Трагедия мрк “муссон”. постскриптум. Трагедия мрк «муссон». новая версия

Эпиляция 23.02.2019
Эпиляция

МРК «Муссон» перед выходом в море
Пожар на корабле после попадания ракеты-мишени
Командир «Муссона» капитан 3-го ранга Виктор Рекиш (погиб)
База Тихоокеанского флота в бухте Стрелок. Здесь стояли корабли, которые принимали участие в учениях
Подполковник запаса Валерий Михайлов, один из выживших при пожаре
Ветераны части у памятника погибшим. Третий слева - Александр Новиков, четвертый слева - Игорь Голдобин

В строительстве российских военных кораблей до сих пор используется пожароопасный сплав, который собирались запретить еще два десятилетия назад после трагической гибели малого ракетного корабля «Муссон». 39 моряков заживо сгорели при пожаре, возникшем в результате случайного попадания ракеты во время учебной стрельбы. Некоторые данные официального расследования тех событий и поныне под грифом «Секретно»

За прошедшие два десятилетия увидели свет многие позорные тайны восьмидесятых. Но при упоминании об этой трагедии флотские чиновники до сих пор стыдливо отводят глаза. Волею случая я написал о ней первым. Причем по горячим следам. Заметку напечатала газета Тихоокеанского флота «Боевая вахта» в мае 1987 года. Редактор, правда, ни за что не хотел (да и не смел тогда) публиковать истинную подоплеку случившегося. Вышли из положения испытанным военно-журналистским способом: завуалировали события «под военный фон»: как будто все произошло в годы Великой Отечественной войны. (Так в 80-е нередко поступали военные газеты, освещавшие действия советского контингента в Афганистане.)
Заметка имела предысторию. Ведь я едва не стал непосредственным участником событий. В качестве корреспондента отдела боевой подготовки флотской газеты я, в ту пору старший лейтенант, должен был выйти на ракетные стрельбы на том самом малом ракетном корабле (МРК) «Муссон». Если бы речь шла только обо мне, я, как обычно, заблаговременно оказался бы на корабле (со всеми вытекающими последствиями, о которых даже думать не хочется). Предварительная договоренность о моем прикомандировании на МРК уже была - с начальником штаба бригады ракетных кораблей Станиславом Желибой. Но в тот день редактор приказал отправиться со мной нашему фотографу - известному и уважаемому на всем флоте Михаилу Родину. Родин работал в редакции так давно, что даже Брежнева успел поснимать во время встречи с Фордом во Владивостоке. Добираться в бригаду на перекладных он отказался, попросил редакционный уазик. Редактор возражал. Спор закончился тем, что на пирс мы опоздали. И я в ожидании окончания учений маялся на берегу, в базе.
До сих пор помню лица раненых, потрясенных моряков и офицеров. Старший матрос Михаил Щемелинин, с трудом подбирая слова, рассказывал, как горел корабль, как метались в огне люди, пытаясь тушить пожар; как старшина 1 статьи Юрий Шнякин вытаскивал из огня старшину 2 статьи Задорожного; как из ЦПУ удалось живыми выбраться мичману Уразову и старшине 2 статьи Решетнику; как матросы Харабара и Михно спасали раненого командира отделения рулевых Сергея Капалина, а матрос Суховеев помогал дивизионному штурману капитан-лейтенанту Багдулину…
Поскольку я был в базе, успел поговорить с участниками событий до их задушевных бесед со следователями, особистами, штабными офицерами и представителями промышленности. А в дальнейшем удалось и заглянуть в доклад официальной комиссии.

Факт, которого «не было»
Заметка в «Боевой вахте» по понятным причинам была куцей и ничего не объяснявшей. Оказавшись в Москве в начале 90-х, я принес ее расширенный вариант в редакцию «Московских новостей». Заместитель главного редактора «МН» сильно удивился самому факту гибели МРК. Он пробормотал что-то вроде: такого, мол, вообще не было, раз об этом до сих пор никто не написал. Короче, в «МН» статья не вышла. Но я, на всякий случай, обзавелся расписками некоторых участников событий, подтверждавших, что они таки имели место. (В моем архиве сохранились расписки начштаба бригады С. Желибы и замполита «Муссона» В. Загоруйко.) К походу в очередную редакцию я уже был «вооружен». В конце концов статью взяли «Известия», но опубликовали опять же ее урезанный вариант, да и то не в самой газете, а в совместном с американцами проекте - «We/Мы». Было это в ноябре 1992 года.
Разумеется, в то время интернет-воспоминаний очевидцев трагедии еще не существовало. А на живой контакт они уже идти отказывались. Это сейчас благодаря подполковнику запаса Валерию Михайлову, одному из выживших, появился посвященный «Муссону» интернет-форум http://musson.zbord.ru/index.php. Его участники до сих пор пытаются осмыслить происшествие, понять, как такое вообще могло произойти. Их активность подогревается новыми авариями и происшествиями на флоте.
Готовя эту статью, я встретился с Валерием Михайловым, поднял собственное досье.
Вот как это было.
16 апреля 1987 года в Японском море в 23 часа 30 минут в 33 милях от острова Аскольд на глубине 2900 м затонул МРК «Муссон» (широта 42 градуса 11 мин., долгота 132 градуса 27 мин.). Погибли 39 из 76 членов экипажа и находившихся на борту прикомандированных.
Как свидетельствуют документы, злополучную стрельбу откладывали несколько раз. Она была запланирована на 26-27 марта, однако не состоялась, не то из-за неготовности зенитно-ракетных комплексов на МРК «Вихрь» и «Бриз», не то из-за погодных условий (при сильном волнении моря катера болтает как щепки, а углы качки доходят до критических, делая пуск мишеней невозможным).
В первые дни апреля стрельбу отложили, потому что в районе боевой подготовки оказались фрегаты ВМС США FF1067 Francis Hammond и FF1052 Knox.
7 апреля - не прибыл самолет обеспечения.
8 апреля - малая видимость и нахождение в районе рыболовецких судов.
11 апреля - перед выходом в море обнаружились неисправности на МРК «Вихрь» и на малом противолодочном корабле МПК-117.
И вот, наконец, 16-го апреля корабли прибыли в заданный район и начали построение в ордер. По первоначальным условиям стрельбы, атаку ракетных катеров РК-42 и РК-87 отражал ордер в составе МПК-117, МРК «Муссон» и МРК «Вихрь».
Атака закончилась тем, что ракета-мишень, пущенная с РК-42, поразила МРК «Муссон». В результате попадания обвалилась мачта и разрушилась ходовая, возникли короткие замыкания электропроводки. Крылатые ракеты самого «Муссона» с правого борта свалились за борт сразу; с левого - вскоре. Разлив ракетного топлива и окислителя из мишени вызвал объемный пожар. Загорелась цистерна с топливом.
В 18.55 - 19.20 оставшийся в живых личный состав МРК покинул корабль.
В 19.06 была объявлена тревога спасательному отряду кораблей (к 22.50 успел подойти только один!).
В 21.55 - на «Муссоне» взорвался ракетный боезапас зенитно-ракетного комплекса (ЗРК) «Оса-М».
В 22.00 - второй взрыв, на этот раз в ракетном погребе.
В 22.34 - начали рваться 57-мм артиллерийские снаряды.
В 22.50 - подошел спасательный буксир СБ-408.
В 23.10 - верхняя палуба носовой оконечности достигла уровня воды.
В 23.30 - МРК «Муссон» затонул.

