В подмосковном Алабино испытывается «Единая система управления тактического звена» (ЕСУ ТЗ). Управлению — оперативность и надёжность

Макияж 13.04.2019
Макияж

Сергей Иванович Скоков до недавнего времени был начальником Главного штаба Сухопутных войск. Помимо других задач отвечал в Минобороны за разработку, испытание и внедрение в практику Единой системы управления войсками (силами) и оружием (). О том, как этот процесс реализуется сейчас, какие имеются проблемы и нерешенные вопросы, каковы перспективы внедрения – наша с ним беседа.

В то время как все усилия сосредотачиваются на автоматизации алгоритмов работы пунктов управления войсками, нужно определить, что машина может сделать за человека, и автоматизировать в первую очередь процесс подготовки войск.

– Сергей Иванович, в последнее время появились критические публикации в СМИ о том, что внедрение в войска ЕСУ ТЗ явно тормозится. Отмечалось, что мероприятия по созданию и внедрению Единой системы управления в войска уже значительно отстают от графика. Очень вяло идет подготовка к намеченному на октябрь 2011 года важному бригадному тактическому учению. Что вы можете сказать по этому поводу?

Недостатки и недоработки действительно были. Но процесс разработки и испытания ЕСУ ТЗ наращивался. Насколько он продвинулся, мы сможем сделать вывод совсем скоро на учениях с отдельной мотострелковой бригадой, оснащенной ЕСУ ТЗ. Именно по итогам этого учения должна определиться перспектива развития ЕСУ ТЗ.

– Однако в экспертном сообществе есть мнение, что даже после принятия ЕСУ ТЗ на вооружение проблемы с ее внедрением и эксплуатацией в войсках все же останутся. Какие это проблемы и с чем они связаны?

В основном ЕСУ ТЗ создана исходя из понимания военного дела работниками промышленности. В силу объективных причин и новизны задачи мы, военные, не смогли грамотно и всесторонне поставить разработчикам задачу . Даже самый великий ученый, если он практически не командовал танковым взводом, не сможет качественно описать задачи, решаемые этим взводом, функционал командира взвода и его подчиненных при решении этих задач. А без этого невозможно создание полноценной АСУ танкового взвода.

То есть в основе создания любой АСУ находится функциональная архитектура . Она должна определить цели, задачи, посредством которых будут достигаться цели, алгоритмы решения этих задач, функциональные обязанности должностных лиц. Все это нужно детально описывать. После этого можно уже вести речь и о разработке специального программного обеспечения (СПО). Эту работу должны делать эксперты – те специалисты, в чьих интересах создается АСУ.

После разработки функциональной архитектуры эксперты с аналитиками (их иногда еще называют инженерами по базе знаний) должны создать системную архитектуру, при этом увязать все процессы, которые будут обеспечивать достижение необходимых целей. И только после этого этапа аналитики совместно с программистами могут приступить к разработке технической архитектуры.

Впоследствии эксперты должны дать оценку конечному результату. В случае с ЕСУ ТЗ мы, военные, при создании двух первых архитектур, мягко выражаясь, активного участия не приняли . Несмотря на это, основной упор делаем на оценку конечного результата, предварительно внятно не описав, что нужно в итоге. Поэтому система создана по пониманию промышленности, и упрекать ее в этом нельзя.

– Так создана работоспособная система?

Альтернативы созданной в нашей стране ЕСУ ТЗ нет. Систему нужно принимать на вооружение, интенсивно эксплуатировать, при этом совершенствовать. Если будут созданы условия, это можно будет сделать в течение трёх ближайших лет.

– О каких условиях вы говорите?

В свое время я неоднократно докладывал предложения, в которых просил принять решение по трем позициям. Во-первых , подчинить Главкомату Сухопутных войск (СВ), хотя бы временно, один из научно-исследовательских институтов, который бы занимался проблемами ЕСУ ТЗ.

Во-вторых , так как речь идет о создании интеллектуальных продуктов, необходимо было разработать действенную систему мотивации для тех, кто должен творить эти продукты. Опыт показывает, что в данном случае одна и та же работа может делаться месяц, а может быть сделана и за неделю.

В-третьих , я предлагал «оградить» Главкомат СВ от огромного количества должностных лиц, которые по своим должностным полномочиям имели отношение к разработке ЕСУ ТЗ, но смутно понимали, о чем идет речь. Необходимость согласования с ними любых действий и документов, докладывая при этом необъяснимые для них вещи, – одна из причин потери значительного количества времени в частности. И в итоге – неполное удовлетворение результатами в целом.

Когда я возглавлял эту работу, решение этих трех позиций считал достаточным условием, которое могло бы обеспечить оперативное развитие ЕСУ ТЗ.

– Эти предложения, конечно, выполнены не были? Может, здесь существуют и более глобальные проблемы, которые сейчас тормозят взаимодействие представителей оборонки и военного ведомства?

Да, положительных решений принято не было. Стоит вспомнить опыт СССР, где чудеса технического прогресса творились по очень дееспособной схеме. Для реализации политического решения человеку или группе людей создавались необходимые условия. Если есть результат – герой, если его нет – остается обижаться только на самого себя. Сейчас считаю, что для развития АСУ, да и вообще для того, чтобы создавать что-то приличное, ВПК нужно вернуться к советской схеме, аналоги которой работают и дают результат во всем мире.

– Насколько наш военно-промышленный комплекс соответствует потребностям национальной обороны? Мы способны создать АСУ для войск на уровне мировых стандартов?

Да, сможем, я в этом уверен. Вспомните, когда американцы создали ядерную бомбу, сразу же в СССР была создана термоядерная, то есть мы обогнали американцев, не догоняя. Дальше, если есть объекты и средства поражения, нужны их носители. Когда промышленность это создала, для применения этого оружия в МО появились РВСН.

Можно привести пример и из нашего времени. В ЕСУ ТЗ по похожей схеме внедрена система связи, в основе которой вместо аналоговых средств связи применяются цифровые, то есть получена совершенно иная, цифровая система связи. Это связь нового, пятого поколения. То есть мы уже совершаем прорыв.

