На экологическую тему в начальной школе. Классные часы на тему экологии и охраны окружающей среды. Беседа с учениками младших классов

Эпиляция 26.02.2019
Эпиляция

Внеклассные экологические мероприятия в школе должны проводиться обязательно. Ведь это отличный способ, посредством которого преподаватели могут оказывать на школьников воспитательное воздействие в интересной для них форме. Почему важно затрагивать экологию? Потому что она представляет собой науку о взаимоотношениях живых существ между собой и природой. И так как в этой системе важное место занимает человек, то тему нельзя обойти вниманием.

ФГОС

Пару слов хотелось бы сказать о стандартах, в соответствии с которыми в обязательную программу и были включены экологические мероприятия в начальной школе. По ФГОС одна из задач образовательной системы заключается в формировании духовно-нравственной личности. И воспитание в данном плане очень многогранно по содержанию. Оно включает привитие детям гордости за свой народ, рассказ о различных ценностях, а также донесение до детей сути того, что они являются неотъемлемой частью этого мира.

Поэтому цель - сформировать у школьников культуру, которая в дальнейшем будет проявляться в их отношении к здоровью, окружающей среде, а также в соблюдении моральных норм в системе ценностных ориентаций. Потому что все они - будущие члены общества. И лишь люди с правильным мировоззрением, касающимся нашей природы, способны вывести планету из той катастрофической ситуации, в которой она сейчас пребывает.

Поэтому так важны экологические мероприятия в школе. Названия отражают саму их суть: уроки доброты и мышления, экоэкскурсии, клуб исследователей природы, лаборатория юного эколога. На самом деле способов заинтересовать детей природой - масса. И на некоторых из них сейчас можно остановиться.

Беседа с учениками младших классов

Проводя экологические мероприятия в школе для малышей, очень важно уделить внимание раскрытию темы. Педагог должен грамотно и понятно представить её детям, чтобы те поняли значимость беседы. В данном случае необходимо достичь следующих целей, которые заключаются в:

  • Формировании элементарных знаний и представлений об экологии.
  • Анализе позитивного опыта по взаимодействию с окружающей средой.
  • Воспитании бережного отношения к природе.
  • Развитии индивидуальных способностей школьников.

По окончании классного часа дети должны будут усвоить, что экология является наукой, учащей бережному отношению к окружающему миру. Также до них важно донести, что исчезновение животных и птиц, а также ухудшающаяся флора - это вина людей. И поэтому очень важно защищать природные ресурсы, охранять их. Ведь это мы пришли в данный мир, который изначально, без вмешательства человека, был ещё прекраснее.

Творческий подход

Экологическое внеклассное мероприятие в начальной школе должно быть интересным. И поскольку лекцией малышей не увлечь, потребуется то, что сможет добавить уроку разнообразия.

Есть отличная идея - воображаемое путешествие по экологической тропе. Преподавателю нужно будет заранее составить показательную презентацию. Много кадров не нужно - достаточно 15-20. Параллельно, в качестве тематического звукового сопровождения, нужно будет включить негромкое пение лесных птиц, чтобы создать эффект погружения. А перед тем, как начать презентацию, учитель должен будет ввести малышей в курс дела - о чём они будут говорить и почему.

После этого можно приступать к рассказу. Первые несколько кадров должны демонстрировать детям красивый лес, ярких птиц и забавных зверей, обитающих в нём. Параллельно учитель словно рассказывает сказку: «Жил-был лес. И обитали в нём весёлые, задорные птицы. Жили там и звери. Охотились, резвились на полянах. Давайте с ними познакомимся! Кого вы узнали?» - при этом нужно переключать слайды с изображением различных зверей, чтобы дети выкрикивали их названия (енот, ёжик, медведь, лиса, олень, волк и т. д.).

Следующий кадр должен изображать человека. Учитель продолжает: «Но однажды в лес пришёл человек. И построил рядом дома, дороги и фабрики. Однако этого ему не хватило. Он начал вырубать леса, что погубило эту маленькую прекрасную экосистему. Фабрики сбрасывали свои отходы в озёра и реки, что загрязнило все водоёмы в округе. А дым из труб заводов отравил воздух. Отдыхающие стали разжигать костры, забывать вывозить свой мусор. Животным и птицам стало негде жить. А лес превратился в тоскливое и страшное место».

Параллельно, после каждой фразы, нужно показывать соответствующий слайд - с вырубкой деревьев, разжиганием костров и последующими пожарами, грязными водоёмами, засорённой округой. Наглядность очень важна, так как лишь посредством визуализации дети смогут понять, в каком состоянии находится современная экосистема и к чему может привести человеческая безалаберность.

Вопросы и задания малышам

Мероприятия по экологическому воспитанию в школе должны быть поучительными и результативными. Поэтому интерактив педагога с учениками обязателен. Иначе, без взаимодействия, не удастся понять, усвоили дети тему или нет.

По завершении сказки-презентации, приведённой в пример выше, учитель должен будет привлечь школьников к обсуждению. Дети обязаны ответить, почему теперь в лесу никто не живёт. Ответ прост - потому что человек его разрушил. Если школьники это усвоили, то можно приступать к заданию - к «миссии» по воображаемому восстановлению экосистемы леса.

Детям нужно будет раздать карточки с изображением деревьев, которые они будут «высаживать», а на обратной стороне карточек - загадки. Ученикам нужно их отгадать, чтобы узнать название. Например:

  • Русская красавица стоит на поляне, в зелёной кофточке и белом сарафане! (Ответ: берёза).
  • Увидал в лесу ягоду-красу! Тяжела корзина, хороша… (ответ: рябина).
  • Он высок и могуч! Желудь, плод его, груб. Шелестит среди туч… на ветру листовой (ответ: дуб).

Отгадав загадки, дети, предварительно поделившись на группы, должны подготовить краткое сообщение о породе выпавшего им дерева, используя для этого справочники и книги, имеющиеся на столе. Затем можно будет выполнить точно такое же задание, но связанное с птицами и зверями.

Классный час для старшей группы

Для учеников средней школы необходимо составлять более серьёзный сценарий экологического мероприятия. Его цель - сформировать у детей негативную нравственную оценку нарушений человека, наблюдаемых в сфере природы, а также выработать отрицательное отношение к безответственному и бездумному отношению, испытываемому людьми к нашей среде обитания. Задачи следующие:

  • Расширить представления детей об экологических законах.
  • Повысить интерес к природе.
  • Воспитать гуманное отношение к окружающей среде.
  • Пробудить желание участвовать в
  • Пропагандировать экологические идеи.

Перед тем как устраивать классный час, нужно будет провести предварительную подготовку, в которой примут участие все дети. Рекомендуется дать им такие задания:

  • Подготовить обращение от имени Природы к человеку (индивидуально каждому).
  • Сделать всем классом видеоролик, взяв интервью у других школьников на тему охраны экосистемы.
  • Сочинить стихотворения.

Потом, когда настанет день классного часа, заготовками ребят можно будет его начать.

Законы экологии

В рамках классного часа не будет лишним рассказать детям и о них. Доступным языком, конечно же, и желательно с примерами. Выглядеть это может следующим образом:

  • Закон №1: «Всё связано со всем». Чтобы уберечь в Норвегии популяцию куропаток, были уничтожены тысячи хищных птиц. Это не помогло. В скором времени куропаток захлестнула эпидемия и все они погибли. Неудивительно, ведь совы и ястребы играли роль санитаров, поедая больных птиц. Это и предотвращало эпидемии.
  • Закон №2: «Всё должно куда-то деваться». Сжигать или закапывать мусор - не значит избавляться от него. Одно вещество разлагается на другое, и воздух при этом отравляется, что приводит к изменению климата и заболеваниям людей.
  • Закон №3: «Ничто не даётся даром». В период с 1958 по 1962 годы в Китае было уничтожено два миллиарда (!) воробьёв, так как их считали сельскохозяйственными вредителями. Но в итоге развелось множество насекомых, которые действительно наносили ущерб урожаям. В итоге Китай стал закупать воробьёв в других государствах. Пришлось заплатить за свои поступки.
  • Закон №4: «Природе известно лучше». Многие люди самонадеянно желают «улучшить» экосистему, что обычно нарушает естественные процессы. В природе не существует отходов. Для каждого органического вещества есть отдельный фермент, воздействующий на разложение. А вот человек создаёт те вещества, которые не разлагают ничего, а лишь накапливаются в экосистеме. И загрязняют её.

Если включить такой информационно-познавательный блок в сценарий экологического мероприятия, то получится сделать классный час более наглядным и продуктивным.

Турнир для старших классов

Экологические мероприятия в школе, проводимые для взрослых учащихся (9-11-е классы), должны быть сложнее и содержательнее. Турнир по типу викторины станет отличным вариантом. Лучше проводить его среди параллелей, чтобы было больше участников. Кстати, включают обычно такие мероприятия в экологическую неделю школы.

