Аркадий рассказывает историю Кирсанова-старшего в ответ на резкие высказывания...
- Простая прогулка в лесу может помочь справиться со стрессом (снизить уровень кортизола в крови), снять симптомы депрессии и улучшить самочувствие.
- Переживания, связанные с природой, могут быть столь же сильными и глубокими, как во время творчества, молитвы или медитации.
- Секрет эффективности экотерапии в том, что она позволяет организму восстановить естественный ритм, а мозгу - избавиться от сенсорных нагрузок, связанных с городской жизнью.
Большинство из нас - жителей города - не представляет себе жизни без его ритма, звуков, огней и удобств. Но часто мы не замечаем, чем нам приходится расплачиваться за эту привязанность. Команда психологов из Мичиганского университета (США) установила: всего пять минут, проведенных на оживленной улице, - и наш мозг начинает хуже удерживать факты в памяти, а наш самоконтроль снижается 1 . В результате мы становимся импульсивными и агрессивными. В больших торговых центрах этот эффект сказывается еще сильнее: толпа и шум приводят нас в возбужденное состояние, а оказавшись дома и глядя на пакеты с покупками, мы задумываемся - в самом ли деле нам нужны все эти вещи? «Наш мозг - не вечный двигатель, и у него есть свой запас прочности, - говорит Марк Берман (Marc Berman), ведущий автор исследования. - Сегодня мы достаточно ясно понимаем, что именно городская атмосфера (в широком смысле) создает нагрузку на мозг». Все большое исследователей - антропологов, этологов, эволюционных психологов - приходят к мысли, что мы недостаточно приспособлены к существованию в городской среде с ее замкнутыми пространствами, оживленным трафиком и высокой плотностью населения.
Лес против стресса
В последние годы психологи обращают все больше внимания на естественные методы борьбы со стрессом. К их числу относится экотерапия - методика, которая основана на прямом контакте человека с природой. Несколько лет назад исследователи из Эксетерского университета (Великобритания) обнаружили, что из группы людей, страдающих от депрессии, 90% чувствовали повышение самооценки после прогулки по парку, а почти три четверти отмечали облегчение симптомов депрессии. Другое исследование той же команды психологов показало: 94% людей с психическими заболеваниями верят, что пребывание на природе улучшает их настроение. Данные Эксетерского университета также свидетельствуют, что те, кто живет в зеленых зонах, меньше страдают от психических заболеваний, меньше подвержены стрессам и больше довольны жизнью, чем другие 2 .
В Японии существует практика синрин-йоку (дословно «лесные ванны»), которая получила широкое распространение в 1980-х годах как средство борьбы с повседневным стрессом. Смысл ее крайне прост: выйти из дома, добраться до ближайшего леса и провести там некоторое время, вдыхая полной грудью лесной воздух. Для достижения лучшего результата «купальщики» также могут медитировать или заниматься йогой. Исследование, проведенное в 2007 году, подтвердило аргументы сторонников этой практики. Например, было обнаружено, что занятия синрин-йоку способствуют уменьшению стресса: после прогулки по лесу у человека отмечается снижение уровня кортизола (гормона стресса), частоты пульса и кровяного давления 3 .
Помимо того что контакт с природой может исцелить наш разум, он также может вызвать глубокие изменения в нашем самоощущении и поведении. «На протяжении нескольких лет я изучал то, что я называю «опытом пробуждения» - моменты, когда ваше восприятие окружающей действительности острее (и тогда она становится более прекрасной и осмысленной, чем обычно, и мы ощущаем чувство единства с миром и с другими людьми), - говорит Стив Тейлор (Steve Tailor), психолог, автор книги «Walking From Sleep» («Путь к пробуждению»). - Мир становится гармоничным и наполненным смыслом. Это ощущение очень похоже на то, что психолог Абрахам Маслоу называл «пиковыми переживаниями». В такие моменты человек ощущает невероятный душевный подъем и словно перерождается внутренне. Маслоу относил к таким переживаниям творческий экстаз и религиозную экзальтацию. Мои наблюдения свидетельствуют, что контакт с природой - один из эффективных источников этих переживаний. Около 20% этих переживаний относятся к пребыванию на природе».
