Род прилагательных во множественном числе. Склонение имен прилагательных во множественном числе

Похудение 12.10.2019

Имена прилагательные изменяются по числам. Во множественном числе они отвечают на вопрос «какие?».

Горы (какие?) высокие

Только в единственном числе прилагательные изменяются по родам. Во множественном числе по родам эта часть речи не изменяется.

Как и в единственном числе, прилагательные множественного числа изменяются по падежам, т.е склоняются.

Вот таблица, где показано склонение имен прилагательных во множественном числе:

Найдите в этой таблице примеры, подтверждающие выводы о склонении имен прилагательных во множественном числе:

1) Вопрос какие? – это вопрос прилагательных множественного числа в И и В. п

2) Сравните прилагательные в И и В.п. Заметили, что у них могут быть разные окончания: -ые –ие; -ых –их

Это зависит от того, с каким существительным употребляется прилагательное множественного числа: если с неодушевленным, то окончание будет – ые –ие; если с одушевленным, то окончание будет –ых –их.

3) В И.п и в В.п (при неодушевленных существительных) окончания прилагательных множественного числа –ые –ие. Нетрудно догадаться, что –ые пишется после твердых согласных, а –ие после мягких

4) По таблице хорошо видно, что в Р. В. П.п прилагательные множественного числа отвечают на один вопрос: каких? И окончания в этих падежах тоже одинаковые –ых –их

5) В первом столбце примеров таблицы склоняются прилагательные с ударным окончанием, а во втором с безударным. Если их сравнить, то видно, что безударные окончания прилагательных множественного числа пишутся так же, как ударные

6) Как же определить падеж прилагательных множественного числа? Очень просто: падеж прилагательных множественного числа зависит от падежа существительных, с которым это прилагательное связано. Значит, прилагательное множественного числа будет стоять в том же падеже, что и существительное, к которому относится.

Все эти выводы нужны для того, чтобы грамотно строить свою речь, грамотно писать.

Обсудите результаты работ в парах. О чем был текст?

Что нового для себя вы узнали из этого текста?

Все ли было понятно? Какие появились вопросы?

Вернёмся к игре «Данетка». Читайте вопросы, в ответах на которые вы сомневались, не знали как ответить.

Ответили на те вопросы, что вызывали у нас трудности?

Как же нужно действовать, чтобы определить падеж имени прилагательного? Попробуйте каждый составить алгоритм определения падежа прил во мн числе.

Теперь обсудите его в парах.

Проверим алгоритм

На доске:

1) Нахожу существительное…

2) Ставлю вопрос…

3) Определю падеж…

4) Называю…

Давайте оценим нашу работу над алгоритмом.

На доске:

1) Задание?

2) Результат?

3) Правильно?

4) Самостоятельно?

5) Отметка?

1.Что нужно было сделать в задании?

2.Удалось ли получить результат? Найден ответ?

3.Правильно ли выполнил задание? Или были ошибки?

4.Справился с заданием полностью самостоятельно или помогал товарищ? В каких вопросах?

5. какую отметку ставишь себе?

Зачем нам нужны эти умения?

1) Вставь прилагательные во фразеологизмы.

ворона в …. перьях, профессор …щей, Найти … язык

Слова для справок: кислых, общий, павлиных

Объясни смысл каждого фразеологизма.

Найти общий язык - договориться И. п

Ворона в павлиных перьях – выскочка П. п

Профессор кислых щей – незадачливый плохой мастер Р. П

Определи падеж прилагательных, действуя по алгоритму.

2) Найдите в предложениях прил во мн числе, спишите, выделите окончание и напишите в каком падеже оно стоит

У нас под окнами растет много ветвистых деревьев → (чего?) деревьев (каких?) ветвистых РП

Мы подошли к деревянным домам → (к кому?) к домам (каким?) деревянным ДП

Над пушистыми облаками пролетели самолеты → (над чем?) над облаками (какими?) пушистыми ТП

Стоят высокие дома → (что?) дома (какие?) высокие ИП мн.ч.

3) Разгадывание чайнворда.

Кажд слово здесь – прил в указан падеже ед или мн числа. Вам нужно, пользуясь нашей Т постав прил в нужн падеж

1) Алый – д.п., ед.ч.

2) Ударный – тв.п., ед. ч.



3) Могучий – им.п., ед.ч., ср.р.

4) Единый – в.п., ед.ч., ж.р.