Начинается турнир с представления команд. За это начисляются очки (по 5-балльной системе). Название и девиз команды должно соответствовать экологической тематике.

Затем начинается тур. Каждой команде по очереди дают по четыре подсказки. Дадут ответ с первой - получат 4 балла. Если догадаются со второй подсказки - им начислят 3 очка. Дадут ответ с третьей - получат 2 балла. Если же будут задействованы все четыре подсказки, то начисляют одно очко. Например:

1) Оно живёт до 2 000 лет.

2) Ствол в воде не гниёт - лишь крепчает и чернеет.

3) Из него изготавливают мебель, паркет и бочки.

4) В одном из стихотворений Пушкина на этом сидела русалка.

Ответом на эту подборку является дуб. Другой команде можно предложить следующие подсказки:

1) Оно выделяет фитонциды, которые убивают вредные бактерии.

2) Из него получаются самые хорошие дрова.

3) Его кора используется для изготовления полезных вещей, отваров, лекарств.

4) Это - русское дерево.

Речь идёт, конечно же, о берёзе. Подборок таких нужно много, чтобы сделать экологическое мероприятие в школе для старшеклассников интересным, интеллектуальным и полезным.

Природа как универсальная ценность

Семинар с таким названием тоже может стать хорошим мероприятием экологической направленности в школе. Его цель - определить, в чём именно заключается истинная ценность природы, а также каковы её составляющие. Кроме этого, важно развить у учащихся способность замечать прекрасное вокруг себя и воспитать в них личную ответственность за сохранность экосистемы.

Начать такой семинар можно с группового задания. Раздать каждому карточки с описаниями природных зон и форм ландшафтов. Учащимся нужно определить их названия и привести несколько уместных эпитетов, которые могли бы характеризовать их. Пример карточки: «Их нет в Антарктиде, на севере Америке и в Европе. На всей планете их порядка тридцати. И занимают они около 11 % Земли». Речь идёт о пустыне, и это будет правильным ответом.

Проведя такое задание, можно будет предложить ученикам ознакомиться со стоимостью услуг биосферы. В последний раз такие исследования проводились Калифорнийским университетом в 1994 году. И выяснилось, что:

Такой получился у учёных отчёт. По экологическим мероприятиям в школе на самом деле можно придумать немало интересных заданий. Самое главное - их информативность и практичность.

О негативном воздействии

Ещё для учащихся старших классов можно провести мероприятия по экологической Эта тема как раз подходит подросткам. Им будет полезно узнать о допустимом уровне негативного воздействия антропогенных и природных факторов экоопасности на человека и окружающую среду.

Также их стоит ознакомить с нормированием воздействий на окружающую среду, контролем качества природных компонентов и источников воздействия на них, а также с мониторингом экорисков. В рамках обсуждения такой темы у некоторых может зародиться особый интерес - заняться этим на профессиональном уровне. Некоторые в ходе подобных мероприятий определяются со своей дальнейшей деятельностью во взрослой жизни.

День Земли

Это большой экологический праздник, дата которого - 22 апреля. Поэтому и мероприятия в школе, посвященные природе, проводятся обычно на неделе, включающей в себя этот день. И кроме образовательных лекций, классных часов и турниров, сейчас принято организовывать действительно полезные акции, способные принести плоды. Одна из них называется «Украсим мир вокруг себя».

Данная акция подразумевает закупку школой рассады цветов, саженцев кустарников и деревьев. Потом, когда приходит дата экологического праздника, дети вместе с учителями высаживают их на участках и клумбах. Затем между школьниками распределяются обязанности по уходу за растениями. Таким образом, получится не только внести свой вклад в экосистему, немного обогатив её, - удастся продемонстрировать детям на практике, насколько сложно добиться того, чтобы цветы, деревья и кусты прижились, не говоря уже о собственноручном выращивании. Ученики получат небольшой экологический опыт и начнут более уважительно относиться к природе и её ресурсам.

День первый. «Загадки природы»

«Конкурс загадок»

Вопросы конкурса:

1. Шевелились у цветка все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел. (Бабочка)

2. Что за бусинка вот тут красная повисла?

Глянешь – слюнки потекут, а раскусишь – кисло. (Клюква)

3. Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (Ёжик)
4. Под кочкой крошка – только шляпа да ножка. (Гриб)
5. В воде купался, сам сух остался. (Гусь)
6. На одной ноге стоит, в воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад – ищет в речке лягушат. (Цапля)

7. Летом в огороде свежие, зеленые,

А зимою – в бочке крепкие, соленые. (Огурцы)

8. Длинный хвостище, рыжий волосище, а сама хитрища. (Лиса)
9. Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадет,

И никуда я не пойду, покуда он идет. (Дождь)

10. Не зверь, ни птица, нос как спица,

Летит – пищит, сядет – молчит. (Комар)

11. Он в лесу стоял, никто его не брал –

В красной шапке модной, ни на что не годный. (Мухомор)

12. Есть на речках лесорубы в серебристо-бурых шубах.

Из деревьев, веток, глины строят прочные плотины. (Бобры)

13. Летом рад я свежей ягоде медвежьей.

А сушеная в запас от простуды лечит нас. (Малина)

14. Ставят школьникам отметки, а вот мне не ставят зря:

Говорить учусь я в клетке, не имея словаря. (Попугай)

15. Не ворона, не синица, - как зовется эта птица?

Примостилась на суку – раздалось в лесу «ку-ку». (Кукушка)

16. Всю ночь летает – мышей добывает.

А станет светло – летит спать в дупло. (Сова)

17. Над лесами, над рекой семицветный мост дугой.

Если б мог я встать на мост, я б рукой достал до звезд. (Радуга)

18. В темном уголке живет, шелковую нить плетет,

Он тайком сюда забрался, строить сеть для мух собрался. (Паук)

19. Сидит дед, в сто шуб одет.

Кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук).

20. Мордочка усатая, шубка полосатая,

Часто умывается, а с водой не знается. (Кошка)

День первый.

«Конкурс загадок»

1. Как называется домик, сделанный птицей? (Гнездо)

2. Курица мужского рода. (Петух)

3. Домашний родственник зайца. (Кролик)

4. Дерево – символ нашей Родины. (Береза)

5. Маленькая, легонькая, а за хвост не поймаешь. (Ящерица)

6. Кто из обитателей болота стал женой Ивана-царевича? (Лягушка)

7. Лошадь как лошадь, но только в полоску.

Видел когда-нибудь лошадь-матроску? (Зебра).

8. Зимняя квартира медведя. (Берлога)

9. Кто спит вниз головой? (Летучая мышь)

10. Перед какой погодой птицы перестают петь? (Перед дождем)

11. Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест)

12. Как называется ребенок коровы? (Теленок)

13. Только тронь – и отдернешь ладонь:

Обжигает трава, как огонь. (Крапива).

14. Что теряет лось каждую зиму? (Рога)

15. Непоседа пестрая, птица длиннохвостая,

Птица говорливая, самая болтливая. (Сорока).

16. Что случается с пчелой, после того, как она ужалит? (Умирает)

17. У какого насекомого уши на ногах? (У кузнечика)

18. Я и туча, и туман, и ручей, и океан,

И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу. (Вода)

19. Чего больше на свете: кустов или растений? (Растений)

20. Какая часть тела волка, судя по пословице, его кормит? (Ноги)

День первый.

1. Какая птица лучше всех поет? (Соловей)

2. Часть растения, на которой растут листья. (Стебель)

3. Какие птицы улетают на юг первыми? (Стрижи и ласточки)

4. Сколько ног у паука? (Восемь)

5. Как называется лес, в котором растут одни сосны? (Бор)

6. Кого называют кораблем пустыни? (Верблюда)

7. Она большая и грязная, и мама не разрешает по ней бегать. (Лужа)

8. В какое время плачут березы? (Весной)

9. Как называется детеныш лягушки? (Головастик)

10. Закрывают ли рыбы глаза, когда спят? (Нет, у них нет век)

11. Как узнать возраст спиленного дерева? (По кольцам на пне)

12. Слепыми или зрячими рождаются зайчата? (Зрячими)

13. Какие цветы росли в поле, на котором уснул лев в сказке «Волшебник Изумрудного

Города»? (Маки)

14. У какой птицы мешок под клювом? (У пеликана)

15. Там квакают лягушки и растут камыши. (Болото)

16. Как называется очень сильный ветер, ломающий деревья? (Ураган)

17. По земле ползет шнурок. У него ни рук, ни ног. Кто это? (Червяк)

18. Какого цвета книга, в которую занесены исчезающие растения и животные?

(Красная)

19. В море кругом вода, а пить ее – беда. Почему? (Она соленая)

20. Какое насекомое самое трудолюбивое? (Муравей)

День первый.

