Образец протокола обследования устной речи первоклассников. Обследование устной и письменной речи учащихся. Задания для диагностики нарушений письменной речи у учеников начальной общеобразовательной школы

Уход за волосами 28.06.2020

Почти все российские и зарубежные исследователи проблемы дисграфии и дислексии сходятся во мнении, что нарушения письма и чтения основываются на совокупности дисфункций : недостаточной сформированности речи, ручной умелости, телесной схемы и чувства ритма. Как важный фактор отмечается трудность анализа и воспроизведения точной пространственной и временной последовательности. Профессор Ананьев Б.Г. также указывает на связь ошибок в чтении и письме у части младших школьников с трудностями пространственного различения.
Та или иная степень нарушения письма и чтения предопределяется уровнем сформированности устной речи.

Если дефект устной речи ограничен несформированностью её звуковой стороны, то нарушения чтения и письма обусловлены фонетико-фонематической или только фонематической недостаточностью. В этих случаях наиболее типичными ошибками являются замены и смешения согласных букв, обозначающих звуки различных оппозиционных групп.

Что касается нарушения чтения и письма у детей с ОНР, то у них наряду с ошибками, отражающими несформированность звуковой стороны речи, отмечаются ошибки, связанные с несформированностью лексико-грамматических средств языка.

Существует целый ряд методик диагностики письменной речи. Перед тем, как перечислить основные задания, хочу напомнить, что во время обследования логопед должен обратить внимание на характер процесса письма: записывает ли ребёнок предъявляемое слово сразу или проговаривает его несколько раз, подбирает нужный звук и соответствующую букву, какие испытывает при этом трудности и т.п.
Обследование письма может проводиться как коллективно, так и индивидуально. По ходу чтения не следует делать исправлений и замечаний.

Итак, обследование письма включает в себя:

1. Списывание:

а) с рукописного текста;
б) с печатного текста;
в) осложнённое заданиями логического или грамматического характера
(например: в предложении рассказывающем о птицах, подчеркни слово,
состоящее из 3-х слогов).

2. Слуховой диктант.

Кроме обычного проведения диктанта со зрительным самоконтролем (предложен Садовниковой) такой вид диктанта отвечает принципу взаимодействия анализаторов, участвующих в акте письма.
Проводится он так: после написания учениками диктанта на несколько минут открывается записанный на доске текст диктанта, и детям предлагается найти свои ошибки и исправить их цветными карандашами. Карандаши используются для того, чтобы отличить ошибки, исправленные в ходе зрительной самопроверки, от
поправок, сделанных в ходе написания диктанта, и от последующих исправлении логопеда. При оценивании работы логопед обязательно учитывает и общее количество сделанных ошибок и количество ошибок, исправленных самостоятельно.

3. Самостоятельное письмо.

Сюда относятся задания типа:
- дать подписи к предметным картинкам (слова);
- дать подписи к сюжетным картинкам (предложения);
- написание изложения либо сочинения.

2 класс.
Осуществлена связь с программным материалом. Учтено, что в 1-м классе изучены следующие темы: предложение, заглавная буква в начале предложения и в именах собственных, сочетания жи - ши, ча - ща, чу - щу, -ь- для обозначения мягкости согласных.
Логопедические задачи: проверить, как дифференцируются парные согласные, оптически и кинетически сходные буквы.

Роща.
Дети любят гулять в роще. Тут дубы и клёны. По веткам скачут пушистые белки. Пёстрый дятел долбит ствол. В траве шуршит ёжик. Синицы сели на верхушку дуба и громко щебечут. Яркие солнечные пятна скользят по листве.

3 класс.
Добавлены и распространены предложения, т.к. уже были изучены темы: «Безударные гласные, проверяемые ударением», «Парные звонкие и глухие согласные», «Разделительный -ь- знак», «Сложные слова».

В роще.
Мои друзья любят гулять в роще. Тут берёзы, дубы и клёны. По ветвям скачут пушистые белки. Пёстрый дятел долбит твёрдую кору острым клювом. В траве шуршит ёжик. Синицы дружной стайкой сели на верхушку дуба и громко щебечут.

У старого клёна муравейник. Интересно наблюдать за его трудолюбивыми жильцами. Лёгкий ветерок шелестит листвой. Яркие солнечные пятна лежат на траве.



4 класс.

Весёлые скороговорки.
Мышка спряталась под горку и грызёт тихонько корку. У пенька опять пять опят. У Вари на бульваре варежки пропали. Бросили бананы забавной обезьяне. У тридцати трёх полосатых поросят тридцать три хвостика висят. Ежу на ужин мышонок нужен. Чайничек с крышечкой, крышечка с шишечкой. В роще травы шевеля, мы нащиплем щавеля. Маленькую Люсю напугали гуси. По огороду мудрый крот ведёт к норе водопровод. У доброй бабушки Марины компот из яблок и малины.

Диагностика нарушения чтения начинается с исследования, проводимого по альбому оптических проб, разработанных сотрудниками кафедры логопедии РГПУ им. Герцена и включающего в себя:

Знание букв (печатных и рукописных);
- узнавание букв в усложнённых условиях: недописанных, изображённых пунктиром, неправильно размещённых в пространстве, написанных разными
шрифтами, изображённых зеркально, «зашумлённых» и т.п.;
- узнавание букв, наложенных друг на друга (по типу фигур Попельрейтера);
- узнавание сходных по начертанию букв, данных попарно или в буквенном
ряду;
- конструирование букв из отдельных элементов.

