Экологические проекты посади дерево для школьников. Ожидаемые результаты реализации проекта. Сроки реализации проекта

Окрашивание волос 26.02.2019
Окрашивание волос

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Луначарская средняя общеобразовательная школа №8

СОЦИАЛЬНО –ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ АКЦИЯ «ПОСАДИ ДЕРЕВЦЕ –

ТВОЕ БУДУЩЕЕ»

Давайте подарим детям радость ухаживать за своим собственным деревом, а Земле – возможность стать здоровее и красивее!

х Мирный

2013

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

«ПОСАДИ ДЕРЕВЦЕ – ТВОЕ БУДУЩЕЕ»

Учреждение : МБОУ Луначарская СОШ №8

Координатор проекта : Экологический совет МБОУ Луначарской СОШ №8.

Председатель совета Легкарь Виктор.

Цель:

Благоустройство окружающей среды, формирование экологической культуры учащихся на основе трудового, духовно – нравственного развития личности через совместную деятельность учащихся, родителей, педагогического коллектива, жителей микрорайона в благоустройстве пришкольного участка и прилегающих территорий, организованное проведение весенней санитарной очистки территории хутора Мирный;

Очистка улиц родного села от бытового мусора.

Задачи :

    Участие школьников совместно с педагогами и взрослыми в Днях древонасаждений,

    Развитие чувства ответственности за природу, охрану окружающей среды.

    Озеленение территории школы.

    Вовлечение учащихся в волонтерское движение по улучшению экологии родного края.

    Воспитание трудолюбия, дружбы, самостоятельности школьников.

Компетенции, формируемые в ходе проекта:

    Умение работать в команде, проводить простейшие исследовательские работы в полевых условиях,

    умение делать выводы, развивать коммуникабельность, воспитание неравнодушия к проблемам природы и человека, как ее части.

Целевая группа : учащиеся 1-11 классов, педагоги, работники школы.

Место проведения : улицы хутора Мирный, школьный двор

Исполнители проекта :

Исполнители проекта

Роли в команде

Совет старшеклассников. Председатель экологического совета Легкарь Виктор.

Координатор

Куратор

1.Глава Балко-Грузского сельского поселения 2.Председатель Попечительского совета Колычева И.В.

Сотрудничество

Заведующий хозяйством Оноприенко В.В.

Подготовка с/х инвентаря для проведения работ

Классные руководители

Проведение с учащимися целевого инструктажа по ТБ и работе с с/х инвентарем

Цели проекта:
- повышение уровня осознанности следующего поколения людей в отношении фундаментальной основы существования человечества – здоровой среды обитания;
- восстановление лесов и экологии Земли;

Задачи:
- подарить детям сверхрадостный опыт посадки и ухода за своим деревом;
- повысить у детей интерес к миру живой природы;
- способствовать формированию бережного и осознанного отношения к природе;
- привить любовь к деревьям и другим растениям;
- заложить у детей понимание того, что от каждого из них зависит будущее Земли;

Гипотеза :

Организация посадки деревьев и кустарников, ежедневное наблюдение пробудят у школьников стремление ухаживать за ними и стараться как можно чаще соприкасаться с живой природой, получать положительные эмоции.

Этот путь действительно приведет их к гармонии с окружающим миром и уменьшит количество стрессов.

Ожидаемые результаты

Повышение уровня заинтересованности в защите и сохранении природной среды;
- повышение экологической культуры учащихся;

Наше село станет с чистыми и цветущими улицами.

Описание проекта :

Ежегодно в апреле-мае по всему миру проходят Дни древонасаждения – тематические мероприятия, посвященные возрождению зеленых насаждений на планете. В день данного праздника организуется бесплатное распространение саженцев молодых деревьев, а среди населения ведется пропаганда посадки деревьев, озеленения лесов, парков и дворов .

Возрожденный День древонасаждений – дань уважения к природе, воспитание экологического сознания, что способствует укреплению физического и душевного здоровья.

Учащиеся нашей школы в течение нескольких лет участвуют в этом замечательном мероприятии, которое стимулирует желание обратиться к истории, приобрести практические навыки, а главное повышает уровень заинтересованности в защите и сохранении природной среды, повышению экологической культуры школьников.

    Из истории праздника.

По обычаю, описанному в Талмуде, при рождении ребёнка принято сажать дерево.
В древности, когда рождался мальчик – сажали кедр, при рождении девочки – кипарис, сосну или акацию. Это символизировало надежду родителей на то, что дети вырастут большими, сильными, расцветут и пустят корни, подобно дереву.

В России до революции День древонасаждений проводили в Воря-Богородском лесничестве, на территории Никольской лесной дачи. Главным событием праздника была посадка леса. В этой акции принимали участие гимназисты и опытные лесоводы. Во время неформальных бесед молодые люди узнавали от лесных старейшин информацию о целебных свойствах и энергетических возможностях деревьев.

Считается, что каждое дерево определенным способом воздействует на человека. Дуб приносит с собой укрепляющее и бодрящее действие. Берёза расслабляет мышцы и прибавляет организму физическую силу. Сосна помогает в концентрации мышления. Клён очищает от грязных энергетических потоков. С давних времен есть поверье: “В березняке – веселиться, в сосняке – жениться, в кедраче – молиться”.

В языках многих арийских народов слово “дерево” означает “вера”. Испокон веков люди охраняли и почитали деревья: так, у древних славян были свои духовные языческие храмы – капища, священные рощи и деревья. Когда появилось христианство, они больше противились не ему, а вырубке этих священных деревьев и рощ. В исторических летописях есть свидетельства о гибели киевлян на склоне Днепра, вставших в знак протеста на пути срубленного дуба, который сбросили в реку.

В России День древонасаждения стал отмечаться как праздник в 19 веке. Первоначально датой проведения праздника был определен день 1 августа (по старому стилю) или 14 августа (по новому стилю). Он связан с православным праздником – Днем происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня, который отмечался в это время. Этот день являлся профессиональным праздником лесоводов. В 1898 году в честь столетия Лесного департамента России празднование Дней древонасаждения стало отмечаться в конце апреля - начале мая.

В последние годы возрождается традиция отмечать День древонасаждения в России .

