Аркадий рассказывает историю Кирсанова-старшего в ответ на резкие высказывания...
Реши проблему: Почему Африка самый жаркий материк на Земле?Почему Африка самый жаркий материк на Земле? Почему пустыни в Африке занимают такую большую площадь и находятся не только внутри континента, но и в приокеанических частях?Почему пустыни в Африке занимают такую большую площадь и находятся не только внутри континента, но и в приокеанических частях? В каких климатических поясах располагается Африка?В каких климатических поясах располагается Африка?
Средние температуры зимы и лета. Годовое количество осадков. Климатические пояса. В январе: от +8 С на севере до +24 С на юге. В июле: от +32 С на севере до + 8 С на юге. От 3000 мм осадков на западном побережье Африки; от 1000мм до 2000 мм в экваториальной Африке; Менее 100 мм осадков в районе тропической Африки. Основные: экваториальный, тропический; Переходные: субэкваториальный, субтропический. Климат Африки.
План анализа климатограммы: Внимательно рассмотрите все обозначения на диаграмме (месяцы года указаны буквами). Что по ней можно узнать? Выясните годовой ход температур. Чему равны средние температуры июля и января? Какова годовая амплитуда температур? Какое количество осадков характерно для данного типа климата? Каков режим осадков в течение года? Сделайте вывод о типе климата.
Работа с климатической картой. Что такое изотермы? Какова средняя июльская температура у озера Чад? Какая средняя январская температура в бассейне реки Оранжевая? Что обозначают на карте цифры красного и черного цвета около города? Где на континенте выпадает самое большое количество осадков? Где меньше всего осадков?
Проверь ответы Назовите климат территории, который имеет такие особенности: Характерна сезонная смена воздушных масс. Зима сухая, лето влажное. Температура января +24 С, июля +30 С. Количество осадков мм. Территория находится в области высокого атмосферного давления, осадков мало (менее 100 мм). Средняя январская температура воздуха здесь +10 С, июльская +38 С.
Большая часть южной Африки находится севернее 30 ю.ш. На востоке Мозамбикский пролив отделяет от южной Африки самый крупный на земном шаре о.Мадагаскар. Юг – самая возвышенная часть Африки, особенно ее юго-восточная оконечность, где расположены относящиеся к новой складчатости Драконовы горы. Здесь расположены разнообразные полезные ископаемые: в предгорных прогибах – осадочные (золото, алмазы, медь), а на выходах кристаллических пород – магматические (уголь, нефть, газ). В южной Африке представлены следующие типы климата: пустынный тропический, влажный тропический, субэкваториальный, субтропический средиземноморский и субтропический равномерного увлажнения в течение всего года.
Цели и задачи:
углубить представление о климатообразующих факторах на примере Африки и создать общее представление об особенностях климата Африки;
вспомнить причины, определяющие эти черты климата; познакомить учащихся с климатическими поясами Африки - основными и переходными, их особенностями и признаками;
охарактеризовать климатические пояса и области Африки;
продолжить формирование умения работать с климатическими картами и схемами; начать формировать умение работать с климатическими диаграммами;
воспитание позитивного отношения к информации, желания анализировать информацию, иметь собственное мнение, уважать ответы одноклассников.
Оборудование : Климатическая карта Африки, физическая карта полушарий, атлас по географии (7-й класс), климатические диаграммы учебника, контурные карты, таблицы, раздаточный материал, справочный материал, тесты для проверки усвоения знаний по теме урока, алгоритмы анализа климатограмм и описания климата по плану.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент
II. Целеполагание и мотивация
– Сегодня на уроке мы продолжим изучение особенностей природы Африки. На прошлом уроке мы исследовали особенности рельефа и с помощью специальных карт сумели объяснить, почему именно такой рельеф характерен для Африки. А вот капитан Врунгель, побывав в Африке, так описал природу, что я не согласна с его мнением. А вы сумеете найти ошибки в его записках?
Чтение стихотворения капитана Врунгеля и нахождение ошибок в тексте.
