Почему гаагский трибунал закрыт с позором. Международный трибунал по бывшей югославии официально завершил работу

Окрашивание волос 02.04.2019
Окрашивание волос

Международный трибунал по бывшей Югославии (МТБЮ) в Гааге в четверг, 21 декабря, официально завершил свою работу. Это первый международный суд по делам о военных преступлениях, совершенных в ходе одного военного конфликта со времен деятельности Нюрнбергского и Токийского процессов над руководителями гитлеровской Германии и Японии, бывшей во время Второй мировой войны ее союзницей.

Гаагский трибунал был создан в 1993 году на основании соответствующей резолюции Совета безопасности ООН, появление этого органа поддержали многие страны-челны организации, включая Россию. Как сказано на официальном сайте МТБЮ, на церемонии закрытия трибунала присутствовали представители различных стран-членов ООН, в том числе всех республик бывшей Югославии, а также руководители международных и региональных неправительственных организаций. Посетили мероприятие также король Нидерландов Виллем-Александр и Генеральный секретарь ООН Антониу Гуттереш. На церемонии, кроме того, побывали судьи, обвинители и сотрудники МТБЮ более низкого ранга.

Ранее в декабре в своем выступлении перед Советом Безопасности ООН председатель трибунала Кармел Агиус подчеркнул, что «миссия выполнена» и после более 24 лет своей работы трибунал завершил всю юридическую работу. По его убеждению, создание МТБЮ стало «поворотным моментом для всего мирового сообщества».

Международное уголовное правосудие, подчеркнул Агиус, всегда будет дорогостоящим, занимать долгое время и выглядеть тяжеловесно, однако «за альтернативу, когда никто не будет ничего делать и будет открыта дорога для безнаказанности, придется заплатить гораздо большую цену».

За время своей работы, то есть почти за четверть века, инстанция провела судебные процессы по делу 161 человека. Под трибунал попало практически все гражданское и военное руководство Сербии, Республики Сербской в Боснии и Герцеговине и Республики Сербская Краина в Хорватии, включая экс-президентов, членов правительства, начальников генштаба, высших военачальников, руководителей силовых ведомств и спецслужб. В общей сложности 90 человек были приговорены к различным срокам тюремного заключения за геноцид, преступления против человечности, нарушение законов и обычаев войны, а также серьезные нарушения Женевских конвенций.

Гаагский трибунал рассматривал дела в отношении людей, причастных к военным преступлениям в ходе гражданской войны в Югославии 1991-1996 годов, конфликта в Косово в 1997-1998 годах, а также военного противостояния в Македонии. Во всех этих событиях принимали участие пять сторон: сербы, хорваты, мусульмане-бошняки, албанцы и македонцы. Как неоднократно отмечали различные эксперты и участники конфликта, в том числе доброволец из Украины и России Олег Валецкий, написавший впоследствии несколько книг о войне в бывших югославских республиках, военные преступления друг против друга действительно совершали абсолютно все стороны конфликта.

Всего же Гаагский трибунал осудил 105 представителей различных воинских формирований и югославских военных, выступавших против хорватов, оправдав только 16 из них. Приговоры получили 38 хорватов (оправдано 12 из них), 17 мусульман-бошняков (оправдано трое из них). Немало оправдательных приговоров было вынесено по албанским участникам боевых действий — вины в их действиях суд не установил в шести случаях из девяти. Также в Гааге были рассмотрены уголовные дела двух представителей Македонии — одного суд оправдал, а второго приговорил к 12 годам заключения.

За время деятельности МТБЮ было вынесено несколько громких приговоров. Так, к пожизненному лишению свободы был приговорен командующий армией боснийских сербов и югославский генерал Ратко Младич, его признали виновным в гибели мирных людей во время осады Сараево, геноциде в Сребренице, а также других преступлениях. Президент республики Сербской в Боснии и Герцеговине Радован Караджич получил 40 лет за те же самые деяния, а также за захват в заложники сотрудников ООН. Сам он долгое время успешно скрывался от следствия: полностью изменив внешность, после войны он жил в Белграде и занимался медицинской практикой (по первому образованию политик был нейропсихологом).

А бывший министр обороны Югославии Велько Кадиевич, который успел поучаствовать еще во Второй мировой войне, скрылся от МТБЮ в России, где ему было предоставлено гражданство.