5) Юный – р.п., ед.ч.

6) Опытный – тв.п., мн.ч.

7) Интересный – р.п., мн.ч.

8) Хороший – д.п., мн.ч.

9) Мирный – р.п., ед.ч.

10) Отличный – д.п., мн.ч.

Какую тему мы изучили?

Давайте попробуем отразить полученные знания в схеме, которая получила название «ФИШБОУН» - рыбий скелет.

Мы составляем такую схему впервые, поэтому поучимся это делать вместе. Эта схема похожа на рыбку: это голова, вот ребра, а это хвост. В голову пишется гл вопрос, тема. На ребрах – выводы. Они должны состоять из предложений, построенных так: если…то…А хвост – главный вывод по уроку, итог темы

Если… То…

Кто повторит наши основные выводы по теме?

Закончите предложения – оцени итоги работы на уроке.

Мне удалось…

Меня удивило…

Мне понравилось…

Я порадовался за…

Я хочу поблагодарить…за…

Я могу похвалить себя за…

Я думаю, что мне…

Как думаете, о чем пойдет разговор на уроке р. Языка завтра?

Может будем изучать новую часть речи? Или продолжим разговор о прилагательном?

Зачем мы получили сегодня знания о прил мн числа? Оно нам где-то дальше пригодится? Где?

Дифференцированная работа.

1 задание.

Согласуй данные в скобках прилагательные с существительными, обозначь падеж, выдели окончания.

Наступила зима с (трескучий) морозами, с (глубокий) сугробами. Обрядила волшебница сосны и ели в (тяжелый, снеговой) шубы. До самых бровей нахлобучила им (белоснежный) шапки.

2 задание.

Дополни предложения подходящими по смыслу прилагательными. Определи падеж, выдели окончания

Засыпаны снегом …. березки. Трещат от... морозов … стволы. Их …. ветви похожи на …., …. кружева.

Слова для справок: сильных, гибкие, стройные, испуганных, тонкие, красивые, причудливые.

3 задание.

Мини – сочинение на тему «Забота о птицах»

1 предложение – красногрудые снегири (И.п), снег (Т.п.)

2 предложение – деревья (П.п.)

3 предложение – зимний парк (П.п.), заботливые ребята (И.п.)

4 предложение – голодные птицы (Д.п.), корм (В.п.)

Приветствуем всех любителей французского языка. Сегодня мы поговорим о множественном числе французских прилагательных.

Как вы помните, мы обсуждали женский род прилагательных во французском языке. Так вот, у французских прилагательных имеется и число. Обычно множественное число прилагательных формируется путем прибавления окончания s к форме единственного числа (petit - petits). Данное окончание не произносится, кроме тех случаев, когда происходит связывание (les grands amis).

Но есть и особые случаи образования множественного числа прилагательных, о которых мы сегодня и поговорим.

Итак, Le pluriel des adjectifs. Основное правило образования множественного числа прилагательных

Если прилагательное в единственном числе оканчивается на s, -x, то оно не изменяется при образовании множественного числа. В устной речи окончание не произносится, поэтому определителем множественного числа чаще всего выступает артикль. Например:

  • Un vieux plafond – des vieux amis – старый потолок – старые друзья
  • Un sourire faux – des billets faux – фальшивая улыбка – фальшивые билеты

Если прилагательные в единственном числе оканчиваются на -al , то во множественном числе они меняют это окончание на –aux:

  • Un geste amical - des gestes amicaux – дружеский жест – дружеские жесты
  • Un problème principal – des problemes principaux – главная проблема – главные проблемы

Исключения: banal , fatal, glacial, natal, naval, final, pascal – эти прилагательные приобретают окончание s во множественном числе:

  • Un conflict banal – des conflicts banals – банальный конфликт – банальные конфликты
  • Un concours final – des concours finals – финальный конкурс – финальные конкурсы

Если прилагательные в единственном числе заканчиваются на eau, во множественном числе они прибавляют окончание –x:

  • Un beau matin - des beaux jours – красивое утро – красивые дни

Прилагательные в форме женского рода образуют, соответственно, множественное число. При этом множественное число одних и тех же прилагательных в женском и мужском роде может не совпадать. Например:

  • Мужской род: Faux – множественное число faux
  • Женский род: Fausse – множественное число fausses

Если в контексте сказанного некоторые прилагательные относятся к мужскому и женскому роду одновременно, то во множественном числе они принимают форму мужского рода. Например:

  • Paul et sa soeur Anne sont blonds. – Поль и его сестра Анна — светловолосые.
  • Michel et Marie sont bons amis. – Мишель и Мари — хорошие друзья.

