Рейтинг M PORT: лучшие вертолеты США. Лучшие ударные вертолёты в мире

Красивое тело 14.03.2019
Красивое тело

Тридцать три новейших вертолета серии Н-1 вскоре поступят на вооружение армии США - такая сделка влетит военным в копеечку (а, вернее, в 550 миллионов долларов). В связи с этим M PORT решил разведать: а какие же боевые вертолеты - самые лучшие для Америки?

AH-1Z Super Cobra

Способен на многое. Гибкий. Многофункциональный. В общем, самый-самый среди штурмовых вертолетов, шедевр вертолетного искусства. Его дизайн, материалы, авионика и вооружение соответствуют всем высочайшим требованиям, которые предъявляет к своей боевой технике морская пехота США.

Особенно хороша его интегральная система прицеливания, которая бывает очень кстати в современных военных конфликтах, часто протекающих в городских условиях. А пассивный радар тщательно сканирует обширное поле боя, захватывая в прицелы вертолета сразу несколько целей.

Boeing V-22

Широкий диапазон применения, отличная скорость и способность трансформироваться. Когда-то были заданы классические параметры вертолета как летального аппарата. Так вот, V-22 летает в два раза быстрее «классики», берет груз в три раза больше, а максимальная высота его полета в два раза превышает потолок более старых винтокрылов.

Это первая в мире машина, которая сочетает в себе способность вертикально взлетать и горизонтально планировать, как самолет. Перекрестная трансмиссия дает возможность пилоту задействовать два двигателя Rolls-Royce AE1107C Liberty либо вместе, либо по отдельности. Специфическая компоновка моторов и плоскостей как нельзя лучше подходит к ведению боевых действий на море.

Чтобы создать совершенно новую машину с таким индексом, фирма Bell добавила к узнаваемому силуэту и испытанной надежности самые современные аэрокосмические технологии. Усовершенствование корпуса вертолета, два двигателя Т700 от компании General Electric, модерновый «стеклянный» кокпит и самые передовые бортовые системы - вот что делает его совершенным тактическим вертолетом.

По мнению специалистов, благодаря полностью интегрированной системе вооружения, авионике и системам связи этот винтокрыл является одним из самых живучих в условиях современного боя.

OH-58D KIOWA WARRIOR

Этот вертолет со своими выдающимися боевыми качествами способен задать перцу «плохим парням» в любой точке мира. На его счету уже немало реальных операций, и проводит он боевые действия равно эффективно как днем, так и ночью.

Этот крутой боец может нести на своем борту самое разнообразное вооружение. Он всегда начеку, и к бою он будет готов не позже чем через 10 минут после выгрузки из чрева транспортного С-130. А специальное оборудование и малошумный силовой агрегат помогают ему скрытно приблизиться к вражеским позициям.

Опыт использования флота в 150 вертолетов этого типа, размещенных в более чем 10 странах мира, доказывает, что этот вертолет достоин быть основной платформой для дальнейшего развития перспективного многофункционального вертолета.
Оснащенный надежным двигателем Honeywell T53-L-703, он демонстрирует великолепные летные качества. И это при том, что последние усовершенствования утяжелили машину до 4,8 тонн.

По мнению экспертов, лучшего вертолета для транспортирования военных на дальние расстояния и на большой высоте, а также для эвакуации раненых, в том числе и в условиях раскаленной пустыни, найти сложно.

Отличный разведывательный вертолет. Обнаруживает и ликвидирует угрозу. Спасает человеческие жизни. В общем, воплощение мечты американской армии о высокоскоростном и маневренном разведывательном летательном аппарате.

Вертолет оснащен одним турбинированным двигателем Honeywell HTS900-2, который передает на вал мощность в 970 лошадиных сил. Он вооружен мощной пушкой Gatling, семью управляемыми ракетами и батареей НУРСов на 38 единиц.

— Няп-няп, это что за треск? – Кроль задрал к небу ушастую голову. – О, винтокрыл полетел!

Фомуви тоже взглянул вверх:

— Нет, Кроль, это не винтокрыл, а классический вертолет. Даже уточним, вертолет соосный, что и прежде было явлением в мире не частым, а в последнее время встречается все реже.

— Это еще почему? – Кроль недовольно сморщил нос. – Рассказывай уже, что это за редкостная птица такая!

— Конечно, расскажу, раз тебе интересно. Познавай мир вокруг нас и кругозор расширяй.

Считается, что первое изображение вертолета появляется на рисунке великого итальянца Леонардо да Винчи, который прославился не только как художник, но и как и других конструкций. Но к практическому воплощению этой машины человечество подошло только в конце XIX века. Однако создать приемлемую конструкцию, где подъем и движение осуществлялись за счет винтов, оказалось чрезвычайно сложно. Попытки конструкторов разных стран оканчивались провалом. И хотя первый образец геликоптера подняли в воздух Франции уже в 1907 году, равноправными партнерами самолетов винтокрылые машины стали значительно позже.

Кстати, именно французское слово «геликоптер », происходящее от греческих «винт» и «крыло», породило первоначальное русское название этой техники – винтокрыл. Однако позднее оно было вытеснено более удачным «вертолет» (от слов «вертеться» и «лететь»), а в просторечии и вовсе «вертушка». Название «винтокрыл» сохранилось лишь за определенным типом этих летательных аппаратов, в конструкции которых сочетаются и винты, и крылья.

Винтокрыл объединяет в себе достоинства и недостатки и самолетов, и вертолетов. С одной стороны, благодаря крыльям, он быстро движется в горизонтальном направлении, как самолет. И в то же время может, благодаря винтам, зависать в воздухе и осуществлять вертикальные взлет и посадку, как вертолет. С другой стороны, в любом режиме создается дополнительное сопротивление, что снижает эффективное использование мощности двигателей, скорость и маневренность аппарата. Именно поэтому более распространенными являются другие типы вертолетов.

Проект винтокрыла Ка-34.Поперечная схема.Соосные несущие винты. Соосные же тянущие винты на ТВД.

Одна из первых и наиболее часто применяемая конструкция – одновинтовая с рулевым винтом . В этом случае над фюзеляжем вертолета крепится большой винт, дающий подъемную и тяговую силу, а на хвостовой балке – рулевой винт меньших размеров, компенсирующий реактивный момент и позволяющий управлять машиной в воздухе. Однако этот винт забирает на себя часть мощности двигателя, ухудшает характеристики основного винта, весьма уязвим при полетах на малой высоте и опасен на земле.

Желая уйти от этих недостатков, конструкторами был создан фенестрон – вертолет, рулевой винт которого помещен в кольцо. Но и такая схема имеет свои недостатки. Прежде всего, большой вес и габариты хвостовой балки, что делает нецелесообразной ее применение на тяжелых вертолетах.

Eurocopter EC145T2 снабжен «фирменным» фенестроном.

Один из самых современных типов – . В его хвостовой балке устанавливаются мощный вентилятор и реактивные сопла, регулирующие потоки воздуха и давление. Благодаря отсутствию рулевого винта, этот тип вертолетов является самым бесшумным и безопасным.

Вертолет со струйной системой управления.

Существуют одновинтовые реактивные вертолеты , весьма простые по своей конструкции. Однако они были слишком шумные и давали низкую скорость при большом расходе топлива. Кроме того, возникали сложности с их безопасным управлением. Поэтому в настоящее время серийного производства реактивных вертолетов не ведется.

Реактивный вертолет Добльгофа V-1 (Германия, 1942 год). Одноместный, одновинтовой. Двигатель «Вальтер-Микрон», 60 л.с. Полетная масса 285 кг. Максимальная скорость 80 км/ч.

