Т–80 оказался полной катастрофой. Танки в чеченской войне Что и как

Отношения, любовь и семья 20.06.2020
Отношения, любовь и семья

Танк Т-90 представляет собой последнюю модификацию машин легендарного семейства танков Т-72 - советских танков второго послевоенного поколения. Не претерпевая существенных компоновочных изменений, он воплотил в себе практически все лучшее, что было создано в отечественном танкостроении к середине 90-х годов завершающегося столетия.

Сам танк Т-72 разрабатывался КБ «Уралвагонзавода» и был создан как один из вариантов усовершенствования танка Т-64А производства Харьковского завода им. Малышева. От Т-64А танк Т-72 отличался в основном незначительными изменениями корпуса, связанными с установкой четырехтактного дизеля семейства В-2 (тому, которое зародилось для легендарного танка Т-34 и развивалось для танков Т-54, Т-55 и Т-62) взамен оппозитному двухтактному дизелю 5ТДФ и новой ходовой части, применением более простого и надежного электромеханического автомата заряжания (A3) танковой пушки вместо электрогидравлического механизма заряжания (МЗ).

Создание танков Т-64 и Т-72 в конце 60-х - начале 70-х годов было большим шагом вперед. На тот период в мире не было машин, равных им по основным боевым характеристикам, а возможность исключения четвертого члена экипажа (заряжающего) за счет установки МЗ (A3) на танке с классической компоновкой на зарубежных танках была реализована лишь в конце 80-х годов (на французском танке третьего поколения «Леклерк»).

Со времени принятия на вооружение (1973) по настоящее время танк Т-72 неоднократно модернизировался и совершенствовался по всем основным направлениям (огневая мощь, защищенность, подвижность). Совершенствования имели целью обеспечить в необходимой степени возможности танку Т-72 противостоять принимаемым на вооружение в армиях сильнейших зарубежных государств танков более поздней, чем Т-72, разработки, а также создаваемым новым противотанковым средствам (ПТС).

Так, например, совершенствование защиты танка производилось в 5 этапов, и если сравнить защищенность лобовой проекции танка Т-72 выпуска 1973 года, когда началось его серийное производство, и танка Т-90 - последнего из танков этого семейства, принятого на вооружение 20 лет спустя, то она возросла в три раза. К постоянно совершенствуемой многослойной комбинированной броневой защите добавилась сначала навесная, а потом и встроенная динамическая защита (в западной печати - «реактивная броня») и комплекс оптико-электронного подавления «Штора-1», обеспечивающий танку индивидуальную защиту от находящихся на вооружении большинства армий мира противотанковых управляемых ракет (ПТУР) с командными полуавтоматическими системами наведения типа «TOW», «Hot», «Milan», «Dragon» и лазерными головками самонаведения типа «Maverick», «Hellfiree», «Copper head» за счет создания активных помех их наведению. Применение нетрадиционных способов защиты обеспечило незначительный прирост массы танка Т-90, что в комплексе с увеличением мощности двигателя с 740 до 840 л.с. позволило сохранить приемлемый уровень подвижности.

За время своего существования танки семейства Т-72 закупались для армий многих стран, а также стали лицензионно производиться за рубежом (например, в Югославии). Танк зарекомендовал себя с положительной стороны при эксплуатации в различных климатических условиях - от сурового Заполярья до азиатских пустынь и субтропиков. О машине положительно отзываются подавляющее большинство отечественных танкистов, послуживших и на других отечественных танках (семейства Т-64 и Т-80), а также иностранные специалисты и танкисты, которым довелось воевать на этих машинах. А что касается нареканий в адрес танков семейства Т-72, которые появлялись с подачи СМИ в ходе американо-иракского конфликта и во время военных конфликтов в Закавказье, то анализ причин, вызывающих такие нарекания, вскрывает в основном недостатки системы эксплуатации танков в войсках. Действительно, анализ характера боевых повреждений танков вскрывает недостаточный уровень обеспечения их боевого применения, а в некоторых случаях и неверную тактику применения танков (например, большинство поражений танков во время городских боев происходило в результате попаданий ПТС при стрельбе сверху в недостаточно защищенную верхнюю полусферу танка), а анализируя претензии к танкам, поступающие из войск, можно сделать вывод, что подавляющее число отказов и неисправностей происходит по причине недостаточного знания материальной части и слабого уровня технического обслуживания.

Без сомнения, можно сказать, что танки семейства Т-72 обладают солидным уровнем живучести в боевых условиях. Так, во время демонстрационного обстрела танка Т-90, проходившего в период эйфории «по результатам боевого применения» наших танков в Чечне, было произведено 6 выстрелов из другого танка с расстояния 200 м, воспроизводящих условия реального обстрела в условиях боевых действий. После этого обстреливаемый танк своим ходом прибыл на показную площадку и снаружи напоминал груду искореженного металла. Естественно, повреждения материальной части были, но их анализ показывает, что при правильной организации боевого применения танков, соответственном обеспечении их действий можно было бы предотвратить значительную долю потерь в личном составе и технике в Чечне.

В немалой степени причины такой живучести и надежности кроются в кропотливом учете в КБ «Уралвагонзавода», Генеральным конструктором которого длительное время был талантливый инженер и руководитель В. Поткин, опыта отечественного и зарубежного танкостроения, правильно поставленной в КБ системе контроля и сбора информации за эксплуатацией танков в войсках, а также проводимым испытаниям, особенно на стадии приема танка на вооружение армии. После смерти Генерального конструктора танк Т-90 получил имя «Владимир». Вот о некоторых эпизодах государственных испытаний танка Т-90, участвовать в приведении которых пришлось одному из авторов,наш рассказ.

«ТАРАКАНЬИ БЕГА» - СТАВКИ ДЕЛАЕТ ЖИЗНЬ

Условно позицию участников испытаний можно охарактеризовать следующим образом. При проведении испытаний различного уровня и вида (от исследовательских до государственных приемочных) те военные специалисты, которые представляют интересы заказчика испытываемого образца и кому в дальнейшем предстоит эксплуатировать машину, а может, и воевать на ней, пытаются выявить все ее недостатки с целью их устранения до принятия на вооружение и проверить, как машина соответствует тем требованиям, которые были предъявлены при ее конструировании. Представители же КБ стараются выгодно продемонстрировать все преимущества образца, а при выявлении каких-либо несоответствий стараются оправдать их возможностями существующих технологий, нарушением программы испытаний, правил эксплуатации опытного образца и т.д. В общем - это нормальная ситуация борьбы за машину заказчика и ее разработчика, при которой происходит поиск компромиссных решений по конструкции и характеристикам самых разнообразных составных частей образца. Иногда случаются достаточно курьезные случаи. Так, при сложнейших испытаниях танка на проходимость по разбухшему от непогоды участку дороги, состоящей из смеси глины, песка и щебня, происходило частичное разрушение щебнем, замешанным в глине, резиновых бандажей опорных катков, что, естественно, вызывало раздражение у представителей КБ, которые негодовали по этому поводу и говорили, что таких условий, как на данном испытательном полигоне, нет больше на всем континенте. Или другой случай, когда случайно захваченным грунтозацепами гусеницы металлическим обломком был пробит топливный бак на надгусеничной полке и возник спор, считать ли это дефектом конструкции.

Программа испытаний Т-90 была построена таким образом, что прибывшим с завода машинам с самого начала предстояли едва ли не самые сложные испытания - пробег по трассе с твердым асфальтобетонным покрытием до полной выработки топлива (в простонародии - «тараканьи бега»). На бетонной трассе определялся запас хода на одной заправке. Танк заправляли «под завязку», включая две бочки на корме машины, которые включены в систему питания двигателя топливом (всего 1700 л). Ранним утром танк выходил на трассу, остановки - один раз в 4 ч, для смены экипажа, на 1,5-2 мин, не глуша двигатель. Когда шел уже второй час ночи, все участники испытаний только и ждали, когда же он остановится. И вот наконец раскатистое урчание прекращается. На бензозаправщике отыскиваем танк на трассе, смотрим на спидометр - 728 км (заявлено было 600 км). Конечно же, кроме мастерства механиков-водителей, это заслуга конструкторов и изготовителей опытного образца, которые добились оптимального сочетания параметров и регулировок моторно-трансмиссионной установки и системы управления движением танка. Аналогичных результатов в зарубежном танкостроении неизвестно.