Методика А.Н Корнева основана на всестороннем подходе к диагностике нарушения чтения и включает в себя клинико-динамическое. энцефалографическое, нейропсихологическое и психологическое исследования. Автор методики исходит из того, что важнейший фактор дислексии заключается в трудности нахождения исходной точки в пространстве и времени, а также в анализе и воспроизведении точной пространственной и временной последовательности.

Эта методика включает в себя следующие задания:

Рядоговорение (например, перечисление по порядку времён года или дней недели);
- воспроизведение ритма (удары карандашом по столу);
- тест «Кулак - ребро - ладонь»;
- тест «Повторение цифр» (сначала нужно воспроизвести названный ряд цифр, например 4-4-4-7- начинать с 2-х и доводить до 5) затем названные цифры предлагается назвать в обратном порядке. Например: 5 - 7 - 4, а ребёнок должен сказать 4-7-5).

1-я часть этого теста характеризует слухоречевую память, 2-я часть -оперативную память)
- для проверки зрительного восприятия и зрительно - моторной координации можно
использовать задания на дорисовывание фигур, букв, изографы (таблица).

При обследовании состояния чтения полезно использовать следующие задания:
- поиск заданного слова (таблица);
- чтение ряда сходных по структуре слов, сходных по звучанию (таблица);
- чтение слов с необходимостью их восстановления:

ФЛ...Г... (я, а) К...Б...Н... (а, и, а);

Чтение текста с пропущенной одной или несколькими буквами («Сломалась
пишущая машинка»);
- наконец, чтение обычного текста (желательно, повествовательного характера).

Выполнение оценивается по трём критериям:
- для первоклассников - способ, скорость, правильность чтения;
- для учащихся 2, 3 классов - скорость, правильность и понимание смысла
прочитанного.

В заключение хочу напомнить о том, что выявленные недостатки чтения сопоставляются с данными обследования письма и устной речи. Это позволит определить в каждом конкретном случае, что именно является превалирующим в картине речевого дефекта: преобладает ли у ребёнка недостаточность лексико-грамматических средств языка или недоразвитие звуковой стороны речи и, прежде всего, фонематических процессов.

6. Журнал обследования устной письменной речи учащихся.

За годы своей практической деятельности и в ходе наблюдения за работой коллег я имела возможностей знакомиться с различными формами журнала обследования устной и письменной речи. Последнее время хорошо зарекомендовали себя простотой оформления и полнотой сведений различные протоколы обследования устной и письменной формы. Цель протоколов – показать наличие речевого дефекта с целью постановки первичного заключения.

Обратимся к протоколу и рассмотрим его заполнение на конкретном примере.

ПРОТОКОЛ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ ______2________ КЛАССА «_А__» __сентябрь 2005___г.




Фамилия, имя

Письменная речь

Устная речь

Буква, слог

Слово

Фраза

Фонематическое восприятие

Звукопроизношение

Словарь

Грамматич. категориии

Логопедическое заключение

пропуски

вставки

повторы

замены

смешения

перестановки

разрыв

слияние

повтор

замена

границы предложения

аграмматизмы

орфографические

перестановка слов

порядок предложений

пропуски слов

букв

слогов

слов

букв

слов

букв

слогов

акустич.

оптич.

акустич.

оптич.

букв

слогов

слов

истин.

зеркал.

кинет.

Иванова Дарья

+++

++

++

+

+

++

+

+

++++

+++

+++

Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза. ОНР III

Петров Сидор

++

+++

+

+++

++++

Дисграфия на почве нарушения фонемного распознавания. ФФНР.

Тарков Данила

+

++

+

++++

++

Артикуляторно-акустическая дисграфия. ФФНР.

Степанкова Лилия

++

+++

++

+++

+++

Аграмматическая дисграфия, ОНР III

Науменко Настя

++

+

+

+

+

+

++

+

Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза. НВ ОНР

Королёва Анна

Дифференциация твердых и мягких

Звуковой анализ;

Дифференциация звуков во всех позициях;


- словарь

на изучаемые

звуки и буквы
- слова - паронимы

Словарь

на изучаемые

звуки и буквы
- слова - паронимы


-образование гласных 2 ряда;

Работа со схемой слова;

Запись букв, слогов, слов, предложений с аппозициционными звуками и буквами, обозначающимимягкость согласных на письме при помощи Ь знака;


10

3

Дифференциация звуков ц – тс.
Дифференциация звуков ч – щ.
Дифференциация акустически сходных звуков на уровне текста

-выделение звуков во всех позициях;

Дифференциация

твердых и мягких

Звуковой анализ;

Дифференциация

звуков во всех позициях;


- словарь на изучаемые звуки и буквы

Слова - паронимы;

Слова - паронимы;


-слуховые и зрительные диктанты

Тексты с аппозиционными звуками.


2. 45 часов (оптическая дисграфия)

Развитие неречевых процессов.

Зрительный анализ
Зрительное восприятие, внимание, память
Пространственные и временные представления


Развитие предметного восприятия (реальные предметы, предметные картинки, фигуры):

а) цвета (основные и оттеночные);

в) величина.

Развитие восприятия цифр и букв:

а) цвет (основные и оттеночные);

в) величина.

Развитие зрительной памяти;

Развитие временных представлений: вчера, сегодня, завтра, послезавтра …; время года; месяцы; дни недели; время суток;

Развитие пространственных представлений: ориентировка в схеме тела, в пространстве, понимание пространственных предлогов;

Развитие зрительно-моторной координации.


