Программно временные устройства фау 2 конструкция. Ракеты ФАУ — «оружие возмездия. Интегратор осевых перегрузок

Разное 23.02.2019
Разное

Один из двух М24 Чаффи "реквизированных" 704-м танковым батальоном, когда колонна из 20 трейлеров с танками М24 направлялась в 9-ю армию, через территорию контролируемую 1-ой армией. Американские солдаты из 82-й десантной дивизии осматривают М24 в бельгийском городе Нонсеву (Nonceveux), 19 января 1945.

Оба эти М24 участвовали в боях с кампфгрупой Пайпер в районе Ла Глиз в декабре 1944.

В первую половину 2МВ лёгкие танки играли в американской армии очень значительную роль. Ими полагалось начинать атаку, чтобы внести в ряды противника смятение, выявить и сковать его огневые средства и таким образом подготовить ввод основных сил. Поэтому, американский танковый полк состоял из двух батальонов средних танков и одного батальона лёгких. Парк лёгких танков в основном составляли М3. Однако к 1942 слабость этих машин стала уже очевидной – слишком слабая броня и слишком слабая пушка. Попытка модифицировать М3, привела к появлению М5А1, у которого кроме новой силовой установки основные тактические показатели остались прежними. Требовалась новая машина и поэтому в феврале 1941 начались работы над танком Т7 на базе танка М5.

Первоначально машина планировалась с 37мм пушкой, но требования постоянно менялись. Заметное влияние оказал боевой опыт применения М3 в британской 8-й армии в Северной Африке в 1942. Как следствие, в мае 1942 Танковые Войска (Armored Force) захотели уже 57мм пушку, а в августе заявили про 75мм орудие. Чтобы проверить возможность установки требуемого калибра на лёгкий танк, конструкторы взяли M8 HMC и заменили гаубицу на 75 мм пушку. Тесты принесли две новости, хорошую и плохую: база М5 вполне принимала 75 мм орудие, но оставалось слишком мало места для боекомплекта. В результате всех усовершенствований вес танка Т7Е5 достиг почти 29 тонн. Такой огромный весовой скачёк практически перевёл Т7 в разряд средних танков, где уже ниша была занята танком М4 Шерман. В общем, заказчики не получили новый средний танк и в марте 1943 Танковые Войска отказались от этого проекта.

В 1942-43 с ростом огневой мощи и бронезащищённости немецких танков у американцев возникло понимание, что роль лёгких танков скоро ограничится функциями разведки. Попытка увеличить боевые возможности лёгкого танка Т7 перевёла его в категорию средних танков. Став в 1943 средним танком М7, машина не могла конкурировать с уже имевшимся М4.

После столь резкой неудачи Артиллерийский Департамент тут же инициировал работы над новым проектом лёгкого танка. Предполагалось, что машина будет весить до 20 тонн и иметь отлично зарекомендовавший себя сдвоенный двигатель, как на М5А1 и 75 мм пушку. 29 апреля 1943 программу одобрили, присвоив обозначение T24 Light Tank. Контракт на создание Т24 выдали фирме Chrysler Motor Car Division, которая входила в General Motors Corporation. Проектные работы возглавил Эд Коул (Ed Cole), который после войны стал президентом корпорации Дженерал Моторс. Корпус для будущего танка разработчики позаимствовали у САУ, над которой работал Cadillac Division - ещё одно отделение General Motors. Эта САУ включала в себя ряд компонентов от М5А1,что вполне устраивало разработчиков и заказчиков, потому, что повышало техническую унификацию. Корпус самохода адоптировали под танк, наклонив борта внутрь, что позволило сделать нужный погон башни в 60 дюймов, усилило бронезащиту и сэкономило общий вес. Силовая установка тоже была заимствована у М5А1, хотя имела ряд серьёзных отличий. От М5 перешла и трансмиссия Hydromatic.

Танковые Войска потребовали, чтобы у будущей машины появилась 3-х местная башня, новая подвеска и более широкие, чем у М5А1 гусеницы. Идя на встречу военным на Т7 установили торсионную подвеску.

Созданием 75 мм орудия занимался Rock Island Arsenal. Конструкция пушки получилась весьма оригинальной. Поскольку Т24 являлся лёгким танком, и свободное пространство в нём было сильно ограничено, то в качестве прообраза была использована авиационная пушка Т13Е1 с малым откатом, стоявшая на бомбардировщике В-25. В итоге, получилось лёгкое 75 мм орудие М6 с компактным коническим откатным устройством, как на авиапушке, а баллистика и боеприпасы, как у 75 мм пушки М3 на среднем танке Шерман.

