Основные признаки, отличающие государство от других организаций современного общества. Что отличает государство от других политических организаций

Отношения, любовь и семья 11.02.2019
Отношения, любовь и семья

От других политических организаций государство отличает прежде всего его суверенность. Суверенитет государства представляет собой единство двух сторон:

1) независимости государства вовне;

2) верховенства государства внутри страны.

Суверенитет имеет отношение только к целому государству, а не к отдельным его частям. Независимость государства вовне ограничивается суверенитетом других государств (точно так же, как свобода конкретного индивида ограничивается свободой других людей).

Внутренняя сторона государственного суверенитета состоит в том, что государство самостоятельно учреждает и формирует систему своих органов, определяет их компетенцию, устанавливает в обществе правопорядок путем принятия законов, с помощью своих органов поддерживает, охраняет этот правопорядок, независимо от других государств осуществляет юрисдикционную деятельность по рассмотрению и разрешению различного рода юридических дел.

Внешняя сторона суверенитета проявляется в том, что государство самостоятельно осуществляет внешнюю политику, политику по отношению к другим государствам. По своей воле и в интересах общества, которое оно представляет, государство вступает в международные организации, союзы, сообщества, заключает договоры с другими государствами, решает вопросы войны и мира, охраны своих территорий. Вместе с тем следует признать, что суверенитет государства во многом зависит от экономической базы государства и его военной мощи. Государство экономически слабое и слабое в военном отношении может утратить суверенитет полностью или частично.

Суверенитет как фактическое состояние независимости государства может быть различной степени (большей или меньшей). Однако для признания государства со стороны других государств необходим хотя бы минимум суверенитета.

Из суверенитета государства (верховенства государственной власти) вытекают и другие признаки государства, отличающие его от иных политических организаций. В частности, государство:

Распространяет свою власть на всю территорию страны, обозначенную государственной границей. В пределах своих границ государство осуществляет полную и исключительную власть;

Во времени государство осуществляет государственную власть постоянно и непрерывно. Оно должно управлять днем и ночью и во все четыре времени года;

Имеет устойчивую юридическую связь с населением (в виде подданства или гражданства), распространяет на него свою власть и обеспечивает защиту как внутри страны, так и за ее пределами;



Обладает исключительным правом издавать властные общеобязательные веления (юридические нормы), при этом оно вправе отменить, признать ничтожным любое проявление всякой другой общественной власти;

Обладает монополией на легальное применение силы (в том числе и физического принуждения) в отношении населения. Государство может легально (на законных основаниях) лишить граждан (подданных) высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода;

Имеет такие средства воздействия, какими никакая другая политическая организация не обладает (армия, полиция, органы безопасности, тюрьмы и т.п.).

На одной и той же территории не может быть власти двух государств. Встречающиеся в истории случаи двоевластия имеют место обычно в какой-то переходный период, носят кратковременный характер и заканчиваются переходом к единовластию.

Иногда признаком государства называют право. Это не так. Право не является признаком государства так же, как государство не является признаком права. Право и государство – явления самостоятельные, и каждое из них обладает своим собственным набором признаков. Право является не признаком государства, а признаком существования государства в обществе, что не одно и то же. (Государственная организация общества таким же образом позволяет судить о наличии в нем и права.) Если же речь идет о прерогативе (исключительном праве) государства на издание юридических норм, то это тоже не дает оснований считать право признаком государства.

Государство - это определенный способ организации общества, основной элемент политической системы, организация публичной политической власти, распространяющаяся на все общество, выступающая его официальным представителем и опирающаяся на средства и меры принуждения. Как управляющая обществом система государство обладает внутренней структурой, имеет специальные органы для реализации своих полномочий - механизм, аппарат. Государство - организация непосредственного политического властвования. Все другие организации, входящие в политическую систему общества, участвуют в осуществлении власти опосредованно, через государство, в различной мере и различных формах сотрудничая с ним. Государство отличается от этих организаций рядом существенных признаков:



1) государство в пределах своих территориальных границ выступает в качестве единственного официального представителя всего общества, всего населения, объединяемого им по признаку гражданства.

2) государственный суверенитет, под которым принято понимать присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях. Государство - единственный носитель суверенной власти.

3) государство издает законы и подзаконные акты, обладающие юридической силой и содержащие нормы права. Те или иные общественные организации могут принимать решения, обязательные для их внутриорганизационных подразделений и членов, тогда как нормативные акты государства обязательны для всех государственных и муниципальных органов, общественных объединений, частных организаций, должностных лиц и граждан. Правотворчество - исключительная прерогатива государства.

4) государство есть сложный механизм (аппарат) управления обществом, разносторонними социальными сферами и процессами, представляющий собой систему государственных органов и соответствующих материальных средств (вещественных придатков), необходимых для выполнения его задач и функций. Специфическая особенность органов, образующих в своей совокупности государственный механизм, состоит в государственно-властном характере их полномочий, что связано с обязательным юридическим закреплением формирования и деятельности этих органов и основанной на этом способности издавать правовые акты и охранять их от нарушения. Функционирование этого специально созданного государственного механизма необходимым образом предполагает наличие особого слоя лиц - государственных служащих, основное назначение которых, с учетом сложившегося разделения труда, состоит в том, чтобы управлять.

5) государство - единственная в политической системе организация, которая располагает правоохранительными (карательными) органами (суд, прокуратура, милиция, полиция и т.д.), специально призванными стоять на страже законности и правопорядка.

6) только государство располагает вооруженными силами и органами безопасности, обеспечивающими его оборону, суверенитет, территориальную целостность и безопасность.

7) один из важнейших признаков государства, так или иначе соприкасающийся со всеми выше рассмотренными выше и обобщающий некоторые из них, - это тесная органическая связь государства с правом, представляющим собой экономически и духовно обусловленное нормативное выражение государственной воли общества, государственный регулятор общественных отношений. Государство не может обойтись без права, а право - без государства.