Буквы.

Речевые процессы

Неречевые процессы

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ГЛАСНЫХ БУКВ:

Буквы: а = о, и = у.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ГЛАСНЫХ и СОГЛАСНЫХ БУКВ:

Буквы: и = ш( и =ш, И=Ш).
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СОГЛАСНЫХ БУКВ:

Буквы: л = м (Л=М, л=м) , п = т ( П=Т, п = т), б=д,

ц = щ (Ц = Щ, ц = щ)
Дифференциация оптически сходных букв (на уровне текста)


-уточнение артикуляции изучаемых звуков;

Соотнесение артикулемы - морфемы и графемы;

Соотнесение буквы с символом для обозначения на письме;

Дифференциация сходных по начертанию букв: изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях, предложениях и тексте;
-работа со словами-паронимами;


-закрепление умений и навыков, полученных на первом этапе;

Развитие зрительного внимания;

Развитие зрительной памяти;

Развитие зрительно-моторной координации;

Развитие пространственных представлений (на расположении элементов букв в пространстве);

Развитие умений конструирования и реконструирования букв.

Речевые карты (в зависимости от речевого дефекта).

В ходе обследования устной и письменной речи логопед заполняет речевую карту на каждого ребёнка в зависимости от возраста и структуры речевого дефекта.

В ходе практической деятельности автором были разработаны различные типы речевых карт. Эта необходимость возникла в виду того, что имеющиеся в арсенале карты либо не отражали картину дефекта в целом или были чересчур громоздкими и неудобными в работе.

В настоящее время в литературе по логопедии можно встретить различные варианты оформления и ведения речевых карт. Однако среди множества вариантов необходимо выбрать ту, которая сможет отвечать главной цели – дать полную картину речевого дефекта, позволяющую без труда поставить заключение.

Основные разделы речевой карты:


  1. Анамнестические данные.

  2. Обследование фонетической стороны речи.

  3. Обследование звукопроизношения.

  4. Обследование строения артикуляционного аппарата.

  5. Обследование функционального базиса речи.

  6. Обследование лексико-грамматического строя речи.

  7. Обследование связной речи.

  8. Приложение (в виде образцов творческих и контрольных работ ребёнка).
В данном пособии я предлагаю вниманию специалистов несколько вариантов речевых карт, они составлены с учётом возраста и специфики речевого нарушения ребёнка. Хочется обратить ваше внимание на речевую карту для школьника 2 – 4 класса. В приложение этой карты я предлагаю включить помимо традиционных образцов детских работ, задания, которые дети выполняют самостоятельно. Помимо этого проводить слуховые и зрительные диктанты рекомендуется дважды: сначала пишут в классе под руководством учителя начальных классов, потом на логопункте с логопедом. Работы детей анализируются. Логопед также просматривает рабочие тетради детей, выписывает специфические ошибки, и только потом ставится первичное логопедическое заключение.

Обратимся к образцам речевых карт. Их 3 вида:


  1. Речевая карта на ребёнка с ОНР.

  2. Речевая карта на ребёнка с дисграфией.

  3. Речевая карта на ребёнка с ФФНР или ФНР.
Первая, речевая карта рассчитана на первоклассника с ОНР и располагает набором заданий, направленных на выявление данного вида речевого нарушения. При необходимости она может быть дополнена приложением , состоящим из заданий, предназначенных для самостоятельного выполнения ребёнком и тогда возможно использовать для обследования школьника с дисграфией. Также ею можно воспользоваться на втором году обучения ребёнка с ОНР, если коррекционная работа не завершена и необходимо обследовать уже письменную речь.

Третий вид речевой карты рассчитан на учащегося начального звена с фонетико-фонематическим, фонематическим недоразвитием или имеющего фонетический дефект.

Речевая карта на школьника
МОУ №________ _________________ района

логопед _______________________________
1. Фамилия, имя ______________________________________________________________________

2. Дата рождения ______________________________ Школа_____________ Класс ______________

3. Адрес ____________________________________________________ Телефон ________________

4. Сведения о родителях: Мать_________________________________________________________________________________

Отец_________________________________________________________________________________

5. Дата зачисления на логопункт _________________________________________________________

4. Успеваемость (к моменту обследования) по русскому языку________________________________

математике _____________________________ чтению____________________________________

5. Жалобы учителей и родителей_________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

6. Анамнез:

От какой беременности ребёнок _________________________________________________

Характер беременности__________________________________________________________

Роды_________________________________________________________________________________

(досрочные, срочные, обезвоженные, быстрые, стремительные, стимуляция)

Когда ребёнок закричал_________________________________________________________________

Асфиксия (белая, синяя)_______________________________________________________

Вес при рождении _____________ рост______________ Когда принесли кормить _______________

Как взял грудь ____________ Наблюдались ли срыгивания, попёрхивания ___________

Выписан из роддома _________________________________________________________________

Раннее психомоторное развитие

Голову держит с________________Гуление____________________ Лепет_____________________

Сидит________________________ Первые слова___________________________________________

Ходит_________________ Первые фразы___________________________________________

Прерывалось ли речевое развитие________________________________________________________

7. Обращались ли раньше к специалистам за помощью______________________________________

8. Заключение психиатра_____________________________________________________________

9. Заключение оториноларинголога _____________________________________________________

10. Заключение окулиста_______________________________________________________________

