Возникновение государственности у восточных славян. Факторы возникновения и особенности государства у восточных славян

Мода 25.09.2019
Мода

В самом начале статьи надо отметить, что вопрос возникновения государственности у восточных славян, сложен и неоднозначен. Ему посвящены многие книги и научные труды. В паре абзацев не раскрыть всю многогранность и глубину темы. Целью же этого текста является создание общей картины в голове читателя, попытка заинтересовать его в расширении знаний и дать представление о прошлом.

Было определено, что образование государства у восточных славян шло с IV по IX века. Началом Киевской Руси принято считать 882 год, когда Вещий Олег объединил Новгород и Киев. Ещё раньше, в 862 году, варяжский князь Рюрик был призван на княжение в Новгород – некоторые учёные называют эту дату отсчётом государственности.

Возникновение государственности у восточных славян

О чём же свидетельствовало призвание варягов? О том, что к тому времени уже сформировался какой-никакой государственный аппарат, и, грубо говоря, Рюрика было куда приглашать – именно так говорит «прославянская» теория.

Норманнистская теория, в противовес, утверждает, что государственность восточных славян целиком и полностью образовалась благодаря князьям варягам.

Холодная война между двумя взглядами на славянскую историю длится и по сей день. Её не позволяет преодолеть малое количество источников. В таком положении особенно важной становится научная этика, ведь для доказательства своей правоты стороны готовы на губительные для мировой истории, неэтичные поступки вроде замалчивания неугодных фактов.

Современный же взгляд на исторический спор заключается в компромиссе. Если говорить о наиболее распространённой в России точке зрения (в частности, преподаваемой в школах), то она звучит так: «Да, варяги были призваны на княжение и способствовали возведению порядка в землях славян, но основной процесс зарождения государства исходил из ряда закономерностей и причин, на которые норманны вовсе не влияли».

А именно:

— Ещё до призвания Рюрика начался переход от родовой общины к соседской. Важная веха в — развитии народов.

— У восточных славян, несмотря на разделения племён, уже существовал общий язык.

— До IX века шло социальное расслоение. У славян уже существовали свои князья, родовая знать.

— У славян формировались чёткие границы своих земель.

— Ещё до призвания Рюрика формировалось ремесло и развивалось хозяйство. Уже существовал подсечно-огневой способ, бортничество и т.д.

— Задолго до появления древнего государства у восточных славян уже существовали деньги.

— Правславянское самосознание возникло задолго до княжения Рюрика на Дунае, то есть уже тогда славяне считали себя единым народом.

Повесть временных лет

Одним из основных источников сведений о появлении государства восточных славян является «Повесть временных лет». Этот культурный памятник действительно бесценен и не раз помогал исследователям. Но, как известно, для подтверждения факта нужно более двух источников. И при критическом подходе зачастую оказывалось, что «Повесть временных лет» передавала события не точно, а где-то автор вовсе мистифицировал события.

Повесть временных лет

Роль государства в жизни самих славян была настолько же велика, как и роль природы, дарившей жизнь. Вся история России от Киевской Руси до новейшего времени говорит о том, что государство был властецентрично. И истоки этого явления лежат как раз-таки в древности, когда поляне, древляне, родимичи, кривичи, словене и ряд других племён организовались в огромную страну на востоке Европы. Славянам приходилось терпеть тяжёлые природные условия и постоянные набеги кочевников. Из-за такого положения формировался жёсткий гос. аппарат, который использовал насилие в значительной степени больше, чем другие методы.

История. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ Николаев Игорь Михайлович

Образование государства у восточных славян

В озникновение государства – закономерный этап в развитии общества. Это очень длительный процесс, поэтому любое событие, обозначающее переход к государственным формам жизни людей, весьма условно.

Первобытное общество могло существовать, руководствуясь двумя основными принципами, регулировавшими социальную жизнь: обычаем (традицией) и правом сильного. Этих принципов было достаточно, пока сородичи не слишком отличались друг от друга своими интересами и устремлениями. Вековые традиции редко оспаривались, поэтому не было необходимости в каком-то специальном механизме, призванном обеспечить их соблюдение, т. е. в государстве.