Он умер в 2014 году в Москве, перед смертью написав несколько книг о событиях на Балканах.

Несколько резонансных смертей произошло прямо в стенах Гаагского трибунала. 11 марта 2006 года там скончался бывший президент Югославии Слободан Милошевич, которого обвиняли в причастности к убийствам, преследованиям по политическим, расовым и религиозным мотивам и принудительной депортации. Смерть политика произошла в результате сердечного приступа. Позже суд, рассматривая дело Караджича, пришел к выводу что Милошевич был невиновен в ряде преступлений, в которых его обвиняли. Скончался от рака мозга в гаагской тюрьме и бывший президент Сербской Краины (сербской автономии в Хорватии) Горан Хаджич. А 29 ноября нынешнего года прямо в ходе оглашения решения по своей апелляции покончил с собой хорватский генерал Слободан Пральяк, которого суд признал виновным в ряде преступлений, произошедших во время войны в боснийском городе Мостар. Погибший не был согласен с тем, что его признали виновным, и добровольно ушел из жизни.

Скандалом завершилось разбирательство в отношении хорватского генерала Анте Готовины. Его обвиняли в причастности к массовым убийствам, принудительном переселении, нарушении правил и обычаев войны во время операции «Буря» против Сербской Краины. Первоначально он был приговорен к 24 годам лишения свободы, что вызвало массовые акции протеста в Хорватии, где офицера воспринимают как национального героя. В итоге апелляционная инстанция полностью оправдала Готовину. Аналогичным образом закончилось рассмотрение дела бывшего командующего Сребреницкой группировкой армии Боснии и Герцеговины Насера Орича. Именно он руководил подразделениями мусульман-бошняков, которые действовали против сербов на востоке Боснии. Сербские военные лидеры неоднократно утверждали, что действия именно его подразделений привели к скандальной операции сербских военных по штурму Сребреницы, которая закончилась геноцидом в этом населенном пункте. Изначально по решению Гаагского суда он получил два года заключения, однако обжаловал приговор и был полностью оправдан.

Однако самым скандальным решением МТБЮ можно считать приговор одному из командиров косовских подразделений, входивших в Освободительную армию Косова, Рамушу Харадинаю. Эта группировка добивалась независимости края от Югославии вооруженным путем. Ему предъявили обвинение по 37 пунктам, связанным с пытками военнопленных, похищением мирных граждан, массовыми убийствами и другими противоправными деяниями.

Несмотря на многочисленные свидетельские показания против него, Харадинай был дважды полностью оправдан. При этом девять свидетелей, которые дали против него показания, умерли при до конца не выясненных обстоятельствах.

Одним из самых неожиданных стало решение МТБЮ от 31 марта 2016 года, когда был оправдан лидер Сербской радикальной партии Воислав Шешель. Он обвинялся в преступлениях против человечности и в нарушении законов и обычаев войны в период с 1991 по 1993 год на территории Хорватии, Воеводины (Сербия), Боснии и Герцеговины. Это был 19-й и последний оправдательный приговор, вынесенный МТБЮ. В общей сложности Шешель провел в следственном изоляторе 11,5 лет. Это абсолютный рекорд трибунала по длительности пребывания в заключении подозреваемого. Также Шешель стал первым обвиняемым в истории МТБЮ, против которого в ходе одного судебного процесса было проведено еще три процесса по обвинению в неуважении к суду (приговоры по ним он отбыл, находясь в заключении в ожидании основного вердикта).

Хотя МТБЮ формально и завершил работу 21 декабря, не все дела еще закрыты. Оставшимися из них будет заниматься уже Международный остаточный механизм для уголовных трибуналов (МОМУТ). Эта структура была создана Совбезом ООН специально для завершения работы, начатой МТБЮ и Международным уголовным трибуналом по Руанде. Ей предстоит рассмотреть апелляцию прокуратуры по делу Шешеля. В предапелляционной стадии находится дело бывшего лидера боснийских сербов Радована Караджича. Эта же инстанция занимается вопросами, связанными с предстоящей апелляцией командующего армией боснийских сербов Ратко Младича на пожизненный приговор. Кроме того, трибунал пересматривает дело двух бывших сотрудников службы госбезопасности Югославии Йовицы Станишича и Франко Симатовича.

