Вымышленное оружие из научно фантастических произведений. Арсенал: Арсенал. Фантастическое оружие Великой Отечественной. Ревущая песня «катюш»

Отношения, любовь и семья 31.01.2019
Отношения, любовь и семья

Кратко о статье: Известно, что войны ускоряют прогресс. Не стала исключением и Великая Отечественная. Выдающиеся советские конструкторы в тяжелейших условиях создавали оружие будущего, которое не только принесло победу над врагом, но и стало, как это ни парадоксально звучит, основой для прорыва человечества в космос.

Смертоносный удар будущего

Фантастическое оружие в Великой Отечественной войне

Нападая на Россию, Германия столкнулась с противником, который не уступал ей в силе.

Россия выстояла.

Почему она выстояла? Откуда берётся у неё сила для ответных ударов?..

Если говорить в двух словах, то сила России заключается в её духовных и научных успехах. В основу своей созидательной жизни Россия положила моральный принцип и научный метод. Такова главная причина её силы...

Настоятель Кентерберийского собора Х. Джонсон «Советская мощь»

В мае мы отмечаем славную дату - 65 лет со дня Великой Победы над немецко-фашистскими захватчиками. Мы склоняем головы перед непревзойдённым подвигом наших дедов - советских солдат, спасших страну от уничтожения. Их победа - это не просто финал ещё одной войны. Без преувеличения можно сказать, что это - победа в жесточайшей схватке миров за наше с вами будущее.

В той войне с агрессором сражалась вся страна, и залогом победы было не только мужество солдат, дерущихся на фронте, но и талант инженеров, созидавших в глубоком тылу совершенно невероятное оружие, отдельные образцы которого надолго опередили своё время. Эти механизмы были ещё очень несовершенны, многие из них так и не выполнили боевую задачу, но они задавали вектор развития на десятилетие вперёд.

Атака летающих роботов

В начале 20 века фантасты и футурологи писали о том, что война будущего, несомненно, будет войной механизмов. Коммунисты, пришедшие к власти в России, использовали энтузиазм народных масс в деле строительства государства нового типа, в том числе и его армии, которая должна была стать самой передовой в мире. Оказались востребованы и фантастические проекты.

В августе 1921 года бывший дворянин Владимир Бекаури, заручившись поддержкой советской власти, сформировал Особое техническое бюро по военным изобретениям специального назначения (Остехбюро). Именно здесь должны были проектироваться первые боевые роботы.

Бекаури сразу начал с самолётов, поставив целью создать непобедимую воздушную армаду, которой не нужны пилоты. Разумеется, речь в то время ещё не шла о полностью автономных системах, но этого и не требовалось - достаточно было снабдить готовый самолёт дистанционным управлением по радио (телеуправлением). К проекту подключился один из самых знаменитых авиаконструкторов - Андрей Туполев. В это время в его бюро шла работа над тяжёлым бомбардировщиком ТБ-1.

Для самолёта-робота ТБ-1 в Остехбюро была создана телемеханическая система «Дедал». Подъём в воздух - сложная задача, а потому ТБ-1 взлетал с пилотом. За несколько десятков километров от цели пилот выбрасывался с парашютом. Далее самолёт управлялся по радио с другого ТБ-1. Когда поступал сигнал на пикирование, летающий робот со всей нагрузкой падал на цель. Такие самолёты планировалось принять на вооружение уже в 1935 году.

Несколько позже Остехбюро занялось проектированием четырёхмоторного телеуправляемого бомбардировщика ТБ-3. Он совершал маршевый полёт с пилотом, но при подходе к цели пилот не выбрасывался с парашютом, а пересаживался в подвешенный снизу истребитель И-15 и возвращаясь на нём домой. Эти бомбардировщики предполагалось принять на вооружение в 1936 году.

При испытаниях ТБ-3 основной проблемой стало отсутствие надёжной работы автоматики. Конструкторы опробовали множество вариантов: пневматические, гидравлические и электромеханические конструкции. До 1937 года так и не было создано ни одного более или менее приемлемого устройства управления. В итоге, 25 января 1938 года тему закрыли, а Остехбюро разогнали.

Однако работы продолжались. Так, 26 января 1940 года вышло постановление Совета Труда и Обороны о производстве новых телеуправляемых самолётов. В 1942 году даже состоялись войсковые испытания самолёта «Торпедо», созданного на базе бомбардировщика ТБ-3. Он был загружен 4 тоннами взрывчатого вещества «повышенного действия» и должен был поразить железнодорожный узел в занятой немцами Вязьме. При подлёте к цели антенна вышла из строя, управление было потеряно, и «Торпедо» упал куда-то за Вязьму. Вторая пара «Торпед» в том же 1942 году сгорела на аэродроме при взрыве боеприпасов в стоявшем рядом бомбардировщике.

Сегодня, в 21 веке, перед военными конструкторами вновь стоит задача выпустить в свет летающую армию роботов. И она с успехом решается. На вооружение развитых стран приняты беспилотные самолёты-разведчики, которые способны не только изучать вражескую местность, но и наносить удары по выбранной оператором цели с помощью высокоточного оружия. Самый известный «беспилотник» - американский RQ-1 Predator, доказавший свою эффективность в Ираке и Афганистане. Больше того, американские конструкторы приступили к проектированию беспилотного истребителя «шестого поколения», которым можно будет управлять хоть с другой стороны земного шара.

Россия пока не может похвастаться подобными достижениями. Тем не менее, беспилотные разведчики активно используются силовыми структурами, геологами и топографами.

Прыжок к звёздам

Одним из тех, кто активно поддерживал модернизацию Красной армии и работу над созданием оружия будущего, был «красный маршал» Михаил Тухачевский. Он собирался уничтожать неприятеля, используя для этого ракеты с боевой химией, бесчисленные армады танков и скоростную высотную авиацию.

Будучи в Ленинграде, Тухачевский познакомился с местными ракетчиками, собравшимися под крышей газодинамической лаборатории (ГДЛ), и взял над ними шефство. Именно эти энтузиасты впервые в советской России осуществили испытания самолётов с пороховыми ракетными ускорителями, которые проводились под руководством Вячеслава Дудакова.

