Военное обозрение и политика. Военное обозрение и политика Двигатель и трансмиссия

Красивое тело 27.06.2019
Красивое тело

Современные боевые танки России и мира фото, видео, картинки смотреть онлайн. В данной статье дается представление о современном танковом парке. В его основу положен принцип классификации, используемый в наиболее авторитетном на сегодняшний день справочнике, но в несколько измененном и улучшенном виде. И если последний в своем первозданном виде еще можно встретить в армиях целого ряда стран, то другие уже стали музейным экспонатом. И всего-то в течение 10 лет! Идти по стопам справочника Jane’s и не рассматривать эту боевую машину (весьма кстати любопытную по конструкции и ожесточенно обсуждаемую в свое время), составлявшую основу танкового парка последней четверти XX века, авторы посчитали несправедливым.

Фильмы про танки где до сих пор нет альтернативы этому виду вооружений сухопутных войск. Танк был и, вероятно, надолго останется современным оружием благодаря возможности сочетать в себе такие, казалось бы, противоречивые качества, как высокая подвижность, мощное вооружение и надежная защита экипажа. Эти уникальные качества танков продолжают постоянно совершенствоваться, а накопленные за десятилетия опыт и технологии предопределяют новые рубежи боевых свойств и достижений военно-технического уровня. В извечном противостоянии «снаряд - броня», как показывает практика, защита от снаряда все более совершенствуется, приобретая новые качества: активность, многослойность, самозащищенность. В то же время снаряд становится более точным и мощным.

Русские танки специфичны тем, что позволяют уничтожить противника с безопасного для себя расстояния, имеют возможность совершать быстрые маневры по бездорожью, зараженной местности, могут «пройтись» по территории, занятой противником, захватить решающий плацдарм, навести панику в тылу и подавить врага огнем и гусеницами. Война 1939-1945 гг стала наиболее тяжелым испытанием для всего человечества, так как в нее были вовлечены почти все страны мира. Это была битва титанов – ют самый уникальный период, о котором спорили теоретики в начале 1930-х и в ходе которого танки применялись в больших количествах практически всеми воюющими сторонами. В это время проходила "проверка на вшивость" и глубокое реформирование первых теорий применения танковых войск. И именно советские танковые войска все это затронуто в наибольшей степени.

Танки в бою что стали символом прошедшей войны, становым хребтом советских бронетанковых войск? Кто и в каких условиях создавал их? Каким образом СССР, потерявший большую часть своих европейских территорий и с трудом набиравший танки для обороны Москвы, смог уже в 1943 г выпустить на поля боев мощные танковые соединения?На эти вопросы призвана дать ответ эта книга, повествующая о развитии советских танков "в дни испытаний", с 1937-го по начало 1943 г. При написании книги использованы материалы архивов России и частных коллекций танкостроителей. В нашей истории был период, который отложился в моей памяти с каким-то гнетущим чувством. Он начался с возвращения наших первых военных советников из Испании, а прекратился только в начале сорок третьего, – рассказывал бывший генеральный конструктор САУ Л. Горлицкий, – ощущалось какое-то предгрозовое состояние.

Танки второй мировой войны именно М. Кошкин, чуть ли не подпольно (но, конечно, при поддержке "мудрейшего из мудрых вождя всех народов"), смог создать тот танк, что спустя несколько лет повергнет в шок немецких танковых генералов. И мало того, он не просто создал его, конструктору удалось доказать этим глупцам-военным что именно его Т-34 нужен им, а не очередной колесно-гусеничный "автострадник. Автор находится на несколько иных позициях, которые сформировались у него после знакомства с предвоенными документами РГВА и РГАЭ. Поэтому, работая над этим отрезком истории советского танка, автор неизбежно будет противоречить кое-чему "общепринятому". Данная работа описывает историю советского танкостроения в самые трудные годы – от начала радикальной перестройки всей деятельности конструкторских бюро и наркоматов в целом, во время бешеной гонки по оснащению новых танковых соединений РККА, перевода промышленности на рельсы военного времени и эвакуации.

Танки википедия автор хочет выразить свою особую благодарность за помощь в подборе и обработке материалов М. Коломийцу, а также поблагодарить А. Солянкина, И. Желтова и М. Павлова, – авторов справочного издания "Отечественные бронированные машины. XX век. 1905 – 1941", так как эта книга помогла понять судьбу некоторых проектов, неясную прежде. Также хочется вспомнить с благодарностью те беседы с Львом Израэлевичем Горлицким, бывшим главным Конструктором УЗТМ, которые помогли по новому взглянуть на всю историю советского танка в годы Великой Отечественной войны Советского Союза. У нас сегодня почему-то принято говорить о 1937 -1938 гг. только с точки зрения репрессий, но мало кто вспоминает, что именно в этот период были рождены те танки, что стали легендами военной поры…" Из воспоминачий Л.И. Горлинкого.

Советские танки подробная оценка о них того времени звучала из многих уст. Многие старые люди вспоминали, что именно с событий в Испании всем стало ясно, что война все ближе подбирается к порогу и воевать придется именно с Гитлером. В 1937 г. начались массовые чистки и репрессии в СССР и на фоне этих непростых событий советский танк начал превращаться из "механизированной кавалерии" (в которой одно из его боевых качеств выпячивалось за счет снижения других) в сбалансированную боевую машину, обладающую одновременно мощным вооружением, достаточным для подавления большинства целей, хорошей проходимостью и подвижностью при броневой защите, способной сохранить его боеспособность при обстреле наиболее массовыми противотанковыми средствами вероятного противника.

Большие танки рекомендовалось вводить в состав дополнительно только специальные танки – плавающие, химические. Бригада имела теперь 4 отдельных батальона по 54 танка и была усилена за счет перехода от трехтанковых взводов к пятитанковым. Кроме того, Д. Павлов обосновал от каз от формирования в 1938 г. к четырем имеющимся мехкорпусам еще трех дополнительно, считая, что эти соединения немобильны и трудноуправляемы, а главное – требуют иной организации тылов. Тактико-технические требования к перспективным танкам, как и ожидалось, были скорректированы. В частности, в письме от 23 декабря начальнику КБ завода № 185 им. С.М. Кирова новый начальник потребовал усилить бронирование новых танков с тем, чтобы на дистанции 600-800 метров (эффективная дальность).

Новейшие танки мира при проектировании новых танков необходимо предусмотреть возможность увеличения уровня броневой защиты во время модернизации по крайней мере на одну ступень…" Эта задача могла быть решена двумя путями Во-первых, увеличением толщины броневых листов и, во-вторых, "применением брони повышенной сопротивляемости". Нетрудно догадаться, что второй путь считался более перспективным, так как применение особым образом упрочненных броневых листов, или даже двухслойной брони, могло при сохранении прежней толщины (и массы танка в целом) поднять ее стойкость в 1,2-1,5 раза. Именно этот путь (применение особо упрочненной брони) и был выбран в тот момент для создания новых типов танков.

Танки СССР на заре танкового производства наиболее массово применялась броня, свойства которой по всем направлениям были идентичны. Такая броня называлась гомогенной (однородной), и с самого начала броневых дел мастера стремились к созданию именно такой брони, ведь однородность обеспечивала стабильность характеристик и упрощала обработку. Однако в конце XIX века было замечено, что при насыщении поверхности броневой плиты (на глубину от нескольких десятых долей до нескольких миллиметров) углеродом и кремнием ее поверхностная прочность резко повышалась, тогда как остальная часть плиты оставалась вязкой. Так в обиход вошла гетерогенная (неоднородная) броня.

Военные танки применение гетерогенной брони было очень важно, так как увеличение твердости всей толщи броневого листа приводило к уменьшению его упругости и (как следствие) к увеличению хрупкости. Таким образом, наиболее прочная броня при прочих равных условиях оказывалась очень хрупкой и часто кололась даже от разрывов осколочно-фугасных снарядов. Поэтому на заре броневого производства при изготовлении гомогенных листов задача металлурга заключалась в том, чтобы достичь максимально возможной твердости брони, но при этом не потерять ее упругости. Поверхностно упрочненная насыщением углеродом и кремнием броня была названа цементированной (цементованной) и считалась в то время панацеей от многих бед. Но цементация – процесс сложный, вредный (например, обработка раскаленной плиты струей светильного газа) и сравнительно дорогой, и потому его освоение в серии требовало больших затрат и повышения культуры производства.

Танк военных лет даже в эксплуатации эти корпуса были менее удачными, чем гомогенные, так как без видимых на то причин в них образовывались трещины (преимущественно в нагруженных швах), да и ставить заплатки на пробоины в цементованных плитах в ходе ремонта было весьма затруднительно. Но все же ожидалось, что танк, защищенный 15-20-мм цементованной броней, будет эквивалентен по уровню защиты такому же, но укрытому 22-30-мм листами, без значительного увеличения массы.
Также к середине 1930-х в танкостроении научились упрочнять поверхность сравнительно тонких бронеплит неравномерной закалкой, известной с конца XIX века в судостроении как "метод Круппа". Поверхностная закалка приводила к значительному увеличению твердости лицевой стороны листа, оставляя основную толщу брони вязкой.

Как стреляют танки видео до половины толщины плиты, что было, конечно, хуже, чем цементация, так как при том, что твердость поверхностного слоя была выше, чем при цементации, упругость листов корпуса значительно снижалась. Так что "метод Круппа" в танкостроении позволял поднять прочность брони даже несколько больше, чем цементация. Но та технология закалки, что применялась для морской брони больших толщин, уже не годилась для сравнительно тонкой брони танков. До войны этот способ почти не применялся в нашем серийном танкостроении из-за трудностей технологического характера и сравнительно высокой стоимости.

