Вступление Армении в ТС: взгляд изнутри. Армения примет полноценное участие в интеграционных процессах таможенного союза

Макияж 11.04.2019
Макияж

Евразийский Союз - амбициозный проект, который продолжает сохранять лидирующие позиции в информационном мейнстриме постсоветского пространства. Впервые озвученная действующим президентом России Владимиром Путиным, идея стала предметом жарких споров между политологами и экспертами.

В Армении вопрос о том, вступать или нет в Евразийский Союз, которого пока что даже на бумаге не существует, особенно актуален в связи с нагорно-карабахским конфликтом. Некоторые связывают с данным проектом судьбу непризнанной Нагорно-Карабахской Республики, которая фактически находится под контролем Армении. Повлияет ли членство Армении в новой структуре на статус Нагорного Карабаха и как скажется на процессе урегулирования конфликта - этот и другие вопросы в беседе с ИА REGNUM комментируют эксперты из Нагорного Карабаха, Армении, России и Азербайджана.

Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО(У) МИД России Вадим Муханов уверен, что вступление Армении в Евразийский союз не приведет к серьезным изменениям в переговорном процессе по урегулированию нагорно-карабахского конфликта. «Здесь, в общем то, ничего не меняется, так как отношение России к странам Закавказья понятно, и новый проект ничего не изменит. При этом речь идет о вступлении именно Армении, о включении международно признанной территории этой страны, о Карабахе говорить пока не приходится в виду неясности его статуса», - отметил он.

На вопрос о том, трансформируется ли нагорно-карабахский конфликт из «закавказской» в «евразийскую», если в Ереване решат вступить в новую структуру, старший научный сотрудник центра ответил: «Пока что евразийский проект в основном нацелен на экономическую интеграцию. Если даже дело дойдет до создания единого государства, скажем, по принципу конфедерации, то это очень долгий процесс, речь идет о десятилетиях. Пока об этом говорить рано».

Вадим Муханов склоняется к мнению, что Евразийский союз - стимулирующий фактор для развития двусторонних отношений России в данном случае с Арменией. «Евразийский союз - политическая идея, призванная обеспечить нужную ориентацию различных субъектов, в том числе Армении.

«Это инструмент в руках России, посредством которого она стремится обеспечить свое влияние», - такое мнение в беседе с корреспондентом ИА REGNUM выразил директор Армянского центра стратегических и национальных исследований Манвел Саркисян.

Одновременно эксперт выразил сомнение в том, что Евразийский союз вообще когда-либо будет создан. «Над этим никто не работает. О проекте - не разработанном и в высшей степени аморфном - больше говорят, чем реально что-то делают. Однако эти разговоры несут в себе определенную нагрузку, в частности, в вопросах безопасности», - отметил он.

По мнению Саркисяна, первое, что нужно понять, так это что Евразийский и Европейский союзы - совершенно разные вещи. «Евросоюз - это ряд развитых государств, которые договорились по стандартам по принципу консенсуса. ЕС - это союз стандартов. А то, что сегодня происходит под названием „построение Евразийского союза“, является, по сути, разработкой нагромождения нескольких двух- и более сторонних документов, регулирующих отношения между отдельными государствами», - считает эксперт.

Азербайджанский политолог, директор Центра политических инноваций и технологий Мубариз Ахмедоглу полагает, что Армения не вступит в Евразийский союз. К такому выводу эксперт пришел, в частности, на основании недавних заявлений премьер-министра Армении Тиграна Саркисяна о том, что цена на поставляемый в Армению российский газ будет меняться с учетом мировой конъюнктуры. «Известно, что для стран-членов Евразийского союза будет действовать внутренняя цена, для остальных государств - внешняя. Это говорит о том, что в Ереване скептически относятся к возможному вступлению в Евразийский союз», - отметил он.

В любом случае, считает Ахмедоглу, даже если Армения вступит в создаваемую структуру, это позволит Баку иметь дело напрямую с той стороной, которая несет наибольшую ответственность за ситуацию в Закавказье. «Если России до сих пор удавалось избегать ответственности, уходить от ответов на вопросы по Нагорному Карабаху, то после вступления Армении в Евразийский союз Москве этого не удастся», - заявил директор Центра политических инноваций и технологий.

