Особенности сословно-представительной формы государственного устройства в россии. Экономические и политические предпосылки образования сословно-представительной монархии в россии, ее характерные черты

Диеты 25.09.2019
Диеты

При описании политической системы и институтов европейских держав в Средние века мы нередко сталкиваемся с понятием «сословная монархия». Такая форма государственного устройства была характерна для Франции, России, Германии и т. д. В данной статье обсудим, что такое «сословная монархия», рассмотрим ее особенности и воплощение на примерах средневековых стран.

Определение понятия

Монархия - это форма управления государством, при которой верховная власть находится в руках одного человека и передается по наследству. Традиционно она делится на несколько видов: абсолютная, раннефеодальная, вотчинная, сословно-представительная, теократическая. Итак, что такое сословная форма управления государством, которая была распространена в западноевропейских державах в Средние века. Она характеризуется участием представителей разных (или одного) сословий в управлении страной. Эти органы могли выполнять законодательные и совещательные функции.

Характеристика

1. Ограниченность власти монарха.
2. Деление населения государства на сословия.
3. Централизация управления.
4. Наличие политически активных выходцев из различных сословий.
5. Разграничение функций по управлению государством между монархом и представительным органом.

Для того чтобы лучше понять, что такое сословная монархия, следует рассмотреть ее характеристики на примерах средневековых стран.

Сословная монархия в Англии

Данная форма управления сложилась в Англии к XIII в. До этого времени в стране уже оформились феодальные сословия. Верхушка общества состояла из баронов. Значительную роль в экономической жизни Англии начало играть дворянство. Кроме того, свои позиции усилили джентри и городская верхушка. При Иоанне Безземельном феодальные сословия начали борьбу против верховной власти. Уже в 60-е гг. XIII в. она переросла в гражданскую войну. Итогом этой борьбы было создание в 1295 году «Образцового» парламента. В его состав входили крупные духовные и светские феодалы. В период сословно-представительной монархии функции английского парламента заключались в определение размера податей и в контроле за высшими должностными особами. Позднее этот орган участвовать в принятии законов. В XIV в. при Эдуарде III парламент был разделен на две палаты: общин и лордов. Первая состояла из рыцарей и мещан, вторая - из баронов или наследственных пэров (в более поздний период).

Первый сословно-представительный орган страны был создан во времена Филиппа IV. С 1484 года он стал называться Генеральными штатами. Следует отметить, что этот орган находился в тесном союзе с королевской властью и фактически выражал ее интересы. В составе Генеральных штатов были представлены все три французских сословия (духовенство, дворянство и «третье»). Король, как правило, использовал Генеральные штаты для поддержки в разных ситуациях. Он даже спрашивал мнение сословий о законах, хотя для их принятия не требовалось согласие или утверждение данного органа. также могли обращаться к представителю высшей власти с просьбами или протестами. Выходцы из разных сословий собирались и обсуждали вопросы раздельно. Это не исключало конфликты между социальными группами. С конца XIII в. во Франции начинают собираться провинциальные (местные) штаты. Большую роль среди них в XV в. играл Парижский парламент.

В России такая форма управления возникает в 1569 году, когда Иван Грозный созвал первый Собор. Следует отметить, что формирование в этом государстве представительных органов имело свои особенности. В отличие от европейских держав, в России земские соборы не ограничивали власть царя. Этот орган власти включал в себя Боярскую думу, Освященный собор и выборных лиц из числа мещан и дворян. Органы сословной монархии в России созывались особым приказом царя. были призваны обсуждать важнейшие общегосударственные вопросы. Они принимали решения в области внешней и налоговой политики, а также избирали главу государства. Так, Б. Годунов, В. Шуйский и М. Романов вступили на престол по приглашению Земского собора.

С 30-х годов XVI в. в России существовала Активнее всего она формировалась в период Приказы были и судебными, и административными органами власти и создавались во всех территориальных единицах.

Сословная монархия в Германии

Главным сословно-представительным органом власти в Германии был Рейхстаг. В отличие от подобных учреждений в Англии и Франции, он состоял исключительно из «имперских чинов», которые не могли стать выразителем интересов всего народа. Рейхстаг оформился к XIV в. и включал в себя три курии: имперских князей, курфюрстов, имперских городов. Главную роль в жизни государства играла первая. Курия не имела решающего голоса в каких-либо вопросах. Ее деятельность была подчинена политике князей.