Озеленение планеты – очень важное дело. Само дерево – символ мира, это напоминание о хрупкости природы и необходимости ее защиты. Акция посадки деревьев - это символ международного единения.

План основных мероприятий проекта

I ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

№ п/ п

Срок

Ответственный

Результат

Заседание Экологического Совета.

08.04.

Председатель экологического совета Легкарь Виктор

Решение о проведении акции, посвященной Дню древонасаждений « Посади деревце – твое будущее»

Утренник «Из истории Дня древонасаждений» 1-4

08.04

Учитель биологии Орехова Т.В.

Знакомство с историей

Определение фронта работ.

08-09.04

Экологический совет, завхоз, директор Орехова Т.В.

Анализ полученной информации

Определение цели и задач проекта

08.04

Экологический совет

Поставка целей и задач проекта

Определение фронта работ.

09.04

Председатель экологического совета Легкарь Виктор, классные руководители

распределены и закреплены участки школьной территории за отрядами.

Согласование деятельности экологических отрядов с председателем Балко – Грузского поселения Дмитриева И.Г.

09.04

Директор школы Орехова Татьяна Викторовна

Согласование фронта работ на улицах села

Подготовка инвентаря к субботнику.

08-10.04

Завхоз Оноприенко В.В.

Ревизия имеющегося в наличии инвентаря

Подготовка линейки к началу акции «Посади дерево – твое будущее»

10-12.04

Зам директора по ВР Буркова Л.И., директор Орехова Т.В. координатор председатель экологического совета Легкарь В

Проведение инструктажа среди школьников по охране труда при работе на пришкольном участке.

12.04

Классные руководители.

Инструктаж школьников по технике безопасности

    II ЭТАП – ПРАКТИЧЕСКИЙ

№ п/п

Срок

Ответственный

Результат

Линейка, посвященная проведению весенней экологической акции, посвященной дню деревонасаждений «Посади дерево – твое будущее»,

13.04

Заместитель директора Буркова Л.И.

Выступающие директор Орехова Т.В., председатель экологического совета Легкарь В,

председатель Управляющего совета школы Мищенко В.А..

Работа экологических отрядов на пришкольном участке, высадка посадочного материала

13.04.

Продолжение формирования аллеи выпускников. Высадка посадочного материала роз.

13.04

Классный руководитель 11 класса Мищенко ВА

Определение возможных путей решения экологических проблем.

Проведение классных часов:«О значении древонасаждений» 5-9 кл.

04-06.04

Классные руководители

Посильный вклад каждого в дело защиты окружающей среды

Работа экологического совета по подведению итогов акции.

06.04

Экологический совет, совет старшеклассников.

Определение качества выполненных работ

    III ЭТАП – ОБОБЩАЮЩИЙ

№ п/ п

Срок

Ответственный

Результат

Линейка по подведению итогов весеннего десанта, посвященного дню древонасаждений «Посади дерево – твое будущее»

13.04.13

Отчет командиров экологических отрядов о выполнении заданий

Работа экологических отрядов отмечена благодарностью директора школы.

Задание на дом. Посадить дерево у себя на улице и своем дворе на территории хуторов Мирный, Тавричанка, Гайдамачка. Навести порядок во дворах дома, у дедушек и бабушек.

Классные руководители

Навести порядок во дворах дома. Приготовить отчеты по проведенной работе.

Результаты реализации проекта .

13 апреля вопреки прогнозам выдался теплым, не дождливым днем. В 10 часов утра в нашей школе стартовала акция, посвященная Дню древонасаждений. Очень торжественное мероприятие. Экологический совет проводит линейку. Выступают Легкарь Виктор – председатель экологического совета, директор школы Орехова Т.В., председатель Управляющего совета школы Мищенко В.А. Классные руководители напоминают о технике безопасности при работе с инструментами и правила поведения.
Экологические отряды отправляются к месту посадки саженцев и принимаются готовить лунки для саженцев.
К каждому отряду прикреплены инструкторы – старшеклассники. Они показывают приемы работы. Мы четко представляем не только последовательность правильных действий, но и результат: красивые розы на Аллее выпускников и липы. клены, украшающие наш школьный парк.
Через два часа экологический совет проводит проверку выполненной работы. Главное требование: порядок на месте проведения акции, аккуратные ряды саженцев, соблюдение техники безопасности и политые высаженные кустарники и деревья.
Совместно с, учителями, сотрудниками школьники высадили около ста саженцев деревьев и кустарников. Саженцы липы, клена и черемухи омолодили школьный парк. Кусты роз и других растений будут радовать своим цветением всех многие годы .

ПОРТФОЛИО ПРОЕКТА

Аллею роз выпускников пополнили 19 саженцев.

Мы очень старались

Школьная линейка, посвященная Дню древонасаждений.

Безусловно, одним из условий жизни на нашей Земле является наличие кислорода. Данный элемент дают нам растения, в большинстве своём – деревья. Именно поэтому леса называют «лёгкими» планеты. Всем известно, что количество деревьев за последние столетия значительно уменьшилось, что не могло не сказаться на качестве воздуха, которым мы все дышим. Когда речь идёт о восстановлении природы, в первую очередь имеется в виду восстановление плодородного слоя земли, который, в свою очередь, напрямую зависит именно от количества деревьев на земельном участке и вокруг него.

Лес даёт нам всем силы жить. Деревья, будучи служебными духами природы, служат каждому из нас в отдельности и всем биологическим видам в целом. В наших с вами силах помочь им в этом.

Проект «Посади Дерево» задуман как вариант нашего вклада в восстановление лесов и лесопосадок. В Московской области у нас есть природный земельный участок. Уникальность данного участка в том, что он окружен с трёх сторон лесом и с одной стороны полем, ближайшие соседи находятся в 300 метрах от нас.

Главная дорога имеет ответвление в нашу сторону. До участка строится отдельная дорога, вдоль которой есть возможность посадить деревья в несколько рядов. Кроме этого, часть деревьев можно посадить в ближайшей кромке поля и вокруг земельного участка, укрепив тем самым лесополосу.

