Политический компромисс глазами юриста. Международный коммерческий арбитраж

Мода 04.03.2019
Мода

Традиционно среди рассматриваемых МС ООН дел значительное место занимают споры о принадлежности территории, делимитации сухопутных и морских пространств. Однако в последнее время Суд все чаще сталкивается с межгосударственными спорами, связанными с вопросами мира и безопасности, включая те из них, которые непосредственно касаются законности применения силы, нарушений прав человека и гуманитарного права в ходе вооруженных конфликтов; охраны окружающей среды; иммунитета государства и его должностных лиц; толкования и применения международных договоров. В целом следует отметить значительный рост активности Суда начиная с середины 1990-х гг.

Решение Судом территориальных споров устраняет причину напряженности и содействует нормализации отношений между государствами. Так, в 1986 г. в деле, касающемся пограничного спора между Буркина-Фасо и Мали, стороны полностью признали пограничную линию, установленную решением Суда. В 1992 г. Суд решил пограничный спор между Сальвадором и Гондурасом; в 1994 г. - спор между Ливией и Чадом, который до этого неоднократно приводил к вооруженным столкновениям. В 1999 г. Суд вынес решение о принадлежности острова, на который претендовали Ботсвана и Намибия. В 2001 г. был решен многолетний спор между Катаром и Бахрейном о суверенитете над группой островов и делимитации морских пространств. Сложный спор о сухопутной и морской границе протяженностью более 1600 км между Камеруном и Нигерией, продолжавшийся более 20 лет, был решен Судом в 2002 г. В этом же году была определена принадлежность островов, которую оспаривали Индонезия и Малайзия, а в 2008 г. - острова, на которую претендовали Сингапур и Малайзия. В 2005 г. проведена граница между Бенином и Нигером, а в 2013 г. - между Буркина-Фасо и Нигером. Решениями 2007, 2009 и 2012 гг. проведены морские границы между соответственно Никарагуа и Гондурасом, Румынией и Украиной, Никарагуа и Колумбией.

При рассмотрении дел о проведении морских границ Суд сформулировал основные правила разграничения морских пространств, поскольку соответствующие положения Конвенции ООН по морскому праву сформулированы в общем виде, что затрудняет их практическое применение. В систематизированном виде эти правила нашли отражение в решении по делу «Делимитация морских пространств в Черном море» («Румыния против Украины») 2009 г.

Вопросы применения силы рассматривались в решениях по делам «Военная и военизированная деятельность в Никарагуа и против Никарагуа» («Никарагуа против США») 1986 г. и «Нефтяные платформы» («Иран против США») 2003 г., а также в вынесенном в конце 2005 г. решении по спору между Демократической Республикой Конго и Угандой, связанному с многолетней войной на территории Конго. В конфликт между Конго и Угандой были вовлечены ряд государств и повстанческих движений региона. Вопросы, стоявшие перед Судом в этом деле, касались ряда острых проблем современного международного права, в том числе толкования ст. 51 Устава ООН о праве на самооборону.

Экологические проблемы затрагивались в делах «Проект Габчико- во - Надьмарош» («Венгрия / Словакия») и «Целлюлозные заводы на реке Уругвай» («Аргентина против Уругвая»), решения по которым были вынесены в 1997 и 2010 гг. соответственно.

В 2007 г. МС ООН вынес решение по делу «Применение Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него» («Босния и Герцеговина против Сербии и Черногории») и отклонил обвинение в совершении Сербией актов геноцида. Суд, однако, признал ее виновной в том, что она не предотвратила геноцид в одном из городов Боснии и Герцеговины - Сребренице, а также в том, что Сербия недостаточно сотрудничала с МТБЮ и частично не выполнила вынесенное в 1993 г. постановление Суда о временных мерах.

Практика Суда по вопросам, касающимся дипломатических иммунитетов в международном праве, подтвердила их значение для поддержания мирных отношений между государствами. В решении по делу, возбужденному Демократической Республикой Конго против Бельгии относительно иммунитета конголезского министра иностранных дел (2002 г.), Суд заявил, что высшие должностные лица государства, а именно глава государства, глава правительства и министр иностранных дел, в течение срока своих полномочий пользуются полным личным иммунитетом от уголовной и гражданской юрисдикции иностранного государства. Подтвердив этот вывод в решении по делу «Некоторые вопросы взаимной помощи по уголовным делам» («Джибути против Франции») 2008 г., Суд заключил, что другие должностные лица государства, в данном случае прокурор республики и глава национальной службы безопасности Джибути, таким иммунитетом не обладают.