Работы начали ещё в 1927 году катапультированием моделей. Затем в качестве основы для экспериментов был выбран учебный биплан У-1, на нижнем крыле которого устанавливались два пороховых ускорителя. Первые взлёты состоялись в марте 1931 года на Комендантском аэродроме.

У таких взлётов имелись свои особенности. Представьте себе ощущения пилота, сидящего в открытой кабине, когда сбоку под ногами с рёвом извергаются струи бешеного огня. Мало кто согласится испытать подобное. Смельчаком, решившимся на ракетные старты, был лётчик Сергей Мухин. Других желающих в то время не нашлось.

После получения положительных результатов с учебным У-1 работы были перенесены на тяжёлые бомбардировщики ТБ-1. Над и под крыльями разместили по три ракетных ускорителя. Взлёты с испытателями состоялись в октябре 1933 года. Благодаря ускорителям лётчик Николай Благин сумел сократить время разбега этой семитонной машины до нескольких секунд.

Конечно же, самолёты с пороховыми ускорителями ещё не могли достичь космических высот и скоростей. Однако появление таких ракетопланов было единственным направлением развития военной космонавтики того времени.

Следующим шагом должно было стать создание высокоскоростного боевого истребителя с жидкостным ракетным двигателем (например, работающим на кислороде и керосине), но его появление всё откладывалось. Дело в том, что ракетопланы с ускорителями уже летали, а двигатель создать не удавалось. Ни сотрудники ГДЛ, ни сотрудники московской группы изучения реактивного движения (ГИРД) не смогли быстро справиться с этой сложнейшей задачей. Первый ракетоплан с жидкостным двигателем РП-318-1 разработки будущего отца советской космонавтики Сергея Королёва взлетел под управлением лётчика Владимира Фёдорова только 28 февраля 1940 года. Самолёт очень хорошо показал себя в воздухе, но с началом войны работы над ним были прекращены. Уникальную машину разобрали, а в августе 1941 года сожгли.

Впрочем, задел не пропал. В ходе войны ракетные ускорители на жидком топливе приспосабливали к самолётам Пе-2, Пе-3, Ла-7, Ла-120, Як-3, Су-6 и Су-7. Создавались и специальные ракетопланы: истребитель 302 и перехватчик БИ. Ни одна из этих машин так и не попала на фронт. Больше других повезло самолёту Ла-120Р - он принял участие в воздушном параде, состоявшемся 18 августа 1946 года в Тушино. Управлял этим скоростным самолётом ветеран Александр Давыдов.

Несовершенство жидкостных ракетных двигателей и необходимость таскать на самолёте баки с жидким кислородом или другими окислителями в конечном итоге привели к закрытию этого направления в советском авиастроении - предпочтение было отдано турбореактивным двигателям, которые берут окислитель прямо из воздуха.

В 21 веке высотные ракетопланы обретают жизнь в космическом туризме. К примеру, американская компания Scaled Composites LLC представила публике уже два туристических ракетоплана, которые способны совершать прыжки в космос: SpaceShipOne и SpaceShipTwo. Первый был экспериментальным и в 2004 году совершил два успешных полёта. На участие в полётах второго продаются билеты, однако цены пока «кусаются» - далеко не всякий землянин готов выложить 200 тысяч долларов за шесть минут в космическом пространстве.

Ревущая песня «катюш»

Во второй половине дня 14 июля 1941 года на одном из участков обороны в лесу восточнее Орши взметнулись к небу огненные языки пламени, сопровождавшиеся непривычным гулом, совсем непохожим на выстрелы артиллерийских орудий. Над деревьями поднялись облака чёрного дыма, а в небе с шипением понеслись в сторону немецких позиций едва заметные стрелы. Вскоре весь район местного вокзала, захваченного гитлеровцами, был поглощен яростным пламенем. Немцы были потрясены этим огненным смерчем из непонятного для них оружия и в панике бежали. Так впервые в истории заявили о себе «катюши» - непревзойдённое оружие Великой Отечественной войны.

Ракеты, столь успешно показавшие себя на поле боя, разрабатывались с начала 1930-х годов в Реактивном научно-исследовательском институте (РНИИ). Непосредственно ими занимался выдающийся ракетчик Юрий Победоносцев. Сначала его ракеты использовались в истребительной авиации, затем было решено создать установку залпового огня на базе грузовика ЗИС-5.

Первые полигонные испытания под Москвой, проведённые в начале 1939 года, выявили серьёзные недоработки. Многие военные специалисты увидели в этих странных машинах лишь забавный технический курьёз. Несмотря на насмешки артиллеристов, коллектив института продолжал упорную работу над вторым вариантом пусковой установки. Её смонтировали на более мощной автомашине ЗИС-6.

Полигонные испытания второго варианта состоялись в присутствии маршала Клима Ворошилова. Они произвели ошеломляющее впечатление на всех присутствующих. Было решено в строжайшем секрете продолжить доведение нового оружия до серийного образца.

Осенью 1939 года на Ленинградском артиллерийском полигоне провели очередную серию испытаний. С этого момента реактивная установка стала официально именоваться БМ-13, что означало «Боевая машина». 13 - сокращение от калибра реактивного снаряда (132 миллиметра).

БМ-13 на боевой позиции.

БМ-13 идёт на фронт.

Утром 22 июня 1941 года, в день начала войны, ракетчики собрались в стенах своего института. Было ясно: новое оружие, над которым они работали, никаких войсковых испытаний проходить не будет - сейчас важно собрать установки и отправить их в бой.

На тот момент в наличии имелось всего восемь машин. Пять, сделанные в институте, стояли на полигоне. Две шли своим ходом с завода. Последнюю, восьмую, которую испытывали моряки в системе береговой обороны, решили не ждать.

Семь машин БМ-13 и составили костяк первой батареи реактивной артиллерии. Через два дня после выступления из Москвы батарея стала частью 20-й армии Западного фронта, дравшейся за Смоленск. В ночь с 12 на 13 июля её подняли по тревоге и направили к Орше. Там скопилось множество немецких эшелонов с войсками, техникой, боеприпасами и горючим. В 15 часов 15 минут 14 июля 1941 года была дана команда открыть огонь.