Взятые в совокупности отмеченные признаки государства объясняют его особое место и ведущую роль в политической системе общества. В современных условиях Российскому государству принадлежит первостепенная роль в утверждении демократии и свободы, стабильности и гражданского мира, согласия и сотрудничества народов страны, в продолжении реформ и переходе к цивилизованному обществу, организации внешней обороны страны.

Вопрос 12 сущность и социальное назначение государства. Классовое и общесоциальное в государстве

Введение

В моей курсовой работе я хотел бы осветить тему «Сущность государства». По моему глубокому убеждению, эта тема всегда будет занимать актуальную позицию, и не только в нашей стране, но и во всех других мировых государствах. «Сущность государства» - это очень широкая по своей сути тема. Её необходимо осветить и раскрыть как можно красочнее и подробнее, что я и попытаюсь осуществить.

Дело в том, что сейчас эта, с позволения сказать, «проблема» очень актуальна именно в нашей стране, т. к. наше государство теряет свой престиж и преимущество перед другими державами (США, Англия, Германия и др. страны НАТО). Поэтому нашему народу нужно общими усилиями добиваться того, чтобы наше государство стало сильным и перестало зависеть от других.

В большинстве изданных в прошлые годы работ, посвященных государству, его сущность рассматривается однозначно с клас­совых позиций - как орудие неограниченной власти, диктатуры господствующего класса. Напротив, в западных теориях госу­дарство показано как надклассовое образование, инструмент примирения классовых социальных противоречий, представляю­щий интересы всего общества.

В дальнейшем, в этой работе, я попытаюсь провести анализ подходов при рассмотрения сущности государства. Но перед тем как перейти к непосредственному рассмотрению сущности государства, я остановлюсь на самом понятии государства.

Что же такое государство?

Понятие государства

Государство - явление историческое. В первобытном обществе не было не государства, ни какой-либо политической системы. Возникавшие проблемы, в том числе противоречия между членами общества, решались, как правило, силой авторитета вождей, общественного мнения, привычек. Однако развитие общества стало все больше требовать однозначного решения так называемых общих дел (например, защиты от внешних врагов, охраны собственности). Осуществление этих функций без специально созданных органов управления было невозможным. Одновременно возникали новые социальные группы (слои, классы) со своими специфическими интересами и потребностями. Появилась частная собственность. В результате возникла потребность в создании эффективного механизма регулирования взаимоотношений между различными общественными группами классами, а также в защите частной и коллективной собственности.

Эти и ряд других обстоятельств послужили причинами возникновения особой регулирующей и охранительной структуры общества, получившей название «государство» .

Часто государство понимается в самом широком смысле слова как общность людей, объединенных общими интересами и властью и проживающих на определенной территории. В контексте политической системы государство рассматривается в узком смысле слова как основной субъект осуществления власти в обществе.

Итак, Государство есть основной институт политической системы общества, осуществляющий управление обществом, охрану его политической и социальной структуры на основе права с помощью специального механизма (аппарата). Государство возникает тогда, когда развития экономики достигают определенного уровня.

Осветив понятие государства, стоит рассказать о его признак , ведь именно исходя из признаков дается понятие.

Государство отличается от первобытной организации по следующим признакам:

Если первобытнообщинная организация власти основывалась на кровном родстве всех членов родоплемённого объединения, то государство – на территориальной общности своих граждан или подданных. Территория предопределяет пространственные пределы, границы, отделяющие одно государство от другого, порядок формирования и структуру органов государства, их задачи и функции. Следует подчеркнуть, что признаком государстваявляется не территория сама по себе, а деление населения по месту их проживания, устанавливающее принадлежность граждан определённому государству.

Государство – это особая организация публичной власти, которая не совпадает со всем населением, носит государственный характер. Её специфика в следующем:

· если общественная власть первобытного строя выражала интересы всего общества и в её формировании принимало участие всё взрослое население, то политическая власть представляет в первую очередь корпоративные интересы определённой части, социальной группы, класса;

· реализация государственной власти осуществляется особым аппаратом государственных служащих, которые отделены от общества и, будучи не заняты непосредственно в общественном производстве выполняют управленческие функции, получая за это денежное вознаграждение;

· обеспечение решений государственной власти осуществляется с помощью специального карательного аппарата насилия;

Основные признаки, отличающие государство от других организаций современного общества.

Государство отличается от других организаций, входящих в политическую систему общества, рядом существенных признаков:

· государство в пределах своих территориальных границ выступает в качестве единственного официального представителя всего общества, всего населения, объединяемого им по признаку гражданства;

· государственный суверенитет, под которым принято понимать присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях. Государство – единственный носитель суверенной власти;

· Государство издаёт законы и подзаконные акты, обладающее юридической силой и содержащие нормы права.

Те или иные общественные объединения могут принимать решения, обязательные для их внутриорганизационных подразделений и членов, тогда как нормативные акты государства обязательны для всех государственных и муниципальных органов, общественных объединений, частных организаций, должностных лиц и граждан. Правотворчество –исключительная прерогатива государства.

Государство есть сложный механизм (аппарат) управления обществом, разносторонними сферами и процессами, представляющий собой систему государственных органов и соответствующих материальных средств (вещественных придатков), необходимых для выполнения его задач и функций.

Специфическая особенность органов, образующих в своей совокупности государственный механизм, состоит в государственно-властном характере их полномочий, что связано с обязательным юридическим закреплением формирования и деятельности этих органов и основанной на этом способности издавать правовые акты и охранять их от нарушения.

Функционирование этого специально созданного государственного механизма, необходимым образом предполагает наличие особого слоя лиц – государственных служащих, основное назначение которых с учётом сложившегося в классовом обществе разделения труда, в том только и состоит, чтобы управлять.

· государство –единственная в политической системе организация, которая располагает правоохранительными (карательными) органами (суд, прокуратура, милиция и т.д.), специально призванными стоять на страже законности и правопорядка.

Только государство располагает вооружёнными силами и органами безопасности, обеспечивающими его оборону, суверенитет, территориальную целостность и безопасность.

