Занятия подготовительная группа лексико грамматические упражнения. Совершенствование фонетико-фонематических функций и лексико-грамматического строя речи у дошкольников в играх и упражнениях. «Отгадай, что задумано»

Разное 28.06.2020
Разное

«Грибы»

1. «Один - много».

Гриб – грибы - грибов (белый гриб, подберезовик, подосиновик, сыроежка, волнушка, опенок, маслята; поганка, мухомор).

2. «Съедобный – несъедобный».

Подберезовик (какой гриб?) – съедобный.

Мухомор (какой гриб?) – несъедобный и т.д.

3. «Счет».

Одна сыроежка – две сыроежки – пять сыроежек.

Один белый гриб – два белых гриба – пять белых грибов и т.д.

4. «Подбери родственные слова ». Подбор однокоренных слов.

Гриб – грибок, грибной, грибник, грибница.

5. «Какой, какое?».

Суп из грибов – грибной .

Блюдо из грибов – грибное .

6. «Скажи наоборот». Составление ССП с союзом а .

Белый гриб съедобный, а поганка – несъедобный.

У опят длинные ножки, а у волнушек – короткие.

Подберезовики растут под березами, а подосиновики – под осинами.

У подберезовика толстая ножка, а у сыроежки – тонкая.

7. «Что лишнее и почему?». Классификация предметов.

Опята, маслята, мухоморы , сыроежки; лисичка, подберезовик, ежевика , подосиновик.

8. «Вопросы на засыпку!». Развитие умения отвечать на вопрос полным предложением.

На опушке три волнушки. Чего больше – опушек или волнушек?

Чего в лесу больше – грибов или белых грибов?

Стоят на полянке две сыроежки да поганка. Чего больше – шляпок или ножек?

9. Составить описательный рассказ про грибы (по выбору), по плану:

Где растет?

Какой имеет внешний вид (величина, цвет шляпки; длина, толщина ножки).

Съедобный или несъедобный гриб?

Что из него можно приготовить?

Лексико – грамматические упражнения по теме

«Ягоды»

1.«Назови ласково».

Ягода – ягодка (клубника, смородина, крыжовник, арбуз, малина, ежевика, земляника, черника, голубика, морошка, брусника, клюква).

2. «Счет». Согласование ИС с порядковыми числительными, счет до пяти.

Первая малинка, вторая малинка… и т.д.

3. «Лесная – садовая».

Морошка – это лесная ягода.

Клубника – это садовая ягода и т.д.

4. «Исправь ошибку». Развитие слухового внимания, логического мышления.

Голубика растет на дереве; смородина растет на болоте; брусника – это садовая ягода.

5. «Подбери признак ». Согласование ИС с ИП.

Арбуз (какой?) – большой, сочный, сладкий, вкусный, ароматный и т.д.

Клюква (какая?) - … .

6. «Назови сок и варенье». Образование относительных прилагательных.

Сок из смородины (какой?) - смородиновый

Варенье из смородины (какое?) - смородиновое и т.д.

7. «Что лишнее и почему?». Классификация предметов.

Мандарин , черника, клюква, морошка; брусника, земляника, крыжовник , голубика.

8. Составить описательный рассказ про ягоды (по выбору), по плану:

Где растет?

Какой имеет внешний вид (цвет, форма, величина)?

Какая на вкус?

Съедобная или несъедобная?

Что из нее можно приготовить?

Лексико – грамматические упражнения по теме

«Овощи»

1. «Назови ласково». Образование ИС с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Огурец- огурчик - огурчики (помидор, картофель, баклажан, перец, тыква, редис, морковь, свёкла, лук (луковица), репа, чеснок, петрушка, укроп, капуста, фасоль).

2. «Один-много». Образование мн.ч. ИС в родительном падеже.

Помидор – помидоры – много помидоров и т.д.

3. «Счет овощей». Согласование ИС с числительными.

Одна тыква - две тыквы - пять тыкв и т.д.

4. «Подбери признак ». Согласование ИС с ИП.

Морковка (какая?) – оранжевая, хрустящая, вкусная, полезная, сладкая, большая и т.д.

5. «Какой, какая, какое?». Образование относительных прилагательных.

Сок из помидоров – томатный и т.д.

Грядка с огурцами – огуречная и т.д.

Пюре из моркови – морковное и т.д. с названиями остальных овощей.

6. «Он (она) - они». Употребление глаголов настоящего времени в ед. и мн. числе.

Растет – растут (зреет, зеленеет, спеет, цветет, краснеет, сажает, копает, окучивает, рыхлит, поливает, убирает).

7. «Что делал? Что делала? Что делали?». Употребление глаголов м.р, ж.р., ср.р. прошедшего времени.

В структуре общего недоразвития речи нарушение распространяется как на звуковую (включая фонематические процессы), так и на смысловую сторону. Другими словами, в речи детей имеется фонетико-фонематическое и лексико-грамматическое несовершенство.

К моменту начала обучения в подготовительной группе большинство детей достигает самого высокого - 3-го уровня речевого развития. Словарь дошкольников, имеющих этот уровень речевого развития, составляет примерно 1,5-2 тысячи слов и наряду с преобладающим количеством существительных содержит достаточное для общения число обиходных глаголов и общеупотребительных прилагательных.