Вопросы к викторине «Природа и мы»

1. Птица признанная символом мира. (голубь).

2. От какого домашнего животного человек получает и пух, и шерсть,

И молоко? (Коза)

3. Когда температура тела воробья ниже: летом или зимой? (Одинаковая)

4. Пернатый персонаж произведения А. Милн «Вини Пух и все, все, все». (Сова)

5. Его выделяют растения. (Кислород)

6. Какое животное может бегать по воде? (Водомерка)

7. Как называется самая маленькая птичка на земле? (Колибри)

8. Что может встречаться в человеческом теле тридцать два раза?(Зубы)

9. Какая обезьяна самая большая? (Горилла)

10. Растение, из которого делают хлопья «Геркулес» (Овес)

11. Какое животное считается самым высоким? (Жираф)

12. Какие насекомые питаются листьями капусты? (Гусеницы)

13. В какое время года цветут папоротники? (Никогда)

14. Какое животное является символом современной медицины? (Змея)

15. Самое крупное млекопитающее на нашей планете. (Синий кит)

16. Какое расстояние может пролететь за одну минуту пингвин? (Не летает)

17. Кто в львиной семье занимается охотой? (Львица)

18. Какая рыба плавает не горизонтально, а вертикально? (Морской конек)

19. Назовите самого прожорливого хищника планеты. (Стрекоза, за день съедает

Вдвое больше своего веса)

20. Какие наши птицы не садятся ни на землю, ни на воду? (Стрижи)

«Экологическая математика»

Каждому классу предлагается решить десять задач, связанных с природой. За каждую правильно решенную задачу ученик получает один балл. Выигрывают 3 – 5 учеников, которые набрали наибольшее количество баллов или те ученики, которые быстрее других решили все десять задач.

1. Папа-пингвин высиживает яйцо 2 месяца, а потом еще 1 месяц нянчится с малышом. Сколько всего месяцев папа-пингвин заботится о малыше?(3 месяца)

2. У ужа малыши появляются из яиц через 6 недель, а у кобры на 4 недели позднее. Через сколько недель появятся детеныши у кобры?(через 10 недель)

3. В Австралии всего 4 пустыни. Одна из них каменистая, а другие песчаные. Сколько всего песчаных пустынь в Австралии?(3 пустыни)

4. После того, как тушканчик вырыл нору длиной в 1 метр, ему осталось прорыть еще 3 метра. Какой длины нора тушканчика?(4 метра)

5. У речного рака из норки 2 основных выхода и 4 запасных. Сколько всего выходов из норки у речного рака?(6 выходов)

6. Длина головы китенка 3 метра, а туловище на 4 метра длиннее. Какова общая длина китенка?(10 метров)

7. У сурка спячка длится 7 месяцев. 4 месяца он уже проспал. Через сколько месяцев сурок покажется из норки?(3 месяца)

8. У рака 10 ног, а у паука на 2 ноги меньше. Сколько всего ног у паука и рака?(18 ног)

9. Новорожденный китенок имеет рост 4 метра. к концу четвертого года жизни он вырастает до 10 метров. На сколько метров увеличивается рост китенка за четыре года?(на 6 метров)

10. Продолжительность жизни летучей мыши – 5 лет, а белки 7 лет. На сколько лет дольше живет белка?(на 2 года)

1. Кучевые облака образуются на высоте 10 километров, а перистые на 2 километра выше. На какой высоте образуются перистые облака? (12 километров)

2. У рыбы трески 5 плавников. Из них 2 нижних, а остальные – спинные. Сколько спинных плавников у трески? (3 плавника)

3. 22 декабря на юге нашей страны самая длинная ночь – 18 часов, а день длится всего 6 часов. На сколько часов ночь длиннее дня? (на 12 часов)

4. Овца живет 14 лет, что на 5 лет дольше, чем заяц. Сколько лет живет заяц? (9 лет)

5. Сейчас в нашей стране полностью запрещена охота на 18 видов зверей, а на птиц – на 11 видов больше. На сколько видов зверей и птиц запрещена охота? (на 47 видов)

6. Во рту у слона 4 зуба. Сколько зубов у трех таких слонов? (12 зубов)

7. Семена тыквы сохраняют всхожесть 8 лет, а пшеницы – на 8 лет больше. Сколько лет семена пшеницы сохраняют всхожесть?(16 лет)

8. У паука 2 основных глаза, а побочных на 4 больше. Сколько всего глаз у паука? (8 глаз)

9. Слоны живут 80 лет, а собаки на 60 лет меньше. Орел живет столько, сколько собака и слон вместе взятые. Сколько лет живет орел?(100 лет)

10. У бегемота нижние клыки достигают длины 50 см. Сколько дециметров в клыке бегемота? (5 дециметров).

1. Обезьяна живет 40 лет, а верблюд 35 лет. На сколько лет обезьяна живет дольше верблюда? (на 5 лет)

2. У длиннохвостых обезьян с одним детенышем нянчатся 8 взрослых обезьян. Для скольких детенышей потребуется 24 няньки? (для трех)

3. У одного осьминога 8 ног. На дне лежат 9 осьминогов. Сколько ног будет у осьминогов, лежащих на дне, если три осьминога уплывут? (48 ног)

4. Зуб кита кашалота весит 3 килограмма. Сколько весят 6 зубов у кашалота? (18 килограммов)

5. Общая длина тел рябчика, свиристели и клеста – 79 сантиметров. Длина тела рябчика 37 сантиметров, свиристеля – на 14 сантиметров меньше. Какова длина тела клеста? (19 сантиметров)

6. Однодневный хомячок весит 3 грамма, а однодневный крысенок – 6 граммов. Сколько весят 4 таких хомячка вместе с тремя крысятами? (30 граммов)

7. Олень сделал 4 прыжка и преодолел 33 метра. Первый прыжок был в 9 метров, каково расстояние каждого следующего прыжка, если они были одинаковые? (по 8 метров)

8. Львице за день надо съесть 9 килограммов мяса, а льву – 7 килограммов. Сколько мяса надо съесть семье, состоящей из льва и четырех львиц? (42 килограмма)

9. После того, как птенцы орла просидели в гнезде 2 недели, а потом еще 5 недель, им осталось просидеть 3 недели. Сколько дней сидят в гнезде птенцы орла? (70 дней)

10. Длина клетки для кролика должна быть 65 сантиметров, а ширина на 1 дециметр 5 сантиметров меньше. Каков периметр клетки для кролика? (230 сантиметров)

1. В полете утка делает 9 взмахов крыльями в секунду, журавль на 7 взмахов меньше, чем утка, а филин на 3 взмаха больше, чем журавль. На сколько взмахов филин делает меньше, чем утка? (на 4 взмаха)

2. Орангутан спит 12 часов в сутки. Сколько часов будет бодрствовать орангутан в течение 3 суток? (36 часов)

3. У трех морских свинок родилось 18 детенышей. Сколько детенышей родилось у каждой из морских свинок, если известно, что в каждой семье детей поровну.(6 детенышей)

4. 8 лебедей создали 4 семьи. Сколько семей поучится из стаи в 20 лебедей, если самок и самцов в этой стае поровну? (10 семей)

5. Птицы щурки любят кататься на спинах аистов. На 3 аистах сидят по 4 щурки, а на 4 аистах по 5 щурок. Сколько всего «пассажиров» у этих аистов? (32 щурка)

6. Длина клетки для волнистых попугайчиков должна быть 70 сантиметров, а ширина на 3 дециметра меньше. Найдите площадь дна этой клетки. (2800 квадратных сантиметров)

7. В январе кроликам дали на 15 килограммов комбикорма больше, чем в феврале. Сколько килограммов комбикорма расходовали в каждом месяце, если в марте 31 день, а в феврале – 28 дней? (155 и 140 килограммов)

8. Два береговых краба ползли из своих укрытий одновременно навстречу друг другу. Один краб полз со скоростью 57 метров в минуту и прополз до встречи 228 метров. С какой скоростью полз второй краб, если первоначально между ними было 288 метров? (15 метров в минуту)

9. Длина прыжка оленя 12 метров. А длина его тела составляет одну шестую часть от длины прыжка. Какова длина тела оленя? (2 метра)

10. У трех рыбок бычков и у 2 ставрид в спинных плавниках 35 шипов. По сколько шипов у каждой рыбки? (по 7 шипов)

«Игры знатоков природы»

Игра «Четвертый лишний». Из четырех предложенных в каждой строчке слов надо выбрать одно, являющееся «лишним» и объяснить, почему. Побеждают первые 3 человека, быстрее и правильнее других справившиеся с заданием.