– Бытует мнение, что вы не согласны с идеологией создания АСУ, которую предлагает в данный момент руководство Генштаба. Что, по вашему мнению, делается неверно?

При создании АСУ в ГШ ВС РФ основные усилия сосредотачиваются на автоматизации алгоритмов работы (функциональных обязанностей) должностных лиц пунктов управления при организации боевых действий. Но данный функционал был актуален для алгоритмов решения задач в условиях, характерных периоду завершения Великой Отечественной войны.

Сейчас совсем другая ситуация. Скажем, изменился характер военных угроз для России. К трем традиционным сферам вооруженной борьбы – к земле, воде и воздуху – добавились еще две: это космос и информационная сфера. Соответственно, необходимо уточнение целей, задач, решаемых ВС РФ, способов их решения. Как парировать эти новые угрозы.

На мой взгляд, первое, что нужно сделать на интеллектуальном уровне, прежде чем начинать процесс автоматизации, так это реализовать основную функцию управления – целеполагание (мы вели речь о создании функциональной архитектуры). Дальше нужно понять, что машина может сделать за человека (то есть построение системной архитектуры – второе действие). Помните пример с цифровой системой связи? Здесь аналогичная ситуация. Даже самый толковый эксперт, не зная возможности технологий, без грамотного аналитика эту задачу не решит.

Только третьим, когда мы заставим машину сделать часть работы за нас (создав необходимое программное обеспечение и исполнительные механизмы), будет понимание того, что останется сделать человеку, – только тогда будет понятен алгоритм работы должностных лиц при выполнении конкретной задачи, то есть их функционал.

Четвертым действием после определения необходимого количества времени и должностных лиц для выполнения этой задачи будет решение вопроса об организационно-штатной структуре органа управления. То есть если в установленное нами время задача решается одним человеком, но при этом должна решаться или дублироваться на трех пунктах управления, то для этого понадобятся три человека. Если ее нужно решать круглосуточно, то уже необходимо привлекать девять человек.

Это механизм создания АСУ и ее адаптации к деятельности человека объективен, и альтернативы ему быть не может. Конечно, если идти этим путем, то нужно понимать, что за один день, тем более факультативно, эту задачу не решить.

Например, созданный в рамках ОКР «Созвездие М2» макет СПО, в основу которого заложен вариант интеллектуальной системы поддержки военных действий (ИСПВД), позволил уточнить план перегруппировки омсбр в район боевого предназначения в течение 15 минут, а уточнение плана осуществляли четыре человека.

На выполнение этой задачи в бригаде в ходе КШУ при существующих средствах ЕСУ ТЗ было затрачено около 13 часов вместо нормативных 18 часов. К ее решению привлекались до 30 человек. То есть с помощью ИСПВД затрачен 1 человеко-час, а в бригаде около – 400 человеко-часов , при этом ИСПВД позволила сократить затраты на решение одной и той же задачи в сотни раз.

Второй, на мой взгляд, системной ошибкой при создании АСУ является то, что сейчас все внимание сконцентрировано на автоматизации управления в ходе ведения боевых действий . Хотя не секрет, что цели боевых действий достигаются выполнением мероприятий подготовки к боевым действиям и руководством в ходе их ведения. Подготовка к войне осуществляется в мирное время, в период нарастания угрозы и скорее всего, будет завершаться с началом войны (вооруженного конфликта).

В этом направлении по сей день никто ничего серьезного не пытается делать. Войска и органы управления решают задачи «подготовки» ежедневно, и автоматизация процесса подготовки необходима больше, чем самих боевых действий . Поэтому в первую очередь необходимо автоматизировать задачи, решаемые не только в рамках «Плана применения» (структуру и содержание которого нужно разрабатывать), но и в рамках «Плана подготовки», о котором сейчас вообще никто речь не ведет.

– Как вы считаете, что нужно сделать, чтобы получилась полноценная ЕСУ ТЗ?

Думаю, никто не возразит, что победу в бою «добывают» экипажи боевых машин и пехота. Им в этом должны помогать огромное количество различных структур (воинских формирований) боевого обеспечения и обслуживания. При этом сейчас в рамках разработок автоматизировано управление войсками только на уровне общевойсковых бригад (Цифровая бригада – ЦБ ). Для ликвидации этой проблемы, по-моему, необходимо принять несколько конструктивных и организационных решений.

Первое – полностью интегрировать ЦБ на оперативный уровень звена управления , автоматизация которого сейчас осуществляется в рамках начавшейся создаваться АСУ ВС РФ, и в дальнейшем развивать их в пределах одной технической «идеологии».

Второе – автоматизировать управление тактического формирования (ТФ) боевого обеспечения и обслуживания . Сопрячь их с АСУ армии и ЦБ. Этим сейчас пока никто не занимается.

При этом нужно помнить, что цели при выполнении любой задачи достигаются реализацией мероприятий двух блоков:
Первый – качественная подготовка всех, кто ее будет выполнять, и всего, что может повлиять на ее выполнение.
Второй – достаточный уровень управления всеми субъектами при решении этой задачи.

Соответственно, необходимо создать и автоматизировать работу двух систем:
— первая – комплектование и подготовка ТФ к выполнению задач по предназначению;
— вторая – организация и управление ТФ в ходе решения поставленных задач.

Кроме того, для обеспечения функционирования этих систем должна быть создана техническая основа – комплекс систем обеспечения. Единое разведывательно-информационное пространство (ЕРИП), способное выдать необходимую информацию всем в части их касающейся, с точностью, в том числе обеспечивающей применение (ВТО).

Цифровая система связи (ЦСС) должна своевременно, гарантированно, в полном объеме доводить достоверную информацию до всех субъектов ЕРИП. Комплекс средств автоматизации управлением войсками и оружием, информационное обеспечение всех субъектов боя должны обеспечить максимальную реализацию потенциала людей, техники и в целом воинских формирований в бою. Для этого система поражения противника должна строиться с учетом возможностей АСУ ТФ и оружия. Существующие подходы должны быть пересмотрены.

– Что конкретно необходимо изменить?