Ресурс танка до капитального ремонта - 14 тыс. км, а танкам Т-90 пришлось «бегать» по бетонной трассе 3500 км, да и как бегать: средняя скорость движения составила 48-50 км/ч. Следует заметить, что испытания на бетоне являются наиболее тяжелыми для танка из всех пробеговых, т.к. твердое покрытие в сочетании с высокими скоростями движения оказывает наиболее высокое разрушающе воздействуют на узлы и агрегаты танка.

Вообще задача испытателя в любых условиях заключается в том, чтобы «выжать» из машины все, на что она способна, испытать ее на предельных режимах, постараться поставить ее в экстремальные условия, конечно же, соблюдая все правила и нормы эксплуатации. Иногда и нам, испытателям, становилось жалко машину. Но осознание того, что если в таких трудных условиях она выдержит, то наверняка не подведет в бою, все же побуждало к дальнейшему «насилованию» машины.

Как-то во время проведения ночного 250-километрового пробега имитировались условия эксплуатации танка при частичном повреждении силовой установки (утечка охлаждающей жидкости). Такая ситуация довольно реальна как в повседневной эксплуатации, так и в боевой обстановке, где особенно важно иметь запас надежности танка (для вертолетов, например, существует определенное требование по продолжительности «сухой», т.е. без масла, работы двигателя, чтобы дать возможность экипажу выбрать место и произвести посадку машины в случае повреждения системы смазки двигателя). Проведение испытаний было поручено механику-водителю, испытателю со стажем А. Шопову. В систему охлаждения двигателя танка было залито 35 л антифриза вместо 90 л положенных. Во время испытаний тщательно контролировались основные параметры работы силовой установки при выполнении задачи. И надо отметить, что двигатель танка Т-90 успешно выдержал этот сложный для него тест, отработав заданный программой ресурс на пределе температурного режима.

Этот факт заставил нас несколько по-иному взглянуть на машину, мы еще глубже прониклись уважением к ее разработчикам, создавшим эту надежную и на редкость неприхотливую машину.

Чего стоит восьмичасовой безостановочный пробеге включенной системой управления огнем? Обязательно выбирается сложный маршрут с бесконечными ямами и ухабами, на которых стабилизированное орудие танка от перегрузок то и дело становится на гидростопор, слышен нагруженный визг гидравлики стабилизатора пушки, масса которой достигает несколько тонн. Кроме этого, наводчик обязан каждые 2-3 мин производить горизонтальный разворот башни танка в режиме «пере-бросочной скорости» на 360 .

В пустыне Средней Азии был такой случай. Механик-водитель танка, солдат срочной службы, в один из дней вдруг неожиданно «осторожно» стал водить танк по хорошо знакомому маршруту. На многократные требования увеличить скорость не реагировал. Пришлось останавливаться, глушить двигатель и проводить разъяснительную работу о необходимости испытания танка в экстремальных условиях. Как оказалось, представители промышленности посочувствовали солдату в его «мытарствах» по неровностям туркменской дороги и убедили его в том, что возможный ремонт танка по причине перегрузок солдату ни к чему. Что удивительно, после слов о том, что вот сейчас мы тихонько откатаем, ничего не проверив, а через года два принятый на вооружение «хороший» танк, но уже в руках младшего брата-солдата где-нибудь в боевой обстановке выйдет из строя, произвели на него такое впечатление, что до конца испытаний к этому вопросу с этим солдатом мы больше не возвращались. А скоростные показатели этого механика-водителя были одними из лучших, даже среди более опытных испытателей.

Всесторонняя проверка многочисленных свойств танка, безусловно, требовала много времени и даже пришлось производить замену увольняемого из рядов армии водителя - солдата срочной службы. На замену из войск прислали среднестатистического, не имеющего достаточного опыта, механика-водителя. Это было в Сибири, в разгар лютой зимы. Новый механик-водитель горел желанием заняться испытаниями и побыстрее продемонстрировать свои знания и умения. После двухдневного изучения сорокакилометрового маршрута в качестве пассажира в башне танка мы наконец доверили ему место за рычагами машины. Маршрут был довольно сложным, сочетавшим скоростные участки с ухабистыми, практически голыми, без снега участки с занесенными метровым слоем снега. Но, тем не менее, испытатели всегда укладывались в среднюю скорость 35- 41 км/ч. Каково же было наше удивление, когда новичок преодолел испытательный маршрут чуть ли не за 2 ч со средней скоростью 23 км/ч. И это несмотря на то, что перед движением он спросил, можно ли гнать машину «на всю». Мастерство - дело наживное, и при желании, конечно, можно достичь всего. Уже через неделю новичок практически полностью адаптировался к зимним суровым условиям, особенностям сложной испытательной трассы.

При испытаниях на проходимость по снегу мы были крайне удивлены, когда Т-90 уверенно преодолевал протяженные снежные участки с глубиной снега от 1,1 до 1,3 м.

В ПУСТЫНЕ НЕЛЕГКО ДАЖЕ ВЕРБЛЮДУ

Трудными для танка были все этапы испытаний, но то, что ожидало его в пустыне Средней Азии, не идет с остальными ни в какое сравнение.

Температура окружающего воздуха 45-50°С в тени. На всем протяжении стокилометровой пробеговой трассы слой лесо-вой пыли в 10-20 см. Во время движения столб пыли за танком поднимался на несколько сотен метров, а от самого танка была видна лишь пушка, да грязевые щитки гусениц. Зато след от него в пустыне был виден на десятки километров. По пылевому хвосту мы определяли, где находится танк, а видно его было за 40 км. Впрочем, как мы шутили, он был наверняка виден и американским спутникам из космоса, здесь уж никуда не денешься.

Пыль была практически везде. При очистке пылесосом внутреннего объема танка от пыли, поступившей через открытые люки в ходе маршей, набиралось ее 5-6 ведер, и это за каждые 4-5 маршей. О ней мы вспомнили даже спустя несколько месяцев зимой в Сибири, когда на одной из трасс после того, как танк влетел в огромную яму так, что поднялась давно осевшая в корпусе туркменская пыль.

Стараясь хоть как-то избавиться от пыли, испытатели уходили от полевой дороги в сторону, где ее было поменьше, но, попав пару раз на огромной скорости в ямы с отвесными, вымытыми, весенними паводками стенками, которых среди выцветшей желтой и высохшей растительности не видно, возвращались в «русло». Так прозвали мы эту чудовищную дорогу потому, что когда переходишь ее пешком, создается впечатление, что идешь по воде. Причем перейти через такое «русло» можно только в сапогах, которые в жару, естественно, никто не одевал, в кроссовках - невозможно.

За день танки преодолевали от 350 до 480 км, также отрабатывали, как и на бетонке, на всех видах топлива. Причем в военном округе, где проводились испытания, не оказалось керосина для двигателя танка Т-90. Был лишь керосин РТ (реактивное топливо), применение которого не разрешалось инструкцией по эксплуатации танка. После обсуждения совместно с представителями КБ мы приняли на свой страх и риск решение о пробегах на керосине РТ. Мы-то выполняли пункт программы испытаний, а вот представители КБ явно рисковали, но, очевидно, были уверены в своем детище. Риск был еще в том, что очень большие нагрузки ложились на двигатель танка в условиях пыли и большой температуры окружающего воздуха, даже при эксплуатации на «родном», дизельном, топливе, а тут авиационный керосин.

В тот раз все прошло на редкость хорошо и спокойно. Кстати, за все время испытаний танков Т-90 в пустыне средняя скорость пробегов составляла от 35 км/ч на бензине до 43 км/ч на керосине и дизельном топливе. И чтобы расставить все точки над этим вопросом, добавим, что средняя скорость эксплуатации танков (показатель, получающийся делением показаний счетчика километража на показания счетчика моточасов под нагрузкой) в строевых частях составляет 8-11 км/ч, а у нас за все государственные испытания она составила 28 км/ч.

