Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона). Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения)

Одежда 23.09.2019

Человек - социальное существо. Большое значение в межличностных отношениях имеет общение как способ передачи информации и понимания друг друга. Наука делит общение на две группы:

  • Вербальное.
  • Невербальное.

Первая группа - это речь. Человек пользуется своим голосом не только для проговаривания слов. Тоном, громкостью, высотой можно передать различные эмоции и обычно мы отлично понимаем, в каком состоянии находится человек. В русском языке есть множество слов, которые пишутся одинаково, но означают совершенно разные понятия. Ударение и контекст в предложении помогают нам понять, о чем идет речь.

Вторая группа - мимика, жесты и направление взгляда. Мышцы лица довольно сложно контролировать без определенного обучения. Мы прекрасно определяем, когда человек печальный, злой, радостный или испытывает отвращение. О многом говорят и жесты. Их можно научиться контролировать в процессе тренировки, но микродвижения для опытного наблюдателя могут многое сказать об истинном состоянии или намерениях оппонента. Еще сложнее контролировать движения глаз, особенно когда человек пытается говорить неправду.

Также речь делится на монолог и диалог. В первом случае происходит односторонняя передача информации, во втором - участники попеременно обмениваются данными, высказывают свои мнения.

Как происходит обмен информацией в процессе общения.

В общении есть две стороны: кодирование и декодирование. То есть первый передает информацию с использованием некого кода, понятного для оппонента, второй должен расшифровать, что ему передают. Успех понимания зависит от того, насколько похожие и правильные схемы передачи сообщения используются.

Язык возник тогда, когда у первобытного человека возникла необходимость понимать друг друга и передавать некие знаки, сигнализирующие об опасности и желаниях. По-видимому, вначале это были простые звуки и слоги, а также жесты и мимика. Вероятно, первыми словами были звуки, обозначающие действия и направления, а уже потом появились названия предметов и имена.

Значение общения

Общение как обмен информацией – это возможность не только передать другому человеку мысль и понять, что передали тебе, но и способ накопления и передачи знаний для последующих поколений. Когда не было письменности, знания передавались в устном виде. Правильность и точность передачи зависела от памяти и того насколько реципиент (то есть принимающий) правильно принял и понял поданную ему информацию.

Современное общение

С развитием интернета появился новый и более быстрый способ передачи информации на большие расстояния. Но в интернете присутствует и сложность понимания, то есть декодирования. Когда мы общаемся с человеком лично, мы наблюдаем эмоции, жесты и движения глаз. В сети мы видим только слова и сопутствующие знаки препинания и специальные символы, предназначенные для передачи эмоций. Однако для каждого человека эти символы могут иметь разное значение, вследствие чего иногда возникает нечеткое понимание полученной информации.

Уровни общения

В зависимости от целей и близости собеседника выделяются несколько основных уровней.

  1. Примитивный. В этом случае человек не настроен на контакт, его не волнует, как его воспринимают окружающие. Словарный запас часто скудный, речь грубая. Один из примеров - человек под действием алкоголя.
  2. Манипулятивный. Цель - добиться от собеседника желаемых действий. Используются различные приемы воздействия и давления. Сейчас получили распространение методы НЛП. Некоторые люди от природы манипуляторы, другие специально обучаются приемам, например, менеджеры по продажи.
  3. Деловой. В этом случае используется определенная дистанция, разговоры, направленные на решение определенных вопросов. Принято вежливо обращаться к собеседнику, учитывать его взгляды, возраст, пожелания.
  4. Духовный. На этом уровне люди открывают друг другу свои самые сокровенные секреты. Он приемлем только с очень близкими людьми. Речь неспешная, описывающая свои мысли и поступки.
  5. Маски. В разных ситуациях люди вынуждены надевать «маски». На работе мы одни, дома другие, с друзьями третьи. В определенных ситуациях для достижения успеха требуется перейти на уровень собеседника, для этого речь приобретает определенный оттенок и используются слова, характерные для конкретной социальной группы.
  6. Игровой. Неформальная форма, флирт, отсутствие серьезности. Обычно происходит между друзьями или близкими людьми.

