Вес снаряда ису 152. Применение боевой машины. Устройство прицелов и средств наблюдения

Отношения, любовь и семья 24.02.2019
Отношения, любовь и семья

Разработке колесной бронетехники в предвоенный период большое внимание уделялось во многих странах мира, Советский Союз не был исключением. В стране было создано огромное количество бронеавтомобилей с аббревиатурой БА в названии. Одной из самых массовых и узнаваемых советских бронемашин был БА-10 (броневой автомобиль, модель 10) - советский средний бронеавтомобиль 1930-х годов.

История среднего советского бронеавтомобиля БА-10 берет свое начало еще в 1927 году, когда был подготовлен технический проект бронемашины под индексом БА-27 (бронеавтомобиль 1927 года). Выпускать бронеавтомобиль собирались на Ижорском заводе, где в 1928 году первая партия БА-27 прошла серию успешных испытаний. Первоначально боевая машина производилась на базе советского грузового автомобиля АМО-Ф-15, а с лета 1928 года на базе современного по тем меркам шасси грузового автомобиля Форд-АА.

До конца 1931 года Ижорский завод собрал более 200 бронеавтомобилей. Из-за довольно тонкой брони - 3-8 мм и слабого вооружения (37-мм пушка Гочкиса), данные бронеавтомобили были очень уязвимы на поле боя и не могли эффективно бороться с бронетехникой противника, поэтом в 1934 году на Ижорском заводе стартовали работы по модернизации бронемашины. Среди прочего планировалось повысить боевую мощь бронеавтомобиля, результатом этих работ стала бронемашина БА-3, на который была установлена башня от легкого танка Т-26 с 45-мм орудием.

Через год, в 1935 году на Горьковском автозаводе было освоено производство нового трехосного шасси для грузового автомобиля ГАЗ-ААА. В этом же году из цехов Ижорского завода вышел новый трехосный бронеавтомобиль БА-6, бронирование которого было доведено уже до 10 мм. Едва было налажено серийное производство новой бронемашины, как в КБ Ижорского завода стартовали работы над его модифицированным вариантом, получившим обозначение БА-6М. База от трехосного грузовика ГАЗ-ААА была сохранена, однако в конструкцию было внесено значительное количество изменений. Основные из них были направлены на то, чтобы снизить массу боевой машины. Так раму шасси в средней части укоротили на 200 мм, а в задней - на 400 мм. Передняя часть бронеавтомобиля была усилена за счет установки новых рессор, а также двух гидравлических амортизаторов от легкового автомобиля ГАЗ М-1, которые крепились к лонжеронам рамы.

Специально для бронеавтомобиля БА-6М была создана новая башня конической формы, с углом наклона стенок - 10 градусов, двумя смотровыми щелями со стеклами типа «Триплекс» по бортам башни, а также двумя револьверными отверстиями. В задней части башни имелся люк, предназначенный для монтажа и демонтажа орудия с револьверным отверстием в центре. В люке на крыше башни находились отверстия для перископического прицела ПТ-1, вентилирования боевого отсека и флажковой сигнализации.

Грузовой автомобиль ГАЗ-ААА

Параллельно с этим прорабатывался вариант бронеавтомобиля, который должен был быть вооружен одним крупнокалиберным 12,7-мм пулеметом ДК. Пулемет устанавливался в башне вместо спаренной пушечно-пулеметной установки. Данный бронеавтомобиль получил обозначение БА-9 и проходил испытания весной 1937 года. Бронемашину планировалось направить на вооружение кавалерийских частей. Но по причине отсутствия необходимого количества крупнокалиберных пулеметов выпуск БА-9 так и не был налажен.

Средний бронеавтомобиль БА-10 стал дальнейшим развитием и модернизацией уже выпускающихся бронемашин БА-6М. Машина была создана группой конструкторов Ижорского завода в 1937 году, а уже в 1938 году бронеавтомобиль был принят на вооружение РККА. Его производство также было налажено на мощностях Ижорского завода, где с 1938 по 1941 год было выпущено 3413 бронеавтомобилей БА-10А и БА-10М, что сделало его наиболее массовым советским средним бронеавтомобилем.

Корпус бронеавтомобиля БА-10 изготавливался из листов катаной стали, имеющих толщину 10 мм, днище корпуса изготавливалось из листов толщиной 4 мм, корма и крыша корпуса также имели толщину 10 мм. Башня бронеавтомобиля имела круговое бронирование 10 мм, крыша башни - 6 мм. Листы стали крепились к корпусу с помощью сварки и клепки, они имели рациональные углы наклона, что должно было повысить пулестойкость корпуса и соответственно увеличить степень защиты экипажа и важных узлов и агрегатов боевой машины. Экипаж пушечного бронеавтомобиля БА-10 состоял из 4 человек: командира, механика-водителя, наводчика и пулеметчика.

Средний бронеавтомобиль был выполнен по классической компоновочной схеме с передним расположением силовой установки, передними управляющими колесами и двумя задними ведущими мостами. Была использована колесная формула 6х4. Позади отделения управления располагалось боевое отделение, крыша которого находилась ниже уровня крыши кабины механика-водителя. За счет использования ступенчатой формы крыши корпуса создателям бронеавтомобиля удалось снизить общую высоту боевой машины.

Над боевым отделением была расположена сварная башня кругового вращения конической формы с большим полукруглым люком на крыше, крышка данного люка откидывалась вперед. Через люк можно было попасть в бронеавтомобиль или покинуть его, а также вести наблюдение за местностью. Помимо этого обзор в боевой обстановке обеспечивали смотровые щели, расположенные по бортам башни.Для посадки экипажа в бронеавтомобиль в бортах в средней части корпуса были расположены прямоугольные двери с окнами небольшого размера, оборудованными бронекрышками со смотровыми щелями. Для навешивания дверей конструкторы применили внутренние петли вместо наружных, что должно было избавить внешнюю поверхность корпуса бронемашины от лишних мелких деталей. Обзор механику-водителю обеспечивало лобовое окно, которое было оборудовано откидной бронекрышкой с узкой смотровой щелью, а также небольшое прямоугольное окно аналогичной конструкции, расположенное в двери с левого борта машины. Аналогичное окно имелось и в правой двери, которая была расположена со стороны пулеметчика.

В передней части корпуса бронеавтомобиля был расположен карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения ГАЗ-М1 объемом 3,3 литра, развивавший мощность 36,7 кВт (50 л.с.) при 2200 оборотах в минуту. Такого двигателя бронеавтомобилю, масса которого превышала 5 тонн, хватало, чтобы разогнаться по дорогам с твердым покрытием до максимальной скорости 53 км/ч. Двигатель работал в связке с трансмиссией, в состав которой входили: однодисковое сцепление сухого трения, 4-ступенчатая короба переключения передач (4 скорости вперед, одна назад), карданная передача, главная передача, демультипликатор, механические тормоза, которые достались бронеавтомобилю от грузовика ГАЗ-ААА.

Для своей массы бронеавтомобиль обладал достаточно неплохой проходимостью. Он мог преодолевать 20-градусный подъем, а благодаря наличию низко подвешенных по бокам корпуса и свободно вращающихся запасных колес, мог преодолевать даже траншеи. Вброд машина могла преодолевать водные преграды глубиной до 0,6 метра.

Доступ к двигателю бронемашины с целью проведения технического обслуживания и ремонта обеспечивали откидная крышка бронекапота, которая крепилась к неподвижной части крыши моторного отсека с помощью шарнирных петель, и специальные эксплуатационные люки, расположенные в боковых стенках корпуса. Радиатор был размещен перед двигателем, его защищал V-образный в поперечном сечении бронелист толщиной 10 мм, в этом бронелисте были расположены два люка с подвижными створками, они были предназначены для регулирования притока охлажденного воздуха к двигателю и радиатору. Рычаг открывания бронезаслонок радиатора находился на месте механика-водителя. Улучшению вентиляции и охлаждения моторного отсека бронеавтомобиля способствовали также щелевые жалюзи, расположенные в бортах моторного отсека, они были прикрыты плоскими бронекоробами.

