Зенитный комплекс с 300. Военные события и политические новости

Эпиляция 15.02.2019
Эпиляция

Зенитно-ракетная система (ЗРС) С-300ПС предназначена для обороны важнейших административных, промышленных и военных объектов от ударов всех типов средств воздушного нападения во всем диапазоне их практического применения, в том числе при несении постоянного боевого дежурства. ЗРК С-ЗООПС обеспечивает поражение современных и перспективных самолетов, крылатых ракет, баллистических и других целей, летящих со скоростями до 1200 м/с в зоне до 75 (90) км по дальности на высотах от 25м до практического потолка их боевого применения, в условиях массированного налета, в сложной тактической и помеховой обстановке. Система всепогодная и может эксплуатироваться в различных климатических зонах.

С-300ПС представляет собой самоходный вариант зенитного ракетного комплекса системы С-300П и получил кодовое обозначение НАТО — SA-10B Grumble . Комплекс поступает на вооружение с 1982 года. Головной разработчик - НПО "Алмаз", главный конструктор А. Леманский. В состав системы входили ракеты типа 5В55Р (В-500Р), созданные КБ "Факел" (г. Москва) и выпускаемые на ПО "Северный завод" (г. Ленинград). Работы по созданию самоходных пусковых установок проводились в КБСМ под руководством Главного конструктора А. Ф. Уткина, а с 1979 года под руководством Н.А.Трофимова.

Создание этого комплекса было обусловлено анализом опыта боевого применения ЗУР во Вьетнаме и на Ближнем Востоке, где выживанию ЗРС в значительной степени способствовала их мобильность, возможность выйти из-под удара «перед самым носом» противника и быстро изготовиться к бою на новой позиции. Новый комплекс имел рекордно короткое время развертывания — 5 минут, делающее его трудноуязвимым для авиации противника. Экспортный вариант системы С-ЗООПС, отличающийся незначительными изменениями в составе оборудования получил обозначение С-ЗООПМУ (кодовое обозначение НАТО — SA-10C Grumble )).

Дальнейшим развитием ЗРС "C-300ПС" ("C-300ПМУ") является система С-ЗООПМУ-1 с повышенными тактико-техническими характеристиками, принятая на вооружение в 1993 году.

Состав

В состав зенитно-ракетной ситемы С-ЗООПС (С-300ПМУ) входят:

  1. зенитные управляемые ракеты 5В55Р
  2. зенитный ракетный комплекс 90Ж6 , имеющий в составе:
    • командный пункт 5Н63С с радиолокатором подсвета и наведения (РПН) 30Н6 ;
    • до четырех пусковых комплексов 5П85СД , каждый из которых состоит из одной основной пусковой установки (ПУ) 5П85С и двух дополнительных ПУ 5П85Д ,
    • автономные радиолокационные средства обнаружения и целеуказания - РЛС 76Н6 и (или) РЛС 36Д6 (придаются дополнительно)
  3. средства технического обеспечения.

ЗРК 90Ж6 может быть сопряжен с автоматизированными системами управления 83М6Е .

Пусковой комплекс 5П85СД

В состав комплекса 5П85СД входят:

    основная ПУ 5П85С, оснащенная контейнером подготовки и управления стартом ракет Ф3С,

    до двух "дополнительных " ПУ 5П85Д, управляемых через контейнер Ф3С на ПУ 5П85С.

Пусковые установки обоих типов несут по четыре транспортно-пусковых контейнера (ТПК) с ракетами 5В55Р, оснащены системой автономного электропитания 5С18А и смонтированы на шасси большегрузных автомобилей повышенной проходимости МАЗ-543М. Масса ПУ 5П85С - 42150 кг. Габариты пусковой установки: длина - 13.11 м, ширина - 3.15 м, высота - 3.8 м.

ПУ 5П85Д на позиции устанавливаются попарно относительно ПУ 5П85С таким образом, что расстояние между кабинами составляет 2-3 метра (что определяется длиной кабеля подключения ПУ 5П85Д к контейнеру Ф3С), а расстояние между пакетами ТПК - 5-6 метров. Все ПУ 5П85С должны быть ориентированы кабинами на РПН 30Н6 (точно угловое расположение ПУ определяется по реперам на контейнере Ф2С с помощью артиллерийских панорам, установленных на ПУ 5П85С) и располагаются на расстоянии до ста метров от него. Связь пусковых установок 5П85С с ПБУ для управления работой контейнера Ф3С и обеспечения подготовки ракет осуществляется по радиолинии через антенну, расположенную за кабиной водителя ПУ на контейнере Ф3С. На поздних сериях ПУ применяется дискообразная антенна системы связи.

Машины пусковых комплексов при развертывании в боевое положение устанавливаются на гидравлические опоры. При этом ошибки горизонтирования практически полностью компенсируются специальным блоком ПУ.

Командный пункт 5Н63С монтируется на шасси Ф20 на базе автомобиля МАЗ-543М и имеет в своем составе:

  • РПН 30Н6 - контейнер Ф1С - приемно-передающая кабина с запросчиком
  • кабина боевого управления (КБУ) - аппаратный контейнер Ф2К.

В состав шасси Ф20 входят: система электропитания 5С18А с двумя газотурбинными агрегатами питания (ГАП) и генератором отбора мощности (от двигателя автомобиля МАЗ) и телескопическое антенно-мачтовое устройство (АМУ) для связи с вышестоящим командным пунктом и системой автоматического управления.

Высокоавтоматизированный многофункциональный радиолокатор подсвета целей и наведения ракет (РПН) 30Н6, осуществляет прием и отработку целеуказаний от средств управления 83М6Е и придаваемых автономных источников информации, обнаружение (в т.ч. в автономном режиме), отбор целей для первоочередного обстрела, захват и автосопровождение целей, определение их государственной принадлежности, захват, сопровождение и наведение ракет, подсвет обстреливаемых целей для обеспечения работы полуактивных головок самонаведения наводимых ракет. Автоматически осуществляется просмотр приземной кромки, в которой могут появиться низковысотные цели. ЦВК комплекса производит оценку помеховой обстановки и подавление помех как пассивных, так и активных. РПН 30Н6 обеспечивает одновременное наведение до 12 ракет на шесть целей различного типа.

Конструкция шасси Ф20 позволяет вести боевую работу непосредственно "с колес" после установки машины на гидравлические опоры (ошибки горизонтирования обсчитывает специальный вычислительный блок, находящийся в контейнере Ф1С). Кабельное подключение к другим элементам комплекса и источникам электропитания делается при необходимости и при наличии времени.

При удалении расположения дивизиона более чем на 20 км от расположения командного пункта системы в состав дивизиона вводится АМУ ФЛ-95 (ФЛ-95М, ФЛ-95МА) - телескопическая фермерная мачта высотой до 25 метров на базе шасси автомашины ЗИЛ-131Н (АМУ "Сосна") - для осуществления устойчивого обмена информацией о воздушной установке и по ведению боевых действий.

Для расширения возможностей по обнаружению и сопровождению маловысотных целей при развертывании зенитных дивизионов и подразделений радиотехнических войск (РТВ) в лесистой или сильно пересеченной местности в войсках ПВО страны с 60-х годов использовались стационарные вышки для подъема антенных постов СНР, РЛС разведки и целеуказания. Применительно к комплексам С300П различных модификаций для размещения антенного поста РНП была разработана универсальная передвижная вышка 40В6М высотой около 25 метров, буксируемая в транспортном положении тягачем МАЗ-537. Вышка принята на вооружение в конце 70-х - начале 80-х годов. Несколько позже была разработана и принята на вооружение вышка 40В6МД высотой около 39 метров, отличающаяся от вышки 40В6М дополнительной 13-метровой надставкой. Для перевозки дополнительной секции вышки 40В6МД используется автопоезд на базе полуприцепа МАЗ-938. Установка вышки 40В6М и подъем РПН осуществляется за 1 час штатными средствами вышки, для вышки 40В6МД - за 2 часа при использовании штатных средств и дополнительного подъемного крана типа КТ-80 "Январец" или аналогичного ему по грузоподъемности и высоте подъемного груза.

