Ученые раскрыли тайну гибели легендарной летчицы амелии эрхарт. Женская история (фото, видео, документы)

Разное 19.03.2019
Разное

Пропала без вести 2 июля ) - известная американская писательница и пионер авиации . Она была первой женщиной-пилотом, перелетевшей Атлантический океан , за что была награждена Крестом Лётных Заслуг (англ. Distinguished Flying Cross ) . Она написала нескольно книг-бестселлеров о своих полетах и сыграла важную роль в формировании «Девяносто девять » - организации женщин-пилотов, была избрана ее первым Президентом .

В 1935 году Эрхарт начала работать на факультете авиационного отделения Университета Пердью в качестве приглашенного преподавателя. Занимая эту должность она стремилась привлечь больше женщин в сферу авиации и консультировать их в вопросах карьеры. Она также была членом Национальной Партии Женщин и одним из первых сторонников «Поправки о Равных Правах» .

В 1937 году при попытке совершить кругосветный полет на двухмоторном легком транспортном и пассажирском самолёте, Локхид Модель 10 Электра (англ. Lockheed Model 10 Electra ), который был финансирован Университетом Пердью , Эрхарт пропала без вести в центральной части Тихого океана в районе острова Хауленд . Очарование ее жизнью, карьерой, а также деталями исчезновения продолжаются и по сей день.

Ранние годы

Амелия Эрхарт в детстве

Амелия Мэри Эрхарт родилась 24 июля 1897 года в г. Атчисон, штат Канзас , в семье адвоката Эдвина Эрхарта. Супруга Эдвина, Эми, была дочерью местного судьи. Амелия была старшим ребёнком в семье; вторая дочь, Мьюриэл, родилась через два с половиной года.

С ранних лет сестры Эрхарт пользовались необычайной для того времени свободой выбора интересов, друзей и развлечений. Амелия с детства была отличной наездницей, плавала, играла в теннис и стреляла из подаренной отцом винтовки 22 калибра. Читать она научилась в четыре года и с ранних лет поглощала множество разнообразной литературы, но особенно притягивали её книги о великих открытиях и приключениях. В результате, несмотря на свою принадлежность к «слабому полу», среди детей с соседних улиц Амелия стала признанным лидером и заводилой. Её отметки в школе почти всегда были отличными, особенно по естественным наукам, истории и географии. В возрасте 10-ти лет Амелия впервые увидела самолёт , но в тот момент не испытала к нему особого интереса. Позже она описывала его как «штуку из ржавой проволоки и дерева, совсем неинтересную».

Со временем финансовое положение семьи ухудшилось; Эдвин Эрхарт начал сильно пить, что постепенно погубило его карьеру адвоката. В поисках новой работы семья несколько раз переезжала - сначала в Де Мойн (Айова), затем в Сент Пол (Миннесота). К г. семье пришлось познать настоящую бедность, когда платья подрастающим дочерям шили из старых оконных занавесок… В итоге Эми, забрав дочерей, переехала к родственникам в Чикаго . Тем не менее осенью 1916 г., использовав деньги, полученные по завещанию, мать отправила Амелию в элитный колледж Ogontz School в Пенсильвании .

Замужество

В начале 1931 года Амелия Эрхарт приняла предложение о браке своего «пресс-агента» и делового партнера Джорджа Путнама, который к этому времени развелся с первой женой. Исключительно тихая и семейная брачная церемония прошла 7 февраля 1931 года в небольшом доме матери Путнама в штате Коннектикут; никто из репортеров не был на неё допущен, и уже через два дня молодожены вернулись к своей работе. По мнению большинства друзей и родственников их брак оказался удачным и был организован на тех принципах равноправного партнерства и сотрудничества, которые исповедовала Амелия. Тем не менее некоторые из журналистов, незнакомых с семьей, были склонны описывать его как «брак по расчёту». Эта версия, однако, была опровергнута в 2002 году, когда в распоряжение музея Университета Пардью (Индиана) была передана личная корреспонденция Эрхарт и Путнама, в том числе их любовные письма - хранившиеся до тех пор в частном семейном архиве.

Зенит карьеры: достижения, известность, общественная деятельность

Весной 1931 года Эрхарт одной из первых женщин-пилотов осваивает автожир ; в апреле она установила на нём новый мировой рекорд высоты - 18451 фут. На рубеже 20-30-х годов автожиры активно рекламировались как недорогая, более безопасная и в перспективе массовая альтернатива самолётам. В реальности, однако, первые образцы автожиров славились высокой аварийностью, особенно на взлете и посадке. Демонстрационный образец автожира Питкэрна - многократно повреждавшийся, разбивавшийся и восстанавливавшийся - пилоты на фирме окрестили «Чёрной Марией» («Black Marie»), поскольку никому из них не удавалось налетать на этом аппарате хотя бы несколько часов без аварий и инцидентов. Общее мнение пилотов, ознакомившихся с машиной, сложилось быстро и гласило, что, «вероятно, максимальное время, которое кто-либо сможет безаварийно налетать на подобном аппарате, составляет не более 10 часов».

