Жизненная позиция. Что такое жизненная позиция

Одежда 30.09.2019
Одежда

Целеустремленность и активная жизненная позиция

Вам понадобится:

– желание получить работу;

– собственно целеустремленность.

Будьте готовы к:

– тому, что целеустремленность и активность зачастую воспринимаются как карьеризм;

– тому, что инициативность не приветствуется в организациях с жесткой вертикальной властью.

Это может и не пригодиться, если вы не будете проходить личного собеседования.

Если вы твердо решили устроиться на эту работу, нужно постараться это показать.

Давайте четко сформулированные ответы. Вам нужно отвечать конкретно, но не сухо. Обосновывайте свои утверждения. Например, на вопрос «Почему вы хотите у нас работать?» вам нужно ответить четко, что она очень подходит для реализации ваших планов. Не забывайте, время собеседования ограничено. Для того чтобы показать свою уверенность и целеустремленность, проявляйте эти качества при ответах и вопросах.

Подчеркивайте свой профессиональный уровень. Если возникает пауза, можно воспользоваться ею для саморекламы. Добавьте что-нибудь к ответам на предыдущие вопросы, вставьте что-то о позитивных планах на предстоящей должности. Но не хвалитесь своими успехами.

Показывайте, что вы именно тот, кто нужен. Без излишних эмоций говорите о своих предыдущих работах. Не допускайте ноток сожаления или осуждения при разговорах. В вашем голосе должен быть слышен оптимизм.

Инициативность не будет лишней. Не бойтесь вступать в разговор. Если даже не было вопроса, старайтесь продолжить тему и говорить, как бы предвосхищая вопросы. Ведь если такое молчание будет допущено, это показывает непрофессионализм интервьюера. Вы пришли показать свои способности, и ничто не должно помешать вам выглядеть в выгодном свете.

Используйте уверенные фразы. Не употребляйте такие словосочетания, как «может быть», «если бы», «когда-нибудь», «не уверен». Говоря о будущем, заменяйте их на более уверенные «в ближайшем будущем», «в моих планах», «мое мнение», «буду». Так вы произведете впечатление человека, который твердо знает, чего хочет.

Целеустремленность – движение к четко поставленной цели. В данном случае ваша цель – это работа. Поэтому немаловажно, если при разговоре на профессиональные темы вы в своих внешних проявлениях покажите решимость.

Непассивное поведение. Не позволяйте перебивать вас, извинитесь и продолжайте. Чтобы картина ваших качеств была полной, нужно успеть сказать все, что приготовили. Некоторые интервьюеры намеренно перебивают, чтобы посмотреть на вашу реакцию.

Почти во всех сферах целеустремленность граничит с ответственностью. Эти качества очень ценятся для профессий непроизводственной и производственной сфер, так как эта работа подразумевает под собой выполнение определенного плана.

А вот активная жизненная позиция позволяет сразу показать ваше умение находить общий язык с абсолютно разными по характерам и темпераментам людьми.

Для сферы образования активность – одно из тех качеств, которые будут приветствоваться. Это показатель того, что вы будете не только придерживать плана, но и активно расширять его границы. Например, создание педагогом факультативных кружков – это план. А привлечение в них учеников путем создания заинтересованности – это активная жизненная позиция.

Для сферы творческой деятельности показателями вашей активности будут креативность мышления и неординарность подходов к решению проблем. А пассивность будет заметна, если вы не будете проявлять инициативность в беседе, не будете дополнять собеседника и задавать вопросы.

Для сферы производства важными будут ваши целеустремленность и активность. Первая поможет выполнить намеченный объем работ, а вторая – перевыполнить его. Поэтому демонстрация этих качеств просто необходима.

А вот для сферы обслуживания советуем не проявлять активность столь ярко. Предполагается, что вы будете действовать по плану начальства, а излишние замашки лидера могут привести к мысли, что вы один из «летунов», которые очень часто меняют места работы именно из-за нереализованных личных планов.

Если вы по характеру активный человек, вам не составит никакого труда произвести хорошее впечатление.

Но если вы не уверены в себе, придется все-таки настраиваться на разговор еще перед собеседованием.

В первую очередь докажите самому себе, что вам это необходимо, это ваша цель. Вспомните, по каким причинам вы вообще собрались устраиваться на эту работу. Возможно, это подстегнет вас к более активному поведению.

Помните, уверенность в себе – залог успеха. Выделите для себя как можно больше ваших положительных качеств. Так вы можете создать противовес недостаткам. Например, если нет опыта работы, значит, нужно подчеркнуть интервьюеру, что вы обучаемы и можете быстро усвоить новую информацию.

Нет ничего, что вы не сможете сделать. Имеется в виду специфика будущей профессии. Вы должны сказать, что нет ничего сложного в будущей работе не потому, что с легкостью судите о ней, а потому, что приложите усилия для того, чтобы все успевать и делать.

