Российские танки и бронетехника. Новейшие танки россии

Похудение 24.02.2019
Похудение

Выявление российской бронетехники в Украине давно перешло из разряда поиска сенсаций в разряд сбора и систематизирования фактов. В данной части "Российская бронетехника в войне на Донбассе" будет приведён обзор лёгкой колёсной и гусеничной бронетехники с акцентом в сторону современных моделей.

Активно переправлять бронетехнику на Донбасс Россия начала в июне 2014 года. Так, к примеру, боевики Гиркина 5-го июля, пробиваясь из Славянска, уже использовали российскую технику. На видео из Краматорска они передвигаются на боевой машине пехоты БМП-2 с надписями "На Киев", "На Львов" и бортовым номером 125:



Фотографии этой же БМП-2 ещё без надписей "На Киев", но с тем же одноцветным зелёным камуфляжем, бортовым номером 125, размещенным на тех же местах, нанесённым тем же шрифтом и с теми же индивидуальными особенностями (на корме корпуса цифры "1" и "2" несколько смещены влево вниз и отодвинуты относительно цифры "5") выкладывали в социальных сетях военнослужащие Вооружённых Сил Российской Федерации (ВС РФ) - водители армейских тягачей Артем Ленца и Игорь Иванов :

Страница с данным фото удалена
Ссылка на оригинал снимка http://ic.pics.livejournal.com/sled_vzayt/73245930/99881/99881_original.jpg

Сравнение боевых машин пехоты на фотографиях для наглядности:


Основная масса лёгкой бронетехники, отправляемой Россией на Донбасс, как и эта БМП-2 - старые советские модели: боевые машины пехоты БМП-1, БМП-2, не модернизированные бронетранспортёры БТР-80 и МТ-ЛБ, боевые машины десанта БМД-2. Поскольку такие же образцы техники состоят на вооружении Украины, их выявление в большинстве случаев затруднено. Хотя, как в случае с БМП-2 "Лавина" , перемещение экземпляров с яркими индивидуальными чертами прослеживается достаточно подробно.

Также российское происхождение некоторых старых моделей бронетехники выдают тактические знаки подразделений ВС РФ, не закрашенные по халатности исполнителей.

Бронетранспортёры БТР-80 с тактическими знаками из 23-й отдельной мотострелковой бригады (в/ч 65349, Самара) на Донбассе:




Для сравнения этот же тактический знак на военной технике 23-й мотострелковой бригады ВС РФ:



Бронетранспортёры БТР-80 с тактическим знаком 11-й отдельной инженерной бригады (в/ч 45767, Каменск-Шахтинский, Ростовская область) в Украине:



Для сравнения этот же тактический знак на военной технике 11-й отдельной инженерной бригады ВС РФ:



Следующий не модернизованный БТР-80 удалось зафиксировать как в 11-й отдельной инженерной бригаде в Каменск-Шахтинском в 2013-м году, так и на Донбассе летом 2014-го года. Судя по другому рисунку камуфляжа и второму тактическом знаку, который встречается на технике 18-й отдельной мотострелковой бригады, можно предположить, что данный бронетранспортёр был отправлен из 18-й бригады в Каменск-Шахтинский после перевооружения на более новую модель - БТР-82АМ.

Сравнение по камуфляжным пятнам, тактическому знаку и форме пятна замазанного номера:

Этот же БТР-80 (тот же камуфляж, чёрное пятно , красный бортовой номер 201 , ржавчина под цифрой "0" номера) был заснят на видео в июле 2014-го года колонне военной техники в Ростовской области возле города Шахты .

Боевая машина десанта БМД-2, не проходившая модернизации, у боевиков на Донбассе:


На корпусе не закрашен бортовой номер, под нарисованной звездой просматривается тактический знак - белый круг, обведённый по периметру белой линией.

Упоминаемый выше водитель армейского тягача ВС РФ Артем Ленца, который перевозил для боевиков БМП-2 с номером 125, также фотографировался на схожей боевой машине десанта - не модернизированной, с аналогичным тактически знаком, камуфляжным рисунком, порядком нумерации:

Боевые машины десанта этой модификации, с таким же тактическим знаком подразделения, камуфляжем, порядком нумерации встречаются в 108-м десантно-штурмовом полку 7-й десантно-штурмовой дивизии из Новороссийска:

Значительно проще обстоит дело с современными модификациями российской бронетехники. Сам факт их присутствия на Донбассе, без необходимости фото- или видео-фиксации по обе стороны границы, свидетельствует о военной агрессии России против Украины. В новой военной технике зачастую воюют армейские подразделения ВС РФ.



