Аркадий рассказывает историю Кирсанова-старшего в ответ на резкие высказывания...
На этом уроке мы поговорим с вами о том, что такое природа, узнаем о том, что природа бывает живой и неживой, рассмотрим отличия и свойства живой и неживой природы.
Тема: Природа
Урок: Неживая и живая природа
Рассмотрите картинку:
Рис. 1. Объекты природы
Слева расположены объекты живой природы, а справа - то, что было создано человеком. Мы можем сделать вывод, что природа - это все то, что не создано руками человека, и мы сами.
Что же у них общего? Камни, реки, озера существуют в природе давно. Гвозди, машины, велосипеды сделаны руками человека, и все это неживые предметы.
Рассмотрите картинку с изображениями живых организмов:
Рис. 2. Живые организмы
Живые организмы еще можно назвать живой природой.
Рассмотрите схему:
Рис. 3. Связь между живой и неживой природой
Стрелки на ней показывают, что живая и неживая природа тесно связаны между собой. Солнце служит источником тепла и света для живых существ. А еще живым существам необходим воздух и вода.
Чем же живая природа отличается от неживой? Вот основные признаки живой природы:
1. Все живое двигается. Например, растения поворачиваются к свету, сворачивают и разворачивают листья, раскрывают цветы;
2. Любой живой организм способен к росту и развитию. Например, из семечка вырастает дерево, из младенца - взрослый человек;
3. Живые организмы нуждаются в питании. Например, растения просят воды, а животные - пищи;
4. Живые существа размножаются.
Если растения не поливать, а животных не кормить и не ухаживать за ними, они могут погибнуть. Все живые организмы дышат, пьют воду, питаются, размножаются.
Берегите природу. Помните, что жизнь на нашей планете невозможна без природы, и человек должен беречь и охранять ее.
- Плешаков А.А. Мир вокруг нас: учеб. и раб. тетр. для 2 кл. нач. шк.- М.: Просвещение, 2006.
- Бурский О.В.,Вахрушев А.А., Раутиан А.С. Окружающий мир.- Баласс.
- Виноградова Н.Ф. Окружающий мир.- ВЕНТАНА-ГРАФ.
Связи между неживой и живой природой
Ответы к стр. 26 — 27
- Может ли живая природа существовать без неживой? Рассмотри иллюстрации и дай обоснованный ответ.
Живые существа не могут жить без неживой природы. Солнце — источник света и тепла для всего живого на Земле. Живым существам необходимы также воздух и вода.
- Объясни схему. Как ты думаешь, что обозначают стрелки на этой схеме?
Стрелки на схеме обозначают связи между неживой и живой природой.
Вопросы
1. Что относится к неживой природе, а что — к живой?
В результате долгих наблюдений за природой человек разделил все её объекты на две большие группы: живую и неживую природу. Солнце, воздух, вода, полезные ископаемые — это неживая природа. Растения, человек, животные — живая природа.
2. Чем живые существа отличаются от предметов неживой природы?
Живые существа, в отличие от объектов неживой природы, дышат, питаются, растут, приносят потомство, умирают.
3. Как связаны между собой неживая и живая природа?
В природе всё связано друг с другом. Живая природа не может существовать без неживой. Солнце — источник света и тепла для всего живого на Земле. Живым существам необходимы также воздух и вода.
На этом уроке мы поговорим с вами о том, что такое природа, узнаем о том, что природа бывает живой и неживой, рассмотрим отличия и свойства живой и неживой природы.
Тема: Природа
Урок: Неживая и живая природа
Рассмотрите картинку:
Рис. 1. Объекты природы
Слева расположены объекты живой природы, а справа - то, что было создано человеком. Мы можем сделать вывод, что природа - это все то, что не создано руками человека, и мы сами.
Что же у них общего? Камни, реки, озера существуют в природе давно. Гвозди, машины, велосипеды сделаны руками человека, и все это неживые предметы.
Рассмотрите картинку с изображениями живых организмов:
Рис. 2. Живые организмы
Живые организмы еще можно назвать живой природой.
Рассмотрите схему:
Рис. 3. Связь между живой и неживой природой
Стрелки на ней показывают, что живая и неживая природа тесно связаны между собой. Солнце служит источником тепла и света для живых существ. А еще живым существам необходим воздух и вода.