Кран КТ-80 (КС-7571) грузоподъемностью до 80 тонн создан ГСКТБ с использованием шасси подвижных пусковых установок стратегического ракетного комплекса "Пионер" - шестиосного автомобиля повышенной проходимости МАЗ-547А. Изготовление кранов по производилось ПО "Завод им. Январского восстания" (г. Одесса).

Время развертывания комплекса и перевода из походного положения в боевое определяется временем автоматического проведения контроля функционирования систем комплекса и выхода передатчиков на режим высокого напряжения. Все операции проводятся боевыми расчетами из кабин машин пусковых комплексов и КБУ.

При боевой работе взаимодействие всех участвующих единиц техники осуществляется по каналам телеметрической связи (радиолиния). Кабельное подключение предусмотрено между пусковыми установками 5П85Д и 5П85С (к контейнеру Ф3С) комплексов 5В85СД и между пусковыми 5В85С и контейнерами Ф2К. При наличии времени к соответствующим потребителям подключаются системы внешнего электропитания (СВЭП).

Темп стрельбы - 3.5 секунд, одновременно может быть обстреляно до 6 целей 12 ракетами при наведении на каждую цель до двух ракет. Предусмотрен режим стрельбы по наземным целям.

Зенитная управляемая ракета 5В55Р

ЗУР 5В55Р предназначена для поражения современных и перспективных воздушных целей, включая стратегическую и тактическую авиацию, крылатые ракеты, а также баллистические и тактические ракеты различного базирования и другие воздушные цели. Ракета одноступенчатая, выполнена по нормальной азродинамической схеме. Оснащена высокоэффективным твердотопливным двигателем, состоит из ряда отсеков в которых расположены радиопеленгатор, аппаратурный отсек (бортовая аппаратура выполнена в виде моноблока), осколочно-фугасная боевая часть, твердотопливный ракетный двигатель, агрегаты управления рулями ракеты (см. фото1 , фото2 ). Старт ракеты - вертикальный, с помощью установленной в ТПК катапульты без предварительного разворота пусковой установки в сторону цели. После выхода ракеты из ТПК воздушные рули-элероны под действием торсионов раскрываются в рабочее положение, запускается двигатель. После запуска двигателя ракета склоняется в требуемом направлении в зависимости от положения цели.

Для обеспечения склонения на ракете установлены газовые рули-элероны, которые выводят ее на необходимый угол наклона траектории в первые секунды после старта, когда скорость ракеты еще мала и воздушные рули-элероны не эффективны. В дальнейшем газовые рули-элероны с помощью пиропатронов отсоединяются от механизма управления рулями-элеронами и для обеспечения управляемого полета используются воздушные рули-элероны.

Высокая маневренность ракеты и осколочно-фугасная боевая часть большой мощности обеспечивают эффективное поражение целей.

Ракета не требует проверок и регулировок в течение всего срока службы - 10лет.

Низковысотный обнаружитель 5Н66М

Для более успешного обнаружения маловысотных целей дивизиону придается устанавливаемый на универсальной передвижной вышке низковысотный обнаружитель (НВО) 5Н66М, разработанный в НПО "Утес" (Москва) под руководством Л. Шульмана и принятый в конце 70-х годов на вооружение Войск ПВО страны.

НВО 5Н66М (см. фото ) поставляется в войска в составе:

  • антенный пост Ф52М,
  • универсальная вышка 40В6М (40В6МД),
  • система автономного электроснабжения (САЭС) - дизель-электростанция 5И57 (5И57А)
  • выносная аппаратура в контейнере Ф2
  • распределительно-преобразовательное устройство (РПУ) 5И58 (или 63Т6А).

Управление работой НВО, определяющим азимут, дальность и скорость цели, осуществляется из контейнера Ф52М или дистанционно из контейнера Ф2К. Точность определения координат: дальность - 250 м, азимут - 20 угловых минут, скорость - 2.4 м/с. Потребляемая мощность - 55 кВт. НВО в транспортном состоянии перевозится двумя автопоездами 5Т58 (седельный тягач КрАЗ-250 и трейлер производства ЧМЗАП).

Технические средства, придаваемые дивизиону С300ПС

При автономном ведении боевых действий в отрыве от командного пункта системы дивизиону придается всевысотный трехкоординатный радиолокатор 36Д6 (или 19Ж6). Антенный пост с поворотным устройством, кабина РЛС монтируется на едином полуприцепе. В комплект станции входит дизель-электрическая станция 5И57. На боевой позиции радиолокатор работает непосредственно с полуприцепа или его антенное и опорно-поворотное устройства могут быть установлены на вышке 40В6М (40В6МД) .

На некотором удалении от центра позиции (местоположения РПН) размещаются буксируемые седельными тягачами ЗиЛ-131 два полуприцепа ОдАЗ-828М с ЗИП-1В (П3 и П4) и кабина ЭД ("Эксплуатационная Документация" - полуприцеп ОдАЗ-828М или автомобильКрАЗ-225/КрАЗ-260 с КУНГом).

При ведении боевых действий в составе полка С-300ПС для точного определения координат огневого дивизиона относительно командного пункта системы (КПС) при смене позиции дивизиону придается топопривязчик 1Т12-2М на базе автомашины ГАЗ-66 или УАЗ-3151, который при развертывании на новой позиции, как правило, устанавливается по ходу движения линии с РПН на некотором удалении.

Для управления дивизионом на марше при смене позиции предназначены машина командира дивизиона и командно- штабная машина (УАЗ-3151 или ГАЗ-66), оснащенные комбинированной радиостанцией Р-123М (Р-125П2 в составе радиостанций Р-134, Р-173, Р853В1). Для обеспечения машин электропитанием на позиции подается энергоагрегат АБ-1-П285-ВVI.

Для прикрытия от атакующих вертолетов противника и эффективной борьбы с наземным противником (десантом) дивизиону придается зенитная пулеметная установка "Утес" - крупнокалиберный пулемет НСВ (12.7-мм) на станке 6У6.

При размещении на подготовленной позиции дивизиону придаются системы внешнего электропитания (СВЭП), агрегаты (модули) питания: 94Э6, 98Э6 и 99Э6 в составе ДЭС 5И57Аи РПУ 63Т6А (две кабины РПУ для 99Э6) - для энергообеспечения пусковых комплексов, НВО, РПН и контейнера Ф2К соответственно. Все ДЭС и РПУ системы С-300П монтируются в кузовах-фургонах типа КТ10 на базе шасси прицепа МАЗ-5224В. Масса дизель-электрической станции 13600 кг, распределительно-преобразовательного устройства 63Т6А - 11930 кг.

При размещении дивизиона позиции с возможностью подключения к промышленной электросети используются перевозимые трансформаторные подстанции (ТПС) 82Х6, 83Х6.

Для повышения автономности дивизионы могут придаваться автоцистерна АЦ-5.5 для перевозки дизельного топлива на базе автомобиля КаМАЗ-4310 или топливозаправщик на базе автомобилей "Урал-375", ЗиЛ-131, машина технического обслуживания - МТО-4С, машина-водовоз, как правило на базе автомобилей ЗиЛ-130, ЗиЛ-131 или ГАЗ-66.

При смене боевой позиции машины для буксировки прицепов, перевозки личного состава и имущества прибывают из автослужбы полка.

В некоторых случаях в составе придаваемых дивизионам средств может быть модуль обеспечения боевого дежурства (МОБД), состоящий из четырех самоходных шасси типа МАЗ-543 с блоками: столовая, общежитие, караульное помещение (все на базе шасси МАЗ-543М), энергоблок (на базе шасси МАЗ-543А). Дополнительно вводится ДЭС на прицепе.

Все машины МАЗ-543М дивизиона С-300ПС оснащены приборами ночного видения и радиостанциями для связи на марше.

Для проведения обучения вождению при отработке перезаряжения самоходных ПУ на них устанавливаются габаритно-массовые макеты ТПК (возможна установка варианта ТПК для неприменяемой в комплексе модификации ракет). Для временного хранения ТПК в дивизионах и для складирования запаса ракет в ТПК на складах вооружения используются пакеты 5П32, которые допускают многоярусную их установку в стеллажах. Транспортировка ракет в ТПК, уложенных в пакеты 5П32. осуществляется автопоездами 5Т58-2 или в обычных полувагонах.

