Ттх с 300 ракетный комплекс. Технические средства, придаваемые дивизиону С300ПС

Отношения, любовь и семья 25.02.2019
Отношения, любовь и семья

Высокие боевые качества советских неоднократно были оценены как друзьями нашей страны, так и ее противниками. Комплексы ПВО защищали небо Кубы во время они противостояли авиационным армадам США во время Вьетнамской войны и в периоды других региональных конфликтов. Одним из примеров отечественной техники может служить ракетный комплекс С-300, уже стоящий на вооружении армий двух иностранных государств (Кипра и КНР). Заявки на его приобретение подали еще полтора десятка стран, озабоченных безопасностью своих воздушных рубежей. Эти системы надежно охраняют небо над Россией.

Актуальность борьбы с низколетящими целями

С-300 задумывался еще в середине восьмидесятых годов как средство эффективной борьбы с низколетящими скоростными целями. В конце 1970-х в США прошли успешные испытания крылатых ракет, способных преодолевать рубежи существовавших на тот момент советских систем ПВО и ПРО. «Томагавки» летели слишком низко для того, чтобы их могли засечь обычные радары. Эти средства доставки тактических ядерных боеприпасов могли использовать рельеф местности (например, овраги, балки, русла рек), и задача их уничтожения представлялась проблематичной. Дальнейшее совершенствование автоматизированных средств управления летательными аппаратами настильной траектории, построенных на основе новейших достижений вычислительной техники, позволило вероятному противнику СССР надеяться на возможность победы в возможном вооруженном конфликте уже с использованием не только крылатых ракет, но и самолетов, способных на предельно низких высотах преодолевать нашу защиту. Требовались новые системы. В конечном счете ими стали зенитно-ракетные комплексы С-300, принятые на вооружение в 1982 году.

Главная опасность - внезапность

Исторический опыт учит тому, что серьезный вооруженный конфликт, как правило, начинается с массированного воздушного удара. В наше время это понятие включает действия штурмовой и бомбардировочной авиаций в совокупности с ракетным обстрелом жизненно важных для обороны объектов (систем управления, связи, энергообеспечения, мест скопления живой силы и техники, промышленных и транспортных узлов). Внезапность удара приводит в случае успеха к тому, что перестает действовать система противовоздушной обороны, как следствие - разрушается потенциал атакуемой страны (как экономический, так и военный). Комплекс С-300 способен оперативно реагировать на возникающие угрозы благодаря высокому быстродействию систем обнаружения и наведения, нивелируя фактор внезапности. 48Н6, ракета, составляющая основу огневой мощи системы, обладает уникальными летными характеристиками и большой мощностью заряда.

Модификация «ПС»

Ракетный комплекс С-300ПС создавался в московском КБ «Факел» под руководством академика А. Ф. Уткина, после его смерти работы продолжил Общий замысел учитывал опыт самых серьезных войн второй половины XX века, произошедших в Юго-Восточной Азии и на Ближнем Востоке. Главными требованиями к новой технике, помимо высокой эффективности поражения воздушных целей, стали мобильность и малое время предстартовой подготовки. Практика показала, что зенитчики, отстрелявшись, должны срочно покинуть «засвеченный» боевой район во избежание ответного удара, которым противник стремится уничтожить батарею, при этом счет идет на минуты. Время оперативного развертывания и свертывания составило всего пять минут. Этого удалось достичь благодаря высокой степени автоматизации процессов подготовки к ведению огня. Модификация «ПС» была вооружена ракетами 5В55Р.

Новая ракета

Ракетный комплекс С-300 модификации «ПМ» был принят на в 1993 году. За прошедшее десятилетие конструкторам удалось значительно повысить эксплуатационные и тактико-технические качества системы. В первую очередь это касается новой ракеты 48Н6, спроектированной на «Факеле». Также следует обратить внимание на принципиально иную, более совершенную алгоритмику решения математических задач, построенную на современной вычислительной базе. ЗУР одноступенчатая твердотопливная оснащена радиопеленгатором, запускается катапультно-вертикально, после чего устремляется к цели. В настоящий момент на вооружении армий вероятных противников нет воздушных средств, которые не смог бы уничтожить ракетный комплекс С-300. Дальность полета 48Н6 зависит от типа движущейся мишени - баллистические ракеты она сбивает на дистанции 40 км, низколетящие цели (10-100 м) на расстоянии от 28 до 38 км, а обычные самолеты попадают в в радиусе 150 км.

Осколочно-фугасный заряд имеет массу 145 кг. Аппаратура сосредоточена в моноблоке и защищена от помех. Длина ракеты 48Н6Е - 7,5 м, диаметр 52 см, общая масса 1,8 т (в контейнере 2,6 т). Она может использоваться в комплексах мобильного или корабельного базирования («Риф»).

Состав комплекса

Зенитно-ракетные комплексы С-300, объединенные в группировку средств ПВО, обеспечивают безопасность от воздушного нападения районов площадью в десятки тысяч квадратных километров. Технической основой их служит главная боевая единица - пусковая установка 5П85СЕ (с четырьмя ракетными контейнерами каждая). В комплексе их может быть 12. Обеспечивают доставку боеприпасов и их пополнение две вспомогательные машины - 22Т6Е (заряжающая) и 5Т58Е (транспортная). Обнаружение цели производится многофункциональным радиолокатором подсвета и наведения типа 30Н6Е, а также обнаружителем 76Н6 (для низколетящих целей). Энергообеспечение осуществляется дизельной электростанцией. В случае нештатных ситуаций в дело вступает ремонтная лаборатория 13Ю6Е, оснащенная комплектами ЗИП. Есть также выдвижная вышка для подъема локатора - РПН 30Н6Е, необходимость в ней зависит от рельефа местности.

Характеристики и перспективы

Большая дальность поражения, широкий диапазон высот и скоростей, способность вести одновременно 12 целей - вот краткий перечень достоинств, которыми обладает С-300. Ракетный комплекс, характеристики которого превосходят параметры всех иностранных аналогов, может сбивать самолеты, крылатые и баллистические ракеты на дистанциях от 5 до 150 км. При этом не важно, на какой высоте летит цель, 10 метров или 27 километров. Скорость объекта тоже большой проблемы не составляет, она может быть гиперзвуковой 2800 м/с (то есть свыше 10 000 км/ч). Таким образом, ракетный комплекс С-300 создавался с учетом дальней перспективности развития средств нападения и еще долго сможет служить сдерживающим внешнеполитическим фактором. Модификационный потенциал системы позволяет ее постоянно совершенствовать как в аппаратном, так и информационном аспекте.

Мобильность

У систем С-300ПМ и С-300СМ разные шасси. Для более поздней модификации разработана мобильная пусковая установка высокой проходимости (ПУ 5П85СМ) на базе МАЗ-543М. Качающаяся часть для четырех контейнеров (ТПК) в вертикальном положении упирает их заднюю часть в грунт, после чего производится пуск ракеты.

В машине смонтирована также различная аппаратура: предстартовой подготовки, управления приводами, электросхемы питания стартовых систем ракет с волноводным интерфейсом и многое другое. Связь с кабиной, из которой производится управление, построена на кодированном радиоканале.

Источником электроснабжения всех подсистем служит автономное устройство 5С18М, энергия вырабатывается газотурбинным агрегатом. В случае выхода его из строя запитать ПУ можно от любой другой пусковой установки, для этого предусмотрена резервная кабельная связь длиной в 60 м на разматываемой катушке.

В водительской кабине есть инфракрасная система ночного видения для вождения машины в ночное время с выключенными фарами. Места управляющего стрельбой персонала комфортны, созданы условия для длительных дежурств на боевых позициях.

Пробные пробеги транспортных средств показали, что ракетный комплекс С-300 может перемещаться на большие расстояния в разных климатических зонах без ущерба для боеспособности.

