Выделяется два сезона – летний влажный и зимний сухой. Предполагаемый учебный результат

Макияж 09.04.2019
Макияж





Реши проблему: Почему Африка самый жаркий материк на Земле?Почему Африка самый жаркий материк на Земле? Почему пустыни в Африке занимают такую большую площадь и находятся не только внутри континента, но и в приокеанических частях?Почему пустыни в Африке занимают такую большую площадь и находятся не только внутри континента, но и в приокеанических частях? В каких климатических поясах располагается Африка?В каких климатических поясах располагается Африка?





Средние температуры зимы и лета. Годовое количество осадков. Климатические пояса. В январе: от +8 С на севере до +24 С на юге. В июле: от +32 С на севере до + 8 С на юге. От 3000 мм осадков на западном побережье Африки; от 1000мм до 2000 мм в экваториальной Африке; Менее 100 мм осадков в районе тропической Африки. Основные: экваториальный, тропический; Переходные: субэкваториальный, субтропический. Климат Африки.


План анализа климатограммы: Внимательно рассмотрите все обозначения на диаграмме (месяцы года указаны буквами). Что по ней можно узнать? Выясните годовой ход температур. Чему равны средние температуры июля и января? Какова годовая амплитуда температур? Какое количество осадков характерно для данного типа климата? Каков режим осадков в течение года? Сделайте вывод о типе климата.






Работа с климатической картой. Что такое изотермы? Какова средняя июльская температура у озера Чад? Какая средняя январская температура в бассейне реки Оранжевая? Что обозначают на карте цифры красного и черного цвета около города? Где на континенте выпадает самое большое количество осадков? Где меньше всего осадков?


Проверь ответы Назовите климат территории, который имеет такие особенности: Характерна сезонная смена воздушных масс. Зима сухая, лето влажное. Температура января +24 С, июля +30 С. Количество осадков мм. Территория находится в области высокого атмосферного давления, осадков мало (менее 100 мм). Средняя январская температура воздуха здесь +10 С, июльская +38 С.
Большая часть южной Африки находится севернее 30 ю.ш. На востоке Мозамбикский пролив отделяет от южной Африки самый крупный на земном шаре о.Мадагаскар. Юг – самая возвышенная часть Африки, особенно ее юго-восточная оконечность, где расположены относящиеся к новой складчатости Драконовы горы. Здесь расположены разнообразные полезные ископаемые: в предгорных прогибах – осадочные (золото, алмазы, медь), а на выходах кристаллических пород – магматические (уголь, нефть, газ). В южной Африке представлены следующие типы климата: пустынный тропический, влажный тропический, субэкваториальный, субтропический средиземноморский и субтропический равномерного увлажнения в течение всего года.

Цели и задачи:

    углубить представление о климатообразующих факторах на примере Африки и создать общее представление об особенностях климата Африки;

    вспомнить причины, определяющие эти черты климата; познакомить учащихся с климатическими поясами Африки - основными и переходными, их особенностями и признаками;

    охарактеризовать климатические пояса и области Африки;

    продолжить формирование умения работать с климатическими картами и схемами; начать формировать умение работать с климатическими диаграммами;

    воспитание позитивного отношения к информации, желания анализировать информацию, иметь собственное мнение, уважать ответы одноклассников.

Оборудование : Климатическая карта Африки, физическая карта полушарий, атлас по географии (7-й класс), климатические диаграммы учебника, контурные карты, таблицы, раздаточный материал, справочный материал, тесты для проверки усвоения знаний по теме урока, алгоритмы анализа климатограмм и описания климата по плану.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

II. Целеполагание и мотивация

– Сегодня на уроке мы продолжим изучение особенностей природы Африки. На прошлом уроке мы исследовали особенности рельефа и с помощью специальных карт сумели объяснить, почему именно такой рельеф характерен для Африки. А вот капитан Врунгель, побывав в Африке, так описал природу, что я не согласна с его мнением. А вы сумеете найти ошибки в его записках?

Чтение стихотворения капитана Врунгеля и нахождение ошибок в тексте.

Где-то под руками были близко

Капитана Врунгеля записки.

