Асы-танкисты второй мировой войны. Танки второй мировой войны и бронетехника

Одежда 24.02.2019
Одежда

Во Вторую мировую войну танки играли решающую роль в сражениях и операциях, выделить из множества танков, десятку лучших, очень сложно, по этой причине, порядок в списке скорее условный и место танка привязано ко времени его активного участия в боях и значимости на тот период.

10. Танк Panzerkampfwagen III (PzKpfw III)

PzKpfw III, более известный как Т-III – легкий танк с 37 мм орудием. Бронирование со всех ракурсов – 30 мм. Главное качество - Скорость (40 км/ч по шоссе). Благодаря совершенной оптике Carl Zeiss, эргономичным рабочим местам экипажа и наличию радиостанции, «тройки» могли успешно сражаться с куда более тяжелым машинам. Но с появлением новых противников, недостатки Т-III проявились более отчетливо. Немцы заменили 37 мм пушки на 50 мм орудия и прикрыли танк навесными экранами – временные меры дали свои результаты, T-III провоевал еще несколько лет. К 1943 году выпуск Т-III был прекращен, ввиду полного исчерпания его ресурса для модернизации. Всего немецкая промышленность выпустила 5000 «троек».

9. Танк Panzerkampfwagen IV (PzKpfw IV)

Гораздо серьезнее выглядел PzKpfw IV, ставший самым массовым танком Панцерваффе - немцы успели построить 8700 машин. Сочетая в себе все достоинства более легкого Т-III, «четверка» имела высокую огневую мощь и защищенность - толщину лобовой плиты постепенно довели до 80 мм, а снаряды ее 75 мм длинноствольного орудия пробивали броню вражеских танков, как фольгу (к слову, было выпущено 1133 ранних модификаций с короткоствольным орудием).

Слабые места машины – слишком тонкие борта и корма (всего 30 мм на первых модификациях), конструкторы пренебрегли наклоном броневых листов в угоду технологичности и удобству работы экипажа.

Panzer IV - единственный немецкий танк, находившийся в серийном производстве всю Вторую мировую войну и ставший самым массовым танком вермахта. Его популярность у немецких танкистов была сравнима с популярностью Т-34 у наших и «Шермана» у американцев. Хорошо конструктивно отработанная и исключительно надежная в эксплуатации, эта боевая машина в полном смысле слова была «рабочей лошадью» панцерваффе.

8. Танк КВ-1 (Клим Ворошилов)

«…с трех сторон мы вели огонь по железным монстрам русских, но всё было тщетно. Русские гиганты подходили всё ближе и ближе. Один из них приблизился к нашему танку, безнадежно увязшему в болотистом пруду и без всякого колебания проехал по нему, вдавив гусеницами в грязь…»
- генерал Рейнгард, командующий 41 танкового корпуса Вермахта.

Летом 1941 года танк КВ громил элитные части Вермахта так же безнаказанно, будто бы он выкатился на Бородинское поле в 1812 году. Неуязвимый, непобедимый и запредельно мощный. До конца 1941 года во всех армиях мира вообще отсутствовало оружие, способное остановить русское 45-тонное чудовище. КВ был в 2 раза тяжелее самого крупного танка Вермахта.

Броня КВ – прекрасная песня стали и технологий. 75 миллиметров стальной тверди со всех ракурсов! Лобовые бронелисты имели оптимальный угол наклона, что еще более увеличивало снарядостойкость брони КВ – немецкие 37 мм противотанковые орудия не брали ее даже в упор, а 50 мм орудия – не дальше 500 метров. В то же время длинноствольное 76 мм орудие Ф-34 (ЗИС-5) позволяло с любого направления бить любой немецкий танк того периода с дистанции 1,5 километров.

Экипажи „КВ“ комплектовались исключительно офицерами,только механики- водители могли быть старшинами. Уровень их подготовки намного превосходил уровень экипажей, которые воевали на танках других типов. Воевали они более умело, поэтому и запомнились немцам…

7. Танк Т-34 (тридцатьчетвёрка)

«…Нет ничего страшнее, чем танковое сражение против превосходящих сил противника. Не по численности - это было неважно для нас, мы привыкли к этому. Но против более хороших машин - это ужасно… Русские танки так проворны, на близких расстояниях они вскарабкаются по склону или преодолеют болото быстрее, чем вы повернете башню. И сквозь шум и грохот вы все время слышите лязг снарядов по броне. Когда они попадают в наш танк, часто слышишь оглушительный взрыв и рев горящего топлива, слишком громкий, чтобы можно было расслышать предсмертные крики экипажа…»
- мнение немецкого танкиста из 4-й танковой дивизии, уничтоженной танками Т-34 в бою у Мценска 11 октября 1941 года.

Очевидно, что русское чудовище не имело аналогов в 1941 году: 500-сильный дизель, уникальное бронирование, 76 мм орудие Ф-34 (в целом аналогичное танку КВ) и широкие гусеницы – все эти технические решения обеспечивали Т-34 оптимальное соотношение подвижности, огневой мощи и защищенности. Даже по-отдельности, эти параметры у Т-34 были выше, чем у любого танка Панцерваффе.

Когда солдаты вермахта впервые встретились на поле боя с «тридцатьчетверками», они, мягко говоря, были в шоке. Проходимость нашей машины впечатляла - там, куда немецкие танки даже соваться не думали, Т-34 проходили без особого труда. Немцы даже прозвали свою 37-миллиметровую противотанковую пушку «колотушкой тук-тук», потому что когда ее снаряды попадали в «тридцатьчетверку», они просто стукались об нее и отскакивали.

Главное – советским конструкторам удалось создать танк именно таким, каким он был нужен Красной Армии. Т-34 идеально соответствовал условиям Восточного фронта. Предельная простота и технологичность конструкции позволило в кратчайшие сроки наладить массовое производство этих боевых машин, как следствие – Т-34 были просты в эксплуатации, многочисленны и вездесущи.

6. Танк Panzerkampfwagen VI «Tiger I» Ausf E, «Тигр»

«…мы пошли в обход через балку и напоролись на «Тигра». Потеряв несколько Т-34, наш батальон вернулся назад …»
- частое описание встреч с PzKPfw VI из мемуаров танкистов.

По мнению ряда западных историков, основной задачей танка «Тигр» была борьба с танками противника, и его конструкция соответствовала решению именно этой задачи:

Если в начальный период Второй мировой войны германская военная доктрина имела в основном наступательную направленность, то позднее, когда стратегическая ситуация поменялась на противоположную, танкам стала отводиться роль средства ликвидации прорывов немецкой обороны.

Таким образом, танк «Тигр» задумывался прежде всего как средство борьбы с танками противника, будь то в обороне или наступлении. Учёт этого факта необходим для понимания особенностей конструкции и тактики применения «Тигров».

21 июля 1943 командир 3-го танкового корпуса Герман Брайт, издал следующую инструкцию по боевому применению танка «Тигр-I»:

…С учётом прочности брони и силы оружия, «Тигр» должен применяться в основном против танков и противотанковых средств противника, и лишь во вторую очередь - как исключение - против пехотных частей.

Как показал опыт боёв, оружие «Тигра» позволяет ему вести бой с танками противника на дистанциях 2000 метров и более, что особенно влияет на моральный дух противника. Прочная броня позволяет «Тигру» идти на сближение с противником без риска серьёзных повреждений от попаданий. Тем не менее, следует пытаться начинать бой с танками противника на дистанциях более 1000 метров.

5. Танк «Пантера» (PzKpfw V «Panther»)

Понимая, что «Тигр» - редкое и экзотическое оружие профессионалов, немецкие танкостроители создали более простой и дешевый танк, с намерением превратить его в массовый средний танк Вермахта.
Panzerkampfwagen V «Пантера» до сих пор служит объектом жарких споров. Технические возможности машины нареканий не вызывают – при массе 44 тонны «Пантера» превосходила по подвижности Т-34, развивая на хорошем шоссе 55-60 км/ч. Танк вооружался 75 мм пушкой KwK 42 с длиной ствола 70 калибров! Бронебойный подкалиберный снаряд, выпущенный из ее адского жерла, пролетал за первую секунду 1 километр – с такими ТТХ пушка «Пантеры» могла продырявить любой танк союзников на дистанции свыше 2 километров. Бронирование «Пантеры» большинством источников тоже признается достойным – толщина лба варьировалась от 60 до 80 мм, при этом углы наклона брони достигали 55°. Борт был защищен слабее – на уровне Т-34, поэтому легко поражался советскими противотанковыми средствами. Нижнюю часть борта дополнительно защищали два ряда катков с каждой стороны.