О том, какое впечатление произвел залп батареи на врага, можно понять из текста донесения в немецкий Генеральный штаб: «Русские применили батарею с небывалым числом орудий. Снаряды фугасно-зажигательные, но необычного действия. Войска, обстрелянные русскими, свидетельствуют: огневой налёт подобен урагану. Снаряды разрываются одновременно. Потери в людях значительные».

30 июля 1941 года газета «Правда» посвятила большую статью конструкторам машин, которые позднее получат ласковое имя «Катюша». «Идея создания нового оружия поражает своей необычайной технической дерзостью и широтой замысла. Это вид вооружения будущего», - пророчески писала газета.

В то же время началось изготовление новых установок на московском заводе «Компрессор». Главный конструктор завода Владимир Бармин работал сутками, чтобы подготовить документацию для их серийного производства. Здесь же, на заводе, формировались экипажи первых ракетных подразделений. Мобилизованные подростки и женщины трудились за станками по 16 часов.

Очевидные успехи на фронте и в производстве позволили Ставке Верховного Главнокомандования уже в августе 1941 года принять решение о формировании восьми полков реактивной артиллерии, которым ещё до участия в боях присваивалось наименование «гвардейских миномётных полков артиллерии Резерва ВГК». Этим подчеркивалось особое значение, которое придавалось новому виду вооружений и солдатам реактивной артиллерии.

К началу 1945 года на полях сражений действовали 38 отдельных дивизионов, 114 полков, 11 бригад и 7 дивизий, вооружённых реактивной артиллерией.

В заключение остается только добавить, что эффектные победы «катюш» очень многих заставили полюбить ракетную технику и посвятить ей всю оставшуюся жизнь. Офицеры гвардейских миномётных частей перешли на полигоны и космодромы. Создатели реактивных установок строили стартовые сооружения для больших ракет и первую «Гавань Вселенной» - Байконур. Благодаря им, победителям в Великой войне, наше отечество стало первой космической державой. И останется таковой навеки...

Великая Отечественная война унесла многих творческих людей. Но, убивая людей, нельзя убить всю культуру, кто-то всегда останется и сам в промежутке между боями потянется к перу, к журналистскому блокноту, к мольберту или к нотной тетради. Фантастика - не исключение. Она существовала и, как любая сюжетная проза того времени, работала на Победу, поддерживая воинственность населения на должном уровне.

На редакционном столе всего несколько книжек той поры. И это именно книжки, а не книги - небольшого формата, тоненькие, на дешёвой бумаге. Их тираж колеблется от 50 до 100 тысяч экземпляров, стоимость - от 50 копеек.

Вот повесть Сергея Беляева «Коварное оружие» (1942). Тема - бактериологическое оружие и попытка его применения против Советского Союза.

Вот повесть Николая Шпанова «Тайна профессора Бураго» (1943-1944), посвящённая перипетиям шпионской охоты за перспективными военными разработками: «водяной невидимостью» и «акустическим ухом».

Вот повесть инженера-химика Якова Пана «Белый карлик» (1943), в ней рассказывается об использовании внутриатомной энергии сверхплотного вещества.

Вот сборники рассказов знаменитого фантаста Ивана Ефремова «Встреча над Тускаророй» (1944) и «Пять румбов» (1944), в которых удивительные гипотезы переплетены с реалиями геологоразведки.

Вот повесть плодовитого Сергея Беляева «Десятая планета» (1945), в которой описывается межпланетный перелёт к Землянэ (планете, находящейся на земной орбите с другой стороны от Солнца) и контакт с дружественной цивилизацией гуманоидов, живущих при коммунизме.

Вот книга Валерия Язвицкого «Аппарат Джона Иглиса» (1945) - известный довоенный писатель напомнил о себе сборником из двух старых рассказов...

Во времена Великой Отечественной войны публиковались и переводы западной фантастики. Вышли переиздания романов Жюля Верна «Робур-завоеватель» (1943) и «Пятьсот миллионов Бегумы» (1944). Неожиданно переиздали сборник фантастических рассказов Мориса Ренара «Пещера чудовищ» (1943). В 1945 году в очередной раз напечатали любимый многими советскими читателями роман Герберта Уэллса «Война миров». А в 1944 году журнал «Техника - молодёжи» опубликовал на своих страницах фрагмент из повести Фредерика Пола «Конец Каррагона». Рядом с ним был напечатан прекрасный рассказ Роберта Хайнлайна «Дом четырёх измерений».

Почему же страшное фронтовое оружие получило столь ласковое прозвище - «Катюша»? Существует несколько версий.

Первая принадлежит фронтовикам. Перед самой войной была очень популярна песня Матусовского и Блантера о девушке Катюше, и красивое русское имя как-то само собой пристало к новой реактивной установке. Вторую версию выдвинули военные специалисты. Они предполагает, что прозвище связано с индексом «К» на корпусе миномёта - установки выпускались заводом «Компрессор».

Третья версия экзотична и требует особого пояснения. На шасси автомобиля установки БМ-13 имели направляющие, которые на техническом языке назывались скатами. Сверху и снизу каждого ската устанавливалось по снаряду. В отличие от ствольной артиллерии, где расчёт пушки делится на заряжающего и наводчика, в реактивной артиллерии расчёт не имел официальных названий. Но со временем разделение солдат, обслуживающих установку, по выполняемым функциям тоже определилось. 42-килограммовый снаряд выгружали несколько человек, а затем двое, впрягшись в лямки, подтаскивали снаряды к самой установке, поднимали их на высоту скатов, и третий человек помогал им, подталкивая снаряд, чтобы он точно вошёл в направляющие. Двое солдат держали тяжеленный снаряд, и для них в этот момент сигнал «толкача-катилы-катюши» о том, что снаряд встал-закатился-накатился в направляющие скаты, означал благополучное окончание очень ответственной части работы по снаряжению установки для залпа. Разумеется, все солдаты таскали снаряды, и каждый выполнял тяжёлую работу по их поднятию к скатам. Специально выделенного человека, ответственного за установку снаряда в скаты, не было. Но сама работа приводила к тому, что в последний момент кто-то должен был брать на себя роль «катюши» по заталкиванию снаряда на направляющие, принимая ответственность за благополучное завершение операции на себя.

