Экологический проект «Дары леса. НОД в старшей группе «Путешествие по лесу математических чудес» с использованием игрового набора «Дары Фрёбеля

Отношения, любовь и семья 27.02.2019
Отношения, любовь и семья

Программное содержание:

  • Учить сравнивать два дерева по внешним признакам (толщине и гибкости веток, цвету и особенностям коры, в форме листа, расположению хвоинок на ветке).
  • Учить детей относить конкретное дерево к той или иной разновидности леса (осину к осиннику, ель - к ельнику и т.д.).
  • Развивать наблюдательность, внимание, мышление, умение анализировать, обобщать, делать выводы. Развивать связную речь у детей.
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе. Способствовать формированию коммуникативных навыков. Вызывать эмоциональный отклик в процессе любования родной природой.

Предшествующая работа:

  • наблюдения за елью, сосной в уголке леса на территории ДОУ;
  • чтение литературы природоведческого характера; разучивание стихов о природе;
  • рассматривание иллюстраций о лесе;

Словарная работа:
березовая роща, березняк, осинник, ельник, сосняк, сосновый бор; хвойный лес, лиственный лес; белоствольная; хвоинки, хвоя.

Материалы к занятию:

  • ветки березы и осины, ели и сосны в вазах с водой;
  • иллюстрации с изображением березовой рощи, осинника, ельника, сосняка в разное время года;
  • хвоя сосны и ели в тарелочках;
  • шишки сосны и ели в контейнерах;
  • иллюстрация с изображением сосновой ветки с шишками;
  • мяч для игры;
  • раздаточные карточки с изображением одиночных деревьев: березы, осины, ели, сосны.

Ход занятия:

Сегодня у нас будет необыкновенно интересное занятие. А знаете почему? Потому что я получила письмо-приглашение в лес.

А вы сможете объяснить, что означает слово лес?

«Лес – это место, где растет много разнообразных деревьев (каких?), живут различные дикие животные, растут грибы и ягоды. В лесу мало солнечного света т.к. в нем растет много деревьев».

А вы знаете какие-нибудь пословицы о лесе?

«Лес-богатство и краса, береги свои леса»

«Враг природы тот, кто леса не бережет»

«Много леса не губи, мало леса береги, нет леса - посади»

А кто хозяин леса?

Молодцы, но прежде чем отправиться в лес, что мы должны вспомнить?

Правильно, правило поведения в лесу.

1. Не будем ломать ветки деревьев, не будем на ней царапать слова.

2. Не будем рвать цветы, а будем ими любоваться.

3. Не будем срывать незнакомые ягоды и грибы, и не будем вырывать их с корнем.

4. Нельзя шуметь, нельзя обижать животных.

Хотите послушать сказку про деревья?

“Жили – были деревья – подружки:

Елка – Зеленушка.

Береза – Веселушка.

Рябина – Краснощечка.

Сосна – Стройнушка.

Они жили дружно,но однажды они заболели хвастовством. Давайте послушаем их хвастливые речи:

Елка – Зеленушка : “Лучше меня, ели, вы не найдете, я всю зиму зеленая. Вот где настоящая красота. И иголки свои я постепенно меняю через 5-7 лет. Но не все сразу, а по очереди, поэтому я всегда зеленая. На Новый год вокруг меня хороводы водят. И бумагу из меня делают, и искусственный шелк, и дома из меня строят и музыкальные инструменты. Вот как: я намного лучше и нужнее вас всех.

Сосна – Стройнушка : “Что бы вы там не говорили, а я самое красивое дерево. Ствол у меня ровный и иголки длиннее чем у елки. А строят из меня и дома и бани. И еще я иду на строительство корабельных мачт. Я самое главное дерево.

Рябина – Краснощечка : “Хвастайтесь, хвастайтесь, а я вам вот что скажу: стройней и изящнее меня вы нигде не найдете. И еще когда осенью я облачаюсь в желтый наряд, гроздья моих ягод видны издалека, а в них уйма витаминов. Скольких птиц я спасаю зимой от голода! Да и люди не прочь полакомиться ими. Так – вот!

Береза – Веселушка : “А о ком стихи и песни сочиняют? Такие, например: “Белая береза под моим окном…” Как звучит! И ствол у меня белый, не то что у вас. А почками моими можно от простуды вылечить, настоем суставы натирать чтобы не болели. Дрова мои дают много тепла. А еще из меня делают мебель, лыжи, деготь. Так что я королева!”

Там полным полно чудес.

В нем живут дары природы

Для людей и лесного народа

Ну что не боитесь отправиться в лес. Но вот беда, в наш лес можно попасть только в заколдованном виде. Придумала. Давайте мы с вами скажем волшебные слова:

Раз, два, три наклонись

Раз, два, три повернись

Раз, два, три покружись

И в лесу ты окажись.