Реактивный вертолет XV-9a «Хьюз» (США. 1965 год). Одновинтовой, два двигателя «Дженерал-электрик» YT64-6, турбореактивные, используемые как генераторы газа. Диаметр несущего винта 16,7 м. Полетная масса около 8300 кг. Расчетная максимальная скорость 277 км/ч. Расчетная продолжительность полета 2 ч.

Другой тип – вертолеты с двумя несущими винтами . Чтобы компенсировать реактивный момент, возникающий при вращении лопастей, они вертятся в противоположном направлении. Такие винты могут быть установлены продольно , в передней и хвостовой части вертолета. Такая схема существенно увеличивает габариты и грузоподъемность машины без потери в ее управляемости. За это подобные аппараты иногда называют «летающими вагонами».

Другой вариант – поперечная схема , когда несущие винты вынесены на специальные балки-крылья по бокам фюзеляжа. При этом в хвостовой части по-прежнему размещается рулевой винт.

И, наконец, соосная схема , которая являлась визитной карточкой советских вертолетов конструкторского бюро Камова. Вертолет именно такого типа, Кроль, пролетал сейчас над нами. В этом случае два несущих винта располагаются непосредственно друг над другом. Впервые такое расположение было задумано и запатентовано англичанином Генри Брайтом еще в 1859 году. Но доработать его и вывести на серийный уровень производства удалось только советским конструкторам.

Вертолеты Ка-25, Ка-15, Ка-26 на площадке возле здания фирмы «Камов»

Такая схема имеет свои очевидные преимущества:

  • минимальные размеры лопастей и самой кабины по сравнению с другими типами вертолетов;
  • минимальные требования к площади взлета и посадки, что делает их наиболее пригодными в качестве спасательных и корабельных вертолетов;
  • компактность конструкции и простота управления (один пилот – фирменная особенность всех вертолетов ОКБ «Камов»);
  • максимальная аэродинамическая симметрия и сопротивляемость силе ветра, что улучшает эффективность вертолета в сложных погодных условиях.

Возможно, именно благодаря таким качествам, соосную схему имеют многие вертолеты на пульте управления . В сочетании с автоматом перекоса такое расположение винтов делает почти невесомую модель способной слушаться дистанционных команд, летая в произвольном направлении и вертикально, и горизонтально (например, боком). Эта конструкция позволяет даже новичку избежать краха радиоуправляемого вертолета в первом же полете.

Замечу, что ни одна другая страна так и не смогла освоить серийный выпуск соосных вертолетов, выпускавшихся в СССР с 1947 года. Жаль, но сейчас идет речь о том, что продолжать их производство не могут уже и в России, и секреты конструкции могут быть безвозвратно утрачены.

На смену соосным аппаратам пришли вертолеты с перекрещивающимися лопастями , придуманные американскими конструкторами. По сути, они обладают теми же достоинствами и недостатками, что и машины предыдущего типа. Однако их производство считается менее сложным, чем соосных.

Существуют и многовинтовые вертолеты , у которых устанавливается 3 и более несущих винтов. Именно такими были прообразы нынешних винтовых аппаратов на заре их развития. По этому же пути идут производители радиоуправляемых моделей вертолетов. Эта схема придает машине значительный вес, но не требует установки автомата перекоса, позволяя без него сохранять равновесие. Таким образом, многовинтовая схема позволяет существенно удешевить модель.

Любопытный немецкий проект создания электрического многовинтового вертолёта (английский термин multicopter или multirotor). 21 октября 2011 г. прототип под названием E-Volo Volocopter VC1 совершил первый полет с человеком на борту.

— Надо же, как все интересно, няп! – Кроль увлеченно подвигал ушами. – Я-то считал, что вертолет – это что-то вроде недоделанного самолета. А оказывается, у них совсем другие возможности! Почему же мы так редко их видим?
— А вот это, мой друг, вопрос, который, полагаю, не имеет точного ответа, — вздохнул Фомуви. – Возможно, кто-то из тех, от кого это зависит, думают подобно тебе. А ведь на самом деле создание и практика применения вертолетов – одна из самых замечательных страниц истории России, которой по праву стоит гордиться. И машины эти заслуживают того, чтобы занимать достойное место и сегодня в самых разных областях применения.

Сегодня в состав вооруженных сил ведущих держав входит множество самых разных типов боевых вертолетов. Но наибольший интерес у любителей авиации вызывают именно ударные машины. Ведь они обладают не только впечатляющей эстетикой, но и невероятной огневой мощью. Мы представим Вам самых ярких представителей боевой вертолетной индустрии и расскажем о ее перспективах.

«Кобры» и «Апачи». «Шайтан арба» дядюшки Сэма

Родоначальниками концепции ударного вертолета стали американцы. Всему виной – война во Вьетнаме, которая и породила необходимость создания специализированного боевого вертолета. Им стал Bell AH-1 Cobra. Впрочем, славу «Кобры» затмил легендарный многоцелевой вертолет Bell UH-1 Iroquois («Хьюи»), ставший символом вьетнамской войны. В отличие от «Кобры», «Хьюи» был способен не только атаковать наземные цели, но и осуществлять доставку грузов и десанта. Именно такая машина оказалась наиболее востребованной в период вьетнамской кампании. Однако, проанализировав опыт применения AH-1, американцы пришли к выводу, что концепция ударного вертолета имеет право на существование.

Второе рождение она получила в 1972-м году, когда армия США начала программу создания нового боевого вертолета. Нужно было бороться с советскими танками. Так появился на свет AH-64– знаменитый «Апач», разработанный компанией Hughes Helicopters. Доказать свою эффективность в борьбе с новейшей советской бронетехникой ему по понятным причинам было не суждено. Но AH-64 Apache показал себя с положительной стороны во время многочисленных локальных конфликтов, а боевое крещение получил во время американского вторжения в Панаму в 1989-м году. Но настоящим испытательным полигоном для нового вертолета стала операция «Буря в пустыне» в 1991-м году. Именно AH-64, действуя в составе международной коалиции, разгромили армию Саддама Хусейна. С тех пор «Апач» – неотъемлемая часть любого военного конфликта американцев.

AH-64 Apache / ©Getty

А вот первая крупносерийная модификация вертолета – AH-64A. Экипаж машины – два человека. Неплохое бронирование кабины и жизненно важных систем давали возможность выживать при обстреле с земли. В первую очередь, броня защищала машину от пуль и малокалиберной зенитной артиллерии. Поскольку основной задачей вертолета была борьба с бронетехникой противника, вооружение было соответствующим. Его основой были противотанковые управляемые ракеты (ПТУР) AGM-114 Hellfire c полуактивным лазерным наведением. «Апач» мог брать на борт до шестнадцати таких ПТУРов. Помимо управляемых ракет, в номенклатуру вооружения AH-64 вошли пушка калибра 30 мм и неуправляемые ракеты.

В 1995-м году на вооружение армии США была принята новая модификация AH-64– AH-64D. Новому «Апачу» на долгие годы было суждено стать основой ударной авиации Сухопутных Сил США. AH-64D превратился во всепогодный боевой вертолет, способный с одинаковой эффективностью выполнять боевые задачи днем и ночью, в любых метеоусловиях. Американцы модернизировали многие узлы бортовой электроники вертолета, сделав из него настоящий летающий компьютер. Главное нововведение этой машины – радиолокационная станция (РЛС) миллиметрового диапазона. Она размещалась в специальном контейнере, установленном над несущим винтом. РЛС APG-78 позволила «Апачу» обнаруживать и распознавать наземные цели на дальности до 8 км. В наше цыя4 время, когда боевому вертолету приходится иметь дело с продвинутыми зенитно-ракетными комплексами, использование такой РЛС может спасти сам вертолет и жизни его экипажа. Оператор AH-64D может наводить на цель управляемое и неуправляемое вооружение с помощью электронно-оптической системы TADS. Она позволяет эффективно обнаруживать наземные цели в телевизионном, а также инфракрасном диапазонах. Одна из главных особенностей вертолета – возможность информационного взаимодействия с другими армейскими частями. Значимым отличием AH-64D Apache Longbow от первой серийной модификации стало то, что новый вертолет получил усовершенствованный комплекс Hellfire – AGM-114L c радиолокационной системой наведения. Такой комплекс позволил вертолету пускать ПТУРы без предварительного визуального контакта с целью. Обнаружение цели и наведение на нее управляемого вооружения стало прерогативой бортовой электроники, а экипаж получил возможность действовать из укрытия. С установкой РЛС отпала нужда подсвечивать цель лазером до момента попадания в нее ракеты. Теперь летчик и оператор могли работать по принципу «пустил – забыл». Новые российские вертолеты Ми-28Н и Ка-52 вскоре должны научиться этому.