1. бабочка, муравей, жаба, клоп. (не насекомое)
2. пеликан, скворец, ласточка, грач (не живет в средней полосе, имеет мешок в клюве)
3. корова, кролик, коза, лошадь (нет копыт)
4. лютик, нарцисс, ромашка, василек (садовый цветок)
5. пантера, барс тигр, медведь (не кошка)
6. жираф, олень, лось, коза (длинная шея или домашнее животное)
7. подберезовик, лисичка, мухомор, сыроежка (ядовитый)
8. тетерев, павлин, иволга, страус (певчая птица)
9. гуппи, лещ, щука, карась (аквариумная)
10. ель, жасмин, сосна, кедр (кустарник, не хвойный)

Игра «Буквы рассыпались». Из букв каждой строчки надо составить слово, причем нельзя ни добавлять, ни оставлять неиспользованными ни одной буквы. Побеждают первые 3 человека, быстрее и правильнее справившиеся с заданием.

1. к, у, т, а (утка)
2. д,е, р, к (кедр)
3. к, о, х, я, м (хомяк)
4. у, м, з, е, д, а (медуза)
5. ц, р, у, и, а, к (курица)
6. а, м, к, р, о, ш, а (ромашка)
7. н, а, р, п, е, т, а (пантера)
8. о, к, а, л, ч, а, с, т (ласточка)
9. к, у, т, ш, а, к, и, ч, н (тушканчик)
10. о, н, п, ж, и, р, к, о, д, о (подорожник)

Игра «Цепочка слов». Записать цепочку слов, причем каждое следующее слово должно начинаться с последней буквы предыдущего слова. Слова должны обозначать только названия растений или животных.

Например: Береза – абрикос – слон – носорог – грач – червяк и т. д.

Выигрывают первые три человека, написавшие наибольшее количество слов с соблюдением правил.

Найдите в таблице названия деревьев, кустарников и цветов, которые растут в нашей стране, раскрасьте их цветными карандашами. Читать слова можно по горизонтали и по вертикали. Выигрывают первые три человека, нашедшие наибольшее количество слов (в таблице всего 33 названия).

Е
Л
Ь
Б
У
К
Д
У
Б
Р
О
З
А

К
Е
Д
Р
К
Л
Ё
Н
Л
Ю
Т
И
К

С
В
О
Г
В
С
Я
Л
П
О
И
К
А

Л
И
Л
Р
Е
О
С
И
И
С
Н
И
С

И
Ш
Ь
У
Т
С
Е
М
Х
И
Ж
З
Т

В
Н
Х
Ш
Л
Н
Н
О
Т
Н
И
И
Р

А
Я
А
А
А
А
Ь
Н
А
А
Р
Л
А

Б
Р
А
Т
Я
Г
П
Б
М
К
С
П
П

Е
Я
К
О
Б
Р
Е
У
А
Л
А
Л
А

Р
Б
А
П
Л
А
Р
З
Л
Ю
М
А
Л

Ё
И
Ц
О
О
Н
С
И
И
К
Ш
Т
Ь

З
Н
И
Л
Н
А
И
Н
Н
В
И
А
М

А
А
Я
Ь
Я
Т
К
А
А
А
Т
Н
А

«Доходы от отходов»

Проводится выставка работ учащихся, сделанных из бросовых материалов или отходов. Критериями награждения 3 – 5 победителей являются аккуратность выполнения работы, использование бросовых материалов, полезность работы в быту.

«Наши домашние питомцы».

Проводится конкурс на лучший рисунок домашнего любимца с коротким, но интересным рассказом об особенностях поведения, веселой истории, произошедшей с питомцем или историей его приобретения. Приветствуются работы, к которым помимо рисунка и рассказа будут приложены фотографии. По 2 лучшие работы от класса размещаются на стенде.

Завершение недели экологии проходит в актовом зале «Зов джунглей».

Подведение итогов.

Девиз: «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить”
Целью данной деятельностиявляется понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе).
Учебное содержание в каждый день недели выстраивается в основном по единой схеме: мир неживой природы; мир живой природы (растения и животные); экология.
Предлагаемая неделя позволяет ребенку охватить различные сложные природные процессы и явления в удобной и интересной форме. Неделя состоит из блоков – отдельных тем, каждая из которых включает в себя краткий теоретический материал и практическую работу в форме мини-проектов, конкурсов, викторин и т.д. Помимо углубления знаний, умений и навыков в области естествознания, неделя призвана способствовать развитию самостоятельности, логического мышления, наблюдательности, способности анализировать события и делать выводы.
Принципы проведения недели: соответствие программе по окружающему миру, используемой в данном классе, временные рамки, углубление и обогащение знаний и словарного запаса, взаимодействие на занятиях в режиме групповой работы, проблематизация.
Используемые технологии: обучение в сотрудничестве, методика обучения в группах, проблемное обучение, метод проектов, игровое обучение.
Основными учебными целями являются:
расширение представлений детей по основным темам изучаемым в курсе «окружающего мира» в начальной школе
выработка навыков активного моделирования при исследовании природных процессов и явлений;
формирование элементов экологического мировоззрения (т.е. умения осознавать систему связей в природе и постоянно прогнозировать результаты вмешательства в природную среду).
формирование целостной картины мира, через межпредметные связи.
интегрирование предмета «окружающий мир» с изо, трудовым обучением, русским языком
формирование мотивации учащихся к проведению исследований
выработка навыков и умений групповой работы
выработка умений самостоятельно обобщать материал и делать выводы
КОНКУРС ЧТЕЦОВ
\Берегите землю!
Берегите Землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинке солнечные блики…
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите Землю! Берегите

Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни

Татьяна Денисюк
Экологический праздник в начальной школе

Экологический праздник в начальных классах "Эко - БУМ"

Денисюк Татьяна Николаевна, учитель технологии

место работы:

МБОУ "СОШ №71 п. Кедровый Красноярского края"

Описание материала:

Предлагаю вам сценарий экологического праздника, разработанного для детей (2 класса) по теме: «Эко - БУМ». Данный сценарий будет полезен учителям начальных классов. Это сценарий познавательного праздника, направленный на воспитание интереса к экологии и развитию любознательности у младших школьник.

Цель:

Экологическое образование и воспитание обучающихся, направленное на духовное, интеллектуальное развитие ребенка, создание условий для развития мотивации личности к познанию и творчеству.

Задачи:

1. Способствовать улучшению качества знаний о природе родного края

2. Воспитывать у детей бережное отношения к природе, вовлекать обучающихся в природоохранную деятельность.

3. Формировать интерес к исследовательской деятельности, охране природы, экологии.

Ход занятия

1. Вступительная часть

Добрый день, дорогие ребята и гости нашего мероприятия! Мы рады всех вас видеть, здоровых красивых. У нас сегодня очень интересное и весёлое мероприятие. (Как вы, наверное, уже догадались). Наше мероприятие называется: «Эко - БУМ».

Экология. Это слово стало актуально в наше время. Все мы обязаны жизнью нашей планете – прекрасной Земле, стонущей от боли, молящей о помощи и, увы, беззащитной перед нами. Все мы пассажиры одного корабля – «Земля», и пересесть из него просто некуда. Мы должны научиться восторгаться гармонией природы. Мы должны знать природу и восхищаться ей. Вряд ли найдется на земле человек, который скажет о себе "Я не люблю природу". Природу любят все. Каждому понятно, что любовь проявляется чаще всего в побуждении защищать и охранять её. Тогда почему же, оказавшись наедине с природой, многие считают, что она ничья и относятся к ней потребительски?

Сегодня мы попробуем не просто осветить проблемы экологии, а попытаемся ответить на вопросы:

Человек, кто ты - созидатель или разрушитель?

Что такое цивилизация - прогресс или регресс?

2. Основная часть.

Выступление учащихся:

Подождите, подождите, ребята!

Нужно во всём разобраться.

Давайте начнём издалека.

Много, много лет назад

Был у нас и рай и сад.

Были птички и слоны

Были бабочки, цветы.

Были реки и моря -

Так цвела наша Земля,

Но однажды в древний век

Появился - человек (входит человек в шкуре с дубиной)

Вырос я из обезьяны,

Ел кокосы и бананы,

На работу не ходил,

Но детей своих учил.

Чтоб не быть всегда голодным,

Не сидеть во тьме холодной -

Надо мамонта убить,

И огонь себе добыть.

Люди мамонта убили

И огонь себе добыли.

Стали землю покорять

Потихоньку заселять.

Год от года заселяли,

Год от года засоряли,

Понастроили заводов,

Стали реки покорять.

Стали люди на ракетах

В небо синее летать.

Всё летали, и летали

Атмосферу загрязняли.

Подошел к концу наш век -

Как живёшь ты, Человек?

(На сцене появляется экран телевизора и ведущая новостей)

Здравствуйте!

Начинаем экстренный выпуск экологических новостей. В эфире "Там-там новости".

Подсчитано, что за один день на Земле исчезает около ста видов растений и животных.

Сокращается площадь леса на 15 миллионов гектаров. Шестьдесят процентов болезней людей - это плохая экология, загрязнённая атмосфера.