В идеале получится волевой, решительный, целеустремленный и активный образ, причем дружелюбный и коммуникабельный. Теперь нужно вспомнить, что вы идете не на месяц, год или два. Работа должна быть постоянной, стабильной, и от нее зависит весь распорядок вашей жизни. Вам многое нужно для себя решить, определить, на что вы готовы для того, чтобы соответствовать занимаемой должности. Подумайте о своих будущих обязанностях и правах и, если вы человек активный (или хотите таким показаться), то, кроме ответов, вы должны обговаривать некоторые вопросы.

Из книги Экономическая теория: учебник автора Маховикова Галина Афанасьевна

18.5. Противоречия целей и временные лаги стабилизационной политики в открытой экономике. Активная и пассивные политики В открытой экономике политика формируется, подчиняясь целям внутреннего и внешнего равновесия. При этом внутреннее равновесие предполагает: 1) полное

Из книги Новая эпоха - старые тревоги: Политическая экономия автора Ясин Евгений Григорьевич

7.9 Наша позиция: убрать все ненужные ограничения свободы предпринимательства, свести к минимуму число лицензируемых видов деятельности, упростить порядок регистрации предприятий; обеспечить защиту прав собственности, инвесторови кредиторов, повысить качество

Из книги Не дай себя надуть бухгалтеру! Книга для руководителя и владельца бизнеса автора Гладкий Алексей

Сложная жизненная ситуация Нередко причиной воровства и обмана со стороны бухгалтера являются не природная жадность и склочность, недовольство своей заработной платой, «воровская» натура или что-то в этом роде, а сложные жизненные обстоятельства, которые возникают, как

Из книги Маркетинг. А теперь вопросы! автора Манн Игорь Борисович

200. Что для вас лично маркетинг – жизненная философия, технология, одна из организационных функций или что-то еще? Маркетинг действительно существует в нескольких ипостасях.Я больше пятнадцати лет работал в компаниях, где маркетинг был вспомогательной функцией, и почти

Из книги Надежная база: лидерство для руководителей высшего звена автора Колризер Джордж

Жизненная линия вашего лидерства Какое отношение все это имеет к надежным базам и лидерству? Прямое, в том числе позволяет ответить на вопрос: великими лидерами рождаются или становятся? Мы согласны с исследованиями, доказывающими, что великими лидерами становятся.

Из книги Кризис – это возможность. 10 стратегий, которые позволят вам процветать в эпоху перемен автора Стейнберг Скотт

Целеустремленность: новый секрет успеха Пожалуй, больше любых других слагаемых успеха сегодня важно такое качество, как целеустремленность, то есть умение меняться, адаптироваться и в итоге побеждать, двигаясь вперед.По утверждению психолога Пенсильванского

Из книги Большая книга директора магазина 2.0. Новые технологии автора Крок Гульфира

Активная продажа Чем отличается обычная продажа от активной? Представьте себя покупателем: вы приходите в продуктовый магазин рядом с домом и просите продавца дать вам буханку хлеба, триста граммов краковской колбасы, пачку чая и ореховый торт. Продавец называет вам

Из книги Как плавать среди акул автора Маккей Харви

Упорство + целеустремленность + сосредоточенность = успех Южноафриканец Гэри Плейер – профессиональный игрок в гольф, побеждавший на многих престижных турнирах. Он хороший спортсмен, но есть в нем и еще кое-что. На своем жизненном пути Плейеру пришлось преодолеть

автора Бальдони Джон

Глава 4. Обратите целеустремленность в выдающиеся результаты «Искусство быть мудрым есть искусство знать, чем можно пренебречь». Уильям Джеймс, «Принципы психологии» Изменения происходят потому, что люди находят более удобные способы результативной работы и решения

Из книги Лидировать со смыслом. Дать вашей компании стимул верить в себя автора Бальдони Джон

Глава 5. Сильная целеустремленность допускает возможность и побед, и неудач «Упади семь раз, встань – восемь». Японская поговорка Американский конгрессмен Чарои Уилсон прожил такую богатую событиями жизнь, что про него можно было снимать кино. Что и было сделано в 2007

Из книги Лидировать со смыслом. Дать вашей компании стимул верить в себя автора Бальдони Джон

Как сильная целеустремленность допускает возможность неудачи: результаты опроса Что говорят сотрудники и менеджерыБолее 85 процентов опрошенных уверены в том, что руководители могут поощрять сотрудников рисковать и показывать, что риск является неотъемлемой частью

Из книги Лидировать со смыслом. Дать вашей компании стимул верить в себя автора Бальдони Джон

Глава 7. Закаляйте свою целеустремленность «Секрет успеха – настойчивое стремление к цели». Бенджамин Дизраэли, речь 24 июня 1872 года «Я полагаю, что ни одному человеку не приходилось встречаться с таким же разнообразием затруднительных положений при столь же малом

Из книги Лидировать со смыслом. Дать вашей компании стимул верить в себя автора Бальдони Джон

Закаляйте свою целеустремленность: результаты опроса Что говорят сотрудники и менеджерыБолее 90 процентов опрошенных считают, что руководители могут наиболее успешно прививать сотрудникам чувство ответственности за порученное дело следующим образом: Гармонично

Из книги Лидировать со смыслом. Дать вашей компании стимул верить в себя автора Бальдони Джон

