Вассальная зависимость руси от орды давала возможность. Зависимость руси от золотой орды

Разное 25.09.2019
Разное
  • 1. Вернувшись из Европы, Батый в 1243 г. образовал на Нижней Волге одно из крупнейших государств Средневековья -- Золотую Орду. Столицей государства стал город Сарай-Бату (близ современной Астрахани). Единство Орды держалось на системе жестокого террора.
  • 2. Несмотря на длительный и разорительный характер монголо-татарского нашествия, Русь сохранила свою государственность, не была ассимилирована завоевателями. Стоявшие на более низкой ступени развития монголы не могли навязать жителям русских земель свой язык и культуру. Но Русь на долгое время оказалась в политической и экономической зависимости от ордынских ханов.

Политическая зависимость (вассальная) заключалась в том, что великим князем на Руси становился князь, получавший у хана Золотой Орды ярлык на великое княжение, за которым надо было ехать в Орду. Между князьями началась борьба за право обладания ярлыком (ханской грамотой). Ханы постоянно стравливали князей друг с другом, не давая никому чрезмерно усилиться.

Экономическая зависимость (данническая) состояла в том, что Русь должна была выплачивать тяжелую дань, которую надо было вносить серебром ежегодно. В 1254 г. монгольскими писцами («численниками») была проведена перепись русского населения для обложения данью. Единицей обложения являлось каждое хозяйство крестьянина и горожанина. Для сбора дани были созданы ордынские карательные отряды во главе с баскаками. Баскаки размещались по княжествам, контролировали жизнь в них, поддержание порядка, сбор дани. Неплательщиков брали в рабство. От налогов освобождали только духовенство; зная его влияние на население, земли духовенства охранялись. Церковные деятели пытались смягчить обстановку в стране, примирить враждующих князей.

«Пожалуй, именно в те страшные для Руси десятилетия середины XIII столетия был сделан окончательный выбор между двумя социокультурными моделями развития: между Востоком и Западом, между Азией и Европой. При всей условности такой дихотомии, она даёт общее представление об основной тенденции происходящих изменений, которые успели не только наметиться, но и получить дополнительный импульс извне. Теперь они будут совершаться во все нарастающем темпе и во все увеличивающихся масштабах, а через 300 лет получат логическое завершение в крайних формах деспотического правления далёкого потомка Александра -- Ивана IV. Пытаясь переложить ответственность за всю дальнейшую судьбу страны на одного человека, мы как-то забываем, что он в своём решении нашёл понимание и поддержку пусть не у всех современников, зато почти у всех потомков. Что же «внутри нас» заставило сделать такой выбор?

Прежде всего, не будем забывать, что Русь XIII века - по преимуществу общество традиционное. Традиции, обычаи - его незыблемая основа. Любая попытка изменить привычный ход вещей, нарушить раз и навсегда заведённый порядок неизбежно воспринимается трагически, ставит под вопрос само существование мира, в котором живёт человек. В условиях середины XIII века, видимо, как это ни парадоксально для нас звучит, большей угрозой для жителя Северо-Восточной Руси виделись представители западноевропейской цивилизации, нежели захватчики, пришедшие с Востока. Рыцари Ордена несли с собой новую жизнь. Было ясно, что вмести с ними шёл новый закон, новый городской быт, новые формы властвования. Европейские рыцари несли новую идеологию -католическую религию. А католики были так же нетерпимы, к своим православным «братьям во Христе», как и православные к католикам.

В отличие от беспокойных западных соседей Руси Золотая Орда была «своя». Судя по всему, монгольские ханы старались не вмешиваться во внутренние дела только что покоренной «орды Залесской» без особых на то причин. Система правления в монгольских улусах удивительно удачно «легла» на «модель» деспотической монархии, которая уже несколько десятилетий «апробировалась» на Северо - Востоке потомками Юрия Долгорукого. Реальная власть продолжала оставаться в руках своих князей, пусть и получавших теперь ярлыки на великое княжение из рук монгольских ханов. Зато жизнь - там, где она вообще осталась после нашествия, - была прежняя, хотя и тяжёлая. Но самое главное - монголы проявляли прямотоки завидную для европейцев веротерпимость. Так что выбор, сделанный Александром Ярославичем, невозможно рассматривать лишь как акт личной воли князя. За ним стояли реальные интересы народа и его внутренние психологические возможности, независимо от того, понятны ли они нам и считаем мы их достаточными для столь ответственного решения

Виды зависимости Руси от Золотой Орды

1. Экономическая:

Ежегодная выплата дани - «ордынский выход»

Другие повинности (например, необходимость служить в войске, участвовать в военных походах хана)

2. Политическая:

Княжение по ярлыку

Контроль за деятельностью князей

Вмешательство в порядок управления

Жестокая расправа с непокорными.

Князья по-разному реагировали на иго:

  1. Даниил Галицкий - был за сотрудничество с Западом в борьбе с Золотой Ордой.
  2. Александр Невский - за сотрудничество с Ордой, чтобы предотвратить набеги
  3. Андрей Ярославович и другие – систематическое сопротивление, непрерывные небольшие восстания, но после Неврюевой рати, с которой боролся Андрей, он бежит сначала в Новгород, потом в Швецию, открытые сопротивления Орде прекратились.

Периоды зависимости Руси от Золотой Орды

1.Начало ига- наиболее тяжёлый период в истории Руси.

2.С 1263г. Александр Невский добился права самолично возить дань вО, предотвратив набеги баскаков.

3. 14 век- зависимость ослабевает после побед в Донского в Куликовской битве.

4. 15 век- постепенное освобождение от ига.

