Экология ДОУ. Экологическая викторина, средняя группа, «Лес – многоэтажный дом, жильцов чудесных много в нем. “правила поведения в лесу”. Дети рассказывают об этих животных

Красота 20.03.2019
Красота

Тема: "Весна идёт"
Цели:
Закрепление знаний о характерных признаках весны. Знакомство с литературными и фольклорными произведениями о весне (стихами, закличками, загадками). Формирование умения устанавливать простейшие причинно – следственные связи; развитие логического мышления и внимания, развитие разговорной речи; побуждение детей к желанию общаться. Воспитание отзывчивости, любви и уважения к родной природе.
Материал:
игрушка - Лесовичок; конверт с письмом, клубок, фонограмма "Пение птиц", картинки: деревьев (дуб, клён, берёза, рябина, ива, липа), птицы - грач, скворец; диких, домашних животных, экологические знаки
Интеграция образовательных областей:
«Познание» Формирование целостной картины мира, «Познание» ФЭМП, «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура», «Социализация».
Ход ООД:Воспитатель:
Ребята, я сейчас увидела, что к окну прилетела сорока, постучала в окно и так радостно и звонко затрещала. Интересно, что она хотела сообщить? Ой, посмотрите, что это там?
Дети:
Конверт, письмо или открытка.
Воспитатель:
И правда письмо.
Читает.
Собирайтесь скорей
В необычный поход.
Ждут вас тайны лесные,
Вдаль тропинка зовёт.
Дети, вы хотите отправиться в лес? Не за грибами, не за ягодами, а лесными чудесами.
Дети:
Хотим.
Воспитатель:
Тогда отправимся вот по этой тропинке.
В лес по сказочной тропинке
Попадём мы прямиком,
Но пройти её придётся
Нам, ребятушки, с клубком!
Воспитатель сматывает клубок руками и проходит с детьми по «тропинке».
Воспитатель:
Вот мы с вами и в лесу.

Здравствуй, лес!
Дремучий лес!
Полон сказок и чудес!
Посмотрите, кто нас встречает?
Дети:
Лесовичок.

Лесовичок:
Здравствуйте, ребята. Как хорошо, что вы оказались в лесу. Вот и пришла к нам весна, нужно радоваться её приходу, а у меня беда, наш лес заколдовала злая колдунья. Я обращаюсь к вам, чтобы вы мне помогли. И, если вы сможете исправить всё, что натворила колдунья, то лес станет прежним. Спешите.
Воспитатель:
Здравствуй, Лесовичок, ты не расстраивайся, мы тебе поможем. Правда, дети?
Дети:
Обязательно поможем.
Воспитатель:
Что нужно сделать, Лесовичок, как помочь лесу?
Лесовичок:
Слушайте первое задание.
Вы должны ответить на вопрос, какое время года изображено на этих картинках?
Дети рассматривают картинки.
Воспитатель:
Дети, что нарисовано на картинках?

Дети:
Лежит ещё снег, но появились подснежники. Разведчики весны.
Бегут ручейки и дети пускают кораблики.
Прилетели птицы. Они вьют гнёзда.
Ярко светит солнце, снег тает. Видны проталины.
Дети пускают кораблики, воздушных змей, прибивают скворечники.
В огороде высаживают рассаду.
Воспитатель:
Какое время года изображено на картинках?
Дети:
Время года: весна!
Лесовичок:
Молодцы, дети! Правильно! Весна!
Второе задание.
Какая птица открывает весну? Только она встречается не в лесу, а в поле?
Дети:
Грач

Лесовичок:
Слушайте внимательно загадку, постарайтесь отгадать и проверить своё решение.
Всех прилётных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Целый день на пашне вскачь
И зовётся птица…
Дети:
Грач.
Лесовичок:
Какие умненькие ребятки! А как называется домик для скворца?
Дети:
Скворечник.
Лесовичок:
Правильно. Кто строит скворечник – люди или птицы?
Дети:
Скворечники строят люди.
Лесовичок:
Давайте постройте уютные домики для скворцов.
Дети выкладывают скворечники из счётных палочек

Лесовичок:
Спасибо,вам, дети!
Третье задание.
Злая колдунья перепутала домашних и диких животных. Вы должны отобрать картинки домашних и диких животных и ответить на вопрос:
Кто где живёт? У вас есть подсказка: на одной полянке (столе)– игрушка корова, на другой – ёжик.
Дети отбирают картинки. На стол, где стоит ёжик, кладут диких животных, на стол, где стоит корова – домашних.