4. Танк ИС-2 (Иосиф Сталин)

ИС-2 являлся самым мощным и наиболее тяжелобронированным из советских серийных танков периода войны, и одним из сильнейших танков на то время в мире. Танки этого типа сыграли большую роль в боях 1944-1945 годов, особенно отличившись при штурме городов.

Толщина бронирования ИС-2 достигала 120 мм. Одно из главных достижений советских инженеров – экономичность и небольшая металлоемкость конструкции ИС-2. При массе, сравнимой с массой «Пантеры», советский танк был куда более серьезно защищен. Но слишком плотная компоновка потребовала размещения топливных баков в отделении управления – при пробитии брони экипаж Ис-2 имел мало шансов уцелеть. Особенно рисковал механик-водитель, не имевший собственного люка.

Штурмы городов:
Вместе с САУ на его базе ИС-2 активно использовался для штурмовых действий укреплённых городов, таких как Будапешт, Бреслау, Берлин. Тактика действий в таких условиях предусматривала действия ОГвТТП штурмовыми группами из 1-2 танков в сопровождении пехотного отделения из нескольких автоматчиков, снайпера или меткого стрелка из винтовки и иногда ранцевого огнемётчика. В случае слабого сопротивления танки с посаженными на них штурмовыми группами на полном ходу прорывались вдоль улиц к скверам, площадям, паркам, где можно было занять круговую оборону.

3. Танк M4 Sherman (Шерман)

«Шерман» - вершина рациональности и прагматизма. Тем более удивительно, что США, имевшие к началу войны 50 танков, сумели создать такую сбалансированную боевую машину и наклепать к 1945 году 49 000 «Шерманов» различных модификаций. Например, в сухопутных войсках применялся «Шерман» с бензиновым двигателем, а в подразделения Морской пехоты поступала модификация М4А2, оснащенная дизелем. Американские инженеры справедливо полагали, что это значительно упростит эксплуатацию танков – соляр можно было легко найти у моряков, в отличие от высокооктанового бензина. Кстати, именно эта модификация М4А2 поступала в Советский Союз.

Чем же «Эмча» (так наши солдаты прозвали М4) так понравилась командованию Красной Армии, что на них целиком пересели элитные подразделения, например 1-й гвардейский механизированный корпус и 9-й гвардейский танковый корпус? Ответ прост: «Шерман» имел оптимальное соотношение бронирования, огневой мощи, подвижности и … надежности. Кроме того, «Шерман» был первым танком с гидравлическим приводом башни (это обеспечивало особую точность наведения) и стабилизатором пушки в вертикальной плоскости - танкисты признавали, что в дуэльной ситуации их выстрел всегда был первым.

Боевое применение:
После высадки в Нормандии союзникам пришлось вплотную столкнуться с немецкими танковыми дивизиями, которые были брошены на оборону «Крепости Европа», и тут выяснилось, что союзники недооценили степень насыщения немецких войск тяжёлыми типами бронетехники, особенно танками «Пантера». В прямых столкновениях с немецкими тяжёлыми танками «Шерманы» имели очень мало шансов. Англичане в определённой степени могли рассчитывать на свои Sherman Firefly, чья отличная пушка произвела на немцев большое впечатление (настолько большое, что экипажи немецких танков старались в первую очередь поразить именно Firefly, а потом уже расправиться с остальными). Американцы, которые рассчитывали на своё новое орудие, быстро выяснили, что для уверенного поражения «Пантеры» в лоб мощности его бронебойных снарядов всё же недостаточно.

2. Panzerkampfwagen VI Ausf. B «Tiger II», «Тигр II»

Боевой дебют Королевских Тигров состоялся 18 июля 1944 года в Нормандии, где 503-му тяжёлому танковому батальону удалось в первом же бою подбить 12 танков Шерман».
А уже 12 августа Тигр II появился на Восточном фронте: 501-й тяжелый танковый батальон пытался помешать проведению Львовско-Сандомирской наступательной операции. Плацдарм представлял собой неровное полукольцо, упиравшееся концами в Вислу. Примерно в середине этого полукольца, прикрывая направление на Сташув, оборонялась 53-я гвардейская танковая бригада.

В 7.00 13 августа противник под прикрытием тумана перешел в наступление силами 16-й танковой дивизии при участии 14 Королевских Тигров 501-го тяжелого танкового батальона. Но едва новые Тигры выползли на исходные позиции, три из них были расстреляны из засады экипажем танка Т-34-85 под командованием младшего лейтенанта Александра Оськина, в который помимо самого Оськина входили механик-водитель Стеценко, командир орудия Мерхайдаров, радист Грушин и заряжающий Халычев. Всего же танкисты бригады подбили 11 танков, а три оставшихся, брошенные экипажами, были захвачены в исправном состоянии. Один из этих танков с номером 502 до сих пор находится в Кубинке.

В настоящее время Королевские Тигры имеются в экспозициях Saumur Musee des Blindes во Франции, RAC Tank Museum Bovington (единственный сохранившийся экземпляр с башней Порше) и Royal Military Colledge of Science Shrivenham в Великобритании, Munster Lager Kampftruppen Schule в Германии (передан американцами в 1961 году), Ordnance Museum Aberdeen Proving Ground в США, Switzerlands Panzer Museum Thun в Швейцарии и Военно-историческом музее бронетанкового вооружения и техники в Кубинке под Москвой.

1. Танк Т-34-85

Средний танк Т-34-85, по существу, представляет собой большую модернизацию танка Т-34, в результате которой был устранен очень важный недостаток последнего - теснота боевого отделения и связанная с ней невозможность полного разделения труда членов экипажа. Достигнуто это было за счет увеличения диаметра башенного погона, а также за счет установки новой трехместной башни значительно больших, чем у Т-34, размеров. При этом конструкция корпуса и компоновка в нем узлов и агрегатов сколько-нибудь существенных изменений не претерпели. Следовательно, остались и недостатки, свойственные машинам с кормовым расположением двигателя и трансмиссии.

Как известно, наибольшее распространение в танкостроении получили две схемы компоновки с носовым и кормовым расположением трансмиссии. Причем недостатки одной схемы являются достоинствами другой.

Изъян компоновки с кормовым расположением трансмиссии состоит в увеличенной длине танка из-за размещения в его корпусе четырех, не совмещенных по длине отделений или в сокращении объема боевого отделения при постоянной длине машины. Из-за большой длины моторного и трансмиссионного отделений боевое с тяжелой башней смещается к носу, перегружая передние катки, не оставляя места на подбашенном листе для центрального и даже бокового размещения люка механика-водителя. Возникает опасность «утыкания» выступающей вперед пушки в грунт при движении танка через естественные и искусственные препятствия. Усложняется привод управления, связывающий водителя с трансмиссией, размещенной в корме.

Схема компоновки танка Т-34-85

Путей выхода из этого положения два: либо увеличить длину отделения управления (или боевого), что неизбежно приведет к увеличению общей длины танка и ухудшению его маневренных качеств за счет возрастания соотношения L/B - длины опорной поверхности к ширине колеи (у Т-34-85 оно близко к оптимальному - 1,5), либо кардинально изменить компоновку моторного и трансмиссионного отделений. О том, к чему это могло привести, можно судить по результатам работы советских конструкторов при проектировании новых средних танков Т-44 и Т-54, созданных в годы войны и принятых на вооружение соответственно в 1944 и 1945 годах.

Схема компоновки танка Т-54

На этих боевых машинах была применена компоновка с поперечным (а не с продольным, как у Т-34-85) размещением 12-цилиндрового дизеля В-2 (в вариантах В-44 и В-54) и объединенным значительно укороченным (на 650 мм) моторно-трансмиссионным отделением. Это позволило удлинить боевое отделение до 30% длины корпуса (у Т-34-85 - 24,3%), почти на 250 мм увеличить диаметр башенного погона и установить на средний танк Т-54 мощную 100-мм пушку. Одновременно удалось сместить башню к корме, выделив на подбашенном листе место для люка механика-водителя. Исключение пятого члена экипажа (стрелка из курсового пулемета), удаление боеукладки с полика боевого отделения, перенос вентилятора с коленчатого вала двигателя на кронштейн кормы и сокращение габаритной высоты двигателя обеспечили уменьшение высоты корпуса танка Т-54 (по сравнению с корпусом танка Т-34-85) примерно на 200 мм, а также сокращение забронированного объема примерно на 2 м куб. и усиление броневой защиты более чем в два раза (при увеличении массы всего лишь на 12%).