Общеизвестно, что дерево растёт достаточно медленно. Максимальный прирост у многих деревьев составляет не более 50 см. в год. Сейчас есть технология, когда пересаживают деревья в возрасте 5, 10, а иногда и 15 лет. Существуют уже специальные питомники «крупномеров», которые и готовы помочь нам в посадке таковых деревьев.

Друзья, соратники и попутчики, предлагаем всем, кто посчитает для себя возможным и целесообразным, принять участие в этом нашем проекте и посадить своё дерево около указанного выше земельного участка. В настоящее время принято решение на посадку берёз высотой от 1,5 до 3-4 метров.

Как принять участие в проекте? Очень просто.

Вы вносите денежный эквивалент в размере стоимости выбранного саженца дерева (в настоящее время один саженец берёзы высотой 4-5 метров стоит в пределах 5 т.р.) простым перечислением на наш расчетный счет. Мы организуем совместную доставку саженцев на участок и посадку выбранных деревьев. При желании Вы можете сами выбрать и приобрести деревья, а также привезти и посадить их.

Сделаем ВМЕСТЕ Наш Мiръ гармоничней!

"... Дерево корнями глубоко зарывается в землю, а своими листьями и цветами устремляется к небесам. Оно стоит себе, не двигаясь, прямое, высокое, независимое, никому не подчиняется, ни в ком не нуждается. Оно стоит молча, разве что иногда шепнет что-то на ветру своими ветвями и листьями. Его молчание умиротворяет всех, кто остановится и прислушается к нему. И хотя оно никому не подчиняется и ни в ком не нуждается, оно всем предлагает тень от солнца, укрытие от дождя, цветы и листья для услаждения глаз и других целей, а также питательные плоды. Дерево только дает и ничего не просит взамен. Оно дает бескорыстно, совершенно не заботясь о том, что мы сделаем с его дарами. Оно отдает свои плоды, и ему все равно - съедят ли их люди, звери, птицы или насекомые, или же их используют для украшения, или же они сгниют, или же дадут жизнь другим деревьям. Дерево ни к кому не привязано. Оно день и ночь трудится, чтобы питать плоды, а когда те поспевают, они больше не нужны дереву, и оно их отдает, не требуя, чтобы их использовали так, а не иначе. Деревья неуклонно растут и всегда ищут света. Они никогда не ищут темноты. Они разумно используют любую доступную им энергию и пространство, чтобы получать все больше и больше света. Некоторые деревья на протяжении сотен лет были свидетелями развития цивилизации, и теперь их мудрость проявляется в спокойствии и красоте, излучаемых ими..." (Современная Притча).

МБОУ «Школа №7 «Русская классическая школа» города Рязани

Проект по экологии на тему:

Экологическая акция: « Посади своё дерево».

Выполнила:

Громова Т.,

ученица 9А класса

Преподаватель:

Ганаева Т. Ю.

Рязань 2015

План.

    Введение;

    Актуальность темы;

    Цель;

    Основной материал;

    Заключение;

    Список литературы.

1

Введение

С каждым годом количество зеленых насаждений на планете неуклонно уменьшается. Этому способствуют промышленные вырубки, лесные пожары, засуха. Несмотря на то, что леса являются возобновляемым ресурсом, скорость их вырубки слишком высока и не покрывается скоростью воспроизводства. Ежегодно уничтожаются миллионы гектаров лиственных и хвойных лесов. На фоне тотальной урбанизации особенно печальная ситуация складывается в городах. Всё это я наблюдаю в моём городе Рязани. Мои родители, бабушки и дедушки рассказывали мне, что город Рязань был «зелёным городом». Как это было и как город выглядит сегодня??






Сегодняшняя Рязань действительно отличается от старой малым количеством зелёных насаждений.

2

Узнала из прессы, что в наш город приезжал Николай Дроздов.

Знаменитый ученый и телеведущий, доктор биологических наук Николай Дроздов назвал экологическую обстановку в Рязанской области «довольно напряженной». Об этом он заявил на с городскими эко-активистами в пятницу, 4 сентября 2015 года, связав такую ситуацию с развитым промышленным производством.

«В области развито машиностроение, металлообработка. Большой объем составляют такие тяжелые для экологии промышленные отрасли, как нефтепереработка и электроэнергетика», - отметил Дроздов. К основным загрязнителям региона он отнес РНПК и Рязанскую ГРЭС.

По его мнению, действующей в области программы по улучшению экологической обстановки недостаточно для исправления ситуации. «Нужно привлечь неравнодушных людей с каждого города, села и объединить тех, кто любит свой родной край, кто думает о нем и кто готов позаботиться об экологии», - заявил Дроздов.

Эта статья меня очень огорчила, и захотелось найти еще больше информации об экологии моего города. На сайте «Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации» я обнаружила печальный рейтинг Рязани:

4

Как мы видим, Рязань находится на 66 месте из 94 городов. Город относится к худшим по категории «Использование территорий». Это очень печально, но это действительно так. К примеру, возьмем знаменитый курортный поселок Солотча и близ лежащие вокруг него озера, которые были воспеты Паустовским в его книгах. Отличное место для отдыха – чистый воздух, сосновый бор. В последние годы здесь ведется массовая вырубка реликтовых сосен и строительство жилых домов.

Например, летом 2013 г. вся Рязань была возмущена варварским уничтожением 50 вековых сосен в Солотче на участке с кадастровым № 62:29:0150005:0110. На запрос жителей Солотчи в администрацию Рязани о правомерности строительства на землях городских лесов (что запрещено Лесным кодексом РФ) был получен ответ. Этот участок находится в муниципальной собственности Рязани. В 2007 году он был предоставлен вместе с соснами, на нем растущими, в долгосрочную аренду для строительства индивидуального жилого дома (сейчас там строится уже 3-й дом) жительнице Рязани Верясовой Марии Федоровне, 1929 года рождения. После незаконной вырубки сосен участок передан в субаренду другой гражданке. Информация была опубликована в газете «Рязанские ведомости». Вырубка леса продолжается по настоящее время.

На фото: участок леса в п.Солотча оформленный до вырубки на нём более 50 реликтовых сосен, на арендатора Верясову М.Ф.

Что же вы делаете, взрослые люди? Почему не думаете о будущем?

