Можно ли отмечать день рождения умершего родственника. День смерти человека не случаен, как и день рождения

Маникюр 13.10.2019
Маникюр

Каждый человек приходит в этот мир, чтобы выполнить своё предназначение. Но наступает время, когда приходится покидать земной мир и отправляться в вечность. дарует жизнь, он же её и забирает. В православии есть основные обычаи и традиции, как помянуть усопшего в годовщину смерти.

Поминки. История обряда

Такой ритуал, как поминки, проводят родные люди усопшего. Он возник очень давно на основе христианства. Причем объединил в себе несколько обрядов из нескольких религий. Тем не менее этот обряд может проводиться только с теми, кто был крещен. Церковь не молится за тех, кто сам лишил себя жизни, некрещеных и людей другого вероисповедания.

Православные проводят поминки 3 раза: на 3, 9 и 40-й день после смерти. Основа этого ритуала состоит в следующем:

  1. Родные или знакомые готовят поминальный стол.
  2. Все, кто знал покойного, могут прийти и занять место за столом.
  3. Кушают и поминают умершего хорошими словами, рассказывают интересные случаи из его жизни.
  4. Оставшуюся еду раздают всем гостям, чтобы они еще думали об упокоившемся.

40 дней после смерти душа находится в поисках и неведении. Первые 3 дня она посещает все родные и знакомые места, находясь рядом с теми, кто был близок при жизни. До 9-го дня знакомится с местами, которые называют раем. А до 40-го дня видит страдания людей, которые находятся в аду.

На 40-й день Божий суд выносит вердикт, где же должна обрести покой душа человека. Началом этой вечной жизни считается годовщина смерти.

На годовщину приглашаются самые дорогие люди. Стараются звать тех, кого хотел бы видеть покойник при жизни. Заранее начинается подготовка к трапезе.

Как приготовить поминальную трапезу

В первую очередь нужно определить, на какой день выпадает годовщина смерти. Если это день поста, необходимо готовить блюда постные. Если обычный день, можно включить в меню те кушанья, которые любил покойник. Запрещено ставить на стол любые спиртные напитки.

Обязательно нужно приготовить кутью и освятить её в церкви. Как правило, православные готовят её из риса или пшеницы с изюмом.

Большое внимание уделяется сервировке стола. Всё должно быть скромно, вилки на стол в день поминовения не кладут. За стол сажают четное количество гостей, столько же ставят приборов.

Но основной момент - это чтение молитв и добрые слова о покойном. Нужно зажечь свечу или лампадку, поставить фотографию в траурном обрамлении.

Для усопшего на стол ставят стакан с водой, который накрывают кусочком хлеба, рядом кладут ложку и небольшую чашечку с солью.

Посещение кладбища

Перед тем как сесть за стол, необходимо посетить могилу усопшего. Если по каким-то причинам в день поминок этого сделать нельзя, можно прийти на кладбище в другой день. Только обязательно прийти к месту погребения до полудня.

С собой следует захватить свечу, которую надо поставить и зажечь в специальном стаканчике. Не лишними будут цветы: живые или искусственные в зависимости от времени года. По языческим обрядам многие люди приносят с собой еду, оставляют на могилке конфеты или то, что любил покойный: яблоки, сигареты, пирожки.

Истинные верующие поминают умершего только молитвами и возложением живых цветов.

Христианская вера считает, что чтить память можно только молитвами. В этом случае даже самые тяжелые грехи могут простить. Поэтому в церкви нужно заказать Панихиду. Также можно заказать Сорокоуст об усопшем, который будет произноситься в течение 40 дней, 6 месяцев или целого года.

Обязательно поставить за упокой души свечку. На могилу можно пригласить священника, который прочитает акафест и совершит литию.

Поминают ли умершего в день его рождения?

В некоторых семьях принято поминать покойника в день, когда бы у него был день рождения. Правильно ли это? По старинным верованиям день рождения умершего переставал иметь какой-то смысл, так как теперь дата смерти и есть дата рождения новой жизни. Поэтому наши предки никак не вспоминали этот день и не ходили на кладбище.

Священники же считают, что поминать можно в любое время, в том числе и в день его рождения на земле. Только это поминание должно происходить в молитвах и мыслях об умершем.

Как помянуть усопшего в годовщину смерти, если он добровольно ушел из жизни или был некрещеным? Ответ можно найти в послании апостола Павла к Колоссянам, который говорит, что для Бога все равны. Поэтому независимо от того, как умер человек, поминать в годовщину его нужно хотя бы близким людям. Ведь только молитвы помогут ему очиститься от грехов мирской жизни.

С давних пор поминальные традиции передавались из поколения в поколение. Люди следуют им и в наши дни, поминая близких, которых уже нет на этом свете.

Поминовение усопших: народные обычаи

Еще до принятия христианства славяне очень много времени уделяли поминовению своих усопших родственников. Сегодня языческие и церковные традиции во многом переплелись. Часто с ними совпадает и принятая православная традиция Родительских суббот. Но изначально, конечно же, были отличия. По сей день считается, что умершие не покидают нас окончательно. Есть даже способ защитить себя от дурного влияния, пробудив защиту рода . Это, возможно, и стало причиной такого тщательного поминовения усопших.

Традиционно славяне поминали мертвых на Семик и русальную неделю, на Радоницу и Пасху Мертвых, а также на Троицкой неделе. У украинцев и белорусов также был праздник Деды. В каждый из этих дней вспоминали своих умерших родственников и близких. Особенно насыщенными были дни русальной недели, поскольку считалось, что дети и девушки, умершие не своей смертью, в это время ходят по земле. Чтобы задобрить их, исполняли некоторые обряды, поддерживая давние народные традиции.

Помимо того, что ходили на кладбище, готовили традиционные блюда. Традиционно к поминальной еде относятся блины и кутья. Также варили кисель. Еду относили на кладбище и оставляли там, часть также раздавали нищим. Считается, что до принятия христианства славяне устраивали поминальные трапезы на могилах своих соплеменников. В некоторых местах на Радоницу в народе был обычай специально топить баню. Сами люди там не мылись. Покойным оставляли чистую одежду, а утром на рассыпанной заблаговременно золе искали следы умерших.

Дни поминовения усопших

Мертвых испокон веков поминали на третий, девятый и сороковой дни после смерти, а также через год. Впоследствии поминки на сороковой день были связаны с православием: душа умершего за это время переживает мытарства перед тем, как может быть принята а рай или ад, как верят христиане. Также в народе говорится, что на третий день изменяется образ, на девятый истлевает тело, а на сороковой — сердце. В христианской же традиции это обычай связан с верой в Триединого Бога. Таким образом живые просят Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Духа святого простить прегрешения усопшего.

По церковной традиции усопших поминают в день их рождения и в день Ангела. Помимо прочего, церковь устанавливает особенные даты поминовения усопших — Родительские субботы. Они часто привязаны к определенным событиям и праздникам. В году есть две Вселенских Родительских субботы. Они важны тем, что на литургии поминаются не только умершие естественной смертью, но и самоубийцы, которых церковь по правилам не отпевает. Помимо них поминают всех умерших не своей смертью или не погребенных. Первая из Вселенских Родительских суббот — суббота мясопустная, перед масленичной (сырной) неделей. Вторая — суббота перед праздником Троица. Также для поминовения усопших отводятся субботы 2,3 и 4 недели Великого Поста и некоторые другие дни. Подробнее о Родительских субботах и всех других христианских праздниках вы можете узнать из православного календаря на будущий год.


Мнение церкви о поминовении усопших

Правильно поминать усопших считается молитвой и милостыней. Как считает церковь, чем чаще вы это делаете, тем больше вы спасаете душу того, о ком молитесь. Обычно носят черную или темно-синюю одежду, часто не новую. Остальные обычные атрибуты траура исконно считаются языческими и с точки зрения церкви неправильными.

По сей день часто ставят пустой столовый прибор для покойного и даже оставляют место, на котором он обычно сидел. Еще более распространена практика наливать усопшему стопку водки и класть на нее кусок хлеба. Церковь считает подобные языческие традиции неверными, но они распространены и привычны для народа, поэтому каждый выбирает по своей вере.

Правильно и неправильно — понятие относительное. Единственный совет, который может быть в таком вопросе — это уважительное отношение к усопшему. Даже если вы считаете себя верующим христианином, не надо отпевать атеиста, если он этого не захотел перед смертью. То же самое касается и представителей другой веры: усопший хотел бы, чтобы его погребение проходило именно по тем правилам, которые устанавливает для него его вера. Поэтому провожайте в последний путь с учетом особенностей этого человека. Но вот молиться о близких не запрещено. Чем чаще вы ходите в церковь и читаете молитвы о семье , тем заметнее окажется и благополучие в вашем доме.

В таком щепетильном вопросе, как поминовение усопших, древние славяне проявляли почтение и любовь к семье и предкам. Желаем вам тесных и взаимных теплых отношений в семье, и не забывайте нажимать на кнопки и

07.10.2016 06:05

Православные христиане немало знают о чудодейственных свойствах молитв. Поминая покойного, они помогают его душе очиститься...