Установки были настолько засекречены, что запрещалось даже подавать команды «пли», «огонь», «залп» и тому подобные. Вместо этого звучало: «пой» и «играй». Ну а для пехоты залпы реактивных установок были самой приятной музыкой, означавшей, что сегодня немцам достанется по первое число, а потерь среди своих почти не будет.

Примерная классификация фантастического оружия.

Посвящается тем, кто думает, что круче "Звезды смерти" и покемонов ничего нет.

Несмотря на не одну тысячу прочитанных книг, не настаиваю на полноте обзора. В последнее время осознаю малость охваченного моим вниманием. Есть прорва авторов, произведения которых физически неприятно читать. Как смотреть "Дом два", например. Обычно это связано с отсутствием у аф-фтора фантазии, логики, технической грамотности, речевого слуха, иногда просто - мозга. (Не могу не отметить редчайшее исключение в этом ряду, - "Поход клюкнутого" Сергея Чичина. Ярчайше прописанные характеры, смешнейшие ситуации и диалоги. Читал - ржал до слёз. Классическая сюжетная интрига в стиле Спрэга нашего Де Кампа. Ума у автора - палата. И при всём этом - очень нудно. Прочтите, сколько сможете, не пожалеете. Я последнюю треть не осилил).

Т. О. косноязычно изложенные хорошие идеи мог и пропустить. Для градации оружия по поражающему эффекту буду использовать смешанную шкалу. Для наиболее мощных - космологическую шкалу расстояний. Далее, по мере падения поражающего эффекта, тип эффективно деструктурируемого космологического объекта. Затем, в тротиловом эквиваленте. Ну, и мелочь - в зависимости от истощения желания поумничать. Прошу не забывать, что описывать предмет обзора буду в соответствии со СВОИМИ представлениями. Не скрою, никогда не бывшими правильными. Это просто наброски досужих предположений, для обозначения предмета хоть как нибудь. Приступим.

    -- Неназываемый.
Где? У Перумова в продолжении истории Средиземья. Что делает? С неясной целью поглощает населённые миры в извращённой форме. Противодействие. Заваливают генерируемыми пустыми мирами со скоростью большей, чем успевает поглотить. По принципу: "посеем в этом году четыреста гектар - нехай долгоносик подавится"! Если бы не последние космологические гипотезы, Неназываемого как оружие (или оружие Неназываемого) можно было бы не рассматривать. Но.... Необходимое отступление. Довольно нудное, примитивное, если не интересно, просто прочтите его последний абзац. Перумов нигде не приводит геометрических размеров миров и не даёт определения населённого мира. Соответственно, все строят в голове модель Упорядоченного (подотчётная Вселенная с точки зрения богов и магов) из своих кирпичей. Кроме Упорядоченного в тексте упоминается условный Хаос, некая безразмерная хрень, откуда взялись Творец и Неназываемый. (Творец, образовался как статистически случайная величина.) а так же что - то ещё, куда собирались сдриснуть молодые боги от Неназываемого. Я, конечно, статьи о эволюции Вселенной помню плохо и путанно, но для начальных прикидок плюс минус лапоть, сойдёт. Даже, если Перумов со мной не согласен.

Размеры моих кирпичей.