В любом случае, по мнению собеседника, Азербайджан ни на секунду не перестанет стремиться к тому, чтобы Нагорный Карабах вошел в его состав, и не пожалеет на это ни одного доллара. «Если Армения примет членство в Евразийском союзе, это создаст для Баку новые возможности, так как Азербайджан граничит с Россией, с Северным Кавказом, поддерживает хорошие отношения с Западными странами…», - перечислил он, подчеркнув, что все эти факторы играют на пользу Азербайджану.

«Если Армения вступит в Евразийский союз - модифицированную под нынешние реалии версию СССР - Нагорный Карабах рано или поздно войдет в состав Азербайджана», - резюмировал эксперт.

Председатель Общественного совета по внешней политике и безопасности Нагорного Карабаха Масис Маилян, говоря о возможном вступлении Армении в состав Евразийского союза и последствий такого шага относительно урегулирования карабахского конфликта, заявил, что это не является самой актуальной темой в армянском обществе. «В силу неопределенности в вопросе вступления в создаваемый союз как армянских государств, так и соседних, трудно предугадать какое влияние могут оказать предполагаемые объединительные процессы на урегулирование нагорно-карабахского конфликта», - резюмировал Маилян.

«Безусловно, главный фактор – это вопрос политического и экономического положения Нагорно-Карабахской Республики»

Арег Галстян

В сентябре 2013 года президент Серж Саргсян завил о намерении Армении вступить в Таможенный союз. Уже 10 декабря 2013 года тогдашний премьер-министр Тигран Саркисян заявил о том, что Ереван подготовил соответствующую «дорожную карту», которая была одобрена в ходе визита рабочей группы в официальную Москву. Во время заседания Высшего евразийского экономического совета от 24 декабря 2013 года, президент России Владимир Путин заявил: «Утверждена "дорожная карта" о присоединении Армении к Таможенному союзу и Единому экономическому пространству. Практически готов проект аналогичного документа по Киргизии. Мы договорились продолжить работу». После данного заседания, министр экономики Ваграм Аванесян заявил, что уже 29 апреля 2014 года Армения подпишет договор о вступлении в Таможенный союз. Однако данное событие так и не произошло. Позже армянскими чиновниками делались заявления относительно подписания договора в марте и мае. Но, заявления относительно мартовского соглашения также не были воплощены в жизнь, а май уже подходит к концу.

В чём же причина оттягивания интеграции Армении в структуры Таможенного союза и Евразийского экономического пространства? Безусловно, главный фактор - это вопрос политического и экономического положения Нагорно-Карабахской Республики. Известно, что Республика Армения не только представляет интересы НКР в переговорном процессе в рамках Минской группы ОБСЕ, но и является главным экономическим и военно-политическим гарантом безопасности официального Степанакерта. В данном контексте, армянская сторона на самом высоком уровне многократно заявляла, что никаких таможенных пунктов между Арменией и Карабахом быть не может. При этом президент Саргсян заявил об этом задолго до разработки и принятия «дорожной карты», которая была одобрена на саммите Высшего евразийского экономического совета. Официальная Москва, приглашая Ереван в ТС, осознавала, что уступок в рамках карабахского вопроса быть не может. Однако подобный расклад в значительной степени не устраивает Минск и Астану, которые связывают вопрос вступления Армении в Таможенный союз с урегулированием нагорно-карабахского конфликта.

Так, президент Белоруссии Александр Лукашенко поспешил заявить, что при принятии Армении в ТС, необходимо учитывать интересы Азербайджана. Подобная позиция Минска вызвана прагматичными торгово-экономическими отношениями с Баку. Однако в случае с Белоруссией, Россия имеет эффективные механизмы давления, способные заставить президента Лукашенко согласиться с теми или иными условиями. Гораздо сложнее убедить Астану, которая пытается всячески затянуть подписание окончательного соглашения с Арменией. Так, в ходе очередного саммита, президент Нурсултан Назарбаев призвал принять Турцию в ряды Таможенного союза. «Президент Турции обратился ко мне с просьбой вступить в наш Таможенный союз. Давайте и примем Турцию»; - заявил Назарбаев. «Турецкая карта» была выбрана Казахстаном не случайно. Во-первых, Назарбаев не мог открыто говорить о связке проблемы вступления Армении в ТС с карабахским вопросом.