Постараемся детально ответить на вопрос: молитва в день рождения умершего человека на сайте: сайт - для наших многоуважаемых читателей.

Смерть близкого человека - это большое горе. И особенно драматично, когда это событие совпадает с днём его рождения, хоть это происходит довольно редко. Случается, что по семейным или непредвиденным жизненным обстоятельствам не выходит организовать поминание в назначенный день. Тогда люди планируют его на другую дату, но что делать, если она случайно совпадает с днём рождения усопшего? В подобных случаях родственники и близкие начинают задумываться, можно ли поминать покойного в день, когда он родился, либо правильнее будет перенести поминки на день раньше или позднее.

Как поступали наши предки

Наши предки годами изучали законы жизни и природы, и во многих сферах понимали больше, чем современное прогрессивное общество. В те далёкие времена люди так же уважительно относились к обрядам и соблюдали традиции, но, обладая важными знаниями, они поступали не так, как привычно для последующих поколений. К примеру, было не принято посещать кладбище и приносить на место захоронения поминальную еду и соответствующие атрибуты (полотенца, свечи). Также не устраивали поминальные процедуры в кругу семьи в честь дня рождения умершего человека.

Можно посчитать это неуважением и подумать, что родные забывали о таком важном дне, но это связано с поверьем того времени, которое гласит, что день смерти является новым днём её рождения. Так как душа навеки покинула тело, именно эта дата считается достойной поминания. Смерть считалась моментом возрождения души в новом теле, поэтому поминали покойного в день его ухода в иной мир. Поминание усопшего в день рождения считалось плохим поступком, насильно возвращающим ушедшего в прошлую жизнь, не давая ему возродиться заново. Также это плохо влияет на душевное состояние родных покойного, которые угнетают себя печальными мыслями и не могут отпустить родного человека.

Мнение священников

Для тех, кто не знаком с основными правилами христианства, может стать новостью, но православные священники считают поминки с пышно накрытыми столами и наличием спиртных напитков - языческими атрибутами, сохранившимися с давних времён. Душа покойного не нуждается в пище и алкоголе, поэтому подобные вещи не обязаны присутствовать на процедуре поминания. Не исключается присутствие на столе простой мирской еды: риса, мёда, хлеба. Но нет места для алкогольных напитков там, где вспоминают молитвой и добрым словом покойного родственника.

Главное правило для живых - поминать ушедших молитвой, вымаливать упокоение их душ. Традиционными поминальными днями с трапезой считаются третий, девятый и сороковой дни. Православная церковь не запрещает поминать усопшего в остальные дни, в том числе и день рождения, но это должно быть, в первую очередь, молитвенное поминание.

Не страшно, если жизненные обстоятельства складываются таким образом, что поминальный день выпадает на день, в который покойный был рождён. Если есть желание и возможность помолиться и почтить его память, это непременно нужно сделать.

Поминовение усопших

Во всех делах твоих помни о конце твоём (Сир. 7:39).

Поминове́ние усо́пших - богоугодное действие, ходатайственного характера, направленное на улучшение участи усопших.

Для христианина смерти, как исчезновения, или прекращения существования, нет. Смерть – это завершение земного пути, прекращение страданий, своеобразный рубеж, за которым наступает то, к чему он всю жизнь шел и стремился. Кто познал истину и умер в вере, тот победил смерть, вместе с Воскресшим Христом. Церковь не разделяет своих членов на живых и мертвых, у Христа все живы.

По учению Святой Православной Церкви все верующие в Господа Иисуса Христа не умирают, но живут вечно. «Всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет во век» (Ин. 11:26). Поэтому умирающие православные христиане не перестают быть членами Святой Церкви, сохраняя молитвенное общение со всеми остальными ее чадами.

Любовь не умирает

Плодом жизни любого человека является только одно – любовь, которую он смог проявить в своей жизни. После временного разлучения души и тела до Страшного Суда, усопший уже не может творить дела любви, но его любовь может умножаться через его близких в его память.

Близкие могут духовно возрождаться, желая помочь усопшему, поминать его на Литургии, молиться о нём, творить дела милосердия в его память.

Поминовение на Божественной литургии

«Всякий желающий проявить свою любовь к умершим и подать им реальную помощь может наилучшим образом сделать это молитвой о них и, в особенности, подачей записки для поминовения на Божественной литургии . Ничего лучшего и большего сделать для них мы не можем. Это им всегда необходимо…» (архиеп. Иоанн (Максимович)).

Любовь к умершим родственникам возлагает на нас, ныне здравствующих, святую обязанность – молиться о спасении их душ. По словам священника Николая Успенского, «…молясь об усопших родственниках, мы доставляем им единственное благо, которого жаждут их души, – помилование от Господа».

Для молитв за умерших назначен особый день в седмице – суббота, в которую полагается заупокойная служба (кроме праздников, если случатся в этот день).

Помимо частных поминовений усопших, Святая Церковь установила общие поминовения. Дни особого общего поминовения усопших называются родительскими субботами. В эти дни поминаются все от века умершие христиане. Почему именно в субботы, а не в другие дни, полагается моление об упокоении душ? Потому что день субботы, как день покоя, по своему значению есть наиболее примечательный для моления – упокоить умерших со святыми. А родительскими они называются потому, что каждый человек поминает, прежде всего, самых близких людей – своих родителей. Это:

– Мясопустная вселенская родительская суббота за неделю перед Великим Постом;

– Троицкая вселенская родительская суббота перед днем Святой Троицы;

– Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й недели Великого Поста;

– Димитриевская родительская суббота (за неделю перед праздником памяти великомученика Димитрия Солунского – Небесного Покровителя благоверного великого князя Дмитрия Донского); Радоница (во вторник второй недели после Пасхи),

– 9 мая – день поминовения всех погибших и трагически умерших в период Великой Отечественной войны.

Накануне родительских дней вечером в храмах совершаются парастасы – заупокойные всенощные бдения, а после литургии бывают вселенские панихиды .

Из глубокой древности идет обычай совершать о каждом усопшем поминовение в третий, девятый и сороковой дни по его кончине, а также совершать сорокоусты. Сорокоуст – это непрерывное поминовение в течение 40 дней по кончине.

Также поминовению усопшего посвящается годовой день смерти, день рождения и именин в том смысле, что умерший жив и бессмертен по духу и некогда совершенно обновится, когда Господь воздвигнет тело его.

Помимо участия в заупокойных богослужениях, Святая Церковь заповедует своим чадам поминать усопших и на домашней молитве . Здесь каждому молящемуся предоставляется некоторая свобода для проявления личного усердия. В дополнение к вечерним и утренним молитвам иноки и миряне прочитывают помянник, совершая поименное поминовение живых и мертвых. Кроме того, существует древний обычай читать псалтирь по усопшим . На домашней молитве по благословению духовника может быть совершено поминовение и тех, кого нельзя поминать на церковном богослужении – своих родных и близких, скончавшихся вне ограды Православной Церкви – некрещеных, еретиков и т.д. Оптинские старцы разрешали на домашней молитве поминать даже самоубийц.

Кроме молитвы за усопших ещё одним действием поминовения их является милостыня . Под милостынею понимается не только подаяние нищим в память усопшего, но всякое благодеяние по отношению к нуждающимся.

Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Роскошное погребение, не есть любовь к умершему, но тщеславие. Если хочешь соболезновать об умершем, покажу тебе иной способ погребения и научу тебя полагать ризы, убранство, достойное его и его прославляющее: это милостыня».

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Как отмечают день рождения умершего человека в православии

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться Вас на нашу группу Вконтакте Молитвы на каждый день. Так же добавляйтесь на канал в ютубе Молитвы и иконы. «Храни Вас Господь!».

Каждый человек рано или поздно теряет близкого. К сожалению, это случается в каждой семье. После пережитого горя многие начинают задумываться о том, как правильно отмечать поминки, в какие дни и что делать в день рождения умершего. В этом вопросе попробуем разобраться ниже.

Когда правильно поминать усопшего

Как известно, согласно православным канонам, в честь усопшего человека принято устраивать поминки (поминальную трапезу). Этот ритуал позволяет близким и родственникам покойного провести ритуал в его честь во имя памяти его.

Согласно православным традициям, поминать умершего человека следует непосредственно в день его похорон, спустя 9 дней и на 40-й день. В народе устраивают поминки еще и на годовщину смерти, и на день рождения усопшего.

Отмечают ли день рождения умершего

Очень редко бывают такие случаи, когда человек умирает в день своего рождения. Иногда бывает и так, что родственники по некоторым причинам хотят помянуть усопшего на день раньше, а эта дата по случайности выпадает на его день рождения. В таких случаях многие теряются и не знают можно ли поминать в день рождения умершего.

Нужно отметить, что наши предки несмотря на то, что в истории считается что они были безграмотными по сравнению с современным человеком, почитали православные традиции намного правильней и знали намного больше толку в житейских вопросах чем современные люди. Они особо относились к погибшим и умершим.