Тем не менее весной 1931 года Эрхарт стала первой женщиной-пилотом, пересекшим на автожире «Питкэрн PS-A2» всю территорию США; чистое время в полёте составило 150 часов, с 76 посадками для дозаправки (требовавшейся примерно каждые 2 часа). При этом весь путь с востока на запад не был отмечен ни единой аварией. Проблемы, однако, «настигли» её на обратном пути. В г. Абилин, штат Техас , во время взлета на пути автожира оказался «пыльный дьявол» - внезапно возникающий небольшой пылевой вихрь - специфическое природное явление, характерное для этих мест. Из-за внезапно возникшего разрежения воздуха аппарат, только что набравший скорость и оторвавшийся от земли, упал на неё с высоты нескольких метров и полностью разрушился. При этом, однако, Эрхарт оказалась даже не ранена. На следующий день заводской пилот пригнал с завода Питкэрна новый автожир и летчица продолжила свой путь на восток.

1932 год - Одиночные полеты через Атлантику

На следующий год Амелия Эрхарт стала первой женщиной, принявшей участие в знаменитой трансамериканской гонке на приз Бендикса. Гонка 1933 года была отмечена целой чередой тяжелых аварий и катастроф с гибелью пилотов и самолётов. Эрхарт была одним из немногих участников, сумевших пройти весь маршрут до конца, и перед завершением гонки могла претендовать на первое место. Однако, «подвела матчасть» - неполадки в моторе привели к сильному перегреву, а затем вибрация разрушила крепление верхнего входного люка кабины; воздушный поток сорвал люк, крышка которого чуть не снесла киль самолёта. В результате Эрхарт пришла третьей.

Через несколько дней Эрхарт побила собственный прошлогодний рекорд на трансамериканском маршруте, устанавливая новое рекордное время в полёте - 17 часов 7 минут 30 секунд. При этом незадолго до завершения перелета вибрация и воздушный поток снова разрушили крепление верхнего входного люка кабины, и последние 75 миль - до посадки - Эрхарт вела самолёт одной рукой (другой приходилось удерживать крышку люка над головой, так как, если бы её сорвало, она могла бы повредить или снести киль самолёта).

А. Эрхарт рядом со своим самолётом Vega 5b c. 1935

Другие одиночные полеты

11 января 1935 года Амелия Эрхарт стала первым в мире человеком, преодолевшим на своей «Веге» над Тихим океаном в одиночку расстояние от Гавайских островов до Окленда, штат Калифорния. При попытках совершить такой одиночный перелет погибло столько пилотов, что такие попытки были в итоге запрещены специальным решением правительства США; однако Эрхарт добилась для себя специального разрешения попытаться. Время в полёте составило 18 часов 16 минут. На аэродроме в Калифорнии её ожидала толпа в 18 тысяч человек и поздравительная телеграмма президента США Ф.Рузвельта - «Поздравляю - Вы победили снова». Затем последовали рекордные полёты Лос-Анджелес - Мексико-Сити и Мексико-Сити - Нью-Йорк. Интересно что Мексику Эрхарт посетила по приглашению её правительства и президента Лазаро Карденаса «с визитом доброй воли», то есть фактически как неофициальный государственный посланник США. В честь её визита правительство Мексики распорядилось выпустить специальную почтовую марку, почти немедленно ставшую предметом охоты филателистов . На обратном пути Эрхарт установила новый мировой рекорд, преодолев дистанцию между Мексико-Сити и Нью-Йорком за рекордные 18 часов 18 минут. При этом она также оказалась первым человеком, преодолевшим весь Мексиканский залив по воздуху по прямой. Погода в этом районе известна своей непредсказуемостью, частыми внезапными изменениями и штормами - включая знаменитые флоридские ураганы. Поэтому стандартной практикой пилотов того времени являлось лететь только вдоль береговой линии - включая Чарльза Линдберга , установившего предыдущий рекорд скорости на маршруте Мексико-Сити - Вашингтон. Благодаря прямому курсу Амелии удалось улучшить время Линдберга на 14 часов, пройдя дистанцию до Вашингтона за 13 ч. 6 минут.

К середине 30-х годов Амелия Эрхарт прочно вошла в самые высокие круги американского истеблишмента . Она стала близким другом президентского семейства и совершала ночные полёты над Вашингтоном с супругой президента Элеонорой Рузвельт; первая леди мечтала научиться сама управлять самолётом, и Эрхарт давала ей частные уроки.

В 1934 году Амелия Эрхарт и Джордж Путнам переехали в Калифорнию - в теплом и солнечном климате Западного побережья можно было летать круглый год. В г. Эрхарт приняла предложение о сотрудничестве университета Пардью в Индиане, где возглавила практические исследования по аэронавтике. Здесь же она организовала лётную школу, а также занималась консультированием по планированию карьеры для ещё немногочисленных тогда девушек-студенток.

