Открытое занятие Тема: «Такие разные грибы. Грибы. Конспекты занятий, НОД

Разное 17.02.2019
Разное

Тема недели «Осень в лесу. Грибы».

Тема НОД: «Сбор грибов».

Интеграция областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение

художественной литературы», «Безопасность».

Материалы и оборудование: муляжи, предметные картинки с

изображением грибов, загадки.

Программное содержание:

Закрепить представления детей о грибах. «Познание».

Упражнять детей в умении устанавливать простейшие причинно-следственные связи. «Познание».

Активизировать словарь по теме. «Коммуникация».

Составить правила сбора грибов. «Коммуникация».

Научить различать съедобные и несъедобные грибы. «Безопасность».

Продолжать учить детей отгадывать загадки. «Чтение

художественной литературы».

Организационный момент.

Отгадайте загадку:

Кто сидит на крепкой ножке

В бурых листьях у дорожки?

Встала шапка из травы –

Нет под шапкой головы. (Гриб).

Мы сегодня будем поговорить о грибах. Их на свете очень много. 100 тысяч видов. Какие грибы вы знаете?

Беседа о грибах.

Многие думают, что гриб растёт сам по себе. Это не так. Под землёй есть грибница, а от неё тянутся длинные тонкие нити к грибу. Значит, грибы поодиночке не растут. Вы знали об этом раньше? Так почему же грибы поодиночке не растут?

Белый гриб, его ещё называют боровиком, растёт на вырубках, в хвойных лесах, близ дорог; в глухомани его не встретишь. Шляпка у него мясистая, упругая, светло-серая, желтоватая или бурая. Низ шляпки как губка - губчатый, у молодого гриба - белого цвета, у зрелого - желтоватого с чуть зеленоватым оттенком. А сам гриб действительно, на изломе, белый.

Давайте вместе составим рассказ о белом грибе по плану: как выглядит, где растёт, каков на вкус. (Дети по наводящим вопросам описывают белый гриб.)

Но растут в наших лесах и несъедобные, ядовитые грибы; бледная поганка и мухомор. Самый опасный из ядовитых грибов - бледная поганка. Шляпка у нее в центре как шар, по краям плоская, шелковистая, бледно-зелёного или серо-зелёного цвета. Ножка белая, длинная тонкая с кольцом наверху и оторочкой у основания. Растёт она летом и осенью обычно в лиственных лесах, реже в хвойных. Ну а мухомор вы ни с чем не спутаете; шляпка у него... (ярко-красная с белыми крапинками), на ножке кольцо, как будто мини-юбочка. Мухомор - гриб не такой про­стой. Людям есть его нельзя, а вот многим лесным жителям без него не обойтись: их вкусы не совпадают с нашими. Мухоморами не брезгуют, например, сороки и белки. А лоси проглатывают их целиком, иногда по несколько штук за один раз. Зачем? Мухоморы для лосей - лекарство.

Что общего между мухомором и бледной поганкой?

Что ты сделаешь, увидев в лесу мухомор: пройдёшь мимо или собьёшь его ногой?

А знаете вы, что век у гриба недолог, несколько дней и всё. А вот грибница - живые подземные нити, чьи узелки превращаются в грибы, - живёт до 100 лет. А теперь решите логиче­скую задачу: почему говорят, что маленький и старый гриб грех срывать? (Маленький должен вырасти, а старый всё равно в пищу не годится - пусть им лесные жители побалуются.)

Загадывание загадок.

Землю пробуравил,

Корешок оставил,

Сам на свет явился,

Шапочкой прикрылся. (Гриб)

Он в лесу стоял,

Никто его не брал,

В красной шапке модной,

Никуда не годный. (Мухомор)

Глубоко был спрятан он.

Раз-два-три - и вышел вон,

И стоит он на виду.

Белый, я тебя найду! (Боровик)

Ходят в рыженьких беретах,

Осень в лес приносят летом.

Очень дружные сестрички,

Золотистые... (Лисички).

Не спорю - не белый, Нет грибов дружнее, чем эти -

Я, братцы, попроще. Знают взрослые и дети, -

Расту я обычно На пеньках растут в лесу,

В березовой роще. Как веснушки на носу.

(Подберезовик) Эти дружные ребята

Называются... (Опята)

Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых.

Меня увидишь за версту –

Зовусь я... (Подосиновик)

О чем были загадки?

Подвижная игра «За грибами».

Все зверушки на опушке (дети идут в хороводе).

Ищут грузди и волнушки.

Белочки скакали (скачут вприсядку, изображая белочек),

Рыжики искали.

Лисичка бежала (бегут),

Лисички собирала.

Скакали зайчатки (скачут стоя),

Искали опятки.

Медведь проходил (идут, изображая медведя),

Мухомор раздавил.

Словесная игра.

Скажите со словом «грибной»: дождь (грибной дождь), начинка, пирог, место, суп, запахи, ножка, шляпка, корни,

Что такое грибной дождь?

Какие места называют грибными?

Как называются корни грибов?

Кто наносит вред грибам?

Музыкальная игра «Медведь».

Один из ребят изображает медведя и ложится на землю. Остальные играющие ходят во­круг него, делают вид, что рвут ягоды и грибы, и поют:

У медведя во бору

Грибы, ягоды я рву,

А медведь не спит,

Все на нас глядит!

Лукошко опрокинулось,

Медведь за нами кинулся!

По окончании песни «медведь» вскакивает и догоняет разбегающихся ребят. Кого он первым поймает, тот становится новым «медведем», игра повторяется.

Составление правил сбора грибов.