Для перезаряжания пусковых установок 5П85 всех модификаций служит заряжающая машина 5Т99 на базе шасси автомоболя КрАЗ-255 или 5Т99М на базе КрАЗ-260, также возможна установка ракет на ПУ с помощью автокрана КС-4561АМ. Кран КС-4561А грузоподъемностью 16 тонн смонтирован на шасси автомобиля КрАЗ-257К1. Подъемный кран, созданный на базе шасси автомобиля КрАЗ-250, имеет индекс КС-4561А-1. В настоящее время автокраны типа КС-4561, разработанные и производившиеся Камышинским крановым заводом сняты с производства. Средства перезарядки ПУ в состав огневых дивизионов не входят. В настоящее время в Войска ПВО поставляются новые заряжающие машины с измененной конструкцией манипулятора.

Тактико-технические характеристики

Границы зоны поражения, км
- дальняя (аэродинам. цель) 75
- дальняя (БРМД) 25
- ближняя 5
Высота поражения цели, км
- минимальная (аэродинам. цель) 0,025
- максимальная (аэродинам. цель) 27
Максимальная скорость ЗУР, м/с до 2000
Максимальная скорость поражаемых целей, м/c 1200
Сектор обзора РПН (по азимуту), град 90
Число сопровождаемых целей до 12
Число обстреливаемых целей до 6
Число одновременно наводимых ракет до 12
Темп стрельбы, с 3-5
Время развертывания/свертывания, мин 5/5
Количество ракет в комплексе до 48

С-300 – это советский (российский) зенитно-ракетный комплекс большого радиуса действия, предназначенный для противовоздушной и противоракетной обороны важнейших военных и гражданских объектов: крупных городов и промышленных структур, военных баз и пунктов и управления. С-300 был разработан в середине 70-х годов конструкторами знаменитого научно-производственного объединения «Алмаз». В настоящее время ЗРК С-300 – это целое семейство зенитно-ракетных комплексов, которые надежно защищают российское небо от любого агрессора.

Ракета комплекса С-300 способна поразить воздушную цель на дистанциях от пяти до двухсот километров, она может эффективно «работать» как против баллистических, так и против аэродинамических целей.

Эксплуатация ЗРК С-300 началась в 1975 года, на вооружение этот комплекс был принят в 1978 году. С тех пор на основе базовой модели было разработано большое количество модификаций, которые отличаются своими характеристиками, специализацией, параметрами работы РЛС, зенитными ракетами и другими особенностями.

Зенитно-ракетные системы (ЗРС) семейства С-300 – одно из самых известных средств ПВО в мире. Поэтому нет ничего удивительного в том, что это оружие пользуется большим спросом за рубежом. Сегодня различные модификации ЗРК С-300 стоят на вооружении бывших советских республик (Украина, Беларусь, Армения, Казахстан). Кроме того, комплекс используется вооружёнными силами Алжира, Болгарии, Ирана, Китая, Кипра, Сирии, Азербайджана и других стран.

С-300 никогда не принимал участия в реальных боевых действиях, но несмотря на это, большинство отечественных и зарубежных экспертов оценивают потенциал комплекса очень высоко. Настолько, что проблемы с поставками этого оружия иногда приводят к международным скандалам, как это было в случае иранского контракта.

Дальнейшим развитием семейства ЗРК С-300 являются (принят на вооружение в 2007 году) и перспективный С-500 «Прометей», который планируют принять в эксплуатацию в 2020 году. В 2011 году было принято решение о завершении серийного производства ранних модификаций комплекса – С-300ПС и С-300ПМ.

Многие годы западные специалисты мечтали «поближе познакомиться» с ЗРК С-300. Такая возможность у них появилась только после распада СССР. В 1996 году израильтяне смогли оценить эффективность работы комплекса С-300ПМУ1, который ранее был продан Россией Кипру. После совместных учений с Грецией представители Израиля заявили, что нашли слабые места этого зенитного комплекса.

Также существует информация (подтвержденная из разных источников), что в 90-е годы американцам удалось купить интересующие их элементы комплекса в бывших советских республиках.

7 марта 2018 года ряд западных СМИ (в частности, французская Le Figaro) опубликовали информацию об уничтожении новейшими израильскими самолетами F-35 батареи сирийских С-300 в районе Дамаска.

История создания ЗРК С-300

История создания зенитно-ракетного комплекса С-300 началась еще в середине 50-х годов, когда в СССР плотно занялись созданием системы противоракетной обороны. Были проведены научно-исследовательские работы в рамках проектов «Шар» и «Защита», в ходе которых была экспериментально доказана возможность создания ЗРК, способных нести и противовоздушную, и противоракетную оборону.

Советские военные стратеги четко понимали, что СССР вряд ли сможет соперничать со странами Запада по количеству боевых самолетов, поэтому развитию войск ПВО уделялось огромное внимание.

К концу 60-х годов советский военно-промышленный комплекс накопил значительный опыт разработок и эксплуатации зенитно-ракетных комплексов, в том числе и в условиях боевых действий. Вьетнам и Ближний Восток предоставил советским конструкторам огромный фактический материал для изучения, показал сильные и слабые стороны ЗРК.

В результате стало ясным, что наибольшие шансы поразить противника и избежать ответного удара имеют мобильные зенитно-ракетные комплексы, способные максимально быстро переходить из походного положения в боевое и обратно.

В конце 60-х годов с подачи командования войск ПВО СССР и руководства КБ-1 Министерства радиопромышленности возникла идея создания единого унифицированного противосамолетного зенитного комплекса, который бы мог поражать воздушные цели на дистанциях до 100 км и подходил для использования как в сухопутных войсках, так и в ПВО страны, и в Военно-морском флоте. После обсуждения, в котором принимали участие военные и представители ВПК, стало понятно, что подобная зенитная система может оправдать затраты на изготовление только в том случае, если она сможет также выполнять задачи противоракетной и противоспутниковой обороны.

Создание подобного комплекса является амбициозной задачей и в наши дни. Официально работы над С-300 начались в 1969 году, после появления соответствующего постановления Совмина СССР.

В конце концов было принято решение о разработке трех ЗРС: для ПВО страны, для ПВО Сухопутных войск и для ПВО ВМФ. Они получили следующие обозначения: С-300П («ПВО страны»), С-300Ф («Флотская») и С-300В («Войсковая»).

Забегая наперед, следует отметить, что добиться полной унификации всех модификаций комплекса С-300 так и не удалось. Дело в том, что элементы модификаций (кроме РЛС кругового обзора и ЗУР) изготавливались на различных предприятиях СССР с использованием собственных технологических требований, комплектующих и технологий.

В целом же в этом проекте были задействованы десятки предприятий и научных организаций со всего Советского Союза. Главным разработчиком ЗРК являлось НПО «Алмаз», ракеты комплекса С-300 создавались в МКБ «Факел».

Чем дальше продвигались работы, тем больше становилось проблем, связанных с унификацией зенитного комплекса. Основной их причиной были особенности использования подобных систем в разных видах войск. Если ЗРК ПВО и ВМФ обычно применяются вместе с весьма мощными системами радиолокационной разведки, то комплексы войсковой ПВО обычно имеют высокую степень автономности. Поэтому решено было передать работу над С-300В НИИ-20 (в будущем НПО «Антей»), которая к тому времени имела значительный опыт разработок армейских средств ПВО.

Специфические условия применения зенитно-ракетных комплексов на море (отражение от сигнала поверхности воды, повышенная влажность, брызги, качка) вынудили назначить головным разработчиком С-300Ф ВНИИ РЭ.

Модификация ЗРК С-300В

Хотя ЗРК С-300В изначально создавался в рамках единой программы с другими модификациями комплекса, позже он был передан другому головному разработчику – НИИ-20 (позже НИЭМИ) и по сути стал отдельным проектом. Разработкой ЗУР для С-300В занималось Свердловское машиностроительное КБ (СМКБ) «Новатор». Пусковые установки и заряжающие машины для комплекса были созданы в ОКБ «Старт», а РЛС «Обзор-3» конструировали в НИИ-208. С-300В получила собственное название «Антей-300В» и до сих пор находится на вооружении российской армии.