Относительно большой словарный запас дошкольников 6 лет можно объяснить их возрастом, продолжительной коррекционной работой, а также своеобразием соотношения лексических и грамматических элементов в речи детей при аномальном ее развитии.

По предположению Н. С. Жуковой, лексическая основа воспринимаемых и употребляемых детьми слов выступает для них как яркий постоянный раздражитель, связанный с конкретным предметом, действием и пр., в то время как префиксы, суффиксы, окончания (то есть то, что составляет основу грамматического оформления речи), являясь меняющимся окружением основы, не обладающим конкретным значением, представляют собой физиологически более слабый раздражитель, который значительно хуже воспринимается детьми с речевым недоразвитием. Видимо, по указанной причине предметный словарь дошкольников оказывается «переобогащенным» по отношению к этапу их речевого развития, на котором задача пополнения лексического запаса уже не является первоочередной в работе логопеда. Поэтому пополнение и уточнение словаря не должны быть главным содержанием логопедического занятия. В первую очередь акцент в лексико-грамматических занятиях необходимо делать на грамматическом оформлении слов (общности их морфологического состава, способе связи с другими членами предложения и т. п.). Только таким путем можно решить проблему коррекции лексико-грамматических нарушений.

Однако большинство практиков (это подтверждается встречами как с коллегами из Москвы, так и с приезжающими на курсы повышения квалификации со всех концов страны) придерживаются противоположного подхода. Так, логопеды изучают с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, правила уличного движения, сравнительные характеристики зимующих и перелетных птиц, разницу между овощами, фруктами и бахчевыми культурами и пр. В качестве темы логопедического занятия планируются 1-2 обобщающих понятия (овощи и фрукты, птицы, профессии людей, домашние и дикие животные и пр.), рамками которых ограничивается пассивная и активная лексика. Грамматические категории берутся отрывочно, объединяются бессистемно, изучаются бегло и играют в занятии второстепенную роль. Ведущее место отводится знаниям и сведениям, словарному запасу дошкольников, который укладывается в «прокрустово ложе» определенных лексических тем.

Можно ли при таком подходе пополнить словарь детей? Да, безусловно. Можно ли добиться коррекции аграмматизма (нарушений в грамматическом оформлении высказывания)? Однозначно нет!

Кроме того, естественно встает вопрос: чем же в данном случае речевые занятия логопеда отличаются от аналогичных занятий, проводимых воспитателем (тем более что на месяц и тот и другой планируют одни и те же лексические темы)?

Такая параллельная работа над одинаковыми темами неизбежно вызывает дублирование, путаницу, нерациональную трату учебного времени. И главное: остается невыполненной важная коррекционная задача логопеда - нормализацияграмматического строя речи ребёнка. А несформированность грамматических представлений в дошкольном возрасте неизбежно приведет к трудностям в овладении письменной речью.

Как же рационально разделить функции между логопедом и воспитателем в вопросе лексико-грамматической работы? Что брать за основу в занятиях логопеда, чтобы их результативность была наибольшей? Рассмотрим подробно авторский подход к проблеме.

Прежде всего - словарной работе. Квалификация и условия работы воспитателя коррекционной группы позволяют ему заниматься расширением лексического запаса дошкольников в процессе всех режимных моментов (сборы на прогулку, дежурство, игры, прогулка, подготовка к занятиям и пр.). Пополнение, уточнение и активизацию словаря на занятиях по развитию речи целесообразно осуществлять не отрывочно (как в массовых группах), а в соответствии с лексическими темами, в рамках которых проводятся различные игры и упражнения (подробнее об этом см. в разделе «Коррекционно-развивающая работа воспитателя»).

Работу по формированию грамматического строя речи не следует проводить на занятиях воспитателя: это задача логопеда (в то же время контроль за грамматической правильностью речи детей во время любых занятий и в бытовом общении со стороны воспитателя необходим).

Логопед, по нашему мнению, не должен ограничивать лексику занятия данного профиля никаким обобщающим понятием (профессии, мебель, посуда, птицы и пр.), а тем более выносить это понятие как тему. Таким образом исключается лексическая замкнутость, а словарь ребенка может пополняться без ограничений, что, естественно, расширяет познавательные рамки занятия.

Темой логопедического занятия при таком подходе становится одна из лексико-грамматических категорий, требующих коррекции у детей с общим недоразвитием речи. Это позволяет целиком сосредоточить восприятие детей на изучаемой грамматической форме.

Каждая форма для нормализации требует отдельной системной и детальной отработки. Например, тема логопедического занятия - творительный падеж множественного числа существительных. Логопед использует словарь из самых различных лексических тем: части тела, грибы, деревья, дикие животные, предметы быта, дары леса и пр. (см. конспект). Пополнение и активизация словаря на этом занятии не самоцель, а лишь средство выработать у детей динамический стереотип словоизменения существительных в рамках данной падежной конструкции, упражнять будущих школьников в правильном грамматическом оформлении слов с различным конкретным и обобщенным значением. Главным содержанием данного занятия будут различные упражнения, выполняя которые дети должны будут употребить существительное во множественном числе, творительном падеже. Создать же устойчивую модель любой грамматической категории (рода, числа, падежа, предлога и пр.) гораздо легче на значительной лексической базе, чем на материале одного-двух обобщений. Немаловажно и то, что в данном случае словарь - лишь «строительный материал», «кирпичики», из которых складывается здание устойчивого представления об определенной грамматической закономерности.

