Мы не можем ждать милостей от природы после всего, что мы с ней сделали. «Мы не можем ждать милостей от природы; взять их у нее-наша задача.» (И. Мичурин). (ЕГЭ обществознание)

Одежда 20.02.2019

Речь идет о человеке, который в первые десятилетия ХХ века преобразил русское садоводство и одним прыжком вывел его на качественно новый уровень. О настоящем гиганте мысли и духа.

Ведь до Мичурина отечественное плодоводство существовало большей частью лишь на юге России и в основном базировалось на западноевропейских сортах, мало подходящих для нашего климата. В средних широтах десертные плоды считались привилегией богатых людей, которые могли позволить себе либо покупать «заморские» фрукты, либо выращивать «диковинки» в оранжереях. То, что в нашей стране плодоводство стало доступным обычным людям на огромных территориях, причем с возможностью выбора из большого ассортимента растений с вкусными, полезными плодами, – во многом заслуга И. В. Мичурина.

Мичурин ввел в культуру множество новых видов, например актинидию и аронию. Вывел (почти в одиночку) в общей сложности 354 новых сорта различных культур, причем некоторые из этих сортов не потеряли своего значения до сих пор. Иван Владимирович разработал многие методы селекционной работы и собрал обширную коллекцию сортов и видов плодовых растений из разных уголков мира – что само по себе удивительно, учитывая, что лично он ни в какие экспедиции не выезжал. Мичурин первым в мире увидел перспективы карликовых и полукарликовых подвоев плодовых культур.

Начало

Отец Мичурина, Владимир Иванович, был мелкопоместным дворянином. Он против воли родителей взял в жены девушку из простого сословия, вышел в отставку в чине губернского секретаря и поселился в небольшом поместье. Занялся пчеловодством и садоводством, выписывая семена лучших на то время сельскохозяйственных культур, и слыл весьма просвещенным человеком в своей округе.

Когда Ивану Мичурину исполнилось четыре года, умерла его мать. С этого времени ребенок стал почти все время проводить вместе с отцом, помогая ему в саду и на пасеке. Мальчик получил неплохое домашнее образование, которое продолжилось в уездном училище. Там будущий ученый увлекся ботаникой, точными науками и метеорологией, мечтал о высшем образовании в Петербурге.

Но после серьезной болезни отца все изменилось: поместье ушло на уплату долгов, семья разорилась. Не закончив гимназии, юноша стал зарабатывать на жизнь, работая по 16 часов в день в конторе на железнодорожной станции Козлов. В 19 лет Иван Владимирович женился, в семье родились двое детей. Жили дружно, но бедно. Со временем женский коллектив (супруга, ее сестра, племянница жены и дочь) станет главной опорой Мичурина.

Воплотить свою мечту об учебе в университете И. В. Мичурин не смог. Но в течение жизни он достиг поразительных успехов в самообразовании. Например, в совершенстве овладел французским языком, читал на немецком и английском.

Параллельно с работой на железной дороге Мичурин находил время для садоводства. Он завел питомник и сад на арендованной земле и на досуге занимался большой экспериментальной работой.

Мичурин не был витающим в облаках экспериментатором, каким его иногда представляют, – он зарабатывал и на жизнь, и на свои исследования собственным трудом. Ему удавалось при работе практически в одиночку получать от своих питомников прибыль. А в 1899 году он даже смог позволить себе приобрести участок земли площадью около 13 га для питомника и построить на нем жилой дом.

Признание

Именно на новом участке и был заложен питомник, ставший в дальнейшем отделением Центральной генетической лаборатории имени Мичурина. Здесь Иван Владимирович работал до конца своей жизни. Он оставил железнодорожную службу и трудился в саду на износ. К пятидесяти годам были выведены такие замечательные сорта яблонь, как Антоновка полуторафутовая, Кандиль-китайка, Ренет бергамотный, Шафран северный осенний. Появились и новые сорта груш (Бере зимняя Мичурина, Бере победа, Бергамот Новик), слив (Ренклод реформа, Терн сладкий), винограда (Северный белый и Северный черный) и многих других культур. Увы, эти фантастические достижения не получили признания и не принесли вещественных благ. Иван Владимирович отправил царскому правительству письмо с просьбой о материальной помощи, но получил ответ с отказом. В это же время за границей, особенно в США, популярность Мичурина быстро росла.