«Шайтан арба» (в переводе с араб. «дьявольская колесница») – именно так прозвали афганские моджахеды вертолет Ми-24. Советские «Крокодилы» могли почти беспрепятственно наносить удары по позициям душманов вплоть до появления у последних переносных зенитно-ракетных комплексов (ПЗРК). Применение моджахедами ПЗРК вынудило советских летчиков изменить тактику. Теперь они летали на предельно малой высоте, маневрируя между возвышенностями.

Пока AH-64D – основной ударный вертолет США. И он, похоже, полностью устраивает военное командование Штатов, впрочем, когда речь идет о вооружениях, американцы не любят стоять на месте. Уже готова новая модификация «Апача» – AH-64E. Видимо, именно этой машине в недалеком будущем суждено забрать титул основного ударного вертолета США. Это и понятно, ведь AH-64E вобрал в себя все лучшее от своих предшественников. Номенклатура вооружения нового вертолета практически идентична AH-64D. А вот что появилось: большие возможности электронного взаимодействия, усовершенствованная бортовая электроника, более широкое применение композитных материалов в конструкции, увеличенная мощность двигателя, увеличенная скорость полета. Не так давно корпорация Boeing передала армии США первые 28 AH-64E. Всего же для американских военных выпустят 634 вертолета этой модификации.

Один из самых амбициозных проектов в истории вертолетостроения – американский разведывательно-ударный вертолет Sikorsky RAH-66 Comanche. «Команч» стал первым в мире вертолетом, построенным с использованием технологии «стелс». Но, потратив без малого 8 (!) млрд. долл., США свернули программу в 2004 году. Главной причиной такого решения стал иракский боевой опыт, продемонстрировавший возможности беспилотников.

Не забыли американцы и о прародителе всех ударных вертолетов – AH-1 Cobra. В наше время различные модификации AH-1 находятся на вооружении авиации Корпуса морской пехоты (КМП) США. Конечно, со времен войны во Вьетнаме AH-1 неоднократно модернизировался. В 1986-м году морпехи начали эксплуатацию AH-1W Super Cobra. Машина оказалась удачной. «Суперкобра» и по сей день является основным ударным вертолетом КМП США. Более того, на ее базе был разработан новый ударный вертолет– AH-1Z Viper. Будучи, по сути, глубокой модернизацией AH-1 Cobra, «Вайпер» превратился в высокотехнологичное оружие XXI века. В конструкции AH-1Z нашли широкое применение новые композитные материалы. Вместо двухлопастного несущего винта был установлен четырехлопастный, значительно увеличилась живучесть машины. Ударный вертолет получил усовершенствованную электронику: новая прицельная система NTS (Night Targeting System) позволила ему эффективно поражать цели в любое время суток, при любых метеоусловиях.

Bell AH-1Z Viper / ©carpatys.com

Как это часто бывает, за увеличенные боевые возможности пришлось заплатить значительно возросшей массой летательного аппарата. Пустой «Вайпер» тяжелее своего предшественника «Суперкобры» больше, чем на полтонны. Выросла и цена. Если AH-1W Super Cobra стоил порядка 10 млн. долларов, то новый вертолет– 27 млн. При этом вооружение «Вайпера» не слишком отличается от номенклатуры средств поражения «Суперкобры». В состав управляемого вооружения вошли ПТУР BGM-71 TOW, а так же AGM-114 Hellfire. И тех, и других «Вайпер» может брать на борт до шестнадцати штук. Разумеется, AH-1Z имеет пушку и может использовать неуправляемые ракеты. Как и «Суперкобра», новый вертолет способен применять ракеты воздух-воздух малой дальности AIM-9L Sidewinder. Впрочем, это лишь опциональная возможность. Для поражения воздушных целей вертолет будет использоваться в последнюю очередь.

AH-1W Super Cobra / ©Alamy

Едва ли не самый примечательный эпизод второй иракской кампании – якобы поражение иракским крестьянином американского ударного вертолета AH-64 Apache. Сразу после обнаружения вертолета власти Ирака объявили о том, что «Апач» был сбит из охотничьего ружья. На самом деле, никто вертолет не сбивал. Покинутый экипажем AH-64 был обнаружен иракскими крестьянами совершенно случайно.


Россия: «Ночной охотник» и «Аллигатор»

Всемирно известный «Крокодил»– Ми-24 задумывался как многофункциональная машина, способная и атаковать наземные цели, и перевозить грузы и десант. Реалии афганской войны заставили советское военное командование пересмотреть эту концепцию. Ми-24 прекрасно себя зарекомендовал именно в роли ударного вертолета. А функции военно-транспортного вертолета взял на себя Ми-8.

В конце 80-х годов советские военные изобретать велосипед не стали и пошли по проверенному американскому пути. Так появились первые отечественные специализированные ударные вертолеты. Но судьба оказалась не слишком благосклонной к первенцам. Ни Ми-28А, ни даже легендарной «Черной акуле» (Ка-50 «Черная акула») не суждено было пойти в серию.

Ми-28 / ©daler.ru

Ситуация стала меняться во второй половине 2000-х годов. Именно тогда был подписан первый контракт на поставку в Военно-Воздушные Силы России крупной партии ударных вертолетов. Министерство обороны отдало предпочтение концепции двухместного вертолета ОКБ Миля. От одноместного Ка-50 отказались окончательно. До сих пор не утихают споры о том, было ли это решение верным. Во всяком случае, выбор Ми-28 в качестве основного ударного вертолета можно считать целесообразным. «Тандемная» концепция ударного вертолета, когда экипаж в кабине располагается друг за другом, неоднократно доказывала свою эффективность. По этому пути пошли американцы, и российские военные учли их боевой опыт.

Ставка была сделана на ночной всепогодный вертолет Ми-28Н. Именно «Ночной охотник», как его окрестили, в будущем, наравне с Ка-52, станет основным ударным вертолетом России. Чем же примечательна новая машина? В отличие от своих предшественников, Ми-28Н сможет выполнять поставленные задачи днем и ночью, в плохих погодных условиях. Прицельная система позволяет вертолету находить и распознавать цели на дальности до 10 км. Основа его вооружения – противотанковый комплекс «Атака-В». Дальность пуска ракет составляет 10 км. Ми-28Н заметно тяжелее, чем его прямой заокеанский аналог – «Апач». Вес пустого вертолета превышает восемь тонн против пяти тонн у модернизированного АН-64. Но и двигатели у отечественной машины на порядок мощнее. На чрезвычайном режиме их совокупная мощность составляет 2700 л. с., в то время как максимальная мощность двигателей новейшего AH-64E равна 2000 л. с. Ми-28Н имеет лучшую бронезащиту. Кабина его экипажа способна выдерживать прямое попадание пуль калибра 12 мм и снарядов легкой зенитной артиллерии. Как заявляют сами военные, Ми-28Н устойчив даже к попаданию снарядов калибра 30 мм. Впрочем, в реальных боевых условиях лучше не проверять дорогостоящую боевую машину на живучесть. Самый действенный способ избежать повреждений – работать вне зоны поражения противником. Этому могла бы поспособствовать РЛС, подобная той, которая используется на вертолетах Apache Longbow. Миллиметровая радиолокационная станция для Ми-28Н получила название Н025. Как и ее американский аналог, она может обнаруживать и классифицировать возможные угрозы. Пока что разработка новой радиолокационной станции не завершена, и никто не может с уверенностью назвать точные сроки ее ввода в эксплуатацию. Оборудованный РЛС вертолет получит индекс Ми-28НМ. Скорее всего, мы не скоро увидим радиолокационную станцию на серийных машинах. Как известно, испытание новых комплексов авиационной электроники – процесс долгий и крайне затратный.