По пути, чтобы нам было веселей мы споем песенку про друзей.

(В это время в группу влетает самолетик – письмо. Воспитатель читает.)

“Я старичок-лесовичок. Вы попали в мои владения. И чтобы опять попасть домой и вам придется выполнить мои задания. Все они спрятаны в сундучке. Отгадайте и дорога домой вам открыта”.

Ну что ребята давайте думать, домой ведь хочется.

(Сундучок накрыт скатертью на журнальном столике, в нет три конверта с цифрами 1,2,3.)

Как вы думаете, какой конверт нам открыть первым? (с цифрой 1). В этом конверте задание, в котором надо показать и ответить, что нужно для роста и жизни наших деревьев.

Задание 1

1) Солнце – источник света. Дерево не может жить без света. Оно, как художник, окрашивает листики в зеленый цвет. В них находиться особая «пища» для дерева (зернышки хлорофилла, которые делают лист зеленым). Одни деревья предпочитают светлые места (сосна, лиственница), другие могут расти и в тени (ель, липа). Когда осенью световой день становиться короче, деревья получают сигнал – нужно готовиться к зиме.

2) Солнце источник тепла. Одни из них выдерживают холод, другие способны жить только в тепле. Если зимой бывают очень сильные морозы, растение может погибнуть, замерзнуть. От количества тепла зависит и начала появления листьев.

3) Деревья пьют воду, как и люди. Одним деревьям нужно много влаги, другие обходятся небольшим количеством воды. Воду дерево получает с дождем, кроме дождей бывают и другие виды осадков: снег, роса, иней, град. Снег – укрывает корни, словно теплая шуба, спасает от вымерзания. Весной, когда снег тает, дерево поит талая вода.

4) Деревья, как и люди должны дышать. Растениям как и нам нужен чистый воздух. От грязного они погибают. В том же время сами деревья очищают воздух.

5) Ветер – переносить пыльцу растений (ели, сосны), а также распространяет семена (ели, березы, сосны, клена, ясеня, тополя, липы).

6) Птицы – в жизни разных деревьев играют разную роль. Птицы поедают плоды и распространяют семена, питаются насекомыми, живущими на дереве.

7) Пчелы, шмели, бабочки и другие насекомые пьют сок - нектар из цветков и опыляют их.

8) Дождевые черви рыхлят почву, делают ее пригодной для развития растений.

Интересно, а слышал ли нас старичок-лесовичок? (звучит музыка)

Ну, вот он подал нам знак. Пора вскрывать другой конверт. А который по счету? (второй)

Задание 2

Вам нужно ответить на такой вопрос: чем отличается береза от осины?

У них разный цвет ствола. У березы ствол белый с черными черточками, а у осины серо-зеленый.

Как можно сказать, одним словом о белом стволе березы?

БЕЛОСТВОЛЬНАЯ береза.

Береза - единственное в мире дерево с белой корой.

Ребята, как вы думаете, для чего березке черные черточки? (Варианты детских ответов).

Оказывается, береза через них дышит, и называются они ЧЕЧЕВИЧКИ.

Чем еще отличаются эти деревья?

Обратите внимание на листья. Они одинаковые?

Разные. Лист осины круглый с волнистыми краями, а у березы листья с зубчиками.

Давайте рассмотрим ветви. Потрогайте их и сравните.

У осины ветви прочные, крепкие. А у березы ветви тонкие, гибкие, нежные.

Люди говорят, что коса есть у березы. Как вы думаете, почему так говорят?

Когда дует ветерок, ветки у березы, как косы, заплетаются.

Разбежались по опушке в белых платьицах подружки.

Посмотрите на иллюстрацию, как много здесь растет березок – подружек. Такой лес называют БЕРЕЗОВОЙ РОЩЕЙ или БЕРЕЗНЯКОМ.
Повторите, пожалуйста.

Лес, в котором растут только осины, называется – ОСИННИК.

Повторите это новое слово.

Лес, где растут березы, осины и другие деревья, имеющие листву, называется ЛИСТВЕННЫМ.

Как вы думаете, почему лиственный лес так называется?

На ветвях этих деревьев растут листочки.

Ой, слышите музыку, это означает, что мы дали правильный ответ на второе задание.

ФИЗМИНУТКА:

«Наступило утро,

Солнышко проснулось,

И березки к солнцу потянулись. (руки вверх, встать на носочки)

Поздоровались друг с другом,

Наклонившись в стороны. (наклоны в стороны)

С солнцем поздоровались,

Радуясь дню новому. (руки вверх, помахать ими).

Ну, что у нас остался один конверт. С какой цифрой? (три). Который по счету? (третий). Интересно, что спрятано в этом конверте?