Где-то под руками были близко
Капитана Врунгеля записки.
Он себя считает знатоком,
Африканский мир ему знаком.
Постарайтесь-ка найти при чтении,
Что вы подвергаете сомнению?
Вот и сбылась ты, мечта моя!
Ликует команда: Ура! Земля!
Мы в Африке. Тихий прощай, океан,
Помог воплотить мне блестящий план;
На волнах прибоя доставил корвет.
Большей земли на всем свете нет.
Сентябрьской весной оживает природа.
Снега
осталось совсем немного.
Хвоя тихонько летит с эвкалипта
,
Пингвины
купаются в глине липкой.
Смотрите! Куда-то бежит кенгуру.
Наверное, тигр с ней затеял игру.
Оленей берем, чтоб добраться в Сахару.
Прошу караван, но дают только пару.
В Сахаре нас ждет и покой, и уют,
Может быть, сока березы дадут.
Ну, а пока я ловлю в Танганьике
Щук и китов. Но пока невеликих.
Африка очень понравилась мне,
О чем сообщаю в этом письме.
– Почему таких особенностей природы нет на материке? (Географическое положение Африки определяет особенности климата, которые определяют особенности природы.)
На доске надпись:
Африка – самый жаркий материк Земли.
– На уроке мы должны доказать, что это утверждение является верным.
III. Актуализация знаний
– На климат любого материка оказывают влияние разные факторы. Назовите климатообразующие факторы, используя таблицу. И попробуйте выяснить, как эти факторы, по вашему мнению, будут влиять на климат Африки.
Климатообразующий фактор
Какова роль фактора
Влияние на климат Африки
Расположена в теплых широтах, получает тепла больше, чем другие материки
Высота над уровнем моря
Чем выше, тем …
Несмотря на то, что Африка получает много тепла, в Африке есть горы, на вершине которых лежит снег
Пассаты с океана приносят весь год …
Господствуют пассаты. Сухие пассаты с Евразии определяют сухость воздуха в Сахаре. В Южной Африке пассат влажный, но далеко не проникает
Направление горных хребтов
Осадки выпадают на наветренных склонах
Драконовы горы мешают пассату проникать далеко в Калахари
Течения
Если у берега проходит теплое течение, то
Холодное Сомалийское течение делает климат полуострова Сомали еще более сухим.
Бенгельское течение определяет образование пустыни Намиб на берегу океана.
IV. Изучение нового материала
– Выясним, в каких климатических поясах лежит материк, как распределяются осадки по материку. Сейчас будем работать на контурной карте и докажем все наши предположения и утверждения.
Работа с контурной картой.
– Выделить экватор, северный и южный тропик.
– Указать пояса давления.
– Обозначить постоянные ветры.
– Подписать типы воздушных масс.
Выводы:
получает больше солнечного тепла, чем любой другой материк благодаря ГП (между тропиками);
самая высокая температура на земле +58 о в Триполи;
в зимние месяцы температура не опускается ниже +10 о;
много осадков в экваториальных широтах, мало в тропических;
большие размеры материка и сухие пассаты с Аравийского полуострова определяют более сухой климат в Северной Африке;
приокеанская пустыня Намиб сформировалась под влиянием холодного течения.
V. Закрепление и применение знаний и умений. Описание погоды в климатических поясах, используя схему.
Э
(ЭВ весь год, поэтому погода весь год …);
СЭ
(летом – ЭВ, поэтому лето…, зимой ТВ, поэтому…);
Т
(ТВ весь год, поэтому погода весь год …);
СТ
(летом – ТВ, поэтому лето…, зимой УВ, поэтому…).
Знакомство с алгоритмом описания климатических диаграмм.
– На уроке мы впервые знакомимся с климатическими диаграммами. Наша задача – научиться читать их и определять тип климата. Работаем по учебнику стр. 127.
Алгоритм описания климата по климатическим диаграммам:
№ 1 – экваториальный; № 2 – субэкваториальный; № 3 – тропический.
Средняя температура января.
Средняя температура июля.
Годовое количество осадков.