В системе комплектования и подготовки тактического формирования (ТФ) предстоит определить требования к специалистам, должностным лицам и в целом к ТФ. Кроме того, способы изучения, сбора, хранения и использования информации о них (индивидуальные электронные паспорта). Также должны быть определены принципы комплектования образовательных учреждений, порядок подготовки специалистов в них как в мирное, так и военное время.

Помимо всего прочего в связи с переходом ВС РФ на бригадную структуру необходимо определить содержание, порядок разработки и уточнения «Плана подготовки бригады», а также разработать совершенно новую систему, обеспечивающую ее выполнение.

Создавая АСУ организации и управления ТФ, в ходе выполнения задач по предназначению необходимо будет определить :
– порядок формирования целей и задач, решаемых ТФ как в мирное, так и в военное время;
– перечень мероприятий, которые должны обеспечить решение каждой из этих задач, требования к ним и порядок выполнения, функциональные обязанности специалистов и должностных лиц ТФ при выполнении этих мероприятий;
– оптимальную структуру системы управления и в целом организационно-штатную структуру ТФ;
– структуру, содержание, порядок разработки и уточнения «Плана применения ТФ».

– Как вы думаете, какой будет результат?

Если верить военным учёным, то перевооружение тактического формирования современным вооружением, военной, специальной техникой может увеличить их боевой потенциал на 25–30%, а автоматизация управления – до 200%.

Единая система управления тактического звена «Созвездие» прошла испытания в ходе стратегических командно-штабных учений (СКШУ) «Кавказ-2016» в 1-й гвардейской танковой Краснознаменной армии, сообщил в субботу в эфире программы «Генштаб» радиостанции «Life #звук» (РСН) командующий армией гвардии генерал майор Александр Чайко.

«Управление армией позволяет… в установленные сроки выполнить все поставленные задачи. Эффективность заключается, прежде всего, в автоматизированной системе управления. На базе 2-й мотострелковой дивизии в настоящее время идут испытания единого тактического комплекса управления «Созвездие», который показал себя в ходе учений «Кавказ», - сказал Чайко.

Он отметил, что «в рамках проведения СКШУ «Кавказ» на базе 2-й мотострелковой дивизии (входит в 1-ю гвардейскую танковую армию) мы в полном объеме отработали и испытали работоспособность комплекса управления тактического звена «Созвездие».

По его словам, 2-я гвардейская мотострелковая Таманская дивизия, наряду со всеми частями Южного военного округа, участвовавшими в учениях, «показала себя как дивизия, которая способна выполнить поставленные задачи».

«И наряду с тем, комплекс „Созвездие“ показал, что командир любого звена в определенное время может определить с помощью автоматизированной системы направления деятельности, направление сосредоточения основных усилий и передать установленным порядком команду - сигнал на выполнение данной задачи в кратчайшее время», - уточнил генерал.

Он пояснил, что применение комплекса позволяет, прежде всего, сократить время принятия решения, передачи сигнала и организации всех видов боевых действий.

«Так, например, дивизия выполняла мероприятия как в оборонительных мероприятиях, наступательных, в том числе и форсировала реку Дон. Протяженность составила до 200 метров. Это позволяет говорить, что в принципе мы выходим на высший уровень передачи управленческих звеньев от командира дивизии заканчивая рядовым солдатом», - заключил генерал.

Автоматизированная система управления и связи тактического звена

Минобороны РФ в 2015 году получил новейшие средства связи, передачи данных и навигации, которые сделают каждого солдата частью единой боевой системы, управляемой в автоматизированном режиме, как сообщили в «Объединенной приборостроительной корпорации» (ОПК, входит в госкорпорацию «Ростех»). «Автоматизированная система управления тактического звена (АСУ ТЗ) позволяет интегрировать людей, технику, средства разведки, наведения, огневого поражения в единое информационное пространство, где каждая боевая единица видит оперативную ситуацию на поле боя и управляется в режиме онлайн». По данным ОПК, в 2015 году запланированы «серьезные поставки» носимых комплектов в войска. «Потребность армии в этой технике на сегодняшний день большая», - отметили в корпорации. Также «Объединенная приборостроительная корпорация» продемонстрировала в Нижнем Тагиле семейство возимых, носимых, транспортных и портативных радиостанций КВ-УКВ-ДЦВ диапазонов типа Р-168 комплекса «Акведук», а также серию командно-штабных машин. Технические средства являются частями автоматизированной системы управления в тактическом звене (АСУ ТЗ), предназначенной для комплексного управления войсками с использованием систем навигации, а также спутниковых и беспилотных средств наблюдения. «Головным исполнителем АСУ ТЗ – системы автоматизированного управления боем – выступает наш воронежский концерн «Созвездие», – говорит заместитель генерального директора «Объединенной приборостроительной корпорации» Сергей Скоков. – Система позволяет интегрировать личный состав, технику, средства разведки, целеуказания и поражения в единую информационную сеть. Это в разы повышает оперативность управления и эффективность применения сил. Комплекс «Акведук» – одна из крупнейших наших разработок, определившая облик 5-го поколения средств радиосвязи тактического назначения. Этот комплекс является аппаратной основой единой автоматизированной системы управления тактического звена – программно-технических комплексов боевых, командирских, командно-штабных машин, боевой индивидуальной экипировки военнослужащего». «Характеристики командно-штабных машин соответствуют мировым аналогам, – говорит директор научно-технического центра «Тактическое звено» АО «Концерн «Созвездие» Илья Владимиров. – В целом, сегодня АСУ ТЗ находится в стадии уверенного роста технических и функциональных характеристик, удовлетворяющих требованиям министерства обороны. Военные активно эксплуатируют пилотный образец АСУ ТЗ, учатся воевать с системой. Процесс боевой подготовки войск теперь осуществляется только с АСУ ТЗ».
АСУВ ТЗ предназначена для автоматизированного и неавтоматизированного управления общевойсковыми и обеспечивающими воинскими формированиями в тактическом звене на уровнях: соединение, часть, подразделение (батальон, рота, взвод, отделение и отдельный военнослужащий), в мирное и военное время при их применении при осуществлении всех видов боевых действий или других специальных операций. Боевое применение АСУВ ТЗ обеспечивает повышение оперативности управления формированиями сухопутных войск и специальных войск за счет внедрения перспективных систем навигации, цифровой связи, вычислительной техники и электронных карт местности.