Во-вторых, в преддверии 100-летия со дня геноцида армян, трудно было найти более раздражающую тему для армянской общественности. Подобный ход в определённой степени возымел свой эффект и Астана выиграла необходимое время для дальнейших манёвров. Нельзя также забывать, что Казахстан имеет тесные связи с Турцией и Азербайджаном, как в формате двусторонних отношений, так и в рамках Тюркского совета. Один из ведущих российских экспертов в области изучения стран Средней и Центральной Азии, доктор исторических наук Евгений Троицкий отмечает: «Я сомневаюсь, что Казахстан захочет так просто «потерять своё лицо» перед Турцией или тем же Азербайджаном. Исходя из этого, Москве придётся весьма долго работать с Астаной, чтобы выработать необходимое решение. Этот процесс будет долгим. Для согласования позиций по данному вопросу Москве и Астане нужно время, поэтому вступление Армении будет растягиваться».

Следующий фактор, оттягивающий вступление Армении в Таможенный союз, связан с проблемой внутренних противоречий между Россией, Белоруссией и Казахстаном. Минск и Астана недовольны тем, что определённые политические решения принимаются по инициативе Москвы, которая воспринимается международным сообществом как гегемон в рамках Таможенного союза. В контексте принятия Армении, Назарбаев и Лукашенко решили продемонстрировать, что Россия не является монополистом в аспекте принятия политических решений. Так, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Фёдор Лукьянов , комментируя взаимоотношения государств-основателей ТС, отмечает: «На сегодняшний день Лукашенко выступает против расширения Таможенного союза, поскольку желает установления чётких механизмов принятия решений на основе равноправия. Первый этап формирования Таможенного союза уже пройден, в настоящее время организация столкнулась с кризисом роста. Позиция Минска в связи с этим скорее такова, чтобы действующая в ТС тройка окончательно определилась с внутренними регуляциями и только после этого вышла на плоскость расширения».

Конечно, невозможно также не отметить влияние украинского кризиса. События на Украине в очередной раз продемонстрировали существующие проблемы, как в рамках Таможенного союза, так и ОДКБ. Так, Казахстан воздержался во время голосования на заседании Генеральной Ассамблеи ООН, посвящённой вопросу присоединения Крыма к России. 8 мая 2014 года во время неформальной встречи глав России, Беларуси, Армении, Таджикистана и Киргизии, президент Серж Саргсян заявил, что члены ОДКБ должны чётко координировать свои внешнеполитические действия. Так, Саргсян напомнил о том, что официальный Ереван был последователен, как в период российско-грузинского конфликта в 2008 году, так и в рамках украинского кризиса. «Мы ясно представляли, что с одной стороны, речь идёт о наших союзнических отношениях (Россия, ОДКБ), а с другой стороны, речь идёт о нашей соседней стране (Грузия), где у нас большая община и через которую идёт около 75% всех поставок в Армению. Так было и теперь при голосованиях по украинскому кризису и в ООН, и в Совете Европы. Я думаю, что мы должны жёстко договориться о координации наших внешнеполитических действий, потому что получается несколько странно», - подчеркнул Саргсян.

Кроме того, украинские события привели к стратегическому сближению России и Китая, которое президент Владимир Путин назвал «историческим и беспрецедентным». В свою очередь, усиление российско-китайского фактора беспокоит официальную Астану. Важно помнить, что Евразийский союз - идея президента Назарбаева, исходившая из конкретной геополитической конъюнктуры региона. Казахстана пугают растущие политические и экономические амбиции соседнего Китая. Так, уже к концу 2010 года Пекин контролировал более 20% общей добычи нефти в Казахстане, что в 2 раза больше аналогичного показателя со стороны России. Кроме того, Китай, предоставив Астане кредит в размере $10 млрд., получил один из главных активов компании «Мангистаумунайгаз», на который претендовал российский «Газпром». Казахский политик Булат Абилов в своём интервью «Deutsche Welle» заявил: « На первый взгляд кажется, что это партнёрство, сотрудничество, взаимовыгодные контракты. Глубинные вопросы - это то, что идёт экспансия Китая и китайского капитала в Казахстан. Всё это может иметь далеко идущие негативные последствия для будущего нашей страны». Таким образом, сегодня Казахстан активно наблюдает за процессом развития российско-китайского диалога. Исходя из вышеперечисленных факторов, процесс расширения Таможенного союза будет затягиваться.

«Соглашение о всеобъемлющем и расширенном партнерстве», подписанное между Арменией и ЕС, уникально как в экономической плоскости, так и в политической. В отличие от проекта полноправной ассоциации четырехлетней давности, нынешнее соглашение не содержит главного и наиболее ценного пункта — о создании зоны свободной торговли.