Режим выпадения осадков.
Господствующие ветры в январе, июле.
Климатический пояс и область:
VI. Подведение итогов урока. На доске аргументы, подтверждающие правильность утверждения “Африка – самый жаркий материк”.
VII. Домашнее задание Описать климат о. Мадагаскар по типовому плану (выдать каждому).
1 вариант: подготовить путешествие по рекам Африки;
2 вариант: подготовить путешествие по озерам Африки.
Опережающее задание:
VIII. Проверка уровня усвоения материала. Выполнение теста и самопроверка. Тесты и задания для проверки. Определите, какому климатическому поясу соответствуют данные признаки.
1. Занимает полосу между 20° с. ш. и 20° ю. ш.
2. Расположен в районе тропиков.
3. Занимает бассейн реки Конго и побережье Гвинейского залива.
4. Лежит на самом севере и на самом юге материка.
5. Только одно время года – лето.
6. Погода круглый год жаркая и сухая.
7. Лето жаркое и сухое, зима теплая и влажная.
8. Два сезона – влажный и сухой.
9. Весь год господствуют пассаты.
10. После полудня почти всегда идет сильный ливень.
11. Весь год мало осадков.
12. Осадки в основном выпадают летом.
А) экваториальный
№ 3,
Б) субэкваториальный
№ 1,
В) тропический
№ 2,
Г) субтропический
№ 4,
А ) 3, 5, 10; Б) 1, 8, 12; В) 2, 6, 9, 11; Г) 4, 7.
Учитель Гирько Т.В.
Слайд 2
- Знать:
- климат Африки, основные факторы климатообразования.
- Уметь:работать с климатическими диаграммами.
Слайд 3
Реши проблему:
- Почему Африка самый жаркий материк на Земле?
- Почему пустыни в Африке занимают такую большую площадь и находятся не только внутри континента, но и в приокеанических частях?
- В каких климатических поясах располагается Африка?
Слайд 4
Слайд 5
- Годовое количество осадков.
- Климатические пояса.
Слайд 6
- Средние температуры зимы и лета.
- Годовое количество осадков.
- Климатические пояса.
- В январе:
от +8 С на севере
до +24 С на юге.
- В июле:
от +32 С на севере
до + 8 С на юге.
- От 3000 мм осадков на западном побережье Африки;
- от 1000мм до 2000 мм в экваториальной Африке;
- Менее 100 мм осадков в районе тропической Африки.
Основные:
- экваториальный,
- тропический;
- Переходные:
- субэкваториальный,
- субтропический.
Слайд 7
План анализа климатограммы:
- Внимательно рассмотрите все обозначения на диаграмме (месяцы года указаны буквами). Что по ней можно узнать?
- Выясните годовой ход температур. Чему равны средние температуры июля и января? Какова годовая амплитуда температур?
- Какое количество осадков характерно для данного типа климата? Каков режим осадков в течение года?
- Сделайте вывод о типе климата.
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Работа с климатической картой
- Что такое изотермы?
- Какова средняя июльская температура у озера Чад?
- Какая средняя январская температура в бассейне реки Оранжевая?
- Что обозначают на карте цифры красного и черного цвета около города?
- Где на континенте выпадает самое большое количество осадков?
- Где меньше всего осадков?
Слайд 13
- Проверь ответы
- Назовите климат территории, который имеет такие особенности:
- Характерна сезонная смена воздушных масс. Зима сухая, лето влажное. Температура января +24 С, июля +30 С. Количество осадков 600-1000 мм.
- Территория находится в области высокого атмосферного давления, осадков мало (менее 100 мм). Средняя январская температура воздуха здесь +10 С, июльская +38 С.
Слайд 14
Молодец!!!
- Субэкваториальный
- Тропический
Слайд 15
- Большая часть южной Африки находится севернее 30 ю.ш. На востоке Мозамбикский пролив отделяет от южной Африки самый крупный на земном шаре о.Мадагаскар. Юг – самая возвышенная часть Африки, особенно ее юго-восточная оконечность, где расположены относящиеся к новой складчатости Драконовы горы. Здесь расположены разнообразные полезные ископаемые: в предгорных прогибах – осадочные (золото, алмазы, медь), а на выходах кристаллических пород – магматические (уголь, нефть, газ).
