Кто подделывал 25 рублевые купюры в ссср. Виктор баранов - самый известный фальшивомонетчик ссср

Маникюр 01.03.2019
Маникюр

Родился в 1941 году в Ставропольском крае. Известный советский фальшивомонетчик, также изобретатель и художник. В СССР Виктора Баранова называли «Фальшивомонетчик № 1». В 1978 году он был приговорен к 12 годам заключения за изготовление фальшивых денег.
До сих пор правоохранители считают его непревзойденным мастером по изготовлению фальшивых купюр. В 70-е криминальный талант Баранова, его искусство подделывать деньги шокировали специалистов Гознака, партийных и милицейских начальников Советского Союза. К концу 1970-х в 76 регионах СССР было выявлено 46 фальшивых купюр пятидесятирублевого номинала и 415 двадцатипятирублевок, имевших, как установили эксперты, единый источник происхождения.
Качество было настолько высоким, что советская контрразведка подозревала ЦРУ в проведении финансовой диверсии против СССР. Кроме шпионской версии, проверялись и другая - что технология к фальшивомонетчикам попала из Гознака. Более пятисот сотрудников предприятия почти год находились под круглосуточным наблюдением КГБ. Но повторная экспертиза установила, что Гознак не причастен к фальшивым деньгам...

В детстве Виктор увлекался коллекционированием старинных денежных купюр. Цветные картинки с изображением царских особ завораживали его. Он много слышал о том, что есть люди, которые могут изготавливать такие же, но не предполагал, что однажды сможет сделать нечто подобное.
В Ставрополе, где Виктор учился в обычной школе, он всегда был на хорошем счету у учителей. До пятого класса ходил в круглых отличниках, поведением всегда отличался примерным. В числе его любимых школьных предметов было рисование. Он ходил в художественную школу, при этом лучше всего у него получались копии с известных картин - «Аленушка» Васнецова, «Утро в сосновом лесу» Шишкина и других.
После седьмого класса уехал в Ростов-на-Дону учиться в строительном училище.
Не раз предлагал свои изобретения предприятиям, но они в большинстве своём оставались невостребованными. Тогда Баранов «для самоутверждения», а также для финансирования собственных изобретений берётся за изготовление денег.
Над купюрами трудился 12 лет. За это время досконально изучил больше десяти полиграфических специальностей - от гравера до печатника. Три года сам изобретал водяной знак, два ушло на краску для глубокой печати.
Штудировал учебники для студентов-полиграфистов, даже ездил в Москву - в «Ленинку». Он объездил букинистические магазины, однако не смог найти там всех необходимых для себя книг. Необходимую литературу он нашёл в библиотеке имени Ленина, где читал, конспектировал и штудировал книги по полиграфии и цинкографии. Даже украл несколько, о чём вспоминал с сожалением: «Не отношусь к людям жуликоватым».
Особую гордость гения подделки представляет изобретенный им раствор для снятия окислов меди при травлении. Над этой задачей долгое время бились все печатники мира. Он сделал реактив из четырех компонентов - два травят медь, два убирают ее окислы. Гознак впоследствии 14 лет работал на этом травителе, получившем негласное название «барановский».
Первая банкнота, которую сделал Баранов, была пятидесятирублевка.
«Когда я начинал делать деньги, был на сто процентов уверен, что ничего не получится. Но было интересно проверить свои возможности», - рассказывал он.
Одно время работал журналистом.
Незадолго до ареста Баранов работал водителем в Ставропольском крайкоме КПСС. Ему не раз приходилось возить важных персон, в том числе и первого секретаря местного крайкома Михаила Горбачёва.
Рядом с домом изобретателя располагался сарай, в котором он оборудовал свою «научно-исследовательскую лабораторию». Охваченный новыми идеями, Виктор Иванович сутками не выходил оттуда.
12 апреля 1977 года он был задержан на колхозном рынке города Черкесска при сбыте очередной партии подделок. При личном обыске у Баранова было обнаружено 77 фальшивых денежных знаков достоинством в 25 рублей.
«Я для себя давно решил, если поймают, то не буду крутить-вертеть. Я милиции никогда не врал. В Ставрополь меня везли как генерала. Впереди ехали две машины ГАИ с мигалками», - рассказывал он.
Как выяснилось, шофёр в августе 1976 года уволился и нигде не работал, однако сыщики узнали, что нужды в деньгах он не испытывал: лишившись зарплаты, приобрёл автомашину «Нива», покупал жене золотые ювелирные изделия, делал дорогостоящие подарки родственникам. Когда милицейские работники стали расспрашивать Баранова о сообщниках, тот заявил, что делал всё в одиночку.
Эксперты первоначально не поверили этому, однако следственные мероприятия подтвердили факт изготовления Барановым фальшивых денежных купюр на общую сумму 33 454 рубля, при этом на момент задержания Барановым был осуществлен сбыт купюр на сумму 23 525 рублей.
После ареста он сразу повел милицию в свой сарай, где при обыске были обнаружены компактная типография, пачки напечатанных денег и пять тетрадей с описанием многолетних исследований. В тот же день на стол министру МВД Щелокову лег доклад, и уже на следующее утро в Ставрополь вылетела группа московских экспертов.
Механизм Виктора Баранова