Ка-52 / ©goodfon.ru

А вот с радиолокационной станцией для нового российского вертолета Ка-52 ситуация более или менее ясная. По словам генерального конструктора ОАО «Корпорация Фазотрон-НИИР» Юрия Гуськова, радиолокационный комплекс FH01 для вертолета Ка-52 к настоящему времени уже прошел все необходимые испытания и находится в серийном производстве. На сегодняшний день ОАО поставило заводу-изготовителю более четырех десятков таких комплексов, и ими укомплектованы все Ка-52, поступающие на вооружение ВВС России.

Ка-52 представляет собой двухместную модификацию Ка-50. Причем экипаж машины располагается не «тандемно», а бок о бок. От своего прародителя Ка-50 новый вертолет унаследовал сложную соосную схему несущих винтов. «Аллигатор», как прозвали вертолет в России, разрабатывался в качестве командирской машины, способной осуществлять наведение и целеуказание для Ка-50. Но от последнего Мин­обороны отказалось. Возможно, в будущем Ка-52 будут работать в связке с Ми-28Н, передавая им тактическую информацию в режиме реального времени. В таком случае РЛС «Ночным охотникам» может не понадобиться вовсе. Примечательно, что такую же схему реализовали американцы, оборудовав радиолокационными станциями лишь часть новых вертолетов «Апач».

Помимо продвинутой электроники, Ка-52 может похвастаться прекрасными летно-техническими характеристиками, высоким уровнем защиты и системой катапультирования (которая на других ударных вертолетах отсутствует в принципе). Номенклатура вооружения «Аллигатора» сравнима с Ми-28Н. Ее основа – ПТУР «Атака-В» с лазерной системой наведения. От некогда перспективного противотанкового комплекса «Вихрь» решили отказаться. Можно сказать, что вооружение – ахиллесова пята российских вертолетов. В будущем Ка-52 предполагают оснастить ракетным комплексом нового поколения «Гермес-А». Это должно придать винтокрылой машине принципиально новые боевые возможности. Дальность применения «Гермес-А» – 15-20 км, что почти в два раза больше максимальной дальности пуска ПТУР «Атака-В».

Сложно сказать, какой из всех вышеперечисленных ударных вертолетов более совершенен. Боевая эффективность современного летательного аппарата определяется, прежде всего, уровнем бортовой электроники. Естественно, почти все данные по БРЭО засекречены. Сопоставление же «сухих» летно-технических характеристик едва ли может дать развернутую картину. Одно можно сказать с уверенностью – каждый из этих вертолетов имеет свои достоинства и недостатки.


Перспективы

Скорее всего, те функции, которые в наше время выполняют ударные вертолеты, в будущем возьмут на себя беспилотные аппараты. Но полностью списывать со счетов винтокрылые машины рано. В 2010-м году компания Sikorsky направила командованию Армии США свои предложения по проекту нового боевого винтокрыла. Проектируемый скоростной винтокрыл получил название S-97 Raider. Основой для его создания послужил экспериментальный вертолет Sikorsky X2.

S-97 Raider / ©goodfon.ru

Аппарат построен по соосной схеме (наподобие той, которая применяется в конструкции вертолетов Камова). Помимо несущего винта, винтокрыл оснащен толкающим винтом самолетного типа и крыльями малой площади. По мнению разработчиков, это позволит S-97 развивать скорость до 460 км/ч. Ни один современный военный вертолет не способен на такую скорость. Безусловным достоинством конструкции S-97 является то, что в отличие от обыкновенных вертолетов он сможет осуществлять полет даже в высокогорных условиях.

Предполагается, что будет создано две модификации винтокрыла: транспортно-боевой и разведывательно-ударный. В первом варианте машина будет вмещать до шести десантников. В ударном варианте свободное пространство позади кабины пилотов будет вмещать отсек вооружения и дополнительные топливные баки. Но, скорее всего, S-97 никогда не станет полноценной заменой для AH-64 или AH-1. Отсутствие необходимого бронирования делает его не самым подходящим аппаратом для выполнения ударных задач. С другой стороны, он мог бы стать подходящей альтернативой устаревшим разведывательно-ударным вертолетам MH-6 Little Bird и OH-58 Kiowa.

В 1993-м году был снят российский художественный фильм, главным героем которого стал вертолет Ка-50 «Черная акула». Сюжет фильма был развернут вокруг испытания нового вертолета в Афганистане. Ка-50 действительно испытывался в боевых условиях, но не в Афганистане, а на территории Чечни. Кстати, несмотря на свои достоинства, соосная схема несущих винтов вертолета не получила широкого распространения. В настоящее время существует лишь один серийный ударный вертолет, выполненный по этой схеме, – Ка-52.

Не сидят сложа руки и российские конструкторы. В 2010-м году исполнительный директор холдинга «Вертолеты России» Андрей Шибитов заявил, что отечественные специалисты прорабатывают концепцию «ударного вертолета пятого поколения». Правда, каким именно должен быть вертолет нового поколения, похоже, не знают ни в самой России, ни за ее пределами. В отличие от истребителей, в мировой практике вертолеты вообще не принято делить на поколения.

Ка-58 в представлении художника / ©rotatingcomposites.com

Как считают отечественные разработчики, основой для нового боевого вертолета может послужить один из перспективных проектов. Сейчас в России разрабатывается три типа скоростных вертолетов: Ка-90, Ка-92 и Ми-1X. Максимальная скорость Ка-90 должна будет превысить 800 км/ч. Конструкторы планируют достичь таких показателей за счет установки реактивного двигателя.

Долгое время в интернете фигурировала информация о таинственном российском ударном вертолете, выполненном по технологии «стелс». Он получил обозначение Ка-58 «Черный призрак». Сейчас никто не может сказать с уверенностью, откуда именно появилась эта информация. Скорее всего, «Черный призрак» был всего-навсего порождением фантазии авиамоделистов.

Ударный вертолет будущего в представлении художника / ©new-wall.com

Каким бы ни был вертолет будущего, очевидно лишь то, что полноценная замена для Ми-28 и Ка-52 потребуется еще очень нескоро. А значит, военные не будут вкладывать большие средства в разработку принципиально новых ударных вертолетов. По крайней мере, сейчас.

В 2017 году в армии США испытают вертолеты нового поколения

В США готовятся к испытаниям в 2017 году сразу два боевых вертолета нового поколения, выполненных с учетом всех имеющихся достижений в сфере высоких технологий. Оба вертолета станут быстрее и будут иметь больший радиус действия, чем любой из конкурентов.
Сухопутные войска США рассматривают два новых высокотехнологичных проекта военных винтокрылых машин: конвертоплан V-280 Valor («Доблесть») фирмы Bell Helicopter и вертолет соосной схемы с толкающим винтом фирм Sikorsky и Boeing SB-1 Defiant («Дерзкий»). Летные испытания обеих машин намечены на 2017 год, написал в издании Warrior американский военный обозреватель Крис Осборн. Это будут их первые официальные испытания в армии США.