Она прошла на территории парламента Нидерландов, участие в ней приняли голландский монарх Виллем-Александр и Генсек ООН Антониу Гутерреш. На мероприятии выступали учёные, международные эксперты и судьи МТБЮ.

О завершении работы трибунала объявил 6 декабря его председатель Кармел Агиус, выступая на заседании Совета Безопасности ООН. После вынесения приговоров Ратко Младичу и Ядранко Прличу трибунал свою миссию выполнил, заявил Агиус.

Ранее бывший командующий армией боснийских сербов Младич был приговорён к пожизненному заключению. В отношении экс-премьера самопровозглашённого государства боснийских хорватов Герцег-Босна Ядранко Прлича был подтверждён приговор о лишении свободы сроком на 25 лет.

Таким образом, завершается 24-летняя история трибунала, оставившего о себе весьма неоднозначную память.

Трибунал был создан в мае 1993 года как структура ООН. Резолюция о формировании международного судебного органа для расследования событий, происходивших на югославской территории, получила единогласную поддержку в Совбезе.

Трибунал был уполномочен расследовать преступления против человечности, совершённые на территории бывшей Югославии с 1 января 1991 года. Кроме того, среди целей МТБЮ было указано предотвращение новых преступлений и восстановление мира в регионе. Однако работа МТБЮ не остановила дальнейшее развёртывание конфликта на Балканах. Начавшиеся в 1990-х процессы продлились вплоть до 2008 года, когда непризнанное Косово провозгласило свою независимость от Сербии.

Пропаганда в авангарде

В 1991–1992 гг. бывшая Социалистическая Федеративная Республика Югославия (СФРЮ) распалась на несколько отдельных образований - о своём суверенитете заявили Словения, Хорватия, Македония, Босния и Герцеговина. Распад сопровождался ожесточёнными военными столкновениями в Хорватии, Словении, а также в Боснии и Герцеговине.

Переломными моментами в новейшей истории Балканского полуострова стали гибель хорватских мусульман в Сребренице (1995 год) и расстрел албанцев в косовском селе Рачак (1999 год).

Согласно выводам МТБЮ, в 1995 году косовские сербы под руководством Ратко Младича организовали массовое уничтожение боснийских мусульман из Сребреницы. Установив контроль над городом, сербское командование приняло решение депортировать местных мусульман на территории, заселённые их единоверцами. Женщин, стариков и детей из города вывезли на автотранспорте, а мужчин построили в пешие колонны.

Относительно дальнейших событий есть несколько версий. Западное сообщество утверждает, что сербами было расстреляно около 8 тыс. жителей, в то время как целый ряд исследователей опровергает эту версию.

Доподлинных доказательств версии о расстреле тысяч безоружных мусульман так и не было представлено.

Однако «резня в Сребренице» усилиями политиков и прессы стала фактором, настроившим общественное мнение против сербов. На западе до сих пор тщательно культивируется представление о сербах - участниках той войны, как о жестоких убийцах.

В январе 1990 года ещё одна кровавая история потрясла воображение западного общества и стала прологом к началу натовских бомбардировок Югославии.

Сербских силовиков обвинили в убийстве 45 мирных жителей посёлка Рачак. Однако Белград настаивал, что убитые были не мирными жителями, а албанскими боевиками, и косовская сторона намеренно инсценировала расправу над мирным населением.

К такому выводу, в частности, пришли белорусские и финские эксперты после исследования найденных останков. Подобного рода провокации активно применялись прозападными силами и во время сирийского кризиса в 2013 году, когда вина за химическую атаку на мирных жителей в Гуте безапелляционно и бездоказательно возлагалась западными политиками и СМИ на Дамаск. Тогда Москва путём дипломатических усилий оградила САР от военной интервенции НАТО.

Сербии в этом отношении повезло меньше. События в Рачаке, преподнесённые как военное преступление сербской стороны, стало предлогом для начала бомбардировок страны.

В обход ООН

За время кампании «Решительная сила» ВВС НАТО сбросили на Сербию около 14 000 бомб. Удары наносились по населённым пунктам и гражданским объектам, в частности, был разбомблён пассажирский поезд, погибло 30 человек.

Также ВВС по ошибке уничтожили автоколонну беженцев из Косова, удар привёл к гибели 64 мирных жителей. Кроме того, было разбомблено китайское посольство, погибли три человека.

