собрания на предмет решения этой проблемы. Команда была перегружена работой, ваши сотрудники старались изо всех сил и теперь они считают, что это все пустая трата времени.

Поэтому теперь проблемой становится даже не удовлетворение пациентов, а подчиненных. Вам нужно вовлечь их в процесс совершенно иным способом.

До того, как вы решите собрать свою команду, вы выписываете проблему на лист бумаги: «Как можно повысить ожидания и удовлетворенность пациентов?». Переворачиваем проблему: «Как вызвать у пациентов максимальное недовольство клиникой и ее услугами?». Теперь вы начинаете замечать, как новый взгляд на проблему приводит к появлению самых неожиданных идей.

Согласитесь, сама постановка вопроса вполне способна вызвать живой интерес у членов вашей команды. Каждый в душе ребенок, поэтому на собрании принимается за этот процесс с большой увлеченностью. Они используют свой опыт работы с пациентами и свой личный опыт в виде пациентов вашей или других клиник. Вам нужно донести до своих подчиненных мысль о том, что любая идея может помочь, причем чем экстравагантнее она будет, тем лучше. Это полностью исключает личную ответственность и позволяет относиться к процессу, как к игре.

Пример таких идей:

  • Удвойте количество приемов у специалиста.
  • Уберите стулья из приемной.
  • Когда потенциальный или реальный пациент вам звонит, удерживайте его в режиме ожидания как можно дольше, а то и вовсе забудьте о нем.
  • Пускай пациенты вас ждут не в приемной, а на улице.
  • Обсуждайте проблемы пациентов публично.

В то время, как при мозговом штурме количество идей иссякает, обратный мозговой штурм помогает удвоить или даже утроить количество «решений».

Настало время рассмотреть каждое такое «решение» и и увидеть потенциально реальное решение. При обсуждении возможны такие фразы участников:

  • «Мы не оставляем своих пациентов на улице».
  • «Да, но как насчет утреннего времени, когда наши пациенты ждут на улице и дожидаются времени открытия?».
  • «Это правда. Первые утренние клиенты клиники обычно бывают раздражены именно потому, что проводят время в ожидании приема на улице».
  • «Тогда как насчет того, чтобы открывать приемную на 10 минут раньше? Тогда пациенты смогут присесть, почитать журналы и успокоиться».
  • «Отлично, так и сделаем уже завтра, тем более что некоторые члены клиники находятся в ней всю ночь и могут открыть приемную раньше».

Как видим, мы нашли крайне простое, но эффективное решение, которое поможет снизить раздражительность пациентов. Это притом, что по сути мы взяли только одну «обратную» идею и довели ее до ума. Раздражительность пациентов не является той проблемой, которую не нужно решать. Ведь это приводит к стрессу врачей, которые вследствие этого вполне могут поставить неверный диагноз и назначить неправильное лечение.

Если пациенты вашей клиники находятся в хорошем настроении, это повышает качество работы вашей команды. Поэтому не забывайте о таких простых решениях - они способны творить чудеса.

Применяйте эту технику в любой сфере:

  • Веб-дизайн. Как создать максимально неудобный сайт?
  • Бизнес. Как создать самый ужасный продукт в мире?
  • Искусство. Как снять самый неинтересный фильм?
  • . Как преподавать так, чтобы ничему не научить?
  • . Как так ужасно подать свой материал, чтобы никто ничего не понял? Как заставить людей скучать при этом? Как объяснять простые вещи сложными и непонятными словами?
  • . Как переигрывать и недоигрывать свою роль?

Как видим, дело не только в том, чтобы найти решение, но и в элементе игры. Что может быть лучше, чем придумывать самые худшие способы решения проблемы? Психологически такой способ является наиболее эффективным, потому что убирает ответственность и позволяет вашему творческому мышлению литься свободно. Желаем вам удачи в освоении данной техники!



Рекомендуем почитать

Наверх