Летательный аппарат V-280 VALOR: боевой конвертоплан

Они способны летать быстрее и дальше всех существующих в настоящее время боевых и транспортных вертолетов и действовать в самых сложных климатических условиях, уверяет Осборн.
Новые вертолеты созданы в ходе программы JMR TD (Joint Multi-Role Technology Demonstrator, Образец единой многоцелевой машины), которая, в свою очередь, – часть программы по созданию летательных аппаратов будущего с вертикальным взлетом (Future Vertical Lift, FVL), способных заменить знаменитые вертолеты Sikorsky UH-60 Blackhawk и Boeing AH-64 Apache, состоящие сейчас на вооружении армии США. Новый парк боевых и транспортных вертолетов предполагается создать к 2030 году.
«Создание двух различных высокотехнологичных, ориентированных на будущее вертолетов уже идет полным ходом. В 2016 году будут испытания на земле, и в 2017 году планируются начальные летные испытания», – подтвердил директор программы JMR Дэн Бэйли.
По его словам, создание вертолетов идет по графику, «в точном соответствии с планами кооперации соисполнителей».
Согласно тактико-техническим требованиям к новым машинам, их крейсерская скорость должна превышать 500 км/час, боевой радиус – более 400 км.
Вертолеты следующего поколения также будут способны действовать в сложных метеоусловиях.
«Мы установили требование к скорости не менее 500 км/час, поскольку это требует использования новых технологий. В соответствии с ним инженеры и конструкторы выдвинули немало прорывных идей», – рассказал Бэйли.
По его словам, более быстрый и более маневренный вертолет, который может пролететь гораздо большее расстояние без дозаправки в воздухе, позволил бы подразделениям армии США эффективнее поражать цели противника или доставлять к месту операций небольшие мобильные группы сил специального назначения.
Новый вертолет будет разработан с учетом новейших достижений в сфере бортового радиоэлектронного оборудования, чтобы своевременно обнаружить противника и использовать оружие следующего поколения, описывают требования к боевой машине в Пентагоне.
«Нам нужны технологии и проекты, которые существенно отличаются от того, что мы имеем сегодня. Новые вертолеты будут нести больше оборудования и оружия, будут более маневренными и будут выполнять боевые задачи с бóльшим радиусом действия», – рассказал руководитель проекта FVL Рич Кречмэр.

Прототип многоцелевого вертолета SB-1 Defiant

Компания Bell Helicopter в следующем году продемонстрирует армии США боевой конвертоплан третьего поколения V-280 Valor.
Конвертоплан – летательный аппарат с поворотными лопастными винтами, которые на взлете и при посадке работают как подъемные, по принципу вертолета, а в горизонтальном полете – как тянущие, при этом подъемная сила обеспечивается крылом самолетного типа.
Создали V-280 учли опыт проектирования и эксплуатации конвертопланов XV-3 и XV-15 первого поколения, а также последовавших за ними гражданского конвертоплана BA 609 и первого серийного военного конвертоплана V-22 Osprey второго поколения.
«В отличие от V-22, винты которого наклонялись вместе с двигателями, двигатели V-280 зафиксированы в горизонтальном положении, а переход между вертолетным и самолетным режимами осуществляется за счет наклона одних винтов», – объяснил «Газете.Ru» заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко.
Крыло V-280 прямой стреловидности, а не обратной, как в случае с V-22. Оно будет производиться как цельная деталь с использованием технологии Large Cell Carbon Core, которая позволит снизить вес конструкции и производственные затраты. Эта технология также позволяет быстро выявлять дефекты, возникающие во время эксплуатации. Фюзеляж конвертоплана также будет выполнен из композитных материалов. В конструкции V-280 Valor предусмотрено V-образное хвостовое оперение и дистанционная система управления с тройной избыточностью.
Экипаж V-280 состоит из четырех человек. На борту конвертоплан может перевозить до 11 пассажиров.
Боевой радиус конвертоплана, названный ранее компанией Bell, – 926 км. Перегоночная дальность полета – 3889 км. Грузоподъемность – 4500 кг.
Силовая установка состоит из двух двигателей General Electric T 64-419 мощностью 5000 л. с.
Другая перспективная машина – многоцелевой вертолет SB1 Defiant с соосным несущими и толкающим хвостовым винтами. В основе проекта лежит демонстратор компании Sikorsky X2, который стал также базой для перспективного ударного вертолета S-97 Raider.
В отличие от ударного варианта, SB1 Defiant предназначен для проведения транспортных операций, высадки десанта, выполнения поисково-спасательных операций и эвакуации раненых с поля боя. Вертолет в дальнейшем может поступить на вооружение сухопутных, военно-воздушных сил, флота и корпуса морской пехоты США.
Ожидается, что в войска вертолет может начать поступать уже в 2018 году и до 2030 года полностью заменит устаревшие, по мнению американских военных, вертолеты UH-60 Black Hawk.
Программа JMR/FVL предполагает интеграцию в перспективных боевых машинах широкого спектра новейших сенсоров, оружия и авиационной радиоэлектроники, которые предусматривают возможность дистанционного управления в случаях, если пилот выведен из строя ранением или убит, объяснили Warrior должностные лица Пентагона.
В проектных документах JMR TD/FVL описываются задачи разработать интерфейс «человек-машина» с автоматическим выполнением большого количества самых разнообразных функций, чтобы разгрузить пилота и экипаж для принятия более важных в ходе боевого вылета задач.
Предполагается, например, внедрить на перспективных конвертопланах технологии, которые оказывают пилоту помощь при принятии того или иного решения, организовать и расположить по приоритетам всю поступающую в кабину летчика информацию, оптимизировать визуальные, 3D-, аудио- и другие информационные сигналы. У пилотов конвертопланов будет возможность получать видео с соседних беспилотных летательных аппаратов и управлять этими дронами во время полета. Часть информации может быть показана в кабине вертолета, а часть - выведена в шлемы пилотов.
Как заявляют представители армии США, в перспективных вертолетах предполагается интеграция мер по противодействию различным видам оружия противника – от стрелкового до переносных зенитных ракетных комплексов.
Среди подобных технологий называется Common Infrared Countermeasure (CIRCM) – высокотехнологичный лазерный глушитель, способный отклонять от курса приближающиеся ракеты противника.
CIRCM представляет собой улучшенную версию системы Advanced Threat Infrared Countermeasures (ATIRCM), развертываемой сейчас на самолетах ВВС США. Срок готовности системы CIRCM – 2018 год. К 2030 году предполагается использование еще более продвинутых технологий.
Новая вертолетная программа предполагает создание новых технологий приборов ночного видения для пилотов, тепловизоров, электрооптических датчиков, улучшение лазерных дальномеров и лазерных целеуказателей.
В соответствии с JMR, вертолеты спроектированы так, чтобы объединить оружие и средства разведки для будущего применения вертолетов в полностью автономном режиме, когда машина будет самостоятельно обнаруживать, сопровождать и обстреливать большое количество целей в условиях резких маневров с поправками на ветер и другие условия.

Кому интересна тема Авиации, может вспомнить наши А я сегодня увидел в интернете споры и обсуждения индийского тендера между "Чинуком" и Ми-26 и решил рассмотреть его поближе. А потом посмотрим и на наш Ми-26, сравним и узнаем в чем причина такого решения или такого сообщения в СМИ:-)

Боинг CH-47 «Чинук» (англ. Boeing CH-47 Chinook) — американский тяжёлый военно-транспортный вертолёт продольной схемы. В марте 1959 года командование Армии США, рассмотрев предложения от пяти американских вертолетостроительных компаний, выбрало Boeing Vertol Model 114 в качестве наиболее подходящего под требования к перспективному

армейскому транспортному вертолету. Он должен быть всепогодным, иметь задний грузовой люк, поднимать до 1814 кг груза в кабине или до 7258 кг на внешней подвеске, брать на борт не менее 40 десантников в полной экипировке и с оружием, иметь возможность перевозить любой из элементов ракетной системы Martin Marietta Pershing, а также быть приспособленным для эвакуации раненых.