Причины побед Золотой Орды

  • Строжайшая дисциплина в войске
  • Гибкая тактика, наличие разведки
  • Хорошая подготовленность воинов, современное по тем временах вооружение.
  • Организация войска по десятичной системе. В десятках- родственники.
  • Умелые руководители

Последствия ига:

политические

экономические

социальные

культурные

изменение роли князя в стране

разрушение сёл и городов

резкое сокращение численности населения

исчезают многие ремёсла

ослабление многих земель, их роли

Упадок ремёсел

(многие ремесленники попали в плен)

формирование зависимого населения

уничтожены многие храмы летописи, иконы.

разрушение торговых связей

упадок сельского хозяйства

Точки зрения на последствия ига Золотой Орды

  • Н.М.Карамзин,В.О. Ключевский отмечали положительное влияние, сотрудничество Руси и Орды, благодаря чему быстрее закончилась раздробленность, установилась монархия.
  • Н.И. Костомаров положительное видели только в том, что формировалось право, «единодержавие».
  • Общая оценка современных историков (В.О. Ключевский, С.М.Соловьёв)- негативная. Иго принесло огромные разрушения и гибель людей.
  • Л.Н.Гумилёв вообще отвергал наличие ига, считал это мифом.

Некоторые термины.

Иго- система политического и экономического господства ханов З.О. над Русью.

Орда - у тюркских и монгольских народов- военно-административная организация.

Курултай - народное собрание, совет старейших.

«Яса»- свод законов Чингисхана.

Улус - владение. Русь была улусом хана, а русские князья - его вассалами.

Ярлык - ханская грамота, дававшая право русским князьям на княжение в своих землях. Самое привлекательное было Владимирское княжение, т.к. владимирский князь имел право на старшинство.

«Ордынский выход»- выплата дани.

Бессермены- командующие ордынским войском

Баскаки- представители хана на Руси во время сбора дани

Периоды правления русских и князей и золотоордынских ханов

Юрий Всеволодович, князь Московский (1218-1238)

Батый (Бату)- 1236-1255

Ярослав Всеволодович, князь Московский (1238-1246)

Батый

Даниил Романович, князь Галицко-Волынского княжества (1221-1264)

Батый.

Берке , брат Батыя- 1256-1266 (при нём Золотая орда приняла ислам)

Александр Невский (1252 – 1263)

Батый, Берке.

Даниил Александрович (1276-1303)

Менгу-Тимур- 1266-1282 (племянник Берке), но в период 1266-1300 фактическим правителем был темник (военачальник) Ногай.

Тудай-Менгу (внук Батыя)-1282-1287.

Талабуга -1287-1291.

От контроля Ногая освобождается только Токтай – 1291-1313 (сын Менгу-Тимура). Разгромив в 1300 войско Ногая и убив его самого.

Юрий Данилович(1303- 1325)

Токтай.

Узбек – 1313-1342. Это был расцвет Золотой Орды(внук Менгу –Тимура)

Иван I Калита (1325-1340)

Узбек.

Семен Гордый (1340-1353)

Узбек.

Тинибек- 1342 (сын Узбека, убит братом).

Джанибек – 1342-1357(сын Узбека).

Иван II Красный (1353-1359)

Джанибек.

Бердибек -1357-1359(сын Джанибека). С его смертью пресекается род Батыя и в Орде начинается 20-летняяя смута. В период смуты сменилось 20 ханов, но фактическим правителем стал темник Мамай.

Дмитрий Донской (1359-1389)

Мамай.

Донской нанёс поражение войску Мамая в Куликовской битве в 1380г, остатки войска Мамая разбил Тохтамыш, который сумел восстановить единство орды, Мамай бежал в Крым, в генуэзскую колонию Кафу, где был убит в 1381г.

Тохтамыш- 1379-1381 и 1392-1395.В его правление Тимерлан в 1395 году напал на Орду,разбил войска Тохтамыша на р. Терек.

Василий I (1389-1425)

Тохтамыш.

С 1396-1411 власть фактически принадлежала темнику Едигею (сменилось 8 ханов).

С 1396 стал правителем части Орды, которую потом станут называть Нагайской ордой.

1399 на реке Ворскле Едигей разбил литовскую армию Витовта и отряды Тохтамыша, стал фактическим правителем всей Орды.

1406- убил тохтамыша, а потом и его сына.

1408- напал на Русь с целью заставить платить снова дань.Сжёг можайск, осадил Москву, но взять не смог.

1414- изгнан из Орды, в 1419 убит одним из сыновей Тохтамыша.

1411-1420- смена 9 ханов.

1421- орда разделилась на Западную и Восточную - 1421-1431- смена власти в Западной Орде 8 раз, 5 раз из них – у власти Улу-Мухаммед..

Василий II Тёмный (1425-1462)

Улу-Мухаммед.

С 1437 г. Улу-Мухаммед во главе Казанского ханства.

1403-1502- образована Большая Орда.Столица сарай-Берке.

В 1503г. разгромлена Крымским ханом Менгли-Гиреем.

Снова смена власти.

Иван III (1462-1505)

1465-1481- хан Ахмед.

Отечественная история: Шпаргалка Автор неизвестен

14. ФОРМЫ ЗАВИСИМОСТИ РУСИ ОТ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ

Экономическая зависимость от Орды Северо-Восточной и Северо-Западной Руси выражалась в уводе ремесленников в ордынские центры и города, уплате весьма обременительной регулярной дани («ордынского выхода»), разорительных дополнительных поборах, а также в существовании особой служебной организации непосредственных производителей, которые должны были обеспечить все нужды приезжавших от хана на Русь послов, гонцов, специальных представителей. Политическая зависимость проявлялась прежде всего в том, что решающим условием легитимности власти любого владетельного князя (великого или удельного) было ханское пожалование (ярлык). Наследственность княжеских столов в границах местных династий Рюриковичей была тогда важным, но все же менее существенным фактором легитимности власти монархов. Русские князья были обязаны также участвовать со своими войсками в походах властителей Золотой Орды.