«Глаза» комплекса

РЛС 30Н6Е многофункциональна, что означает, что помимо антенн на одном с ними шасси присутствует и аппаратный контейнер. Излучатели выполнены по принципу фазированных решеток, управление лучом цифровое. Пост для увеличения дальности обнаружения цели и понижения минимального горизонта видимости может подниматься на специальной вышке. Особенно это важно, когда разворачивать систему ПВО необходимо в горах или среди леса. Надежность обнаружения цели гарантируется встроенным каналом получения информации об оперативной воздушной обстановке. Для поиска целей, следующих на больших и средних высотах, применяется локатор 64Н6Е. Низколетящие объекты фиксирует 76Н6, защищенный от искажений, вызванных отраженными сигналами. И, наконец, многофункциональный радиолокатор 30Н6Е ищет и подсвечивает цели во всем диапазоне, наводя на них ракеты.

Экспортные возможности

Мало какой военно-технический образец пользуется такой популярностью в иностранной прессе, как ракетный комплекс С-300. Фото этой системы публикуется часто. Она упоминается в связи с событиями то в Сирии, то в Иране. Руководство этих и многих других стран высказало намерение приобрести российские оборонные системы, чтобы обеспечить безопасность своего воздушного пространства. Мотивация вполне ясна, пример некоторых государств, не позаботившихся своевременно о модернизации своих ПВО и ставших жертвами авианалетов, служит серьезным стимулом. Надежным прикрытием от нежелательных полетов может стать комплекс С-300, фото которого стало своеобразным «пугалом» для летчиков ВВС тех стран, которые привыкли бомбить суверенные державы безнаказанно.

Рассуждать о том, насколько хорош этот комплекс, в настоящее время можно главным образом умозрительно. Проверять на практике его боевые возможности пока что охотников не нашлось.

Секретные автомобили Советской Армии Кочнев Евгений Дмитриевич

Пусковые установки зенитной ракетной системы С-300 (с 1982 г.)

Пусковые установки зенитной ракетной системы С-300 (с 1982 г.)

С начала 1980-х годов важнейшей сферой применения шасси МАЗ-543М стало их широкое применение в качестве основы многочисленных видов ракетных СПУ серии 5П85 новой наиболее совершенной советской зенитной системы С-300, входившей в состав войск ПВО СССР и существующей до сих пор в третьем поколении. Впервые автомобили 543М появились в составе ЗРС С-300ПС (экспортное обозначение – С-300ПМУ), которая проектировалась в НПО «Алмаз» с середины 1960-х годов для замены комплекса С-75 и была принята на вооружение в 1982 году. Конструктивно она являлась самоходной версией и дальнейшим развитием первого варианта С-300ПТ на колесных буксируемых шасси, выпускавшегося с 1975 года и принятого на вооружение в феврале 1981-го. Новая система С-300ПС предназначалась для обороны важнейших промышленных, военных и жилых объектов от боевых ударов различных видов средств воздушного нападения во всем диапазоне дальностей и высот, а также для стрельбы по наземным целям. Она входила в состав ЗРК 90Ж6 и обеспечивала поражение современных и перспективных самолетов, крылатых ракет, баллистических и других целей, летящих со скоростями до 1300 м/с на дальностях 5 – 90 км и на высотах от 25 м до практического потолка их боевого применения – 27 км. Комплекс мог эксплуатироваться в различных климатических зонах и имел рекордно короткое время развертывания – пять минут, делавшее его трудно уязвимым для авиации противника. При разработке мобильных пусковых установок основным средством их несения сразу же было выбрано шасси МАЗ-543М с четырьмя гидравлическими опорами, отдельными кабинами (контейнерами) подготовки и управления стартом ракет и системами автономного или внешнего электропитания. Скорость передвижения боевых частей комплекса С-300ПС по шоссе составляла 60 км/ч, по грунтовым дорогам – 30 км/ч.

Основная пусковая установка 5П85С зенитной системы С-300ПС на шасси МАЗ-543М

В состав дивизиона ЗРС С-300ПС (С-300ПМУ) входили четыре пусковых комплекса 5П85СД, каждый из которых состоял из одной основной СПУ 5П85С с высокой кабиной управления и автономным питанием и двух дополнительных установок 5П85Д с питанием от внешней сети и управлением от СПУ 5П85С по радиолинии или по кабелю. Каждая установка снабжалась гидравлическими опорами и четырьмя цилиндрическими герметизированными ТПК с управляемыми твердотопливными одноступенчатыми ракетами 5В55Р со стартовой массой 1665 кг, длиной 7,25 м и осколочно-фугасной боевой частью массой 133 кг. Таким образом, в дивизионе С-300ПС в общей сложности находилось 48 ракет. Их запуск осуществлялся из ТПК с помощью катапульты, а затем на высоте 20 м включались двигатели ракет и системы управления, что позволяло вести стрельбу в условиях сложного рельефа. Ее темп составлял 3 – 5 с. Машины дивизиона С-300ПС одновременно могли обстреливать шесть целей, оснащались приборами ночного видения и радиостанциями для связи на марше. Боевая масса основой СПУ 5П85С составляла 42 150 кг, габаритные размеры – 13 110x3150x3800 мм.

Дополнительная пусковая установка 5П85Д зенитной ракетной системы С-300ПС. 1982 год

В 1983 году началась разработка модернизированной ЗРС С-300ПМ (на экспорт – С-300ПМУ-1). От первого комплекса С-300ПС она отличалась повышенными тактико-техническими и эксплуатационными параметрами, применением новой элементной базы и высокой помехозащищенностью, а также использованием новой твердотопливной ракеты 48Н6 (48Н6Е), обеспечивавшей поражение целей, летящих со скоростями до 2800 м/с. Эта ЗРС вошла в состав модернизированного ЗРК 90Ж6Е с дальностью поражения до 150 км и высотой стрельбы от 6 м до 40 км. Успешные испытания С-300ПМ были завершены в 1989 году, их выпуск начался в 1990-м. В 1993 году эту систему приняли на вооружение войск ПВО РФ, а первый серийный образец официально был представлен в 1995 году. Вместо двух видов пусковых установок в ЗРС С-300ПМ (ПМУ-1) использовалась только одна модернизированная СПУ 5П85СМ (на экспорт – 5П85СЕ или 5П85СЕ1) с улучшенными характеристиками и развесовкой по мостам, разработанная в 1983 – 1984 годах в ленинградском КБ специального машиностроения на шасси МАЗ-543М. Первые пять опытных установок 5П85СМ были собраны в 1984 – 1986 годах на ленинградском заводе «Большевик» и прошли цикл полигонных испытаний и стрельб. На каждой устанавливали четыре 7,5-метровые управляемые одноступенчатые ракеты 48Н6 (48Н6Е) средней дальности с осколочно-фугасной боевой частью массой 143 кг, у которых ТПК при вертикальном старте опирался днищем на грунт. По сравнению с прежними ракетами 5В55Р их стартовая масса возросла до 1800 кг, а темп стрельбы сократился до 3 с. Кроме того, новые СПУ имели более совершенную аппаратуру предстартовой подготовки и управления, радиотелекодовую аппаратуру связи, системы автономного электропитания и гидрооборудования. Весь процесс их перевода в боевое положение был автоматизирован, управление всеми функциями осуществлялось дистанционно. В дивизион ЗРС С-300ПМ входило до 12 пусковых установок 5П85СМ полной массой по 42,2 т с боекомплектом от 96 до 288 ракет.