Учебный залп на поражение
Обычно после таких ЧП на флот прибывает кто-то из замов Главкома ВМФ и группа офицеров главного штаба ВМФ; формируется государственная комиссия по расследованию причин катастрофы. В нее, как правило, включаются и некоторые офицеры флота, на котором произошло ЧП. В тот раз из ТОФ (Тихоокеанского флота. - Ред.) не включили никого. Председателем комиссии назначили первого заместителя Главкома ВМФ адмирала флота Николая Смирнова. Я читал сорокастраничный доклад комиссии, беседовал и с некоторыми офицерами ТОФ.
«Катастрофа, - говорилось в докладе, - произошла в результате прямого попадания в корабль ракеты-мишени «Термит-Р» - противокорабельной крылатой ракеты (ПКР), не потерявшей своей кинетической энергии и имевшей в топливных баках в момент встречи с кораблем около 160 кг ракетного топлива и около 480 кг окислителя… Объемный взрыв и интенсивный пожар привели к потере управления кораблем…» Пожар мгновенно охватил надстройку корабля от каюты командира до помещения амбулатории. Горение корабельных конструкций из алюминиево-магниевых сплавов сопровождалось густым черным дымом, что привело к быстрой загазованности помещений. Заклинило практически все двери и часть люков.
Кроме того, в докладе отмечалось: в ходе выполнения задачи в построении ордера произошли изменения. Руководивший учениями командующий объединением разнородных сил контр-адмирал Леонид Головко об этом знал. Факт подтверждается его распоряжением командиру тактической группы ракетных катеров. Условия стрельбы были изменены. По мнению адмирала флота Н.Смирнова, в этом «усматривается стремление выполнить стрельбу в менее динамичной обстановке и получить более высокую оценку».
Многие офицеры-очевидцы утверждают, что вина Головко относительна. Мнения самого Леонида Ивановича я узнать не смог: ни до моих публикаций, ни после них он не стал говорить со мной о тех событиях. Как бы там ни было, его уже нет в живых.
Комиссия отметила, что «Муссон», по которому велась стрельба, уменьшил скорость хода до 9 узлов. Ракета-мишень была запущена по МРК с дистанции 21 километр, что якобы не соответствовало первоначальным условиям стрельбы. В результате, ракета-мишень из обычной учебной превратилась в опасно летящую цель. Уйти от нее было непросто, несмотря на то, что она была взята на автоматическое сопровождение и обстреляна двумя ракетами ЗРК и артиллерией.
В докладе комиссии указывалось: в нарушение расписания по укрытию личного состава во время ракетных стрельб, аварийная партия по приказанию командира «Муссона» капитана 3 ранга В. Рекиша была переведена из поста противовоздушной обороны в центральный пункт управления (ЦПУ). Люк заклинило, и там вместе с командиром электромеханической боевой части погибли
16 человек. (Я несколько раз выходил в море на МРК и хорошо помню ощущение тесноты на этом корабле, особенно в помещении ЦПУ. Поэтому я сильно удивился, что кому-то вообще удалось оттуда выбраться.)
Бывший командир ракетно-артиллерийской боевой части (БЧ-2) МРК «Муссон» Владимир Васильчев вспоминал, что после попадания ракеты-мишени в корабль взрыва не последовало. Включилось аварийное освещение. Люк в боевой пост, где он находился, был закрыт. Команду «Все наверх» дал начальник радиотехнической службы (РТС) капитан-лейтенант Трубин. Воды в пожарной системе после такого попадания не могло оказаться по определению: скорее всего, трубопроводы были повреждены, а на всех МРК пожарные насосы запускались вручную. Поднявшись на бак через люк, в матросском кубрике он застал жуткую картину. Из района правых контейнеров валил густой черный дым, самих контейнеров не видно. Вся надстройка завалилась на правый борт, в воду свисали обрывки кабелей. Пусковая установка стояла на углах заряжания с открытыми крышками. Раздавались какие-то хлопки (возможно, рвались снаряды ПК-16)… Когда стало понятно, что тушить нечем, помощник командира Игорь Голдобин дал команду покинуть корабль.
- Получается такая картина, - подводит итог Васильчев, - ошибки планирования плюс некомпетентность плюс авось плюс случайность = трагедия.
Капитан Валерий Михайлов в ту пору служил начальником цеха технического обслуживания корабельных ракетных комплексов. Его на МРК откомандировали по приказу начуправления ракетно-артиллерийского вооружения флота проконтролировать действия личного состава во время стрельб.
- Для кораблей такого ранга, с зенитными комплексами самообороны, - рассказывает Михайлов, - по всем действующим в то время документам совместных стрельб не предусматривалось. Подобная стрельба производилась в первый, и, кажется, в последний раз. А из-за того, что на флотилии отсутствовали необходимые комплексы, пришлось строить ордер, хотя бы минимально отвечающий требованиям безопасности. Идея этой стрельбы порочна изначально. И еще более порочной она стала, когда в качестве мишени решили использовать РМ-15М, летящую на высоте 50 метров… Чем ниже мишень летит, тем больше вероятность, что, подбитая, она упадет на корабль, отвернуть-то ей некуда, не успеет, впереди «забор» в виде корабля. Такая стрельба сама по себе чрезвычайное происшествие! Ну, были бы хоть другие мишени…
Думаю, одна из причин, по которой правду о «Муссоне» с самого начала замалчивали, - поблекший облик, в котором предстала хваленая советская военная промышленность. Госкомиссия особо потребовала «разработать меры по резкому улучшению качества зенитно-ракетных комплексов, радиолокационных станций кораблей для гарантированного уничтожения крылатых ракет в зоне самообороны».