Таким образом, общение как обмен информацией - это способы, помогающие правильно передавать и принимать символы от одного человека к другому или группе людей.

Общение как обмен информацией кратко.

Введение

Учитывая сложность общения, необходимо каким-то образом обозначить его структуру, чтобы затем возможен был анализ каждого элемента. К структуре общения можно подойти по-разному, как и к определению его функций. Я предлагаю характеризовать структуру общения путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.

Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, то есть в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. Естественно, что все эти термины весьма условны. Иногда в более или менее аналогичном смысле употребляются и другие. Например, в общении выделяются три функции: информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная, аффективно-коммуникативная. Задача заключается в том, чтобы тщательно проанализировать, в том числе на экспериментальном уровне, содержание каждой из этих сторон или функций. Конечно, в реальной действительности каждая из этих сторон не существует изолированно от двух других, и выделение их возможно лишь для анализа, в частности для построения системы экспериментальных исследований. Все обозначенные здесь стороны общения выявляются в малых группах, то есть в условиях непосредственного контакта между людьми .

Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения)

Специфика обмена информацией в коммуникативном процессе

Сам процесс коммуникации понимается как процесс обмена информации, то есть во время совместной деятельности люди обмениваются между собой разными идеями, интересами, настроениями, чувствами.

При всяком рассмотрении человеческой коммуникации с точки зрения теории информации фиксируется лишь формальная сторона дела: как информация передается, в то время как в условиях человеческого общения информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается.

При описании коммуникативной стороны общения надо выявить специфику в самом процессе обмена информации, где он имеет место в случае коммуникации между двумя людьми:

1. Общение нельзя рассматривать лишь как отправление информации какой-то передающей системой или как прием ее другой системой, так как в отличие от простого «движения информации» между двумя устройствами имеется в виду отношение двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом: взаимное информирование их предполагает налаживание в совместной деятельности. Каждый участник коммуникативного процесса предлагает активность также и в своем партнере. Направляя ему информацию, необходимо ориентироваться на него, то есть анализировать его цели, мотивы и т.д., «обращаться» к нему.

По этому в коммуникативном процессе происходит активный обмен информацией. Здесь особую роль играет значимость информации, так как люди не просто общаются, но и стремятся при этом выработать общий смысл. Это возможно лишь при условии, что информация не просто принята, но понята, осмыслена. Суть коммуникативного процесса не просто взаимное информирование, но совместное постижение предмета.

2. Обмен информации сводится к тому, что посредством системы знаков партнеры могут повлиять друг на друга, следовательно, обмен информации предполагает воздействие на поведение партнера, то есть знак изменяет состояния участников коммуникативного процесса. Коммуникативное влияние, которое здесь возникает, есть не что иное, как психологическое воздействие одного коммуниканта на другого с целью изменения его поведения. Эффективность коммуникации измеряется тем, на сколько удалось это воздействие. При обмене информацией происходит изменение самого типа отношений, который сложился между участниками коммуникации.

3. Коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда «все говорят на одном языке», так как всякий обмен информацией возможен лишь при условии, что знаки и, главное, закрепленные за ними значения известны всем участникам коммуникативного процесса. Только принятие единой системы значений обеспечивает возможность партнеров понимать друг друга. Мысль никогда не равна прямому значению слов. Поэтому у общающихся должно быть идентичное понимание ситуации общения.

4. В условиях человеческой коммуникации могут возникать совершенно специфические коммуникативные барьеры. Они могут возникать из-за отсутствия понимания ситуации общения, вызванное не просто различным языком, на котором говорят участники коммуникативного процесса, но различиями более глубокого плана, существующими между партнерами. Это могут быть социальные, политические, религиозные, профессиональные различия, которые порождают различное мироощущение, мировоззрение, миропонимание. Такие барьеры возникают из-за принадлежности партнеров к разным социальным группам. Коммуникация в этом случае демонстрирует ту свою характеристику, что она есть лишь сторона общения.