В состав зенитного дивизиона комплекса С-300В входят следующие компоненты:

  • командный пункт (9С457) для управления боевой работой ЗРС;
  • РЛС кругового обзора «Обзор-3»;
  • РЛС секторного обзора «Имбирь»;
  • четыре зенитные батареи для поражения воздушных целей.

В состав каждой батареи входили два типа пусковых установок с разными ЗУР, а также две пуско-заряжающие машины для каждой из них.

Изначально С-300В планировалась как фронтовой зенитно-ракетный комплекс, способный бороться с SRAM, крылатыми ракетами (КР), баллистическими ракетами (типа «Ланс» или «Першинг»), самолетами и вертолетами противника при условии массированного их применения и активного радиоэлектронного и огневого противодействия.

Создание ЗРК «Атлант-300В» проходило в два этапа. На первом из них комплекс «научился» уверенно противодействовать крылатым ракетам, баллистическим и аэродинамическими целям.

В 1980-1981 гг. на полигоне Эмба были проведены испытания ЗРК, которые прошли успешно. В 1983 году «промежуточная» С-300В1 была принята на вооружение.

Целью второго этапа разработки было расширение возможностей комплекса, ставилась задача приспособить ЗРК для борьбы с баллистическими ракетами типа «Першинг», аэробаллистическими ракетами SRAM и самолетами-постановщиками помех на дистанциях до 100 км. Для этого в состав комплекса был введен РЛС «Имбирь», новые зенитные ракеты 9М82, пусковые установки и заряжающие машины для них. Испытания улучшенного комплекса С-300В проводились в 1985-1986 гг. и завершились успешно. В 1989 году С-300В была принята на вооружение.

В настоящее время ЗРК С-300В находится на вооружении российской армии (более 200 единиц), а также вооруженных сил Украины, Белоруссии и Венесуэлы.

На базе ЗРС С-300В разработаны модификации С-300ВМ («Антей-2500») и С-300В4.

С-300ВМ – это экспортная модификация комплекса, которая поставлялась в Венесуэлу. Система имеет один тип ракет в двух вариантах, дальность ее стрельбы достигает 200 км, С-300ВМ может одновременно поражать 16 баллистических или 24 воздушных целей. Максимальная высота поражения – 30 км, время развертывания составляет шесть минут. Скорость ЗУР составляет 7,85 Маха.

С-300В4. Самая современная модификация комплекса, она может поражать баллистические ракеты и аэродинамические цели на дистанциях в 400 км. В настоящее время все комплексы С-300В, стоящие на вооружении ВС России, модернизированы до уровня С-300В4.

Модификация С-300П

ЗРС С-300П – это зенитная система, предназначенная для обороны важнейших гражданских и военных объектов от любых видов воздушного нападения: баллистических и крылатых ракет, самолетов, беспилотных летательных аппаратов, в условиях массированного применения при активном радиоэлектронном противодействии противника.

Серийное производство зенитно-ракетной системы С-300ПТ началось в 1975 году, через три года она была принята на вооружение и стала поступать в строевые части. Литера «Т» в наименовании комплекса означает «транспортируемый». Головным разработчиком комплекса являлось НПО «Алмаз», ракету конструировали в КБ «Факел», а изготавливалась она на «Северном заводе» в Ленинграде. Пусковыми установками занималось ленинградское КБСМ.

Эта система ПВО должна была заменить уже устаревшие на тот момент ЗРС С-25 и ЗРК С-75 и С-125.

ЗРС С-300ПТ состояла из командного пункта, в состав которого входил РЛС обнаружения 5Н64 и пункта управления 5К56, и шесть ЗРК 5Ж15. Первоначально система использовала ЗУР В-500К с максимальной дальностью поражения 47 км, позже они были заменены ракетами В-500Р с дальностью поражения целей до 75 км и бортовым радиопеленгатором.

В состав ЗРК 5Ж15 входил РЛС обнаружения целей на малых и предельно малых высотах 5Н66, система управления с РЛС подсвета наведения 5Н63 и ПУ 5П85-1. ЗРК вполне мог функционировать и без РЛС 5Н66. Пусковые установки были расположены на полуприцепах.

На основе зенитно-ракетной системы С-300ПТ было разработано несколько модификаций, которые эксплуатировались в СССР и отправлялись на экспорт. ЗРС С-300ПТ снята с производства.

Одной из наиболее массовых модификаций зенитного комплекса стала С-300ПС («С» означает «самоходный»), которая была принята на вооружение в 1982 году. К ее созданию советских конструкторов сподвиг опыт использования средств ПВО на Ближнем Востоке и во Вьетнаме. Он ясно показал, что выжить и эффективно выполнить боевую работу по силам только высокомобильным средствам ПВО с минимальным временем развертывания. С-300ПС разворачивалась из походного положения в боевое (и обратно) всего лишь за пять минут.

В состав ЗРС С-300ПС входит КП 5Н83С и до 6 ЗРК 5Ж15С. При этом каждый отдельный комплекс имеет высокую степень автономности и может вести бой самостоятельно.

В состав КП входит РЛС обнаружения 5Н64С, выполненный на шасси МАЗ-7410 и пункт управления 5К56С на базе МАЗ-543. ЗРК 5Ж15С состоит из РЛС подсвета и наведения 5Н63С и нескольких пусковых комплексов (до четырех). На каждой ПУ находится четыре ракеты. Они также выполнены на шасси МАЗ-543. Кроме того, в состав комплекса может входить система обнаружения и уничтожения маловысотных целей 5Н66М. Комплекс оснащен системой автономного энергоснабжения.

Дополнительно каждый дивизион С-300ПС мог быть оснащен всевысотной трёхкоординатной РЛС 36Д6 или 16Ж6 и топопривязчиком 1Т12-2М. Кроме того, зенитно-ракетный комплекс мог оснащаться модулем обеспечения дежурства (на базе МАЗ-543), в котором оборудовались столовая, караульное помещение с пулеметом, жилые помещения.

В середине 80-х годов на базе С-300ПС была разработана модификация С-300ПМУ, основным отличием которой было увеличение боекомплекта до 28 ЗУР. В 1989 году появилась экспортная модификация комплекса С-300ПМУ.

В середине 80-х годов началась разработка еще одной модификации С-300ПС – С-300ПМ. Внешне (и по составу) эта система мало чем отличалась от предыдущих комплексов этой серии, но данная модификация была выполнена на новой элементарной базе, что позволило вывести ее характеристики на новый уровень: значительно повысить помехозащищенность и почти в два раза увеличить дальность поражения целей. В 1989 году С-300ПМ была принята на вооружение войск ПВО СССР. На ее базе была создана усовершенствованная модификация С-300ПМУ1, которая впервые была продемонстрирована широкой общественности в 1993 году на авиасалоне в Жуковском.

Основным отличием С-300ПМУ1 была новая ЗУР 48Н6, имевшая меньшую боевую часть и более усовершенствованную аппаратную составляющую. Благодаря этому новая ЗРС получила возможность бороться с воздушными целями, летящими на скорости 6450 км/ч и уверенно поражать самолеты противника на дистанциях в 150 км. В состав С-300ПМУ1 вошли более совершенные радиолокационные станции.

ЗРС С-300ПМУ1 может использоваться как автономно, так и в комплексе с другими средствами ПВО. Минимальное ЭПР цели, достаточное для обнаружения, составляет 0,2 кв. метра.

В 1999 году были продемонстрированы новые зенитные ракеты для комплекса С-300ПМУ1. Они имели меньшую боевую часть, но большую точность поражения цели за счет новой системы маневрирования, которая работала не за счет оперения, а используя газодинамическую систему.

До 2014 года все ЗРС-300ПМ, стоящие на вооружении ВС России, были модернизированы до уровня С-300ПМУ1.