Чем же живая природа отличается от неживой? Вот основные признаки живой природы:
1. Все живое двигается. Например, растения поворачиваются к свету, сворачивают и разворачивают листья, раскрывают цветы;
2. Любой живой организм способен к росту и развитию. Например, из семечка вырастает дерево, из младенца - взрослый человек;
3. Живые организмы нуждаются в питании. Например, растения просят воды, а животные - пищи;
4. Живые существа размножаются.
Если растения не поливать, а животных не кормить и не ухаживать за ними, они могут погибнуть. Все живые организмы дышат, пьют воду, питаются, размножаются.
Берегите природу. Помните, что жизнь на нашей планете невозможна без природы, и человек должен беречь и охранять ее.
- Плешаков А.А. Мир вокруг нас: учеб. и раб. тетр. для 2 кл. нач. шк.- М.: Просвещение, 2006.
- Бурский О.В.,Вахрушев А.А., Раутиан А.С. Окружающий мир.- Баласс.
- Виноградова Н.Ф. Окружающий мир.- ВЕНТАНА-ГРАФ.
Цели:
- развивать умение отличать живую природу от неживой природы; развивать логическое мышление;
- познакомить со связями между живой и неживой природой, помочь увидеть, какие связи существуют внутри живой природы;
- воспитывать любовь и бережное отношение к окружающей нас природе.
Оборудование:
- учебник-тетрадь;
- цветные карандаши;
- интерактивная доска;
- школьная доска
Ход занятия
I. Организационный момент
– Сегодня мы продолжаем изучать экологию. Проверьте готовность к уроку.
II. Повторение изученного на прошлом уроке.
– На прошлом занятии мы с вами познакомились с живой и неживой природой и узнали, что такое экология.
– Давайте вспомним, что относится к живой природе?
(Ответы детей: Люди, животные, растения – все, что дышит, питается, растет и размножается – живая природа.)
– Что можно отнести к неживой природе?
(Ответы детей: Земля, воздух, вода – неживая природа)
– А, что обозначает пожатие рук на схеме?
– Так что же изучает экология?
(Ответы детей: Экология – это наука о связи живых существ со средой обитания)
– Проверим ваши ответы. Давайте все вместе прочитаем то, что написано на слайде.
III. Постановка темы и целей урока.
– Сегодня мы узнаем, какая связь существует между живой и неживой природой, и посмотрим, какие связи существуют внутри живой природы.
– Давайте прочитаем тему сегодняшнего занятия на слайде.
IV. Физкультурная пауза.
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо все выше, выше!
V. Работа над новой темой.
– Скажите мне, пожалуйста, деревцо относится к живой или неживой природе? И почему?
(Ответы детей: Деревцо – это живая природа, потому, что оно растет, дышит, питается и размножается)
– А ветер, к какой природе относится?
(Ответы детей: Ветер – это неживая природа, потому, что оно не растет, не дышит, не питается и не размножается)
– Скажите, а как связаны между собой деревцо и ветер?
(Ответы детей: Ветер дует и поэтому деревцо наклоняется все ниже и ниже)
VI. Работа с учебником-тетрадью.
– Откройте учебники-тетради на с. 5. Прочитайте, что написано, синим шрифтом. (Читает хорошо читающий ученик) Рассмотрите картинки, подумайте, что на этих картинках относится к живой природе, а, что к неживой, и какая между ними существует связь?
– Что делает девочка на первой картинке?
(Ответы детей: Девочка поливает цветок)
– К какой природе относится цветок, а к какой вода, которой его поливают?
(Ответы детей: Цветок – живая природа, вода – неживая природа)
– Какая связь между цветком и водой?
(Ответы детей: Цветок не может жить без воды)
– На второй картинке мы видим крота показавшегося из-под земли. К какой природе относится крот, а к какой земля?
(Ответы детей: Крот – живая природа, земля – неживая природа)
– Как они связаны между собой?
(Ответы детей: Крот живет под землей)
– Что вы видите на третьей картинке?
(Ответы детей: Медведь пьет воду)
– Какая существует связь?
(Ответы детей: Животные не могут жить без воды)
– Попробуйте сделать вывод, как сосуществует живая и неживая природа?
(Ответы детей: Живая и неживая природа связаны между собой)
– Приведите свои примеры связей живой и неживой природы?
(Ответы детей: Цветок не сможет расти без солнечного света)
– Давайте зарисуем наш ответ на правой страничке под первым заданием.
VII. Физкультурная пауза.
– Все встали, давайте немножечко отдохнем.
Дима шел, шел, шел
Земляничку нашел.
Ах, какая ягода!