номенклатура боеприпасов 3-х дюймового орудия 75мм орудия M6
лёгкого танка М24 Чаффи
тип снаряда обозначение вес патрона, кг вес снаряда, кг тип ВВ вес ВВ, кг вес заряда,кг тип заряда
бронебойный с защитным и баллистическим наконечниками, трассирующий APC M62 Projectile (APC BC/HE-T)* 12.35 7.00 TNT 0,06 2.20 FNH**, M1
бронебойно-подкалиберный HVAP M93 Shot (APCR-T) 9.42 4.26 ? ? ? ?
бронебойный AP M79 Shot (AP-T) 12.04 6.8 - - 1.98 FNH, M1
осколочно-фугасный HE M42A1 Shell (HE) 11.29 5.83 TNT 0,39 2.20 FNH
дымовой HC B1 M88 Shell, Smoke 6.98 3.34 дымообразующий состав ? ? ?
*бронебойный выстрел APC M62 Projectile имел вариант без заряда ВВ в донной части, с весом снаряда 6.76 кг
**FNH - Flashness nonhygroscopic (беспламенный негигроскопичный
бронепробиваемость 75мм орудия M6, L/39,4
лёгкого танка М24 Чаффи, по гомогенной броне под углом встречи 30 град. от вертикали
тип снаряда начальная скорость, м/с дальность, м
457.2 914.4 1371.6 1828.8
618,744 66мм 60мм 55мм 50мм
HVAP T45 Shot (APCR-T)* 868,68 117мм 97мм 79мм 64мм
AP M72 Shot (AP-T) 618,744 76мм 63мм 51мм 43мм
HE M48 Shell (HE), Superchurge 603,504 - - - -
HE M48 Shell (HE), Normal 463,296 - - - -
HC BI M89 Shell, Smoke 259,08 - - - -
WP M64 Shell, Smoke 603,504 - - - -
по цементированной броне под углом встречи 30 град. от вертикали
APC M61 Projectile (APC BC/HE-T) 618,744 74мм 67мм 60мм 54мм
AP M72 Shot (AP-T) 618,744 66мм 53мм 41мм 33мм
* - экспериментальный

В мае 1942 изготовили деревянный макет танка, за которым последовали два пилота. Машина обещала быть настолько хорошей, что в сентябре 1943, ещё до того, как появились пилотные машины, Артиллерийский Комитет (Ordnance Committee) рекомендовал выпуск 1000 Т24. Служба Снабжения (Service of Supply) тоже выразила согласие, уточнив только, что 1000 Т24 изготовят вместо 1000 М5А1.

15 сентября 1943 первый пилотный танк доставили на Абердинский полигон, где выявились проблемы с откатным механизмом и множество мелких дефектов в силовой установке. Впрочем, проблемы не выходили за рамки обычных на данном этапе создания. Второй пилот уже не имел предыдущих недостатков и в декабре 1943 был передан Бронетанковый Отдел (Armored Board) для испытаний в Форт Ноксе. Результаты тестов оказались хорошими, а замечания касались командирской башенки, пистолетной бойницы справа в башне и боеукладки.

Наконец, в конце апреля 1944 Cadillac начал производство танков Т24. Сначала выпуск продвигался медленно, пока в мае 1944 на предприятии не было свёрнуто производство М5Е1. Чтобы ускорить появление новых машин в июле 1944 фирму Massey-Harris тоже перевели с выпуска М5А1 на Т24.

наличие лёгких танков М24 в таноквых дивизиях в Европе в 1945
дививизия февраль март апрель май
2 17 17 33
3 13 17 46
4 17 24
5 17 17 17
6 20
7 17 30 51
8 82 82 79 82
9 16 51
11 18
13 79
14 5
16 83 83
20 83 83
всего в танковых дивизиях 82 146 359 592
другие подразделения 46 268 325 384
всего 128 414 684 976
По данным того же автора, но в другой книге статистика отличается. Смотри другую таблицу - "Лёгкий танк М24 Чаффи ".

В июле 1944 Т24 стандартизировали, как M24 Light Tank (лёгкий танк М24). Позднее, М24 стали называть Chaffee, в честь первого командующего Танковыми Войсками (Armored Force) – Адна А. Чаффи (Adna A. Chaffee).