Вопрос об иммунитетах государства как такового был рассмотрен МС ООН в деле «Юрисдикционные иммунитеты государства» («Германия против Италии»), решение по которому было вынесено 3 февраля 2012 г. Суд подтвердил: иммунитет в отношении властных действий государства (acta jure imperii) является обычной нормой международного права, не содержащей исключений. В частности, современная норма обычного международного права гарантирует иммунитет государства применительно к гражданским искам в судах другого государства по поводу действий его вооруженных сил и других государственных органов, причинивших смерть, ущерб здоровью или имуществу в ходе вооруженного конфликта на территории государства суда.

Среди отраслей и институтов международного права, в толкование и развитие которых внесли своей вклад консультативные заключения МС ООН, можно упомянуть право международных организаций, в частности вопросы правоспособности и подразумеваемых полномочий ООН, иммунитета ее должностных лиц. В консультативном заключении «Возмещение за увечья, понесенные на службе Организации Объединенных Наций» 1949 г. Суд пришел к выводу: ООН как международная организация обладает собственной международной правосубъектностью. Он также подчеркнул: цели и функции Организации указываются или подразумеваются в ее учредительных документах. В консультативных заключениях по делам Мазилу 1989 г. и Кумарасвами 1998 г. Суд заявил, что лицо, которому предоставлен иммунитет в силу его связи с ООН, при исполнении своих обязанностей пользуется таким иммунитетом даже в отношениях со своим государством.

В целом положительную роль сыграли консультативные заключения Суда в процессе полной ликвидации колониальной зависимости. Еще в 1950 г. Суд указал, что Южная Африка не может в одностороннем порядке менять международный статус территории Юго-Западной Африки (нынешняя Намибия). Впоследствии в вопросе, касающемся Юго-Западной Африки, Суд проявил непоследовательность и нанес серьезный ущерб своему престижу, отклонив в 1966 г. обращение Эфиопии и Либерии после пятилетнего разбирательства. Однако в консультативном заключении 1971 г., которое было дано по просьбе СБ ООН, Суд заявил, что продолжающееся присутствие Южной Африки в Намибии является незаконным и должно быть как можно скорее прекращено. Другое заключение Суда 1975 г. способствовало прояснению юридического положения Западной Сахары.

В вынесенном в 2010 г. консультативном заключении о соответствии международному праву одностроннего провозглашения независимости Косово Суд отметил: провозглашение независимости, как это следует из многолетней практики, могло вести к созданию новых независимых государств, но могло и оставаться без каких-либо последствий. Однако такая практика, во всяком случае, никогда не свидетельствовала о том, что само объявление независимости рассматривается как противоречащее международному праву. Принцип территориальной целостности в данном случае неприменим, поскольку касается сферы межгосударственных отношений, а не отношений между государством и его частью, т. е. по сути внутригосударственных по своему характеру отношений. Таким образом, по мнению Суда, в общем международном праве не существует запрета на принятие деклараций о независимости.

Российская Федерация выступала стороной в рассмотренном МС ООН споре в одном случае - в деле «Применение Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации» («Грузия против Российской Федерации»), решение по которому было вынесено 1 апреля 2011 г.

Грузия обратилась в Суд 12 августа 2008 г., обвинив Россию в нарушении Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, которая предусматривает юрисдикцию МС ООН по спорам о ее толковании и применении. В качестве основной стратегии ведения процесса Россия решила оспорить наличие у Суда юрисдикции рассматривать дело. Суд признал, что между сторонами существовал спор о соблюдении Россией ее обязательств по Конвенции, так как некоторые заявления и требования грузинской стороны, сделанные между 9 и 11 августа 2008 г. (т. е. после начала вооруженных действий Грузией в ночь с 7 на 8 августа) и отвергнутые Россией, затрагивали вопрос этнических чисток.

Однако в соответствии со ст. 22 Конвенции, перед тем как обратиться в Суд, Грузия должна была попытаться разрешить данный спор путем переговоров. Без выполнения этого предварительного условия дело не может быть рассмотрено Судом. В связи с этим Суд отметил: поскольку спор возник после 9 августа, то и переговоры, неудача которых могла бы оправдать обращение в МС ООН, должны были проходить между 9 и 12 августа. Тем не менее, по мнению Суда, в этот короткий период Грузия даже не попыталась начать переговоры с Россией по вопросам, регулируемым Конвенцией. Отсюда следовало, что предусмотренные Конвенцией условия для передачи спора в Суд Гру- зией выполнены не были и, соответственно, Суд не может вынести решение по его существу в силу отсутствия у него юрисдикции.