Понятие населённого мира. Очень сложная ситуация с привязкой к Земле. В рассматриваемой серии, населённый мир интуитивно предположен как планета. А если подумать? Пешком за час можно пройти порядка пяти километров. Или, долететь от Самары до Москвы на самолёте (аналог движения в междумирье). Значит ли это, что Москва, - район в Самаре? Кто вам сказал, что расстояния между мирами в книге, вообще имеют метрический смысл? Может быть это некое (магическое) потенциальное поле измеряемое, условно говоря, (магическим) напряжением. А сознательное изменение потенциала бесконечномерным разумом приводит к настройке на соответствующий четырёхмерный слой, интерпретируемую как перемещение. Пешком, или на корове. Т. е., каждый мир вообще может быть отдельной бесконечной четырёхмерной вселенной (наша Вселенная четырёхмерна) с одной обитаемой планетой. За вариант: один мир - одна планета, - мы пока никого не нашли. Против, - как то стрёмно одним. Возможно, наша Вселенная вообще только входит в эру разумной жизни. Сами посудите: первое время галактика в стадии квазара и выжигает всё вокруг на мегапарсеки - какая тут нахрен жизнь? Большая часть галактик посталкивалась (элептические галактики - результат слияния большого количества) и при аварии ведут себя не спокойней, чем квазары. Коллапсирующие звёзды вбрасывают от полюсов вдоль оси вращения плюху, способную сорвать с Земли атмосферу или выжечь биосферу, с расстояний порядка тысяч парсек. Конечно, вероятность не велика, но для зарождения разумной жизни Земле потребовалось больше четырёх миллиардов лет, а в галактике только сейчас больше десяти миллиардов достаточно крупных для выдачи трендюлей при коллапсе, звёзд. А большие звёзды живут мало. Кто ни будь, промоделируйте, пожалуйста, численно процесс эволюции пригодной планетарной системы на этом складе пиротехники во время пожара. Сейчас, кстати, Земля находится в конусе поражения не такого уж далёкого созревающего коллапсара. Плюс ко всему, Землю от астероидов здорово прикрывает Юпитер. Если бы он был на месте Меркурия, как газовые гиганты у большинства обнаруженных на сегодня планетарных систем, астероиды мы бы ловили раз в сто чаще. Да и орбита у нас была бы той ещё загогулиной. В общем, ситуация для планеты с разумной жизнью выглядит так: вокруг вашего двора ходят толпы людей, и изредка безадресно постреливают сумасшедшие. А от конченных гопников из соседнего подъезда вас защищает здоровяк родственник. Вопрос. Вы успеете вырасти, купить бронежилет и научиться драться? Особенно, если у вас нет такого защитника? Нет, я лично в наличие разумной жизни в НАШЕЙ вселенной верю. Но верю и знаю,- разные вещи. Пока нет объективных данных. Да и х... сними! С данными. Всё равно планеты с достаточно развитыми сапиенсами не под каждым кустом натыканы. Глядя на Пиндосов с Лимонниками - и ладно. А то, не дай бог, они первыми прилетят.... Короче: населённым миром считается часть вселенной ограниченной космологическим горизонтом, в которой есть хотя бы одна планета с разумной жизнью, что бы ни значило это понятие. Понятие пустого мира. Возьмите циркуль и нарисуйте окружность любого понравившегося вам диаметра. Был момент, когда диаметр наблюдаемой нами Вселенной имел такой размер. Заметьте, не Вселенная имела такой размер, а всего лишь, ВИДИМАЯ ЧАСТЬ ВСЕЛЕННОЙ, НАБЛЮДАЕМАЯ ОДНОМОМЕНТНО ИЗ ДАННОЙ ТОЧКИ, имела такой диаметр. В чём разница с диаметром вселенной? Поставьте точку на радиусе проведённой окружности, подальше от центра и ближе к окружности, - она будет изображать место, где в процессе эволюции вселенной, образовалась далёкая галактика. Теперь начертите ещё одну окружность такого же радиуса с центром в этой точке. Круг очерченный новой окружностью, изображает видимую из далёкой галактики часть Вселенной. Как видите, у далёкой галактики своя наблюдаемая вселенная, лишь частично пересекающаяся с нашей. И большая её часть лежит для нас за горизонтом событий. У объектов находящихся в этой части нет красного смещения, - мы их никогда не видели и не увидим тем же способом, каким наблюдаем за "нашей" частью вселенной. На расстояниях, когда собственное движение зависящее от притяжения соседей мало относительно космологического, космологическое имеет вид: K*X. Где X - измеренное расстояние, K - некий численный коэффициент, как оказалось, увеличивающийся со временем. Т. Е., объекты во вселенной не просто удаляются друг от друга, они удаляются ускоренно пропорционально расстоянию. Практически это означает, что с течением времени Вселенная расширяется быстрее, и наблюдаемые возле горизонта вселенной далёкие объекты будут уходить за него. Другими словами, видимая часть вселенной будет увеличиваться, а количество гравитационно взаимодействующего вещества в ней, - уменьшаться. Вещество будет "уходить" за космологический горизонт. "Z" наблюдаемых объектов будет стремиться к бесконечности за конечное время. Независимо от периода полураспада протона и механизма эволюции космологических объектов, наступит момент, когда частицы или фотоны отдалятся друг от друга на расстояние превышающее космологический горизонт событий и потеряют возможность оказывать друг на друга влияние. Ибо космологический горизонт, это удаление, на котором скорость разбегания уже равна скорости света. А мы пока не знаем взаимодействия распространяющегося быстрее скорости света. Если у вас хорошее воображение, вырежьте два одинаковых кружка из бумаги и частично наложите друг на друга. А потом растащите их в разные стороны столешницы. Поздравляю, вы посмотрели мультфильм о расхождении космологических горизонтов для двух удалённых галактик. Если с воображением хуже, вы пишите фэнтези и у вас архимаг за два часа восстанавливает свой гигантский запас энергии от движка милицейского Уазика, то вырежьте с пяток пар кругов (попарно, по две штуки, если не понятно) радиусом три, четыре, пять и т.д., сантиметров. Сразу говорю, пример "качественный", это значит - без точных расчетов, "на глаз", а не отсутствие ГМО. Соответственно, не надо прыгать от радости найдя ошибку в восемнадцатом знаке после запятой. Здесь и ДО запятой никто не считает. Теперь, наложите самые маленькие круги друг на друга так, чтобы пересечение их радиусов лежащих на прямой соединяющих центры кругов равнялось отрезку в один сантиметр.

Мультфильм первый: стационарная вселенная.

Круги последовательно заменяем парами бОльших, с шагом увеличения радиуса кругов в один сантиметр. При этом, операция замены кругов изображает из себя что-то вроде космологической декады. Это когда к возрасту Вселенной прибавляется один нолик. Как видите, любая наперёд заданная точка вселенной, рано или поздно оказывается внутри горизонтов событий обеих галактик. МЫ НЕ ЖИВЁМ В СТАЦИОНАРНОЙ ВСЕЛЕННОЙ.

Мультфильм второй: равномерно расширяющаяся Вселенная.

При скорости удаления галактик равной скорости света, между ними, со временем, образуется слой пространства видимый из обеих точек наблюдения. Сами галактики друг друга не увидят никогда. Раздвигаем центры попарно заменяемых кругов возрастающего диаметра при замене на сантиметр или два. МЫ НЕ ЖИВЁМ В РАВНОМЕРНО РАСШИРЯЮЩЕЙСЯ ВСЕЛЕННОЙ.

Мультфильм третий: ускоренно расширяющаяся вселенная.

При каждом такте замены кругов увеличиваем расстояние между центрами по монотонно возрастающей прогрессии. Для наглядности, возьмём арифметическую. На первом шаге один см. на втором, один плюс один. На третьем, один плюс два и т.д. Сколь бы близко друг от друга не находились точки, со временем они разойдутся на расстояние превышающее космологический горизонт событий. А ведь наша Вселенная, похоже, так и расширяется. Ускоренно. То что рядом лежащие точки удаляются очень медленно, ничего не значит. Отъедут подальше, ускорятся. А отъедут они потому, что расширяется пространство и для сохранения расстояния между частицами они должны совершать работу. платить за такое в течении гугла лет инвесторов, зуб даю, не найдётся. Работать же за даром ни кто не любит. Поскольку неизвестна размерность описанной у Перумова фигни, предлагаю для четырёхмерного (нашего) континуума считать пустым миром участок пространства ограниченный практическим горизонтом событий (до которого, от момента большого взрыва, свет успеет не только дойти, но и вернутся в исходную точку), не содержащий ни одной частицы, за исключением, образовавшихся в результате квантовых эффектов. Ну, как то так. Если вы лучше разбираетесь в вопросе и вам нехрен делать, предложите свою формулировку. Моя цель: прикинуть порядок размеров уничтожаемых Неназываемым миров. Получается, они превышают размеры наблюдаемой Вселенной больше, чем она - песчинку. Плюс, минус лапоть. Таким образом, Неназываемый и генератор пустых миров для его блокировки, - самые мощные системы вооружения встреченные мной в фантастических и фэнтезийных произведениях. Характерный радиус поражения, - от Гугола мегапарсек одним стволом. Скорострельность неизвестна, но, наверняка, не "один раз пальнул и заряжайся с дула". Генератор миров, система точно автоматическая.