Пусковая установка 5П85СЕ экспортной системы С-300ПМУ-1 на шасси МАЗ-543М. 1995 год

Этим комплексом закончился советский этап развития ЗРС С-300, которая, несмотря на разоружение, перестройку и экономические реформы, достаточно активно развивалась и совершенствовалась с началом демократического развития Российской Федерации. Главной новинкой трудных 1990-х годов стала система С-300ПМУ-2 «Фаворит», являвшаяся глубокой модернизацией ЗРС С-300ПМУ-1 и признанная наиболее эффективной в мире универсальной системой ПВО. Она была разработана в 1995 – 1997 годах и принята на вооружение в 1998-м. Новая ЗРС обладала расширенными информационными возможностями и автономностью, оснащалась новой ракетой 48Н6Е2 повышенной эффективности с дальностью поражения 200 км. В ее состав входил усовершенствованный ЗРК 90Ж6Е2, состоявший из 12 пусковых установок 5П85СЕ2 на шасси 543М с четырьмя ракетами в ТПК. Впоследствии первые образцы СПУ новой ЗРС С-400 «Триумф» также базировались на автомобилях МАЗ-543М, но с середины 2000-х годов их стали размещать на полуприцепах к седельному тягачу БАЗ-6402. В начале 2011 года было объявлено о предстоящем переходе на еще более совершенную ЗРС С-500.

Из книги Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок в вопросах и ответах. Пособие для изучения и подготовки к проверке знаний автора

10.2. Сушильные установки Технические требования Вопрос 375. Какие необходимо принять меры, если в конвейерных сушилках по условиям эксплуатации не могут быть устроены двери или конструкция сушилки не обеспечивает зону с нулевым давлением?Ответ. В этих случаях у входа и

Из книги Правила устройства электроустановок в вопросах и ответах [Пособие для изучения и подготовки к проверке знаний] автора Красник Валентин Викторович

Конденсаторные установки Вопрос. Через какие коммутационные аппараты присоединяются к сети конденсаторные установки?Ответ. Как правило, присоединяются через отдельный коммутационный аппарат или через общий коммутационный аппарат вместе с силовым трансформатором,

Из книги Правила устройства электроустановок в вопросах и ответах. Пособие для изучения и подготовки к проверке знаний. Разделы 1, 6, 7 автора Красник Валентин Викторович

Глава 7.10. ЭЛЕКТРОЛИЗНЫЕ УСТАНОВКИ И УСТАНОВКИ ГАЛЬВАНИЧЕСКИХ ПОКРЫТИЙ Термины и определения. Состав установок Окончание

Из книги Автомобили Советской Армии 1946-1991 автора Кочнев Евгений Дмитриевич

7.10. Электролизные установки и установки гальванических покрытий Область примененияВопрос 678. На какие электролизные установки распространяется настоящий раздел ПУЭ?Ответ. Распространяется на расположенные внутри зданий (исключения приведены в табл. 7.10.1 пункт 7.10.4 ПУЭ)

Из книги Секретные автомобили Советской Армии автора Кочнев Евгений Дмитриевич

Пусковые установки и транспортно-заряжающие машины Появление бортовых грузовиков КрАЗ-255Б и особенно тяжелых автопоездов с седельными тягачами КрАЗ-255В немедленно привело к созданию на их базе целого семейства новых пусковых ракетных установок и средств для

Из книги Бронетанковая техника Японии 1939 - 1945 автора Федосеев Семён Леонидович

ГАЗ-31013/31028 «Волга» (1982 – 1996 гг.) В серии новых легковых машин ГАЗ-3102 «Волга» с 105-сильным мотором, передними дисковыми тормозами и новым кузовом с характерными прямоугольными фарами также существовал спецавтомобиль ГАЗ-31013 для нужд КГБ и ФСБ. Он был оборудован 220-сильным

Из книги История электротехники автора Коллектив авторов

КрАЗ (1982-1991 гг.) Несмотря на экономические проблемы периода застоя, Советское правительство старалось постоянно осуществлять мощную поддержку Кременчугскому автозаводу, своему главному поставщику тяжелой серийной автотехники для армии и народного хозяйства.

Из книги Материаловедение. Шпаргалка автора Буслаева Елена Михайловна

ЛуАЗ-972/1901 (1982 – 1991 гг.) В 1982 году в Луцке были собраны опытные образцы перспективного авиатранспортабельного плавающего транспортера ЛуАЗ-972 (6x6) с тремя равномерно разнесенными ведущими мостами, в том числе двумя передними управляемыми, которому присвоили военный шифр

Из книги автора

БАЗ-3405-9366 (1972 – 1982 гг.) Опытный автопоезд БАЗ-3405-9366 второго промежуточного поколения с механическим приводом проектировался коллективом СКБ Брянского автозавода, а затем собирался и дорабатывался в течение довольно долгого времени – с 1971 по 1978 год, а его заводские и

Из книги автора

Автопоезда 6009 и 60091 (1982 – 1994 гг.) Сложность и ненадежность автопоездов ЗИЛ-137 в начале 1980-х годов привела к переориентации на более простые, практичные, технологичные и ремонтопригодные системы с механическим приводом колес полуприцепов. Работы Брянского автозавода по

Из книги автора

Семейство «Открытие» (КрАЗ-6315/6316) (1982 – 1991 гг.) В феврале 1976 года вышло секретное Постановление Совмина и ЦК КПСС о разработке на основных советских автозаводах семейств принципиально новых тяжелых армейских грузовиков и автопоездов, выполненных по требованиям

Из книги автора

КрАЗ ЧР-3130/3120 (1982 – 1985 гг.) В 1982 году в рамках разработки перспективного семейства военных автомобилей «Открытие» классической компоновки Кременчугский автозавод построил экспериментальные образцы двух специальных 16-тонных бескапотных шасси – одиночное и с

Из книги автора

МАЗ-7905 (1980 – 1982 гг.) В 1980 году в УГК-2 Минского автозавода была разработана шестиосная машина МАЗ-7905 грузоподъемностью 58 т, созданная на шасси 547А и временно занявшая промежуточное положение между автомобилями 547-й серии и семейством семиосных ракетных шасси. Учитывая, что

Из книги автора

САМОХОДНЫЕ УСТАНОВКИ «ХО-НИ» И «ХО-РО» С 1941 года на базе среднего танка «Чи-ха» начали выпускаться САУ «Хо-ни» («артиллерийский четвёртый») и «Хо-ро» («артиллерийский второй») для оснащения танковых дивизий. Орудия устанавливались в открытой сверху и сзади клёпаной рубке,

Из книги автора

8.2.2. ГРЕБНЫЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ (СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОДВИЖЕНИЯ) История развития гребных электрических установок (ГЭУ) тесно связана как с развитием судов различных типов и назначений, так и с техническим развитием машиностроения, электротехники и электроники .В

Из книги автора

22. Система с неограниченной растворимостью в жидком и твердом состояниях; системы эвтектического, перитектического и монотектического типа. Системы с полиморфизмом компонентов и эвтектоидным превращением Полная взаимная растворимость в твердом состоянии возможна

По классификации НАТО - SA-N-6 Grumble, экспортное наименование - «Риф»

Зенитный ракетный комплекс морского базирования с установкой вертикального пуска, предназначенный для уничтожения высокоскоростных, маневренных и малоразмерных целей во всём диапазоне высот от сверхмалых до больших.

История

Проектировался на базе сухопутной системы ПВО С-300П, принятой на вооружение в 1980 году. Предназначался для вооружения ракетных крейсеров проектов 1144 и 1164, а также нереализованного проекта 1165.

Основной разработчик - ВНИИ РЭ МСП (в дальнейшем преобразован в НПО «Альтаир»), ведущий конструктор - В. А. Букатов. Аванпроект выполнен в 1966 году. В 1977 году опытный образец ЗРК впервые установлен на большом противолодочном корабле «Азов» (проект 1134БФ) в кормовой части на месте демонтированного ЗРК «Шторм». В состав опытного образца входила пусковая установка из шести барабанов (всего 48 ракет) и система управления 3Р41.