При построении типологии коммуникативных процессов целесообразно воспользоваться понятием «направленность сигналов». Этот термин позволяет выделить: а) аксиальный коммуникативный процесс, когда сигналы направлены единичным приемником информации, то есть отдельным людям; б) ретиальный коммуникативный процесс, когда сигналы направлены множество вероятных адресатов .

Сама по себе информация, исходящая от коммуникатора, может быть двух типов: побудительная и констатирующая.

Побудительная информация выражается в приказе, совете, просьбе. Она рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-то действие. Стимуляция в свою очередь может быть различной. Прежде всего, это может быть активизация, то есть побуждение к действию в заданном направлении. Далее, это может быть интердикция, то есть побуждение, не допускающее, наоборот, определенных действий, запрет нежелательных видов деятельности. Наконец, это может быть дестабилизация -- рассогласование или нарушение некоторых автономных форм повеления или деятельности.

Констатирующая информация выступает в форме сообщения, она имеет место в различных образовательных системах и не предполагает непосредственного изменения поведения, хотя косвенно способствует этому. Сам характер сообщения может быть различным: мера объективности может варьировать от нарочито «безразличного» тона изложения до включения в текст сообщения достаточно явных элементов убеждения. Вариант сообщения задается коммуникатором, то есть тем лицом, от которого исходит информация .

Общение (как обмен информацией) играет большую роль в нашей жизни. Существует множество средств, с помощью которых может передаваться информация от партнера к партнеру, от человека к человеку. К таким способам можно отнести речь, паузу в речи, тональность, мимику, жесты и смех. В общем понимании их можно подразделить на две основные группы - вербальные и невербальные.

- «Контакт масок», представляющий собой формальное общение. Как обмен информацией, он использует привычные маски, отражающие вежливость, строгость, безразличие, скромность и участливость. В большом городе зачастую человек его использует, чтобы отгородиться от других.

Формально-ролевое общение, четко регламентируемое в содержании и средствах. В основу его закладывается социальная роль собеседника, а не его личность.

При котором учитываются особенности возраста, характера, личности и настроения собеседника. Однако на первое место ставятся интересы дела, а личностные характеристики - на второе.

Духовное или межличностное общение, позволяющее друзьям затронуть любую тему. При нем необязательно использовать слова - понимание друга возможно по движениям, интонации. Такое общение становится реальным только при отличном знании личности собеседника, а также если собеседник хорошо осведомлен о интересах, убеждениях другого, и потому легко могут быть воспроизведены его реакции.

В этом разделе рассмотрим первую функцию общения - это функция обмена информацией. Другими словами, что, общаясь между собой, люди передают друг другу определенное сообщение, информацию и др. Как же это происходит?

В некоторых социально-психологических концепциях бихевиористские направления рассматривается возможность интерпретировать весь процесс человеческой коммуникации в терминах теории информации подобно математическому описанию передачи информации в компьютерных сетях. Такой подход не вполне корректен, поскольку, кроме некоторых черт сходства информационных процессов в технических и живых системах, эти процессы в условиях человеческой деятельности имеют принципиальные отличия от технических систем. В условиях человеческого общения информация не только передается, но и испытывает количественных и качественных преобразований, принимается и интерпретируется разными людьми по-разному видпвидно к их мотивации, опыта и других свойств их психики. Рассмотрим специфику процесса обмена информацией в общении людей.

И. В отличие от движения информации между техническими устройствами, которые передают и принимают, в общении имеем дело с взаимодействием активных субъектов, взаимно информируют друг друга с целью организации совместной деятельности. Поэтому при передаче информации от личности к личности, от руководителя к подчиненным необходимо учитывать их мотивы, цели, установки, способы деятельности и др. В ответ на информацию, которая послана, человек получает какую-то новую информацию, то есть происходит не просто ЕЕ движение, а обмен информацией. Для человека информация всегда приобретает определенную личную значимость и содержание

В отличие от кибернетических устройств, партнеры в общении стремятся повлиять друг на друга, то есть обмен информацией между людьми всегда имеет влияние на поведение партнера. Эффективность коммуникации зачастую определяется именно тем, насколько состоялся такое влияние, а это означает и возможность изменения самого типа отношений, сложившихся между участниками коммуникации.