Воспитатель:
Дети, давайте проверим, нет ли ошибки?
Все правильно выполнили задание?
Лесовичок:
Замечательные дети, молодцы, теперь игра с мячом «Кто, где живёт?»
Дети встают в круг. Воспитатель задаёт вопрос, ребёнок отвечает.
Воспитатель:
Где живёт лиса?
Ребёнок:
В норе.
Воспитатель:
Медведь?
Ребёнок:
В берлоге.
Воспитатель:
Белка?
Ребёнок:
В дупле.
Воспитатель:
Волк?
Ребёнок:
В логове.
Воспитатель:
Свинья?
Ребёнок:
В свинарнике.
Воспитатель:
Лошадь?
Ребёнок:
В конюшне.
Воспитатель:
Корова?
Ребёнок:
В коровнике.
Лесовичок:
Спасибо, вам, большое за ваши правильные ответы.
Воспитатель:
А сейчас физкультурная минутка:
На снегу косые тени.
(Поскоком дети двигаются по кругу. Руки на поясе.)Разгулялся день весенний.
(Идут широкими шагами)
Тени длинными шагами
(Идут с высоко поднимают колено)
По сугробам ходят с нами.
Вдруг глубокие следы
Стали полными воды.
Солнце топит снег и лёд,
(Останавливаются. Поднимают руки вверх. Тянуться.)А сосулька слёзы льёт.
(Выполняют прыжки на носочках. Руки на поясе.)Стужа кончилась. Ура!
(Поскоками двигаются по кругу.)
Нам весну встречать пора.
Лесовичок:
Четвёртое задание:
Посмотрите на эти знаки и расскажите, как нужно себя вести в лесу.
Воспитатель:
Дети, это экологические знаки. Расскажите, что на них нарисовано?

Дети:
Нельзя ловить бабочек.
Нельзя пилить деревья.
Нельзя ловить ёжиков.
Нельзя разорять муравейники.
Нельзя оставлять после себя мусор.
Дети, давайте послушаем Дашу.
Даша:
Если в лес пришёл гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь:
Даже очень громко петь.
Испугаются зверюшки,
Убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай,
Никогда не забывай.
Мусор с травки убирай.
Воспитатель:
Молодец, Даша! Ну, что, Лесовичок, справились мы с заданием?
Лесовичок:
Вы, молодцы, дети!
И последнее задание.
Дети должны помочь деревьям, назвать их и найти листочки к дереву.
Дети выполняют задание.

Воспитатель:
Ребята, мы с вами справились со всеми заданиями. Посмотрите, как в лесу стало светло. Запели песни птицы (включается фонограмма пения птиц). И лес ожил!
Лесовичок:
Спасибо, вам, дети! Я приглашаю вас ко мне в гости летом.
Воспитатель:
Скажем Лесовичку и лесу до свидания. А нам пора в детский сад. Возвращаемся обратно по нашей ниточке.

Воспитатель:
Где мы с вами сегодня были?
Дети:
В лесу.
Воспитатель:
Что делали в лесу?
Дети:
Помогали Лесовичку расколдовать лес.
Когда мы задания все выполнили, что вы услышали?
Дети:
Пение птиц. Лес ожил, всё проснулось, солнышко засияло.
Литература:
Николаева С.Н.
Юный эколог. Система работы в старшей группе детского сада. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010
Чернякова В.Н.
Экологическая работа в ДОУ. М.: ТЦ Сфера, 2008
Анжелика Никитина
Занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром с детьми 5 – 6лет – СПб.: КАРО, 2011

Ирина Нурмагомедова
Конспект занятия по экологическому воспитанию детей в средней группе «Что такое лес?»

Программное содержание :

1. Уточнять и закреплять представления детей о лесе , как сообществе растений и животных.

2. Развивать эмоционально-нравсвенную сферу ребёнка (желание прийти на помощь, умение радоваться результатам решения проблемы).

3. Воспитывать в детях осознанно-правильное отношение к объектам окружающей действительности.

Материалы и оборудование : альбом с изображениями диких животных,

магнитная доска, изображения животных, корзинка с природными материалами, магнитофон, аудиозапись " Голоса птиц,животных,шум ветра".

Ход занятия:

I. Психогимнастика «Дружные ребята»

Собрались все дети в круг

Я твой друг, и ты мой друг

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

(Ребята, я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и мне, чтобы у нас с вами было хорошее настроение).

II. А сейчас присаживайтесь, пожалуйста, поудобнее и посмотрите, какой интересный альбом я принесла для вас. В этом альбоме живёт очень дружная семья, как мы с вами. Но для того, чтобы увидеть её героев, необходимо отгадать загадки про каждого из них.

В этой книге –

Увидите сами! –

Картинки живые :

С хвостами, с усами.

Бегать умеют они и летать,

Ползать и плавать,

Кусать и хватать…

Есть здесь мохнатые,

Есть и пернатые,

Стройные очень и даже горбатые,

Добрые, злые,

Наземные, водные –

Кто же они?

Догадались?. (животные) .

Да, ребята, эта книга о животных. В ней поселились звери, птицы, насекомые. Слушайте внимательно загадки и вы обязательно отгадаете, о ком идёт речь.

Он в лесу без сумки ходит

Яблоки, грибы находит

На спине иголки.

Кто это у елки?

Он любитель грызть морковку,

Ест капусту очень ловко,

Скачет он то тут, то там,

По полям и по лесам

Серый, белый и косой,

Кто, скажите, он такой ?

(Заяц) .

Здесь рыжая красавица

Вышла на тропинку,

Хочет всем понравиться –

Выгибает спинку (лиса) .

Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный? (Волк) .

Кто по ёлкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет?

Кто сушит на зиму грибы (белка) .

У неё глаза большие,

Хищный клюв – всегда крючком.

По ночам она летает,

Спит на дереве лишь днём (сова) .

Ну, а это что за птица?

Не ворона, не синица.

Примостилась на суку

Раздалось вокруг : «Ку-ку!» (Кукушка) .