Из многих городов приходят тревожные вести: "Не хватает воздуха, нечем дышать. Заводы и фабрики загрязнили воду, погибает раба".

Природа безмолвна, но если ей дать дар речи, мы услышим стон.

Берегите природу!

Особенно зелень!

Особенно воду!

(Смена картины: на поле выезжают три богатыря на конях и ведут разговор)

Илья Муромец:

Эх, полюшко, поле!

Ни живо, ни мёртво ты.

Стоишь, будто после побоища.

Алёша Попович:

А какая тайга здесь была!

А какая вода в реке! Чистая, прозрачная!

Добрыня Никитич:

А вы знаете - здесь соль добывали!

Смотрите, тут что-то написано (читают)

"Налево пойдешь - на химзавод попадёшь!

Направо пойдёшь - в болото попадёшь!

Прямо пойдёшь - на свалку попадёшь!"

Алёша Попович:

Глядите, туча чёрная над полем стелется.

Снова вороги на Русь напасть хотят?

Защитим, братцы, землю - матушку!

Добрыня Никитич:

Погоди, не горячись, Алёша Попович.

То не туча ворогов, а дым из труб валит.

Илья Муромец:

Да, гибнет, гибнет земля - матушка!

Алёша Попович:

Это что, же зря значит мы - богатыри русские поля у врагов отбивали, кровушку свою проливали?

Добрыня Никитич:

Нет не зря!

А ну-ка поворачивай своих коней, поедем к мэру города, да вече соберём!

Видать опять наше время пришло - богатырское!

Город - вечный должник природы. Он берёт кислород без отдачи, а вокруг мало растений и земля закована в мёртвый асфальт.

А какие ещё экологические проблемы существуют в нашем городе, районе, крае?

Давайте представим все беды нашего города в виде дракона с тремя головами, которые нужно срубить.

Алёша Попович:

Первая голова - это загрязнение атмосферы и воды предприятиями и людьми.

Эту голову можно срубить тогда, когда предприятия научатся работать без отходов, а люди очистят берега рек и озёр от мусора.

Илья Муромец:

Вторая голова - это автомобили и автобусы, которые загрязняют воздух, трубы котельных, откуда летит сажа и гарь. Эту голову можно срубить тогда, когда соорудят уловители сажи и построят солнцемобили, электромобили, а лучше, если люди будут ходить пешком.

Добрыня Никитич:

Третья голова - это мусор и свалки, которые разводят люди около своих домов. Нужно строить заводы по переработке мусора, где из отходов сделают новую бумагу, переплавят стекло, а пищевые отходы превратят в удобрение.

И тогда город будет дышать свободно и легко!

Замечательный человек, детский писатель, истинный ценитель природы Николай Сладков сказал "Заставить любить природу нельзя, а помочь любить можно".

Чудесное творение природы - лес! Совсем немногое может сравниться с ним красотой. Красивы наши леса, величественны и самобытны в любое время года.

1 чтец: Русский лес - это первые проталины и первый туман.

2 чтец: Русский лес - это крик грачей и пение соловья.

3 чтец: Русский лес - это медовый запах травы и цветов.

4 чтец: Русский лес - это прощальный крик журавлей осенью.

5 чтец: Русский лес - это кружева инея на деревьях и негромкий голос синицы.

(на фоне пения птиц дети читают стихи)

Здравствуй лес!

Дремучий лес!

Полный сказок и чудес!

Ты о чём шумишь листвою

Ночью тёмной, грозовою?

Что там шепчешь на заре

Весь в росе, как в серебре.

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь, какая птица?

Всё открой, не утаи

Ты же видишь, мы свои!

Лес - не только для нашей забавы,

Он богатство страны.

Все деревья в нём, ягоды, травы

Нам на пользу, друзья, взращены.

В лесу, где так много ботаники

Друзья, соберите с полянки

Окурки, дырявые чайники

Пустые консервные банки.

Хочу я над цветами наклониться

Не для того, чтоб рвать или срезать.

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

Нор звериных, птичьи гнёзда

Разорять не будем никогда!

Пусть птенцам и маленьким зверятам

Хорошо живётся с нами рядом.

Люди! Оглянитесь вокруг.

Как природа истинно прекрасна.

Ей нужна забота ваших рук

Чтобы красота её не гасла!

Охрана природы в нашей стране, в нашем крае, в нашем районе, в нашем маленьком городе - дело всенародное!

Звучит песня "Солнечный круг"

Пусть всегда будут реки,

Пусть всегда будет рыба,

Пусть всегда будет море,

А в пустыне верблюд!

Пусть всегда будут рощи,

Пусть всегда будут птицы,

Пусть всегда будут звери,

А у дома цветы!

Пусть всегда будут люди,

Пусть всегда будут дети,

Пусть всегда в чистом небе

Будет солнце светить!

3. Заключительная часть

Правила поведения в лесу

1. Чтобы в лесу было чисто, не оставляй после себя мусор, всегда уноси его с собой. Из-за мусора природа становится непригодный для жизни животных.

2. Чтобы в лесу не было пожара, не оставляй там горящий костер. Пожар приведет к гибели всего живого.

3. Не шуми в лесу. Крики и громкая музыка пугают животных и птиц.

4. Будь другом животных, не разоряй гнезда птиц, муравейников, норы зверей, животные могут остаться без дома.

5. Чтобы в лесу и на лужайках было красиво, не вытаптывай траву, ходи по тропинкам.

6. Не ломай ветки, деревьев и кустарников, не рви цветы с корнем.

Все: Люди, берегите Землю!

Игра с залом: «Мусоропровод»

Не секрет, что гуляя, к примеру, по парку, улице, у домов мы часто оставляем после себя самые разнообразные кучи мусора (бумажки, бутылки и т. д.). Это бывает даже тогда, когда урна находится рядом. Иногда мы в них даже можем не попасть. Вот и проведем сейчас эксперимент. Вам необходимо точно в урну бросить мусор. Кто точнее это сделает, тот получит большее количество баллов. Итак, игра «Мусоропровод».

В тревоге рощи и леса,

Роса на тропках, как слеза!

И тихо просят родники!

Ты береги, нас береги!

Грустит глубокая река,

Лес зеленый охраняй

Никогда не обижай,

Не губи деревья – ты,

Сохрани в лесу цветы.

Игра по экологии для 3го класса. Основа - курс "Окружающий мир".

Организует экологическое образование и воспитание в первую очередь учитель как носитель эколого-педагогической деятельности.
Основные цели и функции экологической деятельности заключаются в гармонизации отношений человека и природы.
Понятие " экологическая деятельность" включает все виды и формы деятельности человека, связанные с рациональным решением экологических проблем. Она предполагает как материальную деятельность людей по сохранению и улучшению окружающей среды, так и духовную, связанную с развитием экологической культуры личности и ее экологического сознания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экологическая игра "Наш дом - природа"

Ведущий : Здравствуйте, ребята! Мы – представители экологического отряда «Серебрянка».

Очень часто мы слышим, как люди вокруг нас обсуждают проблемы охраны природы, частью которой они сами являются: вспоминают, что все мы очень зависим от того, какая среда нас окружает. Как нам хочется видеть чистые ручьи, реки и озера, ходить по чистому, никем не замусоренному лесу, видеть животных не только по телевизору и в зоопарке.

Сегодня мы с вами будем говорить о природе, о нашем отношении к ней, об уважении ко всему живому и о способности предвидеть последствия своего поведения в природной среде. Мы поговорим об ЭКОЛОГИИ. А кто знает, что это за наука?

«Ойкос» по - гречески значит «дом», «логос» - «ученье, наука» Экология - это наука о нашем общем доме. А что является нашим домом? Правильно – ПРИРОДА.

Термин «экология» был предложен в 1866 году немецким биологом Эрнестом Геккелем. Но только со второй половины XX века человечество приступило к изучению взаимодействия организмов между собой и с окружающей средой. Всё живое на Земле взаимосвязано, причем так точно, что микроскопическое происшествие на уровне мельчайших бактерий способно привести к необратимым последствиям в жизни людей.

В гости к живой природе мы отправимся сегодня с нашего символического экодрома. Почему именно экодром? Потому что сегодняшний наш разговор об общении с природой - это маленькая стартовая площадка для путешествия в мир большой экологии - одной из самых важных наук XXI века.

Сегодня вам предстоит участвовать в разных конкурсах - шутливых и серьезных,для этого вам необходимо разделиться на 3 команды, каждая команда придумывает себе название, связанное с экологией. Название нужно сказать четко и дружно на счет 1,2,3!

В конце прошлого века человечество осознало, что планета наша хрупкая и ранимая. Самое уязвимое на ней это - леса: ведь именно они дают столь необходимый нам кислород. Большинство думают, что лес - это множество деревьев, растущих вместе. Но тогда и парк и сад, и аллея - тоже лес? Нет, лес - это сообщество древесных, травянистых растений и различных животных.

