Как писать конспекты. Аккуратность и понятный почерк. Для чего нужны конспекты

Уход за волосами 18.02.2019
Уход за волосами

Не знаете, как писать конспект по параграфу? Все не так и сложно.

Любой конспект является кратким изложением параграфа или отдельного раздела. От того, как будет изложено содержание темы, напрямую зависит качество лично ваших знаний и их оценка преподавателям.

Вы думаете, что конспекты на дом задаются от нечего делать? А не тут-то было. Дело в том, что ваш конспект – это словно лакмусовая бумажка, по которой можно определить, насколько вы, как сейчас модно говорить, «в теме». Педагогу будет интересно узнать, что именно вы выписали, какие мысли вы увидели в тексте.

Бывает так, что конспект есть, конспект красивый, но выписал студент не то, что нужно. Поэтому, дорогие студенты, конспектирование – это не только тренаж чистописания, но и в определенной мере средство повышения ваших компетенций, которые, собственно говоря, и делают из студента настоящего специалиста-эксперта.

Главное правило хорошего конспекта

Поэтому, отсюда вытекает правило первое, оно же самое главное – писать мало, но по делу. Текст нужно как бы просеивать на предмет важных мыслей, важные – фиксировать в тетрадку, а побочные – просто принимать к сведению.

Кстати, это правило – универсальное. Его нужно придерживаться и тогда, когда вы сели писать конспект по параграфу, и тогда, когда перед вами большущие кипы книг.

Что еще вам поможет?

Считается, что необходимо не только выделять все требующие того фразы и определения по параграфу, но и попытаться структурировать весь текст в общем, располагая важную информацию в последовательности расставленных заранее приоритетов.

Необходимость конспекта возникает тогда, когда нужно переработать большой объём информации за короткое время. Записи помогают воспроизвести в памяти необходимую и самую важную информацию по изученному параграфу.

Что такое свободный конспект?

Существует так называемый, свободный конспект, который сочетает в себе выписки, цитаты, план и тезисы. Данный тип является самым качественным. С его помощью студент может быстро привести нужный пример и сориентироваться в вопросе, который ему был поставлен.

Плюс свободного изложения материала в том, что можно воссоздать в памяти содержание параграфа даже спустя длительный промежуток времени. Но такой конспект подходит для учебы не всегда, например, для выступления на конференции лучше делать конспект, больше напоминающий план или тезисную форму.

А вот конспект с большими выписками нужен тогда, когда вы перерабатываете литературу по теме реферата, курсовой или дипломной работы. В таком случае, кроме самих выписок обязательно нужно указывать название источников, откуда они взяты, а также желательно на полях ставить и конкретные страницы. Это поможет не только найти цитату позже в книге, но и сделать на нее ссылку в дипломе или в том же реферате.

Как писать конспект по параграфу?

Перед тем как приступить к оформлению конспекта, можно прочесть параграф целиком, дабы понимать содержание текста в целом. Можно, конечно, и работать параллельно – читая и что-то выписывая.

Следует обязательно найти и выделить самые важные моменты, основные мысли, идеи, формулы. Не стоит дословно записывать всё то, что вам говорят или то, что написано в учебнике. Своими словами изложите содержание той или иной статьи. Подберите соответствующие примеры. Можно даже составить таблицу, по которой вам легче будет ориентироваться.

Как только прочтёте информацию, мысленно разбейте её на пункты и по раритетам важности. И вы быстро сможете сориентироваться, как писать конспект по параграфу. Чтобы полностью раскрыть суть изучаемой информации, выделите основные понятия и запишите важные цитаты. В конце конспекта следует написать выводы, привести примеры и факты.

Очень комфортно и практично использовать для написания конспекта самые разные схемы. Они позволяют наглядно показывать нужную информацию. Для этого подбирают материал, чтобы составить схему и выделяют общие понятия. При помощи ключевых фраз и слов раскрывают суть понятия. Рисунки также могут стать подсказкой к содержанию темы. Не забывайте о том, чтобы информация, написанная в конспекте, была легкой для восприятия и имела логическую структуру.

Для зрительного восприятия, применяйте цветные маркеры, фломастеры или пасту. Если есть формулы, понятия, определения лучше всего заключить их в рамки. Использование сокращения, обозначения и разные виды шрифта облегчит конспектирование. Именно так должен выглядеть конспект по параграфу.

Теперь у вас не должно больше возникать вопрос о том, как писать конспект по параграфу. Будьте внимательны, и конспект станет личной энциклопедией всей необходимой и важной информации.

#Sтуденты. Старики-разбойники – видео

Умение быстро и правильно писать конспекты очень важно, ведь его можно считать одним из самых важных навыков для достижения успеха в учебе и даже в работе. Но, к сожалению, в школах и институтах нас практически не учат искусству конспектирования, поэтому осваивать его приходится самостоятельно. Сегодня мы расскажем вам о важных правилах составления конспектов, а также познакомим с несколькими интересными способами конспектирования, которые используют многие успешные люди.

Для чего нужны конспекты

Прежде чем говорить о том, как конспектировать правильно, напомним, что конспект является сжатым содержанием какой-либо темы, оформленным в письменном виде. С помощью конспекта можно быстро освежить и закрепить в памяти важную информацию.

Первые конспекты мы начинаем составлять еще в школе (кстати, у нас есть статья « »). Затем конспектируем лекции в институте. И если мы делаем это грамотно, то даже небольшая тетрадка может стать достойной заменой толстому учебнику и поможет подготовиться к зачету или экзамену.