Угрожая Белграду бомбардировками, руководство НАТО ссылалось на ряд постановлений СБ ООН. Однако сам альянс пренебрёг необходимостью получить мандат ООН на проведение операции, что неудивительно, ведь, по мнению многих наблюдателей, эти бомбёжки мало напоминали миротворческую миссию.

Швейцария, например, вообще запретила натовским ВВС использовать её воздушное пространство для бомбёжек Югославии. Глава швейцарского МИД Флавио Котти объяснил это решение отсутствием у НАТО мандата ООН.

Говоря о причинах, побудивших НАТО подготовить и начать атаку, профессор МГИМО, политолог Елена Пономарёва отметила, что Югославия была очень успешным в экономическом отношении государством в социалистический период, не говоря о природных ресурсах, сосредоточенных в Косове.

«И это стало одной из причин, почему регион так быстро и так кровожадно отрезали от Сербии. Кроме того, Косово является стратегической высотой, одной из самых высоких точек Европы, недаром США построили там огромную военную базу», - пояснила эксперт в интервью RT.

И так как Сербия до сих пор не сломлена и отказывается вступать в НАТО, шаги по унижению сербских национальных чувств продолжаются.

«Например, в 2015 году Совбез ООН рассматривал выдвинутую британской стороной резолюцию, в которой вина за геноцид в Сребренице возлагалась фактически на весь сербский народ. Россия наложила вето на этот документ», - напомнила Пономарёва.

1000 лет тюрьмы

МТБЮ не предпринял попыток расследовать правомерность действий НАТО. Вместо этого трибунал сконцентрировался на преследовании только одной стороны югославского конфликта - сербской.

При этом юристы отмечают, что полномочия Совбеза ООН, создавшего трибунал, не распространяются на частных лиц, даже если речь идёт о военных преступлениях.

Согласно принципам международного сотрудничества в отношении лиц, виновных в совершении военных преступлений, «каждое государство обладает правом судить своих собственных граждан за военные преступления или преступления против человечности». Соответствующая резолюция была принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1973 году. Исключение возможно в том случае, если речь идёт о международных преступлениях или если государство подписывает соответствующий договор.

Однако только в 2005 году МТБЮ согласился передать часть дел судам Боснии и Герцеговины, в то же время Сербия и Черногория были этого права лишены.

Как отметил министр иностранных дел России Сергей Лавров, выступая в октябре 2017 года перед участниками XIX Всемирного фестиваля молодёжи и студентов, за годы своей работы МТБЮ подорвал свой авторитет.

«До сих пор функционирует трибунал по бывшей Югославии, хотя давно пора его закрыть… Трибунал по бывшей Югославии доказал свою очень серьёзную предвзятость, однобокость», - подчеркнул министр, добавив, что около 80% всех дел МТБЮ были направлены против сербов.

Суммарно трибунал приговорил сербских военных к 1000 годам тюремного заключения. Счастливым исключением стал лидер Сербской радикальной партии (СРП) Воислав Шешель - в марте 2016 года он был полностью оправдан. Однако в ожидании вердикта политик провёл в следственном изоляторе Гааги почти 12 лет.

Для сравнения, бывший командир Армии освобождения Косова Рамуш Харадинай большую часть времени в ожидании приговора провёл на свободе. В 2008 году он был оправдан трибуналом, и хотя сторона обвинения подала апелляцию, пересмотр дела ни к чему не привёл - в 2012 году Харадинай был оправдан повторно. Якобы командующий штабом АОК не имел отношения к совершаемым в тот период преступлениям.

В настоящее время Харадинай не только находится на свободе, но и возглавляет правительство непризнанного Косова. Что интересно, несколько свидетелей обвинения, согласившихся выступить в суде, погибли при неоднозначных обстоятельствах.

Странным образом в ходе работы МТБЮ гибли не только свидетели, но и подсудимые. В частности, не дожил до приговора главный обвиняемый - бывший президент Югославии Слободан Милошевич, он погиб в марте 2011 года.

Как отметил российский академик Лео Бокерия, ознакомившись с материалами вскрытия, к смерти Милошевича привело неоказание медицинской помощи.

Ограничение доступа врачей к престарелым подсудимым - системная проблема Гааги. Например, 14 ноября МТБЮ запретил медикам посещать бывшего командующего армией Республики Сербской Ратко Младича, невзирая на то, что последний перенёс не один инсульт и страдает от психоорганического синдрома.