Наш первый конкурс называется «Лесная викторина» и мы будем говорить о самых разных деревьях. Каждый ответ оценивается в 2 балла.

1.Какое хвойное дерево сбрасывает на зиму хвою? (лиственница)

2. Можно ли вырубить в лесу все дуплистые деревья? (нет, в них гнездятся птицы и летучие мыши)

3. Почему в сосновом лесу много отмерших сучьев, а у самих сосен зеленеют верхушки (сосна - светолюбивое растение).

4. Почему лесные дороги после дождя дольше не просыхают, чем в поле (нет ветра, поэтому испарение меньше)

5. Какие растения можно использовать в лесу для заварки чая? (земляника, малина, душица и др.)

6. Какие растения в лесу можно использовать для лечения простуды? (мать-и-мачеха, чабрец, земляника и др.)

7. Древесина какого дерева очень прочна и устойчива против гниения. Постройки из неё сохраняются 300-500 лет? (лиственница)

8. Из древесины какого дерева делают спички? (осина)

9. Древесина каких деревьев идет на изготовление бумаги и искусственного шелка? (ель, сосна)

Ведущий : А теперь игра, которая называется «Среда обитания». Все мы знаем, что сохранить животных и растения можно только сохранив саму среду обитания, т.е. те условия, в которых живут организмы. Итак, внимание! Слушаем задание: Я называю среду обитания, а игроки называют животное, которое в ней обитают.

Например: «воздух – ласточка « «земля - носорог» «вода - морж»

Игра командная. Игрок, который ошибся или повторил уже названное животное, - выбывает из игры.

Жюри подводит итоги конкурса.

Ведущий: Следующий конкурс, который называется «Экознаки».

Игроки получают экологические знаки, которые обозначают правила поведения в лесу. Эти правила нужно объяснить, расшифровав знаки. (команды получают экологические знаки в виде рисунков).

Пока игроки обдумывают свои ответы, мы проведем шутливую экологическую игру с болельщиками. Я задаю вопросы, а вы отвечаете:

1. Под каким деревом прячется суслик во время дождя? (суслики во время дождя прячутся в норы, т.к. в степи, где они живут деревьев нет)

2. Кто над нами вверх ногами? (муха)

3. Что находится между городом и селом? (союз «и»)

4. Летели 3 страуса, охотник одного убил, сколько страусов осталось? (страусы не летают)

5. Можно ли о воду порезать руки? (да, когда она превращается в лед)

6. Как далеко в лес может забежать заяц? (до средины, а потом он уже выбегает)

Игроки расшифровывают экознаки, объясняют их.

Ведущий : наш конкурс называется «Экоблиц ». Он требует от игроков не только знаний экологических закономерностей, но и смекалки, быстроты и умения объяснить проблему или ситуацию. Итак, внимание: Продолжи примету

Каждого человека интересует, какая погода будет завтра, послезавтра, через неделю. Однако синоптики довольно часто ошибаются. Но на нашей планете есть существа, которые без всяких расчетов в состоянии предсказать погоду. Ученые называют сейчас около 600 видов животных и 400 видов растений, которые могут выступать как барометры, индикаторы влажности, температуры воздуха, предсказатели штормов, бурь или хорошей безоблачной погоды. Знаете ли вы народные приметы?

  1. Муравьи стремительно закрывают все входы в муравейник (Будет дождь )
  2. Комары и мошки вьются столбом (Будет хорошая погода )
  3. Синичка с утра начинает пищать (Жди мороза )
  4. Собака свертывается и лежит калачиком (Наступят холода )
  5. Воробьи купаются в пыли или в луже (Будет дождь )

А теперь конкурс загадок о природе:

Разноцветные ворота
На лугу построил кто-то.
Постарался мастер тот,
Взял он красок для ворот
Не одну, не две, не три -
Целых семь, ты посмотри.
Как ворота эти звать?
Можешь их нарисовать? Ответ: Радуга

Русская красавица
Стоит на поляне
В зеленой кофточке,
В белом сарафане. Ответ: Береза

Как по небу с севера
Плыла лебедь серая,
Плыла лебедь сытая,
Вниз кидала-сыпала
На поля-озерушки
Белый пух да перышки. Ответ: Туча

С ветки на ветку,
Быстрый, как мяч,
Скачет по лесу рыжий циркач.
Вот на лету он шишку сорвал,
Прыгнул на ствол
И в дупло убежал. Ответ: Белка

Все обходят это место:
Здесь земля как будто тесто;
Здесь осока, кочки, мхи…
Нет опоры для ноги. Ответ: Болото

Очень добродушная,
Я мягкая, послушная,
Но когда я захочу,
Даже камень источу. Ответ: Вода

Осень в сад
К нам пришла,
Красный факел
Зажгла.
Здесь дрозды,
Скворцы снуют
И, галдя, его клюют. Ответ: Рябина

Подрастала –
Хвост растила,
Платье темное носила.
Подросла –
Зеленой стала,
Хвост на весла поменяла. Ответ: Лягушка

Шириною широко,
Глубиною глубоко,
День и ночь
О берег бьется.
Из него вода не пьется,
Потому что не вкусна –
И горька, и солона. Ответ: Море

Выше леса, выше гор
Расстилается ковер.
Он всегда, всегда раскинут
Над тобой и надо мной,
То он серый, то он синий,
То он ярко-голубой. Ответ: Небо

Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы –
Уши больше головы? Ответ: Заяц

Молоко над речкой плыло,
Ничего не видно было.
Растворилось молоко –
Стало видно далеко. Ответ: Туман

Конкурс СКОРОГОВОРОК . (каждая команда получает скороговорку)

Купили кapaкaтице
Кpужевное плaтьице…
Ходит кapaкaтицa,
Хвaстaется плaтьицем.

Как известно бобры добры,
Добротою бобры полны,
Если хочешь себе добра,
Надо просто позвать бобра.
Если ты без бобра добр,
Значит сам ты в душе бобр!

Под деревом тетерев тетерева встретил:
"Тетерев, тетерев!Как твои тетеревята?"
Тетерев тетереву в ответ:
"Мои тетеревята - здоровые ребята,
Твоим тетеревятам от них привет!"

Молодцы ребята! А сейчас будет блиц-гейм. Я задаю вопрос, вы сразу даете ответ.

  1. Какая самая маленькая птица? (Колибри.)
  2. Самое быстрое морское животное? (Дельфин.)
  3. Каких птиц больше всего на земле? (Куры, воробьи.)
  4. Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина.)
  5. Кит – рыба или зверь? (Морской зверь.)
  6. Самое быстрое животное суши? (Гепард.)
  7. Никто не пугает, а вся дрожит. Какое дерево? (Осина.)
  8. Где у кузнечика ухо? (На ножке.)
  9. День весеннего равноденствия? (22 марта.)
  10. Какой зимний месяц самый холодный? (Январь.)
  11. Какой зверь любит малину? (Медведь.)
  12. Растет ли дерево зимой? (Нет.)
  13. Какое национальное дерево России? (Береза.)
  14. Какой великой реке посвящали свои стихи русские поэты? (Волга.)
  15. Чего в решете не унесешь? (Воду.)
  16. Название, какого цветка состоит из частицы, предлога и сторожевой будки? (Незабудка.)

Жюри подводит итоги прошедших конкурсов.

Ведущий: наш следующий конкурс - « Пантомима»

Каждой команде предлагается мимикой и жестами показать экологические правила поведения в селе и на природе. А болельщики должны догадаться, о каких правилах идет речь. Участники конкурса вытягивают листочки- задания:

1. Выгул собак в парке запрещен! 1. Ловля рыбы в реке запрещена!

2. Береги воду! 2. Береги электроэнергию!

Команды изображают экологические правила, жюри оценивает конкурс, отмечает лучших.

Жюри подводит итоги конкурса, называет общий счет.

Ведущий: А теперь мы объявляем наш последний конкурс: творческий! Это конкурс экоплакатов. Рисунков, которые показывают, как нужно беречь природу! На этом мы заканчиваем нашу встречу на экодроме. Я желаю вам хороших знаний по экологии, доброго отношения с природой, и чтобы в вашей жизни не было ни экологических угроз, ни экологических катастроф.


  • Усвоить, что экология - это наука, которая учит бережно относится к окружающему миру.

Ход мероприятия

Учитель

- Сегодня на нашем уроке мы совершим воображаемое путешествие по экологической тропе. Экологическая тропа - это маршрут в лесу, где человек изучает природу, учится охранять зверей и птиц, деревья и травы. Послушайте историю о лесе.

Слайд 1 Лес

Жил был лес.