Также экологическими проблемами области являются сильное загрязнение воздуха, водных объектов и почв, существенные недостатки в обращении с отходами, вырубка, негативное воздействие состояния окружающей среды на здоровье населения. С 2006 года значительно ухудшилось качество воздуха, которым дышат Рязанцы. Тогда показатель загрязнения воздуха составил 17,8 единиц, при том, что индекс свыше 14 единиц считается очень высоким. Сейчас, в основном, благодаря контролю, за валовыми выбросами загрязняющих веществ в воздух, эти показатели удалось снизить до 7-9 единиц. Проблемы с атмосферой в Рязани достаточно значительны. Каждый рязанец может и сам это наблюдать. Стоит только выехать ненадолго за пределы города, и по возвращении обязательно почувствуешь в воздухе тяжелый химический запах. Обычно наши органы чувств привыкают к нему, потому мы его и не замечаем. Все мы помним события 2010 года, когда горели леса и торфяники. В городе просто невозможно было находиться. Тогда, погибли большие площади рязанских лесов, а ведь это легкие Рязанской атмосферы.

Ученые всего мира уже давно бьют тревогу – состояние водных ресурсов на Земле ухудшается с каждым днем. Подобная тенденция прослеживается по всему миру, и, если проблема не будет решена в ближайшее время, неизвестно, к чему это приведет. Как ни печально, но «глобальный водный кризис» не обошел стороной и Рязанскую область, воды которой таят в себе ряд совсем «не сказочных опасностей». Проблемы с водными ресурсами в нашем городе огромны. Рязанская область считается одной из наиболее обеспеченных водными ресурсами в нашей стране. При этом по данным последних заборов воды из питьевых источников Рязанской области, в частности из реки Оки, вода в них не соответствует санитарным правилам и нормам СЭС.

Тем не менее, к нам в пользование поступает вода, подвергшаяся жесткой чистке и фильтрации.

Все это свидетельствует о том, что Ока сейчас переживает не лучшие времена, хотя это далеко не новость. И з внутренних водоемов Рязани наиболее загрязненной является река Трубеж, в которой отмечено превышение норм нефтепродуктов, фенола, меди, марганца, соединений азота. Одна из причин сильного загрязнения Трубежа поступление неочищенных сточных вод Московского округа Рязани. Состав вод Трубежа не лучшим образом сказывается на качестве окской воды, в которой, в результате, также повышается содержание нефтепродуктов, фенолов и токсичных элементов. Более-менее благоприятна ситуация с рязанским озерным массивом, который находится под охраной не только экологических организаций, но и общественных объединений, а также органов культурного и туристического развития города. Исключение составляет разве что Ореховое озеро, где справиться с загрязнением берегов практически невозможно, даже несмотря на регулярные «рейды чистоты» и проходящие на территории озера субботники. Состояние воды в регионе, несмотря на усилия различных органов по защите окружающей среды, ухудшается с каждым днем. Это чревато во многих планах: бытовом, культурном, экономическом и так далее. Как показывает практика, законодательное регулирование проблемы оправдывает себя лишь на малую часть, поэтому перед Рязанской областью стоит первостепенная задача поиска новых средств разрешения сложившегося кризиса. В противном случае, мы рискуем превратиться в маленькую российскую Африку, где дефицит пресной воды станет печальной нормой.

В городе происходит строительство многоэтажных домов на месте парков.

Очень страшная статистика!

Что мы, дети, можем сделать для спасения нашей Родины?

Мы решили провести в школе экологическую акцию под названием «Посади своё дерево»

Главные цели акции:

*восстановление и увеличение количества лиственных деревьев;

* воспитание бережного отношения к лесам района;

*привлечение учащихся школы и родителей к лесопосадкам, как способу улучшения качества экологической обстановки в нашем регионе.

7

Основная часть

Важнейшим природным богатством Рязанской области является залегающий мощным пластом высококачественный торф. Хотя последнее обстоятельство накладывает на регион огромную ответственность: на торфяниках области нередко случаются сильнейшие лесные пожары, последний из которых бушевал в 2010 году . Такие пожары бывают не каждый год, но при наличии северо-западного ветра Рязань может полностью затянуть дымом от торфяников. Чтобы этого больше не произошло, нужно посадить в наших хвойных лесах такие лиственные деревья, как дуб, тополь, каштан, вяз и другие, тем самым сделать его смешанным.

Во-первых, древесина дуба, например, содержит большое количество влаги, что будет способствовать снижению скорости распространения огня и это позволит пожарным быстрее его затушить.

Во-вторых, лиственные деревья хорошо очищают воздух, поглощают вредные вещества.

Каштан.



Одно взрослое дерево каштана очищает от поступающих выхлопных газов пространство объемом до 20 тыс. м3. При этом в отличие от многих других деревьев, каштан разлагает ядовитые вещества почти без ущерба для своего здоровья.

8

Тополь.

Тополь - это спасение для экологически неблагоприятной местности. Среди городских деревьев тополь занимает ведущее место в очищении атмосферного воздуха, являясь своего рода воздушным дворником. По количеству поглощаемого углекислого газа и выделяемого кислорода тополю нет равных. У этого дерева есть и масса других великих достоинств. Тополь хорошо поглощает шум, устойчив к загрязнению воздуха, особенно выхлопными газами от машин и отходами от заводов. Тополиная листва приглушает звуковые волны и увлажняет воздух в 10 раз больше, чем ель. Тополь насыщает воздух озоном, выделяя в атмосферу большое количество фитонцидов и ароматических масел. Гектар тополей вырабатывает кислорода в 40 раз больше, чем гектар хвойных деревьев. Кислорода, который выделяет одно взрослое дерево за сутки, хватит для дыхания 3 человек в течение этого времени. При этом один автомобиль за 2 часа работы сжигает столько кислорода, сколько один тополь синтезирует за 2 года. Кроме того, тополь успешно увлажняет воздух вокруг себя. Особым достоинством тополя является его неприхотливость и жизнестойкость: он выживает вдоль автомагистралей и рядом с дымящими заводами. Липы и березы в этих условиях гибнут. Раздражающую многих проблему тополиного пуха можно решить заменой черного тополя «непушащими» видами – серебристым и белым.


9

Дуб.