В 1913 году русский исследователь получил предложение переехать вместе с семьей и своими растениями в Северную Америку. Ему обещали жалованье 8000 долларов в год и отдельный пароход от порта в Балтийском море до Вашингтона для перевозки растений. Но Мичурин остался в России.

Для соблюдения приличия правительство родной страны наградило селекционера крестом Святой Анны. Давление со стороны чиновников и духовенства, постоянное отсутствие средств, хроническая усталость и неожиданная смерть жены во время эпидемии холеры довели селекционера до полного отчаяния. А когда власть перешла к Советам, Иван Владимирович получил разрешение продолжить селекционную работу на своем участке.

Расцвет

Народный комиссариат земледелия принимает питомник в государственное ведение и утверждает Мичурина в должности заведующего. За ним остается право набирать по своему усмотрению штат сотрудников. Назначается пожизненная пенсия. Мичурина начинает опекать сам Ленин, к нему в гости ездит М. И. Калинин. Ученый обласкан властью, его объявляют главным селекционером страны. И не напрасно: до конца своей жизни он выведет еще более 200 сортов! К питомнику Мичурина приписывают землю, его достижения отмечены высшими наградами, в том числе двумя орденами. В 1934 году селекционеру присваивают ученую степень доктора наук, а затем избирают почетным членом сразу двух Академий наук.

Гениальный ученый оставил своим последователям великое наследие. А многие его советы и наблюдения и сейчас востребованы садоводами-любителями. Самые актуальные мы опубликовали на этой полосе.

***

Дом его жизни

«Через мои руки прошли десятки тысяч опытов. Я вырастил массу новых разновидностей плодовых растений, из которых получилось несколько сот новых сортов, годных для культуры в наших садах, причем многие из них по своим качествам нисколько не уступают лучшим иностранным сортам». В этих словах из «Автобиографии» И. В. Мичурина нет ни капли преувеличения.

Как одному человеку удалось достичь столь многого? За ответом наш корреспондент отправился в город Мичуринск, где ученый жил и работал.

Жизнь замечательных людей

Очень зеленый, чистый город сохранил в хорошем состоянии не только огромное количество старинных домов и особняков, но и самобытную атмосферу прошлого. Здесь работает дом-музей И. В. Мичурина. Ученый построил дом сам, но он до сих пор сохранен, наполнен его подлинными вещами и окружен растениями (некоторые знавали его самого).

Хранительница музея Людмила Васильевна Волокитина рассказывает об Иване Владимировиче Мичурине настолько ярко и захватывающе, что я советую всем любителям садоводства обязательно побывать здесь лично. По ее словам, в доме и сейчас ощущается незримое присутствие хозяина: иногда он «наказывает» работников музея за промахи, а временами «не принимает» кого-то из экскурсантов – в этом случае у того на фотографиях мистическим образом получается только темное пустое пространство… Кто знает, может быть, Мичурин присутствовал и при нашей беседе, и я очень надеюсь, что она пришлась ему по душе. Во всяком случае, фотографии у меня получились.

Небольшой дом на берегу реки Лесной Воронеж ученый построил в 1900 году по собственным чертежам, и именно здесь он жил и трудился последние 35 лет жизни. Близлежащий участок в 13 га, который Иван Владимирович облюбовал для селекционной работы, не отличался хорошим микроклиматом. Низина и близость реки сделали его более холодным по сравнению с соседними угодьями. Земля была изрезана оврагами, протоками и страдала от весенних половодий. Однако Мичурин сознательно пошел на все эти неудобства, потому что пришел к выводу: в спартанских условиях легче проводить отбор лучших гибридов.

Впрочем, ученый и к людям относился довольно строго и не ставил их комфорт во главу угла. В самом доме не было ни водопровода, ни современных удобств, а телефон здесь установили только в 1925 году. Гости, в том числе именитые, чаще всего принимались в саду в простой беседке, где сидели на деревянных скамьях. При плохой погоде в приемную превращался рабочий кабинет.