Во время следственного эксперимента Виктор Иванович на глазах у высоких гостей создал на бумаге водяные знаки, прокатал высокую и глубокую печать, обрезал лист и нумератором нанес казначейский номер.


Был приговорён к 12 годам лишения свободы.
Срок отбывал в колонии особого режима Димитровграда Ульяновской области. Проявил свои таланты и там: «Я в газету писал. Выиграл однажды в конкурсе на лучшую статью по всем ИТК. Мне тогда прислали премию - 10 рублей. И был я режиссером - возглавлял самодеятельность. Хор у нас был триста с лишним человек, первые места семь лет подряд занимали», - вспоминал он.
На «зоне» пользовался большим авторитетом, зэки звали его уважительно по имени-отчеству.
Освободился в 1990 году. После освобождения проживает в Ставрополе.
Последнее его увлечение - изготовление духов.


Вернувшись после заключения в 1990 году в Ставрополь, Баранов снова принялся за изобретательство.
«Смысл жизни человека - творческий труд. Что мне было дано, я реализовал, пусть даже пришлось вынести много страданий и отсидеть», - считает он.

Первая жена развелась с ним на девятом году заключения. После освобождения женился вторично, у пары родился сын. Он продолжил изобретать. Так, на заводе «Аналог», куда он вскоре устроился, Баранов предложил новый метод наращивания никелевой сетки в батарейках. «Мне сказали тогда: «Да кто ты такой? Тут специалисты из Германии приезжали, ничего нового не придумали!» А я им пообещал, что они мне еще коньяк поставят. Так и вышло», - не без гордости рассказывал он.

Потом он открыл фирму «Франза» по выпуску духов. Сделал шесть бочек парфюмов по 200 литров каждая. Но через несколько лет фирма закрылась, не выдержав конкуренции с валом дешевой зарубежной парфюмерии.
Изобрел способ очистки картофеля от земли, камней и прочих включений. Решение простое и гениальное: высыпать все в емкость, заполненную соленой водой. Картошка всплывет, остальное идет на дно.
Затем последовала череда новых изобретений: керамическая автомобильная краска, устойчивая к кислотам и щелочам, мебель из бумажных отходов, мебельный лак на водяной основе, клей-паста, легкий кирпич, лечебный бальзам.
Кое-что из изобретений ему удалось внедрить, за что-то получить авторские отчисления. По заказу одной московской фирмы Виктор Иванович разработал собственную систему торговой защиты, которая намного эффективней штрих-кодов.
В 2016 году на экраны вышел сериал «Деньги» - детектив, рассказывающий о фальшивомонетчиках и охоте за ними КГБ. Прообразом главного героя фильма Алексея Баранникова стал Виктор Баранов.
Кадры из сериала "Деньги"







Виктор Баранов
Имя при рождении:

Виктор Иванович Баранов

Род деятельности:

изобретатель, художник, фальшивомонетчик

Дата рождения:
Гражданство:

СССР СССР
Россия Россия

К:Википедия:Статьи без изображений (тип: не указан)

Виктор Иванович Баранов (1941 год , Ставропольский край) - советский и российский изобретатель, художник. В 1978 году за изготовление фальшивых денег был арестован и приговорён к 12 годам лишения свободы. Его называли «Фальшивомонетчик № 1» .

Биография

В детстве Виктор увлекался коллекционированием старинных денежных купюр. Цветные картинки с изображением царских особ завораживали его. Он много слышал о том, что есть люди, которые могут изготавливать такие же, но не предполагал, что однажды сможет сделать нечто подобное .

После седьмого класса уехал в Ростов-на-Дону учиться в строительном училище .

Не раз предлагал свои изобретения предприятиям, но они в большинстве своём оставались невостребованными. Тогда Баранов «для самоутверждения», а также для финансирования собственных изобретений берётся за изготовление денег.

Он объездил букинистические магазины, однако не смог найти там всех необходимых для себя книг. Необходимую литературу он нашёл в библиотеке имени Ленина , где читал, конспектировал и штудировал книги по полиграфии и цинкографии. Даже украл несколько, о чём вспоминает с сожалением: «Не отношусь к людям жуликоватым» .