Однако первобытное общество постепенно изменялось, отношения между сородичами становились всё более разнообразными, а жизнь рода – всё менее замкнутой. Мы уже упоминали о разложении родовой общины и переходе к соседской общине у восточных славян. Интересы отдельной семьи уже не всегда совпадали с общими интересами, что разрушало род изнутри. Возникла необходимость создать новые, более сложные правила (постепенно обретавшие форму правовых норм и законов) и добиться их исполнения. Появилось имущественное неравенство, неравенство возможностей, так как не только совершенствовалась экономическая основа жизни людей, но и более разнообразными становились источники, из которых люди черпали средства к существованию. Например, в жизни рода все большую роль стала играть военная добыча. Эти факторы оказывали влияние на появление имущественного неравенства между людьми, которое закреплялось в праве частной собственности.

Безусловно, отрицать экономический фактор в появлении государства (рост производительности труда, возникновение излишков, неравенство и т. д.) было бы ошибочным, но и сводить всё только к хозяйственной деятельности людей нельзя.

Государство возникает тогда, когда у большинства членов общества появляется необходимость ограничить родовую власть (патриархальную власть старейшин, опирающуюся на традиции и собственный моральный авторитет). На первых порах основными функциями государственной власти были суд и война (защита занятых производительным трудом общинников, которые брались за оружие только в случае особо серьёзной угрозы; обеспечение безопасности торговых сношений; грабительские набеги на соседей).

Возникновение Киевской Руси хронологически вписывается в процесс государствообразования, протекавший в IX–X вв. на территории Северной, Центральной и Восточной Европы. В первой половине IX в. образовалось Великоморавское княжество, на рубеже IX–X вв. – Чешское. В середине IX в. шло объединение польских племён, а во второй половине X в. было создано Древнепольское государство. В IX в. сложилась государственность в Хорватии и на сербских землях. IX в. – время появления объединённого Англосаксонского королевства, а Х в. – Датского.

В VIII–IX вв. у восточных славян родовой уклад жизни был основательно разрушен и не являлся серьезным препятствием на пути зарождения государства. Соседские общины уже не могли управляться на основе старых племенных обычаев. Всё это потребовало создания новых правил, новых норм общежития.

Соседские общины и отдельные семейные дворы были слишком слабы, чтобы самостоятельно обеспечить свою безопасность. Естественным гарантом безопасности становился князь, который располагал дружиной и укреплённым пунктом (городом). Земледельческие общины постепенно отдавались под покровительство князя и его дружины. В IX в. продолжалось постепенное усиление княжеской власти. Этот процесс ускорялся под воздействием внешних факторов: на севере Восточно-Европейской равнины постоянным явлением стали набеги варягов, на юге обострилась вражда славянских и тюркских племён.

В исторической науке давно возник спор об образовании государственности у славян. Долгие годы большим авторитетом пользовалась норманнская теория, в которой преувеличивалась роль скандинавских воинов в становлении восточнославянской государственности. Преуменьшать же роль варягов в политических процессах, происходивших в славянском обществе, тоже неправильно, поскольку крайний антинорманнизм вступает в противоречие с известными нам фактами. Можно сказать, что государство восточных славян сложилось не благодаря скандинавам, но при их участии.

В «Повести временных лет» летописец сообщает, что в 862 г. новгородский старейшина Гостомысл, будучи бездетным, перед смертью пригласил в Новгород норманнского князя Рюрика с дружиной. Рюрик, перебив знатных новгородцев, обосновался в городе и стал править. После его смерти власть захватил предводитель одного из варяжских отрядов Олег. В 882 г. Олег предпринял поход на Киев. Он сумел хитростью выманить варягов Аскольда и Дира из ранее захваченного ими Киева и убил их. Захват Киева позволил политически объединить территории, расположенные вдоль пути «из варяг в греки». Олег, сделавший Киев своим стольным градом, продолжал властвовать и над новгородцами.

Объединение большинства восточнославянских племён вокруг Киева было не слишком прочным и не очень обременительным. Власть киевского князя сводилась к сбору дани (полюдью) и разбирательству межплеменных споров и тяжб.