Рассматривают изображение на экране.
Размышляют, делают вывод.
Дети отвечают на вопрос воспитателя. Закрепляют название леса по большему содержанию в нём какого-то определённого вида деревьев.
Называют признаки зимы.
Дети включаются в игровую ситуацию. Размышляют, находят правильные ответы.
Дети внимательно рассматривают пейзаж. Отмечают несоответствия. Убирают лишние фигурки растений и животных, обосновывают свой выбор. Закрепляют знания о том, что животные приспосабливаются к изменению природных явлений.
Предполагаемые ответы: «Не может быть цветов, потому что растениям для жизни нужно тепло, а его зимой недостаточно», «Не может быть рыжей белки. Она меняет свою летнюю рыжую шубку на зимнюю серую, потому, что она теплее и менее заметная среди зимних деревьев». «Не бывает зайца в серой шубке, он так же меняет свою шубку на белую, она менее заметна на снегу». «Не бывает ужей на снегу. Зимой они спят, собравшись по несколько штук в один клубок, забившись под пни или в расщелины» «Лягушек. Как только осенью вода становится холодной, они сразу ныряют на дно, зарываются в ил и спят всю зиму».
Дети кружатся под музыку, изображают снежинки
Называют три зимних месяца на казахском и русском языке.
Рассматривают, сравнивают.
Предварительно подготовленный ребенок читает стихотворение:
Приехали здесь друзья на пикник,
костер развели пожарить шашлык
Лес встретил их щедро, как добрых друзей,
Чирикали птички, пел соловей.
И, как благодарность, на месте
остались пакеты, бутылки и банки!
Дети формулируют правила поведения в лесу.
Подготовленные дети разыгрывают представление «В лесу»
Ребёнок в костюме зайца:
Я – Заяц. Расскажу, как мне живётся в лесу. К зиме, ребята, побелел, шубку белую надел. Очень трудно зимой бывает. А питаюсь я корой, ягодой замерзшей. Что под снегом найду, всё мне в прок пойдёт. А я вот животом маюсь. Кто-то удобрения для полей рассыпал, а я их за соль принял, полизал и чуть-чуть не умер. Живот до сих пор болит.
Ребёнок – лиса:
Я зимы не боюсь,
В шубу тёплую ряжусь.
Хвост, красивый какой,
Он мне нравится самой.
Живу в норе, там сплю, отдыхаю.
А затем охотиться начинаю.
Ищу мышку полевую
Или живность какую.
Об этом, наверное, мало кто знает,
Но и мне зимой трудно бывает.
Иногда бегаю целый день, а еды совсем нет. Вышла я на полянку, где люди отдыхали. Кругом консервные банки валяются, а из одной так вкусно рыбой пахнет. Сунула нос в банку. Там и есть-то нечего, но нос сильно повредила. Кровь шла, а сейчас нарывает, болит.
Ребёнок в костюме медведя:
Я в берлоге крепко сплю.
И меня будить нельзя.
С осени я жир коплю,
Много ем и много пью.
Медведю зимой одна работа-
Крепко спать и весны ждать.
Но люди своим шумом и выстрелами разбудили меня. Вышел я из берлоги, наступил на что-то ужасное, оно вонзилось мне в лапу! Сколько крови потерял! Спасибо сороке, она мне вытащила острый осколок от бутылки. Лапа до сих пор болит, еле хожу.
Я ёжик. Зимой я крепко сплю, зарывшись в тёплую норку. Но какой-то охотничий пёс раскопал мою норку. Свернулся я в клубок, чтобы защититься. Он как толкнул меня лапой, и я покатился с горки вниз и попал прямо на горячие угли, которые какой-то бездельник оставил в кострище. Едва выбрался, но иголочки и ножки обжёг. Так больно, что плакать хочется.
Дети отвечают на вопрос. Делают вывод: «Во всех несчастьях, произошедших с животными виноват человек»
Дети читают стихотворения:
Если в лес пришёл гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь.