В 1983 году на крейсере «Киров» (проект 1144) были закончены государственные испытания комплекса. Официальное принятие на вооружение произошло в 1984 году

Конструкция

Установка вертикального пуска

Установки вертикального пуска ЗРК «Форт» - подпалубные, револьверного типа. Производились в двух модификациях: Б-203 на шесть и Б-204 на восемь барабанов. Каждый барабан рассчитан на восемь ракет в транспортно-пусковых контейнерах, которые вертикально монтируются на направляющих. Один из барабанов всегда находится под пусковым люком. После схода ракеты барабан автоматически поворачивается на 1/8 полного оборота и выводит на линию старта очередную ракету. Обеспечиваемый интервал стрельбы - 3 секунды. Перезарядка ПУ происходит при помощи специального палубного зарядного устройства. Установки Б-203 и Б-204 занимает площадь 120 и 166 квадратных метров соответственно.

Для расширения возможностей ЗРК была спроектирована установка Б-203А, обеспечивающая применение ЗУР 48Н6

Электронное оборудование

Управление ракетой осуществляет СУО 3Р41, базу которой составляет многофункциональный радар с фазированной антенной решёткой. Наведение по углу места электронное, по азимуту механическое (поворотом антенного поста) и электронное (отклонение луча с помощью ФАР).

Ракеты

Пуск

Пуск ракеты происходит из вертикально размещённого транспортно-пускового контейнера. При старте контейнер наддувается пороховым аккумулятором давления, в результате чего разрушается ослабленная радиальными канавками композиционная крышка контейнера. Одновременно срабатывает размещённая внутри контейнера катапульта, которая выбрасывает ракету на высоту около 20 м. Катапульта представляет собой пневматические цилиндры со штоками, соединёнными внизу ракеты.

После выхода из контейнера раскрываются аэродинамические управляющие поверхности. На высоте 20 м, когда скорость ракеты уменьшается до нуля, включается маршевый двигатель и газодинамические рули, которые ориентируют ракету в пространстве и разворачивают её в сторону цели.

Ракета 5В55РМ

ЗУР 5В55РМ - твёрдотопливная ракета вертикального старта, сконструированная по нормальной аэродинамической схеме с газодинамической системой отклонения. Наводится на цель комбинированной системой управления - радиокомандной на маршевом участке и радиокомандной с сопровождением через ракету на терминальном. Цель поражается осколочно-фугасной боевой частью массой 130 кг с радиолокационным взрывателем.

Ракеты хранятся в герметичных транспортно-пусковых контейнерах (ТПК) и располагаются в подпалубных установках вертикального пуска (УВП). Вертикальный старт ракеты происходит из контейнеров пневматическим катапультирующим устройством. Маршевый двигатель запускается после выхода ракеты из контейнера на высоте 20-25 м от палубы.

Гарантируется работоспособность ракеты в ТПК в течение 10 лет без технического обслуживания (ТО). Перезарядка УВП происходит при помощи палубного зарядного устройства.

Ракета унифицирована с ракетой 5В55Р наземного ЗРК С-300П

Ракета 48Н6

На крейсере «Адмирал Нахимов» (третий корабль проекта 1144) был установлен усовершенствованный вариант комплекса (С-300ФМ), в котором была использована ракета 48Н6 с боевой частью направленного типа, унифицированная с сухопутным комплексом С-300ПМ. Ракета превосходит по габаритам 5В55РМ, для неё была создана пусковая установка Б-203А. Ракета 48Н6 имеет максимальную дальность поражения до 150 км, но существовавшая на 1993 год система управления допускала дальность только 93 км.

Экспортный вариант ракеты носит наименование 48Н6Е.

Время работы твёрдотопливного ракетного двигателя - до 12 с. После разгона до скорости 1900-2100 м/с и выработки топлива ракета продолжает полёт по инерции.

Ракета создана НПО «Факел» и производится ПО «Ленинградский северный завод» и ММЗ «Авангард»

Ракета 48Н6E2

На крейсере «Петр Великий» (четвёртый корабль проекта 1144) кроме модернизированного кормового комплекса с 48 ракетами 48Н6, установлен новый носовой комплекс С-300ФМ «Форт-М» с 48 ракетами 48Н6Е2.

Ракета 48Н6E2 унифицирована с аналогичной ракетой, применяемой в наземном комплексе С-300ПМУ2. Дальняя граница зоны поражения увеличена до 200 км. Повышена эффективность перехвата баллистических ракет с обеспечением подрыва боевой части цели.

В перспективе возможна дальнейшая модернизация «Форта» с применением зенитных ракет семейства 9М96 разработки КБ «Факел». В стандартном транспортно-пусковом контейнере ЗРК «Форт» помещается 4 таких ракеты, что в 4 раза увеличивает боекомплект ЗРК.

Недостатки

ЗРК «Форт» стал первым в мире корабельным ракетным комплексом, прмименявшим для хранения и запуска ракет установку вертикального пуска (УВП). Использование УВП позволило значительно увеличить темп стрельбы (до 3 секунд на один пуск) и сократить время подготовки ЗРК к стрельбе. Но, всё же, явные преимущества новой системы пуска сочетались с непродуманными конструкторскими решениями.

Вместо разработки установок сотового типа (по этому пути пошли США, Франция, Англия и другие страны), под предлогом уменьшения размеров и количества отверстий в палубе было решено использовать установки револьверного типа. В револьверной установке ракеты располагаются во вращающемся барабане по 6-8 контейнеров с ракетами в одном барабане с одним пусковым люком на каждый барабан, поэтому для пуска следующей ракеты нужно повернуть барабан, чтобы очередной контейнер занял позицию под пусковым люком.

В результате масса пусковой установки по сравнению с появившимися позднее в США сотовыми УВП Mk 41 оказалась при одинаковой ёмкости в 2-2,5 раза больше, а объём - в 1,5 раза больше. В конце 1980-х годов стартовали работы по созданию отечественных сотовых УВП, однако до распада СССР эти работы не были закончены.

Вращающаяся часть антенного поста СУО 3Р41 включала в себя не только антенну, но и высокочастотный блок, что увеличило массу вращающихся частей до 30 т и потребовало увеличения мощности силовых приводов. В то же время американские конструкторы в некоторых корабельных радарах с ФАР (например, AN/SPY-1) вообще отказались от движущихся антенн, расположив большее их количество неподвижно на переборках надстройки.

В итоге минимальное водоизмещение корабля-носителя ЗРК «Форт» оказалось равным 6500 т, и ЗРК располагался только на ракетных крейсерах.

Установки на кораблях

БПК проекта 1134-БФ «Форт» - 6 пусковых С-300Ф (48 ракет)

Крейсера проекта 1144 - 12 пусковых С-300Ф (96 ракет). На «Петре Великом» 6 пусковых С-300Ф и 6 пусковых С-300ФМ.

-Крейсера проекта 1164 - 8 пусковых С-300Ф (64 ракеты)

Эскадренные миноносцы типа 051С - 6 пусковых С-300ФМ (48 ракет)

Модернизация

В начале 1990-х годов была осуществлена модернизация ЗРК «Форт» в связи с принятием на вооружение сухопутных войск модернизированного ЗРК С-300ПМУ-1. Модернизированный комплекс (он получил название С-300ФМ «Форт-М») отличался использованием ракеты большей дальности, унифицированной с наземным комплексом. Снижения массо-габаритных характеристик комплекса не произошло.

