Аркадий рассказывает историю Кирсанова-старшего в ответ на резкие высказывания...
![Павел Петрович Кирсанов: характеристика персонажа](https://i2.wp.com/xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/sites/default/files/resize/images/shkolnikam/Pavel_Petrovich_Kirsanov_1-280x296.jpg)
) и выполняет несколько служебных функций:
После приставок Ь никогда не пишется
Ь
разделяет предшествующий ему согласный и согласный звук [й’]
(- всегда звонкий, всегда мягкий), подсказывая при этом появление звука [й’].
Я солю
[сал’У] щи солью
[сал’й’У].
Пылю пылью
.
Коля
несёт колья
.
Сначала полю
, потом полью
.
Кузь ме (изменили слово — Кузьма, чтобы м стал твердым), кось бе (косьба) , в пись ме (письмо), на паль ме (пальма);
Например, гвозд и [гвОз’д’и] мягкий знак не пишется — гвозд одёр, где з — твердый звук.
Русский язык считается одним из богатейших в мире, а для его изучения в полном объеме понадобится не один год знакомства с теорией, постоянно подкрепляемой практическими упражнениями. Программа школьного курса построена таким образом, чтобы дети знакомились со всеми разделами языка поэтапно, начиная с самых простых тем. Сначала малышей учат составлять слоги и слова, после - производить звуковой анализ слов. Именно здесь и происходит первое знакомство с функцией мягкого знака, и на этом этапе дети узнают лишь о том, что мягкий знак смягчает согласные звуки.
Вот несколько примеров, в которых этот знак употребляется для мягкого произношения отдельных согласных: лень, Мальвина, бальзам . Как видно, мягкий знак для смягчения согласных звуков может употребляться как в середине слова, так и в конце. По мере изучения русского языка детскому вниманию предоставляют следующую тему - разделительный мягкий знак. 2 класс школьной программы предусматривает знакомство с новой, более сложной функцией мягкого знака. Но практика показывает, что эта тема усваивается далеко не всеми. И именно тем, кто по каким-либо причинам упустил данный раздел школьного курса, и понадобится данная статья.
Как правило, педагоги для более легкого восприятия изучение данной темы разделяют на несколько этапов:
Как уже говорилось, слова с разделительным мягким знаком отличаются от тех, где он употребляется лишь для смягчения согласных звуков. В первом случае написание этого знака просто необходимо для правильности звучания слова. В таких случаях мягкий знак показывает, что гласный и согласный звук не должны сливаться, а произноситься раздельно. Например: солови - соловьи, солю - солью, песа - пьеса . А во втором случае наличие мягкого знака может полностью изменить лексическое значение. Например: мел - мель, кон - конь.
При написании слова с разделительным мягким знаком могут возникнуть следующие ошибки:
При изучении данной темы так же, как и в первом классе, все слова раскладывают на звуки, чтобы ребенок мог понять их конструкцию. Для примера разбора возьмем слово «семья» . Используя лишь обозначение звуков, его можно записать так: с`эм`й`а . Далее производят анализ каждой буквы в отдельности, указывая ее принадлежность к гласным или согласным звукам, мягкость, парность, тип (глухой или звонкий звук), для гласных также обязательно обозначить ударность. При таком разборе разделительный мягкий знак записывают символом мягкости возле согласного звука и буквой «й».
Для того чтобы лучше запомнить, как проводить звуковой анализ слов с разделительным мягким знаком, нужно немного поупражняться. Для этого следует разобрать хотя бы 10 слов с разделительным мягким знаком. Такое практическое задание поможет надолго закрепить эту тему в памяти. Для разбора можно взять следующие слова: колье, вьюга, кальян, веселье, барьер, варенье, чутье, друзья, вязанье, соловьи.