Но суровее всего Иван Владимирович относился к самому себе. Любимым его блюдом была тюря, которую готовили из хлеба, воды и лука. Спальня ученого и его кровать, которой он пользовался с момента постройки дома до конца жизни, сражают наповал современного посетителя своими более чем скромными размерами и аскетизмом. Сам же он говорил, что главное – не то, что окружает человека, а то, что он оставит потомкам.

При этом равнодушие к комфорту вовсе не было самоцелью Мичурина – он просто стремился использовать каждую минуту своего времени с пользой и ждал того же от окружающих. В быту он тоже был большим оптимизатором: например, изготовил ставни в спальнях, потому что занавески сложнее в уходе. Для звуковой связи комнат с кухней замуровал в стену трубу, устроив «телефон» наподобие тех, что применялись на кораблях того времени. Мичурин сам изготовил фонограф Эдисона и иногда с его помощью потихоньку записывал болтовню своих домочадцев. Потом давал прослушивать им запись, называл сороками и указывал, как много времени уходит на пустые разговоры.

Талантлив во всем

В редкие минуты досуга Мичурин любил чинить часы, фотоаппараты, пишущие машинки, совершенствовал и изготавливал различные приборы. Он считал, что эти занятия «освежают мыслительную способность». В музее хранятся изобретенные и изготовленные хозяином машинка для набивки папирос и аппарат для перегонки эфирных масел. Он собственноручно изготовил даже… дозиметр рентгеновского излучения!

Иван Владимирович глубоко интересовался лечебными свойствами растений, в том числе гомеопатией. Он самолично делал препараты для родственников и друзей, которые не без успеха их применяли для оздоровления.

И. В. Мичурин великолепно рисовал, был блестящим фотографом и лично вел записи, некоторые его фразы стали крылатыми выражениями. Иван Владимирович придумал технологию изготовления точных копий сортовых плодов (муляжей) из парафина непревзойденного качества.

Распорядок дня Мичурина

В 1900 году, в возрасте 45 лет, Иван Владимирович установил жесткий распорядок дня, который в дальнейшем неукоснительно соблюдал.

Вставал рано, в 5 часов утра.

До 8.00 работал в питомнике. Проверял все то, что было сделано накануне, прививал, формировал, сеял. При необходимости привлекал к работе помощников.

В 8.00 пил чай. Затем до 11.30 снова работал в питомнике, принимал посетителей, обучал сотрудников.

В 11.30 приходила почта. Иван Владимирович ее бегло просматривал, оставляя чтение писем на вечер.

В 12.00 начинался получасовой обед. После еды полтора часа были заняты чтением газет и специальной периодической литературы.

В 14.00 Мичурин позволял себе немного отдохнуть, на это отводил всего один час.

С 15.00 до 17.00 работал в кабинете, в оранжерее или в питомнике.

В 17.00 пил чай, после чего до 20.00 Иван Владимирович писал статьи, изучал книги по специальности, иногда принимал приехавших издалека посетителей.

В 20.00 подавался ужин, на который уходило не более 20 минут. Затем до 24.00 снова работал над корреспонденцией.

Лишь в полночь заканчивался рабочий день Ивана Владимировича Мичурина.

Вернемся к самой известной фразе Ивана Владимировича Мичурина про «милости от природы». После знакомства с жизнью и наследием ученого эти слова вовсе не представляются лозунгом потребителя. Тем более что продолжение звучало так: «Человек может и должен создавать новые формы растений лучше природы».

Подготовили Елена Поплева, Алла Анашина

«АиФ. На даче» благодарит директора ВНИИ генетики и селекции плодовых культур им. И. В. Мичурина Н. И. Савельева и замдиректора по науке А. Н. Юшкова, а также Л. В. Волокитину за все предоставленные материалы и неоценимую помощь в работе.

Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее - наша задача
Слова известного русского советского биолога, селекционера Ивана Владимировича Мичурина (1855-1935) из вступления, которое он написал к третьему изданию своих трудов: «Плодоводы будут правильно действовать в тех случаях, если они будут следовать моему постоянному правилу: «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее - наша задача» (И. В. Мичурин, «Итоги шестидесятилетних трудов по выведению новых сортов плодовых растений», изд. 3-е, М. 1934).
Цитируется: иронически по поводу абсурдных, объективно вредных для интересов человечества планов по «покорению» природы. Фраза-символ потребительского отношения к природе.