Таким образом, очевидно, что бронетранспортёры БТР-82АМ в августе под Дмитровкой принадлежали 18-й отдельной мотострелковой бригаде из Чечни, которая при вторжении на Донбасс использовала в качестве опознавательного знака белые треугольники .

Бронетранспортёры БТР-82АМ применялись и в Луганской области. Так в посёлке городского типа Новосветловка уничтожен один российский БТР-82АМ. По невежеству "Первый канал" в сюжете за 6 сентября 2014 года дал в эфир видео с этим сожжённым бронетранспортёром ВС РФ:


Российский бронетранспортёр БТР-80А тоже отметился в Украине. Фотоснимки на его фоне делали боевики ЛНР с нашивками "Военной полиции":


Бронетранспортёры этой модели в июле были зафиксированы в районе пропускного пункта "Изварино" :

Кроме вышеупомянутых моделей БТР, также в боевых действиях на Донбассе принимает участие большое количество модернизированных российских бронетранспортёров БТР-80.

Внешне отличить модернизированные БТР-80 можно по новому, более массивному прицелу ТКН-4ГА в башне и прямоугольному лазерному прожектору ПЛ-1 над пулемётом (часть модернизированных БТР-80, по-видимому, ранних выпусков, имеют старый ламповый прожектор круглой формы):


На некоторых из этих бронетранспортёров сохранился тактический знак упомянутой выше 23-й отдельной мотострелковой бригады из Самары в виде красного контурного квадрата с тремя точками внутри:



Один из российских модернизированных БТР-80 был подбит и захвачен украинскими военнослужащими в начале 2015-го года под Донецком. На этом фото из страницы "ВКонтакте" боевика этот БТР с номером 110 ещё целый:

Ввиду существенных повреждений, БТР "110" был пущен на запчасти. Его корпус в феврале демонстрировался на выставке в Киеве среди других экспонатов, свидетельствующих о российской военной агрессии против Украины:


Ещё один любопытный трофей - российский БТР-80 старой модели с усиленной защитой от пуль и противотанковых гранат, выполненной по разработке московского "НИИ Стали" . Бронетранспортёр имеет характерный вид из-за установленных на корпус и башню решётчатых экранов в комплекте с дополнительными броневыми листами. Фото от российских солдат из социальных сетей:


Именно такой образец БТР-80 был захвачен бойцами Национальной гвардии Украины в исправном состоянии 20 июня 2014 года в районе села Мариновка Донецкой области:

Впоследствии этот бронетранспортёр использовался украинскими военными при организации обороны на мариупольском направлении:


На странице "ВКонтакте" российского боевика из Сыктывкара сохранились фотографии этого БТР-а до захвата украинскими солдатами: фото 1 , фото 2 , фото 3 .

Судя по эмблеме в виде головы тигра на лобовой детали корпуса, данный БТР-80 ранее использовался в войсковой части №16544 (Борзой, Чечня) в роте охраны и сопровождения воинских грузов:



Ещё один яркий, легко узнаваемый образец современной российской бронетехники на Донбассе - бронеавтомобиль КамАЗ-43269 "Выстрел" . Бронеавтомобили КамАЗ-43269 неоднократно были замечены в Луганске и Луганской области, участвовали в боях за Дебальцево.

Несколько бронеавтомобилей КамАЗ-43269 в расположении российских военных в Луганске , декабрь 2014-го года:


КамАЗы-43269 на учениях боевиков в Луганской области :

Луганск, улица Карпинского , январь 2015 года:


Десять "Выстрелов" из колонны бронетехники в Краснодоне Луганской области, январь 2015 года:



Луганск, улица Павловская , февраль 2015 года:



Бронетехника России и мира фото, видео смотреть онлайн значительно отличалась от всех предшественников. Для большого запаса плавучести заметно увеличили высоту корпуса, а для улучшения остойчивости ему в поперечном сечении была придана трапецеидальная форма. Нужную пулестойкость корпусу обеспечивала катаная цементованная броня с дополнительно закаленным наружным слоем марки КО ("Кулебаки- ОГПУ"). При изготовлении корпуса применялась сварка броневых листов с внутренней мягкой стороны, для облегчения сборки применялись специальные стапели. Для упрощения монтажа агрегатов верхние броневые листы корпуса сделали съемными с уплотнением на тканевых прокладках, смазанных суриком.