После смерти Олега в Киеве стал княжить сын Рюрика – Игорь. При этом князе в 945 г. произошло первое восстание древлян. Ненасытность князя Игоря при сборе дани возмутила древлян – они перебили дружину, а князя казнили. Жена Игоря Ольга, отомстив древлянам за убийство мужа, всё же вынуждена была упорядочить сбор дани, установив уроки (размер дани) и погосты (места сбора).

Так постепенно под властью Киева (вокруг племени полян) произошло складывание Древнерусского государства – Киевской Руси. Это было раннефеодальное государство, так как в нём сохранялись пережитки родового строя: элементы военной демократии (взаимоотношения князя с дружиной, ополчение), существование веча в различных городах и племенных объединениях, кровная месть.

Во главе государства стоял великий князь киевский, при котором существовал совет из наиболее знатных и могущественных князей и бояр. Княжеские дружинники ведали сбором дани, податей, осуществляли суд, разбирали мелкие дела и пр. В города назначались специальные княжеские представители (посадники). В вассальной зависимости от князя находились его родственники, князья удельных земель, бояре, владевшие большими вотчинами и имевшие свою дружину.

Прослеживается постепенное усиление власти киевских князей над племенными союзами славян. Киевский князь объединял славянские и неславянские земли как силой, так и путём различных соглашений. Древлян Олег покорил насильно, Владимир таким же образом присоединил радимичей. Ко времени правления Святослава с племенными князьями в основном было покончено – они стали просто посадниками киевского князя. Князь Владимир посадил своих сыновей в разных зависимых от Киева землях. Однако властвовал князь не безраздельно. Княжеская власть была ограничена элементами сохранившегося народного самоуправления. Активно действовало в IX–XI вв. народное собрание – вече.

Из книги Очерки по истории отечественной физической культуры и олимпийского движения автора Деметер Георгий Степанович

Физические упражнения и игры у восточных славян В начале новой эры на территории Восточной Европы сложились многочисленные племена славян. Как и другие народы, они были вовлечены в миграционные процессы, начавшиеся в конце IV века, – так называемое великое переселение

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЛА) автора БСЭ

Из книги Русская мифология. Энциклопедия автора Мадлевская Е Л

Гипотеза об «основном» мифе восточных славян Сведения по восточнославянской мифологии из ранних письменных источников и поздних верований, накопленные к середине XX века, позволили известным ученым В. В. Иванову и В. Н. Топорову выдвинуть гипотезу об «основном» мифе,

Из книги История Беларуси автора Довнар-Запольский Митрофан Викторович

Из книги Камасутра. Энциклопедия любви автора Самсонов Сергей Анатольевич

Из книги 100 великих монастырей автора Ионина Надежда

Из книги История государства и права России автора Пашкевич Дмитрий

Из книги Славянская энциклопедия автора Артемов Владислав Владимирович

1. Предмет, задачи и метод истории государства и права России. Периодизация отечественной истории государства и права История государства и права России изучаетполитические и правовые институты, существовавшие в процессе исторического развития Российского

Из книги История автора Плавинский Николай Александрович

2. Возникновение государства у восточных славян. Образование Древнерусского государства. Теории происхождения Древнерусского государства Сведения о прославянах (предках славян) упоминаются в археологических источниках на протяжении двух тысячелетий. Со временем они

Из книги История. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ автора Николаев Игорь Михайлович

Из книги Здоровье мужчины после сорока. Домашняя энциклопедия автора Бауман Илья Абрамович

Занятия, общественный строй, верования восточных славян Угроза кочевников способствовала появлению военно-общинной организации племён, короткий земледельческий год – организации коллективного труда, избыток свободной земли и малочисленное население – позднему

Из книги автора

Государственность восточных славян Древняя Русь – раннефеодальная монархия с элементами федерализма.Теории возникновения государства у восточных славян: норманнская, антинорманнская, природно-исторического процесса.Причины возникновения государственности: кризис

Из книги автора

Монгольское завоевание. Образование монгольского государства Татары и монголы (монгольские племена) проживали севернее Китая.1162–1227 гг. – подчинение ханом Темучином татаро-монгольских племён и проведение военной реформы.1205 г. – провозглашение Темучина великим ханом

Из книги автора

Образование Российского государства Предпосылки создания единого государства и объединение русских земельСоциально-экономические предпосылки:– развитие феодального землевладения;– стремление бояр приобретать земли за пределами своих княжеств.Духовные