В те времена никогда, и никто не носил на кладбище полотенце и поминальную еду в день рождения покойного. Этот день абсолютно никак не отмечали. И связанно это было с тем, что в старину отдавали предпочтение мнению о том, что после смерти умершего человека дня рождения, когда душа была в этом теле нет. Как только душа покидает тело так дата смерти сразу и становится датой его рождения.

Вообще в православии считается, что человек имеет три даты рождения:

  • первая – дата рождения, когда человек появился на свет;
  • вторая – дата крещения;
  • третья – дата, когда человеческая душа отходит в мир иной.

Поэтому после смерти нужно поминать последнюю дату рождения, то есть дату смерти. Поминая душу в дату рождения человека на землю, родственники невольно тянут ее в прежнее существование, не давая усопшему покоя. Поэтому таких поминальных трапез предки не устраивали.

Как отмечаю день рождения умершего в современности

В современном же мире православные традиции разрешают поминать дату рождения усопшего человека. Православная церковь не только говорит, что можно проводить этот день на кладбище, но и в некоторой мере нужно. Особенно хорошо в день рождения умершего человека на кладбище раздавать милостыню. Конечно не принято и не рекомендуется устраивать посиделки и употреблять спиртные напитки на могиле усопшего.

Как утверждают служители церкви, такими посиделками можно нанести душе погибшего только вред и большие страдания. На гроб можно принести сухие или искусственные цветы и свечку или лампадку. Старайтесь в этот день не плакать, а идти к покойному с молитвами и хорошими намерениями.

Многие священнослужители считают, что если в этот день плакать на могиле, то тем самым вы нарушаете покой души усопшего. И она начинает мучатся и маяться.

Современный взгляд на поход на могилу в день рождения покойника

Современные люди мало суеверные, поэтому мало кто сегодня будет интересоваться вопросом что делать в день рождения умершего человека. Люди все чаще начинают обращаться в церковь. В этот день как правило несут поминальную панихиду, чтобы священнослужители помолились за покой души усопшего.

Также рекомендуется вместе со священником отправится на могилку покойника, чтобы он там почтил память усопшего и почитал молитву. Очень часто после такого обряда родственники остаются рядом с могилой и высказывают близкому человеку все свои ненастья, беды и неприятности. После чего приходят домой и начинают поминальную трапезу. Во многих странах в этот день принято раздавать родственникам и соседям угощения в виде сладостей, чтобы те помянули усопшего.

Ходить на кладбище в день, когда покойника родился в живой мир сегодня стало уже твердой традицией, которую принимает церковь. Ей следуют многие не суеверные. Также они не следуют таким ограничениям как посещение кладбища в зимний период времени или посещение после полу дня и с пустыми руками.

На самом деле такая практика не является обязательной или принудительной. Ведь каждый человек сам в праве решать, как ему поминать близкого человека. Даже если не получится посетить в этот день кладбище – ничего страшного тут нет. Главное, чтобы об усопших остались в памяти только хорошие и позитивные воспоминания.

Посещение кладбища – является возможностью отдать покойнику должное. Если есть возможность и желание, то такой ей нельзя пренебрегать.

Дни особого поминовения усопших.

Обычай поминать усопших встречается уже в церкви ветхозаветной (Чис. 20, 29; Втор. 34, 9; 1 Цар. 31, 13; 2 Мак. 7, 38-46; 12, 45).

В христианской Церкви этот обычай древен, как древне и само основание, по которому совершается поминовение усопших.

Смерть – это завершение земного пути, прекращение страданий, своеобразный рубеж, за которым наступает то, к чему он всю жизнь шел и стремился. Кто познал истину и умер в вере, тот победил смерть, вместе с Воскресшим Христом. Церковь не разделяет своих членов на живых и мертвых, у Христа все живы.

Любовь к умершим родственникам возлагает на нас, ныне здравствующих, святую обязанность – молиться о спасении их душ.

Согласно христианской традиции, поминки по усопшему проводятся в день похорон (на третий день после смерти), на девятый и сороковой день после смерти. В дальнейшем поминки традиционно устраивают через год, а также в день рождения, день смерти и на именины усопшего. В эти дни принято посещать могилу покойного.

На поминки в день похорон традиционно приглашают всех, кто был на кладбище и помогал с похоронами. Поэтому, как правило, поминки на третий день бывают самыми многочисленными. На поминки девятого дня принято приглашать только близких друзей и родственников почившего. Поминальная трапеза в сороковой день схожа с поминками в день похорон. На сороковой день приходят все, кто желает помянуть ушедшего из жизни человека.

Проводить поминки можно как в доме усопшего, так и в любом другом месте. Поминовение в эти дни освящены древним церковным обычаем.

Сразу после смерти принято заказывать в церкви сорокоуст, чтобы в течение первых сорока дней новопреставленного ежедневно сугубо поминали. Особо отмечаются третий и девятый дни, когда, по учению Церкви, душа предстаёт небесному Престолу, и сороковой – когда Господь выносит временный приговор, определяя, где душа будет находиться до Страшного Суда. В эти дни нужно усердно молиться за усопшего, а после этих дней чаще подавать записки на Литургию и панихиду. Панихида – заупокойное богослужение, которое можно совершать как до погребения, так и после.

Особую силу имеют общие поминовения усопших, которые совершаются в мясопустную родительскую субботу (за неделю до Великого Поста), в Радоницу (через девять дней после Пасхи), накануне Троицы и в Димитриевскую родительскую субботу (суббота до 8 ноября). Кроме того, в три субботы в Великом Посту (2-ю, 3-ю и 4-ю) Вселенская Церковь постановила поминать всех умерших христиан соборно.

Умершие за себя молиться не могут, они ждут наших молитв. Больше всего душа нуждается в них первые 40 дней, пока она проходит мытарства и совершается частный суд. Надо во всех, сколько это возможно, храмах заказать сорокоуст – поминовение на 40 дней, каждый день подавать на панихиду, поминать на Псалтири, давать милостыню и просить помолиться за эту душу. Так, постоянно поминая, с помощью Церкви, можно вымолить душу даже из ада.

Но особенную помощь почившим оказывает поминовение в Церкви. Прежде чем посетить кладбище, следует прийти в храм к началу службы, подать записку с именами усопших сродников для поминовения в алтаре (лучше всего, если это будет поминание на проскомидии, когда за усопшего вынут из особой просфоры частичку, а затем в знак омовения его грехов опустят в Чашу со Святыми Дарами). После Литургии нужно отслужить панихиду. Панихиды, которые совершаются в такие дни, именуются вселенскими, а сами дни – вселенскими родительскими субботами.

Свеча, поставленная за упокоение «на канун», является одним из непременных видов поминовения. При этом необходимо вознести Господу молитвы за усопших: «Помяни, Господи, души(у) усопших(его) рабов(а) Твоих(его) (имена их), и прости их вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царство Небесное».

Канун - четырехугольный стол с мраморной или металлической доской, на которой расположены ячейки для свечей.

Что надо знать о панихиде

Кроме ежедневного поминовения усопших на службах суточного круга Церковь установила целый ряд заупокойных поминовений. Среди них первое место занимает последование панихиды.

Панихида - заупокойная служба, Богослужение по умершим. Сущность панихиды состоит в молитвенном поминовении усопших отец и братий наших, которые хотя и скончались верными Христу, но не вполне отрешились от слабостей падшей человеческой природы и унесли с собой во гроб слабости и немощи свои.

Совершая панихиду, Святая Церковь сосредоточивает наше внимание на том, как души усопших восходят от земли на Суд к Лицу Божию и как со страхом и трепетом предстоят на этом Суде и исповедуют свои дела пред Господом.

«Упокой» - поется во время панихиды. Физическая смерть человека еще не означает полный покой для умершего. Его душа может страдать, не находить себе покоя, ее могут мучить нераскаянные грехи, угрызения совести. Поэтому мы, живые, молимся об усопших, просим Бога дать им покой, облегчение. Церковь не предвосхищает у Господа всеправосудного тайны Его Суда над душами наших усопших близких, она возвещает основной закон этого Суда - Божественное милосердие - и побуждает нас на молитву об усопших, давая полную свободу нашему сердцу высказаться в молитвенных воздыханиях, излиться в слезах и прошениях.

Во время панихиды и отпевания все молящиеся стоят с зажженными свечами, в ознаменование того, что душа умершего перешла от земли в Царство Небесное - в Невечерний Божественный Свет. По установившемуся обычаю свечи гасят по окончании канона, перед пением «Со духи праведных. ».

Дни поминовения усопших.

Третий день. Поминовение усопшего в третий день после смерти совершается в честь тридневного воскресения Иисуса Христа и во образ Пресвятой Троицы.