  • - чего и кого-что. 1. чего. Ждать возможности. Ждать писем. Ждать поезда. Я ждал только случая, чтобы показать ему, что нисколько не дорожу его обществом. 2. кого-что. Ждать сестру. Ждать ежедневную почту...

    Управление в русском языке

  • - глаг., нсв., употр. наиб. часто Морфология: я жду́, ты ждёшь, он/она/оно ждёт, мы ждём, вы ждёте, они жду́т, жди́, жди́те, жда́л, ждала́, жда́ло, жда́ли, жду́щий, жда́вший 1...

    Толковый словарь Дмитриева

  • - Общеславянский глагол, имеющий соответствия в других языках и восходящий к gbdati. Звук "г", перешедший в "ж" перед гласной "ь" в слове, сохранился перед гласной "о" в слове годить, восходящем к той же основе...

    Этимологический словарь русского языка Крылова

  • - Общеслав. Того же корня, что и погодить, год, погода, погожий, диал. годить «». Соврем. форма - из *gьdati: g > ж перед ь, конечное безударное и отпало. Ждать буквально - «страстно желать» > « чего-л. желаемого» ...

    Этимологический словарь русского языка

  • - ъ. Нельзя! Ср. Нельзя! твердятъ сыны коснѣнья; Но въ человѣческой груди Къ чему-жъ сей лозунгъ Провидѣнья: «Трудись, надѣйся и гряди»! Кн. П. А. Вяземскій. У страха глаза велики. Ср. Non possumus. Поясн...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)

  • - B/C гл см. _Приложение II ждал ждала́ жда́ло жда́ли Змея! Да, да! Болотная гадюка За мной все это время наблюдала И все ждала́, шипя и извиваясь… Н. М. Рубцов, Осенние этюды Ловя мгновенья сумрачной печали, Мы шли...

    Словарь ударений русского языка

  • - жду, ждёшь,...

    Орфографический словарь русского языка

  • - Ср. Нельзя! твердят сыны косненья; Но в человеческой груди К чему ж сей лозунг Провиденья: "Трудись, надейся и гряди"! Кн. П.А. Вяземский. У страха глаза велики. Ср. Non possumus...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - См. БРАНЬ -...
  • - Прижать кого к ногтю...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Взять кого в руки. Взять в ежовые рукавицы...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Старикам по зубам...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. ЖЕНИХ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. КАРА - ПРИЗНАНИЕ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - кого. 1. Сиб. Брать, хватать кого-л. за шиворот. ФСС,16. 2. Кар. Побить, наказать кого-л. СРГК 1, 390. 3. Волог. Принуждать, заставлять кого-л. поступать определённым образом. СВГ 1, 70. 4...

    Большой словарь русских поговорок

  • - См....

    Словарь синонимов

"Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее - наша задача" в книгах

Мы не можем ждать милостей от природы

Из книги автора

Мы не можем ждать милостей от природы Я поднял руку. Электричка остановилась.– Шеф, до Яузы подбрось, а? – попросил я высунувшегося в приоткрытое окно машиниста.– Нет, я в депо! – строго ответил машинист, но окна не закрыл.– А может, всё-таки подбросишь? В долгу не

«НИЦЦА, СРЕДОТОЧИЕ ВСЕХ МИЛОСТЕЙ ПРИРОДЫ»

Из книги Матисс автора Эсколье Раймон

«НИЦЦА, СРЕДОТОЧИЕ ВСЕХ МИЛОСТЕЙ ПРИРОДЫ» Почти тогда же Жаллез Жюля Ромена воспевал «сладость жизни» в столь исключительном месте: «Ницца - это средоточие всех милостей природы. Залив ничуть не хуже неаполитанского, только проще и величественнее; холмы красивее и

Стоит ли нам ждать милости у природы в День апокалипсиса?