Бронетехника второй мировой войны в которой экипаж их двух человек размещался вблизи продольной оси в затылок друг другу, но башня с вооружением была смещена на 250 мм к левому борту. Силовой агрегат смещен к правому борту таким образом, что доступ для ремонта двигателя был возможен изнутри боевого отделения танка после снятия предохранительной перегородки. В корме танка по бортам располагались два бензобака емкостью по 100 л., а непосредственно за двигателем – радиатор и теплообменник, омываемые забортной водой при движении на плаву. На корме, в специальной нише, располагался гребной винт с водоходными рулями. Баланс танка был подобран таким образом, что на плаву он имел небольшой дифферент на корму. Привод гребного винта осуществлялся карданным валом от коробки отбора мощности, укрепленной на картере коробки перемены передач.

Бронетехника СССР в январе 1938 г. по ходатайству начальника АБТУ Д. Павлова вооружение танка должно было быть усилено путем установки 45-мм полуавтоматической пушки или 37-мм автоматической пушки, причем в случае установки полуавтомата экипаж должен был быть увеличен до трех человек. Боекомплект танка должен был состоять из 61 выстрела для 45-мм пушки и 1300 патронов к пулемету. КБ завода № 185 выполнило два проекта по теме "Замок", в качестве прототипа которых использовался шведский танк "Ландсверк-30".

Бронетехника вермахта не избежала неприятностей с форсированием двигателя. К сказанному можно добавить только то, что указанный кризис был преодолен фактически только в 1938 г., для чего танк получил не только форсированный двигатель. С целью усиления подвески в нем были применены более толстые листы рессор. Пошли резиновые бандажи из неопрена – отечественного синтетического каучука, начато изготовление траков из стали Гартфильда горячей штамповкой, введены закаленные ТВЧ пальцы. Но все эти изменения в танк были введены не одномоментно. Корпус танка с наклонными бронелистами изготовить в срок не удалось. Однако коническая башня улучшенной защиты была подана вовремя, и танк с прежним корпусом, усиленной подвеской (за счет установки более толстых листов рессор), форсированным двигателем и новой башней поступил на испытания на НИБТполигон.

Современная бронетехника шла под условным индексом Т-51. В нем был сохранен процесс перехода с гусениц на колеса, как у прототипа, – опусканием специальных рычагов с колесами без выхода человека. Однако после корректировки требований к танку, сделавших его трехместным (решено было сохранить дублирующее управление у заряжающего), и усиления его вооружения до уровня БТ колесный ход по типу "Ландсверка" реализовать оказалось уже невозможным. Кроме того, трансмиссия колесного привода танка была чрезмерно сложной. Поэтому вскоре работы по теме "Замок" велись уже над танком Т-116, в котором "переобувание" производилось по типу БТ – снятием гусеничных цепей.

Министерство обороны РФ раскрыло информацию о бронетехнике, которая примет участие в параде, посвященном Дню Победы 9 мая. Всего публике было представлено семь фигурантов предстоящего парада: танк «Армата», тяжелая боевая машина пехоты на базе «Армата», БМП «Курганец-25», БТР «Курганец-25», БТР «Бумеранг», самоходная арт-установка «Коалиция-СВ», самоходный противотанковый ракетный комплекс «Корнет-Д1».

Наиболее интересной премьерой стал именно танк «Армата» с его шасси, на базе которого впоследствии планируют выпустить целый модельный ряд инженерных и боевых транспортных средств. Его действительно можно назвать танком нового поколения, так как до этого момента подобные машины никогда не демонстрировались.

Интересно, что первые разработки в сфере создания принципиально нового танка единого образца начались ещё в 80-х годах в СССР. Проект получил кодовое название «Молот» и предполагал разработку уникального шасси, которое может быть использовано в создании как танков, так и ракетных систем, тяжелых комплексов ПВО и инженерных машин. Разработка нового танка проходила на конкурсной основе. Всего в мероприятиях принимали участие три крупных предприятия из Нижнего Тагила, Ленинграда и Харькова. Наибольших успехов достигло именно Ленинградское КБ под руководством Николая Попова, где в качестве базы для будущего танка был выбран Т-80. Танк был практически готов, когда Советский Союз развалился окончательно — отсутствие финансирования не позволило завершить перспективный проект.