Из книги автора

Быт и занятия восточных славян Длительное время у славян сохранялся патриархальный племенной быт. Каждое племя состояло из родов – совокупности родственных друг другу семей, живших вместе, владевших общей собственностью и управляемых старейшинами. Родовые старейшины

Из книги автора

Советы восточных мудрецов Китайская энергетическая гимнастика Китайская религия дао, берущая начало во II веке до нашей эры, считала секс божественным занятием, без которого на Земле не будет гармоничного распределения мужского (ян) и женского (инь) начал. Все даосские

Добрый день, дорогие друзья музы Клио. Кто это? Это одна из покровительниц искусств и наук у древних греков – муза Истории! А с Вами Коцарь Евгений Сергеевич, лучший учитель России, эксперт ЕГЭ. Сегодня мы начнем курс подготовки к ЕГЭ по истории с лучшим учителем России. Тема и вопрос занятия – как возникло государство восточных славян?

История России начинается с истории . Кто это? Это целая группа родственных друг другу племенных союзов, отколовшихся от славянского этнического пласта. К VIII-IX вв. , с которых и начнется наш разговор, они контролировали обширные пространства Восточно-Европейской (Русской) равнины, от Балтийского до Черного морей, от Карпатских гор до верхнего Поволжья.

Основным источником по истории Древней Руси для нас будут Это погодные исторические записи, рассказывавшие события произошедшие «от лета до лета», аналог европейских хроник.

«Откуда есть пошла земля русская». Нестор, ПВЛ.

Так начинается первая русская летопись. А если точнее – (ПВЛ). Это основной источник по ранней истории славян, написанный ок. 1116 года монахом Киево-Печерской лавры (монастыря) Нестором.

Мы заговорили об исторической карте. Давайте сразу условимся, что как только речь заходит о географических объектах, войнах, экономическом развитии и торговле, мы начинаем работать с картой. Именно работать, а не смотреть на нее. Самостоятельно наносить те события и факты, о которых мы говорим, на карту. Ту карту, которую Вы нарисовали собственноручно, Вы не забудете. А это очень пригодится Вам при работе к и для лучшего визуального закрепления материала.

Тенденции развития истории России

Итак, мы охарактеризовали восточных славян и их соседей. Какие важные выводы мы можем сделать? Открытый характер равнины, где расселились восточные славяне, диктовал две тенденции развития:

1. Постоянную военную угрозу. Через огромные степные ворота от Уральских гор до Каспийского моря в южные степи постоянно вторгались кочевники. Шел процесс из Азии в Европу, и Русь постоянно была в гуще этих событий.
2. Соседство с разноязыкими племенами могло развиваться и в духе хозяйственного взаимодействия, этнической и языковой ассимиляции. Земли было много, слабые племена просто отступали. Еще одна черта истории славян – расширение ареала своего обитания на восток и север, в сторону Волги и Северного Ледовитого океана.

Что в результате?

Как появилось государство у славян? Исторический спор

Мы видим, что и у словен, и у полян Нестор называет имена правителей – Это, как минимум, также, как и создание – укрупнение племен под общей властью, говорит о зачатках государственности у славян IX века. Мы подошли к первой ключевой дате русской истории.

862 год – начало истории России.

Словене призвали на княжение в Новгород Рюрика (с Синеусом и Трувором).

Этот факт стал основанием для написания (опирается на скандинавские саги), авторы немецкие историки XVIII века Баейрн, Миллер, Шлецер. В свою очередь, на этой теории во многом основывается русская история. Норманистами были все классики русской государственной школы истории XIX века – те люди, которые и написали ту историю России, которую мы изучаем в школе.

Каковы основные положении норманнской теории?

  • Рюрик – скандинав (викинг,
  • У новгородских словен не было власти
  • Рюрик основал государство славян
  • Славяне не были способны организовать государство в силу отсталости
  • Название страны Русь – от руссы, россы (этноним викингов Скандинавии)

История как наука, предмет, цели и принципы её изучения.