Боевое применение танков наиболее отработанной для танков была 45-мм танковая пушка обр 1932/34 гг. (20К), и до событии в Испании считалось, что ее мощности вполне хватает для выполнения большинства танковых задач. Но бои в Испании показали, что 45-мм орудие может удовлетворять только задаче борьбы с вражескими танками, так как даже обстрел живой силы в условиях гор и леса оказывался малоэффективным, а уж вывести из строя окопанную вражескую огневую точку можно было только в случае прямого попадания. Стрельба же по укрытиям и ДЗОТам была неэффективна вследствие малого фугасного действия снаряда массой всего около двух кг.

Виды танков фото чтобы даже одно попадание снаряда надежно выводило из строя противотанковую пушку или пулемет; и в-третьих, чтобы увеличилось пробивное действие танковой пушки по броне вероятного противника, так как на примере французских танков (уже имевших толщину брони порядка 40-42 мм) стало ясно, что броневая защита иностранных боевых машин имеет тенденцию к значительному усилению. Для этого существовал верный путь – увеличение калибра танковых пушек и одновременное увеличение длины их ствола, так как длинная пушка большего калибра ведет огонь более тяжелыми снарядами с большей начальной скоростью на большее расстояние без исправления наводки.

Лучшие танки мира имели пушку большого калибра, также имеет большие размеры казенной части, значительно больший вес и увеличенную реакцию отдачи. А это требовало увеличения массы всего танка в целом. Кроме того, размещение в замкнутом объеме танка больших по габаритам выстрелов приводило к снижению возимого боекомплекта.
Положение усугублялось тем, что в начале 1938 г. вдруг оказалось, что дать заказ на проектирование нового, более мощного танкового орудия просто некому. П. Сячинтов и вся его конструкторская группа были репрессированы, так же как и ядро КБ "Большевика" под руководством Г. Магдесиева. На воле осталась лишь группа С. Маханова, который с начала 1935 г. пытался довести свое новое 76,2-мм полуавтоматическое единое орудие Л-10, да коллектив завода № 8 неспешно доводил "сорокапятку".

Фото танков с названиями количество разработок велико, но в серийное производство в период 1933-1937 гг. не принят ни один…". В самом деле, ни один из пяти танковых дизелей воздушного охлаждения, работа над которыми велась в 1933-1937 гг. в двигательном отделе завода № 185, доведен до серии не был. Более того, несмотря на решения на самых верхних уровнях о переходе в танкостроении исключительно на дизельные двигатели, процесс этот сдерживался рядом факторов. Конечно, дизель имел значительную экономичность. Он расходовал меньшее количество топлива на единицу мощности в час. Дизельное топливо менее подвержено возгоранию, так как температура вспышки его паров была весьма высока.

Новые танки видео даже наиболее доведенный из них танковый двигатель МТ-5 требовал для серийного выпуска реорганизации двигательного производства, что выражалось в постройке новых цехов, поставках передового иностранного оборудования (своих станков нужной точности еще не было), финансовых инвестициях и укреплении кадров. Планировалось, что в 1939-м этот дизель мощностью 180 л.с. пойдет на серийные танки и артиллерийские тягачи, но из-за следственных работ по выяснению причин аварий танковых двигателей, которые длились с апреля по ноябрь 1938 г., эти планы выполнены не были. Также была начата и разработка немного увеличенного по высоте шестицилиндрового бензинового мотора № 745 мощностью 130-150 л.с.

Марки танков удельными показателями, вполне устраивавшими танкостроителей. Испытания танков проводились по новой методике, специально разработанной по настоянию нового начальника АБТУ Д. Павлова применительно к боевой службе в военное время. Основой испытаний был пробег протяженностью 3-4 дня (не менее 10-12 часов ежедневного безостановочного движения) с однодневным перерывом для техосмотра и производства восстановительных работ. Причем ремонт разрешалось производить только силами полевых мастерских без привлечения заводских специалистов. Далее следовала "площадка" с препятствиями, "купание" в воде с дополнительной нагрузкой, имитировавшей пехотный десант, после чего танк отправлялся на обследование.

Супер танки онлайн после работы по улучшению, казалось, снимали с танков все претензии. И общий ход испытаний подтвердил принципиальную правильность основных изменений конструкции – увеличение водоизмещения на 450-600 кг, применение двигателя ГАЗ-М1, а также трансмиссии и подвески "Комсомольца". Но в ходе испытаний в танках вновь проявились многочисленные мелкие дефекты. Главный конструктор Н. Астров был отстранен от работ и в течение нескольких месяцев находился под стражей и следствием. Кроме того, танк получил новую башню улучшенной защиты. Измененная компоновка позволила разместить на танке больший боекомплект к пулемету и два маленьких огнетушителя (прежде огнетушителей на малых танках РККА не было).

Танки США в рамках работ по модернизации, на одном серийном образце танка в 1938-1939 гг. прошла испытания торсионная подвеска, разработанная конструктором КБ завода № 185 В. Куликовым. Она отличалась конструкцией составного короткого соосного торсиона (длинные моноторсионы нельзя было использовать соосно). Однако такой короткий торсион на испытаниях показал недостаточно хорошие результаты, и потому торсионная подвеска в ходе дальнейших работ не сразу проложила себе дорогу. Преодолеваемые препятствия: подъемы не менее 40 градусов, вертикальная стенка 0,7м, перекрываемый ров 2-2,5 м".

Ютуб про танки работы по изготовлению опытных образцов двигателей Д-180 и Д-200 для разведывательных танков не ведутся, ставя под угрозу выпуск опытных образцов". Оправдывая свой выбор, Н. Астров говорил, что колесно-гусеничный неплавающий разведчик (заводское обозначение 101 или 10-1), равно как и вариант танка-амфибии (заводское обозначение 102 или 10-2), являются компромиссным решением, так как удовлетворить требованиям АБТУ в полной мере не представляется возможным. Вариант 101 представлял собой танк массой 7,5 т с корпусом по типу корпуса, но с вертикальными бортовыми листами цементованной брони толщиной 10-13 мм, так как: "Наклонные борта, вызывая серьезное утяжеление подвески и корпуса, требуют значительного (до 300мм) уширения корпуса, не говоря уже об усложнении танка.

Видео обзоры танков в которых силовой агрегат танка планировалось выполнить на базе 250-сильного авиамотора МГ-31Ф, который осваивался промышленностью для сельскохозяйственных самолетов и автожиров. Бензин 1-го сорта размещался в танке под полом боевого отделения и в дополнительных бортовых бензобаках. Вооружение полностью отвечало заданию и состояло из спаренных пулеметов ДК калибра 12,7-мм и ДТ (во втором варианте проекта значится даже ШКАС) калибра 7,62-мм. Боевая масса танка с торсионной подвеской составляла 5,2 т, с рессорной – 5,26 т. Испытания прошли с 9 июля по 21 августа по методике, утвержденной в 1938 г., причем особое внимание уделялось танкам.

ТАНКИ Т-10 НА СЛУЖБЕ

К моменту принятия Т-10 на вооружение, танковые войска Советской Армии состояли из танковых или механизированных дивизий, частично сведенных в механизированные армии, частично отдельных. Всего по состоянию на 1948 год было сформировано 27 танковых и 80 механизированных дивизий.

По штату, в каждую из этих дивизий, помимо прочих частей, входил тяжелый танко-самоходный полк, состоявший из двух батальонов на ИС-2, ИС-3 или ИС-4 (по 21 машине) и батальона самоходно-артиллерийских установок (21 штука). Кроме того, еще два ИСа имелись в штабе полка. Таким образом, всего танко-самоходный полк насчитывал 65 боевых машин, из них 44 танка и 21 САУ.

22 марта 1949 года еще до принятия на вооружение танка Т-10, командующий бронетанковыми и механизированными войсками Вооруженных сил, Маршал бронетанковых войск С.И. Богданов в своем докладе заместителю министра обороны СССР Маршалу Советского Союза А. Василевскому о распределении танков ИС-4, сообщал следующее:

«В соответствии с постановлением правительства от 18 февраля сего года дальнейший выпуск танков ИС-4 прекращен. Вместо танков ИС-4 указанным постановлением намечен выпуск тяжелых танков новой марки.

В 1949 году с заводов промышленности из задела 1948 года после устранения конструктивных и производственных дефектов, поступит 103 танка ИС-4, которые согласно утвержденному плану должны быть выданы: 75 танков на доукомплектование до штата 5-й гвардейской механизированной армии и 28 танков в 7-ю отдельную кадровую танковую дивизию в учебные подразделения для их освоения.

Намеченные к производству тяжелые танки новой марки, после принятия их на вооружение, считаю целесообразным выдавать в первую очередь в 5-ю гвардейскую механизированную армию и 7-ю отдельную кадровую танковую дивизию, а из имеющихся в этих соединениях и училищах танков ИС-4 сформировать три отдельных тяжелых танковых полка РВГК по 68 танков каждый».

Упоминаемая в документе 5-я гвардейская механизированная армия дислоцировалась в Белорусском военном округе, и была сформирована осенью 1945 года на базе 5-й гвардейской танковой армии. В ее состав входили три дивизии - 8-я гвардейская и 29-я танковая, и 22-я механизированная.

7-я отдельная кадровая танковая дивизия была создана на основе 7-й механизированной армии, созданной в 1946 году в составе четырех дивизий - двух танковых (3-я гвардейская и 10-я) и двух механизированных (15-я гвардейская и 27-я гвардейская). При переформировании в 7-ю танковую дивизию имевшиеся в составе армии дивизии - реорганизовали в полки, с сохранением прежней нумерации. Как и 5-я армия, 7-я дивизия размещалась в Белорусском военном округе, ее штаб находился в Борисове.

Следует сказать, что в этом объединении и соединении «обкатывалась» новая бронетанковая техника например, первой частью в Советской Армии, получившей на вооружение новые тяжелые танки ИС-4 был 93-й гвардейский тяжелый танко-самоходный полк 29-й танковой дивизии.