- В южной Африке представлены следующие типы климата: пустынный тропический, влажный тропический, субэкваториальный, субтропический средиземноморский и субтропический равномерного увлажнения в течение всего года.
Слайд 16
Хорошей всем погоды.
Посмотреть все слайды
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Модель взаимодействия учителя и учеником на уроке представляет собой активное обучение, центрированное на ученика и выполнение задания. Роль учителя- консультант, эксперт, направляющий деятельность. Опорный конспект строится по готовой схеме учителя, но учитель не дает все сразу в готовом виде, а постепенно логически подводит к каждой части материала. Ученикам предлагается самим находить решения вопросов, используя картографический материал.
Цель: ознакомить учащихся с климатом Африки.
Задачи:
- научить принципам построения опорного конспекта. Научить давать характеристику климата в различных климатических поясах, используя опорный конспект;
- формировать умение работать с климатическими картами, анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
- развивать познавательный интерес и географическое мышление учащихся.
Предполагаемый учебный результат.
- Умение отметить информацию на контуре континента, используя условные обозначения.
- Умение искать климатические показатели на картах и давать характеристику климата.
- Делать выводы о влиянии климатообразующих факторов на климат.
Оборудование: компьютер, проектор, колонки, презентация к уроку, карта Африки, атласс, кодоскоп, материал для кодоскопа (климатограммы – Приложение 1 ), цветные карандаши, контур континента из картона.
Тип урока. Изучение нового материала.
Методы работы. Словесные (объяснение, фронтальная работа с классом, индивидуальная помощь), наглядные (демонстрация мультимедийной презентации, кодоскопный материал), практические (работа с картой, построение опорного конспекта на контуре континента).
ХОД УРОКА
1. Актуализация темы
Дидактический прием – постановка проблемной ситуации, проблемный вопрос.
Учитель.
Мы продолжаем с вами изучение
Африканского континента. Меня как-то спросили,
действительно ли Африка самый жаркий континент
на планете? И нужно ли брать с собой теплую
одежду, собираясь в путешествие по Африке?
Вот это и предстоит нам с вами выяснить. Слайд
1
– тема урока.
2. Изучение нового материала
Учитель. Сегодня вы попробуете конспект не записать в тетради, а нарисовать. Будем с вами строить опорный конспект, где информацию отметим в виде условных обозначений.
Слайд 2 (шаги построения опорного конспекта появляются на одном слайде при нажатии Enter или стрелки вниз)
(Enter) Обвести контур континента в тетради,
правильно ориентируя его.
(Enter) Обозначить экватор, северный и южный
тропики
Вопрос. Как географическое положение влияет на климат?
Предполагаемый ответ. От месторасположения зависит какие климатические пояса располагаются на территории
По карте климатических поясов ребята
определяют какие из них находятся в Африке.
(Enter) Используя карту обозначить границы
климатических поясов.
(Enter) Расскрасить, подписать названия в легенде.
Вопрос. Есть ли в этом списке хоть один холодный пояс?
Предполагаемый ответ. Нет
Вопрос. Какие климатические пояса являются главными, какие переходными?
Предполагаемый ответ. Главные: тропический, экваториальный. Переходные: субтропический, субэкваториальный.
Учитель. Попробуем дать характеристику климатических поясов. Начнем с экваториального.
Предполагаемый ответ. Экваториальный – влажный, теплый.
Дети в 7 классе часто затрудняются по памяти назвать характеристики климата.
Учитель. В атлассе есть специальные карты. Которые вам помогут без затруднений назвать климатические показатели поясов. Учитель показывает принципы чтения климатических карт.
Предполагаемый результат. Умение считывать средние и максимальные показатели климата (температура и осадки).
(Enter) На контуре в экваториальном поясе условными обозначениями указываем влажность и температуру.