Однако спустя несколько лет был разработан невероятно похожий на ленинградский прототип «Черный орел», который даже показали во время выставки вооружений. Впрочем, на этом всё закончилось, а в серийное производство перспективный танк так и не попал. А вскоре Министерство обороны всё-таки решило завершить проект «Молот» на производстве в Нижнем Тагиле.

В конце 90-х был построен первый прототип тяжелого танка нового поколения, поступивший на полигон для испытаний. Очевидцы рассказывают, что техника получилась более чем внушительной — она произвела благоприятное впечатление на тогдашнего министра обороны Игоря Сергеева. Он даже сказал, что обязательно принял бы на вооружение именно этот танк, если бы лично у него были деньги на массовое производство. Пресса тогда считала поступление Т-95 в серийное производство вопросом решенным, однако реальность оказалась иной: машина так и осталась прототипом.

Работы над танком возобновились только тогда, когда Минобороны возглавил Сердюков. Именно он активно поддержал проект, на тот момент получивший новое название — «Армата». Но это был уже не Т-95 того формата — его значительно облегчили, уменьшили в размерах и доработали.

Выход «Арматы» — «примечательное событие». «Это первый новый танк, появившийся после развала Советского Союза. Ранее военные модернизировали и улучшали старые танки» — пишет американский журнал Newsweek.

Наиболее примечательными в новом танке являются «пустая» башня и специальная бронированная капсула для экипажа, разделенная с боеукладкой. Та, в свою очередь, располагается в корпусе «Арматы». Конструкторы считают, что в такой ситуации у танкистов есть шансы выжить даже при подрыве боекомплекта или после пробивания башни. К слову, сама форма башни у «Арматы» достаточно необычная, ведь до этого в отечественном танкостроении были приняты «прилизанные» вариации.

Американская армейская газета Stars and Stripes отмечает: российские и часть западных военных экспертов говорят, что «Армата» превосходит все западные версии.

«Это первый танк, у которого есть внутренняя бронированная капсула, в которой находится экипаж из трех человек…» — пишет издание.

В танке, получившем официальное название Т-14, башня собрана из бронированных листов, сваренных между собой под разными углами. Данная технология позволяет значительно повысить маскировочные возможности машины в зоне действия радиолокаторов и теплодетекторов. Также подобное расположение защищает боковые проекции и переднюю полусферу от попадания из гранатомета или управляемыми ракетами. Помимо прочего, башня и гусеницы Т-14 со всех сторон имеют динамическую защиту нового поколения.

По периметру башни и корпуса танка расположены различные оптико-электронные приборы, среди которых системы ночного видения, управление огнем и камеры высокого разрешения. На башне установлен пулемет, управление которым экипаж может осуществлять дистанционно, не покидая бронированную капсулу. 125-миллиметровая пушка имеет высокую точность поражения заданной цели. Примечательно, что на пушке танка нет инжектора — специального утолщения, благодаря которому в башне не скапливаются продукты горения. Это связано с тем, что башня Т-14 необитаема, поэтому создавать комфортные условия для наводчика нет необходимости. За башней «Арматы» спрятан специальный отсек, где хранятся дополнительные боеприпасы и инструмент для мелкого ремонта.

Авторитетное международное издание Janes Defense Weekly отмечает, что новый дизайн танка — это самое большое изменение в семействе российских бронированных машин с 1970-х годов. А обозреватель издания The Washington Post Айзек Таррор опубликовал свою колонку под названием «Россия победила Гитлера танками. Сейчас она демонстрирует танк будущего».

Боевая машина, разработанная на базе этого танка, не менее интересна, чем основной «продукт». Она представляет собой симбиоз транспорта танковой поддержки «Теминатор-2» и гусеничного бронетранспортера, предназначенного для перевозки мотострелков. Двигатель в этой боевой машине располагается в передней части, что позволяет обеспечить дополнительную защиту экипажа и организовать высадку десанта с кормовой стороны. К тому же БМП «Армата» сама по себе отличается эффективной динамической защитой — пожалуй, она даже более мощная, нежели у «танка-родителя».

Из вооружения в БМП ключевую роль играют 30-миллиметровая пушка, четыре управляемых пулемета и столько же противотанковых ракет. Пусковые установки последних дополнительно защищены бронированными листами, чтобы ракеты не стали серьезной угрозой для самой БМП. На машине снаружи установлено чувствительное оптико-электронное оборудование, позволяющее без труда отыскивать и поражать даже самые незаметные и незначительные цели в любое время суток. Примечательно, что управляемые ракеты подходят не только для поражения наземной техники, но также для сбивания вертолетов-беспилотников, попавших в зону огня.