На столь кардинальную перекомпоновку танка Т-34 во время войны не пошли, и, наверное, это было правильным решением. Вместе с тем, диаметр башенного погона, при сохранении неизменной формы корпуса, у Т-34-85 был практически предельным, что не позволяло разместить в башне артсистему более крупного калибра. Возможности модернизации танка по вооружению были исчерпаны полностью, в отличие, например, от американского «Шермана» и немецкого Pz.lV.

Кстати, проблема увеличения калибра основного вооружения танка имела первостепенное значение. Иногда можно услышать вопрос: зачем понадобился переход к 85-мм пушке, нельзя ли было улучшить баллистические характеристики Ф-34 за счет увеличения длины ствола? Ведь поступили же так немцы со своей 75-мм пушкой на Pz.lV.

Дело в том, что немецкие орудия традиционно отличались лучшей внутренней баллистикой (наши столь же традиционно-внешней). Немцы добивались высокой бронепробиваемости за счет повышения начальной скорости и лучшей отработки боеприпасов. Адекватно ответить мы могли только увеличением калибра. Хотя пушка С-53 значительно улучшила огневые возможности Т-34-85, но, как отмечал Ю.Е.Максарев: «В дальнейшем Т-34 уже не мог напрямую, дуэльно поражать новые немецкие танки». Все попытки создания 85-мм пушек с начальной скоростью свыше 1000 м/с, так называемых пушек большой мощности, закончились неудачей по причине быстрого износа и разрушения ствола еще на стадии испытаний. Для «дуэльного» поражения немецких танков понадобился переход к 100-мм калибру, что было осуществлено только в танке Т-54 с диаметром башенного погона 1815 мм. Но в сражениях Второй мировой войны эта боевая машина участия не принимала.

Что же касается размещения люка механика-водителя в лобовом листе корпуса, то можно было попробовать пойти по пути американцев. Вспомним, на «Шермане» люки механика-водителя и пулеметчика, первоначально также выполненные в наклонном лобовом листе корпуса, были впоследствии перенесены на подбашенный лист. Это удалось осуществить за счет уменьшения угла наклона лобового листа с 56° до 47° к вертикали. У Т-34-85 лобовой лист корпуса имел наклон 60°. Уменьшив этот угол также до 47° и компенсировав это некоторым увеличением толщины лобовой брони, можно было бы увеличить площадь подбашенного листа и разместить на нем люк водителя. Это не потребовало бы кардинальной переделки конструкции корпуса и не повлекло бы за собой существенного увеличения массы танка.

Не изменилась на Т-34-85 и подвеска. И если использование для изготовления пружин более качественной стали помогло избежать быстрого их проседания и, как следствие, уменьшения клиренса, то от значительных продольных колебаний корпуса танка в движении избавиться не удалось. Это был органический порок пружинной подвески. Расположение же обитаемых отделений в передней части танка только усугубляло негативное воздействие этих колебаний на экипаж и вооружение.

Следствием компоновочной схемы Т-34-85 стало и отсутствие в боевом отделении вращающегося полика башни. В бою заряжающий работал, стоя на крышках ящиков-кассет со снарядами, уложенными на днище танка. При поворотах башни он должен был перемещаться вслед за казенником, при этом ему мешали стреляные гильзы, падавшие сюда же на пол. При ведении интенсивного огня скапливавшиеся гильзы затрудняли и доступ к выстрелам, размещенным в боеукладке на днище.

Суммируя все эти моменты, можно сделать вывод, что, в отличие от того же "Шермана", возможности по модернизации корпуса и подвески Т-34-85 были использованы не полностью.

Рассматривая достоинства и недостатки Т-34-85, необходимо учитывать еще одно весьма важное обстоятельство. Экипаж любого танка, как правило, в повседневной реальности абсолютно не волнует, под каким углом наклона расположен лобовой или какой-либо другой лист корпуса или башни. Значительно важнее, чтобы танк как машина, то есть как совокупность механических и электрических механизмов, работал четко, надежно и не создавал проблем при эксплуатации. В том числе и проблем, связанных с ремонтом или заменой каких-либо деталей, узлов и агрегатов. Вот тут у Т-34-85 (как и у Т-34) все было в порядке. Танк отличался исключительной ремонтопригодностью! Парадоксально, но факт - и в этом «виновата» компоновка!

Существует правило: компоновать не для обеспечения удобного монтажа - демонтажа агрегатов, а исходя из того, что до полного выхода из строя агрегаты не нуждаются в ремонте. Требуемая высокая надежность и безотказность в работе достигаются при проектировании танка на базе готовых, конструктивно отработанных агрегатов. Поскольку при создании Т-34 практически ни один из агрегатов танка не отвечал этому требованию, то и его компоновку выполнили вопреки правилу. Крыша моторнотрансмиссионного отделения была легкосъемной, кормовой лист корпуса откидывался на петлях, что позволяло осуществлять демонтаж таких крупногабаритных агрегатов, как двигатель и коробка передач в полевых условиях. Все это имело колоссальное значение в первой половине войны, когда из-за технических неисправностей из строя выходило больше танков, чем от воздействия противника (на 1 апреля 1942 года, например, в действующей армии имелось 1642 исправных и 2409 неисправных танков всех типов, в то время как наши боевые потери за март составили 467 танков). По мере улучшения качества агрегатов, достигшего наивысшего показателя у Т-34-85, значение ремонтнопригодной компоновки снизилось, но язык не повернется назвать это недостатком. Более того, хорошая ремонтопригодность оказалась как нельзя кстати в ходе послевоенной эксплуатации танка за рубежом, в первую очередь в странах Азии и Африки, порой в экстремальных климатических условиях и с персоналом, имевшим весьма посредственный, если не сказать больше, уровень подготовки.

При наличии всех недостатков в конструкции «тридцатьчетверки» был соблюден некий баланс компромиссов, выгодно отличавший эту боевую машину от других танков Второй мировой войны. Простота, удобство при эксплуатации и техническом обслуживании, в совокупности с хорошей бронезащитой, маневренностью и достаточно мощным вооружением и стали причиной успеха и популярности Т-34-85 у танкистов.

Осень сорок первого. Враг рвется к Москве. В тот день «тридцатьчетверка» лейтенанта Дмитрия Лавриненко находилась в засаде под Серпуховым, когда к нему приблизилась колонна гитлеровской пехоты с артиллерией и автомашинами. Наши танкисты подпустили ее на расстояние прямого выстрела и открыли огонь. В первые же минуты были подбиты два противотанковых орудия. И сразу же «тридцатьчетверка» молодого офицера устремилась на противника. Танк врезался в колонну, уничтожая все на своем пути.

«Экипажу Лавриненко Дмитрия Федоровича вместе с другими танкистами была поставлена задача задержать прорвавшегося противника и помочь восстановить положение на фронте в районе Серпухова, — докладывал уже позже вышестоящему командованию комбриг Фирсов, руководивший обороной Серпухова. Он эту задачу не только с честью выполнил, но и геройски проявил себя. За образцовое выполнение боевой задачи военный совет армии экипажу объявил благодарность и представил его к государственным наградам».

Этот очерк с рассказа о действиях экипажа лейтенанта Дмитрия Лавриненко начинается не случайно — в публикации речь об асах-танкистах. А эффективно, результативно экипаж молодого офицера действовал не только в этом бою и не только против пехоты и артиллерии противника.

Лейтенант Дмитрий Лавриненко из героической 4-й танковой бригады, которой командовал полковник Михаил Катуков, — ас номер один в Советских Вооруженных Силах. На его счету 52 уничтоженных немецких танка — и это в 1941-м. Поражающий воображение факт. Начало войны, наша армия отступает, и в этих условиях такой результат.

Танковый экипаж лейтенанта Дмитрия Лавриненко

Сегодня о нем вспоминают все реже, а потому позволю себе коротко рассказать о нем. Самый результативный советский танковый ас Дмитрий Лавриненко родился в 1914 году в станице Бесстрашной Краснодарского края. Двадцатилетним поступает в военное училище. На фронте с первых дней войны. Первую славу себе Дмитрий Лавриненко добыл в октябре сорок первого в боях под Орлом и Мценском, где танкисты бригады вели напряженные бои против танковых соединений генерала Гейнца Гудериана. В течение четырех дней его экипаж уничтожил 16 вражеских танков.

Отважно действовал экипаж Лавриненко и в ноябре, когда танкисты взвода держали оборону вместе с воинами знаменитой сегодня дивизии генерала Ивана Панфилова. Взвод располагался возле небольшой деревушки Гусеново, где тогда находился штаб дивизии. В один из дней на позиции обороняющихся устремилась немецкая колонна из 8 танков. Лавриненко решает не ждать, пока противник откроет огонь, сыграть на внезапности, взять инициативу в свои руки — контратаковать. И повел свою машину на врага. Первым выстрелом подбил головной танк. Не дав гитлеровцам опомниться, экипаж выпускает еще 6 снарядов, и каждый — в цель. Лишь одному немецкому танку удалось скрыться.