Как закалять свою целеустремленность Вопросы для руководителя У кого и откуда я черпаю вдохновение? Что я делаю для того, чтобы всегда думать, прежде чем действовать? Насколько хорошо у меня получается размышлять о своем предназначении, и как это сказывается на

Из книги Лидировать со смыслом. Дать вашей компании стимул верить в себя автора Бальдони Джон

Урок 5. Как проверить свою целеустремленность, наблюдая за реакциями окружающих Цель – становой хребет организации, дающий руководителям и сотрудникам возможность творить, рисковать, а иногда и терпеть неудачу. Это необходимо для взращивания здоровой организации,

Из книги Инфобизнес на полную мощность [Удвоение продаж] автора Парабеллум Андрей Алексеевич

Активная рассылка Человека надо коснуться семь раз. Кто-то наверняка считает, что мы – «Финанс Консалтинг» – заваливаем вас своими письмами и шлем их слишком много. Это напрягает. Клиенты пишут: «Хватит засыпать нас таким количеством писем!»Но! Мы не слушаем клиентов, а

Психологи считают, что экспертиза по делу Pussy Riot дискредитирует их профессию. Открытое письмо
13.08.2012

Психолого-лингвистическая экспертиза по делу панк-группы Pussy Riot, стала одним из центральных моментов процесса. Именно ссылками на текст экспертизы государственный обвинитель обосновывает виновность подсудимых в совершении деяний, предусмотренных соответствующими статьями УК РФ, именно на выводах экспертов он базируется в полемике с подсудимыми и их защитниками.

Поскольку экспертиза имеет принципиальное значение для выводов о виновности или невиновности подсудимых, мы, профессиональные психологи, хотим высказать свое мнение о ее качестве.

Экспертиза названа психолого-лингвистической, среди экспертов - доктор психологических наук В.В. Абраменкова, причем, именно она, судя по преамбуле (с. 3), является основным автором – она сыграла ключевую роль при подготовке ответов по первым двум вопросам и была единственным экспертом, который готовил ответ на третий (последний) вопрос. Однако, несмотря на заявленные цели экспертизы и профессиональную принадлежность одного из экспертов, текст экспертизы не содержит элементов психологического анализа.

1 . О мотивации и направленности действий невозможно сделать каких-либо определенных выводов без анализа социального контекста и предшествующей деятельности панк-группы, а этого сделано не было. Ограничение психологического анализа трехминутной записью дает равновероятные возможности для альтернативных предположений о мотивах и направленности.

2 . «Совмещение сакрального и профанно-низменного» может преследовать прямо противоположные цели – как глумление, так и требование прекратить творящееся глумление. Опять необходим анализ контекста, и опять он отсутствует.

3 . Оценка движений как «развратных», «агрессивных» и т.д. не может основываться только на субъективном мнении эксперта. Способы оценки элементов невербальной коммуникации в психологии есть, но они не применялись.

4 . Утверждение, что фраза «Богородица, Путина прогони» не является органической частью текста и вставлена туда для того, чтобы придать делу политическую окраску, требует анализа содержания песни. В экспертизе заявлено, что применялся контент-анализ, но описание его результатов не представлено, да и контент-анализ одного-единственного короткого текста не может дать определенных результатов.

5 . Не представлены (или вообще отсутствуют) результаты психосемантического анализа, который также заявлен, как один из методов психологической экспертизы.

В целом текст носит сугубо бытовой характер с некоторым количеством ссылок на древние церковные уложения и словари и ни психологической, ни психолого-лингвистической экспертизой считаться не может. И это при том, что аппарат современной психологической науки дает определенные возможности для профессионального ответа на поставленные перед экспертами вопросы. Например, можно было бы провести эмпирический психосемантический анализ и, не ограничиваясь голословными утверждениями, определить место используемых панк-группой терминов в семантическом поле. Можно было бы анализировать текст в контексте других сходных по содержанию и стилистике текстов, рассматривая реакции на них людей, близких по социально-демографическим характеристикам и конфессиональной принадлежности к группе потерпевших. Можно было бы провести глубинные интервью, релевантные социально-психологические эксперименты и многое другое. Авторы экспертизы не сделали ничего!

Мы вынуждены констатировать, что упоминание психологии в названии экспертизы совершенно безосновательно и дискредитирует нашу профессию.

Егорова М.С. , доктор психологических наук

Андреева Г.М. , доктор психологических наук

Сергиенко Е.А. , доктор психологических наук

Стефаненко Т.Г. , доктор психологических наук

Подольский А.И. , доктор психологических наук

Аллахвердов В.М. , доктор психологических наук

Юркевич В.С.

Жамкочьян М.С. , психолог

Магун В.С. , кандидат психологических наук

Знаков В.В. , доктор психологических наук

Корнеев А.А. , кандидат психологических наук

Едренкина О.Е. , клинический психолог

Хломов К.Д. , медицинский психолог, кандидат психологических наук

Ланягина Е. А. , психолог

Шилоносова А. А. , клинический психолог

Антиповская Е. В. , психолог

Каган В.Е. , доктор медицинских наук (медицинская психология и психиатрия)

Владыкина Н.П. , психолог

Соколова А. О. , аспирант, школьный психолог

Томилова А. В.