ТТХ

Характеристика
Ракета 5В55РМ
Ракета 48Н6Е
Год принятия на вооружение 1984
Зона поражения по дальности (ракета) 5-75 км 5-150 км 5-200 км
Зона поражения по дальности (ЗРК) 5-75 км 5-90 км
Зона поражения по высоте (ЗРК) 25-25 000 м 25-25 000 м
Скорость полёта ЗУР до 2000 м/с до 2100 м/с
Скорость цели 50-1300 м/с до 3000 м/с
Число сопровождаемых целей до 6 до 6 до 6
Число одновременно наводимых ракет до 12 до 12 до 12
Наведение на маршевом участке радиокомандное радиокомандное радиокомандное
Наведение на терминальном участке СУ через ракету СУ через ракету СУ через ракету
Длина ЗУР 7,25 м 7,5 м 7,5 м
Диаметр корпуса ЗУР 0,508 м 0,519 м 0,519 м
Размах крыла 1,124 м 1,134 м 1,134 м
Масса ЗУР 1664 кг 1900 кг
1800 кг
1840 кг
Масса боевой части 130 кг 143 кг
145 кг
180 кг
Тип БЧ осколочно-фугасная осколочно-фугасная осколочно-фугасная
Длина ТПК 8,0 м
Диаметр ТПК 1,0 м
Масса ТПК 2300 кг 2580 кг
Тип двигателя РДТТ РДТТ РДТТ
Масса ЗРК > 200 т > 200 т > 200 т

Зенитно-ракетная система (ЗРС) С-300ПС предназначена для обороны важнейших административных, промышленных и военных объектов от ударов всех типов средств воздушного нападения во всем диапазоне их практического применения, в том числе при несении постоянного боевого дежурства. ЗРК С-ЗООПС обеспечивает поражение современных и перспективных самолетов, крылатых ракет, баллистических и других целей, летящих со скоростями до 1200 м/с в зоне до 75 (90) км по дальности на высотах от 25м до практического потолка их боевого применения, в условиях массированного налета, в сложной тактической и помеховой обстановке. Система всепогодная и может эксплуатироваться в различных климатических зонах.

С-300ПС представляет собой самоходный вариант зенитного ракетного комплекса системы С-300П и получил кодовое обозначение НАТО — SA-10B Grumble . Комплекс поступает на вооружение с 1982 года. Головной разработчик - НПО "Алмаз", главный конструктор А. Леманский. В состав системы входили ракеты типа 5В55Р (В-500Р), созданные КБ "Факел" (г. Москва) и выпускаемые на ПО "Северный завод" (г. Ленинград). Работы по созданию самоходных пусковых установок проводились в КБСМ под руководством Главного конструктора А. Ф. Уткина, а с 1979 года под руководством Н.А.Трофимова.

Создание этого комплекса было обусловлено анализом опыта боевого применения ЗУР во Вьетнаме и на Ближнем Востоке, где выживанию ЗРС в значительной степени способствовала их мобильность, возможность выйти из-под удара «перед самым носом» противника и быстро изготовиться к бою на новой позиции. Новый комплекс имел рекордно короткое время развертывания — 5 минут, делающее его трудноуязвимым для авиации противника. Экспортный вариант системы С-ЗООПС, отличающийся незначительными изменениями в составе оборудования получил обозначение С-ЗООПМУ (кодовое обозначение НАТО — SA-10C Grumble )).

Дальнейшим развитием ЗРС "C-300ПС" ("C-300ПМУ") является система С-ЗООПМУ-1 с повышенными тактико-техническими характеристиками, принятая на вооружение в 1993 году.

Состав

В состав зенитно-ракетной ситемы С-ЗООПС (С-300ПМУ) входят:

  1. зенитные управляемые ракеты 5В55Р
  2. зенитный ракетный комплекс 90Ж6 , имеющий в составе:
    • командный пункт 5Н63С с радиолокатором подсвета и наведения (РПН) 30Н6 ;
    • до четырех пусковых комплексов 5П85СД , каждый из которых состоит из одной основной пусковой установки (ПУ) 5П85С и двух дополнительных ПУ 5П85Д ,
    • автономные радиолокационные средства обнаружения и целеуказания - РЛС 76Н6 и (или) РЛС 36Д6 (придаются дополнительно)
  3. средства технического обеспечения.

ЗРК 90Ж6 может быть сопряжен с автоматизированными системами управления 83М6Е .

Пусковой комплекс 5П85СД

В состав комплекса 5П85СД входят:

    основная ПУ 5П85С, оснащенная контейнером подготовки и управления стартом ракет Ф3С,

    до двух "дополнительных " ПУ 5П85Д, управляемых через контейнер Ф3С на ПУ 5П85С.

Пусковые установки обоих типов несут по четыре транспортно-пусковых контейнера (ТПК) с ракетами 5В55Р, оснащены системой автономного электропитания 5С18А и смонтированы на шасси большегрузных автомобилей повышенной проходимости МАЗ-543М. Масса ПУ 5П85С - 42150 кг. Габариты пусковой установки: длина - 13.11 м, ширина - 3.15 м, высота - 3.8 м.

ПУ 5П85Д на позиции устанавливаются попарно относительно ПУ 5П85С таким образом, что расстояние между кабинами составляет 2-3 метра (что определяется длиной кабеля подключения ПУ 5П85Д к контейнеру Ф3С), а расстояние между пакетами ТПК - 5-6 метров. Все ПУ 5П85С должны быть ориентированы кабинами на РПН 30Н6 (точно угловое расположение ПУ определяется по реперам на контейнере Ф2С с помощью артиллерийских панорам, установленных на ПУ 5П85С) и располагаются на расстоянии до ста метров от него. Связь пусковых установок 5П85С с ПБУ для управления работой контейнера Ф3С и обеспечения подготовки ракет осуществляется по радиолинии через антенну, расположенную за кабиной водителя ПУ на контейнере Ф3С. На поздних сериях ПУ применяется дискообразная антенна системы связи.

Машины пусковых комплексов при развертывании в боевое положение устанавливаются на гидравлические опоры. При этом ошибки горизонтирования практически полностью компенсируются специальным блоком ПУ.

Командный пункт 5Н63С монтируется на шасси Ф20 на базе автомобиля МАЗ-543М и имеет в своем составе:

  • РПН 30Н6 - контейнер Ф1С - приемно-передающая кабина с запросчиком
  • кабина боевого управления (КБУ) - аппаратный контейнер Ф2К.

В состав шасси Ф20 входят: система электропитания 5С18А с двумя газотурбинными агрегатами питания (ГАП) и генератором отбора мощности (от двигателя автомобиля МАЗ) и телескопическое антенно-мачтовое устройство (АМУ) для связи с вышестоящим командным пунктом и системой автоматического управления.

Высокоавтоматизированный многофункциональный радиолокатор подсвета целей и наведения ракет (РПН) 30Н6, осуществляет прием и отработку целеуказаний от средств управления 83М6Е и придаваемых автономных источников информации, обнаружение (в т.ч. в автономном режиме), отбор целей для первоочередного обстрела, захват и автосопровождение целей, определение их государственной принадлежности, захват, сопровождение и наведение ракет, подсвет обстреливаемых целей для обеспечения работы полуактивных головок самонаведения наводимых ракет. Автоматически осуществляется просмотр приземной кромки, в которой могут появиться низковысотные цели. ЦВК комплекса производит оценку помеховой обстановки и подавление помех как пассивных, так и активных. РПН 30Н6 обеспечивает одновременное наведение до 12 ракет на шесть целей различного типа.

Конструкция шасси Ф20 позволяет вести боевую работу непосредственно "с колес" после установки машины на гидравлические опоры (ошибки горизонтирования обсчитывает специальный вычислительный блок, находящийся в контейнере Ф1С). Кабельное подключение к другим элементам комплекса и источникам электропитания делается при необходимости и при наличии времени.

При удалении расположения дивизиона более чем на 20 км от расположения командного пункта системы в состав дивизиона вводится АМУ ФЛ-95 (ФЛ-95М, ФЛ-95МА) - телескопическая фермерная мачта высотой до 25 метров на базе шасси автомашины ЗИЛ-131Н (АМУ "Сосна") - для осуществления устойчивого обмена информацией о воздушной установке и по ведению боевых действий.