Лавриненко — участник 28 боев, в каждом из которых действовал на редкость активно и находчиво. Даже находясь в обороне, он не ждал противника, а искал его, применял самые эффективные способы ведения боя. Результат — 52 уничтоженных танка. Он мог быть и выше, но в ноябре 1941-го отважный танкист погиб на подступах к Москве в бою за деревню Горюны.

Вторым после Дмитрия Лавриненко в ряду танковых асов стоит старший лейтенант Зиновий Колобанов — его экипаж (в состав входили механик-водитель старшина Н. Никифоров, командир орудия старший сержант А. Усов, радист-пулеметчик старший сержант П. Кисельников и младший механик-водитель красноармеец Н. Родников) 19 августа 1941 года за 3 часа боя в районе совхоза «Войсковицы» Ленинградской области уничтожил 22 танка противника (абсолютный рекорд — за 3 часа 22 уничтоженных танка). Бой был проведен по всем правилам военного искусства.

Группа из 4 тяжелых танков, которую возглавлял Колобанов, устроила засаду немецкой колонне и мастерски расстреляла ее. Первыми двумя выстрелами были подожжены две головные немецкие машины, они остановили танки, идущие следом. Задние, не понимая, что произошло, напирали вперед, сжимая колонну. В тот момент Зиновий Колобанов поражает гитлеровскую машину, шедшую в хвосте. Колонна танков оказалась в ловушке. Советский экипаж в упор расстреливал врага.

Мастерски действовал не только экипаж Колобанова (танк КВ получил 135 «ранений» от снарядов противника, но не вышел из строя), но и другие. Экипаж лейтенанта Сергеева уничтожил 8 танков, а экипажи лейтенантов Евдокимова и Ласточкина — по 4. В результате из 4-х танков уничтожено 38 машин противника.

Третий советский танковый ас — командир танка 15-й танковой бригады лейтенант Семен Коновалов. В бою 13 июля 1943 года в районе хутора Нижнемитякин Ростовской области его экипаж подбил 16 танков, 2 бронеавтомобиля и уничтожил 8 автомашин с гитлеровцами.

Этот результат нужно увеличить на 1 танк. Дело в том, что на заключительном этапе боя 13 июля КВ Коновалова был подбит, три члена экипажа погибли. Офицер вместе с прибывшим для ремонта боевой машины заместителем командира роты по техчасти, сняв с машины один из пулеметов, стал пробираться к своим. На четвертые сутки воины встретили танковую колонну противника, остановившуюся на отдых. Отважные танкисты решили завладеть танком. Уничтожив экипаж и оседлав немецкий танк, они прибыли на нем в расположение наших войск. Их «взяли в плен», но инцидент вскоре был исчерпан, и Семен Коновалов еще месяц воевал на трофейной машине.

К сожалению, продолжить ряд советских танковых асов сегодня не представляется возможным. Подобных исследований у нас в стране нет. Несмотря на то, что со времени окончания Великой Отечественной войны прошло более 60 лет, известны только отдельные случаи, когда экипажи советских танков уничтожали определенное количество немецких танков и орудий. И настоящая публикация — это, пожалуй, первая попытка систематизировать материал об асах-танкистах. Надеюсь, что читатель поможет восполнить эту белую страничку второй мировой. И все же продолжим разговор.

Рекордные строки наших асов-танкистов, видимо, начал писать майор Борис Попов — 23 июня 1941 года. В тот день 28-я танковая дивизия полковника Ивана Черняховского вела тяжелые бои юго-западнее Шяуляя с частями 1-й танковой дивизии гитлеровцев. Авангард 55-го полка под командованием заместителя командира полка майора Попова атаковал противотанковую батарею врага. Завязалась огневая дуэль. Наш офицер лично уничтожил 4 орудия и десятки гитлеровцев. Вскоре его танк был подбит. Но отважный экипаж продолжал вести огонь и уничтожил еще одно орудие противника. В том бою Борис Попов был смертельно ранен, однако до последней минуты своей жизни он не покидал танка и управлял подразделениями. Ему одному из первых танкистов было присвоено звание Героя Советского Союза.

22 танка уничтожили в июле 1943-го в ходе Курской битвы экипажи лейтенантов Алексея Силачева и Максима Дмитриева. Они замыкали колонну нашей танковой части, производившей перегруппировку, когда заметили около 80 идущих вражеских танков. В тот день противник на узком фронте между небольшими селениями Черкасское и Бочковка (неподалеку от Белгорода) одновременно ввел в бой до 700 танков. Силачев и Дмитриев по движению колонны противника сделали вывод: он не видит их, выбрали удобную позицию и за короткое время, пока подходило подкрепление, сожгли 22 гитлеровских танка. Все члены обоих экипажей были награждены орденами Отечественной войны 1-й степени.

В книгу военных рекордов в декабре 1941 года в боях под Волоколамском, на одном из участков Западного фронта, вписал свое имя лейтенант Павел Гудзь. На подступах к городу экипаж танка КВ, которым он командовал, встретил 18 танков врага и вступил с ними в схватку. 10 танков, 4 противотанковых орудия и несколько десятков солдат и офицеров противника уничтожил экипаж. О напряженности этого боя говорит тот факт, что советский танк получил 29 вмятин от вражеских снарядов. Но экипаж не покинул машины и продолжал вести бой в составе 89-го отдельного танкового батальона, входившего в то время в подвижную группу генерала Михаила Катукова.

Следует назвать и имя старшего лейтенанта Владимира Хазова — командира роты 6-й танковой бригады. Он отличился в июне 1942 года на Дону, в районе Ольховатки. Находясь в засаде, танкисты роты пропустили колонну вражеских танков, а затем внезапным ударом с тыла уничтожили и подбили 32 машины. Владимир Хазов лично подбил и сжег свыше 10 танков.

В феврале 1945 года в боях на территории Чехословакии танкисты взвода 36-й гвардейской танковой бригады лейтенанта Ивана Депутатова уничтожили 26 танков противника. Сам лейтенант Депутатов в бою за плацдарм на берегу Грон 17 февраля подбил 5 танков и 2 штурмовых орудия противника. Затем в бою за населенный пункт Коменин сжег 4 танка, 3 БТР и уничтожил много солдат и офицеров.

При отражении ударов врага в районе села Первый Воин (Воиновка) отличился сослуживец Дмитрия Лавриненко по 4-й танковой бригаде командир танка старший сержант Иван Любушкин. Вражеским огнем его танк был подбит, а Любушкин ранен, однако продолжал вести бой и поджег 4 танка. Всего в этом бою им было уничтожено 9 танков.

Экипаж танка КВ, который возглавлял командир взвода 158-й танковой бригады старший лейтенант Дмитрий Шолохов, 30 июня 1942 года в районе населенного пункта Нестерное Харьковской области уничтожил 8 танков противника, а в бою за село Волчья Александровка — 10 автомашин.

10 июля 1942 года экипаж танка Т-34. которым командовал командир роты 133-й танковой бригады старший лейтенант Иван Корольков, в бою за железнодорожную станцию Булацеловка Харьковской области расстрелял 8 немецких танков.

А были ли среди советских танкистов те, кому удалось уничтожить несколько новейших, самых грозных немецких танков и войти в число асов — истребителей гитлеровского зверинца — «Тигров», «Пантер»?

младший лейтенант Иван Голуб

Да, такие танкисты были. И прежде всего, командир танка 13-й гвардейской танковой бригады (4-й гвардейский танковый корпус, 60-я армия) гвардии младший лейтенант Иван Голуб. На 1-й Украинский фронт он прибыл 6 декабря 1943-го после окончания Орловского бронетанкового училища и уже вскоре отличился в боях под Житомиром.

В один из дней наступления Т-34 Ивана Голуба ворвался с другими танками в поселок Геновичи, уничтожив за десяток минут несколько орудий и автомашин. Однако гитлеровцы предприняли контратаку. Иван Голуб сумел ловко поставить танк в укрытие и хорошо замаскировать его. Когда два «Тигра» приблизились к поселку, экипаж с первого выстрела подбил первый танк. Другой пытался укрыться в лощине. Голуб обошел слева высотку и встретил его на выгодной позиции. Вспыхнула и эта машина.

24 декабря сорок третьего началась Житомирско-Бердичевская операция. А через шесть дней, вечером 31-го, «тридцатьчетверка» Ивана Голуба первой из наступавших советских танков оказалась на окраине села Высокая Печь Житомирской области, где группировалась гитлеровская техника. Умело используя внезапность своего появления, экипаж меткими выстрелами уничтожил три «Тигра», две «Пантеры», 5 орудий и много пехотинцев.