Первые тяжелые танки Т-10 поступили на вооружение 7-й дивизии и дивизий 5-й армии в 1955–1956 году. Примерно в это же время новые машины прибыли в тяжелый танко-самоходный полк 42-й гвардейской Прилукской танковой дивизии, размещенной на Украине, в районе города Новомосковск. По состоянию на ноябрь 1956 года здесь имелось не менее 8 Т-10 выпуска конца 1954 - начала 1955 годов.

Однако вскоре принимается решение о формировании специальных соединений, на вооружение которых должны были поступать танки Т-10: 12 марта 1957 года Главнокомандующий Советских Вооруженных Сил подписал директиву о формировании тяжелых танковых дивизий. Согласно утвержденного штата, дивизия включала:

Управление;

Три тяжелых танковых полка;

Зенитный артиллерийский полк;

Отдельный батальон связи;

Отдельный саперный батальон;

Отдельный автотранспортный батальон;

Отдельный учебный танковый батальон;

Дивизионную автошколу;

Отдельную разведывательную роту;

Отдельную медико-санитарную роту;

Бронетанковую мастерскую;

Автомастерскую;

Артиллерийскую мастерскую;

Отдельную роту химзащиты;

Отдельное авиазвено связи;

Дивизионный объединенный склад;

Полевой механизированный хлебозавод;

Полевую почтовую станцию.

Всего в составе дивизии по штату должно было иметься 200 тяжелых танков Т-10 - по 65 в полках и 5 в учебном танковом батальоне и 6195 человек личного состава (из них 711 офицеров).

Легко заметить, что в соединении полностью отсутствует артиллерия, как ствольная, так и реактивная (за исключением зенитной), а также пехота. Это объяснялось тем, что тяжелые танковые дивизии включались в состав танковых или общевойсковых армий для качественного усиления их соединений, и поддержку Т-10 в бою должны были оказывать артиллерия и мотопехота армий.

Всего в 1957–1958 годах в тяжелые сформировали восемь таких дивизий - 14-ю и 18-ю гвардейские, 5, 13, 17, 24, 25 и 34-ю. Причем создавались они не на пустом месте, а путем реорганизации обычных танковых дивизий с сохранением их нумерации и добавлением в наименование слова «тяжелая».

Опыт командно-штабных учений и маневров показал, что в штат тяжелой танковой дивизии необходимо внести изменения. Так, в течение 1960–1963 годов в состав тяжелой танковой дивизии ввели мотострелковый батальон, артиллерийский и ракетный дивизионы, батарея реактивной артиллерии, разведроту переформировали в разведбат, бронетанковую мастерскую - в ремонтновосстановительный батальон. В свою очередь из дивизии изъяли вертолетное звено, автошколу и учебный танковый батальон.

Естественно, что процесс «насыщения» тяжелых танковых дивизий новыми боевыми машинами Т-10 и Т-10М не мог произойти одномоментно: Легко посчитать, что на восемь таких дивизий требуется 1600 танков - чуть меньше, чем их изготовили за 12 лет производства. А помимо тяжелых дивизий, Т-10 должны были поступать и в тяжелые танко-самоходные полки. Поэтому нередко вместе с новенькими Т-10 в частях можно было встретить ИС-3 или даже ИС-2.

Естественно, что первыми получали новые тяжелые танки соединения Группы Советских войск в Германии. Это и понятно - в мире уже вовсю шла «холодная война». Это были 25 и 13-я тяжелые танковые, а также тяжелые танко-самоходные полки обычных танковых дивизий.

Подготовка командных кадров для тяжелых танков Т-10 велась только в одном училище - Ульяновском гвардейском танковом командном дважды Краснознаменном ордена Красной звезды училище имени В.И. Ленина. Причем в курсантском батальоне из трех рот командиров на Т-10 готовили лишь в одной. Подготовка была весьма серьезной, большое количество часов отводилось на отработку боевых задач в ночных условиях (до трети всего времени).

К 1965 году в учебном батальоне училища имелось 50 танков Т-10М. Из них 10 машин использовались для обучения вождению, 20 - для стрельб штатными боеприпасами, 10 - для стрельб из пушки с помощью 23-мм вкладного ствола и 10 - для отработки боевых задач в лагерях. Но так как танки были сильно изношены, вскоре часть из них заменили на ИС-ЗМ. А для отработки тактических задач в составе подразделений использовались Т-34-85. Последний выпуск офицеров-«тяжеловиков» Ульяновское танковое училище произвело в начале 1970-х годов.

Развитие противотанковых средств, к концу 1960-х годов, показало, что тяжелые танки, разработанные почти 20 лет назад, уже не удовлетворяют современным требованиям. Поэтому на основании директивы Генерального Штаба Вооруженных Сил от 30 декабря 1967 года, тяжелые танковые дивизии предписывалось переформировать в обычные танковые с заменой тяжелых машин средними. Причем этот процесс был растянут по времени - например, 25-я тяжелая танковая дивизия перешла на штат обычной, в период с марта по ноябрь 1968 года.

Сразу встал вопрос - а что делать с танками Т-10, которых имелось довольно много? Было принято решение - укомплектовать этими танками отдельные танковые батальоны армейского подчинения, которых в ГСВГ имелось уже не мало.

Формирование этих частей началось еще в июне 1961 по директиве командующего Сухопутными Войсками Вооруженных Сил. Состав каждого - две роты САУ и танковая рота. Батальоны формировались в Европейской части Советского Союза и отправлялись в Германию без техники. Укомплектование боевой матчастью шло за счет ресурсов ГСВГ. При этом сначала предполагалось, что в батальоны «спихнут» устаревшие танки ИС-2М и ИС-ЗМ, а также самоходки ИСУ, которых в войсках имелось довольно много. Об этом свидетельствует история двух таких частей.

52-й отдельный танковый батальон начал формироваться в Днепропетровской области на базе 319-го гвардейского тяжелого полка и танковой роты 384-го полка 42-й танковой дивизии. 9 июля 1961 года часть с железнодорожной станции Вольное убыла в Германию, и через неделю разгрузилась в военном городке Квармвек. Получив вооружение, батальон вошел в состав 145-го танкового полка 3-й общевойсковой армии ГСВГ.

В сентябре 1965 года часть перевооружили на Т-54А, а в сентябре 1968-го - на Т-10М.

В состав 145-го полка входило еще два батальона - 44-й и 51-й. Как и 52-й, они формировались в июне-июле 1961 года, но в разных местах. 51-й - в Днепропетровской области, при 37-й танковой дивизии, на его укомплектование поступил личный состав 230-го гвардейского тяжелого танкового полка. В июле 1961 года он прибыл в ГСВГ, получил вооружение и разместился в Магдебурге, войдя в состав 145-го полка.

44-й батальон формировался в Германии на основе 107-го батальона истребителей танков. Последний существовал с 1957 года, и его укомплектование провели за счет личного состава 153-го тяжелого танко-самоходного полка 19-й гвардейской мехдивизии ГСВГ.

Были в Германии и отдельные танковые батальоны, не входившие в состав полков - например, 49-й. Он был сформирован в Черкассах в июне 1961 года 35-й гвардейской танковой дивизией. Прибыв в июле в ГСВГ и получив тяжелые танки и самоходки (ИС и ИСУ), он расположился в городе Стендаль и вошел в состав 3-й армии.

В 1968 году, после начала процесса расформирования тяжелых танковых дивизий, начинают поступать танки Т-10 и Т-10М.

К концу 1960-х годов в составе ГСВГ имелось до 20 батальонов (части из них - в составе отдельных полков, часть - отдельные) на тяжелых машинах. Причем в них имелись не только «десятки», но и ИС-2М и ИС-ЗМ. Полки и батальоны входили в состав танковых и общевойсковых армий, расквартированных в Германии. Неофициально эти части назывались «батальоны прикрытия государственной границы». Их задача видна из неофициального наименования - прикрытие определенного участка границы с ФРГ.

По своему составу батальоны были весьма сильными - каждый состоял из четырех рот по три взвода из пяти танков и танк командира роты, всего - 16 Т-10М. Кроме того, имелся взвод охраны городка (5 танков), машина комбата (Т-10М), артиллерийский, саперный взвода и взвод связи. Всего такой батальон насчитывал 70 Т-10/Т-10М, но в некоторых частях имелись и ИС-ЗМ.

Экипажи танков были сокращенного состава - три человека, отсутствовала должность заряжающего, обязанности которого выполнял механик-водитель. Дело в том, что после выхода на позицию у границы, дальнейших маневров не предусматривалось - или ждать подхода основных сил, или стоять до последнего. Каждый танковый экипаж батальона имел свой сектор обстрела и карточки огня. В ходе учений механиков-водителей и командиров Т-10 на автомобилях возили по предполагаемым маршрутам выдвижения танков, при этом, надевали форму без знаков различия. Причем требовалось запомнить маршрут так, чтобы в любых условиях (день, ночь, дождь, снег) знать, куда ехать. По воспоминаниям служивших в этих батальонах мехводов, многие из них помнят маршруты выдвижения до сих пор, хотя прошло уже сорок лет. Боекомплект каждого Т-10 состоял из 18 осколочно-фугасных, 8 подкалиберных и 4 кумулятивных выстрела, и патроны к КПВТ. Кроме того, в каждый танк было загружено два ящика гранат Ф-1, вооружение экипажа - пистолеты ПМ и один автомат АК на танк.

Так как батальоны считались частями постоянной готовности, то танки постоянно стояли с полностью загруженным боекомплектом. Если танки выезжали на учения, то тоже с боекомплектом. Если проводились учебные стрельбы на директрисе - сначала из машин выгружали боекомплект, грузили боеприпасы для выполнения упражнения, отстреливались, вновь штатный боекомплект и продолжали учение.