Об этом заявила в четверг, 22 июля, верховный представитель ЕС по международным делам и безопасности Кэтрин Эштон.

Сообщив, что ЕС внимательно изучает документ, Эштон заявила, что будущее Косово и Сербии связано с ЕС, и эта региональная организация "готова облегчить процесс диалога между Приштиной и Белградом".

"Сам по себе процесс диалога будет фактором для мира, безопасности и стабильности в регионе", - отмечается в заявлении Эштон.

США удовлетворены заключением Международного суда по статусу Косово

В свою очередь, США удовлетворены заключением Международного суда ООН (МС), объявившего о законности провозглашения независимости Косово, заявил в четверг пресс-секретарь администрации президента США Майк Хаммер.

"Мы довольны тем, что суд согласился с нашей давней точкой зрения по вопросу о законности с точки зрения международного права провозглашения независимости Косово", - заявил официальный представитель Белого дома.

Хаммер также отметил, что США призывают Белград и Приштину продолжать работу по вопросу о статусе Косово и совместно решать имеющиеся разногласия.

Госсекретарь США Хиллари Клинтон также приветствовала решение Международного суда о независимости Косово, говорится в заявлении, распространенном госдепартаментом США в четверг.

"Международный суд вынес сегодня рекомендательное суждение и решительно согласился с давним мнением США о том, что провозглашение независимости Косово соответствует международному праву. Призываем страны, которые еще этого не сделали, признать Косово ", - приводятся в сообщении слова Клинтон.

По ее мнению, "Косово является независимым государством, а его территория неделима". США призывают все страны выйти за пределы обсуждения статуса Косово и конструктивно включиться в поддержку мира и стабильности на Балканах, говорится в сообщении.

"Сербия и Косово - друзья и партнеры США. Сейчас пришло время для них отставить разногласия и двигаться вперед, работать вместе по решению практических вопросов и улучшения жизни народов Косово, Сербии и всего региона", - сказала Клинтон.

НАТО приняла к сведению заключение МС ООН по Косово

Генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен принял к сведению консультативное заключение Международного суда ООН (МС) по Косово, говорится в заявлении Расмуссена.

"Это консультативное заключение не касается мандата KFOR (международные силы в Косово). KFOR продолжит выполнять свой мандат для поддержания непредвзятым образом безопасной среды на территории Косово во благо всех сообществ, как большинства, так и меньшинства", - отмечает в заявлении.

Генсек ООН предостерегает от провокаций в связи с решением по Косово

Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун после того, как в четверг Международный суд (МС) объявил о законности провозглашения независимости Косово, предостерег заинтересованные стороны от каких-либо провокаций.

"Генеральный секретарь призывает все стороны избегать каких-либо действий, которые могут быть расценены как провокационные и привести к срыву диалога", - заявил на брифинге официальный представитель генерального секретаря ООН Мартин Несирки.

Напомним, 22 июля Международный суд ООН в Гааге по поводу отделения Косово от Сербии в 2008 году. Председатель Хисаси Овада заявил, что суд пришел к выводу, что международное право не содержит какого-либо видимого запрета на провозглашение независимости. "Таким образом, декларация о независимости от 17 февраля 2008 года не нарушала международное право", - объявил Овада, зачитывая заключение.

Это решение является консультативным и не имеет обязательной силы. Тем не менее, ожидается, что оно будет способствовать тому, что Косово признают больше стран. Кроме того, Приштина может стать ближе к вступлению в ООН.


Между тем, президент Сербии Борис Тадич , что его страна никогда не признает независимость края Косово, который отделился в 2008 году. Он отметил, что в Белграде сейчас решают, какие шаги предпринять в ответ на решение суда в Гааге. "Сербия никогда не признает провозглашенную в одностороннем порядке независимость Косово", - сказал Тадич.

Как известно, Косово провозгласило независимость 17 февраля 2008 года. Его новый статус признали 69 из 192 стран-членов ООН. Сербия, а также Россия, Китай, Индия и некоторые другие страны отказались признать Косово, считая, что косовские албанцы своим отделением грубо нарушили нормы международного права.