Коммуникативное общение как обмен информацией возможно лишь при условии, если партнеры имеют единую или подобную систему кодирования и декодирования, то есть "говорят на одном языке". Обмен информацией возможен только при условии интерсубъектного знаков, то есть если знаки и закрепленные за ними значения известны всем участникам общения и обеспечивают тем самым возможность взаимопонимания. Для описания такой ситуации используется термин "тезаурус", обозначающий общую систему значений, принимающих все члены группы. Но дело осложняется еще и тем, что, даже зная значения слов, люди могут понимать их по-разному из-за своих возрастные, политические, профессиональные и другие отличия. Поэтому субъекты общения должны обладать не только идентичными лексическими и синтаксическими системами, но и одинаковым пониманием ситуаций общения, то есть включать коммуникацию в некоторую общую систему деятельности.

В условиях человеческой коммуникации могут возникать специфические коммуникативные барьеры. Они имеют социальный или психологический характер. Это может быть не только отсутствие общего языка и общего понимания ситуации, но и социальные, политические, религиозные и другие различия, которые могут порождать совершенно разную интерпретацию тех же событий, а также разное мировоззрение, миропонимание. Такие барьеры порождены объективными социальными причинами, принадлежностью партнеров по коммуникации к различным социальным группам, а при их проявлении особенно отчетливо выступает включенность общения в более широкий контекст общественных отношений. Однако процесс коммуникации может осуществляться и при этих барьерах. Даже военные противники могут вести переговоры, но вся ситуация коммуникации при этом значительно усложняется.

Коммуникативные барьеры могут иметь и другой, чисто психологический характер. Они могут возникать или индивидуально-психологических особенностей партнеров (например, чрезмерной застенчивости, скрытности, необщительности и др.). или из-за сложившихся между партнерами неприязненные отношения. В этом случае особенно наглядно выступает тот сложный связь, которая существует между общением и отношением, который отсутствует в технических системах.

Для лучшего понимания общения со стороны обмена информацией следует рассмотреть более детально, которая существует информация, возникновение возможных барьеров.

По своему характеру информация, исходящая от коммуникатора, может быть:

Побудительная - информация выражается в приказе, просьбе, инструкции, совету. Она должна стимулировать соответствующее действие. Стимуляция, в свою очередь, может быть разнообразна: активизация - побуждение к действию в заданном направлении; интердикция - побуждение, которое запрещает соответствующее действие; дестабилЬация - несогласованность или нарушение некоторых форм поведения и деятельности;

Констатирующая - информация выступает в форме сообщения и предполагает изменение поведения не прямо, а опосредованно и постепенно. Сам характер сообщения бывает разным: мера объективности может варьировать от равнодушного тона изложения до включения в сам текст сообщения элементов убеждения. Вариант сообщения определяется коммун и кагором;

Аксиальная - информация направляет свои сигналы к какому-то отдельному ее получателя (индивидуального или группового)

Ретиальна - информация имеет своим адресатом многих реципиентов, большие социальные группы, которые рассредоточены в пространстве и в большинстве случаев являются анонимными для коммуникатора.

При общении происходит эффект возникновения обратной связи - это информация о том, как реципиент воспринимает коммуникатора, как оценивает его поведение и слова. Межличностная коммуникация - форма коммуникации, в которой в ролях как коммуникатора, так и реципиента выступают отдельные индивиды. Для межличностной коммуникации характерно непосредственный контакт между субъектами общения, что приводит ряд особенностей этой формы коммуникации: тесная обратная связь, регулирует ход общения; разнообразие кодов, используемых, в том числе невербаль-ных; двусторонний обмен информацией, который происходит в форме диалога. Специфика межличностной коммуникации определятся активной природой человеческой личности, которая составляет этот процесс.