Если мы употребляем в речи местоимение on в значении «мы», «они», «вы», подразумевается множественное число. В этом случае мы используем соответствующую форму прилагательного множественного числа, которое по смыслу относится к этому местоимению. Например:

  • André et moi, on est jumeaux. – Мы с Андреем близнецы.
  • Nadine et moi, on est jumelles (moi – подразумевается женский род). – Мы с Надей близняшки.

Но если местоимение on используется в значении «все», «люди», то в этом случае прилагательное употребляется в мужском роде единственного числа:

  • On est satisfait de tout cela. – Люди (они) довольны всем этим.
  • On est bien aise de vous voir. Все рады вас видеть.

Если местоимение on употребляется в значении «мужчина» или «женщина», то мы используем соответственно форму мужского или женского рода, но в единственном числе.

  • Quand on est belle, on est capricieuse et coquette. – Когда ты красивая, то ты капризная и кокетливая.
  • Quand on est mère, on est heureuse. – Когда ты мама, то ты счастлива.

И еще несколько важных правил…

Некоторые прилагательные, обозначающие цвет, остаются неизменными. В большинстве случаев, это прилагательные, которые произошли от существительных. К примеру:

  • Un pullover marron — des pullovers marron — des chaussures marron – коричневый пуловер – коричневые пуловеры – коричневые туфли
  • Un pantalon orange — des bas orange — des blouses orange – оранжевые штаны – оранжевые носки – оранжевые блузки

Но есть и исключения:

  • Ecarlate-écarlates (багровый)
  • Rose-roses (розовый)
  • Fauve-fauves (палевый)
  • Mauve-mauves (фиолетовый)
  • Pourpre-pourpres (пурпурный)

Сложные прилагательные, которые состоят из двух, оба согласуются в числе и роде с относящимся к ним существительным:

  • Sourd-muet – sourds-muets – глухонемой — глухонемые

Сложные прилагательные, которые состоят из двух, если первое заканчивается на –i или на –o, только второе согласуется в числе и роде с относящимся к ним существительным, а первое не изменяется:

  • Un cas tragi-comique – des cas tragi-comiques – трагикомический случай – трагикомические случаи

Сложные прилагательные, обозначающие цвета, оба прилагательных остаются неизменными.

  • Une blouse bleu foncé – des blouses bleu foncé – тёмно-синяя блузка – тёмно-синие блузки

Постарайтесь запомнить эти правила, они понадобятся в выполнении практических упражнений, а также в речи.

Калинина О.П.

6 кл. Тема: Склонение имён прилагательных во мн. числе.

Цель:

Познакомить учащихся с особенностями склонения имен прилагательных
во множественном числе.

Развивать речь, внимание, память, мелкую моторику, словарный запас.

Воспитывать положительную мотивацию к учению.

Ход урока

1. Актуализация знаний и затруднение в индивидуальной деятельности

Цель:

Актуализировать учебные знания и умения необходимые для восприятия
нового материала

– Что вы знаете об именах прилагательных? (Имена прилагательные – это
часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой?,
какая?, какое?, какие? Имена прилагательные изменяются по числам, родам и
падежам)

1.Добавь к сущ. Прилаг. Яблоко- огурец- небо- мама- дружба- стол- волосы-

Добавь к прил. Сущ. Ровный- мягкий- круглый- жёсткий- сладкий- сочный

2.На доске просклоняйте имена прилагательные.: вкусный помидор.весёлый малыш,

– Что общего у данных прилагательных? (Единственное число, мужской род)

– А какие окончания? (Одинаковые)

– Так как же изменяются имена прилагательные в единственном числе?
единственном числе имена прилагательные изменяются по родам и падежам)

– Как определить падеж имени прилагательного в единственном числе? (Падеж
имени прилагательного определяется по падежу имени существительного, к которому
оно относится)

– Поставьте словосочетания интересный урок в именительный падеж
множественного числа.

– Можно ли определить род прилагательных во множественном числе. В чем
затруднение? (Род не определяется)

Значит, и у прилагательных множественного числа род определить нельзя.

2.Новый материал

Согласовать цель и тему урока.