11. Общее физическое развитие и перенесённые заболевания ________________________________ _____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

12.Состояние общей моторики__________________________________________________________

13.Состояние мелкой моторики__________________________________________________________

14. Состояние артикуляционного аппарата:


  • губы:
а) толстые, тонкие, короткие, расщелина ______________________________________________

б) подвижность ____________________________________________________________________

в) переключаемость _________________________________________________________________


  • зубы: редкие, мелкие, кривые, вне челюстной дуги, крупные, без промежутков, отсутствуют резцы _____________________________________________________________________________

  • твёрдое нёбо: высокое, узкое, плоское, укороченное, готическое, нормальное ________________

  • мягкое нёбо: укороченное, раздвоенное, отклоняется в сторону, сокращается недостаточно, не сокращается, нормальное ____________________________________________________________

  • прикус: прогнатия, прогения, прямой, передний открытый, боковой, открытый, косой

  • язык:
а) массивный, маленький, укороченная уздечка ___________________________________________

б) подвижность: широкий_________, узкий ____________, вверх____________, вниз ____________,

маятник ____________, облизать верхнюю губу___________, облизать нижнюю губу___________

в) переключение: широкий-узкий __________________, вверх-вниз __________________________, оближи верхнюю/нижнюю губу____________________, пощелкай ____________________________

г) удержание позы ____________________________________________________________________

д) тремор ____________________________________________________________________________

е) саливация __________________________________________________________________________

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

Ответственность учителя-логопеда

Права учителя-логопеда

Учитель-логопед имеет право:

На определение приоритетных направлений в работе с детьми;

На инициативу, свободу выбора методик работы по утвержденным в ОУ программам;

На участие в разработке новых коррекционных и диагностических методов;

На участие в управлении ОУ путем обсуждения важнейших вопросов деятельности ОУ;

На получение педагогического отпуска сроком до одного года не реже чем через десять лет непрерывной преподавательской работы;

На получение педагогической пенсии по выслуге лет при наличии педагогического стажа двадцать пять лет;

На защиту своей профессиональной чести и достоинства;

На моральное и материальное стимулирование труда;

На повышение своей профессиональной квалификации.

Учитель-логопед ОУ несет ответственность:

За выполнение возложенных на него вышеперечисленных обязанностей;

За исполнение Устава ОУ и Правил внутреннего трудового распорядка, локальных нормативных актов, приказов, должностных обязанностей, установленных должностной инструкцией ОУ;

За обязательное посещение обучающимися на логопедическом пункте занятий;

За сохранность имущества ОУ, технических средств, логопедического инструментария, методического и информационного материала;

За соблюдение правил техники безопасности, противопожарной безопасности и норм охраны труда на рабочем месте;

За охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса;

За грамотное применение научно обоснованных методик;

За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и/или психическим насилием над личностью ребенка;

За соблюдение санитарно-гигиенических правил организации учебно-воспитательного процесса.


Первые две недели учебного года (с 1 по 15 сентября) отводятся для полного комплектования групп и подгрупп, которые будут заниматься на логопедическом пункте в текущем учебном году. Учитель-логопед проводит обследование устной речи первоклассников, прикрепленных к логопункту, и письменной речи учеников 2-4-х классов, уточняет списки групп, предварительно укомплектованных им в мае предыдущего учебного года из числа учеников 2-4-х классов.

Обследование устной речи первоклассников проводится в два этапа. В течение первой недели сентября учитель-логопед проводит предварительное обследование устной речи всех учеников, принятых в первые классы, и выявляет детей, имеющих те или иные отклонения в речевом развитии. Одновременно он отбирает тех учеников, которым необходимы систематические коррекционные занятия. Это делается в первой половине дня в учебное время.

Дети, нуждающиеся в логопедических занятиях, оформляются на логопедический пункт списком согласно Приложению 1 (Письмо Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения») (табл. 1).


В данной статье предлагается подборка возможных диагностических работ по выявлению несформированности процесса письма и проблем в его освоении у младших школьников общеобразовательных школ. Предлагаемые работы могут использоваться полностью или частично логопедами и учителями начальных классов для выявления проблем в овладении процессами письма у детей.

Проблема нарушений письменной речи (дисграфии), часто сочетаемой с нарушением процесса чтения (дислексией) у детей школьного возраста является одной из самых актуальных для обучения, поскольку письмо и чтение непосредственно влияют на успешность дальнейшего получения знаний учащимися.
Наличие специфических ошибок, не связанных с применением орфографических правил, является основным симптомом дисграфии. Эти ошибки носят стойкий характер, и возникновение их не связано с нарушениями интеллектуального развития ребенка или с нерегулярностью его школьного посещения.

В норме процесс письма осуществляется на основе достаточного уровня сформированности определенных речевых и неречевых функций:

  • слуховой дифференциации звуков,
  • правильного их произношения,
  • языкового анализа и синтеза,
  • сформированности лексико-грамматической стороны речи,
  • зрительного анализа и синтеза,
  • пространственных представлений.

Несмотря на то, что учение о нарушениях письменной речи существует уже более ста лет, до настоящего времени вопросы диагностики и коррекции этих нарушений являются актуальными и сложными.

В первый класс школы дети приходят неподготовленными, имея проблемы с развитием различных функций, необходимых для успешного овладения процессами письма и обучения в дальнейшем.