Кто виноват?
В официальном акте расследования первой причиной названо «случайное попадание ракеты-мишени (РМ) в «Муссон» вследствие изменения траектории ее полета в результате поражения ее зенитными огневыми средствами... по отражению низколетящих целей».
Комиссия представила целый список виновных. В их числе непосредственный руководитель ракетной стрельбы капитан 2 ранга С.Желиба; командир ударной корабельной группировки (КУГ), командир 192-го дивизиона малых ракетных кораблей капитан 2 ранга Н. Кимасов (погиб); руководитель ракетной стрельбы первый заместитель Командующего Приморской флотилии капитан 1 ранга Р. Тимирханов (погиб); контр-адмирал Л.Головко; командир МРК «Муссон» капитан 3 ранга В.Рекиш (погиб); а также много других имен.
Читая доклад госкомиссии, никак не мог отделаться от мысли, что в нем слишком много общих, обтекаемых фраз. Не нашел я в тексте и того, что в приговорах называют «особым мнением». А ведь такие мнения были: главный специалист ТОФ по ракетно-артиллерийскому вооружению капитан
1 ранга В.Виткевич и начальник штаба бригады ракетных кораблей С.Желиба высказывали предположение, что ракета-мишень была некачественно подготовлена на ракетно-технической базе. Выдвигалась версия, что радиолокационная головка самонаведения не была отключена. Михайлов, правда, с этим категорически не согласен. Однако он, в свою очередь, уверен, что ошибки были допущены во время пуска.
А Васильчев не может припомнить «инструктажа и плана по этой стрельбе», допускает, что их вообще не было. «Не исключаю, - говорит он, - что эту стрельбу задумал кто-то не в меру ретивый: хотел заработать орден, благодарность, звание или просто потешить собственное тщеславие выполнением сложной стрельбы... Я считаю, что «Муссон» не только имел ход, но и поворачивал для того, чтобы уменьшить курсовой угол в сторону полета ракеты-мишени (РМ). Этим и объясняется, что корабль почти не ушел с пеленга стрельбы».
Участник учений командир МРК «Вихрь» Алексей Остриков вспоминает, что этой стрельбе придавалось огромное значение.
- Командир «Муссона» капитан 3 ранга Виктор Рекиш в шутливой форме сказал, что будет сверлить дырку для ордена. Я ему ответил, чтобы он не делал, как в прошлый раз, когда стрелял по мишени П-35. Тогда для удобства стрельбы он лег в дрейф. Сбитая ракета упала в нескольких метрах от корабля. Я наблюдал, как с «Муссона» выпустили по ракете-мишени две ЗУР (зенитно-управляемых ракеты. - Ред.). Был их подрыв, после этого - пять выстрелов из артиллерийской установки АК-725. Ракета резко изменила направление и пошла на «Муссон». Далее - оранжевое облако в районе корабля. Мы сразу доложили на МПК-117 командующему и начали движение к «Муссону». Картина была ужасная. Корабль горел, на воде плавали люди. Мы сбросили плоты и приняли решение швартоваться к корме. Но поступило приказание командующего: не подходить близко к кораблю, боялись взрыва ракет. Мои люди с экипажа прыгали в воду и спасали плавающих людей. Потом их передали на РК-87 для доставки на берег. Спасательной операцией руководил командующий ТОФ адмирал Г. Хватов...
Вокруг трагедии «Муссона» до сих пор много споров. Проблема еще и в том, что абсолютно все доклады госкомиссий по таким и даже менее значимым происшествиям в армии и на флоте с советских времен традиционно несут клеймо «Совершенно секретно». При этом, как правило, две трети доклада не содержат сведений, составляющих гостайну. Я нередко сталкивался с тем, что многие офицеры, не говоря уже о матросах и старшинах, не знали результатов расследований только потому, что те были засекречены. Может, в этом одна из причин столь частого повторения трагедий на нашем флоте?
Я убежден: некоторые аварии и катастрофы советского периода сегодня необходимо пересмотреть, убрав партийно-идеологическую целесообразность, прежде всего с целью поиска истины и извлечения уроков. Вплоть до создания специальной комиссии.
К слову. 19 апреля 1990 года на Балтийском флоте выполнялась стрельба, аналогичная стрельбе по «Муссону». Ракета-мишень попала в МРК «Метеор», сбив несколько антенн на надстройке корабля. Пролети она немного ниже…

Коварный АМг и русские, которые «умеют»
Еще один вопрос, заставивший меня вернуться к загадкам «Муссона»: почему наш флот продолжает гореть? Причем в масштабах и с частотой, не сопоставимых с тем, что происходит у зарубежных коллег, или как говорили раньше, «потенциальных противников». Об этих почти «рутинных» пожарах и происшествиях, унесших многие жизни, смотрите публикацию В.Воронова в «Совершенно секретно» №11 за 2009 год.
По мнению бывшего главного инженера-механика флота капитана 1 ранга Алексея Крата (в 1987 году - заместитель командира соединения ракетных кораблей по электронно-механической части), яростный пожар и сильная загазованность на «Муссоне» - следствие использования алюминиево-магниевого сплава АМг - материала, из которого сделаны конструкции практически всех надводных кораблей ВМФ бывшего СССР. «Корабль мгновенно обесточился, - вспоминает он. - Была потеряна внутрикорабельная связь и радиосвязь. Заклинило почти все двери и часть люков. Остановился пожарный насос, разрушилась система водяной защиты, орошения носового и кормового погребов, контейнеров ракетного комплекса».
Главный специалист ТОФ по ракетно-артиллерийскому вооружению капитан 1 ранга В.Виткевич рассказал мне, что впервые вопрос об АМг поднимался на уровне главного командования ВМФ СССР еще в 1974 году, когда на Черноморском флоте из-за сильного пожара на большом противолодочном корабле «Отважный» погибли 24 человека.
Гладкопалубный корпус МРК «Муссон» (проект 1234) выполнен из корабельной стали марки МК-35 повышенной прочности. Верхняя часть переборок, прессованные профили, внутренние переборки, надстройка в средней части корпуса - все это из алюминиево-магниевого сплава марки АМг-61.
Популярность АМг в строительстве надводных кораблей объяснялась тем, что по стойкости против коррозии алюминиево-магниевые сплавы занимают первое место после технически чистого алюминия. Они хорошо свариваются. Отличаются малой объемной массой и достаточно высокой прочностью, а также повышенными пластическими характеристиками при низких температурах. Изделия и конструкции из них при ударе не дают искр, обладают антимагнитностью, сейсмостойкостью. Их устойчивость к коррозии позволяет назначать минимальную толщину элементов конструкций, работающих в агрессивной среде.
Однако есть серьезный недостаток: сплав горюч. При температуре 300-400 градусов он начинает плавиться, а при более высокой - гореть так сильно, что потушить его практически невозможно. Именно поэтому британцы после конфликта с аргентинцами за Фолклендские острова в 1982 году отказались от его применения. Достаточно было противокорабельной ракете Exocet попасть в эсминец Sheffield британских ВМС, западные военспецы сделали вывод: быстрому распространению огня способствовало большое количество различных горючих материалов, в частности, алюминиевых сплавов. С тех пор надстройки английских, а затем и американских кораблей начали покрывать изоляцией из силикатного фетра в сочетании со стеклопластиком типа «кевлар», а затем и вовсе перешли к изготовлению их из стали. Британские инженеры разработали изоляцию под названием «контрфлейм» для защиты стальных конструкций.
Расследовавшая трагедию «Муссона» госкомиссия рекомендовала «рассмотреть техническую возможность исключения алюминиево-магниевых сплавов при строительстве кораблей ВМФ».
В феврале 1992 года другая комиссия главного штаба ВМФ, разбиравшая причины пожара на большом противолодочном крейсере «Адмирал Захаров» (Тихоокеанский флот) тоже записала в акте: «Распространению пожара на корабле способствовало наличие конструктивных недостатков проекта: выполнение надстроек, мачт, легких переборок во внутренних помещениях, трапов из алюминиево-магниевых сплавов...»
А в конце февраля нынешнего года я позвонил главному инженеру ОАО «Восточная верфь» Анатолию Дороговцеву (именно на этой верфи строился МРК «Муссон»; именно здесь до сих пор строят пограничные сторожевые корабли (ПСКР), катера, катамараны и яхты) и спросил: используется ли сегодня АМг при строительстве кораблей и что он думает об их применении?
Анатолий Владимирович ответил, что АМг используется вовсю - при строительстве кораблей, в частности, ПСКРов и катеров. По его мнению, сплав этот в мире мало кто применяет, потому что уже не умеют с ним работать, а русские умеют! Потому что до сих пор его используют. И еще Дороговцев сказал, что ему известно о горючести АМг. «Но, - добавил инженер, - альтернативы ему в нашей стране нет».