Одно время работал журналистом. Незадолго до ареста Баранов работал водителем в Ставропольском крайкоме КПСС . Ему не раз приходилось возить важных персон, в том числе и первого секретаря местного крайкома Михаила Горбачёва .

Рядом с домом изобретателя располагался сарай, в котором он оборудовал свою «научно-исследовательскую лабораторию». Охваченный новыми идеями, Виктор Иванович сутками не выходил оттуда.

12 апреля 1977 года он был задержан на колхозном рынке города Черкесска при сбыте очередной партии подделок. При личном обыске у Баранова было обнаружено 77 фальшивых денежных знаков достоинством в 25 рублей . Как выяснилось, шофёр в августе 1976 года уволился и нигде не работал, однако сыщики узнали, что нужды в деньгах он не испытывал: лишившись зарплаты, приобрёл автомашину «Нива», покупал жене золотые ювелирные изделия, делал дорогостоящие подарки родственникам. Когда милицейские работники стали расспрашивать Баранова о сообщниках, тот заявил, что делал всё в одиночку . Эксперты первоначально не поверили этому, однако следственные мероприятия подтвердили факт изготовления Барановым фальшивых денежных купюр на общую сумму 33 454 рубля, при этом на момент задержания Барановым был осуществлён сбыт купюр на сумму 23 525 рублей.

Был приговорён к 12 годам лишения свободы . Освободился в 1990 году . Жил в Ставрополе. Последнее увлечение - духи́ . 15 мая 2016 состоялась премьера телесериал, Деньги", сюжет которого основан на истории В. И. Баранова.

См. также

Напишите отзыв о статье "Баранов, Виктор Иванович"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Баранов, Виктор Иванович

Берг воспользовался случаем спросить с особенною учтивостию, будут ли выдавать теперь, как слышно было, удвоенное фуражное армейским ротным командирам? На это князь Андрей с улыбкой отвечал, что он не может судить о столь важных государственных распоряжениях, и Берг радостно рассмеялся.
– Об вашем деле, – обратился князь Андрей опять к Борису, – мы поговорим после, и он оглянулся на Ростова. – Вы приходите ко мне после смотра, мы всё сделаем, что можно будет.
И, оглянув комнату, он обратился к Ростову, которого положение детского непреодолимого конфуза, переходящего в озлобление, он и не удостоивал заметить, и сказал:
– Вы, кажется, про Шенграбенское дело рассказывали? Вы были там?
– Я был там, – с озлоблением сказал Ростов, как будто бы этим желая оскорбить адъютанта.
Болконский заметил состояние гусара, и оно ему показалось забавно. Он слегка презрительно улыбнулся.
– Да! много теперь рассказов про это дело!
– Да, рассказов, – громко заговорил Ростов, вдруг сделавшимися бешеными глазами глядя то на Бориса, то на Болконского, – да, рассказов много, но наши рассказы – рассказы тех, которые были в самом огне неприятеля, наши рассказы имеют вес, а не рассказы тех штабных молодчиков, которые получают награды, ничего не делая.
– К которым, вы предполагаете, что я принадлежу? – спокойно и особенно приятно улыбаясь, проговорил князь Андрей.
Странное чувство озлобления и вместе с тем уважения к спокойствию этой фигуры соединялось в это время в душе Ростова.
– Я говорю не про вас, – сказал он, – я вас не знаю и, признаюсь, не желаю знать. Я говорю вообще про штабных.
– А я вам вот что скажу, – с спокойною властию в голосе перебил его князь Андрей. – Вы хотите оскорбить меня, и я готов согласиться с вами, что это очень легко сделать, ежели вы не будете иметь достаточного уважения к самому себе; но согласитесь, что и время и место весьма дурно для этого выбраны. На днях всем нам придется быть на большой, более серьезной дуэли, а кроме того, Друбецкой, который говорит, что он ваш старый приятель, нисколько не виноват в том, что моя физиономия имела несчастие вам не понравиться. Впрочем, – сказал он, вставая, – вы знаете мою фамилию и знаете, где найти меня; но не забудьте, – прибавил он, – что я не считаю нисколько ни себя, ни вас оскорбленным, и мой совет, как человека старше вас, оставить это дело без последствий. Так в пятницу, после смотра, я жду вас, Друбецкой; до свидания, – заключил князь Андрей и вышел, поклонившись обоим.
Ростов вспомнил то, что ему надо было ответить, только тогда, когда он уже вышел. И еще более был он сердит за то, что забыл сказать это. Ростов сейчас же велел подать свою лошадь и, сухо простившись с Борисом, поехал к себе. Ехать ли ему завтра в главную квартиру и вызвать этого ломающегося адъютанта или, в самом деле, оставить это дело так? был вопрос, который мучил его всю дорогу. То он с злобой думал о том, с каким бы удовольствием он увидал испуг этого маленького, слабого и гордого человечка под его пистолетом, то он с удивлением чувствовал, что из всех людей, которых он знал, никого бы он столько не желал иметь своим другом, как этого ненавидимого им адъютантика.