Именно из-за отсутствия этого пункта определенная часть экспертов Армении была настроена критически к данному документу, считая его имитационным.

Однако подобные аргументы изначально были несостоятельными, поскольку Армения, будучи членом Таможенного союза (ТС) и Евразийского экономического союза (ЕАЭС), не могла даже теоретически поднимать вопрос о формировании зоны свободной торговли с ЕС.

Конечно, это обстоятельство — серьезная преграда для расширения экономического диалога. Однако даже после вступления Армении в евразийские проекты Брюссель сохранил статус доминирующего торгового партнера для Еревана. Согласно статистике, более 26% от общего объема армянского экспорта приходится на страны Евросоюза.

Долговая яма и спекуляции

С экономической точки зрения Армения также нуждается в поддержке ЕС по двум важным вопросам: проблема регулирования государственного долга и поиск дополнительных источников инвестиций. По данным Национальной статистической службы, совокупный государственный долг Армении составляет более $6 млрд с ежемесячным темпом роста на 0,76% ($48 млн). При этом в структуре внешнего госдолга более $4 млрд приходится на задолженность правительства Армении (рост на $9 млн), а долг Центрального банка составляет чуть больше $600 млн (рост на $37,4 млн).

Всемирный банк удерживает $1,749 млрд государственного долга (36,2%), Азиатскому банку развития (АБР) Ереван должен $515 млн и $410 млн приходится на Международный валютный фонд (МВФ). Всем вышеперечисленным структурам Армения должна в рамках разносторонних кредитных программ.

В двустороннем формате у Еревана имеются крупные долги перед США, Германией, Францией, Японией, фондом развития Абу-Даби и Экспортно-импортным банком Китая.

По прогнозам на 2018 год, госдолг страны может достичь отметки в $7 млрд, что составит 60% от ВВП.

По замыслу армянских властей, политическое соглашение с ЕС создает благоприятный фон для ведения переговоров как с международными валютными организациями, так и с отдельными странами.

Приток инвестиций из стран ЕС имеет ключевое значение для оздоровления и развития армянской экономики. Необходимость в европейских инвестициях обусловлена тем, что за последние три года

заметно снизились потоки вложений из России — крупнейшего инвестора в армянскую экономику. Более того, согласно данным статистики, в Армении был зафиксирован отток капитала.

Впрочем, в последнем докладе Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития (ЦИИ ЕАБР) отмечается, что приток иностранных инвестиций в Армению до сих пор существенно уступает инвестициям из стран ЕАЭС, а приток инвестиций из России — растет.

Другой элемент информационной спекуляции связан с работой атомной электростанции в городе Мецамор. За несколько месяцев до планируемого подписания во многих армянских СМИ публиковались материалы, в которых утверждалось, что Брюссель требует от Еревана незамедлительного закрытия Мецаморской АЭС.

Однако этот пункт в соглашении сформулирован с расчетом реальных сроков эксплуатации данной атомной электростанции. Более того, армянские власти приняли решение продлить этот срок еще в марте 2014 года за счет привлечения российского кредита в размере $270 млн и различных грантов на сумму в $30 млн.

Важно также отметить, что именно Ереван в различные периоды обращался к европейским и другим международным структурам с просьбой помочь стране развивать альтернативные источники энергии.

В Брюсселе многократно заявляли, что понимают важность этой атомной электростанции, от которой зависит энергетическая безопасноть республики. Таким образом, ЕС всего лишь требует от армянской стороны постепенно выработать дорожную карту по реформированию энергетического сектора, принимая во внимание объективные сроки эксплуатации Мецаморской АЭС.

Ереван меж двух огней

Реальная уникальность нынешнего соглашения находится в политической плоскости. Становление армянской государственности происходило чрезвычайно болезненно: землетрясение 1988 года, нагорно-карабахский конфликт, блокирование западной и восточной границ со стороны Турции и Азербайджана и т.д. В настоящее время открытыми остаются армяно-иранская и армяно-грузинская границы, обеспечивающая наземное сообщение с Россией — главным стратегическим партнером в области военно-технического сотрудничества.

В условиях подобного географического плена Армении было крайне важно сохранить российский зонтик безопасности и получить доступ к политическим и экономическим ресурсам западных стран.

Помимо этого, Ереван осознавал важность выстраивания политического и торгово-экономического диалога с Ираном, находившимся в конфронтации с США и ЕС.