М24 оставался на послевоенной службе в армии США и интенсивно использовался в корейской войне. Впоследствии M24 Chaffee был заменён танком M41 Walker Buldog.

производство M24 Chaffee
месяц Cadillac Massey-Harris всего
1944
апрель 1 - 1
май 24 - 24
июнь 50 - 50
июль 100 10 110
август 200 16 216
сентябрь 212 34 246
октябрь 277 40 317
ноябрь 377 40 417
деабрь 499 50 549
1945
январь 200 125 325
февраль 300 155 455
март 350 192 542
апрель 205 138 343
май 350 190 540
июнь 280 149 429
июль 167 - 167
всего 3,592 1,139 4,731
модификации M24 Chaffee

Танк M24 Chaffee стал базой для "Light Combat Team", то есть не его основе производился полный набор американских лёгких боевых машин – танк, САУ, специальные танкиРяд прототипов разработанных на шасси более раннего лёгкого танка М5А1 после появления М24 Чаффи адаптировались под его базу.

М19 MGMC - зенитная самоходная установка с двумя 40 мм пушками
M41 HMC - со 155 мм гаубицей
M37 HMC - САУ со 105 мм гаубицей
T38 Mortar Carriage - САУ с 50,5 мм миномётом
T77E1 MGMC - зенитная самоходная установка с 4 .50 cal пулемётами и компьютерной системой наведения
T24E1 - прототип Т24 с дигателем Continental R-975 и более длинной 75 мм пушкой, оснащённой дульным тормозом. В серию не пошёл потому, что Армию устраивал стандартный М24
T6E1 - БРЭМ, которая отличалась отсутствием смотровой башенки и рядом мелких деталей
T81 - ЗСУ с одной 40 мм зенитной пушкой и двумя пулемётами 50.cal
T78 - улучшенная версия T77E1
T96 - самоходная установка со 155 мм миномётом T36.

T77 Multiple Gun Motor Carriage

В 22 июля 1943 начались работы по созданию мобильной зенитной самоходной установки на базе лёгкого танка Т24, для замены M16 MGMC на базе полугусеничника М3. Проект назвали T77. На шасси танка установили сконструированную US Army Air Force башню с шестью пулемётами H2 .50cal.При этом была использована технология башенных турелей стоявших на тяжёлом бомбардировщике B-29 Superfortress. Пулемёты имели дистанционное управление и обеспечивали сумарную скорострельность 400-500 выстрелов в минуту. Кроме наводчика прицеливание и стрельбу мог в случае необходимости осуществлять со своего места и командир, так же находившийся в башне.

В июле начались испытания Т77 на Абердинском полигоне. По результатам тестов в конструкцию ЗСУ Т77 внесли ряд изменений: вместо шести пулемётов оставили четыре; для командира и наводчика поставили на башню два плексигласовых колпака; разработали компьютеризированную систему наведения. Улучшенную версию ЗСУ назвали T77E1. Ещё до окончания работ над ЗСУ стало ясно, что она плохо годилась для борьбы с появивишимимся высокоскоростными реактивными самолётами. Проект был закрыт.

М24 Чаффи и ленд-лиз

Позднее появление М24 сказалось на их малом количестве, переданном Америкой своим союзникам. Британия заказала 842 танка M24 Chaffee, но успела до конца войны получить только 203 машины в 1944 и 99 машин в 1945. Англичане не спешили направлять в войска новые танки. В 7-й танковой дивизии M24 Chaffee попали в разведывательный эскадрон 5-го Royal Inniskilling Dragoon Guards и разведку 8-го Hussars.Один M24 Caffee в мае 1945 попал в канадскую 4-ю танковую бригаду для испытаний. Отчёт гласил: "не приходится говорить слишком хорошо о его конструкции и исполнении". Два танка М24 Чаффи получил СССР.

До лета 1945 небольшое количество M24 Caffee американцы передали Индии и Италии.