На другой день свидания Бориса с Ростовым был смотр австрийских и русских войск, как свежих, пришедших из России, так и тех, которые вернулись из похода с Кутузовым. Оба императора, русский с наследником цесаревичем и австрийский с эрцгерцогом, делали этот смотр союзной 80 титысячной армии.
С раннего утра начали двигаться щегольски вычищенные и убранные войска, выстраиваясь на поле перед крепостью. То двигались тысячи ног и штыков с развевавшимися знаменами и по команде офицеров останавливались, заворачивались и строились в интервалах, обходя другие такие же массы пехоты в других мундирах; то мерным топотом и бряцанием звучала нарядная кавалерия в синих, красных, зеленых шитых мундирах с расшитыми музыкантами впереди, на вороных, рыжих, серых лошадях; то, растягиваясь с своим медным звуком подрагивающих на лафетах, вычищенных, блестящих пушек и с своим запахом пальников, ползла между пехотой и кавалерией артиллерия и расставлялась на назначенных местах. Не только генералы в полной парадной форме, с перетянутыми донельзя толстыми и тонкими талиями и красневшими, подпертыми воротниками, шеями, в шарфах и всех орденах; не только припомаженные, расфранченные офицеры, но каждый солдат, – с свежим, вымытым и выбритым лицом и до последней возможности блеска вычищенной аммуницией, каждая лошадь, выхоленная так, что, как атлас, светилась на ней шерсть и волосок к волоску лежала примоченная гривка, – все чувствовали, что совершается что то нешуточное, значительное и торжественное. Каждый генерал и солдат чувствовали свое ничтожество, сознавая себя песчинкой в этом море людей, и вместе чувствовали свое могущество, сознавая себя частью этого огромного целого.

Королем фальшивомонетчиков Советского Союза часто называют Виктора Ивановича Баранова. Он стоит особняком среди известных в России изготовителей поддельных денег.

Опытные сотрудники милиции признают, что «художников такого уровня больше нет», хотя экспертам приходится сталкиваться и с куда более совершенными фальшивками. В Центральном музее МВД даже был оборудован специальный стенд, посвященный деятельности Виктора Баранова.
Он вырос в Подмосковье, в обеспеченной семье. Мама – торговый работник, отец – сотрудник прокуратуры. В детстве Виктор с восхищением рассматривал ассигнации царской России. Ему было шестнадцать, когда семья переехала на Ставрополье. Виктор учился в художественной школе. «Во мне ведь течет кровь художника, – говорит Баранов. – Мой дядя, сгоревший на фронте в танке, был художником. И я до армии рисовал картины – “Аленушку”, “Три охотника”, выезжал на пленэр, писал с натуры». Отслужив в армии, Виктор устроился экспедитором в Ставропольский крайком партии, который возглавлял будущий президент СССР Михаил Сергеевич Горбачев.
Работа не приносила Баранову творческого удовлетворения – его незаурядные изобретательские способности не находили применения. Он предложил Комитету по изобретениям при Совете министров СССР оригинальное решение проблемы сортировки картофеля. Ему отказали под надуманным предлогом, мол, заявка оформлена неправильно. Баранов пытался внедрить на винзаводе складывающиеся ящики для перевозки стеклотары, но главный инженер отмахнулся от изобретателя, как от назойливой мухи.
то побудило его взяться за изготовление фальшивых денег? Многие исследователи «Дела Баранова» считают, что это была жажда наживы, легкого обогащения. Сам Виктор Иванович говорит, что он хотел бросить вызов Гознаку и не собирался заваливать страну фальшивками.
Из показаний Баранова: «Поначалу я решил проникнуть в тайну печати – как высокой, так и глубокой. Я пошел в краевую библиотеку им. М.Ю. Лермонтова, где был записан, и начал брать для чтения, вернее, для просмотра, различные книги по полиграфии. Но ничего нужного для себя не нашел. Потом мне в руки попала книга “Занимательная гальванотехника”. В этой книге было сделано описание светочувствительн ого раствора. Это было примерно в 1971 году. По роду работы мне приходилось бывать в типографии издательства газеты “Ставропольская правда”, там я имел возможность увидать клише высокой печати. Бывая в типографии, я начал собирать там различную бумагу, считая, что она может служить образцами для исследования. Я понимал, что примитивный подход к решению этой проблемы результатов не даст. Поэтому я вскоре выехал в Москву в Библиотеку им. Ленина для изучения полиграфической литературы».
Баранов оборудовал мастерскую в сарае рядом со своим домом. Он понимал, какую сложную задачу поставил перед собой. Но смекалки ему было не занимать. К примеру, печатные формы он пытался выгравировать с помощью… стоматологической бормашины.
Работа была в самом разгаре, когда Баранова вдруг вызвали в милицию! Неужели разоблачен?