Таким образом, младший лейтенант Иван Голуб за двадцать декабрьских дней записал на свой счет 7 уничтоженных новейших машин противника, войдя в число асов — истребителей гитлеровского танкового зверинца. К сожалению, увеличить его Иван Голуб не смог. 5 января 1944 года в бою у села Гордиевка Житомирской области, где его экипаж вывел из строя несколько орудий вражеской батареи, молодой офицер погиб. В последней своей атаке, израсходовав боеприпасы, он направил танк на огневые позиции противника. За проявленное мужество и героизм ему 24 мая 1944 года посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Остается добавить, что отважный танкист родом из села Коломийцы, что на Днепропетровщине. В армию призван в 1939-м. С началом войны на фронте. Свое же имя прославил в 13-й гвардейской танковой бригаде, куда прибыл, как уже отмечалось, в декабре 1943-го после окончания военного училища.

В шеренге асов-танкистов и братья Михеевы. На их счету не один рекорд. Прежде чем назвать рекорды, коротко о самих братьях Михеевых. Когда-то эта фамилия была известна не только в Вооруженных Силах. А сегодня… Династия танкистов Михеевых имеет свою предысторию.

Танковый экипаж братьев Михеевых

Поздней осенью 1936 года страна узнала о подвиге красноармейцев-дальневосточников Василия Баранова, Семена Лагоды и их боевых товарищей из роты старшего лейтенанта Кочеткова, что несла в ту пору службу в пограничной полосе, в районе поселка Турий Рог. В ожесточенной схватке они выдворили японских диверсантов, посягнувших на советскую территорию. ‘Эта весть дошла и до пчеловода из колхоза «12 лет Октября» Ульяновской области Дмитрия Федоровича Михеева. Трое его сыновей — Павел, Виктор и Владимир служили в то время на Дальнем Востоке. И он обращается с просьбой к наркому обороны разрешить четвертому сыну Федору досрочно вступить в ряды РККА и направить его на дальневосточную землю.

Весной 1937 года Дмитрий Федорович сам едет в далекий Хабаровск. Сыновья, командование Особой Краснознаменной Дальневосточной Армии (ОКДВА), лично маршал Василий Блюхер устраивают ему пышную встречу. На одном из занятий в танковой части, где служили Павел и Федор, ему показали танк.

«Силища огромная», — восхищался Михеев. А потом поставил перед Блюхером вопрос: «А можно экипаж только из одних Михеевых составить?» «А хватит ли у вас сыновей-то?» — засмеялся маршал. «Еще и останется, только разрешите!» — обрадовался Михеев. По настоянию отца в армию досрочно призывается и пятый сын — Иван. Так появился первый в Советских Вооруженных Силах семейный танковый экипаж — командиром стал Павел, водителем Федор, наводчиком — Владимир, мотористом Иван. За ним уже вскоре закрепилась слава лучшего экипажа ОКДВА — Виктор к тому времени был лейтенантом и командовал взводом. А чуть позже братья делегируются на учебу в Ульяновское танковое училище. Окончив его перед началом Великой Отечественной, они обращаются к наркому обороны с просьбой создать михеевскую роту. Просьба была удовлетворена. Командиром роты стал Виктор, его заместителем — Павел, а Владимир, Федор и Иван приняли под начало взводы. А комиссаром батальона, в который входила рота, назначили старшего из Михеевых — Александра, призванного по его настоянию в армию.

22 июня 1941 года застало Михеевых на западных рубежах нашей державы. Они участвовали в первых схватках с врагом — под Перемышлем. На восьмой день войны в ожесточенном бою пал смертью храбрых Иван. Под Харьковом сгорел в танке, но не сдался врагу Александр. Другие братья продолжали сражаться с противником.

Виктор через некоторое время был назначен командиром отдельного батальона тяжелых танков, а Павел его заместителем. Командирами рот стали Владимир и Федор. Они участвовали и результативно во многих боях, под Сталинградом, например. Именно там Михеевым был вручен танк, построенный на личные сбережения их родителей. Передали его экипажу Владимира, который на нем прошел всю войну, участвовал в штурме Берлина. К слову, Владимир оставил свой автограф на рейхстаге. Достойно били врага и другие братья. В том числе и младшие — Михаил, Семен, Петр. В составе одного экипажа (1-й Дальневосточный фронт), созданного в 1943 году, они с боями прошли почти всю Маньчжурию.

Какие же рекорды на счету братьев Михеевых? 9 отважных танкистов уничтожили 200 вражеских танков, орудий, бронетранспортеров и автомашин. Уникальный результат для одной семьи. И еще одна цифра. 45 орденов и медалей удостоились Михеевы за мужество и отвагу. Что ж, слава братьям-рекордсменам.

Сыновья и внуки фронтовиков Михеевых продолжили традицию честного служения Родине в танковых частях наших Вооруженных Сил в послевоенное время, вплоть до наших дней.

Видимо, к числу асов-танкистов нужно отнести и командира танка 83-го танкового полка Виктора Акимова. В январе 1944-го он атаковал фашистский аэродром и вокзал на станции Виска (ныне г. Малая Виска Кировоградской области) и уничтожил 3 зенитные пушки и 12 самолетов (!) противника.

Безусловно асов-танкистов значительно больше. Ведь среди танкистов — 1142 Героя Советского Союза, из них 16 дважды. Около двухсот воинов танковых войск награждены орденами Славы всех трех степеней.

Теперь о танковых частях-рекордсменах. Здесь нам предстоит вернуться к октябрьским боям на подступах к Москве, которые вела 4-я танковая бригада под командованием Михаила Катукова. Она дала нам не только самого результативного аса — Дмитрия Лавриненко, но и других отважных танкистов, да и сама установила несколько важных рекордов.

В боях под Орлом и Мценском танкисты 4-й танковой бригады уничтожили 133 танка противника, 49 орудий 6 минометов, 8 самолетов, 15 тягачей с боеприпасами, до полка пехоты. 32 солдата и офицера были награждены боевыми орденами. Приказом НКО от 11 ноября 1941 года соединение преобразовано в 1-ю гвардейскую танковую бригаду. Так на полях Подмосковья родилась танковая гвардия.

В активе бригады и другой рекорд. Начав 15 января 1945-го наступление с Магнушевского плацдарма (южнее Варшавы), за 17 дней непрерывных боевых действий она прошла почти 700 километров. Воины бригады заняли более 20 городов, около 400 других населенных пунктов.

Из подразделений наиболее известным у нас считается батальон тяжелых танков 30-го танкового полка, которым командовал капитан Анатолий Рафтопулло. Он отличился в районе деревни Ильково (под Орлом), где 8 часов стойко отражал сильные атаки врага. Капитан Рафтопулло, будучи раненым, с ожогами лица и рук, продолжал управлять подразделением. Противник потерял 43 танка, десятки противотанковых орудий и до двух рот пехоты.

А как дело с асами обстояло в стане противника?

Если верить немецкой литературе, в вермахте наиболее известным танкистом был Михаэль Витман, уничтоживший 138 советских, английских и американских танков. На счету Отто Кариуса — 150 советских танков и, подчеркнем, САУ (по другим данным — 200 машин). И тот, и другой смогли, по сведениям немецких исследователей, в одном бою поразить по 10 советских танков Т-34. Результат экипажа танка «Королевский тигр» под командованием унтершарфюрера СС Карла Бромана — 66 танков.

Экипаж танка «Тигр», которым командовал унтер-офицер Мюллер, в одном из боев под Нарвой уничтожил 25 советских машин, а экипаж лейтенанта Штрауса — 13.

Асы-танкисты были и в армиях других государств, принимавших участие во второй мировой войне.