· один из важнейших признаков государства, так или иначе соприкасающийся со всеми рассмотренными выше и обобщающий некоторые из них, – это тесная органическая связь государства с правом, представляющим собой экономически и духовно обусловленное нормативное выражение государственной воли общества, государственный регулятор общественных отношений. Трудно найти в истории пример, когда бы государство могло обходиться без права, а право без государства.

Государственная власть может осуществляться только в форме, установленной законом. В данном случае действует принцип “можно только то, что прямо предусмотрено законом”.

Взятые в совокупности отмеченные признаки государства объясняют его особое место и ведущую роль в политической системе общества. Вполне понятно, что в разные исторические эпохи, в различных социально-экономических условиях указанные признаки государства отличаются как конкретным внутренним содержанием, так и своим внешним проявлениям.

Понятие государства включает в себя характеристику его сущности. Сущность государства – смысл, главное, глубинное в нём, что определяет его содержание, закономерности в его развитии, назначение и функционирование. Таким главным, основополагающим в государстве являются власть, её принадлежность, назначение и функционирование в обществе. Иными словами вопрос о сущности государства – это вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто её осуществляет и в чьих интересах. Вот почему данная проблема является остродискуссионной.

Марксизм научно обосновал, что политическая власть является одновременно и важнейшим признаком государства, и основным содержанием его сущности. Государство по своей сущности есть организация политической власти общества.

Вместе с тем возникшее полтора века назад марксистское понимание государства, которое более 70 лет воспринималось советским обществоведением как единственно правильное и незыблемое, с учётом исторического опыта и современного уровня научных знаний нуждается в критическом переосмыслении и уточнении.

В частности, следует признать ошибочно предпринятую в советской юридической, философской и политологической литературе трактовку государства исключительно с позиций классиков марксизма, рассчитанных на государство в обществе, разделённом на антагонистические классы. Именно применительно к такому обществу они рассматривали государство как организацию политической власти экономически господствующего класса, орудие его диктатуры.

“Политическая власть в собственном смысле слова, – писали К. Маркс и Ф. Энгельс, – это организованное насилие одного класса для подавления другого”. “Государство, – утверждал Ф. Энгельс, – есть не что иное, как машина для подавления одного класса другим”. Вслед за Энгельсом В.И. Ленин также видел в государстве машину “для поддержания господства одного класса над другим”. “Государство, – считал он, – есть орган господства определённого класса, который не может быть примерён со своим антиподом (с противоположным ему классом”).

Такой подход обеднял и в известной мере искажал представления о государстве, содержал упрощённое, одностороннее понимание его сущности и социального назначения, ориентировал на приоритет принудительной, насильственной стороны данного явления, на обострение классовых противоречий и борьбы внутри отдельных стран и на международной арене.

Важно заметить, что рассматриваемый подход к трактовке государства необоснованно отвергал идеалистические и ненаучные многочисленные немарксистские учения о государстве. Так, сторонники теории элит, получившей распространение в ХХ в., считают, что народные массы не способны осуществить власть, управлять общественными делами, что государственная власть должна бесконтрольно принадлежать верхушке общества – элите до тех пор, пока одну властвующую элиту не сменит другая. К теории элит примыкает и во многом с ней созвучна технократическая теория.

Названные теории не лишены определённых достоинств, но обе они страдают антидемократизмом, отрывают власть от народа.

Многочисленные приверженцы демократической доктрины исходят из того, что первоисточником и первоносителем власти является народ, что государственная власть по своей природе и сути должна быть подлинно народной, осуществляться в интересах и под контролем народа.

Несмотря на разнообразие и особенности этих учений, в большинстве своём сходятся в понимании государства как института социального компромисса и достижения общего блага.

Одним из спорных вопросов теории государства и права является вопрос о соотношении в природе государства классовых и общесоциальных начал.

Государство , как это было показано выше, возникает тогда, когда развитие экономики достигает опреде­ленного уровня, при котором становится объективно невыгодной существовавшая на протяжении многих тысячелетий система уравнительного распределения общественного продукта, и для дальнейшего развития общества становится необходимым выде­ление определенного элитарного слоя, занимающегося управле­нием: либо в сфере политической (в «восточном» обществе), либо в политической и экономической сферах (в Европе). Это привело к социальному расслоению общества, к тому, что власть, ранее принадлежавшая всем его членам, приобрела политический характер, стала осуществляться в интересах преж­де всего привилегированных социальных групп, классов. Однако зарождение социального неравенства, социальной несправед­ливости объективно носит прогрессивный характер: в условиях еще крайне низкой производительности труда появляется, хотя бы у части людей, возможность освободиться от повседневного тяжелого физического труда. Это приводит не только к сущест­венному улучшению социального управления, но и к возникнове­нию науки и искусства, к заметному росту экономического и военного могущества такого общества. Итак, возникновение государства всегда связано с изменением характера публичной власти, с превращением ее в политическую власть, осуществля­емую, в отличие от власти первобытного общества, в интересах прежде всего, привилегированной части общества. Поэтому классовый подход дает богатые возможности для анализа харак­тера такой власти, для определения сущности государства.

Однако характер государственной власти не всегда одинаков. Так, в древних Афинах или Риме ее классовая принадлежность сомнений не вызывает. Власть однозначно принадлежит классу рабовладельцев, которые являются собственниками и основных средств производства (земли), и самих производителей - рабов. Последние не только не участвуют в осуществлении государственной власти, но и вообще лишены каких бы то ни было прав, являются «говорящими орудиями». Аналогичное положе­ние власти и в феодальном обществе. Она находится в руках класса феодалов - земельных собственников. Крестьяне не имеют доступа к власти, в значительной мере также лишены юридических прав и нередко находятся в собственности (полной или частичной) феодалов. И в рабовладельческом, и в феодаль­ном обществе налицо явное социальное неравенство и классовая (сословная) принадлежность государственной власти.