В военной истории Великобритании слово «Балаклава» прочно ассоциируется с конной атакой британской Легкой бригады под командованием лорда Кардигана на позиции Русской армии во время Балаклавского сражения 25 октября 1854 года в ходе Крымской войны. Эта атака стала примером напрасной жертвы, она была заведомо обречена на неудачу. Историки спорят до сих пор, исследуя причины этой безумной отваги британской кавалерии.

Любой военный эксперт, изучив исторические документы, скажет вам, что основная причина была в нечётком управлении войсками и в неправильной оценке боевой обстановки. Лорд Кардиган не стал утруждать себя доведением информации до подчинённых, постановкой конкретных задач, он просто скомандовал: «В атаку!». Нападение было внезапным для русской армии, но она достойно встретила противника. Легкая бригада, получив отпор и отступая под перекрёстным огнём русской артиллерии, была полностью уничтожена.

После Крымской войны, мировая военная наука не раз пересматривала систему управления войсками, чтобы свести к минимуму подобные ошибки и обеспечить максимальную эффективность боевого применения войск. Эффективность любой системы управления определяются достигнутым результатом, а также какой ценой он был получен.

Современное высокотехнологичное вооружение, подготовка к его применению офицеров и солдат стали намного дороже за последние сто лет. Не всегда стоящая на вооружении дорогостоящая техника гарантирует победу. Это хорошо продемонстрировала война во Вьетнаме, где обладавшая современным оружием армия США не смогла одолеть уступающую ей в вооружении армию Вьетнама и была вынуждена эвакуироваться из Индокитая.

Фраза «Победителей не судят» давно перестала быть оправдательным критерием для оценки результатов военных действий, так как боевое применение современных вооруженных сил требуют больших затрат из государственного бюджета, зачастую несоразмерных полученным результатам.

История показала, что государства, развязывающие войну и страны ведущие защиту своего суверенитета, сталкиваются с одинаковыми проблемами, вызванные ресурсным голодом: в финансовых средствах, материалах для производства вооружения, мобилизационном потенциале.

В связи с этим к подготовке и оснащению вооруженных сил со стороны любого государства предъявляются все более высокие требования, которые ужесточаются с каждым годом. «Задача предстоящего десятилетия (для Вооруженных сил России), - говорил Президент России Владимир Путин, - заключается в том, чтобы новая структура Вооруженных Сил смогла опереться на принципиально новую технику. На технику, которая „видит“ дальше, стреляет точнее, реагирует быстрее - чем аналогичные системы любого потенциального противника. Наша цель - построение полностью профессиональной армии».

Построение профессиональной армии и создание эффективной системы управления войсками – это две взаимосвязанные задачи, которые должны базироваться на общих принципах, обеспечивающих достижения поставленных целей при наименьших затратах, в том числе и в ходе реальных боевых действий.

Основные принципы управления войсками определяются Министерством обороны РФ в следующем виде:

  1. Единоначалие;
  2. Централизация управления во всех звеньях с предоставлением подчинённым возможности проявлять инициативу в определении способов выполнения поставленных им задач;
  3. Твёрдость и настойчивость в реализации принятых решений; оперативность и гибкость при реагировании на изменения обстановки ;
  4. Личная ответственность командующих (командиров) за принимаемые решения, применение подчинённых войск и результаты выполнения ими поставленных задач;
  5. Высокая организованность и творчество в работе командующих (командиров), штабов и др. органов военного управления.

Обращу ваше внимание на пункты 2, 3 и 5, которые, по моему мнению, являются одними из ключевых показателей в искусстве управления войсками. В современной российской армии они стали воплощаться в полной мере начиная с 1 декабря 2014 года, когда Национальный центр управления обороной Российской Федерации (НЦУО РФ) заступил на круглосуточное боевое дежурство. Первое «боевое крещение» НЦУО РФ получил во время операции российских ВКС в Сирии.

Именно участие российских ВКС в уничтожении группировок ИГИЛ и «Джебхат-ан-Нусра» (обе запрещены в Российской Федерации) показали правильность принятого 8 мая 2013 года Президентом России решения.

«Решение о создании НЦУО было принято Президентом России в целях совершенствования системы централизованного управления военной организацией государства и экономикой страны при решении вопросов подготовки к вооружённой защите страны. Национальный центр – это, по сути, действующий в круглосуточном режиме механизм управления всеми сферами деятельности Вооружённых Сил. Он должен обеспечить способность и готовность войск к решению поставленных задач, выполнение гособоронзаказа, финансовые и материально-технические ресурсы, комплектование войск и подготовку кадров, решение медицинских и жилищных вопросов, нашу международную деятельность» - эти слова Министра обороны Сергея Шойгу показывают, как на практике было достигнута реализация пункта 2 принципов управления войсками.

В предшествующие 50 лет обеспечение управления Вооруженными Силами (ЦКП ВС РФ) осуществлялось Центральным командным пунктом Генштаба. В современных условиях объемы информации многократно увеличились, цикл изменения актуальности сократился с недель и суток до часов и минут. Информационный обмен ЦКП ВС РФ, базировавшийся на табеле срочных донесений с низкой периодичностью предоставления информации в письменных документах (телеграммах, донесениях, сводках и других), перестал удовлетворять предъявляемым требованиям по информационному обеспечению руководства Министерства обороны.

После заступления на боевое дежурство НЦУО РФ фактически свёл к минимуму время принятия решений для быстрого реагирования на любую ситуацию. Именно это и обеспечило успех российских ВКС в Сирии.