Слайд 2 Птицы

Обитали в лесу птицы. Птицы пели задорно и весело. Послушай (звучит аудиозапись голосов птиц филина, кукушки, дятла, соловья)

Каких птиц вы услышали? (филина, кукушку, дятла, соловья)

Слайд 3 Звери

- Жили в лесу и звери. Резвились на полянах, охотились. Рассмотри слайды.

Слайд 4 Человек

Но однажды пришёл в лес человек. Построил рядом с лесом фабрики, заводы, дома, школы, дороги. Места для жизни ему не хватило.

Слайд 5 Вырубка леса

Стал человек тогда вырубать лес.

Слайд 6 Пожар в лесу

Стал разжигать костры, и огонь погубил лес.

Заводы и фабрики сбрасывали отходы в реки, лесные озера и загрязнили воду в лесу.

Слайд 8 Воздух

- Дым из труб заводов и выхлопные газы автомобилей на дорогах отравили воздух.

Слайд 9 Засорение отходами

Отдыхающие загрязнили природу леса мусором (бутылками, резиной, бумагой).

Слайд 10 Просьба леса

Негде стало жить бедным животным. И ушли они из нашего леса далеко. Остался лес один. Тоскливо и страшно стало в лесу.

И обратился тогда лес к нам с просьбой о помощи.

Слайд 11

Учитель

Почему в лесу никто не живет?

Человек разрушил жизнь леса.

Учитель

Вспомните, какая наука рассказывает нам о связи природы и человека?

Ученики отвечают:

Экология.

Экология - наука о взаимоотношениях живой и неживой природы.

Учитель

Чтобы помочь лесу, прогуляемся по лесной экологической тропе и исправим ошибки человека.

Задание 1

Учитель

У вас на столах лежат картинки с загадками, на которых изображены деревья средней полосы России. Переверни картинку, прочитай загадку, отгадай - и узнаешь название дерева. Эти деревья мы посадим в нашем лесу.


Осень в сад пришла, красный факел зажгла.
Ответ (Рябина)

Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из тёплых дней
Май серёжки дарит ей.
Ответ (Берёза)

Зимой и летом - одним цветом.
Ответ (Ёль)

Никто её не пугает,
А она вся дрожит. (Осина)

С моего цветка берёт
Пчёлка самый вкусный мёд.
А меня все ж обижают,
Шкурку тонкую сдирают. (Липа)
Породы деревьев вывешиваются на доску.

Слайд 12. Деревья

Учитель

Вот и выросли в нашем лесу новые красивые деревья. Приятно бегать меж стволов и играть в подвижные игры.

Задание 2

Учитель

Кого ещё не хватает в нашем лесу?

Ученики отвечают:

Не хватает птиц и зверей

Учитель

Задание 3

Игры с жителями леса.

Учитель

Цель игры: первым вытащить змею из-под стульев. Кто выиграл, тот играет со следующим участником.

Слайд 13 Звери в лесу

Лес преобразился. Снова запели птицы, и звери начали резвиться на полянках. Они благодарят нас за помощь и приготовили для нас подарок - задание.

Задание 4

Слайд 14 Кроссворд

Вопросы к кроссворду

  1. Синоним слова звери.

Учитель

Природа - главное слово в нашем задании. Ведь охрана природы - главная цель экологии.

Слайд 15 Охрана природы

Учитель

Нужно ли охранять природу?

Ученики отвечают:

Учитель

- Охранять природу нужно от мусора, грязи, дыма и копоти, нерадивых туристов и других нарушителей экологии. В лесу нужно проводить субботники по уборке мусора, лесничий должен охранять лес от браконьеров и вырубки, пожарные тушить лесные пожары, государство создавать заповедники для сохранения редких животных и растений ученики школ помогать взрослым посильным трудом.

Задание 5

На столе у вас большие круги, похожие на дорожные знаки. Придумай знак - напоминание о поведении человека в лесу. Расскажи о значении этого знака. Повесь его в нашем лесу (на доску).

Слайд 16 Итог

(Музыкальный клип).

Завершение путешествия

Скворечник


"Мне природа - родная сестра.
Про охоту и рыбную ловлю
Я могу говорить до утра.
Разве что-то сравнится с азартом
Следопыта, восторгом стрелка
Или, скажем, с дрожаньем внезапным
Пробудившегося поплавка?
Если надобно выдумать слово -
Только с ч а с т ь е м назвать бы я мог
И блаженную тяжесть улова,
И ухи ароматный дымок.”
Дай вам Бог и погоды, и пищи,
Только я не за вас - за мальца,
Что заботливо ладит жилище
Для простого рябого скворца.
Есть ли дело светлей и безгрешней,
Чем сколачивать, шкурить бока
Золотистой фанерной скворечни -
Деревянного особнячка?
И, пристроив к доверчивой кроне,
День за днем, запрокинув лицо,
Все-то взглядывать из-под ладони:
Не явился ли гость на крыльцо?
И - мелькнули на фоне проема,
На кургузой площадке крыльца
У дверей обретенного дома
Долгожданные крылья жильца!
Вот он вышел на краешек кровли,
Шевельнув молодые листы.
.Есть восторг и в охоте, и в ловле,
Есть природа - но нет доброты.
И стоишь, затаивши дыханье,
И вбираешь, и ловишь, и ждешь
Посвист, щелканье и трепыханье,
Пестрых перьев счастливую дрожь.

Учитель

Вот и подошла к концу наша экскурсия. Думаю, что вы сегодня многое узнали об экологии, и будете природу беречь и охранять. Выставка книг “ Природа - твой дом” заинтересует любителей природы. В библиотеке вы всегда найдете книги о растениях, животных и птицах. Берегите природу!

Список литературы

Ердаков Л.Н., Янушевич Т.А. Приключения Мурзилки. Экология для детей. Вып 1,2. Учебно-методическое пособие для педагогов дошк. Учреждений образ. - Новосибирск: Изд.НИПКиПРО, 2001.

Ердаков Л.Н., Янушевич Т.А. Приключения Мурзилки. Экология для детей. Вып 3,4. Учебно-методическое пособие для педагогов дошк. Учреждений образ. - Новосибирск: Изд.НИПКиПРО, 2001.

Учебно-методическое пособие для педагогов дошк. Учреждений образ. - Новосибирск: Изд.НИПКиПРО, 2001.

Пояснительная записка

Все мы дети природы. Воспитание экологической культуры - одно из основных направлений стратегии воспитания. Сейчас экологическая тема очень актуальна. Поэтому экологическую грамотность нужно воспитывать.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Путешествие по экологической тропе" в начальной школе»

К.А.Алексеева

учитель начальных классов

МОУ СОШ №4

Внеклассное мероприятие "Путешествие по экологической тропе" в начальной школе

Цели и задачи:

    формирование представлений и элементарных знаний об экологии;

    анализ позитивного опыта по взаимодействию с окружающей средой;

    развитие индивидуальных способностей учащихся;

    воспитание бережного отношения к природе;

    формирование познавательных интересов во внеурочное время.

Планируемые достижения учащихся:

    Усвоить, что экология – это наука, которая учит бережно относится к окружающему миру.

    Понять, что в исчезновении птиц и животных в лесах виноваты люди.

    Учиться защищать природные ресурсы.

    Развивать индивидуальность в процессе творческих и интеллектуальных заданий.

Ход мероприятия

Учитель

– Сегодня на нашем уроке мы совершим воображаемое путешествие по экологической тропе. Экологическая тропа – это маршрут в лесу, где человек изучает природу, учится охранять зверей и птиц, деревья и травы. Послушайте историю о лесе.

Слайд 1 Лес

– Жил был лес.

Слайд 2 Птицы

– Обитали в лесу птицы. Птицы пели задорно и весело. Послушай (звучит аудиозапись голосов птиц филина, кукушки, дятла, соловья)

– Каких птиц вы услышали? (филина, кукушку, дятла, соловья)

Слайд 3 Звери

– Жили в лесу и звери. Резвились на полянах, охотились. Рассмотри слайды.

Каких зверей узнали? (Енот, белка, заяц, ежик, волки, медведь, лось, олень, лиса)

Слайд 4 Человек

– Но однажды пришёл в лес человек. Построил рядом с лесом фабрики, заводы, дома, школы, дороги. Места для жизни ему не хватило.

Слайд 5 Вырубка леса

– Стал человек тогда вырубать лес.

Слайд 6 Пожар в лесу

– Стал разжигать костры, и огонь погубил лес.

Слайд 7 Загрязнение водоемов.

– Заводы и фабрики сбрасывали отходы в реки, лесные озера и загрязнили воду в лесу.

Слайд 8 Воздух

– Дым из труб заводов и выхлопные газы автомобилей на дорогах отравили воздух.

Слайд 9 Засорение отходами

– Отдыхающие загрязнили природу леса мусором (бутылками, резиной, бумагой).

Слайд 10 Просьба леса

– Негде стало жить бедным животным. И ушли они из нашего леса далеко. Остался лес один. Тоскливо и страшно стало в лесу.