Уже во взрослой жизни, когда начинаем работать, мы тоже часто сталкиваемся с необходимостью конспектирования. Может потребоваться конспектирование научного текста, книги, семинара, текста выступающего на совещании или чего-то еще.

Все это говорит о том, что нельзя недооценивать пользу навыка конспектирования. Он способствует более быстрой и легкой фиксации информации, а также последующему ее восстановлению и закреплению в памяти. Отсюда и сил, интеллектуальных ресурсов и психической энергии.

Умея правильно делать конспекты, вы сможете серьезно повысить свои шансы на успех в учебе и достижение целей в профессиональной, творческой и даже личной жизни. В доказательство этому приведем несколько тезисов о пользе конспектов.

Конспекты:

  • могут заменить учебники и книги;
  • часто избавляют от необходимости посещать библиотеку;
  • служат прекрасной шпаргалкой для подготовки к экзаменам (и на экзаменах);
  • содержат лишь важную информацию по теме (нет никакой «воды»);
  • повторяют ценные мысли преподавателя или лектора;
  • экономят львиную долю пространства (как на бумажном носителе, так и в рюкзаке или сумке);
  • обеспечивают базовый уровень знаний по конкретной теме;
  • являются незаменимым помощником на практических занятиях и в работе;
  • развивают скорость письма и тренируют память;
  • характеризуют человека как ответственного учащегося или исполнителя.

При этом к ним можно обратиться даже по прошествии нескольких лет, когда потребуется вернуться к какой-то информации. Некоторые люди даже хранят конспекты не как источник ценных сведений, а как память.

Кстати, если вы считаете, что вести конспекты традиционным способом (с помощью ручки и бумаги) стало неактуально, и для этого гораздо удобнее использовать компьютер, рекомендуем посмотреть это небольшое видео на данную тему.

Базовые правила конспектирования

Для начала скажем о самом простом. Во-первых, любой конспект должен быть ориентирован только на главные мысли, отражая при этом суть темы. Во-вторых, если вы решили писать конспект от руки, то у вас обязательно должны быть при себе тетрадь и комплект разноцветных ручек (не будет лишним запастись и разноцветными маркерами).

В-третьих, конспектирование всегда начинается с даты и названия (если в тетради присутствует какой-то более ранний материал, от него необходимо отступать несколько строк, чтобы массивы данных не сливались). В-четвертых, самое важное и существенное желательно выделять цветом (к примеру, писать ручкой другого цвета или выделять маркером).

Теперь укажем на несколько других правил конспектирования:

  • Лектор или преподаватель всегда говорит много, но не всегда конкретно по теме. По этой причине вы должны учиться определять в речи человека наиболее существенные моменты, которые и нужно заносить в свой конспект.
  • Никогда не пишите все в одну строку. Используйте цитатную технику написания. Это значит, что каждую новую идею нужно фиксировать с новой строки. При этом между всеми строками желательно делать пропуск в одну строку. Это значительно упрощает восприятие и позволяет дополнять записи.
  • То, что лектор или преподаватель изображает на доске, нужно фиксировать и у себя в тетради, ведь если он это делает, значит, это особенно важно. Записывать же это можно либо графически, либо тезисно.
  • Не пренебрегайте аббревиатурами и сокращениями (о них мы еще скажем). Цифры всегда пишите знаками. Это многократно сжимает объем материала, но смысл никак не теряется, и вы легко сможете понять, о чем идет речь.
  • Включайте в конспект не только текст, сокращения, цифры и знаки препинания, но и таблицы, схемы, диаграммы, формулы, графики и рисунки. Эти графические подсказки экономят время на фиксацию информации, а также легко запоминаются. К тому же они выгодно выделяются среди текстовых блоков.

Если же вы понимаете, что информация преподносится намного быстрее, чем вам удается записывать, можете использовать несколько хитростей, чтобы ускорить составление конспекта:

  • Используйте графический конспект . При таком конспектировании материал не записывается, а изображается графически – только с помощью схем, формул, последовательностей стрелок и других графических элементов.
  • Используйте диктофон . Перед началом лекции просто поставьте диктофон на запись. Одновременно можно конспектировать, оставляя пространство для того, что зафиксировать не успеваете. Придя домой, включите запись, и внесите в конспект то, что упустили.
  • Используйте конспект-план . Следите за тем, в какой последовательности лектор преподносит информацию, и составляйте план, указывая основные разделы темы. Затем вы сможете зафиксировать самое важное, обратившись к сторонним источникам, в том числе и к Интернету.
  • Увеличивайте скорость письма . Навык письма требует тренировки, но результат стоит усилий. Быстрее писать можно, не только развивая моторику рук, но и используя больше сокращений, аббревиатур, картинок.

Со временем вы выработаете свою собственную уникальную манеру конспектирования, с помощью которой записывать самое важное будет легко и просто. Но помните, что главное в этом деле – следовать базовым правилам конспектирования и стремиться к простоте.

Теперь же, учитывая то, что конспектирование по большей части все-таки связано именно с записью лекций, мы хотим отдельно поговорить на эту тему. Но, по большому счету, использовать представленную ниже информацию можно для конспектирования чего угодно вообще.

Как грамотно конспектировать лекции

Навык быстрого конспектирования важен для школьников и студентов, а также для людей самых разных профессий: от секретарей и менеджеров до журналистов и стенографистов, в общем, для всех тех, кому приходится фиксировать большие объемы информации.

Одним из важнейших условий успешного конспектирования всегда было и остается устойчивое внимание, поэтому вам обязательно нужно , сосредотачиваться и не отвлекаться.