Для составления полноценной картины об учащемся, диагностическая работа должна включать в себя не только диктант и списывание, но и ряд заданий, позволяющих оценить сформированность навыков языкового анализа, а также полноценное усвоение школьной программы за предыдущий период обучения.

Помимо этой работы необходимо оценить домашние, классные и контрольные работы ученика, поскольку порой встречаются дети, которые от волнения перед малознакомым учителем и перед ответственной работой испытывают растерянность и выполняют ее гораздо хуже своих реальных возможностей, допуская нелепые ошибки. Бывает же и наоборот, при успешном написании текста под диктовку дети не способны разделить слова на слоги, выполнить звуко-буквенный анализ, не понимают заданий.

Логопеду необходимо четко разграничивать ошибки учащихся. Не стоит вести учет всех орфографических и пунктуационных ошибок, даже если их количество превышает объем допустимых, и работа выполнена неудовлетворительно. Учитывается их характер. Особое внимание следует уделить способности ученика ориентироваться на листе, идеограммному — непроизвольному письму (имени, фамилии, адресу и т.п.). А так же ошибкам в отграничении речевых единиц (предложений, слов, предлогов, союзов), ошибкам звукового анализа (пропуски, вставки, упрощение структуры слова, перестановки, контаминации), ошибкам в обозначении мягкости согласных звуков (гласными 2-го ряда и буквой ь), смешению букв по акустико-артикуляционному сходству (гласных, глухих и звонких парных согласных, свистящих и шипящих, соноров Р-Л, африкат) смешению по кинетическому признаку, персеверациям, антиципациям, аграмматизмам (нарушениям словообразования, согласования, управления, употребления предлогов).

Данные виды ошибок указывают на:

  • несформированность психических и фонематических процессов;
  • нарушения лексико-грамматической стороны речи;
  • нарушения слухового и зрительного внимания, восприятия и памяти;
  • затруднения в переключении с одного вида деятельности на другой.

В пособии Садовниковой И. Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников» представлена таблица учета специфических ошибок письма, которая может быть полезна при обследовании письменной речи учащихся начальной школы.

При оценке письма как школьного навыка, так же учитывается его темп (средний норматив: 1 класс -15-20 слов в минуту; 2 класс – 35 -45 слов; 3 класс – 55-60 слов; 4 класс – 75-80 слов) и каллиграфический навык .

Задания для диагностики нарушений письменной речи у учеников начальной общеобразовательной школы

Ниже представлен примерный перечень заданий для диагностики нарушений письменной речи у учеников начальной общеобразовательной школы.

Не имеет существенного значения, если какие-то из них (например, предлагаемый диктант) уже выполнялись классом во время учебного года. Как показывает практика – это абсолютно не влияет на успешное написание работы детьми с проблемами в письменной речи. Более того, сопоставление и анализ записей текста одного и того же диктанта, который был написан ребенком неоднократно, позволит составить расширенную картину о возможностях ученика в разное время дня и с различными видами оказываемой ему помощи.

Цель всех заданий – выявить несформированность какой-либо из функций, вызывающей нарушения процесса овладения письмом. Одной из главных задач логопеда является правильное определение механизмов, которые лежат в основе нарушения письма у каждого конкретного ребенка. От этого будут зависеть методы и продолжительность обучения.

Диагностическая работа должна проводиться в начале и в конце каждого года обучения, начиная со 2-го по 4-й класс. Для составления предварительной картины об успеваемости детей 2-го класса, необходимо также проводить диагностику в конце 1-го класса. Стоит отметить, что в начале учебного года диагностическая работа будет более показательной, если обследовать детей по принципу убывания возраста.

Так, естественно, что для учеников 4-х классов процесс письма является более автоматизированным и отличается от характера письма ребенка 2-го класса. Поэтому целесообразно первые две недели сентября, отведенные для обследования речи у детей распределить следующим образом:

Каждая работа рассчитана на один школьный урок (40 минут)



у учащихся 1-го класса (конец обучения)

Задание №1

Послушайте слова и запишите только те из них, которые начинаются с согласного звука:

антилопа, тюлень, утконос, бизон, дельфин, носорог, рысь, олень, кенгуру, леопард.

Задание №2

Отметьте в задании №1 все твердые согласные звуки синим цветом, а мягкие зеленым.

Задание №3

Запишите по памяти:

Десять мальчиков живут в одном чуланчике.
(предложение повторяется только один раз)

Задание №4

К словам предметам запишите подходящие по смыслу слова, обозначающие их действия:

Ветер __________
Вода ___________
Река ___________
Солнце _________

Задание №5

«Весна пришла»

Светит солнышко. Тают снега. Плачут сосульки. На реке треснул лед. В лесу звонко стучит дятел. Звери и птицы рады теплу и весне.

Задание №6

Запишите только последние звуки, которые вы услышите в называемых словах:

дом, картина, шум, кукла.

Из записанных вами звуков должно получиться слово.

Диагностическая логопедическая работа
для выявления нарушений письма
у учащихся 2-го класса (начало обучения)

Задание №1

Составьте слово из предложенных букв:

Задание №2

уголь
мальчик
ёлка
маяк

Определите сколько букв и звуков в словах и запишите рядом с каждым словом.

Задание №3

Составьте звуковую схему к слову ЯБЛОКО.

Задание №4

Послушайте слова и запишите только названия ягод:

малина, помидор, картофель, смородина, лук, вишня, капуста.

Задание №5

Поставьте в словах из задания №3 ударение и разделите их на слоги.

