Зимующие животные занятия в средней группе. Конспект занятия тема «Жизнь диких животных зимой» (средняя группа) «Познавательное развитие. Игры на закрепление

Маникюр 23.09.2019
Маникюр

Занятие по экологии в средней группе.

‘’Лесные звери зимой ’’.

Программное содержание :

Уточнить и расширить представление детей о внешнем виде и образе жизни лесных зверей зимой (заяц, белка, лиса, волк, лось).

Как приспособились к суровым условиям (чем питаются, как спасаются от холода, от своих врагов).

Дать знания о том, какую помощь оказывают люди зверям.

Учить анализировать, делать выводы, развивать речь, учить отвечать на поставленные вопросы.

Воспитывать любознательность .

Словарная работа: петляет, отбивается, чуткие уши, хищники, травоядные.

Материал: картины ‘’Волки’’, ‘’Лоси’’ и т.д.

Ход занятия :

Ребята, зачем люди зимой надевают шубы, шапки валенки?

Авы знаете, как спасаются звери от морозов?

Снять одежду и надеть другую они не могут, но у всех зверей зимой шерсть становится более пушистой и теплой. Представьте себе, что мы оделись тепло и пойдем в зимний лес, пасмотрим, кто там живет. Но мы возьмем с собой в лес угощение, звери очень пугливы, и поэтому нам надо вести себя осторожно. Зимой в лесу голодно и холодно. Вы сегодня много узнаете о том, как живут звери зимой.

Я буду вам рассказывать, а вы мне помогать.

Звучит музыка!

Посмотрите, какой красивый лес! Все засыпано снегом. Лес как будто спит под пуховым одеялом. Может быть, в лесу никого нет? Исчезли все звери и птицы. Смотрите! Вот и чьи – то следы (зайца). И кора у деревьев обгрызана.

Кто – то здесь побывал? Чем питаются зайцы зимой? (корой деревьев и мелкими ветками) .

На что похожи следы зайца? (на капельки) .

А следы лисы? (на цветочек) .

Посмотрите, здесь заяц насторожился. Что помогло зайцу заметить опасность? (большие чуткие уши).

Кого испугался заяц? А какие еще враги у зайца? (сова, волк, лиса).

Но нелегко догнать зайца. Что помогает зайцу быстро бегать, и далеко прыгать? (лапы) .

Бежит заяц, петляет, запутывает свои следы. Но если уж настигает его враг, то как он будет защищаться? (отбивается лапами , кусается ).

Какие зубы у зайца? (острые) .

А почему зимой заяц белый? (белая шкурка помогает спасаться от врагов).

А вы знаете загадки про зайца? Заяц приспособился в лесу в зимнее время. Он имеет (дети; белый мех, длинные задние лапы, может быстро скакать, петлять, затаиваться). Ребята, давайте попросим зайчика подождать нас на полянке. Мы ему дадим наше угощение . (дают морковку) .

Ребята, а вы больше ничего не заметили? Подойдем к елке и посмотрим, что тут произошло? Лежат пустые шишки и шелуха. Кто здесь побывал (белка). Что она искала в шишках? А зачем ей семена?

А чем еще питается зимой белка? (ягодами, грибами, плодами деревьев и кустарников).

А вот и сама белочка. Какого она цвета? (серая). Почему? Какие деревья зимой? (голые и серые). А белочку какого цвета будет лучше видно зимой – серого или рыжего? (сравните двух белок ). Как называется жилище белок? (дупло , гнездо) .

В дупле у белки сухо, тепло, все дырочки мхом законопатила. Белочка – очень хорошая хозяйка, аккуратная и запасливая. Недаром ее в народе называют хлопотуньей. Забирается белка в дупло, сворачивается клубочком и закрывает хвостиком носик.

Зачем? Когда очень холодно, белка не выходит из дупла. В сосне – дупло. В дупле – тепло. А как она от врагов защищается? (лазит быстро по деревьям, прыгает с дерева на дерево, питается на стволе дерева).

И белка приспособилась жить зимой в лесу. (живет в дупле, имеет серо – серебристый мех, острые когти, пушистый хвост, может легко лазить по деревьям).

Иди белочка красавица к зайчику и подожди нас. Угощают шишками .

Как красиво в лесу! Снег сверкает, и все деревья прикрыл от мороза. Отгадайте загадку; ‘’Рыжая хозяйка по лесу прошла, стежки – дорожки хвостом подмела’’.

Величают ее ‘’ Лиса – всему краса!’’. Окраску лисы не меняют. Знает лисонька лиса, в шубе вся ее краса. Шубы нет в лесу рыжей, зверя нет в лесу хитрей. Давайте понаблюдаем, что эта лиса под снегом вынюхивает? (мышей).

Что ей помогает выискивать добычу? (хороший слух и нюх).

Чем еще питается лиса? (мелкие зверюшки и птицы ).

Лисица проворный и осторожный зверь. Днем лиса прячется в глубокой норе, которую устраивает в глухом лесу. Но она может и занять чужую нору. Зимой жизнь в лесу замирает, и главным лисичкиным кормом становится мыши, ведь у кумушки лисы зубки остры! Ну, а уж если совсем голодно лисе, то она идет в деревню кур да уток воровать.

А зачем лисе такой пушистый хвост? (согревает , следы заметает) .

А кончик хвоста у лисы для того, чтобы в темноте лисята не потеряли мать, когда бегут за ней. (дети дают рыбку лисе) .

П. И. ’’Лиса и зайцы’’.

Ребята, а теперь понаблюдаем вон за теми животными.

Что согревает волка зимой? (густая, плотная , теплая шерсть ).

Цвет шерсти он не меняет, остается серебристо – серой. На кого охотятся волки? (на крупных животных : оленей , лосей ).