Также важно отметить, что запись лекции никогда не должна происходить «на автомате». Отключение внимания и простая запись под диктовку, во-первых, бессмысленны, а во-вторых, могут привести к деградации мыслительного процесса. Составляя конспект, вы должны осмысливать информацию, чтобы точно отражать в своих записях суть.

Как мы и сказали, конспектирование предполагает отбрасывание всего ненужного и второстепенного. Важно не сохранить целостность, а уловить смысл и записать то, что его несет. Поэтому любые связующие текст слова и фразы нужно опускать, ведь при необходимости вы всегда сможете организовать данные самостоятельно.

Что же касается самих лекций, то нужно понимать, что не все они будут конспектироваться одинаково, потому как:

  • лекция может читаться по учебнику;
  • лекция может даваться в форме повествования с обозначением ключевых элементов под запись;
  • лекция может быть изначально рассчитана на конспектирование.

Исходя из этого, сначала вы должны понять, в какой форме будет проводиться лекция (можно даже поинтересоваться у лектора), и определить, по какой схеме работать. Лучше всего, когда преподаватель сам указывает на то, что нужно записывать. Но чаще всего приходится осмысливать и перерабатывать поступающий материал. И именно в этом случае ваше внимание должно быть сосредоточено на информации максимально.

Составить хороший конспект вам помогут следующие советы (не забывайте учитывать то, о чем мы говорили выше):

  1. Записывайте лекцию по смысловым блокам. Блоки должны соответствовать пунктам плана лекции. Чтобы структурировать информацию было легче, можете нумеровать блоки, использовать подпункты, делать отступы слева и красные строки и включать маркированные списки.
  2. Сокращайте ключевые слова до заглавной буквы и используйте эти сокращения в тексте. Установить сокращения можно уже в подзаголовках, например, фразу «Вторая мировая война» можно сократить до «ВМВ», «когнитивный диссонанс» можно сократить до «КД» и т.д. Если какие-то буквы совпадают, отделить одни от других можно с помощью специальных обозначений, к примеру, обведя букву в кружок или квадрат и т.п.
  3. Стержневые понятия по одной дисциплине так же обозначайте с помощью специальных сокращений. Если, например, речь о литературе, во всех конспектах используйте букву «Л», если по биологии – букву «Б» и т.п. Чтобы подстраховаться, на последней странице тетради запишите все используемые сокращения.
  4. Когда сталкиваетесь с распространенными длинными словами, оперируйте общепринятыми сокращениями, например:
  • функция – ф-я;
  • формула – ф-ла;
  • государство – гос-во;
  • руководство – рук-во;
  • древнерусский язык – др. р. яз.;
  • литература – лит-ра и т.д.
  1. Пометки и комментарии можно обозначать специальными значками, например:
  • ! – важно;
  • !! – очень важно;
  • ? – не точно или под вопросом;
  • Rm – запомнить;
  • R – проверить;
  • P – пример;
  • U – посмотреть в учебнике;
  • I – посмотреть в Интернете и т.п.

Вы можете придумать и свою систему обозначений. Здесь нет никаких рамок или условий, все зависит от вашей фантазии.

  1. Применяйте стенографические знаки, обозначающие конкретные окончания, например:
  • / означает «-ический» (мат/ — математический, биолог/ — биологический и т.д.);
  • ~ означает «-ание» или «-ение» (повед~ — поведение, повествов~ — повествование и т.д.);
  • Ђ означает «-ность» (ушербЂ – ущербность, влиятельЂ – влиятельность и т.д.)
  1. Если приходится обозначать отдельные понятия, всегда отделяйте их от основного массива информации, а также подчеркивайте или выделяйте маркером, чтобы этот элемент конспекта выделялся визуально. Можно также придать конкретному цвету конкретное значение, к примеру, красный – главная мысль, желтый – определение, зеленый – вывод и т.п.
  2. Очень удобно использовать в конспекте обозначения из математики, такие как:
  • + – плюс;
  • — – минус;
  • <, > – меньше и больше;
  • ± – неточность;
  • ≠ – не равно;
  • ≈ – примерно;
  • ⇒ – следовательно;
  • ⇔ – верно только тогда, когда…;
  • ∧ – и;
  • ∨ – или;
  • ∃ – существует;
  • ∈ – принадлежит;
  • ∉– не принадлежит;
  • ∀ – для всех;
  • ∪ – объединяет;
  • ⋂ – пересекается;
  • ⊂ – включает в себя;
  • ∞ – бесконечно;
  • ∑ – сумма;
  • || – параллельно;
  • ¬ – не;
  • , ↓ – возрастает и убывает и т.д.
  1. Во всех частях конспекта, где есть возможность применить аббревиатуру или какой-то знак, делайте это.
  2. Если не успеваете что-то записывать, смело пропускайте гласные буквы в словах. Это нисколько не помешает пониманию. К примеру, «противоядие» можно написать в виде «пртвд», «совокупность» можно написать в виде «свкпнст» и т.п.
  3. Нередко сократить длинные слова русского языка помогают аналогичные слова английского (или любого другого) языка. Например, «короткий» можно написать как «short», математика – как «math», корпорация – как «corp.» и т.п.
  4. Когда нужно записать периодизацию или классификацию, воздержитесь от текста и используйте рисунки, диаграммы или схемы. Вот пример неудачной записи:

А вот пример удачной:

  1. Для упрощения составления и восприятия конспекта можно прибегнуть к пространственной записи. Выглядеть она может так:

В принципе, этих советов уже достаточно, чтобы делать свои конспекты максимально компактными, но в то же время информативными. И, как мы и сказали, применять их можно для конспектирования не только лекций, но и любой другой информации. Однако мы все же хотим дать несколько дополнительных рекомендаций на тему того, как конспектировать статью или художественное произведение:

