Природные сообщества лес его обитатели. Природа Беларуси – уникальное наследие реликтовой экосистемы. Растительный мир Беларуси

Эпиляция 24.07.2019
Эпиляция

Лесом называют огромные территории, на которых сосуществуют разнообразные растения и животные. Главной составляющей лесов являются деревья. Важную роль в этом играют кустарники, травы, мхи, лишайники, грибы, микроорганизмы и животные. занимают около 28% суши Земли.

Характеристика и виды лесов

Смешанный лес

Леса обычно разделяют на , широколиственные, смешанные и хвойные. Большие лесные массивы встречаются как в , так и . Растительность тесно связана с , поэтому для каждого типа леса характерны свои представители флоры и фауны.

На формирование естественного леса требуются столетия. Периодически в него проникают новые виды растительности, приспосабливаясь к жизни в новых условиях. Видовой состав лесов также зависит от внешних факторов, таких как состав почв и климатические условия.

Какие организмы составляют сообщество леса?

Главной чертой лесного природного сообщества является ярусность. Деревья, кустарники и травы располагаются определенными слоями. Растения, таким образом, создают некую архитектуру, под которую подстраиваются . В зависимости от количества ярусов сообщества бывают простыми и сложными.

Флора леса

Рассвет в весеннем лесу

Самой устойчивой системой считаются смешанные леса, лиственные и хвойные породы образуют симбиоз. Здесь растет дуб, граб, бук, сосна, ель. В ярусе кустарников встречается лещина, клен, рябина, черемуха. Нижний ярус занимают теневыносливые растения, мхи и грибы.

Доминантами хвойников являются пихты, сосны, лиственницы и кедры. Эти деревья нуждаются в холодном климате. На среднем уровне можно встретить кизил, можжевельник, клен колосистый и жимолость. Мир травянистых растений представлен крапивой, папоротником, чистотелом, земляникой. Кору деревьев покрывают мхи и лишайники.

Верхний ярус широколиственных лесов - это дубы, клены, ильмы, вязы. Подлесок состоит из жимолости, бересклета и различных плодовых кустарников. В травяном покрове господствует сныть, осока, медуница, подснежник.

Самое большое наблюдается в тропических лесах. Деревья верхнего яруса вырастают до 80 м. Их ветви обвивают лианы и эпифиты. Растительная масса обладает высокой мощью.

Фауна леса

Пара оленей

Тропические леса обладают наибольшим видовым разнообразием фауны среди всех лесов мира. обитают в кронах деревьев, а прекрасно лазают по деревьям. Самыми многочисленными являются , из хищников можно выделить ягуара и пуму. В тропиках много , и земноводных.

Лесные сообщества умеренного пояса более скудны по разнообразию флоры и фауны, особенно . Типичными представителями биогеоценозов являются белки, куницы, росомахи, зайцы, бобры, кабаны, олени и лоси. Мир хищников представлен тиграми, волками, лисами и медведями. Пернатые занимают средний ярус деревьев.

Экологические связи сообщества леса

Экосистема леса

Лес представляет собой сложную , все составляющие которой зависят друг от друга. Сосуществование некоторых растений нельзя назвать мирным. Они конкурируют за , такие как солнечный свет, вода и почва. Деревья, кустарники и травы перерабатывают солнечную энергию в , вырабатывая органические вещества. Растениями питаются , и животные. За разложение органики на простые вещества отвечают сапрофиты.

Значение сообщества леса для человека

Поход в лес

Лес производит чистый воздух, обеспечивает водой, благотворно сказывается на здоровье человека и регулирует . Зеленые массивы снижают содержание пыли и вредных веществ в воздухе, сохраняют и поддерживают численность животных, защищают территории от негативных геологических факторов. Помимо этого, лесное сообщество дает человеку древесину, без которой сложно представить нашу жизнь.

Влияние человека на лес

Лесной пожар

Процветанию лесного сообщества препятствует интенсивная распашка земель, строительство городов и дорог. Бесконтрольное использование ведет к истощению леса. Пагубное влияние оказывают систематические . Многие виды животных оказались на грани исчезновения в результате браконьерской деятельности человека.