Первые два дня душа преставившегося еще находится на земле, проходя вместе с сопровождающим ее Ангелом по тем местам, которые притягивают ее воспоминаниями земных радостей и горестей, злых и добрых дел. Душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором положено тело, и таким образом проводит два дня как птица, ищущая себе гнезда. Добродетельная же душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. В третий же день Господь повелевает душе вознестись на небеса для поклонения Ему - Богу всяческих. Весьма своевременно поэтому церковное поминовение души, представшей пред лицем Правосудного.

Девятый день. Поминовение умершего в этот день бывает в честь девяти чинов ангельских, которые, как слуги Царя Небесного и предстатели к Нему за нас, ходатайствуют о помиловании преставившегося.

После третьего дня душа в сопровождении Ангела заходит в райские обители и созерцает их несказанную красоту. В таком состоянии она пребывает шесть дней. На это время душа забывает скорбь, которую чувствовала, находясь в теле и после выхода из него. Но если она виновна в грехах, то при виде наслаждения святых она начинает скорбеть и укорять себя: «Увы мне! Сколько я осуетилась в этом мире! Я провела большую часть жизни в беспечности и не послужила Богу, как должно, дабы и мне удостоиться сей благодати и славы. Увы мне, бедной!» В девятый день Господь повелевает Ангелам опять представить душу к Нему на поклонение. Со страхом и трепетом предстоит душа пред престолом Всевышнего. Но и в это время святая Церковь опять молится за усопшего, прося милосердного Судию о водворении со святыми души своего чада.

Сороковой день. Сорокадневный период весьма знаменателен в истории и предании Церкви как время, необходимое для приуготовления, для принятия особого Божественного дара благодатной помощи Отца Небесного. Пророк Моисей удостоился беседовать с Богом на горе Синай и получить от Него скрижали закона лишь после сорокадневного поста. Израильтяне достигли земли обетованной после сорокалетнего странствия. Сам Господь наш Иисус Христос вознесся на небо на сороковой день по воскресении Своем. Принимая все это за основание, Церковь установила совершать поминовение в сороковой день после смерти, чтобы душа преставившегося взошла на святую гору Небесного Синая, удостоилась лицезрения Божия, достигла обетованного ей блаженства и водворилась в небесных селениях с праведными.

После вторичного поклонения Господу Ангелы отводят душу в ад, и она созерцает жестокие муки нераскаявшихся грешников. В сороковой же день душа в третий раз возносится на поклонение Богу, и тогда решается ее участь - по земным делам ей назначается место пребывания до Страшного суда. Потому так благовременны церковные молитвы и поминовения в этот день. Ими заглаживаются грехи умершего и испрашивается душе его водворение в раю со святыми.

Годовщина. Церковь совершает поминовение усопших в годовщину их смерти. Основание этого установления очевидно. Известно, что самым большим литургическим циклом является годовой круг, по прошествии которого вновь повторяются все неподвижные праздники. Годовщина смерти близкого человека всегда отмечается хотя бы сердечным поминовением его любящими родными и друзьями. Для православного верующего - это день рождения для новой, вечной жизни.

ВСЕЛЕНСКИЕ ПАНИХИДЫ (РОДИТЕЛЬСКИЕ СУББОТЫ)

Кроме этих дней Церковь установила особенные дни для торжественного, всеобщего, вселенского поминовения всех от века преставившихся отцов и братий по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, которые, быв застигнутыми внезапной смертью, не были напутствованы в загробную жизнь молитвами Церкви. Совершаемые при этом панихиды, указанные уставом Вселенской Церкви, называются вселенскими, а дни, в которые совершается поминовение, - вселенскими родительскими субботами. В кругу богослужебного года такими днями общего поминовения являются:

Суббота мясопустная. Посвящая Неделю мясопустную преднапоминанию последнего Страшного суда Христова, Церковь, ввиду этого суда, установила ходатайствовать не только за живых членов своих, но и за всех, от века умерших, во благочестии поживших, всех родов, званий и состояний, особенно же за скончавшихся внезапной смертью, и молит Господа о помиловании их. Торжественное всецерковное поминовение усопших в эту субботу (а также в Троицкую субботу) приносит великую пользу и помощь умершим отцам и братиям нашим и вместе с тем служит выражением полноты церковной жизни, которой мы живем. Ибо спасение возможно только в Церкви - сообществе верующих, членами которого являются не только живущие, но и все умершие в вере. И общение с ними чрез молитву, молитвенное их поминовение и есть выражение нашего общего единства в Церкви Христовой.

Суббота Троицкая. Поминовение всех умерших благочестивых христиан установлено в субботу перед Пятидесятницей ввиду того, что событием сошествия Святого Духа завершилось домостроительство спасения человека, а в этом спасении участвуют и усопшие. Поэтому Церковь, воссылая в Пятидесятницу молитвы об оживотворении Духом Святым всех живущих, просит в самый день праздника, чтобы и для усопших благодать всесвятого и всеосвящающего Духа Утешителя, которой они сподобились еще при жизни, была источником блаженства, так как Святым Духом «всяка душа живится». Поэтому канун праздника, субботу, Церковь посвящает поминовению усопших, молитве о них. Святой Василий Великий, составивший умилительные молитвы вечерни Пятидесятницы, говорит в них, что Господь наипаче в этот день благоволит принимать молитвы об умерших и даже о «иже во аде держимых».

Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц святой Четыредесятницы. Во святую Четыредесятницу - дни Великого поста, подвига духовного, подвига покаяния и благотворения ближним - Церковь призывает верующих быть в теснейшем союзе христианской любви и мира не только с живыми, но и с умершими, совершать в назначенные дни молитвенные поминовения отшедших от настоящей жизни. Кроме того, субботы этих седмиц назначены Церковью для поминовения усопших еще и по той причине, что в седмичные дни Великого поста заупокойных поминовений не совершается (сюда относятся заупокойные ектении, литии, панихиды, поминовения 3-го, 9-го и 40-го дня по смерти, сорокоусты), так как ежедневно не бывает полной литургии, с совершением которой связано поминовение усопших. Чтобы не лишить умерших спасительного предстательства Церкви в дни святой Четыредесят-ницы, и выделены указанные субботы.

Радоница. Основанием общего поминовения умерших, которое совершается во вторник после Фоминой недели (воскресенья), служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад и победе Его над смертью, соединяемое с Фоминым воскресеньем, с другой - разрешение церковным уставом совершать обычное поминовение усопших после Страстной и Светлой седмиц, начиная с Фомина понедельника. В этот день верующие приходят на могилы своих родных и близких с радостной вестью о Воскресении Христовом. Отсюда и самый день поминовения называется Радоницей (или Радуницей).

К сожалению, в советское время установился обычай посещать кладбища не на Радоницу, а в первый день Пасхи. Для верующего человека естественно посещать могилки своих близких после усердной молитвы о их упокоении в храме - после отслуженной в церкви панихиды. Во время же Пасхальной недели панихид не бывает, ибо Пасха - это всеобъемлющая радость для верующих в Воскресение Спасителя нашего Господа Иисуса Христа. Поэтому в течение всей Пасхальной недели не произносятся заупокойные ектении (хотя совершается обычное поминовение на проскомидии), не служатся панихиды.

Димитриевская родительская суббота – в этот день совершается поминовение о всех православных убиенных воинах. Оно установлено святым благоверным князем Димитрием Донским по внушению и благословению преподобного Сергия Радонежского в 1380 году, когда он одержал славную, знаменитую победу над татарами на Куликовом поле. Поминовение совершается в субботу перед Димитриевым днем (26 октября по старому стилю). Впоследствии в эту субботу православные христиане стали творить поминовение не только воинов, за веру и отечество положивших свою жизнь на поле брани, но вместе с ними и за всех православных христиан.

Поминовение усопших воинов совершается Православной Церковью 26 апреля (9 мая по новому стилю), в праздник победы над фашистской Германией, а также 29 августа, в день Усекновения главы Иоанна Предтечи.

Обязательно надо поминать усопшего в день его смерти, рождения и именин. Дни поминовения надо проводить чинно, благоговейно, в молитве, благотворении нищим и близким, в размышлении и о нашей смерти и будущей жизни.

Правила подачи записок “О упокоении” такие же, как и записок “О здравии”.

Поминать усопшего в Церкви нужно как можно чаще, не только в означенные особые дни поминовения, но и в любой другой день. Главное моление о упокоении усопших православных христиан Церковь совершает на Божественной литургии, принося за них бескровную жертву Богу. Для этого следует перед началом литургии (или накануне вечером) подать в церкви записки с их именами (вписывать можно только крещеных православных). На проскомидии из просфор будут вынуты частицы за их упокоение, которые в конце литургии будут опущены в святую чашу и омыты Кровью Сына Божия. Будем помнить, что это наибольшее благо, которое мы можем оказать тем, кто нам дорог. Вот как говорится о поминовении на литургии в Послании восточных Патриархов: «Мы веруем, что души людей, впавших в смертные грехи и при смерти не отчаявшихся, но покаявшихся еще до разлучения с настоящей жизнью, только не успевших принести никаких плодов покаяния (такими плодами могли быть их молитвы, слезы, коленопреклонения при молитвенных бдениях, сокрушение, утешение бедных и выражение в поступках любви к Богу и ближним), – души таких людей нисходят в ад и терпят за учиненные ими грехи наказания, не лишаясь, впрочем, надежды на облегчение. Облегчение же они получают по бесконечной благости Божией через молитвы священников и благотворения, совершаемые за умерших, а особенно силою бескровной жертвы, которую, в частности, приносит священнослужитель для каждого христианина за его близких, и вообще за всех повседневно приносит Кафолическая и Апостольская Церковь».