Рейхстаг созывался императором два раза за год. Представители разных курий собирались и принимали решения отдельно. Строго определенных функций у Рейхстага не было. Этот орган совместно с императором обсуждал внешнеполитические, военные, финансовые или территориальные проблемы. Однако влияние его на государственные дела было минимальным.

Выводы

Таким образом, чтобы понять, что такое сословная монархия, необходимо проанализировать ее функционирование на примерах разных стран. В рассмотренных государствах власти сложились к XIII - XV вв. В их состав, как правило, входили представители всех сословий. Однако во время принятия каких-либо решений главное слово было за дворянством и духовенством.

В середине XVI в. происходящие в стране социально-экономиче­ские и политические процессы обусловили изменение формы Московского государства: она превратилась в сословно-представительную монархию.

Сословно-представительная монархия – это промежуточная форма правления между раннефеодальной и абсолютной монархиями.

Основным признаком сословно-представительной монархии является ограничение власти монарха сословно-представительными учреждениями: Генеральными штатами во Франции, парламентом в Англии, рейхстагом и ландтагами в Германии, сеймами в Венгрии, Чехии, Польше, кортесами в Испании. В России это выразилось, прежде всего, в появлении особого государственного органа - Земского собора.

В отличие от Западной Европы в России Земские соборы возникали не по требованию сословных представителей, а по инициативе царей для упрочения их власти. Ограничивая царскую власть, Земские соборы в то же время объективно ее укрепляли.

Земские соборы созывались царями «для земского совета и для государственного опиранья» более ста лет: с середины XVI в. до середины XVII в. Только в XVI в. Земский собор созывали четыре раза: в 1550, 1566, 1584 и 1598 гг.

Земские соборы возникли по примеру церковных соборов, которые время от времени собирались митрополитами, по воле царя, для решения внутрицерковных вопросов. В 1550 г. молодой царь Иван IV впервые созвал собор представителей разных областей своего царства, на которм он обличал «неправды» и злоупотребления бояр. Царь обещал, что отныне он сам будет «судьёй и обороной» для своего народа. О первом Земском соборе осталось мало информации, но в том же году был принят новый «Судебник», были намечены и реализованы важные мерприятия по улучшению государственного управления.

В дальнейшем Земские соборы решали основные вопросы государствен­ной жизни: избрание или утверждение царя, принятие зако­нодательных актов, введение новых налогов, объявление вой­ны, вопросы внешней и внутренней политики и т. д. Вопросы обсуждались по сословиям, но решения должны были прини­маться всем составом Собора.

В состав Земских соборов входили представители трёх сословий: «ос­вященный собор» из представителей высшего духовенства, Боярская дума и представители служилого дворянства, и выборные от городов и посадского населения. Общее количество участников обычно составляло около 300-400 человек. В XVI веке в качестве представителей от населения приглашались, в основном, должностные лица, стоявшие во главе местных органов. На соборах было также представлено свободное север­ное крестьянство, которое создавало общие с посадскими людь­ми «всеуездные миры», но огромная масса владельческих (крепостных) крестьян вообще не была представлена. «Вообще, - писал Ключевский, - состав собора был очень изменчив, лишен твердой, устойчивой организации».


В разные эпохи значение и характер Земских соборов в Московском государстве были различны. Большинство соборов носило лишь совещательный характер: выбор­ные люди излагали свои «нужи и всякие недостатки» и затем предоставляли решение вопроса царю. Соборы первых лет царствования Романовых принимали ре­шение о введении новых налогов, без которых слабое пра­вительство Михаила не могло бы восстановить военную силу и административную организацию государства. Иными словами, они имели организационный характер. «Уло­женный» собор 1648-1649 гг. имел законодательный ха­рактер: на нём было принято знаменитое «Соборное уложение». Наконец, избирательные соборы 1598 и 1613 гг. имели учредительный характер и олицетворяли верховную власть в государстве.

В эпоху Смутного времени и сразу после него деятельность Земских соборов сыг­рала весьма важную роль в деле восстановления разру­шенного Смутой «великого Российского царствия», что стало их большой исторической заслугой. Хотя Земские соборы превратились в сословно-представительные органы власти только в XVII веке и не имели чётко определённых компетенций и порядка работы, они стали играть важную роль в государственной жизни.