Утонувшие плотики
…Помощник командира «Муссона» старший лейтенант Игорь Голдобин в момент попадания ракеты находился в ходовой рубке. Весь черный от гари и дыма, с поврежденным позвоночником, Голдобин выполз откуда-то из огня и приказал всем оставаться на баке, хотя разрешение на оставление корабля уже прозвучало. Он распорядился спуститься в кубрик, собрать там и сбросить в воду все предметы, которые могли держаться на плаву. Затем приказал достать из огня два транспортировочных контейнера для «осиных» ракет, да не просто сбросить их в воду, а закрепить на концы, чтобы не унесло течением. И только после выполнения этих мероприятий приказал покинуть корабль. С ним на корабле остались лейтенант Загоруйко (с обожженной спиной), раненый матрос и, по некоторым сведениям, командир батареи ЗРК.
Эти на первый взгляд простые решения Игоря Голдобина спасли жизнь большинству из почти трех десятков моряков, поднятых из воды. Ее температура в этот день была около 5 градусов. При такой температуре 5-7 минут в воде - и к Господу Богу! Если бы моряков разбросало течением, их бы просто не успели собрать с помощью одной шлюпки. Чтобы поднять находившихся в спасательных кругах раненых штурманов Новикова (ему взрывом оторвало обе ноги) и Багдулина, на воду спустили офицера с «Вихря» в спасательном жилете. Он потерял сознание от переохлаждения. Что было бы с людьми, прыгнувшими в воду без спасательных средств? Некоторые плыли, держась за ракетные контейнеры. Их подняли в шлюпку, спущенную с МПК-117. Потом шлюпка забрала с «Муссона» помощника и тех, кто с ним остался.
Подошедшие к «Муссону» корабли тушили его недолго. Вскоре поняли: бесполезно. Вода испарялась, не долетая до него.
Трагедия обнажила вечную болезнь военно-морского флота: безобразное состояние аварийно-спасательного имущества, вкупе с полной растерянностью перед тем, как действовать в экстремальной обстановке, спасая себя и корабль. Я имею в виду не те действия, что расписаны в Корабельном уставе ВМФ РФ и в инструкциях по борьбе за живучесть, а те, которые там не записаны. Например, что делать, если нет воды в пожарных рукавах; нет пригодных для дыхания индивидуальных дыхательных аппаратов; не раскрываются спасательные плотики и т.п.
На самом «Муссоне» спасательных жилетов на всех не хватило (кстати, и на других кораблях прикомандированные почти всегда оказываются без них). Спасательные плотики были в нерабочем состоянии. Система пожаротушения могла работать только при наличии электропитания. Ни на «Муссоне», ни на «Вихре» не было спасательных шлюпок! Куда они подевались еще до выхода в море, никто уже и вспомнить не может. Полагают, что их не наблюдалось ни на одном (!) из МРК бригады. До этого в дальний подход без них отправился МРК «Бриз».
Старший рулевой МРК «Вихрь» Сергей Барков вспоминал, что из сброшенных с «Вихря» спасательных плотиков раскрылись только два (их сразу унесло то ли ветром, то ли течением). Остальные затонули, потому что были либо гнилые, либо разграбленные, либо порезанные: из них втихаря вытаскивали неприкосновенный запас (НЗ).

Как бы чего не вышло
В братской могиле хоронили списки со званиями и фамилиями. Обгоревшие трупы лежали на трехкилометровой глубине.
Оставшиеся в живых «муссоновцы» хотели дослуживать вместе на одном корабле. Не разрешили. Постарались поскорее распихать не только по другим кораблям, но и по разным воинским частям. По принципу «как бы чего не вышло».
Лейтенант Александр Новиков, командир БЧ-1, потерявший после тяжелого ранения обе ноги, сначала служил преподавателем в военно-морском училище, впоследствии уволился в звании капитана 3 ранга. В настоящее время живет в городе Троицке Московской области, работает учителем.
Игорь Голдобин был уволен с флота без наград и выслуги. Нет, его никто не выгонял, но никто и не удерживал. Живет он во Владивостоке, работает в авторемонте. Как говорят его сослуживцы и друзья, «по причине гордости и нежелания ходить с протянутой рукой пенсии не имеет. И вообще не имеет ни х.., только кортик над кроватью и фотографию «Муссона» там же».
Даже мемориальную плиту-памятник погибшим катерникам представители военных заводов делать отказались. Об этом с горечью рассказывал мне капитан 1 ранга Николай Воронцов. «Рабочие Дальзавода сделали, - говорит он. - Ночью трудились. Посчитали это своим долгом».
Под толщей соленой воды покоится одна из самых мрачных страниц в истории Тихоокеанского флота. Краснознаменная 165-я бригада ракетных катеров в бухте Большой Улисс передислоцирована. Памят-
ная доска с фамилиями погибших перенесена в другое место. Иногда бывшие катерники встречаются там, вспоминают погибших. Но Родина, как это не раз бывало, быстро забывает своих солдат. Как забыла она «муссоновцев» - павших и живых.
…Бывший начальник управления ракетно-артиллерийского вооружения Тихоокеанского флота контр-адмирал Иван Моисеенко говорил мне: «Запомни, Григорий, всякое попадание на флоте - случайно». Он наверняка знал, что говорил. А я до сих пор думаю: если попадание в «Муссон» было случайным, была ли случайной гибель самого корабля и 39 человек на его борту? И случайно ли упорное нежелание извлечь уроки из той трагедии?