Следующее по мощности оружие, - некий сундук предназначенный для уничтожения вселенной.

Где? Сергей Чичин "Отстойник". Что делает?: Х.З. но одной вселенной не поздоровилось. Мощность: вроде как и меньше, чем у Неназываемого, но не факт. Характерный радиус поражения: ну ненаю... не маленький. Не меньше, чем у Неназываемого. Недостатки: вроде бы нет автоматического огня. Для активации нужен Мик. Который, ради любопытства бросает горящие спички в очко сортира. Прямо в скопление метана.

"ватерлиния" А. Громова

Жители Ореола смогли развернуть планету в многоуровневую вселенную. Судя по школьным "лабораторкам" на которых дети зажигают звёзды, их папы, при случае, вселенную и свернуть могут. Могут, но не делают. Хорошие люди.

Следующий лот: некое устройство должное помочь взорвать нашу Галактику злому правителю Фаэтона.

Особенности применения: не взорвалось. Великий тиран был идиот.

Следующий класс ОМП: разрушители и поглотители пространства.

Разрушитель пространства. Где? Гамильтон. "Звёздные короли". Чё делает? Уничтожает пространство вместе с буйными алкашами из соседнего подъезда в Магеллановом облаке. Принцип действия. Х.З. Ни гравитационных всплесков, ни коллапсаров. Шняга какая то. Поглотитель пространства. Побочный род деятельности для звездолёта мощностью в несколько тысяч Альбертов. Где? "Люди как боги" С. Снегва. Побочные эффекты при чтении: "У-у...". Радиус поражения данного класса оружия, порядка диаметра рассеянного звёздного скопления. Мухобойки....

Отдельно отмечу.

Классный сборник рассказов и короткой повести одного автора, про одних и тех же героев. К сожалению, забыл и название книги и как зовут автора. По теме обзора там присутствуют: а) маленький буксир с автоматической противопланетной пушчёнкой на барже; б) суперкрейсер с противозвёздной артиллерией; в) "...такое, по сравнению с чем даже суперкрейсер не смотрелся...". Видимо, нечто, класса "разрушитель пространства". Если кто смог опознать произведение, поделитесь знаниями пжст. В указанном эпизоде делят кислородную планету, а она возьми и запусти спутник. Что, автоматически, считается утверждённой заявкой на планету. Суровые вояки удалились, роняя слёзы умиления.

Противопланетное оружие.

Туннельная бомба. Где? Там же, в "Ватерлинии", у Громова. Что делает? Создаёт гипер(под)пространственный туннель, в который засасывает планету. Зарегистрированный результат по диаметру: планета размером с Юпитер всосана за несколько минут. Зарегистрированный результат по дальности: планета земного типа целиком переброшена на двести мегапарсек. Размеры: базировалась на подводной лодке. Возможно, не превышает размеров термоядерной боеголовки большой мощности. Вышеупомянутая противопланетная автоматическая пушчёнка на барже со свиной тушёнкой. Размеры: Что-то вроде КПВТ, или "Эрликона". "Звезда смерти" и "Берсеркеры". Как выглядит "Звезда" и что может, видели все, и неоднократно, в любимых "Звёздных войнах". На мой взгляд, лоховская, технически примитивная, фигня, стоящая в одном ряду с ещё более примитивными и маломощными первыми Берсеркерами Саберхагена. "Директора", конечно, посерьёзней будут, но всё равно, нигде из текста не следует о сравнении их мощности, хотя бы с разрушителем пространства. Маленький противоберсеркерный дрон и то производит лучшее впечатление. Хотя бы вменяемыми размерами. И вообще, мне из оружия этого класса больше всего нравится Саберхагеновский же "Ланцелот" представляющий собой дальнейшее развитие экзоскелета.

Планетарное ОМП сверхбольшой мощности.

Из пока ещё фантастического оружия отмечу только ультракварковую бомбу на сто гигатонн тротилового эквивалента, из пародии на Стругацких. Представляет собой небольшой цилиндрик, легко помещающийся под языком. Все остальные образцы, на мой взгляд, морально устарели. Ну, чему тут удивляться? Если только у того же Громова, некому излучателю временно, на несколько десятилетий, обращающего людей в нечто, наблюдаемое как камень, но сохраняющее способность к регенерации? Дык, где то, что то такое уже было, вроде. Самый скучный раздел.

личное оружие

Единственная незатасканная штука: нейтринный пульсатор. Где? У кого-то из советских писателей во второй половине двдцатки. Что из себя представляет? "Макарку" или "Тэтэху" выдающую "на гора" порядка десяти килотонн тротилового эквивалента. Послушаешь Обаму о ситуации на Украине, возьмешь такую штуку в руки, и в гости, к его спичрайтеру.... Принцип действия: нейтрино там как-то пульсируют. Сопутствующее оборудование. Судя по тому, что человек спокойно относится к близкому "лиловому солнцу", у него нехилый бронированный радиационно защитный экзоскелет с адаптивной оптикой, позволяющий любоваться пейзажем в контровом свете ядерного взрыва. А судя по обоснованным опасениям технически продвинутых собеседников, "Скайнет" с её терминаторами он мог зачистить довольно быстро. На первый раз, наверное, хватит. Подведём итог: если архимаг освоил перемещение между вселенными, то бой "на вынос" с его участием не может закончиться усталыми посидушками под берёзой. Минимум, - стеклянная пустыня на пол континента, и то, если участники обмена жестами патологические гринписовцы, которые умрут, но лопух не тронут. Это, если они вообще это скопление галактик заметят. Если же архимагу на подпитку хватает одного пирожка с повидлом, то, даже не знаю чего сказать.... Может, он столь же великий маг, как шаманы, вызывающие по деревянной "рации" самолёты с ништяками, за которые не заплачено ни копейки? Короче: соблюдайте размерность. Если волшебник не может выжечь пару квадратных километров щелчком пальцев, то меж мировые порталы должен использовать либо чужие, либо природные. Потому как для активации атомной бомбы, хоть немного, но надо обычной взрывчатки. Или, хотя бы не сублимируйте свои жизненные напряжёнки, когда супер-пупер-мега-гипер боец пугает литературных двойников хреново воспитанных соседей автора. Учите математику, - язык бога-творца. Хоть капельку.