По мере усиления царской власти во 2-й половине XVII в. и в связи с ростом бюрократизации управления Земские собо­ры приходят в упадок. Последний Собор был созван в 1653 г. для принятия Украины в состав России и принятия решения о войне с Польшей. С этого времени Земских соборов полного состава больше не собиралось.

Другой характерной чертой сословно-представительной монархии является сохранение на первом этапе старых органов власти. Так, в России продолжает играть значительную роль Боярская дума (она входит в Земский собор, как основная сила), имеются сильные остатки дворцово-вотчинной системы управления, но наряду с этим местное управление организуется на основе представительства (губное и земское самоуправление).

Сословно-представительная монархия в России оформляется реформами Ивана IY Грозного. Реформы привели к расширению прав средних и мелких феодалов, на которых опирается Иван IY в своей политике.

Реформы Ивана IY привели к централизации государственной власти. Именно в этот период был нанесен решительный удар по пережиткам феодальной раздробленности в государственном управлении.

Начиная с 1547 г. глава Русского государства стал именоваться царем, великим князем и самодержцем всея Руси. Изменение титула преследовало политиче­ские цели - укрепление власти монарха и ликвидацию основ для притязаний на престол со стороны бывших удельных кня­зей. В конце XVI в. сложился порядок избрания (утверждения) царя на Зем­ском соборе.

Царь как глава государства обладал большими полномо­чиями в административной, законодательной и судебной сфе­рах. В своей деятельности он опирался на Боярскую думу и Земские соборы.

Боярская дума формально сохранила свое прежнее по­ложение. Хотя социальный состав Думы и изменился в сторону увеличения представительства дворянства, она продолжала оставаться ор­ганом боярской аристократии. В 1549 г. была учреждена Избранная рада, членами которой являлись близкие к царю лица.

С её помощью царь пытался снизить влияние боярства, но это не удалось: Избранная рада распалась в 1560 г., когда из неё были удалены священник Сильвестр и дворянин Адашев.

Краткая характеристика и особенности периода сословно-представительной монархии (середина ХVI в. - середина ХVII в.)

Сословно-представительная монархия - важный этап в истории феодального государства и права, соответствующий эпохе зрелого феодализма.

Социально-экономические и политические процессы в ХVI веке определили изменение и формы правления Русского государства: в середине ХVI века начинает складываться сословно-представительная монархия, особенностью которой являлось привлечение царской властью для решения важнейших вопросов представителей не только господствующих сословий (бояр, духовенства, дворян), но и верхушки городского населении. Власть монарха в этот период еще недостаточно сильна, чтобы стать абсолютной, и вынуждена обращаться за помощью к городской знати, прежде всего к купцам, богатым ремесленникам. Без их поддержки (прежде всего финансовой) было невозможно ни дальнейшее укрепление государственного аппарата, ни усиление регрессивной политики, ни проведение активной внешнеполитической деятельности. При этом главной опорой царя продолжало оставаться дворянство. Городская знать была заинтересована в этом союзе, так как сильное централизованное государство, власть монарха могли способствовать развитию внутренней и внешней торговли.

Социальное напряжение, порожденное опричным террором, в сочетании с социальным напряжением, вызванным закрепощением крестьян, породили острейший кризис. Слом механизмов управления государством, война царя со своими поданными в период опричнины вызвали политическую нестабильность. Это состояние Российской государственности получило название Смутного времени (рубеж XVI - XVII вв.).

Новый русский царь Борис Годунов (1598-1605), избранный на царство Земским собором, не сумел обеспечить стабилизации. В результате страна вступила в период всеобщего междоусобия, политической и социальной розни. В период смуты Россия пережила ожесточенную борьбу за московский престол многочисленных законных и незаконных претендентов (за 15 лет их было больше 10), череду возводимых и свергаемых с престола царей, "самозванство", крестьянско-казацкие выступления, польско-шведскую интервенцию, польскую оккупацию Москвы. Земский собор, собравшийся в начале 1613 г., избрал на царство Михаила Романова (1613-1645), ставшего родоначальником новой династии.

В государстве, обескровленном смутой, царь мог удержать престол, только активно привлекая к управлению Боярскую Думу и Земский собор - сословно-представительный законодательный орган. Однако по мере укрепления царской власти, социальной основой которой все больше становилось дворянство, сословно-представительная монархия эволюционировала к концу XVII в. в абсолютную. Развитие абсолютизма (самодержавия) сопровождалось постепенным снижением роли Боярской Думы, прекращением практики созыва Земских соборов.