От редакции «Отваги» : этот материал был опубликован через год и несколько месяцев после развала СССР и появления на постсоветском пространстве независимых государств, которые существуют и по сей день. В то время средства массовой информации активно «выкапывали» из многочисленных открытых архивов то, что ранее считалось секретным, но о чем тем не менее знали многие, кто служил в армии. Особенно это касалось различных инцидентов в вооруженных силах, в том числе и на флоте, так как прежнее руководство всячески скрывало достоверную информацию о фактах гибели людей. Практически каждая такая публикация становилась сенсацией для гражданских обывателей. Ниже рассказано о б одном из трагических случаев, связанной с гибелью корабля Тихоокеанского флота «Муссон».

За первую половину 1992 г. в Вооруженных Силах России погибло 1615 человек. Только в Военно-Морском Флоте за 6 месяцев произошло пять серьёзных аварий и катастроф, повлекших за собой гибель людей.

Летом этого года (1992 г. – прим. ред. ) главный штаб ВМФ опубликовал денные об авариях на флоте за последние 10 лет. Как ни странно, гибель малого ракетного корабля «Муссон» (проекта 1234 ) в апреле 1987 г. на Тихоокеанском флоте в этом списке не упоминалась. Как сообщили мне в штабе Тихоокеанского флота, гибель МРК «Муссон» – это не авария, а катастрофа. Оказывается, согласно военно-терминологической казуистике, авария и катастрофа – не одно и то же. Таким образом, можно надеяться, что вскоре главный штаб ВМФ опубликует и список катастроф за последние 10 лет. Думается, что уж в нем-то найдется место для упоминания об одной из крупнейших трагедий ВМФ.

ПОМЕШАЛИ ФРЕГАТЫ США

16 апреля 1987 г. в Японском море в 33 милях от острова Аскольд на глубине 2900 метров затонул малый ракетный корабль (МРК) «Муссон» (широта 42 градуса 11 минут, долгота – 132 градуса 27 минут). Погибли 39 из 76 человек, находившихся на борту. Из 16 офицеров – 6. Из 7 мичманов – 5. Из 46 матросов и старшин – 23. Из 5 курсантов мореходной школы и школы техников ВМФ – 5.

…Казалось, само провидение заботилось о сохранении «Муссона» и его экипажа. Так, ракетная стрельба, запланированная на 26-28 марта 1987 г., не состоялась из-за неготовности зенитно-ракетных комплексов (ЗРК) на МРК «Вихрь» и «Бриз», которые должны были участвовать в учениях.

В первые дни апреля стрельба не состоялась, потому что в районе боевой подготовки находились фрегаты ВМС США «Хэммонд» и «Нокс».

11 апреля – перед выходом в море обнаружились неисправности на МРК «Бриз» и малом противолодочном корабле (МПК) № 117.

…С оставшимися в живых моряками я разговаривал через день после случившегося. С некоторыми документами удалось познакомиться позже. Сейчас, когда уже прошло столько времени, многое видится в ином свете и преподносится очевидцами тоже по-иному. Невиновные не могут забыть. Виноватые не хотят вспоминать.

РАКЕТА НАХОДИТ ЦЕЛЬ

По плану мероприятий отряд из пяти кораблей: малого противолодочного корабля, двух малых ракетных кораблей и двух ракетных катеров вышел в залив Петра Великого для проведения совместных тренировочных стрельб. Ракетные катера с помощью ракет-мишеней должны были обстрелять малый противолодочный корабль №117 и два малых ракетных корабля «Муссон» и «Вихрь». Те же в свою очередь, должны были отбить ракетную атаку. Около шести часов вечера 16 апреля 1987 года по «Муссону» была выпущена крылатая ракета. В ответ ракетный корабль ударил сразу двумя ракетами своего зенитно-ракетного комплекса. Крылатая ракета-мишень была успешно поражена. Но, по роковому стечению обстоятельств ее останки, падая в море, врезались в радиорубку «Муссона». Произошел взрыв и корабль загорелся. Трагедия произошла в 18 часов 36 минут. Корабли, участвующие в учениях подошли на максимально возможное безопасное расстояние к «Муссону» и с ужасом наблюдали объятый ярким пламенем корабль. Самое ужасное, состояло в том, что командующий учениями контр-адмирал Л. Головко запретил приближаться к горящему судну, чтобы избежать новой трагедии. Дело в том, что на «Муссоне» находился крупный боекомплект, который мог взорваться в любую минуту. Наибольшую опасность при этом представляли зенитные ракеты корабля. К счастью, «Муссон» оказался выполнен из алюминиево-магниевого сплава. Он оплавился, закрыв собой ракеты, которые не взорвались. В то же время, являясь горючим материалом, он фактически превратил судно в пылающий факел.

Четверг, 16 апреля 1987 года, выдался ясным весенним днем. После обеда отряд кораблей в составе МПК № 117 - малого противолодочного корабля, малых ракетных кораблей МУССОН и ВИХРЬ, а также двух ракетных катеров снялся с якоря в заливе Стрелок и взял курс в заданный район залива Петра Великого для отработки совместной стрельбы зенитно-ракетным комплексом.

Примерно часа через два они разделились, МПК № 117, “Муссон” и “Вихрь” образовали ордер, по которому ракетные катера должны были выполнить стрельбы ракетами-мишенями. Кораблям же ордера требовалось отбиться от них.