Технологии серьезно изменили наши методы ведения войны в современном мире. Дни, когда две толпы людей стояли рядами и атаковали друг друга, сменились асимметричными развертываниями, кибер-атаками и партизанской войной.

По мере того как глобальные конфликты растут и меняются, правительства отчаянно пытаются найти способы шагать в ногу с оппонентами в плане технологий.

Очевидно, большую часть информации о военных технологиях мы получаем от США, например, и их союзников — кто знает, какие коварные вещи взращивают в Северной Корее, например, — но когда военные решают вынести что-то на публику, мы можем быть уверены в их честности.

Перед вами десять примеров современных военных технологий, которые кажутся фантастическими. От роботизированных экзоскелетов, которые дают солдатам сверхчеловеческую силу, до беспилотных вертолетов, которые обучаются по мере полета, таким выглядит будущее войны. И это будущее удивительное и страшное.

Центробежные пушки

Все эти модные технологии в основном сводятся к всаживанию быстро движущихся частей металла в тела, здания или оборудование. Мы использовали пули больше двухсот лет, посылая их по трубе с помощью взрывных зарядов.

Коннектикутская фирма Trinamic Technologies считает, что мы можем делать это куда лучше, и ее пушка DREAD представляет собой футуристическое творение, использующее центробежную силу. Компания утверждает, что орудие может совершать 120 000 выстрелов в секунду без отдачи или вспышки.

Впрочем, в карман ее не положишь: Trinamic планирует использовать ее на спутниковых платформах.

Генераторы бурь

Нелетальное оружие — большой растущий рынок, поскольку вид измельченных органов на поле боя не очень способствует налаживанию общественных отношений. Больше десяти лет на вооружении израильских военных сил стояло футуристическое оружие Thunder Generator (Генератор бури), орудие для управления толпой, первоначально разработанное для отпугивания птиц от урожайных полей.

Это устройство использует технологию импульсной детонации, направляя взрыв в огромную резонансную бочку, которая посылает высокоскоростные ударные волны в воздух. Эти волны могут опрокинуть и временно дезориентировать цели на расстоянии до 30 метров. На расстоянии 3 метров они приводят к ужасной и мучительной смерти.

Лазеры для подрыва беспилотников

Святой Грааль фантастических военных технологий — это оружие на основе лазерного луча. Пока все мы используем усиленный луч для выявления цели и маркировки для обычных боеприпасов, что довольно скучно.

По мере того как дешевеют технологии, необходимые для создания мощных лазеров, те начинают обретать себя на поле боя. Boeing Laser Avenger — это разрабатываемый проект, который испускает постоянный лазерный луч мощностью в киловатт для передачи тепла к цели — идеально для сбивания вражеских беспилотников с небес или детонации взрывчатых веществ на длинной дистанции.

Пули с самонаведением

Технологически пуля — довольно скучное изобретение. Это просто кусок металла, который летит через воздух с высокой скоростью и (возможно) кого-то убивает. DARPA решила доработать свое обмундирование и сделать пули, которые могут изменять свой курс прямо в середине полета.

Программа агентства Exacto производит патроны 50-го калибра со встроенной системой компьютерного наведения, которая управляет небольшими закрылками на поверхности пули и позволяет ей корректировать курс в зависимости от обстоятельств. Их даже можно наводить на движущиеся цели, что смотрится довольно жутко.

Роботизированные экзоскелеты

Выход на поле боя за штурвалом гигантского робота пока остается в области аниме, но один из последних проектов Lockheed Martin направлен на оснащение солдат костюмами «Железного человека». Проект HULC (Human Universal Load Carrier) представляет собой механический экзоскелет для оснащения солдат на поле боя.

Он состоит из пары механизированных титановых скоб для ног, которые позволяют владельцу переносить до 100 килограммов груза в течение почти неограниченного периода времени, совершенно не напрягаясь. Бортовой компьютер мониторит движения и уровни нагрузки и позволяет каркасу двигаться синхронно с носителем.

Вполне возможно, что скоро такие шагающие костюмы выйдут на поле боя, с людьми или без.

Квантовый камуфляж

Оптический камуфляж — узоры, которыми украшаем униформу и транспорт, чтобы их было сложнее обнаружить противнику — имеет свои ограничения. Они разработаны, чтобы по цветам и текстуре быть близкими окружающей среде, но никогда идеально в нее не вливаются.

Поэтому многие военные инженеры занимаются созданием «квантового камуфляжа», высокотехнологической системы укрытия, которая будет изгибать свет вокруг объекта, делая его невидимым (ведь чтобы увидеть объект, нужно увидеть отраженный от него свет).

Нейроморфные беспилотники

Беспилотные летательные аппараты кардинально изменили методы ведения боевых действия на вражеской земле, поскольку беспилотники способны выполнять массу действий, не подвергая опасности реальных солдат. Такие дроны нуждаются в пилоте, который будет ими управлять, но следующий этап в эволюции БПЛА может стать революцией.

Не так давно DARPA провело эксперимент, в котором оснастило небольшие вертолеты «нейроморфными» чипами, которые стремятся имитировать человеческий мозг. Дроны смогли сканировать свое окружение и сравнивать его с другими посещенными областями, «обучаясь» на лету и приобретая новые способности в навигации.

Хотя такие технологии находятся в зачаточном состоянии, из них могут выйти совершенно автономные солдаты и боевые машины.

Насекомые-киборги

Животные сражались с нами на поле боя с самого начала войн, от вооруженной кавалерии до натасканных на бомбы псов. ЦРУ даже как-то пыталось найти способ использовать боевых голубей, а про дельфинов вообще можно не говорить.