Более сложна оценка характера власти в буржуазном госу­дарстве. Формально все люди равны перед законом, обладают равными правами, что закрепляется юридически в декларациях и конституциях. Фактически же в раннебуржуазном обществе законы вопреки декларациям устанавливают имущественный, образовательный и иные цензы, ограничивающие избирательные права малоимущих слоев населения. Тем самым обеспечивается реальная принадлежность власти экономически господствующе­му классу - буржуазии. В восточных государствах власть нахо­дилась в руках бюрократического чиновничьего аппарата (точ­нее, его верхушки). При этом она также в значительной степени выражала интересы не всего общества, а соответствующих социальных групп, стоящих у власти. Во многих случаях эти социальные группы фактически становятся классами, отличаются от других слоев общества и особым местом в системе рас­пределения общественного продукта, присваивая значительную его часть, и особым отношением к средствам производства, становясь фактически их реальными собственниками, закабаляя и самих производителей, которые попадают в положение «кол­лективного рабства», хотя формально они свободны и являются собственниками земли. Подобное всевластие государственного (а иногда и партийно-государственного) аппарата может иметь место и в обществе с господствующей частной собственностью на основные средства производства. Государственный аппарат приобретает «чрезвычайную относительную самостоятель­ность», становится во многих случаях практически от общества независимым. Это может достигаться, например, за счет бала­нсирования между антагонистическими классами, натравливания их друг на друга, как это имело место во Франции при бонапар­тистском режиме в 50-60-х гг. XIX в. Но тот же результат нередко получается посредством осуществления жестких мер подавления любого инакомыслия, любого противодействия дей­ствиям правящей верхушки. Такое положение было, например, в условиях фашистских режимов Германии и Италии, тоталитар­ных или авторитарных режимов стран Латинской Америки.

Значит, классовый подход дает возможность выявить существенные черты государства, обнаружить имеющиеся в нем соци­альные противоречия. Ведь во все исторические периоды имели место выступления эксплуатируемых классов и слоев общества против угнетателей, в руках которых находилась государствен­ная власть: восстания рабов в Риме, крестьянские восстания и войны в Англии, Франции, Германии, Китае, забастовочное и революционное движение рабочих и т.п.

Тем не менее установление классового (сословного) харак­тера государственной власти не исчерпывает проблемы сущнос­ти государства, и использование только классового подхода существенно ограничивает возможности научного познания го­сударства и политической власти.

Общесоциальный подход в понимании сущности государства выражен в различных немарксистских теориях государства, основными из которых являются теория элит, технократическая теория, теория «государствавсеобщего благоденствия», теория солидаризма и пр. Так, например, Л. Дюги, один из сторонников теории солидаризма , называл учение о классовой борьбе «отвратительной доктриной» и утверждал, что социальная солидарность требует взаимной поддержки различных слоев общества, совместно выполняющих социально значимые функции. Дюги особо отмечал социальные обязанности государства – поддержка образования, здравоохранения, социальное обеспечение и пр. На этот факт есть ряд доказательств.

Во-первых, власть в государстве может находиться в руках сравнительно небольшой социальной группы, которая не отра­жает в полной мере интересы того или иного класса, а действует прежде всего в своих собственных узкогрупповых интересах (бонапартизм, тоталитарные бюрократические режимы).

Во-вторых, во многих странах, освободившихся от колониаль­ной зависимости, нередко складывается такая обстановка, при которой ни один из социальных классов не обладает достаточной силой и организованностью, чтобы взять власть. Поэтому при наличии там общенациональных интересов (обретение независи­мости, развитие национальной экономики и культуры) возникает власть блока различных классов и неклассовых социальных групп, включающего национальную буржуазию, рабочий класс, крестьянство, интеллигенцию, ремесленников, мелких торговцев и пр.

В-третьих, при определенных условиях может возникнуть го­сударство, в котором власть не на словах, а на деле будет принадлежать всему народу, поскольку общенародные интересы будут преобладать над более узкими классовыми или групповыми.

И, наконец, самое важное. Общество всегда едино, несмотря на нередко раздирающие его социальные противоречия. Ведь без рабов не может быть рабовладельцев, без крестьян - феодалов, без рабочих - капиталистов. Условием существова­ния чиновничьего аппарата в восточном государстве является труд общинников и т.д. Поэтому стоящие у власти класс или социальная группа всегда вынуждены заботиться в какой-то мере об угнетенных классах, об эксплуатируемых слоях населе­ния.

Значит, любое государство должно осуществлять (и всегда осуществляет) общесоциальные функции, действовать в интере­сах всего общества. И любое государство не только является орудием подавления, машиной господства какого-то класса или социальной группы, но и представляет все общество, является средством его объединения, способом его интеграции. Обще­социальная роль государства также является его сущностной чертой, которая неразрывно связана с классовой и составляет, таким образом, вторую сторону его единой сущности. В госу­дарстве всегда сочетаются узкоклассовые или групповые инте­ресы господствующей верхушки и интересы всего общества. Соотношение указанных сторон сущности государства в различ­ных исторических условиях неодинаково, причем усиление одной из сторон приводит к ослаблению другой. В наибольшей степени превалирует классовая сторона государства в рабовладельчес­ком обществе. Вся полнота власти, юридических прав, возмож­ностей реализовать свои интересы принадлежит господствую­щему классу. Однако существующее мнение о полном бес­правии рабов, «ужасных» условиях жизни, принудительном ха­рактере труда, беззащитности от любого произвола, видимо, преувеличено. Низкая производительность труда в тот период неизбежно приводила к тому, что число рабов многократно превышало число свободных. При этом раб, занятый на сельско­хозяйственных работах, имея в руках орудие своего труда - мотыгу, вполне мог противостоять вооруженному воину. Такое общество не могло быть основано на голом насилии, только на физическом принуждении. Действовали и иные методы воздей­ствия - идеологические, в том числе религиозные, разжигание национальной и социальной розни (положение рабов не было одинаковым: в Афинах, например, рабы выполняли обязанности полицейских) и, несомненно, экономические методы - матери­альная заинтересованность раба в результатах своего труда (лучшая еда, условия жизни, возможность создать семью и т.п.). Были защищены рабы в определенной степени и юриди­чески, как и любое ценное имущество. Все это указывает на большую, чем обычно считалось, общесоциальную роль рабо­владельческого государства. Значение общесоциальной сторо­ны государственной деятельности возрастало по мере движения общества от рабовладения к феодализму, от феодализма к ка­питализму. Особенно большую роль она играет в современном западном обществе: высокие налоги на прибыль предпринима­телей, государственное регулирование условий труда, широкое развитие разнообразных социальных программ и т.п. привели к тому, что в значительной степени смягчаются социальные противоречия, снижается необходимость в мерах подавления классовых противников, которых, естественно, становится мень­ше, повышается политическая стабильность общества. Таким образом, одновременно с увеличением социальной составляю­щей государственной деятельности снижается доля его клас­сового содержания.