Вам надо будет правильно ответить на задание: какие деревья растут в хвойном лесу?

Какие деревья растут в хвойном лесу?

Сосны, ели.

Кто знает загадку про ель и сосну?

Зимой и летом одним цветом.

Ее всегда в лесу найдешь –

Пойдем гулять и встретим

Стоит колючая как еж,

Зимою в платье летнем. (ель)

У меня длинней иголки

Чем у елки

Очень прямо я расту

В высоту.

Если я не на опушке

Ветви только на макушке. (сосна)

Почему эти деревья стоят зеленые?

Они не сбрасывают свои хвоинки, как лиственные деревья листву.

Посмотрите на лес, где растут одни ели. Такой лес называется ЕЛЬНИК.

Что вы можете рассказать о ёлочке?

Верхние ветви у елей молодые, короткие, а внизу старые, длинные. Кора темная, шершавая.

Какой ствол у сосны?

Светлый, золотистый. Старые нижние ветви отмирают, поэтому половина ствола голая. Сосны вырастают обычно выше елей.

Лес, где растут одни сосны, называется СОСНОВЫЙ БОР или СОСНЯК.

Устали бродить по лесу? Давайте присядем на полянке и рассмотрим ветви сосны и ели и их шишки.

Чем они похожи?

Ветка сосны зеленая и ветка ели зеленая. У сосны иголки и у ели иголки.

«Даже елки мы вначале

От сосны не отличали:

Раз растут иголочки,

Значит, это елочки.

А когда на ветку ели

Мы поближе поглядели,

Оказалось, что она

Не такая как сосна».

Так чем же отличается сосновая ветка от еловой?

Иголочками.

По-другому их называют хвоинки. Поэтому лес, в котором растут сосны и ели, называется ХВОЙНЫМ.

Скажите, почему хвойный лес так называется?

Какие хвоинки у сосны?

Длинные, мягкие, светлые.

Короткие, колючие, темные.

Кто из вас заметил, чем еще не похожи хвоинки?

Хвоинки сосны растут парочками, а еловые хвоинки - по одной.

Возьмите две разные шишки и определите, где сосновая шишка, а где еловая.

Посмотрите на подсказку (показываю картинку, на которой изображена ветка ели с шишкой).

Какие шишки у ели?

Еловая шишка удлиненная. У нее более мягкие чешуйки.

Что вы расскажете про сосновые шишки?

Сосновая шишка круглая с твердыми чешуйками.

Сосновые шишки растут два года. На второй год, когда шишки созреют, раскроются чешуйки, и разнесет их ветер по всему лесу. Там, где упадут семена, вырастут новые сосенки.

Засиделись мы с вами на полянке, давайте поиграем в игру «Каждому дереву свой листочек».
- На карточках - хвойные и лиственные деревья. Возьмите с волшебного дерева листок и найдите каждому листочку свое дерево. (В процессе игры спрашиваю, почему дети поместили тот или иной листок именно сюда).

Входит старичок-лесовичок

Молодцы, ребята, вы знаете много полезного и интересного. Но, мой лес хранит еще много загадок. Я с нетерпением буду ждать вас в гости. На прощание примите мой сюрприз. А найдёте его в сундучке.

Ну, вот мы и дали ответы на все вопросы. Попробуем вернуться домой. Давайте вспомнить наши волшебные слова и нашу песню.

Раз, два, три наклонись

Раз, два, три повернись

Раз, два, три покружись

И в саду ты окажись.

Ребята, а как же наша сказка о деревьях – подружек. “Налетел ветерок на лес, смахнул с листочков и хвоинок все хвастовство. Посмотрели березки, рябинки, сосенки, елочки по сторонам, им стало стыдно за свое поведение, и они опять стали жить дружно.

Ребята, от нас с вами зависит, будут ли расти красивые деревья в лесах и парках, будут ли на них вить гнезда веселые птицы.

«Мне по нраву только тот,

Мир лесной кто бережет,

Тот, кто веток не сломает,

Тот, кто птичку не спугнет,

Мухомор сшибать не станет,

И костер не разведет,

Кто всегда, всегда в лесу

Уважает тишину».

УВАЖАЙТЕ ТИШИНУ, БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ – ВЕДЬ МЫ - ЧАСТИЧКА ЕЕ! (все вместе)

Литература:

  1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада.- М., 1991 г. – 42 с.
  2. Бондаренко Т.М. « Экологические занятия с детьми 5-6 лет» - Воронеж: ТУ «Учитель», 2002 г.- 52 с.
  3. Рыжова Н.А. Экологический проект «Дерево»- «Обруч». – 1997 г. - №2 – 32-35 с.
  4. Рыжова Н.А. «Здравствуй, дерево!» - «Дошкольное воспитание». – 2002 г. - №10 с 15-20
  5. Рыжова Н.А. Экологический проект «Здравствуй, дерево!»- М.: Карапуз, 2005. – 43-36 с.