Он себя считает знатоком,

Африканский мир ему знаком.

Постарайтесь-ка найти при чтении,

Что вы подвергаете сомнению?

Вот и сбылась ты, мечта моя!

Ликует команда: Ура! Земля!

Мы в Африке. Тихий прощай, океан,

Помог воплотить мне блестящий план;

На волнах прибоя доставил корвет.

Большей земли на всем свете нет.

Сентябрьской весной оживает природа.

Снега осталось совсем немного.
Хвоя тихонько летит с эвкалипта ,
Пингвины купаются в глине липкой.

Смотрите! Куда-то бежит кенгуру.

Наверное, тигр с ней затеял игру.

Оленей берем, чтоб добраться в Сахару.

Прошу караван, но дают только пару.

В Сахаре нас ждет и покой, и уют,

Может быть, сока березы дадут.

Ну, а пока я ловлю в Танганьике

Щук и китов. Но пока невеликих.

Африка очень понравилась мне,

О чем сообщаю в этом письме.

– Почему таких особенностей природы нет на материке? (Географическое положение Африки определяет особенности климата, которые определяют особенности природы.)

На доске надпись:

Африка – самый жаркий материк Земли.

– На уроке мы должны доказать, что это утверждение является верным.

III. Актуализация знаний

– На климат любого материка оказывают влияние разные факторы. Назовите климатообразующие факторы, используя таблицу. И попробуйте выяснить, как эти факторы, по вашему мнению, будут влиять на климат Африки.

Климатообразующий фактор

Какова роль фактора

Влияние на климат Африки

Географическая широта

Расположена в теплых широтах, получает тепла больше, чем другие материки

Высота над уровнем моря

Чем выше, тем …

Несмотря на то, что Африка получает много тепла, в Африке есть горы, на вершине которых лежит снег

Господствующие ветры

Пассаты с океана приносят весь год …

Господствуют пассаты. Сухие пассаты с Евразии определяют сухость воздуха в Сахаре. В Южной Африке пассат влажный, но далеко не проникает

Направление горных хребтов

Осадки выпадают на наветренных склонах

Драконовы горы мешают пассату проникать далеко в Калахари

Течения

Если у берега проходит теплое течение, то

Холодное Сомалийское течение делает климат полуострова Сомали еще более сухим.

Бенгельское течение определяет образование пустыни Намиб на берегу океана.

IV. Изучение нового материала

– Выясним, в каких климатических поясах лежит материк, как распределяются осадки по материку. Сейчас будем работать на контурной карте и докажем все наши предположения и утверждения.

Работа с контурной картой. – Выделить экватор, северный и южный тропик.
– Указать пояса давления.
– Обозначить постоянные ветры.
– Подписать типы воздушных масс.

Выводы:

    получает больше солнечного тепла, чем любой другой материк благодаря ГП (между тропиками);

    самая высокая температура на земле +58 о в Триполи;

    в зимние месяцы температура не опускается ниже +10 о;

    много осадков в экваториальных широтах, мало в тропических;

    большие размеры материка и сухие пассаты с Аравийского полуострова определяют более сухой климат в Северной Африке;

    приокеанская пустыня Намиб сформировалась под влиянием холодного течения.

V. Закрепление и применение знаний и умений. Описание погоды в климатических поясах, используя схему.

Э (ЭВ весь год, поэтому погода весь год …);
СЭ (летом – ЭВ, поэтому лето…, зимой ТВ, поэтому…);
Т (ТВ весь год, поэтому погода весь год …);
СТ (летом – ТВ, поэтому лето…, зимой УВ, поэтому…).

Знакомство с алгоритмом описания климатических диаграмм.

– На уроке мы впервые знакомимся с климатическими диаграммами. Наша задача – научиться читать их и определять тип климата. Работаем по учебнику стр. 127.

Алгоритм описания климата по климатическим диаграммам:

    Средняя температура января.

    Средняя температура июля.

    Годовое количество осадков.

    Режим выпадения осадков.

    Господствующие ветры в январе, июле.

    Климатический пояс и область:

    • № 1 – экваториальный; № 2 – субэкваториальный; № 3 – тропический.