Ефимов К.Ю. , психолог

Волохонский В. Л. , психолог

Аляева К.В. , психолог

Щербакова О.В. , психолог, кандидат психологических наук

Сандаевская Ж.С. , психолог

Дегтяренко И. А. ч, психолог

Завьялова С.М ., психолог

Ладыгина И. И. , клинический психолог

Мазнева Ольга Сергеевна , психолог

Бызова В.М. , доктор психологических наук

Волохонская Марина Сергеевна , психолог, кандидат психологических наук

И выяснили, что дело в самом человеке и его жизненной позиции . Так почему у одних людей все получается, а у других — нет? В чем секрет успеха ? Мы все ищем какую-то методику, которая поможет нам справиться с проблемами и достичь успеха во всем… Но причины успеха или неуспеха не в методике, а в нашей голове.

Если мы и вправду хотим «прожить жизнь так, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы» и собрались начинать новую жизнь, то нам нужно сначала «поменять голову», а точнее — жизненную позицию в целом. Именно она играет определяющую роль в том, достигнем ли мы успеха в жизни, а если правильнее — будем ли мы счастливы и удовлетворены.

Жизненная позиция бывает всего двух видов: активная и пассивная. Все успешные и удовлетворенные жизнью люди обладают про-активной (или просто активной ) жизненной позицией. У большинства же из нас жизненная позиция реактивная (или пассивная ) — и именно в ней кроется причина большинства наших несчастий.

Жизненная позиция — это база, фундамент нашей личности и нашего отношения к жизни и к миру. Ее первичное формирование происходит в детстве — под влиянием воспитания и по образу и подобию родителей, но вполне в наших силах ее изменить в сознательном возрасте. Однако, перестроить фундамент, на котором уже построено здание, сложно и боязно, поэтому мало кто на это решается. Тут нужно иметь серьезную мотивацию и быть готовым к преодолению трудностей. Для начала стоит еще раз ответить себе на вопрос: «Хочу ли я на самом деле стать успешным человеком и хозяином своей жизни или обойдусь тем, что есть, зато ничего не меняя и не рискуя?»

Пассивная и активная жизненная позиция — в чем разница?

Реактивная (пассивная) жизненная позиция характеризуется, как ясно из названия, тем, что вся жизнь ее обладателя — и внешняя, и внутренняя, состоит из реакций на внешние обстоятельства. Реакции бывают разные, но суть в том, что они — лишь реакции на что-то, не зависящее от нас. Иногда обстоятельства нас устраивает — и мы радуемся и благодарим небеса. Но чаще они нас не устраивают — и тогда мы начинаем или возмущаться и ругаться, то есть реагируем негативно. Вот так и живем: ждем милости небес, расстраиваемся по причине ее отсутствия и бесконечно оправдываем свои неудачи стечением непреодолимых и неблагоприятных обстоятельств.

Что, как правило, представляют собой наши планы? «Я хочу …!», «Если …, то…» ,»Когда …, то …» Мы — заложники этих если и когда , которые зависят не от нас . Если «повезет», конечно, мы достигнем того, чего хотим, но чаще «не везет»… А что мы сами сделали для того, чтобы достичь желаемого? «Хотеть» и «поставить цель и идти к ней» — это очень разные вещи. И разница в том, что тот, кто идет к цели, действует , а не просто хочет , и ныть, что у него что-то «не получается», ему просто некогда. Если не получается — он ищет свои ошибки, исправляет их и идет дальше.

Конечно, и от обстоятельств многое зависит, но человек с активной жизненной позицией всего лишь принимает обстоятельства во внимание, учитывает их, прокладывая свой маршрут. Источник его цели и начало пути к ней — в нем самом, а в обстоятельствах он видит возможности для реализации своих планов, вырабатывая эффективный план своих действий. Если он попал в ситуацию, которая его не устраивает, он анализирует, почему он в нее попал (свои ошибки) и думает, как ему из нее выйти.

Многие наши обстоятельства случились с нами не по воле злой судьбы, а потому что они нам зачем-то нужны. Мы их бессознательно выбрали , и они нам даже нравятся . Даже если нам кажется, что нам это не так. Нравится может не само то, что происходит, а неявный бонус , который мы получаем попутно.

Например, мы встряли в деструктивные отношения. Плохо, но зато можно ныть, истерить, срываться на близких, есть сладкое, пить… — кто во что горазд, а главное, можно ничего не решать и не делать! Ибо что мы можем сделать в таких ужасных обстоятельствах? Вот этот-то комфорт бездействия и безответственности нас часто и привлекает, причем настолько, что мы порой готовы платить за него очень высокую цену…

А как быть с теми несчастьями, которые уж точно никак не связаны с нашим выбором? Да, обстоятельства бывают очень жесткие, и не всегда мы их выбираем. окружающая реальность по большей части вообще от нас не зависит. Но есть еще и мы сами и наши отношения с реальностью. Проактивный человек ее видит трезво, а цели ставит реально достижимые в имеющихся обстоятельствах. И относится он к этим обстоятельствам совсем по другому — как к возможности, а не как к «наказанию» или «злому року». Помните поговорку: «Кто хочет сделать — ищет способа, а кто не хочет — повода»?