У них длинные сильные ноги и они долго могут бежать за добычей, недаром говорят, что волка ноги кормят. Волки охотятся стаей, они окружают добычу и нападают на нее. Спят волки на снегу, укрывают нос и лапы своим пышным хвостом. В волчьей стае есть вожак. Это самый сильный, опытный и умный волк. Другие слабые волки ему подчиняются .

Теперь посмотрим на лося. Большое это животное или маленькое? Расскажите про него. (большой, высокий, имеет длинные ноги , сильные копыта , рога ).

Лоси умеют легко бегать по глубокому снегу. Защищаются сильными копытами и рогами. Лось питается ветками деревьев. Но после сильного снегопада трудно кормится животным. Кустарники и низкие деревца оказываются под снегом и ни лось, ни заяц не могут их достать. И тут на помощь животным приходят люди – лесники. Они подкармливают животных и птиц. Раскладывают венички березовые и осиновые, сено, делают кормушки.

А почему не видно медведя и ежа? (они зимой впадают в спячку).

Возвратимся к животным на полянке. Скажите, чем они похожи? (у них есть шерсть, 4 лапы, голова, уши, хвост, туловище).

Те животные, которые питаются другими животными; волк, лиса, их называют хищниками. А зайца , белку , оленя – травоядными .

Понравилось вам в лесу? Вы много узнали о животных, а в следующий раз мы поговорим с вами о зимних птицах.

Конспект НОД в средней группе по теме"Дикие животные зимой."

Автор: Баскакова Людмила Павловна,воспитатель МДОБУ детский сад комбинированного вида
"Теремок"г. Сибай.

Описание материала: Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной
деятельности для детей средней группы по теме"Дикие животные зимой. "Данный материал
будет полезен воспитателям средней группы. Это конспект познавательного занятия,
направленного на воспитание бережного и заботливого отношения к лесным обитателям и развитие интереса к миру природы,любознательности у детей данного возраста.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе по теме
"Дикие животные зимой."

Интеграция образовательных областей: "Познание","Коммуникация","Социализация","Чтение художественной литературы."
Цель: Продолжать формировать представления о сезонных изменениях в жизни диких животных.
Задачи:
Образовательные: Сформировать представления о сезонных изменениях в жизни диких животных,их повадках, внешнем виде,цепочках питания,образе жизни в зимний период.
Развивающие: Развивать внимание,память,логическое мышление,наблюдательность.
Речевые: Развивать связную речь,обогащать словарь детей:егерь,медведь-шатун,логово.
Воспитательные: Воспитывать бережное и заботливое отношение к природе и её обитателям.
Демонстрационный материал: мягкие модули для имитации берлоги; деревья: березки, ёлочки;
нарисованные следы животных:зайца,лисы,волка,белки,лося;звуковые эффекты(вой волков,сопение медведя);набор предметов для игры:шишки, грибы,капуста,морковь,пучок сена,зерно,орехи и. т. д.); набор картинок "Дикие животные леса",кормушка с сеном и
зерном, мягкие игрушки: белый заяц, белка, лиса.
Подготовительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы о природе, чтение сказок о животных, отгадывание загадок, рисование лесных обитателей, беседы о правилах поведения на природе.
Методические приёмы: беседа-диалог, рассказ, рассматривание,физминутка,слушание звукозаписи.

(Дети сидят полукругом на стульчиках)
Воспитатель: Ребята отгадайте загадку:Снег на полях,лёд на реках,вьюга гуляет,
когда это бывает?
Дети: Зимой.
Воспитатель: Какое сейчас время года?
Зима.
Воспитатель: Назовите приметы зимы.
Дети: Снег,вьюга,холодный ветер,мороз,водоемы покрываются льдом,некоторые животные меняют цвет шубки,вырастает теплая,зимняя шерстка,некоторые животные ложатся в спячку.
Воспитатель: А как люди готовятся к зиме? Какую одежду носят? Давайте и мы с вами
оденемся потеплее и отправимся на экскурсию в зимний лес.А на чем можно добраться в
зимой до леса? (ответы детей) А мы с вами будем добираться на лыжах.(Дети вместе с
воспитателем имитируют одевание и ходьбу на лыжах).Ребята,давайте вспомним как нужно вести себя в лесу. Закрепляем правила(не шуметь,не ломать веток....) Пока идем на лыжах
вспоминаем как называют животных,которые живут в лесу? (дикие)
Воспитатель: Ну,вот и пришли.Посмотрите какая красота кругом:деревья стоят в снежном убранстве,кругом все бело,тишина в лесу...(подходим к месту,где следы лисы)
-Ребята,чьи это следы?


Дети: Лисы.
Воспитатель: Давайте,ребята, посмотрим где живет лиса.(Из норы видно лису.Беседа о лисе).Лиса-это хищница,очень хитрая.У нее пушистая,рыжая шерстка и длинный пушистый хвост.
Им она заметает свои следы на снегу.Лиса слышит писк мышей под снегом,раскапывает снег и ловит мышей.Ещё лиса гоняется за зайцами.Живет в норе.(Примерно такой рассказ составляют дети вместе с воспитателем). Как лиса ходит?
Дети: Петляет.
Воспитатель: Давайте,назовем всех членов семьи лис.
Дети: Папа-лис,мама-лиса,детеныш-лисёнок,а много-лисят.
Воспитатель: В каких сказках встречается нам лиса?
дети: "Лиса и волк","Заюшкина избушка","Лисичка со скалочкой","Кот,лиса и петух"...
(передвигаемся дальше)
Воспитатель: Ой,ребята,посмотрите здесь опять чьи-то следы?!