экспорт танков M24 Chaffee
лен-лиз 2МВ
Британия 302
СССР 2
всего 304
NATO/Европа
Австрия 69
Бельгия 223
Дания 63
Франция 1254
Греция 170
Италия 518
Норвегия 123
Португалия 16
Испания 31
Турция 238
всего 2705
Азия - Тихий Океан
Камбоджа 36
Япония 289
Южная Корея 30
Лаос 4
Пакистан 132
Тайвань 292
Таиланд 118
Южный Вьетнам 137
всего 1038
Ближний Восток
Эфиопия 34
Иран 180
Ирак 78
Саудовская Аравия 52
всего 344
всего экспортировано 4391
навигация по теме

Peter Chamberlen and Chris Ellis -- British and American Tanks of World War Two -- Silverdale Books, 2004

R. J. Icks -- M24 Chaffee -- Profile Publication, 1967

Jim Mesko -- The M24 Chaffee in Action -- Squadron/Signal, 1988

Steven J. Zaloga -- M24 Chaffee Light Tank 1943-85 -- Osprey, 2003

навигация по теме
источники

Peter Chamberlen and Chris Ellis -- British and American Tanks of World War Two -- Silverdale Books, 2004

R. J. Icks -- M24 Chaffee -- Profile Publication, 1967

Jim Mesko -- The M24 Chaffee in Action -- Squadron/Signal, 1988

Steven J. Zaloga -- M24 Chaffee Light Tank 1943-85 -- Osprey, 2003

Light tank M24, Chaffee.

Танк М24 начали выпускать в 1944 году. Он предназначался для использования в разведывательных подразделениях пехотных и бронетанковых дивизий, а также в воздушно-десантных войсках. Хотя в новой машине использовались отдельные агрегаты М3 и М5 (например, коробка передач и гидромуфта), по форме корпуса и башни, мощности вооружения, конструкции ходовой части танк М24 резко отличается от своих предшественников. Корпус и башня - сварные. Броневые листы примерно такой же толщины, как и установок серии М5, но расположены под значительно большими углами наклона к вертикали.

Для облегчения ремонта в полевых условиях листы кормовой части крыши корпуса выполнены съемными, а в верхнем лобовом листе сделан большой люк. В ходовой части использованы 5 опорных катков среднего диаметра на борт и индивидуальная торсионная подвеска. В башне устанавливалась 75-мм модифицированная авиационная пушка и спаренный с ней 7,62-мм пулемет. Еще один 7,62-мм пулемет устанавливался в шаровой опоре в лобовом листе корпуса. На крыше башни монтировался 12,7-мм зенитный пулемет. Для повышения точности стрельбы из пушки устанавливался гироскопический стабилизатор типа "Вестингауз". В качестве средств связи использовались две радиостанции и танковое переговорное устройство. Танки М24 использовались на заключительном этапе Второй мировой войны, а в послевоенное время состояли на вооружении многих стран мира.

В сравнении с легким танком М5, пришедший ему на смену М24 означал существенный шаг вперед, М24 далеко превосходил все легкие машины второй мировой войны по бронезащищенности и огневой мощи,что же касается мобильности, то новый танк обладал не меньшей маневренностью, чем его предшественник М5. Его 75-мм пушка по своим характеристикам почти ничем не уступала орудию "Шермана" и по огневой мощи превосходила вооружение большей части средних танков образца 1939 года. Серьезные изменения, внесенные в конструкцию корпуса и форму башни, способствовали устранению уязвимых мест, снижению высоты танка и приданию бронированию рациональных углов наклона.При проектировании "Чаффи" особое внимание уделялось обеспечению легкого доступа к основным узлам и агрегатам.

Конструкторские работы с целью установки 75-мм орудия на легкий танк начались почти одновременно с разработкой среднего танка, вооруженного такой же пушкой. 75-мм самоходная гаубица Т17, созданная на основе боевой машины М1Е3, стала первым шагом в этом направлении, и несколько позже, когда появилась потребность в легком танке, обладающем такой же огневой мощью, что и М4, самоходная гаубица М8 подверглась соответствующей модификации. Вооруженная 75-мм пушкой М3, эта модель получила, хоть и не совсем официально, обозначение М8А1.

Базой для нее послужило шасси М5, способное выдержать нагрузки, возникающие при стрельбе 75-мм орудия, но версия М8А1 была лишена основных качеств, свойственных танку. Требования к новой машине предполагали сохранение той же силовой установки, которой оснащался М5А1, улучшение ходовой части, сокращение боевой массы до 16,2 т и применение бронирования толщиной не менее 25,4-мм с резко выраженными углами наклона. Большим недостатком М5А1 был малый объем его башни, что исключало возможность установки 75-мм пушки. Тогда возникло предложение построить легкий танк Т21, однако эта машина весом 21,8 т оказалась чересчур тяжелой. Затем внимание командования танковых войск привлек легкий танк Т7. Но эта машина была разработана по заказу английской армии под 57-мм пушку, и, когда американцы попытались установить на нее 75-мм орудие, вес получившейся модели возрос настолько, что Т7 перешел в категорию средних танков.