Для повышения проходимости по пересеченной местности средний бронеавтомобиль БА-10А комплектовался быстросъемными гусеничными лентами типа «Оверолл», которые превращали колесную боевую машину в полугусеничную. На модификации БА-10А они крепились на бортах боевого отделения над задними крыльями, на модификации БА-10М они располагались на корме. Передние колеса бронемашины прикрывали крылья обтекаемой формы, задние - широкие и плоские, они образовывали над колесами своеобразные полки, на которых размещались металлические ящики с запчастями, инструментом и иным штатным снаряжением.

В расположенной в задней части бронеавтомобиля башне была установлена 45-мм танковая пушка 20К образца 1932 года с длиной ствола 46 калибров и спаренный с ней 7,62-мм пулемет ДТ-29. Башня бронеавтомобиля поворачивалась в ручном режиме при помощи специального двухскоростного редуктора. Для поиска целей использовались перископический прицел ПТ-1 образца 1932 года и телескопическим прицелом ТОП образца 1930 года. Наведение орудия на цель в вертикальной плоскости осуществлялось в секторе от -2 до +20 градусов. Боекомплект орудия состоял из 49 выстрелов, а также 2079 патронов к двум пулеметам ДТ. 45-мм орудие 20К было предназначено для борьбы с танками и другой бронетехникой противника. Для второй половины 1930-х годов бронепробиваемости ее снарядов было достаточно для борьбы с большинством существовавших танков и бронемашин. На расстоянии 500 метров снаряд 45-мм орудия пробивал 40-мм броню, расположенную под прямым углом.

Вестовой на мотоцикле передает сообщение экипажу советского бронеавтомобиля БА-10. Задние колеса машины «обуты» в съемные гусеничные ленты типа «Оверолл». Карельский перешеек.

На ранней модификации бронеавтомобиля под обозначением БА-10А топливные баки были прикреплены к крыше, они находились почти над головами мехвода и стрелка, что было далеко не оптимальным решением и серьезно ухудшало пожароопасность боевой машины и выживаемость экипажа в боевых условиях. Позднее в модификации БА-10М, выпуск которой был налажен в СССР уже в конце 1939 года, были использованы бензобаки новой конструкции емкостью 54,5 литра каждый. Они были вынесены на крылья задних колес и прикрыты дополнительными бронекожухами. Стоит также отметить, что бензопроводы были проложены под днищем бронемашины в специальных бронированных планках. Все это повысило живучесть бронемашины в боевых условиях и положительным образом сказалось на выживаемости экипажей. В случае повреждения в бою горючее теперь выливалось наружу корпуса.

Помимо новых бензобаков, на модернизированном среднем бронеавтомобиле БА-10М была введена броневая защита пулеметной установки, расположенной в лобовом листе корпуса, был использован новый поворотный механизм башни, изменено расположение глушителя, установлен стандартный ящик для запасных радиоламп, а также новый ящик ЗИП. Инструментальный ящик размещался теперь под полом, лом убрали внутрь корпуса боевой машины, уменьшили высоту спинок сидений в башне и изменили место крепления ракетницы и аптечки, также внутри появилась сумка, предназначенная для ручных гранат. Масса бронеавтомобиля возросла при этом до 5,5 тонн, однако на динамических качествах БА-10 это почти никак не отразилось.

Часть бронеавтомобилей оборудовалась радиостанциями 71-ТК-1 или 71-ТК-3 «Шакал». Последняя обеспечивала дальность связи телефоном: на ходу - до 15 километров, с места - до 30 километров, телеграфом на стоянке - до 50 км. Стоит отметить, что радиофицированными было достаточно большое количество бронемашин. К примеру, в 1940 году из 987 выпущенных БА-10М 410 (41,5%) были радиофицированными.

Помимо обыкновенных БА-10А и БА-10М в 1939-1941 годах в Советском Союзе было выпущено порядка 20 железнодорожных вариантов боевой машины, которые получили обозначение БА-10ЖД. Такие машины оборудовались домкратом для установки железнодорожных скатов на переднюю и заднюю ось. Масса железнодорожного варианта бронеавтомобиля выросла до 5,78 тонн, а скорость по железнодорожному полотну выросла до 90 км/ч.

БА-10ЖД в Верхней Пышме

В предвоенный период бронеавтомобили БА-10 стали самым массовым средним бронеавтомобилем РККА. Первоначально эти боевые машины находились на вооружении 7-й, 8-й и 9-й мотобронебригад, а также входили в состав моторизованных и танковых частей. В разведывательных подразделениях данные машины достаточно скоро вытеснили устаревшие БА-3 и БА-6. Впервые данный бронеавтомобиль использовался в боевых условиях в 1939 году в боях на Халхин-Голе (безвозвратные потери составили 39 БА-10), при этом бронеавтомобиль показал, что в состоянии бороться с японскими танками. Особенно хорошо свои противотанковые свойства они раскрывали при действии из засад. В дальнейшем бронеавтомобили БА-10 использовались во всех операциях и военных конфликтах с участием Красной Армии.

Так к моменту начала Великой Отечественной войны в составе РККА и войск НКВД имелось порядка 2870 бронеавтомобилей БА-10, из них непосредственно в воинских частях находилось примерно 2800 боевых машин. Остальные были либо в пути, либо на заводе в стадии ожидания отгрузки. Средний пушечный бронеавтомобиль БА-10 использовался на всем протяжении Великой Отечественной войны, а также во время войны с Японией в августе 1945 года.

Во время первых месяцев войны было потеряно огромное количество бронеавтомобилей БА-10, при этом большое количество бронемашин было брошено частями Красной Армии при отступлении из-за поломок или отсутствия горючего. Такие машины стали трофеями вермахта. Немцы захватили более 100 средних бронеавтомобилей, которые активно использовались ими без каких-либо существенных переделок под обозначением Panzerspahwagen BA 203(r). Основная их масса использовалась в тыловых районах для поддержания порядка на оккупированных территориях и ведения противопартизанской борьбы.

На первом этапе Великой Отечественной войны советские войска достаточно активно использовали бронеавтомобили БА-10. Из-за больших потерь бронетехники, в первую очередь танков, РККА часто использовала их не только для решения традиционных для них задач: разведки, связи и боевого охранения, но и для непосредственных атак совместно с пехотой и поддержки частей огнем на поле боя. Решение несвойственных для них задач вело к тяжелым потерям данных бронеавтомобилей. При этом при грамотном применении, особенно из засад и с хорошо замаскированных позиций они могли бороться и с немецкими танками.

Начиная с 1943 года, данные бронеавтомобили использовались на фронте все больше эпизодически. К концу войны БА-10 все еще сохранялись лишь в ротах охраны и связи. Вероятно, последние из них использовались в Великой Отечественной войне в частях 2-го Белорусского фронта, в котором на 14 апреля 1945 года числилось 17 пушечных бронеавтомобилей, в том числе 14 БА-10М и 3 БА-3М.

Тактико-технические характеристики БА-10:
Габаритные размеры: длина корпуса - 4450 мм, ширина - 2100 мм, высота - 2470 мм, клиренс - 230 мм.
Колесная формула - 6х4.
Боевая масса - 5,1 тонны.
Бронирование - от 4 мм (днище корпуса) до 10 мм (лоб и борта корпуса/башни).
Силовая установка - 4-цилиндровый карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения ГАЗ-М1 мощностью 50 л.с.
Максимальная скорость - 53 км/ч (по шоссе), 20 км/ч (по пересеченной местности).
Запас хода - 260 км (по шоссе).
Вооружение - 45-мм пушка 20К образца 1938 года и 2х7,62-мм пулемета ДТ-29.
Боекомплект - 49 выстрелов к орудию, более 2000 патронов к пулемету.
Экипаж - 4 человека.