В 2013 году вокруг МТБЮ разразился очередной скандал: датский судья Фредерик Хархофф обвинил председателя трибунала американского гражданина Теодора Мерона в оказании давления на судей.

Хархофф разослал письмо десяткам юристов, его содержание также попало на страницы мировой прессы. Выяснилось, что Мерон требовал, чтобы остальные судьи одобрили оправдательный вердикт в отношении некоторых сербских и хорватских подсудимых. В частности, речь могла идти о Йовице Станишиче и Франко Симатовиче. Эти лица были оправданы МТБЮ.

В годы войны Йовица Станишич возглавлял службу государственной разведки, выполнявшую приказы Слободана Милошевича, Франко Симатович также работал в этой службе.

Известно, что Йовица Станишич был завербован ЦРУ и передавал американской спецслужбе секретные данные. Хотя в 2015 году апелляционная инстанция МТБЮ отменила оправдательный вердикт и направила дело на пересмотр, Станишич был отпущен на свободу «для лечения».

«Балканские русские»

По мнению научного сотрудника отдела черноморско-средиземноморских исследований Института Европы РАН Екатерины Энтиной, хотя сама идея создания суда была логичной и правильной, на практике трибунал превратился в чисто политический инструмент, не удовлетворив ни одну из сторон конфликта.

«Работа МТБЮ закончилась на эмоциональной и трагической ноте - речь идёт о самоубийстве хорватского генерала Праляка. Это свидетельство отношения народов бывшей Югославии к трибуналу», - подчеркнула Энтина.

Елена Пономарёва дала ещё более жёсткую оценку МТБЮ.

«Во всех анонсах говорят о „торжественной церемонии” закрытия МТБЮ, но на самом деле трибунал закрывается с позором, оставшись в истории как судилище фактически над одними народом. Хорошо, что МТБЮ закрывается, но теперь впору собирать новый суд - для разбора его действий», - подчеркнула эксперт.

Главной «виной» сербов стали их исторические и политические связи с Россией, считает Пономарёва.

«Во-первых, сербы - особый народ. Можно сказать, что это „балканские русские”, которые никогда полностью не покорялись никому, начиная с Турции и заканчивая Австро-Венгрией и Германией. Особая связь с русской цивилизацией обусловила ставку сербов на союз с Россией в любых условиях. Когда бьют по Сербии, то подразумевают Россию», - подвела итог эксперт.

Надежда Алексеева

Гаагский суд по правам человека - это самый известный и авторитетный международный юридический орган. Распространение его юрисдикции действует на все страны, входящие в совет Европы и ратифицировавшие Конвенцию о правах человека. Рассматривает как международные дела, так и жалобы отдельных граждан. Россияне получили возможность обращаться за помощью в этот юридический орган в 1998 году.

Как появился Гаагский суд?

Конвенция о защите прав человека в Европе была принята в 1953 году, после этого и появился Гаагский суд по правам человека. В Конвенции были не только сформулированы основополагающие права каждого гражданина, но также был оговорен особый механизм их защиты.

Сначала в этот механизм были включены три органа. Именно они, в конечном счете, несли ответственность за соблюдение обязательств, которые приняли на себя все государства-участники. Это были европейская комиссия, отвечающая за соблюдение прав человека, Европейский суд по правам человека и соответствующий комитет министров. В 1998 году Европейский суд по правам человека был объединен с комиссией.

Рассмотрение жалоб

Первоначально все жалобы, которые подавались в Гаагский суд по правам человека, сначала рассматривала комиссия. Причем было неважно, кто в данном случае являлся истцом, государство или отдельный гражданин.

Комиссия принимала окончательное решение, приемлемо ли это обращение. В случае положительного решения оно передавалось в суд. Именно там оно уже рассматривалось по существу.

Если в суд жалоба не попадала, то решение по ней принимал комитет министров. После 1994 года истцы получили право самостоятельно передавать свое дело в суд, даже если в этом отказала комиссия.

В обязанности суда входит неукоснительное соблюдение норм конвенции, принятой ее участниками. Рассматриваются конкретные дела отдельных граждан, иски от группы лиц, а также неправительственных организаций. Также случается, когда истцами становятся государства, которые обвиняют другие страны в нарушении норм конвенции.