Введение в занятие .

Тихо звучит музыка.. Воспитатель приглашает детей встать в круг и настроиться на работу. (психологическое упражнение «Цепочка дружбы»).

— Потрите ладони и почувствуйте тепло. Представьте, что у вас между ладошек маленький шарик, давайте покатаем его. А теперь поделимся теплом друг с другом: протяните ладони соседям! У нас получилась «цепочка дружбы»! Улыбнёмся и пожелаем друг другу удачи!

Мотивационно – ориентировочный этап.

Воспитатель показывает картинку «зайца», выложенного с помощью модулей игрового набора «Дары Фрёбеля».

— Посмотрите, какой заяц к нам в гости забежал. Из каких геометрических фигур он состоит? Этот заяц приглашает нас в лес математических чудес. Но прежде чем отправиться в путь, давайте построимся.

Дети надевают медальоны и встают по порядку в соответствии с нумерацией.

Затем подходят к ленте синего цвета, разложенной на столе.

Воспитатель. Перед нами река, река какая? Как можно перебраться через эту водную преграду? Правильно, построить мост.

Дети подходят к столу с игровым набором «Дары Фрёбеля» и строят мост из модулей.

Воспитатель. Вот камешки (показывает пронумерованные кружочки из игрового набора ) надо разложить их по порядку от 1 до 10.

Воспитатель. Посмотрите, в реке плавают всего 2 рыбки. (Указывает на рыбок на полосе ткани, выложенных из модулей игрового набора) Каждый из вас пустит в море свою рыбку.

Дети выкладывают рыбок из модулей игрового набора.

Воспитатель. Сколько рыбок плывут направо, сколько – налево. Сколько рыбок плывут направо, а сколько — налево? В какую сторону рыбок плывёт больше? (Ответы детей).

Динамическая пауза.

Воспитатель. Мы переправились через реку и вышли на опушку леса. Как здесь тихо: ветер не шумит, птицы не поют! Что это лежит на тропинке? (Поднимает конверт и достаёт письмо). «Ни пеший, ни конный в мой лес не пройдёт, пока на вопросы ответы не найдёт. Старичок — лесовичок».

* Воспитатель (читает задания )

Шесть веселых медвежат
За малиной в лес спешат
Но один из них устал,
А теперь ответ найди:
Сколько мишек впереди?

Три пушистых белки

Играли в горелки.

Ещё одна к ним прибежала.

Сколько белок вместе стало?

Дарит бабушка лисица
Трём внучатам рукавицы:
"Это вам на зиму, внуки,
рукавичек по две штуки.
Берегите, не теряйте,
Сколько всех, пересчитайте!"

Проводится игра «Что изменилось?»

Дети отворачиваются, воспитатель меняет местами картинки с изображением животных. Вызванный ребёнок должен сказать, как изменился порядок следования картинок. Остальные дети подтверждают его ответ.

Воспитатель. Подул холодный ветер. Давайте укроемся от него в домике Старика — лесовичка и выполним задания в тетрадях по математике.

Дети выполняют задания.

Воспитатель. Пора возвращаться. Снова перед нами река. Когда наступит зима, она покроется льдом. А пока постройте кораблики и пусть они плывут до детского сада.

Дети выкладывают кораблики из модулей игрового набора.

Рефлексивно – оценочный этап.

Деревья

Занятие в старшей группе "Загадки старичка-лесовичка"
Ваганова Надежда Евгеньевна, воспитатель

Статья отнесена к разделу: Работа с дошкольниками
Цели:

Помочь детям запомнить признаки, характеризующие лиственные и хвойные деревья;
Учить образовывать однокоренные слова от названий ягод и грибов;
Закреплять знания детей о дарах леса, грибах и ягодах произрастающих в нашем лесу, о родном городе и его окрестностях;
Продолжить знакомить с природой родного края;
Развивать воображение, логическое мышление;
Воспитывать бережное отношение к природе.
Материал: набор картинок: грибы, ягоды, деревья; д/и “Лиственные, хвойные”, загадки о деревьях, конверты с заданиями, открытка с мелодией, самолетики с письмами.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций деревьев, д/и “Узнай по описанию”, д/и “С чьей ветки детки”.

Ход занятия:

Ребята мы с вами живем на земле ханты и манси в Ханты-Мансийском округе. А в каком городе мы с вами живем? (Сургут) а какая речка протекает около Сургута? (Обь) А что находится вокруг Сургута? (леса, болота) Правильно, а какие деревья растут в нашем лесу? (Дети называют деревья, какие они знают, опираясь на картинки)
Хотите послушать сказку про деревья?
“Жили – были деревья – подружки:

Елка – Зеленушка.
Береза – Веселушка.
Рябина – Краснощечка.
Сосна – Стройнушка.

