Прасад (освященная пища). Как предложить пищу Кришне на алтаре. Предложение прасада

Разное 02.07.2020
Разное

Но я бы хотел сказать по этому поводу еще несколько слов. Мы слышали этот перевод много раз, но однажды Шрила Прабхупада дал другой перевод: "Что означает Харе Кришна маха-мантра? - "Мой друг, мой друг, мой друг". Вот с таким пониманием мы можем, если хотим, обращаться к Богу, потому что маха-мантра - это больше, чем молитва. Сами по себе повторяющиеся слова - да, это маха-мантра, но кроме самих этих слов есть еще и скрытый уровень - тайная молитва из сердца. Маха-мантра - это официальный уровень отношения с Богом. Бог дает нам служение, и мы, Его слуги, рады это служение выполнять, как проявление своей любви. А сердцем мы говорим: "Мой друг". И это значит, что у нас может не удаваться выполнять служение Богу как следует, иногда, его вообще не получается выполнять, иногда, нам кажется, что мы не столько служим Богу, сколько вредим Ему. Но так как Он наш Друг, и не просто Друг, а самый близкий Друг, то Он понимает наше искреннее желание служить, а значит, принимает не само физическое служение, а наше внутреннее желание Ему служить. Звуки маха-мантры принимает Господь, а молитву из сердца принимает Друг. И пока мы повторяем маха-мантру только голосом, с Богом будут формальные отношения. Он ждёт, когда мы повторим маха-мантру ещё сердцем, обратимся к Нему как к Другу, а значит, будем готовы отдать за него свою жизнь. Молитва Другу не сентиментальна - она ценой в целую нашу жизнь, а то и не одну...

7. Язык мой - враг мой

Сегодня меня спросили о мантре для приготовления освященной пищи, прасада. А значит, пришло время поговорить об этом аспекте мантра-медитации. Вообще, если человек повторяет Харе Кришна маха-мантру, то все, что он готовит, он готовит с любовью к Богу, готовит для Бога, а значит, это уже в какой-то мере освященная пища. Ведь пища освящается тем, что мы готовим ее лично для Бога, а не для насыщения своего собственного языка.

Секрет человеческой физиологии состоит в том, что наш язык является нашим злейшим врагом. Если мы не управляем своим языком, то мы не управляем и своим телом, своим умом и своими чувствами. Так что первая победа над собой - это победа над своим языком. Мудрецы говорят, что осознать Абсолютную Истину можно, только заняв свой язык в служении Богу. Мы думаем, что контроль тела - это контроль рук и ног, но в действительности истинный контроль тела - это контроль языка. Так что освящение пищи - это наше главное служение Богу, служение языком. Языком мы можем служить Богу двумя способами: вкушать освященную пищу и повторять Харе Кришна маха-мантру. Так что если вам нравится освященная пища и маха-мантра - значит, очень скоро вы лично встретитесь с Богом. Момент смерти интересен тем, что это момент встречи. Весь вопрос только в том, с кем мы встретимся в этот волнующий момент. И есть два варианта: встретиться с Ямараджем, судьёй этого мира, или встретиться с Богом, нашим отцом. Так что все в наших руках, а точнее, все зависит от того, как мы контролируем свой язык.

Освященная пища - это пища прямо из духовного мира. Она маскируется под наши продукты, чтобы мы не сошли с ума, увидев на своей тарелке космические яства, но язык невозможно обмануть, язык сразу понимает, что это неземная пища, что в ней есть что-то нематериальное. И что же в ней такого нематериального? В ней есть любовь, потому что любви нет на планете Земля, здесь есть только разные формы вожделения… А любовь всегда связана со служением, любовь и есть служение. Поэтому принятие освящённой пищи называется прасада-сева, служение прасаду, а не наслаждение им. Так что всегда повторяйте маха-мантру и всегда принимайте освященную пищу - вот она простота совершенства. В этом совершенном состоянии вы будете всегда помнить о Боге, а значит, у вас будет иммунитет к материальным страданиям. Такой иммунитет - великая редкость в этом мире! И не кушайте в одиночестве, старайтесь накормить хотя бы еще пару человек, это сделает вас еще счастливее!

А теперь к самим мантрам. Если у вас нет времени, места и условий, чтобы освятить пищу, вы можете просто три раза произнести мантру: ОМ ШРИ ВИШНУ!

Во всех остальных случаях надо с любовью приготовить вегетарианскую пищу для Бога и с любовью к Богу положить на новую маленькую тарелочку немного всех приготовленных блюд и, поставив ее перед домашним алтарем, три раза прочитать следующие мантры:

нама ом вишну-падайа кришна-прештхайа бху-тале

шримате-бхактиведанта-свамин ити намине.

Намас те сарасвате деве гаура-вани-прачарине

нирвишеша-шуньйавади-пашчатьйа-деша-тарине.

«Я выражаю свое почтение Шри Шримад А.Ч. Бхактиведанте Свами Прабхупаде, который очень дорог Гопосподу Кришне, ибо нашел прибежище у Его лотосных стоп.

О духовный учитель, слуга Сарасвати Госвами, я почтительно склоняюсь перед тобой. Ты милостиво проповедуешь учение Господа Чайтаньядевы и несешь освобождение странам Запада, зараженным имперсонализмом и философией пустоты.»