Испугаются зверюшки,
Убегут с лесной опушки.
2.Ветки с дуба не ломай!
И огонь не разжигай.
3.Никогда не забывай,
Мусор с травки убирай!
4.Из рогатки не стрелять,
Ты пришёл не убивать!
5.Здесь не надо всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу всего лишь гость,
Здесь хозяин дуб и лось.
Их покой побереги-
Ведь они нам не враги.
6. Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защищаться,
Если будут уничтожены они
На планете мы останемся одни.
Работая в группах, выбирают экологический запрещающий знак, как нельзя вести себя в лесу, и объясняют свой выбор.
“Путешествие в заколдованный лес”.
Цель : развитие познавательных процессов.
Задачи :
Закрепить знание геометрических фигур и тел и их свойств, формировать умение находить известные детям геометрические тела по осязательно воспринимаемому образу;
Развивать абстрактно-логическое мышление, внимание на материале счёта;
Развивать речь, внимание, мыслительные операции, интерес к предмету;
Воспитывать у детей навыки самостоятельности, творческую активность.
Форма работы : групповая.
Тип занятия : комбинированное занятие (формирование знаний и закрепление).
Форма занятия : игра-путешествие.
Предшествующая работа : знакомство со свойствами геометрических тел, работа с планами, чтение сказки В.Катаева “Цветик-самицветик”.
Использованная литература :
Оборудование : набор геометрических фигур (цилиндры 2-х размеров, конус, куб, шар) и их “паспорта”, логические таблицы, 7 лепестков разного цвета, карта и планы к ней, игрушки зверей.
Ход занятия :
I . Орг.момент .
Почтальон приносит письмо.
Ребята, мы получили письмо от зверей из Волшебного леса. Они попали в беду. Послушайте, что они пишут.
Ребята, с нами приключилась большая беда; нас заколдовал Злой Волшебник, а спасти нас сможете только вы, если преодолеете все препятствия и правильно выполните задания. Мы надеемся на вас. Звери из Волшебного леса.
Давайте отправимся в Волшебный лес и поможем лесным зверушкам.
II . Психогимнастика.
Все входят в лес. Идут тихонько, перешагивают через пни, раздвигают ветки.
Руки подняли и помахали –
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут – покажем:
Крылья сложили назад.
III . Игра “Волшебный мешочек”.
- Посмотрите, здесь лежит волшебный мешочек. В нём геометрические фигуры. Чтобы помочь зверятам, вы должны на ощупь определить, что там за фигура, найти её “паспорт” и сказать, на что эта фигура похожа.
В волшебном мешочке шар, конус, цилиндры большой и маленький, куб. На столе их паспорта. Дети нащупывают фигуры по очереди, достают её, находят её “паспорт” и говорят, на что похожа эта фигура.
IV . Игра “ Будь внимательным ” .
Дефектолог показывает прямоугольник с нарисованными диагоналями и просит посчитать количество треугольников. (8)
V . Дидактическая игра “Логическая таблица”.
Коварный Волшебник приготовил ещё одно задание.
Дефектолог показывает детям логическую таблицу с одной пустой клеткой.
Ребята, вы должны подобрать недостающую фигуру из пяти фигур, расположенных рядом о обосновать свой выбор.
VI . Игра “Цветик-семицветик” . Работа с планами.
Ребята, а в лесу растёт волшебный цветок – Цветик-семицветик. Он нам поможет расколдовать зверей. Ой, а лепестки у него разлетелись. Мы должны срочно найти их и собрать. Нам помогут планы. Я сейчас каждому из вас дам план. По нему вы узнаете, в домик с каким номером полетел каждый лепесток.
Дети определяют по планам, в домик с каким номером полетел лепесток.
Ну, вот, все лепестки собрали. Давайте посчитаем, сколько всего лепестков. А как мы их посчитаем? (Надо определить, с какого лепестка начинать считать.)
Какого цвета лепестки? Это цвета радуги. Чтобы запомнить цвета радуги, запомните слова: “каждый охотник желает знать, где сидит фазан”.