По такому же принципу заполняется тропический пояс. После ответов учеников, нажимая клавишу v или Enter появляются ответы.
Учитель . На физической карте Африки найдите и назовите пустыни.
Предполагаемый результат. Ребята называют пустыни (Сахара, Ливийская, Нубийская, Калахари, Намиб)
Учитель. Мы описали главные климатические пояса. А как изменяется климат в переходных поясах?
Предполагаемый результат. Ребята называют принципы изменения климата по сезонам в переходных поясах.
Учитель.
На нашем опорном конспекте
изменение воздушных масс мы отметим крупными
стрелками красного цвета для лета, синего – для
зимы.
(Enter) обозначение в легенде
(Enter) нанесение стрелок на контур
Предполагаемый результат. Ученики наносят условные обозначения и комментируют (в субэкваториальном поясе летом воздушные массы дуют со стороны экваториального пояса, поэтому лето будет теплым и влажным; зимой воздушные массы дуют со стороны тропического пояса, поэтому зима будет жаркой и сухой. Таким же образом заполняют и комментируют климат субтропического пояса)
Учитель. Мы уже рассмотрели и описали некоторые климатообразующие факторы: географическую широту и циркуляцию воздушных масс. Какие еще факторы могут влиять на климат?
Предполагаемый ответ. Течения, рельеф, удаленность от моря.
Учитель. На физической карте континента найдите и назовите океанические течения, омывающие Африку.
Предполагаемый ответ. Гвинейское и Мозамбикское – теплое, Бенгельское холодное.
(Enter) нанести течения на контур.
Вопрос. Как влияют течения на климат?
Предполагаемый ответ. Теплое – повышает температуру воздуха на несколько градусов и способствует образованию осадков; холодное – понижает температуру, не способствует образованию влажности.
Учитель. Используя климатические карты докажите эти суждения.
Предполагаемый результат. Ребята называют климатические показатели в местах, где протекают течения, сравнивают их с другими ближайшими местами, где не протекают течения, доказывают этим влияния течений. В случае холодного Бенгельского течения, необходимо упомянуть образование пустыни Намиб.
Учитель. Обращает внимание на показатели осадков в северном и южном тропическом поясе Африки.
Вопрос. Как вы думаете, почему в северном тропическом поясе так сухо и много пустынь, а в южном гораздо влажнее?
Предполагаемый ответ. Северная часть больше и центральные районы больше удалены от океана.
Учитель. Из перечисленных факторов, которые влияют на климат, мы не рассмотрели только рельеф.
Вопрос. Вспомните, где в Африке есть горы, где равнины. Используя климатические карты опишите как они влияют на климат?
Предполагаемый результат. Ребята просматривают климатические карты в районах гор и равнин. Сравнивают показатели.
Предполагаемый ответ. Эфиопское нагорье препятствует прохождению влажных воздушных масс с Индийского океана, равнинная территория в районе Конго способствует свободному прохождению влажных воздушных масс с Атлантического океана.
Учитель. Подумайте, как изменяется климат в горах?
Предполагаемый ответ . С высотой становится холоднее, на вершинах может быть снег.
Учитель. Вы сами смогли ответить на вопрос, нужна ли в Африке теплая одежда?
3. Закрепление материала. Использование полученных знаний и умений
Учитель начинает рассказ о климате по опорному конспекту. Побуждает продолжить учеников.
Предполагаемый результат. Ученики рассказывают части темы, используя конспект и направляющие вопросы учителя.
Учитель. Предлагает вспомнить как графически отображаются показатели климата. Ученикам предлагаются разные климатограммы (Приложение 1 )
Просмотр небольшого отрывка из фильма о климате Африки.
Видео предназначено для расширение кругозора и развития познавательнго интереса учеников, а также для закрепления материала.
4. Заключение
Результаты урока. Оценка работы на уроке. Домашнее задание (рассказ по опорному конспекту)
В презентации использованы отрывки из фильма серии BBC „Wild Africa. Deserts”. Режиссер – Fergal Keane.