1. Члены Суда избираются Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности из числа

лиц, внесенных в список по предложению национальных групп Постоянной Палаты

Третейского Суда, согласно нижеследующим положениям.

Статья 51. Не позднее чем за три месяца до дня выборов Генеральный Секретарь Объединенных Наций обращается к членам Постоянной Палаты Третейского Суда, принадлежащим к государствам - участникам настоящего Статута, и к членам национальных групп, с письменным предложением о том, чтобы

каждая национальная группа указала, в течение определенного срока, кандидатов,

могущих принять на себя обязанности членов Суда.

2. Никакая группа не может выставить более четырех кандидатов, причем не более двух

кандидатов могут состоять в гражданстве государства, представляемого группой. Число

кандидатов, выставленных группой, ни в коем случае не может превышать более чем

вдвое число мест, подлежащих заполнению.

1. Генеральный Секретарь составляет в алфавитном порядке список всех лиц, чьи

кандидатуры были выставлены.

2. Генеральный Секретарь представляет этот список Генеральной Ассамблее и Совету

Безопасности.

Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности приступают к выборам членов Суда

независимо друг от друга.

При избрании избиратели должны иметь в виду, что не только каждый избранный в

отдельности должен удовлетворять всем предъявляемым требованиям, но и весь состав

судей в целом должен обеспечить представительство главнейших форм цивилизации и

основных правовых систем мира.

1. Избранными считаются кандидаты, получившие абсолютное большинство голосов и в

Генеральной Ассамблее, и в Совете Безопасности.

3. В случае, если бы абсолютное большинство голосов было подано и в Генеральной

Ассамблее, и в Совете Безопасности более чем за одного гражданина того же государства,

избранным считается лишь старший по возрасту.

Если после первого заседания, созванного для выборов, одно или несколько мест

окажутся незаполненными, состоится второе, а в случае надобности, и третье заседание.

1. Если после третьего заседания одно или несколько мест окажутся незаполненными, то в

любое время, по требованию либо Генеральной Ассамблеи, либо Совета Безопасности,

может быть созвана согласительная комиссия в составе шести членов: трех по назначению

Генеральной Ассамблеи и трех по назначению Совета Безопасности, для избрания

представления его кандидатуры на усмотрение Генеральной Ассамблеи и Совета



Безопасности.

2. Если согласительная комиссия единогласно остановится на кандидатуре какого-либо

лица, удовлетворяющего предъявляемым требованиям, его имя может быть включено в

список, хотя бы оно и не было внесено в кандидатские списки, предусмотренные статьей

3. Если согласительная комиссия придет к убеждению, что выборы не могут состояться,

тогда члены Суда, уже избранные, приступают в срок, определяемый Советом

Безопасности, к заполнению свободных мест путем избрания членов Суда из числа

Совете Безопасности.

1. Члены Суда избираются на девять лет и могут быть переизбраны, с тем, однако, что

срок полномочий пяти судей первого состава Суда истекает через три года, а срок

полномочий еще пяти судей - через шесть лет.

2. Генеральный Секретарь немедленно по окончании первых выборов определяет по

жребию, кто из судей считается избранным на указанные выше первоначальные сроки в

три года и в шесть лет.

3. Члены Суда продолжают исполнять свою должность впредь до замещения их мест.

Даже после замещения они обязаны закончить начатые дела.

4. В случае подачи членом Суда заявления об отставке это заявление адресуется

Председателю Суда для передачи Генеральному Секретарю. По получении последним

заявления место считается вакантным.

Статья 14Открывшиеся вакансии заполняются тем же порядком, который установлен для первых

выборов, с соблюдением нижеследующего правила: в течение месяца после открытия

вакансии Генеральный Секретарь приступает к посылке приглашений, предусмотренных

статьей 5, а день выборов устанавливается Советом Безопасности.

Член Суда, избранный взамен члена, срок полномочий которого еще не истек, остается в

должности до истечения срока полномочий своего предшественника.

1. Члены Суда не могут исполнять никаких политических или административных

обязанностей и не могут посвящать себя никакому другому занятию профессионального

характера.

2. Сомнения по настоящему вопросу разрешаются определением Суда.

1. Никто из членов Суда не может исполнять обязанностей представителя, поверенного

или адвоката ни в каком деле.