VIII. Продолжение изучения темы урока по учебнику-тетради.
– Прочитайте, следующую запись написанную синим шрифтом на с. 5. (Читает хорошо читающий ученик)
– Внутри живой природы также существуют связи. Давайте попробуем установить эти связи по картинкам в ваших учебниках.
– Что изображено на первой картинке?
(Ответы детей: Белочка сидит на дереве и ест орехи)
– К какой природе относятся белочка, дерево и орех?
(Ответы детей: Белочка, дерево и орех относятся к живой природе)
– Какая связь между белочкой и растениями?
(Ответы детей: Белочка живет в дупле и питается растительной пищей)
– Что изображено на второй картинке?
(Ответы детей: Корова ест траву)
– К какой природе относятся корова и трава?
(Ответы детей: Корова и трава относятся к живой природе)
– Какая связь между коровой и травой?
(Ответы детей: Корова питается растительной пищей)
– Что изображено на третьей картинке?
(Ответы детей: Дятел сидит на дереве и клюет личинки)
– К какой природе относятся дятел и личинки?
(Ответы детей: Дятел и личинки относятся к живой природе)
– Какая связь существует здесь?
(Ответы детей: Дятел питается личинками, а значит животной пищей)
– Так можем мы сделать вывод, что внутри живой природы также существуют связи?
(Ответы детей: Да, можем)
– Попробуйте привести свои примеры связей внутри живой природы.
(Ответы детей: Червячок ест яблоко. Куры клюют зерно. Лягушка ловит мошек и т.д)
– Давайте зарисуем наши ответы на правой страничке под вторым заданием.
IX. Итог занятия
– Какие связи мы устанавливали сегодня на занятии?
(Ответы детей: Связи между живой и неживой природой и связи внутри живой природы)
– Можем мы утверждать, что все в природе взаимосвязано?
(Ответы детей: Да, можем)
– А теперь я хочу посмотреть, насколько вам понравилось и запомнится сегодняшнее занятие. Если вам просто понравилось занятие, поднимите одну руку, а если вам очень понравилось и вы запомнили все, о чем мы сегодня говорили, поднимите две руки.
– Молодцы. Вы сегодня хорошо потрудились. На этом наше занятие окончено.
Окружающий мир делится на две части: естественный и рукотворный. Второй – это все, созданное руками человека: дома, постройки, электропровода, предметы быта, машины и прочее. А остальное – это мир, который существует без влияния человека и не был создан его руками.
Растения, люди, – это части природы, которая, в свою очередь, делится на две части: живую и неживую. Что относится к ним, а также как взаимосвязаны эти два мира, можно узнать из данной статьи.
Вконтакте
Объекты живого мира
Природа – это все то, что не было создано руками людей . Более того, сам человек является ее частью. Живая природа – это то, что способно развиваться, расти, питаться и размножаться самостоятельно. Чтобы выявить ее объекты живой природы, следует знать их признаки, точнее возможность совершать определенный цикл:
- рождение;
- рост;
- производство себе подобных;
- питание;
- дыхание;
- движение;
- умирание.
Только растения, животные, люди могут рождаться, питаться, расти и размножаться с тем, чтобы однажды умереть.
А вот объекты неживой природы такими способностями не обладают.
Стоит упомянуть, что некоторые отдельные процессы могут не наблюдаться у отдельных особей, например, существуют растения, которые не двигаются, но они также относятся к организмам, поскольку остальные способности у них есть.
Биология выделяет несколько видов :
- микроорганизмы - самая древняя форма жизни: бактерии, вирусы, грибы;
- растения – они обладают способностями рождаться, развиваться, питаться, дышать, размножаться и умирать;
- животные - к этому виду относятся млекопитающие, птицы, рыбы, земноводные и насекомые;
- люди - высшая ступень развития, которая способна рождаться, питаться, развиваться, размножаться и умирать.
Все вместе это живая часть окружающей нас действительности. Живая природа включает в себя особей, которые обладают одними способностями, хотя кардинально отличаются по внешним признакам. Мир живой природы огромен и прекрасен в своем разнообразии.
Важно! Сразу же после смерти растения переходят в разряд мертвых тел.
Объекты неживого мира
Безжизненные тела практически не меняются и остаются статичными. Их можно увидеть вокруг – это солнце и луна, камни, вода, облака прочее. Стоит также упомянуть, что неживой мир первичен , более того, существование организмов невозможно без него. Чтобы определить объекты неживой природы, следует знать их признаки:
- устойчивость;
- малые изменения;
- отсутствие потребности в питании;
- отсутствие способности репродуцировать;
- статика – не способны двигаться;
- не растут.