И все же без происшествий не обошлось. Как-то в конце рабочей недели мы завершали пробеги танка по кольцевому маршруту. По радио сообщили руководителю испытаний, что выходим на последний круг, затем самостоятельно следуем в парк, после чего вышли из связи. Проезжая на большой скорости контрольный пункт на трассе, мы увидели одного из испытателей дублирующей группы, который что-то помахивал нам рукой. Мы этот жест приняли за приветствие и, ответив тем же, продолжали движение. После многокилометрового изнурительного пробега мы предвкушали события выходных дней и находились в замечательном расположении духа.

Участок дороги от кольцевой трассы до парка представлял собой холмистую дорогу с крутыми подъемами и спусками протяженностью 6 км. Особенно впечатлял один подъем крутизной около 300 и протяженностью 80-100 м. Когда машина взбиралась на этот подъем, а мы ей в этом очень сочувствовали, скорость резко упала, пыль на корме немного рассеялась и обнаружилась довольно каверзная ситуация. Танк горел, горел очень сильно, причем снаружи. Ведь в случае возгорания изнутри сработала бы система ППО и экипаж об этом узнал бы незамедлительно. Мы, находящиеся на башне командир и наводчик, по внутренней связи пытались убедить механика-водителя немедленно остановиться, в горячке не удосужившись сообщить причину такой остановки. Естественно, механик-водитель не сообразил, зачем ему останавливаться в таком неудобном месте и продолжал взбираться на вершину холма.

Только после остановки танка выяснился источник пожара. Это горел бак с запасом масла для двигателя, устанавливаемый на выхлопном коллекторе силовой установки (чтобы зимой это масло подогревалось и всегда было готово к употреблению). Очевидно, во время длительного движения по пересеченной местности ослабло крепление бака, он получил разрушение и масло пролилось на выпускной коллектор, где моментально воспламенилось. За время нашего движения почти 40 л масла пролилось на левый борт и ходовую часть, в результате чего загорелись резиновые фальшборта и резиновые бандажи задних опорных катков. Именно об этом и пытались сообщить нам на контрольном пункте. Тушить пожар пришлось мучительно долго. Имеющегося в ЗИПе огнетушителя ОУ-2 оказалось недостаточно, находящаяся в обилии под рукой лесовая пыль тоже мало помогала. С огнем справились лишь тогда, когда, обжигаясь, удалось сорвать с креплений фальшборта и сам бак, готовый вот-вот взорваться.

Естественно, в парк мы прибыли в «неприглядном» виде и с большим опозданием, чем заставили побеспокоиться руководителя испытаний и своих коллег. Но надо отдать им должное - они проявили выдержку и лояльность к нам, посчитав происшедшее не ЧП, а одним из отказов техники, для исключения которого необходимо внести корректировки в инструкцию по эксплуатации танков.

ХОРОШО СТРЕЛЯТЬ - ЭТО НЕ ПРОСТО ХОРОШО СТРЕЛЯТЬ

При проведении стрельбовых испытаний на одном из полигонов в Сибири у нас произошел такой случай. Во время выполнения стрельб из двух танков Т-90 был объявлен перерыв на обед и после него руководитель стрельб поставил задачу экипажам на очередной заезд. Танки уже были готовы к выполнению задачи, руководитель готов был дать команду «вперед», как в этот момент впереди в районе мишеней показался движущийся объект. Как оказалось, сторож с другого конца полигона, посчитав стрельбу законченной, поехал на лошади в санях за продуктами в поселок и решил сократить свой путь через полигон. Стрельбу из танков, уже со стороны командной вышки он все-таки досмотрел, с ужасом представляя себя и свою лошадь там, на уровне реальных целей.

Следует добавить, что научиться хорошо стрелять из этого танка гораздо проще, на наш взгляд, чем его хорошо водить. В принципе те несложные операции, которые выполняет наводчик, можно освоить за несколько тренировок, а практически все, что относят к искусству наводчика, взяла на себя установленная на танке система управления огнем (СУО), которая автоматически учитывает все необходимые данные для стрельбы, в том числе поправки, вызываемые отклонениями условий стрельбы от нормальных (таких, как направление и скорость ветра, барометрическое давление и температуру воздуха, температуру заряда, износ канала ствола пушки, боковой крен танка и др.) Вся задача наводчика сводится к тому, чтобы с помощью пульта наведения (в шутку называемого солдатами «джойстиком») вывести точку прицеливания на цель, да нажать кнопку электроспуска для производства выстрела.

В ходе испытаний по определению огневых возможностей танка иногда и СУО заставляет относиться к себе очень и очень корректно. Во время стрельбы один из танков Т-90 стал совершать ничем неоправданные промахи. Проверка исправности СУО никаких дефектов не выявила, все функционировало нормально. Все были в недоумении. Лишь случайный взгляд командира танка на новый емкостной датчик ветра позволил объяснить неудовлетворительную работу СУО. Оказалось, все очень просто - экипаж допустил невнимательность и не был снят небольшой чехольчик с датчика ветра, а тот, естественно, находясь «в безветрии», требуемой поправки для СУО не отрабатывал.

Этот эпизод приведен не случайно, ведь техника, какой бы она «умной» не была, все равно требует к себе профессионального, квалифицированного отношения, что позволяет гораздо шире использовать ее возможности.

Огневые возможности Т-90 значительно расширились с установкой комплекса управляемого вооружения для обеспечения уверенного превосходства над всеми существующими зарубежными танками по дальности поражения целей. Сильно бронированные цели на дальности до 5 км танк Т-90 поражает с ходу (до 30 км/ч) с большой вероятностью попадания первым выстрелом. За время государственных испытаний было произведено 24 пуска ракет на дальностях 4-5 км и все они попали в цель. Опять же, надо сказать спасибо конструкторам, создавшим эту «длинную руку». Одно дело, когда на выставке в Абу-Даби из танка Т-80У (имеющего такой же комплекс управляемого вооружения) опытный наводчик совершил 52 пуска управляемой ракетой на дальность 5 км и все ракеты попали в цель, и другое дело, когда на государственных испытаниях танка Т-90 все пуски ракет производились молодыми парнями, прошедшими предварительное обучение и не имевшими до этого абсолютно никакой практики стрельбы управляемой ракетой.

Ну а что может профессионал, было продемонстрировано на показе танка Т-90 одной из иностранных делегаций. Довольно опытный наводчик, выполняя упражнение стрельб, сначала с места поразил цель управляемой ракетой на расстоянии 4 км, а затем за 54 с движения со скоростью 25 км/ч поразил 7 реальных бронированных целей, расположенных на дальностях 1500-2500 м, а возвращаясь в исходное положение, передал управление огнем командиру танка, который в дублированном режиме стрельбой «с кормы» танка расстрелял еще 4 цели.

Стрельба из танка всегда впечатляет своей мощью, особенно она эффектна и наглядна в горных условиях, где цели как на ладони, кажутся совсем рядом, а до расположенных буквально за ними скал наверняка 3 км, не более. Однако при замере дальности лазерным дальномером, оказывается, что до этих скал минимум 6-7 км, а до целей - не менее 2,5 км. В таких условиях очень отчетливо видна траектория полета снарядов.

ТАНК - НЕ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА И НЕ ДЕЛЬТАПЛАН, НО ВСЕ ЖЕ...

Также получилось, что, кроме трескучих морозов Сибири, невыносимой (для человека) жары и пыли Средней Азии, танку предстояло пройти через водные преграды глубиной в 5 м и 2 раза подняться на высоту 8000 м на борту транспортных самолетов ИЛ-76МД и АН-124 «Руслан».