В настоящее время проходит второй этап модернизации, который заключается в замене устаревших вычислительных средств комплекса на современные образцы, а также в замене оборудования рабочих мест зенитчиков. Новые комплексы будут оборудованы современными средствами связи, топопривязки и навигации.

В 1997 году общественности была представлена новая модификация комплекса - С-300ПМ2 «Фаворит». Тогда же она была принята на вооружение. Данный вариант имеет увеличенную дальность поражения целей (до 195 км), а также возможность противостоять новейшим летательным аппаратам, изготовленными с использованием технологий «стелс» (ЭПР цели – 0,02 кв. м).

«Фаворит» получил усовершенствованные ракеты 48Н6Е2, способные уничтожать баллистические цели малой и средней дальности. В войсках ЗРС С-300ПМ2 начали появляться в 2013 году, ранее выпущенные модификации С-300ПМ и С-300ПМУ1 могут быть модернизированы до их уровня.

Модификация С-300Ф

С-300Ф – это зенитно-ракетная система, разработанная для военно-морского флота на базе ЗРС С-300П. Головным разработчиком комплекса выступало ВНИИ РЭ МСП (позже НПО «Альтаир»), ракетой занимался МКБ «Факел», а РЛС – НИИП. Изначально новой системой ПВО планировали вооружить ракетные крейсера проектов 1164 и 1144, а также корабли проекта 1165, который так и не был реализован.

ЗРС С-300Ф предназначалась для поражения воздушных целей на дистанциях до 75 км, летящих со скоростью 1300 м/c в диапазоне высот от 25 м до 25 км.

Опытный образец С-300Ф впервые был установлен на БПК «Азов» в 1977 году, официально на вооружение комплекс был принят в 1984 году. Государственные испытания флотского варианта С-300 проходили на ракетном крейсере «Киров» (проект 1144).

Опытный образец ЗРК состоял из двух пусковых установок барабанного типа, которые вмещали 48 ЗУР, а также системы управления «Форт».

ЗРК С-300Ф «Форт» выпускались в двух модификациях с шестью и восемью барабанами, каждый из которых вмещал по 8 вертикальных пусковых контейнеров. Один из них всегда находился под пусковым люком, маршевый двигатель ракеты запускался после выхода ее с направляющих. После пуска ракеты барабан поворачивался и выводил под люк новый контейнер с ЗУР. Интервал стрельбы С-300Ф – 3 секунды.

ЗРС С-300Ф имеют систему самонаведения с полуактивным радаром ракеты. Комплекс имеет СУО 3Р41 с РЛС с фазированной антенной решеткой.

ЗУР 5В55РМ, которая использовалась на комплексе С-300 «Форт», - это твердотопливная ракета, выполненная по нормальной аэродинамической схеме. Отклонение ракеты в полете происходило за счет газодинамической системы. Взрыватель – радиолокационный, боевая часть осколочно-фугасная, массой 130 кг.

В 1990 году была продемонстрирована модифицированная версия комплекса – С-300ФМ «Форт-М». Основным ее отличием от базовой модели являлась новая ЗУР 48Н6. Масса ее боевой части была увеличена до 150 кг, а радиус поражения – до 150 км. Новая ракета могла уничтожать объекты, летящие со скоростью до 1800 м/с. Экспортная модификация С-300ФМ имеет наименование «Риф-М», в настоящее время ею вооружены эсминцы ВМФ Китая типа 051С.

Последней модернизацией комплекса С-300Ф «Форт» является разработка зенитных управляемых ракет 48Н6Е2, которые имеют дальность стрельбы 200 км. В настоящее время подобными ЗУР вооружен флагман Северного флота крейсер «Петр Великий».

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Высокие боевые качества советских неоднократно были оценены как друзьями нашей страны, так и ее противниками. Комплексы ПВО защищали небо Кубы во время они противостояли авиационным армадам США во время Вьетнамской войны и в периоды других региональных конфликтов. Одним из примеров отечественной техники может служить ракетный комплекс С-300, уже стоящий на вооружении армий двух иностранных государств (Кипра и КНР). Заявки на его приобретение подали еще полтора десятка стран, озабоченных безопасностью своих воздушных рубежей. Эти системы надежно охраняют небо над Россией.

Актуальность борьбы с низколетящими целями

С-300 задумывался еще в середине восьмидесятых годов как средство эффективной борьбы с низколетящими скоростными целями. В конце 1970-х в США прошли успешные испытания крылатых ракет, способных преодолевать рубежи существовавших на тот момент советских систем ПВО и ПРО. «Томагавки» летели слишком низко для того, чтобы их могли засечь обычные радары. Эти средства доставки тактических ядерных боеприпасов могли использовать рельеф местности (например, овраги, балки, русла рек), и задача их уничтожения представлялась проблематичной. Дальнейшее совершенствование автоматизированных средств управления летательными аппаратами настильной траектории, построенных на основе новейших достижений вычислительной техники, позволило вероятному противнику СССР надеяться на возможность победы в возможном вооруженном конфликте уже с использованием не только крылатых ракет, но и самолетов, способных на предельно низких высотах преодолевать нашу защиту. Требовались новые системы. В конечном счете ими стали зенитно-ракетные комплексы С-300, принятые на вооружение в 1982 году.

Главная опасность - внезапность

Исторический опыт учит тому, что серьезный вооруженный конфликт, как правило, начинается с массированного воздушного удара. В наше время это понятие включает действия штурмовой и бомбардировочной авиаций в совокупности с ракетным обстрелом жизненно важных для обороны объектов (систем управления, связи, энергообеспечения, мест скопления живой силы и техники, промышленных и транспортных узлов). Внезапность удара приводит в случае успеха к тому, что перестает действовать система противовоздушной обороны, как следствие - разрушается потенциал атакуемой страны (как экономический, так и военный). Комплекс С-300 способен оперативно реагировать на возникающие угрозы благодаря высокому быстродействию систем обнаружения и наведения, нивелируя фактор внезапности. 48Н6, ракета, составляющая основу огневой мощи системы, обладает уникальными летными характеристиками и большой мощностью заряда.

Модификация «ПС»

Ракетный комплекс С-300ПС создавался в московском КБ «Факел» под руководством академика А. Ф. Уткина, после его смерти работы продолжил Общий замысел учитывал опыт самых серьезных войн второй половины XX века, произошедших в Юго-Восточной Азии и на Ближнем Востоке. Главными требованиями к новой технике, помимо высокой эффективности поражения воздушных целей, стали мобильность и малое время предстартовой подготовки. Практика показала, что зенитчики, отстрелявшись, должны срочно покинуть «засвеченный» боевой район во избежание ответного удара, которым противник стремится уничтожить батарею, при этом счет идет на минуты. Время оперативного развертывания и свертывания составило всего пять минут. Этого удалось достичь благодаря высокой степени автоматизации процессов подготовки к ведению огня. Модификация «ПС» была вооружена ракетами 5В55Р.

Новая ракета

Ракетный комплекс С-300 модификации «ПМ» был принят на в 1993 году. За прошедшее десятилетие конструкторам удалось значительно повысить эксплуатационные и тактико-технические качества системы. В первую очередь это касается новой ракеты 48Н6, спроектированной на «Факеле». Также следует обратить внимание на принципиально иную, более совершенную алгоритмику решения математических задач, построенную на современной вычислительной базе. ЗУР одноступенчатая твердотопливная оснащена радиопеленгатором, запускается катапультно-вертикально, после чего устремляется к цели. В настоящий момент на вооружении армий вероятных противников нет воздушных средств, которые не смог бы уничтожить ракетный комплекс С-300. Дальность полета 48Н6 зависит от типа движущейся мишени - баллистические ракеты она сбивает на дистанции 40 км, низколетящие цели (10-100 м) на расстоянии от 28 до 38 км, а обычные самолеты попадают в в радиусе 150 км.

Осколочно-фугасный заряд имеет массу 145 кг. Аппаратура сосредоточена в моноблоке и защищена от помех. Длина ракеты 48Н6Е - 7,5 м, диаметр 52 см, общая масса 1,8 т (в контейнере 2,6 т). Она может использоваться в комплексах мобильного или корабельного базирования («Риф»).