Для пехоты была изготовлена отдельная боевая машина «Курганец-25», которая отличается от «Арматы» более легкой броней. Однако нельзя сказать, что эта машина защищена хуже — мощные динамические системы сделали обе БМП практически неуязвимыми для стандартного оружия. Если взять общий комплекс технических характеристик, которые включают в себя и защитные, и атакующие возможности, то обе эти машины в значительной мере превосходят все остальные мировые БМП. У «Арматы» действительно просто нет аналогов.

Конечно, «Курганец-25» защищен чуть хуже, однако это позволяет сделать его производство более дешевым. «Курганец-25» значительно быстрее «Арматы» на поле боя, что в некоторых ситуациях сделает его даже более безопасной машиной, чем основательный собрат. К тому же именно он может представлять интерес для других стран на мировом рынке вооружений.


Ещё одна новинка от Министерства обороны — БТР «Бумеранг», бронетранспортер нового поколения. От широко распространенного БТР-80 он отличается противоминной конструкцией корпуса. Интересно, что на Западе уже достаточно давно сконструированы бронетранспортеры, способные выдержать подрыв даже непосредственно под днищем. У нас же «Бумеранг» станет первой машиной такого толка. Из-за этого бронетранспортер смотрится больше и тяжелее, нежели его советские собратья, однако всё это компенсируется прекрасной динамической защитой. К тому же выход десантников из «Бумеранга» осуществляется с кормы, что повысит защищенность стрелков во время боя. Шасси бумеранга будет использовано для создания инженерных, санитарных и штабных машин.

Самоходная артиллерийская установка «Коалиция-СВ», которая также будет продемонстрирована во время Парада 9 мая, является предсерийным вариантом. Ранее заявлялось, что «Коалиция-СВ» будет выпускаться на базе шасси «Армата», однако пока её продемонстрируют с классической «Мсты-С». Новая установка получила более совершенную 152-миллиметровую пушку, а также обновленные системы наведения и управления огнем.

Противотанковый ракетный комплекс «Корнет-Д1», разработанный на базе бронированного автомобиля «Тигр», создан специально для поражения любых наземных целей, а также низколетящих воздушных транспортных средств. Этот комплекс окажется крайне эффективным при необходимости вести военные действия в населенных пунктах, так как с ним
значительно меньше шансов «зацепить» гражданское население.

Напомним, в День Победы , прототип которого был продемонстрирован ещё в 2013 году.

Таким образом, во время Парада Победы Россия готовится продемонстрировать принципиально новую систему вооружения, призванную доказать первенство страны в данном вопросе.

Были и другие интересные события, например форум «Армия-2015», впервые проходивший в строящемся парке «Патриот» под Москвой, или оружейный салон Arms Expo 2015, традиционно проводившийся в Нижнем Тагиле. В фокусе внимания прессы и военных аналитиков был, конечно, образец долгожданного основного боевого танка Т-14 на платформе «Армата», созданного в стенах «Уралвагонзавода». Однако не меньший интерес представляли проекты боевых машин других типов — БМП, БТР и БМД.

Тяжеловес-первенец

В одном строю с Т-14 шла «другая» «Армата» — выполненная на том же шасси боевая машина пехоты Т-15. Необычность этой перспективной БМП в том, что она принадлежит к практически никогда не применявшемуся в отечественной армии тяжелому классу (в качестве зарубежного аналога можно привести тяжелый БТР / БМП «Намер» на базе «Меркавы»). Эта тяжелобронированная машина с «танковой» массой около 50 т сможет действовать в одном строю с танками, доставляя группу пехотинцев на передний край. В отличие от Т-14, двигатель здесь перенесен в переднюю часть корпуса, а в задней размещен десантный отсек с сиденьями для восьми бойцов, которые смогут высаживаться назад, под прикрытием машины, через кормовую аппарель. В духе современных тенденций у машины, как и у танка, нет обитаемой башни, а есть дистанционно управляемый модуль «Бумеранг-БМ» («Эпоха») с 30-мм пушкой 2А42 (такого тяжелого вооружения у «Намера» нет), четырьмя противотанковыми ракетами «Корнет» и 7,62-мм пулеметом ПКТМ (пулемет Калашникова танковый, модернизированный). В основе проекта «Армата» — концепция единой гусеничной платформы для самой разнообразной техники тяжелого класса. В частности, также продемонстрированная на параде Победы 152-мм самоходная гаубица «Коалиция-СВ», разработанная на шасси танка Т-90, в перспективе может быть переведена на платформу «Армата». На той же платформе будет разработана ремонтно-эвакуационная машина, а также другие типы инженерной техники.