VI. Подведение итогов урока. На доске аргументы, подтверждающие правильность утверждения “Африка – самый жаркий материк”.

VII. Домашнее задание Описать климат о. Мадагаскар по типовому плану (выдать каждому).

    Опережающее задание:

    • 1 вариант: подготовить путешествие по рекам Африки;

      2 вариант: подготовить путешествие по озерам Африки.

VIII. Проверка уровня усвоения материала. Выполнение теста и самопроверка. Тесты и задания для проверки. Определите, какому климатическому поясу соответствуют данные признаки.

1. Занимает полосу между 20° с. ш. и 20° ю. ш.
2. Расположен в районе тропиков.
3. Занимает бассейн реки Конго и побережье Гвинейского залива.
4. Лежит на самом севере и на самом юге материка.
5. Только одно время года – лето.
6. Погода круглый год жаркая и сухая.
7. Лето жаркое и сухое, зима теплая и влажная.
8. Два сезона – влажный и сухой.
9. Весь год господствуют пассаты.
10. После полудня почти всегда идет сильный ливень.
11. Весь год мало осадков.
12. Осадки в основном выпадают летом.

А) экваториальный

№ 3,

Б) субэкваториальный

№ 1,

В) тропический

№ 2,

Г) субтропический

№ 4,

А ) 3, 5, 10; Б) 1, 8, 12; В) 2, 6, 9, 11; Г) 4, 7.

Учитель Гирько Т.В.

Слайд 2

  • Знать:
  • климат Африки, основные факторы климатообразования.
  • Уметь:работать с климатическими диаграммами.
  • Слайд 3

    Реши проблему:

    • Почему Африка самый жаркий материк на Земле?
    • Почему пустыни в Африке занимают такую большую площадь и находятся не только внутри континента, но и в приокеанических частях?
    • В каких климатических поясах располагается Африка?
  • Слайд 4

    Слайд 5

    1. Годовое количество осадков.
    2. Климатические пояса.
  • Слайд 6

    • Средние температуры зимы и лета.
    • Годовое количество осадков.
    • Климатические пояса.
    • В январе:

    от +8 С на севере

    до +24 С на юге.

    • В июле:

    от +32 С на севере

    до + 8 С на юге.

    • От 3000 мм осадков на западном побережье Африки;
    • от 1000мм до 2000 мм в экваториальной Африке;
    • Менее 100 мм осадков в районе тропической Африки.

    Основные:

      • экваториальный,
      • тропический;
      • Переходные:
      • субэкваториальный,
      • субтропический.
  • Слайд 7

    План анализа климатограммы:

    • Внимательно рассмотрите все обозначения на диаграмме (месяцы года указаны буквами). Что по ней можно узнать?
    • Выясните годовой ход температур. Чему равны средние температуры июля и января? Какова годовая амплитуда температур?
    • Какое количество осадков характерно для данного типа климата? Каков режим осадков в течение года?
    • Сделайте вывод о типе климата.
  • Слайд 8

    Слайд 9

    Слайд 10

    Слайд 11

    Слайд 12

    Работа с климатической картой

    • Что такое изотермы?
    • Какова средняя июльская температура у озера Чад?
    • Какая средняя январская температура в бассейне реки Оранжевая?
    • Что обозначают на карте цифры красного и черного цвета около города?
    • Где на континенте выпадает самое большое количество осадков?
    • Где меньше всего осадков?
  • Слайд 13

    • Проверь ответы
    • Назовите климат территории, который имеет такие особенности:
    • Характерна сезонная смена воздушных масс. Зима сухая, лето влажное. Температура января +24 С, июля +30 С. Количество осадков 600-1000 мм.
    • Территория находится в области высокого атмосферного давления, осадков мало (менее 100 мм). Средняя январская температура воздуха здесь +10 С, июльская +38 С.
  • Слайд 14

    Молодец!!!