ТАНКОВЫЕ АСЫ:

1. Лейтенант ДМИТРИЙ ЛАВРИНЕНКО — 52 танка
(танк Т-34. 4-я танковая бригада)

2. Старший лейтенант ЗИНОВИЙ КОЛОБАНОВ — 22 танка
(танк КВ, 1-я танковая дивизия)

3. Лейтенант СЕМЕН КОНОВАЛОВ — 16 танков + 2 бронеавтомобиля + 8 автомашин (танк КВ, 15-я танковая бригада)

4-5. Лейтенанты АЛЕКСЕЙ СИЛАЧЕВ и МАКСИМ ДМИТРИЕВ — 22 танка (вместе)

6. Лейтенант ПАВЕЛ ГУДЗЬ — 10 танков + 4 орудия
(танк КВ. 89-й отдельный противотанковых танковый батальон)

7. Старший лейтенант ВЛАДИМИР ХАЗОВ — св. 10 танков
(6-я танковая бригада)

8. Лейтенант ИВАН ДЕПУТАТОВ — 9 танков + 2штурмовых орудия + 3 БТР (36-я танковая бригада)

9. Старший сержант ИВАН ЛЮБУШКИН — 9 танков (танк Т-34. 4-я танковая бригада)

10. Старший лейтенант ДМИТРИЙ ШОЛОХОВ — 8 танков + 10 автомашин (158-я танковая бригада)

Критерием определения лучших танкистов послужило число побед – подбитых и уничтоженных танков и САУ противника. В отличие от учета сбитых самолетов, учет побед танкистов практически не велся ни в одной воюющей стране. Источником служило донесение или рапорт самих танкистов. Во многих случаях число побед может быть, как занижено, так и преувеличено. Исходя из особенности танкового боя, уничтоженным или подбитым танком считался обездвиженный танк, прекративший ввести огонь. А поскольку один и тот же танк мог быть поврежден и отремонтирован несколько раз, то статистика побед танкистов не может приниматься к расчету военных потерь техники. Она характеризует лишь мастерство танкистов, достигших определенных успехов в ходе боев. Вместе с тем, основой данных послужили наградные листы, которые возможно считать наиболее объективными данными. В хаосе цифр, приведенных в мемуарах и воспоминаниях фронтовиков, именно эти данные позволяют определить, хотя бы порядок цифр, характеризующих доблесть танкистов разных стран на фронтах Второй мировой.

Венгерские танкисты

Среди венгерских танкистов, воевавших в составе Вермахта, самым результативным танкистом считается капитан Эрвин Тарцай (Ervin Tarczay), (05.10.1919 — 08.03.1945), который на танках «Panther» и «Tiger I» уничтожил 10 танков противника. Естественно, что победы относится не к венгерской армии, а к национальности танкиста.

Английские танкисты

Британские танкисты особых побед в танковых боях не достигли, поскольку массовых танковых боев на Западном фронте не происходило. А в Северной Африке счет уничтоженных танков был явно не на пользу англичан. Среди танкистов Великобритании известен Норман Плау (Norman Plough), который в одном бою на танке «Matilda» уничтожил 20 итальянских средних танков Fiat M13/40. Также упоминаются еще 4 танкиста, сумевшие поразить от трех до пяти немецких танков, включая и «Тигров».

Германские танкисты

Общая статистика побед немецких танкистов выглядит следующим образом: более 120 побед одержали – 7 танкистов; 100-119 побед – 10 танкистов; 20-29 – побед – 28 танкистов; 60-99 побед – 14 танкистов; 40-59 побед – 25 танкистов; 35-39 – 5 танкистов; меньше 35 – 4 танкиста. А всего 93 танкиста уничтожили 4602 танка или около 4,8% от общей численности потерь СССР.

Личный счет немецких танковых асов не идет ни к какое сравнение с другими странами, что объясняется как длительным периодом боев (1939-1945 гг.), так и превосходством немецкой техники во многих временных отрезках и многих театрах военных действий. К примеру, в Польше или на Балканах немецкие танки не было с чем сравнивать. Советские танки доминировали лишь до 1943 г. На Западном фронте с 1944 г. немецким танкам не было конкурентов.

С другой стороны, в силу отсутствия официального учета побед танкистов, историки ставят победы первой четверки «рекордсменов» под гипотетическое сомнение, хотя ни документальных доказательств, ни документальных опровержений не существует.

И так рекорд по количеству побед – 168 уничтоженных советских танков принадлежит фельдфебелю Курту Книспелю. Однако 126 танков он уничтожил в качестве наводчика, и лишь 42 — в качестве командира тяжёлого танка. По «правилам» не считается, хотя сомнений в уничтоженных танках ни у кого нет.

Второй рекордсмен Мартин Шройф со счетом 161 танк противника, однако, боевой путь танкиста слишком туманный для историков. Объявлен жертвой пропаганды.

Третий танкист-асс Отто Кариус со счетом в 150 уничтоженных танков. Здесь нашли несоответствие заявленных побед с данными советских потерь. Хотя причина видится несколько в другом – за день боев танкист уничтожал по 13-17 танков. Вряд ли советский командир осмелился такую цифру потерь за один день написать в донесении, растягивал на пару дней. Даже Рокоссовский во время Курской битвы боялся докладывать Сталину о дневных потерях танков. А здесь …

Четвертый асс Ганс Бёльтер со 139 победами тоже не подошел историкам, но уже западным. Одним «Тигром» где-то запер танковую колонну союзников, и расстрелял ее. Не нравится такой герой и все.

Но капризничать бесконечно нельзя, тем более, что список рекордсменов не заканчивается. Поэтому общепризнанным рекордсменом Второй мировой считается Михаэль Виттман (Michael Wittmann) (22.04.1914 – 08.08.1944), гауптштурмфюрер СС. Принимал участие в Польской и Французской кампаниях, в Греческой операции. В ходе вторжения в СССР командовал взводом штурмовых орудий StuG III, участвовал в сражении на Курской дуге; за один день 13 ноября 1943 года уничтожил 20 танков Т-34. За день 13 января 1944 года уничтожил 19 танков и 3 САУ СУ-76. С весны 1944 г. служил в Нормандии в составе 101-й тяжёлотанкового батальона СС и воевал на танке «Tiger I». А всего за время боевых действий уничтожил 138 танков.

Канадские танкисты

Майор Сидней Валпи Рэдли-Уолтерс

Сидней Валпи Рэдли-Уолтерс (Sydney Valpy Radley-Walters) (11.01.1920 – 21.04.2015) – канадский мастер танкового боя. Командуя танком «Sherman Firefly» уничтожил 18 танков противника.

Польские танкисты

Сержант Орлик Роман Эдмунд

В состав танковых войск Польши входили легкие танки и танкетки, 24-е из которых имели 20-мм пушку. Естественно ожидать появление танковых асов с таким танковым парком не приходится. Однако сержант Роман Эдмунд Орлик (Roman Edmund Orlik) (1918-1982) на танкетке TKS сумел за месяц боев с 20-мм пушки расстрелять 13 немецких танков, среди которых был один Pz Kpfw IV и девять Pz Kpfw 35(t), что скорее называется чудом, нежели мастерством.

Еще один поляк из Войска Польского подбил 12 танков противника, используя советский Т-34, но это уже больше относится к национальности, а не к армии.

Румынские танкисты

Среди румынских танкистов самым результативным танкистом считается лейтенант Ион Думитру (Ion S. Dumitru), воевавший на танке Pz Kpfw IV и подбивший 5 танков противника (два советских и три немецких), Примечательно, что танкист участвовал в боях всего 25 дней: 5 дней воевал на стороне Германии, а 20 дней – в составе советской 27-1 танковой бригады.

Несмотря на достаточно старую школу танкистов, развитое танкостроение и наибольшее количество танков, выпущенных за годы войны, советские танкисты не отличались большой результативностью во время боевых действий. И здесь несколько веских причин. Первая и главная — отсутствие адекватного командования уже от уровня танковой роты. Вторая – при огромной массе танков, танкистов практически ничему не учили на краткосрочных курсах: ни тактике боя, ни практическому вождению, ни стрельбе. И это положение наблюдалось, что до войны, что в ее конце. Третья – техника на самом деле оказалась значительно хуже, чем описывалась в партийных документах, прессе и показывалась в кино. Вопросы ее неотложного ремонта до конца 1942 г. еще искали путь к умам генералитета. Таким образом, воевали не умением, а количеством техники и жизней.

Лучшим танковым асом СССР во время войны стал ст. лейтенант Дмитрий Фёдорович Лавриненко (14.10.1914 — 18.12.1941). В 1938 г. окончил Ульяновское танковое училище. Принимал участие в походе на Западную Украину и Бессарабию. В конце 1941 г. на танке Т-34 провел 28 боев, в которых уничтожил 52 танка противника. Погиб на подступах к Волоколамску.

Общая статистика побед советских танкистов выглядит следующим образом: 50 и более побед одержал – 1 танкист; 30-49 побед – 7 танкистов; 20-29 – побед – 28 танкистов; 10-19 побед – 57 танкистов; 5-9 побед – 91 танкист. А всего 184 танкиста уничтожили 2350 танков или около 6% от общей численности потерь Германии.

Американские танкисты

Стафф-сержант Лафайет Пул

По неполным данным в годы войны насчитывается не менее 35 американских танкистов, которые одержали от одной и более побед в боях с немецкими танкистами. Главная причина отсутствия «рекордсменов» — отсутствие противника. Лучшим танкистом считается Лафайет Пул (Lafayette G. Pool) (23.07.1919 — 30.05.1991), который на танке M-4 «Sherman» за время 80 боев уничтожил 12 танков противника.