Сложными были испытания под водой. Танк заходил в водоем на глубину 5 м, выключался двигатель и в течение 1 ч экипаж через воздухопитающую трубу слушал в полной тишине, что происходило наверху за толщей воды. Такое длительное время пребывания под водой было необходимо для проверки качества герметизации элементов комплекса оптико-электронного подавления «Штора-1», которые находятся на броне танка. Хотя бояться под водой в принципе нечего (на случай аварийного по-кидания танка экипаж был оснащен изолирующими противогазами ИП-5), мы с нетерпением ждали времени запуска двигателя и обратного выхода танка на поверхность воды.

ЛЕБЕДИНАЯ ПЕСНЯ...

Один из самых ответственных этапов испытаний опытных образцов танков Т-90 - испытания на стойкость к воздействию противотанковых средств поражения, проводится обычно в завершении всей программы испытаний, так как после этого этапа образец, как правило, дальнейшему использованию не подлежит.

Для проверки характеристик защищенности по программе предусматривались испытания снарядным обстрелом и минным подрывом одного из опытных образцов. Начало было страшным для машины. Под одну из гусениц был заложен фугас, тротиловый эквивалент которого соответствовал наиболее мощным минам иностранных государств. Машина этот тест выдержала, т.е. была приведена в работоспособное состояние силами экипажа за установленное требованиями время. Затем танк был подвергнут жестокому снарядному обстрелу, причем «противник» бил по «слабым» местам. С каждым новым попаданием он становился все мрачнее, а после довольно приличного количества попаданий, стали отказывать системы и узлы, последним, как и у человека, отказало «сердце» танка, его двигатель.

Нам было по-человечески жаль танк, ставший нам боевым другом за эти полтора года. Но его «страдания» не пропадут даром, так как они дали новую пищу для конструкторов и специалистов.

Совсем другая судьба была у второго танка Т-90. Он прошел 14000 км, отстрелял гору боеприпасов, сменив за время испытаний два ствола к танковой лушке, и был отправлен на место своего рождения - город Нижний Тагил, где на него были установлены новые узлы и агрегаты для дальнейших исследований и испытаний.

Т-80 представляет собой яркий пример того, что тяжелобронированные танки могут скрывать значительные слабости. В свое время Т-80 рассматривался российским военным истеблишментом как премиальный танк, однако большое их количество было потеряно в сражениях с оснащенными легким оружием партизанскими формированиями во время первой чеченской войны. Его репутация была утрачена навсегда.

Однако первоначально предполагалась, что его будет ждать совершенно иная судьба. Танк Т-80 стал последним основным танком, разработанным в Советском Союзе. Это был первый советский танк, оснащенный газотурбинным двигателем, и в результате он получил возможность передвигаться по дорогам со скоростью 70 километров в час, а также обладал эффективным соотношением мощность/вес, составлявшим 25,8 лошадиный сил на тонну.

Это сделало стандартный танк Т-80Б самым скоростным из числа выпускавшихся в 1980-х годах.

Боевая доблесть чеченцев — и провальная российская тактика — в большей степени является причиной потерь танков Т-80, чем его собственные характеристики. Тем не менее, у него имелся существенный недостаток. В конечном итоге Т-80 оказался слишком дорогим и, кроме того, он потреблял слишком много горючего. Российские военные через некоторое время сделали выбор в пользу более экономичного танка Т-72.

Т-80 стал дальнейшим развитием своего предшественника — танка Т-64. Будучи самой современной моделью конца 1960-х и начала 1970-х годов, танк Т-64 представлял собой отступление от склонности Советов производить простые бронированные машины — такие как Т-54/55 и Т-62.

Так, например, Т-64 был первым советским танком, в котором функции заряжающего были переданы автоматической системе, и в результате его экипаж сократился с четырех до трех человек. Вторая инновация Т-64, установившая определенную тенденцию, состояла в использовании композитной брони, в которой применялись слои керамики и стали, и в результате защищенность была повышена в сравнении с использованием одних только стальных листов.

Кроме того, Т-64 был оснащен легкими стальными опорными катками небольшого диаметра в сравнении с большими обрезиненными катками Т-55 и Т-62.

Первая запущенная в массовое производство модель Т-64А выпускалась со 125-мм пушкой 2А46 «Рапира», которая стала настолько популярной, что ее стали устанавливать на все следующие российские танки — вплоть до Т-90. Удивительно то, что в итоге вес Т-64А составил всего 37 тонн, что относительно мало для танка такого размера.

Но какими бы замечательными ни были подобные инновации, следует признать, что Т-64 имел капризный двигатель 5ТДФ и необычную подвеску — и двигатель и подвеска часто ломались. В результате Советская Армия сознательно направляла эти танки в районы, расположенные недалеко от завода в Харькове, где они изготавливались.

Но и это еще не все. Ходили слухи, что новая автоматическая система заряжания способна затянуть в себя и покалечить руки членов экипажа, располагавшихся слишком близко от нее. Это вполне вероятный сценарий, если учитывать небольшое внутреннее пространство танка Т-64.

Одновременно с попытками справиться с проблемами автоматизации Т-64 Советы стали задумываться о разработке нового танка с мотором, оснащенным газовой турбиной. Газотурбинные двигатели обладает высокой приемистостью и имеют хорошее соотношения мощность/вес, они способны быстро заводиться зимой без предварительного разогрева — это важно в условиях суровых российских зим — и, кроме того, они легкие.

Если говорить о недостатках, то они потребляют много топлива и более чувствительны к грязи и пыли, что является результатом их повышенного забора воздуха в сравнении с обычными дизельными двигателями.

Первоначальная базовая модель танка Т-80 была принята только в 1976 году — значительно позднее, чем планировалось. Советская танковая промышленность была занята исправлением недостатков танков Т-64 и двигалась к производству Т-72, который представлял собой более дешевый запасной вариант. В то же время Советы производили больше танков Т-55 и Т-62 для своих арабских союзников, потерявших сотни бронированных машин в ходе войны Судного дня в 1973 году.

Ранние модели Т-80 также имели свои проблемы. В ноябре 1975 года бывший тогда министром обороны Андрей Гречко остановил дальнейшее производство этих танков из-за их слишком большого расхода топлива и незначительного увеличение огневой мощи в сравнении с Т-64А. И только спустя пять месяцев Дмитрий Устинов, преемник Гречко, разрешил начать производство этого нового танка.

Производство первоначальной модели Т-80 продолжалось два года — не так долго, поскольку его превзошел танк Т-64Б, у которого была новая система управления огнем, позволявшая ему стрелять из основного орудия ракетами 9М112 «Кобра». Еще более важным было то, что Т-80 был почти в три с половиной раза дороже, чем Т-64А.

На смену основной модели в 1978 году пришел танк Т-80Б. Он считался наиболее современным «премиальным» танком на Востоке, и поэтому большая часть Т-80Б была направлена в гарнизон самого высокого риска — В Группу советских войск в Германии.

За свою высокую скорость его прозвали «танком Ла-Манша». В советских военных играх было принято считать, что Т-80 способны достичь берегов Атлантического океана за пять дней — при условии, что они не будут испытывать проблемы с горючим.

Новый советский танк кое-что позаимствовал у Т-64. В дополнение к подкалиберным боеприпасам, кумулятивным зарядам и противопехотным осколочным снарядам его 125-мм гладкоствольное орудие 2А46М-1 было способна стрелять теми же самыми ракетами 9К112 «Кобра».

Поскольку управляемые противотанковые ракеты считались значительно более дорогими, чем обычные танковые снаряды, в боекомплект этого танка входили всего четыре ракеты и 38 снарядов. Ракеты были предназначены для того, чтобы сбивать вертолеты и поражать установки, оснащенные системами ПТУРС за пределами дальности стрельбы обычными снарядами танка Т-80Б.

Спаренный с пушкой 7,62-мм пулемет ПКТ и 12,7-мм НСВТ «Утес» на командирской башне завершали противопехотное вооружение этого танка.

В то время как Т-80 уже мог похвастаться современной композитной броней, он был еще больше защищен с помощью динамической системы «Контакт-1». Оснащенные активной броней на таких же горизонтальных уровнях, как последние модели Т-72А, танки Т-80 стали обозначаться как Т-80БВ.