Небезынтересно привести небольшие фрагменты воспоминаний людей, служивших в «батальонах прикрытия границы». Евгений Петрович Ментюков проходил службу в 49-м батальоне в должности командира танка Т-10М с 1972 по 1974 год:

«Информации по танкам Т-10 не так и много, думаю, из-за завесы секретности по этим машинам. У нас в части руководство по эксплуатации до лета 1974 года было с грифом „Секретно“, потом перештамповали - ДСП (для служебного пользования).

Что я могу сказать про эти машины. То, что она для своего времени была просто красива я, думаю, со мной согласятся многие. На большой скорости Т-10М шел как по волнам - подвеска гасила все неровности. Несмотря на свою довольно большую массу, управляемость и маневренность машины была хорошая. Двигатель В12-6Б в 750 л. с. был, конечно, слабоват для такой массы. Коробки перемены передач на Т-10М были двух видов: 8 и 6-скоростные, механики-водители предпочитали 6-скоростные, с ними было меньше мороки.

Теперь немного о вооружении. На Т-10М стоял отличный стабилизатор „Ливень“, стрельбы у нас в батальоне велись только с ходу и всегда очень успешно. При ведении огня из пушки приходилось серьезно потрудится - в танке Т-10М места было немного, а боекомплект расположен в разных местах. Иногда чтобы достать нужный выстрел приходилось поворачивать башню чтобы, снаряд или гильза оказались под рукой.

На танках, кроме номера, никаких обозначений и символов не было. Я за годы службы был на машинах № 210, 211 и 213. Одна из них была командирская, на ней дополнительно стояла радиостанция Р-112 и генератор с двигателем».

Вспоминает Колосков Виктор Иванович, полковник запаса:

«С 1967 по 1971 год я учился в Ульяновском гвардейском высшем танковом командном училище, которое было единственным в Советском Союзе, готовившим офицеров для службы на танках Т-10М. В нашем военном училище готовили командиров танковых взводов. Зампотехов готовили в танко-технических училищах и на военных кафедрах гражданских институтов. Командиров танков, наводчиков орудий и механиком-водителей учили в учебных частях полгода, затем посылали в линейные части. Когда ввели институт прапорщиков, вместо зампотехов рот стали назначать старших техников - прапорщиков, которых обучали в школах прапорщиков.

После училища еще 4 года служил командиром взвода Т-10М в 49-го отдельного танкового батальона, дислоцировавшегося в городе Стендаль, в ГСВГ. Таким образом, танк Т-10М является машиной моей юности и остается любимым танком всей жизни, хотя потом пришлось служить на многих типах боевых машин.

Машина имела самый мягкий ход, по сравнению с другими советскими танками того времени.

Боевая подготовка в батальоне была поставлена на очень высоком уровне. В огневом городке часто стреляли из 14,5-мм пулеметов КПВТ, а также 23-мм стволов, которые вкладывались в 122-мм пушку - это делалось для сбережения ресурса орудия. Несколько раз в год выезжали на полигон Витшток для выполнения стрельб штатным артиллерийским выстрелом.

Многие данные по танку Т-10М в то время были засекречены - записи вели в секретных тетрадях. Стреляли достаточно часто, сейчас не припомню количество часов в неделю, но довольно много. Экипаж в тяжелом танке чувствовал себя свободнее, чем в среднем. А вообще, свободнее всего было в ИСУ-152 и ПТ-76».

Отдельные танковые батальоны «охраны государственной границы» просуществовали до конца 1976 года. В сентябре появилась директива Главного штаба Сухопутных войск, согласно которой эти части или расформировывались, или переформировывались на новые штаты и получали, другую, матчасть - танки Т-55. При этом Т-10 передавались, сначала в учебные танковые полки ГСВГ (например, в 97, расположенный в Альтенграбове, юго-западнее Берлина), из которых их постепенно вывозили в Советский Союз.

Здесь основными базами хранения тяжелых танков стали две дивизии - 5-я в Белоруссии и 42-я на Украине. Начиная, с середины 1980-х годов танки Т-10 стали списывать и разделывать на «металл».

Танкам Т-10 не довелось повоевать - ни в каких в боевых действиях они не применялись, в другие страны не поставлялись. Единственный эпизод, где эти машины «засветились» - это операция «Дунай», ввод советских войск в Чехословакию в августе 1968 года. Это были машины из состава 9-й тяжелой танковой Бобруйско-Берлинской Краснознаменной ордена Суворова дивизии. Есть фото Т-10М этого соединения на улицах города Пльзень. Возможно, эти машины имелись и в составе других частей, но подробной информации об участии тяжелых танков в операции «Дунай» найти, пока не удалось.

Кстати, любопытную подробность о тех событиях сообщил служивший в 49-м отдельном танковом батальоне Е. Ментюков:

«Один из танков Т-10М, на котором я служил, принимал участие в операции „Дунай“ в 1968 году. Это выяснилось, когда при техобслуживании машины на обратной стороне щитка приборов обнаружилась надпись о том, что танк принимал участие в событиях в Чехословакии, и был перечислен поименно ее тогдашний экипаж, причем все - сержанты».

Танки Т-10М участвовали и в киносъемках - речь идет о 4-х серийном фильме «Батальоны просят огня», снятом киностудией «Мосфильм» в 1985 году. В одной из серий эти машины играют роль советских танков времен Великой Отечественной войны. При этом Т-10М никак не «гримировались». Скорее всего, это были машины, находившиеся на хранении при 42-й танковой дивизии, так как большую часть фильма снимали на Украине.

Танки Т-10 всех модификаций были сняты с вооружения Министерства Обороны РФ указом Президента Российской Федерации от 23 сентября 1997 года.

До настоящего времени сохранилось довольно значительное количество танков Т-10, которые находятся как в экспозиции различных музеев, так и в качестве памятников: в Белоруссии - не менее четырех, в России - не менее 14, и больше всего в Украине - более двух десятков.

В целом, если давать оценку танкам Т-10, то без сомнения, для тяжелой машины, масса которой была жестко ограничена 50 тоннами, он обладал выдающимися характеристиками. Причем «десятки» к началу 1960-х годов превосходили не, только средние, но и тяжелые танки стран НАТО. Это легко увидеть, если сравнить данные Т-10М с характеристиками соответствующих машин.

После окончания Второй мировой войны наши бывшие западные союзники по антигитлеровской коалиции быстро стали нашими наиболее вероятными противниками. Испытав на себе силу огня немецких тяжелых танков и получив шок от вида советских ИС-3, прогрохотавших по улицам Берлина на параде в сентябре 1945-го, американцы и англичане всерьез занялись разработкой тяжелых танков.

В 1945–1948 годах в США были построены и прошли испытания несколько образцов тяжелых танков - Т29, Т30 и Т32 с пушками калибра 105, 155 и 90 мм соответственно и броневой защитой, достигавшей 280 мм. Все эти машины базировались на конструкции среднего танка М26 «Генерал Першинг», созданного в конце войны.

На основании результатов испытаний американцы сконцентрировали усилия на 120-мм пушке, обладавшей наилучшими баллистическими характеристиками. В 1948 году началась разработка танка Т43, первый прототип которого изготовили тремя годами позже. После длительных испытаний и доработок машину приняли на вооружение под обозначением М103. Всего было изготовлено 300 единиц.

Литой корпус танка изготовили из одной отливки. В литой башне полусферической формы была установлена 120-мм пушка, 12,7-мм зенитный пулемет и 7,62-мм пулемет, спаренный с пушкой. Начальная скорость бронебойного снаряда составляла 1000 м/с. Стабилизатора наведения на танке не было. Пушка снабжалась эжекционным устройством для продувки канала ствола. В башне размещался оптический прицел-дальномер. На М103 устанавливался 12-цилиндровый бензиновый двигатель воздушного охлаждения «Континенталь» мощностью 810 л.с. и автоматическая гидромеханическая трансмиссия. Экипаж состоял из пяти человек: командира, наводчика, заряжающего, помощника заряжающего и механика-водителя. В ходовой части танк имел семь опорных и шесть поддерживающих катков на каждую сторону, подвеска - индивидуальная, торсионная. Траки гусениц снабжались резино-металлическими шарнирами. Танк оснащался инфракрасным прибором вождения.

В 1958–1959 годах 219 машин модернизировали. Они получили обозначение М103А1 и отличались от серийных, увеличенным до 38 выстрелов боекомплектом, и улучшенной системой управления огнем. В 1964 году 159 танков модернизировали, установив дизельный двигатель «Континенталь», изменив трансмиссию и несколько улучшив подвеску. Запас хода увеличился до 480 км, а скорость - до 37 км/ч. Этот вариант получил обозначение М103А1Е1.

М103 состоял на вооружении до 1973 года. Как и Т-10М, в боевых действиях эта машина не участвовала.

В Великобритании еще в 1944 году началось проектирование тяжелого пехотного танка А.45, призванного действовать в паре с разрабатываемым в то же время тяжелым крейсерским А.41 (позже «Центурион»). Прототип А.45 был построен в 1948 году и имел заимствованную от «Центуриона» башню с 17-фунтовой (76-мм) пушкой. После установки башни «Центуриона» Мк. 3 с 20-фунтовой (83,4-мм) пушкой машина стала называться FV221 «Карнарвон». В 1952 году «Карнарвон» получил новую литую башню со 120-мм пушкой, и после испытаний его приняли на вооружение под обозначением FV214 «Конкерор». До 1959 года выпустили 185 таких танков, поступавших в основном в танковые части Британской Рейнской армии.

Корпус танка имел максимальную толщину брони в лобовой части корпуса 130 мм, толщина борта - 51 мм. Башня литая, толщиной 130-89 мм. Пушка танка «Конкерор» снабжалась эжекционным устройством для продувки канала ствола. На вращающейся командирской башенке, установленной в кормовой части башни и снабженной дальномером, размещался 7,62-мм пулемет. Второй пулемет был спарен с пушкой. Пушка танка имела двухплоскостной стабилизатор наведения. На «Конкероре» устанавливался 12-цилиндровый бензиновый двигатель «Метеор» мощностью 810 л.с. Экипаж состоял из четырех человек. В 1966 году танк был снят с вооружения английской армии.