  • При конспектировании научных статей самое важное состоит в умении выделять главное и второстепенное. Но нюанс здесь в том, что не допускается изменение текста первоисточника. Вы должны сохранять авторскую пунктуацию и записывать цитаты без изменений. Конспект научной статьи должен быть предельно точным, чтобы его можно было использовать в дальнейшей работе. Примечания тут обозначаются специальными знаками, такими как Sic! (означает, что было написано именно так, даже если очевидна ошибка) или NB – Nota Bene (означает, что на это нужно обратить внимание или запомнить).
  • При конспектировании словарных статей основная задача состоит в выписывании значений определенных понятий. Несмотря на то, что многие выписывают их в полном объеме, никак не сокращая и не изменяя, это не совсем правильно. Достаточно записать лишь самое важное о термине, а грамматические характеристики и примеры употребления вполне можно опустить.
  • При конспектировании художественного произведения очень важно не запутаться, ведь очень часто приходится работать с объемными трудами или параллельно изучать несколько произведений. Для этого рекомендуется использовать схематические конспекты, больше известные как ментальные карты или карты памяти. Составляя такие конспекты, нужно использовать стрелки, кружки и прочие графические элементы, способные проиллюстрировать развитие сюжетных линий. Такой вариант не только удобен, но и развивает образное мышление и позволяет .

Мы вовсе не просто так заговорили о ментальных картах, т.к. в последнем блоке статьи хотим рассказать вам о нескольких необычных методах конспектирования, которыми сегодня пользуется огромное количество людей по всему миру. Причем среди них можно встретить не только школьников и студентов, но и уже состоявшихся и очень успешных людей. А сами методы конспектирования помогают им в работе и способствуют достижению больших успехов в любой области жизнедеятельности.

Эффективные методы конспектирования

Разу уж мы уже завели речь о картах памяти, то и начать этот блок будет логично именно с них.

Метод ментальных карт

Метод ментальных карт, известный также как майнд-мэппинг, считается одним из самых популярных для составления конспектов по сложным темам. Он был разработан английским психологом и телеведущим Тони Бьюзеном в 70-х годах ХХ века. (Сегодня, кстати, метод активно применяется ).

Вы берете чистый лист бумаги и размещаете посредине центральное понятие. Уже от него вы разбрасываете в разные стороны ветви или стрелки, ведущие к ключевым идеям, связанным с главной темой. Лучше всего записывать одно слово, опираясь на которое, с помощью ассоциаций вы будете извлекать из памяти касающуюся его информацию.

Для применения этого метода вам понадобятся разноцветные ручки или маркеры, т.к. ориентироваться в материале гораздо легче, выделяя определенные слова своими цветами. Но это лишь основы. Более подробно о методе ментальных карт вы можете почитать в наших статьях « » и « ».

Метод Билла Гейтса

Метод конспектирования Билла Гейтса, как и следует полагать, был разработан самим Биллом Гейтсом – американским предпринимателем, филантропом и общественным деятелем. Во время переговоров он всегда делает пометки в блокноте или тетради, структурируя получаемую информацию.

В общих чертах метод выглядит так: вы делите лист бумаги на несколько квадратов, например, на четыре. В каждый квадрат вы в тезисной форме записываете информацию по конкретной теме. К примеру, в одном квадрате у вас могут быть даты, в другом – имена, в третьем – места или события, в четвертом – возникающие у вас вопросы и т.п.

По мнению некоторых людей, метод Билла Гейтса является несколько видоизмененным вариантом метода Корнелла. И с ним вам тоже обязательно нужно познакомиться.

Метод Корнелла

Метод Корнелла (или Корнелльский метод) разработал в середине ХХ столетия Вальтер Паук – профессор Корнелльского университета. Суть в следующем: вам нужно взять лист А4 и разметить его определенным образом.

Проведите две горизонтальные линии: одну сверху листа – для дат и заголовков, и одну снизу – для резюме по конспекту (под линией должно оставаться место для 5-6 предложений).

Посередине листа проведите длинную вертикальную линию, чтобы она делила лист на две колонки: колонка слева должна быть небольшой, а справа – большой (лучше, чтобы ее ширина была чуть более 6 см).

В процессе конспектирования статьи, книги или лекции ведите основные записи в правой колонке. Оставляйте между предложениями немного пустого места, чтобы можно было что-то дописать позже.

По окончании конспектирования заполните левую колонку. В ней нужно отметить наиболее важные идеи, даты, имена, места и т.п. Сюда же можно вносить возникшие у вас вопросы. Затем, не теряя времени, заполните место под нижней горизонтальной чертой – запишите туда в нескольких предложениях основную суть всего конспекта.

Не будет лишним заметить, что метод Корнелла приобрел большую популярность в США, а в ряде учебных заведений его даже хотят сделать обязательным к освоению учащимися, ведь он не просто помогает быстро и грамотно записать информацию, но и мотивирует к перечитыванию записей, их дополнению и переработке.

Метод течения

Метод течения подходит тем, кто не хочет писать вслед за лектором, словно стенографист. Разработал его канадский писатель и журналист Скотт Янг. Главная идея метода заключается в том, что лекцию нужно воспринимать не как пассивный, а как активный процесс, т.к. лишь в этом случае от него можно получить максимальную пользу.

В процессе конспектирования вы должны размышлять и развивать свои идеи, записывая только ключевые моменты, а остальное комментируя собственными словами. Естественно, в этом случае ваши записи будут отличаться от слов лектора, поэтому применять метод лучше, если дисциплина допускает последующее формулирование мыслей по-своему.