А теперь произнесём волшебные слова:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг…
Возвращайся, сделав круг;
Лишь коснёшься ты земли,
Быть по моему вели!
Вели, чтобы мы отыскали лесных зверей!
VII . Графический диктант.
Ну, вот, и лесная избушка, но, чтобы в неё попасть, мы должны нарисовать ключ под мою диктовку. Этим ключом и отопрём дверь.
У детей на столах лежат листы в клетку и фломастеры.
Физминутка .Ой – ой – ой, ой – ой – ой!
К нам пришёл волшебник злой.
Он руками помахал,
Всех зверей заколдовал.
Звери головы склонили,
Замолчали и застыли.
Мы пришли к друзьям-зверушкам,
Что живут в лесной избушке.
Вмиг злодея вон прогнали
И зверей расколдовали.
Будем мы теперь плясать,
Веселиться и скакать.
7. Итог занятия .
Что вам больше всего запомнилось на занятии?
Что понравилось?
Хотите ещё раз оказаться в волшебном лесу?
Гуреева Галина АбдулловнаУчебное заведение: Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение "Детский сад № 35" г. Оренбурга
Краткое описание работы:
Дата публикации: 2017-12-25 Конспект занятия на тему «Путешествие в лес» Гуреева Галина Абдулловна Конспект представлен в качестве помощи воспитателям для проведения занятия по развитию речи. Конспект написан с учетом требований ФГОС и содержит современные ИКТ.
Просмотреть свитедельство о публикации
Конспект занятия на тему «Путешествие в лес»
Тема: «Путешествие в лес»
Цель: развитие познавательной активности младших дошкольников в процессе закрепления знаний о зиме.
Задачи:
Развивающие:
Упражнять детей в произнесении звука «у» (изолированного и в слогах);
Совершенствовать интонационную выразительность речи;
Развивать умение отвечать на вопросы полным предложением, побуждать к высказыванию несложных фраз;
Образовательные:
Закреплять знания о зиме;
Закреплять названия предметов одежды;
Отрабатывать чтение потешек наизусть;
Развивать связную речь.
Воспитательные:
Создать атмосферу радостного настроения;
Воспитывать в детях доброжелательное отношение к окружающим, желание помочь другому;
Воспитывать нравственные качества: взаимопомощь, внимательное, бережное отношение к животному миру;
Прививать чувства эмпатии, откликаться на эмоции собеседника.
Приемы руководства деятельностью детей в НОД:
1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: сюрпризный момент, проблемная ситуация, коммуникативная игра.
2. Приемы активизации деятельности детей в процессе НОД: беседа, создание развивающей среды, загадывание загадок, создание и решение проблемной ситуации, игровые упражнения.
3. Приемы организации практической деятельности детей: комментирование, демонстрация способов действия, продуктивная деятельность
4. Приемы поддержания интереса у детей: физкультурная пауза, музыкальное сопровождение, чередование видов детской деятельности, художественное слово, сюрпризный момент, показ видеослайдов.
5. Приемы оценки и самооценки: поощрение, совместное с педагогом определение качества продуктивной детской деятельности, оказание помощи и взаимовыручки.
Создание среды для организации и проведения НОД: большая кукла, кукольная зимняя одежда; игрушка зайка и медвежонок; елочки и деревья (для имитации леса); вырезанные из бумаги снежинки, сугробы, медведь, лиса, белочка, заяц, елочка, дерево (для аппликации); видео презентация «зимний лес» с музыкальным сопровождением – щебетанием птиц, мультимедийный проектор; мнемотехнические таблицы для дидактической игры «Построй предложение по картинке» (например: картинка разделена на 2 части: на одной схематично изображен медведь, на другой – кроватка и снежинки. Ребенок должен построить предложение: зимой медведь спит в берлоге)
Виды детской деятельности в НОД:
Игровая
Коммуникативная
Чтение художественной литературы
Познавательно-исследовательская
Продуктивная
Музыкально-художественная
Двигательная
Ожидаемые результаты:
— поиск путей решения поставленных задач;
— умение называть предметы одежды, одевать их на куклу;
— умение строить полные предложения;
— проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении;
— воспитание нравственных качеств;
— знание произведений устного народного творчества;
— умение воспитанников решать интеллектуальные и личностные задачи;
— расширение и активизация словарного запаса.