Новая модификация сначала была стандартизирована как средний танк М7, вооруженный 75-мм пушкой, а затем стандартизацию отменили ввиду проблем с материально-техническим обеспечением, которые неизбежно возникали из-за существования двух стандартных средних танков. В октябре 1943 года фирма "Кадиллак", входившая в состав корпорации "Дженерал моторс", представила образцы машины, которая отвечала выдвинутым требованиям. Машина, обозначавшаяся Т24, удовлетворяла запросам командования танковых войск, которое заказало 1000 единиц, даже не дожидаясь начала испытаний. Кроме того, были заказаны образцы модификации Т24Е1 с двигателем от истребителя танков М18, но вскоре от этого проекта отказались.

Танк Т24 был оснащен 75-мм орудием Т13Е1 с противооткатным устройством ТЗЗ и пулеметом калибра 7,62-мм на станине Т90. Вполне приемлемый вес пушки объясняется тем, что она была разработана на основе авиационной пушки М5 и ее новое обозначение М6 просто-напросто означало, что она предназначена для установки не на самолете, а на танке. Как и на Т7, сдвоенные, двигатели "Кадиллак" устанавливались на салазках с целью облегчения технического обслуживания. Кстати, фирма "Кадиллак" была выбрана для осуществления серийного производства Т24 именно потому, что Т24 и М5А1 имели одну и ту же силовую установку.

На Т24 была применена торсионная подвеска ходовой части истребителя танков М18. Существует мнение, что этот тип подвески изобрели немецкие конструкторы, в действительности же американский патент на торсионную подвеску был выдан в декабре 1935 года У. Э. Престону и Дж. М. Барнесу (будущему генералу, начальнику научно-исследовательской службы департамента вооружений до 1946 года). Ходовая часть машины состояла из пяти обрезиненных опорных катков диаметром 63,5 см, ведущего колеса переднего расположения и направляющего колеса (на борт). Ширина гусениц достигала 40,6 см.

Корпус Т24 был выполнен из катаной стали. Максимальная толщина лобовых деталей достигала 63,5-мм. В других, менее критических местах, бронирование было тоньше - в противном случае танк не вписывался бы в категорию легкого. Большая съемная крышка в наклонном лобовом листе обеспечивала доступ к системе управления. B распоряжении механика-водителя и его помощника имелись дублирующие друг друга органы управления.

В июле 1944 года Т24 был стандартизирован под обозначением легкий танк М24 и получил в войсках название "Чаффи". К июню 1945 года уже было построено 4070 этих машин. Придерживаясь концепции легкой боевой группы, американские конструкторы разработали на базе шасси М24 целый ряд самоходных артиллерийских установок, наиболее интересной из которых являлась многоствольная ЗСУ Т77: на стандартное шасси М24, подвергшееся незначительной модификации, была установлена новая башня с шестиствольной пулеметной установкой калибра 12,7-мм. В некотором роде эта машина стала прообразом современной, также шестиствольной, зенитной системы "Вулкан".
Когда М24 еще находился в стадии разработки, командование сухопутных войск надеялось, что новый легкий танк можно будет перевозить по воздуху. Но даже для транспортировки самолетом С-54 более легкого танка М22 "Локаст" приходилось снимать башню. Появление транспортного самолета С-82 с грузоподъемностью 10 т сделало возможным перевозку М24 по воздуху, но также с демонтированной башней. Однако этот метод требовал больших затрат времени, труда и материальных ресурсов. Кроме того, уже разрабатывались большие транспортные самолеты, способные принять на борт боевые машины типа "Чаффи" без предварительного демонтажа.