Итак, специфика межличностной коммуникации прежде всего в том, что этот процесс является интерсубъектного (Б 5). В отличие от простого обмена информацией между двумя устройствами, то имеем дело с отношением двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом: взаимное информирование их предполагает согласование совместной деятельности. Каждый участник коммуникативного процесса предполагает в своем партнере не какой объект, а активного деятеля, и на эту его активность нужно ориентироваться, направляя ему информацию, то есть анализировать его мотивы, цели, установки.

Особенностью межличностной коммуникации является то, что в ее процессе каждый из участников получает новую информацию на ту, что ими ссылается, которая образуется от придания ей нового смысла в зависимости от значимости информации для участников общения.

  • Тема 9. Психология манипуляций
  • Примерный перечень экзаменационных вопросов
  • I глава. Теория и практика социальной психологии
  • 1.2. Предмет и объект изучения социальной психологии, структура современной социальной психологии
  • 1.3.История формирования социально-психологических идей
  • 1.4. Активно развивающиеся отрасли современной социальной психологии
  • 1.5. Методология и методы социально-психологического исследования
  • II глава. Большие и малые группы
  • Проблема группы в социальной психологии
  • 2.2. Принципы исследования психологии больших социальных групп
  • 2.3. Стихийные группы и массовые движения
  • 2.4. Общие проблемы малой группы в социальной психологии
  • Классификация малых групп
  • 2.5. Динамические процессы в малой группе
  • 2.6. Социально-психологические аспекты развития группы
  • 2.7. Психология межгрупповых отношений
  • Проблема межгрупповых отношений в рамках принципа деятельности
  • III глава. Общение
  • 3.1. Общественные отношения и межличностные отношения
  • Категория общения в социальной психологии
  • 3.3. Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения)
  • 3.4. Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения)
  • Общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения)
  • IV глава. Социальная психология личности
  • 4.1. Проблема личности в социальной психологии
  • 4.2. Личность и социализация
  • 4.3. Личность и социальная установка
  • 2. Контрольные вопросы
  • 3. Тест по дисциплине
  • 4. Глоссарий
  • 5. Литература
  • Раздел 1. Проблема личности в социальной психологии
  • Тема 1. Проблема личности в классической западноевропейской социологии и первых социально-психологических концепциях
  • Тема 2. Представления о личности в рамках необихевиористских теорий
  • Тема 3. Представления о личности в рамках когнитивной социальной психологии
  • Тема 4. Психоаналитические социально-психологические теории личности.
  • Тема 5. Представления о личности в рамках интеракционистского направления в социальной психологии
  • Раздел 2. Социальный статус и роль личности
  • Тема 6. Социально-психологические аспекты социальной роли личности
  • Тема 7. Социальный, социально-психологический, социометрический статусы личности
  • Раздел 3. Личность в контексте исследований малой группы
  • Тема 8. Изучение процессов влияния группы на поведение личности
  • Тема 9. Личность в групповом процессе
  • Раздел 4. Социализация личности
  • Тема 10. Понятие о социализации личности и ее институционализированных формах
  • Тема 11. Личность и культура
  • Раздел 5. Социальные установки и ценностные ориентации личности
  • Тема 12. Регуляция социального поведения личности. Ценности и ценностные ориентации личности
  • Тема 13. Социальная установка личности: понятие, функции, структура, динамика, связь с поведением
  • Тема 14. Система отношений как результат социального развития личности.
  • Раздел 6. Социально-психологические качества (свойства) личности
  • Тема 15. Понятие о социально-психологических качествах личности
  • Раздел 7. Социальная идентичность личности
  • Тема 16. Формирование и развитие социальной идентичности личности
  • Раздел 8. Социально-психологическая типология личности
  • Тема 17. Критерии выделения различных типов личности и методы их диагностики
  • Темы практических занятий
  • Тема 1. Конформизм личности
  • Тема 2. Подчинение и самоопределение личности
  • Тема 3. Самоэффективность личности
  • 3.3. Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения)

    Когда говорят о коммуникации в узком смысле слова, прежде всего имеют в виду тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и пр. Все это можно рассматривать как информацию, и тогда сам процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информацией.