Одновременно усиливалось значение приказной системы. Росло число приказов, упорядочивались их функции. Этот процесс сопровождался формированием громоздкого аппарата управления, ростом бюрократии, превращающейся в особый социальный слой. Весьма заметную роль в аппарате управления начинали играть представители дворянства.

Параллельно с ростом централизации, укреплением российской государственности шел процесс преодоления хозяйственной разрухи и развития экономики. На фоне дальнейшего укрепления феодализма в жизни страны отчетливо просматривались новые явления: росли товарность сельского хозяйства (главным образом за счет колонизации новых районов, в первую очередь, Сибири); шел процесс превращения ремесла в мелкое товарное производство; появились первые мануфактуры; оформилась производственная специализация районов; начал складываться всероссийский рынок.

сословная представительная монархия приказ

Расширение и укрепление феодального землевладения (характерно сближение поместья с вотчиной) сопровождалось усилением эксплуатации крестьян, их дальнейшим закрепощением.

Сословно-представительная монархия существовала в России до второй половины XVII в., затем, произошло постепенное становление абсолютной монархии - новой формы правления господствующего класса дворян.

Этапы развития:

1) До присичение династии Рюриковичей

2) Совпадает со смутным временем

3) Полное прекращение соборной деятельности

27. Общественный строй периода сословно-представительной монархии в России (середина XVI – середина XVII в.).

1. Правящий класс достаточно четко делится

На феодальную аристократию (бояр), экономическая база - вотчинное землевладение

На служилое сословие (дворян), экономическая база - поместное землевладение.

Консолидация феодального сословия сопровождалась укреплением его привилегий: монопольного права владеть землей, освобождения от повинностей, преимуществ в судебном процессе и в праве занимать чиновничьи должности.

2. Городское население

Получает устойчивое наименование "посадские люди".

Сложилась определенная иерархия:

а) гости и гостиная сотня (купцы, торгующие за рубежами государства) - наделялись существенными привилегиями, освобождались от ряда податей и повинностей.

б) суконная сотня - наделялись существенными привилегиями, освобождались от ряда податей и повинностей.

в) черные сотни (средние, мелкие и розничные торговцы)

г) слободы (ремесленные кварталы и цехи)

Значительная часть дворов в городе принадлежала духовным и светским феодалам, освобождаясь от государственного "тягла" (прямая государева подать, стрелецкая подать, ямские деньги и др.) и называлась "белыми слободами". Они представляли серьезную конкуренцию посаду, переманивая из "черных слобод" квалифицированную рабочую силу. Поэтому горожане неоднократно ставили вопрос о возвращении в посад ушедших людей и заложенных "белолистцами" (люди, купившие общинную землю, но не вступившие в общину) городских имуществ.

Соборное Уложение 1649 г. в основном решило эту проблему, закрепив монопольное право посада на ремесло и торговлю, включив в государственное "тягло" "белые слободы, и возвратив в посад ушедших тяглецов.

Вместе с тем за посадом было закреплено все его население, переход из посада в посад запрещался.

Крестьяне

Прикрепление крестьян к земле началось значительно раньше.

а) Первым юридическим актом в этом направлении стала ст. 57 Судебника 1497 г., установившая правило "Юрьева дня" (определенный и очень ограниченный срок перехода, уплата "пожилого").

б) Это положение было развито в Судебнике 1550 г. С I581 г. вводятся "заповедные лета", в течение которых даже yстановленный переход крестьян запрещался.

в) Составлявшиеся в 50―90 гг. XVI в. писцовые книги стали документальным основанием в процессе прикрепления крестьян. С конца XVI в. начали издаваться указы об "урочных летах", устанавливавшие сроки сыска и возвращения беглых крестьян (5 - 15 лет).

г) Заключительным актом процесса закрепощения стало Соборное Уложение 1649 г., отменявшее "урочные лета" и устанавливавшее бессрочность сыска. Закон определял наказания для укрывателей беглых крестьян и распространял правило о прикреплении на все категории крестьян.

Прикрепление развивалось двумя путями:

Внеэкономическим

Экономическим (кабальным).