Французские танкисты

Несмотря на наличие самой крупной и современно оснащенной армии в Европе, бездарное командование и не желающие воевать солдаты, менее чем за два месяца привели Францию к позорной капитуляции. Основными противниками немецких танкистов были средние танки «Сомуа S-35» и тяжёлые танки «B-1bis», превосходившие наиболее совершённые на тот момент немецкие танки Pz Kpfw III и Pz Kpfw IV как по бронированию, так и по огневой силе. Но французы не воевали.

По имеющимся данным, самым результативным французским танковым асом является командир танковой роты капитан Пьер Бийот (Pierre Billotte), уничтоживший на танке B-1 bis «Eure» 13 немецких танков в одном бою. О жестокости боя и превосходстве французской техники говорят 140 попаданий в танк Бийона, не причинивших ему никакого вреда.

Также известен второй мастер танкового боя из французов – мл. лейтенант Луи Латапье (Louis Latapie) сумевший на таком же танке в Бельгии уничтожить 7 танков противника. Еще двое французов отличились на заключительном этапе войны, уничтожив 9 и 6 танков с использованием американской САУ М-10. Но в этом случае французские было только фамилии.

Чешские танкисты

Считать чешских танкистов-асов можно лишь по национальной принадлежности, а не по критерию вооруженных сил. И тем не менее, чехи, воюющие в составе Красной армии достигли определенных успехов в танковых боях. Лучшим танкистом считается русин по национальности Вайда Степан Николаевич (Stěpan Vajda) (17.01.1922 — 06.04.1945), который как, украинский националист сидел в лагере Гулага, пока власть не стала набирать добровольцев на фронт из числа заключенных. За полтора года боев в составе Чехословацкого армейского корпуса на танке Т-34 уничтожил 11 танков противника. Известно еще четыре подобных «чеха», уничтоживших от 4 до 6 танков.

Финские танкисты

Несмотря на скоротечность оборонительных боев финнов в 1944 г., а также при 6-кратном перевесе в танках и САУ (630 советских и 100 финских) самоходчики финской танковой дивизии за месяц уничтожили 87 танков противника. Лучшим истребителем танков считается командир батальона штурмовых орудий лейтенант Берье Бротелл (Börje Brotell) (03.02. 1922 – 06.12. 2009), который командуя САУ StuG III уничтожил 11 танков противника. Еще девять экипажей из его батальона уничтожили от 5 до 9 танков противника.

И в заключение еще раз повторим, что приведенный «рейтинг» победителей танковых боев отнюдь не является ни полным, ни точным, а лишь показывает ориентировочную результативность тяжелейшей на войне профессии танкиста. Из него же и вытекает, что многое на поле боя зависит от боевой машины, но главное оказалось в подготовке и профессиональности самого танкиста. И наоборот, даже сидя за рычагами неплохого танка, но после скоротечных курсов, танкист оказывался обычным пушечным мясом, бездумно кинутым на жернова умелому и обученному противнику.

Хотя Первая мировая война ознаменовалась появлением танков, Вторая мировая показала настоящую неистовость этих механических чудовищ. Во время боевых действий они сыграли важную роль, как среди стран антигитлеровской коалиции, так и среди держав «оси». Обе противоборствующие стороны создали значительное количество танков. Ниже перечислены десять выдающихся танков Второй мировой войны – наиболее мощных машин данного периода из когда-либо построенных.

M4 «Шерман» (США)

Второй по массовости танк времён Второй мировой войны. Выпускался в США и некоторыми другими западными странами антигитлеровской коалиции в основном за счёт американской программы Ленд-лиз, которая обеспечила военную поддержку иностранных союзных держав. Средний танк «Шерман», имел стандартное 75-мм орудие с боезапасом в 90 снарядов и был снабжён относительно тонкой лобовой (51 мм) бронёй по сравнению с другими машинами того периода.
Разработанный в 1941 году, танк был назван в честь известного генерала Гражданской войны в США - Уильяма Т. Шермана. Машина участвовала в многочисленных сражениях и кампаниях с 1942 по 1945. Относительный недостаток огневой мощи был скомпенсирован огромным их количественным: около 50 тысяч «Шерманов» было произведено в течение Второй мировой войны.

«Шерман-Светлячок» (Великобритания)


Sherman Firefly - британский вариант танка М4 «Шерман», который был оснащён разрушительным 17-фунтовым противотанковым орудием, более мощным, чем исходная 75-мм пушка «Шермана». 17-фунтовка была достаточно разрушительной, чтобы повредить любые известные танки того времени. «Шерман-Светлячок» был одним из тех танков, что наводили ужас на страны «Оси» и характеризовался как одна из самых смертоносных боевых машин периода Второй мировой войны. Всего их было произведено больше 2 000 единиц.

Т-IV (Германия)


PzKpfw IV - один из самых широко используемых и массовых (8 696 единиц) немецких танков во время Второй мировой войны. Был вооружён 75-мм пушкой, которая могла уничтожить советский Т-34 на дальности 1200 метров.
Изначально эти машины применялись для поддержки пехоты, но в итоге приняли роль танка (Т-III), и начали использоваться в бою как основные боевые единицы.


Этот легендарный танк был самым массовым в годы Войны и вторым самым производимым за все время (около 84 тыс. машин). Он также является одним из наиболее долгодействующих танков из когда-либо произведённых. До сих пор многие уцелевшие единицы обнаруживаются в Азии и Африке.
Популярность Т-34 отчасти объясняется наклонной 45-мм лобовой бронёй, которая не пробивалась немецкими снарядами. Это была быстрая, манёвренная и прочная машина, взывающая серьёзное беспокойство у командования вторгшихся немецких танковых частей.

Т-V «Пантера» (Германия)


PzKpfw V «Panther» - средний немецкий танк, появившийся на поле битвы в 1943 году и остававшийся до конца войны. Всего было создано 6 334 единиц. Танк развивал скорость до 55 км/ч, имел прочную 80-мм броню и был вооружён 75-мм орудием с боезапасом от 79 до 82 осколочно-фугасных и бронебойных снарядов. Т-V был довольно мощным, чтобы повредить в то время любую вражескую машину. Он технически превосходил танки типов «Тигр» и Т-IV.
И хотя позже, Т-V «Пантера» была превзойдена многочисленными советскими Т-34, она оставалась серьёзным её противником до конца войны.

«Комета» IA 34 (Великобритания)


Одна из мощнейших боевых машин Великобритании и, вероятно, наиболее лучшее, что было использовано этой страной во Второй мировой войне. Танк был вооружён мощной 77-мм пушкой, которая являлась укорочённым вариантом 17-фунтового орудия. Толстая броня достигала 101 миллиметра. Однако «Комета» не оказала значительного влияния на ход Войны из-за позднего внедрения на поля сражений – примерно в 1944 году, когда немцы отступали.
Но как бы там, ни было, за время своего короткого срока эксплуатации эта военная машина показала свою эффективность и надёжность.

«Тигр I» (Германия)


«Тигр I» - немецкий тяжёлый танк, разработанный в 1942 году. Обладал мощнейшим 88-мм орудием с боезапасом в 92–120 снарядов. Успешно применялся как против воздушных, так и против наземных целей. Полное немецкое название этого зверя звучит как Panzerkampfwagen Tiger Ausf.E, союзники же называли эту машину просто «Тигр».
Разгонялся он до 38 км/ч и имел броню без наклона толщиной от 25 до 125 мм. Когда был создан в 1942, страдал от некоторых технических неполадок, но вскоре был избавлен от них, превратившись к 1943 году в безжалостного механического охотника.
«Тигр» был грозной машиной, что заставило союзников разрабатывать более совершённые танки. Он символизировал силу и мощь нацистской военной машины, и до середины войны ни один танк союзников не обладала достаточной прочностью и мощью для противостояния «Тигру» в прямом столкновении. Однако во время заключительного этапа Второй мировой войны, доминирование «Тигра» частенько оспаривалось лучше вооружёнными «Шерман-Светлячками» и советскими танками ИС-2.


Танк ИС-2 принадлежал к целому семейству тяжёлых танков типа «Иосиф Сталин». Имел характерную наклонную броню толщиной 120 мм и крупное 122-мм орудие. Лобовая броня была непробиваемой для снарядов немецких 88-мм противотанковых пушек на расстоянии более 1 километра. Его производство началось в 1944, всего было построено 2 252 танков семейства «ИС», из которых около половины - модификация ИС-2.
Во время Битвы за Берлин танки ИС-2 уничтожали целые немецкие здания с помощью осколочно-фугасных снарядов. Это был настоящий таран Красной Армии при продвижении к сердцу Берлина.