Охрана сообщества леса

Защита лесов

Наиболее эффективной мерой по сохранению зеленых лесных массивов является создание и . На этих территориях запрещена любая деятельность человека, и лесное сообщество может существовать по своим законам. Однако тотальная вырубка ведет к тому, что в охране нуждаются все леса, иначе они исчезнут с лица Земли в скором будущем. Каждый человек должен проявлять заботу к этой хрупкой экосистеме. Нельзя провоцировать пожары, наносить вред животным, заниматься бесконтрольным собирательством.

Лесное сообщество

Лес - сложное сочетание множества разнообразных растений, которые сильно различаются по своим размерам, строению, размножению, типу питания и т. д. Это как бы своеобразный живой механизм, большой и очень сложный, а отдельные растения - его части, детали. Деревья и все другие растения в лесу тесно связаны между собой в своей жизнедеятельности, влияют друг на друга.

В лесу обычно нетрудно видеть своеобразные этажи растительности- ярусы. Верхний, господствующий ярус всегда образуют деревья. Эти крупные, мощные растения - основа лесного растительного сообщества. Под их пологом создаётся специфическая лесная среда, сильно отличающаяся оттого, что мы находим на открытом, безлесном пространстве.

В лесу деревья растут достаточно близко и поэтому оказывают друг на друга сильное влияние. В результате этого стволы их сильно вытянуты, кроны очень узки, а живые ветви начинаются высоко от земли. Именно в лесу деревья сильно тянутся вверх и ни одно из них не может свободно разрастись в ширину. Взаимодействие деревьев, жестокая конкуренция между ними - характернейшая черта леса.

Под пологом деревьев обычно располагаются более низкие ярусы растительности: подлесок (кустарники), травяной и моховой покров. В лесу связаны между собой не только отдельные растения, но и целые структурные единицы лесной растительности - различные ярусы. Чем гуще древесный полог, тем обычно слабее развиты нижележащие ярусы и тем более угнетены отдельные растения, образующие их. Угнетённость растений проявляется в том, что они плохо растут, не цветут и обнаруживают другие признаки подавленного развития.

Растения леса

Из деревьев в лесу растут ель, пихта, сосна, берёза, рябина, осина, липа, черемуха, ольха, ива. Они создают первый ярус леса. Из кустарников шиповник, малина, жимолость, смородина, ежевика – они создают второй ярус. Третий ярус – это черника, клюква, земляника, кислица, папоротники, копытень, вороний глаз, ветреница, ландыши и т.д. последний ярус создают мхи и лишайники. Также растут грибы, которые вместе с лесными растениями создают симбиоз.

Животные леса

Сообщество животных леса представлено самыми разнообразными видами. Из хищников водятся барсук, лисица, рысь, волк, бурый медведь. Если для мелких хищников добыча - грызуны, то для самых крупных - олени, лоси, кабаны. Из птиц в лесу можно встретить глухарей, рябчиков, синиц, корольков, клестов, дятлов, а также филина. И конечно же, во влажной атмосфере присутствует огромное число насекомых, несметное количество гнуса.

Взаимосвязи в природном сообществе леса

Деревья и травы, образующие лес, и обитающие в нем животные: олени, кабаны, птицы, белки, зайцы, насекомые, - а также разнообразные грибы, бактерии и водоросли, живущие в почве, - все объединены между собой круговоротом веществ и энергии, который осуществляется через пищевые и другие связи. Перенос потенциальной энергии пищи от ее создателей - растений - через ряд организмов путем поедания одних другими называется пищевой цепью. В лесу многочисленные пищевые цепочки переплетаются, образуя пищевые сети.

Влияние леса на окружающую среду

Лес как зрелое природное сообщество формируется тысячи лет. Лес оказывает влияние на окружающую среду. Лесные массивы в районах с обильным выпадением осадков и близким стоянием грунтовых вод защищают территорию от заболачивания. Корни поглощают воду, а листья се испаряют. Леса препятствуют образованию оврагов. Лесные насаждения защищают почву от вымывания в период весенних и летних ливневых дождей. Лес очищает воздух от пыли и болезнетворных организмов. Анализ показывает, что пыли в лесу и близ него практически нет, в то время как на безлесных участках количество ее увеличивается. Фитонциды, выделяемые елью и некоторыми другими растениями, убивают микробов. Растения очищают воздух, воду, почву от загрязнения опасными для жизни веществами. Лес способен не только поглощать ядовитые для человека и животных вещества, но и превращать их в другие, утратившие вредные качества.