Итак, для полного и объективного познания государства, пони­мания его сущности недостаточно только классового подхода, а следует использовать положения и других теорий государства: элитарной, технократической, плюралистической демократии, государства «всеобщего благоденствия» и др.


Теория «государства всеобщего благоденствия»
, автором которой был английский ученый Д. Кейнси, отстаивала идею активного вмешательства государства в экономику в целях предотвращения кризисных явлений и оказания населению целого ряда социальных услуг (выплата пенсий, пособий по безработице и т.п.). При этом утверждалось, что государство перестало быть классовым и начало выражать интересы всех слоев населения, обеспечивая всеобщее благоденствие.

Перечисленные немарксистские теории, равно как и другие, в общем-то по-разному трактуют сущность государства. Но все эти теории объединяет одно: они отвергают классовый характер государства и исходят из того, что государство выражает волю и интересы не столько экономически господствующих классов, сколько всего общества. Особенно это относится к современным государствам. В этой связи надклассовый подход в понимании сущности государства нередко именуют общесоциальным .

Значительная часть российских исследователей считает, что отдельно взятые классовый и общесоциальный подходы дают лишь одностороннее представление о сущности государства. Поэтому необходимо использовать оба подхода : как классовый, так и общесоциальный, надклассовый. В то же время одни, используя оба этих подхода, трактуют сущность государства в его историческом развитии. Начиная с древнейших времен и примерно до середины ХХ в., государство, по их мнению, носило классовый характер и выступало в качестве орудия классового господства. Современное же государство, начиная с развитых западных демократий послевоенного периода (после Второй мировой войны), утратило классовый характер и из орудия классового господства превратилось в орудие социальных компромиссов.

Что же касается сущности государства, то она видится в том, что государство – это единственная политическая организация, которая в силу присущих ей качеств исторически возникла как организация социального управления, т.е. управления обществом. Она не была навязана обществу извне, а объективно сформировалась в самом обществе. Эта организация может носить классовый или сословный характер, быть подчинена интересам каких-либо классов или социальных групп, проводить эти интересы в жизнь и навязывать их всему обществу, но во всех случаях она остается организацией, осуществляющей управление обществом, организацией, создающей и обеспечивающей в нем необходимый порядок. Изменение соотношения классовых и общесоциальных начал в государстве меняет только содержание деятельности государства, но не меняет его сущности. Сущность государства, как и сущность любых предметов или явлений, всегда остается неизменной.

Стоит критически относится к утверждению, что для современных государств не свойственна классовая природа. Современное государство по-прежнему выполняет классовые функции. Но в отличие от предыдущих этапов развития государства, сейчас классовость проявляется не столько во взаимоотношениях внутри государства, сколько во взаимоотношениях между государствами.

Что отличает государство от других политических организаций, действующих во всем мире? Расплывчатый ответ на этот вопрос может дать практически каждый человек, интересующийся управлением страной. Но если интересны все пунктики? Что ж, давайте разберём эту тему.

Общая информация

Прежде чем выяснять, что отличает государство от других политических организаций, необходимо разобраться с терминологией. Под этим термином понимают механизм непосредственной политической власти. Все другие общественные организации, что действуют в рамках системы социума, влияют опосредованно. То есть они непосредственно не раздают государству указаний, но сотрудничают с ним в той или иной форме. Конечно, роль отдельной организации может иметь определяющее решение, но полностью поставить между ними знак равенства всё равно нельзя.

Отличительные признаки

Их достаточно много. Чтобы лучше воспринимать информацию, признаки были разделены на группы. Сейчас мы рассмотрим государство как политический институт. Итак, если подходить с территориальной точки зрения, то:

  • Государство в пределах своих границ является единым официальным представителем всего общества в целом. Объединение в данном случае идёт по признаку гражданства и территории.
  • Государство как особая политическая организация обладает особенным суверенитетом. Под ним понимается верховное руководство на своей территории и независимость при вступлении в контакт при международных отношениях.
  • Только за государством закреплено право и обязанность издавать в пределах подконтрольных границ законы и нормативные акты. Это законодательство обладает высшей юридической силой. В нём имеются общеобязательные правила возможного и должного поведения, которые называются нормами права. Они всеобщего характера. Иными словами - их действие распространяется на все муниципальные, государственные, частные и общественные организации, а также на отдельных людей. При этом исповедуется принцип "все равны".
  • Вот что собой представляет государство как политический институт. Конечно, другие общественные организации могут тоже принимать определённые решения, которые оформляются в нормативные акты, но они имеют силу только внутри них. В рамках страны правотворчество является исключительной прерогативой государственной власти.

    Управление обществом

    Что отличает государство от других политических организаций при влиянии на социум? Оно представляет собой сложный механизм, который управляет обществом, регулирует социальные процессы и сферы. Он является системой государственных органов, в которую включены и нужные им материальные средства. Причем последние должны расходоваться на достижение определённых задач и выполнение конкретных функций. Особенность органов, образующих государственный механизм, - их государственно-властное признание. Это положение закрепляется юридически. Деятельность органов предполагает формирование и наличие специально отобранных лиц, которые получают статус государственных служащих. Основная их задача - это реализация функции управления обществом и обеспечение ему наиболее оптимальных условий существования. Это важные внутренние признаки государства, отличающие его от других организаций. Конечно, есть благотворительные фонды и подобные учреждения, но они могут только помогать физически, тогда как их влияние на формирование условий весьма низко.