Сложившая ситуация заставила армянскую сторону разработать стратегию комплементарной (диверсификационной) внешней политики, основанной на принципе соблюдения баланса в отношениях с разными центрами силы. Эту политику удавалось успешно реализовывать в условиях отсутствия серьезной конфронтации между Россией, Соединенными Штатами и Европейским союзом.

Дополнительным фактором влияния выступала многомиллионная армянская диаспора, обладающая значительными качественно-количественными ресурсами для лоббирования интересов исторической родины на международной арене. Однако армянский диаспоральный инструмент также использовался внешними странами для проецирования своего влияния в отношении Армении.

После ухудшения отношений между Россией и странами западного мира Ереван оказался перед необходимостью стратегического выбора. Этот выбор армянские власти сделали в 2013 году, отказавшись от парафирования ассоциации с ЕС и вступив в ТС, а позже — в ЕАЭС.

Многие эксперты тогда пришли к заключению, что членство Армении в этих интеграционных структурах раз и навсегда покончило с комплементарной политикой.

Успешное завершение второго раунда переговоров и подписание нового соглашения позволяет в какой-то мере говорить о сохранении преемственности политики баланса. Однако важно подчеркнуть, что неокомплементаризм эпохи правления Сержа Саргсяна имеет определенную специфику.

Сегодняшней элите приходится маневрировать не только в условиях глобального обострения российско-американского диалога и крайне нестабильной региональной ситуации на Ближнем Востоке, но и с учетом юридически ограничивающих механизмов ОДКБ, ТС и ЕАЭС. Ключевые внешнеполитические решения Ереван принимает, оглядываясь на интересы других стран-участниц евразийских блоков, где доминирующая политическая роль принадлежит России.

В отличие от 2013 года, Москва не выступила против подписания Ереваном нового соглашения с ЕС. Нейтральная позиция Кремля может быть вызвана рядом причин. Во-первых, Россия осознает свою стратегическую, доминирующую и безальтернативную роль в области обеспечения военной безопасности в Армении. Многие российские и армянские эксперты считают, что наличие неразрешенного конфликта вокруг Нагорного Карабаха и перманентная угроза со стороны Баку также усиливают позиции Москвы как ключевого поставщика вооружений обеим сторонам.

Во-вторых, членство в ключевых пророссийских интеграционных союзах автоматически ограничивает возможность серьезного стратегического диалога Армении с Брюсселем.

В-третьих, новое соглашение может стать политически выгодным и интерпретироваться как создание официального политического моста между ЕАЭС в лице Армении и ЕС.

И, наконец, санкционная политика, породившая серьезный кризис, отдаляет возможности для российско-европейского диалога. В подобной ситуации Ереван, являясь членом ЕАЭС и имея политическое соглашение с ЕС, может стать важной площадкой для Москвы и Брюсселя.

С осени ушедшего года активизировались переговоры о вступлении Армении в Таможенный союз (Беларусь, Казахстан и Россия) и далее — в Единое экономическое пространство. Центр интеграционных исследований Евразийского банка развития оценил возможный экономический эффект для этого закавказского государства от такого интеграционного шага. Интеграция Армении в ТС — ЕЭП является предпочтительной при выборе любой стратегии экономического развития республики, говорится в докладе ЦИИ ЕАБР.

При развитии экономики страны за счет расширения внутреннего спроса Армения крайне заинтересована в соглашениях, гарантирующих свободу передвижения трудовых ресурсов и капитала, что обеспечит стабильное финансирование торгового счета платежного баланса, отмечают авторы доклада. При выборе экспортно ориентированного сценария перед Арменией открывается ряд возможностей:

  • достижение темпов роста ВВП, гарантирующих более высокий уровень жизни и конвергенцию доходов;
  • доступ на емкий и защищенный рынок ЕЭП;
  • приток инвестиций в экспортные сектора, ориентированные как на рынок ЕЭП, так и на внут­ренний рынок;
  • решение проблемы транспортного тупика Армении;
  • решение стратегических задач в энергетике.

Эффект роста ВВП

В процессе интеграции с ТС дополнительный прирост может составить 2% (в 2015 г. прогнозируется прирост примерно на 200 млн долл. с учетом того, что интеграция влияет и на темп рос­та капитала). С учетом приближения цен на минеральные продукты к ценам в ТС дополнительный прирост ВВП может составить 4% через два года (прирост примерно 400 млн долл.).