Иные популярные молитвы:

Православные Иконы Святым угодникам Божьим и Пресвятой Богородице

Православный календарь на год. Церковный календарь

Чудотворные иконы Божьей матери, иконы Пресвятой Богородице

Десять заповедей Закона Божия

Тропари к святым по месяцам

Молебен. Панихиды. Отпевание

О молитве: Краткие молитвы, Церковные молитвы, О силе молитв служителей Церкви, Канонические молитвы, Молитва своими словами

О молитве: Почему надо молиться по молитвослову, Какие молитвы входят в молитвослов, Какие книги относятся к церковно-богослужебным, Православный молитвослов, Как молиться за других людей, Как молиться за обидчиков и врагов

Молитвы о счастии брака

Молитвы о совете и любви между мужем и женой

Молитвы о здравии младенцев

Молитвы о потерянных детях

Акафист, Молитвы составленные в заключении

Молитвы за детей

Православные информеры для сайтов и блогов Все молитвы.

Однажды в жизни каждого человека наступает время, когда кто-то из знакомых, близких или родных людей отправляется к почившим праотцам. Останки умершего человека чаще всего предают земле, где они и будут находиться в дальнейшем. Однако любовь к не иссякает, поэтому в определенные дни совершаются поминки по умершему. Чтобы не допустить нежелательных ошибок, очень важно знать, как поминать усопших, в какие дни это делается и, безусловно, как происходят поминки.

Для поминовений выделяют три основных срока после смерти человека . Первый раз моления происходят на третий день, второй раз поминают на девятый день и уже третий раз молятся об усопшем при наступлении сорокового дня. Отсчет ведется со дня кончины человека, а не со дня погребения. Поминки в установленные дни являются священным обычаем, который сохранился с давних времен.

Основные ошибки и правила

Поминки, как и любой другой обычай, имеют свои установленные годами правила. Их непременно нужно соблюдать, чтобы ненароком не потревожить и не обидеть душу умершего. Но прежде чем узнать какие правила поминания усопших существуют, стоит узнать об ошибочных действиях, которые многие совершают на похоронах. Распространённые ошибки могут быть связаны с такими предметами, как:

Итак, как правильно поминать умерших родственников .

Как уже говорилось ранее, различают три особых срока, когда проводят поминки, не считая дня похорон:

По истечении сорока дней умершего принято считать приснопамятным, то есть тот кого надо приснопоминать, где «присно» обозначает «всегда». О своем почившем родственнике или близком человеке не надо забывать после смерти .

Что такое панихида

При жизни любовь можно показать своим близким людям обняв их и поцеловав . Но если человек отправляется в мир иной, то проявить свои чувства к нему можно только при помощи панихиды. Проводятся они в церкви, как правило, сразу же после окончания утренней службы. Сколько будет стоить панихида, узнать можно непосредственно при посещении храма.

Для проведения панихиды необходимо купить хлеб или что-то из выпечки, но ни в коем случае она не должна быть сладкой, а также можно приобрести фрукты. Эти продукты считаются основными, но можно добавить и другие виды, в зависимости от финансовых возможностей. Как правило, в этот день заведено нести муку, различную крупу и масло растительного происхождения. Ни в коем случае нельзя брать с собой спиртное и сладости .

К продуктам добавляется записка с именами всех усопших родственников, написанная заранее. Бланк для правильного заполнения можно взять непосредственно в церкви. Все приготовленное для панихиды укладывается на специальном столе. Во время панихиды желательно присутствие того, кто взывает с молитвой к святым. Общая продолжительность священного действия составляет порядка пятнадцати минут. Верующие люди говорят, что в это время душа становится рядом со своим родственником и молится за него точно так же, как и он.

Есть панихиды, которые особо значимы для умерших душ, их действие в 10 раз сильнее, чем обычная служба. Проходят они в специальный день памяти умерших, который приходится на родительскую и поминальную субботы. О том, когда они бывают и сколько их в году, узнать можно в самой церкви или в специальном церковном календаре, где их принято отмечать черным крестиком. Как правило, основная их часть приходится на период Великого поста.

Душа умершего человека ожидает родственника в храме и радуется, если он приходит. В противном случае она очень сильно тоскует и чувствует себя опустошенной. Накануне, в пятницу вечером, во имя упокоенного справляется парастас.

Помимо суббот, поминание умерших в православии происходит на Радоницу, которая следует на девятый день после празднования Пасхи. Именно в это время души ждут своих родных возле могил или в церкви, иногда они приходят в квартиру, где жили до смерти. В этот день необходимо усиленно припоминать их, а также заказывать панихиду и подавать милостыню нуждающимся. Если день рождения усопшего приходится на Радоницу, то ничего страшного нет в том, чтобы устроить поминки. Нет запретов для памяти о близких людях, покинувших бренную землю .

Церковный устав гласит

Не надо забывать о близких своих, ушедших к Богу . Поминовение усопших по уставу православной церкви происходит и через полгода со дня смерти, и даже через год. Годовщина смерти считается вторым рождением души и новой жизнью в Небесном Царстве. Особое внимание уделить нужно поминовению перед Троицкой субботой; когда совершается очередной помин об усопшем, в церкви ставится свеча за упокой души в отведенном для усопших месте в один из полых подсвечников, а также заказывают панихиду. Но ни в коем случае, даже спустя много лет со дня смерти, нельзя приносить спиртное или сладкое. Не надо гневить Бога и терзать душу умершего.

Согласно уставу церковному, на благодать души усопшего сразу же после его смерти в храме надо заказать сорокоуст, который будет читаться на протяжении сорока дней. В монастыре можно заказать молебен за упокой, который служители будут делать на протяжении нескольких месяцев. Еще один важный момент, который необходимо соблюдать - если человек при жизни был некрещеным, то в церковных службах его поминать нельзя. О благословении его души молиться можно только дома перед ликом святого, чьим именем был наречен упокоенный раб Божий.

Если по каким-то причинам не получается отметить поминки в день смерти близкого человека, то можно сделать это в любое другое время, даже в случае, когда оно намного позднее, чем дата кончины, за исключением тех дней, когда поминать умерших запрещено. Не стоит устраивать поминки по церковным правилам во время:

  • Пасхи.
  • Страстной недели.

В эти дни справлять поминки ни в коем случае нельзя, таким образом можно потревожить упокоенную душу, в результате чего она будет мучиться и изнывать.

Неоднократно можно услышать, что поминать усопших нельзя в понедельник. На самом деле церковным уставом это не запрещено. Такое мнение связано исключительно с мнением людей о том, что понедельник - день тяжелый, и в этот день ничего нельзя начинать, значит, проводить поминки можно и в этот день недели.

Все о религии и вере - "молитва за умершего человека в день его рождения" с подробным описанием и фотографиями.

По смерти наших родных, близких и друзей, отношения с ними не прекращаются. Прерывается лишь видимое общение, ведь в Царствие Христовом нет смерти. Она есть лишь незримый переход из жития временного, земного, в жизнь вечную.

Зачем нужно молиться об умерших

Молитва об упокоении души умершего - это продолжение нашей незримой связи. Православные христиане верят, что Милосердный Господь дарует по молитвам прощение их душам.

Пока человек жив, он в любое время может покаяться во грехах и получить прощение от Бога. Но после смерти у души уже нет возможности испросить прощения и ходатайствовать за себя. И на помощь с молитвами о них к Творцу приходим мы, живые люди.

Совет! Молиться необходимо как можно чаще.

По смерти человека место пребывания его новопреставленной души зависит от того, как усопший проводил земную жизнь, верил ли во Христа, соблюдал ли Его заповеди. Поэтому усердно молясь об умерших людях мы, живые, можем совершить для них единственное и долгожданное благо - жизнь вечную во Царствие Небесном.

Тексты молитв

Господи, Иисусе Христе, Боже наш! Ты - сирых хранитель, скорбящих прибежище и плачущих утешитель. Прибегаю к Тебе аз, сирый, стеня и. плача, и молюся Тебе: услыши моление мое и не отврати лица Твоего от воздыханий сердца моего и от слез очей моих.

Молюся Тебе, милосердый Господи, утоли скорбь мою о разлучении с родившим и воспитавшим мя, родителем моим (имя); душу же его, яко отшедшую к Тебе с истинною верою в Тя и твердою надеждою на Твое человеколюбие и милость, приими в Царство Твое Небесное.