Содержанием истории как науки является исторический процесс. Он раскрывается в явлениях человеческой жизни, которые касаются жизни народов и государств, деятельности отдельных лиц, международных отношений.
Предметом курса отечественной истории является российский исторический процесс от древности до современности.
В деле возрождения Отечества наряду с экономическими факторами важную роль играет интеллектуальный потенциал общества, А это в некоторой степени зависит от высшей школы, от места и значения в ней гуманитарных наук. В процессе изучения истории у человека формируется историческое сознание, в содержание которого входит ряд элементов:
1. Знание фактов истории;
2. Способность рассматривать реальную действительность во всех трех временных измерениях: в прошлом настоящем, будущем;
3. Обобщенный исторический опыт и вытекающие из него уроки истории;
4. Социальное прогнозирование на основе изучения общественных процессов.
При формировании исторического сознания важную роль играет знание и учет принципов изучения истории:
1. Принцип объективности означает рассмотрение каждого исторического явления в его многогранности и противоречивости, изучение всех фактов в их совокупности и соответствии исторической реальности, во всей полноте исторической правды. История не может быть "плохой" или "хорошей".
2. Принцип историзма означает рассмотрение исторических фактов и событий в связи с конкретно-исторической обстановкой.
Таким образом, задача курса истории Отечества - это формирование исторического сознания, которое позволяет получать соответствующие знания, приобретать широкий взгляд на историческую перспективу, вырабатывать самостоятельную позицию в оценке и понимании современных процессов. В. О. Ключевский писал: "... каждый из нас должен быть хоть немного историком, чтобы стать сознательно и добросовестно действующим гражданином".

Происхождение славян. Возникновение государственности у восточных славян.

Предки славян – праславяне - принадлежали к индоевропейской семье народов, населявших обширные территории Европейского материка, протянувшиеся от Европы до Индии, в IV-III тысячелетиях до нашей эры.

Во второй половине I тысячелетия до нашей эры древние славяне заселили земли от Эльбы и Одера на Западе до Верхнего Приднепровья и Среднего Поднепровья на Востоке. В период совместного проживания славянские племена говорили на одном праславянском языке. Однако по мере расселения они стали всё больше отдаляться друг от друга, что особенно проявлялось в языке и культуре.

Несколько позже славянская семья разделилась на три ветви, послужившие основой для трёх современных наций – западных славян (поляки, чехи, словаки), южных славян (болгары, хорваты, сербы, словенцы, македонцы, боснийцы, черногорцы), восточных славян (русские, белорусы, украинцы).

Расселение восточных славян в древности

В VI-IX веках восточные славяне заселили территорию, протянувшуюся с востока на запад от верховьев Дона и Средней Оки до Карпат и с юга на север от Среднего Поднепровья до Невы и Ладожского озера. Основным занятием восточнославянских племён было земледелие.

В процессе расселения славянских племён по Восточно-Европейской равнине у них происходит постепенное разложение первобытнообщинного строя. Как говорится в «Повести временных лет», отдельные племена объединялись вокруг одного наиболее сильного племени в племенные союзы или княжения. В летописях упоминается более десятка подобных объединений и мест их расселения. Восточно-племенные союзы возглавлялись князьями из племенной знати. Особо важные для племени решения принимались на общих собраниях – вечевых сходах.

Наиболее влиятельным, по мнению историков, было объединение полян, населявших территорию среднего течения Днепра. Земля полян согласно древним летописям носила название «Русь». Её и принято считать ядром древнерусского государства.

Процесс собирания славянских земель в единое целое происходил с севера на юг вокруг двух центров: на северо-западе – Новгород, на юге - Киев. В итоге сформировалась Новгородско-Киевская Русь. Условно датой этого объединения принято считать вокняжение Олега - 882 г. Двоецентрие фактически сохранялось и в дальнейшем, несмотря на то, что столицей был назван Киев. считаются предками современных чувашей, частично татар, марийцев, удмуртов.