До своего реформирования в 1998 году Европейский суд вынес вердикты почти по 900 делам. В большинстве случаев истцами становились граждане. Проведенная реформа существенно повысила активность суда. За 12 лет было вынесено уже больше 12 тысяч решений. Сегодня все основные решения принимает Европейский суд по правам человека, находящийся во французском Страсбурге.

Порядок подачи жалобы

Для того чтобы жалоба попала в Гаагский суд по правам человека, нужно выполнить несколько условий.

Во-первых, обращаться можно только по поводу защиты прав и свобод гражданина, которые гарантированы упомянутой конвенцией и ее протоколами. Во-вторых, принимаются жалобы, как от физического лица, так и от группы лиц, которые утверждают, что стали жертвами нарушения прав человека со стороны государства, подписавшего конвенцию.

Во всех этих случаях необязательно, чтобы заявитель являлся гражданином государства, которое входит в Совет Европы.

Гаагский суд

При этом не следует Гаагский международный суд путать с судом по правам человека. Хоть и тот, и другой являются международными юридическими институтами, занимаются несколько разными вещами.

Из этой статьи вы узнаете, что такое Гаагский суд, где находится, в какой стране. Гаагским называют международный суд ООН, который начал свою работу еще в 1946 году. Решения Гаагского суда являются обязательными к исполнению для стран, входящих в Организацию Объединенных Наций.

Еще на первом заседании председатель генеральной ассамблеи ООН Поль-Анри Спаак отметил, что важнее этого органа нет.

Где находится Гаагский суд?

Многие задаются вопросом: если это Гаагский суд, в какой стране он находится? Орган работает в Нидерландах. В городе Гаага с населением около полумиллиона человек. Это третий по величине голландский город, в котором располагаются все крупнейшие международные правовые органы, в том числе имеющие отношение к ООН. Так что теперь, услышав название Гаагский суд, страна, в которой он находится, для вас будет известна.

В настоящее время его председателем является француз Ронни Абраам, который занял этот пост в 2005 году. Его полномочия истекут в 2018-м.

Что делать, если вы хотите обратиться в Гаагский суд по правам человека? Адрес поможет вам в этом. Лучше всего сразу писать на английском, так больше шансов, что письмо дойдет. The Netherlands Hague Court of Arbitration 2. Так ваше обращение гарантированно попадет в Гаагский суд по правам человека. Где находится этот юридический институт, вы теперь осведомлены.

При этом нужно знать, что в Гааге, как правило, рассматривают дела, относящиеся к юрисдикции Организации Объединенных Наций. Непосредственно же правами человека занимается Европейский суд, находящийся в Страсбурге

Как подать жалобу в ЕСПЧ?

Для того чтобы ваше обращение было рассмотрено, необходимо обратиться с заявлением в Европейский суд по правам человека не позднее, чем через полгода после того, как вопрос был окончательно рассмотрен компетентным государственным органом. За этим нужно строго следить, так как восстановить этот срок будет нельзя.

Будут рассмотрены только жалобы, поданные на нарушения, которые случились после того, как государство ратифицировало соответствующую конвенцию. В случае с Россией этот срок начинается с 5 мая 1998 года по сегодняшний день включительно.

Важно, чтобы ваше обращение было принято, его должны признать приемлемым. Для этого необходимо полностью исчерпать все средства защиты своих прав внутри собственного государства. Применимо для Российской Федерации, обращаться в ЕСПЧ имеет смысл только после того, как отрицательные решения получены в первой, апелляционной и кассационной инстанциях.

И, наконец, последнее, но не менее важное. Жалобы должны обязательно касаться событий, ответственность за которые несет непосредственно государство. Жалобы на организации или частные лица данный суд не принимает и не рассматривает.

Юрисдикция суда

В России юрисдикция Европейского суда по правам человека признана обязательной с 1998 года. Поэтому, если происходит любое нарушение прав человека, ЕСПЧ вправе предъявлять к государству претензии в связи с нарушениями положений конвенции и норм протоколов в отношении граждан.

После мая 1998 года они являются неотъемлемой частью правовой системы государства. При этом если они вступают в противоречия с национальными законами, то важно знать, что вердикты ЕСПЧ обладают большей силой.

Решения ЕСПЧ

Существует несколько основных разновидностей решений, которые выносит ЕСПЧ. Всего же их более десяти видов. Однако чаще всего заявители сталкиваются лишь с некоторыми из них.