Модульный принцип построения современной автомобильной и тяжелой бронетехники

Модуль для робота

Та же концепция единой гусеничной платформы под названием «Курганец-25» предложена концерном «Тракторные заводы», объединяющим 17 предприятий, пять из которых занимаются производством военной техники. В данном случае речь идет о технике среднего класса (масса около 25 т). «Курганец-25» также демонстрировался на юбилейном параде. В настоящее время существуют образцы двух типов боевых машин, созданных на новой платформе, — это гусеничный БТР (объект 693) и БМП (объект 695). В перспективе должна появиться САУ со 125-мм орудием. Показанные на параде бронемашины построены по схожей с Т-15 схеме, где двигатель вынесен вперед, а кормовой отсек может быть использован для размещения десанта или оборудования. Также с Т-15 БМП «Курганец-25» роднит необитаемая башня, в роли которой выступает все тот же боевой модуль «Бумеранг-БМ». Кстати, он же используется в БМП на базе новой средней колесной платформы «Бумеранг» (и эта платформа также показывалась на параде). Более того, этой осенью была продемонстрирована беспилотная боевая машина «Удар». Вооружение робота составляет тот же новейший боевой модуль. Таким образом, создание универсальных платформ и универсальных модулей (боевых, силовых и т. д.), которые могут комбинироваться друг с другом в зависимости от поставленных задач, очевидно, стало основной тенденцией в разработке нового поколения бронетехники.


Т-14 Классификация: основной боевой танк // Экипаж: 3 чел. // Разработчик: УКБТМ // Производитель: «Уралвагонзавод» // Тип брони: комбинированная многослойная // Башня: необитаемая // Активная защита: «Афганит» // Вооружение: 125-мм гладкоствольная пушка 2A82; 7,62-мм пулемет ПКТМ с дистанционной перезарядкой // Двигатель: дизельный с турбонаддувом // Мощность: 1500−1800 л.с.

В отличие от тяжелой Т-15, машины на платформе «Курганец-25» способны передвигаться вплавь, развивая скорость на воде до 10 км/ч. Плавучестью обладает и новая десантная техника. Участвовавшая в параде БМД-4М — это серьезно модернизированная версия уже десятилетие находящейся на вооружении БМД-4. Нельзя сказать, что БМД-4М — открытие 2015 года, однако вкупе со сделанным на ее базе десантируемым бронетранспортером БТР-МДМ «Ракушка» она относится к новейшим образцам бронетехники ВДВ.


Т-15 Классификация: тяжелая боевая машина пехоты // Экипаж: 3 чел. // Десант: 8 чел. // Разработчик: УКБТМ // Производитель: «Уралвагонзавод» // Тип брони: комбинированная многослойная // Башня: необитаемая // Вооружение: 30-мм пушка 2A42; 7,62-мм пулемет ПКТМ; 4 ПТРК «Корнет-ЭМ» // Двигатель: дизельный с турбонаддувом // Мощность: 1500 л.с.

Больше интеллекта

Новое, более совершенное поколение боевой техники — это всегда хорошо, но зачастую довольно дорого. Между тем вооруженные силы располагают большим количеством машин предыдущего поколения, которые вполне могли бы еще послужить после модернизации. В этом году на форуме «Армия-2015» концерн «Тракторные заводы» представил несколько модификаций довольно удачной советской БМП-3. Одно из новшеств, которым предлагается оснастить классическую боевую машину пехоты, — цифровая система управления огнем «Витязь». Ее главная фишка — наличие двух идентичных прицельных комплексов с телевизионным, инфракрасным, дальномерным каналами, а также каналом управления ракетой. Один комплекс находится в распоряжении оператора-наводчика (частично помещающегося в башне), другой — в распоряжении командира. В случае, если командир обнаружил цель первым, он может взять управление огнем на себя, вместо того, чтобы отдать команду наводчику.


Классификация: унифицированная гусеничная платформа // Существующие образцы: БМП, БТР // Компоновочная схема: с передним расположением двигателя // Экипаж: 3 чел. // Десант: 8 чел. // Производитель: «Курганмашзавод» // Вооружение (в варианте БМП): 30-мм пушка 2A42; 7,62-мм пулемет ПКТМ; 4 ПТРК «Корнет-ЭМ» // Передвижение по воде: скорость 10 км/ч.