Они жили дружно, радовались недолгому северному лету. Но однажды они заболели хвастовством. Давайте послушаем их хвастливые речи:

Елка – Зеленушка: “Лучше меня, ели, вы не найдете, я всю зиму зеленая. Вот где настоящая красота. И иголки свои я постепенно меняю через 5-7 лет. Но не все сразу а по очереди, поэтому я всегда зеленая. На Новый год вокруг меня хороводы водят. И бумагу из меня делают, и искусственный шелк, и дома из меня стоят и музыкальные инструменты. Вот как: я намного лучше и нужнее вас всех.

Сосна – Стройнушка: “Что бы вы там не говорили, а я самое красивое дерево. Ствол у меня ровный и иголки длиннее чем у елки. А стоят из меня и дома и бани. И еще я иду на строительство корабельных мачт. Я самое главное дерево.

Рябина – Краснощечка: “Хвастайтесь, хвастайтесь, а я вам вот что скажу: стройней и изящнее меня вы нигде не найдете. И еще когда осенью я облачаюсь в желтый наряд, гроздья моих ягод видны издалека, а в них уйма витаминов. Скольких птиц я спасаю зимой от голода! Да и люди не прочь полакомиться ими. Так – вот!

Береза – Веселушка: “А о ком стихи и песни сочиняют? Такие, например: “Белая береза под моим окном…” Как звучит! И ствол у меня белый, не то что у вас. А почками моими можно от простуды вылечить, настоем суставы натирать чтобы не болели. Дрова мои дают много тепла. А еще из меня делают мебель, лыжи, деготь. Так что я королева!”

(воспитатель зачитывает характеристики и показывает дерево)

Что случилось далее мы узнаем позже. А сейчас давайте познакомимся с лиственными и хвойными деревьями.
Чем отличается хвойное дерево от лиственного. Ребята, давайте представим, что мы с вами пошли в лес:
Там полным полно чудес.
В нем живут дары природы
Для людей и лесного народа

Ну что не боитесь отправиться в лес. Но вот беда, в наш лес можно попасть только в заколдованном виде. Придумала. Сейчас у нас какое время года? И с деревьев слетают? (листья) Правильно. Давайте превратимся в листочки, нас никто не заметит, и мы тихонько пролетим по лесу, все увидим и все узнаем.

“Раз, два, три, повернись и в листочки превратись”

Вот и стали мы осенними листочками.
(В это время в группу влетает самолетик – письмо. Воспитатель читает.)

“Я старичок-лесовичок. Вы попали в мои владения без разрешения. И чтобы опять превратиться в детей и попасть домой, вам придется отгадать мои загадки. Все они спрятаны в чудо-коробе. Отгадайте и дорога домой вам открыта”.

Ну что ребята давайте искать домой ведь хочется.
(Короб накрыт скатертью на журнальном столике, в нет три конверта с цифрами 1,2,3.)

Как вы думаете, какой конверт нам открыть первым? (с цифрой 1)
Здесь что-то написано: “Хороводом в ряд в шляпках молодцы стоят” (грибы).
Из конверта достают набор картинок грибов. Дети их называют, деля их на съедобные и не съедобные. И выясняют, а можно ли мять грибы? Что можно из них приготовить?

Если суп из грибов, то он какой? (грибной) А икра? (грибная) если пожарить, то грибы какие? (жареные) молодцы все знаете про грибы. Интересно, а слышал ли нас старичок-лесовичок? (звучит музыка)
Ну, вот он подал нам знак. Пора вскрывать другой конверт. А который по счету? (второй)
В конверте лежат ягоды, дети отгадывают загадку:

Мы бываем разные
Голубые, красные
Мы на кустиках растем
Ешьте нас утром и днем”.

Да, дети, это ягоды, а кие ягоды растут в наших лесах и на болотах? (клюква, брусника, черника, голубика, морошка)
А что можно сделать из ягод? (морс, варенье, компот)
Из брусники какое варенье? (брусничное)
Компот из черники? (черничный)
Из клюквы морс? (клюквенный)
В это время звучит музыка

Ой, листочки слышите музыку, мы с вами и на вторую загадку дали правильный ответ.
Физ. минутка:

Ох, что-то я устала, давайте немножко отдохнем.
Ветер дерево качает

Влево, вправо наклоняет

Раз наклон, два наклон

Разлетелись листья вон.