Дети: Следы зайца. Заячьи следы.
(ищем по следам зайца).
Воспитатель: Смотрите,вон под кустом сидит заяц. Какой он? Почему?(беседа о зайце)
Заяц белый.У него длинные уши,быстрые длинные ноги.Он меняет шубку 2 раза в год.Летом - серый,зимой-белый.Для того,чтобы на снегу быть незаметнее для хищников.Зимой питается
корой деревьев.Зайчонок рождается меньше ладошки,но уже через 3 дня он ловко прыгает и бегает. А в сказках зайка какой?
Дети: Трусливый,всего боится.
Воспитатель: Давайте,дети,составим цепочку заячьей семьи.Папа-заяц,мама-зайчиха,
детеныш-зайчонок,много-зайчат.

Подвижная игра"Лиса и зайцы." Дети в кругу держатся за руки.Они деревья.Один ребенок-лиса,другой-заяц.Лиса гоняется за зайцем,а деревья мешают ветками(руками)лисе.
(Слышится вой волков-звукозапись).
Воспитатель: Что это,дети?
Дети: Это воют волки.
Воспитатель: Вот поэтому зайка спрятался под кустом.Он лису,да волков напугался.Смотрите,дети,тихо,а то волки придут сюда.Видите вон следы волков.Они по лесу рыщут,свою добычу ищут.(Беседа о волках).
Волк к зиме не меняет цвета шубы,но она становится гуще и теплее.Живут волки в норах,которые называются-логово. По ночам они часто воют.Охотятся волки стаями на больных и слабых животных.
Составим цепочку семейства волков.Папа-волк,мама-волчица,детеныш-волчонок,много-
волчат,волков.

-В каких сказках мы встречаем волка?
Дети: "Красная шапочка","Волк и лиса","Три поросенка","Волк и семеро козлят"....
Воспитатель: Во всех сказках волк одинаковый?
Дети: Нет.В одних-злой,в других глупый,доверчивый...
Воспитатель: Ну,что же,пойдем дальше пока волков не встретили.
(идем к дереву с дуплом белочки)
Воспитатель: Ребята,что это на снегу лежит?
Дети: Шишки,грибы.
Воспитатель: Откуда зимой в лесу грибы? Может быть их кто-то потерял?


Дети: Это белка.
Воспитатель: Подойдем поближе и посмотрим.Действительно здесь жилище белки.Как называется домик белки?
Дети: Дупло.(из дупла виднеется белка)
Воспитатель: Правильно.(беседа о белках)Белка-маленький,рыжий,безобидный
зверек.Она ловко прыгает по веткам.Белки на зиму делают запасы:ягоды, грибы, орехи.
Белок можно приручить и тогда они могут брать еду прямо с рук человека.
Составим цепочку семейства белок.Папа-белка,мама-белка,детеныш-бельчонок,много-
белок.
Ну что,не будем беспокоить белок и пойдем дальше.Ой,а это что? (стоит кормушка с сеном и зерном).
Дети: Здесь сено, зерно.
Воспитатель: А как они попали в лес и для кого? Да здесь и следы какие-то интересные.Как думаете чьи?


Дети: Следы лосей.
Воспитатель: Правильно.Это лоси ходили.а сено кто положил им?
Дети: Люди.Чтобы лоси не умерли с голода.
Воспитатель: Молодцы!А людей,которые помогают выжить лосям в холодное время года называют-лесники,егери.(Беседа о лосях).Лоси-это крупные копытные (на ногах копыта)животные.Они питаются веточками и корой деревьев.Они ходят по глубокому снегу,
поэтому часто становятся добычей волков. Составим цепочку семейства лосей.
Папа-лось,мама-лосиха,детеныш-лосенок,много-лосей.
-Пойдем дальше,дети.Смотрите какая большая куча снега.Кто нагреб её здесь?
(звукозапись-сопение-храп медведя)
Воспитатель: Дети,слышите,что это? Кто-то сопит.Как вы думаете кто здесь спит?
Дети: Медведь в берлоге спит.
Воспитатель: Правильно,молодцы! Здесь берлога медведя.(Беседа о медведе).Медведь-
это крупный лесной зверь.У него теплая,бурая шерсть.К зиме он запасает под шкурой много жира.Медведь спит всю зиму.Ничего не ест.Зимой у медведицы появляется маленький медвежонок.Всю зиму он питается маминым молоком,а весной вместе с мамой выходит из берлоги.Если нечаянно разбудить медведя во время спячки,то он будет бродить по лесу очень злой.В это время он очень опасен.Такого медведя называют-ШАТУН. А кто еще спит зимой?
Дети: Барсук,еж.
Воспитатель: Ну,чтобы не разбудить медведя отойдем от берлоги подальше и погреемся
немного,а то на улице холодно.

Физминутка.

Раз,два (присядка,руки на пояс)
Это заячья зарядка,ушки на макушке.
А лисята как проснутся (ладошки в кулачки и потираем глаза)
Любят долго потянуться.(потягиваемся)
Обязательно зевнуть (имитация зевания)
Ну и хвостиком вильнуть.
А волчата-спину выгнуть
И легонечко подпрыгнуть.
Ну,а мишка косолапый,
Широко расставив лапы,
С зайкой вместе долго топчется на месте.

Воспитатель: Ну,что же,дети,пора нам возвращаться в детский сад.Не будем тревожить лесных зверей.(возвращаемся имитируя езду на лыжах).
(Дети садятся на стульчики, сняв теплые вещи)
Воспитатель: Вот и закончилась наша экскурсия.А чтобы не забыть кого мы повстречали в лесу,сейчас отгадаем загадки и подберем картинки к отгадкам.(дети вывешивают картинки зверей на доску).