    Отсюда можно сделать следующий заманчивый шаг и интерпретировать весь процесс человеческой коммуникации в терминах теории информации, что и делается в ряде систем социально-психологического знания. Однако такой подход нельзя рассматривать как методологически корректный, ибо в нем опускаются некоторые важнейшие характеристики именно человеческой коммуникации, которая не сводится только к процессу передачи информации.

    Во-первых, общение нельзя рассматривать лишь как отправление информации какой-то передающей системой или как прием ее другой системой потому, что в отличие от простого «движения информации» между двумя устройствами здесь мы имеем дело с отношением двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом: взаимное информирование их предполагает налаживание совместной деятельности. Суть коммуникативного процесса - не просто взаимное информирование, но совместное постижение, осмысление предмета. Поэтому в каждом коммуникативном процессе реально даны в единстве деятельность, общение и познание.

    Во-вторых, характер обмена информацией между людьми, а не кибернетическими устройствами, определяется тем, что посредством системы знаков партнеры могут повлиять друг на друга. Коммуникативное влияние, которое здесь возникает, есть не что иное как психологическое воздействие одного коммуниканта на другого с целью изменения его поведения. Эффективность коммуникации измеряется именно тем, насколько удалось это воздействие.

    В-третьих, коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор), и человек, принимающий ее (реципиент), обладают единой или сходной системой кодификации и декодификации. На обыденном языке это правило выражается в словах: «все должны говорить на одном языке». Но все дело в том, что, даже зная значения одних и тех же слов, люди могут понимать их неодинаково: социальные, политические, возрастные особенности могут быть тому причиной. Еще Л.С. Выготский отмечал, что мысль никогда не равна прямому значению слов.

    Наконец, в-четвертых, в условиях человеческой коммуникации могут возникать совершенно специфические коммуникативные барьеры. С одной стороны, такие барьеры могут возникать из-за того, что отсутствует понимание ситуации общения, вызванное не просто различным языком, на котором говорят участники коммуникативного процесса, но различиями более глубокого плана, существующими между партнерами. Это могут быть социальные, политические, религиозные, профессиональные различия, которые не только порождают разную интерпретацию тех же самых понятий, употребляемых в процессе коммуникации, но и вообще различное мироощущение, мировоззрение, миропонимание.

    С другой стороны, барьеры при коммуникации могут носить и более чисто выраженный психологический характер. Они могут возникнуть или вследствие индивидуальных психологических особенностей общающихся (например, чрезмерная застенчивость одного из них, скрытность другого, присутствие у кого-то черты, получившей название «некоммуникабельность», или в силу сложившихся между общающимися особого рода психологических отношений: неприязни по отношению друг к другу, недоверия и т.п.

    Названные особенности человеческой коммуникации не позволяют рассматривать ее только в терминах теории информации.

    Распространение информации в обществе происходит через своеобразный фильтр «доверия» и «недоверия». Этот фильтр действует так, что абсолютно истинная информация может оказаться непринятой, а ложная - принятой. Психологически крайне важно выяснить, при каких обстоятельствах тот или иной канал информации может быть блокирован этим фильтром, а также выявить средства, помогающие принятию информации и ослабляющие действия фильтров. Совокупность этих средств называется фасцинацией. Примером фасцинации может быть музыкальное сопровождение речи, пространственное или цветовое сопровождение ее.

    Сама по себе информация, исходящая от коммуникатора, может быть двух типов: побудительная и констатирующая. Побудительная информация выражается в приказе, совете, просьбе.

    Констатирующая информация выступает в форме сообщения, она имеет место в различных образовательных системах и не предполагает непосредственного изменения поведения, хотя косвенно способствует этому.