Последний полёт

В благодарность за сотрудничество летом г. университет преподнес Эрхарт ко дню рождения новейший двухмоторный моноплан «Локхид-Электра» L-10E. Теперь Эрхарт вплотную приблизилась к осуществлению своей давней мечты - совершить полёт вокруг света по самому протяженному маршруту, держась как можно ближе к экватору. Эрхарт считала, что это будет её последний рекордный полёт. Она говорила прессе, друзьям и коллегам, что времена быстро меняются: «Скоро рекорды перестанут быть основным двигателем прогресса в авиапромышленности, и главным человеком в авиации уже теперь является не лихой пилот-сорвиголова, а хорошо подготовленный авиационный инженер». В соответствии с этим убеждением, по её словам, после возвращения из рекордного полёта она собиралась активно участвовать в разработке и осуществлении программы стратосферных и скоростных испытательных полётов, а в промежутках, наконец, отдать дань «калифорнийскому солнцу, книгам, друзьям и спокойному отдыху на природе». По воспоминаниям родственников и друзей, она также собиралась сделать хотя бы небольшую паузу в профессиональной деятельности, чтобы наконец обзавестись ребёнком. (Летом г. ей должно было исполниться 40 лет).

Кругосветный перелет начался 17 марта 1937 года. В полёте Эрхарт должны были сопровождать два штурмана - Гарри Мэннинг и Фредерик Нунан. Однако первая попытка оказалась неудачной. При старте с Гавайских островов для второго этапа перелета, шасси на разбеге не выдержало веса перегруженного топливом самолёта. Покрышка лопнула и мгновенно вышедший из-под контроля самолёт, подломив шасси, проехался на брюхе по взлётной полосе, получив весьма серьёзные повреждения. Тем не менее, по невероятному везению, взрыва не произошло. Решив совершить полёт во что бы то ни стало, Эрхарт отправила разобранный самолёт в Калифорнию морем, для капитального ремонта на заводе «Локхид». Её вторая попытка началась 20 мая г. Теперь её сопровождал только один штурман - Фред Нунан. К этому времени сменился погодный сезон и господствующие ветра, и Эрхарт соответственно изменила план полёта: теперь она должна была лететь с запада на восток.

К началу июля экипаж пролетел более 22 тысяч миль, успешно преодолев 80 % маршрута - через Атлантику, экваториальную Африку, Аравию, Индию и Юго-Восточную Азию. Некоторые из 28 этапов перелета были официально зарегистрированы как мировые рекорды. График перелета был очень плотным, фактически не оставляя времени для полноценного отдыха. 2 июля г. Амелия и Фред Нунан вылетели из Лаэ - небольшого городка на побережье Папуа-Новой Гвинеи, и направились к маленькому острову Хоуленд , расположенному в центральной части Тихого океана . Этот этап полёта был наиболее длинным и опасным - разыскать после почти 24 часов полёта в Тихом океане островок, лишь слегка поднимающийся над водой, было сложнейшей задачей для навигационной технологии 30-х годов. По распоряжению президента Рузвельта на Хоуленде была построена взлётно-посадочная полоса, специально для перелета Эрхарт. Здесь самолёт ожидали официальные лица и представители прессы, а у побережья находился сторожевой корабль береговой охраны «Итаска», периодически поддерживавший с самолётом радиосвязь.

Согласно донесению командира корабля, связь была нестабильной, Эрхарт сообщала об очень плохой погоде на маршруте и о сложностях с точным подходом к острову из-за плохой видимости. Последняя принятая от неё передача была - «Наш курс 157-337… Повторяю… Повторяю… нас сносит на север…!». Судя по уровню сигнала, самолёт должен был показаться над Хоулендом с минуты на минуту, однако так и не появился; не последовало и новых радиопередач.

Эрхарт в кабине самолёта Electra, c.1936

Поиски

Когда, по расчётам, на борту «Локхид-Электра» закончилось топливо, ВМС США немедленно начали поисково-спасательную операцию. Это была самая масштабная и дорогая подобная операция за всю историю американского флота. Множество кораблей, включая крупнейший в мире авианосец «Лексингтон» и линкор «Колорадо», покинув базы в Калифорнии и на Гавайских островах, срочно направились в центральную часть Тихого океана. Корабли и 66 самолётов в течение 2 недель осмотрели 220000 квадратных миль водной поверхности; было проверено множество небольших необитаемых островов и рифов, но все усилия оказались безрезультатны. Через 14 дней руководство флота заявило, что надежды более нет: по всей видимости, Амелия Эрхарт и Фред Нунан, потерпев крушение, погибли в океане. Таким образом, несмотря на беспрецедентные поиски, найти Эрхарт так и не удалось. 5 января 1939 года она была объявлена умершей , хотя неофициальные поиски продолжались и значительно позже и фактически предпринимаются и в наше время.

Альтернативные версии

По окончании поисков не все приняли официальное мнение о причинах катастрофы на веру. Основанием для этого была геополитическая обстановка, сложившаяся на Тихом океане к середине 30-х годов. В этот период основным потенциальным противником США на международной арене была Японская Империя. Вопреки международным соглашениям, японцы активно строили военные объекты на переданных под их управление бывших германских островах в Тихом океане. При этом они категорически отвергали возможность любой международной инспекции и жестоко пресекали все попытки проникнуть за «бамбуковый занавес ». Поэтому вскоре возникла версия о том, что потерпев аварию, после вынужденной посадки экипаж «Электры» мог попасть в руки японцев, которые постарались секретно ликвидировать ненужных свидетелей их военных приготовлений.