- Лапу кто зимой сосет?А еще он любит мед,может громко зареветь,а зовут его...?(медведь)

Маленький,рыжий зверек,по веткам прыг-скок.(белка)

По полю скачет,ушки прячет.Встанет столбом,ушки торчком.(заяц)

Кто осенью холодной ходит злой,голодный? (волк)

Хвост пушистый,мех золотистый.В лесу живет,в деревне кур крадет.(лиса)

Трав копытами касаясь,ходит по лесу красавец,ходит смело и легко,рога раскинув широко.
(лось)

Воспитатель: Молодцы!Всех лесных зверей правильно назвали и узнали.А теперь
поиграем еще в одну игру"Кто что ест?" (волшебный мешочек с предметами еды для диких
зверей)Опускаем руку в волшебный мешочек,достаем предмет и говорим кто это ест.

Воспитатель: Молодцы!Вот и подошло занятие к концу.Спасибо за работу!Можете продолжить знакомство с лесными зверями дальше.Предлагаю вам поиграть за столиками в настольные игры.(на столах предложены разные игры по данной тематике).

Конспект урока по окружающему миру

Тема урока: « Дикие животные зимой» (2 класс)

Цели урока:

Уточнить и расширить представление детей о внешнем виде и образе жизни лесных зверей зимой (заяц, белка, лиса, волк, медведь);

как приспособились к суровым условиям (чем питаются, как спасаются от холода, от своих врагов);

Дать знания о том, какую помощь оказывают люди зверям;

Учить анализировать, делать выводы, развивать речь, учить отвечать на поставленные вопросы;

Воспитывать любознательность.

Оборудование, материалы, программное обеспечение :

Компьютер, программа «Microsoft Power Point»

Презентация для сопровождения занятия

Ход занятия

1. Организационный момент.

Ребята, я вам сейчас зачитаю стихотворение, а вы внимательно послушайте.

Крыша в шапке меховой,

Белый дым над головой.

Двор в снегу. Белы дома

Ночью к нам пришла …(Зима) (Слайд 2,3)

Ученики: зима. Правильно, ребята, это зима.

Ребята, а мы ведь с вами уже говорили о том, как меняется природа зимой, говорили о приметах зимы. Но ведь животные зимой - это тоже часть природы. Значит, и с ними тоже происходят перемены. А вот какие - это мы сейчас узнаем. Я вам предлагаю совершить небольшое мысленное путешествие в зимний лес. (В этом нам помогут следующие слайды)

2. Сообщение темы урока

Сегодня на уроке мы узнаем, как зимуют дикие животные, с чем связаны изменения в их жизни, узнаете какую роль, играет человек в жизни животных.

3. Ознакомление с новым материалом.

Ребята, кого же мы можем встретить в зимнем лесу? Послушайте:

Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубке серенькой зимой,

А в рыжей шубке - летом. (Белка). (Слайд 4,5)

Кто это, ребята? Правильно, это белочка. Как вы думаете, почему зимой она меняет цвет шубки? Да для того, чтобы ей легче было прятаться от своих врагов, например, ястреба и куницы. Зимой деревья стоят без листьев, и на фоне темно-серых ветвей и стволов серая беличья шубка менее заметна, чем, если бы она была рыжей.

Кроме того, что беличья шубка меняет цвет, она еще становится и более теплой. А в самые сильные морозы белка спит в своем дупле. Оно тоже подготовлено для зимы: еще осенью белочка натаскала туда опавших листьев, сухого мха, так что в дупле сухо, тепло и мягко.

Белочка - большая хлопотунья и труженица. К зиме она подготовила не только теплое дупло. А вы знаете, что еще? Конечно, припасы, которыми белка питается всю зиму. Летом и осенью она собирает орешки и желуди, сушит грибы и все это хранит в специальных кладовочках - в пустых дуплах, подо мхом, у старых пеньков. А еще она собирает еловые и сосновые шишки и питается их семенами. Так что голодать белочке зимой не приходится.

А еще кто из лесных жителей меняет цвет шубки к зиме?

Ответом на этот вопрос будет загадка.

Зимой белый,

А летом серый….(Заяц)

Правильно, заяц. Летом он был серым, а к зиме постепенно белеет: сначала становится белым хвост, потом задние лапы, и только потом белеют спинка и бока. (Слайд 6). Помните, мы с вами говорили о том, что в природе все имеет свою причину? Как вы думаете, зачем зайцу белая шубка? (Дети высказывают свое мнение.)

А еще зайцу помогают его быстрые ноги. Задние лапы у него очень сильные, заяц ими отталкивается и делает большие прыжки, убегая от своих врагов - лисы и волка.

А как заяц себе домик устраивает? Оказывается, у него нет отдельной норки. Зимним днем он обычно спит в снежной ямке или, зарывшись в сугроб, а ночью выходит еду добывать: обгладывать кору упавших деревьев.

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода - кора.

А вот и главные враги зайчишки.

Всех зверей она хитрей

Шубка рыжая на ней

(Лиса) (Слайд 7).

Лиса тоже к зиме готовится. Зимой на ее лапках отрастает густая шерсть, чтоб не холодно было ступать по снегу. Ходит лиса как в валенках.

День и ночь по лесу рыщет,

День и ночь добычу ищет.

Ходит-бродит он молчком

Уши серые торчком. (Волк) (Слайд 8)

Волк хоть и не меняет свою шубу, но утепляет ее. К зиме волчья шерсть становится гуще и длиннее. Это волкам необходимо, ведь они спят прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы. Спят обычно днем, а ночью охотятся.

Как вы думаете, ребята, а почему волку и лисе не нужно менять зимой цвет шубки? (Дети высказывают свое мнение.)

Животные, которые впадают в спячку

Дети, а каких животных встретить зимой в лесу нельзя? Оказывается, некоторые лесные обитатели (еж, медведь) зимой впадают в спячку. Поэтому особых припасов на зиму они не делают, заботятся только о теплом домике для себя: еж спит в норке, утепленной мхом, сухой травой; медведь - в берлоге. Они осенью стараются наесться посытнее, чтобы всю зиму спокойно проспать.

Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной.