Критерии оценки деятельности детей на занятии
- Ребёнок задаёт вопрос.
- Активно участвует в продуктивной деятельности.
- Проявляет самостоятельность.
- Обращается за помощью к взрослому и детям и оказывает ее своим сверстникам.
- Сопереживает.
- Эмоционально реагирует.
- Соподчиняет мотивы.
- Выразительно двигаются в соответствии со словами текста;
- Делает выводы, умозаключения.
План непосредственно образовательной деятельности
I Вводная часть НОД (3 минуты):
Сюрпризный момент (появление куклы Маши).
Создание проблемной ситуации.
Создание мотива для деятельности детей. Определение цели.
Беседа о погоде.
II Основная часть НОД (12 минут):
Разгадывание загадок о зимней одежде.
Решение проблемной ситуации: путешествие в волшебный лес.
Фонетическая разминка.
Составление предложений о зиме.
Физкультурная минутка.
Чтение потешек.
Исполнение колыбельной песни.
III Заключительная часть НОД: (5 минут)
Совместное обсуждение результатов деятельности.
Выполнение аппликации.
Оценка деятельности.
Продолжительность: 20 минут.
Ход занятия
Здравствуйте ребята! Сегодня к нам в гости пришла кукла Машенька. Давайте с ней поздороваемся (приветствие детей). Она мне шепнула на ушко, что никогда не была в лесу, но слышала что там много интересного. А вы были когда-нибудь в лесу? (ответы детей). Давайте тогда ребята все вместе отправимся в волшебный лес! А там мы попросим лесных жителей рассказать о нем. А каких лесных жителей вы знаете? Кто живет в лесу? (дети называют всех известных им лесных животных и птиц) Ну что ж, пора отправляться! Надо посмотреть для начала какая погода за окном. Какое время года сейчас? (зима) а какая погода? (на улице холодно, морозно, идет снег, воет ветер) Какую одежду надо одевать в такую погоду? (ответы детей) Ой, посмотрите, а как одета наша Машенька? (на ней одето белое платье и сандалии) А как вы думаете в такую погоду можно отправиться в лес в таком наряде? (ответы детей) Так что же нужно сделать чтоб не замерзнуть в лесу? (ответы детей) Так давайте нашу Машу одевать.
Я буду загадывать загадки, а кто отгадает, возьмет эту вещь на столе и оденет на куколку.
1. Если станет холодать,
Меня надо надевать.
Лишь усядусь на макушку –
Не замерзнут ваши ушки! (шапка)
2. Кто их одевает,
Тот холода не знает.
Девчонки и мальчишки
Одеты все в … (штанишки)
3. От холода и снега
Согреет, где б ты ни был!
Пусть в ней похож ты на мишутку,
Зимой наденешь что ты? (шубку)
4. В них упрячешь две ноги –
И в мороз гулять беги. (валенки)
5. Домики для пальчиков
Девочек и мальчиков. (варежки)
6. Не галстук он, не воротник,
А шею обжимать привык.
Но не всегда, а лишь тогда,
Когда бывают холода. (шарф)
Машеньку одели и про себя не забудьте. Свое здоровье надо беречь и обязательно тепло одеваться в холодную погоду (дети одевают заранее подготовленные на стульчиках шапочки и шарфики, помогают друг другу). Теперь все готовы и мы вместе со снежинками полетим в волшебный лес. Закрываем глазки и говорим: (дети хором проговаривают с воспитателем)
Белый снег пушистый
В воздухе кружится,
(кружатся с поднятыми вверх руками)
И на землю тихо
Падает, ложится.