Если же приходится конспектировать массу каких-либо точных данных, а метод вам все равно нравится, возьмите для подстраховки на лекцию диктофон, чтобы потом, переслушав, дополнить конспект тем, что упустили.

Метод предложений

И, наконец, один из самых простых методов конспектирования – метод предложений. Он напоминает классический метод стенографирования, когда слушатель стремится зафиксировать абсолютно все, что слышит от лектора.

Однако отличие состоит в том, что вы записываете каждое предложение с новой строки, при этом нумеруя его. Благодаря нумерации вы сможете легко сослаться в одном предложении на другое, просто сделав соответствующую пометку, к примеру, «см. №17».

Думаем, что теперь в вашем арсенале появится несколько полезных инструментов ведения записей, и надеемся, что ваша учеба или работа станет немного легче, а результаты будут лучше. Но в заключении все же предлагаем еще одно небольшое видео с несколькими эффективными советами по конспектированию.

Желаем вам удачи и успехов!

ТУПОЙ КАРАНДАШ ЛУЧШЕ ОСТРОГО УМА.

ИЛИ КАК ПРАВИЛЬНО КОНСПЕКТИРОВАТЬ ЛЕКЦИИ

Лекции в высшем учебном заведении или профессиональном колледже – это большой объём сложной многогранной информации. В школе уроки, как правило, ведутся размеренно, каждый ключевой элемент темы записывается на доске, а через 45 минут наступает перемена.

В вузе совершенно иная ситуация – лекции длятся по полтора часа, и преподаватель за это время успевает дать предельно большое количество нового материала, который необходимо не просто прослушать, а верно законспектировать и, затем, выучить. Чтобы успевать за лектором и не упустить ничего важного, можно взять за основу некоторые правила:

1. Забудьте о приобретении отдельной тетради для каждой дисциплины. Используйте единый блок с кольцами и съемными страницами . Дело в том, что в вузе все дисциплины между собой перекликаются и, периодически, приходится обращаться на одном предмете к конспектам по смежной тематике другой дисциплины. К тому же, гораздо удобнее класть в сумку блок в твердом переплете (рис. 1), чем каждый день собирать разные тетради в соответствии с расписанием занятий – как говорится: «Всё своё ношу с собой». Тем более, зачастую, лекции по тем или иным предметам могут понадобиться в самый неожиданный момент.

Для блока удобнее использовать съёмные листы (рис. 2) и разделители страниц (рис. 3), либо самоклеящиеся закладки (рис. 4).

Рисунок 1 – Тетрадь со сменным блоком

Рисунок 2 – Сменные блоки

Рисунок 3 – Разделитель страниц

Рисунок 4 – Закладки самоклеящиеся

2. Записывайте текст темы по смысловым блокам : каждый блок должен соответствовать пункту плана лекции. Используйте при этом чёткую нумерацию и красную строку. Удобно выделять ключевые моменты цветным маркером.

3. Учитесь грамотно сокращать слова . Возьмите себе за правило определенные языковые единицы при написании сокращать или использовать аббревиатуру. Речь идет не только о таких лексемах, как: и т.д., и т.п., и др. В соответствии с вашей специальностью в лекционных текстах постоянно будет присутствовать характерный перечень слов. К примеру, у филологов: «существительное», «прилагательное», «наречие» и т.д. – сокращаем: «сущ.», «прил.», «нареч.». У юристов: «юриспруденция», «юридическая наука», «правоведение», «философия юриспруденции» и пр. – сокращаем: «юриспр.», «юр. н.», «правовед.», «философ. юр.».

4. Научитесь выделять и записывать ключевые моменты темы . Как правило, преподаватель акцентирует на них внимание при помощи интонации или просит аудиторию записать то или иное конкретное определение или высказывание.

5. Всё, что пишет лектор на доске по обсуждаемой теме, необходимо в обязательном порядке конспектировать . Наверняка на зачете или экзамене вас спросят именно эти формулировки ответа, и преподавателю польстит, если вы повторите обозначенный текст, что скажется положительно на вашей итоговой оценке.

6. Используйте значки , которые будут подчёркивать важность информации (можно выработать даже свой собственный индивидуальный стиль), к примеру:

! — важно;

!! — очень важно;

? — под вопросом;

R — проверить;

Rm — запомнить;

U — посмотреть в учебнике;

ZB — пример (например).

7. Можно также обращаться к приёмам стенографии , заменяя часто встречаемые сочетания букв значками, например:

– «ность» можно обозначать одним значком ö (общительö, ущербö, материальöи);

«-ение» или «-анис» — значком ç

Ͼ использовать для обозначения части слова «-ический» (например соц. – социальный; соцϾ – социалистический).

8. Используйте различные математические обозначения или специальные значки :

В физике: v – скорость, а – ускорение, в математике – бесконечность, ≈ – приблизительно. Хотя не обязательно использовать данные значки строго в рамках одной дисциплины, к примеру, юрист или филолог также могут заменять слова какими-то выбранными ими символами.

Приведем пример наиболее популярных значков:

+ (плюс), = (равно),

≠ (не равно),

<, >, ≤, ≥, ≪, ≫ (больше, меньше, намного больше и т.д.),

± (погрешность, неточность),

⇒ (следовательно),

→ (влечение, «если, то …»),

⇔ (что-то верно тогда и только тогда, когда …),

∀ (для всех),

∃ (существует),

∅ (пустое множество),

∈ (принадлежит),

∉ (не принадлежит),

⊂ (включает в себя),

∪ (объединение),

⋂ (пересечение),

|| (параллельно),

∑ (сумма),

Или ↓ (возрастание, убывание);

9. Верхом мастерства является умение студентом записывать текст в виде схем, диаграмм или рисунков .