Шел седьмой час вечера, когда поступила команда и один из катеров пустил первую крылатую ракету-мишень по “Муссону” - ядру ордера. Обнаружив цель, “Муссон” ударил по ней двумя ракетами из зенитно-ракетного комплекса, которые и разорвались в зоне поражения ракеты-мишени. Выпущенная стреляющим катером следом вторая ракета-мишень пронеслась в свободном полете над “Муссоном”, так как на корабле было уже не до нее…

Пораженная первая ракета-мишень резко изменила траекторию полета, стала снижаться и спустя несколько мгновений вонзилась в надстройку “Муссона” - радиорубку. Пронизав ее, она взорвалась (горючее и окислитель ракеты) на главном командном пункте (ГКП) корабля. “Муссон”, содрогнувшись от удара и взрыва, загорелся. В ходовой рубке стреляющего катера по радиосвязям разнеслось: “Первый”, я “Третий” (позывной “Вихря”), во “Второй” (позывной “Муссона”) попало “изделие”. “Второй” горит. Люди покидают корабль…”

Было 18 часов 36 минут.

Получив трагическую весть, стреляющие катера полным ходом пошли к месту бедствия “Муссона”. В 19 часов 13 минут катера и корабли были в сборе и рассредоточились примерно в 2 кабельтовых от “Муссона”, надстройка которого была объята сильным пламенем.

Руководитель стрельб - командующий объединением контр-адмирал Л. Головко, находящийся на ПМК, пресек попытки некоторых командиров кораблей подойти к “Муссону” и помочь ребятам, призывно размахивающим руками. Он приказал не приближаться к горящему кораблю во избежание новой беды, ибо тот был загружен артбоезапасом и зенитными ракетами. Не предвещали ничего хорошего и крылатые ракеты на борту “Муссона”.

Корабль был полностью обесточен, вследствие чего вышли из строя все системы пожаротушения и связь. Часть спасательных средств сгорела, другие от моряков отрезал огонь. Надстройка и другие конструкции корабля, выполненные из алюминиево-магниевых сплавов, от высокой температуры горения плавились как пластилин. Этой лавой и дымом закрыло контейнеры с крылатыми ракетами по левому борту (они сгорят дотла не взорвавшись). Поэтому находящиеся на “Муссоне” и на окружающих кораблях не видели и не знали, что с ними. С правого же борта контейнеры с ракетами встали “на попа” и, свалившись в воду, затонули.

Командир “Муссона” капитан 3-го ранга В. Рекиш, 1-й заместитель командующего объединением капитан 1-го ранга Р. Темирханов и ряд других офицеров, мичманов, старшин и матросов погибли сразу же после взрыва. За старшего на объятом пламенем “Муссоне” остался помощник командира корабля капитан-лейтенант Игорь Голдобин. Получив при взрыве травму позвоночника, перелом ноги и ожог руки, он тем не менее остался в строю, возглавив вместе с замполитом старшим лейтенантом Василием Загоруйко сначала борьбу с огнем, а затем и организацию спасения оставшихся в живых людей.

Во избежание преждевременного взрыва морякам удалось приоткрыть крышки погреба с зенитными ракетами, чтобы снизить внутреннее давление. Они пытались подозвать к себе другие корабли, пусть не помочь, а чтобы хотя бы с них перебросили на “Муссон” пожарные шланги, ведь голыми руками и даже огнетушителями разбушевавшуюся огненную стихию не укротишь. Однако оттуда ответили, что командование не дает “добро” на сближение. Морякам “Муссона” оставалось рассчитывать только на себя.

Проверив температуру переборок в районе 33-го шпангоута, за которыми находились старшинский кубрик и погреб с зенитными ракетами, и убедившись, что переборки уже горячие и пламя вот-вот перебросится на старшинский отсек, поняли, что благие надежды тщетны: кораблю уже ничем не помочь. Тем более если учесть, какую угрозу могут представлять ракеты по левому борту, о состоянии которых ничего известно не было. И капитан-лейтенант Голдобин отдал приказ всем покинуть корабль. Тех, кто был тяжело ранен или не умел плавать и боялся прыгать в воду, хотя только что проявлял мужество на горящем корабле, облачали в спасательные жилеты и выбрасывали за борт в ледяную воду. Жестоко? Наверное, все-таки нет. В сложившейся ситуации это был единственный шанс выжить. Вслед им бросили плотик, сооруженный из контейнеров из-под зенитных ракет. Последними с гибнущего корабля спустились в воду по якорной цепи, цепляясь за нее обожженными руками, помощник командира Игорь Голдобин и замполит Василий Загоруйко…

Часы показывали 19 час. 20 мин. По местному времени.

Подобрав из воды ребят, корабли отошли, ожидая взрывов и наблюдая, как догорает в ночи их боевой собрат. Около полуночи, после того, как рванули артиллерийские снаряды и зенитные ракеты, “Муссон” затонул на глубине около 3 тысяч метров, унеся с собой в морскую бездну обгоревшие тела 39 человек: матросов, старшин, мичманов и офицеров из экипажа малого ракетного корабля вместе с его командиром, а также нескольких офицеров проверяющих-наблюдателей из штаба и курсантов школы техников ВМФ и мореходки, проходивших стажировку на “Муссоне”.

Произошло это в географической точке с координатами 42 градуса 08 минут северной широты, 132 градуса 22 минуты восточной долготы в 33 милях от острова Аскольд.

В базе отряд кораблей и катеров, поредевший на одну боевую единицу, встречали высокое флотское начальство, представители прокуратуры и особого отдела.

Так в чем же причина трагедии? Как же так случилось, что ракета-мишень поразила корабль, вместо того, чтобы после подрыва сразу же упасть камнем в море? Однозначного ответа на сей счет не дали ни оставшиеся в живых муссонцы, ни их сослуживцы с других кораблей, на глазах у которых все произошло.

По мнению одних, нелепая трагическая случайность: при поражении ракеты-мишени в ней заклинило руль, и так как мишень, хоть и посеченная осколками зенитной ракеты, оставалась объектом целостным, она продолжила полет прямо в надстройку корабля, а малая дистанция уже не позволяла ее добить.

Другие склонны считать, что если бы “Муссон” не застопорил ход (некоторые утверждают, что корабль был на малом ходу), то подбитая ракета-мишень никогда бы не попала в него. У некоторых же специалистов сложилось впечатление, что головка самонаведения ракеты-мишени не была отключена. Об этом говорили траектория полета ракеты и ее “поведение” на конечном отрезке, а в итоге - попадание в зону наибольшего радиолокационного отражения на корабле - радиорубку. Мол, если бы ракета-мишень после подрыва падала без включенной головки самонаведения, то давно свалилась бы в море, а не летела еще несколько километров так целенаправленно. Отсюда делались выводы: на базе подготовки ракет-мишеней допустили преступную халатность, позабыв отключить головку самонаведения…

Официальную версию служебного расследования, как говорили офицеры и мичманы, им никто не посчитал нужным сообщить, как не пожелал спустя несколько лет после катастрофы встретиться с журналистом “В” руководитель тех трагических учений контр-адмирал Л. Головко, у которого не оказалось “оснований и желания” говорить с репортером о былой трагедии, хотя, безусловно, у него и “имеется несколько иное мнение” о случившемся, чем “у некоторых официальных и неофициальных лиц”.