В 1941 году началась война на Тихом океане. С боем захватывая у японцев тихоокеанские острова, американские войска получили множество свидетельств, косвенно подтверждающих версию о «японском следе». Нашлись люди, утверждавшие, что видели в плену у японцев на острове


Ее называли «первой леди Атлантики» – Амелия Эрхарт была первой женщиной, совершившей трансатлантический перелет (17 июня 1928 г.), а также выдающимся авиатором, поставившим несколько мировых рекордов, оратором, журналисткой и популяризатором авиации. До сих пор остается загадкой причина ее гибели: самолет Амелии бесследно исчез над океаном. Сегодня выдвигают несколько версий случившегося.



Амелия Мэри Эрхарт с детства увлекалась мальчишечьими хобби: стреляла из винтовки, охотилась на крыс и занималась верховой ездой. В 23 года она увидела авиашоу и твердо решила, что будет летать сама. Близкие подняли ее на смех – женщины-пилоты в те времена были большой редкостью. Амелия нашла в Лос-Анджелесе летного инструктора, Аниту Снук, которая была довольна ученицей, за исключением ее склонности к авантюризму: несколько раз приходилось удерживать Амелию от того, чтобы пролететь под проводами линии электропередач при заходе на посадку.





В 1922 г., в 25-летняя Амелия заявила журналистам о своем намерении побить в воздухе все мужские рекорды – и уже в октябре 1922 г. установила рекорд высоты среди женщин: 4200 м. В 1928 г. богатая американская феминистка-аристократка предложила Амелии возглавить экипаж самолета, совершающего трансатлантический перелет. 17 июня этот полет успешно состоялся, и Амелия Эрхарт стала первой женщиной, пересекшей Атлантику на борту самолета, хотя управляла им не она, а мужчина-пилот. После посадки она с досадой сказала репортерам: «Меня просто везли, как мешок с картошкой». В 1932 г. она повторила перелет, на этот раз в одиночку.





В 1930-е гг. она стала самой знаменитой женщиной-пилотом в мире, ее фото появлялись в журналах чаще, чем фото кинозвезд. Амелия воспользовалась обрушившейся на нее славой для борьбы за равноправие женщин и привлечение их в мужские профессии. В 1929 г. Амелия сформировала международную организацию женщин-пилотов «99» и стала ее первым президентом.





Но Амелия мечтала о новом рекорде – кругосветном перелете по самому протяженному маршруту. Перелет не задался с самого начала: при старте с Гавайских островов лопнула покрышка шасси, и самолет получил серьезные повреждения. Но упрямая Эрхарт не отказалась от своей затеи. К началу июля экипаж преодолел 80% маршрута, некоторые из 28 этапов перелета были зарегистрированы как мировые рекорды.





2 июля 1927 г. Амелия Эрхарт и пилот Фред Нунан вылетели из Папуа-Новой Гвинеи, направляясь к острову Хоуленд в центральной части Тихого океана. Но до пункта назначения они так и не добрались. Связь с самолетом неожиданно прервалась, и ВМС США начали поисковую операцию, самую масштабную в своей истории. Поиски были безуспешными. В 1939 г. летчики были признаны погибшими, хотя точной информации об их судьбе так и не появилось.





Выдвигают несколько версий о том, что случилось в последнем полете Эрхарт: по одной из них, закончилось топливо, и самолет рухнул в океан; по другой – Амелия посадила его на одном из островков, но при посадке экипаж лишился связи, получил тяжелые ранения и погиб; есть даже версия о том, что Эрхарт и Нунан, совершив аварийную посадку, оказались в плену у японцев, строивших в этой части Тихого океана свои военные базы, и затем были казнены. До сих пор ни одна из версий не была доказана, и загадка последнего полета Эрхарт остается неразгаданной.

Причем затеяла это дело с размахом: совершить полет через Атлантику не на одномоторном самолете,
а на трехмоторном, на таких тяжелых машинах на дальние расстояния тогда еще не летали.
Однако амбициозные планы новоявленной феминистки заставили богатых и высокопоставленных родственников схватиться за голову.
Однако сама идея понравилась. Стали искать другую исполнительницу, которой в случае печальных обстоятельств особо нечего терять.
Выбор пал на Амелию Эрхарт, скромную сотрудницу социальной службы в Бостоне, налетавшую в свободное от
работы время на своем одномоторном самолете не одну тысячу километров.
То, что девушка не имела опыта управления тяжелыми машинами, никого особо не волновало.
Когда межконтинентальный полет становится символом гендерного равенства, уже не до подобных мелочей.
Амелию объявили командиром экипажа. Двадцать часов в воздухе она провела, по собственным словам, в роли мешка картошки. Машиной управляли мужчины.
Однако слава, полученная авансом, подстегнула летчицу.
В дальнейшем Амелия Эрхарт совершит в одиночку много перелетов, и через Северную Атлантику тоже,
пока однажды во время кругосветного полета не исчезнет из радиоэфира навсегда.
"Она была пилотом от рождения - с естественным и безошибочным чувством самолета".
(Генерал Уэйд).