А теперь давайте вместе сформулируем правила сбора грибов. Собирать можно только те грибы, которые ты знаешь наверняка, и только со взрослыми. Чтобы не повредить грибницу, грибы надо аккуратно срезать ножом. Ядовитые грибы лучше обходить стороной: людям они опасны, а животным могут пригодиться. И ещё: деревья и грибы между собой дружат. Тонкие, белые, похожие на паутину, нити грибницы тянутся к корням деревьев, срастаются с ними и по­сылают дереву воду с растворёнными в ней минеральными солями.

Для настоящего грибника поход за грибами - радостная встреча с лесом, приобщение к его красоте, его тайнам. Каждый гриб он осторожно срежет, да ещё и полюбуется им, а потом только положит в корзину. Незнакомые и несъедобные грибы не тронет. Сухую листву и мох не пере­вернёт, не разбросает. Настоящему грибнику лес радуется как другу и грибов для него не пожа­леет. Отправляясь за грибами, не будем об этом забывать.

Дидактическая игра «Какой гриб».

Дети подбирают слова определения к слову «гриб».

Подведение итогов.

О чем мы сегодня говорили?

Что вы узнали о грибах?

Назовите грибы с коричневыми шляпками, с красными, с оранжевы­ми и желтыми.

Яркие картинки с грибами, рассказ про каждый гриб и раскраски с грибами. Изучая удивительный мир окружающей природы, не забудьте поподробнее рассказать детям о грибах –

уникальных обитателях природного мира, занимающих срединное положение между царством животных и растений.

Урок на тему «Грибы» — думаем, рассуждаем, узнаем

Если спросить малышей, к какой группе относятся грибы, они, без сомнения, ответят – к растениям.

В качестве доказательств могут быть приведены следующие доводы:

  • неподвижный образ жизни;
  • пассивное питание (растворенными в воде веществами).

Тут-то и можно преподнести им сюрприз, рассказав о том, что клетка гриба по своему строению больше напоминает клетку животного – к примеру, жука или скорпиона, так как покрыта хитиновой (панцирной) оболочкой. Кроме того, грибы не могут под действием солнечных лучей вырабатывать собственные питательные вещества, как это делают растения, а значит, это тоже служит отличительным признаком.

Спросите деток: где чаще всего в лесу можно встретить гриб? Конечно же, под деревом. Не даром многие грибы получили свои названия от названий своих лучших друзей — деревьев, под которыми они растут (под-осиновик, под-березовик). А чем объясняется такое соседство? Как раз тем, что грибы не могут обеспечить себя всеми нужными веществами, как это делают растения. Поэтому многие из них стараются дружить с деревьями, чтобы через их корни получать те продукты, которых им не хватает.

Размышляем, на какие большие группы делятся все грибы? Конечно же, на грибы съедобные и грибы не съедобные.

Пусть детки вспомнят самых известных представителей каждой группы, а вы помогайте им, заранее вооружившись карточками-фотографиями с изображением грибов.

Для лучшего усвоения и большей наглядности, на доске или столе закрепите карточки с названием группы: «Съедобные грибы» и «Не съедобные грибы». Каждую картинку после обсуждения отправляйте в соответствующую группу. При этом грибы-двойники лучше изучать параллельно, это научит малышей быть осторожными в процессе их сбора.

В изучении съедобных грибов вам поможет видео-презентация «Съедобные грибы»:

Карточки с изображениями грибов

Как правило, ребятишки знают следующие виды:

Шампиньон. Этот гриб специально выращивается в теплицах, так как он, в отличие от многих своих собратьев, не нуждается в соседстве с деревьями. Какие два отличительных признака шампиньона нужно запомнить? Первый – розовый или темно-коричневый цвет пластинок под шляпкой. Второй – красноватый или желтый оттенок мякоти гриба. И, конечно же, нужно помнить об уникальном аромате этого гриба, который невозможно ни с чем перепутать, если хотя бы раз вдохнуть.

Сразу же вспоминаем, как называется двойник этого благородного гриба? Конечно же, бледная поганка. Рассматриваем ее изображение, ищем отличительные черты. Самые наблюдательные смогут отметить:

  • белый цвет пластинок под шапкой;
  • наличие специфического мешочка у основания ножки гриба.

Дополняем, что мякоть бледной поганки на срезе всегда остается бледной, за что этот гриб и получил свое название.

Сыроежка. Этот гриб отличается яркостью и разнообразием окрасок своей шапки. От поганок он отличается толстой ножкой, мясистой шляпкой и хрупкой мякотью. А своим названием он обязан тому факту, что не требует длительной варки, так как не содержит вредных веществ.

Подберезовик. Один из ярких представителей союза грибов с деревьями. Отличается необычным (крапчатым) цветом своей ножки и трубчатым строением шапки.

Подосиновик. Из его названия видно, что этот гриб особенно дружен с осиной. И его шапочка ярко-красного цвета – такая же, как листья осины осенью.

Рыжик отличается от остальных грибов не только своим цветом, но и тем, что его срез со временем приобретает синий оттенок.

Опята. Дружные грибы, которые растут на пеньках срубленных или погибших деревьев. Одни из самых поздних грибов, появляются лишь в начале осени.

Маслята. Необычные грибы, растущие в хвойных лесах. Их шапочка покрыта слоем маслянистой жидкости, за что они и получили свое название.

Груздь. Всеобщий любимец, царь соленых грибов. Отличается необычной формой и короткой ножкой. Встречается в двух видах – мокрый (его поверхность покрыта бахромой и слегка влажная) и сухой – с гладкой шляпкой.

Белый гриб, боровик. Благородный представитель своего вида. Обладатель очень толстой, мясистой светлой ножки и шляпки с трубчатым строением низа.

Лисички. Необычные рыжие грибы, у которых ножка плавно переходит в шляпку с волнистым краем.