В 1987 году вместо Т-80Б стали производиться Т-80У, хотя и по общему количеству они не превзошли своих предшественников.

На танке Т-80У была размещена система динамической защиты «Контакт-5». Она представляла собой улучшенный вариант системы «Контакт-1», которая состояла из дополнительно устанавливаемых контейнеров с взрывчаткой. Тогда как система «Контакт-5» имела набор направленных наружу контейнеров заводского изготовления для максимизации угла отражения снарядов. Система «Контакт-1» была эффективной только в случае применения кумулятивных снарядов, тогда как система «Контакт-5» защищала также от кинетической энергии подкалиберных боеприпасов.

Внутри Т-80У вместо системы управления огнем 1А33, которой оснащались модели Т-80Б, была установлена более современная система 1А45. Инженеры заменили ракеты «Кобра» на управляемые по лазерному лучу ракеты 9К119 «Рефлекс» — это более надежное оружие, обладающее большей дальностью и большей силой поражения. В танк Т-80 впихнули на семь снарядов больше к 125-миллиметровому орудию, чем в Т-80Б.

Однако танк Т-80У производился недолго. Его силовая установка ГТД-1250 все еще потребляла слишком много топлива и была сложна в обслуживании. Вместо него стали производить дизельную модель Т-80УД. Это был последний вариант танка Т-80, производившийся в Советском Союзе. Это была также первая модель, которую можно было увидеть в действии за пределами учебного центра… если под выражением «в действии» понимать обстрел из танкового орудия российского Парламента в октябре 1993 года во время конституционного кризиса.

В декабре 1994 года война против сепаратистов в Чечне была первым случаем использования Т-80 в ситуации, когда снаряды летели в обоих направлениях… и это стало для Т-80 катастрофой эпического масштаба.

Когда повстанцы в Чечне провозгласили независимость, российский президент Борис Ельцин приказал войскам возвратить эту бывшую советскую республику в состав России с помощью силы. В созданную группировку вошли Т-80Б и Т-80 БВ. Экипажи не имели специальной подготовки на танках Т-80. Они не знали о его прожорливости и иногда полностью сжигали запас топлива на холостом ходу.

Продвижение российских вооруженных сил к чеченской столице городу Грозный было больше похоже на кровавую бойню, устроенную для интервентов — около тысячи солдат погибли и 200 единиц техники было уничтожено в период с 31 декабря 1994 года до вечера следующего дня. Самые современные российские танки Т-80Б и Т-80БВ в составе российской ударной группировки понесли ужасные потери.

Хотя Т-80 защищены от прямых фронтальных попаданий, многие танки были уничтожены в результате катастрофических взрывов, а их башни отлетали после многочисленных залпов, которые чеченские повстанцы производили из гранатометов РПГ-7В и РПГ-18.

Оказалось, что система заряжания Т-80 «Корзина» имела фатальный изъян в конструкции. В системе автоматического заряжания готовые снаряды находились в вертикальном расположении, и только опорные катки частично их защищали. Выстрел из РПГ, произведенный сбоку и направленный выше опорных катков, вызывал детонацию боекомплекта и приводил к срыву башни.

В этом отношении Т-72А и Т-72Б наказывались подобным же образом, однако они имели несколько большую вероятность выживания в случае удара с фланга, потому что их система автоматического заряжания использовала горизонтальное расположение боеприпасов, которые находились ниже уровня опорных катков.

Второй главный недостаток Т-80, как и предыдущих российских танков, был связан с минимальными уровнями вертикального наведения орудия. Нельзя было выстрелить из орудия по повстанцам, которые вели огонь с верхних этажей зданий или из подвалов.

Справедливости ради следует сказать, что, вероятнее всего, причиной больших потерь была плохая подготовка экипажей, недостаточное обучение и катастрофическая тактика. Россия так торопилась начать боевые действия, что танки Т-80БВ вошли в Грозный, не заполнив взрывчаткой контейнеры динамической защиты, что делало ее бесполезной. Говорили даже о том, что солдаты продавали взрывчатку для того, чтобы увеличить таким образом свое денежное содержание.

Советская армия уже давно забыла о тяжелых уроках городских боев времен Второй мировой войны. Во время холодной войны только подразделения спецназа и берлинский гарнизон проходили подготовку для ведения городских боев. Не ожидая значительного сопротивления, российский войска вошли в Грозный, и при этом солдаты находились в БМП и БТРах. Их командиры теряли ориентацию, потому что у них не было правильных карт.

Поскольку российские солдаты не очень хотели выходить из своих бронетранспортеров и зачищать здания комнату за комнатой, их чеченские противники - они знали слабости российской бронетехники, поскольку служили в армии во времена Советского Союза — получали возможность превратить танки и бронемашины в крематории.

Российскому командованию легко обвинять в чеченской катастрофе конструкционные ошибки при создании Т-80 и не обращать внимание на грубое оперативное планирование и тактические просчеты. Но, в конечном итоге, именно недостаток денег стал причиной того, что более дешевые Т-72 заменили собой Т-80, став предпочтительным выбором для российского экспорта и для военных действий после чеченской войны.

Когда развалился Советский Союз, Россия потеряла завод в Харькове, который стал собственностью Украины. Завод в Омске, где производился Т-80У, оказался банкротом, тогда как ленинградский ЛКЗ больше уже не выпускал более раннюю модель Т-80БВ.

Для России больше не имело финансового или логистического смысла иметь три типа танков — Т-72 (А и Б), Т-80 (БВ. У и УД) и Т-90. Все эти модели имели одно 125-миллиметровое орудие 2А46М и одинаковые по своим характеристикам ракеты, запускаемые через ствол орудия. Но у всех у них были разные двигатели, системы управления огнем и шасси.

Если говорить упрощенно, то эти танки имели общие возможности, но различались по запасным частям вместо того, чтобы иметь общие запасные части и различные возможности. Поскольку Т-80У был намного дороже, чем Т-72Б, было логичным то, что выбор испытывавшей проблемы с наличными России пал на Т-72.

Однако Москва продолжала экспериментировать с Т-80 — специалисты добавили активную систему защиты, в которой использовался работающий в миллиметровом диапазоне радар для слежения за подлетающими ракетами еще до срабатывания системы активной защиты. В результате в 1997 году появился Т-80УМ-1 «Барс», однако в производство он не был запущен — вероятно, из-за бюджетных ограничений.

Россия не использовала Т-80 во второй чеченской войне в 1999-2000 годах и не применяла их в ходе короткого конфликта с Грузией в 2008 году — насколько нам известно. Пока танки Т-80 не участвовали в войне на Украине.

Представители российской оборонной промышленности настаивают на необходимости закупок танка Т-90, генералы сомневаются. Эскалация взаимных обвинений дошла до терминов «враги государства» и «саботажники»..

Скандальное высказывание командующего сухопутными войсками о качествах танка Т-90 подняло волну споров о будущем как российской оборонной промышленности, так и армии. Негативная оценка танка Т-90 командующим сухопутными войсками генерал-полковником Алексеем Постниковым вызвала резкие комментарии производителей отечественной техники. Полковник Виктор Мураховский, бывший танкист, закончивший службу в Генеральном штабе ВС РФ, считает, что подобные заявления делаются если не от злого умысла, то от некомпетентности. Но послужной список Алексея Постникова, за плечами которого, например, служба в должности начальника штаба знаменитой Таманской дивизии, заставляет внимательно относиться к словам генерала. За что критикуют российские военные новейший российский танк?

Родословная Т-90

Три «Леопарда» за Т-90 Командующий сухопутными войсками Алексей Постников, выступая в Совете федерации 15 марта, сказал: «Те образцы вооружения и военной техники, которые мы получаем по номенклатуре Сухопутных войск, включая бронетехнику, ракетно-артиллерийское вооружение, пока не совсем соответствует западным образцам». В пример он привел основной боевой танк Т-90С. «Хваленый Т-90С - это семнадцатая модификация танка Т-72 по цене 118 млн. За эти деньги можно купить три «Леопарда».