    • Субэкваториальный
    • Тропический
  • Слайд 15

    • Большая часть южной Африки находится севернее 30 ю.ш. На востоке Мозамбикский пролив отделяет от южной Африки самый крупный на земном шаре о.Мадагаскар. Юг – самая возвышенная часть Африки, особенно ее юго-восточная оконечность, где расположены относящиеся к новой складчатости Драконовы горы. Здесь расположены разнообразные полезные ископаемые: в предгорных прогибах – осадочные (золото, алмазы, медь), а на выходах кристаллических пород – магматические (уголь, нефть, газ).
    • В южной Африке представлены следующие типы климата: пустынный тропический, влажный тропический, субэкваториальный, субтропический средиземноморский и субтропический равномерного увлажнения в течение всего года.
  • Слайд 16

    Хорошей всем погоды.

    Посмотреть все слайды






    Назад Вперёд

    Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

    Модель взаимодействия учителя и учеником на уроке представляет собой активное обучение, центрированное на ученика и выполнение задания. Роль учителя- консультант, эксперт, направляющий деятельность. Опорный конспект строится по готовой схеме учителя, но учитель не дает все сразу в готовом виде, а постепенно логически подводит к каждой части материала. Ученикам предлагается самим находить решения вопросов, используя картографический материал.

    Цель: ознакомить учащихся с климатом Африки.

    Задачи:

    • научить принципам построения опорного конспекта. Научить давать характеристику климата в различных климатических поясах, используя опорный конспект;
    • формировать умение работать с климатическими картами, анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
    • развивать познавательный интерес и географическое мышление учащихся.

    Предполагаемый учебный результат.

    Оборудование: компьютер, проектор, колонки, презентация к уроку, карта Африки, атласс, кодоскоп, материал для кодоскопа (климатограммы – Приложение 1 ), цветные карандаши, контур континента из картона.

    Тип урока. Изучение нового материала.

    Методы работы. Словесные (объяснение, фронтальная работа с классом, индивидуальная помощь), наглядные (демонстрация мультимедийной презентации, кодоскопный материал), практические (работа с картой, построение опорного конспекта на контуре континента).

    ХОД УРОКА

    1. Актуализация темы

    Дидактический прием – постановка проблемной ситуации, проблемный вопрос.

    Учитель. Мы продолжаем с вами изучение Африканского континента. Меня как-то спросили, действительно ли Африка самый жаркий континент на планете? И нужно ли брать с собой теплую одежду, собираясь в путешествие по Африке?
    Вот это и предстоит нам с вами выяснить. Слайд 1 – тема урока.

    2. Изучение нового материала

    Учитель. Сегодня вы попробуете конспект не записать в тетради, а нарисовать. Будем с вами строить опорный конспект, где информацию отметим в виде условных обозначений.

    Слайд 2 (шаги построения опорного конспекта появляются на одном слайде при нажатии Enter или стрелки вниз)

    (Enter) Обвести контур континента в тетради, правильно ориентируя его.
    (Enter) Обозначить экватор, северный и южный тропики

    Вопрос. Как географическое положение влияет на климат?

    Предполагаемый ответ. От месторасположения зависит какие климатические пояса располагаются на территории

    По карте климатических поясов ребята определяют какие из них находятся в Африке.
    (Enter) Используя карту обозначить границы климатических поясов.
    (Enter) Расскрасить, подписать названия в легенде.

    Вопрос. Есть ли в этом списке хоть один холодный пояс?

    Предполагаемый ответ. Нет

    Вопрос. Какие климатические пояса являются главными, какие переходными?

    Предполагаемый ответ. Главные: тропический, экваториальный. Переходные: субтропический, субэкваториальный.

    Учитель. Попробуем дать характеристику климатических поясов. Начнем с экваториального.

    Предполагаемый ответ. Экваториальный влажный, теплый.

    Дети в 7 классе часто затрудняются по памяти назвать характеристики климата.

    Учитель. В атлассе есть специальные карты. Которые вам помогут без затруднений назвать климатические показатели поясов. Учитель показывает принципы чтения климатических карт.

    Предполагаемый результат. Умение считывать средние и максимальные показатели климата (температура и осадки).

    (Enter) На контуре в экваториальном поясе условными обозначениями указываем влажность и температуру.