Достаточно часто у детей перенос слов с разделительным мягким знаком вызывает трудности. Однако в этом нет ничего сложного, главное - правильно разделить слово на слоги. При этом следует помнить, что мягкий знак нельзя отделять от предшествующей ему согласной буквы. Стоит также отметить, что нельзя отделять от слова и переносить одну букву, поэтому ее всегда нужно присоединять к предыдущему слогу. Немаловажно уяснить и тот факт, что перенос бывает прямой (согласный + гласный) и обратный (гласный + согласный). Примеры переноса слов: вью-га, обезь-яна, хло-пья, пе-рья, со-ло-вьи, во-ро-бьи, ко-лье, каль-ян - это правильный перенос слов с разделительным мягким знаком. Ни в коем случае нельзя отделять мягкий знак от согласной и присоединять его к гласной букве, ровно так же, как нельзя отделять одну гласную от слова. Перенос должен осуществляться только после того, как слово разбито на слоги.
Для того чтобы закрепить знания, полученные при изучении темы о разделительном мягком знаке, нужно особое внимание уделить практическим занятиям. В первую очередь необходимо научиться определять, какую именно функцию выполняет мягкий знак в каждом отдельно взятом слове. Далее следует сделать звуковой разбор нескольких слов, чтобы в памяти четко закрепилось произношение слогов с разделительным мягким знаком. Только после этого можно приступать к разбору слов по слогам и написанию под диктовку.
Теория всегда должна подкрепляться практическими заданиями. Именно упражнения позволяют наиболее глубоко вникнуть в тему, что ведет к наилучшему усвоению материала. Не исключение и тема «Слова с разделительным мягким знаком». Примеры упражнений:
Разделительный мягкий знак: вьюга, бьтся, воробьи и т.д. Разделительный твердый знак: подъезд, въезжать, объект и т.д. В русском языке Ъ – только разделительный, а вот Ь может обозначать еще и повелительное наклонение глагола (поешь), и 2 лицо единственного числа (видишь).
Разделительный мягкий знак присутствует в таких словах:
Разделительный твердый знак присутствует в таких словах:
Итого: 60 таких слов.
Примеры слов с разделительными Ь (мягким знаком): колье, поместье, бульон, медальон, крестьянин, воробьи, соловьи, вьют.
Примеры слов с разделительными Ъ (твердым знаком): предъявить, объявить, подъезд, съезд, двухъярусный, адъютант, изъявить, предъявить, въезд, съел.
Примеры слов с разделительными мягким знаком:
Сосулька, деревья, компьютер, печенье, жилье, здоровье, веселье, батальон, павильон, вьет, шьет, медальон, стекольный, листья, вьюнок, вьющийся
Примеры слов с разделительными твердым знаком:
Подъезд, съезд, сверхъестественный, разъяренный, съесть, съябедничать, съемный, разъемный, разъем, съехаться, объявление, объявить, изъян
При должной практике, можно быстро и безошибочно определять в каких случая необходимо писать Ь или Ъ.
Разделительный мягкий знак может быть в корне слова: компьютер, вьюнок, подьячий, пьедестал, бурьян, каньон, бульон;
между корнем и суффиксом слова: соловьиное пение, воробьиный хвост;
между суффиксом и окончанием слова: лягушачья кожа, волчьего логова;
Разделительный твердый знак, как правило, пишется после русских приставок, оканчивающихся на согласный звук, перед корнем с начальными буквами е, ю, я : подъезд, съжился, предъюбилейный, отъявленный.
Этот знак разделяет корни в сложных словах с начальными двух-, трех- четырех- при условии, что второй корень опять-таки начинается с букв е, ю, я: трехъязычный, двухъярусный, четырехъярдовый.
В иноязычных словах с элементами аб-, ад-, ин-, интер-, кон-, контр-,суб-, транс- напишем Ъ:
субъект, инъекция, дизъюнкция, адъюнкт, конъектура.
Разделительный твердый знак пишется в словах перед гласными е, ю, я в случаях после приставки – съездить, разъярил, съежился, объяснить, объездной, съел. Также в сложных словах, после слоа двух – трех. Например, трехъярусный, двухъэтажный, двухъжелтковое (яйцо) и т. д.
Написание разделительного мягкого знака отличается тем, что писать его нужно не после приставки, а может даже входить в корень. Например, ожерелье, соловьи, колье, волчьи, печенье, платье, льет, пьет, бьет и т. д.