"Все пространство мира осталось за нами, кроме этого рубежа — океана..." — эти слова были в последнем письме знаменитой летчицы Амелии Эрхарт к мужу.

Первый кругосветный перелет, совершаемый женщиной, подходил к концу. 4 июля 1937 года самолет "Локхид-Электра", пилотируемый Эрхарт и штурманом Фредом Hунаном, должен был совершить последнюю посадку этого перелета в Окленде (США).

Двумя днями ранее, 2 июля, А.Э. (так ее называли друзья) и ее штурман с надеждой смотрели в небо над аэродромом на маленьком тихоокеанском острове Леэ. Hебо, ясное впервые за последнюю неделю, обещало им скорое возвращение домой.


Впереди остров Хоуленд, до него 4730 км. Позади Флорида — Бразилия — Африка — Индия. В жертву запасам горючего принесено все лишнее. 3028 л бензина, 265 л масла, минимум продуктов и воды, резиновая лодка, пистолет, парашюты и ракетница.

Как говорили позднее, бортовой хронометр беспокоил Hунана. Хронометр врал, чуть-чуть, но врал. А нужна была абсолютная точность. Ошибка в счислении на один градус на таком расстоянии уводила самолет на 45 миль в сторону от цели. Полет, как все полеты такого рода, был очень сложным и необычным, а этот отрезок Леэ — Хоуленд — самым длинным. Разыскать островок чуть больше полукилометра шириной и 3 километра длиной — сложная задача даже для такого опытного навигатора, как Hунан.

2 июля в 10.00 "Локхид-Электра" стартовал, начав предпоследний, гигантский прыжок к цели.


Амелия Мэри Эрхарт родилась 24 июля 1897 года в г. Атчисон, штат Канзас, в семье адвоката Эдвина Эрхарта. Супруга Эдвина, Эми, была дочерью местного судьи. Амелия была старшим ребёнком в семье; вторая дочь, Мьюриэл, родилась через два с половиной года.

С ранних лет сестры Эрхарт пользовались необычайной для того времени свободой выбора интересов, друзей и развлечений. Амелия с детства была отличной наездницей, плавала, играла в теннис и стреляла из подаренной отцом винтовки 22 калибра. Читать она научилась в четыре года и с ранних лет поглощала множество разнообразной литературы, но особенно притягивали её книги о великих открытиях и приключениях. В результате, несмотря на свою принадлежность к «слабому полу», среди детей с соседних улиц Амелия стала признанным лидером и заводилой. Её отметки в школе почти всегда были отличными, особенно по естественным наукам, истории и географии. В возрасте 10-ти лет Амелия впервые увидела самолёт, но в тот момент не испытала к нему особого интереса. Позже она описывала его как «штуку из ржавой проволоки и дерева, совсем неинтересную».
На Рождество 1917 года, приехав в Торонто чтобы навестить младшую сестру, Амелия увидела на улице тяжело раненых солдат, прибывших с фронтов Первой мировой войны. Впечатление было столь сильным что вместо возвращения в школу она записалась на ускоренные курсы медсестер и пошла работать в военный госпиталь. К концу войны накопленный опыт склонял её к мысли посвятить свою жизнь медицине. Однако недалеко от госпиталя находился военный аэродром, и, посетив несколько аэрошоу, Амелия заинтересовалась авиацией, что впоследствии изменило её судьбу.

Самолёт Lockheed Vega 5b, на котором, как указано на табличке, летала Амелия Эрхарт

Спустя семь часов катер береговой охраны "Итаска", ждавший самолет у Хоуленда, получил по радио подтверждение из Сан-Франциско: самолет Эрхарт вылетел из Леэ. Командир "Итаски" вышел в эфир: "Эрхарт, слушаем вас каждую 15-ю и 45-ю минуты часа. Передаем погоду и курс каждые полчаса и час".

В 01.12 радист катера доложил в Сан-Франциско, что они до сих пор ничего не получили от Эрхарт, и продолжал передавать погоду и курс. Тем временем весь мир читал газеты, чрезвычайно подробно описывавшие биографию великой летчицы Амелии Эрхарт. Она родилась 24 июля 1897 года в семье адвоката. Любовь к самолетам пришла к ней во время первой мировой войны. А.Э. была медсестрой в госпитале рядом с аэродромом. Очарование маленьких, еще неуклюжих самолетов тех времен было слишком сильным. Она сумела понять дух мужественной профессии летчика. Многие молодые люди в те годы бредили авиацией, Амелия решила научиться летать.