Для расширения возможностей по обнаружению и сопровождению маловысотных целей при развертывании зенитных дивизионов и подразделений радиотехнических войск (РТВ) в лесистой или сильно пересеченной местности в войсках ПВО страны с 60-х годов использовались стационарные вышки для подъема антенных постов СНР, РЛС разведки и целеуказания. Применительно к комплексам С300П различных модификаций для размещения антенного поста РНП была разработана универсальная передвижная вышка 40В6М высотой около 25 метров, буксируемая в транспортном положении тягачем МАЗ-537. Вышка принята на вооружение в конце 70-х - начале 80-х годов. Несколько позже была разработана и принята на вооружение вышка 40В6МД высотой около 39 метров, отличающаяся от вышки 40В6М дополнительной 13-метровой надставкой. Для перевозки дополнительной секции вышки 40В6МД используется автопоезд на базе полуприцепа МАЗ-938. Установка вышки 40В6М и подъем РПН осуществляется за 1 час штатными средствами вышки, для вышки 40В6МД - за 2 часа при использовании штатных средств и дополнительного подъемного крана типа КТ-80 "Январец" или аналогичного ему по грузоподъемности и высоте подъемного груза.

Кран КТ-80 (КС-7571) грузоподъемностью до 80 тонн создан ГСКТБ с использованием шасси подвижных пусковых установок стратегического ракетного комплекса "Пионер" - шестиосного автомобиля повышенной проходимости МАЗ-547А. Изготовление кранов по производилось ПО "Завод им. Январского восстания" (г. Одесса).

Время развертывания комплекса и перевода из походного положения в боевое определяется временем автоматического проведения контроля функционирования систем комплекса и выхода передатчиков на режим высокого напряжения. Все операции проводятся боевыми расчетами из кабин машин пусковых комплексов и КБУ.

При боевой работе взаимодействие всех участвующих единиц техники осуществляется по каналам телеметрической связи (радиолиния). Кабельное подключение предусмотрено между пусковыми установками 5П85Д и 5П85С (к контейнеру Ф3С) комплексов 5В85СД и между пусковыми 5В85С и контейнерами Ф2К. При наличии времени к соответствующим потребителям подключаются системы внешнего электропитания (СВЭП).

Темп стрельбы - 3.5 секунд, одновременно может быть обстреляно до 6 целей 12 ракетами при наведении на каждую цель до двух ракет. Предусмотрен режим стрельбы по наземным целям.

Зенитная управляемая ракета 5В55Р

ЗУР 5В55Р предназначена для поражения современных и перспективных воздушных целей, включая стратегическую и тактическую авиацию, крылатые ракеты, а также баллистические и тактические ракеты различного базирования и другие воздушные цели. Ракета одноступенчатая, выполнена по нормальной азродинамической схеме. Оснащена высокоэффективным твердотопливным двигателем, состоит из ряда отсеков в которых расположены радиопеленгатор, аппаратурный отсек (бортовая аппаратура выполнена в виде моноблока), осколочно-фугасная боевая часть, твердотопливный ракетный двигатель, агрегаты управления рулями ракеты (см. фото1 , фото2 ). Старт ракеты - вертикальный, с помощью установленной в ТПК катапульты без предварительного разворота пусковой установки в сторону цели. После выхода ракеты из ТПК воздушные рули-элероны под действием торсионов раскрываются в рабочее положение, запускается двигатель. После запуска двигателя ракета склоняется в требуемом направлении в зависимости от положения цели.

Для обеспечения склонения на ракете установлены газовые рули-элероны, которые выводят ее на необходимый угол наклона траектории в первые секунды после старта, когда скорость ракеты еще мала и воздушные рули-элероны не эффективны. В дальнейшем газовые рули-элероны с помощью пиропатронов отсоединяются от механизма управления рулями-элеронами и для обеспечения управляемого полета используются воздушные рули-элероны.

Высокая маневренность ракеты и осколочно-фугасная боевая часть большой мощности обеспечивают эффективное поражение целей.

Ракета не требует проверок и регулировок в течение всего срока службы - 10лет.

Низковысотный обнаружитель 5Н66М

Для более успешного обнаружения маловысотных целей дивизиону придается устанавливаемый на универсальной передвижной вышке низковысотный обнаружитель (НВО) 5Н66М, разработанный в НПО "Утес" (Москва) под руководством Л. Шульмана и принятый в конце 70-х годов на вооружение Войск ПВО страны.

НВО 5Н66М (см. фото ) поставляется в войска в составе:

  • антенный пост Ф52М,
  • универсальная вышка 40В6М (40В6МД),
  • система автономного электроснабжения (САЭС) - дизель-электростанция 5И57 (5И57А)
  • выносная аппаратура в контейнере Ф2
  • распределительно-преобразовательное устройство (РПУ) 5И58 (или 63Т6А).

Управление работой НВО, определяющим азимут, дальность и скорость цели, осуществляется из контейнера Ф52М или дистанционно из контейнера Ф2К. Точность определения координат: дальность - 250 м, азимут - 20 угловых минут, скорость - 2.4 м/с. Потребляемая мощность - 55 кВт. НВО в транспортном состоянии перевозится двумя автопоездами 5Т58 (седельный тягач КрАЗ-250 и трейлер производства ЧМЗАП).

Технические средства, придаваемые дивизиону С300ПС

При автономном ведении боевых действий в отрыве от командного пункта системы дивизиону придается всевысотный трехкоординатный радиолокатор 36Д6 (или 19Ж6). Антенный пост с поворотным устройством, кабина РЛС монтируется на едином полуприцепе. В комплект станции входит дизель-электрическая станция 5И57. На боевой позиции радиолокатор работает непосредственно с полуприцепа или его антенное и опорно-поворотное устройства могут быть установлены на вышке 40В6М (40В6МД) .

На некотором удалении от центра позиции (местоположения РПН) размещаются буксируемые седельными тягачами ЗиЛ-131 два полуприцепа ОдАЗ-828М с ЗИП-1В (П3 и П4) и кабина ЭД ("Эксплуатационная Документация" - полуприцеп ОдАЗ-828М или автомобильКрАЗ-225/КрАЗ-260 с КУНГом).

При ведении боевых действий в составе полка С-300ПС для точного определения координат огневого дивизиона относительно командного пункта системы (КПС) при смене позиции дивизиону придается топопривязчик 1Т12-2М на базе автомашины ГАЗ-66 или УАЗ-3151, который при развертывании на новой позиции, как правило, устанавливается по ходу движения линии с РПН на некотором удалении.

Для управления дивизионом на марше при смене позиции предназначены машина командира дивизиона и командно- штабная машина (УАЗ-3151 или ГАЗ-66), оснащенные комбинированной радиостанцией Р-123М (Р-125П2 в составе радиостанций Р-134, Р-173, Р853В1). Для обеспечения машин электропитанием на позиции подается энергоагрегат АБ-1-П285-ВVI.

Для прикрытия от атакующих вертолетов противника и эффективной борьбы с наземным противником (десантом) дивизиону придается зенитная пулеметная установка "Утес" - крупнокалиберный пулемет НСВ (12.7-мм) на станке 6У6.

При размещении на подготовленной позиции дивизиону придаются системы внешнего электропитания (СВЭП), агрегаты (модули) питания: 94Э6, 98Э6 и 99Э6 в составе ДЭС 5И57Аи РПУ 63Т6А (две кабины РПУ для 99Э6) - для энергообеспечения пусковых комплексов, НВО, РПН и контейнера Ф2К соответственно. Все ДЭС и РПУ системы С-300П монтируются в кузовах-фургонах типа КТ10 на базе шасси прицепа МАЗ-5224В. Масса дизель-электрической станции 13600 кг, распределительно-преобразовательного устройства 63Т6А - 11930 кг.