Бронеавтомобиль был принят на вооружение в 1938 году и производился до 1941 года включительно. Он был создан на модифицированном шасси серийного грузового автомобиля ГАЗ-ААА. Корпус был сварен из катаных броневых листов. В расположенной в задней части бронеавтомобиля башне устанавливались 45-мм танковая пушка образца 1934 года и спаренный с ней пулемет. Еще один пулемет устанавливался в шаровой установке в лобовом бронелисте корпуса. Таким образом, вооружение бронеавтомобиля соответствовало вооружению танков Т-26 и БТ при меньшем в 2-3 раза весе. (Читайте также статью "малый плавающий танк Т-38")

Для управления огнем из пушки использовались телескопический и перископический прицелы. Бронеавтомобиль имел неплохие ходовые качества: преодолевал подъемы до 24 градусов и форсировал водные преграды глубиной до 0,6 м. Для улучшения проходимости на задние колеса могли надеваться гусеничные ленты типа "Оверолл". При этом бронеавтомобиль становился полугусеничным. В 1939 году бронеавтомобиль прошел модернизацию, в ходе которой было усовершенствовано рулевое управление, усилена защита радиатора и установлена новая радиостанция 71-ТК-1. Этот вариант бронеавтомобиля получил название БА-10М.

В 1938 году РККА приняла на вооружение средний бронеавтомобиль БА-10, разработанный в 1937 году на Ижорском заводе группой конструкторов, во главе которых стояли известные специалисты - А. А. Липгарт, О. В. Дыбов и В. А. Грачев. БА-10 представлял собой дальнейшее развитие линии бронеавтомобилей БА-3, БА-6, БА-9. Производился серийно с 1938 по 1941 год. Всего за этот период Ижорским заводом было выпушено 3311 бронемашин этого типа. БА-10 оставался в строю до 1943 года. Базой для бронемашины БА-10 послужило шасси трехосного грузового автомобиля ГАЗ-ААА с укороченной рамой: 200-мм вырезали из ее средней части и еще на 400-мм сократили заднюю часть. Бронеавтомобиль был выполнен по классической компоновочной схеме с передним расположением двигателя, передними управляющими колесами и двумя задними ведущими мостами. Экипаж БА-10 состоял из 4 человек: командира, водителя, наводчика и пулеметчика.

Полностью закрытый клепано-сварной корпус бронемашины изготавливался из листов катаной стали различной толщины, которые повсюду устанавливались с рациональными углами наклона, что повышало пулестойкость бронировки и соответственно степень защищенности экипажа. Для изготовления крыши использовались: 6-мм днища - 4-мм бронелисты. Бортовая бронировка корпуса имела толщину 8-9-мм, лобовые детали корпуса и башни выполнялись из листов брони толщиной 10-мм. Топливные баки были защищены дополнительными бронелистами. Для посадки экипажа в машину в бортах средней части корпуса имелись прямоугольные двери с небольшими окнами, оборудованными бронекрышками со смотровыми щелями. Для навешивания дверей были использованы внутренние петли вместо наружных, что избавило внешнюю поверхность корпуса от излишних мелких деталей. Слева в отделении управления, расположенном за моторным отсеком, находилось сиденье водителя, справа - стрелка, обслуживавшего 7,62-мм пулемет ДТ, смонтированный в шаровой установке в скошенном лобовом листе корпуса. Обзор водителю обеспечивало лобовое окно, оборудованное откидной бронекрышкой с узкой смотровой щелью, и небольшое прямоугольное окно аналогичной конструкции в двери левого борта. Такое же окно имелось и в правой двери со стороны пулеметчика

Позади отделения управления находилось боевое отделение, крыша которого была расположена ниже крыши кабины водителя. За счет ступенчатой формы крыши корпуса конструкторам удалось снизить общую высоту бронемашины. Над боевым отделением была смонтирована сварная коническая башня кругового вращения с большим полукруглым люком, крышка которого откидывалась вперед. Через люк можно было вести наблюдение за местностью, а также попасть в машину или покинуть ее. Кроме того, обзор в боевой обстановке обеспечивали смотровые щели, предусмотренные в бортах башни.

В качестве основного вооружения в двухместной башне в цилиндрической маске были установлены 45-мм пушка 20К образца 1934 года и спаренный с ней 7,62-мм пулемет ДТ образца 1929 года. Наведение вооружения на цель в вертикальной плоскости осуществлялось в секторе от -2° до +20°. В состав возимого боекомплекта входили 49 артвыстрелов и 2079 патронов к двум пулеметам ДТ. Круговое вращение башни обеспечивал механизм поворота с ручным приводом. Для ведения прицельной стрельбы в распоряжении наводчика и командира бронемашины имелись телескопический прицел ТОП образца 1930 года и перископический панорамный прицел ПТ-1 образца 1932 года. В моторном отсеке, расположенном в передней части бронемашины, был установлен четырехцилиндровый карбюраторный рядный двигатель жидкостного охлаждения ГАЗ-М1 с рабочим объемом 3280 см3, развивавший мощность 36,7 кВт (50 л. с.) при 2200 об/мин, что позволяло бронемашине двигаться по дорогам с твердым покрытием с максимальной скоростью 53 км/ч. При полной заправке топливом запас хода машины составлял 260-305 км в зависимости от состояния дороги. С двигателем взаимодействовала трансмиссия, в состав которой входили однодисковое сцепление сухого трения, четырехскоростная коробка передач (4+1), демультипликатор, карданная передача, главная передача, механические тормоза. Тормоза с передних колес были сняты и введен центральный тормоз в трансмиссии.

Доступ к двигателю с целью технического обслуживания и ремонта обеспечивали откидная крышка бронекапота, крепившаяся с помощью шарнирных петель к неподвижной части крыши моторного отсека, и эксплуатационные люки в его боковых стенках. Радиатор, установленный перед двигателем, был защищен V-образным в поперечном сечении бронелистом толщиной 10-мм, в котором имелись два люка с подвижными створками, регулировавшими приток охлаждающего воздуха к радиатору и двигателю. Улучшению вентиляции и охлаждения моторного отсека способствовали щелевые жалюзи в бортах моторного отсека, прикрытые плоскими бронекоробами.

В трехосной неполноприводной (6x4) ходовой части с усиленной гидравлическими амортизаторами балкой передней оси и подвеской задних на полуэллиптических листовых рессорах использовались колеса с шинами ГК размером 6,50-20. На передней оси устанавливались односкатные колеса, на ведущих задних - двухскатные. Запасные колеса крепились к бортам корпуса в нижней задней части моторного отсека и свободно вращались на своих осях. Они не давали бронеавтомобилю сесть на днище и облегчали преодоление окопов, рвов и насыпей. БА-10 легко преодолевал подъемы крутизной 24° и броды глубиной до 0.6 м. Для повышения проходимости на задние скаты могли надеваться легкие металлические гусеницы типа "Оверолл". Передние колеса прикрывали крылья обтекаемой формы, задние - широкие и плоские - образовывали над колесами своеобразные полки, на которых крепились металлические ящики с запасными частями, инструментами и другим штатным снаряжением.

Спереди, по обе стороны от передней стенки моторного отсека на коротких кронштейнах крепились две фары в обтекаемых бронекожухах, обеспечивавшие движение в темное время суток. Часть машин оснащалась радиостанцией 71-ТК-1 со штыревой антенной, для переговоров членов экипажа внутри машины имелось переговорное устройство ТПУ-3. Все электрооборудование бронеавтомобиля БА-10 было экранировано, что обеспечивало надежную и более стабильную работу средств связи. С 1939 года начался выпуск модернизированной модели БА-10М, которая отличалась от базовой машины усиленной броневой защитой лобовой проекции, усовершенствованным рулевым управлением, наружным расположением бензобаков и новой радиостанцией 71-ТК-З. В результате модернизации боевая масса БА-10М возросла до 5,36 т.