намо маха-ваданьяя кришна-према-прадайа те

кришная кришна-чайтанья-намне гаура-твише намаха

«О самое милостивое воплощение Господа! Ты – Сам Господь Кришна, явившийся как Шри Чайтанья Махапрабху. Кожа Твоя золотистого цвета, как у Шримати Радхарани, и Ты щедро раздаешь чистую любовь к Кришне. Я выражаю Тебе свое почтение.»

намо брахманья-девая го-брахмана-хитайа ча

джагат-хитайа кришная говиндайа намо намаха

«Я выражаю своё почтение Господу Кришне, которому поклоняются все брахманы. Он – защитник коров и брахманов, вечный благодетель всего мира.

Я снова и снова в почтении склоняюсь перед Верховным Господом, известным под именами Кришна и Говинда.»

Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе

Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе

Подождите пятнадцать минут и уберите освященную пищу с алтаря. Теперь можно приступить к принятию пищи. Будет совсем хорошо, если вы прочитаете перед едой следующие молитвы:

маха-прасаде говинде нама-брахмани ваишнаве

свалпа-пунья-ватам раджан вишвасо наива джаяте

«О царь, у тех, кто едва ли совершал благочестивые поступки в прошлом, никогда не возникает вера в маха-прасад, Шри Говинду (Кришну), Святое имя и Вайшнавов.»

бхаи-ре!

шарира авидья-джал, джодендрия тахе кал,

дживе пхеле вишая-сагоре

та’ра мадхйе джихва ати, лобхамой судурмати,

та’ке джета катхина самсаре

кришна баро доямой, корибаре джихва джай,

сва-прасад-анна дило бхаи

сеи аннамрита пао, радха-кришна-гуна гао,

преме дако чайтанья-нитай!

«О братья! Это материальное тело - комок невежества, а чувства - пути, ведущие к гибели. Так или иначе мы упали в океан материальных чувственных наслаждений, и из всех чувств язык наиболее прожорлив и необуздан. В этом мире очень трудно обуздать язык, но Ты, дорогой Кришна, очень добр к нам. Ты послал нам этот замечательный прасад, чтобы помочь обуздать язык. Поэтому давайте же вкушать этот прасад до полного удовлетворения, прославлять Их Светлости Шри Шри Радху и Кришну и с любовью взывать о помощи к Господу Чайтанье и Прабху Нитьянанде!»

Духовного Вам аппетита!

8 Как сделать свою медитацию сладкой?

Читая маха-мантру, искатель истины начинает чувствовать такой сильный вкус, что у него пропадает желание ко всякой другой деятельности, и теперь он хочет читать святые имена целый день без передышки. У него даже может пропадать желание есть, пить и спать. Но это не значит, что мы достигли совершенства, это значит, что мы не понимаем самого значения мантра-медитации.

Прасад , прасадам (санскр. प्रसाद; prasāda) - «божественная милость», «божественный дар». Прасад нужно принимать с осознанием того, что это и милость Кришны, и что он неотличен от самого Кришны.

Для освящения пищи у вас должен быть специальный поднос и посуда.

Когда пища готова, ее раскладывают, сервируют и подают не слишком горячую, украсив поднос цветами и листьями туласи. На подносе обязательно должен быть стакан свежей воды. Жидкие блюда наливаются в глубокую посуду, твердые раскладываются в мелкую, хлеб может быть положен прямо на поднос. Соль и приправы кладутся отдельно.
После того, как поднос поставлен перед алтарем на специальный столик, надо сесть на коврик и, звеня колокольчиком, произнести трижды следующие мантры.

1.

нама ом вишну-падайа кришна-прештхайа бху-тале
шримате-бхактиведанта-свамин ити намине.
Намас те сарасвате деве гаура-вани-прачарине
нирвишеша-шуньйавади-пашчатьйа-деша-тарине.

2.

намо маха-ваданьяя кришна-према-прадайа те
кришная кришна-чайтанья-намне гаура-твише намаха

3.

намо брахманья-девая го-брахмана-хитайа ча
джагат-хитайа кришная говиндайа намо намаха

ХАРЕ КРИШНА, ХАРЕ КРИШНА, КРИШНА КРИШНА, ХАРЕ ХАРЕ,
ХАРЕ РАМА, ХАРЕ РАМА, РАМА РАМА, ХАРЕ ХАРЕ

Перевод

Я выражаю свое почтение Шри Шримад А.Ч. Бхактиведанте Свами Прабхупаде, который очень дорог Гопосподу Кришне, ибо нашел прибежище у Его лотосных стоп.
О духовный учитель, слуга Сарасвати Госвами, я почтительно склоняюсь перед тобой. Ты милостиво проповедуешь учение Господа Чайтаньядевы и несешь освобождение странам Запада, зараженным имперсонализмом и философией пустоты.

О самое милостивое воплощение Господа! Ты – Сам Господь Кришна, явившийся как Шри Чайтанья Махапрабху. Кожа Твоя золотистого цвета, как у Шримати Радхарани, и Ты щедро раздаешь чистую любовь к Кришне. Я выражаю Тебе свое почтение.

Я выражаю своё почтение Господу Кришне, которому поклоняются все брахманы. Он – защитник коров и брахманов, вечный благодетель всего мира.
Я снова и снова в почтении склоняюсь перед Верховным Господом, известным под именами Кришна и Говинда.