Представители дуба широко используются в озеленении населенных пунктов, дворов городских многоэтажек и сельских домов. Рощи, аллеи, одиночные экземпляры дуба украшают парковые зоны. Крупные листья выделяют много фитонцидов, очищающих воздух.

Также хорошо справляются с поглощением вредных веществ из воздуха шиповник, сирень, акация.




10

Подсчитано, что гектар лиственных деревьев задерживает в год до 100 т пыли и взвешенных в воздухе твердых частиц. Хотя хвойные деревья не так успешно улавливают пыль, как лиственные, они вырабатывают фитонциды – биологически активные вещества, подавляющие патогенные микроорганизмы. К тому же хвойные растения очищаютвоздух в течение всего года, а не только в теплое время. Березы тоже вырабатывают фитонциды, однако эти деревья, как и липы, лучше сажать подальше от автодорог и «грязных» производств – они не так жизнестойки, как тополя или каштан. Необходимо 10 деревьев, чтобы нейтрализовать вред от 1 автомобиля.

Мы, ученики 9А класса, изучили физиологические особенности некоторых деревьев и решили собрать семена каштана и дуба для выращивания саженцев. Затем мы провели инструктаж о правильности выращивания их и раздали семена учащимся школы. Весной планируем высадить наши молодые деревья.


Инструктаж по посадке желудя:



    Подготавливаем плоды к посадке. Желуди перед посадкой нужно промыть проточной водой, а лучше с мылом, чтобы очистить их от плесени и бактерий. Это нужно для того, чтобы проросшее молодое дерево не заболело.

    Земля. Дуб любит плодородные лесные почвы, поэтому не сможет расти в песчаных и глиняных. Землю для будущего дерева можно принести из леса или набрать там же, где дуб сбросил эти желуди. Для него также подойдет рассадная земля из магазина. Ее можно перемешать с прошлогодней листвой, это пойдет только на пользу прорастающему желудю.

    Процесс посадки . Желуди можно посадить каждый в отдельный горшок, несколько в одно ведро или сразу в землю на улице. Если попробовать вырастить дуб из желудя в домашних условиях, то будет намного интереснее наблюдать за его прорастанием. При посадке следует учесть, что корневая система дуба развивается очень быстро. Поэтому горшок для желудя должен быть просторным. Вырастить дуб из желудя можно двумя способами: положить желудь в блюдечко, на влажную марлю и ждать его прорастания, а потом пересадить в горшок; сразу посадить будущее дерево в уютное кашпо. Желудь нужно сажать только в горизонтальном положении. Горшок необходимо заполнить землей на 2/3, положить желудь и засыпать землей до верха горшка.

    Уход и полив. Дуб любит воду, поэтому желудь нужно поливать ежедневно, до появления ростка. После необходимо просто следить за влажностью земли. Землю в горшке иногда можно даже и прорыхлить для скорого прорастания.

    Прорастание. На прорастание уходит примерно месяц или два.

    Достаточно долго, но первым делом развивается корневая система, а потом уже появляется росток.

12

    Закалка. Молодое деревце держать в домашних условиях можно два года. Для того, чтобы успешно вырастить дуб из желудя, необходимо его закалять. Это нужно для того, чтобы после пересадки в открытый грунт акклиматизация не затянулась на длительное время. Деревце нужно иногда выносить на открытый воздух, например, на балкон, чтобы оно привыкало к «заквартирному» климату.

    Пересадка в открытый грунт . Благоприятное время для пересадки саженца - весна, когда подросшее деревце еще не распустило листву. Почва для пересадки должна быть плодородной. Подготавливать ямку для посадки не нужно, достаточно проделать в земле отверстие с помощью колышка. После этого в ямку сажают деревце, аккуратно опуская в нее корни. Свободное пространство засыпают землей.

    Пересадка. После пересадки нужно следить за влажностью почвы и поливать деревце по мере ее высыхания. Также нужно очищать почву от сорняков. На первую неделю-две можно создать тень для ствола, но макушку должно освещать солнце. Это состояние является самым благоприятным для роста дуба. Деревце может скинуть листья, но это не значит, что саженец не прижился. Он должен привыкнуть к новомуклимату.

Инструктаж по посадке каштана:

    Проведите процедуру стратификации . Для этого поместите плоды каштана во влажную холодную среду. Например, в контейнере пересыпьте их крупным речным песком и поставьте на нижнюю полку холодильника или в холодный подвал дней на 10;

    Посадка каштана в горшок. Обработанные плоды высаживайте на глубину 2-3 см (не глубже трех диаметров плода). Проросший каштан нужно посадить в горшок с землей (почва должна быть удобренной и влажной) и поставить в прохладное место до наступления весны. Слишком сильное заглубление замедлит прорастание, а слишком высокое приведет к пересыханию посадочного материала. Подойдет погреб или любое неотапливаемое помещение, только чтобы температура воздуха не опускалась ниже, чем +5оС;

    Совет. Высаживать ростки каштанов можно в конце весны. Желательно выбрать не солнечный день, чтобы было не слишком жарко;

    Закалка. Для закаливания саженцев за 2 недели до даты высадки

13

    желательно выносить горшки с молоденькими каштанами на улицу и оставлять на 1-2 часа. С каждым днем время нужно увеличивать, чтобы растения быстрее адаптировались;

    Совет. Перед посадкой ваши молодые каштаны должны находиться на улице сначала целый день, а потом оставьте саженцы на сутки.

    Выбор места. Для посадки молодых саженцев нужно выбрать подходящее место. Это может быть хорошо освещенный участок, освобожденный от построек и высоких растений. Очень важно в период активного роста обеспечить растению много света, поэтому рядом с домом и хозпостройками лучше каштан не высаживать. Необходимо обеспечить съедобному каштану условия роста, максимально приближенные к естественным, поэтому по рекомендациям специалистов, в радиусе 5 км не должно быть высоких насаждений, препятствующих проникновению солнечного света на крону деревьев. Также важно, чтобы взрослые деревья не затеняли молодые саженцы.

    Почва. Почву для посадки каштанов лучше выбирать плодородную, идеальный вариант – плотный чернозем. Если земля будет песчаная или глинистая, то корни могут преть и закисать в воде.