Понятно, что дошкольник с речевым недоразвитием не может овладеть всеми тонкостями сложнейшей грамматики русского языка. Поэтому для дошкольников мы постарались выделить ее базовые параметры, которые в большей степени подвержены аграмматизму у детей с общим недоразвитием речи. Все выделенные лексико-грамматические категории мы расположили в порядке возрастающей сложности и только потом сформулировали темы логопедических занятий данного профиля.

При изучении грамматических тем, разумеется, не требуется, чтобы дети знали грамматическую теорию. Нужно, чтобы они улавливали некоторые общие закономерности в строе услышанных фраз, а также воспринимали и указывали неточности, сознательно допущенные педагогом. Опыт показывает, что только при такой методике возможно ввести в активную речь ребенка отсутствующий предлог за два занятия или значительно сократить количество аграмматизмов в падежной форме за одно занятие.

Остановимся подробно на методических и организационных принципах проведения лексико-грамматических занятий.

Восприятие учебного материала детьми с общим недоразвитием речи (даже в 6-летнем возрасте) происходит поверхностно и в ограниченном объеме. Логопеду приходится «вкладывать» содержание занятия в сознание дошкольников, доносить до каждого ребенка то, что он задумал и наметил. Важным средством решения данной непростой задачи является манера ведения занятия. У каждого специалиста она индивидуальна, однако начинающим логопедам полезно напомнить: четкость, краткость инструкций и вопросов, неторопливый темп, эмоциональность и акцентированность речи облегчают и улучшают усвоение детьми учебного материала.

Определяя тему очередного логопедического занятия указанного направления, логопед должен отчетливо представлять, что все внимание - его и детей группы - сосредотачивается на конкретной грамматической категории и вариантах ее представительства в русском языке.

Например, при изучении творительного падежа существительных в единственном числе следует упражнять детей в образовании слов не только с типичными окончаниями -ОМ, -ОЙ, но и с менее употребительными их вариантами: -ЕМ, -ЕЙ, -ЬЮ (полотенцем, землёй, кистью). И именно этому необходимо посвятить все время занятия, используя различные дидактические игры и занимательные задания. При подборе лексического материала важно не то, к какому обобщению относятся слова (инструменты, умывальные принадлежности, предметы быта и пр.), а лишь то, что при ответе на вопросы логопеда дети вынуждены использовать существительные в форме творительного падежа.

При изучении определенной темы важно также делать произносительный акцент на элементах, являющихся носителями грамматического значения (окончании соответствующей формы существительного или прилагательного, предлоге, приставке в глаголах движения и т. п.), чтобы усилить их восприятие детьми.

Подбор лексического материала для занятия должен быть свободным в фонетическом плане, то есть он может содержать звуки, еще не скорректированные в произношении детей. Например, на занятии по теме «Именительный падеж множественного числа существительных» могут присутствовать не только легкие в произносительном плане слова коты, кубики, пни, огни, ленты, но и слова фонетически сложные: моря, паспорта, мастера, учителя, якоря, адреса - тем более, что их окончания являются нетипичными и поэтому важны для практического употребления детьми.

В каждом лексико-грамматическом занятии полезно использовать индивидуальный наглядный материал. С его помощью логопед может контролировать усвоение детьми знаний" и навыков, повышать активность дошкольников, а также более экономно использовать учебное время.

Например, тема занятия - «Предлог НА. Дети составляют предложения по фронтальному (общему для всех) наглядному материалу, разбирают рассказ, картинки к которому выставлены на доске, и т. п. Но как проверить, все ли усвоили материал занятия, все ли могут правильно составить предложение с предлогом НА по незнакомой картинке, для всех ли понятны пространственные отношения, выраженные предлогом НА?

Для этого на заключительном этапе занятия дается работа с индивидуальным наглядным материалом. Каждый ребенок получает сюжетную картинку, по которой должен составить предложение с предлогом НА. И логопед, тратя на данный этап занятия 3-4 минуты, в состоянии проконтролировать эффективность своей работы, а также безошибочно определить детей, не усвоивших тему.

Оксана Нигматулина
Упражнения для коррекции лексико–грамматических нарушений речи у детей дошкольного возраста

Упражнения для коррекции лексико – грамматических нарушений речи у детей дошкольного возраста .

Нигматулина Оксана Гордеевна

МДОБУ «Детский сад № 18»

г. Минусинск

Упражнения , предназначенные для усвоения одного из основных разделов лексики - антонимических отношений, важных не только для расширения словаря ребенка, но и для развития его общеречевой и мыслительной деятельности - умения подбирать слова.

Упражнение № 1 Изображение антонимов жестами.

Задание : ребенку предлагается изобразить жестом или пантомимой наиболее простые пары антонимов.

Примеры :

большой – маленький

высокий – низкий

широкий – узкий

длинный – короткий

тяжёлый – лёгкий

Упражнение № 2 Подбор антонимов к заданным словам.

Ребенку предлагается закончить предложения, которые читает ведущий.