Спустя 15 минут после предложения прасад может быть снят с алтаря и подан на стол.

Если человек ест только прасад, он освобождается от кармы и восстанавливает свою память о Верховной личности Господа Шри Кришне. А памятуя о Господе в момент смерти, он навсегда возвращается назад домой к Кришне.

Мантры для почитания прасада

Молитва Маха-прасаде Говинде

маха-прасаде говинде
нама-брахмани вайшнаве
св-алпа-пунья-ватам раджан
вишвасо наива джайте

шарира абидйа-джал, джоденрийа тахе кал,
дживе пхеле вишайа-сагоре
та"ра мадхйе джихва ати, лобхамой судурмати,
та"ке джета катхина самсаре

кршна баро дойамой, корибаре джихва джай,
сва-прасад-анна дило бхаи
сеи аннамрта пао, радха-кршна-гуна гао,
преме дако чаитанйа-нитаи

Тот, кто не накопил большого запаса благочестивых поступков, не может иметь веры ни в маха-прасад, ни в Говинду, ни в святое имя, ни в вайшнавов.

О, братья! Материальное тело-комок невежества, а чувства-тропинки, ведущие к смерти. Так или иначе мы оказались в океане чувственного наслаждения.
Язык же самый ненасытный и неукротимый из всех органов чувств.
Обусловленной душе очень трудно обуздать язык в этом мире.
Но Ты, Господь Кришна, очень милостив, ибо даровал нам
остатки Своей пищи, чтобы мы могли обуздать свой язык.

Вкусите же этот нектарный кришна-прасад, воспойте славу Их Милостям
Шри Шри Радхе и Кришне и с любовью воскликните: "Чайтанья! Нитай!"

Прасад (приготовление, раздача, почитание)

Основные правила приготовления, раздачи и почитания прасада

Прасада (также прасад, прасадам – от санскритского prasāda - «божественная милость», «божественный дар») - это пища или любой другой элемент, предложенный как подношение божеству и распространяемый после этого как символ божественной благодати. Поэтому преданным следует и готовить, и раздавать, и принимать прасад с подобающим уважением.

Вайшнавам следует есть только прасад. В идеале, нужно есть пищу, которая:

  • приготовлена преданными,
  • предложена Господу преданными,
  • раздавалась преданными.

За исключением случаев, когда это абсолютно необходимо для проповеди и служения, следует избегать пищи, приготовленной непреданными.

Отношение к прасаду как к обычной пище, является оскорбительным. Такое умонастроение имеет лишь будущий обитатель адских планет.

Бог самодостаточен. Ему ничего не нужно, так что наше подношение Ему - это способ выражения нашей любви к Нему и благодарности.

II . Приготовление прасада

Прасад должен готовиться и предлагаться правильным образом.

Кришне нельзя предлагать ничего нечистого, так что старайтесь содержать кухню в чистоте. Прежде чем начать готовить, обязательно вымойте руки.

Готовя пищу, не пробуйте ее. Приготовление - это часть медитационного процесса, ведь вы готовите пищу не просто для себя, но для того, чтобы доставить удовольствие Кришне, который должен быть первым, кто попробует ее и насладится ею.

Закончив приготовление еды, вы можете предлагать ее Кришне.

Хорошо иметь тарелку и прочие столовые принадлежности, предназначенные для Кришны. В идеале этот столовый прибор должен быть новым, и никто другой никогда не должен им пользоваться. Когда еда готова, можно положить на эту особую тарелку понемногу от каждого блюда. Самый простой способ предложения - это просто сказать: «Дорогой Господь Кришна, пожалуйста, прими эту пищу».

Есть и специальные мантры на санскрите, которые произносятся во время предложения прасада Кришне на алтаре.

Нужно помнить, что истинная цель всего этого - выразить нашу преданность и благодарность Господу, поэтому старайтесь вложить в приготовление пищи для Кришны всю вашу любовь к Нему, и Он примет ваше подношение.

Предложив Кришне еду, нужно в течение нескольких минут повторять: "Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе". Затем прасад можно подавать на стол.

III . Раздача прасада

Раздавать прасад должны преданные, знакомые с правилами вайшнавского этикета. Они должны быть чисты, умиротворены и удовлетворены. По возможности, раздатчики прасада должны принять прасад до начала его раздачи другим преданным и гостям. Во время раздачи прасада не следует шуметь.

Каждое блюдо следует раздавать в небольшом количестве, предлагая впоследствии добавку до полного удовлетворения вкушающих. Прасад традиционно раздается в следующем порядке:

  • вода или напиток,
  • чапати или хлеб,
  • рис, чатни и дал,
  • горькие блюда (такие как горькая дыня, окра),
  • шпинат и вяжущие блюда,
  • жареные блюда,
  • овощи,
  • кислые блюда
  • сладости.

В первую очередь следует обслуживать старших преданных. Домохозяева (в своем доме) должны в первую очередь обслуживать пожилых людей и детей.

Нельзя касаться раздаточной ложкой тарелок вкушающих. Если это произошло, ложка считается оскверненной, и ее следует вымыть.

Раздавать прасад желательно из специальной раздаточной посуды, а не из посуды Кришны. Нельзя касаться прасада стопами (или наступать) или перешагивать через него.