– И обратился тогда лес к нам с просьбой о помощи.

“ Помогите вернуть былую красоту, птиц и животных!”

Слайд 11

Учитель

– Почему в лесу никто не живет?

Ученики(примерные ответы детей)

– Человек разрушил жизнь леса.

Учитель

– Вспомните, какая наука рассказывает нам о связи природы и человека?

Ученики отвечают:

– Экология.

Экология – наука о взаимоотношениях живой и неживой природы.

Все организмы на планете связаны между собой: живое и неживое, растения и животные, человек и природа.

Учитель

– Чтобы помочь лесу, прогуляемся по лесной экологической тропе и исправим ошибки человека.

Задание 1

Учитель

– У вас на столах лежат картинки с загадками, на которых изображены деревья средней полосы России. Переверни картинку, прочитай загадку, отгадай – и узнаешь название дерева. Эти деревья мы посадим в нашем лесу.

Весной зеленела, летом загорела,
Осень в сад пришла, красный факел зажгла.
Ответ (Рябина)

Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из тёплых дней
Май серёжки дарит ей.
Ответ (Берёза)

Зимой и летом – одним цветом.
Ответ (Ёль)

Никто её не пугает,
А она вся дрожит. (Осина)

С моего цветка берёт
Пчёлка самый вкусный мёд.
А меня все ж обижают,
Шкурку тонкую сдирают. (Липа)
Породы деревьев вывешиваются на доску.

Слайд 12. Деревья

Учитель

– Вот и выросли в нашем лесу новые красивые деревья. Приятно бегать меж стволов и играть в подвижные игры.

Задание 2

Учитель

– Кого ещё не хватает в нашем лесу?

Ученики отвечают:

– Не хватает птиц и зверей

Учитель

На столе у вас лежат конверты. Приготовь клей. Достань из конвертов пазлы. Собери картинку из пазлов, наклей на лист бумаги, отгадай животное или птицу, прикрепи к доске. (на пазлах фотографии: медведя, лисы, совы, енота, дятла)

Задание 3

Игры с жителями леса.

Учитель

Выбери самого сильного и ловкого игрока из команды. Между стульями лежит змея. Двое игроков, по сигналу, хватают змею.

Цель игры: первым вытащить змею из–под стульев. Кто выиграл, тот играет со следующим участником.

Слайд 13 Звери в лесу

– Лес преобразился. Снова запели птицы, и звери начали резвиться на полянках. Они благодарят нас за помощь и приготовили для нас подарок – задание.

Задание 4

Енот Егорка принес его в этом конверте (достать конверт). Это кроссворд о природе.

Слайд 14 Кроссворд

Отгадаем кроссворд вместе. Каждой группе по вопросу.

Вопросы к кроссворду

    Как называется верхний плодородный слой земли?

    Водяной поток, протекающий по четко обозначенному руслу?

    Синоним слова звери.

    Назови одним словом деревья, травы, кустарники.

    Житель планеты, наделенный разумом.

    Назови синоним слова атмосфера.

    Как называется солнце на языке астрономов?

Учитель

– Природа – главное слово в нашем задании. Ведь охрана природы – главная цель экологии.

Слайд 15 Охрана природы

Учитель

– Нужно ли охранять природу?

Ученики отвечают:

Учитель

– Охранять природу нужно от мусора, грязи, дыма и копоти, нерадивых туристов и других нарушителей экологии. В лесу нужно проводить субботники по уборке мусора, лесничий должен охранять лес от браконьеров и вырубки, пожарные тушить лесные пожары, государство создавать заповедники для сохранения редких животных и растений ученики школ помогать взрослым посильным трудом.

Задание 5

На столе у вас большие круги, похожие на дорожные знаки. Придумай знак – напоминание о поведении человека в лесу. Расскажи о значении этого знака. Повесь его в нашем лесу (на доску).

Слайд 16 Итог

Давайте посмотрим, как теперь живется в лесу нашим деревьям, зверям, птицам.

(Музыкальный клип).

Завершение путешествия

Чтение стихотворения Любови Сироты

Скворечник

Он сказал с неподдельной любовью:
"Мне природа – родная сестра.
Про охоту и рыбную ловлю
Я могу говорить до утра.
Разве что-то сравнится с азартом
Следопыта, восторгом стрелка
Или, скажем, с дрожаньем внезапным
Пробудившегося поплавка?
Если надобно выдумать слово –
Только с ч а с т ь е м назвать бы я мог
И блаженную тяжесть улова,
И ухи ароматный дымок...”
Дай вам Бог и погоды, и пищи,
Только я не за вас – за мальца,
Что заботливо ладит жилище
Для простого рябого скворца.
Есть ли дело светлей и безгрешней,
Чем сколачивать, шкурить бока
Золотистой фанерной скворечни –
Деревянного особнячка?
И, пристроив к доверчивой кроне,
День за днем, запрокинув лицо,
Все-то взглядывать из-под ладони:
Не явился ли гость на крыльцо?
И – мелькнули на фоне проема,
На кургузой площадке крыльца
У дверей обретенного дома
Долгожданные крылья жильца!
Вот он вышел на краешек кровли,
Шевельнув молодые листы...
...Есть восторг и в охоте, и в ловле,
Есть природа – но нет доброты.
И стоишь, затаивши дыханье,
И вбираешь, и ловишь, и ждешь
Посвист, щелканье и трепыханье,
Пестрых перьев счастливую дрожь.

Учитель

– Вот и подошла к концу наша экскурсия. Думаю, что вы сегодня многое узнали об экологии, и будете природу беречь и охранять. Выставка книг “ Природа – твой дом” заинтересует любителей природы. В библиотеке вы всегда найдете книги о растениях, животных и птицах. Берегите природу!

Список литературы

Бианки В.В. Лесная газета на каждый год. -Л.: Детская литература, 1961.

Времена года. Стихи и рассказы о природе. М.: Детская литература. 1997.

Гусев В. Животные у нас дома. М.: 1992.

Дмитриев Ю. Путешествие на всю жизнь. М.: 1977.

Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы: Беседы о человеке в компании птиц и зверей. М.: 1994.

Ердаков Л.Н. Экология для начального обучения. Новосибирск: 1997

Ердаков Л.Н., Янушевич Т.А. Приключения Мурзилки. Экология для детей. Вып 1,2. Учебно-методическое пособие для педагогов дошк. Учреждений образ. – Новосибирск: Изд.НИПКиПРО, 2001.

Ердаков Л.Н., Янушевич Т.А. Приключения Мурзилки. Экология для детей. Вып 3,4. Учебно-методическое пособие для педагогов дошк. Учреждений образ. – Новосибирск: Изд.НИПКиПРО, 2001.

Молодцова З.В. В стране экологических загадок. Новосибирск: 1996.

Молодцова З.В. Занимательная экология. Новосибирск. 1997.

Рац М.В. Что такое экология или как спасти природу. М.: 1993.

Семенов Г. Солнышко на ножке. Новосибирск: Новосибирское книжное издательство. 1996.

Учебно-методическое пособие для педагогов дошк. Учреждений образ. – Новосибирск: Изд.НИПКиПРО, 2001.

Сладков Н.И. Лесные тайнички Л.: Детская литература, 1970.

Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты.

Чаплина В. Птицы в нашем лесу. М.: Малыш. 1984.

Экологическая азбука для детей и подростков. М.: 1995.

Экологическое воспитание детей. Краснодар: 1995. Ярославль: 1997.

Пояснительная записка

Все мы дети природы. Воспитание экологической культуры – одно из основных направлений стратегии воспитания. Сейчас экологическая тема очень актуальна. Поэтому экологическую грамотность нужно воспитывать.

Данное внеклассное занятие воспитывает у учащихся экологическую культуру и бережное отношение к природе. Это занятие способствует развитию экологической и гражданской сознательности у учеников младших классов. Теоретический материал в данном внеклассном мероприятии используется в сочетании с мультимедийным сопровождением и увлекательными практическими заданиями. С целью развития мышления, наблюдательности учащихся в структуру мероприятия включены загадки, кроссворды, собирание пазлов из картинок. В план занятия включены литературные (стихотворение Любови Сироты) и музыкальные произведения (прослушивание голосов птиц).

Продолжительность мероприятия 40 минут. Это мероприятие можно использовать во 2-3 классах, как на класс, так и на параллель. Данное мероприятие проводилось в МОУ СОШ №4 во 2 «Б» классе в октябре месяце, учителем Алексеевой К.А.

На мой взгляд, благодаря таким мероприятиям, дети намного лучше усваивают материал, им очень интересно. Они работают в паре, сообща, что свидетельствует о сплочении коллектива. Разные задания, которые используются в мероприятии им очень нравятся, дети остаются довольные и с удовольствием приходят снова на такие мероприятия.



Рекомендуем почитать

Наверх