10. Не стоит надеяться на свою память – «Тупой карандаш лучше острого ума». Дело в том, что человек способен держать много дел в голове, но наш мозг может эффективно работать с 5-7 процессами одновременно (за редким исключением) Таким образом, записывая всю информацию на бумаге, Вы хорошо разгрузите свой мозг, освободив, таким образом, свою «оперативную память». Это позволит вам легче усваивать новый материал и избежать «каши в голове».

11. Говорим «нет» отвлеканиям . Во время лекций старайтесь сосредоточиться на их теме, и не прерываться на переписку по телефону или разговоры с сокурсниками. Ввиду инертности нашей психики, мозгу сложно перестраиваться на разные типы деятельности. Если Вы занимаетесь каким-то делом, производительность мозга медленно растёт (первые 15-20 минут) и после этого периода начинается пик его эффективности. Но если что-то или кто-либо Вас отвлекает, то Вам вновь потребуется после этого прерывания ещё 15-20 минут, чтобы войти опять в высокоэффективное состояние – легко усваивать и запоминать новый материал.

Хотелось бы отметить, что вы добьётесь бόльших результатов, если начнете учиться записывать вышеописанными способами конспекты ещё в школе.

Возможно, некоторые читатели возразят, что с учетом наличия новых технологий можно без труда записывать лекции на диктофон. Как журналист, попытаюсь опровергнуть данное мнение на основании собственного опыта: расшифровка (конспектирование записи) в последующем займёт у вас не меньше времени, чем если вы будете изначально записывать лекцию непосредственно на паре под диктовку. В аудиозаписи вам могут создавать помехи посторонние шумы присутствующих сокурсников, шёпот, шорох и т.д.

Если вы — аудиал , то для вас эффективнее всё воспринимать на слух и прослушивание записи поможет вам легко запомнить информацию, однако, большинство из нас – визуалы , которым проще выучить текст после его прочтения.


Обсуждение закрыто.

Доброго времени суток, уважаемый читатель! Каждый студент должен писать конспект. Это одна из главных обязанностей студента. Это его работа, если хотите. Однако часто бывает так, что молодые люди не могут успеть за лектором, из-за чего их конспект выглядит как набор несвязных отрывков фраз.

Студентов учат разным наукам, но одной из самых важных наук -правильном написании конспекта почти никогда никто нигде вас не научит. Естественно, не существует единственно правильного способа записывать лекции. Однако мы постарались подобрать для вас самые ценные рекомендации, которые позволят вам облегчить написание конспекта.

Для того чтобы у вас в голове информация, полученная из данной статьи, лучше отложилась в памяти, мы распишем каждую рекомендацию под отдельным пунктом.

Кстати, это одна из главных хитростей в написании конспекта - правильное структурирование материала. Ведь всегда проще найти вещь, когда она лежит на своем месте, где она и должна лежать, чем ту вещь, которая заброшена черт, знает куда.

Список хитростей при написании конспекта

1. Человеку не дано делать несколько дел одновременно.

Когда вы сидите на лекции и записываете новый материал и при этом параллельным ходом разговариваете с другом и сидите с телефона в Интернете, то тогда забудьте о добротно написанном конспекте. Человек не может делать несколько дел одновременно.

Нет, конечно, может, но некачественно. Что происходит, когда вы делаете несколько дел в одно и то же время? Вы распыляете внимание на всё сразу. Это приводит к тому, что вы как бы находитесь везде (слушаете и записываете лекцию, беседуете с соседом по парте, общаетесь в Интернете), но на самом деле вы находитесь нигде.

В школе часто бывают случаи, когда учитель просит встать и повторить, что он только что сказал. Наверняка у вас была подобная ситуация.

В ВУЗе, конечно, вас вряд ли заставят повторить материал лекции, в высшей школе учатся люди взрослые, самостоятельные, за ними не нужно приглядывать.

Хотя как показывает практика, нужно, да ещё и как нужно.

Вам дана внешняя свобода для того, чтобы вы становились быстрее взрослыми, а не для того чтобы делать то, что вам хочется. Пока вы студент, будьте добры учится. И причём учится не шаляй-валяй, а отдавая себя полностью процессу обучения.

Только так можно получить необходимые знания для того, чтобы потом всё было дольче вита (сладкая жизнь). Об этом же многие мечтают. Только немногие знают, чтобы в будущем всё было в порядке, нужно, чтобы уже сейчас в голове был порядок и соответственно порядок в конспекте.

Делаем вывод : Для того чтобы добротно вести конспект, нужно концентрировать своё внимание на том, о чём повествует преподаватель.

Всё посторонние дела оставьте на потом. Это краеугольный камень правильного написания конспекта .

2. Пишите только то, что считаете нужным.

Очень часто студенты совершают грубейшую ошибку - стараются записать всё дословно. При этом они естественно прерывают преподавателя, просят его повторить ранее проговорённый материал.

Скажем вам по большому секрету - от того, что у вас будет больше написано в конспекте, в голове не прибавиться. Если вы любите вникать в подробности, лучше прочтите книгу по интересующему вас вопросу. Зачем изобретать велосипед в стотысячный раз?

Главный вывод, который вы должны сделать - лекция вам дана для того, чтобы вы поняли законы и принципы функционирования изучаемого предмета, а не для того, чтобы вы в подробностях разобрали различные следствия явления.