А когда придет весна,

Пробуждается от сна. (Медведь) (Слайд 9)

В густом лесу под елкой,

Осыпанный листвой

Лежит клубок с иголками

Колючий и живой (Ёжи) (Слайд 10)

Молодцы все загадки отгадали.

Где живут все эти животные? (в лесу)

Как они все называются одним словом? (дикие животные) (Слайд 11)

Физкультминутка «Зайка серенький».

Зайка серенький сидит

Он ушами шевелит.

Вот так, вот так

Он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть

Надо лапочки погреть.

Вот так, вот так

Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять

Надо зайке поскакать.

Вот так, вот так

Надо зайке поскакать.

Зайку волк испугал

Зайка тут же убежал. (Слайд 12)

Игры на закрепление

4. А сейчас поиграем в игру «У кого кто?» (слайды 13-15)
У лисы - лисята
У волка - волчата
У медведя - медвежата
У белки - бельчата
У ежа - ежата
У зайца - зайчата

5. А что звери едят в лесу? Игра «Кому что дадим» (слайды 16-18)
Малину - медведю
Орехи - белке
Морковку - зайцу
Мясо - волку
Грибы - ежу, белке
Кору деревьев - зайцу, оленю

6.Игра «Четвертый лишний» (слайды 19-20)
Медведь, волк, собака, белка
Еж, коза, заяц, олень

7. Игры на развитие логического мышления.
Игра «Четвертый лишний» на развитие внимания, слуха, логического мышления. Детям предлагается исключить из перечисленных четырех слов то, которое они считают лишним.
1. Медведь, волк, лиса, заяц. (Медведь единственный впадает в спячку.) (Слайд 9).
2. Волк, лиса, лось, олененок. (Олененок - детеныш, все остальные - взрослые животные.) (Слайд 10).
3. Волк, лиса, еж, заяц. (Заяц - травоядное животное, у всех остальных есть в рационе мясо.)
4. Кошка, медведь, заяц, белка. (Кошка - домашнее животное, все остальные - дикие.)
5. Бельчонок, кабан, рысь, олень. (Здесь может быть два решения. Во-первых, лишний - бельчонок, так как он - детеныш, все остальные - взрослые животные; во-вторых, лишняя - рысь, так как она хищница, все остальные - травоядные.)
6. Лось, рысь, сова, куница. (Тоже два решения: во-первых, лишняя - сова, так как она птица, все остальные - звери; во-вторых, лишний - лось, так как он травоядный, все остальные - хищники.)

Ребята, вот мы с вами поиграли, и наш урок подходит к концу. Я хотела бы спросить, а как люди помогают животным в лесу?
Зимой необходимо подкармливать животных, чтобы они не погибли с голоду. Человек привозит повозки сена туда, где начинается лес, здесь едят олени, зайцы; лиса находит здесь много мышей, зайцев. Иногда когда люди приходят в лес оставляют кусочки хлеба, орешки, которые находят белочки.
Человек, который заботится о зверях, помогает им в суровое время зимы выжить, прокормиться, его называют егерь.(Слайд 21)
Вот наш урок подошел к концу

8. Итог занятия.
На доске написаны названия животных лесной полосы у каждого животного свой номер.

Дети, сидящие на первом ряду, выписывают номера животных, которые вынуждены себе добывать зимой пищу. Дети со второго ряда, выписывают номера животных, использующих запасы, с третьего ряда, тех, кто находится в спячке. Затем проходит самопроверка, оценивание работы учащихся и подведение итогов урока.

9. Домашнее задание
Придумайте сказку про зайца, волка, лису зимой и т.д. (На выбор)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад № 1"Теремок"

Щелковского муниципального района Московской области

КОНСПЕКТ

ООД ДЕТЕЙ

в средней группе «Радуга»

Тема: «Животные зимой»

(познавательное развитие: ознакомление с предметным и социальным окружением )

Подготовила: воспитатель

Шевырева Н.А.

Цель :

Расширять представления детей ожизни лесных животных в зимний период .

Задачи :

Образовательные:

Продолжать формировать представления о приметах зимы, сезонных изменениях в природе ; систематизировать знания о лесных животных , о том, как они живут в зимний период, умение определять их отличительные признаки

Развивающие :

Обогащать и активизировать словарь по теме, развивать познавательную активность детей , умение сравнивать, обобщать, делать выводы

Воспитательные:

Прививать любовь к природе , уважительное отношение к лесным обитателям ; умение слушать друг друга

Предварительная работа :

Наблюдение за изменениями в природе зимой (прогулка,

Беседы о зиме; о подготовке лесных животных к зиме , их жизни в зимний период

Рассматривание картин с изображением лесных животных , обсуждение содержания

Чтение художественной литературы.

Интеграция образовательных областей :

Познавательное развитие (ознакомление с природой , социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое.

Использование современных технологий :

Личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми , здоровьесберегающая, игровая (дидактические игры, ИКТ)

Материалы к занятию :

Каточки-модели «Признаки зимы» , колокольчик, схема описание диких животных , проектор, презентация

Время реализации НОД : 20 минут

Приветствие в кругу :

Воспитатель :

Собирайтесь вместе в круг.

Я твой друг, а ты мой друг

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Присаживайтесь, пожалуйста, на стульчики.

Воспитатель :

Ребята, скажите какое сейчас время года? (зима)

Зима - прекрасное и удивительное время года. Не перестает она нас восхищать своими чудесами. Все изменилось в природе с ее приходом . А давайте вместе вспомним признаки зимы. Сейчас я буду показывать карточку, а вы называть признак (Становится очень холодно, солнце светит, но не греет, выпадает много снега, дни становятся короче, а ночи длиннее). Правильно ребята.

Рассказ сопровождается показом зрительных символов (картинок)

Воспитатель : Я предлагаю вам сегодня отправиться в зимний лес, а поможет мне в этом волшебный колокольчик.