При размещении дивизиона позиции с возможностью подключения к промышленной электросети используются перевозимые трансформаторные подстанции (ТПС) 82Х6, 83Х6.

Для повышения автономности дивизионы могут придаваться автоцистерна АЦ-5.5 для перевозки дизельного топлива на базе автомобиля КаМАЗ-4310 или топливозаправщик на базе автомобилей "Урал-375", ЗиЛ-131, машина технического обслуживания - МТО-4С, машина-водовоз, как правило на базе автомобилей ЗиЛ-130, ЗиЛ-131 или ГАЗ-66.

При смене боевой позиции машины для буксировки прицепов, перевозки личного состава и имущества прибывают из автослужбы полка.

В некоторых случаях в составе придаваемых дивизионам средств может быть модуль обеспечения боевого дежурства (МОБД), состоящий из четырех самоходных шасси типа МАЗ-543 с блоками: столовая, общежитие, караульное помещение (все на базе шасси МАЗ-543М), энергоблок (на базе шасси МАЗ-543А). Дополнительно вводится ДЭС на прицепе.

Все машины МАЗ-543М дивизиона С-300ПС оснащены приборами ночного видения и радиостанциями для связи на марше.

Для проведения обучения вождению при отработке перезаряжения самоходных ПУ на них устанавливаются габаритно-массовые макеты ТПК (возможна установка варианта ТПК для неприменяемой в комплексе модификации ракет). Для временного хранения ТПК в дивизионах и для складирования запаса ракет в ТПК на складах вооружения используются пакеты 5П32, которые допускают многоярусную их установку в стеллажах. Транспортировка ракет в ТПК, уложенных в пакеты 5П32. осуществляется автопоездами 5Т58-2 или в обычных полувагонах.

Для перезаряжания пусковых установок 5П85 всех модификаций служит заряжающая машина 5Т99 на базе шасси автомоболя КрАЗ-255 или 5Т99М на базе КрАЗ-260, также возможна установка ракет на ПУ с помощью автокрана КС-4561АМ. Кран КС-4561А грузоподъемностью 16 тонн смонтирован на шасси автомобиля КрАЗ-257К1. Подъемный кран, созданный на базе шасси автомобиля КрАЗ-250, имеет индекс КС-4561А-1. В настоящее время автокраны типа КС-4561, разработанные и производившиеся Камышинским крановым заводом сняты с производства. Средства перезарядки ПУ в состав огневых дивизионов не входят. В настоящее время в Войска ПВО поставляются новые заряжающие машины с измененной конструкцией манипулятора.

Тактико-технические характеристики

Границы зоны поражения, км
- дальняя (аэродинам. цель) 75
- дальняя (БРМД) 25
- ближняя 5
Высота поражения цели, км
- минимальная (аэродинам. цель) 0,025
- максимальная (аэродинам. цель) 27
Максимальная скорость ЗУР, м/с до 2000
Максимальная скорость поражаемых целей, м/c 1200
Сектор обзора РПН (по азимуту), град 90
Число сопровождаемых целей до 12
Число обстреливаемых целей до 6
Число одновременно наводимых ракет до 12
Темп стрельбы, с 3-5
Время развертывания/свертывания, мин 5/5
Количество ракет в комплексе до 48

Руководство США и Ирана продолжают обмен информационными ударами на фоне продолжающихся переговоров по поводу дальнейшей судьбы ядерной программы ИРИ.

В связи с решением российского президента, который 13 апреля подписал указ, разрешающий поставки в Иран систем С-300, Барак Обама заявил: эти зенитно-ракетные комплексы не спасут Тегеран в случае проведения американцами военной операции.

«Наш оборонный бюджет составляет почти 600 миллиардов долларов, а их (иранцев) — немногим меньше 17 миллиардов долларов. Даже если они получат несколько ЗРС, мы сможем их обойти, если в этом будет необходимость», — в присущей себе самонадеянной манере заявил нобелевский «миротворец». Это далеко не первое свидетельство того, что в Вашингтоне крайне болезненно восприняли решение Владимира Путина снять эмбарго на поставку ЗРС С-300ПМУ-1 в Иран.

До этого президент США не без доли ехидства публично выражал удивление по поводу того, что Россия так долго не поставляла Ирану С-300. «Эта сделка должна была состояться еще в 2009 году. Я впервые встретился с Путиным, который тогда был премьер-министром. И они остановили, отложили продажу по нашей просьбе. Я, честно говоря, удивлен, что это продлилось так долго, учитывая, что не было никаких санкций, которые бы запрещали эту сделку», — явно подтрунивал над наивностью Кремля Барак Обама 17 апреля.

Напомним, в сентябре 2010 в президентское правление Дмитрия Медведева Москва добровольно приняла решение о приостановке выполнения контракта на поставку С-300 Ирану, который уже был подписан и вступил в силу. Этот жест доброй воли по старой недоброй традиции был воспринят Западом как проявление слабости (косвенным подтверждением чему послужили дальнейшие события на Украине).

Вашингтон оказывался в двойном выигрыше. С одной стороны, с позиции силы принуждал Тегеран к участию в переговорном процессе. Причем в выгодном для Запада формате. С другой — лишал РФ естественного союзника по противодействию американской гегемонии (как минимум в ближневосточном регионе).

Можно предположить, что последней каплей, «переполнившей чашу терпенья» Кремля, стало законодательно оформленное Конгрессом США решение начать поставки летальных вооружений на Украину. В свете чего шаг Владимира Путина, «разморозившего» противовоздушную сделку с Ираном, выглядит не просто логичным, а, по сути, безальтернативным.

Пять дивизионов систем С-300ПМУ-1, которые получит Иран, представляют собой оптимальную структуру одной части, поясняет бывший начальник ЗРВ ВВС, генерал-лейтенант Владимир Горьков .

— Иными словами, это один полк. Во главе всей этой структуры находится командный пункт (КП), включая в себя аппаратный контейнер Ф9 и радиолокатор обнаружения (РЛО). В боевой обстановке КП управляет работой всего полка, распределяя цели между дивизионами. То есть, под его управлением находятся все пять дивизионов.

В составе каждого подразделения радиолокатор подсвета цели и пусковые установки с ЗУР (зенитными управляемыми ракетами). Обычно каждый дивизион включает от 8 до 12 пусковых установок. В состав КП и ЗРК входят средства связи, энергопитания, топопривязки и т. д.

«СП»: — Каковы боевые технико-тактические характеристики ЗРС С-300?

— ЗРС поражает аэродинамические (самолеты и крылатые ракеты) и баллистические (тактические и оперативно-тактические ракеты) цели. С определенными характеристиками, дальностью запуска, скоростью и эффективной поверхностью.

«СП»: — В каком высотном диапазоне?

— В диапазоне высот от 25 м до 25 км, более поздние модификации имеют расширенные возможности — от 10 м до 30 км.

«СП»: — Как в свете сказанного стоит расценивать слова главы Белого дома?

— Давайте произведем обычный арифметический подсчет. Итак, мы поставляем Ирану пять подразделений (по крайней мере, такая цифра фигурировала в контракте от 2007 года). В каждом по 12 пусковых установок. Всего, получается 60. На каждой пусковой установке по 4 ЗУР. Всего Иран получает 240 поражающих изделий в полковом комплекте. Теперь это число нужно разделить на два, получается 120.

«СП»: — В чем смысл этого арифметического действия?