Как сформировать активную жизненную позицию?

Различия между активной и пассивной жизненной позицией, как видно, лежат в области ответственности за себя и свою жизнь. Проактивный человек берет ее на себя, реактивный — все время норовит переложить на кого-то или что-то. Значит, все, что нужно сделать для формирования активной жизненной позиции и отказа от пассивной, в общих чертах сводится к двум пунктам:

  1. Взять на себя ответственность за то, что сейчас с нами происходит и происходило раньше. Разумеется, только то, что реально зависело от нас: наши выборы, решения, чувства, мысли, действия, реакции. За погоду, пробки, поведение и состояние других людей мы ответственности нести не можем.
  2. Взять на себя ответственность за свое будущее — опять-таки в том, что мы сами строим из своей жизни.

Принятие ответственности — первый шаг к проактивной жизненной позиции. Однако, взять эту самую ответственность — не такая простая задача для того, кто с детства привык ее избегать и вырос среди таких примеров… Ее даже увидеть не всегда получается, и еще хуже — человек постоянно путает свою ответственность с чужой, «чувствуя» ответственность за то, что от него никак не зависит и одновременно не отвечая за себя. Предлагаю следующий план для смены пассивной жизненной позиции на активную:

Алгоритм формирования активной жизненной позиции

  1. Первый пункт самый сложный: найти свою ответственность за свою жизнь. Слишком «очевидно», что «виновато» в нашем положении правительство, экология, начальник, родители, муж / жена, квартирный вопрос, время такое… В чем же наша-то ответственность? — Например, в том, что мы ничего не делали, а просто плыли по течению, принимая то, что оно несет. Я встречала людей, которые в 50 лет оправдывали свои неудачи тем, что их родители не так воспитали! Хочется спросить: «А где ты -то был последние 35 лет после того, как родители тебя воспитывали?» Причем ведь не может человек совсем ничего не делать, даже абсолютное бездействие — это тоже наш выбор , который имеет последствия. И выбор у нас всегда был и остается.
  2. Признать свою ответственность за то, как мы относимся к обстоятельствам нашей жизни. Если они вызывают у нас депрессию, возмущение или еще какой вид , и мы поглощены переживанием этих эмоций — то все ясно, эти обстоятельства нам нравятся! Признаемся себе в этом честно. Чтобы признаться было легче, можно прочитать книгу Эрика Берна «Игры, в которые играют люди» — очень хорошо прочищает мозги. Наша реакция — это тоже наш выбор, и это надо постараться признать. На одни и те же обстоятельства люди реагирует по-разному, так что не надо больше говорить, что «Меня довели» или «Я не мог иначе». И если бы мы в свое время реагировали иначе в сотне случаев, то мы имели бы сейчас совсем другие обстоятельства… Подумаем об этом в красках. Чувствуете, как окрыляет сознание своей свободы и того, что от вас все зависит? Человеку очень не комфортно чувствовать себя жертвой, даже если он всю жизнь так чувствовал.
  3. После того, как удалось признаться в том что мы — виновники того, что с нами происходит и происходило, не стоит тратить силы на то, чтобы ругать себя последними словами и, опять же, впадать в депрессию от своей никчемности. Наоборот, все негативные эмоции лучше выбросить, а жалость к себе — в первую очередь. Слезами горю не поможешь. С этой привычкой непросто справиться, но возможно. Причем, не надо пытаться побороть в себе эту жалость или гнев — от внимания такие эмоции только разрастаются. Энергию лучше направить на более конструктивный вопрос: «Что теперь делать?» Теперь, когда мы осознали свою свободу в выборе реакции, мы можем поискать положительные моменты и возможности в обстоятельствах. И вот мы уже задумываемся о будущем.
  4. Следующий очень важный вопрос: Чего мы хотим? Не «хотелось бы дачу на Мальдивах…», а реально — чего? А принимая во внимание то, что этого придется достигать, прилагая ряд усилий и принося определенные жертвы? — Просто так ведь ничего не бывает. Еще одна черта реактивной позиции — «хотеть, чтобы у нас все было, а нам за это ничего не было». Именно за счет этой нашей любви к «халяве» живут десятки и сотни тысяч мошенников, которых сейчас столько развелось. Они предлагают легкое решение всех наших проблем — и решают таким образом свои. А наши проблемы не решаются — зато у нас появляется повод возмущаться их нечестностью и жалеть себя бедненького, которого опять «кинули»… Но согласитесь, если у нас, например, есть здоровье (обстоятельства) и мы хотим стать олимпийским чемпионом, то нам придется приготовится к тому, что нас ждут годы изнурительных тренировок — иначе никак. Почему же в других областях жизни должно быть по-другому?
  5. Определившись с желаниями, трансформируем их в цели. Здесь возникает еще один важный вопрос: «Что мы готовы сделать и чем пожертвовать для достижения своих целей?» Готовы ли мы дополнительно учиться и работать, чтобы разбогатеть, например? В обстоятельствах, в которых мы находимся, у нас есть два пути: потрудиться для создания других обстоятельств или научиться с жить и радоваться с имеющими (для чего тоже придется потрудиться). Может, мы выберем второй путь — главное, что это наш выбор. И мы уже не чувствуем себя жертвой и не имеем морального права ныть. Зато можем подумать над тем, что мы можем сделать для того, чтобы что-то изменить в лучшую сторону — наладить или порвать отношения, например. Главное — определиться с целями. Успешный человек, который сам строит свою жизнь, имеет план этого строительства — без плана ничего построить нельзя.