Поясню. Четыре года правительство Сирийской арабской республики, возглавляемое Башаром аль-Асадом, и её армия проигрывали пядь за пядью территорию своей страны подготовленным инструкторами ЧВК (США, Турции и некоторых арабских стран) и оснащенным современным оружием, средствами связи и разведки группировкам боевиков, включая ИГИЛ. Боевики успевали везде - они наносили эффективные удары по воинским частям, по позициям обороны, по военным конвоям и городам Сирии. Тактика группировок была не предсказуема, захваченные населённые пункт тут же превращались в крепости с развитой инфраструктурой снабжения и фортификаций. Где произойдёт очередной прорыв, никто в командовании армии САР не мог сказать со 100% уверенностью.

Дело в том, что в действиях группировок ИГИЛ прослеживалась отработка доктрины «сетецентрических войны» (англ. Network-centric warfare ) армии США, которую они начали разрабатывать в 1998 году. Главный принцип ведения боевых действий в условиях «сетецентрической войны» – это создание так называемых «стай» (вооруженных группировок), с последующими атаками противника на всех направлениях при помощи небольших по численности подразделений.

Это концепция ведения боевых действий, предусматривающая увеличение боевой мощи группировки объединённых сил за счет образования информационно-коммутационной сети, объединяющей источники информации (разведки), органы управления и средства поражения (подавления), обеспечивающая доведение до участников операций достоверной и полной информации об обстановке в реальном времени.

Сетецентрическую войну (СЦВ), по замыслу авторов, способны вести только высокоинтеллектуальные силы. Такие силы, пользуясь знаниями, полученными от всеохватывающего наблюдения за боевым пространством и расширенного понимания намерений командования, способны к большей эффективности, чем при ведении автономных, сравнительно разрозненных действий.

Группировки ИГИЛ были лишь инструментом в войне против правительства Башара Асада, управление через АСУВ и координацию боевых действий этих группировок вероятнее всего обеспечивали подрядчики ЧВК и сотни военных инструкторов, расквартированных в Турции, Кувейте и Ираке.

Доктрина СЦВ предусматривает четыре основные фазы ведения боевых действий.

  1. Достижения информационного превосходства посредством опережающего уничтожения (вывода из строя, подавления) системы разведывательно-информационного обеспечения противника (средств и систем разведки, сетеобразующих узлов, центров обработки информации и управления)
  2. Завоевания превосходства (господства) в воздухе путем подавления (уничтожения) системы ПВО противника.
  3. Постепенное уничтожение оставленных без управления и информации средств поражения противника, в первую очередь ракетных комплексов, авиации, артиллерии, бронетехники.
  4. Окончательное подавление или уничтожение очагов сопротивления противника.

Была ли возможность у армии САР противостоять боевым действиям на основе доктрины СЦВ, ответ очевиден. Поэтому российские ВКС действительно переломили эту «безысходную» ситуацию, так как свои боевые действия они координировали и управляли ими из единого центра АСУВ ВС РФ, в который собиралась вся информация по ТВД в Сирии. Помимо боевых задач НЦУО РФ централизованно и параллельно решал все вопросы по снабжению и размещению на базах Хмеймим и Тартус нашей группировки вооруженных сил, сведя логистические операции к минимальным затратам. Не стоит забывать и об информировании мировых СМИ о ходе боевых действий с предоставлением эксклюзивных кадров со средств воздушной и космической разведки.

Можно ли назвать российскую АСУВ ВС РФ и несущий боевое дежурство НЦУО РФ ответом доктрине СЦВ? И да, и нет.

Проще рассмотреть это сравнение по критерию «как есть».

АСУВ АРМИИ США.

Доктрина СЦВ, стартовавшая в 1998 году, впервые на практике была применена в войне с Ираком в 2003 году. Технической основой этой доктрины стали две АСУВ армии США - система боевого планирования и управления авиацией на ТВД - ТВМСS (Theater Battle Management Core Systems ) и информационная система боевого управления FBCB2 (Force XXΙ Battle Command Brigade or Below ), охватывающая тактическое управление по иерархии «бригада-батальон-рота».

Терминалы FBCB2 размещались на борту танков, БМП, БТР, САУ, ракетных пусковых установок и многоцелевых автомобилей повышенной проходимости линейных подразделений Армии и Корпуса морской пехоты США. Они были подключены к двухуровневой сети радиосвязи, включающей воздушно-наземный сегмент EPLRS/SINCGARS и космический сегмент INMARSAT. Обмен данными осуществлялся в рамках виртуальной сети тактического Интернета.

Таким образом, командирам передовых подразделений американских дивизий на поле боя были предоставлены возможности напрямую взаимодействовать с артиллерийскими подразделениями и тактической, а в отдельных случаях и стратегической авиацией.

Действия иракской армии были практически парализованы ситуационной информированностью американских войск на ранней стадии о переброске и накапливании сил обороняющихся. Характерным примером служит операции по захвату большого моста на юго-востоке Багдада.

В отчётах предоставленных командованию армии США эта операция характеризуется как «отражение попытки ночной контратаки двух бригад Республиканской гвардии при поддержке 70 танков на предмостный плацдарм одного батальона 3-й механизированной дивизии, усиленный 10 танками Abrams и 4 БМП Bradley, в городской застройке Багдада. Наткнувшись на бомбовой удар и артиллерийский огонь еще до начала перехода в контратаку и потеряв в плотных предбоевых порядках половину состава убитыми и ранеными, иракцы вынуждены были отступить».

На самом деле АСУВ дала сбой, так как не смогла обнаружить выдвигающиеся иракские бригады своевременно. Перед началом операции разведка внимательно изучила фотографии, полученные со спутников, сообщила, что мост не охраняется и никаких войск противника в окрестностях не наблюдается. Поэтому появление иракских подразделений для американского батальона стало полной неожиданностью, задержав выполнение боевой задачи почти на сутки. Лишь абсолютное господство в воздухе и превосходство в огневой мощи спасли американцев от поражения.

В целом во время компании в Ираке объединённая АСУВ оказалась малоэффективной по причине низкой пропускной способностью информационных каналов, поэтому подразделения армии США и Корпуса морской пехоты часто переходили на традиционные средства связи. По результатам войны в Ираке АСУВ была отправлена на доработку, а до тех пор рекомендована к использованию против иррегулярных войск противника..