Из книги 2012. Прогноз для России от ведущих экстрасенсов и астрологов автора Комлев Михаил Сергеевич

Стоит ли нам ждать милости у природы в День апокалипсиса? Экстрасенсы рассказывали о своих видениях, отчего мне становилось не по себе. Перед глазами возникали картины происходящего. Мне не хотелось верить, что так может быть, но сегодняшние события доказывают обратное.

241. В чем наша задача?

Из книги Адвокат философии автора Варава Владимир

241. В чем наша задача? Наполнить мир культуры философскими текстами. Еще слишком мало философских текстов, поэтому так уныла и скучна, так несовершенна, так безобразна и безобразна наша

«Мы можем ждать спасения лишь от чуда…»

Из книги 500 великих путешествий автора Низовский Андрей Юрьевич

«Мы можем ждать спасения лишь от чуда…» Осенью 1878 г. весь мир ждал, что «Вега» Норденшельда вот-вот выйдет из Берингова пролива и появится на просторах Тихого океана, и когда этого не произошло, толки пошли самые разнообразные: живы ли отважные путешественники? Если

Наша ближайшая задача

Из книги автора

Наша ближайшая задача Русское рабочее движение находится в настоящее время в переходном периоде. Блестящее начало, которым ознаменовали себя социал-демократические организации рабочих Западного края, Петербурга, Москвы, Киева и других городов, завершилось

Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее - наша задача

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее - наша задача Слова известного русского советского биолога, селекционера Ивана Владимировича Мичурина (1855-1935) из вступления, которое он написал к третьему изданию своих трудов: «Плодоводы будут правильно действовать

Наша задача.

Из книги Психическая природа современного человека в России автора Колташов Василий Георгиевич

Наша задача. Невозможно быть коммунистом без любви к жизни, без любви к людям, без позитивного, оптимистического восприятия мира. Но такое представление о внутреннем мире коммунистов отнюдь не является распространенным и тем более общепринятым. Однако именно оно

Глава 1 Цивилизация не может ждать милостей от природы

Из книги Домашняя дипломатия, или Как установить отношения между родителями и детьми автора Кабанова Елена Александровна

Глава 1 Цивилизация не может ждать милостей от природы Мы знаем гораздо больше, чем понимаем. Альфред

Глава 3. СЧАСТЬЕ: нам надо его ждать? или мы можем взять его сами?

Из книги Тяжелая женская доля или почему мужики смотрят «налево» автора Платонов Иван

Глава 3. СЧАСТЬЕ: нам надо его ждать? или мы можем взять его сами? Каждый (здоровый) человек желает себе счастья. Всем хочется получать удовлетворение от своей жизни. Мы ждём счастье и, получив его, сразу получаем задачу – удержать. Важно знать, как взять счастье. И не менее

Не ждите милостей от природы

Из книги Я не виноват! автора Таунсенд Джон

Не ждите милостей от природы Теперь остановимся на ориентирах, которыми обозначен путь к успеху. При напряженной работе над достижением цели совершенно естественно думать о ней, рисовать ее в воображении и представлять себе результаты, которых мы ждем. Исследования

Наша задача

Из книги «Всех убиенных помяни, Россия…» автора Савин Иван Иванович

Государственно-частные партнёры О том, каких милостей от власти следует ждать и почему эти милости увеличат наши расходы

Из книги Бумажное радио. Прибежище подкастов: буквы и звуки под одной обложкой автора Губин Дмитрий

Государственно-частные партнёры О том, каких милостей от власти следует ждать и почему эти милости увеличат наши расходы http://www.podst.ru/posts/6088/У меня случились неприятность вместе с бедой: стырили кошелек. Если кому интересно, в районной поликлинике. Там я стоял минут

НЕ ЖДАТЬ МИЛОСТЕЙ ОТ КРЕМЛЯ (О Валентине ФЕДОРОВЕ, русском поэте и якутском премьер-министре)

Из книги Газета Завтра 204 (43 1997) автора Завтра Газета

НЕ ЖДАТЬ МИЛОСТЕЙ ОТ КРЕМЛЯ (О Валентине ФЕДОРОВЕ, русском поэте и якутском премьер-министре) Сергей ПлехановВалентин Федоров надолго исчезал с политической авансцены России. После трехлетнего губернаторства на Сахалине, где он прославился прежде всего своей борьбой

Не стоит ждать милостей от природы…

Из книги Книга-подарок, достойный королевы обольщения автора Криксунова Инна Абрамовна

Не стоит ждать милостей от природы… Вы можете сделать свою внешность более гораздо привлекательной с помощью различных “приспособлений”, издавна имеющихся в арсенале обольстительных женщин. Если вы считаете, что недополучили чего-то от Госпожи Природы, смело беритесь

На мой взгляд, в этом высказывании поднимается проблема взаимодействия человека с природой. С этим нельзя не согласиться.