Лесное сообщество - место обитания многих животных, которые находят здесь необходимые для жизни условия. Но, живя в растительном сообществе, животные оказывают на него существенное влияние. Полезными и необходимыми для леса являются животные, уничтожающие вредителей растений, опыляющие растения, разносящие их семена и плоды. Животные, обитающие в почве, оказывают существенное влияние на ее структуру и плодородие. Таким образом, в природном сообществе все взаимосвязано. Грибы образуют микоризу с корнями растений, бактерии обитают в почве, минерализуют растительные остатки. Лес - природное сообщество, живущее своей жизнью.

Список некоторых заповедников России, с кратким их описанием.

Алтайский заповедник

Основан в 1932 г. (в современных границах с 1967 г.). Площадь - 863,9 тыс. га (лесопокрытая - 248,2 тыс. га) Алтайский край. Леса горно-таежные лиственничные, кедрово-лиственничные, пихтово-кедровые, высокогорные. Во флоре 1500 видов, много ценных растений: золотой корень, орхидеи, маралий корень. Фауна: лось, марал, алтайский горный баран, соболь, снежный барс, алтайский улар, черный аист, белая куропатка и др.

Ильменский заповедник

Основан в 1920 г. Площадь - 30,4 тыс. га (лесопокрытая - 25,9 тыс. га). Челябинская обл. Минералогический музей в природе (150 минералов). Лиственнично-сосновые, сосново-березовые и березовые леса. Во флоре 815 видов, много реликтов.

Комсомольский заповедник

Основан в 1963 г. Площадь - 32,2 тыс. га (лесопокрытая - 19,6 тыс. га). Хабаровский край. Елово-пихтовая тайга с участками кедрово-широколиственных и светлохвойных лесов. Имеются реликтовые виды растений и животных; нерестилища кеты и горбуши.

Приокско-террасный заповедник

Основан в 1948 г. Площадь -4,9 тыс. га (лесопокрытая - 4,7 тыс. га). Московская обл. Сосновые и широколиственные леса на юге хвойно-широколиственной зоны. Участки реликтовой степной растительности. Во флоре около 900 видов. В фауне лось, кабан, косуля, олень; реакклиматизирован бобр. В заповеднике центральный зубровый питомник, ведется племенная книга зубров.

Саяно-шушенский заповедник

Основан в 1976 г. Площадь - 389,6 тыс. га (лесопокрытая - 245,6 тыс. га). Красноярский край. Горно-лесные формации кедровых, пихтовых, еловых лесов. В фауне сибирский горный козел, горно-таежный северный олень, марал; из редких - красный волк и алтайский улар, занесенные в Красную книгу.

План конспект урока по экологии в 3 классе. Пред мет Человек и мир

Тема урока: Что такое природное сообщество? Что такое экология?

Цели урока:

— формировать представление о природном сообществе, понятии “экология”, систематизировать и обобщить знания о взаимосвязях в природе;

— развивать умения устанавливать природные взаимосвязи, прогнозировать последствия нарушения человеком равновесия в природе;

— создать условия для формирования убеждения в том, что в природе все взаимосвязано, что нарушения человеком природного равновесия может привести к гибели всего живого, в том числе и человека, что каждый человек в ответе за сохранение природных связей.

Оборудование: рисунки растений леса, карточки для моделирования связей в лесу, карточки с заданиями, таблица “Охраняемые территории”, выставка книг о национальных парках и заповеднике Республики Беларусь.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

Учащиеся выбирают самостоятельно для выполнения любое задание из любого уровня.