Hезадолго до кругосветного перелета Эрхарт писала, что с давних пор у нее было два самых больших желания: быть первой женщиной в трансатлантическом перелете (хотя бы в качестве пассажира) и первым пилотом-женщиной, пересекшим Атлантику, Оба ее желания сбылись. В июне 1928 года она перелетела на летающей лодке (сидя рядом с пилотом!) из США в Англию. Спустя четыре года, 20 мая 1932 года, она, уже одна, повторила тот же маршрут и через 13 с половиной часов приземлилась в Лондондерри. А.Э. была, очевидно, рекордсменкой по призванию. Она совершила беспосадочные перелеты из Мексико-Сити в Hью-Йорк и из Калифорнии на Гавайские острова, что по тем временам было очень непростым занятием. Она первой поднялась на высоту 19 тыс. футов. Короче говоря, она стала самой знаменитой женщиной-летчицей в мире. Если Амелия Эрхарт говорила, что система авиационных огнетушителей Лакс самая надежная, то, во-первых, так оно и было, а во-вторых, лучшей рекламы просто не могло быть...

Итак, ночь со 2 на 3 июля 1937 года. 2 часа 45 минут. Голос Амелии Эрхарт впервые за двенадцать часов нарушил тишину эфира: "Облачно... Погода плохая... Лобовой ветер".

"Итаска" попросила А.Э. перейти на ключ Морзе. В ответ ни звука. 3.45. В наушниках голос Эрхарт: "Вызываю "Итаску", вызываю "Итаску", слушайте меня через полтора часа..."

Эта радиограмма и все последующие были расшифрованы не полностью. 7.42. Очень усталый, прерывающийся голос А.Э.: "Вызываю "Итаску". Мы где-то рядом, но вас не видим. Горючего только на тридцать минут. Попытаемся выйти на вас по радио, высота 300 метров".

Через 16 минут, "Вызываю "Итаску", мы над вами, но вес не видим..." "Итаска" дала длинную серию радиограмм. Чуть позже: "Итаска", мы вас слышим, но недостаточно, чтобы установить... (направление?..)". Шли последние минуты полета "Локхид-Электры". Шансы на жизнь экипажа подсчитывались так: 4730 км, 18 час. с момента вылета, горючего оставалось на 30 мин. в ста милях от Хоуленда...

8.45. Амелию Эрхарт слышат в последний раз, она кричит срывающимся голосом: "Hаш курс 157-337, повторяю... повторяю... Сносит на север... на юг".

Первый акт трагедии кончился, начинался второй.

Командир "Итаски" рассчитывал, что, быть может, пустые баки из-под горючего удержат "Локхид-Электру" на плаву около часа. Вызвали гидросамолет. Газеты публиковали свидетельства радистов и радиолюбителей, слышавших голос А.Э. последними.

К 7 июля кораблями и самолетами ВМС США были осмотрены 100000 квадратных миль океана. Hесмотря на участие авианосца "Лексингтон", ни летчиков, ни даже следов катастрофы не было найдено.

Это событие потрясло мир, месяц следивший за каждым движением героической женщины, первой отправившейся в кругосветное путешествие.

В безнадежной статье, почти некрологе, в журнале "Флайт" написано: "Hевозможно себе представить, что летчики, потерпевшие аварию в тропи- ках, обречены на медленное умирание. Лучше надеяться на то, что с того момента, как баки "Электры" опустели, конец наступил очень быстро и их муки не были продолжительными".

Это все, что было известно о жизни и гибели Амелии Эрхарт в июле 1937 года. Спустя четверть века судьбой А.Э. заинтересовались вновь. Всплыли слухи и сплетни, циркулировавшие вокруг гибели летчицы еще в 1937 году. Возникли подозрения, что Амелия Эрхарт и Фред Hунан погибли не в авиационной катастрофе. Появилось предположение, что экипаж погибшего самолета выполнял специальное разведывательное задание. Потерпев аварию, они попали в руки японцев; те, видимо, были осведомлены об истинных целях кругосветного перелета...

В 1960 году начались поиски иголки в стоге сена. В данном случае стогом сена была вся Микронезия. В гавани Сайпана нашли обломки самолета. Предполагали, что это части двухмоторного и Локхида-Электры", на котором летела Эрхарт. Hо это были куски обшивки японского истребителя. В 1964 году там же обнаружены человеческие скелеты. Летчики? Антропологи ответили отрицательно — скелеты принадлежат микронезийцам. Были опрошены люди, которые что-то знали о гибели самолета или думали, что что-то знают. Удалось установить примерно следующее: из Леэ Эрхарт полетела не по тому маршруту, о котором знал весь мир. Вместо того чтобы лететь прямо на Хоуленд, она направилась к северу, через центр Каролинских островов. Задача А.Э. была, по-видимому, такой — уточнить расположение японских аэродромов и флотских баз снабжения в той части океана, которая еще с 30-х годов вызывала беспокойство у США. Было известно, что японская разведка в преддверии агрессивной войны усиленно насаждает свою агентуру и готовит посадочные площадки для самолетов и склады боеприпасов на тихоокеанских островках. Выяснилось и то, что ее самолет был переоборудован, в частности, двигатели, развивавшие скорость до 315 км в час, были заменены более мощными.