Строительство новой атомной электростанции, железной дороги на Иран, коридора «Север — Юг», открытие железнодорожного сообщения с Россией через Грузию еще более увеличат темпы роста ВВП, повысив при этом экономическую безопасность Армении и обеспечив долгосрочную экономическую устойчивость.

Только краткосрочный торговый эффект в 140 млн долл. за один год от снижения цен на газ сопоставим с приростом ВВП на 146 млн долл. в долгосрочном периоде в результате ассоциативного соглашения с ЕС, считают аналитики ЕАБР.

Транспорт

Транспортное положение Армении можно считать тупиковым, отмечается в докладе, так как страна полностью зависит от транзита грузов через территории Грузии и Ирана, однако сама существенной роли в обеспечении грузоперевозок для своих соседей не играет, что резко повышает уровень односторонней зависимости Армении от соседних стран. Реализация проектов по строительству автомобильного коридора «Север — Юг», строительство железной дороги Иран — Армения, открытие железной дороги Армения — Грузия — Россия:

  • создаст сильный коммуникационный узел регионального и международного значения;
  • создаст надежную транспортную связь между странами ТС и рынками Персидского залива, Южной и Юго-Восточной Азии;
  • станет фактором, притягиваю­щим Армению и Грузию к ТС;
  • станет первым международным транспортным проектом на Южном Кавказе, ориентированным на поддержку евразийской, а не европейской интеграции.

Без решения транспортной проблемы интеграция Армении в ТС и ЕЭП не даст максимального положительного эффекта ни для самой республики, ни для интеграционной «тройки».

Вступление Армении в ТС несет в себе определенные выгоды с точки зрения транспорта не только для Армении, делают вывод эксперты.

Энергетика

Логика развития энергетичес­кой отрасли Армении заключается в попытках достичь двух основных целей: обеспечить энергетическую безопасность страны и увеличить техничес­кие возможности для наращивания экспорта электроэнергии. Причем в долгосрочной перспективе основным направлением такого экспорта будут не постсоветские страны, а Иран, говорится в исследовании.

Сегодня стратегический интерес Армении в сфере энергетики нацелен на реализацию новых энергетических проектов, так как именно они будут гарантировать стабильность системы и увеличат объем экспорта, в том числе в случае закрытия Армянской атомной электростанции. Среди этих проектов:

  • строительство нового энергетического блока на Армянской атомной электростанции мощностью 1000 MВт;
  • строительство пятого энергетического блока на Разданской ТЭС мощностью 440 MВт;
  • инсталляция новой газовой турбины мощностью более 200 MВт на Ереванской ТЭС;
  • строительство новых гидро­электростанций;
  • строительство ветряных ферм общей мощностью более 200 MВт.

Миграция

Миграция находится под влиянием безвизового режима, разницы между ВВП на душу населения в Таможенном союзе и Армении и величины армянской диаспоры. Существенный рост производства в ТС при том же уровне производства респуб­лики приводит к росту объемов поступающих в страну трансфертов, 85% которых направляются из России. За 2012 г. трансферты из России составили сумму, равную 64,5% государственного бюджета Армении. Квартальный рост объе­ма трансфертов оценивается в 9 млн долл., годовой — около 36 млн долл., что увеличивает величину трансфертов из ТС в Армению ежегодно примерно на 3%, прогнозируют аналитики ЕАБР. При этом препятствия­ми для трудовой миграции из Армении в Евросоюз остаются отсутствие полноценной возможности свободного передвижения людей, сложности трудоуст­ройства, финансовые, языковые проблемы.

Таможенные тарифы

Сравнение таможенных тарифов Армении и Таможенного союза позволяет экспертам сделать вывод, что Армении придется существенно повысить уровень защиты. Повышение уровня таможенных пошлин приведет к сокращению дефицита бюджета и переориентации торговли.

Возникнут проблемы в рамках ВТО. Средневзвешенный применяемый импортный таможенный тариф Армении является одним из наиболее низких среди используемых членами ВТО. Он составляет по ставке режима наибольшего благоприятствования 2,7% (в Таможенном союзе 7,6% в 2013 г., 6,9% — в 2014-м, 6% — в 2015 г.). При этом Армения не использует тарифные квоты, 73% тарифных линий не облагаются пошлинами, а почти все остальные являются предметом десятипроцентной пошлины. Средневзвешенный связанный тариф Армении составляет 8,5% (у России — 10%). Во многих сферах, в частности в торговле услугами, торговый режим даже более либерален, чем зафиксировано в обязательствах Армении перед ВТО. Разрешение противоречий в рамках ВТО потребует торговых переговоров, стороной в которых консолидированно выступят страны Таможенного союза.