А между тем комиссия под руководством 1-го заместителя главкома ВМФ СССР адмирала флота Н. Смирнова в ходе расследования ЧП, не сбрасывая со счетов все вышеназванные моими собеседниками факторы, в конце концов пришла к выводу, что произошло роковое стечение обстоятельств, базирующихся на непродуманности действий и преступной халатности должностных лиц во время учений, стремлении флотских начальников пустить пыль в глаза вышестоящему командованию и заработать во что бы то ни стало высокую оценку за стрельбы, для чего были изменены и до минимума упрощены условия учений. В том числе дистанцию стрельбы и скорость кораблей спланировали в конце концов так, чтобы, не дай бог, не промахнуться…

Какой ценой пришлось заплатить за попытку очковтирательства - известно…

Третий тост на флоте - за тех, кто в море. И нет при этом разграничений между павшими и живыми. Потому что моряки, если выпадает им доля встречать свой смертный час на море, не умирают. Их души переселяются в чаек, которые уже никогда с морем не расстаются. Если верить этой красивой легенде, то 16 апреля 1987 г. над заливом Петра Великого в Японском море таких чаек вспорхнуло 39. С борта боевого корабля, для которого тот день оказался последним. Трагедия, разыгравшаяся в 33 милях от острова Аскольд, по дичайшему стечению обстоятельств, накалу страстей при борьбе за живучесть корабля и спасение людей должна быть причислена к одной из самых драматичных на море в мирное время. Но в условиях только-только зарождающейся свободы слова гораздо свободнее и безопаснее было топтаться по людям и их судьбам.

В МОРЕ

Согласно плану, разработанному штабом, малые ракетные корабли (МРК) "Муссон" и "Вихрь" вместе с противолодочным кораблем МПК-117 должны были выполнить совместную зенитную стрельбу по двум ракетам-мишеням (РМ), выпущенным с ракетных катеров.

Та стрельба не заладилась с самого начала. Она, первоначально назначенная на 26 марта, несколько раз по различным причинам переносилась на более поздние сроки... Корабли отошли от стенки 16 апреля около 17.00. Примерно час понадобился, чтобы перейти в назначенный район, столько же - покрутиться в квадрате для занятия исходной позиции. Руководивший стрельбами командующий Приморской флотилией контр-адмирал Леонид Головко с офицерами штаба находился на МПК-117. Другая штабная группа во главе с 1-м заместителем командующего флотилией капитаном 1-го ранга Ринатом Тимирхановым - на "Муссоне".

НА БЕРЕГУ

Подобные мероприятия, если они находятся в зоне досягаемости радиотехнических средств, всегда обеспечиваются постами наблюдения и связи - РТП. Ту стрельбу с берега "вел" РТП острова Аскольд, где мне тогда довелось быть командиром. Я находился на сигнальном посту и прослушивал работу своих моряков по выносному громкоговорящему устройству. Почти никогда я не вмешивался в их действия: они и так прекрасно выполняли свои обязанности. Но вдруг около 20 часов с КП Приморской флотилии по телефону мне поступила команда перейти на пост к радиометристу и лично выдавать данные по целям (цели - это корабли, участвующие в учении). Подобное бывает крайне редко.

Отметки от целей на экране радара высвечивались четко, но расположение их абсолютно не соответствовало даже подобию строя кораблей. Один - в центре, три остальных - на равном удалении - вокруг. В течение часа к этой группе присоединились еще две цели. С каждой необходимо было связаться, присвоить ей номер и только после этого произвести доклад в штаб. Корабли вели себя более чем странно: они не реагировали ни на один запрос с берега. Стало ясно: что-то произошло, но что - выяснить было невозможно. Молчали даже помощники оперативного дежурного в штабе, с которыми я работал непосредственно. И только когда одна из целей стремительно направилась в направлении берега, я классифицировал ее, как вертолет, потому что с такой скоростью в пункты базирования корабли не заходят - мне шепнули по проводной связи, что это катер-торпедолов везет раненых...

Цель исчезла с экрана в 23.30.

В МОРЕ

После занятия кораблями исходных позиций по команде руководителя произвели пуск ракеты-мишени, которая на "Муссоне" была взята на автоматическое сопровождение. По ней ударили двумя зенитными ракетами... Они, как и положено, разорвались в зоне ее поражения. Дальше произошло непредвиденное. Вместо того чтобы упасть в воду, РМ внезапно изменила траекторию полета и навелась на "Муссон". Оттуда еще успели произвести по ней очередь из артустановки...

Поврежденная ракета влетела прямо в главный командный пункт (ГКП) корабля, где находились замкомандующего флотилией, командир корабля, офицеры штаба. Помимо ГКП, одним ударом были уничтожены ходовая, штурманская и радиорубки; практически полностью выведен из строя пост энергетики и живучести. В момент соприкосновения ракеты-мишени с МРК в ней еще оставалось горючее - все это после взрыва превратилось в страшный огонь.

Неожиданным "подспорьем" при пожаре оказались металлические корабельные конструкции. Сделанные из алюминиево-магниевого сплава (АМг), они вспыхнули, как факел, с характерным для магния свечением и разбрасыванием искр. Густой черный дым пополз по глади моря. Оставшиеся в живых моряки оказались разделенными на две группы. Одна, с вытащенными из-под обломков ранеными, собралась на баке (носовая часть корабля), другая - на юте (корма)... В центре полыхал жуткий, все пожирающий огонь.

Первоначально контр-адмирал Леонид Головко принял решение швартоваться к борту "Муссона", но тут же его отменил: боезапас, которым был под завязку начинен корабль, включая пять крылатых ракет в боевом снаряжении, мог рвануть в любой момент... Командующий Приморской флотилией по громкоговорящей связи приказал экипажу горящего МРК покинуть его. От кормы "Муссона" отошел единственный сохранившийся спасательный плотик; остальные сгорели или к ним невозможно было подобраться. Спасательные плотики, сброшенные с "Вихря", течением отнесло в сторону. Спущенный с борта МПК-117 четырехвесельный ялик погреб к "Муссону", но с бака в воду никто не прыгнул.