Говоря о лисичках, сразу же нужно вспомнить их опасного двойникаложных лисичек, и обратить внимание на их отличия от настоящих: неприятный запах, яркую окраску (с красноватым оттенком), ровные края шляпки.

Тут же вспоминаем о самом известном не съедобном грибе – . Рассуждаем, откуда могло произойти это название. Ребятишкам запоминается тот факт, что мухомор очень опасен для различных насекомых, и наши предки раскладывали его грибы на окнах, чтобы в дом не залетали мухи.

Каждый малыш знает, как выглядит этот гриб, настолько уникальна его окраска. Детям будет также интересно узнать, что шляпка мухомора может быть не только красной, но и коричневой или желтой.

И, наконец, вспомним еще одного необычного представителя грибного царства – трюфель. Этот деликатесный гриб растет в лиственных лесах, причем под слоем земли. Поэтому для его добычи используют различные способы. Особенно хорошо находят трюфели свиньи и специально обученные собаки.

Для большей наглядности используем плакат с изображением всех распространенных съедобных и не съедобных грибов, среди которых находим знакомые, а также изучаем ранее не встречавшиеся грибы.

Через плакат, на котором изображения грибов прорисованы, плавно переходим к следующей, закрепляющей части занятия – картинкам с грибами. На некоторых из них отображены основные особенности каждого гриба, благодаря чему он становится узнаваемым. На других мы видим общие контуры грибов. Можно предложить малышам загадки или стишки о грибах, которые подходят к картинкам.

Картинка для детей гриб (стихи о грибах, загадки о грибах) используются с целью закрепления знания названий основных частей гриба; при помощи них мы пытаемся вспомнить, как и какими частями, а также характерным местом своего обитания отличаются друг от друга те грибы, которые сегодня изучали.

Загадки про грибы

Например, можно предложить такие стишки и загадки:

Шапочка моя –

Там, где хвоя.

На солнце блестит,

В руках скользит. (масленок)

С толстой ножкой, невелик,

В мох укрылся…(боровик).

Если заберусь в корзину –

Будет вам запас на зиму.

Очень я хорош на вкус!

Догадались? Это … (груздь).

Водят дружный хоровод

Рыжие сестрички.

Каждый сразу тут поймет:

Перед ним … (лисички).

На пеньке сидит отважно

Кучка храбрецов-ребят.

Их легко узнает каждый:

Кто ж не знает про ….(опят)?

Всех оттенков и цветов

Шапочки у тех грибов.

Собирайте их без спешки,

Очень хрупки …(сыроежки).

Посмотрите на видео загадки про грибы:

Как завершение занятия, для включения в работу моторной памяти, в итоговой части предлагаем малышам поработать с раскраской. Раскраска гриб настраивает малышей на спокойный лад.

Раскраски с грибами

По окончании работы нужно рассмотреть все результаты и даже сделать импровизированную выставку окрашенных в яркие тона грибов.

Презентация «грибы для детей» на видео:

Картинки с грибами

Кому-то могут пригодиться картинки с забавными грибами-домиками.

"Мирная охота" - так в шутку называют собирание грибов да ягод на природе. Мы приглашаем Вас с детьми "поохотиться" с нами в любое время, вне зависимости от сезона и капризов погоды! Всё о грибах и ягодах - в особом тематическом разделе портала МААМ. Здесь - сотни интересных идей для творческих занятий с детьми, с использованием всех возможных, подчас весьма неожиданных, техник создания оригинальных поделок. Ещё этом разделе Вы найдёте конспекты как познавательных, так и подвижных развлечений и занятий о грибах и ягодах. А также полезные мастер-классы по изготовлению симпатичных украшений интерьера и участка, атрибутов для сюжетно-ролевых игр. Вы будете поражены разнообразием подручных материалов, из которых всё это можно изготовить.

Мы поздравляем Вас: Вы нашли очень "грибное и ягодное" место!

Содержится в разделах:
Включает в себя разделы:

Показаны публикации 1-10 из 2351 .
Все разделы | Грибы и ягоды. Материалы для игр и занятий с детьми

Театральное представление по инсценировке сказки «Под грибом» Составила : Хлабыстина Елена Михайловна МДОУ № 8, г. Касли челябинской области. Тема : Театральное представление, по инсценировки сказки, «Под грибом » Цель : Развитие умения разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям, использовать для воплощения...

«Грибы». Конспект НОД для детей средней группы Цель :Знакомство с грибами . Рассматривание альбома с иллюстрациями «Грибы » . Ход : Стук в дверь. Воспитатель подходит к двери, открывает ее, а там письмо. В. : Дети, как вы думаете, что это? Д. : Это письмо. В. : Конечно это письмо, а как вы думаете от кого оно? Д. : (догадки детей) ...

Грибы и ягоды. Материалы для игр и занятий с детьми - Конспект НОД по художественному творчеству (лепка) «Грибы на пенечке» во второй младшей группе

Публикация «Конспект НОД по художественному творчеству (лепка) «Грибы на пенечке»...» Цель: Формирование у детей умения лепить конструктивным способом (из двух частей. Задачи: 1. Учить детей лепить грибы конструктивным способом из двух частей (ножка и шляпка. 2. Развивать речевую активность, умение отвечать на вопросы воспитателя. 3. Воспитывать доброжелательное...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Пересказ рассказа В. Катаева «Грибы» Тема: Пересказ рассказа «Грибы» В.Катаева. Цель: создание условий для составления детьми пересказа с опорой на сюжетные картинки. Задачи: расширять и активизировать словарь по теме «Грибы»; упражнять образовывать существительные мн. ч. Р. п. ; развивать зрительное...