(опускают руки, медленно присаживаются)
Вот мы и попали в волшебный лес! (на доске презентация зимнего леса со звуковым сопровождением — пением птиц) Посмотрите, как он красив зимой! Сколько здесь снега! И ветерок тихонько дует: ууууу (дети повторяют). А теперь ветер стал завывать сильнее: УУУУУ (дети говорят громче, выдыхают сильнее). Ветер вновь затихает (дети говорят тихо), а теперь дует еще сильнее, чем прежде (дети говорят громко). Что-то от такого ветра наши ручки совсем замерзли. Надо бы их согреть. Давайте все вместе подуем на них: ху-ху-ху, фу-фу-фу (дети подносят ладони к губам, повторяют звуки за воспитателем). Надо подуть еще сильнее (дуют), а теперь очень-очень сильно (дуют с максимальной силой и громкостью). Пора нам отправляться в глубь леса. Давайте-ка отправимся вот на этом паровозе (на экране появляется картинка паровоза), занимаем свои места (дети выстраиваются в колонну по одному за воспитателем). Паровоз гудит: ту-ту, ту-ту, ту-ту (дети повторяют), поехали: чу-чу-чу-чу-чу! (дети повторяют) Паровоз поднимается медленно в горку: чу-чу-чу (все вместе произносят как можно медленнее), а теперь спешим с горки: чучучу-чучучу (все вместе проговаривают в быстром темпе). Останавливаемся: пщщщщ! (все это время дети двигаются в направлении за воспитателем с одного конца группы в другой, где стоят елочки и деревья. Затем останавливаются у одной елки)
Посмотрите ребята, кто там под елочкой сидит? (зайка). А давайте мы ему расскажем, зачем мы сюда пришли, может он нам расскажет что-нибудь (дети по очереди рассказывают, дополняют друг друга). Зайчик шепнул мне на ушко, что он очень замерз и ему холодно разговаривать. Посмотрите, как он весь дрожит. Зато у него есть картинки, по которым вы сами сможете Машеньке рассказать о зимнем лесе. (проведение дидактической игры «Построй предложение по картинке») Ответы детей:
Зимой на дереве нет листьев. (картинка: дерево/зачеркнутый листик)
Медведь зимой спит в берлоге. (картинка: медведь/кроватка, снег)
Лиса одевает теплую шубку зимой. (лиса/шуба)
Зайчик прячется под кустом. (заяц/куст)
Зимой в лесу много снега. (деревья/снежинки)
Солнышко зимой не греет. (солнышко/снежинки)
Вы очень хорошо справились с зайкиным заданием, но ему по-прежнему очень холодно. Может быть, мы его развеселим, и согреемся вместе с ним? (ответы детей) Расскажем все вместе стишок про зайку:
Зайка беленький сидит
И ушами шевелит.
Вот так, вот так
Он ушами шевелит!
(сидят на корточках, шевелят кистями рук, подняв их к голове)
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Вот так, вот так
Надо лапочки погреть!
(встают, хлопают в ладоши)
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Вот так, вот так
Надо зайке поскакать!
(прыгают на одном месте, поджав руки как лапки зайца)
Зайку кто-то испугал!
Зайка прыг, и убежал!
(разворачиваются в прыжке на 180 градусов)
Вот и зайка повеселел!
Зайка: Спасибо вам, ребята что согрели и повеселили меня! За это я вам свои картинки подарю, чтоб вы всегда помнили про зимний лес и могли рассказать о нем другим ребятам.
Уж ты, зимушка – зима,
Закружила, замела.
Все дорожки, все пути –
Не проехать, не пройти.
Придется нам дальше идти пешком. (дети по образцу воспитателя перешагивают через гимнастические палки, имитируя ходьбу по сугробам под звучащий хруст снега. Воспитатель достает из-под другой елочки медвежонка и говорит сердитым голосом) Это кто в наш лес пожаловал? Кто шумит и спать не дает? (ответы детей) Ребята, мы мишку разбудили, он теперь сердится на нас. Что же нам делать теперь? Как мишке настроение поднять? (ответы детей) А может мы ему поиграть предложим? Давайте все встанем в круг и будем передавать мишку под музыку, на ком музыка остановится, тот нам потешку расскажет про животных или птиц. (играет ритмичная музыка, дети поочередно рассказывают потешки)
1. У медведя во бору
Грузди, рыжики беру.