(воспитатель звонит в колокольчик – на экране появляется лесной зимний пейзаж , звучит музыка)

Воспитатель :

Посмотрите, как прекрасен зимний лес.

Всюду снег; кругом всё тихо;

Зимним сном природа спит ,

И сквозь туч - седых и хмурых -

Тускло солнышко глядит.

Слайд 1 (Зимний пейзаж)

С приходом зимы начинает казаться, что природа заснула , но это только кажется, посмотрите внимательно на снег. Что вы там видите? (следы)

Слайд 2 (презентация)

Воспитатель :

А чьи это следы (животных ) А как мы называем животных которые живут в лесу? (дикие животные ) Предлагаю посмотреть, как живут лесные животные в зимний период , но чтобы узнать к каким животным мы сегодня попадем в гости, давайте отгадаем загадки :

1. Загадка

Кто на ветке шишки грыз

И бросал объедки вниз?

Кто по веткам ловко скачет

Кто в дупле орешки прячет?

Ответ : белка

(на экране появляется изображение белки)

Слайд 3 (презентация)

Воспитатель :

Правильно это белка. Она шубку поменяла, на более теплую.

Но посмотрите, раньше она была рыжая, а сейчас какая? (ответы детей)

А как вы думаете, почему цвет шубки стал другим? (ответы детей)

Какие запасы делает белка на зиму? (ответы детей)

Слайд 4 (презентация)

Воспитатель :

Правильно, грибы белка сушит, натыкая их на острые веточки, а орехи и шишки в ямки прячет, которые сама и выкапывает. Этим белочка и питается зимой .

Как называется домик у белки? (ответы детей)

Слайд 5 (презентация)

Воспитатель :

Внутри свое жилище зверек выстилает листьями, что бы в сильные морозы в нем было тепло.

Воспитатель :

Я вам предлагаю немного отдохнуть и сделать гимнастику для глаз

Гимнастика для глаз «БЕЛКА»

Белка дятла поджидала,

Гостя вкусно угощала.

(Резко перемещают взгляд вправо- влево.)

Ну-ка дятел посмотри!

Вот орехи - раз, два, три.

(Смотрят вверх-вниз.)

Пообедал дятел с белкой

(Моргают глазками.)

И пошел играть в горелки.

(Закрывают глаза, гладят веки указательным пальцем) .

2. Загадка

Всех боится он в лесу :

Волка, филина, лису.

Бегает от них, спасаясь,

С длинными ушами… (заяц) .

(на экране появляется изображение зайца)

Слайд 6 (презентация)

Воспитатель :

Заяц меняет цвет шубки. Какой он был летом? А зимой ? Интересно он меняет цвет шубки. Сначала белее хвост, потом задние лапы. Поглядишь на такого зайца, словно на нем белые штаны надеты. Потом белеет спинка, за ней – уши, но не до самых кончиков : они остаются черными.

Зачем зайцу шубу менять? (ответы детей)

Кого боится заяц, от кого прячется? (ответы детей)

Слайд 7 (презентация)

Как заяц спасается от хищников? (ответы детей)

Что помогает зайцу так быстро бегать? (ответы детей)

А есть ли у зайца дом? (ответы детей)

Заяц нору себе никогда не роет. Днем он спит под кустом. В большие морозы зарывается в сугроб – там теплее. Ночью заяц выходит добывать себе еду. Какую? (ответы детей)

Воспитатель :

А сейчас я вам предлагаю поиграть

Дидактическая игра

«Найди зайца, непохожего на других»

Посмотрите внимательно на этих зайцев (верхний ряд) и скажите, кокой не похож на других и чем он от них отличается? (все большие, а один маленький)

Слайд 8 (презентация)

А на этой картинке в нижнем ряду, какой заяц лишний и почему? (все серые, а один белый)

Воспитатель :

А сейчас я превращу в маленьких зайчиков, и позову к себе на полянку.

Физ. минутка «Зайчики»

Зайка беленький сидит

И ушами шевелит. (Дети показывают.)

Зайке холодно сидеть ,

Надо лапочки погреть, (Показывают : холодно, и трут ладонями рук друг о друга.)

Раз-два, надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять, (Встают, показывают, что холодно.)

Надо зайке поскакать. (Дети скачут.)

Кто-то зайку напугал -

Зайка - прыг - и убежал. (Дети садятся.)

3. Загадка

Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный? (волк) .

(на экране появляется изображение волка)

Слайд 9 (презентация)

Воспитатель :

Давайте попробуем рассказать о волке. (Педагог демонстрирует план - схему описательного рассказа. Дети, совместно с воспитателем, составляют рассказ о животном .)

(План-схема)

Волк к зиме приготовился, шерсть его за лето и осень отросла и стала густой и теплой. Это волку необходимо, ведь спит он прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы.

Слайд 10 (презентация)

Волки зимой живут семьями – это волчья стая. Днем они чаще всего спят, а ночью охотятся. Есть такое выражение : «Волка ноги кормят» . И действительно, в поисках пищи он пробегает много километров.

Слайд 11 (презентация)

Воспитатель :

А вот еще один лесной житель .

4. Загадка

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый – краса,

А зовут ее… (лиса) .

(на экране появляется изображение лисы)

Слайд 12 (презентация)

Воспитатель :

Идет лиса тихо, не слышно. Зимой у лисы на лапках отрастает густая шерсть, чтоб не холодно было. Ходит лиса как в валенках.

Чем питается лиса? (ответы детей)

Слайд 13 (презентация)

Воспитатель :

Любит она мышей из-под снега доставать. Слух у лисицы хороший, услышит она, как под снегом мыши возятся, пищат, и начинает лапами разгребать. Вот такая она ловкая.