2. Никто из членов Суда не может участвовать в разрешении какого-либо дела, в котором

он ранее участвовал в качестве представителя, поверенного или адвоката одной из сторон,

или члена национального или международного суда, следственной комиссии или в каком-

либо ином качестве.

3. Сомнения по настоящему вопросу разрешаются определением Суда.

1. Член Суда не может быть отрешен от должности, кроме случая, когда, по

единогласному мнению прочих членов, он перестает удовлетворять предъявляемым

требованиям.

2. Об этом Генеральный Секретарь официально уведомляется Секретарем Суда.

3. По получении этого уведомления место считается вакантным.

Ещё несколько столетий тому назад основными способами решения международных конфликтов или иных вопросов были дипломатия и война. Причём второй способ использовался значительно чаще, чем первый, из-за того, что с его помощью можно было добиться больших результатов в случае победы. Но по мере развития общества эволюционировала его правовая культура. Стало понятно, что война приносит вред как побеждённым, так и победителям. Таким образом, общество начало искать более комфортные способы решения Большим толчком к подобным размышлениям стало появление специфической правовой отрасли, которая регулировала отношения между субъектами, имевшими статус государств.

Международное право во многом помогло развить способ диалога между странами, при помощи которого можно было бы решать практически любые проблемы. Чтобы добиться реализации международно-правовых норм, создали специальные органы, которые получили статус судов. На сегодняшний день в такие суды обращается большое количество субъектов как публичного, так и частного права. В статье мы охарактеризуем и раскроем основные аспекты международных судов разной направленности.

Понятие международных судебных инстанций

Для любого рядового гражданина практически всегда остаётся загадкой вопрос о том, что такое международный суд.Вне зависимости от статуса и направленности международной судебной инстанции существует единый правовой регламент деятельности подобных органов. Интересен тот факт, что любой международный суд - это следствие определённого договора, заключённого между государствами. Учитывая данный факт и иные особенности, можно выделить единое понятие. Таким образом, международная судебная инстанция - это орган, который создаётся исключительно на основе определённого международного договора с целью решения и рассмотрения споров различного характера между государствами и в некоторых случаях частными лицами. Сегодня в мире существует масса различных судебных инстанций, каждая из которых отвечает за тот или иной сектор международного права. В статье будут представлены наиболее известные из них.

Правовой статус решений международных судов

Существует множество вопросов о том, как реализуется право международных судов.Проблема в том, что не существует единого механизма, при помощи которого решения представленных в статье инстанций использовались на национальном уровне в отдельных странах. В теории международного права выработана концепция, гласящая, что решение международного суда реализуется в рамках того договора, вследствие которого он создан. Учитывая специфику подобных организаций, представленная концепция вполне обоснованна. Таким образом, статус международного суда любой направленности регламентируется конкретным международным договором между определёнными государствами.

ООН

Одним из наиболее известных и поистине важных органов в сфере регулирования международных споров является суд ООН.

Эта инстанция была учреждена в соответствии с уставом Организации Объединённых Наций в 1945 году. Орган является одним из шести основных ведомств Организации. Согласно Уставу, он осуществляет регулирование международно-правовых споров в соответствии с принципами справедливости и разрешения конфликтов мирными способами. Международный суд ООН был во многом основан из-за Второй мировой войны, когда люди поняли весь ужас подобного рода конфликтов. Его деятельность регулируется отдельным нормативным документом организации. На сегодняшний день таковым является статут международного суда ООН.

Статус суда ООН и источники права, применяемые им

Правовой статус суда полностью зависим от нормативных документов Организации Объединённых Наций. Как правило, ее члены по совместительству являются членами международного суда. Учреждён этот орган на основе статуса Организации. В своей деятельности суд ООН пользуется значительным количеством источников международного права. Согласно статье 38 его Статута, для решения определённых правовых споров применяются следующие правовые источники:

  • конвенции, договора международно-правового характера;
  • общие принципы права, которые существуют во всех правовых системах;
  • решения отдельных специалистов, а также наиболее известные

В некоторых случаях суд может обосновывать свои решения принципами справедливости, не ограничивая себя формализированными международно-правовыми нормами.