Сравнение зарубежных тяжелых танков с советским Т-10М будет явно в пользу последнего. Оба серийных западных танка - М103 и «Конкерор» - уступали нашему по боевой эффективности. Советский танк имел наиболее мощное бронирование башни, несколько уступая по броневой защите «Конкерору» в целом и превосходя оба иностранных танка по подвижности. Зарубежные танки имели гораздо большую массу и высоту, вдвое меньший запас хода, низкую максимальную скорость и оснащались бензиновыми двигателями. В отличие от Т-10М у них не было противоатомной защиты, оборудования подводного вождения, а на американском танке, кроме того, отсутствовал стабилизатор вооружения.

Из книги Военная мысль в СССР и в Германии автора Мухин Юрий Игнатьевич

Танки Тухачевского Возьмем его детище – тяжелый танк Т-35. Весил 54 т, имел 5 башен, 3 пушки, 4 пулемета, 11 человек экипажа. Был украшением всех парадов. Но не мог взобраться на горку крутизной более 15 градусов, а на испытательном полигоне – вылезти из лужи. Уже тогда никто не

Из книги Военная мысль в СССР и в Германии автора Мухин Юрий Игнатьевич

Современные танки в бою О том, как смотрят на применение танков нынешние специалисты, хорошо видно из статьи В. Ильина и М. Никольского «Современные танки в бою» в журнале «Техника и оружие», № 1, 1997 г. Хотя статья в общем посвящена сравнению наших и израильских танков, но

Из книги 1953 год. Смертельные игры автора Прудникова Елена Анатольевна

«Танки-шоу» Итак, девять из десяти за то, что около двенадцати часов дня 26 июня 1953 года Берия был убит на месте при штурме его особняка. А в два часа дня расположенная в Наро-Фоминске Кантемировская танковая и Таманская пехотная дивизии получили приказ войти в столицу и

Из книги Великая окопная война [Позиционная бойня Первой мировой] автора Ардашев Алексей Николаевич

Танки Наступит день, когда наука породит машину или силу столь страшную, столь беспредельно устрашающую, что даже человек - воинственное существо, обрушивающее мучения и смерть на других с риском принять мучения и смерть самому, - содрогнется от страха и навсегда

Из книги СС - инструмент террора автора Уильямсон Гордон

ТАНКИ К тому времени, когда в 1942 году в Ваффен-СС началось формирование первых танковых полков, легкие танки PzKfw-1 (в советском обозначении Т-1) имевшие слабое вооружение и тонкую броню, составляли уже незначительную часть танкового потенциала. Их продолжали использовать в

Из книги Партизаны принимают бой автора Лобанок Владимир Елисеевич

Танки горят На участке обороны алексеевской бригады особенно трудно было партизанам отражать наступление танков. Мы предвидели, что каратели не преминут воспользоваться особенностями здешней местности, сравнительно доступной для действия мотомеханизированных войск,

автора Дроговоз Игорь Григорьевич

ТАНКИ И СПЕЦНАЗ Воевать, впрочем, собирались не только танковыми клиньями. В начале пятидесятых годов в армии и Министерстве госбезопасности началось формирование частей специального назначения, которые должны были ковать победу в тылу противника.Планы будущей войны

Из книги Танковый меч страны Советов автора Дроговоз Игорь Григорьевич

ТАНКИ В БОЮ К началу 70-х годов советские танкисты успели поучаствовать и в других вооруженных конфликтах, причем на территориях своих союзников, защищая «завоевания социализма». Танковая дубина стала основным средством вразумления впадавших в ересь братьев по классу.

Из книги Маленькие «Тигры» автора Мощанский Илья Борисович

Разведывательные танки В первые годы Второй мировой войны с задачами разведки и связи, осуществляемыми в интересах танковых и моторизованных частей германского вермахта, неплохо справлялись бронеавтомобили. Специально сконструированных разведывательных танков в

автора Коломиец Максим Викторович

ТАНКИ Т-41 И Т-37 Работы по проектированию новых образцов отечественных плавающих танков начались в феврале-марте 1932 года, когда еще полным ходом шли работы по Т-33. В докладе «О ходе работ по проектированию новых типов танков», направленном руководством УММ РККА в Совет

Из книги «Чудо-оружие» Сталина. Плавающие танки Великой Отечественной Т-37, Т-38, Т-40 автора Коломиец Максим Викторович

ТАНКИ Т-37А Учитывая опыт, накопленный при проектировании машин T-4I и Т-37, Управление механизации и моторизации РККА приняло решение о разработке нового плавающего танка для принятия его на вооружение Красной Армии. Предполагалось, что машина «по компоновке будет

Из книги «Чудо-оружие» Сталина. Плавающие танки Великой Отечественной Т-37, Т-38, Т-40 автора Коломиец Максим Викторович

ТАНКИ Т-38 Эксплуатация плавающих танков в войсках выявила у них большое количество недостатков и недоработок. Выяснилось, что у Т-37А ненадежна трансмиссия и ходовая часть, часто спадают гусеницы, мал запас хода, недостаточен запас плавучести. Поэтому КБ-Т завода № 37

Из книги «Чудо-оружие» Сталина. Плавающие танки Великой Отечественной Т-37, Т-38, Т-40 автора Коломиец Максим Викторович

ТАНКИ Т-40 11 февраля 1937 года Автобронетанковое управление РККА утвердило тактико-технические требования на проектирование опытного образца плавающего колесно-гусеничного разведывательного танка под обозначением Т-39. Согласно требованиям, машина должна была иметь

Из книги Танки на Москву [сборник] автора Лукин Евгений Валентинович

Танки на Москву 1На этом кладбище не было ни крестов, ни деревьев, ни певчих птиц. Оно раскинулось на большом пустыре, поблизости от железнодорожной ветки, представляя собою скопище бронемашин, подбитых во время штурма Грозного. Картина впечатляла: искореженные танки

Из книги Самые первые танки автора Федосеев Семён Леонидович

ТАНКИ У БАПОМА 21 августа британцы начали сражение у Бапома. Танковые бригады распределили по соединениям 3-й и 4-й британских армий.Танки 1-й и 2-й бригад эшелонировали в соответствии с возможностями машин: 2 батальона Mk IV действовали до второго рубежа атаки, 1 батальон Mk V и 1

Из книги Авиация Красной армии автора Козырев Михаил Егорович

В конце 40-х годов с тяжелыми танками в Советской Армии сложилась достаточно странная ситуация. На вооружении состояли три типа - ИС-2, ИС-3 и ИС-4, каждый из которых не мог рассматриваться в качестве основной тяжелой машины на перспективу. В связи с этим в конце 1948 года ГБТУ выдало техническое задание на новую машину.

Основным требованием являлось ограничение боевой массы - не более 50 т. Разработчиком было определено КБ Челябинского завода Министерства транспортного машиностроения СССР. Главным конструктором, ответственным за объект 730 (такое обозначение получил проект нового танка), назначили Ж. Я. Котина. Официально машина получила название ИС-8.


В апреле 1949 года был разработан техпроект. Сейчас уже неизвестно, от кого исходила эта идея, но объект 730 стал прямым развитием линии танка ИС-3. Форма корпуса, особенно характерный «щучий нос», литая башня обтекаемой-формы вызывали прямые ассоциации с ИС-3.

В мае для отработки основных функциональных решений построили деревянный макет в натуральную величину, а затем в опытном цехе началось изготовление первого прототипа ИС-8. После проведения заводских испытаний выяснилось, что в целом машина удовлетворила техзадания, и было принято решение о выпуске установочной партии из 10 танков. Они прошли еще два этапа заводских испытаний в 1949 году, после чего в апреле - мае 1950 года на НИБТ полигоне в подмосковной Кубинке состоялись госиспытания.

По их результатам Государственная комиссия рекомендовала начать серийное производство ИС-8, но с доработками. В частности, недостаточным признали ресурс двигателя. Поэтому летом 1950 года в районе города Мары в Туркмении были проведены испытания на гарантийный ресурс двигателя, а осенью - войсковые испытания. Однако, не все было хорошо с новой машиной: пришлось производить много доработок, вследствие чего танк прошел большой цикл повторных и контрольных полигонных и заводских испытаний, которые закончились только к декабрю 1952 года. При этом проект менялся несколько раз, в результате чего машина получила сначала индекс ИС-9, а затем и ИС-10.

В марте 1953 года умер И. В. Сталин, после чего аббревиатура «ИС» канула в лету. В конце года танк был принят на вооружение Советской Армии уже под обозначением Т-10. Сварной корпус его имел сложную коробчатую форму с лобовой частью в форме «щучьего носа». Борта составные, из верхней наклонной и нижней гнутой частей. Верхний кормовой лист корпуса был выполнен откидным для обеспечения доступа к агрегатам трансмиссии. Днище корпуса штампованное, корытообразной формы. В задней части (под силовой передачей) днище плоское. Жесткость днища усиливалась также вваренными в него кронштейнами балансиров. Для обслуживания агрегатов и механизмов в днище имелись люки и отверстия, закрытые броневыми крышками или пробками на резьбе. Место механика-водителя находилось впереди по оси машины. Для посадки имелся люк треугольной формы, закрываемый сдвижной крышкой. Наблюдение за местностью механик-водитель вел через три прибора: один из них ТПВ-51 устанавливался в крышке люка, два других ТИП - в окнах верхней части лобовых листов корпуса.