    Систематический подход

    Что отличает государство от других политических организаций, так это формирование и действие в качестве единого целостного организма с широкими полномочиями. Так, исключительно оно имеет правоохранительные (или ещё карательные) органы, такие как прокуратура, милиция и суд и так далее. Они создаются специально для поддержания правопорядка и охраны законности. Для этого используется путь принуждения к выполнению принятых норм права. Также исключительно государство имеет вооруженные силы и органы безопасности, задача которых - обеспечивать обороноспособность страны, суверенитет и территориальную целостность.

    Кроме этого, следует отметить и тесную органическую взаимосвязь с правом. В широком смысле под этим понимают его экономическую, социальную и культурную составляющие. Всё это направлено на обеспечение стабильности развития общества. Вот такие основные признаки государства. Отличие его от других организаций может выражаться и в других, менее важных и фундаментальных особенностях.

    Иные признаки

    Важным для самого государства является наличие публичной власти, то есть тех, кто принимает все решения, что в последующем реализовываются на определённой территории. Кроме того, необходимо отметить, что объединение осуществляется независимо от расовой, национальной, религиозной и так далее принадлежности людей. Также государство распоряжается национальными ресурсами. У него есть и свои собственные флаги, гимны и гербы, которые показывают, что субъект является суверенным. Кроме этого, государство обладает собственными налоговой и финансовой системами.

    Заключение

    Различные политические течения и доктрины рассматривают государство по-разному. Так, сторонники марксизма считали, что оно только инструмент в руках управляющего класса для навязывания своей воли всем остальным людям. Но наиболее распространённой считается мысль, согласно которой государство - это социальный компромисс между различными слоями населения. Благодаря ему обеспечивается общесоциальная направленность его действий. Благодаря этому оно является одновременно и общечеловеческим, и классовым началом. И это и есть главное отличие государства от других организаций на данный момент времени.

    Государство – сложная структура, создаваемая для защиты интересов определенной группы граждан, а также для сохранения полноценных взаимоотношений между ними и поддержания правового порядка.

    В историческом плане это понятие определяется как некая социальная организация, имеющая власть над людьми и преследующая цель обеспечить общее благо для всех, кто проживает на ее территории.

    Термин «государство» произошел от древнерусского слова «государь» , которым в прошлом называли правителей на Руси. Этимологически оно связано с более ранним понятием «господарь» (производное – «господарьство»), чье происхождение достоверно не установлено.

    В Средние века под государством понимали владения, принадлежавшие князьям-государям, а в современную эпоху термин стал использоваться для обозначения территорий, объединенных определенными признаками – конституцией, законодательством, территорией, населением, денежной системой и т. д.

    Государство, в котором люди живут согласно нормам и принципам права, называется правовым. В такой организации общества закон имеет высшую юридическую силу, и никто из граждан, включая аппарат власти, не может действовать за пределами его рамок.


    Все люди равны перед законом, независимо от их благосостояния, происхождения или общественного положения. В целях обеспечения верховенства права суды в правовом государстве отделены от других органов власти, а судебные решения принимаются в соответствии с разумным толкованием законов и нормативных актов.

    Согласно наличию или отсутствию независимости в отдельных частях государства различают простую форму устройства (унитарную) и сложную (федерации либо конфедерации). Унитарная – это единое государство, где отдельные регионы не имеют самостоятельности и подчиняются одному центру. Такая организация общества отличается одноуровневой законодательной системой (конституцией), единым гражданством и иерархической системой управления.

    В настоящее время на международном уровне государствами признаются организации общества, которые являются членами ООН. Таких в мире 194. Все они входят в Организацию Объединенных Наций, за исключением Ватикана, который хоть и считается суверенной территорией, но не является государством в полном понимании этого слова.

    Кроме признанных, на нашей планете есть территории, которые получили право на самоопределение, но не смогли им воспользоваться (например, оккупированные Палестина и Сахарская Республика). Не считаются полноценными государствами и непризнанные страны – Приднестровье, Северный Кипр, Южная Осетия, Тайвань и ряд других.

    Хотя для многих страна и государство – это синонимы, на самом деле между этими терминами существуют различия. Под государством понимают, в первую очередь, политическую систему власти на отдельной территории, в то время как понятие «страна» больше используется в географическом или культурном контексте.


    Государство – это особая организация общества, объединенного социальными факторами, имеющего единую систему управления, тогда как страной можно назвать не только территорию, но и население, живущее на ней. Кроме этого, государство – более официальный термин, применяемый в правовых и политических аспектах.

    Раздел 1

    ОСНОВЫ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

    Тема 1.1

    ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

    Общество, страна, государство: сходство и различия

    Общество выступает как система разнообразных общественных связей и общественных отношений. Общество - это сложнейшая, естественным путем сложившаяся социальная система, которая, в свою очередь, состоит из социальных сообществ.

    Общество и человек неразрывно связаны между собой. Великий греческий философ Аристотель, называя человека общественным существом, тем самым подчеркивал, что вне общества развитие и существование человека невозможно. Общество выступает одно­временно и как среда, и как сложный механизм удовлетворения жизненных потребностей человека. В соответствии с этими по­требностями в любом обществе существуют определенные струк­турные элементы - социальные институты:

    1) институт семьи - обеспечивает воспроизводство человека;

    2) институт экономики (производство материальных благ) - обеспечивает материальные средства существования;

    3) институт образования и науки - обеспечивает получение, накопление и передачу информации;

    4) институт духовности (религия, нерелигиозные типы миро­воззрения, искусство) - удовлетворяет духовные потребности че­ловека;

    5) институт управления (власть, государство, право) - обеспе­чивает безопасность и общественный порядок.

    В разные периоды исторйческого развития общество прини­мало различные формы, изменялась его структура. Первобытное общество было социально однородным, оно не знало социальной стратификации. Институт управления был представлен влас­тью, которая имела неполитический характер (власть старейши­ны, вождя, народных собраний).