Исторически изменчивыми были формы ордынского контроля. Первой, существовавшей сравнительно недолгое время, был институт непосредственных представителей хана («баскаки»). Затем на вооружение был взят способ опосредованного контроля. Наиболее выразительный пример – бывшая Владимиро-Суздальская земля. Великокняжеский стол во Владимире не был наследственно закреплен ханами за какой-либо одной линией потомков великого князя Всеволода Большое Гнездо. Князь, получивший на него ярлык, отвечал лично перед ханом за исправную выплату выхода всеми князьями, своевременное их участие в ордынских военных кампаниях, их лояльность саранскому властителю и т. п. В награду он получал право на управление и суд над населением территорий Владимирского стола, право на доставку выхода со всех княжений и земель в Орду, княжеский стол в Великом Новгороде (туда обычно отправляли близкого родственника и своих наместников), статус «старейшего» князя. На протяжении большей части XIV в. Владимирское великое княжение стало объектом ожесточенного соперничества московских, тверских, а затем и нижегородско-суздальских княжеских династий, что облегчало ханам их функцию арбитра.

Победа московских Рюриковичей (они соединили в своих руках территории Московского и Владимирского великих княжеств) стала причиной последнего изменения: с конца XIV в. все великие и самостоятельные княжения Северо-Восточной Руси стали непосредственно сноситься с Ордой и по поводу уплаты дани, и для получения ханских ярлыков, и по другим вопросам.

Из книги Призрак Золотой орды автора Бушков Александр

Призрак «Золотой орды» Каждое настоящее располагает собственным прошлым. Р. Дж. Коллингвуд. «Идея истории» О том, что известно всем Классическая, то есть признанная современной наукой версия «монголо-татарского нашествия на Русь», «монголо-татарского ига» и

Из книги Реконструкция подлинной истории автора

4. История евангельских Волхвов отражает поклонение Руси-Орды Андронику-Христу в XII веке Первое крещение Руси В эпоху Христа, во второй половине XII века, Русь восприняла христианство сразу и в полном объеме, а не ждала тысячу лет, как нас уверяет скалигеровско-романовская

Из книги Монголы и Русь автора Вернадский Георгий Владимирович

Глава ІV Распад Золотой Орды и возрождение Руси

Из книги Полная история ислама и арабских завоеваний в одной книге автора Попов Александр

Крах Золотой Орды Легендарная Золотая Орда, государство монголов, была основана сыном Джучи и внуком Чингисхана ханом Батыем (1237 – 1255) в 1243 году. Полный суверенитет Золотая Орда получила при Менгу-Тимуре в 1266-м, а в 1312 году стала исламским государством.Власть ханов Золотой

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 2: Средневековые цивилизации Запада и Востока автора Коллектив авторов

РАСПАД ЗОЛОТОЙ ОРДЫ В свою очередь, распалась и Золотая Орда. После похода Тимура в конце XIV в. в Орде началась новая смута. Властители отдельных частей Орды повели борьбу за власть. Победителем оказался Едигей - бывший военачальник Тимура, повелитель племен, кочевавших

Из книги Реконструкция подлинной истории автора Носовский Глеб Владимирович

4, История евангельских Волхвов отражает поклонение Руси-Орды Андронику-Христу в XII веке. Первое крещение Руси В эпоху Христа, во второй половине XII века, Русь восприняла христианство сразу и в полном объеме, а не ждала тысячу лет, как нас уверяет скалигеровско-романовская

Из книги Империя степей. Аттила, Чингиз-хан, Тамерлан автора Груссе Рене

Конец Золотой Орды Мощь монголов не исчезла в одно мгновение. До того времени, когда, например, наступил окончательный реванш Чингизханидов над Тимуридами, эта мощь постепенно, периодами, возобновлялась, переживала резкие сотрясения, которые впечатляли современников и

Из книги Русь и Рим. Мятеж Реформации. Москва – ветхозаветный Иерусалим. Кто такой царь Соломон? автора Носовский Глеб Владимирович

2. Превращение Москвы в столицу Руси-Орды в XVI веке как «восстановление» Иерусалима в Руси-Орде Москва - Новый ИерусалимСобытия, о которых пойдет речь, составляют, по-видимому, основной слой ветхозаветного рассказа о восстановлении Иерусалима после Вавилонского

Из книги Другая история Руси. От Европы до Монголии [= Забытая история Руси] автора

Загадка Золотой орды Рассмотрим традиционную версию.Общемонгольская империя, охватившая почти всю Азию, через 57 лет распалась на самостоятельные государства. Одним из них стала Золотая Орда, располагавшаяся от Иртыша до Днестра. Была она жестко централизована и

Из книги Новая хронология земных цивилизаций. Современная версия истории автора Калюжный Дмитрий Витальевич

Загадка Золотой Орды Вернемся к традиционной истории.Общемонгольская империя, охватившая почти всю Азию, просуществовала 57 лет и распалась на самостоятельные государства. Одним из них стала Золотая Орда (иначе называемая Улусом Джучи), располагавшаяся от Иртыша до

Из книги Забытая история Руси [= Другая история Руси. От Европы до Монголии] автора Калюжный Дмитрий Витальевич