Башня литая, обтекаемой формы с переменными углами наклона стенок и переменной толщиной от 250-мм в носовой части до 40-мм на литой части крыши. Башня устанавливалась на шариковой опоре над вырезом подбашенного листа крыши корпуса танка. Передняя часть крыши башни отливалась заодно с корпусом башни, а задняя изготавливалась из броневого листа и вваривалась в крышу. В этом листе справа располагался люк заряжающего, над которым монтировалась установка зенитного пулемета. Слева располагался люк, над которым размещалась командирская башенка. В передней части люка командира танка находился прибор наблюдения ТПКУ, а по окружности верхнего погона башенки - семь приборов наблюдения. Кроме того, в башне имелись еще три прибора ТПБ-51: один для наводчика и два для заряжающего. Механизм поворота башни планетарный, с самотормозящей червячной парой, с ручным и электрическим приводами.

122-мм танковая пушка Д-25ТА с длинной ствола 48 калибров и спаренный с ней 12,7-мм пулемет ДШКМ были установлены в литой маске. Пушка имела двухкамерный дульный тормоз и горизонтальный автоматический клиновой затвор. Начальная скорость бронебойного снаряда составляла 795 м/с. Прицельная дальность стрельбы с помощью телескопического прицела ТШ2-27 составляла 5000 м, а с помощью бокового уровня 15000 м. Заряжание облегчалось за счет применения механизма досылания. Скорострельность при этом составляла 3-4 выстрела в минуту, а при заряжании вручную 2-3 выстрела в минуту.

На турели люка заряжающего устанавливался зенитный 12,7-мм пулемет ДШКМ, снабженный коллиматорным прицелом К10-Т. Боекомплект пушки состоял из 30 выстрелов раздельного заряжания, размещенных в хомутиковых и лотковых укладках. Боекомплект пулеметов насчитывал 1000 патронов, 300 из них к спаренному пулемету были уложены в шести штатных патронных коробках, а 150 к зенитному пулемету - в трех специальных патронных коробках, 550 патронов боекомплекта находились в цинковых коробках. 12-цилиндровый четырехтактный V-образный дизельный двигатель В-12-5 жидкостного охлаждения с рабочим объемом 38 880 см3 и максимальной мощностью (без воздухоочистителя и противодавления на выпуске) 700 л. с. при 2100 об/мин устанавливался на постаменте, состоявшем из четырех кронштейнов, приваренных к бортам и связанных между собой продольными угольниками.

Двигатель В-12-5 относился к дизелям типа В-2. Его основные особенности: установка центробежного нагнетателя воздуха АМ-42, что позволило увеличить его мощность; установка на верхнем картере двигателя двух суфлеров; оборудование двигателя комбинированным масляным фильтром Кимаф-3; наличие двойного подвода масла к коленчатому валу; установка маслозакачивающего насоса с электромотором для обеспечения двигателя смазкой при запуске; наличие привода для электротахометра; отсутствие выпускных коллекторов. В топливную систему танка входили три внутренних бака - два задних емкостью по 185 л и один передний на 90 л. Все три бака соединялись между собой трубопроводами, а передний соединялся также с топливораспределительным краном. На крыльях в корме танка было установлено по одному наружному топливному баку емкостью по 150 л каждый. Наружные баки подключались к топливной системе танка. Таким образом, общая емкость всех баков составляла 760 л.

Начиная с июня 1955 года устанавливались внутренние задние топливные баки емкостью 270 л каждый. Вследствие этого общая емкость баков возросла до 930 л. На танке имелись комбинированные воздухоочистители инерционного типа. Система охлаждения жидкостная, закрытая, эжекционная. Запуск двигателя осуществлялся электростартером СТ-700 или сжатым воздухом.

Ведущие колеса заднего расположения имели съемные венцы с 14 зубьями. На каждом борту было 7 литых сдвоенных опорных катков с металлическим ободом и три поддерживающих катка. Подвеска независимая, с пучковым торсионом и упругим упором. Пучковые торсионы имели 7 стержней с шестигранными головками. Гусеница мелкозвенчатая, цевочного зацепления. Каждая гусеница состоит из 88 траков шириной по 720-мм с шагом 160-мм.

На танке устанавливали радиостанцию 10РТ-26Э и внутреннее переговорное устройство ТПУ-47-2 на четыре абонента. В 1955 году были созданы две опытные машины - объект 267 сп.1 со стабилизатором наведения в вертикальной плоскости и объект 267 сп.2 с двухплоскостным стабилизатором. Годом позже эти новшества были внедрены на новой модификации Т-10А (объект 730А). Пушка со стабилизатором в вертикальной плоскости ПУОТ-1 «Ураган» получила обозначение Д-25ТС. На Т-10А вместо прицела ТШ-2-27 установили перископический оптико-гироскопический прицел ТПС-1 и дублирующий телескопический прицел ТУП. Механик-водитель получил активный прибор ночного видения ТВН-1 и для ориентации гирополукомпас ГПК-48. В результате установки пушки с измененными приводами, а также для улучшения бронезащиты башню и маску орудия модернизировали.

Для уменьшения загазованности боевого отделения на стволе пушки был установлен эжектор. Дополнительно ввели механизм досылания снаряда и заряда, новый подъемный механизм со сдающим звеном и гальваноударное устройство в затворе. В 1957 году была принята на вооружение новая модификация танка Т-10Б (объект 730Б). Основное ее отличие - применение уже двухплоскостного стабилизатора ПУОТ-2 «Гром» и прицела Т2С-29-14. В остальном танк был подобен Т-10А. Вскоре последовала более серьезная модернизация. В КБ Пермского завода № 172 создали новое 122-мм орудие М-62-Т2 (2А17) с улучшенными баллистическими характеристиками.Начальная скорость бронебойного снаряда составляла 950 м/с. Пушку оборудовали двухплоскостным стабилизатором 2Э12 «Ливень» и прицелом Т2С-29-14. (В 1955 году прототип этой пушки установили на опытном объекте 264, а чуть позже на объекте 265 испытали орудие с улучшенными точностными характеристиками.)

Вместо пулеметов ДШК, как на предыдущих моделях, были установлены 14,5-мм КПВТ - спаренный с орудием и зенитный. Новый танк - объект 272 - также оснастили полным комплектом ночных приборов: командирским ТКН-1Т, наводчика ТПН-1-29-14 («Луна II») и механика-водителя ТВН-2Т. Наведение спаренного пулемета осуществлялось с помощью прицела Т2С-29, имевшего для этого специальную шкалу. Зенитный пулемет оснащался коллиматорным прицелом ВК-4, а для стрельбы по наземным целям - оптическим прицелом ПУ-1. Боекомплект состоял из 30 выстрелов с осколочно-фугасной гранатой и бронебойно-трассирующим снарядом и 744 патронов к пулеметам КПВТ.

В двигатель В-12-6 по сравнению с В-12-5 были внесены изменения в конструкцию картера, коленчатого вала, поршней, цилиндров и т. д. Мощность двигателя составляла 750 л. с. при 2100 об/мин. Машина оснащалась радиостанцией Р-113 и переговорным устройством Р-120. Танк выпускался почти 5 лет, и только в 1962 году на обоих заводах был организован выпуск танка Т-10М на основе объекта 272. В конструкцию Т-10М неоднократно вносились изменения. С 1959 года зенитными пулеметами, например, комплектовался только каждый пятый танк.

В 60-х годах 8-ступенчатую коробку передач заменили на более простую 6-ступенчатую. С 1963 года Т-10М оборудовали системой ОПВТ, что позволяло преодолевать по дну преграды глубиной до 5 м. С 1967 года в боекомплект начали включать выстрелы с бронебойно-подкалиберными и кумулятивными снарядами. Танки Т-10 первоначально поступали на вооружение тяжелых танко-самоходных полков. С 1947 года один такой полк входил в штат танковой и механизированной дивизии. По мере поступления в войска все большего количества танков Т-10, а затем и Т-10А, Т-10Б и Т-10М началось формирование тяжелых танковых дивизий. Каждая такая дивизия имела два полка тяжелых и один полк средних танков.

В 50-х и 60-х годах по мере поступления в войска все большего количества танков Т-10, а затем Т-10А, Т-10Б и Т-10М началось формирование тяжелых танковых дивизий составе Группы советских войск в Германии имелось два таких соединения - 13-я и 25-я гвардейские тяжелые танковые дивизии. «Десятки» на экспорт не поставлялись и в боевых действиях не применялись. За исключением маневров единственная крупная операция, в которой пришлось участвовать танкам Т-10М, это операция «Дунай» - ввод войск Варшавского Договора в Чехословакию в 1968 году. В 1966 году производство Т-10М прекратили.

По западным данным, было выпущено около 8000 танков Т-10 всех модификаций. Если это соответствует истине, то его можно считать самым массовым тяжелым танком в танкостроения. В последующие годы, по мере поступления в войска современных боевых машин, танки Т-10, Т-10А, Т-10Б и Т-10М передавались в парки на долговременное хранение, а частично отправлялись на разделку. Формально же они были сняты с вооружения Российской Армии в 1993 году, то есть спустя 40 лет после принятия на вооружение.

Танк Т-10 послужил базой для создания многих опытных и серийных машин.

В 1957 году был создан танк (объект 266), на котором опробовали гидромеханическую трансмиссию. В остальном это был обычный Т-10 с пушкой Д-25ТА, оснащенной, правда, стабилизатором.

С 1953 по 1956 год испытывался опытный объект 269, предназначенный для отработки прицела-дальномера.
В 1956 году на испытания вышла единственная САУ, созданная на базе Т-10. Машина имела обозначение «объект 268» и была вооружена 152-мм пушкой М-64 с начальной скоростью снаряда 720 м/с. Орудие было установлено в просторной сварной рубке с толщиной лобовой брони 187-мм. На крыше рубки устанавливались 14,5-мм пулемет КПВТ и дальномер ТКД-09. Пушка была оснащена механизмом досылания лоткового типа. В входило 35 выстрелов для пушки и 500 патронов к пулемету. Боевая масса машины равнялась 50 т, экипаж состоял из 4 человек. На вооружение эта самоходка так и не была принята.