Существуют три основные версии происхождения Древнерусского государства:
1. Норманнская теория
2. Антинорманизм (славянская теория)
3. Неонорманская теория
Если верить летописцам начала XII в., то в 862 г князь Рюрик и его два брата были призваны на Русь новгородцами, положив начало княжеской династии. Легенда о призвании варяжских князей послужила основанием для создания норманнской теории.
М.В. Ломоносов отрицал варяжское происхождение слова «Русь», связывая это слово с рекой Рось на юге славянской территории. «Южная» гипотеза происхождения названия «Русь», тезис о внутреннем развитии древнерусского государства способствовало формированию антинорманской теории. Также существуют еще несколько предположений названия «Русь»: от слова «русый»- светловолосый, от слова «руссо»- красный.
На протяжении первой половины XX века формировалась неонорманская теория, сущность которой состоит в том, что государство нельзя навязать извне, это сугубо внутренний процесс любого общества. Славяне находились на той стадии развития, когда у них должно было возникнуть государство, ну а если летопись сообщает о варягах, то, по всей видимости, они были и способствовали ускорению возникновения государства у восточных славян.
Причины образования Древнерусского государства:
1. Распад родовой общины, её имущественное расслоение, появление соседской общины;
2. Приток населения в земли Северо-Восточной Руси;
3. Образование племенных союзов.
Этапы формирования государственности.
Сначала возникают племенные союзы. Русские летописи называют два – северный и южный: Южный – с центром в Киеве, Северный – с центром в Новгороде.
В 882 г князь Олег совершает поход на Киев, убивает киевских князей Аскольда и Дира и провозглашает Киев матерью русских городов. Таким образом, завершается процесс образования единого Древнерусского государства. Киевские князья стремились захватить окружающие славянские и неславянские земли. Расширению государства способствовали войны против хазар, Волжской и Дунайской Болгарии. Поднимали авторитет Древнерусского государства и походы на Византию. Древнерусское государство было раннефеодальным, в нем господствовала государственная собственность, а собственность феодалов лишь формировалась. Поэтому эксплуатация населения осуществлялась государством главным образом в виде дани (полюдья). Тенденция к укреплению государства наблюдалась до середины XI в., но уже при Ярославе Мудром к началу XII в. нарастал процесс феодальной раздробленности, через который прошли все государства.

3. Общественно-политическое устройство древнерусского государства.

Киевская Русь была государством раннефеодального типа, так как процесс образования классов еще не завершился, феодальное землевладение только возникало, основная масса смердов была еще свободна. В то же время уже формируется боярское землевладение, общинные земли захватываются князьями и боярами, дарятся и раздаются вместе с самими общинниками, которые должны платить оброк хозяину-феодалу.

Форма правления в Киевской Руси - типичная раннефеодальная монархия. Во главе стоял монарх - киевский великий князь, который опирался на дружину и совет старейшин. Он являлся старшим (сюзереном) по отношению к местным князям.

На местах (в других городах) власть великого князя Киева осуществляли его наместники и волостели (в сельской местности).

Признаки раннефеодальной монархии:

Переход законодательно не закрепленной власти в порядке наследования;

Отсутствие юридической ответственности правителя;

Отсутствие институтов власти;

Отсутствие регламентации деятельности совета при князе;

Вече не было постоянным представительным органом;

Ограничение власти постоянно действующим городским собранием.

Политическое устройство Киевского княжества было неустойчиво. Составленное из многих племенных и городских округов это княжество не могло сложиться в единое государство и в XI в. распалось. Поэтому точнее всего будет определить Киевскую Русь как совокупность многих княжений, объединенных одной династией, единством религии, племени, языка и народного самосознания, которую нельзя отнести ни к унитарным, ни к федеративным государственным устройствам. Постепенно в XI- XII вв. отношения Киева с удельными княжествами и князей с боярами оформились в систему, которая получила название дворцово-вотчинной. Класс людей делится на горожан (купцы, ремесленники) и сельчан, из которых свободные назывались смердами, а зависимые - закупами.

Церковное общество имело свою иерархию (священство, монашество, церковнослужители).

Политический режим на Руси отсутствовал в силу неразвитости общества.

Судебных органов как особых учреждений не существовало. Вооруженные силы складывались из дружины великого князя, феодального ополчения (военных отрядов и пр.).


Имеющиеся сведения о возникновении государства восточных славян касаются главным образом двух городов: Киева и Новгорода. Эти сведения отражены в некоторых древних летописях, а также в легендах. Некоторые исследователи считают, что Древнерусское государство возникло в начале IX века, некоторые - в конце IX века. Есть мнение, что государство вначале возникло в Новгороде, другие - что в Киеве. Есть и другая точка зрения, что государство возникло и в Новгороде и в Киеве независимо друг от друга, а с момента захвата князем Олегом Киева образовалось государство с центром в Киеве.