А медведь молчит,
Не рычит и не урчит.
Я и меду наберу.
«Ррру!» А я убегу.
2. Наш волчонок маленький
По снежочку валенках
Ходит зимним днём.
А промочит лапочки,
То к волчице – бабушке
Убежит тайком.
3. Совушка-сова,
Большая голова,
На пеньке сидит,
Головой вертит,
Во все стороны глядит,
Да ка-а-ак полетит!
4. Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому,
Кому в зобок,
Кому в платок,
Кому в лапочку.
Вот и позабавился наш мишка, теперь и настроение у него хорошее, только что-то он притомился. Все-таки зима, а значит спать ему нужно. А мы ему колыбельную споем.
Спать не хочет белый Мишка (грозят пальчиком)
Уж такой он шалунишка.
Я топтыжку покачаю (руки полочкой и покачивают)
Баю – баю, баю – баю.
Ты ложись-ка на кроватку,
Спи мой Мишка, сладко – сладко
Я ведь тоже засыпаю (кладут руки под щёку)
Баю – баю, баю – баю.
Вот медвежонок и уснул, а мы с вами на цыпочках, потихонечку возвращаемся в детский сад.
Как вы думаете, Машеньке понравилось наше путешествие? (ответы детей) Посмотрите, теперь она довольна, ведь она побывала в зимнем лесу. А вам, ребята, понравилось? (ответы детей) А что понравилось больше всего? Что запомнилось? Что вы теперь можете о лесе рассказать? (ответы детей) для того, чтобы не забыть нам об этом путешествии, мы все свои знания приклеим на листочек (дети говорят предложения и приклеивают деталь к листу на мольберте, создавая коллективную аппликацию) . .
Конспект комлексного занятия в подготовительной группе «В зимнем лесу».
Задачи:
1. Закрепить сезонные изменения в природе зимой.
2. Воспитывать интерес к изучению природы, умение видеть красоту окружающего мира.
3. Расширить знания детей о диких животных, их повадках, образе жизни.
Материал : Картины с изображением зимнего пейзажа; демонстрационные игрушки «Дикие животные»; макет медвежьей берлоги; демонстрационное дерево; демонстрационные картинки зимующих птиц; серия карточек «зимующие и перелётные птицы»; разрезные картинки «Зимний пейзаж»; аудиозапись звуков зимнего леса и голосов птиц.
Ход занятия:
В. -Ребята, у нас сегодня необычное занятие закройте глаза и представьте, что мы с вами попали в лес (звук метели). На столах лежат элементы картинок, соберите их и вы поймёте в каком лесу мы с вами оказались.
В. -Как вы думаете, о чём и о ком мы с вами будем говорить на занятии?
Д.-О зиме.
В.- Правильно. Какие приметы зимы вы заметили?
(Дети перечисляют признаки зимы: много снега, снег белый, пушистый, реки покрыты льдом, деревья без листвы, и укутаны снегом, на улице холодно и т.д.)
Дети с воспитателем ходят по группе, переходя от одной картинке к другой.
В.- Кого мы с вами можем встретить в лесу, узнаете, отгадав загадку:
« Зверька узнаем мы с тобой, по двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой, и в шубке рыжей летом».
Д. -Белка (рассматривание изображения белки в серой шубке).
В. -Как вы думаете, почему на зиму белка меняет цвет шубки?
Д.- Чтобы не заметили враги.
В.- Да, для того чтобы ей было легче прятаться от своих врагов, например от куницы. Зимой деревья стоят без листвы. И на фоне тёмно-серых веточек и стволов, серая шубка менее заметная, чем рыжая. Серая шубка не только не заметна, но ещё и намного теплее. А в самые сильные морозы, белка спит в своём дупле. Оно у неё тоже подготовлено для зимы: ещё осенью белочка натаскала туда листочков, сухого мха, поэтому в дупле сухо, мягко и тепло. Ребята, подумайте, а как белочка ещё готовится к зиме?