Загадка Золотой Орды Рассмотрим традиционную версию.Общемонгольская империя, охватившая почти всю Азию, через 57 лет распалась на самостоятельные государства. Одним из них стала Золотая Орда, располагавшаяся от Иртыша до Днестра. Была она жестко централизована и

Из книги Цари ордынские. Биографии ханов и правителей Золотой Орды автора Почекаев Роман Юлианович

Очерк пятый Узбек, или "золотой век" золотой орды (Хан,

Из книги Эпоха Куликовской битвы автора Быков Александр Владимирович

ЕДИНСТВО ЗОЛОТОЙ ОРДЫ После подавления мятежа в Москве Тохтамыш полностью восстановил свою власть над Северо-Восточной Русью. В 1382 году Тохтамыш до Литвы не дошел, но он наглядно продемонстрировал литовским князьям, что в любой момент может это сделать. Поэтому, хотя

Из книги Книга 2. Освоение Америки Русью-Ордой [Библейская Русь. Начало американских цивилизаций. Библейский Ной и средневековый Колумб. Мятеж Реформации. Ветх автора Носовский Глеб Владимирович

3. Превращение Москвы в столицу Руси-Орды в XVI веке как «восстановление» Иерусалима в Руси-Орде 3.1. Москву возводили в XVI веке как Новый Иерусалим В книге «Империя» мы обосновали идею, что евангельский Иерусалим - это Новый Рим = Царь-Град (Ерос). Там в XII веке распяли Христа.

Из книги Земли Юго-Западной Руси в составе Великого княжества Литовского автора ШАБУЛЬДО Феликс

1. Борьба Юго-Западной Руси против господства Золотой Орды на рубеже XIII–XIV вв. Начало территориальных приобретений Великого княжества Литовского в Галицко-Волынском и Киевском княжествах К территориальным захватам на Руси Литовское раннефеодальное государство

Из книги Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века автора Керов Валерий Всеволодович

5. Отношения Руси и Золотой Орды 5.1. Форма зависимости. После нашествия Русь стала частью улуса монгольской империи, а с 60-х гг. XIII в. – независимого государства, получившего позже название Золотая Орда и простиравшегося от Карпат до Западной Сибири и Хорезма. Его столицей

Успех монгольского нашествия в 1237-1240 годах стал началом зависимости Руси от Золотой Орды. Многочисленные поражения русских войск, падение Рязани, Владимира, Москвы, Суздаля, Ростова, Ярославля, Чернигова и многих других городов привело к тому, что русские князья были вынуждены признать над собою власть монгольских владык. Сначала зависимость Руси от Золотой Орды была лишь политической: русское самоуправление сохранилось, но отныне князья отправлялись в Орду, чтобы получить от монгольского правителя ярлык на княжение. Впоследствии на Русь была наложена дань.

Сейчас зависимость Руси от Золотой Орды принято называть монголо-татарским игом. Однако к значению этого термина нужно относиться осторожнее. Прежде всего, он появился аж в 1479 году, а распространение получил только в XVI веке и придумали его вовсе не русские, а поляки. Кроме того, хотя на Русь и была наложена дань, хотя князья в высокой степени зависели от монгольских ханов, тем не менее, нельзя сказать, что зависимость от Золотой Орды была так уж унизительна для русского народа. Прежде всего, монголо-татары не отнимали у нас веры, а вера является краеугольным камнем самосознания народа. Кстати, именно поэтому святой князь Александр Невский предпочел иметь защиту хана Батыя, а не помощь западных государств: запад требовал отказаться от православия и перейти в католичество. Во-вторых, они предоставляли русским князьям самим управлять своими землями и заботились, в основном о получении дани в полном объеме. Мало того, многие князья старались использовать связи в Орде в конфликтах между собою. На этом, например, была построена внешняя и внутренняя политика Ивана Калиты, который сумел сделать московское княжество наиглавнейшим на Руси и положил начало объединению русских земель. Монголо-татары не держали войска на нашей территории, однако их вторжения приносили много горя. Впрочем, военные походы, как правило, являлись лишь следствием неповиновения, но наказывать за него ханы предпочитали крайне жестоко.

С XIV века зависимость Руси от Золотой Орды начала постепенно ослабевать. Русские князья все чаще стали успешно "показывать зубы" монгольским ханам, а Дмитрий Донской, одолевший Мамая в знаменитой Куликовской битве, стал первым князем за 140 лет, передавшим великокняжескую власть своему сыну Василию без получения ханского ярлыка на княжение. Ослабление зависимости русских княжеств стало следствием ослабления самой Золотой Орды: междоусобные войны ханов и раздробление Орды на несколько частей не могло не сказаться на военной и политической силе монголо-татаров.

Историки по-разному оценивают зависимость Руси от Золотой Орды. По мнению многих монголо-татарское иго в значительной степени затормозило историческое развитие русского народа. По их мнению именно из-за него мы по многим показателям отстали от европейских государств и лишь с приходом к власти Петра Первого русскому государству удалось немного ликвидировать это отставание. Другие же, напротив, полагают, что зависимость от Золотой Орды была скорее благом, нежели несчастьем. Так, Карамзин полагал, что монголо-татарское иго очень важную роль в развитии русской государственности, а Ключевский считал, что Орда в значительной степени предотвратила братоубийственную междоусобицу на Руси. Лев Гумилев считал отношения Руси и Золотой Орды политическим союзом, выгодным в первую очередь для Руси, и полагал, что их следует называть "симбиозом".

В первые десятилетия после завоевания Руси Орда провела перепись местного населения и установила в качестве налога 10% от дохода русичей. Были также отдельные налоги на вспашку земли, на мосты, на содержание чиновников-татар, единовременные военные выплаты. В целом они составляли до 20% доходов. Дань сначала собирали ордынские баскаки, а середины XIV века монополию на сбор налогов со всей Руси отдали Москве. Московские князья оставляли себе 6-12% от собранной дани, и это позволило им провести централизацию Руси.