Молодцы, ребята, вы правильно отгадали загадки о животных и теперь знаете, кто поселился в этой книге. А скажите, пожалуйста, все эти животные постоянно где живут? (в лесу) . Так как они постоянно живут в лесу, как мы их называем? (дикие) . Ребята, подумайте, пожалуйста, что такое лес ? Да, лес – это много деревьев, кустарников, трав, растущих в одном месте. Но не только…В лесу ещё живут звери, птицы, насекомые. Поэтому лес – это огромная дружная семья растений и животных.

Ой, а это что такое ? (из книги выскальзывает письмо) . Письмо от диких животных. Давайте прочитаем, что они нам пишут :

«Здравствуйте, ребята! У нас в лесу случилось несчастье. Из-за того, что кто-то очень неосторожно обращался с огнём, начался пожар. Растения сгорели, и теперь нам негде жить. Помогите нам, пожалуйста».

Лесные жители.

Ребята, как мне жалко диких животных. Как вы думаете, можем ли мы помочь лесным жителям? А как? (Посадить лес, ведь это их дом) .

Дом со всех сторон открыт.

Он резною крышей крыт.

Заходи в зелёный дом –

Чудеса увидишь в нём.

Ребята, такое под силу только настоящим волшебникам, закроем сейчас глаза и скажем волшебные слова : «Повертелись, покружились и в лесу мы очутились» (кружатся) . Открыли глаза. Вот мы с вами и в лесу. Ой, что это за лес? Как грустно… Не слышно шелеста листьев, шороха трав, не слышно песен птиц, стрекотанья насекомых. Я думаю, если мы с вами правильно посадим лес, подует ветерок, лес зашумит листвой и сюда обязательно вернутся и звери, и птицы и насекомые, ведь это их дом.

Психогимнастика «Прогулка в лес» .

Ребята, давайте вспомним, сколько лесных этажей или полочек (как мы их называем) мы знаем.

Есть в лесу три полочки.

Ели – ёлки – ёлочки.

Лежат на елях небеса,

Внизу на ёлочках – роса.

(«Ели» - стоя на носках, руки вверх.

«Ёлки» - полуприсед, руки в стороны.

«Ёлочки» - присесть, руки вынести вперёд.)

Вот мы с вами вспомнили, что в лесу три этажа : деревья, кустарники, травы.

Практическая работа.

Какие деревья растут в лесу? (Берёза, ель, дуб – выставляем на мольберт или фланелеграф) . Одни животные используют эти деревья, как столовую (для них это еда, для других животных дерево – это дом.

Ребята, знаете ли вы, с кем дружит ель? Кто живёт в этом дупле? (Белка) . Правильно, ель для белки – это дом. Давайте поселим здесь белку.

А чем питается белочка? (Орехи, жёлуди, грибы) .

На каком дереве растут жёлуди? (На дубе) .

А орехи на чём растут? (На орешнике) .

Скажите, пожалуйста, орешник – это дерево, кустарник или трава? (Кустарник) . Молодцы, давайте посадим здесь орешник для белочки.

А какие ещё кустарники вы знаете? (Шиповник) .

Ой, ребята, что это за колючий шар под шиповником лежит? (Ёж – выставляем ежа) . Как вы думаете, из чего ёж строит себе гнездо? (Из сухой травы, мелких веточек, листьев) . Ну, конечно, в лесу трава растёт.

Какую траву вы знаете? (Подорожник, крапива – сажаем) . Ребята, в лесу растёт ещё мох, папортник. А цветущие ландыши, ну просто чудо – крошечные белые горошки на зелёной ножке. Попробуйте вдохнуть их аромат.

А кто в траве такой маленький ?

Больше собственного веса

Тащит этот житель леса

Груз родной семье своей

Он зовётся … муравей.

Ребята, слышите, мне кажется, что за орешником прячется кто-то и дрожит? (заяц – выставляем) .

От кого прячется заяц? (От лисы – вот она крадётся. Давайте поселим её подальше от зайчика – там за деревьями).

А от кого ещё прячется заяц? (От волка) . Давайте-ка мы его тоже подальше от зайца поселим.

Ребята, а почему так тихо в лесу? Кого не хватает? (Птиц) .

Каких птиц вы знаете?

Застучал дятел (выставляем на ель, закуковала кукушка (на берёзу) . Кто спит днём в том дупле на дубе? (Сова) .

V. Итог занятия .

Ребята, послушайте, лес ожил. Это значит, мы с вами всё сделали правильно. Вначале мы посадили верхний этаж – деревья, потом, пониже, кустарники и затем ещё ниже – травы. Мы помогли животным вернуться в свой дом и каждый из них нашёл здесь своё место. Вот теперь это настоящий лес. Теперь он будет жить, потому что здесь есть всё: и деревья, и кустарники, и травы, и грибы, и цветы и животные. Это лес.

Лесные правила.

Если в лес пришёл гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй,

Только чур не забывай.

Здесь не нужно всех ловить,

Топать, хлопать, палкой бить.

Ты в лесу – всего лишь гость.

Здесь хозяин – дуб и лось.

Их покой побереги,

Ведь они нам не враги.

VI.Сюрпризный момент. (Связь с другими занятиями .)

(Воспитатель выставляет корзиночку с желудями, шишками, веточками).

Это дары леса. Вот видите, ребята, как щедро он отблагодарил нас. Эти природные материалы мы будем использовать на других занятиях : на занятиях по конструированию мы сделаем зверей и птиц, на занятиях по математике мы пофантазируем.