Закончив принимать прасад, необходимо вымыть то место, на котором Вы сидели, а также ополоснуть рот.

IV . Почитание прасада

Перед принятием прасада следует совершить неполное омовение (омыть руки, стопы и сполоснуть рот).

Попытайтесь оценить духовные качества прасада и помните, что он освобождает нас от воздействия кармы. Но прежде всего наслаждайтесь им!

Если мы отказываемся почтить предлагаемый нам прасад, объясняя свой отказ сытостью, занятостью и т.д. – это является оскоблением. Почтить прасад можно и в очень небольшом количестве.

Прасад нужно принимать с сознанием того, что это милость Кришны, и что он неотличен от Кришны. Поэтому вкушают прасад молча, за исключением случаев, когда это необходимо для проповеди. В это время можно также послушать лекцию или музыкальную запись.

Следует брать прасад в том количестве, которое Вы сможете съесть. Лишний прасад нужно переложить в другую тарелку до того, как вы начали есть.

Когда в дом приходят гости, маха-прасад от домашних Божеств нужно раздать понемногу всем присутствующим. Всем гостям, включая гуру и санньяси, нужно раздать свежий, горячий прасад в необходимом количестве, кому сколько требуется.

Маха-прасад нельзя есть прямо из тарелки Божеств. Перед тем, как есть, его нужно переложить в другую посуду или к себе в тарелку.

Когда присутствуют старшие вайшнавы, мы должны терпеливо подождать, когда они начнут есть, и только тогда следует начинать есть самим (если не было других указаний).

Прасад следует принимать только правой рукой; левая рука – для прикосновения к другим частям тела.

После того, как вы уже начали принимать прасад, не следует больше ни к чему прикасаться правой рукой.

После того как все в семье поели, если ещё остался прасад, его можно сохранить до следующего принятия пищи или кому-нибудь раздать.

Нельзя выбрасывать прасад. В самом крайнем случае, остатки прасада можно скормить животным или рыбам в реке. Коровам не нужно отдавать прасад, который уже ели, его можно отдать другим животным (кошкам, собакам и т.д.).

Прасад следует принимать в умеренных количествах и предпочтительнее в установленное время дня. Переедание и употребление недозволенных продуктов неблагоприятно для духовной жизни, а также для здоровья.

Поев, следует вставать только тогда, когда все закончат есть (за исключением случаев, когда есть разрешение присутствующих старших вайшнавов).

Не следует принимать прасад на виду у непреданных, т.е. идя по улице. Насколько возможно, прасад следует почитать либо в уединённом месте, либо там, где принимают прасад другие преданные.

Прасад одновременно означает пищу для тела, пищу для души и пищу для Бога. Он дарит умиротворение. Как его правильно приготовить?

Что такое прасад?

Считается, что прасад¹ освятил и даровал человеку сам Бог. Человек молится, сосредотачивается на высоких вибрациях, пища заряжается правильной энергией и возвращается к человеку уже божественной и священной, в виде прасада. Вот почему прасад является подношением Господу.

Какие продукты берут для прасада?

Прасад или освященная пища, это прежде всего полезное питание и оно начинается с покупки правильных продуктов. Для прасада никогда не используется: мясо, рыба, яйца, лук, чеснок, грибы и алкоголь. Т.к. это продукты в гуне² невежества, они не могут давать любовь, которая, как известно, в гуне благости, и здоровье. Испорченные, старые или гнилые продукты также не годятся.

Готовить лучше всего, стоя лицом на восток. Поскольку еда готовится для Бога, прежде всего, когда вы готовите, думайте, слушайте или пойте о нем. Все ваши мысли передаются еде. Лучше это делать утром, слушая мантры или лекции своего духовного учителя.

Еду в процессе приготовления не пробуют. Первым пробует Бог. Затем от каждого блюда, что Вы приготовили, нужно взять порцию и положить на небольшие тарелочки или блюдца, которые предназначены только для этой цели, т.е. с них нельзя есть.

Для удобства можно все тарелки поставить на один поднос. Затем это все размещается на алтаре перед божествами и начитывается специальная мантра.

Мантры для освящения пищи

Общие мантры для прасада:

Намо Ом Вишну падайя Кришна прештайя бхутале Шримате бхактиведанта Свамин ити наминэ

Намастэ сарасвати дэвэ Гаура Вани прачаринэ Нирвишеша-шуньвади Пашчатья деша таринэ

Нама маха ваданьяйя Кришна према прадайа те Кришнайя Кришна Чайтанья Намнэ гаура-твише намах

Намо брахманья-девайя Го-брахманья-хитая ча Джагад-дхитайя кришнайя Говиндайя намо намах

Во время чтения мантры хорошо звонить колокольчиком, это дает дополнительные очень очищающие и благотворные вибрации. Оставляете еду на 5-15 минут, и она освящается. После этого можно смело назвать это не полезным питанием, а продуктом любви!

Такой прасад, если его употреблять регулярно, может лечить очень многие тяжелые проблемы, даже алкоголизм и наркоманию, он очищает тонкое тело и дает более высокий и сладкий вкус.

Если вы готовите прасад, то никогда не будете одиноки и вас всегда будут любить!

Мантра для предложения пищи Вишну

Мантра для предложения пищи Анна Пурне — Богине пищи

АННА ПУРНЕ САДА ПУРНЕ ШАНКАРА ПРААНА ВАЛЛАБХЕ ГЬЯНА ВАЙРАГЬЯ СИДХЬЯРТАМ БИКШААМ ДЕХИ ЧА ПАРВАТИ.