Состав комплекса

Зенитно-ракетные комплексы С-300, объединенные в группировку средств ПВО, обеспечивают безопасность от воздушного нападения районов площадью в десятки тысяч квадратных километров. Технической основой их служит главная боевая единица - пусковая установка 5П85СЕ (с четырьмя ракетными контейнерами каждая). В комплексе их может быть 12. Обеспечивают доставку боеприпасов и их пополнение две вспомогательные машины - 22Т6Е (заряжающая) и 5Т58Е (транспортная). Обнаружение цели производится многофункциональным радиолокатором подсвета и наведения типа 30Н6Е, а также обнаружителем 76Н6 (для низколетящих целей). Энергообеспечение осуществляется дизельной электростанцией. В случае нештатных ситуаций в дело вступает ремонтная лаборатория 13Ю6Е, оснащенная комплектами ЗИП. Есть также выдвижная вышка для подъема локатора - РПН 30Н6Е, необходимость в ней зависит от рельефа местности.

Характеристики и перспективы

Большая дальность поражения, широкий диапазон высот и скоростей, способность вести одновременно 12 целей - вот краткий перечень достоинств, которыми обладает С-300. Ракетный комплекс, характеристики которого превосходят параметры всех иностранных аналогов, может сбивать самолеты, крылатые и баллистические ракеты на дистанциях от 5 до 150 км. При этом не важно, на какой высоте летит цель, 10 метров или 27 километров. Скорость объекта тоже большой проблемы не составляет, она может быть гиперзвуковой 2800 м/с (то есть свыше 10 000 км/ч). Таким образом, ракетный комплекс С-300 создавался с учетом дальней перспективности развития средств нападения и еще долго сможет служить сдерживающим внешнеполитическим фактором. Модификационный потенциал системы позволяет ее постоянно совершенствовать как в аппаратном, так и информационном аспекте.

Мобильность

У систем С-300ПМ и С-300СМ разные шасси. Для более поздней модификации разработана мобильная пусковая установка высокой проходимости (ПУ 5П85СМ) на базе МАЗ-543М. Качающаяся часть для четырех контейнеров (ТПК) в вертикальном положении упирает их заднюю часть в грунт, после чего производится пуск ракеты.

В машине смонтирована также различная аппаратура: предстартовой подготовки, управления приводами, электросхемы питания стартовых систем ракет с волноводным интерфейсом и многое другое. Связь с кабиной, из которой производится управление, построена на кодированном радиоканале.

Источником электроснабжения всех подсистем служит автономное устройство 5С18М, энергия вырабатывается газотурбинным агрегатом. В случае выхода его из строя запитать ПУ можно от любой другой пусковой установки, для этого предусмотрена резервная кабельная связь длиной в 60 м на разматываемой катушке.

В водительской кабине есть инфракрасная система ночного видения для вождения машины в ночное время с выключенными фарами. Места управляющего стрельбой персонала комфортны, созданы условия для длительных дежурств на боевых позициях.

Пробные пробеги транспортных средств показали, что ракетный комплекс С-300 может перемещаться на большие расстояния в разных климатических зонах без ущерба для боеспособности.

«Глаза» комплекса

РЛС 30Н6Е многофункциональна, что означает, что помимо антенн на одном с ними шасси присутствует и аппаратный контейнер. Излучатели выполнены по принципу фазированных решеток, управление лучом цифровое. Пост для увеличения дальности обнаружения цели и понижения минимального горизонта видимости может подниматься на специальной вышке. Особенно это важно, когда разворачивать систему ПВО необходимо в горах или среди леса. Надежность обнаружения цели гарантируется встроенным каналом получения информации об оперативной воздушной обстановке. Для поиска целей, следующих на больших и средних высотах, применяется локатор 64Н6Е. Низколетящие объекты фиксирует 76Н6, защищенный от искажений, вызванных отраженными сигналами. И, наконец, многофункциональный радиолокатор 30Н6Е ищет и подсвечивает цели во всем диапазоне, наводя на них ракеты.

Экспортные возможности

Мало какой военно-технический образец пользуется такой популярностью в иностранной прессе, как ракетный комплекс С-300. Фото этой системы публикуется часто. Она упоминается в связи с событиями то в Сирии, то в Иране. Руководство этих и многих других стран высказало намерение приобрести российские оборонные системы, чтобы обеспечить безопасность своего воздушного пространства. Мотивация вполне ясна, пример некоторых государств, не позаботившихся своевременно о модернизации своих ПВО и ставших жертвами авианалетов, служит серьезным стимулом. Надежным прикрытием от нежелательных полетов может стать комплекс С-300, фото которого стало своеобразным «пугалом» для летчиков ВВС тех стран, которые привыкли бомбить суверенные державы безнаказанно.

Рассуждать о том, насколько хорош этот комплекс, в настоящее время можно главным образом умозрительно. Проверять на практике его боевые возможности пока что охотников не нашлось.

История создания

В настоящее время зенитный ракетный комплекс средней дальности С-300П является основой зенитно-ракетных войск ВВС России. Он предназначен для обороны административных и промышленных объектов, стационарных пунктов управления, штабов и военных баз от ударов стратегической и тактической авиации, а также стратегических крылатых и аэробаллистических ракет.

Создание зенитно-ракетной системы, предназначенной для замены ЗРС С-75 , началось в середине 60-х годов, практически одновременно с работами по созданию в США ЗРС SAM-D (прообраза системы “Пэтриот”). По инициативе командования войск ПВО страны и КБ-1 Министерства радиопромышленности развернулась разработка унифицированной для трех родов войск - ПВО, сухопутных войск и флота - противосамолетной зенитно-ракетной системы С-500У с дальней границей зоны поражения целей порядка 100 км. В дальнейшем, принимая во внимание индивидуальные особенности каждого рода войск, было решено разработать по единым тактико-техническим требованиям максимально унифицированную универсальную (противосамолетную и противоракетную) зенитно-ракетную систему, получившую новое название - С-300, предназначенную для армии (вариант С-300В , головной разработчик - НИИ-20), ВМФ (С-300Ф , ВНИИ “Альтаир”) и войск ПВО (С-300П, ЦКБ “Алмаз”). Однако глубокой межвидовой унификации систем, создание которых велось в различных коллективах под весьма противоречивые требования, в то время достичь так и не удалось. Так, в системах С-300П и С-300В было унифицировано лишь 50% функциональных устройств РЛС обнаружения.

Испытания

Испытания элементов зенитно-ракетной системы С-300П, разрабатывавшейся под руководством Генерального конструктора ЦКБ “Алмаз” Б.В.Бункина, начались на полигоне Сары-Шаган (Казахстан) в середине 70-х годов.

Особенности конструкции

Принципиальными особенностями новой системы должны были стать многоканальность - т. е. способность одновременного обстрела нескольких целей, что обеспечивало возможность отражения массированного налета авиации противника, а также высокая мобильность. Ни один существовавший к тому времени зарубежный зенитно-ракетный комплекс не обладал свойствами многоканальности. Отечественный многоканальной комплекс С-25 , а также ЗРК “Даль” (так и не принятый на вооружение) были выполнены в стационарных вариантах.

Важнейшим элементом нового комплекса должна была стать многофункциональная РЛС с фазированной антенной решеткой с цифровым управлением положения луча, обеспечивающей быстрый просмотр воздушного пространства и одновременное сопровождение нескольких целей.

Модификации

В 1978 году на вооружение был принят первый вариант - транспортируемый С-300ПТ. Все элементы комплекса были установлены на колесных повозках, буксируемых автомобилями.

Пусковая установка 5П85-1 ЗРК С-300ПТ

В состав системы входили ракеты типа 5В55, созданные КБ “Факел” (г. Москва) и выпускаемые на ПО “Северный завод” (г. Ленинград). Их пуск производился вертикально из транспортно-пускового контейнера, в котором ЗУР могла храниться в течение 10 лет. Ракета выбрасывалась из трубы ТПК при помощи пороховой катапульты на высоту 20 м, одновременно раскрывались ее управляющие аэродинамические поверхности. Газовые рули по командам автопилота разворачивали ракету на заданный курс, и после включения маршевого одноступенчатого двигателя, она устремлялась к цели. Модификации ЗУР 5В55К и 5В55КД имели традиционное радиокомандное наведение, а более совершенная 5В55Р наводилась по принципу “сопровождение цели через ракету”. ЗУР 5В55К имела максимальную дальность стрельбы 47 км, а 5В55Р - 75 км.