– Можно ли сказать, что имена прилагательные множественного числа изменяются
по падежам? (да-?, нет-?)

– Как вы думаете, над чем мы будем работать сегодня на уроке? Кто
сформулирует тему урока? (Склонение имен прилагательных во множественном
числе)

Просклоняем теперь

I вариант – Интересные книги

II вариант – Веселые дни

Желающие попробовать свои силы самостоятельно проходят к доске.

– В каких падежах имена прилагательные множественного числа имеют одинаковые
окончания?

– Как можно определить падеж прилагательного во множественном числе?
(Падеж имени прилагательного во множественном числе можно узнать по падежу имени
существительного)

– Что нового узнали о прилагательном множественного числа? Сделайте вывод.

3. Первичное закрепление Работа с учебником (упражнения)

– Прочитайте правила про себя и вслух.

– Что узнали об изменении прилагательных во множественном числе?

4. Физкультминутка

Я буду называть словосочетания, в состав которых входят существительные и
прилагательные. Если я называю имена прилагательные во множественном числе
то вы приседаете.если в ед. числе то руки поднимаете

Верных друзей, о лесных растениях,в глухих степях,в дремучих
лесах, теплый апрель, ярких звезд, у глубоких рек, синий карандаш,
в огромных городах, ароматный цветок, в темных
пещерах, маленькое село, добрые сердца, яркое солнце.

5.Работа в группах

У вас на столе лежат карточки. Прочитайте
задание и объясните своими словами, что нужно сделать. (Вставить и выделить
окончания, определить падеж)

На синем диване

К старому дому

С красным мячом

У высокого дерева

На широких просторах

По просёлочной дороге

– Как определить падеж прилагательных во множественном числе?

Составьте предложение из данных слов.

Юга, с, прилетели, с, птицы, весны, наступлением.

– Подчеркните главные члены предложения. Определите род и падеж имен
прилагательных.

6. Дифференцированное задание

Зеленая карточка.

Спиши текст, вставляя подходящие по смыслу прилагательные. Определите падеж

Пришла весна с …птицами, …ручьями, …цветами. В …лесу на снегу видны узоры …следов.

Бегут … ручьи.

КРАСНАЯ КАРТОЧКА

Спиши текст, добавляя подходящие по смыслу слова. Определите падеж
прилагательных множественного числа.

Пришла зима с … морозами, … вьюгами, … сугробами. В … лесу на снегу видны
узоры … следов. Бегут… ручьи.

Синяя карточка.

Спиши текст, вставляя пропущенные окончания прилагательных. Определите падеж
прилагательных множественного числа.

Пришла весна с певч..…птицами, со звонк… ручьями,с ярк…цветами. В весенн…
лесу на снегу видны узоры зверин… следов.Бегут звонк.. ручьи.

7. Рефлексия учебной деятельности

– Как изменяются имена прилагательные во множественном числе? (Только по
падежам)

– Как не изменяются имена прилагательные множественного числа? (Не
изменяются по родам).

Тема урока : Склонение имен прилагательных во множественном числе.

Цель : познакомить с особенностями склонения имён прилагательных во множественном числе.

Задачи:

    формировать умения склонять имена прилагательные во множественном числе,

    совершенствовать умение распознавать род и падеж имён прилагательных; правильно писать окончания.

Данный урок относится к разделу «Имя прилагательное», первый урок по теме «Склонение имен прилагательных во множественном числе»

Планируемые результаты ,формируемые УУД:

Личностные: учебно- познавательный интерес к учебному материалу (понимать учебную задачу на уроке и стремиться ее выполнить); нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных целей; оценивание своих достижений на уроке.

Регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя, проявлять инициативу в учебном сотрудничестве.

Коммуникативные : оформлять свои мысли в устной речи;

Познавательные : самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам.

Методы обучения : проблемный; частично-поисковый.

Ход урока

1. Самоопределение к учебной деятельности.

Сегодня у нас на уроке гости. Повернитесь к гостям, поздоровайтесь. Я думаю, что каждый из вас сегодня порадует себя и меня своей работой на уроке. Итак, приступаем.

Сели красиво, открыли тетради, положили с наклоном, ручки взяли правильно.

И сегодняшний урок русского языка я бы хотела начать с прочтения высказывания К.Г.Паустовского о русском языке:

Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.

Какой вывод мы можем сделать, прочитав данное высказывание?