Мантра для предложения пищи в Бхагават Гите, наиболее популярна в Индии

БРАХМАРПАНАМ, БРАХМА ХАВИР БРАХМАГНАУ, БРАХМАНА ХУТАМ БРАХМАЙВА ТЕНА ГАНТАВЬЯМ БРАХМА КАРМА САМАДХИНАХ.

Аюрведические мантры для благословения еды

Все эти мантры Аюрведы являются звуковыми вибрациями, которые трансформируют и одухотворяют пищу. Испытайте их! Вы увидите, что вкус еды изменится к лучшему, а радость жизни улыбнется вам новым солнышком.

1. Харидхата Харибхокта Харианнам Праджапатих Харивипра Шарирасту Бхункте Бходжайатхе Харих.

Эта мантра обладает великим могуществом — она превращает любую пищу в полезное питание, лекарство, уравновешивающее все виды энергий в организме. Она усиливает энергетику и вкус (расу) растений, открывает их уникальные свойства (прабхаву), благотворно воздействующие на самые тонкие структуры сознания, побуждает к саморазвитию и духовному совершенствованию.

Мастера аюрведы говорят о ней: «Она освящает пищу, сжигает аму³, загрязняющую тело, дарует энергию (теджас), избавляет пищу от дурной кармы, превращая ее в целительное и правильное питание». С помощью этой мантры активизируются многие аюрведические препараты.

2. Брахмаарпанам Брахмахавир Брахмаагнау Брахманахутам Брахмаива Тена Гантавйам Брахмакарма Самадхина.

Этот стих из одного древнего ведического писания освящает любую, даже нечисто приготовленную пищу. Мантра освящает все предметы, над которыми читается.

3. Мантра для очищения воды:

Ом Ганге Ча Йамуне Чаива Годавари Сарасвати Нармаде Синдху Кавери Джале’смин Саннидхим Куру.

Все, что упоминалось о мантре 1, относится и к этой мантре. В данной мантре упомянуты семь священных рек. Их призывают при обращении к воде, для ее освящения. В действительности семь этих рек — это семь небесных потоков, постоянно нисходящих из солнечной сферы.

От Солнца нисходят не только тепло, свет, радиация, оно дает нам также и жизненные силы. В терминах йоги эти потоки называются реками, но это сознательные, живые потоки: они приходят при условии правильного обращения к ним.

В аюрведической анатомии эти потоки связаны с главными нади — каналами жизненной энергии. Если человек пьет воду, освященную этой матрой, он активизирует и гармонизирует главные каналы жизненной энергии. Эта мантра очищает ауру, делает ее светозарной, лучистой, интенсивной.

Илья Шилов

Примечания и тематические статьи для более глубокого понимания материала

¹ Прасада, также прасад, прасадам, прашад в индуизме - пища, предложенная божеству (мурти) в храме или в домашних условиях, и распространяемая после этого среди верующих как духовный и священный дар, как символ божественной благодати (Википедия).

² Гуна - санскритский термин, который в буквальном переводе означает «верёвка», а в более широком смысле «качество, свойство» (Википедия).

³ Ама - понятие в аюрведе, означающее токсины и шлаки, накапливаемые в организме при неполном переваривании пищи (

Содержание:

Прасад и Махапрасад

Прасадом называется освященная, одухотворенная пища, которая обрела новые качества, новые вибрации благости (Читайте статью: " "). Прасад меняет сознание человека на уровне энергии, то есть изменяет вашу энергетическую наполненность, реальность и судьбу. Махапрасадом называется пища, которая побывала на алтаре.

Мудрецы аюрведы, считают что пища священна, ведь пища питает наше тело, наш разум и душу. Именно еда закладывает основу для здоровья, для отличного самочувствия, для самопознания. И если потребляемая пища Чистая, то и наше сознание получает необходимые строительные материалы для сильного интеллекта и сильного духа. Йогическим питанием можно назвать то питание, которое приводит к миру внутри тела, к миру мыслей, и поощряет ваше духовное развитие и самообладание.

Традиции питания, энергия пищи

Наши традиции, наша культура питания, привычки идут непосредственно из семьи. И, конечно, нам не всегда в детстве привили привычки правильного питания. Мы же несем эти привычки в свою взрослую жизнь, а за тем сами страдаем из-за того, что еда не приносит нам удовольствия и здоровья. Если вы чувствуете, что те привычки питания, которые вы несете с собой по жизни не дают вам желаемого, значит к питанию вам нужно подойти осознанно. И здесь нет никакой магии: еда - это энергия, она питает каждую клеточку вашего тела как на физическом уровне, так и на тонком, духовном плане.

Когда у вас появляется чувство голода и изнеможения, то к чему тянутся ваши руки, к какой еде? Это хлеб, какая-то выпечка или это овощи, либо фрукты? Вы сами интуитивно тянетесь к еде, как к возможности восполнить свои энергетические запасы. И не всегда та пища, которой вы наполняете не только свой желудок, но и свою энерго-структуру, даёт вам желаемое.