Задание : закончить предложение, используя антонимы.

Образец : летом тепло, а зимой – холодно.

Слон большой, а крот …

Слон большой, а столик…

Ребенок маленький, а взрослый …

Арбуз большой, а яблоко…

Чемодан большой, а сумка…

Город большой, а деревня…

Море большое, а озеро…

Грядка маленькая, а поле…

Туча большая, а облако…

У крокодила хвост длинный, а у зайца….

У жирафа шея длинная, а у бегемота…

Год длинный, а день….

У страуса ноги длинные, а у пингвина….

У девочки волосы длинные, а у мальчика-…

Летом день длинный, а зимой …

Шорты короткие, а брюки…

Зимой день короткий, а летом…

Веревка длинная, а лента…

Полено короткое, а бревно…

Елка высокая, а земляника…

Фонарь высокий, а забор…

Дом высокий, а избушка …

Бегемот низкий, а жираф…

Сосна высокая, а куст…

Холм высокий, а гора …

Один берег высокий, а другой…

Куст высокий, а трава…

Шкаф высокий, а столик…

Фикус высокий, а кактус…

Река широкая, а ручеек…

Дорога широкая, а тропинка…

Лента узкая, а полотенце…

Проспект широкий, а переулок…

Коридор широкий, а комната…

Юбка узкая, а платье…

Туфли узкие, а ботинки…

Ковер широкий, а половичок.

Тропинка узкая, а дорога…

Ручеек узкий, а речка…

Мостик узкий, мост…

Змея тонкая, а бегемот…

Палка тонкая, а бревно…

Червяк тонкий, а гусеница …

Бегемот толстый, а змея…

Сук толстый, а ветка…

Бревно толстое, а палка…

Нитка тонкая, а веревка …

Канат толстый, а веревка…

У обезьяны хвост тонкий, а у лисы…

Дуб толстый, а береза.

Колбаса толстая, а сосиска…

Картон толстый, а бумага…

Карандаш толстый, а ручка…

Книга толстая, а журнал…

Горчица горькая, а конфета …

Лекарство горькое, а варенье …

Лук горький, а пирожное…

Редька горькая, а репа…

Внучка молодая, а бабушка.

Внук молодой, а дедушка…

Бабушка старая, а внучка.

Картошка старая, а укроп…

Сосенка молодая, а сосна…

Дуб старый, а дубок…

Печка горячая, а снег …

Огонь горячий, а лед…

Чай горячий, а мороженое …

Солнце горячее, а луна…

Суп горячий, а студень…

Лимонад холодный, а кофе…

Зайчик тяжелый, а попугай…

Арбуз тяжелый, а персик…

Подушка легкая, а одеяло …

Облако легкое, а туча…

Воздушный шарик легкий, а кирпич…

Платье легкое, а пальто …

Стул легкий, а диван…

Книга тяжелая, а тетрадь.

Бегемот тяжелый, а воробей…

Ведро тяжелое, а блюдце…

Камень тяжелый, а яблоко…

Щенок легкий, а собака…

Улитка ползет медленно, а заяц бежит …

Черепаха медленная, а заяц бежит…

Индюк медленный, а страус…

Гепард быстрый, а ленивец …

Ребенок быстрый, а старик…

Льдина медленная, а корабль …

Река медленная, а ручеек…

Редиска мелкая, а репа…

Горошина мелкая, а фасолина ….

Ручеек мелкий, а река.

Колодец глубокий, а лужа…

Овраг глубокий, а канава…

Тарелка глубокая, а блюдце.

Ночью темно, а днем …

Вечером все засыпают, а утром …

Внизу – подвал, а вверху …

Подушка мягкая, а камень …

Сначала ёжик потерял фонарь, а потом его …

Буратино веселый, а Пьеро…

Ежик смелый, а заяц….

Летом погода солнечная, а осенью …

Снег белый, а уголь…

Змей Горыныч злой, а Иван – Царевич.

Баба Яга злая, а Фея.

Бармалей злой, а Доктор Айболит…

Ведьма злая, а гном.

Великан огромный, а Мальчик – с - пальчик…

Камень на дороге сухой, а в луже …

Упражнение №3 Различие наглядно предъявленных предметов по противоположным признакам с использованием антонимов.

Ребенку дают несколько предметов и предлагают разложить на две группы по противоположным признакам, например, в одну группу – толстые (веревка, палка, свеча и т. п., а в другую – тонкие (шнурок, карандаш, нитка и т. п.) . Ребенок называет антонимические признаки вслух, может также изобразить их жестами. Следует поощрять речевые высказывания у детей с задержкой речевого развития.

Образец : Верёвка и шнурок (длинный – короткий) .- Верёвка длинная, а шнурок короткий.

Упражнение № 4 Рассказ о предметах с использованием антонимов.

Задание : предложить ребенку рассказать об игрушках, хорошо знакомых предметах, сравнивая, их друг с другом и употребляя антонимы.

Игра «Скажи наоборот»

Цель игры : практическое освоение слов с противоположным значением.

Ребенку предлагается сказать наоборот.