Являлся модернизированным вариантом танка Т-10 и имел обозначение "Объект 731". Он был принят на вооружение приказом Министра обороны СССР от 11.06.1956 г. Его серийное производство было организовано в 1957 г. в Челябинске. Модернизированный танк отличался установкой пушки Д-25ТС с измененным затвором и эжекционной продувкой канала ствола, а также применением стабилизатора вертикального наведения пушки ПУОТ ("Ураган"), гирополукомпаса ГПК-48 и ИК-прибора механика-водителя ТВН-1. Вместо прицела ТШ-2-27 были установливался перископический прицел ТПС-1 и дублирующий телескопический прицел ТУП.

Представлял собой модернизированный танк Т-10А и отличался от него установкой двухплоскостного стабилизатора вооружения и нового прицела наводчика Т2С-29. На вооружение был принят приказом Министра обороны СССР в 1957 г. В этом же году был создан командирский танк Т-10БК, который отличался от линейного танка наличием дополнительной радиостанции и зарядного агрегата.

На протяжении всей войны челябинский Кировский завод был не только крупнейшим производителем тяжелых танков и самоходных артиллерийских установок, но и вел обширные поисковые работы совместно с конструкторами Опытного завода во главе с Ж. Я. Котиным. Одна из таких работ завершилась в 1944 году созданием тяжелого танка ИС-6. На нем впервые в советском танкостроении опробовали электромеханическую трансмиссию — дизель В-12у с наддувом смонтировали соосно с генератором, тот питал реверсивные электромоторы, связанные через планетарные бортовые редукторы с ведущими колесами. В одном блоке с ним был трехфазный генератор для зарядки аккумуляторов и привода вентиляторов системы охлаждения дизеля и трансмиссии.

На новой машине применили и опробованные конструктивные решения, узлы и агрегаты. Так, форма корпуса и башни, защищенных 120- и 150-мм броней, была близка к той, что у ИС-4. Основное вооружение состояло из 122-мм пушки Д-30 с начальной скоростью снаряда 790 м/с с боекомплектом в 30 выстрелов, спаренной с 7,62-мм пулеметом СГМТ-43, зенитный ДШК разместили над люком заряжающего. Ходовая часть с шестью опорными катками на борт почти без изменений была взята у ИС-2 и ИС-3.

Особо надо отметить электромеханическую трансмиссию, которая обеспечивает бесступенчатое изменение крутящего момента на ведущих колесах в зависимости от дорожных условий, а также плавные повороты любого радиуса без внутренних потерь мощности. Попытки использовать ее уникальные свойства предпринимались не только у нас. Например, в начале 1941 года в США изготовили 57-тонный танк TIEI с электропередачей, с ноября 1943 года по декабрь 1944 года компания «Дженерал электрик» и Детройтский танковый арсенал выпустили 250 танков Т-23 с некоторыми элементами ходовой части знаменитых «шерманов», а восьмицилиндровый бензомо- тор «Форд» в 500 л. с. с передачей на генератор и два электродвигателя обеспечивали 33-тонной машине скорость 56 км/ч. Тяговые электродвигатели с фрикционами, предохранявшими их от перегрузок, стояли и на германском истребителе танков «Фердинанде» («Элефант»), генераторы которого были спарены с двумя карбюраторными двигателями «Майбах».

Однако электротрансмиссии были свойственны и недостатки. Скажем, главный генератор Т-23 весил 0,9 т, у ИС-6 и того больше — 1,7 т. Из-за сильного нагрева электроустройств пришлось внедрить сложную сеть воздуховодов (на «Фердинанде» их было 101), а вентиляторы отнимали у двигателя немалую долю мощности. Добавим, расход дефицитной меди помешал серийному производству таких танков, только фирма «Нибелунген» в инициативном порядке изготовила 100 «фердинандов», впервые примененных в битве на Курской дуге.

На втором ИС-6 применили уже механическую трансмиссию, такую, как у ИС-2. Масса танка уменьшилась с 54 до 51,5 т, скорость возросла с 35 до 43 км/ч. И все же явных преимуществ перед серийными ИС-2 и ИС-3 не оказалось, и конструкторы переключились на следующую модель, которую выпустили в 1948 г.

Подобно предшественникам, предназначенным для прорыва мощных оборонительных полос противника, ИС-7 имел хорошую бронезащиту, конструкция корпуса напоминала ИС-3. В частности, лобовая часть также сваривалась из трех листов с большими углами наклона, а борта с обратным уклоном вверху (для большей жесткости) не сваривали, а гнули под прессом.

ИС-7 оснастили мощной 130-мм морской пушкой, в маске которой установили 14,5-мм пулемет КПВТ и два СГМТ-43. Еще пару СГМТ-43 жестко закрепили по бортам кормовой части башни для стрельбы назад, а пару других таких же — по бортам корпуса, для ведения огня вперед, причем всеми управляли дистанционно. Второй КПВТ, зенитный, стоял на высокой тумбе на крыше башни.

В вытянутой носовой части удалось рационально и удобно скомпоновать отделение управления. Наведение пушки и пулеметов в маске облегчили силовые электроприводы, управляемые с пульта наводчика. Из-за солидного веса снарядов экипаж пополнили вторым заряжающим, а чтобы облегчить и ускорить их работу, боекомплект из 25 выстрелов, уложенный в корме башни, подавался по транспортеру.

ТЯЖЕЛЫЙ ТАНК Т-10М ТТХ

Масса, т 51,5

Длина с пушкой, мм 10 560

Длина корпуса по крыльям, мм 7250

Ширина по гусеницам, мм 3380

Высота, мм 2550

Колея, мм 2660

База, мм 4550

Клиренс, мм 460

Вооружение: 122-мм пушка М-62-Т2 (дальность прямого выстрела 1130 м, скорострельность 3—4 выстрела в минуту), два 14,5-мм пулемета КПВТ. Мощность двигателя, л. с. 750

Скорость, км/ч 51

Запас хода, км 200—350

Емкость топливных баков, основных (дополнитель-ных), л 640(300)

Преодолеваемый подъем 32°

Допустимый крен 30°

Глубина преодолеваемого рва, м 3

Глубина преодолеваемого брода, м 1,5

Экипаж 4 человека

Морской дизель в 1050 л. с. и планетарная трансмиссия позволили 68- тонной машине развивать 59 км/ч. Естественно, высокие тяговые и динамические характеристики заставили переделать ходовую часть/ В опорных катках большого диаметра ввели внутреннюю амортизацию, в теле балансиров первых и последних катков — поршневые амортизаторы двустороннего действия. Пучковые торсионы, работавшие на скручивание и изгиб, имели по семь стержней с шестигранными головками.

Несмотря на все это, ИС-7 вышел слишком тяжелым.

Впрочем, к тому времени военные пересмотрели роль тяжелых танков в условиях боевых действий с применением ядерного оружия. Отныне прорывать оборону предстояло средним танкам, а тяжелые, следуя за ними, должны были издалека поражать мощными снарядами бронированную технику и огневые точки противника.

Созданный по новым тактико-техническим требованиям ИС-8 пошел в войска с 1950 года, воплотив все лучшее, что накопили конструкторы серийных и опытных тяжелых танков.

Его корпус повторял конфигурацию ИС-7, но был ниже. Башня литая, обтекаемая, вроде той, что была на ИС-3, однако с максимальной толщиной брони 200 мм. В ней находилась надежная пушка Д-25А, спаренная с 12,7-мм ДШК, второй такой же стоял на турели на люке заряжающего. Как на ИС-7, наведение пушки осуществлялось силовым электроприводом с пульта.

Двигатель В-12-5 с наддувом незначительно отличался от дизелей, стоявших на ИС-4 и ИС-6, но систему охлаждения выполнили по-новому. Воздушный поток, обдувавший радиаторы, создавался выхлопными газами, проходившими через короба специальной формы. Возникавший эжекционный эффект повышал действенность силовой установки: ее мощность не уходила на привод вентилятора. Трансмиссия состояла из восьмискоростной коробки передач, механизмов поворота в блоке и двухступенчатых — с цилиндрическими и бортовыми редукторами — бортовых передач. Кстати, применение планетарной трансмиссии позволило обойтись без главного фрикциона.

Ходовую часть — семь необрезиненных опорных и три поддерживающих катка на борт — постарались унифицировать с предыдущими моделями. Пучковые торсионы и поршневые амортизаторы были такими, как у ИС-7, а 730-мм гусеница — как у ИС-4. Танк оснащался автоматической системой пожаротушения.

Через несколько лет его переименовали в , потом модернизировали. Пушку Д-25ТС оснастили стабилизатором в вертикальной плоскости, эжекционной продувкой канала ствола и механизмом досылания снаряда, для механика-водителя установили ночной смотровой прибор ТВН-1 и гирополукомпас ГПК-48 — танк получил индекс Т-10А.

Улучшенный затем получил двухплоскостной стабилизатор вооружения и новый прицел. А с 1957 по 1962 год выпускался Т-1 ОМ с новой пушкой М-62-Т2, пулеметы ДШК заменили на КПВТ, двигатель форсировали до 750 л. е., что позволило развивать более 50 км/ч.

В 60-е годы на всех Танках Т-10 восьмиступенчатую трансмиссию заменили более простой в устройстве и обслуживании шестиступенчатой, с главным фрикционом. Хорошая защита, надежная конструкция, мощное вооружение, подвижность и проходимость позволили Танку Т-10 долго оставаться лучшим в мире тяжелым танком. Лишь с появлением средних танков с 115— 125-мм пушками тяжелые постепенно стали «уходить в запас»...

Авто статьи: Сергей Грянкин.