Ну, что у нас остался один конверт. С какой цифрой? (три) Который по счету? (третий)
Интересно, что спрятано в этом конверте?
Воспитатель читает загадку:

Летом шубу надевает,

А зимой ее снимает.

(дерево)

Правильно, мои осенние листочки, в этом конверте спрятаны загадки о деревьях. Давайте их отгадывать.
Воспитатель выставляет на мольберт карточки из д/и “Хвойные, лиственные” и читает загадки.

1) Ее всегда в лесу найдешь –
Пойдем гулять и встретим
Стоит колючая как еж,
Зимою в платье летнем. (ель)

2) Весною зеленела,
Летом загорела
Осенью красные бусы одела. (рябина)

3) Клейкие листочки
Зеленые листочки
С белою корою
Стоит под горою. (береза)

4) У меня длинней иголки
Чем у елки
Очень прямо я расту
В высоту.
Если я не на опушке
Ветви только на макушке. (сосна)

Дети показывают отгадку. В конце делят деревья: хвойные и лиственные.

Звучит музыка

Ну, вот мы и отгадали все загадки. Попробуем вернуться домой. Вдруг получится: “Раз, два, три повернись и в детишек превратись!”
В группу влетает самолетик – письмо.

“Молодцы, ребята, вы знаете много полезного и интересного. Но, мой лес хранит еще много загадок. Я с нетерпением буду ждать вас в гости. На прощание примите мой подарок. А найдите его под чудо коробом.

Ваш старичок-лесовичок.”

Дети находят конверт с осенними листочками и дарят их гостям.

Ребята, а как же наша сказка о деревьях – подружек. “Налетел ветерок на лес, смахнул с листочков и хвоинок все хвастовство. Посмотрели березки, рябинки, сосенки, елочки по сторонам, им стало стыдно за свое поведение, и они опять стали жить дружно.

Муниципальное бюджетное государственное дошкольное учреждение

Детский сад № 74 общеразвивающего вида Калининского района

Города Санкт - Петербурга

Конспект

непосредственно образовательной деятельности с детьми в старшей группе

«Дары леса»

Подготовила воспитатель

Сидорова Алла Игоревна

Санкт – Петербург

2012

Образовательная область: познание (формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей)

Интеграция образовательных областей: коммуникация, чтение художественной литературы.

Цель: закрепить у детей представления о лесных ягодах, как ценном объекте в экологии и промышленности.

Задачи:

Образовательные

  1. Уточнить и систематизировать знания детей о лесных ягодах.
  2. Закрепить представления о лесных ягодах, как одном из главных объектов в пищевой, хозяйственной промышленности.
  3. Закреплять представления детей о ядовитых ягодах, о мерах предосторожности.

Развивающие

  1. Развивать у детей эстетическое восприятие объекта через художественное слово.
  2. Развивать речевую активность.
  3. Развивать у детей логическое мышление, воображение, память.

Воспитательные

  1. Повышать у детей интерес к изучению объектов живой природы.
  2. Учить детей взаимодействовать с природой не нанося ей вреда (урона).
  1. Воспитывать у детей бережное отношение к природе, как живому объекту.

Оборудование и материалы : ноутбук, экран, мультимедийный проектор, презентация (приложение №1)

Предварительная работа:

  1. Рассматривание иллюстраций, репродукций, плакатов.
  2. Чтение познавательной и художественной литературы.
  3. Целевые прогулки в лес с родителями.
  4. Дидактические игры.
  5. Загадки, кроссворды.
  6. Беседы.
  7. Составление с детьми природоохранительных и запрещающих знаков о поведении человека в лесу.
  8. Изготовление поделок из природного материала.
  9. Посиделки – чаепитие «Без варенья и конфет, станет тусклым белый свет» .
  10. Рисование, лепка, аппликация по теме.

Организация занятия: на столе стоит плетеная корзина с муляжами грибов, лесных ягод, плодов деревьев (шишки), накрытая салфеткой.

НОД

Ребята, посмотрите, кто - то принес нам красивую корзину. Что же может в ней лежать? (ответы детей)

Мне очень интересно узнать, что же там лежит. А вам интересно?

Давайте же скорее посмотрим, что находится в корзине. (Рассмотреть содержимое корзины).

Как можно назвать содержимое корзины? (лесные подарки, дары леса)

Мы с вами на занятиях много узнали про лес, лесных обитателях, растениях леса. Давайте сейчас немного поговорим о дарах леса.

Отгадайте загадки. За правильную отгадку вы получите наклейку.

Слайд №2 – 1 и 2части.

Слайд №3 – 1 и 2 части.

Следующая загадка. Слайд №4 – 1 часть.

А сейчас поиграем в игру «Доскажи словечко»

Слайд № 4 - 2 часть.