Пика своего развития отечественное танкостроение достигло в середине 60-х годов ХХ века. Именно тогда на вооружение был принят Т-64, ставший основой для многочисленных модификаций и изменивший сложившиеся в военной науке представления о применении бронированной техники. Т-64А, получивший 125-мм пушку, отправил в прошлое разделение на тяжелые, средние и легкие танки и стал первым в мире основным боевым танком. Эта машина сочетала огневую мощь, подвижность и защиту и являлась в свое время самым совершенным танком в мире.

Т-72 был создан на предприятии Уралвагонзавод путем установки на Т-64 более мощного двигателя и совершенного автомата заряжания. С внесенными позднее изменениями в конструкцию защиты, систем наблюдения и управления огнем, Т-72 стал самым массовым танком последней четверти XX века – всего было произведено более 30 тысяч машин.

Модернизация Т-64 для установки газотурбинного двигателя привела к созданию Т-80, который дальнейшие доработки превратили в украинский Т-84 «Оплот». А глубокая модернизация Т-72 превратила его в Т-90, который теперь считается самым современным российским танком (не считая перспективных разработок, не принятых пока на вооружение).

Модернизированный лучший в мире танк 60-х годов вынужден конкурировать с машинами, разработка которых началась десятилетие спустя. Современное оборудование, установленное на потомков Т-64, не может устранить недостатки компоновки. Директор центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов считает, что не следует отвергать западные достижения в танкостроении, необходимо их интегрировать и использовать. «Министерство обороны должно решать задачи защиты страны, -- заявляет эксперт, -- надеяться на экспортные контракты в ближайшее время не приходиться, промышленность не должна ссориться с Министерством обороны».

Т-90 против родственников

Танк Т-90 является одним из изделий, которое отечественные предприятия стараются активно продавать на мировом рынке вооружений. В настоящее время экспортные модификации Т-90 поставляются в Индию и Алжир. Индия наладила лицензионную сборку Т-90, по условиям контракта в этой стране будет произведено более 1000 машин.

В успешном выполнении контрактных обязательств со стороны Алжира на фоне политических волнений и вызванного ими кризиса экономики эксперты сомневаются. В Индии у Т-90 также возникли проблемы, и связаны они с лоббированием местной разработки – танка Arjun. Индийский танк объективно не превосходит Т-90, но это местная разработка, и индийская информационная кампания, направленная на дискредитацию Т-90, набирает обороты.

На мировом рынке у Т-90 конкурентов еще больше. Ближайшими конкурентами по соотношению цена/качество являются украинский Т-84 «Оплот» и китайский VT1A (являющийся результатом доработки того же Т-72). Украинцы заявили о себе на мировом танковом рынке еще в середине 90-х годов, поставив Пакистану 320 Т-80УД. Россия тогда отказалась сотрудничать с соседями, не производившими на тот момент танковых пушек. Освоив производство стволов самостоятельно, украинцы выполнили пакистанский контракт, а на вырученные деньги разработали свой Т-84, который уже в прямом соперничестве с Т-90 выиграл тендер для поставки 200 танков Таиланду.

Китайцы еще не встречались с Т-90 в прямом конкурсе, но уже смогли подписать контракт с Марокко на поставку 150 машин.

Т-90 против чужих – преимущества и недостатки

Чаще всего Т-90 сравнивают с основными боевыми танками производства технологически развитых стран -- M1 Абрамс (США), Леопард 2 (ФРГ), Леклерк (Франция), Челленджер 2 (Великобритания) и с серией израильских танков Меркава.

Немецкая, британская и американская машины имеют сходные компоновочные и конструкторские решения, поэтому Т-90 можно сравнивать сразу с тремя танками.

Наиболее яркими преимуществами российской машины являются меньший вес и габариты, позволяющие без труда транспортировать Т-90 на железнодорожных платформах по железнодорожным путям общего назначения; способность преодолевать более глубокие водные преграды; меньший состав экипажа из-за применяемого автомата заряжания вместо заряжающего, благодаря чему объем бронируемого пространства снижен; меньшая площадь продольного и поперечного сечения, снижающая вероятность попадания. Известным преимуществом Т-90 является также возможность запуска при помощи штатной пушки управляемых противотанковых ракет, способных поражать цели на дистанции 5 км (против 2,5 км, с которых способны открыть огонь западные конкуренты).

Недостатками Т-90 являются низкая живучесть из-за недостаточного перекрытия элементами динамической защиты и расположения баков с горючим и боекомплекта в одном объеме с экипажем; устаревшая неавтоматизированная трансмиссия, разработанная для менее мощного двигателя и меньшего веса Т-64, работающая на пределе возможностей и делающая управление танком неудобным; устаревшая и менее эффективная система управления огнем.

Проблему недостаточного перекрытия элементами динамической защиты лобовой брони башни нижнетагильским конструкторам удалось решить на экспортных Т-90С и Т-90 СУ, где отсутствуют прожекторы системы постановки оптико-электронных помех. В российские сухопутные войска поступает танк со снятыми элементами динамической защиты, место которых заняли электронные компоненты. Российские военные раздосадованы таким конструкторским решением, особенно на фоне примера украинского Т-84, в котором прожекторы установлены поверх блоков динамической защиты, на выносных стойках.

Отдельно стоит отметить Леклерк и танки семейства Меркава. Французские разработчики отошли от канонов западной танкостроительной школы и учли опыт наших конструкторов. Леклерк также имеет автомат заряжания, экипаж из трех человек, малую массу и высокую подвижность. Но собственные конструкторские разработки в новых направлениях без отсутствия опыта, применение высокотехнологичных современных электронных систем сделали танк слишком дорогим и недостаточно надежным, что снизило шансы Франции на продажу танков зарубежным заказчикам.

Меркава – исключение из всех правил и отход от норм мирового танкостроения. Возглавлял разработку танка не инженер, а танкист, имевший опыт ведения боев в городских условиях. В результате получилась тяжелая, хорошо защищенная крепость, специально созданная для борьбы против городских партизан. При этом эффективность Меркавы в бою против современной армии специалисты ставят под сомнение. На парижской выставке в 2010 году интерес к машине проявили представители российского министерства обороны во главе с заместителем министра Владимиром Поповкиным, для которого устроили отдельную презентацию.

Министерство обороны само виновато?

Эксперты считают, что причиной, не позволяющей довести Т-90 до современных требований, является и позиция российских военных, и отношение правительства к закупке вооружений.

«Внятные и четкие задания к промышленности со стороны министерства обороны не поступают, -- считает Виктор Мураховский, -- утвержденная программа вооружения, рассчитанная на десять лет, предполагает финансирование в объеме 20 триллионов рублей, что в среднем оставляет два триллиона в год. В 2011 году выделено 580 миллиардов, что в 3,5 раза меньше предусмотренных программой. То есть программа уже сейчас срывается».

По словам эксперта, из предусмотренных на текущий год 580 миллиардов рублей министерством обороны заключены контракты лишь на 300, причем не все эти деньги поступили в промышленность. Заводы вынуждены брать кредиты, чтобы выплатить людям зарплату и удержать специалистов.

«Нижний Тагил – это моногород, в котором Уралвагонзавод является градообразующим предприятием, -- считает депутат Госдумы от КПРФ Алексей Багаряков, -- как выживать людям, если государство не будет финансировать такие предприятия? Народ на Урале суровый, может и на вилы поднять. Сердюков (министр обороны РФ. – сайт ) должен был уволить генерала за такие высказывания».

Известно, что Министерство обороны настаивает на финансировании глубокой модернизации старых Т-72. Разработанный комплекс мер переделки старого танка превращает его в изделие "Рогатка", доводя почти до уровня современных танков. Тысячи Т-72, стоящих на вооружении сухопутных войск, нужно модернизировать, и российские военные предпочитают потратить деньги на апгрейд. Представители Уралвагонзавода не отрицают необходимости доработки Т-72, однако настаивают на первоочередной необходимости финансирования закупки Т-90.