После войны в Ираке перспективная АСУВ прошла комплексную доработку в соответствии с программой Joint Battle Command Platform . Она включает в себя информационная стыковку систем АСУВ сухопутных войск, ПВО, авиации и военно-морского флота с помощью программного интерфейса DIB (DCGS Integrated Backbone) и оснащение их терминалами FBCB2. В космическом и воздушном сегменте завершается переход на широкополосную связь. Операции в Ливии и война в Сирии показывают направление дальнейшего совершенствования этой АСУВ на практике

В настоящее время эта система действует параллельно с мультиспектральной разведывательной сетью HART (Heterogeneous Airborne Reconnaissance Team), которая имеет летный парк БПЛА в количестве 7400 единиц.

Отдельно от АСУВ работает Кибернетическое командование США (United States Cyber Command, USCYBERCOM), которое планирует, координирует, объединяет, синхронизирует и проводит мероприятия по руководству операциями и защите компьютерных сетей министерства обороны США. Также особняком стоит Стратегическое командование Вооружённых сил США (United States Strategic Command, USSTRATCOM), которое объединяет управление стратегическими ядерными силами, ПРО и военными космические силами.

Таким образом, говорить о действующей единой автоматизированной системе управления войсками в армии США не приходится. Единственным преимуществом в управлении войсками Армии США являются спутниковые группировки глобальной космической связи INMARSAT (11 геостационарных спутников) и IRIDIUM (66 спутников, обращающихся вокруг Земли по 11 орбитам на высоте примерно 780 км), которые позволяют осуществлять оперативное стратегическое управление войсками США на большом расстоянии, минимизируя задержки прохождения информации.

АСУВ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИИ

Это первая в мире единая система управления всеми воинскими подразделениями входящими в структуру Вооруженных сил России , в том числе и ядерной триадой, реализованная в действующем Национальном центре управления обороной Российской Федерации и соответствующих центрах подчинённых органов управления: военный округ (оперативно-стратегическое командование) – армия – дивизия (бригада).

Техническую основу АСУ ВС РФ составляет автоматизированная система управления войсками (АСУВ) отечественного производства «Акация-М», которая имеет в войсках мобильный аналог (МЧ АСУ Р «Акация-М»), поставляемый на вооружении военных округов России с 2005 года. АСУВ «Акация-М» позволяет военнослужащим находиться в одном и том же информационном пространстве, как в местах постоянной дислокации (НЦУО и Центры управления войскам округов), так и при выходе в поле или в ходе боевых действий. По сути «Акация-М» - это военный аналог интернета. Программное обеспечение, на котором работает АСУВ разработано под типовые силы и средства управления, а также типовые боевые расчеты.

АСУВ «Акация-М» в сочетании с развернутыми своими мобильными вариантами обеспечивают оперативно-стратегическое и оперативное управление Вооруженными силами России.

Оперативно-тактическое и тактическое управление войсками осуществляют комплексы Единой системы управления тактического звена (ЕСУ ТЗ) «Созвездие-М2» и ЕСУ ОТЗ «Андромеда-Д» .

ЕСУ ТЗ «Созвездие-М2» проходит обкатку и дальнейшее совершенствование в Сухопутных войсках, а ЕСУ ОТЗ «Андромеда-Д» в войсках ВДВ. Обкатка этих комплексов проходила во время многочисленных общевойсковых учений и внезапных проверок, которые Вооруженные силы России провели в 2015 году, а также в реальных боевых условиях во время операции российских ВКС в Сирии.

Все информационные потоки от АСУВ концентрируются в «Ставке Верховного Главнокомандования» - НЦУО РФ. В ПАК НЦУО действует информационная система на базе ОС Astra Linux производства компании «РусБИТех» , а обеспечение геопространственной информацией строится на концепции территориально распределенного сбора, хранения и доставки геопространтсвенных данных (полное наименование - ЕАСО ВС РФ ГПИ) разработки Группы «Кронштадт» .

Основу Национального центра составляют три центра управления:

  • Центр управления стратегическими ядерными силами (СЯС) предназначен для управления применением ядерного оружия по решению высшего военно-политического руководства страны;
  • Центр боевого управления осуществляет мониторинг военно-политической обстановки в мире, анализ и прогноз развития угроз для Российской Федерации или ее союзников. Он же обеспечивает управление применением Вооруженных Сил, а также войск и воинских формирований, не входящих в структуру Минобороны России;
  • Центр управления повседневной деятельностью , ведущий мониторинг всех направлений деятельности военной организации государства, касающихся всестороннего обеспечения Вооруженных Сил. Он же координирует деятельность федеральных органов власти по удовлетворению потребностей не входящих в состав Минобороны других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований.

Следующим этапом работы предполагается масштабирование данных информационных технологий вниз по структуре вооруженных сил до штабов соединений и тактических единиц, с сохранением базовых принципов архитектуры системы и апробированных в НЦУО конкретных программно-аппаратных решений мониторинга обстановки, поддержки принятия решений и других элементов управления войсками и силами.

В ходе «полевых испытаний» во время учений и боевого применения в Сирии АСУВ ВС РФ показала следующие результаты:

  1. Была достигнута высокая оперативность информационного обмена, (сбора, обработки и отображения информации о тактической обстановке), повышающая скорости выполнения основных задач управления в 5-6 раз, по сравнению с неавтоматизированными системами управления.
  2. За счет постоянного сбора данных обстановки в режиме круглосуточного мониторинга, была обеспечена непрерывность работы всей АСУВ ВС РФ от оперативно-стратегического уровня (НЦУО) до уровня тактического звена (ЕСУ ТЗ) .
  3. В результате использования единых аппаратно-программных комплексов (АПК), единого программного обеспечения (в том числе для графического отображения данных обстановки) для всех уровней управления от солдата до командующего Вооруженными силами, была достигнута высокая степень унификации элементов системы управления.
  4. Была проверена живучесть АСУВ на случай выхода из строя группы АПК (штабов с АПК), которая благодаря способности АСУВ быстро восстанавливать свою работоспособность, в том числе и в распределенном режиме, показала высокую степень надежности применяемых средств и элементов комплексов.