В июне 1959 года был выдан контракт на сборку пяти предсерийных YHC-1B, которые после поступления в войска переименовали в YCH-47A Chinook.



Model 114 представлял собой фактически увеличенный и более мощный вариант спроектированного этой же компанией вертолета Model 107, отличаясь четырехопорным вместо трехопорного шасси, полностью герметичной по всей длине нижней частью фюзеляжа и наличием наплывов по обоим бортам - за счет этого удалось обеспечить плавучесть машины и возможность посадки и взлета с водной поверхности.

Первый YHC-1B поднялся в воздух 21 сентября 1961 года, к тому времени компания-разработчик уже получила первый контракт на поставку партии серийных CH-47A.

В качестве силовой установки были выбраны два двигателя LycomingT55-L-5 мощностью по 2200 л. с, позже замененных на модель T55-L-7 мощностью 2650 л. с. Поставка CH-47A начата в августе 1962 года, всего были заказаны 354 вертолета.



К настоящему времени на основе базовой модели разработано и построено целое семейство вертолетов Chinook. Первым из них стал CH-47B, отличавшийся двумя двигателями T55-L-7C мощностью 2850 л. с, несущими винтами с лопастями с увеличенной хордой и усовершенствованным профилем, а также имевший ряд других усовершенствований. Первый из двух прототипов поднялся в воздух в октябре 1966 года, а поставки начаты 10 мая 1967 года. Всего поставлены 108 вертолетов данной модификации.

Следующим представителем семейства стал CH-47C (экспортное обозначение Model 234 или Model 414), имевший двигатели T55-L-1 1А мощностью 3750 л. с, усиленную трансмиссию и увеличенный запас топлива. Первая машина поднялась в воздух 14 октября 1967 года, поставки заказчику начаты в начале 1968 года. Поставлены 270 таких вертолетов, из которых 182 позже были модернизированы за счет установки более стойкой к повреждениям топливной системы и композитными лопастями несущих винтов. Девять подобных машин были построены по заказу ВС Канады и получили обозначение CH-147 (поставки начаты в сентябре 1974 года).

Во время вьетнамской войны были выпущены четыре ACH-47A, представлявшие собой CH-47A с бронированием кабины экипажа и жизненно важных частей вертолета, а также комплексом вооружения из 40-мм автоматического гранатомета М5, установленного в носовой части на вращающейся турели, и размещенных на пилонах 20-мм пушки и 7,62-мм пулемета или блока на 19 неуправляемых ракет. Кроме того, в кабине - по бортам и в задней части - располагались пять турелей с 7,62-мм или 12,7-мм пулеметами. Три таких вертолета активно использовались в интересах сил спецопераций во Вьетнаме, но дальнейшего развития программа не получила.

Вертолеты семейства Chinook до сих пор являются основными в американской Армии, причем имевшиеся на вооружении вертолеты модификаций CH-47A, CH-47B и CH-47C неоднократно проходили модернизацию. В частности, в рамках одной из программ, разработанной для увеличения ресурса и грузоподъемности этих вертолетов, по одной из машин всех трех модификаций были подвергнуты капитальному ремонту и модернизации - они стали прототипами новой модификации CH-47D. Первый из трех опытных прототипов поднялся в воздух 11 мая 1979 года, а первый серийный CH-47D - 26 февраля 1982 года. Новая модель оснащалась более мощными двигателями T55-L-712 мощностью 4500 л. с, были внедрены еще более десятка усовершенствований - усилена трансмиссия, установлены новые несущие винты и вспомогательная силовая установка, усовершенствованы электронное и гидравлическое оборудование и системы заправки топливом в полете, а также усилена конструкция планера. Компания “Boeing” получила контракт стоимостью более 3,5 млрд долларов на модернизацию 472 ранее построенных вертолетов, первый модернизированный вертолет поставлен заказчику в мае 1982 года.


Британские ВВС заказали 33 вертолета под обозначением Chinook HC.Mk 1, строившихся по стандарту канадских CH-147, но получивших британские авионику и другое оборудование. Позже их модернизировали до стандарта Chinook HC.Mk 1В. Первый вертолет передан заказчику в августе 1980 года, а затем их парк в Великобритании был доведен до 41 машины. Следующим шагом стала модернизация британских вертолетов до стандарта Chinook HC.Mk 1 А, а 32 машины позднее модернизировали в вариант Chinook HC.Mk 2 (аналог американского CH-47D), в том числе путем установки двигателей T55-L-712F. Дополнительно британские военные заказали 17 вертолетов: два Chinook HC.Mk 2, четыре Chinook HC.Mk 2А, остальные в модификации Chinook HC.Mk 3, схожей с используемым Силами специальных операций ВС США вертолетом MH-47E. Впрочем, машины последней модификации в эксплуатацию сразу не попали - ввиду возникших проблем с авионикой их поместили на складское хранение, но в 2008 году приступили к переоборудованию в вариант HC.Mk 2/2А (поставка первых запланирована на 2010 год).

В 1970-х годах начата лицензионная постройка вертолетов Chinook в Италии - они поставлялись европейским и ближневосточным заказчикам, права на их выпуск приобрела компания “Elicotteri Meridionali”. В июле 2008 года лицензия перешла к компании “AgustaWestland” - для итальянской армии она должна собирать модернизированные CH-47F.

Экспортный вариант вертолета выпускался компанией “Boeing Vertol” (затем “Boeing Helicopters”, позже - просто “Boeing”) под обозначением CH-47D International Chinook (Model 414-100), а в последнее время компания сосредоточилась на выпуске вертолетов модификации CH-47F.

Кроме Канады и Великобритании, вертолеты данного семейства приобрели в разное время Аргентина, Австралия, Египет, Греция, Иран, Италия (CH-47C Plus), Япония (CH-47J, лицензионная сборка компанией “Kawasaki”), Ливия, Марокко, Нидерланды, Сингапур, Южная Корея, Испания, Тайвань и Таиланд.

Летом 1978 года компания “Boeing” объявила о разработке гражданского варианта Chinook, планировались две базовые модификации: Model 234LR (Long Range) в пассажирском, “комби”, или грузовом вариантах, а также Model 234UT (Utility Transport) для решения специальных задач, таких как разведка полезных ископаемых, перевозка негабаритных грузов или выполнение строительно-монтажных работ. Позже был выпущен вертолет Model 234ER (Extended Range) с дополнительными топливными баками, установленными в кабине.



Программа Model 234LR была начата в ноябре 1978 года после подписания контракта с “British Airways Helicopters” на три машины (позже заказ увеличен до шести), которые предполагалось задействовать для перевозки пассажиров и срочных грузов из Шотландии на морские нефтедобывающие платформы. В пассажирском варианте такой вертолет мог брать до 44 человек.

На гражданских машинах устанавливались двигатели Avco Lycoming AL 5512, причем в чрезвычайной ситуации оба несущих винта могли работать от одного двигателя. В наплывах фюзеляжа были установлены дополнительные топливные баки большой емкости. Эти же наплывы обеспечивали вертолету достаточно хорошую плавучесть.

Первый Model 234LR поднялся в воздух 19 августа 1980 года, в программе испытаний были задействованы также еще два вертолета, а в эксплуатацию первая машина поступила 1 июля 1981 года.