    Средства коммуникации. Речь

    Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее знаковых систем. Существует несколько знаковых систем, которые используются в коммуникативном процессе, соответственно им можно построить классификацию коммуникативных процессов. При грубом делении различают вербальную и невербальную коммуникации, использующие различные знаковые системы.

    Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, т.е. систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения.

    При помощи речи осуществляются кодирование и декодирование информации: коммуникатор в процессе говорения кодирует, а реципиент в процессе слушания декодирует эту информацию.

    Для коммуникатора смысл информации предшествует процессу кодирования (высказыванию), так как «говорящий» сначала имеет определенный замысел, а затем воплощает его в систему знаков. Для «слушающего» смысл принимаемого сообщения раскрывается одновременно с декодированием. В этом случае особенно отчетливо проявляется значение ситуации совместной деятельности: ее осознание включено в сам процесс декодирования; раскрытие смысла сообщения немыслимо вне этой ситуации.

    Диалог, или диалогическая речь, как специфический вид «разговора» представляет собой последовательную смену коммуникативных ролей, в ходе которой выявляется смысл речевого сообщения, т. е. происходит то явление, которое было обозначено как «обогащение, развитие информации».

    В социальной психологии существует большое количество экспериментальных исследований, выясняющих условия и способы повышения эффекта речевого воздействия, достаточно подробно исследованы как формы различных коммуникативных барьеров, так и способы их преодоления. Так, выражением сопротивления принятию информации (а значит, и оказанному влиянию) может быть отключение внимания слушающего, умышленное снижение в своем представлении авторитета коммуникатора, такое же - умышленное или неумышленное «непонимание» сообщения: то ли в силу специфики фонетики говорящего, то ли в силу особенностей его стилистики или логики построения текста. Соответственно всякий оратор должен обладать умением вновь включить внимание слушающего, чем-то привлечь его, точно так же подтвердить своей авторитет, совершенствовать манеру подачи материала и т.д. Совокупность определенных мер, направленных на повышение эффективности речевого воздействия, получила название «убеждающей коммуникации», на основе которой разрабатывается так называемая экспериментальная риторика - искусство убеждения посредством речи.

    Так, ряд исследований опирается на модель, предложенную американским журналистом Г. Лассуэллом для изучения убеждающего воздействия средств массовой информации включает пять элементов.

      Кто? (передает сообщение) - Коммуникатор

      Что? (передается) - Сообщение (текст)

      Как? (осуществляется передача) - Канал

      Кому? (направлено сообщение) - Аудитория

      С каким эффектом? - Эффективность

    Точно так же всесторонне исследованы способы повышения воздействия текста сообщения. Именно в этой области применяется методика контент-анализа, устанавливающая определенные пропорции в соотношении различных частей текста. Особое значение имеют работы по изучению аудитории.

    Не смотря на то, что речь является универсальным средством общения, она приобретает значение только при условии включения в систему деятельности, а включение это обязательно дополняется употреблением других - неречевых - знаковых систем.

    Невербальная коммуникация

    Невербальныйвид коммуникации включает следующие основные знаковые системы: 1) оптико-кинетическую, 2) пара- и экстралингвистическую, 3) организацию пространства и времени коммуникативного процесса, 4) визуальный контакт.

    Совокупность этих средств призвана выполнять следующие функции: дополнение речи, замещение речи, репрезентация эмоциональных состояний партнеров по коммуникативному процессу.

    Оптико-кинетическая система знаков включает в себя жесты, мимику, пантомимику. В целом оптико-кинетическая система предстает как более или менее отчетливо воспринимаемое свойство общей моторики различных частей тела (рук, и тогда мы имеем жестикуляцию; лица, и тогда мы имеем мимику; позы, и тогда мы имеем пантомимику).

    Значимость оптико-кинетической системы знаков в коммуникации настолько велика, что в настоящее время выделилась особая область исследований - кинесика, которая специально имеет дело с этими проблемами. Так, например, в исследованиях М. Аргайла изучались частота и сила жестикуляции в разных культурах (в течение одного часа финны жестикулировали 1 раз, итальянцы - 80, французы - 20, мексиканцы - 180).