Вариант № 1 (антонимы из числа прилагательных)

Примеры : горячий - холодный, старый - молодой, сильный - слабый, сытый - голодный, тонкий – толстый, хороший – плохой, шершавый - гладкий, солёный – сладкий, сладкий – кислый, умный – глупый, крупный – мелкий, глубокий – мелкий, грустный - весёлый, чёрный – белый, трусливый – смелый, добрый – злой.

Вариант № 2 (антонимы из числа наречий )

Примеры : хорошо – плохо, много - мало, крепко – слабо, умно – глупо, быстро – долго, ярко – тускло, крупно – мелко, тепло – холодно, темно – светло, легко – тяжело, горько – сладко, грустно – весело, добро – зло, трусливо – смело.

Вариант № 3 (антонимы из числа глаголов)

Примеры : говорить – молчать, мастерить – ломать, смеяться – плакать, потерял – нашёл, упал – встал, продал - купил, надел – снял, встал – сел, поймал – отпустил, сломал – починил.

Упражнения , предназначенные для усвоения таких сложных разделов грамматики и лексики , как личные и притяжательные местоимения.

Упражнение № 1 Наглядное изображение понятия о притяжательных местоимениях с помощью предметов.

Задание : ребенку показывают предметы, принадлежащие ему, и задают вопросы : «Чья это машина? Чей это заяц?» и т. п. Затем ведущий показывает свои вещи и спрашивает : «Чьи это тапочки?» и т. п.

Упражнение № 2 Образование личных форм глагола настоящего времени и повелительного наклонения с использованием личных местоимений.

Задание : поставить глагол в нужную форму.

Образец : Хочется гулять, и я гуляю, ты гуляешь и т. д.

Пример :

Надо спать –

и я … (сплю,

и ты … (спишь,

и он … (спит,

и она … (спит,

все мы … (спим,

и вы (спите,

и они … (спят) .

Так что ты иди, спи!

И вы идите, спите!

Упражнения , предназначенные для усвоения одно из наиболее трудных для ребенка разделов грамматики – употребления предложных конструкций.

Игра «Куда спрятался?»

Оборудование : у каждого ребенка одна большая картинка с изображением, например, шкафа, тумбочки и т. п. и одна маленькая картинка, вырезанная по контуру, изображающая, например, кошку, книгу и т. п. В большой картинке сделаны прорези, в которые дети вставляют маленькие картинки. Возможные сочетания картинок : шкаф – кошка, тумбочка - чайник, письменный стол – книга и т. п.

Методические рекомендации. Логопед предлагает детям последовательно помещать маленький предмет в, за, под, около, над и т. п. и каждый раз спрашивает : Где? Ребята отвечают словосочетанием, четко выделяя голосом предлог и отделяя его от последующего слова : В шкафу. За шкафом. Под шкафом и т. д.

Упражнение №2 Выбор одно предлога из двух.

Задание : выбрать правильный предлог.

На / в дереве поспели яблоки.

За/ перед деревом спрятался мальчик.

Под / над ромашкой кружится бабочка.

К /от дому подлетает сова.

Упражнение №3 Наглядное изображение предлогов с помощью игрушек и предметов домашней обстановки.

Задание. Можно взять игрушки и расставить их так, чтобы одна игрушка была на стуле, другая под столом, третья перед шкафом и т. д. Ребенка спрашивают : «Мишка сидит на чем? Зайка спрятался под чем» Когда ребенок правильно ответит на вопросы, можно изменить положение игрушек и задать вопросы в боле сложной форме : «Мишка сидит где?» Если у ребенка возникают трудности связанные с большим количеством предлогов – он путает их, называет наугад и т. п. - следует повторить упражнение , используя только одну пару предлогов, например, над – под или за – перед.

Упражнения , предназначенные для усвоения разделов грамматики и лексики , связанных с числительными.

Упражнение № 1 Образование счетного падежа (употребляется только в сочетании с числительными «два» , «три» , «четыре» ).

Упражнение выполняется устно .

Ведущий показывает два пальца и спрашивает : «Сколько пальцев?» Ребенку надо ответить.

Затем ведущий показывает по два предмета в комнате, названия которых – существительные мужского или среднего рода : 2 ведра, 2 окна, 2 кресла, 2 мячика, 2 самосвала, 2 самолёта и т. д.

Ребенку надо назвать пары предметов, используя числительное «два» («два ведра» и т. д.). В случае затруднения надо подсказать и выполнить еще несколько предметов для закрепления.

Затем ведущий показывает по 2 предмета в комнате, названия которых – существительные женского рода : 2 матрёшки, 2 куклы, 2 пирамидки, 2 зебры, 2 ленты, 2 картины и т. д.

После того как ребенок усвоил различия в сочетаниях «два…» и «две…» , ведущий показывает то по 2 предмета, названия которых – существительные мужского и среднего рода, то по 2 предмета, названия которых – существительные женского рода.

Примеры : 2 грузовика, 2 парохода, 2 яблока, 2 дерева, 2 машины, 2 куклы и т. д.

Если ребенок затрудняется с выбором рода числительного, следует назвать существительное в единственном числе и предложить ребенку определить его род. Пример : «Вот это кукла» . Как ты скажешь – «мой кукла» или «моя кукла» ? Если кукла – она, как ты скажешь «Это два кукла» или «Это две куклы?» Также в случае затруднения надо повторить образцы словосочетаний, обращаясь к картинке или предметам домашней обстановки (например : «Это две ложки, а это …» . Ребенку надо закончить фразу – «две вилки» ).