Выполнив задание, А.Э. легла на курс к Хоуленду. Где-то на полпути к цели самолет попал в тропический шторм. (Кстати, капитан "Итаски" утверждал, что в районе Хоуленда 4 июля погода была превосходной!) Потеряв ориентацию, "Локхид-Электра" пошел сначала на восток, потом на север. Если подсчитать скорость самолета и запасы горючего, получается, что катастрофа произошла где-то у побережья атолла Мили на юго- востоке Маршалловых островов. Оттуда-то Эрхарт и радировала "SOS". Hекоторые радиооператоры слышали сигналы гибнущего самолета примерно в это время и в этом районе океана.

Известно также, что двенадцать дней спустя японская рыболовная шхуна нашла каких-то людей. Местные жители утверждают: двух европейских мужчин японцы увезли на гидроплане на о. Джалуит (Амелия была в комбинезоне, может быть, отсюда — "двое мужчин?"). Есть предположение, что в финале своей одиссеи А.Э. и ее штурман попали на Сайпан в штабквартиру японских вооруженных сил на Тихом океане, Более того, одному журналисту удалось найти жителя Сайпана, утверждавшего, что он видел у японцев белых женщину и мужчину и что женщина якобы умерла от болезни, а мужчина был казнен — обезглавлен — в августе 1937 года, то есть примерно через месяц после вылета. Два морских пехотинца, участвовавшие в десанте на Сайпан, дали интервью. Они рассказали, что в 1944 году принимали участие в эксгумации трупов американских солдат и офицеров, погибших при штурме. Среди трупов были обнаружены мужчина и женщина в летных комбинезонах, но без знаков различия. Трупы летчиков были тут же переданы представителям армейского института патологии. У моряков создалось впечатление, что патологи вроде бы ждали именно два этих трупа.

Вот что стало известно о гибели Амелии Эрхарт после второй мировой войны. К сожалению, единственно достоверное в этой системе фактов и домыслов — гибель А.Э. Официальные лица в Америке и Японии хранят по поводу этой довольно странной и трагической истории молчание. Единственным человеком, который хоть как-то высказался, был адмирал Честер Hимиц. В марте 1965 года он предположил (опять предположение!), что Эрхарт и ее штурман, возможно, сделали вынужденную посадку на Маршалловых островах и были захвачены японцами... Мартиролог землепроходцев отличается от всех других мартирологов одной особенностью. Против имен людей, принесших себя в жертву открытию новых путей, стоит только одна дата — год рождения... Год смерти неизвестен, или же вместо дня смерти — вопросительный знак. Данные об А.Эрхарт в этом списке выглядят так: Амелия Эрхарт 24.07.1897-3.07.1937 (?).

Таинственность, необычность гибели этих людей всегда влечет за со- бой множество попыток как-то истолковать, объяснить обстоятельства трагедий.

При расследовании причин гибели Амелии Эрхарт можно отказаться или почти отказаться от обычных, как правило беспочвенных, умозрений и, используя имеющиеся факты, воссоздать всю картину. Естественно, невозможно утверждать, что достоверность наших выводов стопроцентна. И всетаки...

Предпоследний этап кругосветного перелета о. Леэ — о. Хоуленд — 5400 км по прямой. Если предположить, что Эрхарт летела кружным путем по маршруту о. Леэ — о. Трук (2250 км), о. Трук — атолл Мили (2520 км), атолл Мили — о. Хоуленд (1380 км), то общее расстояние составит 6150 км.

Амелия Эрхарт у самолёта Lockheed L-10 E Electra NR 16020 c. 1937

Как известно, самолет продержался в воздухе восемнадцать с половиной часов, пролетев 4730 км. Значит, его средняя путевая скорость была 256 км/час.

В этом случае, идя по прямому, официальному маршруту, самолет совершил бы посадку на воду на расстоянии 670 км от острова Хоуленд, вне пределов квадрата 500 x 500 км, где его искали самолеты с авианосца "Лексингтон".

При полете по маршруту о. Леэ — о. Трук — атолл Мили — о. Хоуленд посадку пришлось бы сделать на Мили (2250 + 2520 = 4770 км). По некоторым сведениям, самолет Эрхарт был переоборудован. Два двигателя, по 420 л.с. каждый, были заменены моторами по 550 л.с. Это позволило увеличить скорость на 9%, нагрузку на 19% и потолок на 28%. Расчет дальности полета на крейсерской скорости переоборудованного самолета 1,09 x 305 x 18,5 = 6150 км хотя и совпадает с длиною кружного пути, но без учета путевой скорости (поправок на ветер и т.д.) неправилен.

Известно, что Амелия Эрхарт в первый раз вышла в эфир спустя 12 часов после старта. Чем объяснить столь долгое молчание? В спортивном полете, казалось бы, радиосвязь совершенно необходима, потому что всегда можно узнать "место" самолета и корректировать его полет. Поэтому проще всего предположить, что А.Э. избегала радиосвязи, боясь быть запеленгованной японцами. За эти 12 часов самолет пролетел 256 x 12 = 3072 км. Hа маршруте, опубликованном в газетах, радиопередача началась бы над океаном у 160-го меридиана, во втором же случае — у острова Трук, то есть сразу же после выполнения задания, о чем, по-видимому, следовало доложить радиограммой (скорее всего шифрованной).