Бронекорпус танка Т-10 имел сварную коробчатую форму с лобовой частью в форме «щучьего носа». Борта – составные из верхней наклонной и нижней гнутой частей. Верхний кормовой лист корпуса выполнялся откидным для обеспечения доступа к агрегатам трансмиссии, как у Т-34.

Днище корпуса – штампованное, корытообразной формы; в задней своей части – плоское. Жёсткость его усилена вваренными кронштейнами балансиров. Для обслуживания агрегатов и механизмов имелись люки и отверстия, закрытые броневыми крышками или резьбовыми пробками.

Место механика-водителя – впереди по оси машины. В движении он мог пользоваться приборами наблюдения: ТПВ-51, установленным в крышке люка, и двумя ТИП – вверху корпуса.

Башня – литая, с переменными углами наклона стенок. Передняя часть её крыши отливалась заодно с корпусом, а задняя – приваривалась. Справа в крыше находился люк заряжающего, над которым монтировалась установка зенитного пулемёта; над люком слева размещалась командирская башенка с прибором наблюдения ТПКУ. По окружности верхнего погона башенки находились семь приборов наблюдения ТНП. Для наводчика и заряжающего в башне имелись три прибора ТПБ-51.

Толщина брони передней части – 250 мм, литой части крыши – 40 мм. Механизм поворота башни – планетарный, с ручным и электрическим приводами.

Основное вооружение – 122-мм танковая пушка Д-25ТА с длиной ствола 48 калибров, как и спаренный с ней 12,7-мм пулемёт ДШКМ, устанавливалась в литой маске башни. Пушка имела двухкамерный дульный тормоз и горизонтальный автоматический клиновой затвор. Прицел – телескопический ТШ2-27. При заряжании применялся механизм досылания, скорострельность при этом составляла 3 – 4 выстр./мин; при заряжании вручную – 2 – 3 выстр./мин. В боекомплект пушки входило 30 выстрелов раздельного заряжания, размещённых в хомутиковых и лотковых укладках. Прицельная дальность ведения огня составляла 5000 м, максимальная дальность стрельбы – 15 000 м. Начальная скорость бронебойного снаряда – 795 м/с.

На турели люка заряжающего устанавливался зенитный 12,7-мм пулемёт ДШКМ, снабжённый коллиматорным прицелом К10-Т. Боекомплект – 1000 патронов: 300 – к спаренному пулемёту и 150 – к зенитному укладывались, соответственно, в шесть и три штатные патронные коробки; ещё 550 патронов находились в цинковых коробках.







1 – передняя литая часть крыши; 2 – вварной лист крыши; 3 – колпак вентилятора; 4 – крышка люка заряжающего; 5 – отверстие для тяги крепления рамки пушки; 6 – крышка люка командира; 7 – стакан антенного ввода; 8 – отверстие для прибора наблюдения; 9 – поручень; 10 – рым; 11 – окно для прицела; 12 – пальцы для крепления рамки пушки; 13 – дождевой щиток; 14 – окно для спаренного пулемёта ДШК; 15 – отражатель



Дизельный двигатель В-12-5 – 12-цилиндровый четырёхтактный V-образный мощностью 700 л.с. при 2100 об/мин. Его основные особенности: наличие центробежного нагнетателя воздуха АМ-42, позволившего увеличить его мощность, и двух суфлёров на верхнем картере; оборудование комбинированным масляным фильтром Кимаф-3 и двойным подводом масла к коленчатому валу; установка маслозакачивающего насоса с электромотором для обеспечения смазкой при запуске; отсутствие выпускных коллекторов. Запуск двигателя осуществлялся электростартером типа СТ 700А или сжатым воздухом.

В топливную систему танка входили три внутренних бака: два задних ёмкостью по 185 л и один передний на 90 л, соединённые между собой трубопроводами. Кроме того, на крыльях в корме танка разместили по одному наружному топливному баку ёмкостью по 150 л, подключённых к топливной системе танка. Таким образом, запас топлива составлял 760 л. Начиная с июня 1955 г. стали устанавливать в корме ещё 270-литровый внутренний бак.

Система охлаждения – жидкостная, закрытая, эжекционная. На танке имелись комбинированные воздухоочистители инерционного типа.

Силовая передача состояла из планетарной коробки передач в блоке с механизмом поворота типа «ЗК» и двух двухступенчатых бортовых передач. Всего обеспечивалось восемь передач вперёд и две назад. Главный фрикцион в его классическом понимании в трансмиссии отсутствовал, нейтральное положение в механизме передач и поворотов можно было получить при его выключении. Передний фрикцион предназначался лишь для включения заднего хода.

Ходовая часть танка имела ведущие колёса заднего расположения со съёмными венцами с 14 зубьями. На каждом борту было по семь литых сдвоенных опорных катков с металлическим ободом и по три поддерживающих катка. Подвеска танка – независимая, с пучковыми торсионами по семь стержней. Внутри балансиров крайних подвесок располагались гидравлические амортизаторы двустороннего действия. В качестве подрессорников применялись буферные пружины.

Гусеница – мелкозвенчатая, цевочного зацепления. Число траков в каждой цепи – 88, шаг трака – 160 мм, ширина – 720 мм.

Система электрооборудования – однопроводная, 24-вольтовая. Применялись генератор Г-74 и четыре аккумуляторные батареи.

Связь устанавливалась радиостанциями 10РТ-26Э, внутренняя – ТПУ-47-2 на четыре абонента.

Танк оборудовался также автоматической углекислотной системой ППО с термозамыкателями. Для дымопуска использовались две сбрасываемые шашки БДШ-5.





В 1950 г. в ленинградском СКБ-2 (с 1951 г. – Особое конструкторское бюро танкостроения, ОКБТ) началась разработка систем стабилизации вооружения танка Т-10. Это позволило бы существенно поднять вероятность попадания в цель при стрельбе с ходу. Дело в том, что для произведения прицельного выстрела требовалась небольшая остановка танка хотя бы на пару минут – это называлось «вести стрельбу с коротких остановок». В таких случаях наводчик, обнаружив цель, отдавал команду механику-водителю: «Короткая», и водитель должен был моментально остановить машину. Наводчик уточнял наводку орудия, производил выстрел, после чего движение продолжалось. При этом снижался темп атаки, увеличивалось время пребывания под прицельным огнем противотанковой артиллерии противника.

Лишь на сравнительно ровной местности наводчик мог произвести прицельный выстрел на ходу и без остановки танка. Однако статистика показывала, что и в этом случае вероятность поражения цели составляла всего 1 – 2%, то есть на 100 выстрелов оказывалось 1 – 2 попадания. Учитывая, что боекомплект большинства танков не превышал 50 снарядов, можно было считать, что при стрельбе с ходу танк, даже расстреляв весь свой боекомплект, мог вообще не попасть в цель.

Рассматривалось два варианта стабилизации танкового вооружения. В первом силовая стабилизация пушки и башни, при которой орудие и жёстко связанный с ним прицел постоянно следят за целью. Во втором – предусматривались высокоточная стабилизация поля зрения прицела и силовая подстабилизация пушки и башни. Недостатком первого варианта являлось то, что при заряжании, когда пушка блокировалась на заданных углах возвышения, наводчик лишался возможности наблюдать за целью. Второй вариант был лишён такого недостатка, что значительно облегчало условия работы наводчика, но оказался намного сложнее в изготовлении и эксплуатации. Конструкторы ОКБТ под руководством Г. Андандонского пошли по более сложному пути. Они разработали совместно с Красногорским механическим заводом технический проект, предложив на первом этапе стабилизировать вооружение только в вертикальной плоскости, колебания в которой имели наибольшее значение для поражения цели.

Такая система стабилизации испытывалась на опытном экземпляре машины, зарегистрированной как «объект 267 сп.1» (сп.1 – первая спецификация). Разработчики применили принципиально новый перископический оптико-гироскопический прицел ТПС-1 (танковый перископический стабилизированный), одно из его зеркал стабилизировалось в вертикальной плоскости с помощью гироскопического устройства. Точное наведение обеспечивал электрогидравлический привод за счёт работы датчика по разности углов установки прицела и пушки.



1 – прилив для прицела ТПС-1, 2 – кронштейн прицела ТПС-1, 3 – колпак вентилятора, 4 – крышка люка заряжающего, 5 – стакан антенного ввода, 6 – крышка люка командира, 7 – поручень, 8 – отверстие для прибора наблюдения, 9 – рым, 10 – отвер-стие для тяги крепления рамки пушки, 11 – дождевой щиток, 12 – окно для прицела, 13 – окно для пулемёта ДШК


Испытания показали, что такая система «с независимой линией визирования» оказалась значительно эффективнее «зависимой», принятой позднее на среднем танке Т-54/55, в которой от датчиков гироскопа стабилизировалось орудие, а прицел имел с ним жёсткую механическую связь. Таким образом, модернизированное орудие Д-25ТС получило одноплоскостной стабилизатор ПУОТ-1 «Ураган».

Установка новых приводов повлекла за собой изменение формы броневой маски и передней части башни. Характерным внешним отличием орудия Д-25ТС стало наличие на его стволе эжектора, позволившего существенно снизить загазованность боевого отделения во время стрельбы.

В середине 1955 г. на Кировском заводе изготовили пять образцов танка «объект 267 сп.1» и провели полный цикл испытаний системы стабилизации.

Танк Т-10 с одноплоскостным стабилизатором орудия был принят на вооружение Советской Армии под обозначением Т-10А постановлением Правительства № 649-378сс от 17 мая и приказом министра обороны от 11 июня 1956 г. В том же году на Челябинском тракторном заводе началось серийное производство таких машин, получивших обозначение «объект 730А». В 1956 г. успели построить 30 танков Т-10А.

Одновременно со стабилизацией орудия на Т-10 были также внедрены прибор ночного видения механика-водителя ТВН-1 и гирополукомпас ГПК-48.



Рекомендуем почитать

Наверх