Суд может вынести решение о неприемлемости жалобы, либо выделении дела в отдельное производство, либо выносится окончательное решение по делу, так называемое постановление. Только в последнем случае ЕСПЧ признает нарушение прав человека.

Жители каких стран чаще всего обращаются в ЕСПЧ?

На данный момент в пятерку стран-лидеров по количеству обращений в Европейский суд по правам человека входят Россия, Италия, Украина, Сербия и Турция. На них приходится около 65% всех жалоб, которые поступают в ЕСПЧ. Это объясняется не только проблемами с соблюдением прав человека, которые есть в этих государствах, но и их большой численностью.

Поэтому более корректно будет обратить внимание на статистику, которая рассчитывает количество жалоб на душу населения. В этом случае из вышеперечисленных стран позиции вверху списка сохраняет только Сербия. Рядом с ней Хорватия, Молдавия и Черногория. Россия находится за пределами первой двадцатки. Реже всего в ЕСПЧ обращаются англичане, ирландцы, датчане и испанцы.

Россия и ЕСПЧ

В Европейском суде по правам человека от нашей страны работает собственный судья. На данный момент - это Дмитрий Дедов, занявший этот пост в 2012 году. Ранее он трудился в Высшем арбитражном суде. Он доктор юридических наук, выпускал монографии, посвященные конфликту интересов и юридическому методу.

Ранее его предшественниками были Владимир Туманов, в середине 90-х возглавлявший Конституционный суд России, и Анатолий Ковлер, проработавший на этом посту 14 лет. В последнее время Анатолий Иванович был советником Конституционного суда, с 2016 года входит в "Венецианскую комиссию" Совета Европы. Это консультативный орган, специализирующийся на конституционном праве. Название свое получил, так как регулярно собирается в Венеции.

При этом в России решения, выносимые Европейским судом по правам человека, неоднократно подвергались критике. В частности, политизированными некоторые решения ЕСПЧ называл министр иностранных дел Сергей Лавров. Например, глава ведомства отнес к ним дело Илие Илашку - известного молдавского и румынского политика, который участвовал в Приднестровском конфликте. Впоследствии провел 8 лет в заключении в Приднестровье.

ЕСПЧ обязал Россию выплатить ему почти 200 тысяч евро в качестве моральной компенсации. В тюрьме его вместе с соучастниками содержали, подозревая в убийствах в ходе вооруженного конфликта в начале 90-х.

В 2015 году депутаты российского парламента даже обратились с инициативой в Конституционный суд. Их интересовал вопрос, возможно ли признание постановлений ЕСПЧ противоречащими положениям российской Конституции. А значит, необязательными для исполнения.

В качестве примера приводилось дело ЮКОСА, а также процесс Гладкова и Анчугова, посвященный запрету на участие в выборах граждан, отбывающих наказание в местах лишения свободы. Постановление российского Конституционного суда гласит, что Россия может отступить от возлагаемых на нее обязательств только в том случае, если это будет единственный способ не допустить нарушения основополагающих конституционных принципов.

В данный момент в Европейский суд по правам человека продолжают обращаться большое количество россиян. Все они надеются на помощь и положительное решение своих дел.

Гаагский суд

Определение 1

Международный уголовный суд является первым постоянным международным органом уголовной юстиции, в компетенцию которого включено преследование лиц, ответственных за геноцид, преступления военного характера, преступления, направленные против человечества. Учредился на основе Римского статута, который был принят в 1998 году. Официальным образом начал работу с 01.07.2002 года.

Отличаясь от иных международных специальных и смешанных уголовных судов, МУС является постоянным учреждением. В его компетенцию входят преступления, которые были совершены после вступления в силу Римского статута.

Место пребывания - Гаага, однако по усмотрению суда заседания могут производиться в любом ином месте. Международный уголовный суд необходимо не путать с Международным судом ООН, он обладает иной компетенцией. МУС не вошел в официальные структуры ООН, но обладает правом возбуждать дела по представительству Совета Безопасности ООН.

История образования Гаагского суда

Международное сообщество издавна стремилось к образованию действующего на постоянной основе международного уголовного суда , но из-за множества разногласий данный вопрос в течение длительного периода времени постоянно откладывался.