Всегда старайтесь понять причину (почему он болеет? почему он богатый?), а не следствие (откуда у него такая дорогая машина?)

Законов много, суть (причина) у них всех одна и та же - люди должны жить быть счастливыми.

Делаем вывод : Не старайтесь записать всё подряд, что говорит преподаватель.

Пытайтесь уловить суть сказанного, и тезисно записывайте основные мысли лекции. У вас всегда есть возможность восполнить недостающие (не столь важные) факты, прочитав парочку учебников по нужному вам учебному предмету.

3. Создайте собственную систему сокращений.

Хотя мы в предыдущем пункте и говорили о том, что нужно записывать только самое необходимое, однако всё же бывают ситуации, когда стоит записать очень большой объём информации за одну лекцию.

Когда перед студентами встаёт такая проблема, часто они не способны поспевать за диктовкой преподавателя. Что же делать? Как же быть?

Тут большого секрета нет. Вам просто стоит создать свою собственную систему сокращений, которой вы будете пользоваться на всех предметах.

Как сокращать слова? Да как хотите, главное, чтобы а) слова реально становились короткими и б) вы смогли бы разобрать, что стоит под тем или иным сокращением. Старайтесь сокращать самые часто употребимые слова и словосочетания.

Приведём несколько примеров. Слово «который» вполне можно сократить до «к-й», «самостоятельно» до «сам-но», «государство» до «г-во», «через» до «ч/з», словосочетание «друг за другом» до «д/за/д» и т.д.

Скорее всего, у вас будут собственные варианты по сокращению слов. Мы тут не претендуем на роль первой инстанции. Каждый по-своему привык сокращать слова, это понятно.

Делаем вывод : Старайтесь как можно часто использовать сокращения. Это, во-первых, позволяет успевать записывать за преподавателем, во-вторых, не так сильно устаёт рука, и, в-третьих, вы экономите место в тетради. Оно вам ещё может пригодиться - учебный год долгий. Вот вам ещё один секрет того, .

4. Выделяйте основные моменты лекции цветом.

Это не пожелание, это реальная необходимость, скажем вам. Вот представьте, до сессии осталось несколько дней, а вам нужно найти какой-то сложный момент, который вы не поняли на лекции.

Вы помните, что вы не помните, но найти именно то, что вам нужно доскональнее изучить, вы не можете. Время ограничено, а ещё и другой материал стоит повторить.

Начинается паника, стресс и т.д. Зачем доводить себя до подобного состояния. Помните, мы вам говорили в своей предыдущей статье Непредвиденная ситуация: к этому должен быть готов любой человек! , что люди сами по большому счёту создают себе проблемы.

Поэтому не наступайте на одни и те же грабли - выделяйте цветом самые главные моменты лекции. Как выделять? Выделять нужно так, чтобы вы потом легко смогли найти тему лекции и интересующий вас момент в этой теме (который вы бы в панике искали, не будь выделен цветом).

Однако, лучшее враг хорошего, поэтому не утруждайте себя в изрисовывании конспекта цветными ручками и карандашами. Вам потом будет очень трудно найти нужный материал.

Выделено должно быть всё САМОЕ ОСНОВНОЕ, а именно: тема лекции (обязательно), определения, формулы, тезисы и т.п. Не делайте из своей тетради радугу-дугу.

Не стоит заниматься художествами в своём рабочем документе. Для этого есть другие места.

Делаем вывод : Выделяйте в конспекте цветными ручками и выделителями самые главные вещи, а именно тема лекции (обязательно), определения, формулы, тезисы и т.п.

Только не перестарайтесь Сделайте свою собственную систему выделений на подобие той, которая у вас есть при сокращении слов. В любой тетради выделяйте по одному и тому же принципу.

5. Структурируйте материал.

Ваш конспект должен чётко показывать, о чём в нём идёт речь. Нет ничего проще, чтобы сделать ваш конспект более наглядным, чем структурировать материал лекции.

Когда вы пишете всё слитно, не разделяя текст лекции на параграфы, подпункты и т.д., то в итоге у вас получается бесформенная каша из слов. Попробуйте быстро найти необходимую информацию через месяц - замучаетесь искать!

Поэтому старайтесь всегда записывать лекцию, руководствуясь хоть какой-нибудь логикой. Разбивайте текст на параграфы. Для того чтобы правильно определить момент, когда стоит делать новый параграф, прислушивайтесь к интонации голоса преподавателя.

Делаем вывод : Пишите конспект не «сплошняком», а с определённой структурой. В то время, когда вам предстоит готовиться к экзаменам, подобным образом структурированная информация вам очень сильно пригодится!

6. Пишите аккуратно и разборчиво.

Помните, мы в самом начале статьи говорили вам о том, что человек не может качественно делать несколько вещей одновременно.

Это заявление очень хорошо иллюстрирует корявый почерк того, кто хочет объять необъятное за один промежуток времени. Что получается в итоге?

Это называется «да я всё успевают делать, профессор». Конечно, если вы учитесь для того, чтобы получить корочки, то вам просто наличие конспекта будет вполне достаточно для того, чтобы к вам не смог придраться преподаватель.

Однако мы очень надеемся на то, что наш читатель приходит каждый день в университет за знаниями. Поэтому не усложняйте свою собственную студенческую жизнь, пишите конспекты аккуратно и разборчиво. Ведь для студента конспект - это его хлеб. А хлеб, как известно, всему голова.

Делаем вывод : «Растите» качественный «хлеб», т.е. пишите конспекты как можно более аккуратно и разборчиво.