Преклоняюсь пред Твоею святою волею, еюже отъят бысть у мене, и прошу Тя, не отыми точию от него милости и благосердия Твоего. Вем, Господи, яко Ты, Судия мира сего, грехи и нечестия отцев наказуеши в детях, внуках и правнуках даже до третьяго и четвертаго рода: но и милуеши отцев за молитвы и добродетели чад их, внуков и правнуков.

С сокрушением и умилением сердца молю Тя, милостивый Судие, не наказуй вечным наказанием усопшаго незабвеннаго для мене раба Твоего, родителя моего (имя), но отпусти ему вся согрешения его вольная и невольная, словом и делом, ведением и неведением сотворенная им в житии его зде на земле, и по милосердию и человеколюбию Твоему, молитв ради Пречистыя Богородицы и всех святых, помилуй его и вечныя муки избави.

Ты, милосердый Отче отцев и чад! даруй мне, во вся дни жизни моея, до последняго издыхания моего, не преставати памятовати о усопшем родителе моем в молитвах своих, и умоляти Тя, праведнаго Судию, да вчиниши его в месте светле, в месте прохладне и в месте покойне, со всеми святыми, отнюду же отбеже всяка болезнь, печаль и воздыхание. Милостиве Господи!

Приими днесь о рабе Твоем (имя), теплую молитву мою сию и воздай ему воздаянием Твоим за труды и попечения воспитания моего в вере и христианском благочестии, яко научившему мя первее всего ведети Тя, Своего Господа, в благоговении молитися Тебе, на Тебе единаго уповати в бедах, скорбех и болезнех и хранити заповеди Твоя;

За благопопечение его о моем духовном преуспеянии, за тепле приносимыя им о мне моления пред Тобою и за все дары, им испрошенные мне от Тебе, воздай ему Своею милостию, Своими небесными благами и радостями в вечном царствии Твоем.

Ты бо еси Бог милостей и щедрот и человеколюбия, Ты покой и радость верных рабов Твоих, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Читается со дня смерти 40 дней и перед годовщиной за 40 дней до дня смерти ежедневно.

Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежде живота вечнаго преставльшагося* раба Твоего, брата нашего (имя), и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящим Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя, вместо дел вмени, и со святыми Твоими, яко Щедр, упокой: несть бо человек, иже поживет и не согрешит, но Ты Един еси кроме всякаго греха и правда Твоя правда во веки, и Ты еси Един Бог милости и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Боже духов и всякия плоти, смерть поправый и диавола упразднивый, и живот миру Твоему даровавый! Сам, Господи, упокой души усопших раб Твоих: святейших патриархов, преосвященных митрополитов, архиепископов и епископов, во священническом, церковном и монашеском чине Тебе послуживших; создателей святаго храма сего, православных праотец, отец, братий и сестер, зде и повсюду лежащих; вождей и воинов за веру и отечество живот свой положивших, верных, убиенных е междоусобной брани, утонувших, сгоревших, на мразе замерзших, растерзанных зверьми, без покаяния внезапно скончавшихся и не успевших примириться с Церковью и со своими враги; в изступлении ума самоубиенных, тех, о коих заповедали и просили ны молитися, о коих несть кому молитися и верных, погребения христианскаго лишенных (имя) в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, отнюдуже отбеже болезнь, печаль и воздыхание. Всякое согрешение, содеянное ими словом или делом или помышлением, яко благий Человеколюбец Бог прости, яко несть человек, иже жив будет и не согрешит. Ты бо еси един кроме греха, правда Твоя - правда во веки, и слово Твое - истина.

Яко Ты еси Воскресение, и Живот и Покой усопших раб Твоих (имя), Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем со безначальным Твоим Отцем, и Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго новопреставленного раба Твоего (или рабы Твоей), (имя), и яко благ и человеколюбец, отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, возставляя его во святое второе пришествие Твое в причастие вечных Твоих благ, ихже ради в Тя Единаго верова, истиннаго Бога и Человеколюбца. Яко Ты еси воскресение и живот, и покой рабу Твоему, (имя), Христе Боже наш. И Тебе славу возсылаем, со безначальным Твоим Отцем и с Пресвятым Духом, ныне и присно и во веки веков, аминь.

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их), и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Что означают 3, 9, 40 дней и годовщина

Мало кто из усопших сподобился перед смертью совершения исповеди и святого Причастия, много кто умирает неожиданно, а кого-то настигает насильственная смерть.

Покойный особо нуждается в молитвенной поддержке в 40 дней по смерти. Именно в это время решается его участь в мире ином, «размещение» в аду или в райских селениях.

Родственники и близкие люди обязаны ради доброй памяти покойного совершить молитвенный подвиг:

  • творить милосердные дела и поступки;
  • прощать недоброжелателей;
  • усмирять личное лицемерие;
  • регулярно каяться во грехах и принимать Причастие;
  • утешать скорбящих;
  • раздавать милостыню нуждающимся.

День третий

Поминовение в 3 день по смерти совершается в память Воскресения Христова. 2 дня душа присутствует на земле. Ее постоянно сопровождает ангел. Она посещает дорогие ей при жизни места, «навещает» любимых людей.

Важно! На 3 сутки душа возносится для поклонения Творцу. Именно в этот день мольбы о ее упокоении и прощении грехов являются особо своевременным событием.

С 3 по 6 день душа в сопровождении ангела лицезреет красоты райских селений. Постепенно забывается скорбь, которая ощущалась при расставании с телом. Грешная же душа скорбит и укоряет себя о беспечности земного жития.

День девятый

В 9 день Всевышний вновь повелевает душе явиться к Нему. Поминальная служба в этот день сотворяется в память девяти ангельских чинов. Именно они ходатайствуют о спасении и милости к новопреставленному.

День сороковой

На 40 день душа вновь возносится ко Христу для разрешения своей участи - Всевышний определяет место ее нахождения до Своего Второго Пришествия на землю и Страшного Судилища. Именно в этот момент мольба и поминовение считаются особо благовременными ради водворения упокоившейся души в раю со святыми.

Именно 40-й день знаменателен в истории Церкви:

  • пророк Моисей беседовал с Творцом на горе Синай и получил скрижали Закона после 40-дневного поста;
  • израильтяне после 40-летнего путешествия достигли Иудеи;
  • Спаситель вознесся на 40 день по Воскресению.

Годовщина поминания

Поминовение усопших в годовщину смерти обусловлено литургическим циклом - годовым кругом. По его окончании все церковные события вновь повторяются. А годовщина упокоения человека - это его день рождения в вечность.

Православная церковь хранит немало примеров того, как усопшие ожидают молитв о них от живых людей: они приходят нам в сонных видениях, совершают некие знамения, указывающие на нужду в молитвенном поминовении.

Христианская любовь вечна, а умершие не мертвы, но живы и любят нас, ведь душа человеческая бессмертна. Мало кто из праведников направляется в райские обители и наслаждается радостью общения с Отцом Небесным. Именно поэтому так важна молитва об упокоении души умершего.

Важно! Не менее действенным поминовением усопших считается принесение Бескровной Жертвы за них во время божественной Литургии.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Как отмечают день рождения умершего человека в православии

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться Вас на нашу группу Вконтакте Молитвы на каждый день. Так же посетите нашу страничку в Одноклассниках и подписывайтесь на ее Молитвы на каждый день Одноклассники. «Храни Вас Господь!».

Каждый человек рано или поздно теряет близкого. К сожалению, это случается в каждой семье. После пережитого горя многие начинают задумываться о том, как правильно отмечать поминки, в какие дни и что делать в день рождения умершего. В этом вопросе попробуем разобраться ниже.

Когда правильно поминать усопшего

Как известно, согласно православным канонам, в честь усопшего человека принято устраивать поминки (поминальную трапезу). Этот ритуал позволяет близким и родственникам покойного провести ритуал в его честь во имя памяти его.

Согласно православным традициям, поминать умершего человека следует непосредственно в день его похорон, спустя 9 дней и на 40-й день. В народе устраивают поминки еще и на годовщину смерти, и на день рождения усопшего.

Отмечают ли день рождения умершего

Очень редко бывают такие случаи, когда человек умирает в день своего рождения. Иногда бывает и так, что родственники по некоторым причинам хотят помянуть усопшего на день раньше, а эта дата по случайности выпадает на его день рождения. В таких случаях многие теряются и не знают можно ли поминать в день рождения умершего.

Нужно отметить, что наши предки несмотря на то, что в истории считается что они были безграмотными по сравнению с современным человеком, почитали православные традиции намного правильней и знали намного больше толку в житейских вопросах чем современные люди. Они особо относились к погибшим и умершим.

В те времена никогда, и никто не носил на кладбище полотенце и поминальную еду в день рождения покойного. Этот день абсолютно никак не отмечали. И связанно это было с тем, что в старину отдавали предпочтение мнению о том, что после смерти умершего человека дня рождения, когда душа была в этом теле нет. Как только душа покидает тело так дата смерти сразу и становится датой его рождения.