О том, каковы были налоги и их величина, почему во время ига возвысилась Москва рассказывается в книге немецкого историка, востоковеда, тюрколога, специалиста по истории монголов Бертольда Шпулера «Золотая Орда.

14. ФОРМЫ ЗАВИСИМОСТИ РУСИ ОТ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ

Монголы на Руси. 1223-1502, изд-во Центрполиграф, 2017). В ознакомительных целях мы приводим выдержки из книги по этой теме.

Величина налогов

Наибольший размер дани татары Золотой Орды получали от Руси, хотя порой по сравнению с тем, что имели ильханы в Иране, он и был ниже. Например, в 1384 году каждое русское село выплачивало по половине рубля, или полтине, что составляло значительную сумму. Без этой финансовой опоры экономика Орды просто не смогла бы развиваться.

Первоначально на Руси, так же как и в Иране, взимание дани происходило неорганизованно. Гуюк и Бату просто послали в русские деревни «сарацина» (арабского чиновника), который сильно завысил размер выплат, взимая дань в различной, преимущественно натуральной форме. Натуральные выплаты состояли из шкур медведей, чёрных бобров, соболей, чёрно-бурых лисиц и других товаров. Неплатежеспособных людей угоняли в рабство. Татарские сборщики дани в 1237 году потребовали в Рязани отдать им десятину и всех лошадей.

Такой произвол, совершавшийся в самом начале нашествия, в скором времени был прекращён. Бату привез от великого хана специалиста по организации взимания дани по имени Нусал, который позже наводил порядок в этом вопросе и в Персии. Первую оценку размеров регулярных выплат татары произвели в 1257 году уже при Берке. Тогда по распоряжению великого хана по всей Руси стали разъезжать государственные татарские чиновники, так называемые баскаки. По свидетельству русских летописей, наиболее активно они действовали в районах Мурома, Рязани, Суздаля и Владимира.

Баскаки с помощью специальных переписчиков, так называемых численцев, организовали учёт лиц, обязанных уплачивать дань. Одновременно было образовано специальное налоговое ведомство. Организационно оно строилось по армейскому образцу - татары ввели должности налоговых десятников, сотников, тысячников и темников. Русские летописи пишут о начислении ими в то время двух видов налогов. Первый составляла десятина (скорее всего, от произведённой сельскохозяйственной продукции), так называемый ясак. Второй представлял собой налог с оборота, так называемую тамгу. Отчисления с оборота реализованных товаров касались в первую очередь торговцев. Данные два вида дани являлись основным источником пополнения казны татар.

Позднее слово «дань» стали заменять термином «выход». Он и встречается в русских летописях чаще всего, хотя позже в них появляется и термин «ясак». Вторая кардинальная оценка размеров регулярных выплат на Руси состоялась в 1275 году. Тогда от уплаты дани и прочих сборов было освобождено духовенство и монашество, а также все их служки и другие обслуживающие церковь люди. Церковный обслуживающий персонал, а также работавших в интересах церкви ремесленников, сокольничих, ловчих, рабочих и прочих работников запрещалось привлекать к иным видам работ. Это соответствовало основным положениям религиозной политики татар, которая приводила к тому, что священнослужители в основной своей массе по отношению к завоевателям были настроены благосклонно. Документы об освобождении от поборов, выдававшиеся ханами, очень ценились митрополитами и бережно хранились.

Существовали и другие виды дани и финансовых нагрузок. Налог на вспаханную землю (сабанлык, или, по-русски, «поплужное»; уплачивался обычно натуральными продуктами - зерном, мёдом, воском), почтовый сбор (ям), повинность, связанная с обеспечением лошадьми почтовых станций (улаг, или, по-русски, «подводы») относились к категории «пошлина» (по-тюркски «калан»). Сюда же следует отнести и обязанность обеспечения постоем и пищей проезжих чиновников, послов и т.д. (шусун или по-русски «корм»).

Плата за пользование мостами, или мостовые деньги (мостовщина), а также таможенные пошлины взимались со всех слоёв населения в одинаковом размере. В одном из ярлыков упоминается и такой сбор, как подорожная, уплачивавшийся вплоть до конца XV столетия. Для войсковых нужд обычно вводился дополнительный налог (нимер или немер, по-русски «запрос»), от которого русское духовенство также освобождалось. Этот вид сборов вводился время от времени.

Налоговая администрация

Не все города согласились выплачивать дань. Так, в 1262 году, когда хан Берке воевал на Кавказе, а в Монголии шла гражданская война, вспыхнули бунты во Владимире, Суздале и Ростове. Потребовались все дипломатические качества Александра Невского, чтобы уладить с Берке этот конфликт. Позднее, в 1281 году, против выплаты дани выступил великий князь Владимирский Андрей, а в 1340 году начались волнения в Смоленске.

Наряду с государственными чиновниками - даругами, татары в отдельных русских городах на постоянной основе посадили ещё представителей хана - баскаков. Районы, как уже говорилось выше, объединялись по десятичной системе в более крупные соединения, для управления которыми была введена должность великого баскака, резиденция которого в 1269 году была во Владимире. Но в первой половине XIV века следы деятельности баскаков на территориях, относившихся к северу Руси, исчезают. В качестве их помощников появляются казначеи и атаманы.

Другими нижестоящими чиновниками налогового ведомства являлись распределители подушевого налога, а также контролёры снабжения продовольствием, собиратели (поборщики) и взыскатели налога на вспаханную землю (поплужники).