Еще одной причиной сопротивления военных подписанию контракта на закупку Т-90 является факт отсутствия в новой машине необходимых изменений. Представители завода заявляют, что все необходимые разработки проведены, и деньги от продажи танка будут потрачены на устранение недостатков Т-90. Но тот танк, который сейчас продается в войска, не имеет необходимых доработок, таких как гидрообъемная трансмиссия, новая система управления огнем и вынос боекомплекта в отдельные бронированные капсулы, защищающие экипаж при подрыве.

Танки Т-90 и Т-80. Фото пресс-службы «Уралвагонзавода»

Сплошные противоречия

Об экспортных продажах российских танков

Россия в перспективе утратит лидирующие позиции на
мировом рынке тяжелой бронетанковой техники, если не сможет предложить
заказчикам широкий спектр современной и конкурентоспособной продукции. В
настоящее же время позиции, занимаемые страной, можно оценить как
противоречивые. С одной стороны, Россия является мировым лидером по
объемам продаж танковой техники, но с другой, за последние несколько лет
проиграла ряд тендеров на поставку танков, причем эти поражения иначе
как досадными не назовешь.

Такое мнение 14 апреля 2011 года высказал заместитель директора Центра
анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. По его оценке, среди
причин возможного отката России с первого места по объемам поставки
танков можно назвать такие, как «узость российских предложений»,
устаревание техники и «недостаточная гибкость в реагировании на запросы
рынка». Рост объемов продаж основных боевых танков Т-90С в последние
несколько лет был обеспечен преимущественно Индией и Алжиром, в то время
как за пределами этих стран российские машины не показали существенных
прорывов.

Что и как

Сегодня экспортные продажи российских танков выглядят весьма
впечатляюще. В 2006-2009 годах объем экспорта российских танков, по
оценке Центра анализа мировой торговли оружием, составил 482 единицы на
общую сумму в 1,57 миллиарда долларов. По этому показателю Россия заняла
первое место. На втором месте оказались Германия с 292 танками на 3,03
миллиарда долларов и США с 209 танками на 1,5 миллиарда долларов. Из
приведенной статистики видно, что первым и очевидным преимуществом
российской техники является ее низкая стоимость.

Согласно предварительному прогнозу, в 2010-2013 годах объем поставки
российских танков на мировой рынок увеличится и составит 859 единиц на
общую сумму в 2,75 миллиарда долларов. Эта оценка включает в себя
будущие поставки по уже заключенным военным контрактам, а также
заявленные намерения некоторых государств на покупку и лицензионное
производство российских танков. Преимущественно, рост объемов поставки
бронетанковой техники будет обеспечен Индией.

Сухопутные войска Индии планируют довести общее число российских танков
Т-90С на вооружении до двух тысяч единиц. 310 таких машин Индия получила
по контракту, заключенному в 2001 году. В 2007 году Индия приобрела еще
347 танков. Как ожидается, в 2014-2019 годах Индия купит еще 600 единиц
Т-90С. В 2006-2009 годах Россия, помимо Индии, заключила контракты на
поставку танков в Алжир, Венесуэлу, Азербайджан, Кипр, Уганду и
Туркменистан. Эти государства должны получить в общей сложности 413
танков Т-55, Т-72М1М, Т-80У и Т-90С. Часть машин, уже переданных
заказчику, поставлялись из запаса Вооруженных сил России.

После исчерпания контрактов с Индией и Алжиром у России не останется
крупных покупателей танковой техники, и объемы продаж могут начать
снижаться. Кроме того, российская промышленность ведет долгую разработку
не только новых образцов военной техники, но и модернизированных
вариантов старой. В то же время, другие страны активизировали работы по
совершенствованию советских наработок и начали составлять конкуренцию
современной российской технике.

По словам Макиенко, «стагнация технического уровня Т-90» при
одновременном увеличении его стоимости привела к тому, что китайский
VT1A сумел обойти Т-90С в марокканском тендере на поставку основных
боевых танков. В общей сложности, по итогам тендера, министерство
обороны Марокко закупило у Китая 150 танков VT1A. Поражение России в
этом конкурсе иначе как досадным не назовешь. Дело все в том, что Т-90С,
хотя и основан конструктивно на Т-72, позиционируется как новая машина.
При этом китайский VT1A является доработанным Т-72, по своим
характеристикам близким к Т-80УМ2.

При этом Китай начинает все активнее предлагать на экспорт более дешевые
танки Тип 96 и в перспективе может вывести на рынок Тип 99 (доработка
Тип 98G, основанного на VT1A/MBT 2000). Таким образом, Китай фактически
сможет удовлетворять запросы заказчиков в разных ценовых и технических
сегментах. И в этом, очевидно, будет преимущество страны в перспективе
при участии в международных тендерах: хотите дешевле — вот вам VT1A или
Тип 96; нужно удобное соотношение цены и качества — Тип 98; требуется
«продвинутый и подороже» — вот Тип 99. Одним словом, все по правилам
рынка.

Вероятно, имея в виду именно проигрыш Т-90С в Марокко и появление
большого числа образцов китайской бронетанковой техники, главком
Сухопутных войск России генерал-полковник 15 марта 2011 года заявил: «Те образцы оружия, которые производит (российская — примечание «Ленты.Ру» )
промышленность, в том числе бронетанковое вооружение, артиллерия и
стрелковое, по своим параметрам не соответствуют образцам НАТО и даже
Китая».

На самом деле российская бронетанковая техника пока еще соответствует
современным требованиям, но с годами моральное устаревание будет
становиться все заметнее. Особенно из-за отсутствия масштабных новых
разработок и общей стагнации оборонно-промышленного комплекса, с которой
правительство России намерено бороться при помощи целевой
государственной программы модернизации «оборонки». Эта программа будет
представлена, как ожидается, в ближайшие несколько месяцев.

Впрочем, первые тревожные сигналы поступают уже сейчас. Пока они не
могут нанести серьезного урона позициям России на рынке, но без принятия
соответствующих мер могут привести к потере лидерства. Кроме проигрыша
Китаю, Россия не сумела одержать победу и в малайзийском танковом
тендере. В этом конкурсе, который состоялся в 2002 году, победу одержал
польский танк PT-91M. Министерство обороны Малайзии, прежде хорошо
покупавшее российскую военную технику (правда, преимущественно ЗРК и
самолеты), заказало 48 польских танков, которые являются несколько
доработанной версией все того же советского Т-72.

А теперь из последних новостей. В конце марта 2011 года командование
сухопутных войск Таиланда приняло решение о закупке 200 украинских
основных боевых танков Т-84У «Оплот» на общую сумму в семь миллиардов
батов (231,1 миллиона долларов). Решение о покупке танков было принято
по итогам тендера, в котором принимал участие и российский Т-90С.

Не все так просто

Говоря о победах и поражениях России на внешнем рынке бронетанковой, да и
любой другой, техники, следует все же учитывать и политический фактор,
который зачастую играет даже большую роль, чем стоимость и технические
характеристики предлагаемой продукции. Наиболее ярким примером этого
является как раз таиландский тендер. Хотя Т-90С по некоторым техническим
характеристикам объективно превосходит Т-84У, соревнование «украинцу»,
однако же, проиграл.

Дело, очевидно, в том, что Таиланд уже давно покупает военную продукцию
украинского производства. В 2007 году, в частности, Таиланд приобрел у
Украины 96 бронетранспортеров БТР-3Е1 на четыре миллиарда батов, а в
конце 2010 года объявил о намерении купить еще 121 бронетранспортер. Тут
следует пояснить, что как правило министерства обороны тех или иных
стран, единожды выбрав какую-либо страну в качестве поставщика военной
техники, стараются придерживаться закупок именно у этого поставщика.
Естественно, если он в состоянии предложить требуемую технику.

Впрочем, таиландская газета
со ссылкой на одного из военнослужащих написала, что солдаты предпочли
бы корейские танки K1, также участвовавшие в тендере. Дело в том, что на
Т-84У установлен автомат заряжания, который требует полной остановки
машины для перезаряжания орудия после того, как боекомплект
израсходован. В условиях боя такая остановка делает машину уязвимой. По
словам неназванного военного, с этой точки зрения ручное заряжание на K1
гораздо удобнее и лучше автоматического.