В небольших количествах для бронепоездных частей выпускались железнодорожные бронеавтомобили БА-10жд с боевой массой 5,8 т Они имели съемные металлические бандажи с ребордами, которые надевались на передние и задние колеса (средние вывешивались), и гидравлический подъемник в днище для перехода с железнодорожного хода на обычный и обратно.

Бронеавтомобиль БА-10. Боевое применение.

Боевое крещение БА-10 и БА-10М состоялось в 1939 году во время вооруженного конфликта у реки Халхин-Гол. Они составляли основную часть парка броневиков 7,8 и 9-й мотобронебригад. Позднее бронемашины БА-10 принимали участие в "освободительном походе" и советско-финской войне.
Во время Великой Отечественной войны они использовались в войсках до 1944 года, а в некоторых подразделениях вплоть до конца войны. Они хорошо зарекомендовали себя, как средство разведки и боевого охранения, а при грамотном применении успешно боролись и с танками противника.

В 1940 году некоторое количество бронеавтомобилей БА-20 и БА-10 было захвачено финнами, и в дальнейшем они активно использовались в финской армии. 22 единицы БА-20 были приняты на вооружение, причем отдельные машины использовались как учебные до начала 1950-х годов. Броневиков БА-10 было меньше, их родные 36,7-киловаттные двигатели финны заменили 62,5-киловаттными (85 л. с.) восьмицилиндровыми V-образными моторами "Форд" V8. Три машины финны продали шведам, которые испытывали их с целью дальнейшего применения в качестве машин управления. В шведской армии БА-10 получили обозначение m/31F.
Немцы также использовали трофейные БА-10: захваченные и восстановленные машины под обозначением Panzerspahwagen BAF 203(r) поступили на вооружение некоторых пехотных частей, сил полиции и учебных подразделений.

Свое боевое крещение бронеавтомобили БА-10 прошли во время конфликта у р.Халхин-Гол. К началу боев в этом районе БА-10 составляли примерно половину всего парка средних броневиков (203 единицы). Они вступили в бой уже на ранней фазе конфликта. Так, 20-25 июня 3-й батальон 149-го стрелкового полка при поддержке роты броневиков 234-го автобронебатальона 8-й мотобронебригады и батареи 175-го артиллерийского полка вел бои с японо-маньчжурскими частями северо-восточнее Халхин-Гола в районах Халхин-Сумэ и Дебден-Сумэ. Причем последний находился уже на территории Маньчжурии.

В районе Дебден-Сумэ советские войска обнаружили японский военный городок, в котором находились до батальона японцев, маньчжурский кавполк и две артиллерийские батареи (75-мм полевых и 37-мм противотанковых пушек). Завязался бой, в ходе которого японцы, засев на крышах казарм, огнем прижали к земле пехоту 149-го полка.

Тактико-технические характеристики
среднего бронеавтомобиля БА-10
Год выпуска 1938
Экипаж 4
Масса, кг 5140
Габаритные размеры:
длина, м
ширина, м
высота, м

4,65
2,07
2,21
Клиренс, м 0,24
Броневая защита, мм Лоб корпуса 10-15 мм
Борт корпуса 10 мм
Корма 10 мм
Крыша 6 мм
Днище 4 мм
Вооружение 45-мм пушка 20К.
2 х 7,62-мм пулемета ДТ.
Боезапас 49 выстрелов
2079 патронов
Двигатель "ГАЗ-М-1",
4-цилиндровый, 50 л.с.
Запас хода, км 300
Макс. скорость, км/ч 53
Преодолеваемые препятствия:
подъём, град
крен, м
брод, м

20
15
0,6
Выпущено, шт 3311
Однако командир бронероты зашел в тыл противнику, поставил броневики и два 76-мм орудия на прямую наводку и начал громить японские казармы, которые вскоре загорелись. В городке поднялась паника, которой и воспользовалась наша пехота для выхода из боя. Потери броневиков составили три машины: два БА-10 и один БА-3. Все эти машины были подбиты и оставлены на территории противника. Еще пять БА-10 получили повреждения от вражеского артогня.

Мощное вооружение советских бронеавтомобилей позволяло им почти на равных вести бой с японскими танками. В этом плане наиболее удачно действовали БА-10 из состава 9-й мотоброневой бригады. В 12 часов дня 3 июля 1939 года позиции советских поиск на восточном берегу атаковали части 3 и 4-го японских танковых полков (более 70 танков). При этом до 40 японских боевых машин вышли на позиции роты броневого батальона 9-й мотоброневой бригады (12 БА-10), которые сначала стали отходить. Но подоспевшим командиром бригады полковником С. Олейниковым рота была остановлена и «поставлена на позицию с выдвинутой башней» (броневики стояли за барханом, над которым виднелись только их башни). К этому моменту японские танки подошли на дистанцию 800 - 1000 м и бронемашины открыли огонь. В результате двухчасового боя было подбито и уничтожено 9 танков, при этом получили повреждении, но остались в строю 6 БА-10.

В результате боёв выяснилось:

«1. Броневики являются прекрасным противотанковым средством в обороне на местности, имеющей полузакрытые позиции.

2. Стрельба японских танков 57-мм осколочной гранатой (половину японских танков, участвовавших в этой атаке составляли Тип 89) по броневикам не нанесла им поражения и не оправдала себя.

3. Атака японских танков без пехоты и артиллерийской подготовки не дала им никаких результатов, кроме потери в танках.

4. Бронебойная 45-мм граната легко пробивает 22 мм броню японских танков.

5. Если обороняется пехота с броневиками и есть вероятность массовой атаки танков, то обязательно нужно часть броневиков подготовить для стрельбы с полузакрытых позиций».

К 20 июля в частях 1-й армейской группы насчитывалось 80 бронеавтомобилей БА-10. Общие же потери машин этого типа к концу операции составили 41 единицу.

В итоговых документах советского командования отмечалось, что наибольшие потери броневики несли от противотанковой артиллерии и «бутылочников» (японских солдат, вооруженных бутылками с бензином) - до 90%. От бутылок с бензином и попадания снарядов противотанковых орудий почти все броневики горят и посте этого восстановлению не подлежат. Восстанавливались машины, вышедшие из строя по техническим причинам, а также получившие повреждения от огня полевой артиллерии и авиации, хотя последних было очень мало. Среди конструктивных недостатков бронемашин отмечалось следующее:

"... Бензобак, вмещающий 108 кг бензина висит над головой и командира и механика водителя и при попадании снаряда ПТО выливается им на голову, отчего моментально все внутри воспламеняется".

В остальном машины показали себя замечательно:

1. Не было ни одного случая где бы потребовался второй поет управления (задний). В условиях Дальневосточного и монгольского театра, второй пост не нужен.

2. Машина показала хорошую проходимость и выносливость.

3. Ружейный и пулеметный огонь для гусматиков не приносит вреда. Попадание целого 37-мм снаряда не выводит гусматика из строя, а проделывает аккуратное отверстие и машина продолжает работать.

Броня среднего броневика БА-10 (новейшего) крупнокалиберным пулеметом не пробивается и является вполне надежной защитой экипажа на поле боя.

БА-10 широко применялись Красной Армией в ходе «освободительного похода» в Западную Украину и Западную Белоруссию и Зимней войны. С первых дней Великой Отечественной войны они участвовали в боях с немецкими войсками.

В ходе летней кампании 1941 года средние бронеавтомобиля использовались очень активно, причем зачастую наряду с задачами по разведке, связи и боевого охранения их часто использовали для атак совместно с пехотой и поддержки своих частей непосредственно на поле боя, что вело к неоправданно большим потерям. Тем не менее, при грамотном использовании, советские броневики могли с успехом бороться и с немецкими танками. Вот один из примеров.