Публикации по теме:

Дети входят в зал в сопровождении красивой музыки (Энио Мариконе, «Одинокий пастух») Воспитатель: Дети, сегодня на нашем занятии присутствуют.

Конспект комплексного занятия «Что такое хорошо и что такое плохо» Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Музыка», «Познание», «Социализация», «Художественное творчество» (рисование, «Игровая».

Конспект НОД для детей старшей группы «Что такое хорошо, а что такое плохо» Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о диких животных наших лесов. Задачи: Образовательные: 1. Упражнять в образовании сложных.

Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо» Цель занятия: беседуя с детьми о плохих и хороших поступках, совершенствовать их диалогическую речь. Задачи занятия: создать условия для.

Конспект НОД по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Что такое лес?» Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Что такое.

Цели: создать у детей представление об экосистеме (лес ), рассказать о грибах, ягодах, растущих в лесах, мерах предосторожности, которые следует соблюдать при сборе грибов и ягод . Научить отличать дикорастущие ягоды от садовых, сравнивать и описывать грибы, выполнять правила поведения в лесу , воспитывать бережное отношение к природе.

Обогащение словаря: дуб, сосна, подосиновик, опята, мухомор, земляника, черника, малина, клубника, маринованные, грибница.

Оборудование: картинки грибов и ягод , фланелеграф, указка, рисунки на тему «Поведение в лесу».

Ход занятия

Дети сидят в группе, входит старичок-лесовичок и говорит: «Здравствуйте, ребята, вы меня узнали? Я - Лесовичок. Пришел к вам из лесу и хочу услышать, что вы знаете о лесе. Что такое лес? Что там растет? Какие животные там обитают?»

Лесовичок слушает, хвалит детей: «Молодцы, ребята, вы много знаете. Сережа, а в каком лесу был ты? Никита, а каких зверей ты еще видел?

Вы перечислили самых разных обитателей леса. А кто самые главные обитатели леса? Отгадайте-ка загадку:

Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает. (Дерево.)

Отгадали? Правильно, деревья высокие, они служат пищей, укрытием, домом. Деревья бывают разной высоты».

Лесовичок выставляет картинки деревьев, просит назвать их, спрашивает: А что растет в лесу под деревьями? (Мох, ягоды, грибы .)

Вот о грибах я вам и расскажу. Они растут с лета до ранней осени. Для роста им необходимы тепло и влага. Посмотрите, какие есть грибы. Сейчас я загадаю про них загадки, а вы слушайте внимательно, чтоб их отгадать:

Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек.
В шляпках разноцветных,
Издали заметных, собирай,
Не мешкай, - это... (сыроежка).

Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту,
Зовусь я... (подосиновик).

Нет грибов дружней, чем эти,
Знают взрослые и дети.
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу (опята).

Возле леса на опушке,
Украшая темный бор,
Вырос пестрый, как Петрушка,
Ядовитый... (мухомор).

Какие еще ядовитые грибы вы знаете? Можно использовать в пищу ядовитые грибы ? (Нет!)

Люди часто сбивают их ногами, растаптывают, но делать этого нельзя: они служат кормом, а иногда и лекарством для лесных обитателей - зайцев, лосей и украшают лес.

Вы запомнили, что ядовитые грибы нельзя употреблять в пищу? А вот подосиновики, белые, сыроежки и многие другие грибы кушать можно. А вы любите есть грибы ? В каком виде? (Соленые, маринованные, жареные, грибной суп, пироги с грибами.)

А кто знает, как вести себя в лесу при сборе грибов, чтобы эти вкусные дети леса радовали не только вас, но и других людей через несколько лет? А как долго живет гриб ? Не знаете? Тогда слушайте.

Гриб живет 3-4 дня, а грибница долго - иногда больше 10 лет. А что такое грибница? (Показывает иллюстрацию.) Грибница - это корни, как у дерева есть корни, так и у гриба. Грибы нельзя выдергивать с корнем из земли. Нужно срезать их ножом, осторожно выкручивать, не наносить вред грибнице.

Машины, автобусы - враги грибов . Они выбрасывают в воздух выхлопные газы и могут загрязнить грибы .

Как это происходит? Давайте проведем опыт. Возьмем губку и соберем грязную воду из блюдца. Вот так и грибы всасывают загазованный, грязный воздух. И даже съедобные грибы, растущие у дороги, могут быть опасными. Как думаете, можно употреблять в пищу такие грибы?

Лес богат не только грибами, но и ягодами. Ну-ка, посмотрите на эти картинки и отгадайте загадки:

На поляне у дорожки
Красные горошины,
Кто мимо ни пройдет,
Всяк в рот к себе кладет... (земляника).

Черненькая, маленькая, сладенькая,
Ребятам миленькая... (черника).

Какие лесные ягоды вы еще знаете? (Ответы ребят.) Запомните: собирая лесные ягоды , не рвите ветки и кусты, не топчите траву! Почему этого нельзя делать? (Кусты погибнут, и на их месте не будет больше ягод.) Правильно.

А теперь давайте закроем глазки и представим, что мы оказались на лесной поляне, где много ягод . Беда в том, что одни - съедобные, другие - нет. Вот две корзины, в одну надо сложить съедобные ягоды, а в другую - несъедобные.