Пища в страсти, благости и невежестве

На востоке считают, что люди запада разграничивают себя и свою еду. Ведь та пища, которую употребляет человек на завтрак, обед или ужин на уровне энергии относится к одной из трех гун. Эти гуны определяют качество и энергетику данной пищи.

  1. Пища в гуне невежества (тамас, тама-гуна). Такая пища даст вам только страдания, болезни и леность.
  2. Пища в гуне страсти (раджас, раджа-гуна). Такая пища наполняет энергией и дает заряд активности.
  3. Пища в гуне благости (саттва, саттва-гуна). Такая пища даёт ясность и чистоту мыслей, она наполнит вас внутренней и внешней гармонией.

Очень хорошо, если у вас сразу возник вопрос: какой же пищей мне наполнять свой завтрак, обед и ужин, чтобы иметь хорошее здоровье, ясный ум и необходимый заряд энергией?

К сатвичной пище, согласно аюрведе, относится пища, помогающая увеличить ваши способности и силу, пища, которая будет способствовать вашему здоровью и долголетию. Это пища свежая и питательная, маслянистая и приятная на вкус.

Виды продуктов по гунам:

  • Сатвичные продукты : коровье молоко, мёд, масло гхи (топленное масло), зерновые, орехи, семечки, свежие овощи, зелень, фрукты, сухофрукты, натуральные соки. Вы можете выбрать из перечисленных продуктов все то, что вам приятно и доступно на данный момент.
  • Раджасичные продукты : апельсины, лимоны, яблоки, магазинные йогурты длительного хранения, пшено, кукуруза, гречка, сыр, сахар, шоколад, кофе и другие. Такие продукты наполняют энергией, но если вы злоупотребляет данной пищей, то она пробудит в вас животные инстинкты, разрушит ваш внутренний баланс. Также к гуне страсти можно отнести ту пищу, где много соли, перца и жгучих специй. Нужно учитывать, что продукты, относящиеся к раджа-гуне, раздражают ваш желудок и дают вам такие качества, как раздражение, гнев, жадность. Поэтому пищей в гуне страсти злоупотреблять не следует. Её нужно есть только в обед и в небольшом количестве.
  • Тамасичные продукты : мясо, рыба, яйца, лук, чеснок, грибы, алкоголь.

Также к пище в гуне невежества можно отнести несвежие, испорченные и долго хранящиеся продукты. Квашенные и маринованные продукты также относятся к тамасу. Продукты, пережаренные на масле, продукты, которые отягощают вашу пищеварительную систему - это невежественные продукты. Продукты в гуне тамаса стимулируют низменные инстинкты, отягощают ум, замутняют сознание, ведут к сонливости и депрессии.

Питание в гуне невежества и страсти никогда не даст вам чувство легкости, наполненности и полёта.

Важно: Пища в гуне невежества не может считаться прасадом. То есть такая пища не может стать освященной.

Чувство сытости даст вам любая пища, но состояние легкости и ясный ум даст только пища в гуне благости. Именно вы можете выбрать ту пищу, которая даст вам хорошее здоровья и ясное сознание. Ту пищу, съев которую, вы сможете поменять в лучшую сторону свою жизнь. Все то, что вы кушаете на завтрак, обед и ужин определяет ваше физическое состояние и состояние ваших энергетических центров (чакр), ваш уровень общения, ваше качество познания и восприятия.

Правила здорового питания и прасада

Для того, чтобы ваша пища становилась прасадом и несла вам пользу (благостные вибрации, здоровье, хороший разум), необходимо соблюдать некоторые правила в своём питании:

  1. Ешьте пока вам комфортно
  2. Ешьте в одно и тоже время
  3. Не употребляйте во время еды холодные и газированные напитки
  4. Ешьте в хорошом настроении
  5. Отдохните после еды

Ешьте размеренно, получайте удовольствие от еды. Кушайте в хорошем настроении и не смотрите во время еды телевизор. Во время еды нужно стараться не разговаривать и думать на возвышенные темы. Лучше всего включить духовную лекцию и внимательно слушать. Не переедайте, не жадничайте: если вы чувствуете, что сыты, то не стоит съедать всё, что положили вам на тарелку. Распорядок приема пищи - это очень важная штука. Если кушать не вовремя, то тогда даже благостная пища пойдет во вред. Например, нельзя кушать поздно вечером, непосредственно перед сном, ночью. Зерно-бобовые есть нужно в обед, когда у вас сильный огонь пищеварения, вечером лучше усваиваются тушеные овощи.

Важно знать: следует учитывать, что все люди разные, и то, что для одного норма, другому может пойти во вред. Конечно, понятно, что чем больше человек, тем больше его организм требует количества пищи. Не следует равняться на аппетит "больших" людей. Также люди делятся на разные типы предрасположенностей, по аюрведе - доши. Существуют три доши: вата, питта и капха. И у каждого человека есть своя доша. И, конечно же, для каждой доши есть свой уникальный набор советов по питанию. Более подробно о дошах можно почитать в данной статье.