В 5.00 22 июня 1941 года командир танкового полка 5-й танковой дивизии 3-го механизированного корпуса полковник Богданов поставил задачу на проведение разведки взводу из 6 бронемашин БА-10 старшего лейтенанта Суровцева. Машины вышли из расположения части в 6.25. При подходе к местечку Л. командир взвода организовал в лесу, по обе стороны от шоссе, засаду. Машины замаскированы так, что с расстояния 200 метров их было трудно заметить.

В 10.00 показалось до взвода немецких мотоциклистов, которые были уничтожены огнем БА-10 с дистанции 200 - 300 м. Через 40 минут на дороге показался легкий танк, двигавшийся с большой скоростью. Командир одной из бронемашин первым же выстрелом из орудия поджег его. Спустя 7 минут к засаде приблизились еще дна танка, которые также были уничтожены огнем БА-10. Десятью минутами позже к месту, где стояли подбитые танки и мотоциклы, подошла колонна из 15 танков и мотоциклистов. Своим внезапным огнем БА-10 вывели из строя 3 танка и большое количество мотоциклов, чем вынудили остальные немецкие машины повернуть обратно. С подходом к местечку Л, главных сил 7-й танковой дивизии 39-го танкового корпуса немцев, взвод старшего лейтенанта Суровцева отошел к своим. Таким образом, в результате грамотно организованной засады 6 бронемашин БА-10 подбили и уничтожили 6 немецких танков и большое количество мотоциклов.

Но несмотря на отдельные случаи успешного использования, в первые два месяца войны большая часть средних бронемашин приграничных округов была потеряна.

В связи с приближением фронта непосредственно к Ижорскому заводу, производство бронеавтомобилей БА-10 в сентябре 1941 года было переведено на Балтийский завод в Ленинград. На этом предприятии из оставшегося задела Ижорского завода изготовили несколько десятков броневиков, которые восполняли потери БА-10 и сыграли большую роль в обороне Ленинграда. Активно они использовались и при прорыве блокады.

Утром 18 января 1943 года в атаку на г. Шлиссельбург вместе с пехотой двинулся Отдельный разведывательный батальон под командованием Л.Легезы. Выкрашенные в белый цвет 19 БА-10 устремились вперед, перемалывая снег широкими гусеничными лентами «Оверолл», надетыми на задние колеса. К 10 часам утра огнем броневиков были уничтожены три орудия, несколько пулеметов и свыше 120 немецких солдат. К полудню город был взят.

Во время Великой Отечественной войны эти машины использовались в войсках до 1944 года, а в некоторых подразделениях до конца войны. Они хорошо зарекомендовали себя как средство разведки и боевого охранения, а при грамотном применении успешно боролись и с танками противника.

БА-10 в армиях других стран

Средние бронеавтомобили советского производства использовались не только в Красной Армии, но и в других странах: иногда их поставляли на экспорт, а чаще они попадали туда в качестве трофеев.

Монголия. Начиная с 1940 года в МНР поставлялись и бронемашины БА-10, но цифр общих поставок советской бронетехники пока обнаружить не удалось, но можно предположить, что до 1945 года монгольская армия получила не менее 100 БА-6 и БА-10. Известно, что во время боевых действий против Квантунской армии в составе смешанной советско-монгольской конно-механизированной группы действовала 1-я бронебригада Монгольской Народно-Революционной Армии, имевшая в своем составе 58 средних бронемашин советского производства. Судя по боевому составу, ее организация соответствовала штату советских мотоброневых бригад. Броневики БА-6 и БА-10 состояли на вооружении МНРА до середины 1950-х годов.

Финляндия. В ходе Зимней войны финны захватили десять броневиков БА-10. После начала так называемой Продолжительной войны (так в Финляндии официально именуются боевые действия против СССР в 1941-1944 годах) их число увеличилось - по состоянию на 1 июля 1943 года в войсках имелись 24 машины этого типа. В 1943 году броневики прошли модернизацию - на них установили двигатели «Форд» V-8 мощностью 95 л.с. В качестве учебных два бронеавтомобиля БА-10 эксплуатировались в финской армии вплоть до 1959 года. В 1962 году один из списанных броневиков был переоборудован в самоходный кран и под обозначением BA-10N использовался в техническом центре танковых войск до 1978 года! В настоящее время Финляндия - единственная страна, где сохранился экземпляр бронеавтомобиля БА-10. Его можно увидеть в танковом музее в Пароле.

Германия. Части вермахта в ходе первых же боев на территории СССР захватили большое количество средних бронемашин советского производства, причем многие из них были в полной исправности. Судя по фотографиям, использование трофеев началось уже в ходе первых боев. Однако сказать, сколько средних бронемашин использовалось вермахтом и частями СС, сказать очень сложно, так как никакой статистики на эту тему нет.

В Вермахте БА-10 получили обозначение Panzerspahwagen BA 203(r) и в основном применялись в качестве штабных и связных машин теми частями, которые их захватили. Довольно охотно немцы эксплуатировали вариант БА-10 жд, поскольку при движении по рельсам такой недостаток советской машины, как ограниченная проходимость, уже не имел значения. В составе германского бронепоезда № 102 (Pz.Sp.Zug.102), например, в августе 1941 года имелись четыре бронеавтомобиля БА-10 жд.

Румыния. К октябрю 1941 года в ходе боев с советскими частями румынская армия захватила 103 бронеавтомобиля, из которых примерно 60 составляли пушечные. Пока не удалось найти никаких подробностей их применения румынами, но достоверно известно, что какая-то часть из трофейных машин использовалась.

Швеция. В 1942 году командование шведской армии обратилось к финнам с просьбой о продаже нескольких трофейных советских пушечных бронемашин для использования их в качестве учебных. 26 октября был подписан контракт на поставку трех корпусов БА-10 по цене 5000 крон за каждый. Фактически шведы получили только бронекорпуса с башней - двигатели, трансмиссии, вооружение и колеса отсутствовали. Однако шведы довели эти машины до ходового состояния и под обозначением "pansarbil m/31 F" они поступили на оснащение пехотной школы в Розерсберге, недалеко от Стокгольма. Здесь эти броневики эксплуатировались в качестве учебных до конца 1950-х годов.

Фотографии БА-10

Фотографии БА-10 в армиях других государств

Точное количество средних бронеавтомобилей, имевшихся в частях Красной Армии к 22 июня 1941 года установить практически невозможно. Единственный достоверный документ на эту тему - сведения о наличии бронетехники в РККА на 1 июня 1941 года, хотя и по этой ведомости есть много вопросов. Но так как других общих данных по броневикам на начало войны нет, будем базироваться на этом документе. Согласно ему, к 1 июня 1941 года в Красной Армии имелось 3345 средних бронеавтомобилей, из них 92 % были вооружены 45-мм пушками, а БА-10 составляли 80 % всего парка.

К июню 1941 года в составе механизированных корпусов большую часть средних броневиков составляли БА-10, хотя встречались и машины других типов. Например, по состоянию на 17 июня 1941 года в мехкорпусах Западного Особого военного округа (ЗапОВО) числилось 3345 БА-10 (6-й мк - 127, 11-й мк - 96, 13-й мк - 29, 14-й мк - 21, 17-й мк - 31, 20-й мк - 6),в то время как к 1 июня в ЗапОВО было 590 машин, из них 10 БА-27М, 29 БА-ЗМ и 10 БА-6. Аналогичная картина наблюдалась и по другим мех-корпусам, хотя были и исключения.

В 1-й танковой дивизии 1-го мехкорпуса к 22 июня имелось 49 БА-10 и 4 БА-6, в 3-й танковой дивизии того же корпуса - 43 БА-10 и 7 БА-6, в 5-м мехкорпусе из 131 бронемашины было 82 БА-10, 11 БА-6, 16 БА-3М и 22 БАИ-М (корпус формировался в Забайкалье. - Прим. автора), а в 7-м мехкорпусе из 101 - 6 БА-6, а остальные БА-10.