Конспект ОД по познавательному развитию с детьми старшей группы «Съедобные и не съедобные грибы» Тема: «Съедобные и несъедобные грибы» для детей старше группы Цель: Научить детей различать грибы съедобные и несъедобные по внешнему виду. Задачи: 1. Закрепить представление детей об особенностях внешнего вида грибов (подосиновик, подберезовик, лисички, опята, шампиньон,...


Важнейшими задачами в работе с детьми дошкольного возраста являются: развитие творческих способностей детей, обучение их аналитическим действиям, привитие культуры труда. Планируя «Конструирование» я отвожу несколько занятий для оригами. Почему я использую эту технику на...

Грибы и ягоды. Материалы для игр и занятий с детьми - Инсценированное представление по сказке В. Сутеева «Под грибком», посвященное Неделе театра и музыки в средней группе

Ведущий: Сказки любят все на свете, Любят взрослые и дети! Сказки учат нас добру И прилежному труду, Говорят, как надо жить, Чтобы всем вокруг дружить! Вот вам сказка «Про грибок» Посмотри её, дружок! Шёл по лесу муравей, Нёс дощечки для дверей. Звучит песенка «Не обижайте...

Уважаемые коллеги, сегодня хочу Вам представить мастер-класс по изготовлению аппликации "Мухоморы". Для работы нам необходимо взять: цветную бумагу, белую бумагу, ножницы, клей, карандаш. Последовательность выполнения работы: Сначала подготовим наш шаблон аппликации. Берём...

Конспект НОД в средней группе по теме: «Ах, грибы, грибочки»

Комова Любовь Николаевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №90», город Череповец.
Описание материала: Предлагаю вашему вниманию конспект непосредственной образовательной деятельности по теме: «Ах, грибы, грибочки». Данный материал будет полезен воспитателям детей 5-го года жизни ДОУ.


Цель: Знакомство с грибами.
Задачи:
Образовательные: Расширять знания детей о грибах(названии, месте произрастания, строении);учить различать съедобные и несъедобные грибы.
Развивающие: Развивать активный словарь детей (названия грибов)
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к природе, дружелюбие.
Материалы и оборудование:
Корзина с грибами, закрытая платочком
Аудио запись «Звуки леса»
Шапочки съедобных грибов по количеству детей
Белочка (би-ба-бо)
Муляжи грибов (белый гриб, подберезовик, подосиновик, лисички, мухомор, бледная поганка)
Образовательные области:
Познавательное развитие
Социально-коммуникативное развитие
Предварительная работа:
1. Чтение В. Катаева «Грибы», В. Сутеев «Под грибом»
2. Рассматривание альбома с иллюстрациями «Грибы»
Ход:
Воспитатель вносит в группу корзинку, закрытую платочком. Привлекает внимание детей.

Воспитатель: Дети, посмотрите что у меня в руках! Хотите узнать, что там?
Дети: Да!
Воспитатель: Летом он в лесу растет,
Сам в корзинку не идет.
Ему нужно поклониться,
Ножку срезать, не лениться,
Шляпку снимет он тогда,
Из него вкусна еда.
Что под шляпкою растет,
Сам в корзинку не идет?
Дети: Гриб.
Воспитатель убирает платочек, показывает детям грибы.
Воспитатель: Дети, как вы думаете, откуда же эти грибы?
Дети: (предположения детей)
Воспитатель: Где растут грибы?
Дети: В лесу.
Воспитатель: Я предлагаю отправиться в лес и узнать, кто отправил нам такой подарок.
Дети соглашаются.
Воспитатель включает аудио запись «Звуки леса»
Воспитатель:
Мы идем сегодня в лес. Дети идут по кругу
В том лесу полно чудес!
Дождь вчера в лесу прошел – Встряхивают кистями
Это очень хорошо. Хлопают в ладоши
Будем мы грибы искать Приставляют ладонь ко лбу
И в корзинку собирать. Приседают, собирают грибы
Вот сидят маслята Показывают рукой вправо
На пеньке – опята. Показывают рукой влево
Ну, а ты, мухомор, Грозят пальчиком.
Украшай осенний бор.
Добрый лес, старый лес. Дети идут по кругу
Полон сказочных чудес!
Мы идём гулять сейчас
И зовём с собою вас!
Воспитатель: Вот мы и в лесу. Посмотрите, сколько вокруг грибов. Давайте рассмотрим поближе.
Дети рассаживаются на коврике (на полянке).
Слайд №1 Белый гриб


Воспитатель: У пригорка на дорожке
Гриб стоит на толстой ножке.
От дождя немного влажный,
Белый гриб – большой и важный.
Воспитатель: Этот гриб называется – белый гриб. У него есть ножка и шляпка. (Показывает) Какого цвета у гриба шляпка?
Дети: Шляпка коричневая.
Воспитатель: Какого цвета у гриба ножка?
Дети: Ножка белая.
Воспитатель: У белого гриба ножка очень толстая и крепкая. Если этот гриб разрезать, то в середине он будет белого цвета. Отсюда и название этого гриба. Белый гриб считают царем грибов (главным в лесу). Потому, что он самый большой гриб в лесу и ценный (вкусный). Его очень любят грибники. А кто такие грибники?
Дети: Люди, которые собирают грибы.
Слайд №2 Подосиновик


Воспитатель: До чего же хороши
В красных шляпках крепыши!
Я их рано поутру
Под осиной соберу.
Этот гриб называется подосиновик. Растет он под осиной, поэтому так и называется – подосиновик.
Воспитатель: Что есть у подосиновика?
Дети: Ножка и шляпка.
Воспитатель : Какого цвета шляпка?
Дети: Шляпка красная.
Воспитатель: А ножка?
Дети: Ножка белая с черными.
Слайд №3 Подберезовик