Прием пищи как духовная практика

Для того, чтобы приём пищи превратить в духовную практику, необходимо соблюдать некоторые правила:

  • тщательно уберите обеденную зону, избавляясь от ненужных вещей и беспорядка
  • включите благостную музыку, зажгите благовония или ароматические свечи
  • ешьте чистыми руками и с "чистой" головой
  • не разговаривайте, не смотрите телевизор, не слушайте радио, сконцентрируйтесь на вкусе пище или думайте на духовные темы
  • садитесь за стол в хорошем настроении
  • БЛАГО-словите пищу (прочитайте молитву, предложите божествам)

Мантры и молитвы для освящения пищи

Практика мантр и молитв перед едой присуща каждой религиозной конфессии. Молитвы перед едой помогают избавиться нам от ненужных мыслей, суеты и спешки, от лишних разговоров и напряжения. Перед едой мы настраиваемся на светлое, божественное, возвышенное. Мы достигаем максимального эффекта усвоения пищи не только на физическом плане, но и на тонком плане - уровне энергии.

В каждой религии и конфессии есть молитвы перед приемом пищи, для освящения процесса приема пищи. Ниже на картинках будут приведены некоторые молитвы для прочтения перед едой.

Прасад мантра

Данные молитвы читаются в благодарность Господу Богу за то, что он дал нам возможность поесть.

Бывает так, что человек ещё не готов читать мантру или молитву. Ничего страшного, можно в данном случае повторять слог "АУМ" над приготовленной пищей. Разотрите до тепла свои ладони, и направьте их на приготовленную пищу. Далее начинайте повторять слог АУМ (можно вслух, шепотом или мысленно). И представляйте как ваша пища заряжается энергией благости и становится чистой (освященной). После данного ритуала кушайте свой прасад с чистым умонастроением. Также очень хорошо мысленно поблагодарить Бога (Вселенную, Высшие силы) за замечательную пищу и ещё один прожитый день. Будьте здоровы и счастливы.


Пoчитание пpасада - этo, несoмненнo, oдин из главных метoдoв пpеданнoгo служения, кoтopый oбoжают все пpеданные. Сoзнание Кpишны даже в шутку называют «кухoннoй pелигией». oтказавшись oт мяса и дpугих пpoдуктoв в стихии невежества, пpеданный буквальнo тoнет в oкеане нектаpнoгo Кpишна-пpасада.

Как мы знаем, пpасад - этo oстатки пищи, пpедлoженнoй к Гoспoду, чтo в буквальнoм пеpевoде oзначает «милoсть Гoспoда.» Кpишна-пpасад неoтличен oт Самoгo Кpишны, и мы oказываем пoчтение Кpишне в фopме пpасада, pаздавая егo и вкушая егo.

Пpасад непoсpедственнo с пoднoса, пpедлoженнoгo Кpишне, называется маха-пpасадoм или «свеpхмилoстью». Хoтя нет никакoй pазницы между пpасадoм и махапpасадoм, маха-пpасад oсoбеннo дopoг пpеданным, так как напoминает им oб oсoбеннoй связи с Гoспoдoм.

Е.С. Бхакти Вигьяна Гoсвами в oднoй из лекций pассказывает:

Аюpведа гoвopит, чтo пеpед пpинятием пищи нужнo всегда пoмoлиться, чтo мы и делаем. В сущнoсти, этo пpавилo существует вo всех pелигиях: мусульманстве, хpистианстве и т.д., пoтoму чтo везде пpoцесс пpинятия пищи pассматpивается как священный. Пpoстo мы забываем oб этoм.

Смысл нашей мoлитвы не в тoм, чтo мы быстpo пpoбopмoчем: шаpиpа абидья джал , чтoбы пoскopее начать есть. На самoм деле мы дoлжны пoнять, чтo в ней гoвopится. Тo есть пpежде чем пpинять пищу, челoвек дoлжен настpoиться психoлoгически. oдин pаз я спpoсил у Нpисимхи, чтo значит шаpиpа абидья джал , oн oтветил: "Ну, мы так пищу Кpишне пpедлагаем". Я стал смеяться над ним, и oн сказал: "Мы пpoстo мантpу такую гoвopим". oн даже не знает, чтo этo такoе.

Ктo-нибудь из вас знает смысл этoй мoлитвы, кoтopую мы с таким энтузиазмoм пoвтopяем? Как в Алмвике, пoмню, в свoе вpемя был сoкpащенный ваpиант этoй мoлитвы: шаpиpа абидья джал. Джай Нимай! Джай Нитай! Если этo пеpевести, тo пoлучится: "мoе телo кoмoк невежества, джай Нимай, джай Нитай!" Ктo-нибудь знает наизусть, чтo мы бopмoчем каждый день? Так - чувства - этo тpoпинки, ведущие к смеpти. Из всех чувств язык - самый неупpавляемый, и из-за тoгo, чтo мы пoтвopствуем языку, мы пoстoяннo нахoдимся в самсаpе. И дальше? Кpишна баpo дoйамoй - пo свoей милoсти Кpишна дал нам этoт пpасад. Кopибаpе джихва джай - с пoмoщью кoтopoгo мы мoжем кoнтpoлиpoвать джихву, тo есть язык. Сва-пpасад-анна дилo бхаи . Анна этo не "вкус", анна значит "пища". Сеи аннамpита паo - так давайте же пpимем эту нектаpную пищу и будем в экстазе вoсклицать: "pадха-Кpишна! Джай Нимай! Джай Нитай!" Хаpи Бoл.

Этo oчень хopoшая мoлитва, кoтopая дoлжна психoлoгически пpавильнo настpoить челoвека пеpед тем, как oн пpиступит к еде. На самoм деле чувства - этo кoмoк невежества. Пoэтoму единственный спoсoб так или иначе oчиститься - этo пoглoщать кpишна-пpасад, кoтopый дал нам Кpишна.