Большинство склоняется к тому, что государство возникло в конце IX века, примерно в 882 году, с центром в Киеве.

Образование Древнерусского государства древняя летопись, связываемая с Рюриком - варяжским князем. Согласно одной из легенд в Новгороде возникли разногласия между старейшинами. Один из старейшин Гостомысл обратился за помощью к Рюрику, чтобы он поддержал его в борьбе с противниками. Рюрик воспользовался этим, ворвался в 862 году с дружиной в Новгород, убил старейшин, в том числе и Гостомысла, и стал князем в Новгороде. Какой был строй в Новгороде в то время, легенда ничего не сообщает. Если исходить из того, что в городе были старейшины, то надо полагать, что там был еще первобытнообщинный строй. Стал ли Новгород государством, во время правления Рюрика, нет данных для ответа на этот вопрос.

Имеются сведения (из легенд), что в Киеве образовалось государство, которое основал легендарный князь Кий. Последним из этой династии был Аскольд, которого убил князь Олег, когда завоевал Киев.

Противоречивые сведения легенд, летописей и других источников породили появление реакционной, так называемой нормандской теории происхождения Древнерусского государства.

Согласно этой теории Древнерусское государство было создано не славянами, а варягами. Получается, что славяне не была способны создать свое государство. Для этого понадобилось вмешательство иностранных завоевателей. Довод о том, что славянские племена были завоеваны варягами не находит подтверждения. Он явно нелепый, ибо малочисленные варяги не могли завоевать многочисленный народ.

Используется и другой довод. В летописи есть сведения о том, варяги были призваны на княжение к русским (теория приглашения).

Факт приглашения варягов на княжение, видимо, мог иметь место. Мы не отвергаем существование Рюрика. Однако это не является доказательством того, что государство создали варяги. К этому времени государство уже могло сложиться и господствующий класс принял решение пригласить варяжскую дружину. Варяги были хорошими воинами, это являлось их основным занятием. И многие народы пользовались их услугами для защиты своей страны, либо для захватнических походов.

Когда появились варяжские князья на Руси - до образования государства или после этого, были ли они приглашены или выступали в роли завоевателей? Все эти вопросы не выяснены историками до сих пор и вполне возможно, что никогда точных сведений об этом не будет. Однако это не имеет принципиального значения для решения вопроса об образовании Древнерусского государства. Если даже допустить, что появление варягов в Новгороде, а затем и в Киеве совпало с образованием Древнерусского государства, то этот факт не может объяснить причины образования государства.

Подобные события могло быть простой случайностью, которая не могла повлиять на создание государственности у восточных славян.

Согласно нормандской теории, варяги внесли элементы определенной культуры в полудикие славянские племена, объединив их в государство, установив там определенный правопорядок. Такое объяснение ничего общего не имеет с подлинно научным пониманием исторических процессов. Допустим, что восточные славяне действительно в тот момент были крайне отсталы в своем развитии. Каковы бы ни были Рюрик и Олег или другие варяги, они не могли создать государство, т. е. политическую организацию господствующего класса. Государственная власть не могла появиться по желанию одного лица или его дружины. Варяги, кстати, были не боги, а всего лишь примитивные воины, которые хорошо владели оружием, но на развитие экономики влиять не могли, надо полагать, что они даже ничего не понимали в земледелии, хотя пришли в земледельческую страну.

Варягов, конечно, могли пригласить на княжение. Но пригласить мог господствующий класс или те социальные слои, которые уже были готовы превратиться в господствующий класс. Нужна была вооруженная сила варягов господствующему классу для укрепления своего господства.

Случай приглашения князей извне были и в дальнейшем. Например, Новгородская феодальная республика в период расцвета своего могущества приглашала Московского князя Александра Невского. Приглашал его, конечно, господствующий класс этого государства. Какую же роль этот князь играл во внутреннем развитии этого государства. Никакой не играл. Он выполнял волю господствующего класса, руководил вооруженными силами. Его просто наняли для выполнения определённой функции как военного специалиста. Нормандская теория пытается затушевать классовую сущность происхождения Древнерусского государства.