В XV в. существовало две основных категории крестьян:

Старожильцы, вели свое хозяйство и в полном объеме несли свои повинности, составляя основу феодального хозяйства. Феодал стремился закрепить их за собой, предотвратить переход к другому хозяину.

Новоприходцы, как вновь прибывшие, не могли полностью нести бремя повинностей и пользовались определенными льготами, получали займы и кредиты. Их зависимость от хозяина была долговой, кабальной.

По форме зависимости крестьянин мог быть:

Половником (работать за половину урожая)

Серебряником (работать за проценты).

Внеэкономическая зависимость наиболее в чистом виде проявлялась в институте холопства. Последнее значительно видоизменилось со времен Русской Правды:

Ограничиваются источники холопства (отменяется холопство по городскому ключничеству, запрещается холопить "детей боярских")



Учащаются случаи отпуска холопов на волю.

Закон отграничивал поступление в холопство (самопродажа, ключничество) от поступления в кабалу.

Развитие кабального холопства (в отличие от полного кабальный холоп не мог передаваться по завещанию, его дети не становились холопами) привело к уравниванию статуса холопов крепостными.

28. Государственный строй периода сословно-представительной монархии в России (середина XVI – середина XVII в.).

Сословно-представительная монархия - важный этап в истории феодального государства и права, соответствующий эпохе зрелого феодализма. Эта политическая форма складывается в результате борьбы монархов (великих князей и царей) за дальнейшее укрепление централизованного государства.

Власть монарха в этот период еще недостаточно сильна, чтобы стать абсолютной. Внутри господствующего класса монархи и их сторонники боролись с верхушкой феодальной аристократии (бывшие удельные князья, крупные бояре), противодействующей дальнейшей централизации государства. Монархи в этой борьбе опирались на дворян и верхушку горожан, которых пришлось более широко привлечь к власти.

В отличие от раннефеодального государства теперь была возможна только одна форма правления - монархия. Но статус монарха несколько меняется. Иван IV провозглашает себя царем, и этот титул приживается. Это было не простой формальностью, а отражало действительное возрастание силы монарха.

1. Боярская Дума

Вместе с тем царь не может обойтись без старого, традиционного органа - Боярской думы. Правда, значение Боярской думы в течение периода меняется. Тем не менее, Боярская дума ограничивает монарха. Введение опричнины принципиально ничего не могло изменить. Царь вынужден был лишь через несколько лет отказаться от нее, так как понял, что может лишиться всякой социальной опоры, т.к террором были недовольны уже все слои господствующего класса. Опричнина не уничтожила значения Боярской думы как высшего органа государственной власти.

2. Земские соборы

Принципиально новым высшим органом государства стали земские соборы. Через них царь привлек к управлению государством определенные круги дворянства и посадского населения. Земские соборы были необходимы монарху:

Для поддержания крупных мероприятий - ведения войны, изыскания новых доходов и пр.

Цари, опираясь на земские соборы, могли через них проводить соответствующую политику даже вопреки воле Боярской думы.

Структура:

1. Верхняя палата

В земские соборы входили царь. Боярская дума, верхи духовенства - Освященный собор в полном составе. Они составляли верхнюю палату, члены которой не избирались, а участвовали в ней в соответствии с занимаемым положением.

2. Нижняя палата

Была представлена выборными от дворянства, верхов посадских людей (торговые люди, крупное купечество). Выборы в нижнюю палату проводились не всегда. Иногда при срочном созыве собора представители приглашались царем или должностными лицами на местах.

Значительную роль в земских соборах играли дворяне, и особенно торговые люди, участие которых было особенно важно для решения различных денежных проблем (для обеспечения средствами при организации ополчения и др.).

Созыв последних соборов относится ко второй половине XVII в.

В середине XVI в. завершился переход от дворцово-вотчинной к приказной системе управления. Постепенно сложилась разветвленная система приказов.

В период становления приказной системы ведущая роль принадлежала военно-административным приказам. В это время произошла реорганизация армии. Основу ее составляли дворянская конница и стрельцы, появившиеся в результате реформы, проведенной Иваном IV.

Личным составом боярской и дворянской конницы ведал Разрядный приказ, который фиксировал все случаи назначения на службу, перемещения в должностях. Назначения на должности осуществлялись в соответствии с принципом местничества - по родовитости, знатности.