А какие слова дали самую точную характеристику русскому языку?

Какой частью речи они являются?

А теперь запишем в тетрадь дату.

Каким вы хотели видеть урок? Подберите эпитеты к существительному “урок”. (Познавательным, интересным, веселым, содержательным)

От кого это зависит? (От учителя и учащихся и их взаимопонимания)

2. Актуализация знаний.

Мы с Вами подбирали эпитеты к существительному «урок», скажите какой частью речи выражены эпитеты? (Именами прилагательными)

Что вы знаете об именах прилагательных? (Имена прилагательные – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой?, какая?, какое?, какие? Имена прилагательные изменяются по числам, родам и падежам)

Групповая работа. (Приложение1)

На листах просклоняйте имена прилагательные.

I группа

II группа

III группа

И. п.

Интересный урок

Веселый урок

Содержательный урок

Р. п.

Интересного урока

Веселого урока

Содержательного урока

Д. п.

Интересному уроку

Веселому уроку

Содержательному уроку

В. п.

Интересный урок

Веселый урок

Содержательный урок

Т. п.

Интересным уроком

Веселым уроком

Содержательным уроком

П. п.

Об интересном уроке

О веселом уроке

О содержательном уроке

Что общего у данных прилагательных? (Единственное число, мужской род)

А какие окончания? (Одинаковые)

Так как же изменяются имена прилагательные в единственном числе? (В единственном числе имена прилагательные изменяются по родам и падежам)

Как определить падеж имени прилагательного в единственном числе? (Падеж имени прилагательного определяется по падежу имени существительного, к которому оно относится)

Поставьте словосочетания интересный урок в именительный падеж множественного числа.

Можно ли определить род прилагательных во множественном числе. В чем затруднение?

Значит, и у прилагательных множественного числа род определить нельзя.

3. Постановка учебной задачи.

Можно ли сказать, что имена прилагательные множественного числа изменяются по падежам? (да-?, нет-?)

Как вы думаете, над чем мы будем работать сегодня на уроке? Кто сформулирует тему урока? (Склонение имен прилагательных во множественном числе)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Просклоняем теперь

I вариант – Интересные уроки

II вариант – Веселые перемены

И. п. (какие?)

Интересные уроки

Веселые перемены

Р. п. (каких?)

Интересных уроков

Веселых перемен

Д. п. (каким?)

Интересным урокам

Веселым переменам

В. п. (какие?)

Интересные уроки

Веселые перемены

Т. п. (какими?)

Интересными уроками

Веселыми переменами

П. п. (о каких?)

Об интересных уроках

О веселых переменах

А теперь внимание. Работая в парах, сравните падежные окончания прилагательных. Что можно сказать об окончаниях имен прилагательных множественного числа? (Окончания совпадают)

В каких падежах имена прилагательные множественного числа имеют одинаковые окончания?

И. п., В. п.
ые, ие

Р. п., П. п.
ых, их

Д. п.
ым, им

Т. п.
ыми, ими

Как можно определить падеж прилагательного во множественном числе? (Падеж имени прилагательного во множественном числе можно узнать по падежу имени существительного)

Что нового узнали о прилагательном множественного числа? Сделайте вывод. (Имена прилагательные во множественном числе изменяются по падежам или склоняются. Род у прилагательных множественного числа не определяется)

5. Первичное закрепление во внешней речи.

Давайте проверим, согласны ли с нами авторы учебника. Откроем учебник на странице 34. Сравните свои выводы с данными в учебнике.

Прочитайте правила про себя и вслух.

Что узнали об изменении прилагательных во множественном числе?

6. Физкультминутка.

Я буду называть словосочетания, в состав которых входят существительные и прилагательные. Если я называю имена прилагательные во множественном числе родительного падежа, вы приседаете, если во множественном числе предложного падежа – прыжок на месте. Будьте внимательны.

Верных друзей (Р.п.), о лесных растениях (П.п.), в дремучих сугробах (П.п.), ярких звезд (Р.п.), у глубоких рек(Р.п.), в огромных городах (П.п.), из интересных книг (Р.п.), в темных пещерах (П.п.).

7. Работа в парах с самопроверкой по эталону.