В ходе летней кампании 1941 года средние бронеавтомобили использовались очень активно, причем зачастую наряду с задачами по разведке, связи и боевого охранения их часто использовали для атак совместно с пехотой и поддержки своих частей непосредственно на поле боя, что вело к неоправданно большим потерям. Тем не менее, при грамотном использовании, советские броневики могли с успехом бороться и с немецкими танками. Вот один из примеров.

В 5.00 22 июня 1941 года командир танкового полка 5-й танковой дивизии 3-го механизированного корпуса полковник Богданов поставил задачу на проведение разведки взводу из 6 бронемашин БА-10 старшего лейтенанта Суровцева. Машины вышли из расположения части в 6.25. При подходе к местечку Л. командир взвода организовал в лесу, по обе стороны от шоссе, засаду. Машины замаскированы так, что с расстояния 200 метров их было трудно заметить.

В 10.00 показалось до взвода немецких мотоциклистов, которые были уничтожены огнем БА-10 с дистанции 200 - 300 м. Через 40 минут на дороге показался легкий танк, двигавшийся с большой скоростью. Командир одной из бронемашин первым же выстрелом из орудия поджег его. Спустя 7 минут к засаде приблизились еще два танка, которые также были уничтожены огнем БА-10. Десятью минутами позже к месту, где стояли подбитые танки и мотоциклы, подошла колонна из 15 танков и мотоциклистов. Своим внезапным огнем БА-10 вывели из строя 3 танка и большое количество мотоциклов, чем вынудили остальные немецкие машины повернуть обратно. С подходом к местечку Л. главных сил 7-й танковой дивизии 39-го танкового корпуса немцев, взвод старшего лейтенанта Суровцева отошел к своим. Таким образом, в результате грамотно организованной засады 6 бронемашин БА-10 подбили и уничтожили 6 немецких танков и большое количество мотоциклов.

Но несмотря на отдельные случаи успешного использования, в первые два месяца войны большая часть средних бронемашин приграничных округов была потеряна. Так, согласно доклада о боевых действиях 21-й танковой дивизии (10-й мехкорпус), датированного 19 июля 1941 года, из 22 БА-10, имевшихся к началу войны, в дивизии осталось 5. Судьба остальных 17 сложилась следующим образом: «Потеряно на Карельском перешейке в 23-й армии - 10, оставлено на зимних квартирах (в ремонте) - 1, отобрано комендантом Ленинграда у начфина 42-го танкового полка - 1, сожжено на поле боя в районе Вшели - 4, итого подлежит списанию 17».

19-я танковая дивизия 22-го мехкорпуса к началу войны имела 163 танка и 58 бронемашин БА-10 (29 линейных и 29 радийных). Машины входили в состав 37 и 38-го танковых полков (по 17 БА-10), 14 броневиков были в 19-м разведывательном батальоне и 5-м в 19-м батальоне связи. В первые две недели боев почти все эти бронеавтомобили были потеряны и к 7 июля 1941 года в 19-й танковой дивизии имелось всего 7 танков и 6 БА-10. Характер потерь бронеавтомобилей виден из сводки 19-го отдельного разведывательного батальона, датированной 18 июля 1941 года. К этому времени из имевшихся 14 БА-10 осталось всего 3 машины, 5 было подбито в бою, 1 взорван экипажем из-за отсутствия запчастей и невозможности ремонта, 5 откомандировано в штаб 22-го механизированного корпуса.

В 13-й танковой дивизии 5-го мехкорпуса, наносившей 8 июля 1941 года контрудар в районе Лепеля, было 78 средних бронемашин (44 БА-10,5 БА-6,7 БА-ЗМ и 22 БАИ-М), к 8 августа осталось только 3 (по одной БА-10, БА-6 и БАИ-М), которые требовали ремонта. Остальные были потеряны по следующим причинам:

«Сожжено и разбито - 54 (БА-10 - 31, БА-ЗМ - 3, БА-6 - 4, БАИ-М - 16);

Потеряно неизвестно где - 7 (БА-10 - 2, БАИ-М - 5);

Оставлено у противника - 14 (БА-10 - 10, БА-3 - 4)».

В 18-й танковой дивизии 7-го мехкорпуса, также действовавшего под Лепелем, к началу контрудара 6 июля 1941 года насчитывалось 18 БА-10 и 6 БА-6. а через 20 дней осталось в строю всего 2 машины, еще 2 передали в другие части и 2 сдали на СПАМ (сборный пункт аварийных машин). Из потерянных 18 броневиков 1 разбит и 2 сожжены авиацией, 9 разбиты артиллерией, 3 оставлено застрявшими и 15 потеряно неизвестно где.

В 10-й танковой дивизии 15-го мехкорпуса к 22 июня 1941 года числилось 56 БА-10 из которых 53 вывели по тревоге а 3 оставили в военном городке в ремонте. К 1 августа из 53 участвовавших в боях бронеавтомобилей дивизии в строю осталось только 2. Судьбу остальных БА-10 можно проследить в документе со сведениями о потерях матчасти дивизии:

«Разбито и сгорело на поле боя - 13;

Вышло из строя при выполнении боевой задачи и осталось на территории, занятой противником - 4;

Не вернулось с экипажами с поля боя после атаки - 7;

Сгорело в результате бомбардировок - 4;

Уничтожено на сборных пунктах аварийных машин в связи с невозможностью эвакуировать при отходе - 6;

Оставлено при отходе части по техническим неисправностям и невозможности восстановить и эвакуировать - 14;

Застряло на препятствиях с невозможностью извлечь и эвакуировать - 3;

Всего - 51».

Довольно много машин было брошено из-за поломок или отсутствия горючего. Так, в приказе командира 7-го механизированного корпуса № 7 от 14 июля 1941 года «О преступном отношении к сбору подбитых и неисправных танков с поля боя и по путям следования» приводились факты неудовлетворительно поставленной эвакуации боевых машин: «ЕВ 3 км восточнее Рудня в кювете стоят два БТ-7 и два БА-10, 27-го танкового полка, в районе м. Лиозно - два танка КВ и бронемашина БА-10».

К концу 1941 года из-за больших потерь количество средних бронемашин в войсках значительно сократилось. Но, несмотря на это, в некоторых случаях из-за отсутствия или малого числа танков они могли составлять основу бронетехники некоторых соединений и объединений. Например, к 4 декабря 1941 года все части Северо-Западного фронта имели 27 танков (6 КВ, 8 БТ, 5 Т-26, 8 Т-37/38) и 50 бронемашин (22 БА-10 и 28 БА-20). Как видно из документа, БА-10 составляли 53 % всех пушечных бронеединиц фронта.

Осенью 1941 года в достаточно в больших количествах средние броневики действовали под Ленинградом, что объяснялось близостью Ижорского завода, единственного предприятия по их изготовлению. Поэтому при формировании здесь некоторых танковых частей в состав включали очень большое количество бронемашин. К примеру, 124-я танковая бригада, сформированная 19 - 25 сентября 1941 года в Ленинграде, получила на 46 танков КВ-1 и 26 броневиков БА-10 (из них 7 радийных). При этом вся техника поступила прямо с заводов.

В боях под Москвой осенью 1941 года средние бронемашины использовались в значительно меньших масштабах, чем под Ленинградом. Например, в составе прибывших в состав 5-й армии Западного фронта в октябре - ноябре 6 танковых бригадах насчитывалось 305 танков всех типов и 24 бронемашины, из них 1 БА-20 и 23 БА-10 (речь идет о составе бригад по их прибытии на фронт, в ходе послекдующих боев они многократно пополнялись). Машины входили в состав 18 (7 БА-10, 1 БА-20), 19 (7 БА-10), 20(7 БА-10), 22 (7 БА-10) и 145-й (2 БА-10) танковых бригад, а 25-я бригада бронемашин не имела вообще.