Судя по всему, практика сдачи в аренду права взимания налогов применялась повсеместно. В летописях также упоминается, что время от времени татарские баскаки принимали участие в военных походах князей, на территории которых они находились. Иногда после возвращения из Орды русских князей для наведения порядка на места прибывали специальные налоговые служащие, как, например, в 1326-1327 годах в Тверь, в 1331-1332 годах в Киев. А в 1444 году такой инспектор приехал в Москву вместе с князем Московским Василием II. Иногда ханы и сами отправляли посланцев для урегулирования вопросов выплаты дани, как это сделал Тохтамыш в 1383-1384 годах.

Постепенно ханы предпочли возложить право по сбору дани и прочих выплат на самих русских князей. Но, несмотря на это, баскаки ещё долго оставались в русских городах, что находит свое подтверждение в текстах договоров Москвы с другими князьями. Упоминания о них содержатся в летописях, относящихся даже к XV веку. На территории Руси они сидели во Владимире, Твери, Москве, Туле, Боровске, Рязани и других городах.

Москва как главный сборщик ордынской дани

Русских князей, несомненно, порадовало возложение ханами на них вопросов сбора дани, а не на татар. Тем самым их власть стала менее ограниченной. Первое время дань поступала в Орду регулярно, но уже скоро князья стали удерживать значительную её часть для своих нужд. Так, в 1397 году Мамай вынужден был настоятельно просить московского князя Дмитрия Донского платить ему дань в таких же размерах, как и при Джамбеке. Дмитрий отклонил его просьбу и продолжил производить выплаты в сниженных размерах.

Такое поведение великого князя Московского является наглядным показателем ослабления власти Золотой Орды, чей закат проступил ещё отчётливее, когда в промежуток между 1395 и 1407 годами Москва периодически не платила вообще никакой дани. Москва всё чаще стала брать на себя прерогативу по выплате дани татарам другими княжествами, что было закреплено в соответствующих договорах, например в 1481 году с князьями Углича и Волоколамска. А в 1504 году в своем завещании Иван III вообще ограничил других князей в правах на общение с Ордой, возложив это право только на своего старшего сына, положив тем самым конец всяческим интригам.

Особый интерес представляет договор с князем Угличским, поскольку в нём приводятся сведения о величине выплат дани татарам в те времена. Из 1000 рублей, предназначенных для выплаты дани, Москва забирала себе 100 рублей, 30 алтын и 3 денежки, а при заключении договора с князем Волоколамским Иван III удовлетворился 61 рублем, 10 алтынами и 1 денежкой. Деньги, предназначенные для выплаты дани, должны были аккумулироваться в Ярославле.

Выплаты со стороны Москвы начали производиться всё реже, а после (первого) взятия Казани в 1468 году на целое столетие (до 1571 года) и вовсе прекратились. Затем Москва продолжала выплату дани Крымскому ханству до времени правления Петра I, примерно до 1700 года.

Блог «Толкователь»

К сожалению, комментарии закрыты.

Татары форсируют Волгу

Монголо-татарское иго - зависимое положение русских княжеств от государств монголо-татар в течение двухсот лет от начала монголо-татарского нашествия в 1237 году до 1480 года. Выражалось в политической и экономической подчиненности русских князей от правителей сначала Монгольской империи, а после её распада - Золотой орды.

Монголо-татары - все кочевые народы, живущие в Заволжье и далее на Восток, с которыми Русь вела борьбу в ХIII-ХV веках. Название получили по имени одного из племен

«В 1224 году явился народ незнаемый; пришла неслыханная рать, безбожные татары, о которых никто хорошо не знает, кто они и откуда пришли, и что у них за язык, и какого они племени, и какая у них вера…»

(И. Бреков «Мир истории: Русские земли в 13-15 веках»)

Монголо-татарское нашествие

  • 1206 - Съезд монгольской знати (курултай), на котором вождем монгольских племен был избран Тэмуджин, получивший имя Чингиз-хан (Великий хан)
  • 1219 - Начало трехлетнего завоевательного похода Чингизхана в Среднюю Азию
  • 1223, 31 мая - Первая битва монголов и объединенного русско-половецкого войска у границ Киевской Руси, на реке Калке, близ Азовского моря
  • 1227 - Смерть Чингизхана. Власть в Монгольском государстве перешла к его внуку Батыю (Бату-хану)
  • 1237 - Начало монголо-татарского нашествия. Армия Батыя форсировала Волгу в её среднем течение и вторглась в пределы Северо-Восточной Руси
  • 1237, 21 декабря - Татарами взята Рязань
  • 1238, январь - Взята Коломна
  • 1238, 7 февраля - Взят Владимир
  • 1238, 8 февраля - Взята Суздаль
  • 1238, 4 марта - Пал Торжок
  • 1238, 5 марта - Битва дружины московского князя Юрия Всеволодовича с татарами у реки Сить. Гибель князя Юрия
  • 1238, май - Захват Козельска
  • 1239-1240 - Войско Батыя расположилось лагерем в донской степи
  • 1240 - Опустошение монголами Переяславля, Чернигова
  • 1240, 6 декабря - Разрушен Киев
  • 1240, конец декабря - Разрушены русские княжества Волыни и Галиции
  • 1241 - Войско Батыя возвратилось в Монголию
  • 1243 - Образование Золотой Орды, государства от Дуная до Иртыша, со столицей Сарай в низовьях Волги

Русские княжества сохранили государственность, но были обложены данью.