Баранов пришел в Ставропольское УВД в ожидании худшего. Но волновался он напрасно. Начальник отдела кадров предложил ему возить генерала, начальника УВД Ставропольского края. Баранов в то время работал шофером на автобазе Ставропольского крайкома КПСС, в числе его ответственных «клиентов» был и первый секретарь Михаил Горбачев. Виктор Иванович от лестного предложения отказался.
После визита в милицию Баранов понял, что его замкнутый образ жизни может вызвать подозрение у товарищей. Он стал чаще бывать с друзьями, больше отдыхать.
Четыре года ему понадобилось, чтобы научиться делать водяные знаки и бумагу, подобную гоcзнаковской, два с половиной – чтобы подобрать краску для глубокой печати, еще год на приготовление состава краски для высокой печати. Детали для оборудования он по частям заказывал у знакомых на ставропольских предприятиях. Химреактивы покупал с рук на трансформаторном заводе. Считалось, что воспроизвести защитную сетку на купюрах – сложные орнаменты, наложенные друг на друга – практически невозможно. Внешне узоры выглядели блеклыми разводами. Баранов, «разобрав» слой за слоем защитную сетку, с удивлением обнаружил изображения львов и мифических животных. Он изобрел установку для нанесения водяных знаков, шаровую мельницу для тонкого размола красителей, сконструировал печатный станок, придумал уникальный состав для травления меди. «На мне несколько рубашек просто сгнило за эти двенадцать лет поисков», – рассказывает король фальшивомонетчиков. – Я мог просидеть в сарае и день, и два». Баранов перешел на работу в пожарную часть, чтобы дежурить сутки через трое.
Первая купюра, напечатанная Барановым, была достоинством в пятьдесят рублей. Банкнота получилась очень похожей на оригинал, только вот Ленин был молодой. Он отправился в Краснодар, где без проблем разменял 70 поддельных купюр. Когда технология изготовления пятидесятирублевок была доведена до совершенства, фальшивомонетчик решил заняться подделкой самой ходовой и сложной купюры – 25 рублей. «Вот был бы рубль самый сложный, я бы рубль сделал, – утверждает Баранов. – Меня абсолютно деньги не интересовали, я искал возможность проявить себя».
Защита советских денег была выполнена на высоком техническом уровне. Если у Баранова не получались какие-то технические нюансы, например, не пропечатывался номер, он сжигал купюру. Это был кропотливый труд, помноженный на талант изобретателя. Только в 1974 году фальшивомонетчику удалось наладить выпуск 25-рублевых ассигнаций…
Баранов разменивал поддельные купюры на рынках в ближайших городах, но только не в Ставрополе. Жизнь налаживалась. Он расплатился с долгами, приобрел машину, купил жене украшения. По словам Баранова, он постоянно испытывал угрызения совести из-за того, что обманывает государство. Ему не раз приходила в голову мысль отправить свои заготовки в милицию. Но фальшивомонетчик опасался, что его тут же арестуют и надолго упекут в тюрьму.
Однажды с ним произошел курьезный случай. Баранов с очередной партией денег (по данным следствия, около 5000 рублей) отправился сбывать их в Крым. Купив в Симферополе на улице у какой-то бабушки помидоры, он направился к телефонной будке, забыв портфель с деньгами. Уже отойдя на приличное расстояние, он хватился денег, и бросился назад. Но ни бабушки, ни тем более портфеля на месте не оказалось. Таким образом торговля помидорами принесла шустрой жительнице Симферополя 5000 рублей чистого навара.
Баранов не подозревал, что своими фальшивками вызвал настоящий переполох среди сотрудников МВД и КГБ. Еще бы! В период с 1974 по 1977 год в Москве, Киеве, Кишиневе, Риге, Вильнюсе, Ереване, Ташкенте при вскрытии инкассаторских сумок в банках были выявлены 46 фальшивых купюр 50-рублевого достоинства и 415 поддельных 25-рублевок. Эксперты Гознака и Госбанка пришли к выводу, что купюры напечатаны в одном месте, причем изготовить фальшивки такого уровня кустарным способом невозможно. Заподозрили коварных капиталистов, которые путем вброса поддельных рублей вознамерились подорвать экономическую мощь Советского Союза. Разрабатывалась и другая версия: кто-то из сотрудников Гознака продал «на сторону» технологию изготовления денег.