    Пересадка в открытый грунт. Для посадки необходимо выкопать квадратную яму, шириной 50- 60 см. Теперь приготовьте плодородную смесь, смешав перегной с субстратом и добавив доломитовую муку. Проверьте кислотность почвы, она должна быть от 5.0 до 6.0, не выше. Если почва кислая, добавьте в нее известь. Если вы видите, что почва плохо пропускает влагу, необходимо обеспечить дренаж, добавив в подготовленную яму слой песка (не более 15 см).

    Питательная смесь. Перемешиваем питательную смесь и заглубляем в яму саженец. Придерживаем молодое деревцо рукой и аккуратно накрываем слоем земли. Можно уплотнить землю вокруг каштана руками, а потом полить водой. Установите подпорку, чтобы деревцо быстрее укоренилось, поскольку корневая система еще не достаточно хорошо развита, при сильных ветрах дерево может упасть и погибнуть.

    Выращивание. После посадки весной, на протяжении теплого времени года подкармливать растение не нужно, вносить удобрения лучше всего с наступлением осени. Это может быть нитроаммофоск (на ведро воды 15 г). А еще через год, весной рекомендуем обогатить почву такой смесью: возьмите ведро воды, добавьте 15 г мочевины и 1 кг коровяка. Перемешайте все компоненты, чтобы у вас получился жидкий раствор. Внесите в почву под молодое деревце.

    Ухаживание. После посадки и пока каштан не окрепнет, необходимо обеспечивать растению постоянный полив, но только в засушливое время. Если осадков выпадает достаточно, то чрезмерное переувлажнение почвы может губительно сказаться на росте съедобного каштана.

14

    Чтобы насытить почву кислородом, старайтесь рыхлить землю, а область приствольного круга присыпать слоем торфа или древесными щепками, слоем до 10 см. Каждую весну необходимо срезать поврежденные и сухие ветки.


15

Заключение

Лес – один из основных типов растительного покрова земли, источник самого древнего на земле материала – древесины, источник получения полезных растительных продуктов, среда обитания животных. Мы должны его беречь, потому что без леса и растений на Земле не будет жизни, так как в первую очередь лес является источником необходимого нам кислорода. Но почему-то, об этом мало кто вспоминает, рубя лес на продажу и пытаясь нажиться на этом. Человечеству необходимо осознать, что вырубка леса - это ухудшение состояния окружающей среды. Оно является большой угрозой для нашего будущего. Можно лишь предложить всем беречь лес и окружающую его природу:

    не засорять леса бытовым и промышленным мусором, стихийными свалками;

    перестать многочисленные строительства в лесных зонах дач, коттеджей, дорог, в том числе стихийные и неконтролируемые;

    не повреждать и губить леса в результате промышленного загрязнения;

    бесконтрольно самовольно не рубить деревья на хозяйственные нужды;

    охранять от лесных пожаров;

    более интенсивно работать по восстановлению лесов после вырубок;

    стараться приостанавливать естественную гибель старых лесов и др.

    расширять площади зеленых насаждений в городах.

История человечества знала немало печальных примеров, когда неразумная вырубка лесов, варварское использование природных ресурсов превращало некогда живой уголок в безжизненную пустыню, в которой нет места и устроившему это бедствие человеку.

Приведенные выше данные показывают, что состояние окружающей среды в Рязанской области - неблагополучное, и заметно отражается в состоянии здоровья населения. Я призываю всех рязанцев проявить сознательность и активность в борьбе за экологию нашей Родины, и посадить хотя бы по одному лиственному дереву.

Собственные фотоматериалы.

17

Приложение№4

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ "НАШЕ ДЕРЕВО "

Исследовательская деятельность в природных условиях.

2012год

Паспорт проекта

1. Тема: «Наше дерево»

2. Тип проекта: проектно - исследовательский

3. Характер проекта: творческо-исследовательский

4. По характеру контактов: дети, воспитатель, родители ДОУ

5. По количеству участников: групповой

6. По продолжительности: долгосрочный

7. Предмет исследования: деревья Вологодской области .

Актуальность:

Экологическое образование дошкольников – это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных моральных качеств.

Напряженная экологическая обстановка на всем земном шаре требует, чтобы образование на всех уровнях формировало у обучающихся представления об окружающем мире как о среде, которая, предоставляя разнообразным живым существам разнообразные условия для плодотворной активности, является при этом средой с очевидными пределами ресурсов и возможностей.

В настоящее время требования экологической образованности и культуры становятся неотъемлемыми качествами общей культуры личности. Всё больше внимания уделяется экологическому образованию, формированию экологического сознания, экологической культуры.

Интерес к экологической проблематике не случаен. Он обусловлен тревожащим человечество экологическим кризисом и его последствиями, а также поиском новых путей выхода из него. Однако технократическое мышление настолько сильно, что экологический кризис представляется как нечто внешнее по отношению к человеку, а не как то, что заключено в нём самом. Поэтому формирование экологического сознания, экологической культуры и мировоззрения личности в целом должно стать первостепенной задачей экологического образования и воспитания.

В «Концепции дошкольного воспитания» указывается о том, что в дошкольном возрасте закладывается позитивное отношение к природе, к себе и окружающим людям. В реализации данной задачи педагоги должны ориентироваться на воспитательный потенциал окружающей среды. Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой, и педагогически грамотно организованной деятельности. Важно, чтобы в процессе экологического воспитания приобретение знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало формированию основ экологической культуры, поведения, позволяющего без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению. Экологическое сознание ребёнка постепенно поднимается на более высокий уровень, если создаётся интерес, установка на восприятие природы, занятия затрагивают чувства ребёнка, вызывают сопереживания.

Важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение, мнение, а также понять и принять позицию другого.

Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний.

Дети, которые ощущают природу: дыхание растений, ароматы цветов, шелест трав, пения птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. Наоборот, у них появляется потребность помогать жить этим творением, любить их, общаться с ними. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник.

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. Поэтому проектно-исследовательская деятельность заняла свое место в системе работы в детском саду, ведь каждый ребенок - маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет развитие ребенка, реализуются первые творческие проявления.