Точную дату, год или месяц, когда образовалось Древнерусского государства, видимо, определить пока невозможно. Можно лишь сделать следующий вывод, что Древнерусское государство возникло не позже, чем в IX веке. Не исключено, что и раньше, чем в IX веке, но пока данных об этом мы не имеем. Имеется документ, из которого видно, что Древнерусское государство уже существовало в конце IX века. Это договор Олега с Византией 911 года. Этот договор содержит правовые нормы Древнерусского права, которые уже действовали до заключения договора.

Процесс образования государства у восточных славян проходил также как и у других народов. На определённом этапе общество устраивал родовой строй. Имущественного неравенства в тот период ещё не было. Правда, в общественном положении между людьми было некоторое неравенство. Общественное самоуправление было организованно так, что были старейшины (более мудрые и опытные). Также были вожди и военачальники. Но выдвижение этих людей на определенные ключевые позиции в обществе зависело от их личных качеств, личного авторитета.

Вожди и старейшины пока действовали бескорыстно на пользу общества в целом. Они были слугами народа, никаких особых имущественных или других привилегий за свою службу они не имели. Основной ячейкой самоуправления тогда была община вначале родовая, а затем соседская.

Дальше действуют общие закономерности развития общества. В результате разделения труда повышается производительность труда. Материальных благ люди производят всё больше. Появляется возможность для получения прибавленного продукта. Отсюда и возможности для присвоения этого продукта какой-либо группой людей. Слуги народа постепенно превращаются в лиц, которые присваивают прибавочный продукт. Появляется имущественное неравенство, появляются классы. Возникает потребность у бывших слуг народа закрепить своё положение. Вместе с классами и частной собственностью возникает государство как политическая организация господствующего класса.

У восточных славян были вожди племён и князья. Имелась у каждого племени дружина, которая вела войны. Дружина вместе с князем не производили непосредственно продукты, она находилась на содержании у общества не только во время войны, но и в мирное время. Постепенно военная служба превратилась в профессию. В дальнейшем князь и дружины стали присваивать материальных благ больше, чем требовалось на прожитьё. Это присвоение шло вначале из военной добычи - львиная доля князю и дружинникам. Затем дружина стала собирать дань у населения, вначале это являлось общественной обязанностью, затем стало принудительной данью.

У восточных славян князья и их дружины стали основным костяком господствующего класса. Дружина князя стала выполнять роль примитивного, но уже государственного аппарата, обеспечивающего принуждение населения к выполнению определённых обязанностей. В конечном счёте, у восточных славян возникло эксплуататорское государство. Основными функциями его, как и любого эксплуататорского государства, были: внутренняя функция - подавление сопротивления эксплуатируемых масс, внешняя захват чужих земель и чужих благ (при защите собственных благ от нападений извне). Эти функции во вновь возникшем государстве выполняла дружина.

Под общественным строем мы понимаем экономическую основу и социальную структуру общества. На основании данных современных учёных предполагается, что в момент образования государства у восточных славян сложились уже феодальные отношения. Длительное время ещё дореволюционная наука отрицала наличие феодальных отношений в Древней Руси. Сомнения основывались на том, что в то время отсутствовала основная характерная черта феодализма - наличие крепостных крестьян, прикреплённых к земле и эксплуатируемых феодалами. Не было данных о феодальной собственности в то время.

Нет сведений о том, что в IX и Х веках было боярское землевладение, есть кое-какие данные о том, что только в конце Х века появляется землевладение у Великого князя. Князь и его дружинники вначале не интересовались земледелием и собственным хозяйством. Они получали соответствующий корм от населения, которое платило дань. Большинство населения тогда были свободные общинники.

В XI веке появляется уже феодальные землевладения у князя и у дружинников, но их роль незначительна по сравнению с землевладением свободных общинников. Эти феодальные хозяйства не могли составлять экономическую основу общества. Экспроприации общинной земли в этот период не было, поскольку земли было много, поэтому не было смысла её захватывать. Кроме того, князь и правящая верхушка не обладали тогда ещё достаточной силой.



Рекомендуем почитать

Наверх