О том, на чем же все-таки «прокололся» Баранов, ходили самые разные слухи. На самом деле его сгубила элементарная небрежность. Закрепляя клише для создания защитной сетки, фальшивомонетчик не обратил внимания на то, что клише перевернуто, и в том месте, где у волны должен быть подъем, оказался спуск. Баранов не стал браковать партию. Однако в одном из банков кассир это несоответствие заметил.
Основная масса фальшивок с подобными дефектами печати была обнаружена в Ставрополье. Ориентировки разослали по всему краю. В операции принимали участие сотни сотрудников милиции. 12 апреля 1977 года Баранов был задержан на колхозном рынке города Черкесска при сбыте очередной партии подделок. Бдительный торговец, которому он предложил разменять две банкноты, тут же дал знать дежурному оперативнику. При личном обыске у Баранова изъяли 77 фальшивых банкнот на сумму 1925 рублей. Его чистосердечное признание позволило следственному отделу УВД Карачаево-Черкесской автономной области Ставропольского края приобщить к делу № 193 еще сто уголовных дел, заведенных по фактам обнаружения в разных городах фальшивых денег…
Дома у Баранова нашли поддельную купюру в 50 рублей, более трехсот купюр по 25 рублей и около девятисот заготовок. Помимо этого у него изъяли клише, самодельные печатные станки, набор приспособлений для изготовления бумаги, оборудование для нанесения водяных знаков, целую библиотеку литературы по полиграфии и электротехнике. «К моменту ареста у меня было разобрано все оборудование, – рассказывает Баранов. – Собирался проехать по прудам и озерам и разбросать его там по частям. Не выкинул только потому, что апрель, грязь, не проедешь. И слава богу. А то пришлось бы водолазам искать эти части на дне водоемов».
Первые десять дней после задержания Баранов провел в ставропольской КПЗ, затем его перевели в СИЗО. Доклад о долгожданной поимке фальшивомонетчика лег на стол министра МВД Щелокова. Высшие чины отказывались верить, что один человек в домашних условиях мог наладить производство подделок такого качества. В Ставропольском УВД Баранову предложили продемонстрировать свои способности. По словам фальшивомонетчика, во время «работы» его постоянно пытались «подловить». Вместо затребованного раствора приносили другой. Но когда офицеры своими глазами увидели появление водяного знака, сомнения исчезли: это он!
Из Ставропольского СИЗО Баранова перевезли в Москву, в Бутырку. Ежедневно его навещали специалисты, которым он демонстрировал свои изобретения. Технолог Гознака писал: «Изготовленные Барановым В.И. поддельные денежные билеты достоинством 25 и 50 рублей внешне близки к подлинным купюрам и трудно опознаваемы в обращении. Именно поэтому данная подделка являлась очень опасной и могла вызвать недоверие населения к подлинным денежным знакам».
Виктор Баранов выдал секрет раствора, травившего медь значительно быстрее, чем это делалось в типографии Гознака (под именем «барановского растворителя» он будет использоваться в производстве в течение пятнадцати лет). В письме на имя министра МВД Щелокова фальшивомонетчик на десяти листах изложил рекомендации по улучшению защиты рублей от подделок…
Наверное, много полезного сообщил Виктор Иванович компетентным органам, если расстрельную статью ему заменили колонией. 10 марта 1978 года Ставропольский краевой суд приговорил Баранова к 12 годам лишения свободы за изготовление около 1300 единиц фальшивых денежных знаков. Число 12 чудесным образом преследовало его на протяжении многих лет: 12 апреля 1977 года его арестовали, 12 лет трудился над подделками, раньше жил в квартире 12 квадратных метров. Отбыв срок, Баранов вернулся в Ставрополь. Зная о таланте Виктора Ивановича, к нему потянулись разного рода «деловые люди». Предлагали выпускать поддельные акцизные марки, печати, фальшивые документы. Но Баранов с прошлым напрочь «завязал», ему хотелось заниматься легальными разработками. «Смысл жизни человека – творческий труд, – считает он. – Что мне было дано, я реализовал, пусть даже пришлось вынести много страданий и отсидеть».