Люди делали все, что могли в трагической ситуации. К находящимся в завалах горящей надстройки раненым штурманам Новикову и Багдулину матросы добрались, рискуя жизнью, и, надев на них спасательные круги, сбросили за борт. Оба офицера потом были подняты из воды живыми. Многие моряки оказались заблокированными во внутренних помещениях, и о том, что они пережили в свои последние минуты жизни, лучше не думать. Особенно много людей оказалось на посту дистанционного управления (ПДУ) двигательной установкой. Кроме расписанного по тревоге личного состава, там дополнительно находилась аварийная партия и курсанты из Находкинской мореходки, проходившие на "Муссоне" военно-морскую практику. Один из старшин, хорошо знавший устройство своего заведования, сумел выйти из ПДУ в машинное отделение, а затем поднялся наверх по скоб-трапу шахты вентиляции. В повседневной обстановке выбраться наружу таким образом невозможно, но тогда "грибок", закрывавший эту шахту, был сорван взрывом. Следом за старшиной, обжигая руки о раскаленный металл, смогли выйти еще только два человека...

Помощник командира "Муссона" капитан-лейтенант Игорь Голдобин в момент попадания ракеты в корабль находился на ходовом мостике и оказался в числе тех, кого судьба пощадила. Людей, скопившихся в этом небольшом помещении, подраненная ракета-мишень разделила на живых и мертвых почти поровну. Обгоревшего, с поврежденным позвоночником, его выкинуло на верхнюю палубу взрывной волной. Когда прозвучало разрешение командующего покинуть корабль, он дал команду морякам, собравшимся на баке, спуститься в кубрик и сбросить в воду все находившиеся там матрацы и аварийные брусья. Затем достать из огня два транспортировочных контейнера для ракет зенитного комплекса "Оса" и, предварительно связав их, сбросить в воду. Только после выполнения этих мероприятий офицер приказал всем покинуть корабль. Убедившись, что на борту из живых никого не осталось, помогая раненому замполиту старшему лейтенанту Василию Загоруйко, помощник последним спустился в воду по якорь-цепи. Время было 19.20.

Эти простые на первый взгляд действия Игоря Голдобина спасли жизнь большинству из почти трех десятков моряков, поднятых из воды. Температура забортной воды не превышала 4 градусов, и, разбросанных течением, их не успели бы собрать одной шлюпкой. Очень помогли "осиные" контейнеры: моряков, висевших на них гроздьями, просто буксировали до корабля, что очень сократило время их пребывания в холодной воде.

Через полтора часа на корабле начали рваться крылатые ракеты, находящиеся в контейнерах, и артиллерийские снаряды в погребе. Зловещий "фейерверк" продолжался до 22.34. Затем еще с час чрево "Муссона" вбирало в себя воду и пыталось удержаться на плаву. Корабль затонул на глубине 2900 метров; навечно забрав с собой 6 офицеров, 5 мичманов, 23 матроса и старшины и 5 курсантов-стажеров. Спаслись 37 человек.

НА БЕРЕГУ

Государственная комиссия по расследованию причин трагедии была сформирована на следующий день. Возглавил ее первый заместитель главкома ВМФ адмирал флота Николай Смирнов. И уже 18 апреля прилетевшие спецрейсом во Владивосток члены комиссии приступили к работе. А спустя 2 дня в соединении ракетных кораблей поминали погибших: траурный митинг, короткие речи - все быстро, словно для галочки. Даже за поминальным столом сидели всего один час... Создавалось впечатление, что флотское руководство больше было озабочено тем, чтобы как можно меньше информации просочилось наружу.

Это было первое и последнее свидание родственников и членов семей погибших моряков с командованием флота и флотилии. К месту гибели их не возили. Кто-то из родственников попытался поднять эту тему, но им было вежливо отказано: "Кругом вода, что там смотреть?". Единственное, что было сделано с душой - это камень с высеченными на нем фамилиями погибших. Правда, многие не знали, что металлическую табличку делали ночью, втихаря на Дальзаводе. Официально и днем почему-то не разрешили. Единовременное материальное пособие на вдов и детей было назначено в соответствии с существующим тогда в стране законодательством. Ни о какой дополнительной поддержке ни со стороны государства, ни от флота не было и речи.

СПУСТЯ МЕСЯЦ

Проведя ряд экспериментов, госкомиссия так и не смогла разобраться в истинных причинах, заставивших ракету-мишень изменить траекторию своего полета столь непредсказуемым образом. И вину за случившееся (иначе в то время просто не могло быть) возложили на нескольких человек, включая и погибших. Во время разбора итогов работы комиссии, который проводил лично главком ВМФ, командующего Приморской флотилией контр-адмирала Леонида Головко отвезли в госпиталь с сердечным приступом. Впоследствии он был снят с должности и назначен с понижением. Настоящего мужика Игоря Голдобина уволили с флота, когда он подал рапорт с подобной просьбой. Без наград и почестей. Его никто не выгонял, но никто и не удерживал. Пенсия из-за небольшой выслуги лет назначена самая минимальная.

Комиссия сделала ряд выводов, но все они были чисто технического свойства. Причем если "меры по улучшению качества зенитных ракетных и артиллерийских комплексов для гарантированного уничтожения крылатых ракет в зоне самообороны" теоретически были приняты, то исключение использования сплавов АМг при строительстве кораблей так и осталось на бумаге. До сих пор эти сплавы, как наиболее легкие и дешевые, используются в качестве основного материала для создания корабельных конструкций.

СПУСТЯ 5 ЛЕТ

Летом 1992 г. Главный штаб ВМФ опубликовал данные об авариях на флоте за последние 10 лет. Гибель "Муссона" в этом списке не упоминалась. Объяснение было более чем простым: это не авария, а катастрофа. А согласно военно-терминологической казуистике это не одно и то же. Кстати, первая официальная публикация в центральной прессе о гибели "Муссона" прошла лишь в августе того же года в "Известиях".

Камень с металлической табличкой был к тому времени заменен на обелиск, но добраться к нему смогли очень немногие. Лишь жившие неподалеку родственники погибших и члены экипажа, оставшиеся в живых. Осилить поездку во Владивосток в то время для большинства уже стало не по карману.

СПУСТЯ 20 ЛЕТ

Чтобы эта публикация смогла максимально точно отразить события давних лет, я обратился в Центральный архив ВМФ. Никаких данных по "Муссону" там почему-то не оказалось, или просто не захотели ворошить прошлое. Апрель - не самый легкий месяц в истории мореплавания. 13-го дня 1904 г. подорвался на мине и затонул броненосец "Петропавловск" с вице-адмиралом Макаровым на борту. Спустя 8 лет и один день нашел в море свой айсберг легендарный "Титаник". В 1970 г. 8 апреля в Бискайском заливе погибла атомная торпедная лодка К-8, через 19 лет на Севере та же участь постигла подводный атомоход "Комсомолец". И все же самая неудачная судьба оказалась у "Муссона": даже память о нем и о его моряках максимально удалось спрятать под воду.



Рекомендуем почитать

Наверх