Выпуск ЗРС С-300ПТ продолжался до начала 80-х годов. В середине 80-х комплекс прошел ряд модернизаций, получив обозначение С-300ПТ-1 .

В 1982 году на вооружение войск ПВО был принят новый вариант ЗРС С-300П - самоходный комплекс С-300ПС , разработанный в НПО “Алмаз” под руководством главного конструктора Александра Леманского. Создание этого комплекса было обусловлено анализом опыта боевого применения зенитных ракет во Вьетнаме и на Ближнем Востоке, где выживанию ЗРС в значительной степени способствовала их мобильность, возможность выйти из-под удара “перед самым носом” противника и быстро изготовиться к бою на новой позиции.

Новый комплекс имел рекордно короткое время развертывания - 5 минут, делающее его трудноуязвимым для авиации противника. В его состав вошла усовершенствованная ракета 5В55Р, дальность стрельбы которой была увеличена до 90 км, а также ЗУР 5В55КД.

Хотя комплекс С-300ПС и не предназначался для поражения тактических баллистических ракет противника (для решения этих задач создавался армейский комплекс С-300В), опыт войны в Персидском заливе в 1991 году заставил ПВО проверить возможности своего основного ЗРК и против этих целей. Полигонные испытания подтвердили высокий антиракетный потенциал комплекса, превосходящий возможности американского ЗРК “Пэтриот”.

Новые технические средства, введенные в состав ЗРС С-300ПС и модернизированной С-300ПТ, значительно расширили их боевые возможности. Для обмена телеметрической информацией с командным пунктом ПВО, расположенным на удалении более 20 км от дивизиона, было задействовано антенно-мачтовое устройство “Сосна” на шасси ЗИЛ-131Н. Для расширения “зоны видимости” радиолокатора управления огнем была создана универсальная передвижная вышка 40В6М высотой 25 м, перевозимая на автомобиле МАЗ-537. В дальнейшем на ее базе была разработана еще более высокая (39 м) двухсекционная вышка 40В6М, которую, несмотря на солидную высоту, можно установить на необорудованной позиции в течение двух часов. Возможности по обнаружению маловысотных целей удалось значительно расширить, введя в состав комплекса низко-высотный обнаружитель 5Н66М, созданный в НПО “Утес” под руководством Л.Шульмана.

При автономном ведении боевых действий ЗРС С-300ПС в отрыве от командного пункта дивизиону С-300ПС может придаваться всевысотная трехкоординатная РЛС 36Д6 или 16Ж6. Для точного определения координат огневого дивизиона относительно командного пункта системы при смене огневых позиций дивизиону придан топопривязчик 1Т12-2М на шасси ГАЗ-66.

При действии в малонаселенных районах дивизион может оснащаться и модулем обеспечения боевого дежурства, в состав которого входит четыре блока, размещенных на шасси МАЗ-543: столовая, общежитие, караульное помещение (с башенной пулеметной установкой) и энергоблок.

Экспортный вариант системы С-300ПС, отличающейся незначительными изменениями в составе оборудования получил обозначение С-300ПМУ .

Дальнейшим развитием комплекса стал ЗРК С-300ПМ и его экспортный вариант - С-300ПМУ-1 . Разработка усовершенствованного варианта комплекса началась в 1985 году, а в 1993 году С-300ПМ был принят на вооружение.

Основным отличием С-300ПМ и С-300ПМУ-1 от прежних “трехсоток” является новая ракета 48Н6 (экспортный вариант - 48Н6Е), разработанная НПО “Факел” и выпускающаяся ПО “Ленинградский Северный завод” и ММЗ “Авангард”. Ракета имеет усовершенствованную аппаратную часть и способна поражать воздушные цели, летящие со скоростью до 6450 км/ч. Максимальная дальность поражения самолетов противника - 150 км, а малозаметных стратегических крылатых ракет, летящих на высотах 6-100м-28-38км.

Усовершенствовано также антенное устройство радиолокатора подсвета и наведения.

Комплекс выпускается как в мобильном варианте, на шасси автомобилей высокой проходимости МАЗ, так и в более дешевом буксируемом варианте, элементы которого размещены на трейлерах, буксируемых трехосными седельными тягачами повышенной проходимости КрАЗ.

Последней модификацией комплекса является ЗРК С-300ПМУ-2, получивший название “Фаворит” . Его испытания начаты в 1993 году, а поступление на вооружение, при должном финансировании программы, ожидается через полтора - два года. Создание нового комплекса, в значительной степени ориентированного на экспортные поставки, было обусловлено стремлением приблизить “антиракетные” возможности С-300П к потенциалу армейского комплекса С-300В и при одновременном увеличении “противовоздушного” потенциала.

Для увеличения боевых способностей системы в ее состав дополнительно введено автономное средство целеуказания нового поколения - трехкоординатная мобильная радиолокационная станция 96Л6Е, разработанная КБ “Лира”, входящим в состав НПО “Утес”, и выпускаемая Лианозовским электромеханическим заводом. РЛС смонтирована на шасси автомобиля высокой проходимости МАЗ-7390. При необходимости антенная система этой станции может быть поднята на универсальные вышки 40В6М или 40В6МД.

Возможности средств управления комплекса по обнаружению и сопровождению баллистических ракет значительно расширены.

Дальность поражения аэродинамических целей увеличена до 200 км, в том числе и при стрельбе вдогон, за счет оптимизирования траектории полета ЗУР.

Новая ракета 48Н6Е2 оснащена усовершенствованной БЧ, обеспечивающей увеличение вероятности поражения как баллистических, так и аэродинамических целей. Ракета имеет новые автопилот и радиовзрыватель. ЗРК может вести стрельбу и ракетами 48Н6Е комплекса С-300ПМ.

Комплекс С-300ПМУ-2 может также оснащаться новыми ракетами разработки МКБ "Факел" 9М96 м 9М96М (в экспортном исполнении 9М96Е и 9М96Е2). Смешанный вариант оснащения был продемонстрирован на выставке МАКС в августе 1999 года.


Модифицированный вариант пусковой установки ЗРК "Фаворит" с тремя ракетами 48Н6Е2 и четырьмя ракетами 9М96Е, продемонстрированный на выставке МАКС-99

По мнению специалистов, в настоящее время “Фаворит” является самой универсальной в мире системой ПВО, имеющей значительный экспортный потенциал. В этот вариант могут быть доработаны и ранее поставленные ЗРК С-300ПМ и С-300ПМУ-1.

Экспорт

Комплексы С-300П в различных модификациях находятся на вооружение кроме России и поставлялись в следующие страны:

  • Украина
  • Белоруссия
  • Казахстан
  • Словакия (бывш. ЧССР)
  • Болгария
  • Кипр (комплекс дислоцирован на территории греческого острова Крит)
  • Китай
  • США (ряд компонентов комплекса были приобретены спец. органами для детального изучения).

Источники информации

Журнал "Авиация и космонавтика" №8, 1999

Газета "Независимое военное обозрение", №6, 1999


C-300 (SA-10 Grumble в обозначении НАТО) представляет собой серию первоначально советских, а позже российских систем ракетных зенитных комплексов (ЗРК) типа «земля-воздух».

Ракетный тягач комплекса С-300 — МАЗ

Ракетный комплекс С-300 изначально разработан для защиты от аэродинамических объектов (АДО) — крылатых ракет, самолетов, вертолётов. Дальнейшие усовершенствования системы обеспечили также перехват баллистических ракет (БР).


Первые комплексы С-300 были поставлены на боевое дежурство в 1979 году для противовоздушной обороны крупных административных и промышленных объектов, военных баз и контроля над воздушным пространством вблизи границ против стратегической бомбардировочной авиации противника.

Система максимально автоматизирована, хотя возможны ручной поиск цели, целеуказание и боевая работа. Центральный командный пункт 5к56с имеет как активные, так и пассивные режимы обнаружения цели.