Задание №6

«Наши собаки»

У нас живет собака Булька. У Бульки два щенка. Мы их назвали Тимка и Том. Мы часто ходили на речку. Тимка и Том бегали за нами.

Диагностическая логопедическая работа
для выявления нарушений письма
у учащихся 2-го класса (конец обучения)

Задание №1

Запишите следующие слова в столбик под диктовку:

болезнь
наводнение
покрошить
носатый
родители

Задание №2

огурчик, чайка, тетрадь.

Разделите их на слоги вертикальной чертой.

Задание №3

Составьте словосочетания с одним из слов из задания №2 существительное+прилагательное (предмет и его признак)

Задание №4

Составьте звуковые схемы к словам:

ЯЗЫК, ЕГОРКА

Задание №5

Пришла весна. Текут ручьи. Зеленеет травка. Появились первые весенние цветы. На деревьях распустились молодые листья. На березках появились сережки. В лесу слышны голоса птиц. Грачи вьют гнезда. Медведь вылез из берлоги. Зайцы меняют зимнюю шубку.

Диагностическая логопедическая работа
для выявления нарушений письма
у учащихся 3-го класса (начало обучения)

Задание №1

Запишите слова, которые я назову по звукам:

[й’энот], [брат’й’а], [й’ула]

Задание №2

Запишите следующие слова в строчку под диктовку:

Каша, грузы, сутки, кофе, соки, ведро, сетка, дрова, котик.

Подчеркните слова, в которых все согласные глухие.

Задание №3

Послушайте слова и запишите только имена прилагательные:

Счастье, жирная, выпущу, пушистые, урожай, быстро, чудесный.

Задание №4

Составьте словосочетания со словами из задания №3 существительное+прилагательное (предмет и его признак)

Задание №5

«Зайчик и белочка»

Наступила вьюжная зима. Пушистый снег каждый день укрывает землю белым ковром. Белочка сидела в гнезде, а зайка прыгал под елью. Белочка выглянула из дупла. Она схватила мерзлый гриб. Зайка был рядом. Белка не узнала друга. Он был белый.

Диагностическая логопедическая работа
для выявления нарушений письма
у учащихся 3-го класса (конец обучения)

Задание №1

Придумай и запиши 5 слов с разделительным мягким знаком.

Задание №2

Запишите следующие слова в столбик под диктовку:

боец
певец
продавец
сталевар
лесник
помощник
лекарь

Подберите проверочные слова к безударным гласным в корне слова.

Подчеркни слово, которое состоит из двух корней.

Задание №3

Составьте звуковую схему к слову КОЛОСЬЯ.

Задание №5

Сова – хищная птица. Она охотится на мышей и других мелких животных. Сова хорошо видит ночью, а днем она спит. У сов чуткие уши. Они спрятаны на голове под перьями. Сова летает беззвучно. Это помогает ей внезапно нападать на добычу.

Найдите в диктанте слово с удвоенной согласной и подчеркните его.

Диагностическая логопедическая работа
для выявления нарушений письма
у учащихся 4-го класса (начало обучения)

Задание №1

Запишите под диктовку 3 глагола в столбик:

бежит
бьет
идет

При помощи приставок вы-, при-, за- образуйте от каждого глагола по три новых слова.

Задание №2

Запишите под диктовку 5 существительных в столбик:

радость
грусть
прелесть
красота
дружба

Подберите к существительным однокоренные прилагательные женского рода, запишите их рядом и выделите корень.

Задание №3

«Птичьи дома»

Наступает весна. Пора встречать пернатых гостей. Ребята решили сделать для них домики. Они выбрали новые, гладкие доски. Красивые дома вышли. Но не стали жить в них птицы. Они не любят гладких досок. Скользко им, как людям на льду. Стайки птиц облюбовали сад. Они нашли старые скворечники. Закипела работа. Птицы носили мох, перья, солому. Чудное пение птиц разносилось по всей окрестности.

Задание №4

Найдете в диктанте слово ОКРЕСТНОСТИ, выпишите его и составьте звуковую схему.

Диагностическая логопедическая работа
для выявления нарушений письма
у учащихся 4-го класса (конец обучения)

Задание №1

Запишите под диктовку 2 слова в столбик:

полоса
сторожевой

Подберите проверочные слова к безударным гласным в корне. Обратите внимание, что в каждом слове по две безударные гласные одновременно.

Задание №2

Запишите под диктовку только существительные с предлогом:

подбежал, за рекой, по нему, подышать, подорожник, улететь, под мостом, под луной, над рекой

Определите их падеж.

Задание №3

Ответьте на вопросы и запишите ответы через запятую в строчку:

  • В названии какого дня недели пишется две буквы Б?
  • В каких именах девочек пишутся две буквы Н?
  • В названии какого вида транспорта пишутся две буквы Л?
  • В каких названиях мер веса пишутся две буквы М?
  • В названии какой страны пишется две буквы С?

Задание №4

Запишите только те существительные, которые употребляются всегда в форме множественного числа:

Перила, костюмы, часы, учебники, ворота, брюки, экраны, поезда, шорты, валенки, стулья, очки, сказки, сливки, качели, весы.

Задание №5

Составьте звуковую схему слова КОСТЮМЫ.

Задание №6

«Загадки леса»

Поздняя осень уже не может удержать тепло. Дует холодный ветер. Грустные стоят луга, поля. Облетела листва с деревьев. Мы подъехали к знакомой местности. Там на поляне царствует могучий дуб. Упрямо на дубе держатся желтые листья. Они тихо шумят. Кустики брусники покрыты блестящими листиками. Они и под снег уходят зелеными.