Вообще в православии считается, что человек имеет три даты рождения:

  • первая – дата рождения, когда человек появился на свет;
  • вторая – дата крещения;
  • третья – дата, когда человеческая душа отходит в мир иной.

Поэтому после смерти нужно поминать последнюю дату рождения, то есть дату смерти. Поминая душу в дату рождения человека на землю, родственники невольно тянут ее в прежнее существование, не давая усопшему покоя. Поэтому таких поминальных трапез предки не устраивали.

Как отмечаю день рождения умершего в современности

В современном же мире православные традиции разрешают поминать дату рождения усопшего человека. Православная церковь не только говорит, что можно проводить этот день на кладбище, но и в некоторой мере нужно. Особенно хорошо в день рождения умершего человека на кладбище раздавать милостыню. Конечно не принято и не рекомендуется устраивать посиделки и употреблять спиртные напитки на могиле усопшего.

Как утверждают служители церкви, такими посиделками можно нанести душе погибшего только вред и большие страдания. На гроб можно принести сухие или искусственные цветы и свечку или лампадку. Старайтесь в этот день не плакать, а идти к покойному с молитвами и хорошими намерениями.

Многие священнослужители считают, что если в этот день плакать на могиле, то тем самым вы нарушаете покой души усопшего. И она начинает мучатся и маяться.

Современный взгляд на поход на могилу в день рождения покойника

Современные люди мало суеверные, поэтому мало кто сегодня будет интересоваться вопросом что делать в день рождения умершего человека. Люди все чаще начинают обращаться в церковь. В этот день как правило несут поминальную панихиду, чтобы священнослужители помолились за покой души усопшего.

Также рекомендуется вместе со священником отправится на могилку покойника, чтобы он там почтил память усопшего и почитал молитву. Очень часто после такого обряда родственники остаются рядом с могилой и высказывают близкому человеку все свои ненастья, беды и неприятности. После чего приходят домой и начинают поминальную трапезу. Во многих странах в этот день принято раздавать родственникам и соседям угощения в виде сладостей, чтобы те помянули усопшего.

Ходить на кладбище в день, когда покойника родился в живой мир сегодня стало уже твердой традицией, которую принимает церковь. Ей следуют многие не суеверные. Также они не следуют таким ограничениям как посещение кладбища в зимний период времени или посещение после полу дня и с пустыми руками.

На самом деле такая практика не является обязательной или принудительной. Ведь каждый человек сам в праве решать, как ему поминать близкого человека. Даже если не получится посетить в этот день кладбище – ничего страшного тут нет. Главное, чтобы об усопших остались в памяти только хорошие и позитивные воспоминания.

Посещение кладбища – является возможностью отдать покойнику должное. Если есть возможность и желание, то такой ей нельзя пренебрегать.

Православные молитвы ☦

Молитвы об усопших

Молитва за единоумершего до 40 дней

(Читается со дня смерти 40 дней и перед годовщиной за 40 дней до дня смерти ежедневно)

«Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежде живота вечнаго преставльшагося* раба Твоего, брата нашего (имя ), и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящим Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя, вместо дел вмени, и со святыми Твоими, яко Щедр, упокой: несть бо человек, иже поживет и не согрешит, но Ты Един еси кроме всякаго греха и правда Твоя правда во веки, и Ты еси Един Бог милости и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.»

* До 40-го дня после смерти полагается читать «новопреставленного», в дальнейшем - «преставльшагося».

Молитва за упокой души усопшего на 9 дней

«Боже духов и всякия плоти, смерть поправый и диавола упразднивый, и живот миру Твоему даровавый! Сам, Господи, упокой души усопших раб Твоих: святейших патриархов, преосвященных митрополитов, архиепископов и епископов, во священническом, церковном и монашеском чине Тебе послуживших; создателей святаго храма сего, православных праотец, отец, братий и сестер, зде и повсюду лежащих; вождей и воинов за веру и отечество живот свой положивших, верных, убиенных е междоусобной брани, утонувших, сгоревших, на мразе замерзших, растерзанных зверьми, без покаяния внезапно скончавшихся и не успевших примириться с Церковью и со своими враги; в изступлении ума самоубиенных, тех, о коих заповедали и просили ны молитися, о коих несть кому молитися и верных, погребения христианскаго лишенных (имя ) в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, отнюдуже отбеже болезнь, печаль и воздыхание. Всякое согрешение, содеянное ими словом или делом или помышлением, яко благий Человеколюбец Бог прости, яко несть человек, иже жив будет и не согрешит. Ты бо еси един кроме греха, правда Твоя - правда во веки, и слово Твое - истина.

Яко Ты еси Воскресение, и Живот и Покой усопших раб Твоих (имя ), Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем со безначальным Твоим Отцем, и Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.»

Молитва за новопреставленного усопшего

«Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго новопреставленного раба Твоего (или рабы Твоей), (имя ) , и яко благ и человеколюбец, отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, возставляя его во святое второе пришествие Твое в причастие вечных Твоих благ, ихже ради в Тя Единаго верова, истиннаго Бога и Человеколюбца. Яко Ты еси воскресение и живот, и покой рабу Твоему, (имя ), Христе Боже наш. И Тебе славу возсылаем, со безначальным Твоим Отцем и с Пресвятым Духом, ныне и присно и во веки веков, аминь.»

Молитвы об усопшем супруге

Молитва вдовы об усопшем муже

«Христе Иисусе, Господи и Вседержителю! Ты плачущих утешение, сирых и вдовиц заступление. Ты рекл еси: призови Мя в день скорби твоея, и изму тя. Во дни скорби своея прибегаю к Тебе аз и молюся Ти: не отврати лица Твоего от мене и услыши моление мое, приносимое Тебе со слезами. Ты, Господи Владыко всяческих, благоволил еси сочетати мя с единым из рабов Твоих, во еже быти нам едино тело и един дух; Ты дал еси мне сего раба, яко сожителя и защитника. Твоей же благой и премудрой воле изволися отъяти от мене сего раба Твоего и оставити мя едину. Преклоняюся пред сею Твоею волею и к Тебе прибегаю во дни скорби моея: утоли печаль мою о разлучении с рабом Твоим, другом моим. Аще отъял еси его от мене, не отыми от мене Своея милости. Яко же некогда приял еси вдовицы две лепты, тако приими и сие моление мое. Помяни, Господи, душу усопшего раба Твоего (имя ), прости ему все согрешения его, вольная и невольная, аще словом, аще делом, аще ведением и неведением, не погуби его со беззаконми его и не предаждь вечной муке, но по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих ослаби и прости вся согрешения его и вчини его со святыми Твоими, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная. Молю и прошу Тя, Господи, даруй ми во вся дни жизни моея не преставати молитися о усопшем рабе Твоем, и даже до исхода моего просити у Тебе, Судии всего мира, оставления всех согрешений его и вселения его в Небесные обители, яже еси уготовал любящим Тя. Яко аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно Отца и Сына и Святаго Духа православно даже допоследняго своего издыхания исповеда; тем же веру его, яже в Тя, вместо дел ему вмени: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, Ты един кроме греха, и правда Твоя – правда во веки. Верую, Господи, и исповедую, яко Ты услышиши моление мое и не отвратиши лица Твоего от мене. Видя вдовицу, зельне плачущу, умилосердився, сына ея, на погребение несома, воскресил еси: тако умилосердився, утиши и скорбь мою. Яко же отверзл еси рабу Твоему Феофилу, отшедшему к Тебе, двери милосердия Твоего и простил еси ему прегрешения его по молитвам Святыя Церкве Твоея, внемля молитвам и милостыням супруги его: сице и аз молю Тя, приими мое моление о рабе Твоем и введи его в жизнь вечную. Яко Ты еси упование наше. Ты еси Бог, еже миловати и спасати, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом. Аминь.»

Молитва об усопшей жене

(Молитва вдовца об усопшей супруге)

«Христе Иисусе, Господи и Вседержителю! В сокрушении и умилении сердца моего молюся Тебе: упокой, Господи, душу усопшия рабы Твоея (имя ), в Небеснем Царствии Твоем. Владыко Вседержителю! Ты благословил еси супружесткий союз мужа и жены, егда рекл еси: не добро быти человеку единому, сотворим ему помощника по нему. Ты освятил еси союз сей во образ духовнаго союза Христа с Церковию. Верую, Господи, и исповедую, яко ты благословил еси сочетати и мене сим святым союзом с единою из рабынь Твоих. Твоей же благой и премудрой воле изволися отъяти у мене сию рабу Твою, юже дал еси мне, яко помощницу и сопутницу жизни моея. Преклоняюся пред сею Твоею волею, и молюся Ти от всего сердца моего, приими моление мое сие о рабе Твоей (имя ), и прости ей, аще согреши словом, делом, помышлением, ведением и неведением; аще земное возлюби паче небеснаго; аще о одежде и украшении тела своего печеся паче, неже о просвещении одеяния души своея; или аще небреже о чадех своих; аще преогорчи кого словом или делом; аще поропта в сердце своем на ближняго своего или осуди кого или ино что от таковых злых содела. Вся сия прости ей, яко благий и человеколюбивый: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит. Не вниди в суд с рабою Твоею, яко созданием Твоим, не осуди ю по грехом ея на вечныя муки, но пощади и помилуй по велицей милости Твоей. Молю и прошу Тя, Господи, сил даруй ми по вся дни жизни моея не преставая молитися о усопшей рабе Твоей, и даже до кончины живота моего просити ей у Тебе, Судии всего мира, оставления согрешений ея. Да яко же Ты, Боже, положил еси на главу ея венец от камене честна, венчая ю зде на земли; тако увенчай ю вечною Твоею славою в Небеснем Царствии Твоем, со всеми святыми, тамо ликующими, да вкупе с ними вечно воспевает всесвятое имя Твое с Отцем и Святым Духом. Аминь.»