Воспитатель: Перед нами еще один гриб.
Воспитатель: Это подберезовик. Как вы думаете, почему он так называется?
Дети: Растет под березой.
Воспитатель: Под берёзой впереди –
Подберёзовик, гляди,
На высокой стройной ножке…
Ножка в крапинках немножко!
Чем он отличается от подосиновика?
Дети: Шляпкой. У подберезовика шляпка коричневая.
Слайд №4 Лисички


Воспитатель: Вот красавицы лисички.
Очень дружные сестрички.
Им укрыться не легко.
Видно очень далеко.
Воспитатель: Кто скажет, почему эти грибы так называются?
Дети: Они рыжие, как лисички.
Воспитатель: Дети, какие грибы мы встретили на полянке?
Дети: Лисички, подберезовик, подосиновик, белый гриб.
Воспитатель: Все эти грибы можно есть, готовить из них разные блюда(жарить, сушить, варить грибной суп). Поэтому всех их можно назвать съедобными.
Проводится подвижная игра «Грибник и грибы»
По считалке выбирается грибник, остальные дети грибы(надевают на голову шапочку с изображением гриба)
Воспитатель: Вот поляночка лесная,
Здесь съедобные грибы.
Всех в игру я приглашаю,
Мы играем, водишь ты!
Грибы растут на полянке, по сигналу воспитателя «Грибник идет», дети разбегаются, грибник ловит. Игра проводиться несколько раз.
После игра дети садятся по местам.

Появляется белка.
Белочка: Здравствуйте, дети!
Дети: Здравствуй, белочка!
Белочка: Что же вы делаете в лесу?
Дети: Хотим узнать, кто нам отправил в подарок корзину грибов.
Белочка :Это я. Летом в лесу много грибов. Но нужно быть осторожными, кроме съедобных грибов в лесу растут и несъедобные.
Воспитатель: Белочка, давай познакомим детей с несъедобными грибами.
Слайд №5 Мухомор


Воспитатель: Этот гриб в лесу растет
Не клади его ты в рот!
Он совсем не сладкий
Крапинки на шляпке
Красный, словно помидор
Несъедобный мухомор!
Посмотрите, как выглядит мухомор.
Дети: Белая ножка, красная шляпка с белыми точками.
Воспитатель: Он красивый и яркий, но очень опасный, потому что ядовитый. Ни в коем случае его нельзя трогать руками и даже пинать ногами.
Слайд №5 Бледная поганка


Воспитатель: Вот еще один ядовитый для человека гриб.
Бледнолицые поганки
Бродят стаей по полянке.
С ними я играть не буду.
Обойду и позабуду.
Почему нужно обходить эти грибы стороной?
Дети: Они ядовитые, несъедобные, их нельзя трогать.
Воспитатель: Никогда не ешьте
Незнакомых ягод…
И грибы - поганки
В рот тащить не надо:
Голова закружится,
Заболит живот,
И от отравления
Доктор не спасёт.
Воспитатель: С какими грибами мы познакомились?
Дети: Съедобными и несъедобными.
Дидактическая игра «Собери грибы»
На полянке разложены муляжи знакомых грибов, дети собирают только съедобные.
Белочка: Посмотрите, сколько грибов на полянке! Дети, помогите мне собрать съедобные грибы.
Воспитатель: Находить грибы не сложно.
Брать их нужно осторожно.
Хорошо их надо знать,
Что б поганок не набрать.
После того как дети собрали грибы, воспитатель спрашивает у каждого какой гриб он нашел.
Воспитатель: Как можно назвать все грибы, которые мы собрали?
Дети: Съедобные грибы.
Воспитатель: Какие грибы остались на полянке?
Дети: Несъедобные, ядовитые.
Воспитатель: Давайте назовем их.
Дети: Мухомор, бледная поганка.
Воспитатель: Наигрались мы с грибами,
А теперь пора нам к маме.
Дети благодарят белку и возвращаются в группу.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением оциально-личностного направления развития воспитанников № 10 «Родничок»

Проект

«Грибы – грибочки»

(безопастность в природе)

Составитель: музыкальный руководитель

первой квалификационной категории

Тимошенко Людмила Александровна

Сентябрь 2016

Пояснительная записка

Безопасности формула есть:
Надо видеть, предвидеть, учесть.
По возможности – все избежать,
А где надо – на помощь позвать!

Самое ценное в нашей жизни – дети.

Жизнь, здоровье и безопасность дошкольников полностью зависит от окружающих и взрослых. Природа дарит нам много красивого, вкусного, полезного, но вместе с тем и опасного. Мало кто задумывается, что за пределами дома или детского сада маленькие исследователи могут встретить ядовитые грибы и растения, которые малыши предпочитают пробовать «на вкус». От отсутствий знаний об ядовитых и несъедобных грибах может приключиться беда. Отсюда и появилась необходимость создания проекта «Грибы – грибочки», чтобы дать простейшие знания об подстерегающих опасностях при встрече с грибами и мерах предосторожности, ведь ФГОС ставит перед педагогом задачи по формированию основ безопасности, в том числе безопасное поведение в природе (стр.64 Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С Комаровой, М.А. Васильевой, Москва, 2016).

Цель проекта:

Формирование представлений у дошкольников о разнообразии грибов, распознавании сьедобных и несьедобных грибов посредством музыкального,

художественного и иллюстративного материала.

Задачи проекта:

- формировать у детей знания о грибах и их видах;

Развивать умения и навыки использования даров природы для сохранения собственного здоровья;

Развивать любознательность, наблюдательность, развивать творческие способности детей.

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, вопитатель группы,родители, музыкальный руководитель.