Всего существовало 14 видов дани, в том числе непосредственно в пользу хана - 1300 кг серебра в год. Кроме того, ханы Золотой Орды оставили себе право назначать или свергать московских князей, которые должны были получать в Сарае ярлык на великое княжение. Власть Орды над Русью длилась более двух веков. Это было время сложных политических игр, когда русские князья то объединялись между собой ради каких-то сиюминутных выгод, то враждовали, при этом вовсю привлекая монгольские отряды в качестве союзников. Значительную роль в политике того времени играли возникшие у западных границ Руси Польско-Литовское государство, Швеция, Немецкие рыцарские ордена в Прибалтике, свободные республики Новгорода и Пскова. Создавая союзы друг с другом и друг против друга, с русскими княжествами, Золотой Ордой, они вели нескончаемые войны

В первых десятилетиях ХIV века начинается возвышение Московского княжества, постепенно ставшего политическим центром и собирателем русских земель

11 августа 1378 года Московское войско князя Дмитрия нанесло поражение монголам в битве на реке Важе 8 сентября 1380 года Московское войско князя Дмитрия нанесло поражение монголам в битве на Куликовом поле. И хотя в 1382 году монгольский хан Тохтамыш разграбил и сжёг Москву, миф о непобедимости татар рухнул. Постепенно и само государство Золотая Орда пришло в упадок. Оно раскололось на ханства Сибирское, Узбекское, Казанское (1438), Крымское (1443), Казахское, Астраханское (1459), Ногайская Орда. Из всех данников у татар осталась только Русь, но и она периодически бунтовала. В 1408 году московский князь Василий I отказался платить дань Золотой Орде, после чего хан Едигей совершил опустошительный поход, ограбив Переяславль, Ростов, Дмитров, Серпухов, Нижний Новгород. В 1451 году московский князь Василий Темный снова отказывается платить. Набеги татар безрезультатны. Наконец, в 1480 году князь Иван III официально отказался подчиняться Орде. Монголо-татарское иго завершилось Стоянием на Угре.

Лев Гумилев о татаро-монгольском иге

Лев Гумилев

- «После дохода Батыя в 1237 - 1240 годах, когда война кончилась, языческие монголы, среди которых было много христиан-несториан, с русскими дружили и помогли им остановить немецкий натиск в Прибалтике. Мусульманские ханы Узбек и Джанибек (1312-1356) использовали Москву, как источник доходов, но при этом защищали ее от Литвы. Во время ордынской междоусобицы Орда была бессильна, но русские князья и в это время вносили дань»

- «Войско Батыя, выступившее против половцев, с которыми монголы вели войну с 1216 года, в 1237-1238 годах прошло через Русь в тыл половцам, и принудило их бежать в Венгрию. При этом была разрушена Рязань и четырнадцать городов во Владимирском княжестве. А всего тогда там было около трехсот городов. Монголы нигде не оставили гарнизонов, никого не обложили данью, довольствуясь контрибуциями, лошадьми и пищей, что делала в те времена любая армия при наступлении»

- (В итоге) «Великороссия,тогда именовавшаяся Залесской Украиной, добровольно объединилась с Ордой, благодаря усилиям Александра Невского, ставшего приемным сыном Батыя. А исконная Древняя Русь - Белоруссия, Киевщина, Галиция с Волынью - почти без сопротивления подчинилась Литве и Польше. И вот, вокруг Москвы - «золотой пояс» древних городов, которые при «иге» остались целы, а в Белоруссии и Галиции даже следов русской культуры не осталось. Новгород отстояла от немецких рыцарей татарская подмога в 1269 году. А там, где татарской помощью пренебрегли, потеряли все. На месте Юрьева - Дерпт, ныне Тарту, на месте Колывани - Револь, ныне Таллин; Рига закрыла для русской торговли речной путь по Двине; Бердичев и Брацлав - польские замки - перекрыли дороги в «Дикое поле», некогда отчину русских князей, тем самым взяв под контроль Украину. В 1340 году Русь исчезла с политической карты Европы. Возродилась она в 1480 году в Москве, на восточной окраине былой Руси. А сердцевину ее, древнюю Киевскую Русь, захваченную Польшей и угнетенную, пришлось спасать в XVIII веке»

- «Полагаю, что «нашествие» Батыя было на самом деле большим набегом, кавалерийским рейдом, а дальнейшие события имеют с этим походом лишь косвенную связь. В Древней Руси слово «иго» означало то, чем скрепляют что-либо, узду или хомут.

В чём проявилась политическая зависимость руси от золотой орды?

Существовало оно и в значении бремя, то есть то, что несут. Слово «иго» в значении «господство», «угнетение» впервые зафиксировано лишь при Петре I. Союз Москвы и Орды Держался до тех пор, пока он был взаимовыгоден»

Термин «татарское иго» берёт свое начало в российской историографии, равно как и положение о его свержении Иваном III, от Николая Карамзина, применившего его в виде художественного эпитета в первоначальном значении «хомута, надетого на шею» («склонили выю под иго варваров»), возможно, позаимствовавшего этот термин у польского автора XVI века Мацея Меховского

ОРДЫНСКИЕ «ДАНИ»

«Ущерб, нанесенный народному хозяйству Руси монголо-татарскими завоевателями, не ограничивался опустошениями и грабежами во время многочисленных ордынских «ратей». После установления ига огромные ценности уходили из страны в виде разнообразных «даней» и «запросов», что подрывало и без того ослабленную экономику Руси.

Ордынскими ханами была создана целая система ограбления покоренных народов, которая не давала им оправиться после военного разгрома, имела целью увековечить тяжкое и позорное иго. Ценности, создаваемые трудом русского народа, непрерывно утекали в жадные руки ордынских феодалов. Историки насчитывают 14 видов «даней» и «ордынских тягостей», наложенных ханами Золотой Орды на Завоеванную Русь!