Карточки с изображением ягод разбросаны по ковру. Дети собирают их. Когда все карточки собраны, Лесовичок продолжает свой разговор с детьми:

Ребята, давайте проверим, а правильно мы собрали ягоды ? Оказывается, что все ягоды собраны правильно: съедобные и несъедобные по отдельности.

Занятие продолжается в групповой комнате. Лесовичок продолжает допытываться:

Как вы думаете, ребята, зачем ходят в лес, кроме того, чтобы собирать ягоды и грибы?.. Я запомнил одно стихотворение, послушайте его:

Если в лес пришел гулять, Свежим воздухом дышать, Бегать, прыгать и играть, Только, чур, не забывать, Что в лесу нельзя шуметь. Даже очень громко петь. Испугаются зверушки, Убегут с лесной опушки. Ветки дуба не ломать - Никогда не забывать. Мусор с травки убирать! Зря цветы не надо рвать! Из рогатки не стрелять!

Ты пришел не убивать! Бабочки пускай летают, Ну кому они мешают, Здесь не нужно их ловить, Топать, хлопать, палкой бить. Ты в лесу всего лишь гость. Здесь хозяин дуб и лось. Их покой побереги - Ведь они нам не враги.

Помните, ребята, что я вам сегодня рассказал. А теперь мне пора в лес , там меня ждут мои зверушки.
До свидания!

Региональный конкурс методических разработок

" Педагогический Олимп. Дошкольное образование "

Конспект НОД

ОО "Познание". Формирование целостной картины мира

"Что такое лес? "

( )

средняя группа

Подготовила и провела:

воспитатель I квалификационной категории

МДОУ комбинированного вида

"детский сад "Золотой ключик"

города Балашова Саратовской области"

2013г.

НОД Познание. Формирование целостной картины мира

" Что такое лес? "

( с использованием инновационной здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного )

Интеграция образовательных областей:

Коммуникация;

Познавательно-исследовательская деятельность;

Художественное творчество.

Задачи.

1. Создать максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, личностного и физического здоровья воспитанников.

2. Внедрять инновационные здоровьесберегающие технологии в образовательный процесс.

3. Систематизировать знания детей о птицах, животных, растениях, леса.

4. Закрепить умения детей составлять описательный рассказ по схеме-моделе.

5. Развивать грамматический строй речи, связную речь.

6. Выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе.

7. Развивать творческие способности детей при изготовлении поделок из природного и бросового материала.

8. Воспитывать уважительное и бережное отношение к природе.

Развивающая среда:

    настенное панно;

    столы с регулируемыми по высоте ножками;

    массажные коврики и дорожки с раздражителями;

    " сенсорно - дидактические подвески" ("сенсорные кресты");

    сенсорно - координаторные тренажи с изображением птиц в четырех углах групповой комнаты;

    офтальмологический тренажер: схема универсальных символов на потолке ("СУС"), при этом цвета соответствуют следующим требованиям: наружный овал – красный, внутренний – зеленый, крест коричнево - золотистый, восьмерка - ярко-голубым цветом;

    картины с изображением леса, нарисованные детьми.

Материалы и оборудование:

    картинки с изображением обитателей леса;

    карточки с индивидуальными заданиями ("Кто где живёт в лесу? ", "Кто чем питается в лесу? ", "Расскажи о детёнышах лесных животных", "С какого дерева лист?","Кто во что одет?");

    схемы-модели для составления описательных рассказов о птицах и животных;

    масло пихты;

    березовые пеньки;

    шкурки различных животных;

    еловые шишки (по количеству детей);

    природный материал;

    пластилин;

    лазерная указка.

Содержание НОД.

В гости к ребятам приходит Лунтик.

Лунтик : Здравствуйте, ребята! Вы узнали меня? Знаете ли вы откуда я к вам прилетел?

Дети : Ты - Лунтик, прилетел к нам с Луны.

Лунтик : Пойдёмте, я вам покажу в каком месте я приземлился.

Дети подходят к нарисованному на стене экологическому панно .

Лунтик : Я приземлился прямо на это дерево (показывает лазерной указкой ). Как оно называется? (Дуб)

Верно. А какие ещё деревья растут в лесу? Назовите их.

(ответы детей)

Лунтик : А что ещё, кроме деревьев, растёт в лесу?

Дети: Кустарники, травы, грибы, цветы.

Лунтик : Назовите их и поместите на панно.

Молодцы!

Лунтик : Ребята, скажите, а кто живёт в лесу?

Дети : Животные, птицы, насекомые.

Назовите их и поместите на панно.

Дети снимают с " сенсорно - дидактических подвесок" ("сенсорных крестов"), которые развешены под потолком в группе, обитателей леса, называют их и помещают на панно

Лунтик : Ребята, а почему вы не поместили в лес вот это животное (показывает на корову)

Дети : Это животное – корова, оно – домашнее, в лесу не живёт.

Лунтик : Ребята, я бы хотел пойти с вами в лес.

Я бы сделал это с большим удовольствием, но я так мало знаю о лесе и его обитателях. Вы мне поможете?

Тогда давайте поиграем в такие игры:

Дидактические игры:

"Кто где живёт в лесу? "

"Кто чем питается в лесу? "

"Расскажи о детёнышах лесных животных"

"С какого дерева лист?"

"Кто во что одет?"

Часть детей выполняет задание стоя, другие сидят за столами.


После выполнения задания дети меняются местами.