Описать в одной статье все нюансы того, чем отличается активная и пассивная жизненная позиция и как поменять одну на другую, конечно, нереально. Но надеюсь, что мне удалось хотя бы в общих чертах прояснить этот вопрос. Формирование активной позиции происходит исключительно в нашей голове — путем осознания и принятия на себя ответственности. В принципе, это единовременный акт, но углубление позиции и перестройка привычных реакций займет какое-то время.

Тут очень могут помочь различные книги и даже тренинги успеха. Они все говорят по сути одно и тоже, но пока мы не усвоили эту философию как «свою родную», нам необходимо повторение и разъяснение. И только после того, как мы укрепимся в активной жизненной позиции , приняв на себя ответственность за свою жизнь и обозначив свои цели, можно начинать искать конкретные методики, которые помогут нам эффективнее этих целей достичь, или создавать для себя методики самим — это уж кому как нравится. Успехов вам! До новых встреч !

© Надежда Дьяченко

Формирование активной жизненной позиции личности - центральная задача нравственного воспитания, поставленная XXV съездом КПСС, в которой концентрируются усилия общества развитого социализма по воспитанию духовно-нравственного облика советского человека, отражается эффективность идеологической работы партийных, общественных организаций. Это свидетельствует не только о большом значении для всей системы нравственного воспитания этой проблемы, но и о сложности ее решения.

Следовательно, на первый план как в теоретическом, так и в практическом аспектах выступает выяснение ее сущности, содержания механизма формирования, организации воспитательного процесса. Успешное решение этих вопросов возможно лишь на основе марксистско-ленинской этической теории, с учетом реальной практики нравственного воспитания в условиях строительства коммунистического общества.

Будучи специфической формой социальной активности личности, жизненная позиция проявляется во всех сферах человеческой деятельности: трудовой, общественно-политической, духовно-нравственной и т. д. Как нравственная активность, жизненная позиция выражает моральное напряжение личности, ее готовность к практическому действию. В конечном счете жизненная позиция личности - это ее нравственная позиция, оптимизирующий фактор ее деятельности.

Когда речь идет о жизненной позиции личности как деятельности, то следует иметь в виду два противоположных полюса ее проявления - активность и пассивность.

Активная жизненная позиция характеризуется проявлением храбрости, мужества в борьбе за утверждение добра и преодоление морального зла, систематичностью нравственных поступков личности, масштабностью и общественной значимостью поднимаемых нравственных проблем. Реализация этой позиции связана с утверждением положительных норм в жизнедеятельности людей, она ориентируется на критерий коммунистической нравственности: нравственно все то, что способствует, содействует созиданию коммунистического общества.

Об активной жизненной позиции следует говорить не только применительно к личности. Заслуга марксизма-ленинизма состоит в том, что бесконечные и разнообразные действия живых личностей были обобщены как действия социальных групп, как действия классов. Марксизм-ленинизм не растворил личность в массе, как иногда утверждают наши идейные противники, не принес ее «в жертву» классу, а указал на более широкие масштабы проявления социальной, в том числе нравственной, активности личности в рамках социальной группы, класса, всего общества. В современных условиях социалистическая личность получает более широкие возможности для проявления активной жизненной позиции.

Антиподом активной жизненной позиции является пассивность. Она проявляется в инертности личности, равнодушии к общественным проблемам, в нежелании участвовать в разрешении той или иной конфликтной нравственной ситуации, в расхождении слова и дела. Пассивная позиция личности не менее опасна для дела нравственного воспитания, чем явно негативная позиция, связанная с проявлением морального зла. В этом смысле пассивная позиция также «активна», ибо она бездеятельна. Уяснение сущности жизненной позиции неразрывно связано, таким образом, с анализом ее направленности.

Определяя направленность деятельности личности - положительную или отрицательную, жизненная позиция оказывает регулирующее воздействие на практическое поведение, стимулируя полезную нравственную деятельность на благо общества и противодействуя проявлению морального зла. В реальной действительности они не отделены непреодолимой преградой и находятся в постоянном взаимодействии.

Стержнем жизненной позиции выступает мировоззрение личности, ее убеждения, ее установка на духовно-нравственные ценности. В жизненной позиции находит свое концентрированное выражение внутренний мир личности. Если в процессе нравственного воспитания более или менее ясно то, что закладывается на «входе» во внутренний мир личности, и молено судить о том, что появляется «на выходе» по поступкам и поведению людей, то внутренний мир личности еще не поддается взору воспитателя. Это обстоятельство еще раз свидетельствует в пользу анализа жизненной позиции как деятельности, в которой проявляется мировоззрение, убеждения, внутренние установки личности, обусловливающие ее активность.