Юрисдикция

Международный суд ООН распространяет свою юрисдикцию лишь на тех субъектов, которые дали прямое согласие на рассмотрение дела в данной инстанции. Как правило, у государств-участников ООН имеется несколько основных способов, при помощи которых они могут выразить своё желание участвовать в судебном разбирательстве под руководством международного суда. К подобным способам относятся следующие:

  1. Соглашения специального характера (стороны спора договариваются между собой о его передаче в международный суд).
  2. В некоторых договорах существуют статьи, которые изначально обязывают сторону решать все возникающие споры с другим государством в международном суде ООН.
  3. Иногда страна-участница признаёт юрисдикцию суда для себя обязательной посредством одностороннего заявления.

На основе представленных условий международный суд ООН осуществляет свою деятельность в процессе решения споров между государствами.

Международный суд по правам человека

Во многих цивилизованных государствах современности основной ценностью является, прежде всего, человек. Поэтому его права и свободы охраняются многими законодательными актами как национальной, так и международной системы права.

Но даже с учётом развитости правовой культуры населения планеты достаточно часто права человека нарушаются. С этим негативным фактором пытаются бороться, однако в некоторых случаях приходится обращаться в суд. Основным органом в данной сфере является международный суд по правам человека.Данное название является не совсем корректным, потому что орган имеет несколько иное наименование, а именно - по правам человека, основанный в 1953 году. Реализация норм суда осуществляется исключительно по отношению к странам-участникам конвенции по защите прав человека и основных свобод.

Юрисдикция европейского суда по правам человека

Не является более высоким инстанционным органом, чем вся судебная система того или иного государства. Тем не менее, если взять для примера Российскую Федерацию, которая является членом Европейской конвенции о защите прав человека и его основных свобод, то решения международного суда входят в систему национального права как обязательный элемент. При этом юридическая сила решений больше, чем нормативные акты органов национального законодательства РФ.

Что касается вопроса реализации решений международного суда по правам человека, то за всю историю существования этого органа не было случаев неисполнения его актов. В своих решениях суд вправе справедливо удовлетворить требования сторон, а также компенсировать вред, моральный ущерб и судебные издержки.

Условия для подачи жалоб в международный суд по правам человека

Чтобы суд принял жалобу к рассмотрению, она должна отвечать двум основным условиям, а именно:

  1. Жаловаться можно за нарушения только тех прав и свобод человека, которые прямо предусмотрены конвенцией. Не учитываются исключительные права, прописанные только в конституциях отдельных государств. Интересен тот факт, что некоторые свободы, перечисленные в конвенции, для многих государств-участников являются новеллой, однако данный факт не исключает ответственность за их нарушение.
  2. В соответствии со статьей 34 Европейской конвенции о защите прав и основных свобод человека, в суд могут поступать жалобы от физических лиц, группы физических лиц и некоммерческих организаций, которые, по их мнению, стали жертвами прямого нарушения прав.

Суд имеет статус международной организации, поэтому в него может обратиться лицо, которое не является гражданином страны-члена Совета Европы. Ещё одним важным условием для подачи жалобы на рассмотрение в суде по правам человека является тот факт, что лицо должно израсходовать все способы защиты своих прав на национальном уровне и лишь потом обращаться в международные инстанции.

Международный коммерческий арбитраж

Сегодня большое внимание уделяется международной торговле, потому что мировой рынок эволюционирует практически ежесекундно. Как и во всех иных сферах жизнедеятельности человека, в этой также возникают споры, которые необходимо каким-либо образом решать.

Для этого существует международный коммерческий арбитражный суд. Этот орган специально предназначен для рассмотрения и решения споров, возникающих непосредственно между участниками международных коммерческих сделок. В данном случае лицами или же сторонами споров могут быть организации совершенно разной принадлежности к государственным структурам. Международный коммерческий суд нужно отличать от иных инстанций, которые решают споры непосредственно между государствами.

Особенности международного арбитража

Наряду с государственными судебными органами международный коммерческий арбитражный суд является достаточно популярным способом разрешения споров между сторонами контракта, сделки и т. п. Это позволяет выделить наиболее яркие особенности представленного органа, а именно:

  1. Исполнения решений международного арбитража — это достаточно трудоёмкий и спорный момент. На сегодняшний день не существует единого механизма исполнения судебных решений международного органа, который бы реализовывался абсолютно во всех государствах. Этот негативный фактор в некоторых ситуациях даёт возможность сторонам злоупотреблять своими правами вопреки судебному решению.
  2. Международный арбитражный суд использует принцип конфиденциальности, что позволяет сторонам оставить втайне от всех свой спор.
  3. Учитывая тот факт, что арбитражное производство вполне может затянуться на годы, этот специфический вид защиты своих прав отличается большими затратами, прежде всего, на судебные издержки и иные необходимые расходы (найм консультантов, юристов и т. п.).
  4. Международный арбитражный суд - это нейтральный орган, который не будет отдавать личное предпочтение ни одной из сторон спора.