Здесь собираюсь приводить примеры описания юз-кейсов. Описания выполнены «моей рукой», но по мотивам книги

Задание 1

Опишите сценарий подключения платной услуги «Анонимный номер телефона» при подаче объявления на сайте объявлений.
Смысл услуги – замена в объявлении реального номера пользователя на временный виртуальный номер. Услуга может быть подключена на 30 дней
Примечание: Зашел на сайт, не увидел там подобной услуги. Поэтому описываю сценарий в том виде, в котором я его вижу.
Предполагаю, что телефонная логика (переадресация звонков, стоимость звонка и т.п.) как-то реализована и внедрена в Системе.

Название сценария: Подключение анонимного номера телефона
Основное действующее лицо: Пользователь сайта
Предусловие: Пользователь находится на странице создания объявления, выполняет сценарий «Создание объявления»
Основной сценарий:
1. Пользователь нажимает кнопку «Подключить анонимный номер» и указывает свой настоящий номер, на который нужно переадресовывать звонки и смс с анонимного.
2. Система валидирует номер и выполняет сценарий «Подтверждение номера по СМС» (Примечание: предлагаю этот сценарий вынести отдельно, т.к. он может быть задействован в нескольких сценариях. Описывать не буду, но там что-то вроде генерации одноразового пароля, заявки на отправку у оператора, контроль доставки, повторные отправки, истечение жизни пароля). и удостоверяется, что для данного клиента в настоящий момент нет активной услуги «анонимный номер».
3. Система создает анонимный номер телефона в статусе «Новый» с указанием даты создания по Правилам создания нового номера (Предполагаю, что они описаны где-то отдельно ). В качестве параметра номера «Срок жизни» устанавливает дату = текущая дата + N дней (на момент написания сценария N=30, может меняться администратором ). Стоимость услуги берется в соответствии с настройками. Система оповещает клиента об успешном результате. Статус номера переводится на «Активный».
Происходит возврат в сценарий «Создание объявления» с телефонным номером, равным созданному анонимному номеру.

Альтернативные сценарии:

1a. Пользователь нажал «Отмена». Происходит возврат в сценарий «Создание объявления» с пустым телефонным номером.

2a. Номер невалиден (не соответствует формату телефонного номера или принадлежит другому оператору). Система выводит пользователю сообщение о невозможности подключить услугу «Анононимный номер» с указанием причины (не соответствует формату или не наш номер). Пользователь остается на начальном экране подключения анонимного номера (далее — начальный экран).

2b. Сценарий «Подтверждение номера по смс» выполнился неудачно. Система выводит пользователю сообщение о невозможности подключить услугу «Анононимный номер» с указанием причины (нужен маппинг кодов ошибок с человеческим текстом). Пользователь остается на начальном экране.

2c. У пользователя уже есть активная услуга «Анонимный номер». Система выводит сообщение о невозможности подключить еще одну услугу «Анонимный номер» по причине активной услуги у этого клиента и предлагает выбрать в качестве номера для объявления уже существующий анонимный номер. Если пользователь соглашается, происходит возврат в сценарий «Создание объявления» с телефонным номером, равным выбранному анонимному номеру. Если пользователь не соглашается, остаемся на начальном экране.

2d. Пользователь нажал на «Отмена» рядом с анонимным номером телефона. Система удаляет анонимный номер из нового объявления. Кнопка «Подключить анонимный номер» становится активной. Кнопка «Отмена» исчезает.

3a. Система не смогла создать новый анонимный номер по техническим причинам. Система выводит сообщение о технической ошибке и незможности создать новый анонимный номер.

3b. Система не смогла получить параметр N. Система берет параметр по умолчанию 30 дней в качестве значения N.

3c. Система не смогла получить стоимость услуги. Система выводит сообщение о технической ошибке и незможности создать новый анонимный номер.

3e. Стоимость услуги =0. Система не выводит стоимость рядом с телефоном и не выводит услугу «Анонимный номер» в пакетах услуг (хотя это может быть все описано в сценариях Расчета стоимости пакетов услуг и создания объявления)

4. Прерывание. Сценарий, не дойдя до успешного выполнения, прервался по внешним причинам (таймаут связи, закрылась вкладка, пользователь вышел из системы). Действий не требуется, номер остается в статусе «Новый». (В Правилах генерации номеров можно разрешить переиспользовать подобные номера с учетом протухания +1 сутки)

5. Программный сбой или выход из строя оборудования серверов. Действий не требуется, запоминать попытки пользователей создать анонимные номера не нужно — после восстановления работы сайта пользователь сможет заново запустить сценарий.

Частота выполнения: 1 раз на 50 новых объявлений
Требования к скорости: 95 персентиль создания анонимного номера = 0.1 сек.

ЗАДАНИЕ 2

2. Задание : Напишите use case пополнения счета банковской картой в приложении оператора сотовой связи.

Use Case «Пополнения счета банковской картой»

Основное действующее лицо: Пользователь

Предусловие: пользователь выбрал способ пополнения «Банковская карта» в разделе «Пополнить счет»

Основной сценарий:

Примечание: Смотрел на приложение для Android. Там система перенаправляла на сайт оператора, открываемый в браузере. Браузер — это уже другая система относительно рассматриваемого приложения, поэтому юз-кейс такой короткий 🙂

Во вторник, 12 июля, на сайте Министерства обороны РФ было опубликовано сообщение пресс-службы Западного военного округа (ЗВО). Согласно этому сообщению на полигоне Алабино в Подмосковье проводится командно-штабное учение, в ходе которого отрабатываются «перспективные способы ведения боевых действий» с применением единой системы управления тактического звена (ЕСУ ТЗ). В учении принимают участие военнослужащие 1-й гвардейской танковой армии.

Можно предположить, что целью учения является не столько проверка способности командного состава управлять подразделениями и в процессе приведения их к высшим степеням боевой готовности, и в ходе подготовки и ведения боевых действий, и при обнаружения и огневого поражения объектов условного противника, сколько экспериментальная отработка ЕСУ ТЗ — как оборудования, так и программного обеспечения.