Продолжительность проекта: одна неделя

Вид проекта: краткосрочный

Тип проекта: информационно - творческий

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Речевое развитие», «Художественно- эстетическое», «Социализация».

Форма реализации проекта:

- познавательные занятия;

Музыкальные занятия;

Просмотр презентации;

Заучивание стихов о грибах;

Беседы;

Рабата с наглядным материалом;

Игры

Игровые ситуации – загадки

Продуктивная деятельность (рисование, апликация, лепка)

Тематическая выставка;

Досуг.

Предполагаемый результат:

Дети получат представление об съедобных и безопастных грибах;

Научаться различать съедобгые и несъедобные грибы;

Приобретут знания о причинении вреда здоровью при употреблении несъедобных и ядовитых грибов;

Пополнение методической копилки конспектами НОД, наглядными материалами;

Выучат стихи, загадки, песни о грибах.

Продукты проектной деятельности:

Создание тематической выставки творческих работ;

Создание книги с загадками и стихами о грибах;

Создание фотовыставки « Мы- грибники» (совместно с родителями)

Тематический досуг «Грибы – грибочки».

Этапы реализвции проекта «Грибы – грибочки»

Поисковый этап: разработка содержания проекта, поиск информации в литературе, на интернет сайтах.

Аналитический: подбор информации и материалов для реализации проектных материалов (игры, иллюстрации, электронные презентации, художетвенная литература, аудиозаписи, нотный материал), подбор материалов для продуктивной деятельности.

Практический:

Беседа: «Кому полезны грибы», «Правила поведения в лесу», «Какие бывают грибы»;

Чтение и заучивание стихов о грибах, прослушивание и заучивание песен.

Чтение пословиц и поговорок о грибах, отгадывание загадок;

Чтение художественной литературы: «Друзья под грибом» Цыферов А., сказка «Война грибов» В.Даль, « Грибы» А.Н.Толстого.

Оформление консультаций.

Заключительный:

Обобщение полученного опыта.

Тематический план работы с детьми и семьей:

Познавательное развитие

познакомить детей с разнообразием грибов; дать понятие – съедобные и несъедобные, развивать мышление и речь, формировать элементарные правила безопасного поведения в лесу, при сборе грибов

Просмотр презентации «Грибы – грибочки»,

рассматривание иллюстраций « Съедобные и несъедобные грибы», дидактическая игра «Угадай»

Участие родителей в фотозарисовке «Мы – грибники»

Речевое развитие

познакомить детей с художественной литературой, стихами, загадками, развивать память, мышление.

Заучивание стихов, отгадывание загадок по теме чтение рассказов о грибах, беседы

Художественно- эстетическое

познакомить с музыкальным материалом (слушание + пение), учить детей изготавливать грибы и корзины из бросового материала, воспитывать аккуратность и самостоятельность

Слушание «грибы играют в прятки»Е.Птичкина, М.Пляцковский, разучивание песни «По грибы» музыка и слова Л. Абеляна, разучивание хоровода «Мухоморчики – грибочки», коллективная работа «Корзинка для белочки», лепка «Мухоморы»

Социально- коммуникативное развитие

формировать представление о подстерегающих опасностях в природе, при сборе грибов, воспитать ценностное отношение к собственному труду

Безопасность:

Беседы о правилах сбора грибов,

Труд: коллективное изготовление атрибутов к итоговому мероприятию (корзина, грибы, листья

Приложение №1

Загадки о грибах

Вырос он в березняке.

Носит шляпу на ноге.

Сверху лист к нему прилип.

Вы узнали? Это... (гриб)

Разместился под сосной

Этот гриб, как царь лесной.

Рад найти его грибник.

Это - белый... (боровик)

На пеньке сидят братишки.

Все в веснушках, как мальчишки.

Эти дружные ребята

Называются... (опята)

Этот миленький грибок

Выбрал тихий уголок.

Ножичком его ты срежь-ка,

Ведь съедобна... (сыроежка)

Если их найдут в лесу,

Сразу вспомнят про лису.

Рыжеватые сестрички

Называются... (лисички)

Он живет под елками,

Скрытый их иголками.

Много у него братишек.

Рыжий гриб зовется... (рыжик)

Догадайтесь-ка, ребята:

Шляпка у него мохната.

Гриб, как розовое ушко.

Как зовут его? (Волнушка)

В шляпке беленькой на ножке

Рос грибочек у дорожки.

А теперь в корзинке пусть

Полежит съедобный... (груздь)

На поляне шар лежит,

Лишь наступишь - дым валит.

Круглый гриб смешить мастак.

Это - дедушкин... (табак)

С ним в лесу никто не дружен,

И в лукошке он не нужен.

Мухи скажут: «Это мор!»

В красной шляпке... (мухомор)

Гриб не варят, не едят.

В крапинку его наряд.

Снизу - кружево-узор.

Это - красный... (мухомор)

Точки белые на красном -

Ядовитый гриб, опасный.

Ни к чему тут разговор -

Не срывайте... (мухомор)

На грибы она сердита

И от злости ядовита.

Вот лесная хулиганка!

Это - бледная... (поганка)

Кто повыше, кто пониже, -

На пеньке народец рыжий.

Тридцать три веселых брата.

Как же их зовут? (Опята)

Этот гриб найдешь весной

На опушечке лесной.

Весь в морщинках старичок

С именем смешным... (сморчок)

В мягкой травке на опушке

Всюду рыженькие ушки.

Золотистые сестрички

Называются... (лисички)

Приложение №2

НОД «Ядовитые и съедобные грибы»

Цели и задачи: учить детей различать ядовитые и съедобные грибы, закреплять умение писать, лепить из целого куска пластилина, в ориентировке в пространстве.

Оборудование: ежата, корзина с грибами, плодами, материал для лепки.