Упражнение № 2 Образование словосочетаний числительных типа «пять» с существительными в родительном падеже множественного числа.

Ребенку надо образовывать родительный падеж множественно числа от именительного падежа единственного числа по различным моделям.

Образец № 1 :

Один стол – пять столов

Слова для примеров : лак, салат, халат, молочник, половник, атлас, флаг, флакон, плакат, класс, клык, лом, велосипед, глобус, клоун, шалун, тулуп, каблук, вокзал, кинжал, самосвал, овал, пьедестал, зал, бал, шакал, пенал, факел, гол, стол, балкон, волк, колпак, колчан, солдат, логопед, лодочник, лыжник, кашалот, луноход.

Образец № 2 :

Один лоб – пять лбов

Слова для примеров : платок, дятел, узел, козёл, котёл, угол, осёл.

Образец № 3 :

Один плащ – пять плащей

Слова для примеров : ландыш, лаваш, луч, шалаш, калач, малыш.

Образец № 4 :

Один локоть – пять локтей

Слова для примеров : лапоть, лось, голубь, желудь.

Образец № №5 :

Один чулок – пять чулок

Слова для примеров : глаз

Образец № 6 :

Одно полотенце – пять полотенец

Слова для примеров : кресло

Образец №7 :

Одно одеяло – пять одеял

Слова для примеров : зеркало, пугало, покрывало, болото, облако, яблоко, стекло.

Образец № 8 :

Одна голова – пять голов

Слова для примеров : лама, лампа, пила, акула, кукла, игла, скала, свекла, пчела, шпала, калоша, колонна, лужа, лупа, луковица, палуба, клумба, клубника.

Образец № 9 :

Одна ложка – пять ложек

Слова для примеров : ласточка, балалайка.

Образец № 10 :

Одна вилка – пять вилок

Слова для примеров : лавка, булавка, палатка, закладка, заплатка, лодка, кладовка, блузка палка, галка, скалка, скакалка, полка, заколка, булка, белка, вилка.

Образец № 11 :

Одна ладонь – пять ладоней

Слова для примеров : кладь.

Литература :

1. Тексты и упражнения для коррекции лексико – грамматических нарушений речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста : учеб. -метод. пособие,/ Л. В. Забродина, Е. С. Ренизрук. – М.:АСТ : Астрель : Транзиткнига, 2006.- 159.

2. Скворцова И. В. Программа развития и обучения дошкольника . 100 логопедических игр. Для детей 4-6 лет . – СПб.: Издательский дом «Нева» ; «ОЛМА - ПРЕСС Образование» , 2003.- 240 с.

Конспект лексико-грамматического занятия по теме «Осень» на основе пособия В.М. Акименко «Развивающие лексико-грамматические занятия» .

Цель: приобретение навыков лексико-грамматического оформления монологического высказывания с применением интеллектуальных карт.

Задачи:

1. Развитие навыков речевого общения.

2. Активизация словаря по тем «Осень».

3. Формирование навыка построения предложений и связных монологических высказываний.

4. Развитие навыков самоконтроля за построением связных высказываний.

5. Активизация психических процессов (памяти, мыслительных процессов, воображения).

Оборудование: интеллектуальные карты, картинки.

Содержание занятия

1. Организационный момент.

2. Введение в тему. Чтение стихотворения И. Токмаковой «Осенние листья».

Опустел скворечник

Улетели птицы

Листьям на деревьях

Тоже не сидится.

Целый день сегодня

Всё летят, летят…

Видно, тоже в Африку

Улететь хотят.

Загадки про осень.

Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

«Что за время года?» - спросим.

Нам ответят: «Это...» (осень)

Листья в воздухе кружатся,

Тихо на траву ложатся.

Сбрасывает листья сад -

Это просто... (листопад)

Ветер тучу позовет,

Туча по небу плывет.

И поверх садов и рощ

Моросит холодный... (дождь)

Стало хмуро за окном,

Дождик просится к нам в дом.

В доме сухо, а снаружи

Появились всюду... (лужи)

3. Речевая гимнастика . «Угадай звук». Назвать первый и последний звук в слове: осень, дожди, холода, заморозки, ветер, пальто, иней.

«Отхлопай слово». Выхлопывание слоговой структуры слова: лис-то-пад, дожд-ли-вый, вет-ра, ту-ман, хо-ло-да, ту-ча.

4. Лексико-грамматический анализ темы. Упражнения по подбору существительных, прилагательных, глаголов, антонимов, синонимов по теме.

Лексика: осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, ветер, листопад, заморозки, туман, дождь, иней, туча, сырость, непогода, первое сентября, школа, урожай, наступать, желтеть, опадать, моросить, срывать, хмуриться, срывать, вянуть, лить, дуть, холодный, мокрый, хмурый, осенний, дождливый, сухой, серый, моросящий, проливной, пасмурный, золотая (осень), унылый, мокро, пасмурно, ненастно, холодно.

Задание 1 . Подбери слово и составь словосочетание.