Вертолеты семейства Chinook часто переоборудовались для решения различных задач в интересах сил спецопераций. Так, в начале 1990-х годов “Boeing” выпустила 26 оснащенных двигателями T55-L-714 вертолетов MH-47E для спецназа Армии США, где они работали в тесном взаимодействии с переоборудованными серийными машинами CH-47D SOA (Special Operations Aircraft) и MH-47D SOA. Вертолеты имели бронирование, наступательное и оборонительное вооружение, дополнительный запас топлива и систему дозаправки топливом в полете. Машины также получили новейшую авионику, системы РЭБ и всепогодные навигационные системы (в том числе очки ночного видения, ИК-камеру переднего обзора, инерциальную навигационную систему с приемником сигналов GPS и РЛС APQ-174).


С конца 1990-х годов “Boeing” вела работы по оснащению вертолета CH-47F двигателями мощностью 5000 л. с, новыми несущими винтами, топливными баками повышенной емкости и новой авионикой. Первый полет новая машина совершила 25 июня 2001 года, она имела двигатели Honeywell T55-714A - на 25% большей мощности по сравнению с двигателями вертолета CH-47D. Предполагается, что Армия США закупит 513 машин новой модификации - из них 452 будут новыми, а остальные модернизированы из имеющихся на вооружении. Последние получили обозначение MH-47G.

Первое подразделение было полностью перевооружено на модификацию CH-47F в июле 2007 года, а к середине следующего года компания-разработчик получила заказы от Австралии, Канады и Нидерландов. Интерес к данному вертолету проявили Турция и Индия.

“Boeing” также разработала модернизированный вариант HH-47 в ответ на требования, выпущенные ВВС США к новому вертолету для замены парка MH-53M Pave Low (программа CSAR-X). Предложение было направлено командованию ВВС в ноябре 2005 года, а в ноябре 2006 года “Boeing” была объявлена победителем в тендере на перспективный вертолет. Соперниками “Boeing” выступали вариант на базе S-92 компании “US101″ и вертолет разработки “Lockheed Martin”. Эти компании подали протест, не согласившись с результатами тендера, - в итоге в ноябре 2007 года ВВС США были вынуждены вновь объявлять свои требования к перспективной машине и по состоянию на август 2009 года решение по выбору того или иного вертолета объявлено не было.

В августе 2007 года представители “Boeing” объявили о наличии планов по созданию увеличенной версии CH-47F, которая будет отличаться увеличенной дальностью полета и грузоподъемностью. Запуск данной программы может быть осуществлен уже в 2010 году.


В 2011 году Армия США и американский авиастроительный концерн Boeing начали вырабатывать требования к модернизированной версии тяжелого военно-транспортного вертолета CH-47 Chinook, сообщает Flightglobal. Как ожидается, предварительный список требований может быть составлен уже в 2011 году. В 2019 году Boeing поставит Армии США последний из заказанных CH-47G, после производственную линий необходимо будет либо закрывать, либо переориентировать на выпуск новых машин.

Существует три варианта дальнейшей модернизации вертолетной платформы, используемой американскими военными с 1962 года. Первый вариант, разработанный Армией и Boeing совместно, предполагает незначительное изменение конструкции и бортовых систем вертолета. Кроме того, грузоподъемность машины может быть увеличена с 12 до 13 тонн. Для этого не придется вносить изменения ни в конструкцию воздушных винтов, ни в силовые установки вертолета.

Армия США склоняется ко второму варианту, который предусматривает увеличение грузоподъемности на 30 процентов - максимальная взлетная масса модернизированного Chinook составит 29,5 тонны против нынешних 22,7 тонн. Для этого потребуется пересмотреть конструкцию воздушных винтов, а также установить на вертолет новые двигатели с мощностью на валу в 7500 лошадиных сил. В настоящее время на CH-47 стоят турбовальные двигатели Honeywell T55-GA-712 с мощностью на валу в 4868 лошадиных сил.

Третий вариант предлагает Boeing. В рамках этого варианта модернизации ширина корпуса может быть увеличена. Кроме того, предполагается пересмотр конструкции винтов и установка более мощных двигателей. Благодаря этому максимальная взлетная масса вертолета увеличится на 50 процентов до 34 тонн. Правда в этому случае будет нарушено одно из требований к транспортному вертолету - CH-47 должен помещаться в грузовой отсек военно-транспортного самолета C-17 Globemaster III.

Концерн Boeing предложил несколько измененный вариант модернизации CH-47 министерству обороны Германии. Совместно с европейской компанией Eurocopter Boeing планирует продать немецкому военному ведомству транспортные вертолеты Chinook с более широким корпусом и грузоподъемностью в 33 тонны. В настоящее время поиском нового тяжелого транспортного вертолета также занимается министерство обороны Франции.

CH-47 Chinook способен развивать скорость до 315 километров в час и совершать полеты на расстояние до 741 километра. Вертолет предназначен для перевозки 55 десантников или 24 пары носилок с ранеными и трех врачей, или десяти тонн грузов (у CH-47F/G - 12 тонн).

За время службы британские вертолеты Chinook прошли через множество военных конфликтов. Широко применялись эти машины в составе британского контингента в ФРГ. В 1982 году Chinook HC.Mk 1 получили боевое крещение, обеспечивая действия британских экспедиционных сил во время конфликта с Аргентиной за Фолклендские острова. Три из них погибли на борту контейнеровоза «Атлантик Конвейер», пораженного аргентинской ПКР «Экзосет». Во время операции «Буря в пустыне» помимо транспортных задач вертолеты привлекались для обеспечения действий Сил специальных операций. Для этого несколько машин получили экспериментальный «ночной камуфляж», систему спутниковой связи и бортовое вооружение. После окончания боевых действий Chinook за-действовались для оказания гуманитарной помощи курдским племенам. Во время конфликта в Боснии шесть модернизированных HC.Mk 2, получивших бронеза-щиту и бортовые комплексы обороны, обеспечивали действия 27-й аэромобильной бригады. Два вертолета 7-й эскадрильи британских ВВС летали в Сербской Крайне под флагом ООН, а в июне 1999 года восемь машин приняли участие в операции войск НАТО в Косово. С 2003 года ос-новной боевой задачей для британских транспортных вертоле-тов стало обеспечение действий войск в Ираке и Афганистане, где они применяются и в настоящее время.

Кресло командира расположено с правого борта, второго пилота—с левого. В проходе находится откидное сиденье третьего члена экипажа. Как и все вертолеты британских ВВС и армейской авиации, Chinook HC.Mkl оснащены навигационной системой Decca. Кабины некоторых вертолетов ВВС были приспособлены для действий экипажа в очках ночного видения. Один из них — с бортовым обозначением BN (Bravo November) — во время Фолклендского конфликта избежал гибели на борту переоборудованного в авиатранспорт контейнеровоза «Атлантик Конвейер» и до конца войны осуществлял перевозки в интересах британских войск.

Первые поступившие на вооружение британских ВВС вертолеты Chinook HC.Mkl оснащались металлическими лопастями несущих винтов и турбовальными двигателями Textron Lycoming T55-L-11Е. В ходе модернизации на вертолеты установили двигатели T55-L-712, мощностью 3750 л.е., разработанные для модификации CH-47D (HC.Mk 2) и новую систему пожаротушения. Лопасти винтов были заменены на угле-пластиковые с титановой передней кромкой, с увеличенной до 64 см (на 12,5 см) хордой и возросшим до 3000 часов ресурсом, что позволило значительно снизить стоимость эксплуатации машин.

Вертолет оснащен неубираемым четырехопорным шасси. Все стойки оборудованы масляно-пневматической амортизацией. Давление в шинах около 6 атм. Спаренные колеса передних стоек оборудованы однодисковыми гидравлическими тормозами. При необходимости возможна установка съемных лыж.

Лебедка

По правому борту вертолета над дверью грузовой кабины может устанавливаться лебедка с гидравлическим приводом. Несущие винты отбрасывают вниз мощный поток воздуха, и зависание обычно производится на достаточно большой высоте. Над морем эта операция практикуется редко для предотвращения коррозии машины.