Ход занятия

1 Артикуляционная разминка:

Вот они, сапожки:

Этот с левой ножки,

Этот с правой ножки.

Если дождичек пойдёт,

Наденем калошки:

Эта - с правой ножки,

Эта – с левой ножки.

Вот как хорошо!

Е. Благинина

2 Игровая часть:

Ребята, к нам в гости пришли ежата. Они ходили по лесу, собирали ягоды, грибы и зашли в наш детский сад. Давайте посмотрим: - «Что у них в корзине»? (фрукты, овощи, грибы)

Дети перечисляют всё, что лежит в корзине, и обнаруживают ядовитые грибы.

Дети рассказывают ежатам о съедобных и ядовитых грибах.

Фрукты, овощи и грибы надо держать в отдельных корзинах, чтобы овощи, которые росли в земле, не испачкали фрукты и грибы, которые могут надломиться, и тогда их трудно будет промыть. К тому же яд ядовитых грибов может попасть на фрукты и овощи.

3 Беседа. Съедобные и несъедобные грибы.

Чтение стихотворений Е. Полозовой

В лесу среди грибов

Гадали папа и Олежка:

Съедобный мухомор или сыроежка?

Очень красивый гриб мухомор,

И яркий у него убор.

Стал Олежка размышлять,

Выходило: мух морить,

Из этого суп не хочется варить.

А хрупкая сыроежка? -

Думал про себя Олежка,

«Сырую съешь», как будто говорит,

Съедобный этот гриб на вид.

Но есть сыроежку Олежка не станет,

Это опасно, ребёнок знает.

И вот в корзине лежит сыроежка,

Маме на суп её несёт Олежка.

Загадки

Очень дружные ребята,

На пеньке растут (опята) .

Разместился под сосной

Этот гриб, как царь лесной.

Рад найти его грибник.

Это - белый. (боровик)

Этот миленький грибок

Выбрал тихий уголок.

Ножичком его ты срежь-ка,

Ведь съедобна. (сыроежка)

Если их найдут в лесу,

Сразу вспомнят про лису.

Рыжеватые сестрички

Называются. (лисички)

В шляпке беленькой на ножке

Рос грибочек у дорожки.

А теперь в корзинке пусть

Полежит съедобный. (груздь)

Гриб не варят, не едят.

В крапинку его наряд.

Снизу - кружево-узор.

Это - красный. (мухомор)

Воспитатель предлагает детям слепить с натуры съедобные грибы, подписать названия, своё имя, возраст и группу.

Воспитатель показывает картинки с надписями ядовитых грибов и растений. Тетерь и ежата знают, что надо быть осторожными и не трогать те грибы и растения, которые не знаешь.

Игра «Назови, о чём скажу».

Воспитатель говорит: «Третий справа во втором ряду» (подберёзовик) ; «Пятый слева в первом ряду» (огурец) и т. д.

4 Рефлексия

- «Кто был у нас в гостях? » (ежата)

-«Что лежало в корзине? » (фрукты, овощи, грибы)

-«Какие бывают грибы? » (съедобные и несъедобные)

Приложение №3

«Сорочьи сказки» А.Н.Толстого

«Грибы»

Братца звали Иван, а сестрицу – Косичка. Мамка была у них сердитая: посадит на лавку и велит молчать. Сидеть скучно, мухи кусаются или Косичка щипнет – и пошла возня, а мамка рубашонку задернет да – шлеп.

В лес бы уйти, там хоть на голове ходи – никто слова не скажет. Подумали об этом Иван да Косичка да в темный лес и удрали. Бегают, на деревья лазают, кувыркаются в траве, – никогда визга такого в лесу не было слышно.

К полудню ребятишки угомонились, устали, захотели есть.

Поесть бы, – захныкала Косичка.

Иван начал живот чесать.

Мы гриб найдем и съедим, – сказал Иван. – Пойдем, не хнычь.

Нашли они под дубом боровика, и только сорвать его нацелились, Косичка зашептала:

А может, грибу больно, если его есть?

Иван стал думать. И спрашивает:

Боровик, а боровик, тебе больно, если тебя есть?

Отвечает боровик хрипучим голосом:

Больно.

Пошли Иван да Косичка под березу, где рос подберезовик, и спрашивают у него:

А тебе, подберезовик, ну если тебя есть, больно?

Ужасно больно, – отвечает подберезовик.

Спросили Иван да Косичка под осиной подосиновика, под сосной – белого, на лугу – рыжика, груздя сухого да груздя мокрого, синявку-малявку, опенку тощую, масленка, лисичку и сыроежку.

Больно, больно, больно – пищат грибы.

А груздь мокрый даже губами зашлепал:

Что вы ко мне приштали, ну ваш к лешему…

Ну, – говорит Иван, – у меня живот подвело.

А Косичка дала реву. Вдруг из-под прелых листьев вылезает красный гриб, словно мукой сладкой обсыпан – плотный, красивый. Ахнули Иван да Косичка:

Миленький гриб, можно тебя съесть?

Можно, детки, можно, с удовольствием, – приятным голосом отвечает им красный гриб, так сам в рот и лезет.

Присели над ним Иван да Косичка и только разинули рты, – вдруг, откуда ни возьмись, налетают грибы: боровик и подберезовик, подосиновик и белый, опенка тощая и синявка-малявка, мокрый груздь да груздь сухой, масленка, лисички и сыроежки, и давай красного гриба колотить-колошматить:

Ах ты, яд, Мухомор, чтоб тебе лопнуть, ребятишек травить удумал, а?

С Мухомора только мука летит.

Посмеяться я хотел, – вопит Мухомор, посмеяться.