Работа в парах. (Приложение2)

У вас на столе лежат карточки. Прочитайте задание и объясните своими словами, что нужно сделать. (Вставить и выделить окончания, определить падеж)

За воздушными шарами – Т. п.
О летних каникулах – П. п.
К соседским мальчишкам – Д. п.
Из колючих кустов – Р.п.
С трескучими морозами – Т. п.
До первых заморозков – Р. п.
На музыкальных инструментах – П. п.
По речным волнам – Д. п

Достаточно. Проверим по эталону.

Какие пары выполнили точно так же?

Как определить падеж прилагательных во множественном числе?

Ребята! Посмотрите глазками вниз, наверх, влево, а теперь в окошко и на экран.

Зима не хочет уступать свои права весне. Доказательство тому – красивейшие зимние дни с морозом и солнцем!

Составьте предложение, используя слова на слайде.

Сверкает, искрами, снег, разноцветными, на, солнце, ярком.

Снег сверкает разноцветными искрами на ярком солнце.

Запишите предложение.

Подчеркните главные члены предложения. Определите род и падеж имен прилагательных.

(Проверка у доски)

8. Дифференцированное домашнее задание (приложение3)

Перед вами текст.

Прочитайте его.

Какая часть речи пропущена?

Кто может самостоятельно подобрать подходящие по смыслу прилагательные, возьмите карточку зеленого цвета.

Кому нужны слова – помощники, берите карточку желтого цвета.

Кто не уверен в своих силах, возьмите синюю карточку.

Задания на этих карточках вы выполните дома.

Зеленая карточка.

Спиши текст, вставляя подходящие по смыслу прилагательные. Определите падеж прилагательных множественного числа.

Пришла зима с … морозами, … вьюгами, … сугробами. В … лесу на снегу видны узоры … следов. Трещат … морозы.

Желтая карточка

Спиши текст, добавляя подходящие по смыслу слова. Определите падеж прилагательных множественного числа.

Пришла зима с … морозами, … вьюгами, … сугробами. В … лесу на снегу видны узоры … следов. Трещат … морозы.

Слова для справок: трескучие, лютые, шумные, зимний, звериные, глубокие.

Синяя карточка.

Спиши текст, вставляя пропущенные окончания прилагательных. Определите падеж прилагательных множественного числа.

Пришла зима с трескуч… морозами, шумн… вьюгами, глубок… сугробами. В зимн… лесу на снегу видны узоры зверин… следов. Трещат лют… морозы.

9. Рефлексия учебной деятельности

Оценить результаты учебной деятельности.

Вспомните тему нашего урока.

Как изменяются имена прилагательные во множественном числе? (Только по падежам)

Как не изменяются имена прилагательные множественного числа? (Не изменяются по родам).

Как определить падеж имени прилагательного во множественном числе? (Как и в ед. ч., падеж прилагательного определяется по падежу имени существительного, к которому оно относится)

Имя прилагательное обозначает признак предмета. Данная часть речи является зависимой и отвечает на вопросы какой? какая? какие? какое? Имя прилагательное имеет в предложении связь с именем существительным, а сама связка прилагательное и существительное за счет многообразия форм и сочетаний обеспечивает необыкновенное богатство и красоту русскому языку. В школе ученикам зачастую требуется определить падеж прилагательного. Чтобы правильно выяснить падеж и не путать прилагательные разных падежей, важно действовать по алгоритму и помнить некоторые нюансы.

Определяем падежи прилагательных. Несколько рекомендаций. Особенности прилагательных разных падежей
Прежде чем приступить к рассмотрению вопроса склонения имён прилагательных, важно отметить особенности изменения данной части речи. Склонение по падежам зависит напрямую от рода и числа имени прилагательного. Запомните принцип изменения слов данной части речи по числам и родам, тогда вы сумеете легко ориентироваться в окончаниях падежей.
  1. Прилагательные склоняются по родам только в единственном числе.
    • Мужской род: окончания –ой, -ый, -ий. Например: друг (какой?) большой, добрый, чуткий.
    • Женский род: окончания –ая, -яя. Кофта (какая?) красная, синяя.
    • Средний род: окончания –ое, -ее. Зеркало (какое?) круглое, синее.
    Род имени прилагательного можно определить по существительному, к которому оно относится в тексте.
  2. Имена прилагательные склоняются по числам.
    • В единственном числе они обозначают признак одного предмета, совокупности предметов. Например: хороший вариант, большой стол, дружный класс, весёлая молодёжь.
    • Имена прилагательные, стоящие во множественном числе, обозначают множество предметов. Они отвечают в именительном падеже на вопрос какие? и имеют окончания –ые, -ие.
Вы можете определять число имени прилагательного по существительному, к которому прилагательное относится.