1-й уровень 2-й уровень 3-й уровень
1. Назови букву с правильным ответом.Болото – это:А) участок земли, где растения растут в условиях излишнего увлажнения;Б) участок земли, где главными являются деревья. 1. Ответь на вопрос.К каким условим жизни приспособлены растения болота? 1. Ответь на вопрос.Что испытывают растения болота в условиях избыточного увлажнения?
2. Подчеркни среди перечисленных растений растения болота: клюква, черника, голубика, багульник, сосна, торфяной мох. 2. Раздели перечисленные растения на группы: клюква, голубика, черника, земляника, багульник, рогоз, ландыш, росянка, сосна. 2. Раздели перечисленные растения на возможные группы: клюква, голобика, черника, земляника, багульник, рогоз, ландыш, росянка, сосна, береза, лещина.
3. Узнай по описанию растение: Круглые небольшие красноватые листочки, покрытые волосками с крупными пузырьками на концах, которые выделяют капельки клейкого сока. 3. Подчеркни, какие из названных признаков принадлежат клюкве.Листья мелкие, крупные, кожистые, мягкие, сверху блестящие темно-зеленые, снизу серебристые с восковым налетом; стебли короткие, длинные ните­видные; розоватые, темно-красные ягоды, кислые, сладкие. 3. Узнай растение по описанию, исправь ошибки в описании. Крупные, овальные, голубовато-синие ягоды с сизым налетом, внутри черные ; листья круп­ные , овальные, сверху темно-зеленые, снизу сизоватые, покрытые голубоватым восковым налетом.
4. Закончи предложение. На болоте можно встретить таких птиц, как сова, … 4. Закончи предложение.У многих болотных птиц длинные … 4. Закончи предложения.А) Приспособлением у птиц к жизни на болоте являются: …Б) Большинство болотных растений имеют мелкие листья, что является приспособлением к меньшему …
5. Вставь пропущенное.Растение – комар – … – аист 5. Как связаны между собой эти живые организмы: растение, уж, лягушка, аист, комар. 5. Как связаны между собой эти живые организмы: журавль, лягушка, комары, растения, мошки, цапля.

Задания первого уровня оцениваются в 1 – 2 балла, 2 –го уровня в 3 – 4 балла; третьего – в 5 – 6 баллов. Для оценки результатов можно пользоваться следующей таблицей:

Количество баллов Отметка Количество баллов Отметка
1 1 11 — 14 6
2 – 3 2 15 — 18 7
4 – 6 3 19 — 20 8
7 — 8 4 21 — 25 9
9 — 10 5 26 – 30 10

Количество заданий можно уменьшить, вместо одного из представленных в таблице, ученики предлагают составленные ими вопросы или задания по теме.

3. Изучение нового материала

Ответы на вопросы учебника.

Игра «Ищи связи»

На доске или на карточках написаны пары слов, между которыми ученики ищут связи:

Водоем – рыба; лес – деревья, дерево – дятел, шишка – дятел, белка – куница, дуб – мышь, лес – гриб, луг – бабочки; болото – лягушка; дуб – сойка; озеро – беззубка, цветок — бабочка.

— Сделайте вывод, какие виды связей здесь отражены (объяснять связи в каждой паре объектов не нужно).

На основании игры актуализируются знания о том, что между растениями и животными существуют «квартирные» и пищевые связи.

Формулировка темы урока

— Какие природные дома названы в этой игре?

На доске выставляются карточки со словами: лес, луг, болото, водоем .

— Эти природные дома называются природными сообществами.

На доске над уже выставленными карточками появляется карточка Природные сообщества .

— Как вы понимаете слово «сообщество»?

— Рассмотрите рисунки в учебнике, отражающие пищевые связи на лугу, в водоеме (работа в парах) и установите, как связаны между собой изображенные организмы.

Вывод: растения и животные связаны между собой пищевыми связями.

— В лесу также все растения и животные живут сообща. Давайте это докажем. Смоделируем уже знакомые нам лесные «этажи».

На доске рисунки лесных растений, расположенные в три ряда (если нет рисунков, записываются названия растений). Ученики опознают растения в верхнем ряду (первый ярус) и проверяют, все ли растения на месте; если есть ошибки, исправляют. Аналогично проверяются два следующих ряда.

— Могли бы растения жить в лесу, не располагаясь в разных ярусах?

— Сделайте вывод, почему одни растения растут в верхнем ярусе, другие во втором и третьем?

— Таким образом, ярусность – это приспособление растений к совместному проживанию.