Мы тебе посмеемся! – кричат грибы и так навалились, что осталось от Мухомора мокрое место – лопнул. И где мокро осталось, там даже трава завяла с мухоморьего яда.

Ну, теперь, ребятишки, раскройте рты по-настоящему, – сказали грибы.

И все грибы до единого к Ивану да Косичке, один за другим, скок в рот – и проглотились.

Наелись до отвалу Иван да Косичка и тут же заснули.

А к вечеру прибежал заяц и повел ребятишек домой. Увидела мамка Ивана да Косичку, обрадовалась, всего по одному шлепку отпустила, да и то любя, а зайцу дала капустный лист:

Ешь, барабанщик!

Приложеие №4

СТИХИ

Сто грибов в лесу найдем,
Обойдем полянку.
В кузовок мы не возьмем
Бледную поганку.
Мы обшарим все дубы,
Елки и осинки
И хорошие грибы
Соберем в корзинки.

Люди знают с давних пор,
Что такое мухомор.
Привлекательный на вид
Он на деле – ядовит
Как и бледная поганка
Или сатанинский гриб,
Свежие и их останки.
Яд сравним их с ядом рыб,
Ядовитых пауков, змеи.
Детки милые мои,
Очень важно взрослых слушать
И грибов плохих не кушать!


Где берёзки да дубы
Летом выросли грибы.
Тут - волнушки и опята,
Там - лисички и маслята.
Под сосной - боровики,
Так им рады грибники.

По тропинке шла,
Белый гриб нашла.
Проходила по опушке –
Отыскала три волнушки.
Пошла леском –
Моховик под листком.
А шагнула напрямик –
Увидала боровик.

Шульжик В.

В красной шляпе тот сеньор,
Ядовитый МУХОМОР:
«Каждый знает, жди беду,
Если в суп я попаду!»

ПОДОСИНОВИК красивый
Вырос прямо под осиной.
Под берёзою - смотри:
ПОДБЕРЁЗОВИКА три!

На полянке я без спешки
Собираю СЫРОЕЖКИ.
Их сырыми есть не стану:
На обед пожарит мама!

И красив он, и велик,
Гриб отличный БОРОВИК!
С бурой шляпкой,
С крепким телом,
Он ещё зовётся БЕЛЫМ!

Что за жёлтые сестрички?
Это же грибы ЛИСИЧКИ!
Чем похожи на лису?
Как она, живут в лесу!

Парошин А.

Приложение №5

Конспект тематического досуга «Грибы – грибочки»

Цель: закрепление знаний дошкольников по теме «Грибы»

Дети заходят в зал, оформленный как осенний лес

Ведущий:

К нам в окошко смотрит осень –

Разноцветная, красивая пора!

А сегодня она

В гости в лес нас позвала.

А знаете зачем? (Ответы детей.)

Мы сегодня отправимся в лес за грибами.

Мы пойдём в лес за грибами,

За осенними дарами.

Их в корзины наберём

И домой принесём.

Песня «По грибы»

Ведущий: . В лесу растёт много грибов. Но все ли их можно собирать? (Дети называют известные им съедобные и несъедобные грибы.)

Ведущий Я знаю, что некоторые ребята выучили стихи про грибы

Дети читают стихи

Ведущий: Молодцы ребята! А сейчас я предлагаю поиграть

Игра «Собери грибы»

Дети делятся на две команды, у каждой команды корзинка. На полу разложены карточки с изображением съедобных и несъедобных грибов. Обе команды собирают грибы.

В конце проверяются обе корзинки и определяют все ли грибы съедобные. Ведущий: Молодцы! Обе команды справились с заданием! А теперь я приглашаю по одному игроку из каждой команды. Задание будет следующее: необходимо правильно собрать пазл с изображением гриба!

Игра «Сложи картинку»

Ведущий: Молодцы, и с этим заданием вы справились! Скажите мне пожалуйста, это съедобные или несъедобные грибы? Можно их собирать? (ответы детей)

А теперь мы посмотрим, какая команда больше отгадает загадок

Загадки (приложение №1)

Ведущий: Все загадки отгадали, ну а теперь предлагаю еще поиграть. Сейчас мы будем варить грибной суп. Из каких грибов можно варить грибной суп (из съедобных). Ваша задача – по очереди принести в кастрюлю по 1 грибу используя вот такую воображаемую поварешку (теннисную ракетку). Кто быстрее справится с заданием – тот и победит.

Эстафета ««Принеси гриб в суп».

Ведущий: Молодцы ребята, вкусный и наваристый суп у нас получится!

Ну а теперь давайте подведем итоги: Не зевайте, не завайте, дружно хором отвечайте:

Блиц викторина «Грибы»

Кто носит шляпку на ноге? (Гриб).

Бывают грибы съедобные, а бывают - ... (Несъедобные).

Самые красивые ядовитые грибы. (Мухоморы).

Самые питательные грибы. (Белые грибы, или боровики).

Грибы, имеющие особый рыжевато-оливковый цвет. (Рыжики).

Соседи березы. (Подберезовики).

Чаще всего они растут под осиной, но встречаются под березами и дубами. (Подосиновики).

Смертельно ядовитые грибы, «родственники» мухомора. (Бледные поганки).

Больше всего подходят для засолки. (Грузди).

Как называется человек, который собирает грибы (грибник)

Съедобные грибы, которые выращивают круглый год. (Шампиньоны).

Ведущий: Наша встреча подходит к концу…но что же я вижу? В нашем зале появилась какая то корзиночка! Что же тут лежит? Гостинцы от белочки (шоколадные грибочки)

Раздача гостинцев

Выставка детских работ.

Использованные интернет ресурсы:

1.

2.

7.

8.



Рекомендуем почитать

Наверх