Мягкий знак пишется как разделительный в середине слова или как смягчающий в конце (мышь, тишь, дичь, дочь, лось, гвоздь), приведем примеры разделительного:
веселье, статьи, клочья, сучья, ничья, тряпье.
Теперь примеры разделительного твердого знака:
Подъезд, разъезд, въезд, объел, объявление, изъян.
Разделительный мягкий знак (Ь), например, в словах: пьет, рьяно, Вьетнам, вьюга, Ньютон, Нью-Йорк, пасьянс, Обь;
разделительный твердый знак в словах (Ъ): объявление, разъединение, съехали, подъезд, конъюктура, конъюктивит, объект.
Мягкий знак между двумя согласными. Разделяет согласные буквы
письмо, больница, косьба, резьба.
мягкий знак разделяет согласную и гласную буквы
варенье, до свиданья.
твердый знак разделяет согласную и гласную буквы
объявление, необъятный.
Много слов. В любом тексте найдется пара слов с мягким или твердым знаками.
Разделительный ь мягкий знак: банька, вьюга, бульон, почтальон, бульон, лосьон, вьюга, семья, пьеса.
Разделительный ъ твердый знак: объем, инъекция, адъютант, изъян, подъезд, межъязыковой, подъем, двухъярусный.
Класс) является сложной для понимания и усваивается далеко не всеми учащимися прочно и надолго. В данной статье доступно и подробно описывается порядок изучения правила по написанию слов с разделительным "ь", а также приведены примеры заданий для закрепления полученных умений и навыков.
Изучение темы целесообразно разбить на этапы:
Правило: "Разделительный "ь" следует писать внутри слов после согласных букв перед гласными я,е, ю, ё, и".
Для прочного запоминания правило необходимо оформить в виде опорной таблицы.
Для закрепления изученного используем следующие упражнения:
1.Записываем слоги с разделительным ь и без него под диктовку.
Ню, нье, пя, рье...
2. Тренируемся произносить слова с разделительным мягким знаком. Чистоговорки:
Ткач ткёт ткани на платье Татьяне.
На дороге Дарья Увидала Марью. Дарья Рада Марье. Марья Рада Дарье.
Пословицы:
Уменьем города берут.
Сам с воробья, а сердце с кошку.
[л’ис’тй’а] - листья
[ноч’й’у] - ночью
Я белю стены. - К новому белью пришили пуговицы.
Голодный зверь всегда лют. - Дожди осенью часто льют.
Рады дорогому гостю. - Приглашай сюда нашу гостью.
5. Образовываем прилагательные:
бык - бычья;
собака - собачья;
ворона - воронья;
лиса - лисья.
6. Упражняемся в образовании слов с разделительным мягким знаком по образцу:
друг - друзья;
воробей - воробьи;
стул - стулья.
7. Образовываем отчества от имён собственных по образцу:
Юра - Юрьевич, Юрьевна;
Илья - Ильч, Ильинична;
Валера - Валерьевич, Валерьевна.
8. Находим и подчёркиваем в текстах слова с разделительным мягким знаком.
9. Распределяем в 2 столбика слова с мягким знаком. В первый записываем слова с разделительным мягким знаком, в которых "ь" будет обозначать мягкость согласного, во второй - разделять согласный и гласный.
10. Записываем с комментированием и разгадываем загадки:
Вокруг вода, но с питьём беда. (Море).
Кто осенью а весной встаёт? (Медведь.)
11. Самостоятельное составление учащимися небольших словарных диктантов, которые будут содержать слова на изученное правило.
Пример: сидел у огонька, вьют воробьи, по сучьям деревьев, играют у ручья, осыпается хлопьями, затянуты льдом, пение соловья, птичьи крики, пьют воду.
12. Читаем текст и записываем его по памяти:
Птичья дружная семья носит сучья для жилья. Солнышко пригреет - справит новоселье.
13. Читаем, записываем и объясняем значение словосочетаний:
черепашьим шагом
наши меньшие братья
Выполняя предложенные упражнения дети закрепят полученные знания и навсегда запомнят, как пишутся слова с разделительным мягким знаком.