Точки заправки

Заправка вертолета топливом может осуществляться как через заливные горловины отдельных баков, так и через расположенный с правого борта узел централизованной заправки. Такая конструкция топливной системы позволяет выполнять как общую, так и выборочную заправку баков машины.

Вертолет оснащен тремя грузовыми замками, что значительно повышает его возможности по перевозке грузов. Средний замок является основным и рассчитан на нагрузку в 11 300 кг, что позволяет перевозить на внешней подвеске даже гаубицу FH-70. Передний и задний замки, рассчитанные на максимальную нагрузку около 9000 кг каждый, могут использоваться как по раздельности, так и совместно. В последнем случае машина способна поднять стандартный грузовой контейнер, или даже другой Chinook. Хотя если вы помните в Афганистане российские Ми-26 не раз эвакуировали подбитые и неисправные вертолеты Chinook :-)


Фюзеляж

Цельнометаллический, полумонококовой конструкции, с прямоугольным сечением со скругленными углами; имеет двухместную кабину экипажа, с каждой стороны которой находятся сбрасываемые аварийные двери, и грузовую кабину объемом 41.7м3, в которой установлено 44 сиденья (33 основных и 11 дополнительных, вдоль центрального прохода), заднюю часть с грузовым люком, откидывающаяся створка которого образует погрузочную рампу, снабженную, тремя откидными секциями, и отсеки пилонов несущих винтов. Грузовая кабина с размерами 9.19 х 2.29 х 1.98м и площадью пола 21м2 имеет с правой стороны большую сдвижную дверь с размером 1.68 х 0.9м и дополнительно люки аварийного покидания кабины. Грузовая кабина и кабина экипажа соединены проходом. В санитарном варианте в кабине могут размещаться 24 раненых на носилках и 2 сопровождающих санитара, в пассажирском варианте устанавливаются сиденья для 44 пассажиров, по 4 в ряд с центральным проходом. Для перевозки грузов на внешней подвеске под фюзеляжем имеется центральный грузовой крюк, рассчитанный на усилие 11970кг, и передний и задний грузовые крюки на 7140кг каждый.

Несущие винты

Трехлопастные, с шарнирным креплением лопастей, вращающиеся в противоположных направлениях. Лопасти прямоугольной формы в плане площадью 7.43м2 каждая и хордой 0.81м. D-образный лонжерон лопасти выполнен из стеклопластика на эпоксидной основе, с оковкой носка из титановых и никелевых сплавов, хвостовые отсеки также выполнены из стеклопластика с заполнителем из номекса. В носке лопасти установлены противовесы, в лонжероне также устанавливают заменяемые противовесы из вольфрама - для регулировки конусности. Лопасти имеют усовершенствованный аэродинамический профиль VR-7 (а на лицевой части, где достигается скорость обтекания, соответствующая числу М=0.85 - профиль VR-8) и линейную крутку -12. Предусмотрена установка противообледенительной системы на лопастях. Окружная скорость концов лопастей 215м/с.


Электросистема состоит из двух автономных цепей, питание которых обеспечивается двумя генераторами переменного тока (40 кВА) с воздушным охлаждением, приводимых от центрального редуктора.


Радиоэлектронное оборудование стандартное, включает УКВ-радиостанцию АРС-164 дециметрового диапазона с AM; СПУ С-6533; систему опознавания “свой-чужой” Бендикс АРХ-100, всенаправленный УКВ-маяк ARM-123, радиовысотомер ARN-209, радиокомпас ARN-89B; стандартные пилотажные приборы включают указатель горизонтального положения AQV-6A.

Гидравлическая система модульной конструкции обеспечивает работу гидроусилителей системы управления, тормозной системы шасси и несущего винта. Давление в гидравлической системе управления составляет 20МПа, скорость протекания смеси 53л/мин, имеется сферический резервуар емкостью 5.32л с давлением 0.17МПа. В гидравлической системе общего назначения давление составляет 23МПа, скорость протекания смеси 51.5л/мин, имеется поршневой гидравлический резевуар объемом около 7л с давлением 0.39МПа.

Система управления бустерная, усовершенствованная, фирмы “Хануиэлл”, обеспечивающая выдерживание положения и скорости полета вертолета, а также выбор и выдерживание курса и высоты полета; включает гидроусилители и систему стабилизации.

Военные модификации

  • СН-47А : базовый транспортный вертолёт.
  • ACH-47A
  • СН-47В
  • СН-47С : модификация с новыми двигателями.
  • CH-47D
  • НС.Мк.1 и Мк.1В : варианты для RAF.
  • С/МН-47Е : многоцелевой вариант с увеличенной дальностью и дозаправкой в полёте, вооружением и новым оборудованием.
  • CH-47F
  • MH-47G
  • СН-47J : вариант для ВС Японии.
  • HH-47
  • MH-47D


Гражданские модификации

  • Model 234LR (Long Range)
  • Model 234ER (Extended Range)
  • Model MLR (Multi Purpose Long Range)
  • Model 234UT (Utility Transport)
  • Model

Технические характеристики

Экипаж: 2-3 человека (2 пилота, борттехник или командир операции)

Пассажировместимость: 33-55 солдат или 24 лежачих больных с 2 сопровождающими

Длина: 30,14 м

Длина фюзеляжа: 15,87 м (без штанги дозаправки)

Диаметр несущего винта: 18,29 м (каждый)

Высота: 5,59 м

Площадь, ометаемая несущим винтом: 525,3 м²

База шасси: 7,87 м

Масса пустого: 12210 кг

Нормальная взлётная масса: 22680 кг

Максимальная взлётная масса: 24494 кг

Масса полезной нагрузки: 12284 кг

Масса топлива во внутренних баках: 6815 кг

Объём топливных баков: 7828 л (+3 × 3028 л дополнительных бака в грузовом отсеке)

Силовая установка: 2 × турбовальных Honeywell T55-L-714

Мощность двигателей: 2 × 4168 л.с. (2 × 3108 кВт)

Габариты грузовой кабины

Длина: 9,19 м

Ширина: 2,51 м

Высота: 1,98 м

Площадь пола: 21,0 м²

Полезный объём: 41,7 м³

Лётные характеристики

Максимальная скорость: 285 км/ч

Крейсерская скорость: 259 км/ч

Боевой радиус: 935 км

Перегоночная дальность: 2333 км

Практический потолок: 3090 м

Статический потолок:

с использованием эффекта земли: 1675 м

без использования эффекта земли: 2985 м

Скороподъёмность: 9,35 м/с

Тяговооружённость: 229,4 Вт/кг (на трансмиссию при максимальной взлётной массе)

Вооружение

Стрелково-пушечное: 3 × 7,62 мм пулемёта (2 в дверях и 1 на рампе)

15 октября 2009 Подбитый недалеко от Кандагара «Чинук» был эвакуирован на внешней подвеске вертолетом Ми-26, принадлежащим компании Вертикаль-Т

Авиакатастрофа вертолёта НАТО 6 августа 2011 года: 6 августа 2011 года в Афганистане во время операции против боевиков в провинции Вардак, к юго-западу от Кабула транспортный вертолет был сбит ракетой (по другой информации — выстрелом из гранатомета). Жертвами крушения вертолета международных сил стали 38 человек, в их числе 30 военнослужащих США, бойцы афганского спецназа, военные авиадиспетчеры, гражданский переводчик и кинолог с собакой.

Указывают, что это самая крупная единовременная потеря американских войск за время афганской войны. Президент США Барак Обама на военной базе в Довере лично принял участие в церемонии прощания с тридцатью американскими военнослужащими, находившимися на борту вертолета.



Рекомендуем почитать

Наверх