    По такому же принципу заполняется тропический пояс. После ответов учеников, нажимая клавишу v или Enter появляются ответы.

    Учитель . На физической карте Африки найдите и назовите пустыни.

    Предполагаемый результат. Ребята называют пустыни (Сахара, Ливийская, Нубийская, Калахари, Намиб)

    Учитель. Мы описали главные климатические пояса. А как изменяется климат в переходных поясах?

    Предполагаемый результат. Ребята называют принципы изменения климата по сезонам в переходных поясах.

    Учитель. На нашем опорном конспекте изменение воздушных масс мы отметим крупными стрелками красного цвета для лета, синего – для зимы.
    (Enter) обозначение в легенде
    (Enter) нанесение стрелок на контур

    Предполагаемый результат. Ученики наносят условные обозначения и комментируют (в субэкваториальном поясе летом воздушные массы дуют со стороны экваториального пояса, поэтому лето будет теплым и влажным; зимой воздушные массы дуют со стороны тропического пояса, поэтому зима будет жаркой и сухой. Таким же образом заполняют и комментируют климат субтропического пояса)

    Учитель. Мы уже рассмотрели и описали некоторые климатообразующие факторы: географическую широту и циркуляцию воздушных масс. Какие еще факторы могут влиять на климат?

    Предполагаемый ответ. Течения, рельеф, удаленность от моря.

    Учитель. На физической карте континента найдите и назовите океанические течения, омывающие Африку.

    Предполагаемый ответ. Гвинейское и Мозамбикское – теплое, Бенгельское холодное.

    (Enter) нанести течения на контур.

    Вопрос. Как влияют течения на климат?

    Предполагаемый ответ. Теплое – повышает температуру воздуха на несколько градусов и способствует образованию осадков; холодное – понижает температуру, не способствует образованию влажности.

    Учитель. Используя климатические карты докажите эти суждения.

    Предполагаемый результат. Ребята называют климатические показатели в местах, где протекают течения, сравнивают их с другими ближайшими местами, где не протекают течения, доказывают этим влияния течений. В случае холодного Бенгельского течения, необходимо упомянуть образование пустыни Намиб.

    Учитель. Обращает внимание на показатели осадков в северном и южном тропическом поясе Африки.

    Вопрос. Как вы думаете, почему в северном тропическом поясе так сухо и много пустынь, а в южном гораздо влажнее?

    Предполагаемый ответ. Северная часть больше и центральные районы больше удалены от океана.

    Учитель. Из перечисленных факторов, которые влияют на климат, мы не рассмотрели только рельеф.

    Вопрос. Вспомните, где в Африке есть горы, где равнины. Используя климатические карты опишите как они влияют на климат?

    Предполагаемый результат. Ребята просматривают климатические карты в районах гор и равнин. Сравнивают показатели.

    Предполагаемый ответ. Эфиопское нагорье препятствует прохождению влажных воздушных масс с Индийского океана, равнинная территория в районе Конго способствует свободному прохождению влажных воздушных масс с Атлантического океана.

    Учитель. Подумайте, как изменяется климат в горах?

    Предполагаемый ответ . С высотой становится холоднее, на вершинах может быть снег.

    Учитель. Вы сами смогли ответить на вопрос, нужна ли в Африке теплая одежда?

    3. Закрепление материала. Использование полученных знаний и умений

    Учитель начинает рассказ о климате по опорному конспекту. Побуждает продолжить учеников.

    Предполагаемый результат. Ученики рассказывают части темы, используя конспект и направляющие вопросы учителя.

    Учитель. Предлагает вспомнить как графически отображаются показатели климата. Ученикам предлагаются разные климатограммы (Приложение 1 )

    Просмотр небольшого отрывка из фильма о климате Африки.

    Видео предназначено для расширение кругозора и развития познавательнго интереса учеников, а также для закрепления материала.

    4. Заключение

    Результаты урока. Оценка работы на уроке. Домашнее задание (рассказ по опорному конспекту)

    В презентации использованы отрывки из фильма серии BBC „Wild Africa. Deserts”. Режиссер – Fergal Keane.



  • Рекомендуем почитать

    Наверх