Общий вывод:

В рамках данной статьи мы рассмотрели вопрос, как правильно писать конспект студенту. Надеемся, что вы почерпнули для себя что-то новое и полезное для того, чтобы применить полученные знания на практике.

Пишите конспекты, ведь они вам очень пригодятся при подготовке к экзаменам!

Что делать, если нужно подготовиться к сессии в максимально сжатые сроки? Лучшим помощником в подобной ситуации будут собственные записи. Проблема только в том, что не каждый знает, как сделать этот вид работы наиболее продуктивным. Данная статья как раз расскажет, что такое конспект и как его сделать наиболее полезным.

Вконтакте

Правила составления

Данный вид работы – всегда индивидуальное занятие, результат которого получится разным даже у людей, находящихся в одной аудитории и не отвлекающихся на второстепенное. В первую очередь это зависит от преобладающего способа восприятия информации человеком .

Двух одинаковых конспектов, как и людей, не бывает. Именно поэтому чаще всего сложно понимать чужие записи, так как другой основывается на свою базу, киноленту видений и выстраивает определенную цепочку ассоциаций, которая может быть неясной для постороннего. Поэтому не стоит стараться угодить всем и сразу, главное знать, как составить конспект так, чтобы вы потом сами смогли разобраться в своих записях.

Советы о том, как писать конспект по параграфу:

  1. Полностью сосредоточиться на предмете изучения.
  2. Составить четкий план своей работы.
  3. Выделять только важную информацию.
  4. Ввести свой собственный «словарь» сокращений и условных знаков.
  5. Прорабатывать свои записи цветом для наглядности.
  6. Оформлять материал в таблицы/схемы.
  7. Уделять внимание разборчивости своего почерка.

Внимание! Все эти советы подходят как для того, чтобы у вас состоялось успешное конспектирование, так и для написания лекций, так что могут считаться универсальными.

Как оформить конспект?

Здесь студенту предоставляется полная свобода, главное, что нужно четко осознавать, это то, что красивые конспекты и полезные – не одно и то же. Прорабатывая записи цветом, необходимо сконцентрироваться на степени важности определенной информации, которая сразу должна бросаться в глаза. Лучше создать единую систему, в которой у каждого цвета будет определенная функция:

  • даты;
  • имена;
  • географические принадлежности;
  • имена собственные.

Список может продолжаться и варьироваться в зависимости от учебной дисциплины. Как оформить конспект, каждый решает сам. Главное, чтобы информация легко воспринималась.

Конспект по литературе

Конспектирование литературной критической статьи укладывается в целом в уже описанные выше правила, но если идет речь о художественном произведении, специфика несколько видоизменяется. Когда имеют в виду конспект по литературе, речь идет о написании краткого содержания текста .

Если произведение небольшое по объему (например, рассказ), то тогда будет просто довольно композиционной передачи последовательности событий. Во всех остальных случаях следует отталкиваться от деления на части/главы/явления/действия (в зависимости от жанровой принадлежности текста).

Опираться на те краткие содержания, которые уже существуют на просторах Интернета, нежелательно. К сожалению, там чересчур велика вероятность того, что может быть пропущена какая-то действительно важная для раскрытия персонажа или события информация. В этом плане свой собственный конспект статьи или произведения спасет вас от каверзных вопросов преподавателей.

Ещё один важный момент – цитирование . Иногда краткий авторский афоризм может быть намного точнее и красноречивее, чем объяснение, взятое из литературоведческой статьи. К тому же, имея перед глазами цитату, человек, знакомый с текстом, всегда сможет дальше развить эту мысль.

Тезисы и конспекты

Работа с тезисами – навык, который начинает формироваться в школе, для обучения в высшем учебном заведении становится просто незаменимым. Чем отличаются тезисы от конспектирования?

В отличие от конспекта, являются более сжатым изложением исходного материала, а по манере передачи информации ближе к цитированию. Это четкий структурированный план , на который «наращиваются» примеры из авторского текста. Вторым названием данного вида работы считают план-конспект.

Вообще три этих термина следует научиться разграничивать.

Пошаговый ход работы:

  1. Составление пунктов плана (отталкиваясь от структуры изложения материала, опираясь на смену действий в событийном порядке).
  2. Работа с тезисами (подбор доказательной базы, основываясь на изложение материала в исходном тексте).
  3. Включение своих собственных комментариев и характеристик, чтобы показать осознанность темы и переработанность изначальной информации.

Важно! Конспект является более свободным и полным способом передачи информации.

Классификация конспектов

Для школьника эта информация может показаться несколько сложной для восприятия с точки зрения терминологии, но по сути, иногда даже не зная, как это правильно называется, мы сами интуитивно выполняли подобные виды работы, иногда даже без поддержки учителя.

Виды конспектов:

    • плановый – самый сжатый и краткосрочный, так как по прошествии даже незначительного срока времени может забыться, как именно тот или иной пункт плана раскрывался в исходном материале; подходит только для непосредственной подготовки к устному ответу ;
    • текстуальный – наиболее близок к тезисной передачи информации, так как в основном состоит из авторских цитат; подходит для изложения теоретических изысканий по определенной теме;
    • графический – сугубо индивидуальная, авторская вещь, которая будет непонятна непосвященному; предпочтителен для конспектирования лекций , когда времени мало, а объем информации большой;
    • хронологический – напрямую связан с предметом истории, когда информация подается в виде пересказывания событий, расположенных в хронологическом порядке;
    • свободный – не имеет каких-то определенных требований и границ, при желании может совмещать в себе все остальные виды работы.

Как правильно писать конспект — Учись, студент!



Рекомендуем почитать

Наверх