После войны "Чаффи" состоял на вооружении армий ряда стран и принимал участие в боевых действиях в Корее и Индокитае. Этот танк успешно справлялся с выполнением самых разнообразных задач и послужил базой для проведения многочисленных экспериментов. Так, например, на шасси М24 устанавливалась башня французского танка АМХ-13; на полигоне в Абердине испытывалась модификация М24 с подвеской немецкого 12-тонного трактора с гусеницами на три четверти ходовой части, однако при движении прототипа по бездорожью результаты испытаний оказались не удовлетворительными; на макет М24 устанавливалась 76-мм пушка с автоматическим заряжанием, но дальше этого эксперимента дело не пошло; и, наконец, "противопехотная" версия Т31 разбрасывала по обе стороны корпуса осколочные мины, чтобы не дать пехоте противника возможности подобраться к танку вплотную. Кроме того, на командирской башенке устанавливались два 12,7-мм пулемета, что существенно увеличивало огневую мощь, которой располагал командир танка.

Оценка британского опыта боев в Западной пустыне в 1942 году, когда 8-я Армия применяла М3, показала, что перспективным американским танкам потребуется более сильное вооружение. В опытном порядке на САУ М8 вместо гаубицы установили 75-мм танковую пушку. Огневые испытания показали возможность оснащения М5 орудием калибра 75-мм.

Первую из двух опытных моделей, обозначенную Т24, представили военным в октябре 1943 г., и она оказалась столь удачной, что АТС немедленно утвердила заказ промышленности на 1000 машин, позднее увеличенный до 5000. Изготовлением занялись "Кадиллак" и "Мэссей-Харрис", выпустившие совместно с марта 1944 г. до конца войны 4415 машин (включая САУ на их шасси), вытеснивших с производства машины серии М5.

Тактико-технические характеристики

Боевая масса
Размеры:
длина

5000 мм

ширина

2940 мм

высота

2770 мм

Экипаж

4 - 5 человек

Вооружение 1 х 75-мм Пушка М5
2 х 7,62-мм пулемета
1 х 12,7-мм пулемет
Боекомплект

48 снарядов 4000 патронов

Бронирование:
лоб корпуса

25,4 мм

лоб башни 38 мм
Тип двигателя

карбюраторный "Кадиллак" тип 42

Максимальная мощность 2х110 л.с.
Максимальная скорость

55 км/час

Запас хода

200 км

Опытные машины и другие проекты:

Т24Е1 представлял собой опытную машину Т24 с двигателем "Континенталь" R-975, а позднее с удлиненной 75-мм пушкой с дульным тормозом. Поскольку М24 оказался вполне удачным с двигателем "Кадиллак", дальнейших работ с этой машиной не проводили.
75-мм пушку Мб создали па основе крупнокалиберного авиационного орудия, применявшегося на бомбардировщиках "Митчелл" и имевшего противооткатные устройства, расположенные вокруг ствола, значительно снизившие габариты пушки. В мае 1944 г. Т24 приняли на вооружение как легкий танк М24. Поставки армии первых М24 начались в конце 1944 г., и они применялись в последние месяцы войны, оставаясь стандартными легкими танками американской армии и после войны.
Параллельно с разработкой нового легкого танка приняли решение о создании единого шасси для боевой группы машин легкого класса - танков, САУ и специальных машин, облегчавшего производство, снабжение и эксплуатацию. Многие варианты и модификации, выполненные в соответствии с этой концепцией, представлены ниже. Все они имели одинаковые с М24 двигатель, трансмиссию и узлы ходовой части.


Модификации М24:

  • ЗСУ М19 . Эта машина, построенная для ПВО, первоначально обозначалась Т65Е1 и являлась развитием самоходной установки Т65 со спаренной 40-мм зенитной пушкой, установленной в кормовой части корпуса, и двигателем в средней части корпуса. Разработку ЗСУ начала АТС в середине 1943 г., и в августе 1944 г., когда ее приняли на вооружение под обозначением М19, заказали 904 машины. Однако к концу войны построили только 285. М19 оставались стандартным вооружением Армии США в течение многих лет после войны.
  • САУ М41 . Прототип машины Т64Е1 - усовершенствованная самоходная гаубица Т64, выполненная на основепом танка серии М24 и отличался от него отсутствием командирской башни и незначительными деталями.
  • Т6Е1 -проект БРЭМ легкого класса, разработку которого прекратили в конце войны.
  • Т81 - проект установки 40-мм зенитной пушки и двух пулеметов калибра 12,7 мм на шасси Т65Е1 (М19).
  • Т78 - проект улучшенной модификации Т77Е1.
  • Т96 - проект самоходного миномета со 155-мм орудием Т36. Т76 (1943 г.) - прототип самоходной гаубицы М37.

На британской службе:



Рекомендуем почитать

Наверх