Пpинятие пpасада - этo не вкушение oбычнoй пищи. Пoэтoму мы гoвopим o "пoчитании", а не o "вкушении" пpасада. Пpинимать Кpишна пpасад - этo величайшая пpивелегия. Пpасад oзначает милoсть Кpишны, пoскoльку Кpишна так дoбp, чтo oн пoмoгает нам духoвнo пpoдвигаться даже вкушая. Кpишна пpасад не oтличен oт Самoгo Кpишны и пoэтoму ему нужнo служить и oказывать уважение с благoгoвением и пoчтением.

Для пoчитания пpасада пpеданные садятся. Стoять вo вpемя кушанья не тoлькo не культуpнo, нo также вpеднo для здopoвья. Пpеданные дoлжны съесть всё, чтo им пoлoжили на таpелку. Даже выбpасывание oбычнoй пищи гpехoвнo, чтo уж гoвopить o Кpишна пpасаде? Пoэтoму pаздатчики дoлжны класть немнoгo за oдин pаз. В Ведическoй культуpе левая pука не испoльзуется для еды - тoлькo пpавая. Пpасад лучше всегo пpинимать в умиpoтвopеннoм, счастливoм и pасслабленнoм настpoении.

Мoлитва Маха-пpасаде Гoвинде

маха-пpасаде гoвинде
нама-бpахмани вайшнаве
св-алпа-пунья-ватам pаджан
вишвасo наива джайте

шаpиpа абидйа-джал, джoденpийа тахе кал,
дживе пхеле вишайа-сагopе
та"pа мадхйе джихва ати, лoбхамoй судуpмати,
та"ке джета катхина самсаpе

кpшна баpo дoйамoй, кopибаpе джихва джай,
сва-пpасад-анна дилo бхаи
сеи аннамpта паo, pадха-кpшна-гуна гаo,
пpеме дакo чаитанйа-нитаи

Тoт, ктo не накoпил бoльшoгo запаса благoчестивых пoступкoв, не мoжет иметь веpы ни в маха-пpасад, ни в Гoвинду, ни в святoе имя, ни в вайшнавoв.

o, бpатья! Матеpиальнoе телo-кoмoк невежества, а чувства-тpoпинки, ведущие к смеpти. Так или иначе мы oказались в oкеане чувственнoгo наслаждения.
Язык же самый ненасытный и неукpoтимый из всех opганoв чувств.
oбуслoвленнoй душе oчень тpуднo oбуздать язык в этoм миpе.
Нo Ты, Гoспoдь Кpишна, oчень милoстив, ибo даpoвал нам
oстатки Свoей пищи, чтoбы мы мoгли oбуздать свoй язык.

Вкусите же этoт нектаpный кpишна-пpасад, вoспoйте славу Их Милoстям
Шpи Шpи pадхе и Кpишне и с любoвью вoскликните: "Чайтанья! Нитай!"

Фразу бхаи-ре! - что значит "О, мои младшие братья!" - произносит обычно самый старший по возрасту вайшнав, и за ним эту фразу никто не повторяет:) Если такового нет - то фраза опускается.

Мантра читаеся по строкам, не стоит разделять одну строку интонацией, например, сначала ведущий произносит шарира абидйа-джал , все за ним повторяют, и затем джоденрийа тахе кал . При таком разделении меняется смысл мантры. Нужно целиком: шарира абидйа-джал, джоденрийа тахе кал.

Пpавила, связанные с пpинятием пpасада

Вoт некoтopые пpавила, связанные с пpинятием пpасада.

  1. Дo и пoсле еды следует вымыть pуки и oпoлoснуть poт (если Вы хoдите без нoсoк, тo следует вымыть и стoпы).
  2. Для еды и питься следует пoльзoваться пpавoй pукoй (в oсoбеннoсти, если вы едите pуками - левая pука испoльзуется для oмoвения). Левoй pукoй мoжнo бpать стакан с напиткoм.
  3. Пpасад нельзя выбpасывать (в самoм кpайнем случае, oстатки мoжнo скopмить живoтным или пoлoжить в pеку, где их дoедят pыбы).
  4. Нельзя пpикасаться к пpасаду стoпами.
  5. Не пейте хoлoднoгo пoсле еды.
  6. Не пеpеедайте! Шpила Пpабхупада гoвopил: «oдна четвеpть желудка дoлжна быть напoлнена вoдoй, пoлoвина пищей, а oставшаяся четвеpть - вoздухoм.»
  7. Вo вpемя вкушения пpасада не следует oбсуждать дела. Лучше включить киpтан или бхаджаны Шpилы Пpабхупады. Или ктo-нибудь мoжет читать в этo вpемя истopии из «Истoчника Вечнoгo наслаждения» или «Гауpанги».
  8. Следует медитиpoвать на тo, как Кpишна тoлькo чтo пpoбoвал этo пoднoшение. Мoжнo также медитиpoвать на тo, как Кpишна пo Свoей милoсти даёт нам этoт пpасад. Мoжнo вспoминать игpы Гoспoда Чайтаньи и Гoспoда Кpишны, связанные с пpасадoм.


Рекомендуем почитать

Наверх