    С переходом к цивилизованной форме существования общество становится социально неоднородным. В нем складываются отно­сительно самостоятельные устойчивые группы людей касты, со­словия, классы. Стратифицированное общество всегда внутренне противоречиво: интересы раба прямо противоположны интересам рабовладельца, бедные и богатые преследуют в жизни разные цели и т.д. Мировой опыт показывает, что саморазрушение такого об­щества в состоянии предотвратить только государственная орга­низация. Государство выступает как социальный институт, при­званный противостоять антисоциальным разрушительным силам, руководить выполнением общезначимых дел, обеспечивать внут­реннюю и внешнюю безопасность общества.

    Термины «страна» и «государство» нередко используются в ка­честве синонимов. Но с точки зрения юридической науки эти по­нятия не являются тождественными. Понятие «страна» по своему содержанию шире, чем понятие «государство». Оно имеет не толь­ко правовое, но и географическое значение.


    В правоведении термин «страна» употребляется в смысле тер­ритории, которая имеет определенные границы, пользуется го­сударственным суверенитетом или находится под властью друго­го государства. Исторически известны такие виды подвластных стран как колонии, подопечные территории. В наше время стра­нами нередко называют административные или автономные части государства. Например, страна Басков является составной частью Королевства Испания. В физической географии страна - это боль­шая территория, выделенная по географическому положению, рельефу, естественным условиям и ресурсам. Например, такой является горная система Карпаты-Татры, Западно-сибирская рав­нина и др. Границы географических стран и государств могут не совпадать. Например, территория горной страны Кавказ входит в состав нескольких смежных государств (Российская Федерация, Азербайджан, Армения, Грузия, Турция).

    Термин «государство» применяется как тождественный терми­ну «страна» для обозначения совокупности людей, территории, на которой они проживают, и суверенной в пределах данной террито­рии власти. Этот же термин употребляется в сугубо юридическом смысле для обозначения организации политической власти, глав­ного института политической системы общества, который направ­ляет и организует с помощью норм права совместную деятельность людей, защищает их права и интересы.

    Государство - организация политической власти, осуществляющая управление обществом и обеспечивающая в нем порядок и стабильность.

    Основными признаками государства являются: наличие определенной территории, суверенитет, широкая социальная база, монополия на легитимное насилие, право сбора налогов, публичный характер власти, наличие государственной символики.

    Государство выполняет внутренние функции, среди которых — хозяйственная, стабилизационная, координационная, социальная и др. Существуют и внешние функции, важнейшими из которых являются обеспечение обороны и налаживание международного сотрудничества.

    По форме правления государства делятся на монархии (конституционные и абсолютные) и республики (парламентские, президентские и смешанные). В зависимости от формы государственного устройства выделяют унитарные государства, федерации и конфедерации.

    Государство

    Государство — это особая организация политической власти, которая располагает специальным аппаратом (механизмом) управления обществом для обеспечения его нормальной деятельности.

    В историческом плане государство можно определить как социальную организацию, обладающую конечной властью над всеми людьми, проживающими в границах определенной территории, и имеющую главной своей целью решение общих проблем и обеспечение общего блага при сохранении, прежде всего, порядка.

    В структурном плане государство предстает как разветвленная сеть учреждений и организаций, олицетворяющих три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную.

    Государственная власть является суверенной, т. е. верховной, по отношению ко всем организациям и лицам внутри страны, а также независимой, самостоятельной по отношению к иным государствам. Государство — официальный представитель всего общества, всех его членов, именуемых гражданами.

    Взимаемые с населения и полученные от него займы направляются на содержание государственного аппарата власти.

    Государство — это универсальная организация, отличающаяся рядом не имеющих аналогов атрибутов и признаков.

    Признаки государства

    • Принудительность — государственное принуждение первично и приоритетно по отношению к праву принуждать других субъектов в пределах данного государства и осуществляется специализированными органами в ситуациях, определяемых законом.
    • Суверенность — государство обладает наивысшей и неограниченной властью по отношению ко всем лицам и организациям, действующим в пределах исторически сложившихся границ.
    • Всеобщность — государство выступает от имени всего общества и распространяет свою власть на всю территорию.

    Признаками государства являются территориальная организация населения, государственный суверенитет, сбор налогов, законотворчество. Государство подчиняет себе все население, проживающее на определенной территории, независимо от административно-территориального деления.

    Атрибуты государства

    • Территория — определяется границами, разделяющими сферы суверенности отдельных государств.
    • Население — подданные государства, на которых распространяется его власть и под защитой которого они находятся.
    • Аппарат — система органов и наличие особого "класса чиновников" посредством которых функционирует и развивается государство. Издание законов и правил, обязательных для всего населения данного государства, осуществляется государственным законодательным органом.

    Понятие государства

    Государство возникает на определенной стадии развития общества как политическая организация, как институт власти и управления обществом. Существуют две основные концепции возникновения государства. В соответствии с первой концепцией государство возникает в ходе естественного развития общества и заключения договора между гражданами и правителями (Т. Гоббс, Дж. Локк). Вторая концепция восходит к идеям Платона. Она отвергает первую и настаивает на том, что государство возникает в результате покорения (завоевания) сравнительно небольшой группой воинственных и организованных людей (племя, раса) значительно превосходящего по численности, но менее организованного населения (Д. Юм, Ф. Ницше). Очевидно, в истории человечества имели место как первый, так и второй способ возникновения государства.

    Как уже говорилось, вначале государство являлось единственной политической организацией в обществе. В дальнейшем, в ходе развития политической системы общества, возникают и другие политические организации (партии, движения, блоки и т. д.).

    Термин «государство» обычно употребляется в широком и в узком значении.

    В широком смысле государство отождествляется с обществом, с определенной страной. Например, мы говорим: «государства, входящие в ООН», «государства — члены НАТО», «государство Индия». В приведенных примерах под государством понимаются целые страны вместе со своими народами, проживающими на определенной территории. Такое представление о государстве доминировало в античности и в Средние века.