к этому году в эксплуатацию были введены до 80 комплексов С-300 (почти половина этих объектов находилась под Москвой)

Зенитная управляемая ракета (ЗУР) запускается вертикально и использует одноступенчатый твердотопливный двигатель. Обычно она оснащена 100 — килограммовой боеголовкой с предохранителем случайного срабатывания.

Вертикальная траектория запуска ракеты обеспечивает быстрое наведение на цели, приближающиеся с любого направления. Высота поражения цели составляет от 25 до 30000 м. Максимальный диапазон взаимодействия указан как 90000 м, хотя на практике он, вероятно, больше.

В состав дивизиона С-300 входит 12 мобильных пусковых установок и пункт боевого управления 5н64с.

История разработки

В 1950-х годах Н.С. Хрущёв потребовал от руководства ВПК сделать Московскую систему ПВО мобильной.


В конце 1960-х годов применение ЗРК в войне во Вьетнаме и в ближневосточных конфликтах выявило потребность в разработке мобильного комплекса с минимальным временем развёртывания как средств обнаружения целей, так и пусковых установок (ПУ):

  • возможность наиболее эффективного поражения цели крайне ограничена во времени ввиду её высокой скорости и быстрого ухода из зоны уничтожения;
  • быстрая смена позиции обеспечивает живучесть комплекса, не давая возможности противнику нанести ответный удар.

Находившийся к тому времени на вооружении комплекс С-125 мог обеспечить время перехода в походное положение минимум за 25-30 минут — и это при идеальной выучке и боевой слаженности расчёта.

25-30 минут

составляет переход в походное положение комплекса С-125

Конечно, подобные нормативы были отработаны на учениях, но реальная боевая обстановка могла существенно скорректировать их в сторону увеличения.

С самого начала опытно-конструкторских работ было предусмотрено создание трёх типов систем: для ПВО страны (С-300П), ПВО сухопутных войск (С-300В) и корабельной ПВО военно-морского флота (С-300Ф). Головным разработчиком стало ЦКБ «Алмаз», где налажено производство С-300.

Модификации ракетного комплекса С-300

C-300П (SA-10 Grumble в обозначении НАТО) в 1978 году стал первенцем в семействе.

В результате последующих доработок варианта C-300П на вооружение ПВО России были приняты усовершенствованные комплексы С-300ПМУ-1 и C-300ПМУ-2 «Фаворит».

С-300ПМУ-1 — в 1993 году.

  • дальность поражения АДО — до 150 км;
  • время развёртывания — 5 мин.

C-300ПМУ-2 «Фаворит» — в 1997 году. Интересной особенностью данной модификации является возможность её интегрирования в любые системы ПВО, в том числе в системы противовоздушной обороны стран НАТО.

Имеет более совершенную, чем у С-300ПМУ-1 ракету, за счёт чего увеличена зона поражения аэродинамических целей:

  • обнаружение цели на дальности — до 300 км;
  • дальность поражения БР — 40 км при максимальной скорости цели 2,8 км/с;
  • время развёртывания — 5 мин.

С-300В (SA-12 Gladiator/Giant в обозначении НАТО) поступил на вооружение сухопутных войск Советской Армии в 1984 году.

Ракетный комплекс С-300, характеристики которого позволяют:

  • обнаружение цели на дальности — до 300 км;
  • дальность поражения АДО — до 200 км;
  • дальность поражения БР — 40 км;
  • время развёртывания — 5 мин.


С-300Ф (SA-N-6 в обозначении НАТО) поступил на вооружение ВМФ СССР в 1985 году.

Основные технические характеристики ракетного комплекса С-300:

  • дальность поражения АДО — до 75 км;
  • минимальная высота поражения АДО — 0.025 км;
  • максимальная высота поражения АДО — 25 км;
  • максимальная скорость ракеты С-300 — 1300 м/с.
Подпалубная пусковая установка С-300Ф. Ракеты расположены в шахтах под люками

В 1995 году в строй вступил усовершенствованный вариант флотского комплекса С-300ФМ с увеличенной в два раза (до 150 км) дальностью поражения целей и возможностью сбивать низколетящие цели на высоте 10 м.

Система управления ПВО С-300 изготовлена на новой элементной базе. В программное обеспечение комплекса заложены элементы искусственного интеллекта, позволяющие существенно ускорить и упростить работу операторов в боевом режиме, сократить время на поиск и контроль неисправностей в аппаратуре.

В состав комплекса С-300 входят пусковые установки.

Командный пункт и другие машины обеспечения.

География распространения

Как правило, С-300 состоят на вооружении в странах, входивших в орбиту влияния и стратегических интересов СССР, а также в бывших советских республиках. Это преимущественно государства Восточной Европы, Африки, Азии, Латинской Америки.

ЗРК и комплектующие к ним поставлялись в эти страны в рамках соглашений по импорту, и лишь Китай, обладая мощным производственным потенциалом, выпускает лицензионные аналоги С-300ПМУ-1 (HQ-10) и С-300ПМУ-2 (HQ-18).

Боевое применение

Опыт применения ЗРК по оценкам экспертов признан в целом весьма успешным, но опыт этот основан исключительно на тестовых и учебных пусках.

В реальных боевых действиях С-300 участвовать не довелось.

В период 1991-1993 г. на учениях с применением различных модификаций системы цели поражались с вероятностью 90% для одиночного пуска ЗУР и близкой к 100% при двухзалповом пуске.

В 1995 г. С-300 стала первым и единственным ЗРК, перехватившим и уничтожившим в воздухе советскую оперативно-тактическую ракету типа Р-17. Пуск был произведён на учениях полигоне Капустин Яр в присутствии множества иностранных наблюдателей.

После того, как в ноябре 2015 года над Сирией был сбит российский Су-24, Россия развернула в регионе С-300 — на авиабазе Латакия и на ракетном крейсере «Москва».

Возможности маскировки

Умение эффективно применять средства маскировки во все времена было сильной стороной русской, советской и российской армии, и это всегда отмечалось неприятелем.

При относительно небольших затратах введение противника в заблуждение в отношении своих возможностей сторицей окупается боевым успехом.

с этого года пневмомакеты С-300 также начали поставляться в войска

В современной российской армии широко применяются надувные полноразмерные пневматические макеты боевой техники — танков, самолётов, ракетной техники.

Раскраска макета полностью соответствует боевой технике. Но важно не только подражание внешнему виду настоящего ЗРК. Макет способен имитировать выделение тепловой энергии и излучение в радиолокационном и оптическом диапазонах. Всё это создаёт полную иллюзию реальной стартовой позиции.


Сравнение с другими системами

Наиболее сопоставимые с С-300 параметры имеет американская зенитная ракетная система Patriot в модификациях PAC-2 и PAC-3.



По оценкам экспертов, ЗРК С-300 выглядит несколько более эффективной в перехвате баллистических целей, чем Patriot PAC-2 и PAC-3, поскольку имеет более мощную боеголовку.

Во время войны 1991 г. в Персидском заливе подрыв боевой части ракеты Patriot оказался недостаточно эффективным для уничтожения иракских баллистических ракет в полете. Но радиолокационные средства и система постановки радиопомех у американского комплекса лучше.

Операционный ресурс компьютерной базы С-300 не всегда позволяет достаточно быстро перестраивать рабочие частоты, чтобы противостоять средствам радиоэлектронной борьбы (РЭБ) противника.

Зато минуты, необходимые на сворачивание/разворачивание системы у С-300 в разы превышает аналогичный показатель «Патриота» — 5 против 15-ти (а по некоторым оценкам 5 против 30-ти). А ведь это именно то время, которое может стать ценой жизни подразделения и ценой выполнения боевой задачи.

В целом же можно утверждать, что и С-300, и Patriot, входящие в число ведущих зенитных ракетных систем в мире, имеют как преимущества, так и недостатки по отношению друг к другу.

Примерная цена одного российского дивизиона в пределах 450 млн. долларов США. Американские системы намного дороже, что негативно влияет на спрос Патриотов.



Рекомендуем почитать

Наверх