» принадлежит сценаристу Лилии Ким , с которой дружит режиссер Егор Анашкин . Именно она придумала снять сериал о самом известном фальшивомонетчике советской эпохи и начала писать сценарий. Но жизненные обстоятельства у Лилии сложились так, что ей пришлось уехать в Америку, не завершив работу. Сценарий дописывала творческая группа проекта. У истории был хороший потенциал. Егору Анашкину главный герой изначально понравился своей неоднозначностью. С одной стороны, он злодей, поскольку занимается криминалом, но с другой - принимая во внимание тот факт, что ступить на преступную стезю его вынудили обстоятельства, - ему невозможно не сопереживать. Главный герой и сам мучается, оказавшись в безвыходной ситуации.

Где заканчивается правда и начинается художественный вымысел

История, рассказанная в сериале «Деньги», основана на реальных событиях, но по большей части все же является художественным вымыслом. Прототипом главного героя Алексея Баранникова стал изобретатель и художник Виктор Баранов , которого в СССР называли фальшивомонетчиком №1. Из его биографии были взяты только основные вехи: работал водителем, причем даже возил Горбачева, был изобретателем и пел оперные песни. История любви целиком и полностью была придумана сценаристами.

Представители канала ездили в Ставрополь и пытались найти дом, в котором жил Баранов. Из родственников уже никого там не осталось, а вот соседи оказались очень агрессивно настроены. «Это только в сериале главный советский фальшивомонетчик такой романтик, а в реальности все же он был не такой», - говорит режиссер сериала Егор Анашкин.

Утвержденный на главную роль Федор Лавров поначалу с головой окунулся в биографический материал, но вовремя остановился. «Я пересмотрел кучу интервью с Барановым, ходил в музей МВД, беседовал с разными людьми, которые занимались этой проблемой. Слава Богу, у меня было достаточно времени и удалось раскопать важные для себя факты. Я даже хотел ехать в Ставрополь, поскольку в интернете нашел сведения, что Баранов жив еще. Но Егор (режиссер сериала Егор Анашкин. - Прим. ред. ) отговорил меня от этой затеи, объяснив, что у нас не байопик, а придуманная история. Соблазн удариться в биографию поначалу у меня был. Но в итоге я взял в работу только характерные черты и детали», - вспоминает актер.

«Эта история не про деньги, а про любовь и про невозможность человеку быть счастливым. Мы старались ставить героев перед сложным выбором. Например, героиня Ольги Дыховичной работает милиционером, и ей кажется, что нельзя предать Родину вообще никогда и ни при каких обстоятельствах, поэтому и счастья у нее нет», - объясняет Егор Анашкин.

Ольга Дыховичная в сериале «Деньги»

«Реального прототипа у моей героини не было. Вполне возможно, что существовала какая-то симпатия в ходе расследования, но любовной линии, которая привела бы к изменению его хода, точно не было. Моя героиня - честный и доблестный человек, фанатик, и у нее нет другой цели в жизни, кроме как достичь победы в своем деле. Нина променяла личное счастье на службу. В какой-то момент ты ей сочувствуешь, но понимаешь, что она не имеет права рисковать собой и людьми», - делится Ольга Дыховичная , исполнительница роли Нины Филатовой в сериале.

О герое и его неоднозначности

«Мне кажется, что как персонажа Алексея Баранникова, конечно, стоит любить. Но однозначную оценку этой личности - герой он был или злодей - я бы давать не стал. Мир же не делится на черное и белое: есть множество оттенков. Человек тоже не одной какой-то краской нарисован. Поэтому навешивать ярлыки на людей в принципе неправильно», - объясняет свое отношение к главному герою «Денег» режиссер сериала Егор Анашкин.

Актера на главную роль искали долго - кастинг был масштабный. «Ситуация была неоднозначная. Нам казалось, что продюсеры захотят в сериал актера, которого зрители привыкли видеть в амплуа героя. А Федя (Федор Лавров. - Прим. ред. ) - он же неказистый… Многие в творческой группе сериала считали, что не утвердят его кандидатуру, ведь на главную роль нужен красавчик. К счастью, на канале пошли нам на встречу. Продюсеры согласились с нашим мнением, что лицо актера должно соответствовать персонажу, а не просто быть красивым. Я безмерно благодарен, что утвердили всех, кого я хотел», - рассказывает Егор Анашкин.

«Не могу сказать, что полностью оправдываю своего героя, но в первую очередь я ищу в нем человека, а не злодея и жулика. И очень важно отличать Баранова от Баранникова. Что касается художественного образа, то я буду биться за него до конца. А вот к Баранову у меня много вопросов. Но я снимаю перед ним шляпу, ведь не каждый может сделать такое. Он, определенно, был большого упорства человек», - говорит Федор Лавров, исполнитель роли Алексея Баранникова.

Актеру пришлось пройти большое количество проб, прежде чем его утвердили, и поправиться на семь килограммов до начала съемок. Лавров вспоминает, что, работая над этой ролью, он объедался. Кроме того, у Баранова была пышная шевелюра, а актер таковой похвастаться не мог. Тем не менее он отрастил волосы, чтобы соответствовать образу и приблизиться к прическам той эпохи.