    В узком смысле государство понимается как один из институтов политической системы, обладающий верховной властью в обществе. Такое понимание роли и места государства обосновывается в период формирования институтов гражданского общества (XVIII — XIX вв.), когда происходит усложнение политической системы и социальной структуры общества, появляется необходимость отделения собственно государственных институтов и учреждений от общества и других негосударственных институтов политической системы.

    Государство — основной социально-политический институт общества, ядро политической системы. Обладая суверенной властью в обществе, оно управляет жизнедеятельностью людей, регулирует отношения между различными социальными слоями и классами, отвечает за стабильность общества и безопасность своих граждан.

    Государство имеет сложную организационную структуру, которая включает следующие элементы: законодательные учреждения, исполнительно-распорядительные органы, судебную систему, органы охраны общественного порядка и государственной безопасности, вооруженные силы и др. Все это позволяет государству выполнять не только функции управления обществом, но и функции принуждения (институционализированного насилия) в отношении как отдельных граждан, так и больших социальных общностей (классов, сословий, нации). Так, в годы советской власти в СССР были фактически уничтожены многие классы и сословия (буржуазия, купечество, зажиточное крестьянство и др.), политическим репрессиям подвергались целые народы (чеченцы, ингуши, крымские татары, немцы и др.).

    Признаки государства

    Основным субъектом политической деятельности признается государство. С функциональной точки зрения государство — это ведущий политический институт, осуществляющий управление обществом и обеспечивающий порядок и стабильность в нем. С организационной точки зрения государство — это организация политической власти, вступающая в отношения с другими субъектами политической деятельности (например, гражданами). В таком понимании государство рассматривается как совокупность политических институтов (суды, система социального обеспечения, армия, бюрократия, органы местной власти и т.д.), ответственных за организацию социальной жизни и финансируемых обществом.

    Признаки , которые отличают государство от других субъектов политической деятельности, состоят в следующем:

    Наличие определенной территории — юрисдикция государства (право вершить суд и решать правовые вопросы) определена его территориальными границами. В этих границах власть государства распространяется на всех членов общества (как обладающих гражданством страны, так и не обладающих им);

    Суверенитет — государство полностью независимо во внутренних делах и в ведении внешней политики;

    Многообразие используемых ресурсов — государство аккумулирует основные властные ресурсы (экономические, социальные, духовные и т.д.) для осуществления своих полномочий;

    Стремление к представительству интересов всего общества — государство выступает от имени всего общества, а не отдельных лиц или социальных групп;

    Монополия на легитимное насилие — государство имеет право применять силу, чтобы обеспечивать исполнение законов и наказывать их нарушителей;

    Право сбора налогов — государство устанавливает и собирает с населения различные налоги и сборы, которые направляются на финансирование государственных органов и решение различных управленческих задач;

    Публичный характер власти — государство обеспечивает защиту публичных интересов, а не частных. При осуществлении государственной политики обычно не возникает личных отношений между властью и гражданами;

    Наличие символики — государство имеет свои признаки государственности — флаг, герб, гимн, особые символы и атрибуты власти (например, корона, скипетр и держава в некоторых монархиях) и т.д.

    В ряде контекстов понятие «государство» воспринимают как близкое по значению к понятиям «страна», «общество», «правительство», но это не так.

    Страна — понятие прежде всего культурно-географическое. Этот термин обычно употребляется в тех случаях, когда говорят о площади, климате, природных зонах, населении, национальностях, религиях и т.д. Государство — понятие политическое и обозначает политическую организацию той иной страны — форму ее правления и устройства, политический режим и т.д.

    Общество — понятие более широкое, чем государство. Например, общество может быть над государственным (общество как все человечество) или догосударственным (таковы племя и первобытный род). На современном этапе понятия общества и государства тоже не совпадают: публичная власть (скажем, слой профессионалов-управленцев) относительно самостоятельна и обособлена от остального общества.

    Правительство - только часть государства, его высший распорядительный и исполнительный орган, инструмент осуществления политической власти. Государство — устойчивый институт, вто время как правительства приходят и уходят.

    Общие признаки государства

    Несмотря на все многообразие видов и форм государственных образований, возникавших ранее и существующих в настоящее время, можно выделить общие признаки, которые в той или иной степени характерны для любого государства. Наиболее полно и аргументированно, на наш взгляд, эти признаки были изложены В. П. Пугачевым.

    К числу таких признаков относятся следующие:

    • публичная власть, отделенная от общества и не совпадающая с социальной организацией; наличие особого слоя людей, осуществляющих политическое управление обществом;
    • определенная территория (политическое пространство), очерчиваемая границами, на которую распространяются законы и полномочия государства;
    • суверенитет — верховная власть над всеми проживающими на определенной территории гражданами, их институтами и организациями;
    • монополия на легальное применение силы. Только государство имеет «законные» основания для того, чтобы ограничивать права и свободы граждан и даже лишать их жизни. Для этих целей оно имеет специальные силовые структуры: армию, полицию, суды, тюрьмы ит. п.;
    • право на взимание налогов и сборов с населения, которые необходимы для содержания государственных органов и материального обеспечения государственной политики: оборонной, экономической, социальной и т. д.;
    • обязательность членства в государстве. Человек получает гражданство с момента рождения. В отличие от членства в партии или других организаций, гражданство является необходимым атрибутом любого человека;
    • претензия на представительство всего общества как единого целого и на защиту общих интересов и целей. В реальности же никакое государство или иная организация не в состоянии в полной мере отражать интересы всех социальных групп, классов и отдельных граждан общества.

    Все функции государства можно разделить на два основных вида: внутренние и внешние.

    При выполнении внутренних функции деятельность государства направлена на управление обществом, на согласование интересов различных социальных слоев и классов, на сохранение своих властных полномочий. Осуществляя внешние функции , государство выступает в качестве субъекта международных отношений, представляющего определенный народ, территорию и суверенную власть.



    Рекомендуем почитать

    Наверх