Центральное место в системе «ордынских тягостей» занимала «дань», известная по источникам под названиями: «царева дань», «выход», «дань десятинная» или просто «десятина». «Дань» была постоянным налогом, собиравшимся в пользу ордынского хана с городского и сельского населения. От выплаты «дани» освобождались только духовенство и другие «церковные люди». Все остальное население было переписано ордынскими «численниками» и обложено платежами. Единицей обложения было хозяйство: в городах - дом, в сельских местностях - соха, плуг, деревня.

Формы зависимости Руси от Золотой Орды

Ордынская «дань» «по полугривне с сохи» или «со всякой деревни по полтине» тяжелым бременем ложилась на крестьянское хозяйство.

Кроме «царевой дани», на сельское и городское население в качестве постоянных «ордынских тягостей» ложились «поплужное», «ям», «подводы», а также сборы с торговли и ремесленного производства: «тамга», «мыт» и др.

Кроме постоянных «ордынских тягостей», монголо-татары часто накладывали на Русь разнообразные чрезвычайные налоги. К их числу относились прежде всего «запросы», то есть единовременные требования ордынских ханов о присылке крупных сумм сверх установленной «дани» на военные расходы и другие цели. Эти «запросы» иногда были настолько большими, что буквально разоряли население завоеванных стран. Например, в Волжской Булгарии один из «Запросов» привел к тому, что жители вынуждены были продавать в рабство своих детей.

Обременительными были также различные «дары» и «почестья» - подарки, которые отсылались в Орду или передавались на месте «царевым послам», «царевичам» и баскакам. Один уже перечень таких «почестий» свидетельствует о том, что подарки посылались очень часто, буквально по всякому поводу: «поминки», «поклонное», «выходное», «памятное», «становое», «выездное» и даже «мимоезжее»! В пользу хана, его родственников, а также отдельных представителей ордынской знати собиралась особая «пошлина»: «царева пошлина, царицына, князей, рядцев, дороги, посла». Тяжелым бременем ложился на крестьянское хозяйство «корм», который получали ордынцы при проезде через русские земли. Источники упоминают «корм нашей и коней нашей» (то есть хана), «корм послов наших, или цариц наших, или наших детей». К нерегулярным ордынским «тягостям» относилась также обязанность по поведению хана «рать собирати, где восхочем воевати», и ханская «ловитва» (охота).

В результате из страны выкачивались ежегодно огромные суммы, которые попадали в руки монголо-татарских феодалов. Только одна «царева дань», без многочисленных чрезвычайных сборов и натуральных повинностей, составляла в XIV веке с Московского княжества - 5000 рублей, с Новгородского - 1500 рублей серебром - суммы, по тому времени огромные. Кроме того, отдельно, помимо «московского выхода», платили дань в Орду рязанский, тверской и некоторые другие князья.

Из русских земель в Орду поступало такое большое количество серебра в виде «даней», что у восточных авторов сложилось представление о Руси как о стране серебряных рудников.

Постоянная утечка в Орду серебра и других драгоценных металлов имела тяжелые последствия для хозяйства. Серебра не хватало для торговли, и в Северо-Восточной Руси, особенно в «Низовских землях», наблюдается с середины XIII

История России / Золотая орда и Русь /

Политическая зависимость Руси от Золотой Орды

Политическая зависимость Руси от Золотой Орды

Указанный выше процесс наиболее активно происходит в тринадцатый – шестнадцатый века, то есть, в период нахождения Русского государства под влиянием Золотой Орды. Следует обратить внимание на, имеющиеся в то время многочисленные примеры полезного взаимодействия двух государств и некоторые историки утверждают, что ордынский период Руси также был в некоторых планах продуктивным.

В чем проявилась политическая зависимость Руси от Золотой Орды?

В свою очередь они приводят то, что во время Орды перестраивается фискальная система, а также развиваются посольские обычаи и военная организация.

Реальные финансовые льготы православной церкви основывались в период ордынского главенства изначально на так называемой Ясе, являющейся сводом законов Чингисхана, а потом и на нормах мусульманского права (шариат).

В конце концов, сходство государственно-административных порядков на Руси и в Орде было таким значительным, что в пятнадцатом веке в «Задонщине» Русь называют не иначе, как «Залесская Орда». Также не случайно среди множества заимствованных в русском языке разных тюркских слов есть такие как: ям (ямская служба и ямщичество), тамга (таможня), алтын, деньга и казна. Всё это указывает на значительное влияние Золотой Орды в таких важных государственных функциях как организация почтовых сообщений и финансовой системы. Можно очень долго перечислять множественные исторические московские названия (Ордынка, Китай-город, Арбат и пр.), которые также восходят к ордынским временам, когда Золотая Орда и Русь фактически жили в рамках одной государственно-политической системы и в чём-то даже были подобны друг другу.

Вот главные черты государственности Руси во время ордынского периода:

  • сохраняется администрация прежней Киевской Руси;
  • православная церковь играет огромную роль в осуществлении государственной деятельности;
  • сохранение государственности отдельных княжеств, которые сформировались перед этим в период междоусобных войн между князьями.

Во время ордынского периода Русь обязана была платить ей сборы (так называемые подати). Сбор данных податей осуществлялся князем, который получил от Орды ханский ярлык на княжение. Обладатель такого ярлыка носил титул Великого Русского Князя, имея военную поддержку Орды, а также могущественную политическую власть.

Уже в конце восемнадцатого века система податей была заменена официальными пошлинами. При этом Церковь была освобождена от уплаты всякого налога.



Рекомендуем почитать

Наверх