холодный утро

морозное одежда

густой день

тусклое туман

тёплая заморозки

ранние солнце

короткий ветер

Задание 2 . Образование мн.ч. сущ. в им.п и род п.

Образец: лужа – лужи - много луж. Слова: туман, дерево, птица, ветер, лист.

Задание 3 . Подбор антонимов.

Весна тёплая, а осень… (холодная).

Летом день короткий, а осенью… (длинный).

Летом солнце яркое, а осенью… (тусклое).

Весной перелётные птицы прилетают, а осенью… (улетают).

Весной листья на деревьях распускаются, а осенью… (опадают).

Задание 4 . «Четвёртый лишний»: ветер, дождь, капель, листопад; холодный, туманный, мокрый, летний; сапоги, валенки, перчатки, пальто; утеплять, загорать, опадать, вянуть.

Задание 5 . «Скажи правильно».

Образец: осень холоднее весны. Что теплее? (панама или шапка, сапоги или сандалии). Что холоднее? (ветерок или ветер, ветер или вьюга). Что наступает позже? (осень или весна, зима или осень). Что сильнее? (дождик или ливень).

5. Физкультминутка. Дети стоят в кругу, взрослый бросает мяч по очереди каждому ребенку. Дети ловят мяч и, бросая его назад, называют любое слово по теме.

6. Работа по интеллектуальной карте. Ребята, мы сегодня говорим об осени. А как мы догадываемся, что осень наступила? Какие вы знаете осенние месяцы? Какие признаки имеет осень? Давайте составим с этими словами предложения. (Дети составляют предложения по каждой ветви).

7. Составление связного высказывания по интеллектуальной карте.

Наступила осень. Стало холодно. Часто идут дожди. Дни стали короче. С деревьев опадают листья. На юг улетели перелётные птицы. На огородах собирают урожай овощей. Осенью надо одеваться теплее.

8. Закрепление знаний по теме с помощью синквейна.

Осень

Поздняя, холодная, ветреная

Наступает, холодает

Осенью дует сильный ветер

Туман, заморозки, ветер, лёд, дождь

Дождь

Сильный, холодный, проливной, моросящий

Стучит, льёт, капает, идёт

По крыше стучит сильный дождь

Капли, туча, лужи, ветер, зонт

Ветер

Сильный, осенний, северный, слабый

Дует, срывает, воет

От сильного ветра опадают листья

Листопад, осень, дождь, холод

Занятие по формированию лексико-грамматического строя речи для детей

с ОНР в подготовительной группе по теме:

«Как мы Путаника учили»

Учитель - логопед -

Фефилова Екатерина Валерьевна

МБДОУ № 101

Архангельск 2012 год

Цель: закрепить навык практического употребления изученных предлогов в речи.

Задачи:

1. Активизировать словарь детей по лексической теме «Одежда».

2. Закрепить умение составлять предложения с союзом «а».

3. Корригировать мышление через упражнения в сравнении и обобщении, зрительное внимание и долговременную память через упражнения в припоминании.

4. Воспитывать умение выслушать, тактично поправить товарища.

Оборудование:

1. Демонстрационное:

предметные картинки, «Волшебное дерево», предметы одежды, обуви, головных уборов, конверт, папка, подарочный пакет, пакет, сумочка, сундук, коробка, газета, платок.

2. Индивидуальное:

снежинки, карточки с символами предлогов, листы бумаги, карандаши, блюдца с бусинками.

Ход занятия:

I . Организационный момент. Дидактическая игра «Что с чем».

На стул сядет тот, кто внимательно посмотрит на «Волшебное дерево» и подберёт к предметам одежды соответствующие детали. Составляйте словосочетания, отвечая на вопрос «что с чем?».

Дети составляют словосочетания и садятся на стульчики (шорты с карманом, платье с воротником, юбка с поясом, халат с пуговицами, брюки с ремнём, куртка с молнией).

II . Постановка цели занятия.

Как мы назовём все предметы одним словом?

Какой предлог вы использовали в словосочетаниях?

Сегодня на занятии мы повторим изученные предлоги и названия предметов одежды.

Раздаётся стук в дверь. Входит Путаник.

Здравствуйте, ребята! Я пришёл от вам на гости, и очень рад вас видеть.

К кому ты пришёл и куда?

От вам на гости.

Ребята, я поняла, кто к нам пришёл - это же Путаник. А зовут его так, потому что он всё путает. Вот и сейчас я Путаника не поняла. А вы, ребята, поняли?

А что Путаник в предложении перепутал?

А вы бы хотели Путаника научить правильно предлоги употреблять в речи?

Останешься с нами Путаник?

Конечно останусь с такими хорошими ребятами.

Тогда слушай нас внимательно и немного поиграй с нами.

III . Основная часть занятия.

1. Дидактическая игра «Верно-неверно».

Ребята, посмотрите внимательно, правильно ли оделся Путаник?

Давайте поможем ему переодеться.

Дети составляют предложения:

Носки на руках. Это неверно. Носки надо надеть на ноги.

Рукавицы на ногах……………………………………………………………..

Тапки в левом кармане……………………………………………………..

Шарф на ноге……………………………………………………………………..

Кепка в правом кармане……………………………………………………

Путаник переодевается.

Дидактическое упражнение «Найди лишний предмет».