Уголовный международный суд

Важным прорывом в сфере международной юстиции стало создание международного уголовного суда. Согласно Римскому статуту (документу-учредителю органа), международный уголовный суд является инстанцией уголовной юстиции всемирного характера. В его непосредственную компетенцию входит преследование лиц, которые совершили следующие виды правонарушений: военные преступления, геноцид, преступления против человечества.

Статус суда

Международный уголовный суд является постоянным органом, в отличие от точечных трибуналов, которые рассматривают отдельные преступления. Помимо этого, МУС - это отдельная судебная инстанция, расположенная в Гааге. Он не входит в хотя в определённых случаях может возбуждать производства на основании представления этого органа. Рассмотрение дел производится по факту ратификации Римского статута, нормы которого на сегодняшний день действуют на территории 123 государств. Существуют такие страны, которые не вошли в число участниц статута, однако активно помогают в осуществлении деятельности международного уголовного суда и его структурных органов. К числу подобных государств относится Российская Федерация.

Заключение

В заключение следует отметить, что международная юстиция - это не только важная отрасль мирового права в целом, но ещё и большой шаг на пути развития диалога между государствами. Будем надеяться, что вскоре все важные вопросы между странами будут рассматриваться в международных органах.

Международный Суд ООН. Его организация и компетенция. Кто может обращаться в Международный Суд ООН и по каким делам?

Кто может обращаться в МС и по каким делам?

Первым постоянным международным судом стала Постоянная палата международного правосудия (ППМП), статут которой был принят Собранием Лиги Наций в 1920 г. Палата прекратила свое существование в 1946 г.

В настоящее время основным судебным органом международного сообщества является Международный Суд ООН (г.Гаага, Нидерланды). Суд осуществляет свою деятельность на основе Статута МС (Статут -- неотъемлемая составная часть Устава ООН), а также Регламента Суда, принятого в 1946 и пересмотренного в 1978 гг.

Функции Международного Суда:

  • 1. Это главный орган, который разрешает споры только между государствами(Сторонами по делам, разбираемым Судом, могут быть только государства)!
  • 2. МС правомочен также давать консультативные заключения по любому юридическому вопросу по запросам ГА и СБ ООН. Другие органы ООН и специализированные учреждения могут запрашивать консультативные заключений по юридическим вопросам с разрешения ГА. При этом их запросы не должны выходить за пределы их компетенции. Так, например, в 1996 г. МС отказался дать консультативное заключение по запросу ВОЗ относительно правомерности применения государством ЯО оружия во время вооруженного конфликта, указав, что этот вопрос не входит в компетенцию ВОЗ.

Консультативное заключение представляет собой мнение международных судей по тому или иному юридическому вопросу и, как правило, носит рекомендательный характер. Однако сторона, обратившаяся с запросом, может признать для себя обязательным консультативное заключение МС. Начиная с 1946 г. МС вынес более 20 консультативных заключений.

Большой резонанс вызвало консультативное заключение МС от 8 июля 1996 г. по запросу ГА ООН о законности угрозы ядерным оружием или его применения. В нем МС, в частности, постановил единогласно, что ни в международном обычном, ни в международном договорном праве нет какого-либо конкретного разрешения относительно угрозы или применения ЯО. Суд также единогласно постановил, что угроза силой или применение силы с использованием ЯО, которые противоречат положениям п. 4 ст. 2 и ст. 51 Устава ООН, являются противоправными.

МС состоит из 15 судей , избираемых сроком на 9 лет ГА и СБ. Каждые 5 лет смена 1/3 судей. Состав судей должен обеспечивать представительство главнейших форм, цивилизации и основных правовых систем мира.

На основании Статута МС (ст.36 ч1) в суд могут быть переданы дела сторонами споров, которые возникли в результате толкования или применения международных договоров.