Ориентируясь на положительные нравственные ценности социализма, коммунизма, личность проявляет свою активность, утверждая в действительности все передовое, прогрессивное. И наоборот, руководствуясь ценностями иного порядка, скажем, ставя в качестве своей непосредственной практической цели накопительство, стяжательство и т. д., человек может деградировать как личность.

Как социально-нравственная категория активная жизненная позиция выражает стремление личности к достижению высоких нравственных идеалов. Она тесно связана с таким духовным качеством советского человека, как коммунистическая устремленность к высоким общественным целям, представляющая собой сплав высоких устремлений личности, ее сознательности, воли и практического действия.

Сочетание общественных и личных интересов, более того, сознательное подчинение личных интересов общественным, когда в результате воспитания общественные интересы становятся внутренними личными интересами,- неотъемлемые черты активности жизненной позиции. Нравственное воспитание направлено на то, чтобы воспитать в человеке эту способность.

Активная жизненная позиция предполагает сознательное отношение к общественному долгу, единство знаний и убеждений, единство слова и дела как повседневной нормы поведения. В совокупности этим и определяется содержание активной жизненной позиции.

Единство знаний и убеждений, слова и дела реализуется в нравственном поступке. Актуализация этой проблемы в нравственном воспитании вполне закономерна. Она связана с приобщением к знанию в широком смысле этого слова массы трудящихся. Задача состоит не только в том, чтобы дать глубокие знания о закономерностях развития природы, общества и мира человека, но и в том, чтобы воплотить эти знания в высоконравственное поведение. Речь, следовательно, идет о чрезвычайно важной стороне нравственного воспитания, его способности формировать человека с такими моральными свойствами, которые были бы адекватны выдвинутым обществом целям.

Знания сами по себе, в том числе знание принципов и норм морали, не всегда являются достаточной гарантией высокой нравственности человека на деле. В реальной жизни знания у отдельных людей нередко уживаются с безответственностью, сопровождаются притуплением общественных чувств.

Если в результате издержек нравственного воспитания сложился индивидуалист, думающий только о своем эгоистическом благополучии, то знание норм морали и права он может использовать для личной наживы, карьеры или какой-нибудь другой собственной выгоды. И поэтому знание принципов и норм общественной морали автоматически еще не ведет к освобождению от нравственных пороков. Здесь все зависит от того, насколько системе нравственного воспитания удалось «переплавить» эти знания в прочные нравственные убеждения, а затем в моральные поступки.

Противоречия между словом и делом в практическом поведении могут возникать, в частности, на почве неглубокого, поверхностного и формального усвоения знаний о существе общественных отношений в нашем обществе. Если усилия личности направлены на уяснение лишь общих положений, то она может стать на путь морального догматизма, который выражается в приукрашивании или, наоборот, охаивании действительности. И если в процессе усвоения знания упускается из виду механизм возникновения, развития и воздействия того или иного явления, то у человека появляется шаблон, который отнюдь не способствует самостоятельному мышлению. Моральные силы личности в этом случае гасятся, теряют свою действенность.

Высказывается иногда и такая точка зрения, что неизбежной причиной расхождения между словом и делом является моральный скептицизм, неверие в реальные силы коллектива и человека. Такое положение может возникнуть, если слово не подкрепляется делом и личность на себе это испытывает. Нередко указанное явление возникает в производственной среде, когда неорганизованность и Неритмичность в работе, бесхозяйственность ведут к штурмовщине, к невыполнению производственных планов, в конечном счете к ослаблению эффективности нравственного воспитания. Вот почему в организации социалистического соревнования особое внимание партийных и общественных организаций обращается на воспитание единства слова и дела у всех тружеников нашего социалистического общества.

Требование единства слова и дела не является чем-то внешним и чуждым человеку. Оно соответствует всей направленности развития социалистической личности, внутренне созвучно ее нравственным убеждениям, отучает человека от беспочвенного мечтательства. Единство слова и дела может выступать и в качестве элементарной нормы нравственности, порядочности. В нем есть общечеловеческое содержание, веками закрепляемое и развиваемое прогрессивными традициями народа. В сущности требование единства слова и дела - это требование доверия в процессе общения между людьми, требование нравственной надежности личности. В повседневной жизни оно облекается в форму заявлений, обязательств. Было бы, конечно, известной идеализацией утверждать, будто в деятельности каждого человека оно всегда получает реальное выражение. Нередко действия людей сводятся к пустым декларациям, они могут брать на себя заведомо невыполнимые обязательства. Разрыв между словом и делом может иметь место и в сфере пауки, когда схоластическое теоретизирование подменяет реальное изучение явлений. Расхождение между словом и делом может свести на нет любые воспитательные мероприятия.

Борьба с расхождением между словом и делом, формирование активной жизненной позиции личности - это повышение коммунистической идейности, воспитание устремленности к высоким общественным целям, которые зиждятся на практическом воплощении убеждений в практические дела. Вместе с тем ликвидация расхождения между словом и делом - это повышение профессиональной и идейной подготовки труженика социалистического общества, со знанием дела воплощающего в жизнь коллективные и собственные решения.