Из-за больших потерь в бронетехнике в боях за Москву, для пополнения танковых частей использовались такие «старички» как БА-27М. Например, уже упоминавшаяся 18-я танковая бригада , выведенная в тыл для пополнения в период с 23 по 25 октября 1941 года получила 2 БА-27М и 1 БА-10. 21 ноября один из БА-27М вместе с ремонтным взводом бригады прикрывала дорогу Тархово -Петровское. В бою с немецкими танками этот броневик «был подбит и сгорел вместе с экипажем».

20-я танковая бригада 5-й армии 14 ноября 1941 года получила 2 БА-27М, один из которых потеряли через две недели, а второй 22 декабря, уже в ходе советского контрнаступления, был разбит «в боях за город Руза».

Согласно отчета отдела автобронетанковых войск 5-й армии в период с 15 октября 1941-го по 1 января 1942 года было отремонтировано 225 танков и 54 бронемашины (6 БА-6, 5 БА-10, 3 БА-27М и 40 БА-20, а с 1 января по 1 апреля 1942 года - 152 танка и 24 броневика (8 БА-6, 3 БА-10 и 13 БА-20. По состоянию на 1 апреля 1942 года в частях 5-й армии имелось 167 танков и 60 бронеавтомобилей - 17 БА-6, 13 БА-10, 2 БА-27М, 26 БА-20 и 2 ФАИ-М, из них 8 БА-6, 6 БА-20 и 2 ФАИ-М требовали ремонта.

В кампаниях 1942 года средние бронемашины использовались весьма ограниченно, так как их потери в предыдущих боях были весьма большими. К этому моменту использование этих броневиков шло главным образом по линии связи и разведки. Например, к 28 июня 1942 года в 16-м танковом корпусе Брянского фронта было 12 бронемашин, из них 5 БА-10, 20 средних бронеавтомобилей (18 БА-10, 1 БА-6, 1 БА-ЗМ) числились в 10-й мотострелковой бригаде 21-й армии Юго-Западного фронта и еще 1 БА-10 имелся в роте охраны штаба той же армии. В ходе боев в июле большинство этих машин было потеряно. Например, к 31 июля 1942 года в 10-й мотострелковой бригаде осталось всего 4 БА-10, БА-6 и БА-3М, а остальные с 1 по 7 июля вышли из строя «от снарядов и авиабомб» и остались не территории, занятой наступавшими немецкими войсками. Но в некоторых частях средние броневики еще действовали и в конце лета. Так, 18-й танковый корпус Юго-Западного фронта, по состоянию на 20 августа 1942 года, после тяжелых боев и больших потерь, имел в своем составе 11 БА-10 - 5 машин было в управлении корпуса, 4 в 18-й мотострелковой бригаде и 2 в 1-м отдельном разведывательном батальоне.

В небольшом количестве средние бронеавтомобили использовались на центральных фронтах в решающих боях кампаний 1943 года. Например, в только что сформированной 5-й гвардейской танковой армии к 30 марта 1943 года имелось 12 БА-10 в 38-м бронебатальоне (кроме них в батальоне было 7 Т-70 и 10 БА-64) и 17 БА-10 в составе 53-й мотострелковой бригады. К 10 июня 1943 года, когда 5-я гвардейская танковая армия уже находилась в составе Степного фронта, она имела лишь 12 БА-10 в 38-м бронебатальоне. Эти машины использовались в боях на белгородском направлении и под Харьковом в июле - августе 1943 года.

Накануне Курской битвы - 1 июля 1943 года - в танковых частях Воронежского фронта числилось 8 бронемашин БА-10 - по 3 в составе 6-й гвардейской армии и 6-го танкового корпуса и 2 в «прочих частях фронта».

Отдельные экземпляры средних бронемашин были в войсках вплоть до окончания войны в Европе. Как правило их использовали в ротах охраны штабов фронтов и армий, а также как командирские машины и машины связи в некоторых танковых и стрелковых частях. Например, по состоянию на 15 декабря 1944 года в составе войск 18-й армии имелось всего 6 бронемашин - 5 БА-64 и 1 БА-10. А в частях 2-го Белорусского фронта к 14 апреля 1945 года еще числилось 14 пушечных броневиков - 1 БА-10 в 65-й армии и 13 в 19-й армии (3 БА-10 и 3 БА-ЗМ в 97-й роте охраны штаба, 3 БА-10 в 132-м и 1 БА-10 в 40-м гвардейском стрелковых корпусах).

Но наибольшее распространение в ходе Великой Отечественной войны средние бронеавтомобили получили на Ленинградском фронте, где они довольно широко использовались вплоть до мая 1945 года. Объясняется это прежде всего тем, что с осени 1941 года до февраля 1944 года Красная Армия не проводила здесь активных наступательных операций и боевые действия носили позиционный характер. Кроме того, в тылу у фронта находился Ленинград - крупный промышленный центр, позволявший осуществлять качественный ремонт поврежденной бронетехники. В ходе войны были случаи, когда в некоторых армиях Ленинградского фронта пушечные бронемашины по своему количеству могли «поспорить» с танками. Например, по состоянию на 15 сентября 1941 года войска 42-й армии этого фронта насчитывали 65 танков и 45 бронемашин, из них 31 средних - 1 БА-27М и 30 БА-10.

К осени 1941 года опыт боевого применения показал, что использовать пушечные бронеавтомобили «по-танковому» - для сопровождения пехоты или атаки укреплений противника приводит к огромным потерям, так как бронезащита машин была противопульной, а проходимость значительно уступала гусеничной техники. А так как пушечных броневиков на Ленинградском фронте имелось довольно много, было принято решение о сведении их в отдельные подразделения и использовании для разведки и связи, то есть для того, для чего они, собственно говоря, и создавались. В конце 1941 года в составе танковых бригад Ленинградского фронта началось формирование отдельных разведывательных рот по 16 - 21 БА-10 в каждой. Правда состав этих рот мог быть довольно пестрым, а в некоторых случаях, при наличии необходимой матчасти, создавались и более крупные бронеавтомобиль-ные части. Например, на 27 июля 1942 года в 61-й танковой бригаде имелось 64 танка в двух танковых батальонах (63 Т-60 и 1 Т-26) и 39 бронемашин в составе отдельного бронебатальона (16 БА-20 и 23 БА-10). При таком раскладе сил БА-10 по вооружению превосходили танки и были основной огневой силой бригады.

Кроме того, в конце 1941 года по решению Военного совета Ленинградского фронта началось формирование самостоятельных частей, укомплектованных пушечными броневиками - отдельных автобронебатальонов (оабб). На их комплектование поступали части отдельных разведывательных рот танковых бригад и других частей фронта.

Например, 1-й отдельный автобронебатальон формировался командиром и комиссаром отдельной разведывательной роты 123-й танковой бригады майором Татаренко и старшом политруком Ступаковым, которые 1 января 1942 года были вызваны в штаб Ленинградского фронта, где получили задачу «сдать командование ротой и с двумя броневзводами явиться в распоряжение командира отдельного охранного полка в д. Коскерово (Ладожское озеро)». Совершив 83-км марш 10 БА-10 к 10.30 2 января прибыли в назначенный пункт.