В период сословно-представительной монархии возникает зародыш центрального полицейского органа. Вначале действовала комиссия Боярской думы по разбойным делам, затем создается Разбойный приказ. Он разрабатывал для местных органов наказы по вопросам борьбы с общеуголовными преступлениями, назначал на местах соответствующих должностных лиц.

В конце XVII в. создается система судебных приказов (Московский, Владимирский, Дмитровский, Казанский и др.), которые выполняли функции высших судебных органов. В дальнейшем эти приказы, а также Челобитный слились в единый Судный приказ.

Переход к сословно-представительной монархии привел и к существенному изменению местного управления. Система кормления была заменена новой, основанной на принципе самоуправления. В середине XVI в. вместо наместников-кормленщиков были повсеместно введены губные органы. Они выбирались из среды определенных слоев населения. Дворяне и дети боярские выбирали главу губного органа - губного старосту, которого утверждал в должности. Разбойный приказ. губного старосты состоял из целовальников. Целовальники - выборные должностные лица, которые назывались так потому, что они целовали крест с присягой верно служить на этой должности.

К ведению земских органов относился прежде всего сбор податей и суд по гражданским и мелким уголовным делам. Более крупные дела рассматривались губными органами. Земские старосты и другие должностные лица свои обязанности по рассмотрению гражданских и уголовных дел выполняли без взимания пошлин с населения. Тем самым отменялся прежний порядок, при котором наместники-кормленщики взимали многочисленные пошлины в свой карман.

29. Развитие права в середине XVI – середине XVII в. Виды законодательных документов.

В сословно-представительной монархии значительно активизировалась законотворческая деятельность государства. Правление Ивана4 было ознаменовано применение в 1550году нового судебника. По сравнению с Судебником Ивана3 он имел больше статей.Большое внимание уделялось регулированию вотчин, и наместного землевладения. В 50г.16 века правовому регулированию подвергались различные сферы общественной жизни.Так на освещенном сборе в Москве в 1551 году Иван 4 выступил с речью, где сформулировал 67 вопросов церкви и попросил дать ответы на них, по правилу святых опостолов и сявятых отцов. В результате появился сборник юридических прав под назнавием Стоглав, в тоже время в царском окружении был составлен сборник бытовых и нравственно моральных правил, в нем содержались достаточно серьезные наказания. С помошью которых государство намеревалось бороться с нарушением морали. В период смутного времени появился сводный судебник 1606 -1607года, подставлявший собой версию Ивана4. По окончанию Смутного времени в России остро ощущалась нехватка справедливого закона. Это требование было одним из лозунгов восстания 1641года.Появилось Соборное уложение 1649года.