Проблема:

1.Деревья окружают нас постоянно. Однако дети, как правило, почти не обращают на них внимания. Гораздо больший интерес они проявляют к животным и цветущим растениям. Кроме того, дети часто воспринимают растения, в том числе и деревья, как неживые объекты. Поскольку у них нет способов передвижения, аналогичным тем, которые есть у животных

2.Дерево - прекрасный объект для наблюдений. Так деревья имеют ярко выраженные сезонные изменения. На их примере могут быть рассмотрены взаимосвязи растений с окружающей средой и другими живыми организмами.

3.Деревья играют важную роль в нашей жизни. Состояние этих растений, их внешний облик отражают экологическую обстановку, в которой они обитают.

4.Деревья – это крупные объекты. С ними ребенку проще общаться «на равных», легче представить его другом.

Цели проекта:

Выяснить представления детей о деревьях;

Заинтересовать проблемой;

Провести наблюдение за изменениями жизни деревьев в разные сезоны года;

Поддерживать естественный интерес ребенка к природе;

Сформировать исследовательские способности в процессе изучения;

Задачи:

Обучающие:

Формировать у детей представление о деревьях;

Формировать обобщенные способы умственной деятельности и средства построения собственной познавательной деятельности.

Развивающие:

Развивать умственные операции сравнения и обобщения;

Развивать познавательный интерес ко всему живому, желание получать новые знания из книг; любознательность, наблюдательность фантазию;

Приобретать детьми опыт исследовательской деятельности, формировать умения реализовывать интересы;

Развивать способность к прогнозированию будущих изменений;

Развивать мотивацию на здоровый образ жизни.

Воспитательные:

Воспитывать эмоциональное отношение к деревьям, общение с ними на равных;

Воспитывать любовь к природе, желание оберегать ее, охранять.

Ожидаемые результаты:

Продолжается развитие личности неравнодушной, с эмоционально-ценностным эстетическим отношением к миру, в котором сочетаются качества нравственности, эстетического вкуса, коммуникативных навыков, эмпатии, образного мышления, творческих способностей.

Формируется осознанно - правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;

Развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;

У детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности ;

Приходит понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно - эстетическом и практическом значении для человека.

План действий:

1.Постановка цели;

2.Поиск формы реализации проекта;

3.Разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;

4.Организация развивающей, познавательной, предметной среды;

5.Определение направлений поисковой практической деятельности;

6.Организация совместной творческой поисковой практической деятельности с педагогами, родителями и детьми;

7.Работа над частями проекта, его коррекция;

8.Коллективная реализация проекта, его демонстрация.

Этапы проекта:

1. Подготовительный:

Цель: формирование экологической грамотности ребенка.

Задачи:

1) Развитие ребенка как личности (мышление, эмоциональные, эстетическое, сенсорное развитие).

2) Охрана и укрепление здоровья детей.

3) Воспитание любви к родному краю.

Методы исследования: наблюдения во время экскурсий, исследования на прогулках, рисование и лепка, игра, беседа, сочинение рассказов и сказок, знакомство с литературными произведениями.

Задачи, стоящие перед педагогом и детьми.

1. Выбрать дерево, которое нравится больше всего. Узнать, как оно называется.

2. Подумать, на что (или на кого) похоже дерево, и придумать подходящее для него имя.

3. Выяснить, растут ли такие деревья в ваших лесах или это «пришелец» из других мест? Если да, то где его родина?

4. Задание детям: познакомиться со своим деревом - подойти к нему, сказать свое имя, сказать, как его зовут, обнять, погладить кору, послушать, что оно прошелестит в ответ.

2. Исследовательский:

Поиск ответов на поставленные вопросы. Работа с детьми: беседа о деревьях.

Цель: заинтересовать проблемой, выяснить представления детей об этих растениях, их отношением к ним.

1. Чем деревья отличаются от других растений?

2. Какие деревья вы знаете?

3. Деревья - живые или нет? Почему вы так считаете?

4. Много ли деревьев растет около нашего детского сада? Как они называются?

5. Как вы думаете, кто сажает деревья? Для чего?

6. Кто из вас видел деревья в лесу? А кто их там сажает?

7. Как вы думаете, где деревьям лучше живется - в лесу или в городе? Почему?

8. Достаточно ли внимания люди уделяют деревьям? А вы лично? Помогали ли вам когда-нибудь деревья? А вы им? Приведите примеры.

9. Давайте представим, что деревья вдруг исчезли. Что произойдет на всей Земле? В нашем селе? Возле детского сада? У вашего дома? Изменится ли что-нибудь в нашей жизни? А почему деревья могут исчезнуть?

3. Заключительный:

Обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов.

1. Создание детьми и родителями газеты «Наше дерево».

2. Изобразить свое дерево.

3. Посадка деревьев.

4. Занятие «Наше Дерево»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2 г. Никольское»
Экологический проект
«Сохраним дерево»
При поддержке фирмы
по переработке вторичного сырья
«КОРОНА» (Санкт-Петербург)
Проект выполнили:
Шувалов Андрей, Кемпи Ольга,
учащиеся 9а класса
Руководитель:
Горбунова Наталья Владимировна,
заместитель директора по ВР
г. Никольское- 2016 г
http://linda6035.ucoz.ru/

«Сохраним дерево»

Как появляется бумага?
Главным сырьём для получения бумаги является целлюлоза,
которую получают из древесины. Обычно используются хвойные
породы деревьев, выращиваемые на плантациях.
Целлюлозно-бумажная отрасль отличается:
-высокой материалоёмкостью:
для получения 1 т целлюлозы необходимо в среднем 5-6 куб.м. древесины;
- большой водоемкостью: на 1 т целлюлозы расходуется в среднем 350
куб.м. воды;
- значительной энергоёмкостью: 1 т продукции требует в среднем 2000
кВт/ч.
.
http://linda6035.ucoz.ru/

«Сохраним дерево»

Еще одним источником является
переработка отходов. Сдача
макулатуры дает 61% всей производимой
в стране бумаги.
Бумага, произведенная из вторичного
сырья, имеет несколько преимуществ
перед изготовленной из древесины:
-она значительно дешевле,
-ее переработка уменьшает количество
отходов, позволяет сэкономить воду и
электроэнергию.
-в процессе ее производства не
используется никаких химикатов, а что
самое главное, прием макулатуры
сокращает интенсивность вырубки лесов.
http://linda6035.ucoz.ru/
Информационная справка.
1 миллиард "цивилизованых" людей
планеты потребляют 3 миллиарада
больших деревьев в год.
Остальная часть человечества
потребляет около 5 кг бумаги в год...
Более 4 миллиардов деревьев в год
вырубается для производства бумаги,
большая часть которой затем
выбрасывается в мусор или сжигается.