Дидактическая игра «Паутинка» (работа в парах)

На карточках (а также на доске) ученикам предлагается следующая схема:

— С помощью карандаша прочертите связи, существующие между указанными объектами.

Обсуждение полученных результатов на основе схемы, изображенной на доске (схема строится с помощью заготовленных карточек, на доске мелом прочерчиваются связи).

— Что вам напоминает получившийся рисунок?

— Какой вывод позволяет сделать получившаяся паутинка?

— Рассмотрите в учебнике рисунок пищевой сети в дубраве и ответьте на вопрос учебника.

Вывод: в природном сообществе цепи питания переплетаются между собой и образуют единую пищевую сеть.

— И снова возвращаемся к схеме на доске и рассуждаем над вопросом: Что будет, если в лесу исчезнут все насекомоядные птицы?

По мере ответов учащихся, учитель убирает со схемы карточки с названиями растений и животных.

На доске появляется схема.

— Прокомментируйте схему с помощью текста учебника:

В процессе комментария схема дополняется обобщающими материалами:

— Что будет, если растения не будут получать питательные вещества, достаточно воды, света и тепла?

— Что будет, если исчезнут растения?

— Что будет, если исчезнут растительноядные животные?

— Что будет, если исчезнут микроорганизмы, жуки-могильщики?

— Почему нужно знать существующие в природе связи и почему нельзя их нарушать?

— Вывод свой сравните с текстом учебника.

Чтение текста учебника

— В чем значение науки экологии для человека?

— Итак, экология отвечает нам вопрос, почему и как нужно охранять природу, существующие в ней связи.

— На основе таблицы выясните, чем заповедники отличаются от заказников и национальных парков:

Охраняемые территории

Работа по заданиям под рубрикой «Порассуждай» (работа в парах).

4. Закрепление изученного

— Прочитайте вывод учебника.

Задание для желающих: подготовить сообщение об одном из национальных парков или заповеднике Республики Беларусь.

Смотрите также уроки:

Чтобы не пропустить ничего, что происходит и публикуется на блоге, подписывайтесь . И не забудьте оставить чуть ниже свой комментарий 😉 Я ценю ваше мнение!


На этом уроке вы познакомитесь с лиственными и хвойными лесами, узнаете об основных обитателях леса.

Лес можно сравнить с большим многоэтажным домом. Растения растут в несколько ярусов, только считают эти ярусы сверху вниз. Самые высокие деревья образуют верхний ярус, немного ниже - низкорослые деревья, еще ниже ярус кустарников и ярус трав, самый нижний ярус занимают мхи и лишайники.

Давайте рассмотрим ярусы лиственного леса. В таком лесу первый ярус занимают кроны самых светолюбивых деревьев. Это дуб, липа, береза, клен, осина, сосна, ель (рис. 2-4).

Низкорослые деревья - рябина, черемуха, ива - растут под пологом высоких. Они приспособились жить в тени, это второй ярус (рис. 5, 6).

Рис. 5. Черемуха ()

Третий ярус - ярус кустарников: малина, калина, крушина, орешник, шиповник, жимолость (рис. 7-11).

Рис. 10. Шиповник ()

Рис. 11. Жимолость ()

Эти растения никогда не смогут подняться до первого яруса, они всегда будут оставаться внизу, под лесом. Поэтому кустарниковый ярус называют подлеском. Четвертый ярус - ярус кустарничков - черника, брусника - и трав, таких как ландыш, кислица (рис. 12-14). Лесные травы более теневыносливые, чем, например, луговые.

Рис. 13. Брусника ()

В пятом ярусе растут растения, которым для роста и развития не нужно много света, - это мох и лишайник (рис. 15, 16).

Рис. 16. Лишайник на камне ()

Мхи хорошо впитывают и удерживают влагу, создавая тем самым условия роста для остальных растений. Лишайник - единый организм, который состоит из гриба и водоросли. Лишайники растут не только на земле, но и на камнях и коре деревьев.

Растения цветут в разное время. Ранней весной, когда на деревьях еще нет листьев и они не мешают лучам солнца проникать до самой земли, цветут первые травянистые растения: перелески, ветреницы.

Корни растений также располагаются ярусами. Глубже всех расположены корни самых высоких деревьев, немного выше - корни кустарников, а еще ближе к поверхности почвы - корни травянистых растений.