Подводя итог, аналитики ЦИИ ЕАБР замечают, что у интеграции Армении в ТС — ЕЭП есть ряд структурных преимуществ, которые укрепят экономичес­кие позиции Армении и повысят ее стабильность. Насколько удастся реализовать этот потенциал, во многом зависит от успеха в решении ключевых проблем: транспорта, энергетики, железнодорожного и автомобильного экспорта через Грузию, легализации и отсутствия ограничений в трудовой миграции, а также повышения инвестиционной привлекательности страны. Участники ТС, в свою очередь, заинтересованы в развитии железнодорожных и автомобильных транспортных коридоров, а также электросетей в направлении Южной Азии и Ближнего Востока, заключают эксперты.

ПИИ России в Армению

Компания-инвестор

Объект инвестирования

Год начала проекта

Стоимость на конец 2012 г., млн долл.

«Газпром»

5-й блок Разданской ТЭС

Интер РАО ЕЭС

100% ЗАО «Электрические сети Армении»

Интер РАО ЕЭС

100% ОАО «РазТЭС» (Разданская ТЭС — 4 блока)

80% ЗАО «К-Телеком»

«ВымпелКом»

100% ЗАО «Арментел»

«Газпром»

80% в «АрмРосгазпром»

100% — 1 акция в ЗАО «Южно-Кавказская ­железная дорога»

«Тройка Диалог»

ЗАО «Америабанк»

«Прометей Сити», ­




«Закнефтегазстрой»




Группа ВТБ

100% ЗАО «Банк ВТБ (Армения)»

Газпромбанк

100% ЗАО «Арэксимбанк»

100% ЗАО «РУСАЛ АРМЕНАЛ»

Раскрыть структуру статьи

Скрыть содержание статьи

В начале сентября президент

Армении

Серж Саргсян объявил о намерении страны

вступить в Таможенный союз

В случае если переговоры пройдут успешно, закавказское государство станет четвертым в евразийском клубе и единственным, у кого нет с другими странами союза общих границ. «Лента.ру» решила присмотреться к экономике Армении, чтобы понять, насколько значимым для всех сторон будет присоединение республики к союзу.

История развития армянской экономики

Армения стала промышленно развитой (для своего времени) республикой в послевоенные советские годы. Самыми значимыми для экономики СССР были находившиеся в ее недрах руды молибдена и меди. В 1957 году в Алаверди был построен крупный медеплавильный комбинат. Вместе с металлами Армения снабжала другие союзные республики продуктами питания и, конечно, алкоголем в первую очередь коньяком. При советской власти в Армении также были построены несколько электростанций, которые работают до сих пор, и заводы комплектующих для огромного советского ВПК, в частности, электро- и радиоприборов.

После развала СССР промышленность оказалась на грани коллапса, так как доступ ко всем бывшим рынкам теперь был перекрыт. ВВП за пару лет рухнул в два с лишним раза, и множество людей остались без работы и средств к существованию. Лишь к середине 2000-х годов урон от краха СССР удалось в целом восполнить, но большая часть армянской промышленности, в особенности высокотехнологичные секторы, за полтора десятилетия успела погибнуть. Во многом это было связано с тем, что ориентировалась она именно на ВПК, а ресурсы были привозными.

Все это усугубилось экономической блокадой, в которую государство попало из-за карабахского конфликта. О торговых связях через Турцию и Азербайджан Еревану теперь пришлось забыть, оставались только коридоры через Грузию и Иран. Отсутствие выхода к морю и крупным магистралям привело к тому, что армянское государство экономически замкнулось в себе, полагаясь в основном на взаимоотношения с Россией. Они же постепенно начали налаживаться «через голову» Грузии, хотя того объема торговых связей, который существовал в советский период, достичь было уже невозможно.


Ориентация на производство металлов и продуктов питания

Сейчас Армения является небольшой по размеру экономикой (в мировом рейтинге она не входит даже в первую сотню, располагаясь между Маврикием и Экваториальной Гвинеей), в основном концентрирующейся на производстве цветных металлов и продуктов питания. В 2000-е ей удалось добиться неплохих показателей экономического роста (в отдельные годы они заходили за 10-процентную отметку), часть которого, однако, была «съедена» глобальными кризисом 2008-2009 годов, когда ВВП рухнул на 14 процентов. Потока инвестиций в страну не наблюдается, поскольку деньги в Армении вкладывать особенно некуда, да и по уровню коррупции республика занимает одно из самых высоких мест в мире, что тоже приходу иностранного капитала не способствует.