Д.- Делала припасы: собирала орешки, сосновые и еловые шишки, сушила грибочки.
В. -Давай те с вами вспомним, а кто из зверей ещё меняет цвет шубки к зиме?
Д. - Заяц.
В.- А зачем зайцу белая шубка? (рассматривание изображения зайца в белой шубке)
Д.- Чтобы удобно было прятаться от врагов, на белом снегу она не заметная.
В. -Как вы думаете, куда зайцу легче бежать в горку или с горы? (ответы детей)
В.- В горку, потому что задние лапы у него длиннее и очень сильные, заяц ими отталкивается и делает очень большие прыжки, убегая от своих врагов. А где же живёт зайчик?
Д.- В лесу, под кустиком.
В. -Да у него нет домика – норки. Зимним днём он обычно спит в снежной ямке, или под кустом, а ночью выходит добывать себе еду, обгладывает кору с деревьев. Послушайте про это стихотворение: « У косого нет берлоги, не нужна ему нора,
От врагов спасают ноги, а от голода – кора»
В.- Ребята, а кто же главные враги зайчишки? (ответы детей)
Отгадайте загадку: «Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живёт,
В деревне кур крадёт» (Лиса)
В. -Лиса к зиме тоже готовится. Зимой на её лапках отрастает густая шерсть, чтобы было не холодно ходить по снегу. И ходит лисичка как в валенках. А где же спит лисичка? (ответы детей)
Ещё загадка: « Кто зимой холодной,
Ходит злой, голодный». (Волк)
В.- Волк тоже охотится за зайцем. Хотя он и не меняет свою шубку, но утепляет её. К зиме волчья шерсть становится гуще и длиннее. Волки спят прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы. Спят они днём, а ночью охотятся.
Дети садятся на стульчики на ковре. Стульчики стоят в два ряда с двух сторон ковра. На ковре с боку стоит макет медвежьей берлоги и демонстрационное дерево с картинками перелётных и зимующих птиц.
В.- Ребята, а каких животных мы не встретим зимой в лесу и почему? (ответы детей: медведи, барсуки, ежи и т.д.) Правильно, правда медведей и барсуков нет в Крыму, но мы знаем, что эти звери впадают в спячку. Поэтому они не делают особых запасов на зиму, заботятся только о тёплом домике. Ежи спят в норке, утеплённой мхом, сухой травой и листочками. Медведи зимуют в берлоге. Посмотрите у нас на ковре, какой-то холмик,хотите узнать кто там спит?
Д.-Да!
В.- Тогда отгадайте загадку: « Летом ходит без дороги
Между сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза пряча нос» (медведь)
В. -Зимой в лесу можно встретить не только зверей. А кого ещё, как вы думаете? (ответ детей: птиц).В наших Крымских лесах очень много снегирей. Грудка самца – снегиря ярко красная. Когда эта птица нахохлится, то становится похожа на румяное яблочко.
Физ.минутка: Стынут ветки на морозе, у сосны и ели.
Что за чудо? На берёзе – яблоки поспели.
Подойду поближе к ней, и глазам не верится,
Стайка алых снегирей облепила деревце (голос снегиря)
В.- Голодно зимой птицам. Они перебираются из леса поближе к жилью, прячутся от морозов и метелей под крышами и за ставнями домов. А каких перелётных птиц вы знаете? (Ворона, воробей, синица, сорока, галки) (После каждого названия птиц звучат их голоса). Не боятся зимы вороны, галки, сороки, дятлы, воробьи, ведь корма им хватает, а сытость даёт тепло. Птицы лущат еловые и сосновые шишки. (Показ демонстрационных картинок). Ребята, обратите внимание какое необычное дерево «выросло» у нас на ковре. (на дерево прикреплены маленькие картинки птиц). На этом дереве устроилось много разных птиц. Давайте разделим этих птичек, на зимующих и перелётных. (дети снимают птиц с дерева в две стопки).