В условиях развитого социализма данное требование обогащается новым нравственным содержанием. Оно включает в себя в качестве неотъемлемой составной части обязанности личности по отношению к обществу, коллективу, другим людям, что нашло свое законодательное закрепление в новой Конституции СССР 1977 г. Выполнение требования единства слова и дела способствует нравственному самоутверждению личности, ведет к повышению ее ответственности за порученное дело. Вся практика коммунистического строительства, опыт соревнования свидетельствуют о намерении трудящихся сдержать взятое на себя слово, воплотить его в конкретные практические дела.

Для своего нормального функционирования развитой социализм вырабатывает и соответствующие данному этапу общества более высокие нормы нравственности, выступающие регуляторами поведения. Свои регулятивные функции они осуществляют в виде предписаний для всех видов жизнедеятельности. Выдвигаемые новые требования нравственности не являются произвольными образованиями, они отражают то, что уже сложилось в обществе, и одновременно указывают цель для морального воспитания. Выдвижение задачи формирования активной жизненной позиции у каждого советского человека - это новое требование ко всей системе нравственного воспитания на этапе развитого социалистического общества, перерастающего в общество на коммунистических началах.

Активная жизненная позиция - это залог успеха личности в любом начинании. А возникает она из-за восприятия статичного мира, если видеть его, так сказать «под нужным углом», то вы и не заметите, как обретёте активную жизненную позицию, и во всём вас будет преследовать только успех, а на неудачи никто и внимания не обратит.

Что такое активная жизненная позиция?

Чтобы лучше и легче понять, что такое активная жизненная позиция личности, приведём простой жизненный пример. Прошли выборы на пост губернатора вашего города, избрали совершенно нового человека, который раньше эту должность не занимал. Уже через месяц вы заметили, что в вашем дворе поставили новые турники, песочница, качели, всё яркое и исправное. Ещё через несколько недель вы увидели, что газоны на улицах похорошели, деревья вдоль дороги постригли или подрубили, а недалеко от вашего дома открылся новый детский сад.

Всё это говорит о том, что губернатор оправдал надежды и ожидания, он сделал и продолжает делать для города всё, что в его силах, тратя деньги на благое дело. У него в запасе ещё много интересных идей, поэтому через полгода в заросшем городском лесочке появилась красивая аллея. Он ведёт активную жизнь, улучшая свой город. Именно этот постоянный неиссякаемый запас новых идей, проявление знаний людских нравов и умений пользоваться своей властью и говорит об активной жизненной позиции.

Как стать активным человеком

Очень многие люди при подаче резюме задаются вопросом: а что работодатель имеет в виду под жизненной активностью, что мне нужно написать/ответить? Когда вас спрашивают, имеете ли вы активную жизненную позицию, это попросту перефразированный вопрос: «Будете ли вы подавать нам идеи для бизнеса или жить от зарплаты до зарплаты?» Конечно же, второй вариант мало кому понравится, поэтому формирование активной жизненной позиции - очень важно.

На самом деле, просто проснуться с утра и вдруг понять, что вы стали активным невозможно. Активная жизненная позиция характеризуется вашими действиями, мыслями, идеями. Люди, которые точно имеют активную жизненную позицию, соответствуют её структурным компонентам:

  1. Нормативно-оценочный подход к собственным действиям - человек ничего не делает внезапно или наобум, его действия продуманы и оценены, возможные последствия прокручены в голове не раз. Если вы научитесь трезво и твёрдо оценивать свои действия и составлять план будущей работы, то никогда не опростоволоситесь, и всегда будете держать себя среди самых уважаемых и надёжных во всей компании коллег или друзей;
  2. Мотивационно-побуждающий подход. Одной только твёрдой оценки и плана недостаточно, если вы не хотите заниматься той или иной работой. Обязательно должна быть какая-то мотивация ваших действий, например, вы хотите дослужиться до начальника отдела, получать большую зарплату и купить или построить дом в пригороде, как всегда мечтали, однако и сама работа должна вам нравиться иначе мотивации к действиям не будет никакой;
  3. Практически-действенный подход - эта фаза проявляется уже непосредственно во время работы. Вы не ленитесь выполнять поручения, предлагаете что-то новое для проекта, умеете отстаивать своё мнение, если кто-то усомнится, но не являетесь ярым фанатиком и чётко оцениваете свои возможности и задачу. Здесь собрались и предыдущие два пункта, так как без них всё вышеописанное выполнить невозможно.

Как результат вашей работы над собой, вы станете более ответственным, жизнерадостным, чтобы подавать идеи, находчивым и надёжным среди коллег, сумеете работать в команде.

Чаще всего именно женщин волнует воспитание в себе активной жизненной позиции, и не зря, это очень важно для прекрасной половины, дабы поддерживать порядок в семье, содержать себя в чистоте и красоте, да и вообще, быть счастливой, не совершая глупых поступков. А счастливая женщина, как известно, не может не нравиться и не быть красивой.



Рекомендуем почитать

Наверх