Из последних проектов DARPA нас заинтересовали вооруженные насекомые (и очень опасные). Идею окрестили HI-MEMS (Hybrid Insect Micro-Electrical-Mechanical System). Жуков берут еще совсем куколками и имплантируют им электросхемы в тела.

Когда те проходят этап взросления, радиосигналы активируют эти схемы, делая жуков, по сути, радиоуправляемыми. Если прикрепить к ним оборудование для шпионажа, их можно использовать для практически незаметного наблюдения на поле боя.

Жидкометаллические ракеты

Вот еще один новый вид оружия, который грозится перевернуть наше представление о взрыве вещей. Традиционные снаряды несут взрывчатое вещество, которое детонирует при ударе и разбрасывает металлические обломки.

Новая артиллерия DARPA MAHEM (Magneto Hydrodynamic Explosive Munition) использует более элегантный подход. Каждая боеголовка хранит магнитный генератор, который при ударе плавит металлическую оболочку сердечника, та принимает форму заостренного копья, которое лучше проникает через броню, с которой столкнется.

Такая технология позволяет осуществлять более точные удары с максимальной летальностью.

Плазменные силовые поля

С учетом всех этих новомодных пуль начинается гонка поиска новых форм брони, которая сможет защищать уязвимые части. Аэрокосмический гигант Boeing не так давно зарегистрировал патент, который может намекать на следующую волну танковых технологий: плазменное силовое поле, которое может отражать или поглощать ударные волны от взрыва.

Эта технология использует электричество, лазеры и микроволновое излучение для быстрого нагрева области перед взрывной волной, создавая поле интерференции плазмы, которая в теории должна поглощать выпущенную кинетическую энергию. Технология пока еще в стадии разработки, но звучит весьма круто.

Все это научно-фантастическое оружие одновременно удивляет и пугает нас. Оно заставляет нас задуматься о всех этих видах оружия в фильмах, видеоиграх, а теперь и в реальной жизни. Впрочем, световой меч пока далек от разработки.

Не секрет, что любимым оружием большинства героев фэнтези, является меч. Остро отточенный кусок стали, выкованный умелым кузнецом, либо созданный богами, усиленный особой закалкой, или зачарованный магией — меч сразу стал одним из основных архетипов фэнтези и почти неотъемлемым атрибутом жанра. Редкий «главгер» обходится без своего персонального «кладенца», что уж говорить о второстепенных персонажах.

Меч носят при себе воины и волшебники, барды и наемники, короли и паладины, а также разношерстные охотники на нечисть и простые искатели приключений. Иногда, он и сам является персонажем, как черный меч Вечного Воителя, например, или Экскалибур короля Артура. Фэнтези мечи нередко имеют собственные имена, иногда даже собственную душу. Хотя, встречаются и мечи Без имени, как в известном романе Андрея Белянина .

Меч также является частью визуального искусства, сопутствующего фэнтези произведениям. Запоминающиеся образы фантастического холодного оружия, созданные художниками, можно встретить в кино, компьютерных играх, на иллюстрациях к романам. Мечам фэнтезийных героев, посвящено несметное количество как официального арта, так и фанарта.

Сегодня мы поговорим о самых знаменитых мечах самых знаменитых героев фэнтези. А точнее, о их образах, или визуальных воплощениях. Данная статья, станет отличным продолжением рубрики «Фантарт», которую я веду в этом блоге. Ведь красивый меч Героя — это настоящее произведение искусства!

А начнем мы с меча самого знаменитого мага в истории, после Мерлина и Гарри Поттера, конечно же.

Гламдринг — меч Гэндальфа Серого. Это рунный клинок, официальный дизайн которого, появился благодаря кинотрилогии «Властелин колец». Эльфийский меч, сияющий сине-белым светом при приближении орков. В фильме, эффект сияния почему-то убрали (там светится только клинок Фродо , тоже эльфийский), тем не менее, это один из самых красивых фэнтези мечей, на мой взгляд.

Меч Конана — ничуть не уступает предыдущему по своей красоте, в этом случае, довольно суровой. Так же, как и Гламдринг , этот меч стал знаменит благодаря экранизации с Арнольдом Шварцнеггером. Собственно в книгах о знаменитом варваре, никакой особый меч Конана не упоминается, а сам он, зачастую, орудует вообще не мечом, а обоюдоострой секирой.

Буреносец — меч Элрика из Мельнибонэ, не просто оружие, а демоническая сущность, принявшая форму клинка. Устрашающий, но красивый меч, наиболее популярное дизайн которого, появился благодаря графическим романам о приключениях Элрика.

Коготь Шарона — меч Артемиса Энтрери, созданный специально для битв с магами. Как и Буреносец Элрика — один из самых харизматичных клинков, обладающий собственной волей и оказывающий немалое влияние на своего владельца. В честь этого меча, назван роман Роберта Сальваторе , заключительная часть трилогии .

Брисингр — меч Эрагона и очередной волшебный клинок. Выкован из звездной руды, если произнести его имя, взрывается пламенем.

Длинный коготь — меч Джона Сноу, одного из ключевых персонажей «Песни Льда и Пламени». Необычный клинок, выкованный из валирийской стали с волчьей головой на рукояти. Изображение создано для сериала и компьютерных игр по мотивам книг Джорджа Мартина. По дизайну меч немного напоминает оружие ведьмака Геральта .

Мечи Дриззта До’Урдена, они же, легендарные скимитары дроу — характерный элемент образа боевитого темного эльфа. Представить Дриззта без двух изогнутых эльфийских клинков, просто невозможно, ибо они буквально срослись с ним, став одним целым. Мечи Дриззта так же популярны, как и сам герой.

Продолжать тему знаменитого фантастического оружия, можно очень долго. Героев в фэнтези немало, и число их стремительно растет с появлением новых книг. А верный меч, по-прежнему незаменим для любого эпического героя.

Если статья вам понравилась, буду благодарен за ретвит и перепост. Только не забудьте поставить ссылку на первоисточник, то есть, на мой блог. Также можно подписаться на обновления блога , чтобы не пропустить новые интересные статьи из рубрики «Фантарт», а также из других не менее интересных рубрик.



Рекомендуем почитать

Наверх