Список использованной литературы:

  1. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. Фак. Пед. Вузов / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М. : Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1998. – С. 458.
  2. Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие – М. : Владос, 1995. – 256 с.
  3. Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Выпуск 2. – М.: Книголюб, 2004. –с4.
  4. Мазанова Е.В. Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы. – М.: ГНОМ и Д, 2008.с. 62-63, 108.
  5. Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей. Сборник методических рекомендаций. – С.-Пб. – М.: Сага – Форум, 2006. С. 172-173, 176-177, 197- 201.
  6. Кузнецова М.И. 5000 примеров по русскому языку. Задания для повторения и закрепления. 2 класс. — М.: экзамен, 2012.
  7. Барылкина Л.П., Давыдова Е.А., Русский язык. Повторяем на каникулах и после уроков (набор тетрадей 1-4 класс). – М.: 5 за знания, 2009.

Митина Ирина Михайловна,
учитель-логопед (1 кв. кат.),
Негосударственное Образовательное Учреждение
«Средняя Общеобразовательная Школа «Феникс», (12 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)

Фио __________________

Дата рождения Класс

  1. Жалобы родителей: неправильное, нечеткое произношение, невнятная дикция; невнимательность, плохая память

3. Анамнез: берем-ть ______; без патологии/токсикоз (1, 2, 3 триместр); заболевания во время берем-ти ______________________________________________________________

роды: срочные/преждевременные____/перехаживание (>42 нед.)_____; без механ. помощи/ с механ. помощью/кесарево сечение; асфиксия: нет/есть_________; вес________гр; рост_________см;

перенесенные заболевания до 1 года: __________________________________________

после года: _________________________________________________________________

речевое развитие: без патологии/с задержкой (1е слова________, 1е фразы_________); состоял/состоит на учете:______________________________________________________

речевая среда: без патологии/________________________; биологический слух:__________________________;зрение:_______________________________; занятия с логопедом:________________________________________________________________

4. Состояние зрительного восприятия: _____________________________________

а) предметный гнозис: не затрудняется/ затрудняется в назывании четких изображений предметов;

не затрудняется/ затрудняется в назывании контурных изображений предметов;

не затрудняется/ затрудняется в назывании перечеркнутых изображений;

не затрудняется/ затрудняется в назывании изображений, наложенных друг на друга;

б) дорисовывание изображений: дорисовывает верно/затрудняется в передаче правильных очертаний рисунка/не может выполнить.

в) буквенный гнозис: не затрудняется/ затрудняется в назывании букв печатных и рукописных;

не затрудняется/ затрудняется в назывании букв в усложненных условиях;

не затрудняется/ затрудняется в узнавании правильно и неправильно написанных букв;

не затрудняется/ затрудняется в назывании букв, наложенных друг на друга;

не затрудняется/ затрудняется в назывании сходных по начертанию букв;

не затрудняется/ затрудняется в назывании стилизованных букв;

Примечание:_____________________________________________________________

5. Состояние общей и мелкой моторики: сформирована статическая и динамическая координация движений, сформированы мелкие движения кисти и пальцев рук, повышенная двигательная активность, расторможенность, заторможенность, моторная напряженность, скованность движений, неловкость, неполный объем движений, некоординированность, синкинезии.

Примечание:

6. Строение артикуляторного аппарата:

губы: нормальные/ толстые/ тонкие;

зубы: без патологии/ редкие, мелкие, крупные;

прикус: без патологии/ глубокий (верхние резцы перекрывают фронтальную поверхность нижних резцов более чем на 50%) , открытый (не смыкается большинство зубов обеих челюстей) , дистальный (слишком развита верхняя или недоразвита нижняя челюсть) , мезиальный (нижняя челюсть заметно выдвинута вперед по отношению к верхней) , перекрестный прикус (недоразвитость одной стороны какой-либо из челюстей) , дистопия (часть зубов расположена неправильно, не на своем месте) ;

язык: нормальный/ большой, мясистый, длинный, узкий, маленький;

уздечка: без патологии/ укороченная, натянутая;

небо: без патологии/ высокое, узкое, низкое, укороченное.

7. Состояние артикуляторной моторики: движения точные/ неточные;

выполняются/ не выполняются в достаточном объеме;

способность/ неспособность удержания позы;

отсутствие/ наличие тремора;

отсутствие/ наличие синкинезий;

губы и язык подвижны/ малоподвижны;

язык не склонен/ склонен к сужению;

язык не кренится/ кренится влево (вправо).

8. Общая характеристика речи: речь четкая/ нечеткая; внятная/ невнятная; звукослоговая структура слов не искажается/ искажается; фразы построены верно/ аграмматично; высказывания логичны и последовательны/ алогичны; речь выразительная/ невыразительная, монотонная; интонирована/ малоинтонирована.

а) звукопроизношение: _____________________________________________________

Р+Л: в норме, параротацизм, параламбдацизм,____________ротацизм,______________ламбдацизм;

Свистящие: в норме, парасигматизм свистящих,_______________________сигматизм свистящих;

Шипящие: в норме, парасигматизм шипящих,__________________________сигматизм шипящих;

Прочие: в норме , ___________________________________________________________;

б) диффер-ия звуков на слух: в норме, единичные/ множ-ые ошибки воспроизведения серий слогов с акустически близкими звуками____________________________________________________;

в) темп и внятность речи: в норме, замедленный, очень быстрый и, как следствие, невнятная речь;

г) голос и речевое дыхание: в норме, голос слишком громкий, очень тихий, затухающий; высокий, низкий; речь на вдохе/ на выдохе; речевой выдох продолжительный/ недостаточно продолжительный; отсутствие/ наличие носового оттенка.