Рассмотрим особенности склонения имён прилагательных по падежам. Определить падеж имени прилагательного вам помогут знания принципов склонения данной части речи.

Имена прилагательные женского рода в единственном числе склоняются следующим образом:

  • Именительный падеж. Окончания –ая, -яя. Удочка (какая?) длинная.
  • Родительный падеж. Окончания –ой, -ей. Удочки (какой?) длинной.
  • Дательный падеж. Окончания –ой, ей. Удочке (какой?) длинной.
  • Винительный падеж. Окончания –ую, -юю. Удочку (какую?) длинную.
  • Творительный падеж. Окончания –ой, -ей. Удочкой (какой?) длинной.
  • Предложный падеж. Окончания –ой, -ей. Об удочке (какой?) длинной.
Запомните порядок склонения данной группы прилагательных. Обратите внимание, что окончания прилагательных в родительном, дательном, творительном и предложном падежах совпадают. В подобных случаях вам потребуется определять падеж по существительному.

Имена прилагательные среднего и мужского рода в единственном числе склоняются по такой схеме:

Падеж Мужской род
Окончание
Пример Средний род
Окончание
Пример
именительный -ой, -ый, -ий
Стол (какой?) большой,
деревянный
-ое, -её
Небо (какое?)
голубое, синее
родительный -ого, -его
Стола (какого?) большого,
деревянного
-ого, -его
Неба (какого?)
голубого, синего
дательный -ому, -ему
Столу (какому?) большому,
деревянному
-ому, -ему
Небу (какому?)
голубому, синему
винительный
Одушевл.
сущ.-см.
род. падж
Неодушевл.-
см. им.
падеж
См. им.
падеж
Небо (какое?)
голубое, синее
творительный -ым, -им
Столом (каким?) большим,
деревянным
-ым, -им
Небом (каким?)
голубым, синим
предложный -ом, -ем
О столе (каком?) большом,
деревянном
-ом, ем
О небе (каком?)
голубом, синем

Вы можете определить падеж прилагательного по падежу существительного, к которому оно относится. Как вы заметили, легко спутать по окончаниям прилагательные именительного, винительного, родительного падежа данной группы слов. Определите падеж прилагательного по существительному.

Во множественном числе имена прилагательные склоняются следующим образом:

  • Именительный падеж: -ые, -ие. Дома (какие?) большие.
  • Родительный падеж: -ых, -их. Домов (каких?) больших.
  • Дательный падеж: -ым, -им. Домам (каким?) большим.
  • Винительный падеж: одушевлённые существительные склоняются по родительному падежу, а неодушевлённые – по именительному. Дома (какие?) большие.
  • Творительный падеж: -ыми, -ими. Домами (какими?) большими.
  • Предложный падеж: -ых, -их. О домах (каких?) больших.
Обратите внимание, что слова данной группы прилагательных имеют одинаковые окончания в родительном и предложном падежах. Также сложности могут возникнуть при определении именительного, родительного, винительного падежа. Тогда обращайте внимание на падеж существительного, роль существительного в предложении.

Как определить падеж прилагательного? Алгоритм
Как определить падеж прилагательного правильно? Чтобы всегда точно указывать падеж данной части речи, используйте алгоритм.

  1. Запомните особенности склонения имён прилагательных, их окончания, вопросы падежей.
  2. Выпишите на листочек прилагательное.
  3. Выделите в прилагательном окончание и сравните мысленно с таблицей.
  4. Если у вас возникли сомнения, падеж вашего прилагательного нельзя определить по окончанию, обратите внимание на существительное.
  5. Задайте к существительному вопрос, выделите окончание и определите его падеж. Такой же падеж имеет прилагательное.
  6. Иногда сложно отличить именительный и винительный падеж. В таком случае вы должны выяснить роль существительного, к которому относится прилагательное, в предложении.
    • существительное в именительном падеже – подлежащее, главный член предложения;
    • существительное в винительном падеже – второстепенный член предложения.
    У прилагательного будет такой же падеж.
Помните признаки разных падежей, особенности склонения данной части речи, пользуйтесь алгоритмом. Тогда вы будете всегда правильно определять падеж прилагательного.

Рекомендуем почитать

Наверх