Поздний вылет — 10 часов утра можно объяснить необходимостью быть в районе Каролинских островов перед заходом солнца, когда из-за бокового освещения появляются демаскирующие тени, необходимые для аэрофотосъемки.

Из последней радиограммы Эрхарт следует, что самолет шел курсом 157-337 к о. Хоуленд на SSO (зюйд-зюйд-ост), то есть почти перпендикулярно к официальному маршруту.


Итак, версия, что Амелия Эрхарт выполняла специальное задание, похожа на правду. Дальнейшая таинственность и отказ официальных лиц подтвердить или опровергнуть различные слухи и показания действительных и мнимых очевидцев тоже подкрепляют это предположение. Hесомненно и то, что, если самолет был обнаружен в воздухе над Каролинскими островами, японцы постарались "убрать" ненужных свидетелей их военных приготовлений. Можно думать, что "Локхид-Электру" засекли сразу же после первой радиограммы, установили ее курс и был отдан приказ о перехвате... Во всяком случае, занимаясь воздушной разведкой, знаменитая летчица и ее штурман как гражданские лица подпадали под обвинение в шпионаже со всеми вытекающими отсюда последствиями. Поэтому на вопрос "Кто знает правду об Амелии Эрхарт?" ответ надо искать в архивах американской и японской секретных служб.

Аме́лия Мэ́ри Э́рхарт (англ Amelia Mary Earhart, 24 июля 1897 — пропала без вести 2 июля 1937) — американский авиатор, одна из первых женщин-пилотов, первая женщина, перелетевшая Атлантический океан. Также была известна как оратор, писательница, журналистка и популяризатор авиации.

Амелия с детства была отличной наездницей, плавала, играла в теннис и стреляла из подаренной отцом винтовки 22 калибра. Читать она научилась в четыре года и с ранних лет поглощала множество разнообразной литературы, но особенно притягивали её книги о великих открытиях и приключениях. В результате, несмотря на свою принадлежность к «слабому полу», среди детей с соседних улиц Амелия стала признанным лидером и заводилой. Её отметки в школе почти всегда были отличными, особенно по естественным наукам, истории и географии.

Некоторое время Эрхарт изучала в Колумбийском университете физику, химию и медицину, а также французскую классическую литературу (она знала четыре иностранных языка).

Её первым инструктором была Анита (Нета) Снук — одна из считанных в те годы женщин-летчиц. Для обучения использовался подержанный Curtiss JN-4. Нета отметила естественность новой ученицы, спокойно и уверенно чувствовавшей себя в кабине; впрочем отметила она и некоторую её склонность к авантюризму — несколько раз ей приходилось вмешиваться в управление, препятствуя попыткам Амелии при заходе на посадку пролететь под проводами линии электропередач, проходившей рядом с аэродромом.

Интересные факты:

* В современных США Амелия Эрхарт по-прежнему является известной и популярной национальной героиней и примером для подражания. В последние десятилетия в среднем каждый год в США выходит 4 новые книги об Эрхарт, не считая фотоальбомов и книг для детей. О ней снято несколько фильмов, документальных и художественных. Несколько лет назад инициативная группа конгрессменов внесла на рассмотрение вопрос об установке памятника Амелии Эрхарт в здании вашингтонского Капитолия, где проводятся заседания конгресса США; 21 января 2003 года, американские СМИ сообщили, что принятие соответствующего решения, в перспективе, практически обеспечено.

* На родине Эрхарт, в г. Атчисон, штат Канзас, каждый год проводится Фестиваль Амелии Эрхарт, куда съезжается до 50 тысяч гостей. Стандартная программа фестиваля включает показательные полёты с выполнением фигур высшего пилотажа, концерты музыки кантри под открытым небом, фейерверк, и день открытых дверей в Доме-музее Амелии Эрхарт, который с 1971 г. официально включен в Регистр исторических достопримечательностей национального значения США. Эрхарт часто упоминается в работах музыкантов, таких как Джони Митчелл, Патти Смит, Хитер Нова.

* Амелия Эрхарт явилась одним из главных персонажей фантастического фильма « Ночь в музее 2» (2009), где её роль исполнила актриса Эми Адамс.

* В 2009 году вышел биографический фильм Миры Наир « Амелия», в главной роли — Хилари Суонк.

*Детский образ Амелии был использован во 2-м эпизоде (Moai Better Blues) 2-го сезона и во 2-м эпизоде (The Tomb of Sammun-Mak) 3-го сезона игры Sam & Max.

В детстве

Лос-Анджелес, 1928 год

Амелия Эрхарт и обучавшая её Нета Снук

Мэр Саутгемптона, миссис Фостер Уэлш, приветствует Амелию Эрхарт. 1928

Амелия Эрхарт и президент США Герберт Гувер. 1932



Рекомендуем почитать

Наверх