«Сохраним дерево»

Цель проекта: в соревновательной форме привлечь учащихся к
возрождению традиции сбора макулатуры, формирование активной
гражданской позиции школьников и жителей г. Никольское
в защиту и сохранение лесов.
Задачи проекта:
-организация практических акций по сбору
макулатуры.
- развитие у учащихся потребности практического участия в
решении экологических проблем;
- осознание участниками проекта экологического и экономического
значения сбора макулатуры;
- расширение представлений участников проекта о возможности
вторичного использования бумаги.
http://linda6035.ucoz.ru/

«Сохраним дерево»

Экологический проект по сбору макулатуры
«Сохраним дерево» стартовал в сентябре
2013 года. А начало ему было положено в
связи с другим проектом «Создадим из хаоса
красоту», целью которого стало создание
Зимнего сада из заброшенного складского
помещения. Тут же встал вопрос: куда девать
старые плакаты, журналы, тетради? Кроме
того, в конце каждого учебного года в
школьных кабинетах накапливается очень
много использованной бумаги. Зная о
потребности общества в бумаге и о затратах на
ее производство, мы поняли, что существует
проблема: природные ресурсы, используемые
для производства бумаги, сокращаются, а
такой ценный ресурс, как макулатура
выбрасывается на свалку. Так возникла идея
сдавать ненужную бумагу на переработку.
http://linda6035.ucoz.ru/

«Сохраним дерево»

Проект уже 4-й год успешно
реализуется в МБОУ «СОШ
№2 г. Никольское». В нем
участвуют все классные
коллективы школы, учителя,
.
родители учащихся, а также
присоединяются жители города
Нас поддержал город Коммунар
Гатчинского района
Ленинградской области.
Именно с их помощью осенью
2013 и 2014 учебных годов был
организован вывоз макулатуры
http://linda6035.ucoz.ru/

«Сохраним дерево»
В 2015-2016 учебном году
нашей школе
предложила участвовать в
акции по сбору
макулатуры санктпетербургская компания
«Корона»
ИНФОРМАЦИОННАЯ
СПРАВКА:
Компания работает на территории СанктПетербурга
с 2011 года и за это время смогла занять
одно из ведущих мест на рынке
переработки вторсырья в России.
Миссией компании является
улучшение экологической обстановки
в нашем регионе, борьба за сохранность
наших лесов, красоту наших пригородов
и охрана окружающей среды в целом.
http://linda6035.ucoz.ru/

«Сохраним дерево»

Так, наша ежегодная акция
«Сохраним дерево»
стала частью
городского проекта
«Чистое
будущее –
в чистом
настоящем».
http://linda6035.ucoz.ru/

«Сохраним дерево»

Что обеспечивают организаторы
компании «Корона»
Транспортное средство в согласованную дату для вывоза
собранной макулатуры
Подарки и грамоты школе и классам по итогам сдачи макулатуры
http://linda6035.ucoz.ru/

«Сохраним дерево»

Что обеспечивают организаторы
компании «Корона»
А также пунктуальность, доброжелательность, отзывчивость
сотрудников компании
Анна Петергеренко,
менеджер компании
http://linda6035.ucoz.ru/
Алексей, водитель,
добрый,
позитивный человек

«Сохраним дерево»

ЭТАПЫ ПРОЕКТА
1 ЭТАП –ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
Чтобы организовать масштабный сбор макулатуры, нужно привлечь к этому
процессу школьников, сотрудников школы, а также родительскую
общественность и жителей города. Для этого нами было сделано следующее:
Объявление об акции в информационной группе «Взгляд»
http://linda6035.ucoz.ru/

«Сохраним дерево»

ЭТАПЫ ПРОЕКТА
1 ЭТАП –ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
Подготовлены агитационные материалы
Информирование членов Школьного
Парламента об акции
26 сентября была проведена еженедельная
радиолинейка с включением данной темы
Даны разъяснения о том, как правильно
подготовить макулатуру к сдаче
Хорошо
Очень плохо
Не желательно

Http://linda6035.ucoz.ru/

«Сохраним дерево»

2 этап – ПРАКТИЧЕСКИЙ
Практическая часть реализации проекта – сбор
макулатуры.
В итоге было собрано 2тонны 209 кг макулатуры.
http://linda6035.ucoz.ru/

«Сохраним дерево»

3 этап – ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Подсчет количества килограммов макулатуры в каждом классе
и всего по школе
Линейка - награждение грамотами активных классных
коллективов и учащихся, собравших большее количество
макулатуры
Объявление результатов акции в радиолинейке
Фиксирование результатов акции в ежемесячной газете «На
Первомайской у реки»
http://linda6035.ucoz.ru/

«Сохраним дерево»

Оценка эффективности проекта
Количество собранной макулатуры по годам
2013-2014
2014-2015
2015-2016
2016-2017

1 т 523 кг
http://linda6035.ucoz.ru/
1 т 340 кг
1 т 604 кг
2 т 209 кг

«Сохраним дерево»

Средства, вырученные от сбора макулатуры
2013-2014
2014-2015
2015-2016
2016-2017
учебный год учебный год учебный год учебный год
за 1 т 523 кг/
1тыс. 523 руб
за1 т 340 кг/
1тыс.340 руб
за1 т 504 кг/
4 тыс. 520 руб.
за 2 т 209 кг
6тыс.627 руб
(1руб. за 1 кг)
(1 руб. за 1 кг)
(3 руб.за 1 кг)
(3 руб.за 1 кг)
http://linda6035.ucoz.ru/

«Сохраним дерево»

На что расходуются вырученные средства?
А это – наша
мечта
Стойка для микрофона
http://linda6035.ucoz.ru/
Грамоты, дипломы,
призы

Рекомендуем почитать

Наверх