Назовите предметы, которые нельзя назвать так же, как остальные.

Что это? — это обувь

Ещё есть такой предмет? — кепка. Это головной убор.

Дидактическое упражнение «Что изменилось?»

А сейчас поиграем в игру «Что изменилось?». Внимательно посмотрите на Путаника, запомните, как он одет. Отвернитесь.

Повернитесь. Что изменилось?

Дети составляют предложения:

Путаник снял с правой руки рукавицу, а тапки с ног.

Путаник снял с левой руки рукавицу, а кепку с головы.

Путаник взял в левую руку шарф, а кепку надел на голову.

Путаник шарф надел на шею, а тапки на ноги.

Путаник снял шарф с шеи, а снежинку взял в правую руку.

Путаник, а откуда у тебя снежинка?

А я сюрприз для ребят приготовил.

2. Дидактическая игра «Найди снежинку».

Ребята, найдите остальные снежинки.

Дети собирают снежинки и встают полукругом.

Скажите, где вы нашли свою снежинку?

Дети составляют предложения: «Я взяла снежинку со стола». (с пола, из-под стола, из коробки, из-под стула, с ковра).

Упражнение на дыхание «Вьюга».

Возьмите снежинки за ниточку, по моему сигналу будем дуть на них. Упражнение называется «Вьюга». Если вьюга воет, то произносим звук -з-. А если вьюга стихнет, то произносим звук -с-. Вдох выполняем носом, выдох - ртом.

Старая, седая с ледяной клюкой вьюга ковыляет Бабой Ягой.

Вдох, вьюга воет — выдох. — Вдох, вьюга стихла — выдох.

Повторить 2 раза.

Когда вьюга выла, мы какой звук произносили?

Придумайте предмет одежды со звуком -з-.

Блуза, рейтузы, комбинезон.

Когда вьюга стихла, мы какой звук произносили?

Придумайте предметы одежды с этим звуком.

Сарафан, свитер, носки, блузка.

Молодцы. А сейчас немного отдохнём.

3. ФЗМ. «Будьте внимательны».

Подпрыгните, если услышите предлог и присядьте, если услышите другое слово, слог или звук (по, -п-, под, уехал, у, от, отбежал, к, с, а, о, сшила, из, -н-, над, на).

4. Игра-соревнование «Кто быстрее переложит бусинки».

А сейчас садитесь за столы.

Давайте Путанику на память подарим рисунки. Но сначала подготовим наши руки к работе.Одновременно двумя руками, сложенными крест-накрест, перекладывайте бусины.

Кто быстрее переложит бусинки? Один, два, три - начали!

Подводится итог, называются победители.

Возьмите лист бумаги и карандаш. Сядьте прямо. Нарисуйте квадрат в центре листа.

Нарисуйте прямоугольник над квадратом.

Где находится квадрат? Прямоугольник?

Первый ряд превратит квадрат в предмет одежды, а второй - прямоугольник в предмет одежды.

Что у вас получилось из квадрата? Из прямоугольника?

У меня шорты. И т.д.

Дидактическое упражнение «Составь предложение с заданным предлогом и словом».

На столах перед детьми лежат заранее приготовленные карточки с символами предлогов.

А сейчас составьте предложения с предметом одежды, который вы придумали и символом предлога.

Дети составляют предложения: «Мама пришила пуговицы к рубашке». И т.д.

Молодцы. Теперь можно дарить Путанику рисунки.

Дети подходят к столу, на котором разложены следующие предметы: коробка, газета, платок, папка, пакет, конверт, пакетик, сумка, носки.

Дидактическая игра «В чём ты подаришь рисунок?»

Посмотрите на предметы, расположенные перед вами. Назовите их.

Выбирайте предмет, в котором вы подарите Путанику свой рисунок и составьте предложение.

Дети составляют предложения: «Я подарю рисунок в папке». И т.д.

Путаник: — У меня и сундук есть, я в нём буду хранить ваши рисунки.

Какой вы использовали предлог в предложении?

5. Дидактическое упражнение «Слушай внимательно».

А ещё ребята выучили стихотворения о предметах одежды.

Слушайте внимательно и назовите предлоги, которые вы услышите в стихотворении.

IV .Итог занятия.

Путаник, научился ты правильно предлоги говорить?

Конечно, у таких умных, да умелых ребят многому можно научиться.

Сейчас мы тебя проверим.

Дидактическое упражнение «Составь предложение с заданным предлогом».

Ребята, задавайте Путанику предлоги, а он будет составлять предложения.

Путаник несколько раз ошибается. Ребята его исправляют. Примерные варианты неправильно составленных предложений:

Я взял ручку в пенала. Книга лежит с полки. Машина выехала из угла. Книгу взяли из стула.

Да, молодцы, ребята, научили Путаника правильно предлоги употреблять.

Путаник прощается с ребятами: «Спасибо, ребята, я больше не буду путать предлоги в речи, и за рисунки спасибо, вот вам от меня конфеты».

Путаник уходит.

Ребята, о чём мы говорили на занятии?

Какие задания вам понравилось выполнять?

Сегодня на занятии все внимательно слушали и активно работали. Молодцы! Спасибо за работу!



Рекомендуем почитать

Наверх