В наше время эта проблема очень актуальна. В связи с прогрессом общества, все больше усиливается давление на природу, она начинает погибать.

Смысл высказывания состоит в том, что мы не в праве ждать от природы хорошего отношения к нам, потому что мы безжалостно убиваем животных, из их кожи и меха изготавливаем изделия, не задумываясь о последствиях, вырубаем деревья, вспахиваем земли, загрязняем воздух различными химикатами.

Природа за все это расплачивается с нами в виде природных катаклизмов, таких как кислотные дожди, озоновые дыры, землетрясения.

Все это рук не природы, а человека! Так что можно с уверенностью сказать, что высказывание Мичурина верное, человечество само должно делать все, чтобы природа жила и процветала и тогда она подарит нам прекраснейшее место обитания, где не будет ни землетрясений, от которых погибают тысячи людей, ни озоновых дыр, в результате которых люди получают рак кожи.

Нужно задуматься об этом, понять, что природа она живая и требует к себе бережного отношения.

Бесполезно требовать от природы чего то хорошего, когда люди ее губят.

Что же я хотел бы сказать в итоге, после всех размышлений? В этом эссе я проанализировал предложенную цитату автора и постарался выделить основные аспекты, которые автор хотел до нас донести используя этот афоризм в соей речи, ведь нет никаких сомнений, что столь гениальный человек не мог произнести эту мысль без скрытого подтекста.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2018-03-10

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.


Мичурин Иван Владимирович (15/27.10.1855 - 7.06.1935 гг.) - русский селекционер, садовод-генетик. В 1875 году создал опытно-гибридизационный питомник в г. Козлове Тамбовской губ., где вел сбор коллекций растений и выводил новые сорта плодовых и ягодных культур. На его базе была организована Селекционно-генетическая станция плодово-ягодных культур, позднее реорганизованная в Центральную генетическую лабораторию им. И. В. Мичурина. Талантливый экспериментатор, почетный член АН СССР, действительный член ВАСХНИЛ, Мичурин вошел в науку как основоположник научной селекции плодовых растений в СССР. 350 разных сортов яблонь, груш, вишен, абрикосов и т. д. были выведены учёным.

"Мы не можем ждать милостей от природы. Взять их у нее - наша задача". Эти слова Мичурин высказал, рассуждая о селекции, стремясь помочь природе ускорить естественный отбор. Деятельность Мичурина одобрил Н.И. Вавилов. В своем знаменитом высказывании Мичурин ни в коем случае не имел в виду потребительское отношение к растениям и природе в целом. Пропаганда того времени вырвала данные слова из контекста его мыслей, исказив тем самым саму суть взглядов этого великого селекционера.

«Давно пора образумиться людям, поумерить свое самомнение и осознать, что каждый живой организм существует исключительно лишь для себя, а вовсе не для пресловутого царя природы - человека. Нужно помнить, что всякий культурный сорт яблони, груши и т.п., выведенный человеком и разводимый за его чрезмерно ожиренный околоплодник по большей части в ущерб должному развитию настоящего семени, для природы есть особь уродливая и по закону природы обреченная к уничтожению. Природе очевиднонет никакого дела - нравится ли тот или другой организм другому. Она заботится создать устойчивые, способные к совершенству своих достоинств и к дальнейшему развитию и совершенству, а вовсе не думает, будут ли годны для пищи плоды одной особи для другой. Пора выйти из области сказок, сочиненных зазнавшимся человечеством, и ясно понимать, что если нравится то или другое уродливое уклонение, то его надо искусственно поддерживать, иначе природа постарается вычеркнуть из жизни эти особи или переделать их».