Объекты неживой природы такие многочисленные, что не существует отдельной науки, их изучающей , вместо этого их по отдельности изучают разные науки: , геология, физика и прочие. Существует классификация по форме:
- твердые – это все части почвы и ледники. Сюда также можно отнести все минеральные природные ресурсы и ископаемые;
- жидкие - эти объекты отличаются текучестью, их нельзя определить по форме (дождь, туман, облако, лава);
- газообразные - части , пары и звезды.
Все части естественного мира вокруг важны для жизни на земле. Без них невозможно было бы существование организмов и людей. Особо важны некоторые из них: земля – она является основой существования для растений и животных;
– один из важнейших параметров для жизни на Земле; вода – благодаря ей на Земле стало возможно существование организмов, она является источником питания; солнце – источник тепла, необходимый для роста и размножения.
Таким образом, живая и неживая части мира тесно связаны, и именно их взаимодействие дает возможность существования людей и их комфортного пребывания на . Мир живой, и не мог бы существовать без какой-то своей части.
Живая и неживая природа
Связи живой и неживой природы весьма многогранны и неразрывны. Все тела в мире крепко связаны, и разрыв их приведет к гибели окружающего мира. Рассмотрим следующую модель:
Человек – это особь. Для его существования требуется несколько предметов :
- воздух – чтобы дышать;
- вода – это основа жизни человека;
- солнце – чтобы получать необходимый витамин D;
- почва – чтобы взращивать продукты питания.
Таким образом, на примере человека ясно видно, что связи живой и неживой природы неразрывны , и без одной не было бы второй, ведь и организмы имеют влияние на статичные тела: растения после умирания насыщают почву удобрениями, рыбы поддерживают химический состав воды и т. д. Для осознания важности целостности мира достаточно привести некоторые примеры:
- Воздух нужен каждой особи.
- Солнце питает мир светом и энергией, которые также необходимы для существования всех существ.
- Животные удобряют почву.
- Человек вносит серьезные коррективы в функционирование всех систем своей деятельностью.
Именно эти связи позволяют всему сосуществовать в гармонии. Связь между живой и неживой природой можно отражает следующая схема:
Классификация
Долгое время рассматривались только объекты живой природы, именно их изучала биология, которая многие века сводила все только к описанию видов.
Статичные тела не рассматривались в качестве отдельного мира, их изучали отдельные науки (астрономия, философия и т. д.).
Первую классификацию, которая включала все части естествознания, создал Карл Линней.
Он был шведским ученым – физиологом и профессором медицины. Кроме этого, Нобелевским Лауреатом.
Внимание! Под ведением Карла Линнея находился большой ботанический сад города Упсала, в котором проводили различные научные эксперименты.
На основе изучения растений и других объектов Линней сумел создать классификацию , по которой все предметы разделялись на животных, растения или предметы. Он заметил, что разделять организмы на группы можно, опираясь на их особенности и характеристики, а действуя так, можно создать огромную систему, в которой у каждого будет свое место. Он разделял всех на:
- класс;
- отряд;
Изучая и систематизируя особь, Линней делал это, используя латинское название, и такой порядок сохранен до сих пор. Сегодня полная классификаци я природного мира включает в себя:
- надцарство или домен;
- царство;
- подцарство;
- надтип или надотдел;
- тип или отдел;
- подтип или подотдел;
- надкласс;
- класс;
- подкласс;
- инфракласс;
- надотряд или надпорядок.
Линней впервые в биологии ввел бинарную номенклатуру , которая подразумевает определение каждой особи под именем вида и рода.
Человек по этой причине классифицируется как Homo sapiens, что означает вид разумный.
Классификация Линнея определяет всем организмам собственное место в мире.
В современном мире классификация Карла Линнея живой природы несколько устарела и ученые пользуются другой схемой.
Так, сейчас выделяют кроме 4 царств природы, 2 надцарства и два подцарства.
Разница между живой и неживой природой, урок
Живая и неживая части природы, ее объекты
Вывод
Нельзя сказать, что важнее, живая или неживая природа, поскольку они равноценны. Именно их гармоничное сосуществование и взаимосвязь позволяет человеку и прочим организмам жить. Несмотря на существенные различия во внешнем виде, характеристиках и свойствах, все тела составляют вместе идеальный мир для человека.