Замечание 1

Ещё в 1948 году Генассамблея ООН в собственной резолюции отмечала необходимость образования специализированного юридического органа, на постоянной основе занимающегося уголовным преследованием лиц, которые являются ответственными за совершение преступлений геноцида и иных преступлений схожей тяжести.

Труд над этим вопросом был поручен Комиссии международного права, пришедшей к выводу, что формирование такого органа представляется желательным и возможным с точки зрения международного права, но позднее работа в данном направлении Генеральной Ассамблеей была приостанавлена ввиду отсутствия консенсуса по определению понятия агрессии.

В середине 20-го столетия после Второй мировой войны международное сообщество достигало согласия лишь по отношению определения:

  • Геноцида;
  • Преступления против человечности и военного преступления, принимая соответственные международные документы по ним.

Громадное воздействие на формирование международного уголовного права оказали Токийский и Нюрнбергский процессы над лицами, которые были признаны виновными в военных преступлениях, преступлениях против мира и человечности в период Второй мировой войны. В последующем в условиях биполярности мира и нарастания холодной войны вопросы по учреждению международного уголовного суда больше не поднимались.

Лишь в конце 1980-х - начале 1990-х годах после кажущегося окончания холодной войны к данным вопросам снова привлекалось внимание.

Первоначально в 1989 году правительство Тобаго и Тринидада обращалось с письмом в Генеральную Ассамблею, содержащим просьбу возобновления работы по вопросу о международном уголовном суде, в том числе обладавшим бы юрисдикцией по отношению к преступлениям, которые связаны с незаконным оборотом наркотических средств.

Позже в 1991 году в бывшей Югославии начиналась жесточайшая гражданская война, а в 1994 году в Руанде свершился геноцид.

Совет Безопасности ООН отреагировал на эти опасные ситуации, собственным решением учреждая «ad hoc» трибуналы (МТБЮ и МТР) по привлечению к наказанию ответственных лиц. Но, так как данные трибуналы создавались с целью расследования преступлений, которые были совершены лишь в конкретный период времени и в границах конкретного конфликта, международным сообществом было достигнуто общее согласие о том, что вопрос по учреждению постоянного и независимого уголовного суда окончательно назрел и перезрел.

На собственной пятьдесят второй сессии Генеральная Ассамблея по этому вопросу постановила созвать в 1998 году под эгидой ООН Дипломатическую конференцию в Риме при участии всех государств.

17.07.1998 года международное сообщество наконец то достигло желаемого результата - сто двадцать государств подписали Римский статут, являющийся правовой основой для образования международного уголовного суда на постоянной основе.

Развитие Гаагского международного суда

Международный уголовный суд (МУС) является постоянным первым международным органом по уголовному правосудию, который создан на основании договора меж государствами, необходимым, в первую очередь, для недопущения ситуации безнаказанности лиц, которые совершили наиболее серьёзные преступления, вызвавшие озабоченность международного сообщества целиком. МУС обладает статусом независимой международной организации, и не представляется частицей структуры ООН. Он расположен в Гааге, Нидерландах.

Судебные расходы оплачиваются за счёт его стран-участниц, также возможны взносы добровольного характера от:

  1. Международных организаций;
  2. Правительств;
  3. Корпораций;
  4. Частных лиц и иных субъектов.

Римский статут обрел свою силу 01.07.2002 года с момента его ратификации шестьюдесятью государствами.

Предметная юрисдикция

Предметная юрисдикция суда ограничивается такими разновидностями преступлений:

  1. Геноцид, представленный намерением полностью или в части уничтожить этническую, национальную, религиозную, расовую или другую социальную группировку как таковую.
  2. Преступления против человечности, представляемые частью систематического или масштабного преследования, которое направлено против мирного населения, притом о возможном преследовании преступнику становилось известно заранее.
  3. Военные преступления, представленные нарушением обычаев и законов ведения войны, которые регулируют поведение вооружённых формирований в период войны и осуществляющих защиту гражданского населения, культурного достояния, военнопленных и пр.

В полномочия Международного уголовного суда предложено было внести агрессию. Но в период переговоров в Риме стороны не могли прийти к одному определению данного преступления, поэтому решено было, что пока Суд не может реализовывать правосудие по вопросам, которые связаны с преступной агрессией. С 2010 года предметная юрисдикция суда расширилась: добавилось преступление агрессии.



Рекомендуем почитать

Наверх