«Витязь» включает в себя возможность дистанционного управления огнем и позволяет интегрировать БМП в единую систему управления подразделением. БМП способна принимать целеуказания как от вышестоящего начальства, так и от разведгрупп и автоматически осуществлять наведение на заданную цель. «Такая модернизация, конечно, добавляет эффективности отдельной машине, но значительно больше сказывается на эффективности подразделения за счет улучшения взаимодействия между боевыми единицами», — говорит Михаил Чемеза, заместитель руководителя департамента военной техники концерна «Тракторные заводы». «На сегодня главная тенденция развития бронетехники, — подчеркивает он, — это насыщение бронемашин интеллектуальными системами, особенно в сфере активной защиты, повышение их противоминной стойкости». Система «Витязь», обеспечивающая дистанционное управление огнем, стала шагом к использованию необитаемого боевого модуля. И этот шаг был сделан. Представленная также в 2015 году БМП-3 «Деривация» оснащена автоматическим боевым модулем АУ-220М. Место оператора-наводчика перенесено вглубь корпуса.


Сталь и керамика

Как и в любой другой сфере военной, да и не только военной промышленности, в области создания бронетехники большую роль играют достижения материаловедения. Об общих тенденциях в этой области «ПМ» рассказал Евгений Чистяков, заместитель начальника отдела в ОАО «НИИ стали» — исследовательской организации, входящей в структуру концерна «Тракторные заводы».


«Любая современная защита, — рассказывает Евгений Чистяков, — строится на новых материалах и новых технологиях. Сейчас много говорится о стали 44С-св-Ш с ультрамелкозернистой структурой. Нельзя сказать, что это совсем новый материал, но именно сейчас он выходит на серийное производство. Эта сталь уже применена на «Армате» и в перспективе будет использована на других машинах. 44С-св-Ш примерно на 15 процентов превосходит серийные противопульные стали, которые мы сегодня имеем. Она способна противостоять мощным пулям калибра 12,7 мм, 14,5 мм, пулям легких малокалиберных боеприпасов авиационных пушек».


Бронетранспортер БТР-МДМ «Ракушка» создан на базе боевой машины десанта БМД-4М. Машина может перевозить 13 человек десанта в дополнение к двум членам экипажа. БТР преодолевает водные преграды, передвигаясь по воде со скоростью 10 км/ч. Вооружен двумя 7,62-мм пулеметами ПКТМ.

Существуют, однако, и неметаллические материалы, используемые для защиты бронетехники. Среди них керамика и полиэтилен. «Полиэтилен — непростой материал, — продолжает Евгений Чистяков. — Его необходимо правильно прессовать, так, чтобы он не плавился и не отслаивался. Сейчас наша промышленность уже хорошо освоила работу с полиэтиленом, и он используется как подложка под сталь или керамику — правда, пока не в серийных образцах. Что касается керамики, она уже применяется, например, на новейшем бронированном автомобиле повышенной защищенности «Тайфун-К» (на шасси «КамАЗа»), а также в защите машин на колесной платформе «Бумеранг». Керамика на основе карбида кремния используется и в конструкции машин «Курганец-25», обеспечивая защиту от пуль калибра 14,5 мм. Однако популярность керамики для бронирования в последнее время начинает падать. Дело в том, что появились мощные пули, которые пробивают керамику не хуже, чем стальной лист. При этом керамика — дорогой и капризный материал. При конструировании возникает проблема сопряжения керамических модулей с металлом, возникает необходимость в дополнительных металлических креплениях, что увеличивает общий вес конструкции и «съедает» преимущество керамики в легкости (на 40% легче металла). Кроме того, сейчас, когда легкобронированная техника выходит на первый план и по объемам, и по финансированию, и по задачам, экономически сложно оснастить весь этот парк машин керамической защитой. Поэтому современные противопульные стали, как отечественные, так и их зарубежные аналоги, остаются по‑прежнему весьма актуальным материалом».


БМД-4М «Садовница» — боевая машина десанта, модернизированная версия БМД-4, отличающаяся от нее новым корпусом, двигателем, ходовой частью и другими узлами. Машина вооружена 100-мм пушкой 2A70, 30-мм автоматической пушкой 2А72, спаренным 7,62-мм пулеметом ПКТ и ПТУР «Аркан».