М26 «Першинг» (США)


США создали тяжёлый танк, который запоздало принял участие во Второй мировой войне. Разработан он был в 1944, общее количество выпущенных танков составило 2 212 единицы. «Першинг» был более сложной моделью в сравнении с «Шерманом», обладал более низким профилем и более крупными гусеницам, что обеспечивало машине лучшую устойчивость.
Основное орудие имело калибр в 90 миллиметров (к нему прилагалось 70 снарядов), довольно мощное, чтобы пробить броню «Тигра». «Першинг» обладал силой и мощью для лобовой атаки тех машин, что могли применять немцы или японцы. Но лишь 20 танков приняли участие в боевых действиях в Европе и совсем немногие были отправлены на Окинаву. После окончания Второй мировой войны «Першинги» приняли участие в Корейской войне и далее продолжали применяться в американских войсках. М26 «Першинг» мог бы изменить правила игры, если бы он был раньше брошен на поля сражения.

«Ягдпантера» (Германия)


Jagdpanther - один из наиболее мощных истребителей танков во Второй мировой войне. Был основан на шасси «Пантеры», начал эксплуатироваться в 1943 году, и прослужил до 1945 года. Вооружён 88-мм пушкой с 57 снарядами и имел 100-мм лобовую броню. Орудие сохраняло точность на расстоянии до трёх километров и обладало дульной скоростью свыше 1000 м/с.
В течение войны было построено лишь 415 танков. «Ягдпантеры» прошли боевой крещение 30 июля 1944 возле Сент-Мартин Де Буа, во Франции, где уничтожили одиннадцать танков «Черчилль» в течение двух минут. Техническое превосходство и передовая огневая мощь не оказала особого влияния на ход войны из-за позднего внедрения этих монстров.

Поделится в соц. сетях

Танк Т-34, по общему мнению историков и специалистов, был наиболее удачным среди всех, участвовавших во Второй Мировой войне. А если такой машине везло с экипажем, то враги трепетали. О легендарном танковом асе Лавриненко и его чудесной "тридцатьчетверке" - в этом материале.
Дмитрий Федорович Лавриненко родился в 1914 году в кубанской станице с говорящим названием Бесстрашная. В Красной армии служил в кавалерии, затем окончил танковое училище. Уже там друзья-сокурсники прозвали его "снайперский глаз" за феноменальную точность стрельбы.

С сентября 1941 года Лавриненко числился в 4-й гвардейской танковой бригаде полковника Катукова, где спустя месяц "настрелял" свои первые четыре танка. А ведь вначале ситуация не сулила ничего хорошего. Так, 6 октября недалеко от Мценска немецкие танки и пехота неожиданно атаковали позиции советских мотострелков и минометчиков. Несколько противотанковых пушек было уничтожено, и в результате пехота осталась практически с голыми руками против целой танковой колонны врага.

Узнав о внезапной атаке немцев, полковник Катуков срочно отправил на помощь четыре танка Т-34, командиром был назначен старший лейтенант Лавриненко. Четыре танка должны были прикрыть отступающую пехоту и по возможности тянуть время до подхода основных сил, но все вышло иначе. Из воспоминаний механика-водителя танка Лавриненко старшего сержанта Пономаренко:

"Лавриненко нам сказал так: "Живыми не вернуться, но минометную роту выручить. Понятно? Вперед! Выскакиваем на бугорок, а там немецкие танки, как собаки, шныряют. Я остановился. Лавриненко - удар! По тяжелому танку. Потом видим, между нашими двумя горящими легкими танками БТ немецкий средний танк - разбили и его. Видим еще один танк - он убегает. Выстрел! Пламя… Есть три танка. Их экипажи расползаются.

В 300 метрах вижу еще один танк, показываю его Лавриненко, а он - настоящий снайпер. Со второго снаряда разбил и этот, четвертый по счету. И Капотов - молодец: на его долю тоже три немецких танка досталось. И Полянский одного угробил. Так вот минометную роту и спасли. А сами - без единой потери!".

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Фото: РИА www.ria.ru
Как устроен самый массовый танк СССР Т-34
Одним из самых распространенных мифов о Великой Отечественной войне является то, что советские танки повсеместно были слабее и примитивнее танков Германии. Действительно, основной парк советской бронетехники составляли легкие танки и "танкетки", которые ввиду слабости брони и орудия были мало на что способны. Но приближающаяся военная угроза со стороны Третьего Рейха заставила руководство страны и конструкторов задуматься о новых перспективных моделях техники. По данным на 22 июня 1941 года, было выпущено более полутора тысяч новейших танков Т-34 и КВ-1, тех самых "заговоренных" машин, которые проклинали немецкие танкисты. В ситуации с Дмитрием Лавриненко быстрые и подвижные "тридцатьчетверки" буквально растерзали немецкую колонну, которую составляли танки PzKpfw III и PzKpfw IV. Эти немецкие танки - гордость и гроза всей завоеванной Европы - оказались абсолютно бессильны против новейших советских танков. Орудия калибром 37 и 75 миллиметров упорно не хотели причинять вред броне танков под командованием Лавриненко, а вот 76-миллиметровые пушки Т-34 исправно прошивали немецкую сталь.


Но вернемся к нашему герою, ведь бой у Мценска был не единственным подвигом экипажа Лавриненко. Вот например, кто знает, как посещение парикмахерской может обернуться боем в одиночку против целой автоколонны противника? Очень просто! Когда бои за Мценск прошли, вся 4-я танковая бригада отбыла на защиту волоколамского направления. Вся, кроме танка комвзвода Лавриненко, который пропал в неизвестном направлении. Прошел день, два, четыре и только тогда к товарищам вернулась заблудшая машина вместе со всем экипажем, да не одна, а с гостинцем - трофейным немецким автобусом.

Которую поведал командир взвода взволнованным однополчанам, была удивительна. Его танк был оставлен на сутки для охраны штаба по распоряжению полковника Катукова. По истечению суток танк своим ходом попытался нагнать бригаду по шоссе, но оно было переполнено техникой, и всякого рода надежды успеть вовремя пришлось оставить. Тогда экипаж решил свернуть в Серпухов и там заглянуть в парикмахерскую. Уже здесь, во власти ножниц и помазков, наших героев нашел красноармеец. Забежав в цирюльню, он попросил танкистов срочно прибыть к коменданту города. Там оказалось, что Серпухов через несколько часов окажется во власти немцев, если, конечно, не случится какого-либо чуда. Таким чудом мог оказаться экипаж Т-34.

"Тридцатьчетверка", замаскированная ветками и павшей листвой, практически полностью сливалась с окружающим пейзажем лесной опушки. Поэтому можно было легко заманить немецкую танковую колонну как можно ближе, а уже потом, начав обстрел и посеяв панику, приступить к уничтожению врага.

Танкисты расположились в засаде и вскоре на дороге показались мотоциклы и танки противника. Началось. Подбив первую и последнюю машину в колонне, Т-34 стал петлять по дороге, попутно давя орудия и технику противника. Сказать, что немцы были ошеломлены - не сказать ничего. За несколько минут были подбиты шесть танков, уничтожено несколько орудий и автомашин, противник обращен в бегство. Наградой Лавриненко за эту операцию стал штабной немецкий автобус, который он с разрешения коменданта и привез с собой в часть.

Не раз еще экипаж демонстрировал свою находчивость. Так, 17 ноября в бою около села Шишкино Т-34 Лавриненко уничтожил шесть машин противника, выгодно используя местность. Танк был предусмотрительно выкрашен белилами и на свежем снегу был совершенно невидим. Двигающаяся колонна танков противника неожиданно превратилась в груды металла, а "тридцатьчетверка" моментально скрылась в лесу. На следующий день танк лейтенанта подбил еще семь танков, правда, и сам был поврежден, кроме того, погибли механик-водитель и радист.

Во время битвы около села Горюны 18 декабря 1941 года Лавриненко подбил свой последний, 52-й, танк. Сразу после боя он побежал с докладом к начальству и по трагической случайности был убит осколком разорвавшейся рядом мины.

Дмитрий Федорович Лавриненко является лучшим танкистом-асом СССР Великой Отечественной войны. Количество уничтоженной им техники просто поражает. Если за два с половиной месяца он смог уничтожить пятьдесят два танка, то сколько бы он смог настрелять, если бы не нелепая смерть?

Звание Героя Советского Союза им было получено лишь спустя 49 лет, в 1990 году.



Рекомендуем почитать

Наверх