30) Соборное Уложение 1649 г.: общая характеристика, значение в истории русского права.Соборное уложение- свод законов Русского государства, памятник русского права XVII века, первый в русской истории нормативно-правовой акт, охвативший все действующие правовые нормы, включая и так называемые «новоуказные» статьи. По окончании Смутного времени, царь Алексей Михайлович из новой династии - Романовых приступает к активной законотворческой деятельности. Интенсивный рост числа указов за период от Судебника 1550 года до Уложения 1649 года виден из следующих данных:1550-1600 гг. - 80 указов; 1601-1610 гг. −17; 1611-1620 гг. - 97; 1621-1630 гг. - 90; 1631-1640 гг. - 98; 1641-1648 гг. - 63 указа. В итоге к 1649 году в Российском государстве существовало огромное количество законодательных актов, которые не только устарели, но и противоречили друг другу. Этому хаосу «способствовала» разбросанность нормативных актов по ведомствам (по традиции новые законы издавались по запросу того или иного отраслевого приказа, а после утверждения «приписывались» к указной книге этого приказа). Имело место и отсутствие координации в правоприменительной деятельности: зачастую о новой записи в указной книге знали только чиновники конкретного приказа. Кроме того, казуальный характер правовых норм предшествующего периода становился неэффективным. Законодатель теперь стремился регламентировать правовые основы, то есть перейти к нормативному толкованию правовых норм. К принятию Уложения подтолкнул и вспыхнувший в 1648 году в Москве Соляной бунт; одним из требований восставших был созыв Земского Собора и разработка нового уложения. Бунт постепенно затих, но в качестве одной из уступок восставшим царь пошел на созыв Земского собора, который продолжал свою работу вплоть до принятия в 1649 году Соборного Уложения. Для выработки проекта Уложения была создана специальная комиссия во главе с князем Н. И. Одоевским. В неё вошли князь С. В. Прозоров, окольничий князь Ф. Ф. Волконский и два дьяка - Гаврила Леонтьев и Фёдор Грибоедов. Тогда же было решено начать практическую работу Земского собора 1 сентября. Ему предназначалось рассмотреть проект Уложения. Собор проходил в широком составе, с участием представителей посадских общин. Слушание проекта Уложения проходило на соборе в двух палатах: в одной были царь, Боярская дума и Освященный собор; в другой - выборные люди разных чинов. Депутаты дворян и посадов оказали большое воздействие на принятие многих норм Уложения. 29 января 1649 года было закончено составление и редактирование Уложения. Внешне оно представляло собой свиток, состоящий из 959 узких бумажных столбцов. В конце шли подписи участников Земского собора (всего - 315), а по склейкам столбцов - подписи дьяков. С этого подлинного свитка (для хранения которого более века спустя, при Екатерине II, был изготовлен серебряный ковчежец) была составлена копия в виде книги, с которой дважды в течение 1649 Уложение было напечатано по 1200 экземпляров в каждом тираже. Соборное Уложение 1649 явилось новым этапом в развитии отечественной юридической техники. Все делегаты Собора своими подписями скрепили список Уложения, который в 1649 году был разослан во все московские приказы для руководства к действию. Свои поправки и дополнения выборные вносили в Думу в форме земских челобитных. Некоторые решения принимались совместными усилиями выборных, Думы и Государя. Значение Соборного Уложения 1)Соборное Уложение обобщило и подытожило основные тенденции в развитии русского права XV-XVII веков. 2)Оно закрепило новые черты и институты, свойственные новой эпохе, эпохе наступающего российского абсолютизма. 3)В Уложении впервые была осуществлена систематизация отечественного законодательства; была сделана попытка разграничения норм права по отраслям. Соборное уложение стало первым печатным памятником русского права. До него публикация законов ограничивалась оглашением их на торговых площадях и в храмах, о чем обычно специально указывалось в самих документах. Появление печатного закона в значительной мере исключало возможность совершать злоупотребления воеводами и приказными чинами, ведавшими судопроизводством. Соборное Уложение не имеет прецедентов в истории русского законодательства. По объему оно может сравниться разве что со Стоглавом, но по богатству юридического материала превосходит его во много раз.

31) Правовое положение крестьян, посадских людей и холопов в XVII в. (по Соборному Уложению 1649 г .).По Соборному Уложению 1649 г. крестьянин окончательно был превращен в собственность владельца, который мог распоряжаться трудом, имуществом, самой личностью крестьянина и даже его семьей.При изучении правового положения крестьян нужно иметь в виду, что Уложение, не вмешиваясь во многие отношения феодалов с крестьянами, оставляет полный простор для произвола вотчинников и помещиков. Так, например, в Уложении нет норм, регламентировавших размер крестьянских повинностей. За убийство крестьянина феодал подвергался тюремному заключению, а в качестве возмещения убытков пострадавшему от потери крестьянина феодалу он отдавал из своего хозяйства лучшего крестьянина с женой и детьми.Устанавливают ответственность за прием беглых крестьян, бежавших после Соборного Уложения 1649 г. Землевладельцы, принимавшие беглых, были обязаны не только вернуть их, но и уплатить законному владельцу крестьян определенную сумму. При этом устанавливается судебный порядок («по суду и сыску») разрешения споров о возвращении крестьян.Соборное Уложение сохраняет деление холопов на полных, докладных, старинных и кабальных, отличавшихся степенью зависимости. Все холопы, кроме кабальных, были «крепки» своим господам.в течение всей жизни и с семьей переходили по наследству родственникам умершего холоповладельца. Основным источником пополнения кабальных холопов были незакрепощенные элементы общества.Купленные татары также пополняли холопов. Вместе с тем Уложение строго регламентировало источники пополнения кабального холопства. Так, кабала оформлялась только с 15 лет. Запрещалось закабалять верстанных и неверстанных детей боярских.Кабальные холопы находились в зависимости у своих господ в течение срока, установленного кабальной грамотой. Дети кабального холопа по наследству не передавались. Уложение 1649 г. всесторонне регламентировало процесс оформления зависимости по служилой кабале. Холопий приказ обязан был строго проверять место рождения, происхождение и род занятий холопов. Лицу, ставшему кабальным холопом, выплачивалось «жалование» .Особенностью правового положения кабального холопа была зависимость от господина до его смерти.Запрещалось включать кабальных холопов в грамоты, передать их в приданое или по завещанию.Экономической основой бесправия холопов в отличие от крестьян было отсутствие у них собственности.В процессе становления и развития Русского централизованного государства складывалось сословие посадских людей, живших на государевой земле и несших повинности в пользу государства. Посад был особой сферой приложения феодального права. Соборное Уложение 1649 г. впервые в истории русского феодального законодательства посвятило посаду и посадским людям специальную. Они платили в пользу государя оброк с дворов, лавок, которыми владели, и несли ряд других повинностей, выражавшихся в постройке городских укреплений в предоставлении лошадей для гоньбы и т. д. Часть улиц и домов в посадах принадлежала частным, духовным и светским лицам - все эти слободы носили название белых слобод, или белых мест. Они освобождались от царского тягла, т. е. находились в привилегированном положении по сравнению с посадским тягловым населением. Соборное Уложение урегулировало правовое положение посадского населения и прежде всего прикрепило его к данному посаду.