Федор Лавров в сериале «Деньги»

Все-таки, несмотря на то, что сериал - произведение художественное и по большей части вымысел, реальный прототип главного героя Виктор Баранов был отправной точкой при создании образа на экране. Сейчас Федор Лавров уже похудевший и бритый, так как снимается в другом проекте.

Как печатали деньги для сериала

Традиционно для съемок берут отрывки из документальной хроники - кадры, на которых фигурирует госзнак. Но режиссер сериала Егор Анашкин был категорически против идти по такому пути. Поэтому начались поиски старой типографии, в которой сохранились печатные станки того времени. Нашли такую, причем она до сих пор функционирует, и заказали там тираж денег для сериала. Купюр напечатано было много. В общем, затратились, но зато показали процесс печатания денег со всех сторон.

Кадр из сериала «Деньги»

Что касается изобретенных Баранниковым станков, которые появляются в кадре, то они бутафорские, неработающие. «В конце концов, перед нами стояла задача фильм снять, а не деньги напечатать», - шутит режиссер Егор Анашкин. Реквизиторы использовали старые станки - дорабатывали их по необходимости.

«На съемочной площадке были консультанты, которые помогали понять процесс. Мы во все погружались. Ведь если этого не сделать, то как тогда сыграть? Конечно, вряд ли я смогу напечатать в домашних условиях пять тысяч. Здесь нужны колоссальные знания. Сам Баранов потратил на изучение процесса 10 лет и самостоятельно освоил 20 типографических и издательских профессий у себя в сарае, чтобы понимать, как сделать бумагу, как госзнаки, какие краски нужны и т. д. Но какие-то секреты я теперь знаю и могу по бумаге отличить фальшивку», - рассказывает Федор Лавров.

Как воссоздавали эпоху

Часть съемок проходила в Крыму. Одним из главных съемочных мест был легендарный московский ЗИЛ - Открытое акционерное московское общество «Завод имени И. А. Лихачева» (сокращенно - АМО ЗИЛ. - Прим. ред. ). Там снимали все кабинеты, которые фигурируют в сериале. «Это фантастическое место! Там нас не покидало ощущение, будто мы в Чернобыле. Казалось, люди, которые работали на заводе, были вынуждены сорваться с насиженных мест и больше не возвращались туда. И с тех пор все осталось нетронутым. Под одним из столов были женские туфельки, в которые могла переобуваться какая-то сотрудница, везде валялись ручки, бумажки, справки, значки, личные вещи. Осталась куча мебели и телефонные аппараты», - вспоминает режиссер сериала.

Федор Лавров и Ольга Дыховичная в сериале «Деньги»

«Одним из самых сильных впечатлений от съемок было то, что мы застали последние дни существования гиганта ЗИЛа. Я не ожидала, какого масштаба была та эпоха. Съемки на ЗИЛе напоминали фильм про апокалипсис. Представьте себе: большие коридоры, бумага, которую выдувало ветром… Все это, кстати, есть в сериале. Глядя на руины, понимаешь, как быстро может обесцениться труд многих тысяч людей», - делится впечатлениями от съемок на ЗИЛе актриса Ольга Дыховичная.

А вот завод, где по сюжету работает героиня Люда, реальный. Он находится в Московской области и до сих пор функционирует. Это стекольный завод. «Волга», на которой ездит Баранников, действительно того времени. И все остальные автомобили, которые зритель видит сериале, винтажные. Актеры сами ездили за рулем этих маши.

Ольга Дыховичная при работе над образом ориентировалась на свою маму. «Я помню, какие платья, туфли, прически она носила, - объясняет актриса. - Я привнесла в образ очки с диоптриями, так как поняла, что нужен аксессуар, который бы отличал меня от героини». В жизни Ольга очки не носит. Костюмы для актрисы были сшиты по лекалам той эпохи.

Федор Лавров и Ольга Дыховичная в сериале «Деньги»

Федор Лавров частенько после съемок выпрашивает головные уборы - как фетиш-талисман. Дома у актера собрана уже целая коллекция. Ходит он в этих головных уборах редко, например, в магазин может надеть. Костюмеров сериала «Деньги» Лавров тоже попросил отложить для него кепки, в которых он снимался.

«Съемочный процесс был действительно тяжелый, потому что надо было уложиться в сроки, наладить отношения с партнерами по площадке и делать сноску на правдивость воспроизведения. Но интерес перевешивал. Я хочу выразить огромную благодарность всей съемочной группе, потому что ребята работали за идею - работали, пока не падали. На площадке не было ни одного человека, к которому были бы какие-то претензии. Такую честную работу редко встретишь и в кино, и в театре. А если бы ее не было, то не было бы и проекта», - резюмирует Федор Лавров.

Подготовила Анна Прищепова



Рекомендуем почитать

Наверх