В начале 2011 года «Рособоронэкспорт» объявил, что в Саудовской Аравии
состоялись сравнительные испытания Т-90, французского Leclerc,
американского M1A1 Abrams и немецкого Leopard 2A6. В течение десяти дней
танки прошли по 1300 километров в тяжелых климатических условиях и вели
стрельбу различными типами боеприпасов. Победу в испытаниях одержал
Т-90, в то время как иностранные танки с рядом задач справиться не
сумели. Правда, тот факт, что контракт на поставку Т-90С Саудовской
Аравии так и не был заключен, в российской госкомпании объяснили
лаконично: «Политика».

Но правило политического решения работает преимущественно в тех случаях,
когда то или иное государство уже покупало военную технику у
какого-либо поставщика в прошлом или имеет вполне определенные
стратегические интересы. На новых рынках, особенно в тех странах, где
войска вооружены техникой разных производителей разных стран, не
последнюю роль играет как раз соотношение цены и качества военной
продукции. С этой точки зрения, российская техника пока еще обладает
высокой конкурентоспособностью. В пользу российских вооружений говорят
их надежность, способность работать в трудных климатических условиях и
относительно невысокая стоимость.

Для сравнения, стоимость Т-90С (экспортный вариант Т-90А) составляет в
среднем 2-2,5 миллиона долларов за штуку. Дешевле только китайские
производные от Т-72. По разным данным, китайский VT1A стоит на внешнем
рынке 1,4-1,8 миллиона долларов. В свою очередь польский PT-91M можно
купить за 2,7-3 миллиона долларов, а украинский Т-84У, по разным данным,
за 2,5-4 миллиона долларов (стоимость одного танка для Таиланда, по
предварительным данным, составит 1,2 миллиона долларов). Правда, говоря о
ценах на военную продукцию, не следует забывать и о принципе
«постоянным и оптовым покупателям — скидки».

В любом случае, чем бы ни был обусловлен проигрыш российских танков на
тендерах, производителям следует задуматься и принять меры. Хотя бы
потому, что другие страны проводят модернизацию предлагаемых на экспорт
образцов ощутимо быстрее, чем Россия. А если говорить о Китае, то это
государство с каждым годом наращивает ассортимент предлагаемой на
продажу военной техники.

Возможный выход

Восстановлению позиций России на мировом рынке, по мнению Макиенко,
может способствовать лишь качественный прорыв. В частности, несколько
исправить ситуацию можно доведением до соответствия современным
стандартам уже имеющихся танковых платформ. Например, требуется как
можно быстрее вывести на внешний рынок модернизированный Т-90А — Т-90АМ.
Эта машина, созданная Уральским конструкторским бюро транспортного
машиностроения, оснащена новыми автоматом заряжания, приборами
наблюдения, защитой и пушкой.

Технические характеристики Т-90АМ пока в полном объеме не известны. В 2010 году первый заместитель министра обороны России
заявил, что новая машина получит увеличенную боевую мощь,
усовершенствованные приборы ночного видения и броню. Кроме того, в
модернизированном Т-90 боевое отделение будет вынесено в отдельный
отсек. Однако перспективы Т-90АМ пока туманны. По словам Макиенко,
Министерство обороны России еще не определилось с планами на эту машину.

Долгое время определенную надежду внушал и «Объект 195» (Т-95) — танк
принципиально новой конструкции. Этот ОБТ имел расположение экипажа в
изолированном отделении, новые системы наблюдения и управления огнем,
информационно-управляющую систему, систему активной защиты и новые
двигатели. Министерство обороны России прекратило финансирование проекта
создания «Объекта 195» в 2010 году. В качестве причины такого решения
были названы слишком высокая стоимость машины и ее техническая
сложность.

По словам генерального директора «Уралвагонзавода» Олега Сиенко,
несмотря на закрытие программы «Объекта 195» предприятие продолжает
модернизацию этой машины на собственные средства, поскольку видит в
танке «все же больше положительного, чем отрицательного». В 2010 году
сообщалось, что в качестве замены Т-95 в госпрограмме вооружений на
2011-2020 годы заложено создание «унифицированной тяжелой платформы»,
которая будет разрабатываться под шифром «Армата». Предполагается, что
эта машина будет проще и дешевле Т-95, но унаследует ряд его технологий.

В то же время нельзя не отметить определенную «завязанность» российских
предприятий на гособоронзаказ. Имеется в виду следующее: на экспорт
поставляется лишь та техника, которая была принята на вооружение в СССР
или России. При этом за рубежом существует практика поставки на экспорт
упрощенных версий военной техники, которую по каким-либо причинам
местное министерство обороны отказалось принимать на вооружение. Еще
более широко распространена практика создания совместных предприятий с
зарубежными компаниями по разработке новой военной техники для
внутреннего употребления и на экспорт.

По этому пути Россия, как видится, только начинает идти. Из существующих
сегодня продуктов подобных СП на ум приходят разве что крылатые ракеты
«БраМос» и истребители FGFA совместной российско-индийской разработки,
да гранатометы «Хашим», производство которых создается в Иордании.
Теоретически такую практику можно перенести на совместную разработку
боевых машин пехоты, зенитных ракетных комплексов, танков,
бронетранспортеров и вертолетов. Главное в современном мире — поспеть за
рынком.

Уже не раз говорилось о методах, которыми проталкивали на вооружение «танк аналог» Т-72. Это были методы кабинетных авантюр и . Даже и подкупа. Сейчас эти традиции имеют свое продолжение в виде лживых и статей.
Приукрашивание и ввод в заблуждение руководства страны по проводимым работам и уже давно стало . Об этом генерал-майор Ю. М. Потапов, руководитель сравнительных испытаний танков Т-64, Т-72 и Т-80:

«За 16 лет ра-боты с т. Венедиктовым я убедился, что он по-стоянно занимался приукрашиванием, вводом в заблуждение руководства ГБТУ о состоянии дел по проводимым им работам. К этому он приучил и своих подчинённых в КБ. Таких яв-лений у главных конструкторов Т-80 т. Попова Николая Сергеевича и у т. Морозова, главного конструктора Т-64, не наблюдалось. Эти кон-структоры были всегда правдивы, не занима-лись приукрашиванием состояния работы по созданию и модернизации танков».

«В 1995 году несколько танков Т-90 участвовало в боевых действиях в Чечне и оказались практически неуязвимыми для противотанковых средств сепаратистов.
Вспоминает наводчик Сергей Горбунов: «Снаряды застревали во встроенной защите, а в броню не входили. Система активной защиты молниеносно реагирует: Т-90 поворачивает пушку в сторону опасности и дымоаэрозольным облаком закрывает себя».

Очередная порция лживой пропаганды и дешевых понтов.
Т-90 никогда в действиях на территории Чечни не применялся (применялись Т-72Б с ДЗ «Контакт-5», которые как две капли воды похожи на Т-90).

Не удивительно, что даже сами разработчики путают Т-72Б и , это по сути один и тот же танк, в которым просто изменилось название благодаря .
Упоминание про «Систему активной защиты » еще раз показывает суть некомпетентных авторов статьи. Сработать эта, система (речь о КОЭП «Штора») может только при подсветке танка лазерными устройствами прицеливания и наблюдения, которых в составе чеченских незаконных бандформирование в ходе войны не было. При этом вопрос реальной эффективности этого порочного продукта фальсификаций ВПК периода позднего СССР заслуживает отдельного обсуждения (фотоприемники детекторных головок не обеспечивают достаточную чувствительность ).

И раз и навсегда стоит запомнить, есть великие творцы, такие как Морозов, Кошкин, Кучеренко, и есть их подражатели, такие как конструкторы Т-72. Единственные их достижения состоят в переименованиях танка после незначительных изменений (Т-72, Т-72А, Т-72Б,



Рекомендуем почитать

Наверх