Лунтик : Молодцы, ребята! Я много узнал о лесе и его обитателях. Только вот я вижу: сидит на сосне красивая птичка. Кто это?

Дети : Это – дятел.

Лунтик : Расскажите мне о нём. Очень интересно! А поможет вам в этом вот эта схема.

Ребёнок составляет по схеме-модели описательный рассказ про дятла.

Гимнастика для глаз с использованием сенсорно-координаторных тренажей (дети, находясь в свободном стоянии, на массажных ковриках, начинают живо фиксировать взгляд по команде на картинках с изображением птиц).

Лунтик : Я очень люблю отгадывать загадки, а вы? (да)

Предлагаю вам поиграть в игру «Опиши - мы угадаем»

Д/игра: «Опиши – мы угадаем»

Ребёнок описывает то, что сам выбрал на панно.

Дети и Лунтик отгадывают, о ком идёт речь .

Лунтик: Как интересно! Теперь мне, действительно, очень захотелось отправиться с вами в лес, ведь я так много о нём узнал.

Добрый лес! Старый лес!

Полон сказочных чудес!

По тропинке мы пойдём,

Тихо мы в него войдём!

Звучит аудиозапись "Голоса леса"

Дети идут по дорожкам- раздражителям:

Физминутка:

Дети идут мягким пружинистым шагом, слегка прогнув вперёд спину, держа руки перед грудью :

"Мышка, мышка,

Серое пальтишко,

Мышка тихо идёт,

В норку зёрнышко кладёт.

Идут вразвалочку: расставив слегка ноги и чуть согнув колени, держа корпус прямым; руки, согнув в локтях перед грудью, - "мишка держит бочонок":

А за мышкой шёл медведь,

Да как начал он реветь:

"У-у! У-у! Я вразвалочку иду! "

Делают лёгкие прыжки, мягко пружиня ногами, согнутыми в коленях, руки держат перед грудью со свободно опущенными кистями:

А весёлые зайчата,

Длинноухие ребята

Прыг да скок! Прыг да скок!

Через поле за лесок!

Под кусток – и молчок!

Выполняют лёгкий бег друг за другом:

Птички в гнёздышках проснулись,

Улыбнулись, встрепенулись:

"Чик-чирик! Всем привет!

Мы летаем выше всех! "

Дети присаживаются.

Выполняют лёгкий бег друг за другом

Лунтик : А теперь давайте глазками последим за птичкой.

Занятие на тренажёре «СУС» (гимнастика для глаз): стоя на массажных ковриках, с вытянутыми вперед руками, под музыку, дети поочередно обводят указательным пальцем траектории на потолке с одновременным слежением за ним органом зрения, туловищем, руками.

Лунтик : Ребята, ну вот мы с вами и в лесу! Как здесь хорошо пахнет! Скажите, чем пахнет в лесу?

Дети: В лесу пахнет дубом (сосной, цветами, грибами)

Аэрофитотерапия (использование масла пихты)

Пальчиковая гимнастика "Бинокли"

Лунтик: Ребята, посмотрите: что это там виднеется вдалеке? А чтобы лучше рассмотреть возьмите в руки "бинокли"

Дети : Мы видим пеньки.

Лунтик (глядя в "бинокль") : А почему они такие пушистые?

Дети : Звери "развесили" на пеньках свои шубки.

Лунтик : Чьи шубки вы видите на пеньках?

Дети : Заячьи, беличьи, лисьи и т. д.

Лунтик : А почему они сняли свои шубки?

Дети: Звери поменяли свои тёплые, плотные, пушистые, зимние шубки на летние.

Лунтик: А какие летом у них будут шубки?

Дети: Реденькие, лёгкие, в них зверям не будет жарко.

Лунтик: Хорошо! Покажите мне, пожалуйста, как звери это делают.

Исследовательская деятельность: проводят старой шкуркой по коре дерева, на ней остаются волоски.

Лунтик: Спасибо, ребята, я теперь понял, как звери линяют.

Лунтик : Ребята, посмотрите, что я нашёл!

Дети: Это – шишки.

Лунтик : А с какого дерева они упали?

Дети: Это шишки с ели. Они еловые.

Лунтик: Ребята, а как вы думаете: что с ними можно делать?

Дети: Из них можно сделать поделки, их можно посчитать, сравнить по величине, с ними можно поиграть.

Лунтик : Предлагаю поиграть в игру "Скажи наоборот"

Дидактическая игра "Наоборот"

(с использованием Су - Джок терапии : дети катают еловые шишки между ладонями и называют слова - антонимы):

Медведь по величине - … (большой, а мышка - … (маленькая) ;

Черепаха ползёт - … (медленно, а заяц бежит - … (быстро) ;

Лось ест траву, значит он - … (травоядный, а волк ест других животных, значит он - … (хищник)

У ежа шубка - … (колючая, а у лисы - … (пушистая) ;

Медведь идёт вразвалочку, значит он - … (неуклюжий, а лиса бегает быстро, значит она - … (ловкая) ;

У лисы хвост по длине - … (длинный, а у зайца - … (короткий) ;

У дуба ствол - … (толстый, а у берёзки - … (тонкий) ;

Дерево по высоте - … (высокое, а пенёк - … (низкий) ;

Летом в лесу много еды для зверей, значит они - … (сытые, а зимой мало, значит они - … (голодные) ;

Кабан - … (сильный, а мышка - … (слабая) ;

Летом - … (жарко, а зимой - … (холодно) ;

В чаще - … (темно, а на поляне, на опушке леса - … (светло) .