При этом юрисдикция Суда может быть:

  • - Обязательной. Государства подписывают договор, в котором написано, что любой спор может быть передан в суд по просьбе одной из сторон, а другая сторона заранее согласилась на обязательную юрисдикцию суда Т.е. участвующие в Статуте государства могут в любое время, сделав соответствующее заявление, признать юрисдикцию Суда обязательной по всем правовым спорам, указанным в п. 2 ст. 36 Статута: толкование договора; любой вопрос МП; наличие факта, который, если он будет установлен, представит собой нарушение международного обязательства; характер и размеры возмещения, причитающегося за нарушение международного обязательства
  • - Факультативной. Спор может быть рассмотрен в Суде только с согласия всех спорящих сторон, т.е. держава, подписывающая договор, не соглашается с обязательной юрисдикцией, делает оговорку.

Но государство имеет право делать оговорки, признавая обязательную юрисдикцию МС, а также имеет право снимать свои оговорки. Известны 13 типов оговорок (касаются конкретных вопросов), по которым не обязательно передавать дело в суд, хотя юрисдикция Суда и признается: - Вопросы относительно территории и границ, - Безопасности…

К настоящему времени 65 государств-членов ООН заявили о своем согласии с обязательной юрисдикцией МС, причем многие заявления сопровождаются такими оговорками, которые делают это согласие по существу иллюзорным

СБ ООН наделен функцией следить за исполнением решений. В случае, если какая-либо сторона в деле не выполнит обязательства, возложенного на нее решением Суда, другая сторона вправе обратиться в СБ ООН, который может сделать рекомендации или решить, какие принять меры для приведения решения в исполнение (п. 2 ст. 94 Устава ООН).

Для образования судебного присутствия достаточен кворумв 9 судей . Однако, как правило, Суд заседает в полном составе.

Дела в Суде возбуждаются двумя способами :

  • - нотификацией специального соглашения, заключенного между сторонами в споре, либо
  • - подачей секретарю Суда одностороннего письменного заявления, в том и в другом случаях должны быть указаны стороны в споре и его предмет (п. 1 ст. 40 Статута).

Суд вправе указать, какие меры, по его мнению, должны быть приняты для обеспечения прав каждой из сторон. Сообщение о таких мерах немедленно доводится до сведения сторон и СБ ООН. Так, получив 9 апреля 1984 г. жалобу Никарагуа против США, Суд 10 мая 1984 г. вынес решение о временных мерах, согласно которому США должны были немедленно прекратить минирование никарагуанских портов и иные посягательства на территориальную целостность или политическую независимость Никарагуа с помощью любых военных или полувоенных действий.

Судопроизводство делится на письменную и устную стадии. Суд устанавливает сроки предоставления сторонами меморандумов, контрмеморандумов, ответов на них, а также подтверждающих их документов.

Устное судопроизводство заключается в заслушивании Судом свидетелей, экспертов, представителей и адвокатов сторон. Слушание дела производится публично, если по решению Суда или по требованию сторон не определен иной порядок. По завершении слушания дела Суд удаляется в совещательную комнату для обсуждения решения. Совещания Суда происходят в закрытом заседании и носят конфиденциальный характер. Решения принимаются большинством голосов присутствующих судей. В случае разделения голосов поровну голос председателя считается решающим.

Каждый судья имеет право представить в письменном виде особое мнение (мотивированное несогласие с решением), индивидуальное мнение (несогласие с мотивами) или декларацию (краткая констатация несогласия).

Решение оглашается в открытом заседании Суда и имеет обязательную силу только для участвующих в деле сторон и лишь по данному делу! Решение Суда окончательное и может быть обжаловано лишь на основании вновь открывшихся обстоятельств, которые по своему характеру могут оказать решающее влияние на исход дела и которые при вынесении решения не были известны ни Суду, ни стороне, просящей о пересмотре. Никакие просьбы о пересмотре не могут быть заявлены по истечении десяти лет после вынесения решения.

Согласно ст. 38 Статута, Суд разрешает споры на основании МП, применяя международные конвенции; международный обычай; общие принципы права, признанные цивилизованными нациями. Суд также может учесть судебные решения и доктрины в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм. Но Суд может, если стороны с этим согласны, решать дела, исходя из справедливости (ex aequo et bono).

За время своего существования МС рассмотрел около 70 спорных дел, касающихся толкования и применения международных договоров, суверенитета над определенными территориями, делимитации морских пространств и континентального шельфа и др.

Существование МС ООН не исключает возможности создания специальных международных судов на основе других соглашений как универсального, так и регионального характера. В связи с этим можно назвать Международный трибунал по морскому праву, Европейский суд по правам человека.



Рекомендуем почитать

Наверх