7 января Татаренко и Ступакова вновь вызвали в штаб фронта, где «ознакомили с содержанием постановления Военного совета Ленинградского фронта от 5 января 1942 года № 00530 о формировании отдельного автоброневого батальона». По разработанному штату батальон должен был состоять из управления и штаба, взвода обеспечения и двух рот по 10 БА-10 в каждой, всего 114 человек, 20 бронемашин, 8 грузовиков, ремонтная летучка типа А и бензозаправщик. На комплектование 1-го автобронебатальона поступила рота 123-й танковой бригады , упоминавшаяся выше, и рота из состава 12-го запасного танкового полка. Командиром батальона был назначен майор Татаренко. Сначала батальон вошел в состав 2-го оборонительного района, а 8 мая 1942 года его придали 389-й стрелковой дивизии для совместных действий по обороне западного побережья Ладожского озера». К этому времени штат батальона немного изменили - теперь он состоял из трех рот по 7 БА-10 в каждой и 1 БА-10 в управлении батальона, всего насчитывая 23 БА-10 (фактически имелось 22 БА-10 и 1 БА-6).

К этому моменту в составе войск 42-й армии Ленинградского фронта сформировали автобронероту из 11 БА-10, изъятых из состава стрелковых частей. Вместе с танковой ротой из 5 БТ-2 броневики вошли в состав 3-го отдельного разведывательного батальона армии. 1 июня 1942 года в составе 42-й армии начинается формирование 2-го отдельного автоброневого батальона , который к 6 июня имел 20 БА-10, 1 БА-11 и 1 броневик Ижорского завода на шасси ЗиС-6 с 45-мм пушкой.

До конца 1942 года оба автобронебатальона в боях не участвовали - они использовались для усиления обороны стрелковых частей и как подвижный резерв. Впоследствии получилось так, что больше повоевать пришлось 1-му оабб, 2-й использовался в боях редки и потери его были небольшими.

4 февраля 1943 года 1-й бронебатальон получил задачу поддержать 63-ю гвардейскую стрелковую дивизию 55-й армии и очистить от противника поселок Красный Бор. Батальон прибыл к месту предстоящих боев 6 февраля и до 11 февраля вел разведку и готовился к наступлению. Для опознавания машин своей пехотой их башни «окрасили в красный цвет, на правой стороне и задней части надписывались номера с 601 до 623».

11 февраля БА-10, действуя методом подвижных засад, огнем поддерживали наступление 269-го и 270-го стрелковых полков вдоль Московского шоссе на Красный Бор. А на следующий день весь батальон участвовал в отражении немецкой контратаки, а затем преследуя отходящего противника ворвался на южную и юго-западную окраины поселка.

В ходе двухдневных боев 1-й оабб потерял 8 человек убитыми (в том числе командир 1-й роты старший лейтенант Колбасов), 20 ранеными (в том числе командир 2-й роты лейтенант Мамич), 5 БА-10 сгорело, 2 было подбито, но после восстановлено. В бою за Красный Бор бронемашины уничтожили 8 противотанковых и 1 зенитное орудие, минометную батарею, 8 пулеметных точек и 148 солдат и офицеров противника. 13 февраля батальон вывели в тыл для приведения в порядок.

12 - 13 марта 1943 года на пополнение 1-го оабб поступило 6 БА-10 из состава 14-го укрепрайона и 23-й армии, а 15 марта батальон получил задачу - «выйти в прорыв северо-западнее Красного Бора на Саблино, на больших скоростях овладеть Саблино, перерезать Минскую железную дорогу и удерживать рубеж до подхода 123-й стрелковой дивизии».

Атака началась в 13.00 19 марта 1943 года, но из-за сильного огня машины пробиться к Саблино броневики не смогли и, потеряв 3 БА-10 подбитыми, отошел на исходные позиции. А так как действовавшие впереди части Красно Армии успеха не имели, батальон вывели в тыл. До конца марта машины батальона использовались для связи в составе нескольких стрелковых дивизий, а затем 1 -й оабб перебросили в Колпино, а затем в Б. Шемиловку на окраину Ленинграда. Вплоть до января 1944 года батальон в боях не участвовал, его машины использовались для службы связи и охраны западного побережья Ладожского озера совместно со 104-м пограничным полком войск НКВД.

24 января 1944 года 1-й оабб поступил в распоряжение 67-й армии с задачей - поддержать части 5б-й стрелковой дивизии при атаке поселка Ново-Лисино.

26 января 2-я рота батальона после артподготовки при поддержке пехоты овладела Ново-Лисино и, преследуя отходящего противника, с боем взяла поселок Логи, который удерживала в течение 4 часов до поддержки стрелковых частей. В ходе боя рота потеряла 7 человек убитыми, 5 ранеными, 3 БА-10 сгоревшими и 1 подбитым.

На следующий день 1-я и 3-я роты бронебатальона (всего 12 БА-10), имея на бронемашинах 7 - 8 автоматчиков атаковали противника в районе поселка Зайцево, но после упорного боя из-за сильного артиллерийского огня и минных полей броневики отошли на исходные позиции. Потери составили 6 убитых, 14 раненых, 3 машины сгорело и 1 подбита. В ходе двухдневных боев 1-й бронебатальон своим огнем уничтожил один немецкий танк и захватил 6 75-мм и 3 37-мм противотанковых орудий в полной исправности.

2 февраля 1944 года 1-й оабб придали 220-й танковой бригаде , с которой он действовал на направлении Гдов - Псков, а также проводил разведку ледовых путей по Псковскому озеру. В это же время на пополнение прибыло 2 БА-10.

3 апреля 1944 года в 1.40 1-й отдельный автобронебатальон атаковал деревни Яваново и Павлово и после ожесточенного боя занял их, разгромив до двух рот пехоты с противотанковыми орудиями. Заняв огневые позиции броневики удержали занятый рубеж до подхода своей пехоты, но предпринятая после этого попытка атаковать немецкие позиции за деревнями Явново и Павлово успеха не имела. Машины попали под артиллерийский огонь в лоб и с флангов и вскоре все были уничтожены. Уцелели только 3 БА-10 1-го взвода 3-й роты, которые курсировали по дороге Олешино - Явново, поддерживая атаку огнем. В 6.30, подобрав всех раненых, взвод отошел в Олешно. В годе этого боя 1-й оабб понес огромные потери - 15 человек было убито, 22 ранены и 18 пропали без вести, сгорело 15 БА-10. после этого в составе батальона осталось всего 3 бронемашины, его вывели во второй эшелон и он больше не участвовал в боях.

2-й автобронебатальон в атаках немецких позиций не участвовал, его машины использовали для ведения разведки и связи. Дислоцировался 2-й оабб в Ленинграде, сначала на проспекте Стачек, а затем на Московском шоссе. Где находился до конца войны.

Несмотря на то, что батальон не участвовал в боях, потери у него были. Причем от огня своей же артиллерии. Так, при проведении одной из разведок у деревни Мухановка 22 января 1944 года один БА-10 с расстояния 150 м был разбит прямым попаданием двух 76-мм снарядов из орудия 380-го легкого артиллерийского полка 169-й стрелковой дивизии. Машина сгорела, три члена экипажа были тяжело ранены, а один погиб.

По состоянию на 1 января 1945 года во 2-м оабб числилось: 21 БА-10, 1 БА-11, 1 бронетранспортер МЗА1 «Скаут», 1 «бронемашина с рацией 5АК» (так в документе, что за машина неизвестно, скорее всего грузовик забронированный своими силами на одном из ленинградских предприятий. - Прим. автора), 6 грузовиков ГАЗ-АА, 1 ЗИС-5, 1 трофейный Опель-Блиц, 1 ремонтная летучка типа А и 3 трофейных мотоцикла BMW. Весной 1946 года 1-й и 2-й отдельные автоброневые батальоны расформировали.

Следует сказать, что в 1944 - 1945 годах на Ленинградском фронте, помимо 1-го и 2-го оабб, были и другие части, имевшие в своем составе пушечные бронемашины. Так, по состоянию на 19 апреля 1944 года в 152-й танковой бригаде числилось 2 БА-10 и 1 БА-6, а в 48-м отдельном автобронебатальоне 54-й армии - 18 БА-10 и 2 БА-20.



Рекомендуем почитать

Наверх