Среди полезных и вкусных ягод, в лесу растут и ядовитые ягоды. Давайте вспомним их название и еще раз посмотрим и запомним, как они выглядят.

Слайд №5.

Собирать ягоды можно по разному. Как вы собирали ягоды, когда ходили с родителями в лес? (ответы детей)

Как еще собирают ягоды? Люди используют специальные совки для сбора ягод. Слайд № 6.

Почему для растений лучше, если ягоды собирают рукой, а не совком? (ответы детей)

Вы правильно рассказали. Собирая ягоды совком, у растения повреждаются листья, стебли растений. Растения начинают болеть.

Ягоды вкусные, полезные. Их не только употребляют в пищу в натуральном виде, но и используют в приготовлении различных продуктов. Давайте посмотрим, куда добавляют лесные ягоды.

Слайд № 7.

  1. Высушенные ягоды добавляют в чай.
  2. Консервированными или свежими ягодами украшают пирожные, торты.
  3. Из ягод делают мармеладные конфеты.
  4. Добавляют ягоды в десерты, мороженое.
  5. Добавляют в детское питание (пюре, каши).
  6. Добавляют в йогурты, творожки.
  7. Делают из ягод соки, варят компоты, кисели.
  8. Из ягод варят варенье.

Сок ягод добавляют в кремы, шампуни, духи, мыло, моющие средства.

Слайд №8.

Как много полезного в такой маленькой ягоде – чудесного подарка леса!

Слайд №9.

Давайте беречь лес! Он наш друг и помощник! Сколько красот, чудес, нужного и полезного он дарит людям! Будем беречь природу!

Полученные наклейки вы можете наклеить в свои альбомы.


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области

средняя общеобразовательная школа № 1 с. Обшаровка

муниципального Приволжский Самарской области

СП д/с «Веселые ребята»

Конспект


НОД по познавательному развитию с использованием ИКТ

на тему «Лес – наше богатство»

для детей старшей группы
Выполнила: Тулисова Т.С.

воспитатель

Конспект

НОД по познавательному развитию с использованием ИКТ

на тему «Лес – наше богатство»

для детей старшей группы.

Цель:

Закрепить знания о том, что лес – это сообщество растений и животных , которые не могут жить друг без друга. Способствовать формированию у детей навыков разумного поведения в лесу.

Задачи:

Образовательные: формировать представление о роли леса в жизни человека ; уточнить знания о разновидностях лесов; сформировать обобщающие понятия «хвойные» и «лиственные» деревья; закрепить их отличительные особенности. Закрепление деления деревьев на хвойные и лиственные.

Развивающие: развивать связную речь, умение общаться, обобщать, делать выводы; развивать умение чётко и последовательно выражать свою мысль, строить простейшие умозаключения.; активизировать словарь (ельник, сосновый бор, сосняк, березовая роща или березняк, осинник); развивать умение образовывать прилагательные от существительных: ель – еловая, сосна – сосновая; развитие воображения и творческого мышления; отработка понятия « хвоя » и «листва».

Воспитательные: воспитывать интерес к изучению удивительного мира растений; бережное отношение к «зеленому другу»; формировать умение заботливого отношения к природе.

Воспитывать интерес к классической музыке. Поддерживать двигательную активность.


Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
Предварительная работа:

Рассматривание картин И. Левитана «Березовая роща», «Золотая осень»; беседы по иллюстрациям с изображением деревьев во все времена года. Прослушивание музыкальных произведении Грига, Шопена, Бизе, Шумана, Чайковского из музыкальной программы «Малыш в лесу». Чтение стихов, рассказов о лесе, загадывание загадок. Экскурсия детей с родителями в лес . Сбор природного материала.

Материал:

Звукозапись звуков леса. Иллюстрации деревьев.


Логика образовательной деятельности:

Дети произвольно садятся на ковер, начинает звучать музыка. Сегодня мы с вами отправимся в лес.

Воспитатель: Мы попали в лес. Что вы услышали?

Ответы детей.

Воспитатель: (Загадывает загадку о лесе).

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Чудеса увидишь в нем.

Ребята, а что такое лес?

(Выслушивает ответы детей). Конечно, лес - это не только много деревьев. Это и кусты, трава, ягоды, грибы, насекомые, птицы, звери.

Ребёнок читает стихотворение.

«В лесу».

Мы летом в лесу

Собирали малину,

И доверху каждый

Наполнил корзину.

Мы лесу кричали

Все хором: «Спасибо!»

И лес отвечал нам:

«Спасибо! Спасибо!»

Потом вдруг качнулся,

Вздохнул и … молчок.

Наверно, у леса

Устал язычок.