    Паралингвистическая и экстралингвистическая системы знаков представляют собой также «добавки» к вербальной коммуникации. Паралингвистическая система - это система вокализации, т.е. качество голоса, его диапазон, тональность. Экстралингвистическая система - включение в речь пауз, других вкраплений, например покашливания, плача, смеха, наконец, сам темп речи. Все эти дополнения увеличивают семантически значимую информацию, но не посредством дополнительных речевых включений, а «околоречевыми» приемами.

    Организация пространства и времени коммуникативного процесса выступает также особой знаковой системой, несет смысловую нагрузку как компонент коммуникативной ситуации. Так, например, размещение партнеров лицом друг к другу способствует возникновению контакта, символизирует внимание к говорящему, в то время как окрик в спину также может иметь определенное значение отрицательного порядка. Экспериментально доказано преимущество некоторых пространственных форм организации общения как для двух партнеров по коммуникативному процессу, так и в массовых аудиториях.

    Проксемика как специальная область, занимающаяся нормами пространственной и временной организации общения, располагает в настоящее время большим экспериментальным материалом. Основатель проксемики Э. Холл, который называет проксемику «пространственной психологией», исследовал первые формы пространственной организации общения у животных. В случае человеческой коммуникации предложена особая методика оценки интимности общения на основе изучения организации его пространства. Так, Холл зафиксировал, например, нормы приближения человека к партнеру по общению, свойственные американской культуре: интимное расстояние (0-45 см); персональное расстояние (45-120 см), социальное расстояние (120-400 см); публичное расстояние (400-750 см).

    Ряд исследований в этой области связан с изучением специфических наборов пространственных и временных констант коммуникативных ситуаций. Эти более или менее четко вычлененные наборы получили название хронотопов. (Первоначально этот термин был введен А. А. Ухтомским и позднее использован М. М. Бахтиным). Описаны, например, такие хронотопы, как хронотоп «больничной палаты», «вагонного попутчика» и др. Специфика ситуации общения создает здесь иногда неожиданные эффекты воздействия: например, не всегда объяснимую откровенность по отношению к первому встречному, если это «вагонный попутчик». Исследования хронотопов не получили особого распространения, между тем они могли бы в значительной мере способствовать выявлению механизмов коммуникативного влияния.

    Следующая специфическая знаковая система, используемая в коммуникативном процессе, - это «контакт глаз», имеющий место в визуальном общении. Исследования в этой области тесно связаны с общепсихологическими исследованиями в области зрительного восприятия - движения глаз. В социально-психологических исследованиях изучается частота обмена взглядами, длительность их, смена статики и динамики взгляда, избегание его и т. д.

    Для всех четырех систем невербальной коммуникации встает один общий вопрос методологического характера. Каждая из них использует свою собственную знаковую систему, которую можно рассмотреть как определенный код. Как уже было отмечено выше, всякая информация должна кодироваться, причем так, чтобы система кодификации и декодификации была известна всем участникам коммуникативного процесса. Но если в случае с речью эта система кодификации более или менее общеизвестна, то при невербальной коммуникации важно в каждом случае определить, что же можно здесь считать кодом, и, главное, как обеспечить, чтобы и другой партнер по общению владел этим же самым кодом. Для построения понятного всем кода необходимо выделение каких-то единиц внутри каждой системы знаков, по аналогии с единицами в системе речи, но именно выделение таких единиц в невербальных системах оказывается главной трудностью. Нельзя сказать, что эта проблема решена полностью на сегодняшний день. Однако различные попытки ее решения предпринимаются.

    Таким образом, анализ всех систем невербальной коммуникации показывает, что они, несомненно, играют большую вспомогательную (а иногда самостоятельную) роль в коммуникативном процессе. Обладая способностью не только усиливать или ослаблять вербальное воздействие, все системы невербальной коммуникации помогают выявить такой существенный параметр коммуникативного процесса, как намерения его участников.



    Рекомендуем почитать

    Наверх