Молитвы детей об усопших родителях

Молитва об усопшей матери

Прибегаю к тебе аз, сирый, стеня и плача, и молюся Тебе: услыши моление мое и не отврати лица Твоего от воздыханий сердца моего и от слез очей моих. Молюся Тебе, милосердый Господи, утоли скорбь мою о разлучении с родившей и воспитавшей мя материю моею, (имя ) – , душу же ея, яко отшедшую к Тебе с истинною верою в Тя и с твердою надеждою на Твое человеколюбие и милость, приими в Царство Твое Небесное.

Преклоняюсь пред Твоею святою волею, еюже отъята бысть у мене, и прошу Тя, не отыми точию от нея милости и благосердия Твоего. Вем, Господи, яко Ты Судия мира сего, грехи и нечестия отцев наказуеши в детях, внуках и правнуках даже до третьяго и четвертого рода: но и милуеши отцев за молитвы и добродетели чад их, внуков и правнуков. С сокрушением и умилением сердца молю Тя, милостивый Судие, не наказуй вечным наказанием усопшую незабвенную для мене рабу Твою, матерь мою (имя ), но отпусти ей вся согрешения ея вольная и невольная, словом и делом, ведением и неведением сотворенная ею в житии ея зде на земле, и по милосердию и человеколюбию Твоему, молитв ради Пречистыя Богородицы и всех святых, помилуй ю и вечныя муки избави.

Ты, милосердый Отче отцев и чад! Даруй мне, во вся дни жизни моея, до последняго издыхания моего, не преставати памятовати о усопшей матери моея в молитвах своих, и умоляти Тя, праведнаго Судию, да вчиниши ю в месте светле, в месте прохладне и в месте покойне, со всеми святыми, отнюду же отбеже всяка болезнь, печаль и воздыхание.

Милостиве Господи! Приими днесь о рабе Твоей (имя ) теплую молитву мою сию и воздай ей воздаянием Твоим за труды и попечения воспитания моего в вере и христианском благочестии, яко научившей мя первее всего ведети Тя, своего Господа, в благоговении молитися Тебе, на Тебе Единаго уповати в бедах, скорбех и болезнех и хранити заповеди Твоя; за благопопечение ея о моем духовном преуспеянии, за тепле приносимыя ею о мне моления пред Тобою и за все дары, ею испрошенные мне от Тебе, воздай ей Своею милостию, Своими небесными благами и радостями в вечном Царствии Твоем.

Молитва об усопшем отце

«Господи, Иисусе Христе, Боже наш! Ты сирых хранитель, скорбящих прибежище и плачущих утешитель.

Прибегаю к тебе аз, сирый, стеня и плача, и молюся Тебе: услыши моление мое и не отврати лица Твоего от воздыханий сердца моего и от слез очей моих. Молюся Тебе, милосердый Господи, утоли скорбь мою о разлучении с родившим и воспитавшим мя родителем моим, (имя ) , душу же его, яко отшедшую к Тебе с истинною верою в Тя и с твердою надеждою на Твое человеколюбие и милость, приими в Царство Твое Небесное.

Преклоняюсь пред Твоею святою волею, еюже отъят бысть у мене, и прошу Тя, не отыми точию от него милости и благосердия Твоего. Вем, Господи, яко Ты Судия мира сего, грехи и нечестия отцев наказуеши в детях, внуках и правнуках даже до третьяго и четвертого рода: но и милуеши отцев за молитвы и добродетели чад их, внуков и правнуков. С сокрушением и умилением сердца молю Тя, милостивый Судие, не наказуй вечным наказанием усопшаго незабвеннаго для мене раба Твоего родителя моего (имя ), но отпусти ему вся согрешения его вольная и невольная, словом и делом, ведением и неведением сотворенная им в житии его зде на земле, и по милосердию и человеколюбию Твоему, молитв ради Пречистыя Богородицы и всех святых, помилуй его и вечныя муки избави.

Ты, милосердый Отче отцев и чад! Даруй мне, во вся дни жизни моея, до последняго издыхания моего, не преставати памятовати о усопшем родителе моем в молитвах своих, и умоляти Тя, праведнаго Судию, да вчиниши его в месте светле, в месте прохладне и в месте покойне, со всеми святыми, отнюду же отбеже всяка болезнь, печаль и воздыхание.

Милостиве Господи! Приими днесь о рабе Твоем (имя ) теплую молитву мою сию и воздай ему воздаянием Твоим за труды и попечения воспитания моего в вере и христианском благочестии, яко научившему мя первее всего ведети Тя, своего Господа, в благоговении молитися Тебе, на Тебе Единаго уповати в бедах, скорбех и болезнех и хранити заповеди Твоя; за благопопечение его о моем духовном преуспеянии, за тепле приносимыя им о мне моления пред Тобою и за все дары, им испрошенные мне от Тебе, воздай ему Своею милостию, Своими небесными благами и радостями в вечном Царствии Твоем.

Ты бо еси Бог милостей и щедрот и человеколюбия, Ты покой и радость верных рабов Твоих, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.»

Молитвы родителей о усопших детях

Молитва об усопшей дочери

«Господи Иисусе Христе, Боже наш, Владыко живота и смерти, Утешителю скорбящих! С сокрушенным и умиленным сердцем прибегаю к Тебе и молюся Ти: помяни. Господи, во Царствии Твоем усопшего рабу Твою, чадо мое (имя ),

Молитва о усопшем сыне

«Господи Иисусе Христе, Боже наш, Владыко живота и смерти, Утешителю скорбящих! С сокрушенным и умиленным сердцем прибегаю к Тебе и молюся Ти: помяни. Господи, во Царствии Твоем усопшего раба Твоего, чадо мое (имя ), и сотвори ей вечную память. Ты, Владыко живота и смерти, даровал еси мне чадо сие. Твоей же благой и премудрой воле изволися и отъяти е у мене. Буди благословенно имя Твое, Господи. Молю Тя, Судие неба и земли, безконечною любовию Твоею к нам, грешным, прости усопшему чаду моему вся согрешения его, вольная и невольная, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением. Прости, Милостиве, и наша родительская согрешения, да не пребудут они на чадех наших: вем, яко множицею согрешихом пред Тобою, множицею не соблюдохом, не сотворихом, якоже заповедал еси нам. Аще же усопшее чадо наше, нашея или своея ради вины, бяше в житии сем, работая миру и плоти своея, и не паче Тебе, Господу и Богу своему: аще возлюби прелести мира сего, а не паче Слово Твое и заповеди Твоя, аще предавшеся сластем житейским, а не паче сокрушению о гресех своих, и в невоздержании бдение, пост и молитву забвению предавше – молю Тя усердно, прости, преблагий Отче, чаду моему вся таковыя прегрешения его, прости и ослаби, аще и ино злое сотвори в житии сем. Христе Иисусе! Ты воскресил еси дщерь Иаира по вере и молитве отца ея. Ты исцелил еси дщерь жены-хананеянки по вере и прошению матери ея: услыши убо и молитву мою, не презри и моления моего о чаде моем. Прости, Господи, прости вся согрешения его и, простив и очистив душу его, изми муки вечныя и всели со всеми святыми Твоими, от века благоугодившими Тебе, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, но Ты Един еси кроме всякаго греха: да егда имаши судити мирови, услышит чадо мое превожделенный глас Твой: приидите, благословенные Отца Моего, и наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира.

Яко Ты еси Отец милостей и щедрот. Ты живот и воскрешение наше, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.»

Молитва за некрещеных и мертворожденных младенцев

Молитва за некрещеных младенцев из синодика Высокопреосвященнейшего Григория, митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского.

«Помяни, Человеколюбче Господи, души отшедших рабов Твоих, младенцев, кои во утробе православных их матерей умерли нечаянно от неведомых действий, или от трудного рождения, или от некоей неосторожности; окрести их, Господи, в море щедрот Твоих, и спаси неизреченною Твоею благостию.»

Молитва матери за детей мертворожденных и некрещеных данная иеромонахом Арсением Афонским:

«Господи, помилуй чад моих, умерших во утробе моей! За веру и слезы мои, ради милосердия Твоего, Господи, не лиши их света Твоего Божественного!»



Рекомендуем почитать

Наверх