Естественно, данные слова можно применить не только к плодовым культурам, но и ко всем остальным - ягодным, техническим, овощными, конечно, к декоративным.
Так что лучше нам взять на вооружение другой лозунг Мичурина: «Обогащайте природу!» и донести до следующих поколений смысл жизни нашего великого соотечественника.

Мы не можем ждать милостей от природы. А чтобы взять их у нее, надо, разумеется, знать их точные рецепты; я, если хотите, дам вам эти рецепты.


Даже если вы и не являетесь поклонниками введения в физическое тело инородных психоактивных веществ (алкоголя, травы, грибов и так далее), вам придется учитывать глубоко укорененное в человечестве сие пристрастие. Другими словами, если вы будете устраивать действа, подобные мистериям, вам нужно так или иначе определить степень присутствия таких веществ – в общем виде, если их не принесет ведущий, их принесут участники. Я устраивал группы с веществами, без веществ и с запретом на вещества, и немного знаю, о чем говорю.

О психотерапии с помощью «энтеогенов» (изменяющих состояние сознания веществ) надо бы написать отдельную книгу «российского разлива», но сейчас я ограничусь короткой главой. (Замечу, что одну такую книгу «Психогенные грибы» я четыре года назад выпустил, но конкретно психотерапии там отведена только одна глава.)

Само слово «энтеогены», пришедшее на смену «психеделикам», означает «приводящее к божеству».

В главе про Диониса я писал про мифологическую значимость «вина» для встречи человека с божественным духом. На разных континентах и в разные времена «вино» использовали разное («сому» в древней Индии, аяхуаску в джунглях Амазонки, мухоморы на европейском и азиатском Севере и так далее), но смысл в основном вкладывался одинаковый: человеку полезно (или даже необходимо) для общения с «высшими силами» получить заряд чего-то, изменяющего привычный ход его мышления на физиологическом уровне.

Слово «наркотики» является жупелом в нынешней культуре, разделяющим общество на разные фракции с очень агрессивным отношением друг к другу. С этим словом обычно связано очень много эмоций, но крайнее мало понимания сути дела. Одно из главных мало осознаваемых вещей – что слово «наркотики» являются очень грубой и малоосмысленной генерализацией. Попросту говоря, в одно понятие оказались сваленными вещества и растения совершенно разного действия. Поэтому буквальной расшифровке это понятие поддается с трудом. Но мы попробуем.

С юридической точки зрения, под наркотиками понимаются вещества, запрещенные к употреблению «неуполномоченными» лицами. Это достаточно понятно.

С точки зрения физиологической, наркотиками надлежит называть вещества, вызывающие физическое привыкание, то есть те, прием которых становится навязчиво необходимым. Тут уже большой простор для путаницы, потому что с одной стороны, многие (самые важные для мистерий) растения и вещества никакого физиологического привыкания не вызывают, что хорошо изучено и документировано (ЛСД, псилоцибиновые грибы, кактус пейот, аяхуаска и т.п.). С другой стороны, есть очень активно используемые в медицине «легальные» вещества, которые как раз привыкание вызывают – например, антидепрессанты, а также, немного в другом смысле, лекарства типа инсулиновых препаратов для диабетиков.

С биохимической точки зрения, «наркотики» распадаются на совершенно непохожие классы веществ. Что важнее, и их действие на организм и психику совершенно разное. Есть вещества морфинового ряда (героин, опиум, кодеин), которые успокаивают и расслабляют; есть вещества типа амфетаминов, которые стимулируют нервную систему; есть вещества, которые на «активность» не действуют или действуют непредсказуемо (кетамин, псилоцибин и пр.) Трудно понять, на самом деле, что же означает это слово «наркотики» в контексте влияния на нервную систему. Конечно же, гораздо адекватнее говорить о разных классах веществ, как, собственно, это и делают все понимающие люди, а не сваливать в один котел «слабительное и снотворное».

Я не буду подробно описывать здесь эти вещества, потому что эта информация легко доступна и слишком объемна. Я хочу только рассказать об общих принципах применения психоактивных веществ в мистериальных действах.


***

Рекомендуем почитать

Наверх