Меньше взрывчатки!

Кроме бронирования, существуют и другие методы пассивной защиты бронетехники. Например, у нас распространен метод защиты от кумулятивных гранат защитными решетками. Однако в зарубежной практике с целью уменьшения веса все чаще применяются сетки, причем даже не на металлической, а на тканой основе. На этот опыт обратили внимание и наши конструкторы. «Мы решили попробовать и провели эксперимент, — рассказывает Евгений Чистяков. — Взяли накидку, которая обеспечивает малозаметность техники, и с ее тыльной стороны сделали металлические усиления. Смотрится это так, будто к материалу прикреплены гайки. Оказалось, что такой экран неплохо защищает от кумулятивных гранат, в частности от РПГ-7, хотя чуть хуже, чем решетки. Таким образом, в одном материале нам удалось комплексировать две задачи: малозаметность и защиту от кумулятивных гранат».


Ведутся разработки не только пассивных средств защиты, но и активных средств противодействия. Причем речь идет как о поражении атакующих боеприпасов с помощью контрбоеприпасов (типа советской системы «Дрозд» или установленного на «Армате» перспективного «Афганита»), так и о системах электронно-оптического противодействия, «вводящих в заблуждение» вражеский боеприпас.

Основу бронетанковых войск составляют созданные ещё в Советском Союзе ОБТ. В начале 1990 года в войсках и на консервации находилось около 63900 танков. В период с 2005 по 2010 годы количество сократилось с 23000 до 18000 машин, большая часть которых находится на хранении.

Армия использует примерно 2700 танков, большая часть которых – различные модификации Т-72, например, Т-72Б или Т-72Б3. Последний является дешёвой модификацией Т-72Б и неоднократно подвергался критике. Тем не менее, выпущен в количестве 800 единиц и по некоторым характеристикам догоняет Т-90.

Т-90 Владимир также создавался на базе Т-72Б, точнее является его очень глубокой модернизацией. Получил лучшую броню, КОЭП Штора-1, новую башню, мощный двигатель, современную систему управления огнём и множество других доработок.

Начиная с 2001 года, Т-90 9 лет был самым востребованным покупателями танком в мире. Всего выпустили более 1800 различных модификаций.

В 2011 году появилась модификация Т-90АМ Прорыв с новой башней, системой управления огня и динамической защитой Реликт.

О боевом применении Т-90 ничего неизвестно кроме войны в Сирии, где в 2016 году один из них был поражён ПТРК TOW-2A, но не получил серьёзных повреждений.

Стоит вспомнить и газотурбинный Т-80, не снискавший популярности в наших войсках, но являющийся очень интересной машиной. В армии на 2016 год находится около 450 таких танков и ещё 3000 на хранении.

Новые танки России

2015 год стал праздничным для следящих за развитием отечественной бронетехникой. На Параде Победы продемонстрировали платформу Армата, давно будоражащую умы любителей танков. На её базе создан ОБТ Т-14 Армата с необитаемой башней, БМП Т-15 и несколько других образцов техники.

Также появись более лёгкие платформы: средняя гусеничная Курганец-25 и колёсная Бумеранг. Отличительными чертами новой техники является повышенная защита экипажа и унификация.

При создании Арматы был использован опыт разработки Т-95. Например, компоновка корпуса, наработки по автомату заряжания и броне.

В 2016 году должны пройти испытания новой техники её принятие на вооружение и серийное производство. Сложно говорить, насколько быстро она заменит устаревающие машины в армии, но в планах нашей страны выпустить 2300 Армат к 2020 году.

Сравнение

Западные танки обладают гораздо больше массой и высоким силуэтом чем российские.

Отечественные машины имеют большую дистанцию огня за счёт использования управляемых ракет и более высокую скорострельность, не замедляющуюся со временем, благодаря автоматам заряжания. Впрочем, последние часто называются ахиллесовой пятой, поскольку при детонации мгновенно уничтожают танк вместе с экипажем.

Т-14 Армата стала работой над ошибками, получив отделённый от боеприпасов экипаж, высочайшую защищённость за счёт пассивной и динамической брони, а также комплекса активной защиты. При этом её размеры стали впечатлять даже на фоне зарубежных ОБТ.

Можно сказать, что в последние годы вектор развития нашей бронетехники резко повернул. Стало уделяться большое внимание защите машин и их экипажа, значительно улучшилась эргономика, стали привычны цифровые системы.



Рекомендуем почитать

Наверх