Монархия относится к числу древних форм правления. Ее особенность заключается в том, что власть над всеми сферами государства принадлежит одному лицу на праве престолонаследования. В древние времена считалось, что монарх - помазанник Божий. Однако во многих случаях власть добывалась не совсем мирными процедурами. Иногда это были выборы, иногда насилие, приглашение. До начала 19 века монархия была главенствующей формой правления во всех развитых государствах. Даже сегодня, несмотря на то, что республика как форма правления считается более прогрессивной, данный вид успешно существует во многих странах.

Сущность монархии

Одним словом, данный тип государственного правления можно охарактеризовать как власть одного человека. Право управлять страной передается по принципу престолонаследия. Существует 3 системы передачи династии: салическая (женщина не может наследовать престол), кастильская (женщина может наследовать престол в случае, когда в династии нет мужчин), австрийская (отдается преимущество всем мужским линиям).

Исследование невозможно без понимания формы государственного развития. Нельзя забывать о том, что каждый характеризуется определенными режимами.

В условиях феодальных отношений самой лучшей формой правления считалась сословно-представительная монархия . Эта форма представляет собой такой принцип организации власти, при котором в управлении государством участвуют социально-закрытые группы. Благодаря делению на сословья, правящий монарх мог регулировать конфликты, возникающие даже среди высочайшей знати. Это значительно облегчало решение многих междоусобных вопросов.

Сословно-представительная монархия подразумевала деление страны на социальные группы. Из каждого такого сословия выбирались депутаты, которые представляли ту или иную территорию государства. Именно данная форма правления считается первой системой правительства. Таким образом, можно утверждать, что сословно-представительная монархия представляет собой составную политическую организацию власти. Это значит, что власть одного лица в определенной степени ограничивалась правительственным органом.

Сословно-представительная монархия в России

Предпосылок для установления данной на Руси было множество. Это было связано с раздробленностью государства. Князья, бояре не хотели подчиняться друг другу, возникали разногласия. Кроме внутренних причин существовали внешние. Частые войны привели к тому, что Русь становилась уязвимой. Учитывая эти факты, государство нуждалось в сильной власти.

Еще при Дмитрии Донском было положено начало образованию сословно-представительной монархии. Однако лишь Иван IV смог официально завершить этот процесс.

Сословно-представительная монархия в России характеризовалась Этот орган управления собирался нерегулярно, но решал весьма значительные вопросы в государственном управлении.

Сословно-представительная монархия в Англии

Установление данного режима правления происходило с 13 по 15 вв. Оно характеризовалось победой парламента над королем.

Долгое время, пользуясь своим положением, требовал большие налоги не только с горожан и рыцарей, но и с аристократии. Это вызывало большое негодование, после чего последовали восстания. В итоге в Англии установилась сословно-представительная монархия.

По существу, в условиях данного режима власть все равно принадлежала королю, однако, парламент также принимал важные решения в руководстве страной.

Сегодня монархия не является лидирующей но отрицать ее большое значение в истории нельзя.



Рекомендуем почитать

Наверх