Как люди в большом доме, так и животные проживают на разных этажах в лесу. Место квартиры каждого зависит от того, кто чем питается и где находит себе укрытие. Верхний ярус лесного дома занимают насекомые, которые питаются листьями и почками деревьев. Так в кроне дуба живут майские жуки, жук-олень, желудевый долгоносик, дубовая листовертка, дубовая орехотворка (рис. 17-19).

Рис. 17. Жук-олень ()

Рис. 18. Желудевый долгоносик ()

Рис. 19. Дубовая листовертка ()

Птицы, которые питаются насекомыми, тоже обитают здесь, это зяблики, щеглы, пищухи и дятлы (рис. 20-22).

Они вьют себе здесь гнезда и укрываются от хищников. С верхних ярусов леса высматривают себе добычу хищники: ястреб, сокол, красный коршун, филин, сова (рис. 23-25).

Рис. 25. Красный коршун ()

В кронах второго яруса и на кустарниках кормятся дрозды, славки, синицы, снегири (рис. 26, 27).

Вместе с ними соседствуют мелкие зверьки: белки, бурундуки (рис. 28).

Рис. 28. Бурундук ()

Они находят здесь себе пищу и убежище от врагов. Листьями деревьев, кустарников, травами питаются более крупные животные: косуля, лось, кабан, заяц (рис. 29, 30).

В зарослях кустарника и среди молодых деревьев им легче укрываться от врагов, кому от лисицы, кому от волка. В траве живут грызуны, они едят зеленые растения и их семена. Рядом с ними соседствуют ежи, их основная пища - насекомые и дождевые черви. Густая трава и подземные норы служат им защитой от врагов. В лесной подстилке можно увидеть червей, улиток, клещей, насекомых, ими питаются пауки, хищные жуки - жужелицы. На насекомых охотятся змеи и ящерицы, которые сами становятся добычей для хищных животных. В почве живут черви, кроты, землеройки.

Лес называют природным сообществом. Все обитатели леса: растения, грибы, животные, микробы - живут совместно в одних и тех же природных условиях. Растения и животные связаны цепями питания. Пищевые связи, безусловно, главные в обществе растений и животных. Но кроме них между организмами существуют и другие, не менее важные связи для их жизни. Растения дают животным возможность укрываться от жары, от врагов. Птицы используют листья и стебли растений при строительстве своих гнезд. Животные помогают при распространении семян и плодов растений. Некоторые роют норы и подземные ходы, что способствует проникновению воды и воздуха к корням растений. Грибы и бактерии перерабатывают остатки растений и животных в минеральные соли, которые поглощают растения.

Кроме того, нити грибницы срастаются с корнями деревьев, кустарников и трав и помогают им добывать из почвы воду, с растворенными в ней солями.

Все обитатели леса не могут существовать независимо друг от друга, они живут в сообществах и помогают друг другу, поэтому лес называют природным сообществом.

Какое звено в лесных цепочках самое главное? Это растения, с листьями, плодами, шишками, от них зависит жизнь всех обитателей леса. Попробуем составить несколько лесных цепочек. Гусеница поедает растения - синичка поедает гусениц - за синицей охотится сокол. Мышка питается колосками растений - ласка поймала мышку - ласку может сова ночью схватить. В коре дерева проедает свой ход личинка жука-усача, она питается древесиной - дятел стал долбить кору дерева и схватил личинку - за дятлом охотится хищник, например ястреб. Вот и получается, что все лесные жители зависят друг от друга.

Сегодня на уроке вы получили знания о многообразии растительного и животного мира леса, узнали о том, что лес - это природное сообщество.

  1. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. Окружающий мир 3. - М.: Баллас.
  2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир 3. - М.: ИД «Федоров».
  3. Плешаков А.А. Окружающий мир 3. - М.: Просвещение.
  1. Hvoinie.ru ().
  2. Youtube.com ().
  3. Zoodrug.ru ().

Домашнее задание

  1. Что такое лес?
  2. Каких животных можно встретить в лесу?
  3. Почему говорят, что лес - это природное сообщество?


Рекомендуем почитать

Наверх