Значительную часть средств Ереван получает за счет переводов из-за рубежа, составляющих около 13 процентов ВВП. Из этой суммы 60 процентов переводится из России. По сути, для национальной экономики переводы являются ключевым источником дохода, за их счет страна получает половину всей валюты. Именно снижение объема переводов из-за границы и вызвало столько резкий обвал ВВП во время кризиса.


Сильная зависимость от России

Что касается непосредственно товарного производства и экспорта, то здесь зависимость от России почти столь же существенная, как и в сегменте денежных переводов. В 2012 году на долю России приходилось около 18 процентов всего экспорта товаров. Особого разнообразия не наблюдается: продукты питания и алкоголь составляют почти две трети всех поставок в РФ и приносят ежегодно около 150 миллионов долларов.

В обратном направлении идут энергоресурсы, зерновые и некоторые виды металлов, причем в значительно большем количестве: Армения имеет с Россией большой торговый дефицит, составляющий почти 800 миллионов долларов. По значимости для национальной экономики российские поставки для Армении в разы важнее, чем от какой-либо другой страны: даже объем импорта из Китая втрое меньше, чем из РФ. И если экспорт в европейские страны является более или менее существенным (в Германию и Бельгию вместе закавказская страна поставляет примерно столько же продукции, сколько и в Россию), то импорт крайне невелик и ограничивается по большей части предметами роскоши и некоторыми товарами хай-тека.

Так как все заявления о каких-либо реформах и диверсификации экономики пока никакого реального продолжения не получают, а объективно Армения к России привязана крепко и в экономическом, и в политическом плане, о кардинальном изменении картины в ближайшие годы говорить никак не приходится. Поэтому вступление в Таможенный союз в каком-то смысле лишь фиксирует сложившееся положение: несмотря на то что в ТС входят еще и Белоруссия с Казахстаном, «первую скрипку» в нем играет именно Москва.


Плюсы от вступления в ТС для Армении очевидны

Для Армении выигрыш от присоединения к Таможенному союзу заключается в том, что она сможет поставлять свою продукцию на рынок России, Белоруссии и Казахстана совершенно свободно, то есть прибыль ее производителей увеличится. С учетом того, что Армения страна маленькая, даже эта копейка в ее масштабах будет очень значимой.

Впрочем, едва ли не важнее для правительства Армении вопросы импорта товаров из России. Москва известна тем, что готова предоставлять дружественным ей странам ресурсы на льготных условиях. Сейчас Армения покупает российский газ по низким ценам (190 долларов за тысячу кубометров; это в полтора раза меньше, чем цена, по которой газ отправляется на Украину), но в следующем году Москва пообещала тарифы поднять. Таможенный союз может это повышение отменить или хотя бы заморозить на несколько лет: Белоруссия как член ТС получает топливо из России по 150 долларов. Аналогичным образом понизятся и цены на уран для местной АЭС.

Наконец, армянской стороне присоединение к ТС дает еще и определенные гарантии того, что ее продукции не будут угрожать никакие форс-мажоры. Пример украинских кондитерских изделий Roshen, объявленных в России вне закона, или грузинского вина более чем нагляден: в обоих случаях производители потеряли основной рынок сбыта и понесли значительные убытки.

Для России это мало на что повлияет

В Таможенном союзе нападок со стороны санитарных и других служб, по идее, быть не должно. Что касается чисто торговых споров, то они также маловероятны: Армения едва ли способна как-то существенно задеть интересы России или, скажем, Белоруссии, а слабое развитие промышленности и ее узкая специализация позволяют республике не бояться, что ее завалят импортом просто потому что она и так им завалена.

Российская экономика от вступления Армении в Таможенный союз не выиграет, но, впрочем, и не проиграет. Армения поставляет в РФ слишком мало, чтобы разница в тарифах как-то сказалась хотя бы на каком-нибудь сегменте отечественного рынка. Ясно, что для Москвы вступление республики в Таможенный союз лишь показатель политической мощи, рекламный ход с целью привлечь другие, более важные страны (читай Украину) к проекту.



Рекомендуем почитать

Наверх