— Потому что расход ЗУР на один воздушный объект составляет, как минимум, две ракеты. Получается 120 стрельб или 240 пусков. Даже чисто психологически это будет влиять на летчика. Едва ли он сможет при такой огневой плотности прикрытия с близкого расстояния атаковать объект. При средней эффективности одной стрельбы (примерно 0,9) математическое ожидание числа уничтоженных самолетов составляет больше 100 единиц. Каждое подразделение может одновременно уничтожать по шесть целей. Всего, получается, 30 целей, которые можно обстрелять двумя ракетами. То есть, 60 ЗУР одновременно могут подняться с земли.

Когда летчик подходит к объекту и видит такое «море огня», у него практически не остается шансов.

«СП»: — Получается, Израилю уже не удастся наносить свои излюбленные авиаудары?

— Да и США тоже. Впрочем, у последних есть еще крылатые ракеты, например, «Томагавки». Всего крылатых ракет у Пентагона в районе четырех тысяч, размещенных на разных носителях, включая авианосцы. Но это уже предполагает беспилотную, а не пилотируемую атаку. По крылатым ракетам количество одновременно атакуемых целей поменьше, чем 30. Потому что они идут к объекту на высоте 25−50 метров с огибанием рельефа местности. Поразить такую цель сложнее.

При этом пять дивизионов будут прикрывать объект по принципу круговой, эшелонированной обороны с сосредоточением усилий на определенном участке. Американцам придется создать «крылатую армаду», чтобы поразить нужную цель.

«СП»: — Насколько можно судить, это будет недешевое удовольствие для США, а Израилю, видимо, придется израсходовать весь свой немногочисленный арсенал крылатых ракет?

— Стоимость одного запуска КР «Томагавк» в марте 2011 года составляла около $ 1,5 млн. Так что, Вашингтону придется заплатить приличную цену за свою агрессию.

«СП»: — Россия могла бы поставить в Иран дополнительную группировку С-300?

— В принципе, можно провести докомпозицию группировки, в зависимости от поставленных задач. Первая докомпозиция — это прикрытие объекта: Тегерана, Исфахана или ядерного центра. Вторая часть докомпозиции — это обеспечение живучести самой группировки. Несмотря на оборонительный характер комплекса, для этого он должен прикрываться наступательным вооружением. Способным уничтожать, аэродромы, базы хранения, пункты управления и те же авианосцы.

По сути, это уже требует отдельной операции — предупредить, снизить эффективность применения «Томагавков», потопить авианосцы. У Ирана есть такое наступательное оружие. Например, китайские противокорабельные ракеты, которые позволяют удалённо атаковать морские суда. Правда, они разработаны для атаки малых судов водоизмещением меньше 200 тонн.

На вооружении Ирана стоят C-601 и другие ракеты класса «Шелкопряд», несущие боеголовку весом в полтонны (дальность стрельбы свыше 150 километров). Ракета C-802 несёт 165-килограммовую боеголовку, способную поражать корабельную броню. Дальность её полета составляет 200 километров. А это уже может стать серьезной проблемой для авианосцев.

Но самое главное морское оружие Ирана — ракета SS-N-22 «Москит». Это разработка СССР времён окончания «холодной войны». Весит противокорабельная ракета 4,5 тонны, способна доставлять боеголовку весом в 320 килограмм, дальность стрельбы до 100 км. Точность попадания в цель составляет свыше 99%.

«СП»: — Власти Израиля пеняют Москве на то, что поставляемые С-300 могут использоваться как наступательное вооружение.

— Только в том случае, если эти комплексы размещены на расстоянии до 150 км от Израиля. Тогда ЗУР с С-300 смогут сбивать самолеты. К Ирану это, сами понимаете, не относится.

«СП»: — Израильские военные эксперты, ссылаясь на сирийский опыт, утверждают, что С-300 это, якобы малоэффективная система, которая «спасает объекты только в том случае, если их никто не атакует». Это чистый блеф, или какая-то доля истины в этих утверждениях есть?

— Мне трудно комментировать это, учитывая, что мы не осуществляли поставок С-300 в эту страну.

«СП»: — Некоторые российские военные специалисты утверждают обратное.

— У меня нет такой информации. Другое дело, что там есть старые системы советского производства.

«СП»: — И все же, нет ли доли истины в словах критиков, учитывая, что С-300 была разработана еще в конце 1970 гг.

— А американские «Томагавки» появились в начале 1980 гг. И что теперь? Они примерно «ровесники». К тому же комплекс постоянно модернизировался. От первых образцов он отличается уровнем защищенности и пространственными характеристиками.

«СП»: — Каким образом ЗРС будет доставлена в Иран. Понятно, что американцы едва ли рискнут активно препятствовать этому, и все же, какой способ наиболее надежен?

— У нас есть выход на Иран через Каспий. Можно переправлять и воздухом, например, на «Русланах» или «Ил-76».

"СП": — Может ли Россия в перспективе поставлять Ирану более совершенные системы ПВО, например, С-400?

— Все будет зависеть от политической ситуации и наших отношений с США и Западом, в целом. В первую очередь, от событий в Украине и от того, удастся ли Вашингтону договориться с Тегераном по поводу будущего его ядерной программы.

В Сирии никогда не было систем С-300, согласился со своим коллегой заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин.

— Так что израильские домыслы никого не должны волновать. На сирийском примере они ничего не могли изучить. Западная авиация никогда не встречалась с С-300.

«СП»: — Эта зенитно-ракетная система, вообще, когда-либо тестировалась в настоящих боевых условиях?

— Никогда. Поэтому все высказывания (как «за», так и «против») это сплошные гипотезы, неподтвержденные догадки и предположения. В этом смысле блефуют обе стороны. Пока комплекс не будет испытан в реальных боевых условиях, любые разговоры о его эффективности преждевременны. С другой стороны, незнание порождает неопределенность, которая играет роль сдерживающего фактора.

Конечно, американцы могут подавить С-300 с помощью нескольких сотен крылатых ракет. В конечном итоге, комплексы будут подавлены потому, что израсходуют свой боекомплект. К тому же существует неразрешимая проблема перезарядки.

Многое еще будет зависеть от степени подготовки иранских расчетов. От того, насколько хорошо они будут стрелять. Пока у Ирана нет своих специалистов такого профиля, их еще придется долго готовить…

У Израиля ситуация сложнее — слишком мало крылатых ракет. А авианалеты на объекты, прикрываемые С-300ПМУ-1, означают сбитых летчиков. И это очень серьезная проблема.

«СП»: — Кто больше угрожает Ирану — Израиль или США?

— Конечно, Израиль. Для Тель-Авива вообще не существует никаких норм международного права. И никаких особых геополитических игр он тоже не ведет — просто наносит удар по врагам и все. С другой стороны, у Израиля гораздо более ограниченные возможности, иначе бы они давно сокрушили Иран. Основная ударная сила Израиля это самолеты F-15 и F-16. Есть, правда, немного подводных лодок, на которых размещены какие-то крылатые ракеты.

«СП»: — Как следует расценивать заявление Обамы? Это попытка скрыть раздражение по поводу того, что Москва, несмотря на санкции и вопреки мнению Вашингтона, поступает по-своему, усиливая переговорные позиции Ирана поставками С-300? Или с точки зрения американо-иранского противостояния поставки С-300 действительно «погоды не делают»?

— Надо понимать, что Обама сейчас подвергается очень сильному давлению со стороны своих политических оппонентов. По их мнению, тот ведет неэффективную внешнюю политику. В этом плане переговоры с Ираном ему идут только в минус.

«СП»: — Каковы перспективы продолжения российско-иранского сотрудничества в противовоздушной сфере. Мы могли бы, например, поставить Тегерану более совершенные комплексы С-400?

— В Иране С-400 может появиться не раньше 2025 года.

Снимок в открытие статьи: запуск системы С-300 ПМУ-2/ Фото: Леонид Якутин/ Коммерсантъ



Рекомендуем почитать

Наверх