Лунтик : Ребята, мне так понравилось в лесу! Как здесь было интересно! Но мне пора возвращаться на Луну!

Дети: Лунтик, мы хотим подарить тебе на память макет леса . А зверюшек и птичек мы сделаем тебе своими руками.

Дети "возвращаются" в детский сад.

Продуктивная деятельность детей

(конструирование зверей и птиц из природного материала)




Дети дарят свои поделки Лунтику.

Лунтик: Спасибо, ребята, глядя на этот макет, я всегда буду вспоминать наш поход в лес.

Мне очень понравился лес. У нас на луне такого нет. А вы, ребята, любите лес? (да) А за что вы его любите?

Дети:

В лесу чистый воздух, там легко дышится.

В лесу много грибов, ягод, цветов, лекарственных трав.

Летом в лесу прохладно, там приятно отдыхать.

Зимой в лесу можно кататься на лыжах, на санках.

Лес – это дом для животных, птиц, насекомых и т. д.

Лунтик : А знаете ли вы пословицы о лесе?

Пословицы о лесе

Дети:

"Невысок лесок, а от ветра защита"

"Срубил дерево - посади два"

"Зелёное царство – лучшее лекарство"

"Лучше дальний путь в лес, чем ближний – в аптеку"

"Много леса не губи, мало леса – береги, нет леса – посади"

"Растения – земли украшения"

"Рощи да леса – всему свету краса"

"По лесу ходи – под ноги гляди"

"Лес- не школа, а всех учит"

"Лес и вода – брат и сестра"

"Лес – богатство и краса, береги свои леса! "

Лунтик :

Я согласен с вами. Лес – ваше богатство, берегите его.

Спасибо вам, ребята. С вашей помощью я так много узнал о лесе.

Я обязательно буду прилетать к вам. А, если я что-то не буду знать, надеюсь, вы мне поможете. Хорошо?

До свидания, ребята!

Формирование осознанно правильного отношения к природе в современном мире приобретает ещё большую значимость в связи с тем, что зачастую взгляд ребёнка останавливается на ярких обложках журналов, игрушках неопределённого назначения, а не на первом цветке мать-и-мачехи под ногами, набухающих берёзовых почках и весеннем гомоне возвратившихся птиц. Педагог имеет возможность приобщить детей к удивительному миру природы, в основе чего лежит помощь ребёнку в осознании себя как активного её субъекта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ

ЗАНЯТИЯ

ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

В СРЕДНЕЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ ДОУ

Выполнила:

Воспитатель

МБДОУ «Детский сад «Берёзка»

пос. Первомайский

Тамбовской области

Щавелева Ольга Анатольевна

Тема занятия: «Что такое лес?»

Программное содержание:

  1. Уточнять и закреплять представления детей о лесе, как сообществе растений и животных.
  2. Развивать эмоционально-нравсвенную сферу ребёнка (желание прийти на помощь, умение радоваться результатам решения проблемы).
  3. Воспитывать в детях осознанно-правильное отношение к объектам окружающей действительности.

Материалы и оборудование : альбом с изображениями диких животных,

магнитная доска, изображения животных, корзинка с природными материалами, магнитофон, аудиозапись «Голоса птиц».

Ход занятия:

I. Психогимнастика «Дружные ребята»

Собрались все дети в круг

Я твой друг, и ты мой друг

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

(Ребята, я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и мне, чтобы у нас с вами было хорошее настроение).

II. А сейчас присаживайтесь, пожалуйста, поудобнее и посмотрите, какой интересный альбом я принесла для вас. В этом альбоме живёт очень дружная семья, как мы с вами. Но для того, чтобы увидеть её героев, необходимо отгадать загадки про каждого из них.

В этой книге –

Увидите сами! –

Картинки живые:

С хвостами, с усами.

Бегать умеют они и летать,

Ползать и плавать,

Кусать и хватать…

Есть здесь мохнатые,

Есть и пернатые,

Стройные очень и даже горбатые,

Добрые, злые,

Наземные, водные –

Кто же они?

Догадались?...(животные).

Да, ребята, эта книга о животных. В ней поселились звери, птицы, насекомые. Слушайте внимательно загадки и вы обязательно отгадаете, о ком идёт речь.

Лесом катится клубок

У него колючий бок,

Он охотится ночами

За жуками и мышами (ёж ).

Что за зверь такой лесной

Встал, как столбик, под сосной

И стоит среди травы –

Уши больше головы (заяц ).

Здесь рыжая красавица

Вышла на тропинку,

Хочет всем понравиться –

Выгибает спинку (лиса ).

Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный? (Волк ).

Кто по ёлкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет?

Кто сушит на зиму грибы (белка ).

У неё глаза большие,

Хищный клюв – всегда крючком.

По ночам она летает,

Спит на дереве лишь днём (сова ).

Ну, а это что за птица?

Не ворона, не синица.

Примостилась на суку

Раздалось вокруг: «Ку-ку!» (Кукушка ).