9. Состояние функций

а) простого фонематического анализа:

6) сложного фонематического анализа; в пределах возрастной нормы/не соответствует возрастной норме (единичные/множественные ошибки);

в) фонематического синтеза: в пределах возрастной нормы/не соответствует возрастной норме (единичные/множественные ошибки);

г) представлений, восприятия: не затрудняется /затрудняется в подборе слов на заданный звук; в отборе картинок, на заданный звук;

Примечание:_________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Пространственно-временные навыки: отсутствие /наличие ошибок в пространственной координации, незнание схемы тела, ведущей руки, правильность/неправильность выполнения предложенных проб.

11. Состояние лексико-грамматического строя речи _______________________

а) словарный запас: предметный словарь соответствует/не соответствует возрасту;

словарь прилагательных соответствует/не соответствует возрасту;

глагольный словарь соответствует/не соответствует возрасту;

б) словообразование: без ошибок, единичные/множественные ошибки в образовании сущ. с уменьшительно-ласкательным значением;

единичные/множественные ошибки в образовании названий детенышей животных;

единичные/множественные ошибки в образовании приставочных глаголов;

единичные/множественные ошибки в образовании относ-ых, качеств-ых и притяж-ых прил.

в) словоизменение: без ошибок, единичные/множественные ошибки в образовании сущ. мн. числа в Им. и Род. пад.

г) согласование слов: без ошибок, единичные/множественные ошибки в согласовании сущ. с прил. в роде и числе; единичные/множественные ошибки в согласовании сущ. с числит. 2 и 5.

д) предложно-падежные конструкции: без ошибок, единичные/множественные ошибки в употреблении и понимании ППК.

Примечание: _________________________________________________________________________________________________________________________________________

12. Состояние связной речи: высказывания развернуты/ односложны;

оформлены грамматически верно/ с аграмматизмами;

построены с использованием разнообразных грамматических конструкций/ построены однообразно, логичны и последовательны/ алогичны и непоследовательны;

адекватное использование вербальных средств/ выраженная бедность словаря.

13. Чтение:

способ: побуквенное, послоговое, целыми словами, словесно-фразовое;

скорость: высокая, средняя, низкая, очень низкая;

правильность: отсутствие/ наличие единичных/ множественных ошибок дислексического характера (пропуски букв/ слогов/ слов, замены букв оптически сходных/ букв соответствующих акустически сходным звукам, вставки букв/ слогов/ слов, перестановки букв/ слогов, персеверации, антиципации, аграмматизмы);

понимание прочитанного: полное понимание, небольшое изменение смысла ситуации, грубое искажение смысла.

Примечание:_________________________________________________________________________________________________________________________________________

14. Письмо: отсутствие/ наличие единичных/ множественных ошибок дисграфического характера (вставки, замены по акустическому, оптическому сходству, пропуски гласных, согласных, персеверации, антиципации, не дописывание слов, слитное написание слов, аграмматизмы, нарушение границ предложения), отсутствие/ наличие единичных/ множественных орфографических ошибок.

Примечание:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

15. Логопедическое заключение:

Устная речь:________________ ______________________________________________

__________________________________________________________________________ Письменная речь: __________________________________________________________

__________________________________________________________________________

16. Динамика нарушений устной речи: устойчивая, положительная динамика/ слабая динамика__________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

17. Динамика нарушений письменной речи:__________________________________

__________________________________________________________________________

18. Результаты устранения нарушений звукопроизношения:

[Р]

[Р"]

[Л]

[Л’]

[С]

[С’]

[З]

[З’]

[Ц]

[Ж]

[Ш]

[Ч]

[Щ]

др. звуки. .. ..... ..

изолированно

в слогах

в словах

19. Результаты устранения нарушений устной и письменной речи:

1) состояние зрительного восприятия: без динамики/ слабая динамика/ значительное улучшение/ в пределах возрастной нормы;

2) состояние общей и мелкой моторики: без динамики/ слабая динамика/ значительное улучшение/ в пределах возрастной нормы;

3) состояние артик. моторики: без динамики/ слабая динамика/ значительное улучшение/ в пределах возрастной нормы;

4) состояние звукопроизношения: без динамики/ слабая динамика/ значительное улучшение/ в пределах возрастной нормы;

5) состояние функции фонематического анализа, синтеза, представлений: без динамики/ слабая динамика/ значительное улучшение/ в пределах возрастной нормы;

6) состояние функции зрительно-пространственной координации: без динамики/ слабая динамика/ значительное улучшение/ в пределах возрастной нормы;

7) состояние лексико-грамматического строя речи: без динамики/ слабая динамика/ значительное улучшение/ в пределах возрастной нормы;

8) состояние связной речи: без динамики/ слабая динамика/ значительное улучшение/ в пределах возрастной нормы;

9) чтение: без динамики/ слабая динамика/ значительное улучшение/ в пределах возрастной нормы;

10) письмо: без динамики/ слабая динамика/ значительное улучшение/ в пределах возрастной нормы;

Учитель-логопед_____________________________/__________________________/



Рекомендуем почитать

Наверх