Лиса – любимая героиня русских народных сказок. Ребята, как в сказках называют лису? (Лисичка-сестричка, Лиса Патрикеевна, хитрая лиса) Давайте поиграем в игру и вспомним сказки, в которых одним из героев была лиса.

Дидактическая игра

«Узнай сказку»

(дети отгадывают название сказки по иллюстрации)

Слайд 14 (презентация) Колобок

Слайд 15 (презентация) Заюшкина избушка

Слайд 16 (презентация) Лисичка-сестричка и Серый волк

Слайд 17 (презентация) Кот и Лиса

5. Загадка

Хозяин лесной , просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой ,

Спит в избушке снеговой … (медведь)

(на экране появляется изображение медведя)

Слайд 18 (презентация)

Воспитатель :

Ребята делает медведь на зиму запасы? Почему? (ответы детей) Где всю зиму спит медведь? (в берлоге)

Давайте вспомним, как мишка себе берлогу искал…

Пальчиковая игра «Мишка косолапый»

Мишка косолапый по лесу гулял,

Для своей берлоги место выбирал.

Под сосной высокой землю стал копать,

Выкопал берлогу и улегся спать.

Звездочки-снежинки падали с небес,

Снег покрыл дорожки, и дома, и лес.

И всю зиму ветер в том лесу шумел,

И всю зиму мишка под сосной храпел.

Слайд 19 (презентация)

Воспитатель :

Сон медведя очень чуткий, он скорее не спит, а дремлет и слышит все что происходит вокруг. Поэтому шуметь в зимнем лесу не надо. Зимой берлогу закроет снежное одеялом, тепло будет там медведю.

Воспитатель :

Ну а нам пора возвращаться в детский сад

(воспитатель звонит в колокольчик – на экране появляется фото детского сада)

Слайд 20 (презентация)

Воспитатель :

Понравилось вам наше зимнее путешествие? О каких животных мы сегодня говорили ? Что вы нового узнали?

Вы сегодня большие молодцы! Мне очень понравилось с вами путешествовать… А я для вас приготовила подарок (раскраски по теме « Лесные животные » ) в свободное время вы сможете разукрасить полюбивших вам лесных зверей .


(Составила воспитатель 1 квалификационной категории Филиппова С.И.)

Цель : Формирование представления о том, что дикие животные приспосабливаются к изменениям погодных условий.

Задачи: Образовательная область «Познание»:
.-Расширение представлений о зиме.
Закрепить представления о том, что у каждого времени года свои особенности и как дикие звери приспосабливаются к жизни в зимних условиях, где живут, чем питаются; расширить их знания о повадках лесных жителей.

Образовательная область «Коммуникация
Формирование умения употреблять в речи обобщающие понятия. (Дикие животные).
, формировать умение слушать ответы друг друга, рассуждать,
обогащать словарный запас («мышкует»)
воспитывать любовь к природе, интерес к животным
-Развитие любознательности, мышления, воображения.

Образовательная область «Художественное творчество» (Аппликация)
Формирование желания взаимодействовать со сверстниками при создании коллективной композиции.

Образовательная область «Музыка»
Формирование навыков культуры слушания музыки.

Материал :Презентация «Жизнь животных зимой в лесу.», панно «Зимний лес», стихи о зиме, фотографии диких животных, клей, запись музыки П. И. Чайковского «Вальс снежных хлопьев».

Ход.
Воспитатель:
-Ребята, за окном снег и мороз. Кто знает, какое это время года?
Дети:
-Зима.
Воспитатель:
-Правильно. Послушайте, какие стихи о зиме написал Иван Суриков « Зима».

Чтение стихотворения « Зима».
Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится. (Слайд 3)

И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Всё его одело. (Слайд 4)

Тёмный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно…(Слайд 5,)

Стали дни коротки,
Солнце светит мало, —
Вот пришли морозцы —
И зима настала. (Слайд,6)

У зимы три зимних месяца, а какие знаете?
Декабрь, январь и февраль.

Вспомним нашу игру «Круглый год» (пальчиковая игра)
Круглый год,круглый год!
(Сжать в кулачок пальцы правой руки и вращать большим пальцем.)
За зимой весна идет,
Аза весною следом
Торопится к нам лето.
И у кого мы спросим-
Идет за летом осень.
А за осенью сама
Вновь идет, спешит зима.
(Поочередно соединять большой палец с остальными пальцами на каждое время года)
Повторить другой рукой.

Посмотрите на наше панно, (панно «Зимний лес» без зверей) чего же на нем не хватает (ответы детей) Правильно животных. Где можно найти их? (ответы детей) Правильно в лесу. Какие животные живут в лесу? (ответы детей) Правильно дикие животные. Как быть? (ответы детей) Отправимся сегодня с вами в путешествие в зимний лес за фотографиями животных?
. А вы когда-нибудь были в зимнем лесу? (ответы детей). Нам нужно одеть теплую одежду. Что же нам необходимо надеть? (ответы детей). (Проводится подвижная игра «Оденься» с имитацией движений).

На чем поедем? На лыжах. (Имитация движений лыжников под музыкальное сопровождение.)
-(слайд 6. Зима)

Звучит музыка П.И. Чайковского «Вальс снежных хлопьев.» .Мы попали в царство живой природы и посмотрим, как животные приготовились к зиме и сделаем их фото.

Слайд 7,8. Как животные зимуют зимой. Как готовятся к зиме. (рассказ воспитателя).

Зимушка — Зима пришла к нам. Как же мы увидим животных? А вот как. Отгадаете загадки и появится животное и мы его сфотографируем, а потом. разместим в лесных хоромах: каждого на своё место, в свой уголок.

Загадка первая:
«Кто в лесу глухом живёт,
Неуклюжий, косолапый?
Летом ест малину, мёд,
А зимой сосёт он лапу.
(Медведь)

(Слайд 9). Медведь (дети имитируют,что фотографируют и после этого появляется фотография животного.)