Молодцы, ребята, вы правильно отгадали загадки о животных и теперь знаете, кто поселился в этой книге. А скажите, пожалуйста, все эти животные постоянно где живут? (в лесу). Так как они постоянно живут в лесу, как мы их называем? (дикие). Ребята, подумайте, пожалуйста , что такое лес? Да, лес – это много деревьев, кустарников, трав, растущих в одном месте. Но не только…В лесу ещё живут звери, птицы, насекомые. Поэтому лес – это огромная дружная семья растений и животных.

Ой, а это что такое? (из книги выскальзывает письмо). Письмо для ребят-волшебников от диких животных. Давайте прочитаем, что они нам пишут:

« Здравствуйте, ребята! У нас в лесу случилось несчастье. Из-за того, что кто-то очень неосторожно обращался с огнём, начался пожар. Растения сгорели, и теперь нам негде жить. Помогите нам, пожалуйста».

Лесные жители.

Ребята, как мне жалко диких животных. Как вы думаете, можем ли мы помочь лесным жителям? А как? (Посадить лес, ведь это их дом).

Дом со всех сторон открыт.

Он резною крышей крыт.

Заходи в зелёный дом –

Чудеса увидишь в нём.

Ребята, такое под силу только настоящим волшебникам, закроем сейчас глаза и скажем волшебные слова: «Повертелись, покружились и в лесу мы очутились» (кружатся). Открыли глаза. Вот мы с вами и в лесу. Ой, что это за лес? Как грустно… Не слышно шелеста листьев, шороха трав, не слышно песен птиц, стрекотанья насекомых. Я думаю, если мы с вами правильно посадим лес, подует ветерок, лес зашумит листвой и сюда обязательно вернутся и звери, и птицы и насекомые, ведь это их дом.

  1. Психогимнастика «Прогулка в лес».

Ребята, давайте вспомним, сколько лесных этажей или полочек (как мы их называем) мы знаем.

Есть в лесу три полочки.

Ели – ёлки – ёлочки.

Лежат на елях небеса,

Внизу на ёлочках – роса.

(«Ели» - стоя на носках, руки вверх.

«Ёлки» - полуприсед, руки в стороны.

«Ёлочки» - присесть, руки вынести вперёд.)

Вот мы с вами вспомнили, что в лесу три этажа: деревья, кустарники, травы.

  1. Практическая работа.

Какие деревья растут в лесу? (Берёза, ель, дуб – выставляем на мольберт или фланелеграф). Одни животные используют эти деревья, как столовую (для них это еда), для других животных дерево – это дом.

Ребята, знаете ли вы, с кем дружит ель? Кто живёт в этом дупле? (Белка). Правильно, ель для белки – это дом. Давайте поселим здесь белку.

А чем питается белочка? (Орехи, жёлуди, грибы).

На каком дереве растут жёлуди? (На дубе).

А орехи на чём растут? (На орешнике).

Скажите, пожалуйста, орешник – это дерево, кустарник или трава? (Кустарник). Молодцы, давайте посадим здесь орешник для белочки.

А какие ещё кустарники вы знаете? (Шиповник).

Ой, ребята, что это за колючий шар под шиповником лежит? (Ёж – выставляем ежа). Как вы думаете, из чего ёж строит себе гнездо? (Из сухой травы, мелких веточек, листьев). Ну, конечно, в лесу трава растёт.

Какую траву вы знаете? (Подорожник, крапива – сажаем). Ребята, в лесу растёт ещё мох, папортник. А цветущие ландыши, ну просто чудо – крошечные белые горошки на зелёной ножке. Попробуйте вдохнуть их аромат.

А кто в траве такой маленький?

Больше собственного веса

Тащит этот житель леса

Груз родной семье своей

Он зовётся … муравей.

Ребята, слышите, мне кажется, что за орешником прячется кто-то и дрожит? (заяц – выставляем).

От кого прячется заяц? (От лисы – вот она крадётся. Давайте поселим её подальше от зайчика – там за деревьями).

А от кого ещё прячется заяц? (От волка). Давайте-ка мы его тоже подальше от зайца поселим.

Ребята, а почему так тихо в лесу? Кого не хватает? (Птиц).

Каких птиц вы знаете?

Застучал дятел (выставляем на ель), закуковала кукушка (на берёзу). Кто спит днём в том дупле на дубе? (Сова).

V. Итог занятия.

Ребята, послушайте, лес ожил. Это значит, мы с вами всё сделали правильно. Вначале мы посадили верхний этаж – деревья, потом, пониже, кустарники и затем ещё ниже – травы. Мы помогли животным вернуться в свой дом и каждый из них нашёл здесь своё место. Вот теперь это настоящий лес. Теперь он будет жить, потому что здесь есть всё: и деревья, и кустарники, и травы, и грибы, и цветы и животные. Это лес.

Лесные правила .

Если в лес пришёл гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй,

Только чур не забывай.

Здесь не нужно всех ловить,

Топать, хлопать, палкой бить.

Ты в лесу – всего лишь гость.

Здесь хозяин – дуб и лось.

Их покой побереги,

Ведь они нам не враги.

VI.Сюрпризный момент. (Связь с другими занятиями .)

(Воспитатель выставляет корзиночку с желудями, шишками, веточками).

Это дары леса. Вот видите, ребята, как щедро он отблагодарил нас. Эти природные материалы мы будем использовать на других занятиях: на занятиях по конструированию мы сделаем зверей и птиц, на занятиях по математике мы пофантазируем, превратим их в маленьких лягушат, про которых составим и решим задачи.




Рекомендуем почитать

Наверх