(М. Файзуллина)

Воспитатель: (Беседа по теме с использованием ИКТ). Ребята, лес прекрасен в любое время года, а как узнать, что этот лес весенний.
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы, правильно, на деревьях ещё нет листьев, но почки набухли. Тает снег, бегут ручьи, появились протралены. Прилетают с юга птицы .
Воспитатель: А кто из Вас бывал в осеннем лесу?

Ответы детей.

Воспитатель: Вот посмотрите. Как красиво! Ребята, какие признаки осени вы знаете?
Воспитатель: Правильно, листья на деревьях опадают, становится холодно, солнце не греет, небо закрыто облаками, погода пасмурная, идёт моросящий дождь и птицы улетают в теплые края .
Проводится викторина « Путешествуем в лесу».

Воспитатель: На какие две большие группы можно разделить все деревья в лесу?

Ответы детей.

Воспитатель: Чем отличаются хвойные деревья от лиственных?

Ответы детей.

Воспитатель: Какие деревья растут в хвойном лесу?

Ответы детей.

Воспитатель: Посмотрите на лес, где растут одни ели. Такой лес называется ЕЛЬНИК. Лес, где растут одни сосны, называется СОСНОВЫЙ БОР или СОСНЯК.

Посмотрите на иллюстрацию, как много здесь растет березок – подружек. Такой лес называют БЕРЕЗОВОЙ РОЩЕЙ или БЕРЕЗНЯКОМ.

Лес, в , называется – ОСИННИК.

Воспитатель: Для чего дереву листья?

Ответы детей.

Воспитатель: У каких деревьев плоды или семена?

Ответы детей.

Воспитатель: Кто живет на дереве?

Ответы детей.

Воспитатель: (загадывает загадку):

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает.

Ответы детей.

Воспитатель: Докажите, что вы дали правильный ответ.

Дети: Весной дерево цветёт, радует нас своей красотой. Летом в тени дерева прохладно . Осенью на многих деревьях поспевают плоды (яблоки, груши, сливы). Зимой в деревянном доме тепло, дровами топят печь.

Воспитатель: Назовите части дерева. Как оно растет?

Воспитатель: Молодцы, ствол дерева: внизу толстый, вверху тоньше, покрыт корой. От ствола идут ветки, на них иголки или листья, в плодах семена . Корни находятся глубоко в земле, их не видно.

Давайте отдохнем.

Физкультминутка «Мы к лесной лужайке вышли».
Мы к лесной лужайке вышли, (ходьба на месте)

Поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки, (прыжки на месте)

Через ветви и пенёчки.

Кто высоко так шагал - (хлопки в ладоши)

Не споткнулся, не упал.

Воспитатель: А сейчас я загадаю вам загадки (показ иллюстраций).

У какого дерева на упругих ветках появились осенью колобки в беретках?

Ответы детей.

Воспитатель: В каждый дом , под Новый год это деревце придет Зеленое и колкое оно зовется?

Ответы детей.

Воспитатель : Развесила бабуся оранжевые бусы, прилетели свиристели, все бусы съели.

Ответы детей.

Воспитатель : Ствол белеет, шапочка зеленеет, стоит в белой одёжке, свесив серёжки.
Ответы детей.


Воспитатель: Береза - щедрое и доброе дерево. Но русская береза красива в любое время года !

Чтение стихотворения «Люблю берёзку русскую».

То светлую, то грустную,

В белёном сарафанчике,

С платочками в карманчиках.

С красивыми застёжками.

С зелёными серёжками.

Люблю её нарядную,

Родную, ненаглядную,

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую.

Люблю берёзку русскую,

Она всегда с подружками

Весною хороводится,

Целуется, как водится,

Идёт, где не горожено,

Поёт, где не положено,

Под ветром долу клонится

И гнётся, но не ломится!

Воспитатель: Лес нам дарит удивительную красоту, дает тень и прохладу в жаркий день , целебные травы, чистый воздух, плоды. Ребята, а кому нужны деревья в лесу?

(Приложение 1).

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, назовите значение леса для человека. Посмотрите внимательно на картину и расскажите, зачем лес нужен людям. (Приложение 2).

Ответы детей.

Игра «Лесной платочек».

Дети сидят на ковре. Перед детьми лежат шишки ели и сосны, семена клена и ясеня, желуди, накрытые платком. Педагог предлагает детям приложить ладошку под платочком и определить на ощупь: « Какое оно? Твердое или мягкое? Теплое или холодное? », « Что это? »

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, мы с вами поиграли, теперь давайте поговорим о правилах поведения в природе . (Приложение 3).

Ответы детей.

Воспитатель: Ребятки, а теперь попрощаемся с лесом:

До свиданья, лес прекрасный!

Мы дружить с тобою будем,

Никогда ты не грусти

И расти на радость нам!

И улыбки всем дари!


Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3



Рекомендуем почитать

Наверх