Об этом свидетельствует тот факт, что все участники учения — от солдат до командиров задействованных подразделений и офицеров штабов — получили комплекты оборудования, интегрированного в ЕСУ ТЗ, непосредственно перед учением. Перед учением же «образцы» оборудования были установлены на боевую технику.

В пользу того, что это очередной этап испытаний ЕСУ ТЗ говорит и тот факт, что на учение, как сообщает пресс-служба ЗВО ,

«привлечены артиллерийские, мотострелковые, разведывательные подразделения танкового объединения, офицеры штаба, представители оборонно-промышленного комплекса и Общевойсковой академии Вооружённых Сил РФ. Всего — более 900 военнослужащих и свыше 100 единиц вооружения и военной техники ».

Россия готовит НАТО сетецентрический ответ

В этот же день в «Независимой газете » была опубликована статья Владимира Мухина «Россия готовит НАТО сетецентрический ответ », в которой цитируется заявление начальник пресс-службы ЗВО полковника Игоря Мугинова (фактически совпадающее с сообщением пресс-службы ЗВО на сайте Министерства обороны). На основании этого заявления Мухин делает вывод о том, что «при решении боевых вводных будет задействован искусственный интеллект». Вот так — ни много ни мало!

«Это важное событие для Российской армии, поскольку работы в этом направлении ведутся более 15 лет, а ЕСУ ТЗ, которая является элементом так называемых сетецентрических войн, постоянно модернизируясь, так до конца в цельном виде и не принята на вооружение.

ЕСУ ТЗ - это высокотехнологичный способ боевых действий, при котором на поле боя интегрированы в одно целое автоматизированное управление, спутниковая навигация, авиационная (беспилотная) разведка и цифровая радиосвязь ».

Несколько слов о сетецентрической войне

Определение термина «сетецентрическая война» приводится, например, в Википедии . Однако наиболее полно это понятие раскрывается в книге Л.В. Савина «Сетецентрическая и сетевая война. Введение в концепцию ». Вот некоторые выдержки из этой, весьма интересной, работы, в которой, в свою очередь, приводится мнение ведущих разработчиков концепции сетецентрической войны — Артура Себровски и Джона Гарстка:

«Совместная статья Артура Себровски, который на тот момент являлся директором программы Пентагона N6 (Space, Information Warfare, Command and Control) и Джона Гарстка, научного и технического советника Управления систем C4 (командование, контроль, связь, компьютерные сети) Объединенного штаба, под названием «Сетецентричная война: ее происхождение и будущее», вышла в январе 1998 г. и произвела эффект разорвавшейся бомбы в военных и научных кругах США.

Себровски и Гарстка указали, что в авангарде этих изменений стоял военно-морской флот США, который отреагировал на новые виды угроз. Была создана автоматизированная система боевого Управления корабельных соединений ВМС США (Сooperative Engagement Capability, CEC).

Эта система сочетает в себе высокопроизводительную сенсорную сетку с высокопроизводительной боевой сетью. Сеть датчиков быстро генерирует осведомленность в отношении особенностей боевых действий, а боевая сеть переводит эту осведомленность в увеличение боевой мощи. Эта сила проявляется в высокой вероятности ведения боевых действий против угроз, способных сломить платформоцентричную оборону ».

«Сенсорная сеть CEC комбинирует данные с многочисленных датчиков и вырабатывает сложный маршрут, учитывая особенности сражения и создавая такой уровень осведомленности боевых действий, который превосходит все, что может быть создано с помощью автономных датчиков ».

«Сетецентричная война черпает свою силу из мощной сетевой, хорошо информированной, но географически распыленной силы. Ключевыми элементами являются высокая производительность информационной сети, доступ ко всем соответствующим источникам информации, радиус действия оружия и маневрирования с точностью и скоростью реакции, плюс процессы командования и контроля (С2), включая высокоскоростное автоматизированное распределение необходимых ресурсов и интегрированные датчики сети, тесно связанные во времени со стрелками и процессами С2.

Сетецентричная война применима на всех уровнях ведения боевых действий и способствует интеграции стратегии, тактики и операций. Она транспарентна для миссии, размера и состава войск, а также географии.

Скорость командования является процессом, при котором позиция информационного превосходства превращается в конкурентное преимущество. Она характеризуется решающим изменением стартовых условий, развитием высоких темпов перемен, и замыканием на успех, в то же время блокируя альтернативные стратегии противника. Она опознает все элементы оперативной обстановки как части сложной адаптивной экосистемы и достигает нужного эффекта через последствия тесно связанных событий.

Самосинхронизацией является способность хорошо информированных войск организовывать и синхронизировать комплексные боевые действия «снизу вверх». Организующими принципами являются объединение усилий, четко сформулированные намерения командира и определенные правила применения оружия. Самосинхронизация достигается благодаря высокому уровню знания своих собственных сил, сил противника, и всех соответствующих элементов операционной среды. Она позволяет избежать потерь боевой силы, характерной для более традиционных доктрин командования по принципу «сверху вниз» и переводит бой с пошаговой функцией в высокоскоростной континуум ».

В книге Л.В. Савина приводятся также слова Джея Джонсона — непосредственного начальника Артура Себровски:

«Информационное превосходство в сочетании с сетевой, распыленной атакующей боевой мощью создаст хорошо продуманные и точные действия на раннем этапе, что приведет к чрезвычайно высоким темпам изменения. Это то, что мы называем скоростью командования. Это то, что мы называем сетецентричной войной ».

Как следует из названия («Единая система управления тактическим звеном»), а также судя по тому, как ЕСУ ТЗ представлена в открытых источниках, система эта призвана управлять процессами «командования и контроля (С2)» (в терминологии Сребровски и Гарстки).

О непростой судьбе этой системы, об истории ее создания и о проблемах, которые приходится при этом решать, можно прочитать в статье dragon_first_ru «Повторение пройденного или марш по граблям» (в 9 частях):

АСУВ ЕСУ ТЗ ,
АСУВ ЕСУ ТЗ Часть 2 ,



Рекомендуем почитать

Наверх