А сытым или голодным ложиться спать медведь?
Уходит медведь в спячку с богатым запасом жира. А в феврале с голых ступней медведя сходит старая, грубая кожа, а молодая, нежная, тонкая нуждается в согревании. Облизывая лапы, горячим языком, медведь причмокивает губами. Вот и говорят, что он лапу сосет. На самом деле, он согревает её губами и языком.

Загадка вторая:
«Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу» (Белка)

(слайд 10. белка) (дети имитируют, что фотографируют и после этого появляется фотография животного.)

А как зимует белка? (К зиме белка утепляет своё гнездо, строит она его в развилках веток, в дуплах деревьев; делает запасы; может съесть побеги кустарников и почки деревьев).

Кто же придёт следующий?
«Что за зверь зимой холодной
Ходит по лесу голодный?
На собаку он похож,
Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть».
(Волк)

(слайд 11.волк) (дети имитируют,что фотографируют и после этого появляется фотография животного.)

Чем же занимается волк?

Зимой из-за недостатка, пищи волки становятся менее осторожными. На охоту иногда выходят даже днём, близко подходят к селениям, нападают на скот. Существует даже поговорка: «Волка ноги кормят»?
-Что означает она?

А вот другой — зверь лесной:
«Повыше кошки рост,
Живёт в норе, в лесу,
Пушистый рыжий хвост –
Все знаем мы… »(Лису)
(слайд 12. лиса) (дети имитируют,что фотографируют и после этого появляется фотография животного.)

Как вы думаете, лиса запасает корм на зиму? Чем же она питается? (ответы детей, ловит мышей, зайцев, « мышкует»
-Подумайте, за кем отправилась лиса?

«Мчится без оглядки,
Лишь сверкают пятки.
Мчится что есть духу,
Хвост короче уха.
Всех зверёк пугается,
Под кустом спасается,
на зуб волку попадается». (Заяц)
(слайд 13. заяц) (дети имитируют, что фотографируют и после этого появляется фотография животного.)

Какие изменения произошли в жизни зайца?
Зимой заяц надевает белую шубку и становится не заметным на снегу. Поэтому легко и не боясь хищников, передвигается по глубокому снегу. Широкие лапы, обросшие к зиме шерстью, не дают ему провалиться в снег.

Что ест заяц (Питается корой деревьев, замёрзшей ягодой и под снегом найдёт пищу)

Этого лесного красавца вы узнаете, если отгадаете:
«Тяжелы рога по весу,
Ходит важно он по лесу:
Он хозяин, а не гость –
Хмурый и сердитый» (лось) (слайд 14лось) (дети имитируют,что фотографируют и после этого появляется фотография животного.)

Как вы думаете, чем питается лось?
(К числу основных зимних кормов лосей относятся ива, сосна, осина, рябина, берёза, малина; в оттепели они гложут кору)
-Добавлю только одно, за сутки зимой взрослый лось съедает — 12-15 кг.
-А теперь мы отдохнём и физкультминутку проведём.

*Физкультминутка
«Топай, мишка, (топаем ногами)
Хлопай, мишка (хлопаем в ладоши)
Приседай со мной, братишка, (приседаем)
Лапы вверх, вперёд и вниз, (движения руками)
Улыбайся и садись.
А рядом заинька сидит.
Зайка серенький сидит (сидя на корточках, шевелим руками, изображая уши заики)
И ушами шевелит
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть, (дрожим стоя)
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать, (прыжки на месте)
Кто — то зайку напугал,
Зайка — прыг и убежал.
Это был свирепый волк.
Ходит-бродит серый волк (идут по кругу)
И зубами щёлк да щёлк (стучат зубками)
Шёрстка как щетинка, (опустились на пол, изогнули спинки)
Вздыбилась на спинке.
Повстречалась мне лиса (скрестить руки)
Любопытные глаза, (прищурить глаза)
Притаилась за пеньком (присесть)
Ярко-рыжим огоньком,
И спокойно наблюдает: (ладонь к бровям)
Кто в её лесу гуляет.

Вспомним, чем питаются звери зимой? (слайд 15)
-Ребята, подумайте и ответьте: могут ли выжить лесные животные без кормов зимой? (Животным приходится очень трудно зимой, без помощи людей не обойтись) .

— А люди могут помочь диким животным зимой? Как называют людей, которые кормят и заботятся о лесных животных? (Лесники,). Какую работу выполняют они в лесу для того, чтобы не погибли звери?

Кто затрудняется, посмотрите на экран (слайд 16Кормление зверей)

Для всех животных в лесу делают «Пункты питания». Для лосей подрубают молодые осины, они любят так же ветки рябины. Животные любят соль. Солью подкармливают лосей и зайцев.

Что животным страшнее: холод или голод? Почему?

Животные много ходят; бегают в поисках еды; тратят много сил и здоровья. Самый опасный враг – это голод, когда нечего есть. Холод не так опасен, так как у них тёплая шубка.

Мы узнали о животных всё: места обитания, корм, цвет зимней шубки «Сделали фотографии».

Заключительный этап
-Ну, что, ребятки, засиделись мы что-то с вами в зимнем лесу, а ведь нам пора возвращаться в детский сад, в нашу группу. Давайте попрощаемся с нашими новыми лесными друзьями. На чем поедем? (на лыжах) Имитация движений лыжника. (Музыкальное сопровождение)

Художественное творчество и ручной труд.
Ну, вот мы и в детском саду и фотографии у нас есть, что же нам с ними делать?
(Ответы детей)

Перед вами фото животных. Выбери себе фото и разместите его там, где считаете нужным на нашем панно.. Приступайте к работе.
Это будет коллективная работа



Рекомендуем почитать

Наверх